Основные методологические принципы и методы специальной психологии. Специальная психология: ее принципы и задачи. Методология и методы специальной психологии

История создания теоретических основ специаль­ной психологии и ее методологии тесно связана с именем выдающегося отечественного психолога Я. С. Выготского В 20-е гг. XX в. он на основе созда­ваемой им теории развития высших психических функ­ций сформулировал и обосновал современные пред­ставления о природе и сущности аномального развития.

Методологические основы специальной психоло­гии, как и всей общей психологии, базируются на методологических принципах диалектического материализма. Они выступают по отношению к психологии как общефилософская система объяснительных прин­ципов. Наиболее важное значение для понимания аномального развития имеют три принципа: принцип детерминизма,принцип развития, принцип единства сознания и деятельности. Эти принципы выступают в качестве общенаучных принципов психологии.

1. Принцип детерминизма - это когда реальные природные и психические процессы детерминироеан-ны, т. е. возникают, развиваются и уничтожаются за­кономерно, в результате действия определенных при­чин. Детерменизм - основополагающий принцип материализма. Детерминизм - это методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и обусловлено причиной, следует воз­можность познания и предсказания событий, имею­щих как однозначно определенную, так и вероятност­ную природу. Означает также, что все психологические явления понимаются как явления причинно обуслов­ленные объективной действительностью и являются отражением объективной действительности. Все психические явления рассматриваются как обусловлен­ные деятельностью мозга. Этот принцип предполага­ет при изучении психических явлений обязательное установление причин, которые вызвали эти явления.

2. Принцип развития. Этот принцип выражается в том, что все психические явления рассматривают­ся как постоянно количественно и качественно раз­вивающиеся. Правильная оценка психического состоя­ния ребенка возможна при исследовании динамики его развития.

3. Принцип единства сознания и деятельности озна­чает двустороннюю связь сознания и деятельности. С одной стороны, сознание человека, его психика формируются в деятельности, с другой стороны, дея­тельность является отражением уровня сознания че­ловека. Только в деятельности можно установить осо­бенности психических свойств, состояний, процессов. Этот принцип требует от дефектолога изучения психи­ческого развития аномального ребенка в процессе различной деятельности. Только в этом случае воз­можно формирование новых психических процессов, коррекцию нарушенных функций осуществлять в дея­тельности.

В специальной психологии аккумулируются теоре­тические методы практической работы, необходимые для развития других областей психологии. Изучение психических особенностей разных категорий детей с грубыми аномалиями развития способствует пони­манию закономерностей психического онтогенеза в норме. Помогая преодолевать тяжелые проблемы обучения и воспитания детей с грубыми аномалиями развития, специальная психология накопила средства разрешения трудностей обучения детей, не имеющих столь выраженных нарушений.

Глоссарий: принцип отражательности, детерминизма, единства сознания и деятельности, генетический принцип, специфические принципы, метод, беседа, наблюдение, эксперимент. анкеты и опрос, анализ продуктов деятельности, анамнестический метод.

Вопросы:

1. Философские и общепсихологические принципы специальной психологии.

2. Специфические принципы специальной психологии.

3. Понятие о научном методе.

4. Методы специальной психологии.

Литература:

1. Колесникова Г.И. Специальная психология и педагогика/ Г.И. Колес-никова.-Изд.2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс,2010.-250с.- (Высшее образование).

2. Слепович Е.С Специальной психология: учеб. пособие / Е.С. Слепович; под ред. Е.С. Слепович, А.М. Полякова.-Минск: Выш.шк., 2012.-511с.

3.Cорокин, В.М. Специальная психология: Учеб.пособие/ под научн. ред. Л.М. Шипицыной / В.М.Сорокин. – СПб.: «Речь». 2003.

4.Сорокин, В.М. Практикум по специальной психологии: Учебно-методическое пособие./ Под научн.ред. Л.М.Шипициной/ В.М.Сорокин, В.Л.Кокоренко. - СПб.: «Речь», 2003.

5.Шаповал, И.А. Специальная психология: Учебное пособие/ И.А.Шаповал. – М.:ТЦ Сфера,2005.

1. Методологическая специальная психология базируется на принципах диалектического материализма. Они составляют философскую основу представлений о культурно-исторической обусловленности человеческой психики, формировании психических процессов под влиянием социальных факторов, опосредованном характере этих процессов, ведущей роли речи в их организации.

Принципы:

· детерминизма;

· развития (генетический);

· единства сознания и деятельности;

· отражательности.

Принцип детерминизма очень важен для понимания нарушений развития. Ядром детерминизма служит положение о существовании причинности, т.е. такой связи явлений, в которой одно явление (причина) при вполне определённых условиях с необходимостью порождает другое явление (следствие). В психологии детерминация понимается как закономерная и необходимая зависимость особенностей психического развития от порождающих их факторов. Причинность – совокупность обстоятельств, предшествующих следствию и вызывающих его. (Ярошевский М.Г., 1972)

Принцип детерминизма гласит: психические явления обусловлены объективной деятельностью, и отражают эту действительность; психические явления обусловлены деятельностью мозга; изучение психических явлений предполагает установление причин, вызывавших это явление.

Нельзя рассматривать детерминизм как однолинейную систему (причина-следствие). Такими, чисто каузуальными, связями он не ограничивается. Есть детерминанты, которые сами по себе не порождают событий, но влияют на них (каталиразторы). В реальной психической жизни следствие возникает не сразу после причины, а через некоторое время. В результате причиной того или иного явления могут оказаться события или факторы, которые не вызывают последствий сразу, но их накопление приводит к определённому сдвигу. Это так называемые кумулятивные причинно-следственные отношения. Именно по таким механизмам возникает большинство отклонений психического развития у детей.

Принцип развития (генетический принцип) представляет собой положение, согласно которому психика может быть правильно понята, только если рассматривается в непрерывном развитии. Все психические явления постоянно изменяются и развиваются в количественном и качественном отношении. Большое значение принципу развития придал Л.С.Выготский. Он, правда, говорил об историческом принципе, но пояснял, что историческое изучение означает применение категории развития к исследованию явлений. Изучать исторически что-либо – значит изучать в движении, в развитии. Считается, что Л.С.Выготский первым ввел исторический принцип в область детской психологии. Принцип развития предполагает анализ нарушений развития с учетом возрастного этапа, на котором данное нарушение возникло, и предшествующих отклонений, на которые оно наслоилось. В специальной психологии этот принцип реализуется в первую очередь в психологической деятельности. Описывая качественные и количественные характеристики нарушения, важно учитывать его динамику: склонность к прогрессированию или стабилизации.

Принцип деятельности связан с представлением о том, что психика формируется в деятельности. Этот принцип в широком философском смысле означает признание деятельности сущностью бытия человека. В деятельности создаются и изменяются условия существования отдельных людей и общества в целом.В специальной психологии этому принципу придается большое значение, деятельность понимается как порождаемая потребностям преобразующая активность, в ходе которой возникает процесс коммуникации и осуществляется познание.

Деятельность – взаимодействие субъектов, порождающее процесс коммуникации;

Деятельность – взаимодействие субъекта и объекта, обеспечивающее процесс познания.

Принцип единства сознания и деятельности представляет собой утверждение, что единство неразрывно и что сознание образует внутренний план деятельности человека. С.Л. Рубинштейн трактует этот принцип как проявление и формирование сознания в деятельности. При изучении детей с нарушениями и отклонениями в развитии принципа единства сознания и деятельности реализуется в том, что деятельность ребенка рассматривается как важный критерий уровня его развития. Кроме того, этот принцип реализуется в методике психокоррекционных занятий, которые строятся с опорой на предметно-практические действия ребенка.Принцип единства сознания и деятельности подразумевает, что сознание – регулятор поведения человека. Однако главное, по словам А.Н.Леонтьева, состоит вовсе не в том, чтобы указать на активную, управляющую роль сознания. «Главная проблема заключается в том, чтобы понять сознание как субъективный продукт, как преобразованную форму проявления тех общественных по своей природе отношений, которые осуществляются деятельностью человека в предметном мире» (Леонтьева А.Н., 1982) .

Принцип отражательности. Суть его сводится к тому, что все психические явления, во всем их многообразии, представляют особую, высшую форму отражения окружающего мира в виде образов, понятий, переживаний. Фундаментальными свойствами психического отражения являются его субъективность, активность, избирательность и целенаправленность. Никакие, даже самые грубые патологические нарушения психической деятельности не изменят ее отражательной сущности. Речь может идти лишь о снижении степени адекватности отражения, превращении адекватного отражения в ложное, как, например, при галлюцинациях.

2.Специфические принципы - принципы психологического обследования детей с разными формами отклонений в развитии.

Принципы:

· комплексности;

· системного структурно-динамического изучения;

· качественного анализа;

· сравнительный;

· раннего диагностического изучения;

· единства диагностической и коррекционной помощи детям с ОПФР.

Принцип комплексности диктует необходимость сотрудничества специалистов разного профиля в обследовании детей с атипичным развитием. Каждый специалист фиксирует в нарушенном развитии ребенка и обосновании помощи ему те особенности, которые относятся к сфере его компетентности. Данные заносятся в профессиональную схему обследования и могут быть сведены в объединяющую таблицу, где находятся результаты обследования ребенка с другими специалистами. Многомерное изучение ребенка с атипичным развитием обеспечивает тот совокупный результат, который позволяет выявить причины патологии, подойти к трактовке ее механизмов и обоснованию помощи. Реализация принципа комплексности на практике означает, что специалисты разного профиля должны приступать к оказанию помощи детям с атипией развития совместно и действовать параллельно, согласовывая решения взаимосвязанного круга задач.

Принцип системного структурно-динамического изучения. Выделенный принцип базируется на идеях Б.Г.Ананьева, Б.Ф. Ломова и др.Этот принцип требует определить иерархию в нарушении психического развития, а также проанализировать каждую из составляющих деятельности ребенка (мотивацию, ориентировку, исполнение и контроль результата).

Принцип качественного анализа предполагает сосредоточение внимания исследователя на действиях ребенка по выполнению задания и его поведении во время обследования (способах выполнения задания и принятия решения, типе ошибок, отношении ребенка к своим ошибкам и замечаниями взрослых) в отличие от фиксирования только на результате. Качественный анализ позволяет выяснить, с каким уровнем организации психической деятельности связан дефект. Такой анализ дает возможность определить является ли некий симптом признаком первичного нарушения в психическом развитии или следствием уже имеющегося дефекта.

Сравнительный принцип. Смысл принципа: эмпирические данные, полученные в эксперименте или наблюдении, оцениваются как научно валидные лишь в случае их сравнения с аналогичным фактическим материалом, воспроизведенным на сопоставимой выборке нормально развивающихся детей. Это условие необходимо, но не достаточно. Сравнительный принцип подразумевает также сопоставление данных, полученных на конкретной группе детей, с аналогичными результатами исследований, проведенных на детях с иной формой нарушения.

Другой принцип - динамический представляет логическое продолжение сравнительного. Адекватные сведения о характере того или иного отклонения могут быть получены в результате проведения многократных временных срезов. Характер отклонения, его своеобразие и качество воспроизводимы лишь в динамике.

Принцип раннего диагностического изучения позволяет выявить и предотвратить появление вторичных наслоений социального характера на первичное нарушение и своевременно включить ребенка в коррекционное обучение.

Принцип единства диагностической и коррекционной помощи детям с ОПФР. Задачи коррекционно-педагогической работы могут быть решены только на основе диагностики, определения прогнозов психического развития и оценки потенциальных возможностей ребенка.

3. Научный метод - это исторически сложившийся способ получения достоверных фактов, которые, по образному выражению И. П. Павлова, являются «воздухом любой науки». История научного познания выработала много методов, каждый из которых имеет свои разрешающие возможности, достоинства и недостатки, в сравнении с другими методами. В этом смысле нелепо говорить о хороших и плохих методах, как, впрочем, и о поиске одного универсального инструмента, он может быть эффективен лишь при условии совершенного владения им. Использование метода среди прочего подразумевает способность отдавать отчет в том, где и когда следует его применять, насколько достоверные данные можно получить с его помощью.

4. 1.Методы сбора информации

Методы сбора информации обеспечивают предварительное знакомство с ребенком, выделение проблемы и ориентировочные данные для диагностики его развития.

К таким методом относятся:

· Изучение документации на ребенка (рисунков, поделок, учебных работ);

· Наблюдение за ребенком;

· Беседа с ребенком, его родителями и учителями;

· Эксперимент (констатирующий и формирующий);

Изучение документов имеет большое значение, так как в них содержатся анамнестические сведения о ребенке. Специалисты разного профиля получают таким путём информацию об истоках нарушения развития и его динамики. Анализируются медицинские заключения о развитии ребенка, состоянии его здоровья, функционировании органов и систем, которые могут быть ответственны за нарушение психического развития в конкретном случае. Изучение характеристики ребенка педагогами важно для составления мнения о том, насколько ребенок умеет воспользоваться помощью взрослых и о темпах его развития при обучении.

Изучение продуктов деятельности детей (творческих работ) и успеваемости по разным предметам дает представление об актуальном уровне из развития. Это субъективно-объективный метод. Объективность проявляется при оценке развития моторных и сенсорных навыков, скорости усвоения учебного материала. Субъективность имеет место при интерпретации рисунков и других творческих работ, отражающих отношение ребенка к действительности и его проблемы.

Для повышения объективности оценки деятельности необходимо учитывать:

· Психологические механизмы получения результата;

· Навыки, развитие которых предполагает обучение;

· Типичные затруднения в усвоении школьных знаний разными группами учащихся.

Метод наблюдения позволяет зафиксировать спонтанную деятельность ребенка, его естественного психического проявления.

В процессе наблюдения важно уметь разграничивать сами факты, отношений к ним, осмысление фактов и их последствий.

Важнейшая задача наблюдения – регистрация фактов и объективное их описание. Главной проблемой в применении метода наблюдения является выделение его объектов и обеспечение такой фиксации результатов наблюдения, чтобы при «прочтении» протокола наблюдения был понятен всем профессионалам – участникам процесса взаимодействия с проблемами ребенка.

Беседа – метод сбора информации по заранее составленной программе в процессе личного общения. В специальной психологии используется 2 вида беседы: с ребенком и со значимыми для ребенка взрослыми.

Главная проблема в построении беседы – подбор содержания и формы вопросов, отвечающих цели исследования и понятных ребенку.

Беседа с ребенком используется для установления с ним контакте и составления общего представления о его развитии. Программа беседы строится с учётом возраста и интеллекта ребенка.

Беседа со взрослыми используется для сбора анамнестических данных о ребенке и выявление отношения взрослых к проблемам ребенка.

Метод тестирования представляет собой психологическую диагностику посредствам стандартизированных заданий. Процесс тестирования может быть разделен на 3 этапа: выбор теста, его проведение, интерпретация результатов.

Среди психологических тестов особое место занимают проективные методики - способ (замаскированного тестирования) опосредованного изучения личности по результатом психологической интерпретации проекции.

Методы анкетирования направлен на получение информации о человеке или группе путем опосредованного общения, обследуемый отвечает на вопросы экспериментатора, заполняя анкету.

Вывод: при изучении разных аспектов развития психики ребенка в каждом случае важно понимать, что конкретно исследуется, как это изучается, что таким образом выявляется, о чем полученные данные свидетельствуют и что следует делать, исходя из результатов исследования.

В психодиагностике детей с отклонением развития следует руководствоваться принципами взаимосвязями применяемых методов.

2. Методы обработки информации

Современная психология относит к этим методам все способы анализа и интерпретации полученной информации (классификацию фактов, построение теоретических моделей, создание типологий), а также методы математической статистике (корреляционный анализ, факторный анализ).

Выбор методов сбора информации в значительной степени обусловлен теоретической ориентацией.

Патопсихологический анализ

Предмет изучения – нарушения познавательной деятельности ребенка: расстройства восприятия, памяти, мышления.

В специальной психологии патопсихологический анализ используется в изучении структуры познавательной деятельности умственно отсталых детей, позволяет решать задачи их отбора во вспомогательные школы.

Изучение нарушений психического развития с позиции патопсихологии имеет место в клинической направленности – причиной этих нарушений считается «дефект», который понимается в традиционнно дефектологическом и/или психиатрическом смысле.

Нейропсихологический анализ

Нейропсихологический метод исследования, построенный на принципе качественного анализа психических нарушений, позволяет раскрыть структуру интеллектуальной деятельности, недостатки развития мыслительных процессов и причины, их обуславливающие, а также содействовать установлению потенциальных возможностей человека.

Метод позволяет сопоставить нарушения с точки зрения первичности и вторичности их появления и описать системно-динамические перестройки психической деятельности в процессе онтогенеза с позиции ее мозгового обеспечения.

3.Методы профилактики

Психопрофилактика – система мероприятий по устранению факторов, вредно влияющих на психику человека, и использование факторов, оказывающих на психику положительное влияние.

Важная задача заключается и в ранней диагностике психических заболеваний, и их лечении на начальной стадии.

Различают первичную, вторичную и третичную психопрофилактику.

Первичная психопрофилактика должна начинаться в пренатальном периоде и сопутствовать всем этапам развития ребенка, обеспечивая условия наибольшего психологического комфорта для формирования его личности. Она позволяет предотвратить социальную депривацию, школьную дезадаптацию, семейные конфликты, личностные кризисы и способствует созданию благоприятной обстановки для развития психики ребенка, облегчает его воспитание и обучение.

Вторичная психопрофилактика состоит в раннем выявлении отклонений психического развития, контроле состояния ребенка и оказании ему срочной помощи. В этих целях проводится психодиагностика ребенка и семьи, а также начальная психокоррекционная работа с ребенком, предупреждение третичной психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализация. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка.

Третичная психопрофилактика направлена на предупреждение рецидивов нарушений развития. Как метод осуществляется в форме психологической поддержки ребенка и помощи семье в различных видах его обучения и социализация. При этой профилактике учитываются особенности личности ребенка.

4.Методы воздействия

Под психологическим воздействием понимается «изменения психологических характеристик личности, групповых норм, общественного мнения или настроение за счет использования психологических, социально-психологических закономерностей» (Кабаченко Т.С.)

При работе с ребенком или семьей, психологическое воздействие обретает характер взаимодействия, превращается в двусторонний процесс.

Психокоррекция – метод психологического воздействия на человека, направленный на те психологические механизмы его взаимодействия со средой, которые нарушают социальную адаптацию. В специальной психологии психокоррекция является основным методом воздействия.

Психокоррекция – способ совместной деятельности специалиста и ребенка по решению специфических задач, связанных с особенностями психического развития ребенка и его взаимодействия со средой.

Психокоррекция – система психологических мероприятий, направленных на исправление, ослабление или восполнение имеющихся недостатков психического развития детей.

Различают общую, частную и специальную психокоррекцию.

Общая психокоррекция подразумевает мероприятия, нормализирующие социальную микросреду ребенка, регулирующие его психофизическую или эмоциональную нагрузку в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями.

Частная психокоррекция представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий как средствами, применяемыми в психотерапии и психокоррекции взрослых, так и специально разработанными для детей и подростков.

Специальная психокоррекция – система мероприятий по воздействию на ребенка или группу детей одного возраста в целях формирования определённых психических функций и видов деятельности, исправления отдельных свойств личности.


Похожая информация.


…Важное значение для понимания аномального развития имеет принцип детерминизма. Он означает, во-первых, что все психические явления, как и психика в целом, понимаются как явления причинно обусловленные объективной действительностью, как отражение этой действительности; во-вторых, что все психические явления рассматриваются как обусловленные деятельностью мозга; в-третьих, данный принцип предполагает при изучении психических явлений обязательное установление причин, которые вызвали эти явления. Детерминизм в его философском понимании означает, что внешняя причина не определяет непосредственно реакции человека, а действует через внутренние условия.

Нельзя рассматривать детерминизм как однолинейную систему (причина – следствие). Такими (каузальными) связями детерминизм не ограничивается. Есть детерминанты, которые сами по себе не порождают событий, но влияют на них (катализаторы). В реальной психической жизни следствие возникает не сразу после причины, а через некоторое время. В результате причиной того или иного явления может оказаться ряд событий или факторов, каждое из которых само по себе не вызывает эффекта, но накопление их приводит к определенному следствию. Это так называемые кумулятивные причинно-следственные связи. Важно также, что для психического развития характерна гетерохронность. Поэтому одна и та же причина в отношении одних «составляющих» приводит к одним результатам, а в отношении других – к иным. Отсюда следует, что изучая закономерности развития психики аномального ребенка, необходимо учитывать:

– различные виды детерминант;

– их системность и изменяемость в процессе развития (соотношения между разными типами детерминант в процессе развития ребенка непостоянны и связаны с критическими и сензитивными периодами развития).

В учении об аномальном развитии показана причинная обусловленность изменения развития аномального ребенка. Детерминированность всех явлений, характеризующих аномальное развитие, связывается с различными патологическими факторами. Выявление этих факторов является одной из задач диагностики при определении затруднений в развитии и обучении ребенка.

Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта, объяснение того, продуктом какого изменения предшествующего развития является этот дефект. Этот принцип выражается в том, что все психические явления рассматриваются как постоянно количественно и качественно изменяющиеся и развивающиеся, а правильная характеристика любого психического явления возможна только в том случае, если одновременно выясняются характерные его особенности в данный момент, причины возникновения изменений и возможные перспективы последующих изменений. Таким образом, принцип развития ориентирует не на статическое описание дефекта, а на выяснение динамики его развития…

Принцип единства сознания и деятельности. Известно, что биологически унаследованные свойства составляют лишь одно из условий формирования психических функций. Для человека необходимо овладение миром предметов и явлений, созданных человечеством. Именно деятельность является условием возникновения, фактором формирования и объектом приложения сознания человека. Принцип единства сознания и деятельности означает, что сознание – это регулятор поведения и действий человека.

При изучении аномальных детей реализация принципа единства сознания и деятельности находит свое выражение в том, что деятельность аномального ребенка является одним из важных параметров оценки уровня его развития.

Благодаря применению этих принципов в специальной психологии осуществляется объективный подход к изучению психики аномальных детей.

Методологические основы и теоретические представления специальной психологии определяют общую методическую стратегию исследований в этой области знаний.

История создания теоретических основ специальной психологии и ее методологии тесно связана с именем выдающегося отечественного психолога Я. С. Выготского В 20-е гг. XX в. на основе создаваемой им теории развития высших психических функций.

Методологические основы специальной психологии, как и всей общей психологии, базируются на методологических принципах диалектического материализма. Наиболее важное значение для понимания аномального развития имеют три принципа: принцип детерминизма,принцип развития, принцип единства сознания и деятельности.

  • 1. Принцип детерминизма - это когда реальные природные и психические процессы детерминироеан-ны, т. е. возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определенных причин. Детерменизм - основополагающий принцип материализма. Детерминизм - это методологический принцип, согласно которому из факта, что в мире все взаимосвязано и обусловлено причиной, следует возможность познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и вероятностную природу. Означает также, что все психологические явления понимаются как явления причинно обусловленные объективной действительностью и являются отражением объективной действительности. Все психические явления" рассматриваются как обусловленные деятельностью мозга. Этот принцип предполагает при изучении психических явлений обязательное установление причин, которые вызвали эти явления.
  • 2. Принцип развития. Этот принцип выражается в том, что все психические явления рассматриваются как постоянно количественно и качественно развивающиеся. Правильная оценка психического состояния ребенка возможна при исследовании динамики его развития. С учётом зоны ближайшего развития.
  • 3. Принцип единства сознания и деятельности означает двустороннюю связь сознания и деятельности. С одной стороны, сознание человека, его психика формируются в деятельности, с другой стороны, деятельность является отражением уровня сознания человека. Только в деятельности можно установить особенности психических свойств, состояний, процессов. Этот принцип требует от дефектолога изучения психического развития аномального ребенка в процессе различной деятельности. Только в этом случае возможно формирование новых психических процессов, коррекцию нарушенных функций осуществлять в деятельности. Общие:
  • 1. Целенаправленность.
  • 2. Гуманистическая основа.
  • 3. Целостности и системности.
  • 4. Уважение + разумная требовательность.
  • 5. Опора наположительное.
  • 7. Сознательности и активности личности.

Спецефические:

  • 1 Единство профилактики,коррекции и развития.
  • 2. Единство диагностики и коррекции.
  • 3. Учёт индивид.и возрастных особенностей.
  • 4. Деятельностный.
  • 5. Комплесный подход в использов.методов и приёмов.
  • 6. Интеграция усилий ближайшего окружения.

В специальной психологии аккумулируются теоретические методы практической работы, необходимые для развития других областей психологии. Изучение психических особенностей разных категорий детей с грубыми аномалиями развития способствует пониманию закономерностей психического онтогенеза в норме. Помогая преодолевать тяжелые проблемы обучения и воспитания детей с грубыми аномалиями развития, специальная психология накопила средства разрешения трудностей обучения детей, не имеющих столь выраженных нарушений.

Методами научного исследования в специальной педагогике являются - наблюдение, эксперимент, беседа, анкетирование, тестирование, также используются методы изучения психолого-педагогической документации, продуктов деятельности ребенка и проективные методики. Для специальной педагогики особое значение имеет классификация методов коррекции разработанная Ю.К. Бабанским. Он выделяет три группы методов.

I группа - методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности. Данная группа методов включает в себя:

  • * словесные, наглядные и практические (передача и восприятие учебной информации - источник знаний);
  • * индуктивные и дедуктивные (интеллектуальная деятельность);
  • * репродуктивные и проблемно-поисковые (развитие мышления);
  • * самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

II группа - методы стимулирования и контроля.

III группа - методы контроля и самоконтроля.

Интерес представляет классификация методов обучения, предложенная В.А.Онищук. За основу классификации автор взял виды деятельности учителя и учащихся. Им выделены следующие методы обучения:

  • * коммуникативный;
  • * познавательный;
  • * преобразовательный;
  • * систематизирующий;
  • * контрольный. Особенности применения наглядных, словесных, практических методов с проблемными детьми.

По способу передачи информации выделяют три группы методов.

1. Наглядные методы, к которым относятся наблюдение и демонстрация.

Наблюдение - может быть кратковременное или длительное, постоянное или эпизодическое.

Существуют наглядные средства для демонстраци:

  • - средства предметной наглядности (реальные предметы или их копии);
  • - средства образной наглядности (иллюстрации, слайды, фильмы);
  • - условно-символические средства (формулы, символы, схемы).

При их применении следует помнить такие особенности детей, как замедленный темп восприятия, сужение объема восприятия, нарушение точности восприятия. Иллюстрации должны быть крупными, доступными, в реалистическом стиле.

В коррекционной работе с проблемными детьми применяется принцип обеспечения полисенсорной основы обучения, т. е. обучение строится с опорой на все органы чувств.

  • 2. Словесные методы:
    • - рассказ - это монолог педагога, содержащий учебную информацию;
    • - беседа - это диалог учителя и ученика;
    • - объяснение - это комментарий, в котором раскрываются скрытые от непосредственного восприятия существенные признаки, связи, отношения.

Рассказ должен быть лаконичным, четким, изложение материала требует эмоциональности и выразительности. В беседе важно четко формулировать вопросы, они должны быть понятны ребенку.

Дети с отклонениями в развитии испытывают трудности в восприятии и переработке вербальной информации, у большинства из них страдает речевое развитие, поэтому словесные методы следует сочетать с применением наглядных и практических.

  • 3. Практические методы:
    • - упражнения (устные и письменные);
    • - продуктивная деятельность;
    • - опытно-экспериментальная деятельность.
    • - элементы программированного обучения.

нейропсихологических исследованиях школы А. Р. Лурия. Этот принцип предполагает установление иерархии в нарушении психического развития, а также анализ каждой из структур психической деятельности ребенка (мотивации, ориентировки, исполнения и контроля за деятельностью).

Нарушения психических процессов могут быть затронуты в различных структурных звеньях и могут проявляться на различных этапах осуществления психической деятельности. Поэтому при психологическом изучении ребенка необходимо оценить не только какие психические процессы нарушены и почему, но и то, какие звенья структуры данной психической деятельности оказались неполноценными. Проводя такое исследование, важно выделить дефектное звено деятельности, а для того, чтобы лучше проследить, в чем именно состоят дефекты, мешающие выполнению того или иного задания и выделить причины, лежащие в основе затруднений, нужно, вводя изменения в задания, проследить как те условия, при которых выполнение задачи затрудняется, так и те, при которых наблюдаемые дефекты компенсируются. Такой структурно-динамический характер исследования обеспечивается нейропсихологическим подходом к анализу нарушения. Соблюдение принципа системы структурно-динамического изучения может обеспечить эффективность пси- холого-педагогического изучения в целом.

Принципиально важным при психологическом изучении аномального ребенка является вопрос о критериях оценки результатов исследования.

В советской психологии выдвинут принцип качественного анализа результатов обследования.

Этот принцип предполагает акцентирование внимания исследователя на анализе процесса выполнения задания и характера действий ребенка (процесс принятия решения, способы выполнения задания, типы и характер ошибок, отношение ребенка к своим ошибкам и замечаниям специалиста, проводящего исследование).

Качественный анализ позволяет выяснить, проявляется ли тот или иной дефект на элементарном уровне, или же он связан с нарушением более высокого уровня организации психической деятельности, а также показывает, является ли данный симптом первичным результатом нарушения в психическом развитии или вторичным следствием какого-либо первичного дефекта.

Принцип качественного анализа не противопоставляется количественной обработке данных, так как количественные показатели являются обязательным условием качественного анализа. Следует лишь отметить, что количественный анализ, применяемый в основном при тестировании, отражает преимущественно негативную структуру характеристики отклонений развития, не раскрывая внутренней структуры соотношения дефекта с сохранным фондом развития, что недостаточно информативно в плане прогноза психолого-педаго- гической коррекции и что восполняется качественным анализом. Применение качественного и количественного анализа следует понимать как составные части психодиагностической стратегии, в которой отдельно полученные данные о качественной или о количественной оценке выполнения заданий, представляют лишь один тип информации, а ценность ее зависит от того, как она включена в контекст данных, отражающих обе стороны изучаемого процесса. Таким образом, обе оценки могут удачно дополнить друг друга, что позволит использовать общий результат для решения задач исследования и коррекции дефектов.

Методы изучения аномальных детей

Психолог, работающий с аномальными детьми и подходящий к ним с диагностической задачей, не знает, какая сторона психического развития и психической деятельности аномального ребенка станет центральной в исследовании. Прежде всего необходимо

С. Н. Шаховская, Р. Лалаева. «Логопатопсихология: учебное пособие»

сориентироваться в особенностях развития ребенка, выделить изменения в его развитии и затем тщательно их проанализировать. Для ориентации психолог часто имеет ограниченное количество времени, особенно в условиях медико-педагогических комиссий. Безусловно, ориентация психолога определяется многими факторами. Большое значение в этом имеет изучение данных, полученных другими специалистами, проводящими обследование, однако непосредственное изучение многих сторон психического развития ребенка психологом необходимо, и при этом нужно учесть, что при превышении общего времени работы с ребенком разными специалистами исследование может стать невозможным вследствие довольно быстрой истощаемости и снижения работоспособности ребенка. В связи с этим методы экспериментально-психологического изучения аномальных детей должны отвечать тем специфическим задачам, на решение которых они направлены, а содержание исследования ограничено определенными рамками.

Методы изучения аномальных детей разнообразны и в основном совпадают с методами изучения детей с нормальным развитием, однако имеют свою специфику.

1. Изучение документации ребенка. Задача изучения документации – сбор анамнестических данных и составление представления об истоках аномального развития. В комплексном изучении ребенка каждый из специалистов должен уметь «читать» документацию своих коллег и черпать из нее те сведения, которые необходимы ему для составления полной картины истории развития ребенка. Для психологического изучения ребенка такие сведения можно получить из выписки из истории развития ребенка, которая должна содержать заключения:

педиатра об общем состоянии ребенка;

психоневролога с обоснованным медицинским диагнозом и характеристикой умственного развития;

отоларинголога с характеристикой состояния уха, горла, носа и органов, принимающих участие в артикуляции речи (с данными о восприятии разговорной и шепотной речи данными аудиограммы);

офтальмолога с характеристикой органа зрения и развернутым диагнозом;

– врача-ортопеда (для детей с нарушением функции опорно-двигательного аппарата). Материалы такой подробной выписки сориентируют психолога и сформируют исход-

ные предпосылки для выделения направления исследования психических функций. Важным документом является педагогическая характеристика ребенка, отражающая

данные о продолжительности его обучения и воспитания в школе и детском саду, подробный анализ успеваемости, поведения, мероприятия, проведенные в целях повышения успеваемости (индивидуальная помощь, лечение и т. д.). Эти данные окажутся полезными при исследовании обучаемости аномальных детей и прогнозировании темпов их развития. Можно использовать также и другие документы: личное дело ребенка, историю его семьи и т. д.

Метод изучения документации ориентирует специалиста, проводящего обследование, в организации обследования аномальных детей.

2. Изучение продуктов деятельности аномальных детей. Этот метод широко при-

меняется на практике. Анализируя конечный результат (детские рисунки, поделки, учебные работы: диктанты, упражнения, решение задач и т. д.), можно понять особенности работы ребенка. Анализ продуктов детского творчества и учебной деятельности (тетради) позволяет судить о таких его качествах, как, например, воображение ребенка, сформированность у него зрительных представлений, развитие мелкой моторики рук, степень сформированности навыков учебной деятельности и др. В продуктах деятельности аномальных детей очень часто отражается их отношение к действительности, природе, отражается уровень развития умственных, сенсорных и моторных навыков, а зачастую и отношение к своему дефекту.

С. Н. Шаховская, Р. Лалаева. «Логопатопсихология: учебное пособие»

Особенно большое значение имеет изучение школьных работ при отборе детей во вспомогательные школы.

Для правильной оценки достижений ребенка необходимо знать:

психологические механизмы получения того или иного результата, условия, в которых он получен;

особенности развития данного навыка в процессе обучения;

типичные затруднения в усвоении школьных знаний для разных групп учеников, в том числе «трудных» и отстающих;

методы, позволяющие обнаружить подлинные причины затруднений на каждом из этапов обучения.

Как правило, продукты деятельности аномальных детей по сравнению с нормой имеют типичные особенности. Рисунки и поделки их часто специфичны как по технике исполнения, так и по содержанию, а учебные работы изобилуют специфическими ошибками. Изучая эти работы, необходимо выделить особенности творчества, трудовой и учебной деятельности, характерные для разных групп аномальных детей. Это будет способствовать в дальнейшем правильной диагностике.

3. Метод наблюдения. Наблюдение позволит судить о состоянии тех или иных пси-

хических функций в процессе спонтанной деятельности ребенка при минимальном вмешательстве со стороны наблюдающего. Наблюдение должно обеспечивать естественность психических проявлений ребенка, но при этом быть целенаправленным. При наблюдении необходимо четко фиксировать его результаты. Степень активности исследователя во время наблюдения может быть различной: от пассивного без всякого вмешательства в деятельность ребенка до наблюдения в процессе систематизированных занятий. Научное наблюдение отличается тем, что сбор фактов определяется задачей исследования и направлен на раскрытие той закономерности, которая изучается исследователем. Ценность различных видов наблюдения неодинакова: пассивное наблюдение дает сведения о естественном поведении ребенка, в это время исследователь видит ребенка как целостную личность, может зафиксировать особенности взаимоотношений его с детским коллективом и педагогами. Некоторые недостатки этого метода ограничивают сферу его применения. К ним относятся: выжидательная позиция исследователя, отсутствие возможности повторного наблюдения, описательная форма фиксации наблюдений, необходимость длительного времени для получения достоверных сведений.

Активное наблюдение (наблюдение в процессе систематизированных занятий) широко применяется в советской и зарубежной психологии и педагогике и представляет собой одну из модификаций метода эксперимента, а именно: психолого-педагогического эксперимента, разработанного А. Ф. Лазурским (1918).

Этот вид наблюдения при психологическом изучении предполагает целенаправленное изучение реакций ребенка при выполнении заданий, относящихся к тем видам деятельности, которые имеют непосредственное отношение к развитию и обучению ребенка. Данный вид наблюдения (эксперимента) совмещает изучение ребенка с его обучением и воспитанием. Результаты такого наблюдения позволяют разработать целенаправленную программу обучения ребенка, определить темп дальнейшего развития, «зону ближайшего развития». Ценность этого метода состоит в том, что исследователь в течение относительно короткого промежутка времени может изучить особенности и возможности развития ребенка, создавая специальные условия для такого изучения.

Наиболее важными видами наблюдения при психологическом изучении ребенка являются наблюдение за игрой, поведением, общением и состоянием работоспособности. Наблюдение за игрой аномальных детей как метод изучения может быть применено в различных целях. Наличие игрового материала создает непринужденную обстановку, помогает

С. Н. Шаховская, Р. Лалаева. «Логопатопсихология: учебное пособие»

установить контакт с ребенком, включить его в деятельность, представляющую для него интерес, проанализировать возможности понимания речи. Начиная обследование с наблюдения за игрой ребенка, можно, расположив его к себе и ситуации, постепенно и незаметно перейти к экспериментальным заданиям. Таким образом, применение метода наблюдения за игрой ребенка подготавливает возможность использования метода эксперимента.

4. Метод беседы. Беседа – метод сбора фактов о психических явлениях в процессе личного общения по специально составленной программе. При изучении аномальных детей метод беседы используется в 2-х направлениях: беседа с родителями (учителями, воспитателями) с целью сбора анамнестических данных и беседа с ребенком с целью установления контакта с ним и составления общего представления о его развитии. Метод беседы используется для определения ориентировки ребенка в окружающем пространстве и времени (круг представлений, возможность обобщений), особенностей и мотивов поведения ребенка, отношения к семье и школе, причин затруднений в учебе, склонностей, интересов, отношения к своему дефекту, т. е. беседа дает некоторое представление об уровне познавательной деятельности и свойствах личности. Содержание беседы варьируется в зависимости от жалоб родителей и ребенка, возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. При изучении особенностей психического развития аномальных детей метод беседы используется чаще всего как исходный этап для первичного знакомства, либо как один из вспомогательных методов при изучении особенностей развития личности аномального ребенка. От умения правильно построить беседу зависит установление контакта с ребенком, что подготавливает проведение обследования при помощи специальных заданий.

Программа беседы с аномальным ребенком должна строиться с учетом особенностей приема и переработки информации аномальными детьми, а также с учетом возможных проявлений речевого негативизма, встречающегося часто у детей с тяжелой речевой патологией. Беседа должна носить неформальный доверительный характер, способствующий возникновению эмоционально-положительного контакта психолога и ребенка. Это важно потому, что многие аномальные дети накопили негативный опыт общения со взрослыми. Применение методов наблюдения и беседы подготавливает возможность использования метода эксперимента.

5. Метод эксперимента. Метод эксперимента предполагает сбор фактов в специально смоделированных условиях, обеспечивающих активное проявление изучаемых явлений. Он может быть применен для изучения различных видов деятельности детей, выявления особенностей развития их личности и возможностей обучения.

Моделирование заключается в том, что экспериментатор организует выполнение изучаемых действий в непривычных для ребенка, несколько искусственных условиях.

Общим моментом при проведении всех экспериментов является то, что ребенку предлагается по определенной инструкции выполнить задание, представляющее собой модель обычной интеллектуальной или какой-либо другой деятельности.

В экспериментах, которые проводятся с аномальными детьми, есть своя специфика. Прежде всего она состоит в том, что содержание заданий должно быть доступно и интересно ребенку. Кроме того, сама подача модели должна идти особым образом. В большинстве случаев задание предлагается в игровой форме; это касается детей как дошкольного, так и школьного возраста. При работе с детьми школьного возраста применяется подача экспериментального материала в форме учебного задания, но в таких случаях мотивировка задания может быть изменена. Например, при необходимости изучить особенности опосредования зрительных образов предлагается задание «пиктограмма» с мотивировкой проверить память с помощью рисунков и т. д.

Таким образом, моделируемый психический акт или процесс должен быть претворен в эксперименте в иначе мотивированное, простое, доступное осмыслению аномального

Просмотров