Обучение дошкольников грамоте Л.Е. Журова. Журова обучение дошкольников грамоте Журова обучение грамоте старшая группа сетка ноябрь

Номинация: обучение грамоте в подготовительной группе конспекты занятий журова.
Название: Занятие по обучению грамоте в подготовительной группе «Буква Ь».

Конспект организованной учебной деятельности «Буква Ь»

Цель: Познакомить детей с новой буквой. Продолжать учить детей проставлять ударение в напечатанных словах и читать их в соответствии с проставленным ударением. Совершенствовать навык чтения детей.

Материал: кассы с пройденными буквами, буква «ь», указка, книга для чтения, карандаш, карточка со словами для проставления ударения.

Ход занятия.

Вспоминаем число, месяц и день недели на двух языках.
-Ребята,вы знаете, у меня неприятность. Я забыла одно слово. Думала, приду в детский сад и вспомню или на доске прочитаю. Я вчера его написала. Так нет же, Буквоежка мне все испортил, съел часть букв. Помогите мне дописать буквы.
— Конечно, ребята, здравствуйте! Какое доброе и хорошее слово. А слово, противоположное по значению вы знаете?
— Верно. До свидания. Вот мы с вами и вспомнили слова вежливости (стук в дверь, посылка).
— Интересно, от кого же посылка? Прочитай, Стасик.
Читай -город. Ваши друзья — буквы.
-Дети, здесь небольшое письмо, в котором буквы сообщают, что одна их подруга — буква попала в беду, и помочь ей сможем только мы. Буквы посылают нам задания, и, как только мы их выполним, то узнаем, какая буква нуждается в нашей помощи.

1. Какие гласные пишутся после твердого согласного? После мягкого?
— А какие-нибудь исключения вы знаете? ЖИ-IIIИ, ЧУ-ЩУ, ЧА-ЩА.

2.Проставьте ударения в напечатанных словах: ЗВОНОК, ШКОЛА, ПЕНАЛ, УРОК, РУЧКА, УЧЕНИК. (Возьмите карандаш и проставляйте ударения в словах над гласными буквами черточками)

Затем дети по очереди читают слова с выделением ударного звука, называя ударный звук и букву, над которой поставили ударение.

По мере выполнения задания доска наборного полотна движется и открывает лист с полосками.

Ребята, на последней строчке этого листа будет слово, которое укажет нам на букву, попавшую в беду. Нам нужно будет изменять по одной букве в слове. На верхней полоске слово, которое принадлежит существу с двумя клешнями. В народе говорят «покраснел, как… ».
РАК. Подумайте, какую букву надо изменить, чтобы получился красивый красный цветок.
МАК. Поменяйте последнюю букву в этом славе, и вы узнаете, как можно сказать о том, кто ниже вас ростом.
МАЛ. Измените букву в середине слова и у вас в руках комочек, которым вы очень любите рисовать.
МЕЛ.
— Мы так трудились и устали, а теперь отдохнем.


Физминутка.

Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,
А потом их разведем и к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей хлопнем, топнем веселей.
Звуковой анализ слова «мел».

Один ребенок работает у доски, остальные в кассах.
-А теперь под словом «мел» выложим слово «мель»(дети работают самостоятельно).
-Кто знает, что такое «мель»?
— Какой последний звук в слове «мел»? Л.
-Этот звук твердый или мягкий?
-Какой последний звук в слове «мель»? ЛЬ.
-Какой это согласный? Мягкий. Ребята, вот в чем беда! Как же быть, как же обозначить, что Л мягкий? Может какая-нибудь буква поможет?
-Верно. Нужна поставить букву Ь (стихотворение о букве).
— На что похожа буква Ь? Показываю рисунок.
-Вот оказывается, какой секрет у буквы Ь. Она не имеет звука, а ставится для того, чтобы обозначить мягкость согласного, стоящего перед ней?
— Итак, чем же отличаются слова МЕЛ и МЕЛЬ по звукам?
— А по буквам?
— Какую букву вы сегодня узнали?
— Она имеет звук? — Что показывает Ь?
— Откройте кассы, найдите букву Ь и поставьте ее правильно.

Чтение текста в книге для чтения.

— А теперь, дети, я буду называть слово, а вы должны сказать, в каком по счету столбике и на какой строчке находится это слово.
КОРЬ — 3 ст., Зстр.
МЕЛЬ — б ст., 3стр.

А теперь вы прочитаете слово, которое находится в 5 столбике 2 строчки (конь), в 3 столбике 2 строчки (моль).
— Что такое моль? Молодцы, ребята, вы очень хорошо занимались. Скажите, кто-нибудь из вас запомнил стихотворение о букве, с которой мы сегодня познакомились?
— Когда при письме используется Ь?
-Придумайте слова, в которых надо написать эту букву.
-Молодцы! Наше занятие закончено.

Название:
Номинация: обучение грамоте дошкольников конспекты занятий.

Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Место работы: ГККП «ясли-сад «Солнышко»
Месторасположение: г. Петропавловск, Северо-Казахстанская область, Республика Казахстан

В пособии излагаются основы подготовки к обучению грамоте в детском саду, описывается демонстрационный материал. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста и соответствуют современным стандартам в дошкольном образовании. Приводятся конспекты занятий в группе старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группе детского сада.
В современном обществе остро встал вопрос о подготовке детей дошкольного возраста к школе. Педагоги, работающие в дошкольных учреждениях, и особенно родители часто склонны решать этот вопрос, «натаскивая» детей 6 лет по программе 1 класса. К сожалению, очень быстро выясняется, что такой путь подготовки ребенка к школе не эффективен: как только кончается запас «школьных» знаний, он начинает отставать от своих одноклассников. Это объясняется тем, что современная программа начальной школы требует особого внимания к формированию у детей навыков учебной деятельности.
Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольного детства? Конечно нет! Если система воспитания и обучения дошкольников в детском саду должна быть подчинена конечной цели - подготовке к обучению в школе, то необходимо говорить также и о специфике обучения не только в подготовительной к школе, но и в старшей группе детского сада, т. е. о специфике умственного воспитания детей во второй половине дошкольного детства.
Данное пособие посвящено одному из вопросов умственного воспитания дошкольников — обучению грамоте на основе теоретических положений, разработанных П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным. Предлагаемый курс обучения грамоте учитывает возрастные возможности старших дошкольников и построен на введении детей в звуковую действительность языка.
Выработка у детей соответствующих средств и навыков выделения, сопоставления единиц языковой действительности служит непременным условием грамотности.
Авторы пособия считают, что подготовку детей к школе целесообразно начинать не в подготовительной к школе, а в старшей группе детского сада. При этом они опираются на данные советских психологов, свидетельствующие об особом «чутье» ребенка 4—5-летнего возраста к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок, как говорит Д. Н. Богоявленский, как бы теряет свои «лингвистические способности». Введение ребенка в языковую действительность в момент наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.
В основу данной программы положена методика обучения начальному чтению, разработанная Д. Б. Элькониным, дополненная большим количеством различных словесных игр, составляющих основную часть занятий и обязательно содержащих в себе учебную задачу.

Светлана Агафонова
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе

Обучение грамоте в подготовительной группе

Программное содержание :

Учить детей проводить звуковой анализ слов; дифференцировать гласные, твердые и мягкие,звонкие и глухие согласные звуки; закреплять умение определять место ударения в словах; составлять предложения из двух слов, называть первое и второе слово.

Организационный момент

Повтори чистоговорку

Ка-ка-ка,ка-ка-ка вот течет река Ока,

Ко-ко-ко,ко-ко-ко там рыбак недалеко.

Ке-ке-ке,ке-ке-ке ловит рыбу на Оке.

Ку-ку-ку,ку-ку-ку нет удачи рыбаку.

Угадай слово, которое заканчивается звуком [к]:

уро., дру., сту., сапо., то., кри., суро.,

вени., шнуро., поро., като., замо.,

брело., зна., кло., трес. .

Игра «Подбери рифму»

Слово спряталось куда-то,

Слово спряталось и ждет.

«Пусть найдут меня ребята,

Ну-ка, кто меня найдет?»

Расскажи, охотник, толком;

Как же справился ты с волком?

Я поймал его.

Забежал он в тот овраг,

Где растет трава-дурман,

Скок – и прямо в мой …. (капкан)

По дороге наша Машенька идет,

За веревочку козу она ведет.

А прохожие глядят во все глаза

Очень длинная у девочки …. (коса)

В :-Капкан,коса,кот,кролик,капуста-что это?

Д :- Это слова.

В :-Да,это слова. Я хочу напомнить вам, что слова состоят из звуков; есть звуки,которые произносятся легко, их можно долго тянуть, спеть и они не встречают во рту преград.

Как называются такие звуки?

Д :-Гласные.

В :-Какие гласные звуки вы знаете?

Д :-[а],[о],[у],[ы],[и],[э].

В :-Какими фишками эти звуки обозначаются?

Д :-Красными.

В :-Как называются звуки, которые во рту встречают преграды?

Д :-Согласные.

В :-Какие бывают согласные?

Д :-Твердые и мягкие, звонкие и глухие.

В :-Какими фишками обозначаются твердые согласные?

Д :-Синими

В :-Какими фишками обозначаются мягкие согласные?

Д :-Зелеными.

В :-Назовите,какие согласные звуки вы знаете?

В :-Назови его мягкую пару

Д :-Пь

(если ребенок называет мягкий согласный звук, прошу назвать его твердую пару)[л],[ль],[к],[кь]и т. д.

В :-Ребята,а кто помнит,что такое звуковой анализ слова?

Д :-Это поочередное выделение звуков в слове.

Отгадайте загадку

Не куст а с листочками,

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает.

В :-Что это?

Д :-Книга

В :-Давайте выделим первый звук в слове книга.

Итак, какой первый звук в слове кккнига?

Д :- [К]

В :-Какой это звук,твердый или мягкий?

Д :-Твердый согласный

В :-Какой фишкой обозначается твердый согласный звук?

Д :-Синей фишкой

В :-Какой второй звук в слове кнннига?

Д :-[нь]

В :-Какой это звук, твердый или мягкий?

Д :-мягкий

В :-Какой фишкой обозначим?

Д :-Зеленой

В :-Какой третий звук в слове книиига?

Д :-[и]

В :-Какой это звук?

Д :-Гласный.

В :-Какой фишкой обозначаем гласные звуки?

Д :-Красной фишкой.

В :-Какой четвертый звук в слове книггга?

Д :-[г]

В :-Какой это звук?

Д :-Твердый

В :-Какой фишкой обозначим?

Д :-Синей.

В :-Какой пятый звук в слове книгааа?

Д :-[а]

В :-какой это звук?

Д :-гласный

В :-Какой фишкой обозначаем?

Д :-Красной.

В :-Какие гласные звуки в слове книга?

Д :-[и],[а].

В :-А теперь давайте попробуем найти ударный гласный звук в этом слове.

Давайте поставим ударение на [а] и произнесем это слово книга.

В :- Вы слышали от кого-нибудь такое слово?

Д :-Нет.

В :-Давайте попробуем поставить ударение на [и] и произнесем слово книга.

В :-Так говорят?

Д :-да,говорят.

В :-Какой мягкий согласный звук в слове?

Д :-[нь]

В :-Какие еще согласные звуки в этом слове?

Д :-[к]и [г].

Физминутка

Кустик гнётся на ветру

И роняет он листву.

Ветерок его качает,

Ветки до земли сгибает.

Лишь затихнет ветерок

Кустик ветками взмахнёт.

Игра «Живая модель слова»

(к доске вызываются 4 детей)

Возьмите с доски фишки, обозначающие звуки в такой последовательности [н],[г],[а],[и],[к].

Нам надо построиться так, чтобы получилось слово книга.

Работа с предложениями

(появляется кукла)

В :- Сегодня к нам пришла в гости кукла Нина.

Какая она?

Д :- Красивая,хорошая,нарядная,милая.

(вызываются к доске2-е детей)

В :-Один ребенок будет куклой Ниной, другой- словом нарядная.

Какие слова обозначают играющие?

Д :- Они обозначают слова Нина и нарядная.

В :-Что у нас получилось?

Д :-Предложение.

В :-А теперь слова поменяются местами.

Какое теперь получилось предложение?

Д :-Нарядная Нина.

В :-А теперь слово нарядная поменяем на слово милая.

В :-Какое первое и какое второе слово?

Какой первый звук в слове милая?

Д :-[мь]

Упражнение на закрепление (индивидуально)

Звуковой анализ слова (лента, ветка, мишка, чашка)

Подведение итогов занятия

Список использованной литературы :

1. Обучение дошкольников грамоте по методикам Д . Б. Эльконина,Л. Е Журовой,Н. В. Дуровой :Программа . Методические рекомендации. Игры-занятия . Умк. «Обучение дошкольников грамоте » _М.:Школьная Пресса,2011.-192с.

2. Занимательное азбуковедение :материалы для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. /авт. сост. Г. П. Попова,В. И. Усачева. -Волгоград :Учитель,2007.-252с.

3.http://www.moi-detki.ru/detyam/skorogovorki/chistogovorki/1046-chistogovorki_dlya_detey_5_7_let.html

Публикации по теме:

Конспект итогового занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Грамотеи» ЦЕЛИ:закрепить и систематизировать знания о звуках; закрепить умение определять место нахождения звука в слове, количество слогов в слове,.

Конспект занятия-викторины по обучению грамоте в подготовительной группе «Буквоцирк» КОНСПЕКТ занятия-викторины в подготовительной группе по обучению грамоте (комплексное). тема:" БУКВОЦИРК". ЦЕЛЬ. -продолжать знакомить детей.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе МАДОУ «ЦРР – Д/сад№21» Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Составила: воспитатель подготовительной группы Старикова.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Ц] и буква Ц, ц» МБДОУ ЦРР детский сад №60 «Ягодка» Село Кулешовка, Азовский район Ростовской области Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной.

Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Незнайка» Цель: Закрепить представления детей о слове, обозначающие предмет действие. Закрепить знание о предложении и составлении из 3-х и более.

Методическое обеспечение:

  • «Обучение дошкольников грамоте»: Методическое пособие /Л.Е.Журова. Н.С.Варенцова, Н.В.Дурова, Л.Н. Невская/ Под ред. Н.В.Дуровой.- M.:Школа Пресс,1998. -144 с. (Дошкольное воспитание и обучение)

Пояснительная записка

В пособии излагаются основы подготовки дошкольников к обучению грамоте, описывается демонстрационный материал. Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения детей дошкольного возраста и соответствуют современным стандартам в дошкольном образовании. Приводятся конспекты занятий в группе старшего дошкольного возраста и подготовительной к школе группе детского сада.

В современном обществе остро встал вопрос о подготовке детей дошкольного возраста к школе. Педагоги, работающие в дошкольных учреждениях, и особенно родители часто склонны решать этот вопрос, «натаскивая» детей 6 лет по программе 1 класса. К сожалению, очень быстро выясняется, что такой путь подготовки ребенка к школе не эффективен: как только кончается запас «школьных» знаний, он начинает отставать от своих одноклассников. Это объясняется тем, что современная программа начальной школы требует особого внимания к формированию у детей навыков учебной деятельности.
Можно ли ограничить подготовку к школе последним годом дошкольного детства? Конечно нет! Если система воспитания и обучения дошкольников в детском саду должна быть подчинена конечной цели - подготовке к обучению в школе, то необходимо говорить также и о специфике обучения не только в подготовительной к школе, но и в старшей группе детского сада, т. е. о специфике умственного воспитания детей во второй половине дошкольного детства.
Данное пособие посвящено одному из вопросов умственного воспитания дошкольников - обучению грамоте на основе теоретических положений, разработанных П. Я. Гальпериным, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным. Предлагаемый курс обучения грамоте учитывает возрастные возможности старших дошкольников и построен на введении детей в звуковую действительность языка.
Выработка у детей соответствующих средств и навыков выделения, сопоставления единиц языковой действительности служит непременным условием грамотности.
Авторы пособия считают, что подготовку детей к школе целесообразно начинать не в подготовительной к школе, а в старшей группе детского сада. При этом они опираются на данные советских психологов, свидетельствующие об особом «чутье» ребенка 4-5-летнего возраста к языку. В более старшем возрасте это языковое чутье несколько ослабевает, ребенок, как говорит Д. Н. Богоявленский, как бы теряет свои «лингвистические способности». Введение ребенка в языковую действительность в момент наиболее острого «языкового чутья» является наиболее эффективным средством для овладения этой действительностью.
В основу данной программы положена методика обучения начальному чтению, разработанная Д. Б. Элькониным, дополненная большим количеством различных словесных игр, составляющих основную часть занятий и обязательно содержащих в себе учебную задачу.

Успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последующего систематического изучения родного языка. Д.Б.Эльконин писал, что читающий оперирует со звуковой стороной языка, а чтение - это процесс воссоздания звуковой формы слова по его графической (буквенной) модели. Отсюда вытекает необходимость предваряющего знакомства детей с широкой звуковой действительностью языка (до знакомства их с буквенной символикой). Исследования лингвистов, психологов, педагогов показали, что пятый год жизни ребенка является периодом наиболее высокой «языковой одаренности», особой восприимчивости к звуковой стороне речи. Вот почему вводить дошкольников в звуковую систему родного языка необходимо уже со средней группы детского сада.

Обучение в средней группе направлено на развитие фонематического слуха и речевого внимания детей, что подготавливает их к овладению звуковым анализом слов - первому действию по обучению собственно грамоте.

В старшей группе дети приобретают навыки звукового анализа слов различной звуковой конструкции, дифференциации гласных, твердых и мягких согласных звуков. Они получают знания о слоговом строении слов, о словесном ударении.

В подготовительной группе дети знакомятся со всеми буквами русского алфавита и правилами их написания, овладевают слоговым и слитным способами чтения, приучаются грамотно выкладывать слова и предложения из букв разрезной азбуки.

Обучение грамоте носит обшеразвивающий характер, способствует развитию активной мыслительной деятельности, работоспособности, нравственно-волевых и эстетических качеств личности ребенка.

Особое внимание уделяется игровым приемам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников, являются существенным компонентом этого обучения и соответствуют требованиям ФГОС ДО.

Просмотров