Мыслительные операции определение. Формирование у учащихся системного стиля мышления при изучении физики. Классификация нарушений мышления в патопсихологии

Мыслительная деятельность осуществляется в виде переходящих друг в друга мыслительных операций: сравнение – обобщение, абстракция – классификация – конкретизация. Мыслительные операции – это мыслительные действия.

Сравнение – мыслительная операция, раскрывающая тождество и различие явлений и их свойств, позволяющая провести классификацию явлений и их обобщение. Сравнение – элементарная первичная форма познания. Первоначально тождество и различие устанавливаются как внешние отношения. Но затем, когда сравнение синтезируется с обобщением, вскрываются все более глубокие связи и отношения, существенные признаки явлений одного класса.

Сравнение лежит в основе стабильности нашего сознания, его дифференцированности (несмешиваемости понятий). На основе сравнения делаются обобщения.

Обобщение – свойство мышления и в то же время центральная мыслительная операция. Обобщение может осуществляться на двух уровнях. Первый, элементарный уровень – соединение сходных предметов по внешним признакам (генерализация). Но подлинную познавательную ценность представляет собой обобщение второго, более высокого уровня, когда в группе предметов и явлений выделяются существенные общие признаки.

Мышление человека движется от факта к обобщению, от явления к сущности. Благодаря обобщениям человек предвидит будущее, ориентируется в конкретном. Обобщение начинает возникать уже при образовании представлений, но в полной форме воплощается в понятии. При овладении понятиями мы отвлекаемся от случайных признаков и свойств объектов и выделяем лишь их существенные свойства.

Элементарные обобщения совершаются на основе сравнений, а высшая форма обобщений –- на основе вычленения существенно-общего, раскрытия закономерных связей и отношений, т. е. на основе абстракции.

Абстракция (от лат. abstractio – отвлечение) – операция отражения отдельных существенных в каком-либо отношении свойств явлений.

В процессе абстрагирования человек как бы "очищает" предмет от побочных признаков, затрудняющих его исследование в определенном направлении. Правильные научные абстракции отражают действительность глубже, полнее, чем непосредственные впечатления. На основе обобщения и абстракции осуществляются классификация и конкретизация.

Классификация – группировка объектов по существенным признакам. В отличие от классификации, основанием которой должны быть признаки, существенные в каком-либо отношении, систематизация иногда допускает выбор в качестве основания признаков малосущественных (например, в алфавитных каталогах), но удобных в оперативном отношении.

На высшем этапе познания осуществляется переход от абстрактного к конкретному.

Конкретизация (от лат. concretio – сращение) – познание целостного объекта в совокупности его существенных взаимосвязей, теоретическое воссоздание целостного объекта. Конкретизация – высший этап в познании объективного мира. Познание отталкивается от чувственного многообразия конкретного, абстрагируется от отдельных его сторон и, наконец, воссоздает мысленно конкретное в его сущностной полноте. Переход от абстрактного к конкретному – теоретическое освоение действительности. Сумма понятий дает конкретное в его полноте.

Мышление включено практически во все виды деятельности человека: трудовую, учебную, игровую, художественную, спортивную и др. Система факторов, опосредствующих мышление, сложна и многообразна. Соответственно существует сложная классификация видов мышления по разным основаниям с учетом его связей с чувственным отражением, речью, прошлым опытом. Мышление не дано человеку от рождения, оно формируется вместе с развитием его деятельности и личности, проходя стадии от относительно простых до более сложных.

По стадиям развития в онтогенезе выделяют наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление.

Наглядно-действенное мышление представляет собой первую генетическую ступень развития мыслительной деятельности человека. Его особенность заключается в тесной связи с чувственным отражением действительности. Оно может иметь место только в том случае, если ребенок непосредственно воспринимает предмет и совершает с ним практические действия. Решение задачи происходит па основе реального преобразования ситуации или предмета.

пример

Ребенок хочет сложить самолет из нескольких элементов. Сделать это сразу, опираясь на восприятие, он не может. У него пет представления о последовательности необходимых для этого действий. Перед ним возникает задача. Чтобы ее решить, он рассматривает части самолета, сопоставляет их между собой, складывает в различных сочетаниях, т.е. раскрывает свойства объекта посредством своих действий с ним. Мыслительные действия анализа, синтеза, сравнения и другие осуществляются как практические действия, опирающиеся на зрительное восприятие ситуации.

Наглядно-действенное мышление складывается к трем годам и сохраняется как специфический вид мышления в течение всей жизни человека. Когда возникает задача починить какой-либо прибор или что-то сконструировать, человек прибегает к наглядно-действенному мышлению. Некоторые профессии предъявляют повышенные требования к его развитию, в частности это многие рабочие специальности.

Мышление может опираться не только на реальную ситуацию или реальный объект, представленный в восприятии, но и на образ данного предмета. На такой основе у ребенка в дошкольном возрасте формируется нагляднообразное мышление – генетически вторая, более сложная ступень мышления. Ребенок уже способен представлять мир в образах, относительно независимых от действий. В отличие от наглядно-действенного мышления он оперирует не с самим предметом, а с элементами его образа, которые могут быть представлены в виде рисунка, схемы, модели или внутреннего психического образа объекта. Поиск неизвестного осуществляется через выявление скрытых свойств, связей и возможных преобразований элементов образа объекта.

пример

Теперь, чтобы сложить самолет из отдельных частей, ребенку не обязательно манипулировать с ними. Он может сделать это, рассматривая рисунок конечной фазы или опираясь на динамическую картину последовательных преобразований своих представлений о желаемой цели.

Наглядно-образное мышление также развивается и функционирует в течение всей жизни человека. У взрослых людей его структура и содержание усложняются. Оно может опираться не только на первичные представления, но и на обобщенные образы. В архитектуре, дизайне, живописи, графике и других подобных видах профессиональной деятельности наглядно-образное мышление занимает существенное место.

На третьей стадии происходит еще более глубокий отрыв мышления от реального объекта. Человек начинает оперировать понятиями и логическими конструкциями, функционирующими на базе языка. У него формируется словесно-логическое мышление – высший этап развития мыслительной деятельности. На данной стадии человек овладевает основными логическими операциями мышления , которые становятся его внутренними мыслительными операциями. К ним относятся:

  • анализ – процесс разделения предмета на составные части и изучение его отдельных частей, рассмотрение объекта с различных сторон;
  • синтез – процесс соединения различных элементов, сторон в единое целое с целью изучения их связей и получения новых знаний о предмете;
  • сравнение – выявление сходства и различий между предметами. Сравнение позволяет выявлять общие свойства предметов и определять существенные связи и отношения;
  • обобщение – объединение предметов по какому-либо признаку. Обобщение по существенным признакам лежит в основе формирования понятий;
  • абстрагирование – вычленение какого-либо признака в объекте и отвлечение от остальных, несущественных;
  • конкретизация – применение общего признака к конкретному объекту, обнаружение свойств общего в конкретных вещах.

Операции мышления являются взаимозависимыми, обладают свойствами обратимости и дополнительности. Каждая из парных мыслительных операций имеет смысл только во взаимосвязи с другой: анализ с синтезом, сравнение с обобщением, абстрагирование с конкретизацией.

пример

Так, анализ неразрывно связан с синтезом: человек сначала разделяет объект на части, а затем объединяет их, но уже в других сочетаниях, в результате чего формируется новое знание об объекте.

На данной стадии человек начинает мыслить в соответствии с логическими правилами, используя понятия, суждения и умозаключения, что дает ему возможность систематизировать знания и управлять своей мыслительной деятельностью. Обычно это происходит в подростковом возрасте.

Формирование каждой новой генетической стадии мышления не сменяет прежние, а присоединяется к ним. В интеллектуальной жизни взрослого человека сохраняется взаимодействие всех трех видов мышления: наглядно-действенного, наглядно-образного и словесно-логического.

пример

Наглядно-действенное и наглядно-образное мышление взрослого существенно отличается от аналогичных видов у ребенка, так как опирается на систему знаний об объекте и способы логического анализа ситуации. В свою очередь, словесно-логическое мышление обогащается использованием образов конкретных объектов, что делает его более живым, ярким, индивидуальным. У каждого человека один из видов мышления может преобладать, что связано обычно с его профессиональной деятельностью или сферой интересов.

Посредством мышления человек решает различного рода задачи – теоретические и практические, соответственно выделяют теоретическое и практическое мышление.

Теоретическое мышление направлено на познание законов объективной реальности. Решение теоретических задач нс предполагает быстрой реализации их результатов на практике. Ученый может в течение долгого времени разрабатывать определенную проблему, сравнивать различные точки зрения, ставить эксперименты, проверять гипотезы.

Практическое мышление направлено на решение задач, непосредственно вплетенных в практическую деятельность руководителя производства, менеджера, врача, учителя, представителей многих других профессий. Особенности данного вида мышления описал Б. М. Теплов. Они обусловлены тем, что практическое мышление почти всегда осуществляется в условиях дефицита времени. Соответственно повышаются требования к интуиции субъекта. Поскольку времени на размышления часто бывает недостаточно, важно уметь быстро разобраться в ситуации, найти верное решение и претворить его в реальность. Здесь часто происходит столкновение с интересами и действиями других людей (как, например, в ситуации боевых действий или в шахматной игре). Быстрый переход решений в действия, необходимость преодолевать препятствия повышают требования к воле и стрессоустойчивости человека. То, в какой мере человеку присущи эти качества, определяет его способности к теоретическому или практическому мышлению.

пример

Профессия учителя требует сформированности как теоретического, так и практического мышления. Теоретическое мышление важно для интерпретации педагогических явлений, прогнозирования результатов педагогической деятельности, планирования урока, отбора и подачи изучаемого материала. Практическое мышление является необходимым условием разрешения педагогических ситуаций, в том числе конфликтов, достаточно часто возникающих в ходе учебного процесса.

  • По степени развернутости и осознанности процесса решения задачи выделяют мышление:
    • а) рациональное (аналитическое ). Оно развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании;
    • б) интуитивное, основанное на решении без логического анализа ситуации и без осознания пути нахождения решения. Человек с развитым интуитивным мышлением может принимать решения при неполной информации.
  • В процесс мышления всегда включены эмоции, но они могут выполнять в нем различные функции. По этому критерию выделяют мышление:
  • реалистическое. Его цель – получение правильного познания окружающего мира и нахождение истины;
  • аутистическое. Ход и содержание мысли здесь подчиняются желаниям и эмоциям, чувству удовольствия, следствием чего является нечувствительность к противоречиям и ошибкам, нарушение процесса обобщения. Аутистическое мышление свойственно детям. У взрослых оно имеет место при сверхсильной мотивации или в состоянии аффекта.

пример

Учителю важно уметь управлять своими эмоциями, так как при аффекте не только теряется контроль над своими действиями, по и изменяется мышление, что может стать причиной принятия неадекватных педагогических решений.

Результаты, получаемые в процессе мышления, характеризуются различной степенью новизны. В зависимости от этого выделяют репродуктивное и творческое мышление . Существует подход, при котором критерием творческого мышления считается создание человеком новых продуктов, обладающих общественной значимостью (объективная новизна). Если с этим согласиться, то подавляющая часть людей окажется в группе "нетворческих". Более правомерно рассматривать новизну результата по отношению к самому мыслящему человеку (субъективная новизна). Но и этот критерий не отражает всех аспектов творческого мышления, так как не касается особенностей процесса мышления. При репродуктивном мышлении человек использует заданные цели, шаблонные схемы и стереотипные способы решения.

пример

О. К. Тихомиров и Э. Д. Телегина показали, что спецификой творческого мышления является самостоятельное формирование личностью по ходу мыслительной деятельности новых целей, гипотез, планов, оценок и других новообразований. Под их влиянием исходная цель, сформулированная в вопросе, многократно преобразуется в соответствии с результатами анализа условий задачи. Поиск идет в различных направлениях. Такое мышление именуется дивергентным, в противоположность конвергентному, когда человек ограничивается одним вариантом решения. Дж. Гилфорд, П. Торренс считали способность к дивергентному мышлению одной из главных характеристик творческого мышления. Д. Б. Богоявленская видит особенность творческого мышления в проявлении интеллектуальной инициативы, выходе за пределы заданного. Процессуальные особенности творческого мышления делают его результаты индивидуальными и оригинальными.

Основная трудность, которая препятствует творческому мышлению, заключается в том, что люди слишком полагаются на имеющиеся у них знания и ориентируются на очевидные, лежащие на поверхности свойства вещей. У них формируется фиксированная направленность на предметы и их свойства, которая не позволяет представить предмет в новых, непривычных связях с другими предметами. Часто люди сами создают себе ограничения или психологические барьеры, препятствующие творческому мышлению. Успех же в творческом мышлении сопутствует тем, кто умеет устанавливать связи между наличной ситуацией и своим прошлым опытом, но связи не очевидные, а скрытые, часто не имеющие на первый взгляд ничего общего с решаемой проблемой, кто умеет преодолевать фиксированную направленность и психологические барьеры.

пример

В экспериментах Я. А. Пономарева многие испытуемые не могли решить задачу, которая формулировалась следующим образом: "обвести четыре точки (вершины несуществующего квадрата) тремя прямыми линиями, не отрывая руки". Прошлый опыт создавал у них установку (психологический барьер), что действовать можно только внутри предполагаемого квадрата. Это нс позволяло им найти правильное решение, которое состояло в том, чтобы выйти за его пределы.

Творчество проявляется в мышлении не только в процессе решения задач, но и в процессе их постановки, в умении видеть в окружающей действительности проблемы, вопросы, цели, требующие решения и достижения. Увидеть и сформулировать проблему часто бывает труднее, чем ее решить. Так, чтобы осознать педагогические проблемы, требуется профессиональная зоркость, наблюдательность, анализ действий и поступков учащихся и своих собственных, педагогическая рефлексия.

Новые идеи и результаты, получаемые в процессе творческого мышления, не всегда адекватно оцениваются другими людьми, нередко вызывая у них недоверие и протест. Новые направления в литературе, живописи, музыке, новые научные подходы зачастую не признаются сразу даже специалистами. Человек и сам часто проявляет чрезмерную критичность в отношении своего мышления, отвергая результаты, которые ему кажутся слишком смелыми или необычными.

пример

В школьном обучении тоже наблюдаются сходные процессы. Если ученик находит новое, необычное решение задачи или высказывает нетривиальные, отличающиеся от обычных представлений мысли, это не всегда находит понимание учителя, вызывает насмешки детей. В такой атмосфере учащиеся постепенно привыкают мыслить "как все", и репродуктивное мышление становится преобладающим видом их мыслительной деятельности.

Развитие творческого мышления учащихся зависит от того, какие возможности для этого создает окружающая среда: общество в целом, семья, школа. Формированию репродуктивного мышления способствует сдерживание самостоятельности учащихся, требование от них единообразия в мыслях и действиях, установка на овладение типовыми способами решения задач, поощрение шаблонных ответов. Создание благоприятных условий для формирования творческого мышления предполагает преодоление подобных тенденций.

В мышлении каждого человека заметно преобладание определенных видов мышления. Этим определяется индивидуальный стиль мышления – характерная для конкретной личности система способов решения задач в типичных для него условиях. Стихийно или сознательно человек выбирает те виды деятельности, в которых он посредством своего мышления может достигать более высоких результатов. Одна из важных задач обучения состоит в том, чтобы помочь учащимся сформировать собственный стиль мышления, наиболее соответствующий их индивидуальным особенностям.

пример

В настоящее время происходит усложнение многих видов деятельности, их интеллектуализация. В полной мере это относится и к педагогической деятельности. Отношения между учителем и учащимися сегодня строятся не на основе власти и подчинения, а на основе продуктивного взаимодействия. Каждое педагогическое требование, каждая педагогическая оценка должны быть продуманными и обоснованными: это повышает требования к педагогическому мышлению учителя, к его умению разрешать сложные педагогические ситуации, которые характеризуются изменчивостью, неожиданностью и динамичностью и, следовательно, предъявляют повышенные требования к педагогическому творчеству. Мышление учителя направлено на поиск причин затруднений в его работе и способов их устранения. Эффективное разрешение педагогических проблем определяется тем, в какой степени учитель способен к анализу условий, пониманию природы педагогической ситуации и сущности возникающих в ней противоречий. Таким образом, формирование педагогического мышления – одна из главных задач педагогического образования, одно из важных условий повышения профессиональной компетентности учителя.

2. Основные мыслительные операции

Процесс решения задач, несомненно, является моделью, с наибольшей полнотой отражающей структуру интеллектуальной деятельности, и изучение особенностей этого процесса может дать существенные материалы для понимания психологии мышления человеком. В процессе мыслительной деятельности чело век познает окружающий мир с помощью особых умственных операций. «Эти операции составляют различные взаимосвязанные, переходящие друг в друга стороны мышления. Основными мыслительными операциями являются анализ, синтез, сравнение, абстракция, конкретизация и обобщение».

Анализ - это мысленное разложение целого на части или мысленное выделение из целого его сторон, действий, отношений. В элементарной форме анализ выражается в практическом разложении предметов на составные части. Стол, например, можно расчленить на такие части, как крышка, ножки, ящики, рас порки и т.д. При знакомстве детей с каким-нибудь растением им предлагают показать его часть (ствол, ветви, листья, корни). Анализ бывает практическим (когда мыслительный процесс не­посредственно включен в речевую деятельность) и умственным (теоретическим). Если анализ оторван от других операций, они становится порочным, механистичным. Элементы такого анализа наблюдаются у ребенка на первых этапах развития мышления, когда ребенок разбирает, ломает игрушки на отдельные части, никак не используя их дальше.

Синтез - это мысленное объединение частей, свойств, действий в единое целое. Операция синтеза противоположна анализу. В его процессе устанавливается отношение отдельных предметов или явлений как элементов или частей к их сложному целому, предмету или явлению. Синтез не является механическим соединением частей и поэтому не сводится к их сумме. При соединении отдельных частей машины, при их синтезе получается не груда металла, а машина, способная передвигаться. При химическом соединении кислорода и водорода получает вода. И синтез и анализ занимают важное место в интеллектуальном процессе. Так, при обучении чтению звуков и букв составляют слог, из слогов - слова, из слов - предложения.

Анализ и синтез протекают всегда в единстве. Анализируя то, что включает в себя что-то общее, целое. Синтез также предполагает анализ: чтобы объединить какие-то части, элементы в единое целое, эти части и признаки необходимо получим, и результате анализа. В мыслительной деятельности анализ и синтез как бы поочередно выходят на передний план. Преобладание анализа или синтеза в мышлении может быть обусловлено как характером материала и условиями задачи, так и умственным складом человека.

Сравнение - это установление сходства или различия между предметами и явлениями или их отдельными признаками. Практически сравнение наблюдается при прикладывании одного предмета к другому; например, одного карандаша к другому, линейки к парте и т.п. Так происходит процесс сравнения, когда мы измеряем пространство или взвешиваем тяжести. Сравнение бывает односторонним (неполным, по одному признаку) и многосторонним (полным, по всем признакам); поверхностным и глубоким; неопосредствованным и опосредованным. Основное требование к операции сравнения, чтобы оно проводилось в одном отношении. Для более глубокого и точного познания деятельности особенно большое значение такое качество мышления как способность находить различие в наиболее сходных предметах и сходство - в различных.

Абстракция состоит в том, что субъект, вычленяя какие-либо свойства, признаки изучаемого объекта, отвлекается от остальных. Так мы можем говорить о зеленом цвете, как о благотворно действующем на зрение человека, не указывая конкретно предметов, имеющих зеленый цвет. В этом процессе признак, отделяемый от объекта, мыслится независимо от других признаков предмета, становится самостоятельным предметом мышления. Абстрагирование обычно осуществляется в результате анализа. Именно путем абстрагирования были созданы отвлеченные, абстрактные понятия длины, широты, количества, равенства, стоимости и т.д. Абстракция - сложный процесс, зависящий от своеобразия изучаемого объекта и целей, стоящих перед исследователем. Благодаря абстракции человек может отвлечься от единичного, конкретного. В то же время абстракция не существует без чувственной опоры, иначе она становится бессодержательной, формальной. Среди видов абстракции можно выделить практическую, непосредственно включенную в процесс деятельности; чувственную или внешнюю; высшую, опосредованную, выраженную в понятиях.

Конкретизация предполагает возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью раскрыть содержание. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном. Когда нас просят привести пример, то, по сути дела, просьба заключается в конкретизации предшествующих высказываний.

Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. Например, сходные признаки, имеющиеся в яблоках, грушах, сливах и т.п., соединяются в одном понятии, которое мы выражаем словом «фрукты». Мыслительная деятельность всегда направлена на получение результата. Человек анализирует предметы с тем, чтобы выявить в них общие закономерности и предсказать их свойства. Психолог изучает людей, чтобы вскрыть общие закономерности их развития. Повторяемость определенной совокупности свойств в ряде предметов указывает на более или менее существенные связи между ними. При этом обобщение вовсе не предполагает отбрасывания специфических особенных свойств предметов, а заключается в раскрытии их существенных связей. Существенное, т.е. необходимо между собой связанное и именно в силу этого неизбежно повторяющееся.

Простейшие обобщения заключаются в объединении объектов на основе отдельных, случайных признаков. Более сложным является комплексное обобщение, при котором объекты объединены по разным основаниям. Наиболее сложно обобщение, в котором четко выделяются видовые и родовые признаки и объект включается в систему понятий.

Все указанные операции не могут проявляться изолированно вне связи друг с другом. На их основе возникают более сложные операции, такие как классификация, систематизация и прочие. Каждая из мыслительных операций может быть рассмотрена как соответствующее умственное действие. При этом подчеркивается активность, действенный характер человеческого мышления, возможность творческого преобразования действительности. Мышление человека не только включает в себя различные операции, но и протекает на различных уровнях, в различных формах, что в совокупности позволяет говорить о существовании разных видов мышления. В психологии сложилось несколько подходов к проблеме классификации видов мышления. Как уже было показано выше, по степени развернутости мышление может быть дискурсивным, поэтапно развернутым процессом, и интуитивным, характеризующимся быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, минимальной осознанностью.


Воспитанию культуры умственного труда. Основными требованиями к методике проведения таких занятий является следующее: 1) проведение занятий по воспитанию культуры умственного труда должно осуществлятся не от случая к случаю, а по заранее разработаной программе и календарному графику; 2) преемственная взаимосвязь с работой учителя-предметников по развитию интеллектуальных способностей учащихся; ...

В дидактической игре они подражают умствен­ной работе капитана - «ведут корабль по заданному курсу» на ос­нове выполненных расчетов. Дидактическая игра является ценным средством воспитания умственной активности детей, она активизирует психические процессы, вызывает у учащихся живой интерес к процессу позна­ния. В ней дети охотно преодолевают значительные трудности, тренируют свои силы, развивают...

В обществе, что влечет за собой изобретение и освоение принципиально новых технологий поиска, распространения, трансляции знаний в социальном пространстве. 2.2 Общая характеристика формирования интеллектуальной культуры личности Потребности социально-экономического развития России должны обеспечиваться системой образования, так как образованность и интеллект, а также духовное здоровье...

Знаний, с овладением учебно-познавательными операциями, с проявлением гибкости ума как при усвоении знаний, так и при их практическом использовании. Мы говорим о мышлении человека как составной части умственного воспитания. Мышление - это продукт деятельности человеческого мозга. Оно свойственно всем людям. Педагоги и психологи рекомендуют учителю развивать мышление вообще и его частные виды. ...

В психологии выделяют следующие операции мышления: анализ, сравнение, абстрагирование, синтез, конкретизация, обобщение, классификация и категоризация. С помощью этих операций мышления осуществляется проникновение в глубь той или иной стоящей перед человеком проблемы, рассматриваются свойства составляющих эту проблему элементов, находится решение задачи.

Понятия и суждения являются такими формами отражения действительности в нашем сознании, которые получаются в результате сложной умственной деятельности, состоящей из ряда мыслительных операций.

Чтобы отразить с помощью мышления какие-либо связи и отношения между предметами или явлениями объективнога мира, необходимо, прежде всего, в восприятии или представлении выделить те явления, которые становятся объектом мышления. Вычленение предмета мысли является, таким образом, исходной мыслительной операцией, без которой не может осуществиться процесс мышления.

Например, чтобы понять причину неудачного выполнения спортсменом данного физического упражнения, необходимо сосредоточить свою мысль на этом упражнении и на тех условиях, при которых оно выполнялось. Выделение объекта из сенсорного поля имеет место и в процессах внимания и восприятия. Однако в процессе мышления это выделение всегда связано с осознанием задачи, которая стоит перед нами, оно предполагает всегда предварительную постановку вопроса, который и определяет собой выделение интересующих нас объектов.

Дальнейшей мыслительной операцией является сравнение выделенных объектов. Сравнивая явления друг с другом, мы отмечаем как сходство, так и различие их в определённых отношениях. Например, низкий и высокий старты сходны между собой по своему назначению, являясь начальным моментом упражнения, но различаются по положению тела спортсмена.

Сравнение позволяет нам установить иногда не сходство или различие предметов, но их тождество или противоположность. Сравнивая выделенные в процессе мышления явления, мы точнее познаём их и глубже проникаем в их своеобразие, чем в тех случаях, когда рассматриваем их без соотношения к другим явлениям.

Чтобы осуществилось сравнение, необходимо мысленно различать отдельные свойства предметов и мыслить эти свойства отвлечённо от самих предметов. Такая мыслительная операция называется абстракцией. Абстракция всегда соединяется с обобщением, потому что абстрагированные свойства предметов мы сейчас же начинаем мыслить в их обобщённом виде.

Например, разбираясь в характерных особенностях удара боксёра при нокауте, мы выделяем такое его свойство, как резкость; при этом мы мыслим это свойство в его обобщённой форме, пользуясь понятием резкости, сложившимся у нас на основании знакомства с этим явлением во многих других случаях (не только в боксе, но и в фехтовании; не только при ударе, но и при отбивании мяча и т. д.), т. е. как соединение силы с кратковременным прикосновением к поражаемому объекту.

Абстракция является умственной операцией, которая позволяет мыслить данное явление в его самых общих, а потому и наиболее существенных, характерных чертах. Уже одна эта умственная операция позволяет нам отразить в своём сознании сущность явления: поражающая сила удара при нокауте заключается именно в его резкости.

Однако абстракция всегда предполагает и противоположную ей мыслительную операцию - конкретизацию , т. е. переход от абстракции и обобщения обратно к конкретной действительности. В учебном процессе конкретизация часто выступает как приведение примера для установленного общего положения. В соединении с абстракцией конкретизация является важным условием правильного понимания действительности, так как она не позволяет нашему мышлению отрываться от действительности, от живого созерцания явлений. мышление психология абстракция

Благодаря конкретизации наши абстракции становятся жизненными, за ними всегда чувствуется непосредственно воспринимаемая действительность. Лучше всего это достигается приведением не одного, а нескольких различных примеров, в которых данная абстракция находит своё конкретное выражение. Например, мы лучше поймём сущность абстрактного положения "жизнь есть форма существования белковых тел", если конкретизируем его на примерах и из растительного, и из животного мира, в отношении, как микроорганизмов, так и более совершенных существ. Отсутствие конкретизации приводит к формализму знаний, которые остаются голыми, оторванными от жизни, а потому и бесполезными абстракциями.

От абстракции и обобщения следует отличать такие мыслительные операции, как анализ и синтез . Анализом называется мысленное разложение какого-либо сложного предмета или явления на составляющие его части. Анализ часто применяется в практической деятельности, когда мы стремимся лучше овладеть тем или другим предметом в процессе труда. Здесь он приобретает форму фактического расчленения предмета на составляющие его части. Возможность практически выполнить такое расчленение лежит в основе мысленного расчленения предмета на элементы.

Например, думая о сложной структуре прыжка, мы мысленно выделяем в нём следующие основные элементы, или части: разбег, толчок, фаза полёта, приземление. Этот мысленный анализ облегчается тем, что и в действительности мы можем выделить эти моменты и совершенствовать в процессе тренировки скорость разбега, силу толчка, правильность группировки в полёте и т. д. Синтезом называется обратный процесс мысленного воссоединения сложного предмета или явления из тех его элементов, которые были познаны нами в процессе его анализа.

Благодаря синтезу мы получаем целостное понятие о данном предмете или явлении, как состоящем из закономерно связанных частей. Как и при анализе, в основе синтеза лежит возможность практически выполнить такое воссоединение предмета из его элементов. Взаимосвязь анализа и синтеза в процессах мышления нельзя понимать так, что сперва должен быть произведён анализ, а потом синтез. Всякий анализ предполагает синтез, а синтез всегда предполагает анализ.

При анализе выделяются не всякие части, а лишь те, которые имеют для данного предмета существенное значение. Например, в таком физическом упражнении, как прыжок, можно отметить много разных элементов: движение рук, движение головы, мимику лица и т. д. Все эти элементы в той или другой степени связаны с данным упражнением, и мы их выделяем. Однако в процессе научного анализа мы опираемся не на эти, а на существенные части целого, без которых это целое не может существовать.

Существенными для прыжка являются не мимика лица или движения головы и рук, а разбег и толчок. Это выделение существенных элементов при анализе сложного явления происходит не механически, а в результате понимания значения отдельных частей для целого явления. Прежде чем мысленно выделить существенные признаки или части, мы должны иметь хотя бы смутное общее синтетическое понятие обо всём объекте в целом, в совокупности всех его частей. Такое понятие возникает в результате предварительного, образующегося ещё до детального анализа общего представления о предмете на основе практического знакомства с ним.

Таковы те сложные мыслительные операции, в результате которых мы получаем понятия об окружающих нас предметах и явлениях. Однако явления окружающего нас мира существуют не разобщённо, а всегда в связи друг с другом. Адекватное отражение объективных предметов в нашем мышлении требует, поэтому не только образования множества соответствующих понятий, но и их классификации и систематизации .

Классификацией называется подведение отдельных предметов или явлений - на основании присущих им общих признаков - под более общие понятия, обозначающие определённые классы тех или иных предметов или явлений. Например, для точного отражения объективной действительности недостаточно иметь отдельные понятия о берёзе, дубе, сосне, ели и т. д. Надо иметь понятие об определённых классах соответствующих предметов или явлений, а именно о классе хвойных деревьев.

Отнесение предмета к определённому классу не только позволяет отразить в нашем сознании многообразие явлений, но и уточняет наши познания об отдельных предметах. То, что при классификации химических элементов мы относим серу в группу металлоидов, а цинк - в класс металлов, углубляет наше понятие об этих химических элементах. Без отнесения в родственные классы на основании сходных признаков наши понятия о предметах были бы ограниченными, неполными.

Классификация будет ценной лишь тогда, когда она совершается не вообще по сходным признакам, а по тем сходным признакам, которые имеют существенное значение для данного ряда явлений. Там, где такая классификация затруднена или ещё не завершена, отсутствует и глубокое понимание сущности явлений. Примером может служить отсутствие адекватной классификации физических упражнений, которые часто распределяются по классам или в зависимости от времени года (зимние и летние виды спорта), или в связи с применением тех или иных предметов (гимнастические упражнения на снарядах, со снарядами, без снарядов, с палками, мячами и т. д.).

Все такие попытки классификации неудачны, поскольку опираются на случайные признаки. Нельзя правильно понять природу физических упражнений, пока они отражаются в нашем сознании как многообразие видов, ещё не объединённых в классы по существенным признакам.

Систематизацией называется расположение установленных нами классов предметов или явлений в определённом порядке, в соответствии с их общими законами. Благодаря систематизации явления объективного мира отражаются в нашем сознании не разобщённо, а в определённой системе, что позволяет глубже понять их взаимосвязь и правильнее использовать эти знания в нашей практической деятельности.

Примером плодотворной научной систематизации явлений может служить открытие Д.И. Менделеевым периодической системы элементов. Д.И. Менделеев не ограничился уточнённым распределением химических элементов на классы по их существенным признакам. Самые классы химических элементов он стремился понять не как случайные явления, а как определённую систему, вытекающую из общих законов природы. Это удалось ему сделать тогда, когда он открыл зависимость качественных особенностей химических элементов от их атомного веса.

Огромное значение систематизации для познания мира видно из того, что она помогает открытию новых явлений и уточнённому пониманию связей между ними. Без периодической системы Д.И. Менделеева открытие новых элементов осталось бы по-прежнему стихийным, каким оно было на стадии только классификации этих явлений. Только правильная систематизация позволила предвидеть качественные особенности ещё неизвестных элементов и направить научную мысль на их открытие.

Когда перед нами встаёт необходимость доказать истинность тех или других суждений, мы прибегаем к умственной операции, называемой умозаключением .

В ряде случаев истинность или ложность суждений устанавливается в результате непосредственного восприятия. Такими, например, являются суждения: "сегодня жаркий день", "Иванов пришёл первым к финишу", "пять больше трёх" и т. д., которые называются, поэтому непосредственно очевидными. Но в большинстве случаев истинность суждений нельзя вывести из непосредственного наблюдения. Например, истинность суждения "сумма углов треугольника равна двум прямым" не является очевидной, а должна быть доказана, что и осуществляется путём умственной операции, называемой умозаключением.

Всякое умозаключение представляет собой рассуждение, в котором истинность определённого суждения выводится из истинности других суждений. Правильно построенное умозаключение всегда создаёт уверенность в необходимости и обязательности выводов, к которым оно приводит. Для этого оно должно опираться на строго проверенные, вполне достоверные предварительные знания. Малейшая ошибка, допущенная в оценке первичных данных, на которых строится умозаключение, приводит к его ошибочности. Однако чтобы сделать правильные выводы из достоверных знаний, необходимо также, чтобы сами умозаключения подчинялись определённым правилам, рассматриваемым в специальной научной дисциплине - логике.

Различают дедуктивные и индуктивные умозаключения (дедукцию и индукцию), а также и умозаключения по аналогии (на основании сходства предметов или явлений).

Дедукцией называется умозаключение, в котором из заранее известных общих положений делается вывод об определённых частных истинах. Этот вид умозаключения наиболее часто применяется в математике. Например, чтобы доказать, что данный угол в треугольнике больше другого, строят следующее дедуктивное умозаключение: известно и ранее доказано, что в треугольнике против большей стороны всегда лежит и больший угол; данный угол лежит против большей стороны; из этих двух достоверных положений делается вывод: следовательно, данный угол больше другого.

Существует мнение, что дедуктивные умозаключения только уточняют наши знания, раскрывая в частном выводе то, что в скрытой форме уже содержалось в общем суждении. Однако в ряде случаев дедуктивные умозаключения могут приводить и к важным открытиям. Таким, например, было открытие планеты Нептун, а также и некоторых химических элементов.

Индукцией называется умозаключение, в котором из наблюдений над некоторыми частными случаями делается общее заключение, распространяемое на все, в том числе и на не наблюдавшиеся случаи. Этот вид умозаключения чаще всего применяется в естественных науках. Например, наблюдая в одном-двух случаях пользу яровизации растений, мы распространяем это положение на все случаи произрастания растений, хотя они и не наблюдались нами. Достоверность индуктивных умозаключений опирается на реально существующее и подтверждённое человеческой практикой единство и взаимосвязь объективных законов природы и общества.

Из этого вытекает, что раз наблюдённая существенная связь явлений должна повториться при сходных условиях. Для истинности индуктивных умозаключений необходим всесторонний учёт условий, при которых совершается явление. Без этого индуктивные выводы будут отличаться лишь известной степенью вероятности.

Аналогией называется такое умозаключение, в котором вывод делается на основании частичного сходства между явлениями, без достаточного исследования всех условий. Например, усматривая некоторое сходство физических показателей, характерных для Земли и Марса, делают вывод о возможности жизни на Марсе. Легко видеть, что заключения по аналогии отличаются не достоверностью, а всего лишь большей или меньшей вероятностью и нуждаются в подтверждении другими доказательствами. Однако польза умозаключений по аналогии несомненна: она заключается в догадке, которая толкает научную мысль на дальнейшие исследования.

Мышление как процесс протекает в виде операций или умственных действий с психическим содержанием, в котором представлена информация о различных событиях, как реальных, так и воображаемых. Такими операциями являются анализ, сравнение, обобщение, абстрагирование, синтез и конкретизация. В реальном процессе мышления эти операции взаимозависимы и неразделимы.

Анализ (от греч. analysis - разложение, расчленение) - мысленное или физическое расчленение объекта, ситуации, явления на составляющие части с целью дальнейшего изучения последних. Так, анализ общего впечатления о болезни даёт возможность узнать, что она проявляется определёнными симптомами и синдромами, возникает по тем или иным причинам и при определённых условиях, что она протекает по разным сценариям, содержит известную угрозу трудоспособности пациента, его здоровью, жизни и др. При восприятии речи индивид выделяет вначале её звуки, иначе он совершенно не смог бы понять, о чём говорят окружающие его люди. Аналитическому уму нередко бывает доступно различение таких тонких деталей изучаемого, что по разрешающей способности его вполне можно сравнить с электронным микроскопом.

Сравнение - сопоставление впечатлений о разных объектах или явлениях с тем, чтобы выявить признаки сходства и различия между ними. Так, сравнение пациентов даже с одной и той же болезнью и идентичным диагнозом позволяет установить, что они не только в чём-то одинаковы, но что между ними существует и множество отличий. Если принимать во внимание только последние, то становится понятной известная точка зрения, согласно которой «нет болезней, а есть только больные».

Антинозологизм, вообще говоря, имеет в своей основе абсолютизацию различий и игнорирование признаков тождества. Сравнение людей с одинаковым характером показывает, что во всём остальном они могут быть совершенно разными людьми. Абсолютизация черт сходства в данном случае может повлечь игнорирование индивидуальности. Примат характерологии есть триумф деперсонализации. Одно и то же в контексте индивидуальности порой приобретает противоположное значение. Всё познаётся в сравнении - эта мысль верна в той степени, в какой некие абсолютные показатели сами по себе ничего не значат.

Обобщение - выявление признаков, идентичных для разных объектов и явлений. На основе таких признаков могут быть составлены однородные группы объектов. Таким образом создаются классификации каких-то явлений, событий, предметов: «растения», «планеты», «пациенты», «преступники» и т. д. Название того или иного класса объектов является для него обобщающим термином. Обобщение есть также процесс формирования суждения или решения, которые с одинаковым успехом применимы ко всей категории соответствующих предметов или ситуаций. Обобщение в науке - это любое широкое положение, которое справедливо для множества единичных наблюдений. Верно или ошибочно выделяются обобщающие признаки, зависит от того, насколько конструктивно выполняется операция абстрагирования.

Абстрагирование (от лат. abstrahere - отвлекать) - выделение существенных в том или ином отношении свойств предметов или явлений. Врач скорой помощи, например, в первую очередь выявляет признаки болезни, указывающие на угрозу жизни пациента, и отвлекается от других, второстепенных; судебному психиатру необходимо сосредоточиться на симптомах, которые свидетельствуют о невменяемости или недееспособности подэкспертного, другим психическим нарушениям он уделяет меньше внимания. В науке абстрагирование позволяет индивиду сфокусировать внимание на том, что недостаточно изучено, неизвестно, не замечено другими исследователями; эта способность видеть пробелы знания является достаточно редкой, она свойственна исключительно одарённым людям.

Абстрагирование в широком смысле есть отвлечение от наглядных, вещественных свойств предметов и явлений. Абстрагирование представлено уже в чувственном познании: воспринимая один объект, индивид как бы отвлекается от всех прочих. Абстрагирование, при всей его чрезвычайной важности, всегда таит опасность отрыва от действительности и риск порождения пустых, умозрительных построений, в логическом плане, может быть, и безупречных, а потому кажущихся убедительными. Логично, но неверно - эта ситуация вовсе не является редкой. В поучительной истории средневековые схоласты долго и бесплодно спорили о том, есть ли у крота глаза, полагая, что истину можно познать путём отвлечённых рассуждений, минуя опыт. Истина всегда конкретна, есть лишь один путь её познания - это обращение к реальности, практика.

Синтез (от греч. synthesis - соединение, сочетание, составление) - объединение разных аспектов знания об объекте или явлении в целостную структуру, познание целого в единстве и взаимной связи его частей. Гегель считает, что синтез характеризует высшую ступень познания, поскольку в нём воссоединяются даже самые противоречивые знания и мнения. Свобода мысли - это право на собственную точку зрения, право каждого на свою правду, синтез - это необходимость, а для многих и обязанность искать одну-единственную истину. Синтез в повседневном мышлении осуществляется путём применения индивидом усвоенных им ранее когнитивных схем - стандартных или ставших привычными способов объединения разнородных впечатлений. Ж.Пиаже определяет этот процесс термином ассимиляция - включением нового предмета или новой ситуации в совокупность предметов или в другую ситуацию, для которых уже существует схема. Ребёнок, например, у которого уже есть схема для восприятия птиц, впервые увидев самолёт, примет его за птицу и будет так думать до тех пор, пока у него не появится когнитивная схема для восприятия летательных аппаратов.

Но, как язвил Мефистофель, в том, что известно, пользы нет, одно неведомое нужно. Поиск новых теорий или когнитивных схем - это творческий, хотя и чреватый ошибками процесс. Заблуждения основаны обычно на том, что впечатления о реальности соединяются посредством неадекватных когнитивных структур. Процесс формирования новых когнитивных структур и дезактуализации устаревших с трудом поддаётся сознательному контролю, отчего заблуждения и предрассудки чрезвычайно стойки. Сам же этот процесс расширения знания есть, по терминологии Ж.Пиаже, аккомодация, то есть модификация старых ментальных схем с целью овладения новыми объектами и ситуациями. Неспособность создавать новые, более адекватные когнитивные схемы и доминирование прежних, не подходящих к меняющимся обстоятельствам есть один из признаков наступающего слабоумия. Конфуций по тому же поводу однажды заметил, что обучение без размышлений бесполезно, размышление без знаний опасно.

Распад когнитивных структур в болезни влечёт трагические последствия в виде деменции. Так, при синдроме Корсакова пациент, получая все необходимые текущие и сохраняя память на прошлые впечатления, совершенно теряет способность объединять их в целостное понимание происходящего. Он вынужден всякий раз как бы заново и безуспешно творить мир и самого себя. Располагая адекватными когнитивными схемами, индивид получает возможность составлять более или менее верную картину воспринимаемого даже по отдельным, неполным и разрозненным впечатлениям. Зная, например, что некий индивид трудолюбив, можно, далеко не отрываясь от правды жизни, дополнить его облик такими качествами, как честность, ответственность, компетентность, обязательность. Но тут важно, что именно понимается под трудолюбием, то есть от того, верно ли выполнена операция абстрагирования.

Конкретизация (от лат. concretus - густой, сгущённый, уплотнённый) - рассмотрение объекта во всём многообразии его связей и отношений. Эта операция противоположна абстрагированию и формально, и по существу, а именно в том плане, что от теоретического знания в ходе конкретизации индивид способен перейти к знанию практическому, он получает возможность решать насущные задачи в реальном мире. «Теория, мой друг, суха, а древо жизни зеленеет» - определённо и совершенно справедливо говорит Мефистофель о бесполезности одного только отвлечённого знания. Можно располагать энциклопедической эрудицией и при этом оставаться совершенно беспомощным в повседневной жизни, то есть знать много больше, нежели понимать и уметь. Можно, разумеется, в такой ситуации и порассуждать, но, увы, такие рассуждения будут очень уж напоминать выхолощенное от всего конкретного резонёрство.

Так, ведущий специалист по проблемам психологии и автор ряда теоретических трудов признаётся в том, что он не понимает проблем поведения собственного ребёнка, не знает, как их можно бы преодолеть. Едва ли такие труды можно с большой пользой применить на деле. Благодаря конкретизации отвлечённое знание позволяет осознать новое значение уже известных фактов, увидеть факты, не замечавшиеся ранее, или даже понять, где или каким образом их можно бы обнаружить. Проблемы в этом плане свойственны, по-видимому, немалому числу людей, особенно из тех, кто думает по пословице «чужую беду руками разведу». Способность к конкретизации - чрезвычайно важная характеристика ума. Если она не развита или её просто нет, всякое серьёзное образование просто не имеет смысла или даже может сыграть злую роль. Если законодатель, к примеру, не может представить себе конкретных последствий продвигаемого им закона, то это грозит негативными последствиями и для него самого.

Просмотров