Обучаемость к способам предметной деятельности понимается как. Обучаемость как психологическая характеристика. Критерии развития обучаемости

Характеристика индивидуальных возможностей человека к усвоению учебной информации и выполнению учебной деятельности: запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению требований учебного контроля и самоконтроля и т. д. Различают общую О. как способность к усвоению любого материала и специальную – к усвоению материала определенной направленности. О. формируется с раннего детства.

ОБУЧАЕМОСТЬ

индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в ходе обучения.

Различаются:

1) обучаемость общая - способность усвоения любого материала;

2) обучаемость специальная - способность усвоения отдельных видов материала: различных наук, искусств, видов практической деятельности. Первая - показатель общей, вторая - специальной одаренности индивида.

В основе обучаемости лежат:

1) уровень развития процессов познавательных субъекта-восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи;

2) уровень развития его сфер мотивационно-волевой и эмоциональной;

3) развитие производных от них компонент деятельности учебной: уяснение содержания учебного материала из прямых и косвенных объяснений, овладение материалом до степени активного применения.

Обучаемость определяется не только уровнем развития познания активного (тем, что субъект может познать и усвоить самостоятельно), но и уровнем познания "рецептивного" (тем, что субъект может познать и усвоить с помощью другого человека, владеющего знаниями и умениями). Поэтому обучаемость как способность к учению и усвоению отличается от способности к самостоятельному познанию и не может полностью оцениваться лишь показателями его развития. Максимальный уровень развития обучаемости определяется возможностями самостоятельного познания.

ОБУЧАЕМОСТЬ

англ. docility, educational ability, learning ability) - эмпирическая характеристика индивидуальных возможностей уч-ся к усвоению учебной информации, к выполнению учебной деятельности, в т. ч. к запоминанию учебного материала, решению задач, выполнению различных типов учебного контроля и самоконтроля. (Об использовании термина "обучаемость" в применении к организациям см. Обучающаяся организация. - Ред.)

О. в широком смысле слова выступает как проявление общих способностей человека, выражающих познавательную активность субъекта и его возможности к усвоению новых знаний, действий, сложных форм деятельности. Выражая общие способности, О. выступает как общая возможность психического развития, достижения более обобщенных систем знаний, общих способов действий. По возможностям к обобщению различаются уч-ся, обладающие большими способностями к некоторым специальным учебным предметам (математике, рисованию, музыке и т. п.).

Как эмпирическая характеристика возможностей человека к обучению, О. включает многие показатели и параметры личности человека. К ним относятся, прежде всего, познавательные возможности человека (особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), особенности личности - мотивации, характера, эмоциональных проявлений; отношения ученика к усваиваемому учебному материалу, к учебной группе и преподавателю. Важной характеристикой О. являются качества, определяющие возможности общения, и соответствующие проявления личности (общительность, замкнутость).

О. формируется с раннего детства. Особенно важное значение имеет формирование возможностей к обучению в особые сензитивные периоды - при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, от школьного обучения к специальному обучению, предполагающему овладение различными видами профессиональной деятельности (в профтехучилищах, техникумах и вузах). Наиболее существенные качества познавательных процессов и личности, обеспечивающие возможность к обучению: а) управление познавательными процессами (произвольное внимание, память и т. п.); б) речевые возможности человека, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной), которые обеспечивают в дальнейшем возможности самообразования.

Т. о., понятие О. наряду с общими характеристиками - более высокими познавательными возможностями и способностями к самоконтролю в процессе выполнения учебных задач - включает некоторые значимые особенности, способствующие проявлению О. на различных учебно-возрастных этапах психического развития человека. Для дошкольника такими специальными качествами служат те, которые обеспечивают ему большие возможности для участия в игровой деятельности, для школьника - возможности более точного выполнения различных школьных требований, для студента - возможности овладения профессиональной деятельностью и самостоятельного обучения.

О. у взрослого человека включает в себя многие специальные навыки, в т. ч. навыки научно-исследовательской и творческой деятельности. Важное значение в этом случае имеют навыки работы с научными и др. текстами, возможности к корректной постановке научных и учебных задач, способности к самоконтролю и точному планированию. Об оценке О. см. Обучающий эксперимент.

Обучаемость

Специфика. Обучаемость, основываясь на способностях (в частности, особенности сенсорных и перцептивных процессов, памяти, внимания, мышления и речи), и познавательной активности субъекта, по разному проявляются в разных деятельностях и в разных учебных предметах. Особенное значение для повышения уровня обучаемости имеет формирование - на определенных, сензитивных этапах развития, в частности при переходе от дошкольного детства к систематическому обучению в школе, - метакогнитивных навыков. К ним относятся управление познавательными процессами (планирование и самоконтроль, проявляющиеся, например, в произвольном внимании, произвольной памяти), речевые навыки, способности к пониманию и использованию различных видов знаковых систем (символической, графической, образной).

Обучаемость

совокупность способностей, способствующих быстрому и успешному овладению человеком знаниями и навыками в процессе обучения и взаимодействия с другими людьми в определенной социально-исторической культуре.

Обучаемость

одна из общих способностей личности: 1) восприимчивость к обучающим воздействиям в новой ситуаций; 2) способность к быстрому и качественному усвоению знаний, умений и навыков.

Обучаемость

сложная динамическая система индивидуальных свойств человека, обусловливающая продуктивность учебной деятельности, скорость и качество овладения социальным опытом. В основе О. лежит уровень развития познавательных процессов(восприятия, воображения, памяти, мышления, внимания, речи), мотивационно-волевой и эмоциональной сфер личности. О. зависит также от возраста человека, ценностных ориентации, личностных установок субъекта, уровня его активности, степени владения средствами познания, особенностей предшествующего обучения этого человека. Различают общую и специальную О., коррелирующую с показателями общей и специальной одаренности. Первый вид О. обозначает легкость и глубину усвоения в процессе обучения и самообразования любого социального опыта, второй - какого-либо конкретного его вида в сфере науки, производства, искусства и т.п. Термин О. стал широко использоваться Б.Г. Ананьевым, С.Л. Рубинштейном, Г.С. Костюком, Н.А. Менчинской и др. как синоним способности к приобретению новых знаний в связи с принятием отечественными психологами позиции Л.С. Выготского о том, что обучение ведет за собой развитие, создавая зону ближайшего развития. Считается, что об умственных способностях к учению можно судить по результатам самостоятельного познания при решении новых проблем, осуществляемого посредством продуктивного мышления, которое составляет основу О. (З.И. Калмыкова). В структуру О. входят индивидуальные особенности продуктивного мышления человека, определяющие выбор существенных для решения проблемы признаков и уровень их обобщенности, легкость усвоения и применения новых знаний, темп продвижения в обучении, широту переноса усвоенных умений и навыков. О. формируется в онтогенезе, в процессе которого под влиянием обучения некоторые индивидуальные особенности мышления ребенка закрепляются, начинают устойчиво проявляться при выполнении требующей мышления деятельности, связанной с усвоением содержания различных учебных предметов, и становятся свойствами личности, качествами ума. А.А.Вербицкий

  • Часть II. Образование – глобальный объект педагогической психологии
  • Глава 1. Образование в современном мире § 1. Образование как многоаспектный феномен
  • § 2. Основные направления обучения в современном образовании
  • § 3. Личностно-деятельностный подход как основа организации образовательного процесса
  • Глава 2. Приобретение человеком индивидуального опыта в образовательном процессе § 1. Двустороннее единство обучения - учения в образовательном процессе
  • § 2. Обучение и развитие
  • § 3. Развивающее обучение в отечественной образовательной системе
  • Часть III. Педагог и ученики - субъекты образовательного процесса
  • Глава 1. Субъекты образовательного процесса § 1. Категория субъекта
  • § 2. Специфические особенности субъектов образовательного процесса
  • Глава 2. Педагог как субъект педагогической деятельности § 1. Педагог в мире профессиональной деятельности
  • § 2. Субъектные свойства педагога
  • § 3. Психофизиологические (индивидные) предпосылки (задатки) деятельности педагога
  • § 4. Способности в структуре субъекта педагогической деятельности
  • § 5. Личностные качества в структуре субъекта педагогической деятельности
  • Глава 3. Обучающийся (ученик, студент) субъект учебной деятельности § 1. Возрастная характеристика субъектов учебной деятельности
  • § 2. Школьник как субъект учебной деятельности Младший школьник как субъект учебной деятельности
  • § 3. Студент как субъект учебной деятельности
  • § 4. Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учеб­ной деятельности
  • Часть IV. Учебная деятельность
  • Глава 1. Общая характеристика учебной деятельности § 1. Учебная деятельность - специфический вид деятельности
  • § 2. Предметное содержание учебной деятельности Предмет учебной деятельности
  • § 3. Внешняя структура учебной деятельности Компонентный состав внешней структуры учебной деятельности
  • Глава 2. Учебная мотивация § 1. Мотивация как психологическая категория Основные подходы к исследованию мотивации
  • § 2. Учебная мотивация
  • Глава 3. Усвоение - центральное звено учебной деятельности обучающегося § 1. Общая характеристика усвоения Подходы к определению усвоения
  • § 2. Навык в процессе усвоения
  • Глава 4. Самостоятельная работа - высшая форма учебной деятельности § 1. Общая характеристика самостоятельной работы
  • § 2. Самостоятельная работа как учебная деятельность Основные требования к самостоятельной работе
  • Часть V. Педагогическая деятельность в разных образовательных системах
  • Глава 1. Общая характеристика педагогической деятельности § 1. Педагогическая деятельность: формы, характеристики, со­держание
  • § 2. Мотивация педагогической деятельности Общая характеристика педагогической мотивации
  • Глава 2. Педагогические функции и умения § 1. Основные функции педагогической деятельности Функции и действия (умения)
  • § 2. Педагогические умения Общая характеристика педагогических умений
  • Глава 3. Стиль педагогической деятельности § 1. Общая характеристика стиля деятельности
  • § 2. Стиль педагогической деятельности Общая характеристика стиля педагогической деятельности
  • Глава 4. Психологический анализ урока (занятия) как единство проективно-рефлексивных умений педагога § 1. Психологический анализ урока в деятельности педагога
  • § 2. Уровни (этапы) психологического анализа урока Предваряющий психологический анализ
  • § 3. Схема психологического анализа урока
  • Часть VI учебно-педагогическое сотрудничество и общение в образовательном процессе
  • Глава 1. Взаимодействие субъектов образовательного процесса § 1. Общая характеристика взаимодействия Взаимодействие как категория
  • § 2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса Образовательный процесс как взаимодействие
  • Глава 2. Учебно-педагогическое сотрудничество § 1. Общая характеристика учебного сотрудничества Сотрудничество как современная тенденция
  • § 2. Влияние сотрудничества на учебную деятельность
  • Глава 3. Общение в образовательном процессе § 1. Общая характеристика общения Общение как форма взаимодействия
  • § 2. Педагогическое общение как форма взаимодействия субъектов образовательного процесса
  • Глава 4. «Барьеры» в педагогическом взаимодействии, общении и учебно-педагогической деятельности § 1. Определение и общая характеристика затрудненного общения
  • § 2. Основные области затруднения в педагогическом взаимодействии
  • Литература
  • § 4. Обучаемость - важнейшая характеристика субъектов учеб­ной деятельности

    Общая характеристика обучаемости

    Обучаемость человека является одним из основных показа­телей его готовности к учению, к освоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образователь­ной системы. В психологии обучаемость трактуется с разных по­зиций, но общее в содержании этого понятия то, что это потен­циальное свойство человека, которое проявляется в разных ус­ловиях его жизнедеятельности. Обучаемость психофизиологиче­ски соотносится с таким свойством нервной системы, как взрыв­чатость (динамичность), т. е. скорость образования временной свя­зи (В.Д. Небылицын). В широком смысле этого слова она может трактоваться как «...потенциальная возможность к овладению новыми знаниями в содружественной "со взрослыми" работе» (Б.В. Зейгарник), как «зона ближайшего развития» (Л.С. Выгот­ский). Выделяется понятие «специальной» обучаемости как под­готовленности психики к быстрому ее развитию в определенном направлении, в определенной сфере знаний, умений.

    Одна из ведущих отечественных исследователей этой пробле­мы З.И. Калмыкова под обучаемостью понимает «...совокуп­ность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от ко­торых при наличии и относительном равенстве других необ­ходимых условий (исходного минимума знаний, положительно­го отношения к учению и т.д.) зависит продуктивность учеб­ной деятельности» . В данном определении обучаемость связывается с продуктивностью, под которой понимается преж­де всего качество, темп работы, ее объем в единицу времени, от­сутствие напряжения и утомления в течение длительного пери­ода, удовлетворенность результатом труда. Продуктивность учеб­ной деятельности может характеризоваться этими параметрами применительно к осваиваемым знаниям и формируемым обобщен­ным способом действий.

    Обучаемость соотносится с понятием «обученности» (А.К. Мар­кова) как совокупности всех характеристик психического разви­тия, которые суть результат предыдущего обучения. В такой трак­товке обученность соотносится с уровнем актуального разви­тия, а обучаемость - с зоной ближайшего развития. Важно по­ложение А.К. Марковой, что обучаемость - это «восприимчивость ученика к усвоению новых знаний и новых способов их добыва­ния, а также готовность к переходу на новые уровни умствен­ного развития» .

    Интеллектуальные свойства , определяющие обучаемость

    Обучаемость основывается на целой совокупности свойств интеллекта, таких как обобщенность, осознанность, гибкость, ус­тойчивость, самостоятельность мышления. Суммарный количе­ственный показатель обучаемости по этим свойствам назван З.И. Калмыковой экономичностью мышления. Обобщенность мыслительной деятельности является ядром обучаемости и ее сум­марного показателя - экономичности мышления. Обобщение и ана­лиз, лежащие в основе умственных способностей, по С.Л. Рубин­штейну, определяют возможности быстрого, качественного пе­реноса и развития теоретического мышления. Лежащие в осно­ве обучаемости интеллектуальные свойства рассматриваются ис­следователями и как ее компоненты. В то же время обучае­мость характеризуется и определенными показателями, соотносимыми косвенно с продуктивностью деятельности.

    Показатели обучаемости

    Основные показатели обучаемости - темп продвижения в ос­воении знаний и формировании умений, легкость этого освоения (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от освоения знаний), гибкость в переключении на новые способы и приемы работы, прочность сохранения освоенного материала.

    Суммарными показателями обучаемости, по З.И. Калмыко­вой, являются экономичность и темп мышления; объем конкрет­ного материала, на основе которого достигается решение новой задачи; количество «шагов» для ее самостоятельного решения и пор­ции дозированной помощи, на основе которой был достигнут ре­зультат, а также время, затраченное на решение; способность к са­мообучению; работоспособность и выносливость. Существенны пред­ложенные А.К. Марковой показатели обучаемости:

    Активность ориентировки в новых условиях;

    Инициатива в выборе необязательных заданий, самосто­ятельное обращение к более трудным заданиям. Эти показате­ли могут быть соотнесены с понятием интеллектуальной иници­ативы как единицы творческой активности (по Д.Б. Богоявлен­ской);

    Настойчивость в достижений поставленной цели и «поме­хоустойчивость» как умение работать в ситуациях помех, отвле­чений, препятствий;

    Восприимчивость, готовность к помощи другого человека, отсутствие сопротивления.

    По этим показателям разработана методика определения (ди­агностирования) обучаемости, в основе которой, по З.И. Калмы­ковой, лежат следующие положения:

    Диагностика должна быть комплексной, опирающейся «на синтетический», а не аналитический путь;

    Методы диагностики должны базироваться на учебном материале в естественном обучающем эксперименте, положитель­ные черты которого должны соединяться со строгостью лабора­торного эксперимента, особенно при фиксации результатов ис­пытаний, сочетании качественного и количественного анализа при регистрации процесса, способов решения, оказываемой помо­щи и т.д.;

    Обучаемость диагностируется в проблемных учебных си­туациях, где по возможности должны быть уравнены все другие условия;

    Индивидуальные различия обучаемых в учебной деятельности (по Г. Клаусу)

    Параметр сравнения

    Позитивный тип

    Негативный тип

    Скорость

    Медленно

    Легко, без труда ~

    С трудом, напряженно, тяжело

    Прочно, устойчиво во времени

    Поверхностно, мимолетно, быстро забывается

    Легко переучивается

    С трудом переучивается

    Обладает гибкостью

    Характеризуется ригид­ностью, застылостью

    Тщательность

    Добросовестно

    Аккуратно

    Небрежно, неряшливо

    Основательно

    Поверхностно

    Мотивация

    Неохотно

    Добровольно

    По обязанности

    По собственному побуждению

    Под давлением

    Активно, включенно, увлеченно

    Пассивно, вяло, безучастно

    Старательно, усердно, изо всех сил

    Нерадиво, лениво

    Регуляция действия

    Самостоятельно

    Несамостоятельно

    Автономно, независимо

    Подражая

    Планомерно, целенаправленно

    Бесцельно, бессистемно, без плана

    Настойчиво, постоянно

    Периодически, неустойчиво

    Когнитивная организация

    Осознанно, с пониманием

    Механически, не понимая, методом проб и ошибок

    Направленно, предвидя последствия

    Случайно, непреднамеренно

    Рационально, экономно

    Нерационально, неэффективно

    Общая оценка

    Время диагностического эксперимента не должно ограни­чиваться при соблюдении требования его фиксации;

    Сочетание индивидуальных и коллективных диагностиче­ских процедур позволяет получить более полную и адекватную картину обучаемости.

    Обучаемость субъекта учебной деятельности проявляется в ее особенностях и характере, влияя на ее стиль . Выра­батываемые индивидуальные стили могут быть схематически пред­ставлены двумя полюсами: «позитивный» - «негативный». Приведенная выше таблица иллюстрирует содержание учебной деятельности, отражающей такие стили. Они в значительной ме­ре основываются на обучаемости.

    Обучающийся (школьник, студент), представляя определен­ный возрастной период развития, как субъект учебной деятель­ности на каждой ступени образовательной системы характери­зуется спецификой учебной мотивации, системой отношений, осо­бенностями учебной деятельности.

    Вопросы для самопроверки

    1. Чем различаются учебные мотивации младшего и старшего школьников?

    2. Как возрастной период развития человека влияет на его позицию субъекта учебной деятельности?

    3. Каковы отличительные особенности студента и школьника как субъектов учебной деятельности?

    Литература

    Кон И.С. Психология старшеклассника. М., 1980.

    Кондратьев M .Подросток в замкнутом круге общения. Москва-Во­ронеж, 1997.

    Мухина B . C . Детская психология. М., 1985.

    Фельдштейн Д.И. Возрастная психология. М., 1997.

    Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте // Избр. психологические труды, М., 1989.

    Якунин В.А. Психология учебной деятельности студентов. М., 1994.

    "

    ОТВЕТЫ НА ТЕСТ

    по курсу: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

    1. Педагогическая психология - это наука:

    а) о закономерностях развития психики ребенка в процессе учебной деятельности;

    б) о закономерностях становления и развития личности в системе социальных институтов обучения и воспитания;

    в) о структуре и закономерностях протекания процесса учения;

    г) изучающая феномены и закономерности развития психики учителя.

    2. Основной задачей образования является:

    а) содействие усвоению человеком знаний в процессе обучения;

    б) формирование умений и навыков;

    в) содействие развитию и саморазвитию личности в процессе обучения;

    г) овладение социокультурным опытом.

    3. Под обучением понимают:

    а) процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков;

    б) процесс передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику;

    в) предпринимаемые учеником учебные действия;

    г) процесс взаимодействия двух деятельностей: деятельности учителя и деятельности ученика.

    4. Специфической формой деятельности ученика, направленной на усвоение знаний, овладение умениями и навыками, а также на его развитие является:

    а) научение; б) учение; в) обучение; г) обученность.

    5. Ведущим принципом отечественной педагогической психологии является:

    а) принцип социального моделирования;

    б) принцип трансформации знаний, их расширение и приспособление к решению новых задач;

    в) принцип личностно - деятельностного подхода;

    г) принцип установления связи между стимулами и реакциями;

    д) принцип упражняемости.

    6. Самым глубинным и полным уровнем обученности является:

    а) воспроизведение; б) понимание; в) узнавание; г) усвоение.

    7. В качестве методов исследования педагогическая психология использует:

    а) методы педагогики;

    б) методы общей психологии;

    в) обучающий эксперимент;

    г) обучающий и формирующий эксперименты в совокупности с методами общей психологии.

    8. В отличие от обучающего эксперимента формирующий эксперимент:

    а) не подразумевает обучение;

    б) требует специальных лабораторных условий;

    в) предполагает - планомерный поэтапный процесс формирования умственных действий и понятий;

    г) ориентирован на развитие познавательных процессов.

    9. Л. С. Выготский рассматривает проблему соотношения обучения и развития:

    а) отождествляя процессы обучения и развития;

    б) полагая, что обучение должно опираться на зону актуального развития ребенка;

    в) полагая, что обучение должно забегать вперед развития и вести его за собой.

    10. Основной психологической проблемой традиционного подхода к обучению является:

    а) низкий уровень знаний;

    б) недостаточно развитые познавательные процессы учащихся;

    в) недостаточная активность учащихся в процессе обучения.

    11. Целью развивающего обучения является:

    а) развитие ученика как субъекта учебной деятельности;

    б) достижение высокого уровня обученности учащихся;

    в) формирование умственных действий и понятий;

    г) развитие действий самоконтроля и самооценки у учащихся в процессе обучения.

    12. Учебная деятельность состоит из:

    а) учебной задачи и учебных действий;

    б) мотивационного, операционного и регулирующего компонентов;

    в) работы познавательных процессов;

    г) действий внутреннего контроля и оценки.

    13. Ведущим мотивом учебной деятельности, обеспечивающим эффективность процесса обучения, является:

    а) потребность изменить социально-статусную позицию в общении;

    б) потребность получать одобрение и признание;

    в) стремление соответствовать требованиям преподавателей; избежать наказания;

    г) стремление приобрести новые знания и умения.

    14. В качестве основного принципа организации процесса

    обучения в системе Д. Б. Эльконина и В. В. Давыдова выступает:

    а) организация обучения от частного к общему;

    б) логика восхождения от абстрактного к конкретному;

    в) овладение большой суммой знаний;

    г) принцип усвоения логических форм.

    15. Недостатком программированного обучения является:

    а) отсутствие четких критериев контроля знаний;

    б) недостаточное развитие самостоятельности учащихся;

    в) отсутствие индивидуального подхода к обучению;

    г) недостаточное развитие творческого мышления учащихся.

    16. Специальная работа педагога по активизации познавательной деятельности учащихся с целью самостоятельного приобретения ими знаний лежит в основе:

    а) программированного обучения;

    б) проблемного обучения;

    в) теории поэтапного формирования умственных действий и понятий;

    г) традиционного обучения.

    17. Согласно теории поэтапного формирования умственных действий и понятий П. Я. Гальперина, организация процесса обучения в первую очередь должна опираться на:

    а) материальное действие;

    б) создание ориентировочной основы действия;

    в) речевую форму выполнения действия;

    г) внутреннюю речь.

    18. Основным показателем готовности ребенка к обучению

    в школе является:

    а) овладение основными навыками чтения и счета;

    б) развитие у ребенка мелкой моторики;

    в) желание ребенка ходить в школу;

    г) зрелость психических функций и саморегуляция;

    д) наличие у ребенка необходимых учебных принадлежностей.

    19. Понятие «обучаемость» определяется:

    а) существующим уровнем знаний и умений учащегося;

    б) способностью учителя научить ребенка;

    в) психическими особенностями и возможностями учащегося в процессе обучения;

    г) зоной актуального развития учащегося.

    20. Какие психические новообразования появляются у младшего школьника в процессе учебной деятельности (выберите несколько вариантов ответа):

    а) восприятие;

    б) мотивация;

    в) внутренний план действия;

    г) сравнение;

    д) рефлексия;

    е) внимание;

    ж) теоретический анализ.

    21. Учебное сотрудничество (с точки зрения Г. Цукерман) - это:

    а) взаимодействие учащихся в процессе обучения;

    б) процесс взаимодействия педагога с учеником;

    в) процесс, в котором учащийся занимает активную позицию обучающего самого себя с помощью учителя и сверстников.

    22. Основной функцией педагогической оценки является:

    а) определение уровня фактического исполнения учебного действия;

    б) осуществление подкрепления в виде наказания-поощрения;

    в) развитие мотивационной сферы учащегося.

    23. Воспитанность характеризуется:

    а) предрасположенностью человека к воспитательным воздействиям;

    б) усвоением нравственных знаний и форм поведения;

    в) умением человека адекватно вести себя в обществе, взаимодействуя с другими людьми в различных видах деятельности.

    24. Педагогическая направленность - это:

    а) любовь к детям;

    б) система эмоционально-ценностных отношений, задающая структуру мотивов личности учителя;

    в) желание освоить профессию педагога.

    25. Знание педагогом своего предмета относится к классу:

    а) академических способностей;

    6) перцептивных способностей;

    в) дидактических способностей.

    26. Профессиональная активность учителя с целью решения задач обучения и воспитания называется:

    а) педагогической направленностью;

    б) педагогической деятельностью;

    в) педагогическим общением;

    г) педагогической компетентностью.

    27. Педагогическая деятельность начинается с:

    а) отбора учебного содержания;

    б) выбора методов и форм обучения;

    в) анализа возможностей и перспектив развития учащихся.

    28. Основоположником русской педагогической психологии является .

    а) К.Д. Ушинский; б) А.П. Нечаев; в) П.Ф. Каптерев; г) А.Ф. Лазурский.

    29. Расставьте по порядку этапы становления педагогической психологии:

    б) обще дидактические этапы;

    в) оформление педагогической психологии в самостоятельную отрасль.

    а) разработка теоретических основ психологии теории обучения;

    30. Течение в психологии и педагогике, возникшее на рубеже Х I Х-ХХ вв., обусловленное проникновением эволюционных идей в педагогику, психологию и развитием прикладных отраслей психологии, экспериментальной педагогики, называется:

    а) педагогика; б) педология; в) дидактика; г) психопедагогика.

    31. Лонгитюдный метод исследования (по Б.Г. Ананьеву) относиться к:

    а) организационным методам;

    б) эмпирическим методам;

    в) способам обработки данных;

    г) интерпретационным методам.

    32. Эксперимент в психолого-педагогических исследованиях позволяет проверить гипотезы:

    а) о наличии явления;

    б) о наличии связи между явлениями;

    в) как о наличии самого явления, так и связей между соответствующими явлениями;

    г) о наличии причинной связи между явлениями.

    33. Соотнесите:

    1. Объединение в единое целое тех компонентов, факторов, которые способствуют развитию учащихся, педагогов в их непосредственном взаимодействии. б) педагогическое управление;

    2. Целенаправленный педагогический процесс организации и стимулирования активности учебно-познавательной деятельности по овладению научными знаниями и навыками. а) обучение;

    3. Процесс перевода педагогической ситуации из одного состояния в другое, соответствующее поставленной цели. в) педагогический процесс.

    34. Учение как фактор социализации, как условие связи индивидуального и общественного сознания, рассматривается в:

    а) физиологии ; б) социологии; в) биологии; г) психологии.

    35. Обнаружение у предметов новых свойств, имеющих значение для его деятельности или жизнедеятельности, и их усвоение – это:

    а) научение навыкам;

    б) научение действиям;

    в) сенсомоторное научение;

    г) научение знаниям.

    36. Учение как приобретение знаний и умений по решению

    различных задач среди зарубежных ученных изучал:

    а) Я.А. Коменский; б) И. Гербарт; в) Б. Скиннер; г) К. Коффка.

    37. Учение в отечественной науке П.Я Гальперин трактовал как:

    а) приобретение знаний, умений и навыков;

    б) усвоение знаний на основе совершаемых субъектом действий;

    в) специфический вид учебной деятельности;

    г) вид деятельности.

    38. Зона ближайшего развития – это расхождения между уровнем актуального развития и уровнем потенциального развития.

    39. Один из концептуальных принципов современного обучения – «Обучение не плетется в хвосте развития, а ведет его за собой» - сформулировал:

    а) Л.С. Выготский ; б) С.Л. Рубинштейн; в) Б.Г. Ананьев; г) Дж. Брунер.

    40. Уровень актуального развития характеризует:

    а) обученность, воспитанность, развитость ;

    б) обучаемость, воспитуемость, развиваемость;

    в) самообучаемость, саморазвиваемость, самовоспитуемость;

    г) обученность, обучаемость.

    41. Расставьте по порядку структурные этапы педагогического процесса:

    г) цель; а) принципы; д) содержание; е) методы; в) средства; б) формы;

    42. Соотнесите:

    1. Дальнейшая детализация, создание проекта, приближающегося для использования в конкретных условиях участниками воспитательного процесса. в) педагогическое конструирование.

    2. Объединение в единое целое тех компонентов, которые способствуют развитию учащихся и педагогов в их взаимодействии . б) педагогический процесс;

    3. Характеризует состояние в определенное время и в определенном пространстве. а) педагогическая ситуация;

    43. Расставьте в порядке следования этапы психолого-педагогического исследования:

    б) подготовительный этап;

    г) исследовательский этап.

    а) этап качественного и количественного анализа;

    в) этап интерпретации;

    44. Учебная деятельность по отношению к усвоению выступает как:

    а) одна из форм проявления усвоения;

    б) разновидность усвоения;

    в) уровень усвоения;

    г) этап усвоения.

    45. Свойство действия, заключающееся в умении обосновать, аргументировать правильность выполнения действия, определяется как:

    а) разумность; б) осознанность; в) прочность; г) освоенность.

    46. Степень автоматизированности и быстрота выполнения действия характеризует:

    а) меру развернутости;

    б) меру освоения;

    в) меру самостоятельности;

    г) меру обобщенности.

    47. Вид мотивов учения, характеризующийся ориентацией учащегося на овладение новыми знаниями – фактами, явлениями, закономерностями, называется:

    а) широкими познавательными мотивами;

    б) широкими социальными мотивами;

    в) учебно-познавательными мотивами;

    г) узкими социальными мотивами.

    48. Одним из первых принцип «природосообразности» выдвинул:

    а) Я.А. Коменский; б) А. Дистервег; в) К.Д. Ушинский; г) Ж.Ж. Руссо.

    49. В воспитательном плане наиболее эффективен …тип обучения.

    а) традиционный ; б) проблемный; в) программированный; г) догматический.

    50. Соотнесите следующую классификацию методов воспитания:

    1. Производиться оценка поступков и стимулируется к деятельности. в) метод оценки и самооценки;

    2. Организуется деятельность воспитателя и стимулируются позитивные мотивы. б) метод упражнений;

    3. Формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, происходит оперативный обмен информацией . а) метод убеждений;

    51. Педагогическое взаимодействие обучающегося и обучаемого при обсуждении и разъяснении содержания знаний и практической значимости по предмету составляет суть…функций взаимодействия субъектов педагогического процесса:

    а) организационной;

    б) конструктивной;

    в) коммуникативно-стимулирующей;

    г) информационно-обучающей.

    52. Соотнесите приемы воспитания:

    1. Добровольное задание самому себе осознанных целей и заданий самосовершенствования. а) самообязательство;

    2. Систематическая фиксация своего состояния и поведения. г) самоконтроль.

    3. Выявление причин успехов и неудач. в) осмысление собственных действий;

    4. Ретроспективный взгляд на пройденный день за определенный временной путь. б) самоотчет;

    53. Умение понимать эмоциональное состояние учащихся относиться к умениям:

    а) межличностной коммуникации;

    б) восприятия и понимания друг друга;

    в) межличностного взаимодействия;

    г) передачи информации.

    54. …как понимание и интерпретация другого человека путем отождествления себя с ним является одним из основных механизмов межличностного восприятия в учебном процессе:

    а) социально-психологическая рефлексия;

    б) стереотипизация;

    в) эмпатия;

    г) идентификация.

    55. Соотнесите планы соответствия психологических характеристик человека к деятельности педагога (И.А. Зимняя):

    1. Определенное биологические, анатомо-физиологические и психологические особенности человека. Отсутствие противопоказаний к деятельности «человек-человек»- б) предрасположенность;

    2. Отрефлексированная направленность на профессию типа «человек-человек»- в) готовность.

    3. Взаимодействие с другими людьми в процессе педагогического общения, легкость в установлении контактов с собеседником в педагогическом общении - а) включаемость;

    56. Расставьте по порядку следования этапы профессионального самоопределения:

    б) первичный выбор профессии;

    а) этап профессионального самоопределения;

    г) профессиональное обучение;

    в) профессиональная адаптация;

    д) самореализация в труде.

    57. Интересы и склонности учителя выступают показателями… плана общения.

    а) коммуникативного;

    б) индивидуально-личностного;

    в) общего социально-психологического;

    г) морально-политического.

    58. Расставьте в порядке следования этапы и компоненты педагогической деятельности:

    а) подготовительный этап;

    е) конструктивная деятельность;

    в) этап осуществления педагогического процесса;

    б) организаторская деятельность;

    ж) коммуникативная деятельность.

    г) этап анализа результатов;

    д) гностическая деятельность;

    59. Соотнесите:

    1. Деятельность человека направлена на изменение своей личности в соответствии с сознательно поставленными целями, сложившимися идеалами и убеждениями - в) самовоспитание;

    2. Система внутренней саморганизации по усвоению опыта поколений, направленная на собственное развитие - г) самообразование.

    3. Процесс целенаправленного формирования личности - а) воспитание;

    4. Адекватное отражение объективной действительности воспитательного процесса, обладающего общими устойчивыми свойствами при любых конкретных обстоятельствах- б) педагогические закономерности воспитания;

    60. Соотнесите педагогические способности по В.А. Крутецкому:

    1. Способность к соответствующей области наук - б) академические способности;

    2. Способность сплочения ученического коллектива и воодушевления на решение важной задачи - г) организаторские способности.

    3. Способность проникать во внутренний мир ученика, психологическая наблюдательность - в) перцептивные способности;

    4. Способность передавать учащимся учебный материал, делая его доступным для детей - а) дидактические способности;

    Неотъемлемой чертой лидера является способность оставаться открытым альтернативным способам мышления и новым навыкам. Правда ли что некоторые руководители достигают успеха, благодаря своему умению быстро обучаться? И если так – как усилить это качество?

    Последние исследования в области бизнес-образования показывают, что руководители, отказывающиеся менять устоявшиеся модели поведения, как правило, остаются на месте, а карьера тех, кто продолжает обучаться, идёт в гору. Успешные лидеры остаются гибкими, благодаря своему желанию развиваться: они учатся в течение всей карьеры, если не сказать – жизни.

    Это понимание произвело революцию в видении лидерского потенциала. В прошлом считалось, что он заключён в имеющемся опыте. Однако, как оказалось, этот подход имеет свои недостатки. Исследования показывают, что для каждого организационного уровня необходим свой сценарий поведения, и то, что сработало в одном случае, необязательно приведёт к успеху в другом. Более того, скорость изменений внутри организации выше, чем когда-либо - лидер постоянно должен к ним адаптироваться.

    В долгосрочной перспективе набор навыков индивида начинает играть второстепенное значение перед его умением получать новые знания, навыки и находить сценарии поведения, которые помогут решать вопросы в условиях перемен. Именно поэтому внимание должно переключиться на людей, способных постоянно отказываться от навыков, видений и идей, которые больше не актуальны и изучать те, что будут.

    5 компонентов высокой обучаемости

    Существуют 4 компонента, способствующие развитию обучаемости и один препятствующий фактор. Давайте рассмотрим их.

    Новаторство

    Первый компонент ставит под вопрос устоявшиеся суждения с целью поиска уникальных путей для решения старых вопросов. Новаторство требует нового опыта, который обеспечит перспективу и возможность роста существующей базы знаний. Высокообучаемые люди генерируют новые идеи, благодаря их способности смотреть на вещи с разных точек зрения.

    Импровизация

    Обучение в процессе получения опыта происходит, когда мы преодолеваем незнакомые препятствия. Однако для того чтобы вырасти, человек должен оставаться в настоящем и быть вовлечённым, принимая стресс, вызванный неопределённостью и, в конечном счёте, быстро адаптироваться, чтобы принимать вызов. Это требует наблюдательности, умения слушать, а также способности быстро обрабатывать информацию. Такие качества позволяют высокообучаемым людям быстро схватывать навыки и действовать лучше, чем их менее гибкие коллеги.

    Самоанализ

    Простое получение опыта не гарантирует того, что человек чему-то научится, и люди, привыкшие постоянно учиться, знают об этом. Они голодны до обратной связи и тратят много энергии на обработку информации, чтобы лучше понимать их собственные умозаключения и поведение. Они имеют более глубокое понимания себя, других и, как результат – видение проблем.

    Авантюризм

    Другой ключевой компонент обучаемости представляет из себя погружение в незнакомые обстоятельства с целью попробовать что-то новое. Люди с гибким мышлением готовы рисковать, они комфортно чувствуют себя в ситуациях стресса, поэтому добровольно идут туда, где успех не всегда гарантирован. Они постоянно учатся и накапливают уверенность, как бы вытягивая себя из зоны комфорта, и в итоге постоянно достигают успеха.

    «Антифактор» гибкости

    Существуют также виды поведения, которые тормозят рост на протяжении длительного времени. Когда приходит время чему-либо научиться, такой «антифактор» не позволяет увидеть возможности для обучения.

    Защита

    Открытость новому опыту – основополагающее условие для обучения. Нет ничего удивительного в том, что люди, обороняющиеся в момент получения критической обратной связи, как правило, менее расположены к изменениям. Высокообучаемые люди ищут обратной связи, обрабатывают её и адаптируются, основываясь на своём новом понимании себя и ситуации. Но те, кто уже достиг успеха, также могут закрыться от информации, поступающей извне. Чтобы противостоять случайному деструктивному поведению, защитная позиция должна быть осмыслена наряду со сценариями поведения, располагающими к развитию обучаемость.

    Каждая из граней даёт представление о типах поведения и действиях, которые используются людьми с высоким уровнем обучаемости. Такие индивидуумы ищут возможности для роста и способны обрабатывать их, чтобы развиваться. Они открыты новому опыту, стремятся к переменам, готовы представлять новые идеи и критично смотреть на нормы. Более того, они умеют оставаться в ситуациях кризиса, импровизируя и адаптируясь «на лету». И наконец, быстрообучаемые люди понимают, что опыт сам по себе не гарантирует познания; они уделяют время осмыслению, стараясь понять, почему случилось так, а не иначе. Важно заметить: несмотря на то, что каждая из этих граней важна, невозможно (или даже нежелательно) проявлять все их одновременно. Тем не менее, предполагается, что высокообучаемый человек имеет в арсенале все эти качества.

    Как высокообучаемые люди проявляют себя в работе?

    Одним из объектов исследования людей с высоким уровнем обучаемости стало их поведение на работе. Выяснилось, что они значительно отличаются от обычных людей определёнными чертами.

    Люди, обучающиеся быстрее остальных, общительны и активны, они строят планы и генерируют идеи, стремятся к совершенству в своих действиях и не бояться менять других людей, открыто выражая своё мнение. Кроме того, им свойственны жизнерадостность, спокойствие и непринуждённость. Они не только ищут новые и сложные ситуации, но и выходят из них более эффективно, так как пропускают через себя новый опыт. Поставить себя в стрессовую ситуацию – это одно, но быть в состоянии справиться с ней – совсем другое. Этот последний компонент гобучаемости, вероятно, будет наиболее сложным в реализации, но он является неотъемлемым для тех, кто хочет стать более гибким и эффективным в своей управленческой роли.

    В процессе исследований была выявлена связь между уровнем защиты, или закрытости в поведении людей и тем, как их воспринимают другие. Защитное поведение обычно оценивается начальством, в то время как открытость в поведении, более заметна подчинённым и коллегам.

    Оборонительное поведение, по мнению начальства, негативно сказывается на таких качествах, как: самосознание, коммуникация, способность разрешать сложности, адаптироваться и достигать бизнес-целей. Подчинённые и коллеги же считают, что у более открытых людей, развиты следующие компетенции: реакция на сложные ситуации, умение внедрять изменения, управлять командой и вести личные отношения.

    Часть управленческой роли связана с делегированием задач, отслеживанием прогресса и оценкой эффективности. Порой руководителям необходимо давать фидбэк по выполнению задач и советовать, как их решить более эффективно. Особенно часто это происходит, когда производительность оказывается меньшей, чем ожидалось. Руководители способны более точно распознавать защитное поведение своих подчинённых, когда дают обратную связь. Таким образом, можно легко отследить, как умение оставаться открытым и способность избегать оправданий влияет на отношения с начальством.

    Другая сторона отношений на работе связана с взаимодействием с коллегами и подчинёнными. Эти группы людей проявляют интерес к деятельности коллег как с точки зрения вклада в общее дело, так и управления другими. Обратная связь от них обычно поступает в форме лёгких подталкиваний и предложений. Кроме того, эти группы более чувствительны к проявлению отзывчивости, поиску обратной связи и способности учиться на ошибках. Такие типы поведения не только показывают готовность учиться у других, но и степень уступчивости – неоценимого управленческого качества.

    Чтобы развить свою обучаемость необходимо, в первую очередь, оценить её текущий уровней на основе 5-ти параметров и определить зоны роста.

    Новаторство Критически оцениваю ситуацию и ищу возможности для нововведений или Добиваюсь максимальной эффективности использования доступных средств
    Ищу новые идеи и технологии, которые помогли бы решить текущие проблемы или Ищу быстрое решение для проблемы и перехожу к следующей
    Импровизация Максимально глубоко погружаюсь в проблему, пытаясь понять её неочевидные аспекты или Принимаю решения, руководствуясь опытом и интуицией
    Подготовлен к стрессовым ситуациям и не впадаю в панику или Стресс мотивирует меня на быструю работу
    Самоанализ Размышляю и критически оцениваю свой опыт или Стараюсь максимально ускорить решение задач, чтобы успеть всё
    Учусь на старых ошибках, чтобы не совершить новые или Легко забываю о прошлом и всегда ориентирован на будущее
    Авантюризм Готов взять на себя новые задачи, которые сопряжены с ответственностью или Выбираю для себя задачи, в которых с наибольшей вероятностью добьюсь успеха
    Горжусь собой после решения сложной проблемы или Налаживаю работу таким образом, чтобы проблемы решались сами собой
    Защита Оцениваю свой вклад во взлеты и падения проекта или Ценю свои успехи и нахожу оправдания неудачам
    Нуждаюсь в обратной связи и ищу людей, готовых мне её дать или Готов выслушать оценки моей работы от тех, кто желает их высказать

    Какие черты Вам более свойственны? Если выбранные ответы находятся преимущественно в левой части таблицы, то, скорее всего, у Вас уже достаточно хорошо развиты все компоненты высокой обучаемости. Если выбор пал на черты, перечисленные справа, значит, у Вас ещё есть зоны для роста. Так или иначе, техники, представленные в таблице ниже, помогут Вам повысить текущий уровень обучаемости.

    Новаторство
    • Старайтесь найти новые решения для любой ситуации, даже той, которая вам уже знакома.
    • Устраивайте мозговой штурм выполняемых задач, используйте для этого экзотические техники
    • При возникновении проблемы задайте себе вопросы:
      1. Что мешает использовать новый метод для решения этой задачи?
      2. Смогу ли я решить задачу по-другому, если снять то или иное ограничение моих возможностей?
    Импровизация
    • Имея дело с нестандартными ситуациями, опирайтесь на свое прошлое, ищите сходные структуры и проблемы, модифицируйте использованные ранее решения.
    • Не бойтесь задавать вопросы – ищите возможности получить максимально возможный набор данных.
    • Если возникает ощущение загнанности, сделайте перерыв, не принимайте решения под давлением.
    Самоанализ
    • Попросите человека, которому вы доверяете оценить вашу работу. Старайтесь не протестовать и не оправдываться, только задавайте уточняющие вопросы.
    • Чтобы оценить свою работу, обговорите её с коллегами, обсудите три вопроса:
      1. Что произошло?
      2. Почему ситуация развивалась именно так?
      3. Какие активности мы должны предпринять или приостановить, чтобы прийти к успеху?
    Авантюризм
    • Выходите за границы зоны комфорта – беритесь за задачи, которые вас пугают. Не стоить браться за проекты с высоким риском, но, в то же время, нельзя позволять себе выбор с гарантией успеха. Заручитесь чьей-нибудь поддержкой на случай, если не будете справляться с новой задачей
    Защита
    • Относитесь к обратной связи, как к капиталу, который будет приносить вам доход в виде личного и карьерного роста.
    • Не возражайте критикующему вас человеку и не давайте никаких оправданий, даже мысленно. Ваша задача – получить обратную связь и оценить её, а не убедить собеседника в том, что он неправ, помните об этом.

    Выводы

    Очевидно, что быстрая обучаемость – это неотъемлемая часть лидерского потенциала. Готовность и умение учиться из опыта влияет не только на наше развитие, но и на то, как нас оценивают другие. Таким образом, люди, которые постоянно учатся, имеют больше шансов добиться успеха в сегодняшнем непрерывно меняющемся мире.

    Каждый может развить способность быстро учиться. Для этого необходимо принимать более смелые решения, ставя под вопрос имеющиеся, и находится в настоящем моменте, стараясь обдумывать полученный опыт. Помимо этого, нужно оставаться открытым критической обратной связи и стрессовым обстоятельствам.

    Практически невозможно избежать появления новых сложных задач и проблем. Да и зачем? Отличие успешного человека от обычного заключается в том, что в ситуациях перемен он держит высоко голову и всегда извлекает урок на будущее.

    Понятие обучаемости было предложено Н А. Менчинской. Обучаемость человека является одним из основных показателей его готовности к учению, к усвоению знаний стихийно или целенаправленно в условиях какой-либо конкретной образовательной системы. Обучаемость психофизиологически соотносится с таким свойством нервной системы, как динамичность, т.е. скорость образования временной связи (В. Д. Небылицын) Обучаемость в широком смысле этого слова может трактоваться как «потенциальная возможность к овладению новыми знаниями в содружественной «со взрослыми» работе» (Б.В. Зейгарник), как «зона ближайшего развития» (Л. С. Выготский). Выделяется понятие «специальной обучаемости» как подготовленности психики к быстрому ее развитию в определенном направлении, к определенной сфере знаний, умений. Обучаемость можно трактовать как характеристику индивидуальных различий обучаемых (Г. Клаус).

    Одна из ведущих отечественных ученых, 3. И Калмыкова, под обучаемостью понимала совокупность (ансамбль) интеллектуальных свойств человека, от которых при наличии и относительном равенстве других необходимых условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и г.д.) зависит продуктивность учебной деятельности. В данном определении обучаемость поставлена в связи с продуктивностью. Под продуктивностью понимается прежде всего качество, темп работы, ее объем в единицу времени, отсутствие напряжения и утомления в течение длительного периода, удовлетворенность результатом труда. Продуктивность учебной деятельности может характеризоваться этими параметрами применительно к осваиваемым знаниям и формируемым обобщенным способам действий.

    Обучаемость соотносится с понятием «обученность » как совокупностью всех характеристик психического развития, которые суть результат предыдущего обучения (А К. Маркова). В такой трактовке обученность соотносится с уровнем актуального развития, а обучаемость -- с зоной ближайшего развития Важно положение А К. Марковой о том, что обучаемость -- это восприимчивость ученика к усвоению новых знаний, его готовность к переходу на новые уровни умственного развития.

    На всем протяжении школьного обучения ученик проходит различные ступени развития обучаемости. Так, например, у младшего школьника преобладает закрепление учебного материала над подлинным овладением знаниями, т.е. способностями к переносу. Если старшеклассник не достигает этого уровня, то причина кроется в неправильной организации обучения. Обучаемость зависит от развитости самоконтроля, темпа усвоения, отношения к учению, предмету, учителю, индивидуальных особенностей личности.

    Показатели обучаемости (Калмыкова З.И., Маркова А.К.):

    • · темп продвижения,
    • · прочность сохранения освоенного материала,
    • · легкость освоения, отсутствие напряжения,
    • · гибкость мыслительной деятельности при переключении на новые способы работы,
    • · самостоятельность мышления,
    • · обобщенность умственной деятельности, полнота абстрагирования,
    • · экономичность мышления,
    • · способность к самообучению,
    • · активность ориентировки в новых условиях,
    • · восприимчивость к помощи и отсутствие сопротивления к ней.

    обучаемость психология неуспеваемость

    Просмотров