Купеческое Слово — есть высшая гарантия
“Доброе имя лучше богатства”, — часто говорили сами купцы.
Они знали, что богатство неизменно приходит вслед за репутацией.
Купеческое слово в былые времена являлось высшей гарантией, поскольку за ним стояла честь русского купца. От туда и поговорка: «Уговор дороже денег». Сама честь в традиции русского купечества восходила к православному пониманию (не путать с христианством) и, особо, старообрядческому.
Елецкие купцы меценаты
Поэтому, имея в своей основе традиции предков и честь всего рода, слово русского купца ценилось превыше капитала и, тем более, всяческих банковых гарантий . Все договора заключались, как правило устно, на честном купеческом слове.
Следует понимать, что воспитываемые с малолетства на примере общечеловеческих ценностей и миропонимания, будущие купцы не держали в себе корыстного двоемыслия, и, тем более, даже не помышляли лихого. Большая часть русских купцов были выходцами из работящих крестьян, капитал наживался собственным трудом, а не через связи в политико-финансовых кругах.
Непонимание предпринимателями малого бизнеса национальных культурных традиций часто является причиной неудач многих совершаемых действий. К сожалению подавляющее большинство современных бизнесменов различают друг друга лишь по количеству накопленных миллионов. В противовес этому, еще в XVIII в. образ «совершенного купца» обязательно включал, как результат его деятельности, не только личное обогащение, но и общественную пользу.
История богатства и могущества вязниковских Демидовых уходит своими корнями в XVIII век, когда крепостной крестьянин помещиков Тутолминых из слободы Мстёра Фёдор Петрович Демидов основал первую льнопрядильную мануфактуру.
В 1820 году, выкупившись на волю за 100 тысяч рублей, он перебрался в Вязники, где на окраине города вскоре построил полотняную фабрику.
Купцы Строгановы, Демидовы, Смышляевы, Мешковы и многие другие, внесли огромный вклад в развитие общественных организаций и помогали в издании книг...
О Третьяковской галерее существует целая литература.
Кроме того, система купеческих «сотен» почти полностью совпадает с современными европейскими корпорациями. Единственное существенное отличие — европейская идея набивания карманов (мошны) отсутствовала, а центральной идеей была государева служба, которая оставляла не так уж много возможностей для хитростей и подлостей.
Нижегородские купцы на коронации императора Николая II
Реформа Петра заменила «сотни» гильдиями, где мерилом вступления становилась уже не честь рода и купеческого слова, а размер капитала. Элитой были купцы I и II гильдии, в третью хлынул поток беспринципных купчишек и торговцев. Таким образом, от 90 до 95% московского купечества составили купцы третьей гильдии, работающие с теневыми капиталами...
«Бог даёт богатство в пользование и потребует по нему отчёта»
Примером честности и принципиальности в купеческой среде может служить промышленник Четвериков, который разыскивавший кредиторов своего отца, для того, чтобы отдать им долг за сделку 30-летней давности. К тому же, купеческие семьи влиятельных фамилий всегда интересовались происхождением капитала своих партнёров по бизнесу.
За время событий, наполнивших IX-XX века, в России полностью исчезло высшее купеческое сословие. Со своими принципами, обычаями, писаными и неписаными законами, когда одним рукопожатием могли заключаться миллионные сделки.
Честность, добродушие, твердость, уверенность в себе, отзывчивость — характерные русскому народу черты.
А ведь совсем недавно иностранцы восхищались русскими купцами. Еще в XIX веке те же французы восторгались “славянской душой”, чувствовали особую тягу к ней. Характерная цитата из журнала “История”: “Регулярное, пунктуальное и самое что ни на есть добросовестное поведение россиян в отношении займов, которые им выдавались, покорило французские финансовые и кредитные круги”.
Французский аристократ, писатель того же времени Астольф де Кюстин отзывался о русских как о высококультурных и приветливых людях: “Я никогда не видел, чтобы люди всех классов были друг с другом столь вежливы. Извозчик неизменно приветствует своего товарища, который в свою очередь отвечает ему тем же, швейцар раскланивается с малярами”.