Анализ стихотворения «И скучно, и грустно» Лермонтова. Анализ стихотворения «И скучно, и грустно…» (М.Ю. Лермонтов) Метафоры в стихотворении

Настроения апатии, хандры, или сплин, как по-иному называли во времена поэта то состояние души, которое отражено в стихотворении блистательного Михаила Юрьевича Лермонтова «И скучно, и грустно…», принадлежало к характерным признакам общества первой половины девятнадцатого века.

Тема тоски, крушения идеалов и надежд, красной нитью проходит через произведения западных и русских писателей и поэтов романтического течения. Мотивы эти мы можем без труда отыскать в творчестве Дж. Байрона, А.С. Пушкина, даже у М.Ю. Лермонтова данная тенденция прослеживается во многих произведениях.

Уже при прочтении начальных строк поэтического творения М.Ю. Лермонтова передается неземная тоска поэта, его одиночество и пустота, которые буквально обозначают бездну душевной пустоты и неприкаянности, вселенскую разобщенность с внешним миром и самим собой. Чувствуется то разочарование, невыносимая душевная боль, которую испытывает человек и которую так хочется разделить вместе с ним, чтобы бремя одиночества не было таким тяжким.

Многоточие использует поэт и в последующих строках, оно наводит на мысли об отрешенности, безысходности, неимоверной бездне отчаяния. Он тоскует о мечтах, о любви, об уходящих годах, приглашая читателя к раздумью, воздействуя на его чувства, проявляя свое богатое поэтическое мастерство, поскольку ему удается завладеть его чувствами и мыслями, не оставляя равнодушным. В этом стихотворении отразился внутренний конфликт поэта, нашедший выражение в гениальной художественной форме.

Философская лирика М.Ю. Лермонтова предельно мрачна, но от этого нисколько не проигрывает, ведь в тоске поэта есть феноменальная красота, особенно близкая сердцу русского человека. Стихотворение «И скучно, и грустно…» — достойный образчик этой красоты, и Многомудрый Литрекон предлагает Вам анализ текста по плану. Приятного просвещения!

Михаил Юрьевич Лермонтов продолжал и развивал пушкинские традиции, но как сказал Белинский: «Это поэт совсем другой эпохи». Творчеству Михаила Юрьевича всегда были присущи пессимистические темы. В его поэзии можно выделить такие романтические мотивы, как одиночество, изгнанничество; измены и разочарования в любви; мотивы обреченности и смерти; судьбы и предопределения.

Наиболее характерный для Лермонтова — это мотив трагического одиночества. Результатом долгих мучений стало произведение «И скучно, и грустно», которое было написано в 1840 г., за год до смерти Михаила Юрьевича. В произведении автор говорит о тоске и разочаровании, словно подводит итог своей жизни. Вполне понятно, что итоги безрадостные: кризис среднего возраста настиг поэта в период, когда он был одинок и несчастен. Всю жизнь он страдал от того, что не достиг того уровня успеха, к которому стремился. К своим стихам он относился с большой долей скептицизма и не воспринимал их как достижение. Военная карьера тоже не удалась. Поэтому автор находился в глубочайшем унынии.

Жанр, настроение, размер

Это произведение относится к жанру элегии, оно проникнуто грустью. Стихотворение «И скучно, и грустно…» напоминает запись в дневнике, душевный порыв, который автор отразил на бумаге. Лирический герой не находит счастья ни в любви, ни в дружбе, разуверяется в себе и в жизни, у него исчезает надежда на исполнение желаний.

Текст относится к направлению . Его черты мы находим в меланхоличном тоне, мотиве одиночества и разочарования, а также в гордости лирического героя, который, несмотря на все свое несчастье, не нуждается в жалости.

Стихотворный размер — четырех- и трехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Композиция

Композиция произведения «И скучно, и грустно…» состоит из трех четверостиший.

  1. Первое рассказывает о желаниях автора «и некому руку подать/В минуту душевной невзгоды».
  2. Второе же четверостишие посвящено размышлениям о любви «Любить… но кого же?.. На время - не стоит труда, /А вечно любить невозможно».
  3. В третьей части поэт говорит о страстях: «Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг /Исчезнет при слове рассудка». Последние две строчки стихотворения становятся выводом и чертой, которую автор подводит: «И жизнь, как посмотришь с холодным вниманием вокруг, - /Такая пустая и глупая шутка…».

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «И скучно, и грустно…» отражает мысли и чувства автора. В его лице мы видим типичного представителя просвещенного дворянства того времени — человека ищущего, умного, но глубоко разочарованного в жизни и своих возможностях. Он пресыщен чувствами и наслаждениями, далек от своего народа и страны, эгоистичен и высокомерен. В его отношении к миру сквозит презрение и ощущается обида за «недооцененность».

Жизнь, описанная в стихотворении, — «пустая и глупая шутка». Это заявление подкреплено основаниями: герой так и не нашел среди людей понимания и любви, а также не обрел истинного призвания. Силы его души пропадают даром, ведь все чувства преходящи и нет ни одного, которое бы запомнилось ему. Выходит, что смысла в существовании действительно нет.

Темы, настроение, проблемы

  • Главной темой произведения «И скучно, и грустно…» является одиночество, а основной проблемой — разочарование в жизни и в себе. В строках стихотворения лирический герой размышляет о желаниях, любви, страстях и нигде не находит пристанища для души. Зачем что-то делать, когда все бессмысленно? Зачем любить, когда это не навсегда? Он постепенно обесценивает те чувства и стремления, которые обычно мотивируют людей жить и бороться с судьбой.
  • Из вышесказанного можно выделить и другие проблемы стихотворения: проблема тоски и поиска смысла жизни. Герой, умудренный опытом, отвергает традиционные ценности и доказывает бессмысленность бытия, лишенного настоящей любви и подлинного увлечения.
  • Быстротечность жизни — тоже тема для размышления поэта. Он с горестью замечает, что лучшие годы уже позади.
  • Настроение стихотворения «И скучно, и грустно…» мрачное, исполненное тоски.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «И скучно, и грустно» проявляется в полном отрицании осмысленности жизни и всего того, что принято считать ее смыслом. Автор настаивает на том, что все духовные ценности — это иллюзия, и бытие пусто. Произведение Лермонтова «И скучно, и грустно» В.Г. Белинский поставил в одну строку с великими произведениями в области поэзии, «которые когда-либо подобно светочам Эвменид освещали бездонные пропасти человеческого духа». Лермонтов, по словам В.Г. Белинского, поет «похоронную песню всей жизни». «Напрасным», «ничтожным» и бессмысленным оказывается каждое из проявлений духовной жизни человека: «Любить на время» — «не стоит труда, а вечно любить невозможно».

Таким образом, смысл стихотворения «И скучно, и грустно» — это подведение печального итога бессмысленной жизни одинокого и опустошенного человека, лишенного опоры в дружбе, любви и призвании.

Средства художественной выразительности

В произведении «И скучно, и грустно» применяются различные выразительные средства — такие, как эпитеты, метафоры, ассонанс.

  • Эпитеты: «лучшие годы», «и радость, и муки, и всё там ничтожно».
  • Метафоры: «минута душевной невзгоды», «вечно желать», «годы проходят», «их сладкий недуг исчезнет при слове рассудка», «холодное вниманье», «пустая и глупая шутка»
  • Ассонанс (повтор гласных звуков): «И скучно и грустно, и некому руку подать».

Вышеперечисленные тропы придают стиху особую драматичность.

В романтической поэзии одной из самых популярных является проблема, включающая вопросы о человеке и природе, месте человека в мире, о соотношении культурного и природного начал в жизни человека. Для лирики Михаила Юрьевича Лермонтова характерен жанр пейзажной миниатюры , переходящей в своеобразную философскую медитацию. Образы природы , как правило, символичны или даже аллегоричны, но именно с их помощью и раскрывается настоящий мир лирического героя.

Покой и гармония, разлитые в природе, противопоставляются тоске и тревоге, которые испытывает лирический герой. Именно в этом противопоставлении и следует искать истоки внутреннего конфликта: человек переосмысливает конечность своего бытия. Так получилось, что судьба Михаила Юрьевича сложилась не слишком счастливо. Поэтому основной темой его творчества становится тема одиночества . И если в раннем стихотворении «Парус» образ «одинокого паруса» вызывает ассоциацию с романтизмом , потому что оставляет надежду на бурю, то есть перемены, то произведения последних 1840-х годов полны отчаянья и неверия в собственные силы.

Именно таким является стихотворение 1840 года «И скучно, и грустно... » , анализ которого и будет представлен далее. С первых же строк произведение погружает читателя в пучину беспросветного пессимизма:

И скучно и грустно, и некому руку подать
В минуту душевной невзгоды...

Несмотря на то, что начало представляет из себя безличную конструкцию, нет даже намека на соотнесенность с личностью героя, становится ясно, что параллель с лирическим героем очевидна. Странно читать, когда 26-летний молодой человек, у которого еще все впереди, вкладывает в уста своего героя слова о том, что «годы проходят - все лучшие годы» .

Как будто в отчаянье, герой задает ряд, казалось бы, риторических вопросов, ведь непонятно, кому они адресованы и кто должен на них отвечать. Он вопрошает: «Что пользы напрасно и вечно желать?» , «Любить... но кого же?» , «Что страсти?» . Но на каждый вопрос герой сам же и отвечает, но ответы эти радости не несут. По мнению героя, любить не стоит, потому что «на время - не стоит труда» , «а вечно любить невозможно» .

Если же заглянуть в себя, «там прошлого нет и следа» , ведь «и радость, и муки, и всё там ничтожно» . До какой степени самоуничижения нужно дойти, чтобы так писать о себе, о своем внутреннем мире! Далее герой рассуждает о том, что человеческие страсти тоже не могут помочь забыться, что «рано иль поздно их сладкий недуг» исчезнет, когда в действие вступит сила рассудка.

Конечно, если учесть, что в это время Лермонтов только закончил свой главный жизненный труд - роман «Герой нашего времени», то объяснение такому пессимистическому настроению героя найти можно. Ведь главный герой романа - не просто человек, это тип, воплощающий портрет целого поколения, составленного из пороков общества. По крайней мере, так объяснил это автор в «Предисловии» к роману. Герой, обладающий многими качествами: умом, смелостью, потрясающей интуицией - как будто выпадает из реальности. У него нет определенной жизненной цели, «его грядущее иль пусто, иль темно».

Таков и лирический герой данного стихотворения, которое принято считать элегией, рефлексивным стихотворением, содержащим философские рассуждения о смысле жизни и о месте человека в этом жестоком мире. Этот внутренний монолог героя по праву можно считать исповедью, но звучит в ней не раскаянье за свою неправильно прожитую жизнь, а мировая скорбь, вызванная неудовлетворенностью устройством мира, в котором нет места могучей личности. В таком мире жизнь человека ничего не стоит, и сама она становится чьей-то злой шуткой:

И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг -
Такая пустая и глупая шутка...

Пожалуй, самое поразительное в этом стихотворении, что здесь совсем отсутствует проявление жизни. Обычно жизнь изображена с помощью пейзажа, раскрывающего лучше всего состояние героя. В данном произведении нет ничего живого . Не случайно критик В. Г. Белинский назвал это стихотворение «похоронной песней всей жизни». Если же учесть, что через год поэт трагически уйдет из жизни, то стихотворение можно считать еще и предсказанием.

  • «Родина», анализ стихотворения Лермонтова, сочинение
  • «Парус», анализ стихотворения Лермонтова
  • «Пророк», анализ стихотворения Лермонтова

В стихотворении «И скучно и грустно», анализ которого мы проведем, тема любви становится одним из ракурсов, в совокупности которых возникает картина душевной жизни. Лирический герой пытается смотреть вовне и в глубь своего сознания «с холодном вниманьем», сохраняя философскую, рассудочную объективность, но эмоции захватывают его. Излияние включает риторические вопросы, восклицания, резкие обрывы признаний, переданные многоточиями. В соотнесении конкретно-психологического с вечным, нетленным на первом плане оказываются субъективные переживания.

Во многом напряженность в них связана с муками, недугом, вызванными страстью. Во всех трех строфах стихотворения (четверостишия разностопного амфибрахия; первая и третья строчки — пятистопные, вторая — трехстопная, четвертая — четырехстопная) упоминается о разных проявлениях чувства, и каждый раз спокойный тон нарушается восклицаниями, риторическими вопросами.

Три вспышки высвечивают этапы единого рассуждения о любви, приводящего к полному безнадежности выводу о том, что существование человека ничтожно, с ним высшие силы сыграли «пустую и глупую шутку», вложив в его душу тягу к вечному (вечно желать, вечно любить), а в то же время обрекая его на замкнутость в тупике времени («...на время — не стоит труда...»).

Осознание безвыходности приводит к ощущению душевной боли, усугубляющейся пониманием того, что на ее преодоление расходуются силы молодых, лучших лет:

И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды...

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят — все лучшие годы!

В признании лирического героя стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова содержится не только характеристика его внутреннего состояния, но и объяснение его причины. Если в первой строфе упоминание о непрестанных метаниях души имеет оттенок абстрактного вывода, то во втором четверостишии наполняется субъективной достоверностью, так как речь идет о глубоких чувствах. Подобно стихотворению «Как часто, пестрою толпою окружен...», элегия «И скучно и грустно» (с жанровой характеристикой элегии это стихотворение сближают медитативность, лирическое излияние от первого лица, свободная композиция, основанная на ассоциативности) строится на противопоставлении прошлого, где были «и радость, и муки, и все», настоящему.

В нем лирический герой не находит ничего значительного («все там ничтожно»), погас свет, освещавший его душевную жизнь. Реальность противоречит возвышенным, абсолютным требованиям к миру, что выражается в антитезе времени и вечности. Ее наступления напрасно ждать так же, как надеяться на неугасимость пламени. Психологическая конкретика придает ощутимость умозрительному рассуждению, дисгармония в миросозерцании предстает мучительным переживанием, подобным безответной любви.

Любить... но кого же?.. на время — не стоит труда,

А вечно любить невозможно.

В себя ли заглянешь? — там прошлого нет и следа:

И радость, и муки, и все так ничтожно...

Романтический максимализм проявляется и в потребности встретить идеальную возлюбленную. Любовь настолько масштабное чувство, что она не может быть посвящена земному созданию («Любить... но кого же?..»). В воспоминаниях можно найти следы душевного подъема, но, может быть, и он был иллюзией. Даже в собственном внутреннем мире лирический герой видит основание для принижения действительности.

В третьей строфе стихотворения «И скучно и грустно», анализ которого нас интересует, мысль о человеческом несовершенстве развивается в связи с рассмотрением глубинного противоречия страстей и разума. Они уживаются лишь на время; когда оно минует, сладкие эмоции исчезают, сердце остывает. Холод жизни является метафорическим образом, выражающим пессимизм лирического героя. О том, что таков закон вселенной, свидетельствует рассудок:

Что страсти? — ведь рано иль поздно их сладкий недуг

Исчезнет при слове рассудка...

Итог размышлениям подводится в последних строчках. Жизнь видится бессмысленным, скучным, пустым существованием. В осознании подчеркнута безысходность, от прекрасного прошлого не осталось следа, молодость бесследно пролетает, расцвет сменяется увяданием, а впереди — вечное повторение ошибок настоящего. По сравнению с грядущим даже оно выглядит «лучшими годами».

Мрачные, угрюмые тона в эмоциональной окраске стихотворения возникают благодаря фоническим особенностям. Ассонансный звук «у» появляется уже в первой строфе (по четыре раза на сильных и слабых местах), во второй — безударный «у» входит в рифмующееся слово («труда»), а в третьей — на нем построены обе рифмы (недуг — вокруг, рассудка — шутка). Его унылость становится отчетливо слышна на стыках и в рядом стоящих словах:

И ску чно и гру стно и некому ру ку подать

В мину ту ду шевной невзгоды...

Такая пу стая и глу пая шу тка...

Ощутимость страдания лирического героя от бессмысленности существования, сопровождающейся пониманием своей беспомощности, помогают передать ассонансы, напоминающие междометия — вскрики:

И скучно и грустно и ...

В минуту душевной ...

Такая пустая и глупая ...

Сочетание обоих повторов в последней строчке обусловливает минорный (от минор лат. — «меньший», музыкальный лад, устойчивые звуки которого имеют грустную, скорбную или меланхолическую окраску, в переносном значении — печальное настроение) тон финала стихотворения.

Последнее слово, однако, нарушает созданное настроение: жизнь воспринимается как глупая, издевательская, но шутка, насмешка. Человеку обидно, больно сознавать, что он забава для судьбы, чем вызваны переживания лирического героя, и все же романтическая ирония не позволяет расценивать происходящее с одноплановой серьезностью. Земное бытие настолько пусто, скучно, буднично, что в освобождении от него можно увидеть не радостные, но положительные моменты. Кроме того, мысль о комичности положения человека, в жизни которого все так ничтожно, напрасно, мгновенно, обращает к другой части антитезы, потому что таким его существование видится в сравнении с идеальным представлением о смысле и содержании бытия.

В анализируемом стихотворении Лермонтова можно увидеть и эмоциональные акценты с противоположным знаком — мажорные, певучие мелодические ходы. Они обусловлены появлением повторов сочетаний гласных с сонорными «л», «н», «м». В этих строчках речь идет о способности личности погружаться в глубь своей души, жить во внутреннем мире. Уже в начале стихотворения инструментовка текста дополняет впечатление от его семантического (от греч. «обозначающий», смысловая сторона высказывания) плана. Лирическому герою грустно, одиноко, будущее видится в черном свете, а поэтические звуки, вырывающиеся из глубины души, вливаются в гармонические аккорды вселенной:

И скучно и грустно и не кому руку подать

В мину ту душевной не взгоды...

Желанья !... что поль зы на прасно и вечно жела ть?..

Лю бить... но кого же?.. на время не стоит труда,

А вечно лю бить не возмо жно .

В себя ли загляне шь? — там прошло го не т и сле да...

И жизнь , как посмо тришь с холо дным вниманьем ...

На этой основе возвышаются подсознание личности, глубинные истоки ее жизни, которые скрыты за «словом рассудка», «холодным вниманьем». Богатство и многоплановость душевного строя очевидны для лирического героя, без опасения погружающегося в бездну переживаний, находящего даже в самых безотрадных из них следы прекрасного замысла Творца, что побуждает размышлять о вине людей, превративших чудо бытия в «пустую и глупую шутку». На этом завершим анализ стихотворения «И скучно и грустно» Лермонтова.

И скучно и грустно, и некому руку подать В минуту душевной невзгоды... Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?.. А годы проходят - все лучшие годы! Любить... но кого же?.. на время - не стоит труда, А вечно любить невозможно. В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа: И радость, и муки, и всё там ничтожно... Что страсти? - ведь рано иль поздно их сладкий недуг Исчезнет при слове рассудка; И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг - Такая пустая и глупая шутка...

Анализ стихотворения Лермонтова «И скучно, и грустно»

Последний период творчества Михаила Лермонтова связан с переосмыслением жизненных ценностей и приоритетов. Поэтому из-под пера поэта выходят произведения, в которых он словно бы подводит итог собственной жизни. Безрадостный, по его мнению, и совершенно не отвечающий тем надеждам и мечтам, которые хотелось бы осуществить автору. Не секрет, что Лермонтов был человеком достаточно самокритичным и, к тому же, разочаровавшимся в жизни. Он хотел стать выдающимся полководцем, однако появился на свет в тот период, когда в России уже завершилась война 1812 года. Стремление найти свое призвание в литературе, по мнению Лермонтова, также не принесло значимых результатов. Поэт признавал, что он не стал вторым Пушкиным. Более того, резкие и достаточно критичные стихи Лермонтова снискали ему при жизни дурную славу. От потомственного дворянина отвернулись представители самых лучших и влиятельных сословий Москвы и Петербурга, его не жаловали власти, считая, что творчество поэта вносит смуту и раздор в общество. В итоге свой последний год жизни поэт провел в депрессии. Он не только предчувствовал свою скорую гибель, но и подсознательно стремился к смерти.

Единственное, что его по-настоящему беспокоило, имело глубокие философские корни. Лермонтов пытался найти ответ на вопрос, зачем он появился на свет, и почему его жизнь оказалась такой безрадостной и, как он считал, никчемной. Именно в этот период, осенью 1840 года, он написал свое знаменитое стихотворение «И скучно, и грустно…», в котором подвел черту и под творчеством, и под жизнью. В этом произведении автор открыто признается, что страдает от одиночества , так как «некому руку подать в минуту душевной невзгоды». Лермонтову всего 27 лет, но поэт отмечает, что у него уже не осталось практически никаких желаний, так как «что пользы напрасно и вечно желать?», если им все равно не суждено сбыться.

Многие молодые люди в его возрасте упивались свободой и любовью, но Лермонтов разочаровался в женщинах, считая, что любить на время не стоит труда, а «вечно любить невозможно».

Пытаясь разобраться в своих мироощущениях, Лермонтов отмечает, что в его душе «прошлого нет и следа», намекая, видимо, на доблесть и отвагу ярких представителей прошлого поколения, к которым он причислял Пушкина. Поэт также отмечает, что даже стать рабом страстей и пороков ему не удалось, так как «их сладкий недуг исчезнет при свете рассудка». В результате сама жизнь представляется поэту «пустой и глупой шуткой», в которой нет ни смысла, ни целей, ни радости.

Стихотворение «И скучно, и грустно..» является не только подведением итогов, но и своеобразной рифмованной исповедью поэта, который устал от бренности бытия и бессмысленности собственного существования. Пренебрежительно относясь к своему творчеству, поэт даже не мог предположить, что пройдет несколько десятилетий, и его стихи по значимости будут приравнены к произведениям Пушкина, которого Лермонтов буквально боготворил. Трудно сказать, смог бы поэт изменить свою жизнь, если бы знал, что в будущем ему суждено будет стать классиком русской литературы . Но к тому моменту, когда было написано стихотворение «И скучно, и грустно..», подобные мысли даже не посещали Лермонтова, считавшего себя, по меньшей мере, неудачником. И в этот сложный период жизни не нашлось ни одного настоящего друга, который бы смог переубедить поэта, заставив его взглянуть на собственное творчество менее критично и предвзято. Если бы это произошло, то не исключено, что судьба Лермонтова сложилась бы совсем по-другому, и он не стал бы жертвой бессмысленной дуэли, которая так нелепо оборвала жизнь одного из величайших русских поэтов.

Просмотров