Когда появилось понятие античный мир. Сидорова Н. А. Новейшие открытия в области античной археологии в Западной Европе. Центральная и Южная Италия

Центральная и Южная Италия

В Италии за последние годы был сделан ряд выдающихся археологических открытий. Остановимся на главнейших.

В Риме небольшие, но интересные по стратиграфическим результатам раскопки ведутся в районе римского Форума. На Палатине, в районе Дома Ливии, обнаружены остатки зданий республиканского времени и некрополь раннего железного века . Широкие работы ведутся по реставрации античных зданий; завершена реставрации Большого цирка, производится укрепление стен Колизея, храма Антонина и Фаустины, арки Константина и др.

Близ Виа Латина, на некотором расстоянии от Рима, была открыта на глубине 21 м от уровня земли катакомба не совсем обычного типа , она построена по правильному плану: главные оси центрального помещения имеют около 50 м и 27 м длины, от него отходят прямоугольные и многоугольные камеры. Стены камер покрыты стуком и расписаны. Среди росписей на христианские темы встречаются некоторые языческие изображения (подвиги Геракла, история Алкесты и др.). Эта катакомба, датируемая второй половиной IV в. н. э., вероятно, принадлежала богатой фамилии.

Важные открытия сделаны при раскопках Виллы Адриана в Тибуре (Тиволи), возобновленных итальянскими археологами в 1951 г. . Работы велись в районе Канопа с целью восстановления его первоначального вида. На западной стороне канала в 1952 г. были найдены четыре кариатиды (рис. 1), являющиеся превосходными копиями II в. н. э. кариатид Эрехтейона. Рядом с ними были найдены две большие фигуры силенов с корзинами на головах. Еще более интересны открытия 1954 г. В северном конце Канопа, у входа в канал, было обнаружено полуциркульное сооружение с нишами, в которых помещались статуи речных богов Нила и Тибра, изображенных в традиционных позах, возлежащими, с рогом изобилия в руках (Нил опирается на статую сфинкса, а Тибр - на фигуру волчицы с Ромулом и Ремом), статуи Гермеса, Арея и двух амазонок типа Поликлета и Фидия. Все скульптурные изображения, кроме Нила и Тибра, являются превосходными и довольно хорошо сохранившимися копиями адриановского времени с греческих классических оригиналов. Большое количество менее крупных скульптур, в том числе хорошие римские портретные головы, также были найдены при раскопках этого района .

Продолжаются раскопки в Помпеях. После войны здесь был открыт интересный участок: самнитского города с частью оборонительной стены и башней . В настоящее время раскопки производятся в юго-восточном секторе города и в примыкающем к нему обширном некрополе, расположенном за пределами городских стен .

Большой интерес представляют развернувшиеся с 1952 г. раскопки в Пестуме, которые ведутся итальянскими археологами под руководством П. Сестиери . Работы сосредоточены вокруг трех знаменитых храмов - «Базилики», «Храма Посейдона» и «Храма Цереры». Раскопан участок греческого города и выявлена история святилища. Первоначально все три храма, расположенные в центре города на самой возвышенной его части, находились в пределах одного большого священного участка, обнесенного стеной. Кроме этих храмов, на этом участке найдены фундаменты еще нескольких храмов, многочисленных алтарей, баз статуй и других сооружений VI-III вв. до н. э. Многочисленные
вотивные приношения, в том числе терракотовые статуэтки, изображающие Геру - богиню плодородия и женщин с цветами и плодами, а также надписи на черепках и посвятительная надпись Гере на серебряном диске, позволили установить, что два храма (условно называвшиеся с XVIII в. «Базиликой» и «Храмом Посейдона») в действительности были посвящены Гере.

Точно так же вотивные приношения показывают, что так называемый «Храм Цереры» в действительности был посвящен Афине. Обнаружен большой алтарь этого храма. Возле него восстановэена вотивная дорийская колонна. Из вотивных терракот, найденных в этом районе, следует отметить великолепную архаическую полихромную статую Зевса, сидящего на троне .

В римское время район святилища был использован для гражданских соооружений, за исключением священных участков храмов .3десь возникает городской район с форумом, гимнасием, амфитеатром и домами.

Наиболее выдающееся открытие было сделано в Пестуме в 1954 г. . В 130 м к югу от храма Афины была открыта прямоугольная ограда из больших известняковых блоков размером 15 X 18 м. Внутри ее находилось прекрасно сохранившееся маленькое здание (3,05X2,49 ж), углубленное в скалу так, что только одна восточная сторона его была видна на всю высоту (2,25 м). Здание построено из больших известковых плит; двускатная крыша перекрыта хорошо сохранившимися черепицами. Здание это не имеет никаких отверстий. С восточной стороны в центре видны следы заложенного входа. Крыша здания находится на 0,1 м ниже уровня, античной поверхности - следовательно, здание было сознательно засыпано землей. Чтобы проникнуть внутрь здания, археологам пришлось разобрать часть крыши. Внутри стены были обмазаны белым стуком, пол вымощен известковыми плитами. Крыша поддерживалась деревянными балками, опиравшимися на два вертикальных столба, от которых сохранились гнезда. В центре находилось каменное возвышение, на котором сохранились металлические части ложа с приставшими к ним фрагментами шерстяной материи. Вдоль длинных стен стояли две бронзовые амфоры и шесть бронзовых ойнохой с рельефными и скульптурными украшениями в виде фигурок львов, баранов, голов лошадей, различных орнаментов (рис. 2). Вазы эти были наполнены медом. Кроме этих ваз, в углу находилась чернофигурная аттическая амфора круга Андокида с изображением апофеоза Геракла и Диониса с сатирами и менадами.

Как чернофигурная, так и бронзовые вазы датируются 540-530 гг. до н. э., так же как и фрагменты, найденные внутри ограды и принадлежавшие, очевидно, вазам, бросавшимся сюда в виде жертвоприношений. На некоторых из этих фрагментов имеются остатки посвятительных надписей Гере, на основании которых П. Сестиери пришел к заключению, что этот памятник является своеобразным, уникальным святилищем Геры, богини подземного мира, вступающей в священный брак с Зевсом-Гадесом. Однако против такого вывода можно выдвинуть серьезные возражения и прежде всего - отсутствие культовой статуи божества и полная изолированность святилища. Нам представляется более правдоподобным предположение, высказанное Пикаром , о том, что это сооружение представляет собой кенотаф - героон, посвященный какому-то герою. В пользу этого предположения говорит и чисто погребальный характер приношений, найденных внутри подземного сооружения (например, мед).

Севернее Пестума, в районах Андриноло и Лагетто, открыто более 400 погребений греческого, луканского и римского периодов (погребения в камерах или шахтах, иногда перекрытых черепицей) . Древнейшие из них, греческие, дают керамический материал VI-V вв. до н. э. Некоторые греческие камерные гробницы в IV в. до н. э. были вторично использованы луканами, которые украсили росписью стены. Роспись эта в известной мере заполняет пробел, существовавший между этрусской и римской живописью. В 1954-1955 гг. открыто несколько гробниц с росписью. Короткие стены обычно украшались изображениями из жизни умерших - возвращение воина, охота, прядущие женщины; на длинных стенах помещались сцены погребения и оплакивания умерших, изображения погребальных игр - состязания на колесницах, кулачные бои, танцы девушек (рис. 3). Росписи эти отличаются большой живостью исполнения; особенно хороши более ранние, в которых чувствуется сильное греческое влияние. В луканских гробницах найдено несколько прекрасных краснофигурных гестумских ваз (например, гидрия с изображением, видимо, мифа об Электре).

Некрополь, аналогичный северному, обнаружен и к югу от Пестума, в районе «Тетра del Prete». Открыты греческие погребения V в. до н. э., также вторично использованные луканами в IV в. до н. э. Здесь обнаружено большое количество детских погребений , аналогичных погребениям взрослых по форме могилы, но отличающихся меньшими размерами. Заслуживают внимания многочисленные детские игрушки из терракоты (погремушки, куклы с подвесными руками и ногами, звери). В 1955 г. в этом районе было открыто луканское погребение воина в парадном облачении . Вооружение состоит из шлема, открытого сверху и украшенного с боков ажурным орнаментом, панциря в виде трех соединенных треугольником выпуклых дисков (подобные панцири самнитского типа изображены на росписях этого времени), пояса, украшенного гравированным изображением крылатого грифона, копья и кинжала. Датируется это погребение началом второй половины IV в. до н. э.

В 6 км к востоку от Пестума, в области Каподифиуме, открыт небольшой некрополь VII в. до н. э. с глиняными оссуариями, имеющими вид хижин, и сосудами с геометрической росписью.

Южнее Пестума интересные раскопки ведутся в Велии , где открыт большой участок оборонительной стены в западной части города. Стены, сохранившиеся на значительную высоту (в нижней своей части они относятся к V в. до н. э.), сложены из больших блоков песчаника; на некоторых из них встречаются знаки и буквы АЕ (указание на единый городской стандарт). В эллинистический период стены были надстроены. В 1954 г. завершена расчистка ворот, фланкированных большими квадратными в плане башнями, также построенными из блоков песчаника.

Кроме участка городской стены, в Велии производятся раскопки агоры, где открыто несколько улиц, фонтаны, колодцы и большой водопровод из хорошо подобранных каменных блоков с двухскатным перекрытием (рис. 4). В этом водостоке найден ряд бронзовых статуэток времени Марка Аврелия, изображающих воинов, всадников, и другие фигурки .

Близ городских стен открыты следы римской виллы.

В других районах Южной Италии ведутся менее значительные археологические работы . В. Fratte di Salerno изучается акрополь этрусско-кампанского поселения; обнаружены две улицы и большой резервуар со сложной системой каналов; город этот прекратил свое существование в III в. до н. э.

В Кратоне начато раскрытие святилища Геры Лацинии; уточнен его план, расчищен монументальный вход.

В Локрах Эпизефирских изучались два храма и алтарь, относящийся к ионийскому храму.

В долине р. Трионто изучаются укрепления Кастильоне ди Палуди с главными воротами; близ этого места обнаружено укрепленное поселение.

Северная Италия

В Этрурии продолжается ряд многолетних раскопок, ведущихся как итальянскими археологами, так и представителями французской и американской археологических школ в Риме.

В Вейях (итальянские раскопки) изучались дороги этрусского времени, тщательно построенные, снабженные мостами. В Пьетра Пертуза исследован тоннель, около 180 м длины, пробитый в скале, использованный позже римлянами при устройстве Виа Фламиниа. В этрусское время Вейи были соединены с Римом дорогой Виа Вейентана, вновь замощенной в римское время. В районе северней Вейи исследовалась сельскохозяйственная территория; обнаружена сеть подземных, высеченных в скалах дренажных каналов.

В 4 км южнее г. Больсены (древние Вольсинии), в Ла Чивита, французские археологи исследуют этрусское поселение архаического периода. Открыт храм с портиком, построенный из блоков туфа, небольшой алтарь с этрусской надписью и несколько прямоугольных в плане домов, также построенных из туфа. В них найдено большое количество фрагментов керамики VII-VI вв. до н. э.

На соседнем с Ла Чивита холме обнаружен некрополь периода поздней культуры Виллановы (около 700 г. до н. э.); большинство погребений - неглубокие ямы, выложенные галькой и мелким камнем и заполненные землей после захоронения. В них найдено много железных ножей, фибул, бронзовых мисок и керамики с геометрическим орнаментом.

В Козе, где ведут раскопки американские археологи, изучается город III-II вв. до н. э. На форуме обнаружен ряд общественных сооружений, в том числе здания курии и комиций, первоначально деревянные, а затем каменные. Во II в. н. э. в нижнем этаже курии было устроено святилище Митры. Рядом с этим зданием обследован храм В, относящийся ко II в. до н. э., и храм С, датированный III в. до н. э. На форуме был обнаружен также большой водосток и несколько мелких прямоугольных в плане колодцев, высеченных в скале (назначение их еще не выяснено).

Сицилия

В Сицилии ведутся активные археологические работы. Изучаются памятники, начиная с догреческого периода и кончая позднеримским.

Раскопками 1956 г. в Леонтинах (Восточная Сицилия) открыто небольшое поселение сикулов - семь хижин прямоугольной формы размером от 3,5X4,10 м до 10 X 5,1 м. Вдоль стен жилищ сохранились отверстия для столбов; в некоторых хижинах такие же отверстия имеются в центре, около очага: здесь находились столбы, поддерживавшие крышу. В одной хижине такие же столбы поддерживали навес над входом. Интересно, что конструкция этих хижин имеет ближайшие аналогии в устройстве жилищ, открытых недавно на Палатине, в Риме.

В слое, непосредственно лежащем на остатках поселения сикулов, найдены фундаменты архаического храма, размером 32 X 10,60 м, и греческих домов VI в. до н. э. Обнаружены стены греческого города с воротами и некрополь VI-V вв. до н. э.

Погребения сикулов открыты также и в других центрах Сицилии: в Бутеро (близ Гелы) (с интересной посудой VIII-VII вв. до н. э.); близ Пьяцца Армерии , в центре острова (датирующиеся найденными с местной керамикой коринфскими и аттическими чернофигурными вазами VI в. до н. э.); в районе Рагузы (два сикульских некрополя с погребениями в саркофагах и в высеченных в скалах гробницах ).

Продолжаются раскопки в некоторых греческих колониях на территории Сицилии. В Наксосе прослежены слои от эпохи неолита до IV в. до н. э. Обнаружены оборонительные стены греческого города, улица, остатки домов; в окрестностях древнего города открыто здание V в. до н. э. (может быть, храм).

Французская археологическая школа в Риме уже несколько лет ведет раскопки в Мегаре Гиблейской . Открыты стены эллинистического периода, возможно, времени 2-й Пунической войны. В юго-западном углу городища расчищены ворота, фланкированные квадратными башнями, каждая из которых разделена на четыре помещения. Стены в некоторых местах сохранились на высоту до 3 м. С северной стороны линия эллинистических стен совпадает с направлением архаического вала. От архаического города сохранился также ряд архитектурных фрагментов, в том числе две дорийские капители и части фриза с триглифами, вероятно, принадлежавшие большому храму конца VII в. до н. э.

Остатки архаического города обнаружены также в другом центре Южной Сици¬лии - в Геле . Найдены фундаменты и дорийская колонна архаического храма, а также комплекс вотивных терракот и керамики. В центральной части города обнаружены остатки сокровищницы с антефиксами в виде женских голов. Ряд находок относится к более позднему времени: город существовал вплоть до средневековья.

Небольшой позднеархаический храм начала V в. до н. э. раскопан в Селинунте ; он состоял из целлы и пронаоса, был украшен дорийским фризом с метопами; перед храмом на мощеной площадке находился алтарь длиной 22 м. Храм этот суще¬ствовал от эпохи архаики до позднеримского времени.

Наиболее значительным открытием последних лет в Италии являются раскопки виллы позднеимператорского времени в Пьяцца Армерина , которые производились с 1950 г.

Вилла сохранилась очень хорошо, особенно центральная часть с колоннадой перистильного дворика. Наиболее ценное, что дали эти раскопки, - это роскошные мозаики, покрывающие большие площади пола почти во всех помещениях. Наряду с тонкими орнаментальными мотивами (например, в перистильном дворике) здесь есть многочисленные картины с самым разнообразным содержанием: мифологические (главным образом изображения морских божеств - Нереиды, Тритоны, Арион, которого дельфины везут по волнам); сцены из Гомера (например, Одиссей и Полифем); изображения артистов и певцов; миниатюрные изображения детей-возниц и т. д. Наиболее интересна грандиозная сцена охоты, состоящая из целого ряда эпизодов: загон зверей в сети, поимка дикого кабана, отдых охотников под деревьями, охота на львов, перевозка диких животных, погрузка их на корабль и т. д. (рис. 5). Все эти изображения занимают большой коридор размером 60 X 5 м. Особенно хороши и выразительны отдельные эпизоды, например охотник верхом на коне, готовящийся пронзить копьем притаившегося под кустом зайца (рис. 6). Не менее интересны мозаики с атлетическими сценами: состязания на колесницах, факельный бег, полуобнаженные девушки, занимающиеся гим¬настикой. Все эти мозаики отличаются чрезвычайной живостью и совершенством испол¬нения. яркими богатыми красками. Сцена охоты более совершенна по стилю, чем атле¬тические сцены. Она, очевидно, относится к несколько более раннему времени.

Сама вилла датируется концом III - началом IV в. н. э. Она служила резиденцией императору Максимиану после отречения его от власти, в то время как дворец в Сплите был местом пребывания Диоклетиана. На одной из мозаик изображен сам владелец виллы, император Максимиан со своим семейством. Большинство мозаик, в том числе и сцену охоты, следует датировать концом III в. н. э., а некоторые, как, например, «Девушки-атлеты» - началом IV в н. э.

Работы по реставрации мозаик позволили установить, что в некоторых местах (в частности, под мозаикой, изображающей «Фавсту») под верхним слоем мозаики находятся более ранние мозаичные изображения, сохранившиеся плохо. Очевидно, тут имели место ремонты и переделки .

Мозаики виллы Пьяцца Армерина занимают почетное место в ряду памятников искусства поздней Римской империи.

Франция

В местечке Викс (Кот-д’Ор, Бургундия), где производились раскопки кельтского поселения, в 1953 г. было открыто богатое погребение позднегальштатского периода . Погребение представляет собой квадратную яму глубиной в 3 м, имевшую деревянное перекрытие. Могильный холм совершенно не сохранился. Погребальный инвентарь отличался большим богатством; интересен также обряд погребения. В погребении найдена деревянная погребальная колесница, колеса которой были сняты и уложены вдоль стен могилы. Колеса имели по 10 спиц и были обиты бронзой. Кузов колесницы, украшенный бронзовыми ажурными пластинами, вероятно, был покрыт кожаной накидкой. Костяк был ориентирован головой на север. На руках и ногах были браслеты из бронзы, цветных камней и янтаря, на туловище - пояс из обвитой кожей бронзовой пластинки, три фибулы с янтарем, на груди - янтарные бусы, на голове - великолепная золотая диадема более 500 г весом. Диадема греческой работы; она представляет собой незамкнутое кольцо с полыми шарами на концах, очевидно, изображениями головок мака; рядом с ними маленькие фигурки скачущих пегасов, являющиеся, как а головки мака, погребальными символами .

Наиболее интересной находкой является огромный бронзовый кратер . Вместе с ним найдены серебряная фиала, три бронзовые миски, ойнохоя и аттический чернофигурный килик. Высота кратера 1,64 м, ширина 1,50 м, вес. 209 кг (рис. 7). На крышке кратера помещена женская задрапированная статуэтка архаического типа: тулово кратера гладкое, горло украшено рельефными изображениями повторяющихся групп воинов и колесниц. Происхождение этого великолепного памятника вызвало много споров главным образом в виду того, что на горле его вырезан ряд букв, видимо служивших для обозначения места
прикрепления рельефов. Некоторые ученые были склонны видеть в этих буквах образцы этрусского алфавита. Однако весь стиль исполнения кратера свидетельствует о его греческом происхождении. Возможно, он был изготовлен в Великой Греции и попал в Галлию через Этрурию. Погребение датируется чернофигурным киликом и фибулами последней четвертью VI в. до н. э., с чем вполне согласуется стиль кратера.

Другое богатое погребение раннекельтского времени было открыто в 1954 г. близ с. Рейнхейм в Сааре . Погребение было произведено в квадратной камере, перекрытой деревом. Умершая женщина была украшена роскошными изделиями из золота и других дорогих материалов. Была найдена золотая витая гривна, на концах завершающаяся шишечками со скульптурными масками под ними (рис. 8), и таким же образом украшенный браслет. Кроме того, найдены: второй золотой браслет, золотые кольца и подвеска, браслеты из стекла и черного шифера, две бронзовые фибулы в виде петуха и фантастического животного, ожерелье из янтарных, металлических и стеклянных бус, две бронзовые подвески в виде человеческих фигурок и другие мелкие предметы. Очень интересны также бронзовые чаши и кувшины, дополняющие погребальный инвентарь. На крышке кувшина помещена фигурка чудовища с туловищем лошади и человеческой головой; ручка кувшина украшена скульптурной головой бородатого человека. Все эти вещи, в отличие от памятников, происходящих из погребения в Виксе, исполнены, несомненно, местными мастерами и представляют собой великолепные образцы кельтской торевтики. Характерно, что в этом погребении не найдено ни одной греческой
привозной вещи; оно более позднего времени, чем погребение в Виксе, и датируется V в. до н. э.

Англия

Наиболее интересной археологической находкой в Англии за последние годы, относящейся к античному периоду, было открытие Митреума II в. н. э. в Лондоне, в Уолбруке .

Архитектурные остатки позволяют дать примерную реконструкцию этого святилища. Найдено большое количество различных вотивных приношений, керамики и других ритуальных предметов. Найдены головы Митры (от культовой статуи храма) и Зевса-Серапи- са. Интересна серебряная пиксида с рель¬ефными украшениями в виде фигур грифов, имевшая, очевидно, ритуальное назначение.

В том же районе открыты слои более раннего периода (I в. н. э.), в которых было найдено большое количество различных металлических, главным образом железных, инструментов, хорошо сохранившихся; интересны различные крючья, очевидно, являвшиеся орудиями грузчиков; найдено много монет, главным образом I и начала II в. н. э. Некоторые инструменты не окончены; это свидетельствует о том, что они производились на месте. Находки дают представление о жизни поселения, возникшего на месте Лондона после завоевания Британии римлянами.

Португалия

Мы не располагаем, к сожалению, сведениями об археологической деятельности за последние годы на Иберийском полуострове. Только об одном выдающемся открытии имеются довольно подробные сведения. Еще в 1947 г. в Португалии, в Тогre de Palm а были обнаружены остатки большой виллы III в. н. э.. Находки свидетельствуют о существовании здесь развитого сельского хозяйства; найдены жернова, большие цистерны, вероятно, для оливкового масла, и т. п. Но наиболее интересным было открытие прекрасных многоцветных мозаик. Среди них следует отметить замечательную по тонкости исполнения группу девяти муз, ряд мифологических сюжетов - «Триумф Вакха», «Тезей и Минотавр» и др.; любопытны изображения лошадей, отличающиеся большой живостью и выразительностью исполнения, рядом с каждой лошадью написано ее имя (рис. 9). Вокруг виллы раскопки обнаружили целое селение III в. н. э.

↩ ↩ ↩

  • Van Buren. News Letter…, AJA, 1955, т. 59, № 4, стр. 311.
  • Van Buren. News Letter…, AJA, 1955, т. 59, N° 4, стр. 311.
  • Newly Discovered in Central Sicily. ILN, 1951, 22 декабря, N° 5879, стр. 1032-1033; Gentili. Further Light on the Largest and Fines Roman Mosaics yet Known: the Excava-tion of the Piazza Armerina villa in Sicily, ILN, 1952; 8 марта, N° 5890, стр. 426-427; Roman Sport and Big Game Hunting in the Brilliant Third-century Mosaics of Sicily. ILN. 1955, 26 ноября, N° 6084.
  • Van Buren. News Letter…, AJA, 1956, т. 60, № 4, стр. 398.
  • Сh. P. Une sepulture a char en Cote-d’Or: decouverte d’un grand cratere de bronze. RA, 1953, т. 41, JSfe 1, стр. 98-100; R. Jоffrоу. The Burial of a Celtic Princess of 2500 years ago. ILN, 1953, 13 июня, № 5956, стр. 998-1001; его жe. Le tresor de Vix (Cote-d’Or). Paris, 1954.
  • Ch. P. La diademe d’or de Vix; pavots et Pegases. RA, 1955, т. 45, № 1, стр. 49-53.
  • С h. P. Le grand cratere de Vix. RA, 1954, т. 43, № 1, стр. 71-79; P. Amandry, Autour du cratere grec de Vix. RA, 1954, т. 43, № 2, стр. 125-140.
  • Еще в 1450-х годах Марсилио Фичино написал, что Флоренция - родина гуманизма - явиласьгородом,гдевовсеммногообразии явилсямирузолотойвек.Он вызвал к жизни забытые «свободные искусства»: правильную речь, красноречие, живопись, ваяние, музыку... Просвещенные флорентийцы были буквально одержимы идеей возрождения древнего золотого века, который, как им виделось, определял все развитие античной культуры. Одной из линий возрождениябылаидеализацияфлорентийской Конституции гуманистамикватроченто.Леонардо Бруни в 1413 году писал о том,что истинная свобода гражданкоренитсявихравенстве. потомустольважно пополанское справедливое управление (имелось в виду равенство перед законом,а не уравнительство). И Бруни, иПальмьери(уже во времена олигархии Медичи) продолжали идеализировать республиканские основыКонституции.Флоренцияв глазах гуманистовпрактически всегда выглядела оплотом свободы и образцом республиканского устройства (лишь Алламанно Ринуччинив « Диалоге освободе»констатировал утрату свободы после заговора Пацци в конце 1470-х годов).ВсочиненииМаттеоПальмьери«О гражданской жизни» есть очень важное указание на то, что у власти должны находиться не просто пополаны,но люди, весьма сведущие в управлении государством: «Неразумно, если бы сапожник стал давать советы, как составлять законы,как руководитьгосударствомили каким образом вести войну», - писал он (3, 21).

    Итак, Флоренция более чем полвека представляласьгуманистам как воплощениенекоего идеала свободы и совершенного управления.

    Каковы причины этой политической линии? Думается, что время гуманистов-канцлеров проходило, и в действие вступало утверждение философов о том,что рассуждениями нужно заниматься вдалиотобщественной жизни, от политики. В этом моглизаключатьсяпричины идеализма. Но не все.Флорентийцы,измученные войнами сразных сторон, пытались сохранить хоть одну надежду в жизни, связывая ее с правлением Медичи,пришедшем на смену ряду бездарных управителей. Крометого,республикавсежепревратиласьиз проторенессансной коммуны вдостаточносильноегосударство,такчто часть абстракций была переведена в практическую плоскость. Для флорентийских граждан былиопределенынекиеэтические нормы, соблюдаякоторые,они создавали славу своему Отечеству -соблюдение законов,бескорыстие государственной службы,честная предпринимательская деятельность иуплата налогов без их сокрытия, доблесть при исполнении воинского долга,труд и творчество, профессионализм -все это возводилось в ранг общественной добродетели, блага.Не случайно еще перед смертью Козимо Медичи,общество прочитало«Политику»Аристотеля,азатем «Государство» Платона и Цицерона, благодаря переводам, выполненным Бруни и лекциям, читаемымвуниверситете Джованни Аргиропуло.Гражданский полис, о жизни которого писал Аристотель,был воспринят как прямой аналоггорода-коммуны,сохранившисьи в период республики. Отсюда и мечта о золотом веке, переживаемом когда-то греками. Флоренция имела полное правонаисторическоевоссоздание древних традиций,ибоее освящало присутствие великих людей античности, в частности Юлия Цезаря.В 59 году до н.э.он подарил флорентийские землисвоимлегионерам.По схеме военного лагеря они построили городнаправобережьеАрно,назвавегоCastra Florentia (« Процветающий военный лагерь»).Именно тогда возникла мечта у бывших вояк на счастливую и мирную жизнь в этих благословенных местах.

    И во времена Римской Империи Флоренция довольно благополучно развивалась,возводяхрамы и термы,а также форум (сегодня это площадь Республики - piazza Reppublica), амфитеатр (на котором со временем был построен дом семьи Перуцци - palazzo Peruzzi).

    Город славилсянезависимостьюисамоуправлением.Потому восточные игреческие купцы в III веке сделали его процветающим.Император Карл Великий почел за честь бытьприглашеннымфлорентийцами встретитьс ними Рождество в 786 году,в связи с чем он основал церковь Santi Apostoli в романском стиле (именновэтом здании отразилисьпервые проблески нового мироощущения,ее пропорции и формы легли в основу многих церквей Флоренциипоследующих эпох).

    Как возрождалась Античность? Создавались своеобразные галереи славы. В первую очередь это касалось посмертного увековечивания имени,деяний и внешнего обликачеловека,послужившегово славу Отечеству. Если Падуя гордилось могилами Петрарки, Антенора Троянского (основателя города,брата Приама),ТитаЛивия,августинца Альберта Великого и кондотьера Гаттамелаты, если Равенна берегла от притязаний флорентийцев прах великого Данте, а Сполетто-фра Филиппо Липпи-Старшего - прославленного флорентийского художника кватроченто, то Флоренция могла гордиться гораздо меньшим количеством святынь такого рода (наиболее примечательными были мощи армянского царевича,Св.Миньято, христианского мученика),а потому честолюбие флорентийцев толкало их на славные подвиги в современности (как писал Л.-Б.Альберти,делалось этов знакблагодарностии ради возбуждения доблести в живущих,- 6, т.1,с.266). При том хорошо было известно, как стремились флорентийцы удивить приезжих чем-нибудь уникальным - Л.Бруни писал в панегирике городу,что новых людей изумляет уже вид самой громады города,еговеликолепие и обширность,видимые с горы (69, 2).

    Самые прославленныеграждане республики удостаивались чести быть похороненными не в Бадии или на площадяхгорода(враннюю пору еще не было традиции семейных усыпальниц при городских церквях), а внутри кафедрального соборагорода-SantaMariadel Fiore , а также в лучшем из храмов города,где был создан пантеон - в Santa Croce.

    Пальмьери в трактате «О гражданской жизни»особоевнимание уделял значениюличным заслугам гражданина перед обществом - мерилу достоинства и распределения почестей. Важный акцентделался на этику - «науку жизни». Но Пальмьери опирался не только на идеи Аристотеля - важным источником для него были трактаты Цицерона об обязанностях правителей и о государстве,в котором должны соблюдаться принципы справедливости,беспристрастного отношения к интересам разных партий.Это было сказано римским философом словно для флорентийцев XIII-начала XV столетий.Но дело в том, что гуманисты более всего ценили не цитаты, а первоисточники, а Цицерон в этом случае опирается научениеПлатонаобидеальномгосударстве. Оно понадобилось ему для создания концепции своеобразного «золотого века» в условиях Древнего Рима.

    В Соборехоронили заслуженных горожан,украшая их гробницы благодарственными эпитафиями и портретными фресками,которые за-казывались лучшим художникам города. Там ставились и скульптурные памятники в честь военачальников, ученых, поэтов, политиков и му-зыкантов - всех,кто прославил родную Флоренцию или отдал за нее жизнь.

    В 1436году появились живописные надгробия Джованни д"Акуто (гибеллинскому кондотьеру ДжонуХоквуду)работыпрославленного художника

    Через три года появились памятники в честь Луиджи Марсилии Биччи ди Лоренцо - университетским преподавателям,а в 1455 году - кондотьеру Никколо да Толентино. В 1490-х годах, не дождавшись выдачи тела Данте было создано надгробие. Одновременно в правом приделе похоронили архитектора Филиппо Брунеллески, а в левом органиста Собора - Скварчалупи.

    Проблема славыфлорентийцевбылапоставленаеще у Данте. Флорентийцы всегда отличались честолюбием,даже самавтор«Божественной комедии».Но в видении ему (перед созданием поэмы) он осознал, что слава - явление многоуровневое,хотя в целом и ничтожное: вАдугрешникипросят поддерживать их славу и память о них на земле, воскрешая их имена из небытия,в Чистилище уже молят о заступничестве,ибо постигают не-абсолютность и преходящее свойство славы,а в Раю находятся те,кто мечтал при жизни не о славе, а об истинной любви. Честолюбие современников остроумно высмеивали в новеллах Данте, Петрарка, Саккетти. Индивидуализм флорентийцев поддерживался именно за счет честолюбия. Скромность неявляласьдобродетельюуже в эпоху треченто,а в следующем столетии она стала реликтом, хотя и уважаемым (в других людях, но не в себе). В непростой политической ситуации интенсивнее переживалась и проявляла себя частная духовная жизнь. При этом непрекращающаяся партийная борьба лишала людей досуга, который они могли бы отдать самообразованию идуховномувозвышению.И только равнодушный к политике человек мог обрести славу на поприще культурного образования.

    Традиции земного существования требовали большего и воФлоренции вэпоху особенно позднего кватроченто устраивались турниры-джостры, юбилеи и коронации героев. Со временем филологи осознали, чтопрославлениеличности находится в их руках, о чем они открыто заявили (судяпоPallido-13-мусонетуБоккаччои станцам А.Полициано). Но флорентийские гуманисты не ограничивались прославлением государей и красавиц, но и своих современников - ученых (стимулируя таким образом желание получить образование).

    Еще один путь возрожденияАнтичностивоФлоренции-это составление филологами подробнейших компендиумов в античном духе, большей частью которых являлись биографии.

    Что значил для человека эпохи Возрождения мир глубокой древности с его памятниками и документами, особенно для иностранца? Достаточно привести в примернеаполитанскогокороляАльфонсо Великого Арагона.Античная Италия произвела на него столь неизгладимое впечатление,чтоонотдал брату свои земли в Арагоне и уехал в свою неаполитанскую вотчину,пригласив ксебеХризолора-Младшего, ЛоренцоВаллаидругих ученых,особенно из числа историографов. Своим «академикам» он платил 20 000 золотых флоринов в год, одаривая авторов философских трудов тысячами дукатов. Даже во время военных походов он требовал чтения и комментариев Тита Ливия.Егосекретаремв середине кватроченто был Джаноццо Манетти, будущий посланник Флоренции,великолепный оратор. В полной мере Альфонсо позволил себе повторять поступки древних военачальников-триумфаторов (въехал в побежденный городнаколеснице через брешь,пробитуюв крепостной стене).

    Античность получила столь невероятную популярность и потому еще, что встретила одновременную поддержку «сверху» и необычайный интерес «снизу». Но сначала была борьба за правозаниматьсяею.Достаточно вспомнить Петраркуиеготрактат«О своем и чужом невежестве» (где была поставлена проблема соотношения античных и христианских идеалов), затем Боккаччо,которого Петрарка поддерживал в минуты покаянных сомнений («Генеалогия языческих богов» ставит вопросо допустимости изученияпамятниковязыческойдревностипри всем благочестии христианина и этичности содержания античной поэзии).

    Главная полемика разгорелась в эпоху кватроченто, когда флорентийцы познакомились с трактатом доминиканца ДжованниДоминичи « Светляк в ночи» и ответными посланиями Колюччо Салютати. Доминичи был яростным противником гуманизма, стремящегося возродить античное духовное наследие.Он проводил антитезу между мраком язычества и светом истинной веры.Причем монах выступалнепротив латинской грамматики и всего Петрарки или Боккаччо, а против соблазнов древнегреческой философии.Вопрос об античности доминиканец уже давно для себя решил,как и о светском знании. Продолжателем его полемических высказываний был ученик Доминичи -архиепископ Флорентийский Антонин (Антонио Пьероцци). Это он посоветовал Фичино прочитать «Свод противязычников»,дабы философне впал в ересь платонизма. Вопреки враждебно настроенным церковникам,субъективно подходившим к вопросу о гуманизме,но не читавшим и малой доли трудов, против которых они выступали,известную долюобъективности внес вполемику католический историк Флоро ди Дзендзо,заметивший, что спор вокруг античного наследия становится чем-то большим как толькоделаютсяочевиднымиистинныецели гуманистического движения, это уже не просто разговоробизученииграмматикии формальном подражании классикам (3, 12).

    Глава флорентийских гуманистов раннего периода,канцлер Колюччо Салютативответныхпосланиях обличил в невежестве духовенство, которые отвращаясь от латинской грамоты неспособныправильно понять текст Священного Писания,тем более, что оно и является памятником высокой древней поэзии. Он выступает как апологет общекультурного образования гуманистов и кроме того, культура классической древности есть добродетель,прославление доблести и других истин,ставшихуже в эту пору национальной идеей флорентийцев. Гуманист провозглашает единство добродетельного язычества и христианства,ибо одно есть истина, а другое вера и между ними нет и не может быть противоречий, а лишь взаимодействие.

    Провозглашение духовногоединстваязыческой и христианской культур в дальнейшем привело,как известно к идее всеобщей религии ифилософии Платоновской академии.Еще до появления первого послания канцлера,в защиту гуманизма выступилЛеонардоБруни, переведя трактат «О том, как молодым людям извлечь пользу из языческих книг» Василия Великого».Салютати поддержал и Поджо Браччолини в диалоге «Против лицемерия».Вспомнили и Данте, избавившего добродетельных язычников, вроде Гомера, Платона, Аверроэса и других от мучений Ада и поместившего их в Лимб. Марсилио Фичино с его «Спасением философов до пришествия Христа» продолжает эту тему, подчеркивая нравственность жизни древних мудрецов,ожидавших согласно дантовой воле спасения Мессией подобно изведенным имиз Ада библейским пророкам. Отсюда, из полемики об античном наследии и родилось учение о добродетели и всеобщем спасении,огармонии всеобщего согласия, явленной в «Парнасе» и «Афинской школе» Рафаэлем спустя столетие после «Светляка» в Станцах Ватикана!

    Именно в то время, на заре чинквиченто кардинал Адриано Корнето подвел итоги гуманизма и борьбы за античное наследие в трактате «Обистинной философии».Античное образование сделало свое дело - убежденный гонитель философов и античности имел превосходное образование, редкостное сочинение об изяществе латинской речи и вошел в историю искусства как автор программы «Афинской школы», предложенной им Рафаэлю!

    Но Корнето оказался одним из последнихидеалистовкурии-тридентский дух возобладал на исходе Высокого Возрождения,положив конец и гуманизму, и его идеологии (правда, античные произведения были допущены в качестве пособия для изучения латинской речи в коллегии иезуитов). Таковы парадоксы времени. Но дотого еще было столетие пламенного восхищения античным духом во Флоренции. К античным героям писались воображаемые письма (до нас дошли лишь обращения к Петрарке, Титу Ливию).Воспоминание о старине породило оригинальнуютрактовкусобственных имен на античный лад. Так Античность составитславунации- это стало непоколебимым убеждением флорентийцев в эпоху Ренессанса. Постепенно восхищенноепреклонение перед Античностью сменилось подражанием.Но выход из этого тупика нашли неораторы,а поэты, начавшие «досочинение» и продолжение сюжетов и мотивов античной мифологии. «Тезеида» Боккаччо оказалась первой на этом пути.В«Амето»и «Фьезоланских нимфах» он разместил мир богов и пастухов в окрестностях Флоренции,низведя их с Олимпа на землю, причем привязав к конкретному месту. На подобные античные котурны были поставлены и многие библейские сюжеты (этосделалБатиста Мантуано,генералорденакармелитов,поэт и гуманист позднего кватроченто). Гордость красотой своего города, созданной руками сограждан, находила свое воплощение на фресках,рельефах и картинах флорентийских художников.

    Античность (от лат. antiquitas - древность, старина) - цивилизация и культура Древней Греции и Древнего Рима, рассматриваемые как начальная эпоха, исток, основа европейской и современной мировой цивилизации и культуры в ряду эпох: античность - средние века - новое время. Эта точка зрения связана с тем, что античность сформировала государственное устройство, ставшее моделью для современной мировой цивилизации, - демократию, народовластие - ив процессе его формирования взрастила культуру, ставшую одной из существеннейших и энергичнейших сил всей последующей мировой культуры. Поэтому время расцвета классической (образцовой) греческой демократии обычно и рассматривается как центр греко-римской античности (5-4 вв. до н. э.), как эпоха классической Греции, или классической античности. Время становления демократии (7-6 вв. до н. э.) называется архаическим (т. е. начальным, или древним) периодом, а еще более раннее время начала распада родовой общины, доисторическое, т. е. от которого не дошли письменные свидетельства (11-8 вв. до н. э.), называется темными веками или (по времени создания знаменитых поэм) «гомеровским» периодом. Крито-микенскую цивилизацию (3-2 тысячелетия до н. э.) относят уже к доантичным временам. Эпоху упадка греческих демократических государств, но вместе с тем распространения греческой цивилизованности и культуры в результате побед Александра Македонского (см Александра Македонского держава) от бассейна Средиземного моря вплоть до Индии называют эпохой эллинизма (338-30 до н. э.). Заключительную эпоху античности обозначают как эллинистическо-римскую, поскольку после покорения Римом последней эллинистической монархии - Египта (30 до н. э.) - более высокая греческая цивилизация и культура продолжают сосуществовать с римской культурой, оказывая на нее сильное влияние, а многие греческие города-государства и в пределах Римской империи сохраняют внутреннюю автономию, как и в эпоху эллинизма.

    Греческая демократия содержала в себе черты, существенные и для современного понятия демократии, но были в ней и некоторые исторически неизбежные ограничения. Прежде всего, античная классическая демократия рассматривалась как форма государственного устройства, в основе которого лежит свобода. Гарантией личной свободы гражданина было право частной собственности на средства.производства (и, прежде всего, на главное из них - землю) с возможностью продажи ее или передачи по наследству, право свободного распоряжения произведенными товарами (т. е. свободный рынок), право непосредственно влиять на формирование внутренней и внешней политики государства и антимонопольные законы, препятствовавшие концентрации экономической и политической власти в руках одной личности, семьи, рода, сословия, класса. Недостатком классической античной демократии было то, что свободой в каждом из греческих государств (а их было около 2 тыс.) обладал только полноправный гражданин именно этого государства и только в пределах своего государства. Все прочие лично свободные жители этого государства - иммигранты и женщины - гражданскими правами не обладали и частной собственностью (особенно недвижимой) владеть не могли. Не.говоря уже о рабах, которые не обладали даже личной свободой и в саму категорию людей включались только отдельными свободомыслящими греками и римлянами (см. Рабство, Работорговля).

    Несмотря на указанную ограниченность, античная демократия (и даже аристократические государства) предоставляла свободу творческой инициативы такому количеству людей, которое было немыслимо в современных ей восточных деспотиях (см. Древний Восток), где, как правило, единственным частным собственником был деспот, а все прочие - его подданными, арендаторами и рабами. Именно гражданские права и послужили хорошей основой для веры грека классического времени в свои силы, в способность улучшить свою жизнь в результате собственных усилий, собственного труда. Все это имело своим результатом невиданное по динамике развитие и безусловную оригинальность в различных областях материальной и духовной культуры.

    Одним из видимых результатов этого развития стала античная скульптура. Заимствованная греками из древней и рафинированной, но безличной и униформированной деспотичной цивилизации Египта, уже в архаическую эпоху она отличается от окоченевших и схематичных египетских фигур большей мягкостью, живостью и большей индивидуализацией очертаний. А с началом классической эпохи, характеризующейся массовым ростом самосознания свободных граждан демократических полисов, скульптура приобретает специфически античные оригинальные черты. Она перестает служить застывшим в деревянной позе символом незыблемости привилегий родовой знати и начинает отражать динамику отношений полноправных граждан полиса.

    Греческая архитектура также была сращена с динамичными общественными процессами. До эпохи эллинизма царских дворцов не строили по причине отсутствия царской власти. Главными зданиями городов вначале были дома божеств, покровителей городов, - храмы. По мере роста благосостояния и развития демократии другой важнейший центр полиса - агора, площадь, где собирался народ для решения как политических, так и экономических проблем (в частности, для товарообмена), начала обстраиваться зданиями, предназначенными для различных общественных нужд - разного рода правительственных учреждений, собраний и т. п. Это здание городского совета - булевтерий, театр, гимнасий, палестра, стадион. Греческая архитектура сделала ряд оригинальных разработок, в частности, как формы храмов, так и их отдельных деталей. И несмотря на монументальный характер греческой общественной архитектуры классического времени, чувство пропорции не позволяло создавать сооружения, служившие целям подавления и принижения чувств свободного гражданина свободного государства, в отличие от архитектуры древневосточных деспотий, эллинистического и римского времени, где индивидуалистически-монополистические тенденции поощряли гипертрофированную монументальность и колоссальность сооружений. (С эллинистического же времени в греческой архитектуре появляются дворцы царей и виллы царских вельмож и состоятельных людей.) Частные здания вместе с ростом благосостояния общей массы населения демократических полисов также благоустраивались. Города снабжались водопроводом и канализацией. Вновь построенные города (например, Пирей) создавались уже согласно греческой философии архитектуры, наиболее выдающимся представителем которой был Гипподам из Милета (гип-подамова планировка). Античная цивилизация возникла как цивилизация городов-государств и оставалась до своего конца таковой, несмотря на потерю городами права на проведение самостоятельной внешней политики, подкрепленной собственными независимыми вооруженными силами. Но в процессе все большего наступления императорской центральной власти на права муниципального самоуправления (вплоть до драконовского налогообложения Юстинианом) города теряли источники не только развития, но и регенерации и приходили в упадок.

    Вместе с античным городом формировалась и греческая, а затем и римская литература, все те ее жанры и литературные образцы, которые в значительной степени будут определять развитие европейской и мировой литературы. В архаическую эпоху производится запись созданного в темные века дописьменного эпоса, в частности «Илиады» и «Одиссеи» Гомера, ставших предметами обязательного школьного образования не только в гимнасиях античности, но и в гуманистической (классической) гимназии нового времени. Живой эпос уже не создается, а лишь пародии на него, поскольку его естественная среда - аристократическая община - уступает свои позиции демократии. Эмансипирующаяся личность осуществляет свою потребность в выражении и осознании чувств и переживаний в другом роде литературы - в лирике. Именно в эпоху архаики возникает целое созвездие мастеров различных лирических форм - Алкей, Сапфо, Анакреонт, Архилох и многие другие. В классическую же эпоху ведущим жанром становится драма, а обязательным атрибутом архитектуры каждого города - театр. Величайшие драматурги трагедии - Эсхил, Софокл, Еврипид, комедии - Аристофан. Исэгория (равная свобода слова для всех граждан) и исономия (политическое равноправие) вызывают расцвет некогда аристократического искусства - ораторского, для проявления которого было достаточно поводов на заседаниях народного собрания, совета, суда, на народных празднествах и даже в быту. Особыми мастерами этого искусства и одновременно политическими деятелями были Демосфен и Исократ. И кроме них можно назвать десятки имен, поскольку ораторское искусство не умирало в античности никогда, хотя с падением» греческой демократии и римской республики оно, скорее, превратилось в красноречие. Развитие общественного самосознания послужило причиной возникновения литературы, описывающей государства в процессе развития, т.е. историографии, наиболее выдающимися представителями начального этапа которой были Гекатей Милетский, Геродот и Фукидид. Взаимоотношение субъекта и объекта, личности и окружающего мира, т. е. проблемы, появившиеся вместе с греческой свободой, с помощью различных подходов пытается осмыслить родившаяся вместе с ней греческая философия, в отличие от других сфер греческой духовной культуры так и не получившая настоящего развития в римской культуре.

    В тесной связи с философией развивается и греческая наука, уже в классическое время имевшая большие достижения, - математика, геометрия, астрономия, медицина, продолжением которых и являются современные соответствующие научные дисциплины. Высокого уровня достигла и техника. Однако в античности она не образует тесной связи с научными разработками, поскольку все более распространявшийся в постклассическое время рабский труд был дешевле техники. Стабильное развитие имела только военная техника. Вместе с тем за тысячу лет от эпохи классики и до конца античности инженеры и техники дали сравнительно сильный толчок развитию производительных сил, расширили ассортимент товаров потребления, повысили их качестро, увеличили их количество. Технические новинки кроме военной области использовались в подъемных механизмах, судостроении, горной промышленности (включая каменоломни и металлургические предприятия), водном хозяйстве (трубопроводы, водяное колесо). Применялось давление пара и воздуха. Несмотря на тормозящую силу рабского труда, еще в античности начинают применяться прогрессивные конструкции плугов, косилки, жатки и водяные мельницы.

    К 4 в. до н. э. в общих чертах в Греции сложилась система образования - общее образование или энциклопедическое образование, энкюклиос пайдейа, которое в своей основе не было отвергнуто ни Римом, ни христианским средневековьем, ни христианско-демократическим новым временем (гуманистическая или классическая гимназия, гуманитарное образование). Классические языки - древнегреческий и латынь - в форме так называемой интернациональной лексики вошли во все европейские и многие неевропейские языки и, являясь международным языком науки и культуры, связывают воедино, как живые нервы и кровеносные сосуды, современную цивилизацию с ее живительными истоками - историческим опытом и достижениями прошлого.

    Античностью (с латинского это слово означает «древность» - antiquus) называют эпоху двух великих цивилизаций - Древней Греции и Рима.

    Периодизация античности

    Отвечая на вопрос о том, что такое античное общество, нужно знать, в какую эпоху оно существовало и на какие периоды делилось это время.

    Общепринятой считается следующая периодизация:

    1. Ранняя античность - время зарождения греческих государств.

    2. Классическая античность - период единства римской и греческой цивилизации.

    3. Поздняя античность - время распада Римской империи.

    Рассматривая античное общество, нужно учитывать тот факт, что временные рамки здесь точно установить невозможно. Греческая цивилизации появилась раньше римской, а Восточная существовала еще какое-то время после падения Западной. Считается, что эпоха античности - это время с VIII в. до н. э. по VI в. н. э., до начала средневековья.

    Появление первых государств

    На Балканском полуострове в древности произошло несколько неудачных попыток создания государств. Это был период предыстории

    2700—1400 гг. до н. э. - время минойской цивилизации. Она существовала на Крите и имела высокий уровень развития и культуры. Была уничтожена природной катастрофой (извержение вулкана, породившее сильное цунами) и греками-ахейцами, захватившими остров.

    Примерно в XVI веке до н.э. в Греции возникла микенская цивилизация. Она погибает в 1200-1100 году до н. э. после вторжения дорийцев. Это время называют еще «темными греческими веками».

    После исчезновения остатков микенской культуры начинается первый период античности. По времени он совпадает с концом и формированием раннеклассового общества.

    Древнегреческое государство являлось первичной цивилизацией. Оно берет свое начало в первобытном строе, и до него не было предшествующего опыта государственности. Поэтому античное общество испытывало сильное влияние первобытности. Это проявлялось, прежде всего, в религиозном мировоззрении. Человек в этот период рассматривался как Отсюда вытекает главная особенность античности - активная позиция по отношению к миру.

    Жизнь в античном обществе: структура и классы

    Первые греческие государства развивались очень активно. Этому способствовала борьба между крестьянами и знатью, когда первых последняя пыталась обратить в долговое рабство. Во многих других древних цивилизациях это удалось сделать, но только не в греческой. Здесь демос не только смог отстоять свою свободу, но и добился некоторых политических прав. Конечно, это не значит, что общество в античном мире не знало рабства. И древняя Греция, и впоследствии Рим были

    Что такое античное общество и какова его структура? Основным государственным образованием античного мира был полис, или город-государство. Поэтому здесь сложилось общество, совершенно отличное от других стран. Его ядром выступала община. Каждый занимал в ней свое положение. Оно определялось наличием гражданского статуса. Все население делилось на три категории: полноправные граждане, неполноправные и бесправные. Гражданский статус - главное достижение античного общества. Если в других странах население жило в строгих рамках сословий, то в Греции и Риме более важным было наличие статуса гражданина. Он позволял демосу на равных со знатью принимать участие в управлении полисом.

    Римское общество несколько отличалось от греческого и имело следующую структуру:

    2. Свободные земледельцы и ремесленники. В эту же категорию населения входили колоны.

    3. Торговцы.

    4. Военные.

    5. Рабовладельцы. Здесь на первом месте находилось сенаторское сословие.

    Наука и культура античного общества

    Первые научные знания были получены еще в далекой древности, в государствах Востока. Этот период называют преднаучным. В дальнейшем эти учения получили свое развитие в Древней Греции.

    Наука античного общества - это появление первых научных теорий, основных понятий, трактатов и сообществ. В это время происходит формирование и зарождение многих современных наук.

    В своем развитии наука античности прошла долгий путь:

    1. Ранний этап - VII-IV вв. до н.э. Это время естествознания и философии. Первые ученые-философы в основном интересовались проблемами природы, а также поиском первоосновы всего живого.

    2. Эллинский этап - он характеризуется расчленением единой науки на отдельные направления: логику, математику, физику, медицину. Это время считается высшим расцветом античной науки. Создают свои великие труды Евклид, Аристотель, Архимед, Демокрит.

    3. Римский этап - время упадка античной науки. Из наиболее важных достижений этого периода можно выделить астрономию Птолемея.

    Главный успех науки античного времени заключается в формировании отдельных направлений, создании первой терминологии и методов познания.

    Философия античного общества и ее знаменитые представители

    Возникла она в VII—V вв. до н. э. в Греции и делится на следующие этапы:

    1. Натурфилософия, или ранняя классика. Философы этого времени в первую очередь интересовались вопросами космологии. Яркие представители: Фалес, Пифагор, Демокрит.

    2. Классика - это период расцвета время, в котором жили ее самые яркие представители: Сократ, Платон, Евклид, Аристотель. Здесь впервые на смену вопросам натурфилософии пришел интерес к проблеме добра и зла, этики.

    3. Философия эллинизма - в это время начинается активное развитие философской мысли под влиянием древнегреческих ученых. Самые знаменитые представители: Сенека, Лукреций, Цицерон, Плутарх. Появляется много направлений эпикуреизм, неоплатонизм и стоицизм.

    Влияние античности на современную культуру

    Древнюю Грецию и Рим поэтично называют колыбелью современной цивилизации. Несомненно, античное общество оказало колоссальное влияние на развитие других стран и народов. Науки, театр, спортивные соревнования, комедия, драма, скульптура - не перечислить всего, что подарил античный мир современному человеку. Это влияние до сих пор прослеживается в культуре, быту и языке многих романских народов и жителей Средиземноморского региона.

    Во всём многообразии её исторических форм.

    Общая периодизация античности

    В целом общая периодизация античности выглядит следующим образом.

    • Ранняя античность (VIII в. до н. э. - II в. до н. э.) Зарождение Греческого государства.
    • Классическая античность (I в. до н. э. - II в. н. э), золотой век , время единства греко-римской цивилизации.
    • Поздняя античность (III-V вв. н. э.). Распад Римской империи. Распад Западной Римской Империи ознаменовал собой начало новой эпохи - средневековья.

    Временные периоды могут несколько варьироваться в геополитическом контексте. Так, золотой век античности в Древней Греции был отмечен раньше, чем в Римской империи. Кроме того, античная цивилизация в Восточной Римской империи зародилась раньше и угасла позже, чем в западной части, где её уклад разрушили вторгнувшиеся германцы . Тем не менее античное культурное наследие (в основном в позднеантичном виде) довольно хорошо сохранилось в быту, культуре, языке и традициях большинства современных романских народов , а от них передалось и другим народам Средиземноморья (южные славяне , арабы , турки , берберы , евреи).

    Необходимо отметить и то, что многие элементы классической античности (традиции, законы, обычаи и т. д.) хорошо сохранялись в малоазиатском ядре Восточной Римской (Византийской) империи до XI века, до пришествия турок-сельджуков .

    Периодизация античности и протоантичности

    Крито-микенский период - предыстория античности

    Характеристики

    1. Минойская цивилизация представляла собой государство, управляемое царем.
    2. Минойцы вели торговлю с Древним Египтом, вывозили медь с Кипра . Для архитектуры характерны переосмысленные египетские заимствования (напр., использование колонн).
    3. Армия минойцев была вооружена пращами и луками. Характерным вооружением у минойцев был также двухсторонний топор лабрис .
    4. Как и у других народов Старой Европы , у минойцев был распространён культ быка (см. таврокатапсия).
    5. Минойцы плавили бронзу , производили керамику и строили дворцовые комплексы с середины XX века до н. э. (Кносс , Фест , Маллия).
    6. Как и другие доиндоевропейские религии Европы, миносская религия не чужда пережитков матриархата . В частности, почиталась Богиня со змеями (возможно, аналог Астарты).

    Культурные связи

    Генетическая принадлежность минойского (этеокритского) языка не установлена. Частичная дешифровка критского письма позволила выявить некоторые морфологические показатели. Не поддаётся расшифровке фестский диск .

    Закат

    Минойская цивилизация сильно пострадала в результате природной катастрофы XV в. до н. э. - вулканического взрыва на острове Тира (Санторин), породившего катастрофическое цунами . Это извержение вулкана, возможно, послужило основой мифа об Атлантиде .

    Ранее предполагалось, что извержение вулкана уничтожило минойскую цивилизацию, однако археологические раскопки на Крите показали, что минойская цивилизация существовала по крайней мере около 100 лет после извержения (обнаружен слой вулканического пепла под сооружениями минойской культуры).

    После извержения власть на острове захватили ахейцы. Возникла микенская культура (Крит и материковая Греция), объединяющая в себе минойские и греческие элементы. В XII в. Микенская культура была уничтожена дорийцами , которые в итоге заселили и Крит. Вторжение дорийцев привело к резкому культурному упадку, вышло из употребления критское письмо .

    Все поселения среднеэлладского периода располагались, как правило, на возвышенных участках и были укреплены, примером такого поселения является городище Мальти-Дорион в Мессении . В центре этого городища располагался дворец, к нему примыкали мастерские ремесленников, остальную часть составляли дома простых людей и складские помещения.

    К концу среднеэлладского периода стал ощущаться культурный подъем в развитии цивилизации материковой Греции, возникают первые государственные образования, происходит процесс классообразования, проявляющийся в выделении прослойки знати, наблюдается значительный рост населения, связанный с успехами сельского хозяйства. Выросло количество, как мелких населённых пунктов, так и крупных городов. Период в истории Греции между XVI и вв. до н. э. принято называть микенской эпохой, по названию крупнейшего политического и экономического центра континентальной Греции - Микен , расположенного в Арголиде .

    Вопросы об этническом происхождении носителей микенской цивилизации долгое время оставались одними из сложнейших, только после расшифровки учёными линейного письма утвердилось мнение, что это были ахейцы. Ахейцы, переселившиеся на Крит и острова Малой Азии около XVI в. до н. э., по-видимому, происходили от северных, фессалийских ахейцев.

    Первые города-государства, образованные в XVII-XVI вв. до н. э. - Микены , Тиринф , Пилос - имели тесные культурные и торговые связи с Критом , микенская культура многое заимствовала от минойской цивилизации , влияние которой ощущается в культовых обрядах , светской жизни, художественных памятниках; несомненно, от критян было воспринято искусство постройки судов. Но микенской культуре были присущи только ей свойственные традиции, уходящие корнями в глубокую древность (по мнению А. Эванса , микенская культура есть только ответвление критской и лишена какой-либо индивидуальности), свой путь развития. Несколько слов можно сказать о развитии микенской торговли и внешних отношений с другими государствами. Так, ряд предметов, найденных в Египте и ранее считавшихся привезенными с Крита , теперь определяется как изделия микенских ремесленников. Существует гипотеза, согласно которой микенцы помогли фараону Яхмосу (XVI в. до н. э.) в его борьбе с гиксосами , а во времена Эхнатона ( в. до н. э.) в его новой столице Ахетатоне была распространена микенская керамика.

    В XV-XIII вв. до н. э. ахейцы завоевали Крит и Киклады , колонизировали многие острова в Эгейском море , основали ряд поселений в глубине территории Греции, на месте которых позднее взросли знаменитые античные города-государства - Коринф , Афины , Дельфы , Фивы . Этот период считается временем расцвета микенской цивилизации.

    Ахейцы поддерживают не только старые критские торговые связи, но и прокладывают новые морские маршруты на Кавказ , Сицилию , в Северную Африку .

    Основными центрами, как и на Крите, были дворцы, однако важным отличием их от критских является то, что они были укреплены и представляли собой цитадели. Поражают собой монументальные размеры цитаделей, стены которых построены из необработанных глыб, достигающих в некоторых случаях веса до 12 тонн. Самой выдающейся цитаделью, пожалуй, является Тиринфская , вся оборонительная система которой была продумана с особой тщательностью для предотвращения всех неожиданных пагубных ситуаций.

    Возвращение Гераклидов

    Образованию городской общины в том виде, как она рисуется в Илиаде и Одиссее, с разнородным населением на определённой территории, со всеми особенностями государственного устройства, содействовало передвижение эллинских племён, известное под именем возвращения Гераклидов или переселения дорийцев в Пелопоннес . Происходившее при этом смешение племён и объединение завоевателей и завоёванных в общей политической организации, жажда успеха и благоустройства на новых местах должны были ускорять переход от родового строя к территориальному, государственному. Следовавшее за передвижением дорийцев основание колоний в Малой Азии и на островах действовало в том же направлении ещё сильнее: новые интересы и новые отношения вызывали к жизни новые формы общественного устройства. Передвижение эллинов, в котором главная роль принадлежала дорийцам, приурочивается к XII веку (с 1104 г.); началось оно вторжением эпирского народа фессалийцев через Пинд в ту страну, которая в историческое время именовалась Фессалией . Эолийские туземцы были частью покорены, частью бежали на юг и дала своему местожительству название Беотии . Жившие у подножия Олимпа дорийцы двинулись сначала в ту область, которая впоследствии называлась Доридой , а оттуда часть их, вместе с этолийцами , через Коринфский залив переправлялась в Пелопоннес, до того времени занятый ахейцами и в северной части ионийцами . Только после продолжительной борьбы с туземцами дорийцы мало-помалу утвердились в Мессении , Лаконике , Арголиде , куда они проникли со стороны Аргосского залива, и в Коринфе . Ахейцы вынуждены были или покориться пришельцам на положении неполноправных обывателей, или, утратив свои племенные особенности, слиться с победителями воедино, или, наконец, сняться с насиженных мест. С этого времени название Ахайи получила северная полоса полуострова, откуда ионийцы бегали к своим соплеменникам в Аттику: прибрежную область заняли спасавшиеся от дорян ахейцы. Другая часть ахейцев покинула Пелопоннес и поселилась на острове Лесбос . С Коринфского перешейка дорийцы проникли в среднюю Грецию и здесь завладели Мегаридою . В Пелопоннесе удержались на своих землях, в политической независимости от дорийцев, жители Аркадии , а Елида досталась союзникам дорийцев, этолийцам. Ближайшими последствиями того же завоевания Пелопоннеса было и выселение ионийцев из Аттики и других областей на острова и малоазийское побережье, где возникло ионийское 12-градие (Милет , Ефес , Фокея , Колофон и др.), и основание дорийцами, вышедшими преимущественно из Арголиды, шести городов (Гексаполис) на карийском берегу и на прилегающих к нему островах. С возвращением Гераклидов и основанием древнейших колоний, которые, в свою очередь, послужили метрополиями новых поселений, эллинская народность окончательно разместилась в Греции на постоянное жительство. Это событие составляет рубеж, за которым лежит царство легенд и мифов, а по другую сторону начинается историческое существование Греции как страны эллинов.

    Поэтические источники

    Состояние эллинских обществ, ближайшее к историческому времени, обрисовано с замечательною яркостью и полнотою в так называемых гомеровских поэмах, Илиаде и Одиссее , к началу VIII век до н.э. существовавших приблизительно в нынешнем виде. Изображенное в них состояние общества содержит в себе все элементы дальнейшего развития Греции и составляет как бы исходный момент в образовании различных форм государственного устройства. Создание Илиады и Одиссеи относится к Х-IX в. Воспетые в поэмах события отделены от времени составления поэм передвижением племён и народов в материковой Греции, последствием чего было основание малоазийских и островных колоний . Распределить содержащиеся в поэмах исторический материал по эпохам и периодам нет возможности; главная доля его принадлежит временам самого автора. Индивидуальный тип эллина с его наиболее постоянными достоинствами и слабостями, верованиями и наклонностями установился уже в обществе времён Гомера. Положительных законов в этом обществе ещё нет, поэтому уклонения от нормы отношений в ту или другую сторону здесь чаще и менее чувствительны; однако имеют большую силу исконные обычаи и установки, охраняемые самими богами , а также общественное мнение. В обществе живут ещё обломки родового строя, особенно в семейных и частно-правовых отношениях, но городская община уже сложилась, в управление ею распределено между единоличным вождём, советом старейшин и народом. Экономическая зависимость иных вождей от народа, сила публичного слова, наличие ораторов , примеры критики, направленной против вождей и т. п. свидетельствуют, что уже в эту пору народ в городских общинах не был бесправной массой или безответным орудием других органов власти. Если от народа требуется покорность вождю, то и для вождя обязательны забота о народе, справедливость в решении дел, храбрость на войне, мудрость советов и красноречие в мирное время. Личные достоинства вождя - одно из необходимых условий почёта со стороны народа и самого повиновения его требованиям. Дальнейший успех общественности состоял в том, что взаимные отношения властей приобрели большую определённость: понятие общего блага в государстве получило перевес над всеми прочими интересами, личные достоинства и заслуги перед обществом были главным правом на влияние и значение в государстве.

    Гомеровское общество далеко не однородно по своему составу: в нём различаются люди простые и знатные, кроме свободных есть рабы, в среде свободных наблюдаются различия по состоянию и роду занятий, взаимные отношения между господами и рабами носят на себе печать патриархальной простоты и близости, в отношениях мужчины и женщины замечается больше равноправия, чем это было в более позднее, историческое время. Поэмы Гесиода восполняют показания гомеровских песен об эллинском обществе в ту отдалённую пору.

    Полисный период

    (XI-IV вв. до н. э.) Этническая консолидация греческого мира. Становление, расцвет и кризис полисных структур с демократической и олигархической формами государственности. Высшие культурные и научные достижения древнегреческой цивилизации.

    Гомеровский (предполисный) период , «тёмные века» (XI-IX вв. до н. э.)

    Окончательное разрушение остатков микенской (ахейской) цивилизации, возрождение и господство родоплеменных отношений, их трансформация в раннеклассовые, формирование уникальных предполисных общественных структур.

    Архаическая Греция (VIII-VI вв. до н. э.)

    Первый период античности . Начинается параллельно с закатом бронзового века. Началом периода античности принято считать дату учреждения древних Олимпийских игр в 776 до н. э.

    Формирование полисных структур. Великая греческая колонизация. Раннегреческие тирании. Этническая консолидация эллинского общества. Внедрение железа во все сферы производства, экономический подъём. Создание основ товарного производства, распространение элементов частной собственности.

    Классическая Греция (V-IV вв. до н. э.)

    Афины. Вид на Акрополь.

    V-IV вв. до н. э. - период высшего расцвета полисного устройства. В результате победы греков в Греко-персидских войнах (500-449 до н. э.) происходит возвышение Афин, создаётся Делосский союз (во главе с Афинами). Время высшего могущества Афин, наибольшей демократизации политической жизни и расцвета культуры приходится на время правления Перикла (443-429 до н. э.). Борьба между Афинами и Спартой за гегемонию в Греции и противоречия между Афинами и Коринфом, связанные с борьбой за торговые пути, привели к Пелопоннесской войне (431-404 до н. э.), которая завершилась поражением Афин.

    Характеризуется . Расцвет экономики и культуры греческих полисов. Отражение агрессии персидской мировой державы, подъём национального самосознания. Нарастание конфликта между торгово-ремесленными типами полисов с демократическими формами государственного устройства и отсталыми аграрными полисами с аристократическим устройством, Пелопонесская война, подорвавшая экономический и политический потенциал Эллады. Начало кризиса полисной системы и потеря независимости в результате македонской агрессии.

    Эллинистический период

    Наследие античности

    Античность и современное общество

    Античность оставила огромный след в современности.

    С появлением первых государств и зарождением различных экономических форм государства в экономической жизни перед обществом возникло множество проблем. Их важность и актуальность сохраняется по сей день. С течением времени влияние античного наследия всё более крепло. Латынь продолжала оставаться языком учёных всего европейского мира, углублялось знакомство с греческим языком и греческими мыслителями. В XIX веке сложилась теория «греческого чуда» - абсолютного совершенства искусства классической Греции, по сравнению с которыми искусство эллинизма и Рима было упадком и эпигонством. Развитие книгопечатания стимулировало изучение греческих и латинских авторов и знакомство с ними. Теорема Пифагора, геометрия Евклида, закон Архимеда стали основой обучения в школе. Труды античных географов, исходивших из шарообразности Земли и вычисливших её объём, сыграли немалую роль в великих географических открытиях. Философские системы античных мыслителей вдохновляли философов Нового времени.

    В XVIII веке , в преддверии Великой французской революции, философы-материалисты обращаются к Лукрецию. Его учение о возникновении мира из атомов, об эволюции природы и человеческого общества без божественного промысла, о естественном договоре, объединяющем людей для общей пользы, о законе, который не бог, а люди устанавливают для той же пользы и отменяют его, когда он этой пользе перестает удовлетворять, было созвучно передовым теориям того времени. И столь же созвучны были идеи народовластия, равенства, свободы, справедливости, хотя, став революционными лозунгами 18 в., они понимались гораздо шире, чем в античности.

    Европейский театр и литература постоянно обращались к античности, и все более многообразными становились их связи с нею. Обрабатывались античные сюжеты: «Антоний и Клеопатра» и «Юлий Цезарь» у Шекспира, «Андромаха», «Федра», «Британик» у Расина, «Медея», «Гораций», «Помпей» у Корнеля. Воспроизводились целые пьесы. Например, «Комедия ошибок» Шекспира повторяла «Менехмов» Плавта, а «Скупой» Мольера - плавтовский «Ларчик». Слуги комедий Мольера, Лопе де Вега, Гольдони похожи на ловких, умных рабов Плавта, помогавших господам устраивать свои любовные дела. Переводились античные романы и в подражание им писались новые. Множество античных образов и сюжетов - богов, богинь, героев, битв и празднеств - служило темами художникам и скульпторам, трактовавшим их в соответствии со вкусами своего времени. Так, активный участник Великой французской революции - художник Давид - в противоположность художникам, угождавшим вкусам изнеженной знати, писал античных героев, преисполненных патриотических и гражданских чувств: «Клятва Горациев», «Смерть Сократа», «Леонид у Фермопил».

    Римское право легло в основу права других западных государств.

    В новое и новейшее время античный мир сохранил свое значение в самых разных сферах духовной и умственной деятельности. К нему обращаются историки, социологи, культурологи. Античный мир как некий замкнутый цикл известный с возникновения до гибели, постоянно служит эталоном для культурологов.

    Адаптация античной культуры в России

    В Древней Руси первым источником античного влияния стала православная литература, пришедшая на Русь вместе с христианством из Византии и южных славянских земель. Античная мифология потеряла в Древней Руси культурное содержание и превратилась в понятие чисто религиозное, языческое, противоположное христианству.Упоминание античных реалий в древнерусской литературе сопровождалось безоговорочным осуждением «еллинской прелести». Выдернутые из контекста цитаты из античных философов представали подтверждением христианских идей, античные божества упоминались в качестве бесов в обличениях язычества, или же рассматривались как исторические личности. Сама античная история интересовала книжников в контексте священной истории и воспринималась сквозь призму церковного предания . Некоторые философские концепции античных авторов, к примеру Платона, представлялись православным писателям христианскими по своей сути и поэтому достойными сохранения. Они попадали в древнерусскую книжность (с указаниями авторства или анонимно). . Сведения об античном прошлом содержали и исторические сочинения: в XI-XII вв. переведена «История Иудейской войны» Иосифа Флавия. Ее знали и использовали в своих произведениях Иосиф Волоцкий, Иван Грозный, протопоп Аввакум . Уже в XI в. на Руси были известны отразившие историю древнего мира византийские хроники. Позднее русскому читателю стали доступны романы об Александре Македонском и произведения о Троянской войне . В XVII столетии ситуация начала меняться, а начиная со времени правления Петра I государство целенаправленно распространяло знания об античной культуре. Античность стала органической частью русской культуры. Без знакомства с ней невозможно понять многочисленные греческие и римские реминисценции у классиков русской литературы. В России ещё в 18 в. переводили античных авторов, и уже Державин написал свой «Памятник» в подражание «Памятнику» Горация. Прекрасно знал римскую литературу А. С. Пушкин. Его переводы по адекватности подлиннику не знают себе равных. К античным сюжетам обращались Д. С. Мережковский («Юлиан Отступник»), Л. Андреев (пьесы «Похищение сабинянок» и «Конь в сенате»).

    Просмотров