1 денежная система промышленно развитых стран. Характеристика современной денежной системы развитых зарубежных стран. Денежная система ФРГ

Функционирование современных денежных систем экономически развитых стран основано на системе неразменных кредитных денег. Несмотря на то, что каждая из них в течение длительного времени развивалась самостоятельно и обладает своими национальными особенностями, во многом они схожи и имеют много общего. Денежные системы всех стран состоят из следующих элементов:

Элементы денежной системы Денежная единица (доллар, марка) - это установленный в законодательном порядке денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен товаров и услуг. В большинстве стран действует десятичная система деления (1 доллар США равен 100 центам, 1 лира Италии равна 100 чснтсзимо и т.д.
Официальный масштаб цен (утратил экономический смысл с прекращением размена кредитных денег на золото (см § 1.2)
Виды денег - это законные платежные средства (кредитные и бумажные деньги, разменная монета). Например, в Великобритании в обращении находятся банкноты в 50, 20, 10, 5 и 1 ф. ст., монеты в 1 ф. ст., 50, 10, 5, 2 пенса, 1 и 1/2 пенни и т.д. В то же время в отдельных странах наряду с банкнотами в обращении находятся и казначейские билеты, например, в США, Италии
Эмиссионная система - это законодательно установленный порядок выпуска банкнот эмиссионными банками, а казначейских билетов и монеты - министерствами финансов (казначействами)
Государственный (кредитный) аппарат , регулирующий денежное обращение. Например, в последние десятилетия центральные банки совместно с другими государственными органами во многих странах разрабатывают ориентиры но приросту денежной массы в обороте и кредита, что позволяет контролировать инфляционные процессы

Кроме того, денежные системы экономически развитых зарубежных стран характеризуются следующими, присущими всем им особенностями.

Отсутствие официального золотого содержания и обеспечения денежных единиц и размена кредитных денег на золото В обращении находятся неразменные кредитные деньги, которые при определенных обстоятельствах могут превратиться в бумажные знаки стоимости
Рост доли безналичного оборота в общем объеме денежного обращения, при одновременном снижении наличного Усиление государственного регулирования денежного обращения
Выпуск денег в обращение в порядке банковского кредитования хозяйства, для покрытия нужд государства и под прирост золотых и валютных резервов

В то же время, каждая из развитых стран обладает теми особенностями, которые присущи только ей и рассмотрение которых наиболее полно сможет раскрыть сущность денежных систем современности.



Денежная система США. Денежной единицей США является доллар США, введенный в обращение в 1786 г. Название доллар происходит от серебряного талера, который обращался в ряде европейских стран. Сокращенное обозначение $. 1 доллар равен 100 центам. В настоящее время в обращении находятся купюры с датой выпуска не ранее 1928 года достоинством в 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 500, 1000, 5000 и 10000 долларов, монеты в 1, 5, 10, 25, 50 центов и 1 доллар. В то же время выпуск 500-долларовых купюр и выше прекращен, а находящиеся в обращении до их полного износа по законодательству США запрещены к вывозу из страны. Эмитентами наличных денег являются министерство финансов (казначейство) и федеральная резервная система (ФРС). Казначейство выпускает в оборот мелкокупюрные денежные знаки достоинством от 1 до 10 долларов, а также в 100 долларов; монеты изготавливаются из серебра, никеля и меди. Отличительным знаком купюр, выпущенных казначейством, является надпись на них "Билет Соединенных Штатов "UNITED STATES NOTES". Основную массу наличных денежных знаков выпускает в оборот ФРС. На них поставлена надпись - федеральные резервные билеты "FEDERAL RESERVE NOTES", а также указывается номер федерального резервного банка, выпустившего его. Эмиссию безналичных денег в США осуществляют коммерческие банки. Ими выпускаются в оборот чеки, векселя, пластиковые карточки, электронные деньги, причем удельный вес безналичных денег в хозяйственном обороте имеет тенденцию роста. Регулирование денежной системы проводит ФРС США и министерство финансов через денежно-кредитную и налоговую политику.

Великобритания. Денежная единица - фунт стерлингов. В обращении под таким названием находится с XII века. Изначально из одного фунта серебра чеканили монету в 1 фунт стерлингов, отчего и произошло данное название. В 1694 году были выпущены в обращение первые бумажные банкноты. В XIV в. появились золотые фунты стерлингов и до конца XVIII в. обращались вместе с серебряными, т.е. в стране была установлена система биметаллизма. Денежная система до февраля 1971 г. была построена по двенадцатикратному принципу. Это означало, что 1 фунт стерлингов состоял из 240 пенсов, а каждые двадцать пенсов составляли один шиллинг. В настоящее время 1 фунт стерлингов равен 100 новым пенсам. В обращении находятся банкноты Банка Англии достоинством в 5, 10, 20, 50 фунтов стерлингов, монеты - 1Л пенни, 1, 5, 10, 20, 50 пенсов, 1 фунт стерлингов. Кроме того, в обращении сохранились старые монеты достоинством 1, 2 и 5 шиллингов, соответствующие 5, 10 и 25 пенсам. Монопольным правом эмиссии банкнот в оборот обладает Банк Англии. Величина объема эмиссии определяется казначейством и утверждается парламентом. Казначейство выпускает в оборот монеты, а коммерческие банки - деньги безналичного оборота.

Франция. Денежной единицей Франции является французский франк, название которого происходит от латинской надписи на золотых французских монетах XIV в. "Francorum rex", т.е. король франков. В обращение введен в 1799 году вместо денежной единицы - ливра. С 1803-1876 гг. во Франции существовала биметаллическая денежная система, а с 1876 г. введен золотой стандарт. С 1914 по 1926 г. размен банкнот на золото был прекращен. В это время в обращении находились временные разменные бумажные денежные знаки торговых палат различных городов и военно-полевых казначейств. В 1928 г. Франция ввела золотослитковый стандарт, который просуществовал до 1936 г. В настоящее время во Франции, как и в других странах, функционирует денежная система, основанная на неразменных на золото кредитных деньгах. В обращении находятся банкноты Банка Франции достоинством 20, 50, 100, 200 и 500 франков и монеты в 1, 2, 5, 10, 20 сантимов; 1Л, 1, 2, 5, 10, 100 франков. 1 франк равен 100 сантимам. Монопольным правом эмиссии банкнот обладает Банк Франции. Монеты чеканятся казначейством. Банк Франции закупает их у казначейства по номинальной или нарицательной стоимости и далее вводит в обращение вместе с банкнотами. Серебро служит материалом для чеканки монет, которые являются субъектом частной тезаврации (в переводе с греческого thesauros- сокровище, накопление золота частными владельцами в виде сокровища), в результате чего серебряные монеты получают сферу обращения. Деньги безналичного оборота выпускаются в - оборот банками и другими финансово-кредитными учреждениями, в т.ч. депозитно-сохранной кассой.

В настоящее время Франция входит в зону "евро", в результате чего в 2001 г. франк будет заменен на единую европейскую валюту.

Федеративная республика Германии. Формирование целостной системы Германии связано с образованием единого немецкого государства в 1871-1879 гг. с денежной единицей - рейхсмарка, разменной на золото. Для эмиссии денежных знаков был создан Рейхсбанк, но кроме него такое право изначально имели и другие частные банки. Впоследствии с 1935 г. монопольное право эмиссии банкнот было закреплено только за Рейхсбанком. После окончания второй мировой войны, а именно в 1948 г. на территории Германии, оккупированной США, Францией и Великобританией, была введена в обращение немецкая марка, равная 100 пфеннигам, взамен рейхсмарок, рентных марок и марок Союзного военного командования, а после объединения ФРГ и ГДР марки ГДР были аннулированы, а марки ФРГ остались в обращении. В настоящее время в обороте находятся банкноты Немецкого федерального банка достоинством 5, 10, 20, 50, 100, 500 и 1000 марок и монеты в 1, 2, 5, 10, 50 пфеннигов и 1, 2, 5, 10 марок. Исключительным правом эмиссии денежных знаков в оборот обладает Немецкий федеральный банк. Им же осуществляется регулирование денежного обращения через систему целевых ориентиров но выпуску денежной массы в оборот, а также различными методами антиинфляционной политики. За последние десятилетия положение немецкой марки в мире существенно укрепилось. Ее удельный вес в "корзине" СДР составляет 17%, в "корзине" ЭКЮ 33%. Тем не менее, Германия является наиболее активным участником создания единой европейской валюты, в результате чего одна из самых стабильных валют мира с введением евро в 2001 году прекратит свое существование.

Италия . Денежной единицей Италии является итальянская лира (от лат. libra - фунт, т.е. вес), равная 100 чентезимо, ведет родословную с X века. Как официальная денежная единица страны введена в 1862 г. В настоящее время в обращении находятся банкноты Банка Италии достоинством 1000, 2000, 5000, 10 000, 50 000, 100 000 лир, монеты в 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100, 200, 500 лир, а также бумажные денежные знаки в 500 лир. Согласно законодательству страны величину объемов эмиссии банкнот определяет казначейство, а Банк Италии является техническим исполнителем по претворению в жизнь решений казначейства, кроме того, казначейство печатает бумажные деньги и чеканит монеты. В отличие от других развитых стран в Италии налично-денежные расчеты занимают значительный удельный вес в совокупном объеме расчетов. Эмиссию безналичных денег осуществляют коммерческие банки и сберегательные кассы. Государственное регулирование и контроль денежного обращения проводит казначейство. За последние годы Италии удалось выполнить требования ЕС и в настоящее время она, как и другие европейские государства, переходит на внедрение в денежный оборот коллективной валюты "евро".

Современная денежная система включает следующие элементы: денежную единицу; масштаб цен; виды денег, эмиссионную систему; государственный или кредитный аппарат регулирования денежного обращения.
Составной частью денежной системы является национальная валютная система, хотя она и относительно самостоятельна.
Денежная единица - это установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица, как правило, делится на мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления 1:10:100. (1 доллар США равен 100 центам; 1 фунт стерлингов - 100 пенсам; 1 индонезийская рупия - 100 сенам и т.д.).
Официальный масштаб цен утратил экономический смысл с развитием государственно-монополистического капитализма и прекращением размена кредитных денег на золото. В результате Ямайской валютной реформы 1976-1978 гг. официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц отменены.
Виды денег, являющиеся законным платежным средством, - это в основном кредитные банковские билеты, а также бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета. Например, в США в обращении находятся: банковские билеты в 100, 50, 20, 10, 5, 2 и 1 долл. (выпуск банкнот в 500 и выше долларов прекращен); казначейские билеты в 100 долл.; серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 долл., 50, 25, 10, 1 цент. В Великобритании в обращении находятся банкноты в 50, 20, 10, 5 и 1 ф. ст., монеты в 1 ф. ст., 50, 10, 5, 2 пенса, 1 и? пенни. Имеют хождение старые монеты в 2 и 1 шиллинг, которые по стоимости соответствуют новым 10 и 5 пенсам. Если в промышленно развитых странах, как правило, не выпускаются государственные бумажные деньги в узком смысле слов (казначейские билеты), то в некоторых развивающихся государствах они имеют достаточно широкое обращение.
Эмиссионная система в развитых капиталистических странах означает порядок выпуска банковских билетов центральными банками, а казначейских билетов и монет - казначействами в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом. Главный канал эмиссии денег в этих странах - депозитно-чековая эмиссия: увеличение депозитов на счетах клиентов и соответственно массы чеков, обслуживающих платежный оборот. В ней участвуют коммерческие банки и другие кредитные организации. Например, в США право выпуска банкнот предоставлено Федеральной резервной системе (Центральный банк), а мелкокупюрных денежных билетов, серебряных долларов и разменной монеты - казначейству.
В связи с тем, что денежная политика тесно связана с кредитной, в условиях современного капитализма осуществляется государственное денежно-кредитное регулирование экономики. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулировании прироста денежной массы в обращении на предстоящий период, которых придерживаются в своей политике центральные банки. В США с 1975 г. Федеральная резервная система (ФРС) периодически отчитывается перед Конгрессом о планируемых темпах роста или сокращении денежной массы в обращении на предстоящие 12 месяцев.
Характерными чертами современных денежных систем промышленно развитых капиталистических государств являются:
отмена официального золотого содержания и размена банкнот на золото; демонетизация золота;
переход к неразменным на золото кредитным деньгам;
выпуск банкнот в обращение не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства (эмиссионным обеспечением являются в основном государственные ценные бумаги);
преобладание в денежном обращении безналичного оборота;
усиление государственного монополистического регулирования денежного обращения.
Образовавшиеся в период и после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. валютные блоки обеспечили сохранение в развивающихся странах денежных систем, зависимых от метрополий, которые контролировали эмиссионные институты и их операции. Размеры эмиссии обусловливались состоянием платежных балансов, а не потребностями хозяйства. Во время и после второй мировой войны на базе довоенных валютных блоков были созданы валютные зоны, характерными чертами которых являются: поддержание твердого курса валют по отношению к основной валюте; хранение национальных валют в банках страны-гегемона; льготный порядок валютных расчетов внутри зоны.
В начале 80-х годов в большинстве малых государств, в том числе островных, были созданы национальные денежные системы, обеспечение устойчивости которых является важнейшим условием нормального развития национальных экономик.

Как и любая система, денежная система состоит из ряда элементов, среди которых выделяются следующие:

Масштаб цен;

Виды денег, находящиеся в обращении и являющиеся законным платежным средством;

Порядок эмиссии и характер обеспечения денежных знаков, выпущенных в обращение;

Методы регулирования денежного обращения.

Для описания денежной системы промышленно развитых стран охарактеризуем подробно ее составные элементы.

Денежная единица - это установленный законом денежный знак, служащий для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица делится на более мелкие, пропорциональные части. В большинстве стран действует десятичная система деления (1 доллар = 100 центов; 1 фунт стерлингов = 100 пенсов и т.д.).

Наименование денежной единицы обычно складывается исторически, хотя в некоторых случаях государство может установить новое наименование денежной единицы.

Масштаб цен - средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. При металлическом обращении, когда денежный товар - металл - выполнял все функции денег, масштаб цен представлял собой весовое количество денежного металла, принятое в стране в качестве денежной единицы или ее кратных частей.

С прекращением размена кредитных денег на золото официальный масштаб цен утратил свой экономический смысл, и в результате валютной реформы 1976-1978 гг. (Ямайское соглашение) официальная цена золота и золо-

Виды денежных знаков. В связи с тем, что в настоящее время ни в одной стране нет системы металлического обращения, основными видами денежных знаков являются: кредитные банковские билеты (банкноты), государственные бумажные деньги (казначейские билеты) и разменная монета, являющиеся законными платежными средствами в стране.

Банковские билеты (банкноты) - вид денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками.

Банкноты выпускаются строго определенного достоинства:

В США обращаются банкноты в 1, 2, 5, 10, 20, 50, 100 долларов;

В Великобритании обращаются банкноты в 1, 5, 10, 20 фунтов стерлингов;

Во Франции обращаются банкноты в 10, 50, 100, 500 франков и т.д.

Казначейские билеты - бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государством - министерством финансов или специальным государственным финансовым органом - для покрытия бюджетного дефицита. В отличие от банковских билетов казначейские билеты никогда не обеспечивались драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась.

Разменная монета - слиток металла, имеющий установленное законом весовое содержание и форму.

В США в обращении находятся серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 долл., 50, 25, 10, 1 цент.

В Великобритании в обращении находятся монеты в 1 фунт стерлингов, 50,10, 5, 2 пенса, 1 и 1/2 пенни Имеют

4. Зак. 629

хождение старые монеты в 2 и 1 шиллинг, которые по стоимости соответствуют новым 10 и 5 пенсам. Монеты служат в качестве разменных денег и позволяют совершать любые мелкие покупки.

Эмиссионная система - законодательно установленный порядок выпуска и обращения неразменных на золото кредитных и бумажных денежных знаков.

Эмиссионные операции в различных государствах исторически осуществляли:

Центральный (эмиссионный) банк, пользующийся монопольным правом выпуска банкнот, составляющих подавляющую часть налично-денежного обращения;

Казначейство, выпускающее мелкокупюрные бумажноденежные знаки.

В настоящее время эмиссию неразменных на золото денежных знаков независимо от их вида осуществляют эмиссионные банки, организующие денежное обращение в стране и отвечающие за его состояние.

Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков, в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг.

В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95% осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом уже не за счет эмиссии банкнот, а благодаря депозитно-чековой эмиссии, т.е. в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков.

Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития. Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулирование прироста денежной массы в обращении, которых придерживаются в

своей политике центральные банки.

Таким образом, характерными чертами современных денежных систем промышленно развитых стран являются:

Отмена официального золотого содержания и свободного размена банкнот на золото, т.е. демонетаризация золота;

Переход к неразменным на золото кредитным деньгам;

Выпуск в обращение банкнот не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства;

Преобладание в денежном обращении безналичного оборота;

Усиление государственного регулирования денежного обращения.

Денежная система промышленно развитых стран. Современная денежная система включает следующие элементы - денежную единицу - масштаб цен - виды денег - эмиссионную систему - государственный или кредитный аппарат.

Для описания денежной системы промышленно развитых стран охарактеризуем ее составные элементы. Денежная единица это установленный законом денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров. Денежная единица делится на более мелкие кратные части. В большинстве стран установлена десятичная система деления 110100 1 доллар США равен 100 центам.

Масштаб цен средство выражения стоимости в денежных единицах, техническая функция денег. Официальный масштаб цен утратил экономический смысл с прекращением размена кредитных денег на золото. В результате Ямайской валютной реформы 1976-1978 гг. официальная цена золота и золотое содержание денежных единиц отменены. В настоящее время масштаб цен складывается стихийно и служит для соизмерения стоимостей товаров посредством цены. Виды денег, являющиеся законным платежным средством это в основном кредитные банковские билеты, а также бумажные деньги казначейские билеты и разменная монета.

Банковские билеты банкноты вид денежных знаков, законное платежное средство, выпускаемое в обращение центральными банками. Банкноты выпускаются строго определенного достоинства в США обращаются банкноты в 1,2,5,10,20,50,100 долларов в Великобритании - в 1,5,10,20 фунтов стерлингов. Казначейские билеты - бумажные деньги, выпускаемые непосредственно государством для покрытия бюджетного дефицита.

В отличие от банковских билетов казначейские билеты никогда не обеспечивались драгоценными металлами и не подлежали размену на золото или серебро. После отмены золотого стандарта разница между казначейскими билетами и банкнотами практически стерлась. Разменная монета - слиток металла, имеющий установленное законом весовое содержание и форму. В США в обращении находятся серебряно-медные и медно-никелевые монеты в 1 долл 50,25,10,1 цент. В Великобритании в обращении находятся монеты в 1 фунт стерлингов,50,10,5,2 пенса,1 и пенни.

Имеют хождение старые монеты в 2 и 1 шиллинг, которые по стоимости соответствуют10 и 5 пенсам. Эмиссионная система в промышленно развитых странах означает выпуск банковских билетов центральными банками, а казначейских билетов и монет казначействами в соответствии с законодательно установленным эмиссионным правом. Эмиссия банковских билетов осуществляется эмиссионным банком страны в процессе кредитования коммерческих банков, в процессе операций, связанных с покупкой иностранной валюты и государственных ценных бумаг.

В экономически развитых странах денежный оборот более чем на 95 осуществляется в форме безналичных расчетов. Поэтому и увеличение денежной массы в обращении происходит главным образом уже не за счет эмиссии банкнот, а благодаря депозитно-чековой эмиссии, т.е. в процессе кредитования эмиссионным банком коммерческих банков. Денежное регулирование представляет собой комплекс мер государственного воздействия по достижению соответствия количества денег объективным потребностям экономического развития.

Во многих промышленно развитых странах с 70-х годов было введено таргетирование, т.е. установление целевых ориентиров в регулирование прироста денежной массы в обращении, которых придерживаются в своей политике центральные банки. Таким образом, характерными чертами современных денежных систем промышленно развитых стран являются - отмена официального золотого содержания и свободного размена банкнот на золото, т.е. демонетаризация золота - переход к неразменным на золото кредитным деньгам - выпуск в обращение банкнот не только в порядке банковского кредитования хозяйства, но и в значительной мере для покрытия расходов государства - преобладание в денежном обращении безналичного оборота - усиление государственного регулирования денежного обращения. 1.3 Состояние и перспективы развития денежной системы в Российской Федерации и е регулирование государством Правовые основы функционирования денежной системы в России определены Федеральным законом О Центральном банке Российской Федерации Банке России от 10 июля 2002 г. 86-Ф3 - официальной денежной единицей в нашей стране является рубль - соотношение между рублем и золотом Законом не установлено, а курс рубля к иностранным денежным единицам определяется ЦБ РФ - исключительным правом эмиссии наличных денег, организации их обращения и изъятия на территории РФ обладает Банк России, он отвечает за состояние денежного обращения с целью поддержания нормальной экономической деятельности в стране - видами денег, имеющими законную платежную силу, являются банкноты и металлическая монета, которые обеспечиваются всеми активами Банка России, в том числе золотым запасом, государственными ценными бумагам, резервами кредитных учреждений, находящихся на счетах ЦБ РФ - образцы банкнот и монет утверждаются Банком России - на территории России функционируют наличные деньги и безналичные деньги.

В целях организации наличного денежного обращения на территории РФ на Банк России возложены следующие обязательства - прогнозирование и организация производства, перевозка и хранение банкнот и монет, а также создание их резервных фондов - установление правил хранения, перевозки и инкассации наличных денег для кредитных организаций - установление признаков платежеспособности денежных знаков и порядка замены поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения - определение порядка ведения кассовых операций.

С июня 1997 г. Банк России ввел в действие Положение О порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации от 25 марта 1997 г. Регулирование денежного обращения, возлагаемое на Банк России, осуществляется путем использования общепринятых в рыночной экономике инструментов изменения процентных ставок по кредитам коммерческим банкам, резервных требований и проведения операций на открытом рынке.

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания кредитных организаций и предприятий в главных территориальных управлениях Центрального банка, расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег и резервные фонды денежных билетов и монет.

Резервные фонды денежных билетов и монет это запасы не выпущенных в обращение денежных билетов и монет в хранилищах Центрального банка.

Эти фонды создаются по распоряжению Центрального банка, который устанавливает их величину исходя из размера оборотной кассы, объема налично-денежного оборота, условий хранения.

В коммерческих банках создание таких фондов не предусмотрено, т.к. у них имеются операционные кассы.

С июня 1997 г. коммерческим банкам установлен лимит минимально допустимого остатка наличных денег в операционной кассе на конец дня для обеспечения своевременной выдачи денег со счетов юридических лиц, а также со счетов по вкладам граждан. Центробанк РФ пересчитал рублевые банкноты, находившиеся в обращении на 1 июля 2002 г. При этом доля 1000-рублевых купюр равна 22, 500-рублевых 54, достоинством 100 рублей - 18,5, 50 рублей 4,5, 5 и 10 рублей -1 . ЦБ РФ проинформировал об увеличении на 9,3 денежной массы в России за первые шесть месяцев текущего года до 1,75 трлн. руб. При этом прирост безналичных средств составил 8,5 до 1,11 трлн. руб наличных 10,5 до 0,64 трлн. руб 2. КРЕДИТНАЯ СИСТЕМА 2.1.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Денежная система и её регулирование государством

Регулирование кредитно-денежной системы государством. 4. Проблемы формирования кредитной системы в России223. Заключение25II. Тест27Список.. Отечественной кредитно-денежной системе не повезло.К сожалению, на протяжении.. Говоря об этой теме, нельзя не упомянуть те проблемы, с которыми сталкивается наша экономика на переходном периоде..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Финансовые системы развитых стран представляют в экономике каждого государства сферу накопления - аккумуляции денежных средств в централизованных и децентрализованных фондах денежных средств. Общая структура финансовых систем зарубежных стран:

1) государственные финансы;

2) корпоративные финансы;

3) финансы домохозяйств, которые формируют и используют финансовые ресурсы централизованных и децентрализованных фондов. Национальные особенности систем определяются своеобразием организации финансовых потоков, обусловленным спецификой государственного, политического и экономического строя, исторических, географических и других факторов.

Финансовые системы экономически развитых стран состоят из следующих подсистем:

1. Централизованные финансы. Ведущее звено - государственный бюджет. За 200 лет его существования доля средств, перераспределяемых через бюджет, возросла в 2-3 раза, через него проходит более 40 % национального дохода.

Бюджетная система - совокупность элементов внутренней структуры государственного бюджета.

Государство может иметь:

1) двухзвенную бюджетную систему, характерную для унитарных государств(Великобритании, Италии, Франции, Японии). Действуют центральные и муниципальные бюджеты;

2) трехзвенную бюджетную систему, существующую в федеративных государствах (Канаде, США, Германии). Включает в себя федеральный бюджет, региональные бюджеты федеральных единиц (штата, провинции, земли) и местные бюджеты.

Базовые принципы построения бюджетной системы:

1) самостоятельность территориальных бюджетов;

2) равенство территориальных бюджетов в отношениях с вышестоящими бюджетами;

3) разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы.

Характерен такой способ построения, при котором обеспечивается высокий уровень самостоятельности местных бюджетов. Степень автономности определяется типом бюджетной системы:

1) американский тип - практически полная независимость всех звеньев;

2) западноевропейский тип - относительная самостоятельность, при которой существует межбюджетное перераспределение финансовых ресурсов.

В федерациях применяется симметричная модель, когда права всех субъектов равны, но отдельным регионам в связи с их важным значением может быть присвоен отдельный статус.

2. Внебюджетные фонды - социальные, научно-исследовательские, экономические, военно-политические. Наиболее значимыми являются фонды социального страхования. Особенность: существование кредитных внебюджетных фондов, пользователями которых являются исполнители государственных заказов или государственных программ.

Принципы построения:

1) обязательность страхования;

2) объединение рисков;

3) эквивалентность трудового вклада и выплат;

4) бюджетное дотирование;

5) государственные гарантии.

3. Децентрализованные финансы являются главным источником мобилизации финансовых ресурсов. Это предприятия различных форм собственности, уплачивающие налоги и сборы.

Финансовая система США

Первые частные акционерные банки в США был основаны в 1784 г. В 1791 г. возник» «First Bank of the United States», который открыл филиалы в всех важных портовых городах. Неудовлетворительная ситуация на валютном рынке, а также потребность в финансовых ресурсах в период Гражданской войны 1863 г. привели к изданию в этом же году Национального банковского акта. В соответствии с ними было основано ведомство валютного контроля, которое осуществляло надзор за банками, получившими сразу право эмиссии банкнот. Кроме того, банкам не разрешалось иметь филиальные отделения. Благодаря указанному акту возник дуализм в банковской системе: общенациональные банки и банки отдельных штатов. Наряду и этим появлялись частные банки, принадлежащие отдельным лицам, на создание которых требовалось разрешение органов отдельных штатов. Среди банков отдельных штатов различают государственные банки, трастовые компании и сберегательные банки. Однако банки всех типов были аналогичны по кругу осуществлявшихся с ними операций, т.е. фактически выступали как универсальные банки. Кроме того, они оперировали вынужденно как локальные банки. Однако благодаря многосторонним межбанковским депозитам банки США были тесно переплетены. В1901 г. банки Нью-Йорка основали ассоциацию клиринговых домов по британскому образу, к которой принадлежали 60 национальных банков и банков штатов (частные банкирские дома не входили в этот круг). В результате банковского кризиса в период 1907 - 1913 гг. была создана федеральная резервная система (ФРС) США и тем самым действующая в основе без изменений американская система центральных банков. До 1927 г. банкам запрещалось содержать филиалы вне своего местонахождения (исключение составляла Калифорния). С изданием Акта Макфэддена в 1927 г. (изменен в 1933 г.) создание филиалов было разрешено в пределах штатов, где банк имел свой головной офис. «Черный четверг» 24 октября 1929 г., когда резко обрушились курсы акций на Нью-Йоркской фондовой бирже.

Главной причиной послужили распространенные тогда кредиты на покупку ценных бумаг (составили свыше 35% всего кредитного портфеля банков), погашение которых после обвала рынка стало проблематичным. Одним из следствий кризиса в экономике было массовое изъятие депозитных вкладов и «бегство от банков», в результате чего многие из них обанкротились. Президент Рузвельт в 1933 г. внес законодательную инициативу о закрытии всех банков. Однако согласие Конгресса США на нее получено не было. В 1933 г. был издан Акт Гласа-Стигала. Он существенно расширил полномочия ФРС, в частности в отношении регулирования резервных позиций банков и запрета на определенные виды кредитов. Кроме того, было введено страхование вкладов. Именно указанным актом финансовая система США преобразовалась в сегментированную. С 1935 г. депозитным банкам запрещалось совершать какие-либо сделки с ценными бумагами. Частные банки по большей части превращались в инвестиционные, крупные банки, а такие как Y.P. Morgan, остались депозитными, а инвестиционное дело передали дружественным фирмам. Тем самым они сохранили частичный контроль за этой сферой. Сегментированный характер финансовой системы США был усилен законом о банковских холдинговых компаниях (1956 г.), согласно которому небанковским компаниям было запрещено владеть банками.

Финансовая система США является одной из наиболее жестко регулируемых как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Наиболее существенную роль в регулировании деятельности банков играют 3 органа: ФРС США, Контролер денежного обращения и Федеральная корпорация по страхованию депозитов. Контролер денежного обращения - лицо, назначаемое Президентом США и ответственное за регулирование деятельности национальных банков и контроль за ней путем ревизий. ФРС США - уникальная система центральных банков, число которых составляет 12. Они называются федеральными резервными банками (ФРБ) и имеют ряд филиалов в важнейших промышленных и деловых центрах США. Основа кредитно-денежной политики разрабатывает Совет управляющих ФРС. Основные функции ФРБ заключаются в хранении и управлении резервными средствами (валюта, золото), осуществлении клиринговых операций по платежным балансам депозитных учреждений и вкладам государственного казначейства США, выпуске в обращение федеральных банкнот, которые контролируют и инспектируют деятельность банков-членов ФРС, банковских холдингов, филиалов и иностранных представительств банков США. Они представляют коммерческим банкам кредиты как кредиторы последней инстанции. Наконец, ФРБ оказывает целый ряд финансовых услуг, в частности, выпуск в обращение и прием наличных денег, перевод денежных средств и др. ФРС функционирует как независимый от федерального правительства США орган, подотчетный только конгрессу США. Банки-члены ФРС обязаны приобретать в ФРБ определенное количество акций, зависящее от их собственного акционерного капитала. На эти акции начисляются дивиденды, но размер их ограничен. Основная часть прибыли от деятельности ФРБ перечисляется в государственное казначейство США, поскольку коммерческая деятельность не является ключевой для ФРС. Банками-членами ФРС являются все общенациональные банки, а также по желанию и при соответствии требованиям ФРС банки штатов.

Финансовая система Великобритании

В настоящее время в составе государственных финансов Великобритании выделяют бюджет центрального правительства (государственный бюджет), специальные внебюджетные фонды, финансы местных органов власти, финансы государственных корпораций. Специальные (внебюджетные) фонды. Местные финансы. Финансы государственных корпораций. Ведущим звеном финансовой системы Великобритании является государственный бюджет, который в соответствии с ее государственным устройством делится на собственно госбюджет и многочисленные местные бюджеты. Последние не входят своими доходами и расходами в государственный бюджет. В Англии, как и в других странах, бюджет является главным экономическим законом государства, ежегодно представляемым на обсуждение правительством. Министр финансов Великобритании выступает с докладом в Парламенте и делает обзор результатов развития экономики за отчетный период и основных целей и действий правительства в будущем финансовом году (бюджетный или финансовый год в Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта следующего года). В докладе более детально рассматриваются изменения и введение новых налоговых платежей, которые предлагаются правительством для финансирования текущих государственных расходов. Впервые проект государственного бюджета представляется на обсуждение в июле, а утверждается в марте следующего года. Однако, в ноябре выходит "предбюджетный" доклад, в котором дается оценка целям правительства на предстоящий финансовый год, выявляются отличительные черты нового бюджета. Также в этом докладе содержится количество предполагаемых поправок для внесения в проект бюджета. Например, проект государственного бюджета на 1999/2000 финансовый год был опубликован в июне 1998 года и определил фискальные основы, лимиты государственных расходов и новый режим планирования и контроля за расходами на предстоящие три года. Государственный бюджет Великобритании делится на бюджет текущих доходов и расходов государства и капитальный бюджет. Основными доходами текущего бюджета Великобритании являются налоги, причем среди них преобладают прямые налоги (36,2% доходной части бюджета). Также к доходам текущего бюджета относятся платежи по социальному страхованию. За счет средств текущего бюджета финансируются так называемые гражданские статьи (промышленность, сельское хозяйство, здравоохранение и т.д.), расходы на оборону и государственное управление. Доходы капитального бюджета формируются за счет поступлений процентов от государственных корпораций и органов власти за предоставление государственных кредитов возврата долгосрочных кредитов Казначейства, прибыли эмиссионного департамента Банка Англии. Расходы капитального бюджета включают проценты по государственному долгу и управлению им, долгосрочные кредиты на капитальные вложения корпорациями и органами государственной власти. Внебюджетные государственные фонды, как и государственный бюджет, являются составной частью финансовой системы Великобритании. Среди них наибольшее значение приобрели социальные и научно-исследовательские фонды. Социальные фонды аккумулируют ресурсы, предназначенные для оказания социальных услуг населению. Фонды образуются за счет трех источников: страховых взносов застрахованных, страховых взносов предпринимателей и субсидий государства. В Великобритании ставки взносов в социальный фонд варьируются от 5,7% до 9% в зависимости от дохода. Платежи из социального фонда бывают трех основных видов: - ссуды из бюджета фонда дли финансирования взаимосвязанных расходов; - пособия "общественной поддержки", предполагающие, например, помощь людям при переселении, поднятии хозяйства на новом месте жительства, компенсацию транспортных расходов; - кризисные ссуды, предназначенные для помощи гражданам в случаях опасности для их здоровья и жизнедеятельности в случаях бедствий и других чрезвычайных ситуациях. Главное место среди научно-исследовательских фондов Великобритании занимает фонд национальной корпорации по развитию исследований. Он имеет самостоятельный баланс и не зависит от государственного бюджета. Его средства формируются за счет доходов от продажи лицензий на право использования изобретений. Государство предоставляет фонду бессрочные ссуды и ежегодные субсидии. За счет средств этого фонда осуществляются капитальные вложения частных предприятий, занимающихся научной разработкой проблем и внедрением ее результатов в производство. На средства фонда осуществляются исследования, проводимые в лабораториях государственных университетов, национальных и частных компаниях и доводятся до их промышленного освоения. За счет средств специальных (внебюджетных) фондов Великобритании финансируется 1/3 государственных расходов. Третье звено финансовой системы Великобритании составляют местные финансы. Они представляют собой систему экономических отношений, посредством которой осуществляется распределение общегосударственных и местных финансовых ресурсов на экономическое и социальное развитие данной территории. Основой местных финансов выступают местные бюджеты - бюджеты графств и округов. За счет них местные власти обеспечивают комплексное развитие территорий.

Финансовая система Японии

В Японии принята и реализуется национальная программа создания информационного общества. Важная роль в данной программе отводится финансовой системе. Финансовая система Японии состоит из бюджета центрального правительства (общий счет), бюджетов местных властей и специальных счетов, включающих как специальные фонды, так и счета предприятий, служб, корпораций, принадлежащих центральным и местным органам власти. Бюджетный процесс: бюджетный год в Японии продолжается с 1 апреля по 31 марта. Доходы и расходы бюджета имеют определенную группировку, включающую разделы, статьи и параграфы. Доходы подразделяются на 7 разделов, 11 статей и 43 параграфа, расходы - на 13 разделов, 41 статью и 242 параграфа. Подготовка проекта бюджета осуществляется министерством финансов и его департаментами. Другие министерства и ведомства готовят предложения относительно объема и структуры своих бюджетов, а также по некоторым другим финансовым вопросам и не позднее 31 августа направляют соответствующие документы в бюджетный департамент министерства финансов. С сентября по декабрь бюджетный департамент рассматривает поступившие материалы и на их основе разрабатывает проект бюджета. Проект направляется для согласования в Управление экономического планирования, а затем - на рассмотрение кабинета министров. После внесения поправок, в январе правительство представляет проект бюджета на рассмотрение парламента. После обсуждения в бюджетной комиссии парламент утверждает бюджет в виде закона. Согласно Конституции Японии парламенту принадлежит исключительное право распоряжаться государственными финансами. Исполнение бюджета осуществляется министерством финансов и иными министерствами и ведомствами. Кассовое обслуживание бюджета производят Японский банк и его отделения. Министерства и ведомства в пределах установленных им расходов представляют в Министерство финансов свои платежные сметы, которые министерством рассматриваются и утверждаются. Далее копии смет направляются в Японский банк и последний осуществляет соответствующие операции. Контроль за расходованием утвержденных ассигнований проводится поквартально в форме отчетов министерств и ведомств. Контролеры министерства финансов изучают полученные отчеты, проверяют данные и составляют общий отчет об исполнении бюджета по доходам и расходам. Общий отчет представляется правительству, которое, в свою очередь, отправляет его на рассмотрение ревизионного бюро. После того, как ревизионное бюро даст заключение, отчет утверждается правительством и передается на рассмотрение и утверждение в парламент. Доходы государственного бюджета. Доходная часть бюджета Японии состоит из налоговых и неналоговых поступлений. По сравнению с другими странами доля неналоговых поступлений в Японии достаточно высока. Сюда входят доходы от арендной платы, продажи земельных участков и другой недвижимости, пени. штрафы, доходы от лотерей, займы и т.п. Налоговая система Японии характеризуется множественностью налогов. Их имеет право взимать каждый орган территориального управления. Но все налоги страны зафиксированы в законодательных актах. Всего государственных налогов в Японии двадцать пять. Налоги взимаются прямые и косвенные. Основу бюджета составляют прямые налоги. На это повлияло увеличение доли косвенных налогов. К прямым налогам относятся подоходный налог с юридических и физических лиц, налог на имущество, на наследство, на доходы от операций с ценными бумагами и некоторые другие. Физические лица уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей пять ставок - 10, 20, 30, 40 и 50% от суммы дохода. При определении необлагаемого минимума учитывается семейное положение налогоплательщика. Кроме того, от уплаты налога освобождаются средства, затраченные на лечение. У среднестатистического японца может освобождаться от подоходного налога более 30% его доходов. Налог на имущество уплачивают и юридические, и физические лица по ставке 1,4% от стоимости имущества. Переоценка имущества производится один раз в три года. В объект налогообложения входят: все недвижимое имущество, земля, проценты по банковским депозитам. При приобретении или продаже имущества, то есть в момент перехода собственности от одного владельца к другому, также уплачиваются налоги. Среди косвенных налогов Японии основным выступает налог на потребление, который взимается по ставке 3%. В 1997 году налог на потребление повышен с 3 до 5% “с целью пополнения доходов государственного бюджета”. Этот шаг правительства повлиял на увеличение удельного веса налога на потребление в 1998/99 финансовом году по сравнению с 1996/97 годом с 7,4% до 16,5%. К косвенным налогам также относятся акцизы на спиртное, табачные изделия, нефть, газ, бензин; акцизы за услуги: за проживание в гостинице, питание в ресторанах. К этой же группе относятся таможенные пошлины. В последние годы в Японии была провозглашена политика снижения налогового бремени.

Просмотров