Блока. Историческое прошлое России в цикле стихотворений «На поле Куликовском» А. А. Блока Эволюция темы после революции

У Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия – это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами, заполненный различными образами и символами. А. Блок обращается к размышлениям о трагическом прошлом России, многострадальном народе, о предназначении и особенности России.
Очень ярко и своеобразно представлено отношение к Родине в цикле “На поле Куликове”. Этот цикл включает в себя пять стихотворений. В примечании к циклу Блок написал: “Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди”. Этими словами автор хочет указать на прочную связь между прошлым, настоящим и будущим. “Прошлое страстно глядит в грядущее”, – сказал А. Блок.
В этом цикле поэт обращается к прошлому, хотя создает произведение о современности. Будущее предопределено прошлым, которому суждено сбываться вновь и вновь.
Действие стихотворения переносит нас в далекое прошлое на Куликово поле, где накануне битвы стоят приготовившиеся к бою полки, слышен гул, стоящий над татарским станом.

Первое стихотворение цикла выполняет роль пролога и вводит тему России:
О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!..
Родина воспринимается не как мать (это мы видели у многих поэтов), а как жена. Здесь есть некое проявление интимной любви.
Поле – место битвы, “вечного боя”, который шел, идет и будет идти на просторах России:
И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль…
В третьем стихотворении появляется некий символический образ:
И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде, свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Осветила пыльную кольчугу
На моем плече.
Кто это? Может Россия, может Богородица. Единственное, что понятно – воплощение светлого идеала, помогающего выстоять в суровых испытаниях:
И когда, наутро, тучей черной
Двинулась Орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.
Стихотворения цикла посвящены осмыслению исторической судьбы России, эта судьба пророчески описывается автором как трагедийная. Читая цикл, проникаешься чувством тревоги, ощущением приближающихся катастроф, грядущих боев.
Символом становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает осмысление жизни людей и живой природы. Сами природные явления окрашены в трагический кровавый цвет (“закат в крови”).
В завершающем стихотворении А. Блок говорит о вере в будущее своей великой Родины:
Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Россия народная, с ее историей, традициями, потенциалом народа, давала поэту надежду на будущее преображение. Именно она помогала противостоять “страшному миру”.

Ви зараз читаєте: “Прошлое страстно глядит в грядущее”. Историческое прошлое России в цикле стихотворений “На поле Куликовском” А. А. Блока

Урок подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК («Краснодарский архитектурно-строительного техникум»), преподаватель высшей категории Попова Валентина Степановна. Во время открытого занятия преподавателю Поповой удалось обобщить основные этапы творчества А. Блока, учащиеся получили возможность разобраться в идейно-художественном своеобразии поэмы «Двенадцать». Для актуализации и систематизации знаний студентов были использованы различные формы и методы. Во время подготовки к уроку студенты были вовлечены в познавательную деятельность, выполняя опережающие задания. Цели и задачи занятия были определены в самом начале урока. Урок позволил сформировать у учащихся навыки определения главного в художественном тексте. Учащиеся были задействованы в различных видах и формах учебной деятельности: чтение стихотворных текстов наизусть, анализ поэтических произведений, написание сочинения-рассуждения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК («Краснодарский архитектурно-строительного техникум»), преподаватель высшей категории Попова Валентина Степановна

Тема Родины и исторического прошлого в лирике А. Блока.

Поэма «Двенадцать».

Эпиграф к уроку

«Творчество Александра Блока – целая поэтическая эпоха…»

(В. Маяковский)

Ход урока:

Этап 1. Организационный момент.

Приветствие, мотивация учебной деятельности, определение темы и цели занятия:

Уважаемые ребята, сегодня мы систематизируем и обобщим основные этапы творчества Александра Александровича Блока и разберемся в идейно-художественном своеобразии поэмы «Двенадцать».

Этап 2. Опрос учащихся.

Проверка домашнего задания, фронтальный опрос с использованием фото-материалов презентации:

Вопросы по биографии:

  1. В каком городе родился А. Блок?

В Петербурге.

  1. В какой семье воспитывался? Какие традиции были в его семье? Какое Блок получил воспитание?

В интеллигентной дворянской культурной семье.

А. Блок получил сентиментальное воспитание.

В его семье поддерживались литературные традиции, увлечение поэзией.

  1. Чем было для А. Блока имение его деда Шахматово?

Любимым местом, там он проводил многие дни отдыха, общался с природой, находил вдохновение.

  1. Что вы можете сказать об образовании поэта и начале творчества?

В 1898 г. После окончания гимназии поступает на юридический факультет Петербургского университета, в 1901 году переходит на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое успешно закончит в 1906 году. Стихи Блока появляются в марте 1903 года в журналах «Новый путь» и «Северные цветы».

Этап 3. Изучение нового учебного материала.

I сборник стихов

Слово преподавателя:

Первый сборник стихов А. блока «Стихи о Прекрасной даме» был написан в 1898-1904 гг. Этой теме посвящено 687 стихотворений. Этого не было ни в русской, ни в другой литературе. Этот первый сборник – своего рода лирический дневник.

В жизнь поэта вошла женщина, которая стала для него источником вдохновения, его любовью, его судьбой.

Символично и таинственно звучат стихи, весь мир для него разделен на свет и тень. В тени все горести людские, повседневность, обыкновенность, а свет там, где она. Кто же она? Любовь Дмитриевна Менделеева!

Стихи А. блока впервые появились в печати в мате 1903 года, а в августе этого же года они обвенчались.

«Стихи о Прекрасной Даме» - это гимн идеальной, возвышенной любви.

Вместе с тем это мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, Вечной Женственностью. В «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена каких бы то ни было земных черт. Это Небесная Дева, Вечная Женственность, Лучезарная Царица.

Лирический герой – готов всю жизнь служить своей Даме. Возлюбленная представляется ему как будто в чудесном сне или сказке. Она часто является в сумраке, тумане, окруженная зыбкими тенями.

1 учащийся:

«Стихи о прекрасной даме»

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,

И молча жду,- тоскуя и любя.

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Анализ стихотворения.

Стихотворение «Предчувствую Тебя…» было написано в 1901 году и является одним из лучших шедевров любовной лирики Блока вообще и цикла «Стихи о Прекрасной Даме», в частности. Поэт глубоко вглядывается в свою душу, напряженно ищет свой идеал, трагически сильно воспринимает малейшее изменение в отношениях с возлюбленной.
Александр Блок творит идеал женщины в разрыве с действительностью. И как бы не была Прекрасная Дама вне времени, реальность все же вторгается в мир блоковской мечты, нарушая гармонию. Где-то таится смутное, едва уловимое ощущение разлада, неудовлетворенности, неблагополучия в мире и душе поэта:

Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо.
И молча жду, тоскуя и любя.
Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик ты…

Чувства лирического героя так же вне времени. Оно не может повлиять на любовь: «Года проходят мимо». Его страх, что любимая изменится, связан с тем, что лирический герой боится разрушения идеала, разрушения мечты.
Его внутреннее состояние, душевные переживания легко проследить в речи лирического героя. Обращения к возлюбленной осуществляется местоимением «Ты», которое автор дает с заглавной буквы, таким образом передается обожествление героини, отношение к ней.

Стихотворение представляет собой монолог-исповедь, поскольку лирический герой признается «ей» в своих мечтах, чувствах, любви. Поэт не кричит о своих чувствах, нет! Он просто «молча ждет», но внутри него «бушует стихия». Об этом свидетельствуют восклицательные конструкции: «Не одолев смертельные мечты!..», «Как ясен горизонт!»
Александр Блок создает образ возлюбленной, к которой обращен монолог. Я думаю, что, читая это произведение, мы чувствует героиню, как и лирический герой, за счет глаголов в первом лице (предчувствую, жду, пойду).

Любовь для поэта – чувство, которое доставляет высшее напряжение и наслаждение. Без нее автор не мыслит человеческого существования. При этом один из любящих всегда страдает сильнее другого. Это катастрофа, но такая, которая позволяет пережить невиданное счастье.

2 учащийся:

«Вхожу я в темные храмы…»

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

В тени у высокой колонны

Дрожу от скрипа дверей.

А в лицо мне глядит, озаренный,

Только образ, лишь сон о Ней.

О, я привык к этим ризам

Величавой Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

Как отрадны Твои черты!

Но я верю: Милая – Ты .

Анализ стихотворения.

С первого куплета стихотворения мы погружаемся в атмосферу торжественности церковного быта:

Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

Красный цвет лампад озаряет не только ее образ, но и все вокруг.

О, я првык к этим ризам

Величавай, Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

В последних 2-х строках этого куплета видна радость лирического героя о присутствие в душе Ее света.

В центре стихотворения, Она-Прекрасная Дама, Вечная Жена, Милая, Святая, Величавая. У нее много имен. Даже свечи рядом с ее «Озаренным образом» и «Отрадными чертами», становятся «ласковыми».

О, Святая, как ласковы свечи,

Как отрадны Твои черты!

В этом стихе Прекрасная Дама предстает родной для лирического героя, причем не на этом свете, но в вечности:

Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

Но я верю: Милая-Ты.

3-й учащийся читает наизусть «Девушка пела в церковном хоре…»:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех забывших радость свою.

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

И что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И только высоко, у Царских врат,

Причастный тайнам, - плакал ребенок

О том, что никто не придет назад.

4-й учащийся читает стихотворение «Мы встречались…»:

Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.
Впереди - на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний -
Не приемлет лазурная тишь...
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.

Слово преподавателя:

– «Город» (1904-1908) как будто написан другим человеком. Вся его вторая книга это ощущение безысходности, падения в болото. Здесь нет пушкинской мудрой хрустально-отчетливой мысли, которая появится позднее, в третьей книге, сейчас он головой в трясине, ясность придет потом.

Город, изображаемый поэтом, был всегда Петербург. Петербургские ночи, женщины, кабаки, вьюги. Нет, Блок, не воспевал Петербург, но каждая строка его стихотворений как будто соткана из петербургского воздуха и революция, которую он отразил в этой книге тоже была петербургской. С поэтом случилось чудо – он увидел людей и теперь здесь в городе он впервые понял, что это событие для него огромно.

II цикл стихов.

5-й учащийся:

Фабрика

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам - по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене - а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Анализ стихотворения

Труден был путь Блока к людям-путь из замкнутой интеллигентской среды в мир кричащих противоречий и борьбы.

Большое влияние оказала на Блока революция 1905г. Дело не только в поэтических откликах на нее, революция перестраивала и содержание, и художественную систему всей поэзии Блока. Поэт напряженно ищет путей преодоления «лирической уединенности», боится того, что лирика замкнет его в собственном «я».

«Я ухо приложил к земле»,- говорит поэт. «Страшный мир» в годы, предшествовавшие первой русской революции, находит отражение в его стихах со всеми своими действительно страшными чертами: нищетой бедняков, голодными детьми, трагическими смертями, уродством человеческих отношений, мещанством буржуазии, опустошенностью интеллигенции.

Ненавистно было Блоку все, что противоречило его «живому сознанию присутствия в мире бесконечного, чудесного». Особенно ненавидел Блок мир мещанской сытости, буржуазной пошлости. О реакции буржуазии на революцию 1905г. Он писал в стихотворении «Сытые»:

В годы первой русской революции росла неприязнь поэта и к декадентству. Его тянет к реалистам, он высоко оценивает творческую деятельность Горького. Изменяется и лирический герой поэзии Блока: он становится бедняком, остро чувствующим тяготы жизни, ее неуверенность, несчастливость. Жизнь враждебна и безжалостна к нему.

У Блока:

Они войдут и разбредутся,

Навалят на спины кули

И в жолтых окнах засмеются,

Что этих нищих провели.

Здесь освещенные изнутри окна фабрики; гудок, зовущий «согнуть спины»№ мрачные черные цветовые пятна.

Однако именно этот центральный в стихотворении образ («черный кто-то») и говорит о своеобразии символистской поэтики Блока:

Впечатления зашифрованы:

И глухо заперты ворота,

А на стене - а на стене

Недвижный кто-то, черный кто-то

Людей считает в тишине.

В этом стихотворении звучит страшная музыка «страшного мира». Изображая рабочих, Блок, ничего не может сказать об их исторической миссии. Но символист Блок глубоко человечную человечность, сочувствие к измученному и обманутому народу, боль за него.

6-й учащийся читает стихотворение «Сытые»:

Они давно меня томили:

В разгаре девственной мечты

Они скучали, и не жили,

И мяли белые цветы.

И вот - в столовых и гостиных,

Над грудой рюмок, дам, старух,

Над скукой их обедов чинных -

Свет электрический потух.

К чему-то вносят, ставят свечи,

На лицах - желтые круги,

Шипят пергаментные речи,

С трудом шевелятся мозги.

Так - негодует всё, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!

Теперь им выпал скудный жребий:

Их дом стоит неосвещен,

И жгут им слух мольбы о хлебе

И красный смех чужих знамен!

Пусть доживут свой век привычно -

Нам жаль их сытость разрушать.

Лишь чистым детям - неприлично

Их старой скуке подражать.

7-й учащийся:

Шли на приступ…

Шли на приступ. Прямо в грудь

Штык наточенный направлен.

Кто-то крикнул: "Будь прославлен!"

Кто-то шепчет: "Не забудь!"

Рядом пал, всплеснув руками,

И над ним сомкнулась рать.

Кто-то бьется под ногами,

Кто - не время вспоминать...

Только в памяти веселой

Где-то вспыхнула свеча.

И прошли, стопой тяжелой

Тело теплое топча...

Ведь никто не встретит старость -

Смерть летит из уст в уста...

Высоко пылает ярость,

Даль кровавая пуста...

Что же! громче будет скрежет,

Слаще боль и ярче смерть!

И потом - земля разнежит

Перепуганную твердь.

8-й учащийся читает наизусть стихотворение «Митинг».

9-й учащийся читает наизусть стихотворение «Русь», затем анализирует:

Русь

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю - и за дремотой тайна,

И в тайне - ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга

До крыши - утлое жилье,

И девушка на злого друга

Под снегом точит лезвее.

"Русь", анализ стихотворения А. Блока.

Стихотворение "Русь" написано 24 сентября 1906 года и вошло во второй том лирики Блока.

С приходом революции 1905-1907 гг. тема Родины становится одной из ключевых в творчестве Блока.

Русь сравнивается с женщиной: твоей одежды не коснусь, ты почиешь, живую душу укачала.

Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание того самого колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена». Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы», «ведуны с ворожеями», «ведьмы с чертями». Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга», «утлое жилье», «девушка», «злой друг». Такой автор видит «страны нищету». Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ноной», погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота.

Лирический герой стихотворения. Он влюблен в свою родину и относится к ней с трепетом и благовонием. Для него Русь, таинственна и необычна. Даже во сне лирический герой не решается приоткрыть завесу этой тайны «твоей одежды не коснусь». Она разная – его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, живая душа лирического героя при этом не потеряла своей душевной чистоты. И в этом главная загадка Руси, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна», а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна».

В его стихотворениях, посвященных Родине, наблюдается глубина эмоций и переживаний. Блоковское понимание России трагическое, лиричное и очень личное. Автор идеализирует прошлое, в котором переплелись сказочные и реальные события.

10-й учащийся читает стихотворение «Незнакомка».

Слово преподавателя:

Время с 1908-1915 гг. было мрачной полосой в жизни поэта. Прекрасная Дама ушла… А без неё пустота «Ты отошла и я в пустыни» - таково с той поры его постоянное чувство. «Жизнь пуста» - твердил блок. И одно ему осталось в пустоте – это смех над любовью и верой в любовь.

Все восемь лет Блок неустанно твердит, что он мертвый, даже любовь не может воскресить его. Казалось выхода нет. Но поэт находит святыню. Которой будет поклоняться всю оставшуюся жизнь – «Святыня – это Россия».

Россия для него раньше – даль, простор, путь. Заговорив о России, он чувствует себя путником, затерявшимся в погибельных, но любимых пространствах, говорит что даже в последнюю минуту на смертном одре он вспомнит Россию как самое дорогое и милое в жизни.

III цикл стихов

11-й учащийся читает стихотворение наизусть, анализирует его.

«О доблестях, о подвигах, о славе…»

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...

Вино и страсть терзали жизнь мою...

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Всё миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

Анализ стихотворения « О доблестях, о подвигах, о славе…»

Это произведение было написано в 1908 году. Оно имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, однако он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и ее.
Жанр стихотворения - любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад:

И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою...
Я звал тебя, но ты не оглянулась,
Я слезы лил, но ты не снизошла.

Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся “проклятым роем”. Образ “страшного мира” символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с “синим плащом” прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет - измена):

Ты в синий плащ печально завернулась,
В сырую ночь ты из дому ушла.
Не знаю, где приют своей гордыне
Ты, милая, ты, нежная, нашла...
Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,
В котором ты в сырую ночь ушла...

Дни подобны ночи, жизнь кажется сном (“я крепко сплю”). В стихотворении встречается большое количество эпитетов: “на горестной земле”, “заветное кольцо”, “проклятым роем”, “в сырую ночь”. Нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая ее со своей молодостью: “И звал тебя, как молодость свою...”, - подчеркивается в произведении такими эпитетами, как: “прекрасное лицо”, “ты, милая”, “ты, нежная”. Есть в стихотворении олицетворения и метафоры: “когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе”, “я бросил в ночь заветное кольцо”, “ты отдала свою судьбу другому”, “летели дни”, “вино и страсть терзали жизнь мою”.

В спасительную силу любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к родине. Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его творчестве.

12-учащийся читает наизусть стихотворение «Россия» и анализирует его.

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, -

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, -

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле -

Одной слезой река шумней

А ты все та же - лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

Глухая песня ямщика.

Анализ стихотворения.

Настроение, которое создается при чтении стихотворения Александра Блока, медленно переходит от печального к торжественному. Автор называет Россию нищей, её избы – серыми, дороги – расхлябанными, что не может не угнетать, но в последнем четверостишье появляется свет в конце пути:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка...

Появляется какой-то шанс, надежда на лучшее!...

Блок начинает стихотворение со строк:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи...

Слово «Опять» создает ощущение того, что автор повторяет что-то; что-то, что повторяется из раза в раз, из года в год. Что говорит о том, что Россия неизменна, она остается именно такой, какой он была с начала времен, с золотых лет. . Золотым, обычно, называют тот период времени время, когда человечество проживало лучшие свои годы. Значит ли это, что Россия живет все еще тем, прошедшим временем? Думаю, что да.

Второе четверостишье, начинается с обращения:

Россия, нищая Россия...

Он обращается к Стране, как будто он обращается к живому человеку, очевидно, что он считает её живой, не менее живой, чем я или вы. Все, что он видит и слышит, он сравнивает с первыми слезами любви. Первые слезы – это что-то нежное, но в то же время вызывающее какую-то тоску, печаль.

Автор использует специальный прием – аллитерацию – он использует повторяющийся звук «И», что создает особое ощущение: появляется сдавленность в горле, обычно предшествующая слезам, слезам появившимся от жалости к чему-либо.

Автор продолжает монолог, говоря, что он не умеет жалеть. Очевидно, он считает жалость участью слабых, безвольных людей. Да, возможно это жестоко, но, зная это можно с уверенностью сказать, что лирический герой силен духом, и что он без проблем вынесет тяжесть свой судьбы. Как мне кажется, здесь автор проводит параллели между собой и Россией. Он восхваляет силу духа России, силу духа её народа, и говорит:

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!...

Он имеет в виду то, что не случилось бы, Россия вынесет все испытания и перейдет через все преграды и это ничуть не смутит её красоты.

13-й учащийся читает наизусть стихотворение А. Блока «На железной дороге»

На железной дороге

Марии Павловне Ивановой

Под насыпью, во рву некошенном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом...

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом...

Лишь раз гусар, рукой небрежною

Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною...

Скользнул – и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая...

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая...

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей – довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена – все больно.

14-й учащийся читает наизусть стихотворение «Рожденные в года глухие…»

Рожденные в года глухие…

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье, -

Те, кто достойней, боже, боже,

Да узрят царствие твое!

15-й учащийся читает стихотворение «О, весна! без конца и без края»

О, весна! без конца и без краю -

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха - позорного нет!

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна,

Чтоб мои воспаленные взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога -

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах...

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита...

Никогда не откроешь ты плечи...

Но над нами - хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель - я знаю -

Всё равно: принимаю тебя!

Слово преподавателя о поэме «Двенадцать». Работа с текстом поэмы по вопросам:

Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

Порядочные с ним не кланялись, ему не подавали руки, ему объявили бойкот, его презирали, оскорбляли в письмах и стихах...

За что? За то, что он написал «Двенадцать». Великую поэму. Гордость русской поэзии 20 века. Первую поэму, прославившую Октябрьскую революцию.

Поэму, которой суждено было войти во все хрестоматии и учебники по литературе.

Поэму, поставившую имя Александра Блока в первый ряд русских поэтов. Так говорим мы сейчас, но тогда, зимой 1918 года, так думали отнюдь не все!

Одни упрекали Блока за то, что он продался большевикам, другие утверждали, что в «Двенадцать» злая сатира на революцию. Третьи возмущались насмешками над обывателями. Зато с какой благодарностью читали эту поэму голодные, озябшие солдаты и матросы. Эта поэма была поэтическим воплощением живой, революционной современности.

" Всем телом, всем

Сердцем, всем сознанием

Слушайте революцию"!. - призывал поэт!

Он начал писать поэму с середины: со слов:

" Уж я ножичком

Полосну, полосну..."

Эти две буквы жж показались ему весьма выразительны. Потом перешел к началу и в один день написал почти всё!

Вопросы к поэме «Двенадцать»

  1. Когда была написана поэма?

В январе 1918 г.

  1. Чему посвящена поэма?

Октябрьской революции 1917 г.

  1. Какой мыслью пронизано это произведение?

Борьба старого мира и нового.

  1. Выпишите из поэмы лозунги, призывы.

- «Вся власть Учредительному Собранию!», «Вперед, вперед, вперед рабочий народ», «Революционный держите шаг!».

  1. Какие две основные краски присутствуют в поэме?

В поэме присутствуют цвета: черный, белый, встречает красный цвет.

  1. Какие образы-символы вы заметили в поэме?

Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы. Число «двенадцать», «пес безродный».

  1. Какими словами описывает автор «мир сытых»?

- «А вон и долгополый – сторонкой – за сугроб…», «барыня в каракуле», «буржуй на перекрестке».

  1. Каков обобщающий образ «старого мира»?

- «Старый мир, как пес паршивый», «И старый мир, как пес безродный, стоит за ним поджавши хвост».

  1. Кого автор противопоставляет «старому миру»?

Красноармейцев.

  1. Как вы можете охарактеризовать этих героев?

- «В зубах – цигарка, примят картуз,/ На спину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет».

  1. Объясните число «12, которое присутствует в поэме.

Двенадцать глав, двенадцать красноармейцев, двенадцать месяцев, двенадцать апостолов.

  1. Что выражает образ Христа в конце поэмы?

Образ Христа – это новая жизнь в будущем, очищение, прощение грехов, отпущение их.

Образ Христа – надежда на то, что тьму в душах людей победят свет и добро, без Него такой надежды быть не может.

Образ Христа, вероятно, вера в святость революции.

Поэма, начинающаяся с черного цвета: «Черный вечер», заканчивается все-таки белым: «В белом венчики из роз…»

Только поэт, кровными узами связанный с народом и Родиной мог так точно услышать и выразить то, чем жил, о чем мечтал, за что боролся русский народ.

"Но всё-таки "Двенадцать" - величайшее достижение Блока.

Согласны ли вы с такой оценкой?

Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма "Двенадцать" - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция - это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма "Двенадцать" - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.

4 Этап. Закрепление учебного материала.

Просмотр презентации, комментарии преподавателя.

5 Этап. Задание на дом. Написать сочинение рассуждение – «Образ революционной эпохи в поэме А. Блока «Двенадцать»

6 Этап. Подведение итогов занятия.

Список литературы:

  1. Александр Блок в портретах, иллюстрациях и документах. Пособие для учителя. – Л., Просвещение, 1973 г.
  2. Александр Блок Петербург. Шахматово. Москва. Фотоальбом Авторы – составители В.П. Енишеров, С.С. Лесневский, А.А. Рюмин. – М., Советская Россия, 1986 г.
  3. Русская литература XX века. Учебное пособие для 11-го класса/ под редакцией Кожинова В.В. – М., Русское слово, 1999 г.
  4. Блок А.А. Стихотворения и поэмы: Избранное. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения / А.А. Блок., Авт. – сост. Г.Г. Авдонина. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004 г. https://accounts.google.com

«Блок Александр биография» - Символ тайны и молчания. Особенности цикла. Свеча. Героическая и отважная сила, творческая и направляющая, начало земной жизни. Символ постоянной изменчивости мира. Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в Петербурге. В цикле можно встретить упоминание о красном, белом, желтом и темном цветах.

«Жизнь и творчество Блока» - Вслед за поэмой «Двенадцать» было написано стихотворение «Скифы». Весна! Так я причаливал к земле. Вам нужен бич, а не топор! Но ход собственной жизни Блок воспринимал во «вселенском» масштабе. А.Блок. Во мглу! Сотри случайные черты И ты увидишь: мир прекрасен… Александр Блок (1880-1921) Поэтический мир поэта.

«Литература Блок» - Шахматово 1894. Последние годы жизни и творчества Александра Блока. Вероятно, А. Блок предвидел большие жертвы и оказался прав. Поэма «Двенадцать» - вершина творчества А.Блока. Блок умер в Петрограде 7 августа 1921 года. Ивановым и др. Дом в Шахматове 1880-е. Творчество. Улица. Рожденные в года глухие Пути не помнят своего.

«Александр Блок» - В. Маяковский. Но противоречия «страшного мира» были сильнее любви и мечты. Призывал на битву равнинную -Побороться с дыханьем небес. И тихий дом, и благоухающий сад, и лесная дорога, и тревожные дали… “Стихи о России” 1915г. О, Русь моя! Наш путь – стрелой татарской древней воли Пронзил нам грудь. Показал мне дорогу пустынную, Уходящую в темный лес.

«Лирика Блока» - Октябрьская революция пробудила у Блока подъём творческих сил. И буду слушать приказанья И робко ждать. Блок А.А. Письма к жене. – В кн.: Литературное наследство, т. 89. ВИРТУАЛЬНАЯ ВЫСТАВКА НТБ ВолгГТУ. Енишерлов В. Александр Блок. Александр Блок. Тарту, 1964–1998. И вновь желать. ДЫХАНИЕ СТРАСТИ к 130-летию А. А. Блока.

«Биография Блока» - Не внешний покой, а творческий. Мировая революция превращается в мировую грудную жабу!». Однако, по свидетельствам В. Ф. Ходасевича, поэт умер в полном сознании. Первые стихи Блок написал в пять лет. Поэт был похоронен на Смоленском кладбище. Биография. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю - тайную свободу.

Цикл "На поле Куликовом" - высшее поэтическое достижение Блока 1907 - 1908 гг. Пронзительное чувство родины соседствует здесь с особого рода "лирическим историзмом", способностью увидеть в прошлом России свое - интимно близкое - сегодняшнее и вечное. Для блоковского художественного метода этих и дальнейших лет примечательны и попытки преодолеть символизм и глубинная связь с основами символистского видения мира.

Сюжет цикла "На поле Куликовом" имеет историческую основу - вековое противостояние Руси татаро-монгольскому нашествию. Лиро-эпический сюжет совмещает конкретно историческую событийную канву: битвы, военные походы, картину овеянной пожарищем родной земли - и цепь переживаний лирического героя, способного осмыслить весь многовековой исторический путь Руси. Цикл создан в 1908 году. Это время реакции после поражения революции 1905 года.

Обращение поэта к исторической теме не случайно. Еще до Блока к этой теме не раз обращались такие великие писатели, как А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев и Н.А. Некрасов. Поэт продолжает эти традиции. Обращаясь к истории русской земли, он ищет аналогии с современной ему действительности. В прошлом он пытается найти истоки русского национального характера, причины выбора исторического пути России. Прошлое дает ему возможность размышления о настоящем и будущем родной земли.

Поэтический цикл Блока "На поле Куликовом" - это как некое напоминание о подвиге, который когда-то был воплощен в борьбе света с тьмой. Основная цель этой борьбы было преодоление темного хауса ради освобождения и счастья нашей родины. В самом цикле "На поле Куликовом" поэт сумел объединить и напряженное чувство, беспокойство за судьбу России и широту глубоких, мягких раздумий, которые как бы растворяются в голосе самой истории страны. В 1912 году в первом собрании своих стихотворений Блок писал: "Куликовская битва" принадлежит, по убеждению автора, к символическим событиям русской истории. Таким событием суждено возвращение. Разгадка их еще впереди".

В цикле "На поле Куликовом" Блок старается осмыслить русскую историю, но не как сторонний наблюдатель или беспристрастный летописец, а как соучастник. Поэт органически сливается со своим лирическим героем. Трудно понять, где автор говорит от себя, где от имени лирического героя. История начинает говорить голосом поэзии. У России такое великое прошлое и такое огромное будущее, что захватывает дух:

Наш путь - степной, наш путь - в тоске безбрежной,

В твоей тоске, о, Русь!

И даже мглы - ночной и зарубежной -

Я не боюсь. Русская литература ХХ века: очерки, портреты, эссе: учеб. пособие в 2-х частях. Часть 1/под ред.Ф.Ф. Кузнецова. - 2-е изд, доп. - М.: Просвещение, 1994. - 383 с.

Цикл "На поле Куликовом" разделен на пять глав. В первом стихотворении этого цикла встает тема пути, раскрывающаяся в двух планах: временном и пространственном. Изображение исторического пути России представляет нам временной план:

И ханской сабли сталь.

Именно в прошлом поэт ищет животворную силу, позволяющую Руси не бояться "мглы - ночной и зарубежной", скрывающей ее долгий путь. Эта сила в вечном движении, для нее характерно отсутствие покоя. Так появляется образ Родины - "степной кобылицы", несущейся вскачь. Степная кобылица воплощает в себе и скифские истоки, и вечное движение. Поиски будущего у А. Блока трагичны. Страдание - плата за движение вперед, поэтому путь Родины лежит через боль:

Наш путь стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь.

Сочетание временного плана с пространственным, придает стихотворению особый динамизм. Россия никогда не застынет в мертвенной неподвижности, ее вечно будут сопровождать перемены:

И нет конца!

Мелькают версты, кручи…

Широкая, ровная степь кажется безграничной. А между тем это - не лесная и луговая Русь, строгая северная царевна других стихов Блока ("Россия"). Это - поле битвы. Но пока, перед битвой, раздумья поэта текут широким потоком, где слились воедино скорбь, и гордость, и предчувствие перемен:

О, Русь моя! Жена моя! До боли

Нам ясен долгий путь!

Наш путь - стрелой татарской древней воли

Пронзил нам грудь. Орлов, В.Н. Гамаюн: Жизнь Александра Блока / Владимир Николаевич Орлов. - М.: Известия, 1981. - 185с.

Здесь у поэта появляется прекрасный образ России - жены, молодой и горячо любимой женщины. Однако в этом нет поэтической вольности, есть высшая степень единения лирического героя с Россией, особенно если учесть смысловой ореол, данный слову "жена" символистской поэзией. В ней он восходит к евангельской традиции, к образу величавой жены. Он хочет понять источник силы и стойкости России, от этого не слабеет, а лишь укрепляется сыновняя привязанность к Родине. В этом проявляется влияние В. Соловьева, благодаря которому в творчество А. Блока проникает образ вечной женственности, узнаваемый и мистический одновременно. Не случайно к пятому стихотворению цикла автор выбрал эпиграф из стихотворения В. Соловьева. В финале же первого стихотворения возникает романтический образ степной кобылицы, которая мчится на фоне кровавого заката. Он также связан с темой России, устремленной в будущее. Слова "степь", "степной" подчеркивают просторы родной земли.

Начинается бой, которому не видно конца:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль.

Летит, летит степная кобылица

И мнет ковыль. Орлов, В.Н. Гамаюн: Жизнь Александра Блока / Владимир Николаевич Орлов. - М.: Известия, 1981. - 185с.

Это - борьба не только с нашествием, это борьба с тем темным, рабским следом в душах, который оно оставило. И летящая вдаль степная кобылица - воля и вольница, которую нелегко взнуздать, укротить, направить в мирное русло. Здесь одновременно сливаются в одно и гордость, и скорбь, и предчувствие важных и великих перемен, событий, которых с радостью ожидает вся Россия:

Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами

Степную даль.

В степном дыму блеснет святое знамя

И ханской сабли сталь.

В стихотворении "Река раскинулась" несколько раз меняется объект поэтической речи. Начинается оно как описание типично русского пейзажа; скудного и грустного. Затем звучит прямое обращение к России, и, наконец, в финале стихотворения возникает новый объект обращения: "Плачь, сердце, плачь". В стихотворении А. Блок употребляет авторское "мы", размышляя о судьбах людей своего поколения. Они представляются ему трагическими, стремительное движение - это движение к гибели, вечный бой здесь не радостен, а драматичен. Теме стихотворения соответствует его интонационный строй, сам темп поэтической речи. Она начинается спокойно, даже замедленно, затем темп стремительно нарастает, предложения делаются короткими, в половину, а то и в треть поэтической строки (например: "Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами").

Во втором стихотворении цикла чувствуется готовность воина давних времен любой ценой отстоять свою землю. В облике воина рати Дмитрия Донского поэт видит воплощение бессмертного духа и непреклонного мужества русских людей, грозных в своем гневе. Блок описывает и тревогу, и сомнение, и предчувствие, что этот бой - первый из тех, которые еще предстоят.

Лирический герой этого цикла - безымянный древнерусский воин Дмитрия Донского. Образ лирического героя сливается с образом защитника Родины. Он патриот родной страны, борец за ее свободу. Герой, понимая, что битва тяжела, что он "не первый воин, не последний", готов "за святое дело мертвым лечь". Там же звучит неприкрытая горечь: "Долго будет родина больна". Особую роль в развитии патриотической темы в данном цикле приобретает древнерусская тононимика: Непрядва, Дон, поле Куликово. К традициям древнерусской литературы (к "Слову о полку Игореве", "Задонщине") восходит в произведении создание образов природного мира (пригнулись к земле ковыли, грустят стога, лебеди кричат, татарским станом слышен орлий клекот).

В третьем стихотворении образ Родины - это образ жены, матери, светлой Богородицы, которая охраняет все живущее.

Здесь слились и русская неяркая природа с ее туманами и тишиной, и религиозно-сказочное восприятие поэтом русской культуры, и трагическое прозрение исторической судьбы России.

Поэт уверен, Россию охраняет некая сила, она невидима, но ощутима. Благодаря этому заступничеству страна поднимается из пепла, как птица Феникс.

И когда, наутро, тучей черной

Двинулась орда,

Был в щите Твой лик нерукотворный

Светел навсегда.

Четвертое стихотворение ("Опять с вековою тоскою") выводит нас в современность, наталкивая на мысли о народе и интеллигенции:

И я с вековою тоскою,

Как волк под ущербной луной,

Не знаю, что делать с собою,

Куда мне лететь за тобой! Сарычев В.А. Лирический цикл "На поле Куликовом" как событие творческой биографии А. Блока / В.А. Сарычев // Литература в школе. - 2006. - №6. - С.2-6.

Раздумья и распутья Блока связаны с тем, что поэт должен выбрать - на чьей он стороне: народа или власти, которая этот народ презирает и угнетает. Именно такое толкование позиции интеллигенции дает сам Блок в статье "Народ и интеллигенция", написанной в том же 1908 году.

Пятое, заключительное, стихотворение в структуре цикла имеет значение первостепенное: здесь - взгляд в будущее, чреватое и "мглою бед неотразимых" (как сказано в эпиграфе, взятом из Вл. Соловьева), и решающими битвами за Россию, до времени придавленную реакцией.

Опять над полем Куликовым

Взошла и расточилась мгла,

И словно облаком суровым

Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,

За разливающейся мглой

Не слышно грома битвы чудной,

Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало

Высоких и мятежных дней!

Над вражьим станом, как бывало,

И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,

Недаром тучи собрались.

Доспех тяжел, как перед боем.

Теперь твой час настал. - Молись! Платонова, Т. Н.А. Блок. "На поле Куликовом": Материал к уроку: XI класс / Т.Н. Платонова // Литература в школе. - 2006. - №6. - С.29 - 31.

Какое реальное содержание вкладывал Блок в понятие будущего, видно из его письма к В. Розанову (20 февраля 1909 года). Великой русской литературой и общественной мыслью завещана "огромная концепция живой, могучей и юной России". Она охватывает и мужика с его думой "все об одном", и "юного революционера с пылающим правдой лицом", вообще все грозовое, насыщенное электричеством. "Если есть чем жить, то только этим. И если где такая Россия "мужает", то уж, конечно, - только в сердце русской революции… С этой грозой никакой громоотвод не сладит".

Блок мысленно стоит перед грядущей революцией, понимает ее неизбежность и неизбежность выбора: на чьей стороне стоять. Как известно, поэт в решающую минуту выбрал сторону народа, невзирая на кровь и жестокость. И шел по этому пути до конца.

Цикл стихов "На поле Куликовом" - не только напоминание о давнем подвиге русских воинов, о битве света с тьмой, добра со злом, но и утверждение вечности этой битвы.

В цикле большую роль играет контраст (покоя и движения, темного и светлого начал, добра и зла). Однако татаро-монгольское иго будет свергнуто, ибо на стороне Руси - святость ("святое знамя", "лик нерукотворный"). В последнем стихотворении цикла автор рассуждает о грядущем дне. Появляется мотив цикличности в развитии исторических событий ("Опять над полем Куликовым Взошла и расточилась мгла"). А поэтичная блоковская фраза "Но узнаю тебя, начало Высоких и мятежных дней" обращено уже не к далекой истории, а к современности.

Цикл "На поле Куликовом" выдержан в логической последовательности, стихотворениям этого цикла характерны одни мотивы (которые в каждом стихотворении по-разному трактуются), лирический герой проходит в этом цикле определенный путь к окончательному пониманию единства своей судьбы с судьбой России (не случайно: "не может сердце жить покоем" - лирический герой понял это не только разумом, но и сердцем, т.е. всем своим существом). Важно, что в этом цикле Блок говорит "Русь" (а не "Россия"), ибо это не только следование историческим реалиям.

Таким образом, цикл "На поле Куликовом" можно воспринимать не только как произведение о славных и мятежных страницах русской истории, но и как своеобразный опыт исторического предвидения. Становится понятным, что Куликовская битва интересует писателя, прежде всего, как знаковое, поворотное событие русской истории. Автор проводит параллели между событиями давно прошедшими и современными, его герой находит себя в битве за спасение Отечества.

Для писателя значение Куликовской битвы было не военным или политическим, а именно духовным. Блок верит в будущее России и в будущее русского народа, и это главная тема в цикле "На поле Куликовом".

| Печать |

У Александра Блока свое особое отношение к Родине. Россия - это не просто тема, а это мир, наделенный своими чертами, заполненный различными образами и символами. А. Блок обращается к размышлениям о трагическом прошлом России, многострадальном народе, о предназначении и особенности России.

Очень ярко и своеобразно представлено отношение к Родине в цикле "На поле Куликове". Этот цикл включает в себя пять стихотворений. В примечании к циклу Блок написал: "Куликовская битва принадлежит… к символическим событиям русской истории. Таким событиям суждено возвращение. Разгадка их еще впереди". Этими словами автор хочет указать на прочную связь между прошлым, настоящим и будущим. "Прошлое страстно глядит в грядущее", - сказал А. Блок.

В этом цикле поэт обращается к прошлому, хотя создает произведение о современности. Будущее предопределено прошлым, которому суждено сбываться вновь и вновь.

Действие стихотворения переносит нас в далекое прошлое на Куликово поле, где накануне битвы стоят приготовившиеся к бою полки, слышен гул, стоящий над татарским станом. Первое цикла выполняет роль пролога и вводит тему России:

О, Русь моя! Жена моя! До боли
Нам ясен долгий путь!..

Родина воспринимается не как мать (это мы видели у многих поэтов), а как жена. Здесь есть некое проявление интимной любви. Поле - место битвы, "вечного боя", который шел, идет и будет идти на просторах России:

И вечный бой! Покой нам только снится
Сквозь кровь и пыль.
Летит, летит степная кобылица
И мнет ковыль...

В третьем стихотворении появляется некий символический образ:

И с туманом над Непрядвой спящей,
Прямо на меня
Ты сошла, в одежде, свет струящей,
Не спугнув коня.
Серебром волны блеснула другу
На стальном мече,
Осветила пыльную кольчугу
На моем плече.

Кто это? Может Россия, может Богородица. Единственное, что понятно - воплощение светлого идеала, помогающего выстоять в суровых испытаниях:

И когда, наутро, тучей черной
Двинулась Орда,
Был в щите Твой лик нерукотворный
Светел навсегда.

Стихотворения цикла посвящены осмыслению исторической судьбы России, эта судьба пророчески описывается автором как трагедийная. Читая цикл, проникаешься чувством тревоги, ощущением приближающихся катастроф, грядущих боев.

Символом становится стремительно мчащаяся степная кобылица. Возникает осмысление жизни людей и живой природы. Сами природные явления окрашены в трагический кровавый цвет ("закат в крови").

В завершающем стихотворении А. Блок говорит о вере в будущее своей великой Родины:

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!

Россия народная, с ее историей, традициями, потенциалом народа, давала поэту надежду на будущее преображение. Именно она помогала противостоять "страшному миру".

Похожие сочинения:
Старый и новый мир в поэме А. Блока "Двенадцать" Изображение революции в поэме А. А. Блока "Двенадцать" Символика в поэме А. Блока "Двенадцать"
Еще сочинения:
Художественные особенности лирики Блока Стихотворение А. А. Блока «Россия»
предыдущая страница

Просмотров