Первый человек вышедший в космическое пространство. Первый в космосе. Алексей Архипович Леонов. Шли по краю смертельного слоя радиации

В марте 1965 года состоялся полет космического корабля «Восход-2». Перед экипажем в составе космонавтов П. И. Беляева и А. А. Леонова стояла непростая, но очень ответственная задача - осуществить первый в истории выход человека в открытый космос.

Непосредственное осуществление эксперимента выпало на долю и 18 марта он благополучно с ней справился. Космонавт вышел в открытый космос, удалился от корабля на 5 метров и провел за его пределами в общей сложности 12 минут и 9 секунд.

Полет «Восхода» не обошелся без внештатных ситуаций и курьезных случаев. Трудно описать, сколько душевных и физических сил пришлось затратить людям, которые готовили этот грандиозный эксперимент - выход человека в открытый космос. Интересные факты и малоизвестные детали полета и его подготовки стали основой этой статьи.

Идея

Мысль о том, что выход человека в открытый космос возможен, появилась у Королева еще в 1963 году. Конструктор предположил, что в скором времени такой опыт будет не только желателен, но и совершенно необходим. Он оказался прав. В последующие десятилетия космонавтика стремительно развивалась. К примеру, поддержание нормальной работы МКС вообще оказалось бы невозможным без проведения наружных монтажных и ремонтных работ, что лишний раз доказывает, как необходим был первый выход человека в открытый космос. Год 1964-й стал началом официальной подготовки к этому эксперименту.

Но тогда, в 1964 году, для того чтобы осуществить столь дерзкий проект, необходимо было серьезно продумать конструкцию корабля. В результате за основу был взят хорошо показавший себя «Восход-1». Один из его иллюминаторов заменили выходным шлюзом, а также сократили количество экипажа с трех человек до двух. Сама шлюзовая камера была надувной и располагалась снаружи корабля. После завершения эксперимента, перед посадкой, она должна была сама отделиться от корпуса. Так появился космический корабль «Восход-2».

Была и другая, более серьезная проблема. Столь опасный эксперимент необходимо было сначала отработать на животных. Однако от этого отказались, посчитав, что разработка специального скафандра для животного - дело слишком хлопотное и затратное. К тому же он не дал бы ответ на самый главный вопрос: как будет вести себя человек в открытом космосе? Было принято решение проводить эксперименты сразу на людях.

Сегодня космонавты способны покидать корабль на несколько часов и проводить в открытом космосе очень сложные манипуляции. Но в 60-е годы это казалось совершенной фантастикой или даже самоубийством.

Экипаж

Изначально в группе космонавтов, готовящихся к полету, состояли Леонов, Горбатко и Хрунов. Беляев был на грани отчисления из отряда космонавтов по состоянию здоровья, и лишь по настоянию Гагарина его включили в группу подготовки к полету.

В результате сформировались два экипажа: основной - Беляев, Леонов - и дублирующий - Горбатко, Хрунов. К экипажам этой экспедиции предъявлялись особенные требования. Команда должна была работать как одно целое, а космонавты - быть совместимы друг с другом с точки зрения психологии.

Результаты тестов показали, что Беляев обладает большой выдержкой и хладнокровием, способен не потерять голову в любой ситуации, а Леонов, наоборот, порывист, импульсивен, но при этом необычайно храбр и отважен. Эти два человека, столь различные по характеру, могли прекрасно работать в паре, что являлось необходимым условием для того, чтобы осуществить первый выход человека в открытый космос.

Тренировки

Первые три месяца космонавты занимались изучением конструкции и устройств нового корабля, затем последовали длительные тренировки в условиях невесомости. Для этого требовался маневренный самолет и очень опытный пилот, который мог с уверенностью выполнять За часовой полет самолет был способен имитировать невесомость в общей сложности около 2 минут. Именно за это время космонавтам нужно было успеть отработать всю намеченную программу.

Изначально летали на спарках МИГ, но привязанные ремнями космонавты были лишены возможности двигаться. Было принято решение взять более просторный Ту-104ЛЛ. Внутри самолета был установлен макет части космического корабля со шлюзовой камерой, на этом импровизированном тренажере и проходили основные тренировки.

Неудобные скафандры

Сегодня в музее космонавтики можно увидеть тот самый скафандр, в котором Леонов осуществил выход человека в открытый космос. Фото улыбающегося космонавта в шлеме с надписью «СССР» облетело все газеты мира, но никто не мог предположить, скольких усилий стоила эта улыбка.

Специально для «Восхода-2» были разработаны особые скафандры, которые носили грозное название «Беркут». Они имели дополнительную герметичную оболочку, а за спиной космонавта помещался ранец с Для лучшего светоотражения изменили даже цвет скафандров: вместо традиционного оранжевого использовали белый. Общий вес «Беркута» составлял около 100 кг.

Все тренировки проходили уже в скафандрах, система обеспечения которых оставляла желать лучшего. Подача воздуха производилась крайне слабо, а значит, при самом малейшем движении космонавт сразу же покрывался испариной от напряжения.

Помимо этого скафандры были очень неудобными. Они являлись настолько плотными, что для того чтобы сжать руку в кулак, требовалось приложить усилие почти в 25 килограмм. Чтобы суметь проделать в такой одежде какое-либо движение, его надо было постоянно тренировать. Работа шла на износ, но космонавты упорно шли к заветной цели - сделать возможным выход человека в открытый космос. Леонов, кстати, считался самым сильным и выносливым в группе, что во многом предопределило его главную роль в эксперименте.

Показательный спектакль

В разгар тренировок в Москву прилетел большой друг СССР Шарль де Голль, и Хрущев решил похвастаться перед ним успехами советской космонавтики. Он решил показать французу, как космонавты отрабатывают выход человека в открытый космос. Сразу стало понятно, что в реальный полет отправят именно тот экипаж, который будет участвовать в этом «представлении». По приказу Гагарина в этот ответственный момент Хрунова заменяют Беляевым. По воспоминаниям Хрунова, он не понял мотивов этой замены и надолго сохранил обиду на Гагарина за этот необъяснимый поступок.

Позже Гагарин объяснил Хрунову свою позицию, он считал, что необходимо было дать Беляеву последний шанс слетать в космос. Молодой Хрунов мог это сделать впоследствии еще неоднократно, к тому же Беляев лучше подходил Леонову с психологической точки зрения.

Неприятность перед стартом

За день до старта случилась большая неприятность. Из-за халатности солдата охраны вывешенный из корабля для проверки герметичности надувной шлюз неожиданно упал и порвался. Запасного не было, а потому было принято решение воспользоваться тем самым, на котором долгое время тренировались космонавты. Этот инцидент мог бы оказаться роковым, но, к счастью, все обошлось, многократно использованный шлюз выдержал, и первый выход человека в открытый космос успешно состоялся.

Выход в космос

По поводу поведения человека в открытом космосе существовало Недоброжелатели утверждали, что космонавт, ступивший за пределы космического корабля, тут же приварится к нему, будет лишен возможности двигаться или же вовсе Очень трудно представить себе, чем еще может обернуться выход человека в открытый космос. 1965 год легко мог стать годом грандиозного провала Однако подтвердить или опровергнуть эти пессимистические теории могла только практика.

К тому же в то время еще не было разработано никаких спасательных систем. Единственное, что было сделано для космонавтов, - это разрешение в случае чего просто открыть люк и выставить из него руку.

Когда корабль вышел на заданную орбиту, Леонов начал готовиться к выходу. Все шло по плану, когда наступил час икс, космонавт мягко оттолкнулся и выплыл из шлюза в открытый космос.

Самые страшные прогнозы скептиков не сбылись, и космонавт чувствовал себя вполне прилично. Он выполнил всю предписанную программу, и пришла пора возвращаться на корабль. С этим возникли некоторые проблемы. Раздувшийся в невесомости скафандр не давал Леонову войти в шлюз. Тогда он, не советуясь ни с кем, самостоятельно понизил давление в скафандре и ринулся в шлюз головой вперед, а не наоборот, как было запланировано. Первый выход человека в открытый космос был завершен, и Алексей Леонов навсегда вписал свое имя в историю космонавтики.

ЧП на спуске

«Восход-2» имел множество недоработок, и после успешного завершения программы полета произошло ЧП. При отстреле выходного шлюза залепились датчики солнечно-звездной ориентации. Когда корабль совершал свой 16-й виток вокруг Земли, из ЦУПа поступило указание снижаться. Но корабль продолжал лететь, как ни в чем не бывало. Когда он пошел на 17-й виток, стало ясно, что система автоматической ориентации не сработала, и экипажу пришлось перейти на ручное управление. Полет, главной задачей которого был выход человека в открытый космос, мог закончиться катастрофой.

Ценой невероятных усилий Беляев и Леонов восстановили контроль над кораблем, но все же опоздали с выключением двигателей почти на минуту. В результате запланированное место посадки осталось далеко позади и спусковой аппарат приземлился в глухих пермских лесах.

Спасательная операция

Космонавты оставались в зимнем лесу долгих двое суток. Правда, один вертолет все же попытался сбросить им теплую одежду, но промахнулся, и сверток затерялся в сугробах.

Вертолет не мог приземлиться в глубокий снег среди деревьев, а у космонавтов не было необходимого оборудования ни для того, чтобы спилить деревья, ни для того, чтобы залить снег водой и сделать импровизированную ледяную посадочную площадку. В конечном итоге спасательная группа пешком добралась до замерзших космонавтов и смогла вывести их из лесной чащи.

Несмотря на все трудности подготовки и неприятные происшествия в процессе полета, Беляев и Леонов справились со своей основной задачей - осуществили выход человека в открытый космос. Дата этого события стала одной из самых знаменательных вех в истории советской космонавтики.

50 лет назад Алексей Леонов первым в истории вышел в безвоздушное пространство.

Полвека назад, 18 марта 1965 года, советский космонавт Алексей Леонов совершил первый в истории выход человека в открытый космос.

Эксперимент был запланирован в рамках экспедиции корабля "Восход-2", стартовавшего в тот же четверг с космодрома Байконур в Казахской ССР. Экипаж корабля составили командир Павел Беляев и пилот Алексей Леонов. По случаю годовщины "360 Подмосковье" подготовил пять интересных фактов об этом знаменательном событии.

Слишком много радиации

Еще во время выхода космического корабля (КК) на орбиту начались проблемы. Дело в том, что "Восход-2" из-за технической ошибки отдалился от Земли на 495 километров вместо 350 километров, как было запланировано. При этом радиационный слой, губительный для человека, находится от Планеты на расстоянии 500 километров.

Доза полученной космонавтами радиации составила 70 миллиардов рад, что почти в два раза выше, чем во время экспедиции КК "Восход-1". Если бы в этот момент рядом с Землей прошли потоки солнечного ветра повышенной интенсивности, космонавты могли бы погибнуть.

Главное, чтобы костюмчик сидел

Для выхода в безвоздушное пространство сотрудники ОКБ-1 разработали скафандр "Беркут", который в отличие от современных внекорабельных костюмов не позволял регенерировать выдыхаемый космонавтом воздух. В "Беркуте", предназначенном для 30-минутного пребывания в открытом космосе, Алексей Леонов пять раз отдалился от КК "Восход-2" на расстояние до 5,35 метров.

Однако когда космонавт захотел вернуться в шлюзовую камеру, он понял, что из-за разницы давления скафандр раздуло. Леонову пришлось, рискуя жизнью, снизить давление внутри "Беркута" и, нарушив правила безопасности, пробраться в шлюз вперед головой. В результате космонавту все же удалось вернуться на космический корабль.

Видеонаблюдение

В безвоздушном пространстве Леонов провел 23 минуты и 41 секунду. За историческим событием наблюдали видеокамеры, установленные на внешней поверхности КК "Восход-2". Изображение с них передавалось на Землю, кроме того, видеосъемку вел и сам космонавт с помощью камеры С-97.

Грубая посадка

Во время возвращения КК на Планету 19 марта отказала система автоматической посадки корабля, поэтому приземлять "Восход-2" космонавтам пришлось вручную. Посадка была осуществлена в незапланированном месте – в тайге, в 180 километрах от Перми. Обнаружены Павел Беляев и Алексей Леонов были лишь четыре часа спустя, а эвакуировать героев удалось лишь через двое суток, причем, чтобы добраться до посадочной площадки вертолета, космонавтам пришлось использовать лыжи.

Космическая гонка

Отечественным космонавтам удалось обогнать американских астронавтов и в этом контрольном пункте космической гонки. Представитель США Эдвард Уайт осуществил первый выход в открытый космос лишь 3 июня 1965 года. Видимо, из-за этого на советских почтовых марках, посвященных подвигу Павла Беляева и Алексея Леонова, была напечатана фраза "Триумф страны советов".

С первого выхода человека в открытый космос было совершено 729 прогулок по безвоздушному космическому пространству общей продолжительностью более четырех тысяч часов. Советский космонавт Светлана Савицкая вышла за пределы своего космического корабля 25 июля 1984 года, став первой женщиной оказавшейся в открытом космосе. Всего в безвоздушном пространстве побывали 210 человек. Рекордсменом по числу выходов в открытый космос является Анатолий Соловьев – их у него 16 общей длительностью более 78 часов.

Алексей Леонов - имя, которое говорит само за себя. Первый человек, вышедший в открытый космос! Его именем назван кратер на Луне, аэропорт в Кемерово, улица в Перми и школа в городе Гагарин.

Дважды герой Советского союза, человек-легенда. Казалось, мы знаем о нем и его жизни все! Но есть другой Леонов и другая жизнь…

В нашем фильме мы нашли человека, который занимался спасением Леонова, когда он приземлился в глухой тайге, за две тысячи километров от нужной точки! А еще Леонов впервые рассказал о том, что с ним консультировались продюсеры голливудского фильма «Гравитация». Ведь он как никто знает о том, чем могут грозить внештатные ситуации в космосе. Сколько он их сам пережил!

С работой Леонова связано много мифов. Мы покажем хронику выхода Леонова в космос. Диктор восторженным голосом говорит о подвиге советского космонавта. Следующий выпуск новостей - Леонова с командиром корабля Беляевым уже встречают как героев в Москве. Но что осталось за кадром? Оказывается, Леонов чуть не погиб во время того полета!

Космонавт расскажет, что его скафандр так раздулся, что он не смог войти в шлюз корабля. Тогда он, вопреки всем инструкциям, стравил давление в скафандре и втянул себя в люк не ногами, а головой вперед. Дальше - больше. Корабль потерял автоматическую ориентацию. Космонавтам пришлось сажать корабль дальше точки приземления - за 2000 километров! Леонов вспомнит, как они пытались согреться у костра в глухой пермской тайге, без теплой одежды и еды.

Леонов еще не раз был на волосок от смерти! Так, в 1969 году Леонов был в кортеже Леонида Брежнева - все ехали в Кремль на прием в честь космонавтов. В этот же день на Брежнева было совершено покушение. Самого генсека не затронуло, но был убит водитель, с которым рядом сидел Леонов. Пуля пролетела всего в 20 сантиметрах от космонавта! «Меня спасло разве что чудо» - говорит Леонов.

Вместе с Леоновым мы съездили в городок Киржач - место, где погиб Гагарин. Мы побывали на научно-производственном предприятии «Звезда», где его инженеры показали нам такой же шлюз корабля, в который не мог войти Леонов, и такую же капсулу, в которой он спускался на землю.

Также мы увидим живопись космонавта! Картины Леонов пишет уже более полувека!

В фильме принимают участие:

Алексей Леонов - космонавт, дважды Герой СССР;

Иосиф Кобзон - певец, народный артист СССР;

Виктор Горбатко - космонавт, дважды Герой СССР;

Виктор Благов - главный специалист по управлению космическими полетами;

Борис Михайлов - начальник испытательного отдела НПП «Звезда»;

Виктор Наумкин - летчик поисково-спасательной службы;

Наталья Королева - дочь Сергея Королева;

Анатолий Гущин - актер;

Юрий Лончаков - начальник Центра подготовки космонавтов;

При подготовке к полету Беляев и Леонов отрабатывали все действия и возможные аварийные ситуации при выходе в открытый космос во время наземных тренировок, а также в условиях кратковременной невесомости на борту летящего по параболической траектории самолета.

18 марта 1965 года в 10 часов по московскому времени космический корабль "Восход-2" с космонавтами Павлом Беляевым и Алексеем Леоновым успешно стартовал с космодрома Байконур. Сразу же после подъема на орбиту, уже в конце первого витка, экипаж стал готовиться к выходу Леонова в открытый космос. Беляев помог Леонову надеть на спину ранец индивидуальной системы жизнеобеспечения с запасом кислорода.

Управление шлюзованием осуществлял командир корабля Беляев с пульта, установленного в кабине. При необходимости управление основными операциями шлюзования могло осуществляться Леоновым с пульта, установленного в шлюзовой камере.

Беляев наполнил шлюзовую камеру воздухом, и открыл люк, соединяющий кабину корабля со шлюзовой камерой. Леонов "вплыл" в шлюзовую камеру, командир корабля, закрыв люк в камеру, начал ее разгерметизацию.

В 11 часов 28 минут 13 секунд в начале второго витка была произведена полная разгерметизация шлюзовой камеры корабля. В 11 часов 32 минуты 54 секунды открылся люк шлюзовой камеры, а в 11 часов 34 минуты 51 секунду Леонов вышел из шлюзовой камеры в космическое пространство. Космонавта с кораблем связывал фал длиной 5,35 метра, в составе которого был стальной трос и электрические провода для передачи на борт корабля данных медицинских наблюдений и технических измерений, а также осуществления телефонной связи с командиром корабля.

В открытом космосе Леонов стал проводить предусмотренные программой наблюдения и эксперименты . Он совершил пять отходов и подходов от шлюзовой камеры, причем самый первый отход был сделан на минимальное расстояние — один метр — для ориентации в новых условиях, а остальные на полную длину фала. Все это время в скафандре поддерживалась "комнатная" температура, а его наружная поверхность разогревалась на солнце до +60°С и охлаждалась в тени до —100°С. Павел Беляев с помощью телекамеры и телеметрии следил за работой Леонова и был готов, если это потребуется, оказать необходимую ему помощь.

После выполнения ряда экспериментов Алексею Леонову поступила команда возвращаться, но сделать это оказалось непросто. Из-за разности давлений в космосе скафандр сильно раздулся, потерял свою гибкость, и Леонов не мог втиснуться в люк шлюза. Он сделал несколько безрезультатных попыток. Запас кислорода в скафандре был рассчитан всего на 20 минут, которые заканчивались. Тогда космонавт сбросил давление в скафандре до аварийного. Если бы к этому времени у него не произошло вымывание азота из крови, то он бы закипел и Леонов погиб. Скафандр уменьшился, и вопреки инструкции, предписывающей заходить в шлюз ногами, он протиснулся в него головой вперед. Закрыв внешний люк, Леонов стал разворачиваться, так как входить в корабль все равно нужно было ногами из-за того, что крышка, открывающаяся внутрь, съедала 30 % объема кабины. Разворачиваться было сложно, так как внутренний диаметр шлюза — один метр, а ширина скафандра в плечах — 68 сантиметров. С большим трудом Леонову удалось это сделать, и он смог войти в корабль ногами, как положено.

Алексей Леонов в 11 часов 47 минут вошел в шлюзовую камеру корабля. А в 11 часов 51 минуту 54 секунды, после того как был закрыт люк, начался наддув шлюзовой камеры. Таким образом, летчик-космонавт находился вне корабля в условиях космического пространства 23 минуты 41 секунду. По положениям Международного спортивного кодекса чистое время пребывания человека в открытом космосе исчисляется с момента появления его из шлюзовой камеры (от обреза выходного люка корабля) до входа обратно в камеру. Поэтому время нахождения Алексея Леонова в открытом космическом пространстве вне космического корабля считается равным 12 минут 09 секунд.

С помощью бортовой телевизионной системы процесс выхода Алексея Леонова в космическое пространство, его работа вне корабля и возвращение в корабль передавались на Землю и наблюдались сетью наземных пунктов.

После возвращения в кабину Леонова космонавты продолжили выполнять эксперименты, запланированные программой полета.

В полете было еще несколько нештатных ситуаций, которые, к счастью, не привели к трагедии. Одна из таких ситуаций возникла при возвращении: не сработала система автоматической ориентации на Солнце, и поэтому не включилась вовремя тормозная двигательная установка. Космонавты должны были осуществить посадку в автоматическом режиме на семнадцатом витке, но из-за отказа автоматики, вызванного "отстреливанием" шлюзовой камеры, пришлось уйти на следующий, восемнадцатый виток и садиться с использованием ручной системы управления. Это была первая посадка в ручном режиме, и при ее осуществлении обнаружилось, что с рабочего кресла космонавта невозможно заглянуть в иллюминатор и оценить положение корабля по отношению к Земле. Начинать же торможение можно было только сидя в кресле в пристегнутом состоянии. Из-за этой нештатной ситуации была потеряна необходимая при спуске точность. В результате приземлились космонавты 19 марта далеко от расчетной точки посадки, в глухой тайге, в 180 километрах северо-западнее Перми.

Нашли их не сразу, посадке вертолетов помешали высокие деревья. Поэтому ночь космонавтам пришлось провести около костра, используя для утепления парашюты и скафандры. На следующий день в мелколесье, в нескольких километрах от места приземления экипажа, спустился десант спасателей для расчистки площадки для небольшого вертолета. Группа спасателей на лыжах добралась до космонавтов. Спасатели построили бревенчатую избушку-шалаш, где оборудовали спальные места для ночлега. 21 марта площадка для приема вертолета была подготовлена, и в тот же день на борту Ми-4 космонавты прибыли в Пермь, откуда и сделали официальный доклад о завершении полета.

20 октября 1965 года Международная авиационная федерация (ФАИ) утвердила мировой рекорд продолжительности пребывания человека в космическом пространстве вне космического корабля 12 минут 09 секунд, и абсолютный рекорд максимальной высоты полета над поверхностью Земли космического корабля "Восход-2" — 497,7 километра. ФАИ присудила Алексею Леонову высшую награду — Золотую медаль "Космос" за первый в истории человечества выход в открытое космическое пространство, лётчику-космонавту СССР Павлу Беляеву были вручены диплом и медаль ФАИ.

Первый выход в открытый космос советские космонавты провели на 2,5 месяца раньше американцев. Первым американцем побывавшем в космосе был Эдвард Уайт, выполнивший выход в открытый космос 3 июня 1965 года, во время его полёта на корабле "Джемини-4" (Gemini-4). Продолжительность пребывания в открытом космосе составила 22 минуты.

За прошедшие годы круг задач решаемых космонавтами за бортом космических кораблей и станций значительно увеличился . Постоянно проводилась и проводится модернизация скафандров. Как следствие — многократно возросла продолжительность пребывания человека в космическом вакууме за один выход. Выход в открытый космос сегодня — обязательная часть программы всех экспедиций на Международную космическую станцию. Во время выходов проводятся научные исследования, ремонтные работы, установка нового оборудования на внешнюю поверхность станции, запуск малых спутников и многое другое.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

В прошлом году отмечалась знаменательная дата - полувековой юбилей со дня первого выхода землянина в открытый Космос. Сегодня любой школьник назовет имя этого человека - советский космонавт №11, ныне генерал-майор, дважды Герой Советского Союза Алексей Архипович Леонов, совершивший свой подвиг 18 марта 1965 года. Несмотря на то, что это событие носило в значительной степени политическую окраску – две державы СССР и США боролись за лидерство в космических достижениях, значение его трудно переоценить.

Кто первый от имени СССР вышел в открытый Космос

Сегодня, когда туристические полеты на околоземную орбиту становятся обыденным явлением, вокруг Земли постоянно вращается обитаемая космическая станция с интернациональным экипажем, трудно представить сколько усилий потребовалось учеными, инженерам и простым рабочим, чтобы первого пребывания человека в открытом космическом пространстве.

Для полета экипажа в составе командира П. И. Беляева и дублирующего пилота, инженера - космонавта А. А. Леонова была подготовлена двухместная реплика космического корабля серии «Восход», которая не только значительно отличалась от гагаринского «Востока - 1», но и имела большие конструктивные изменения по сравнению с трехместным «Восходом - 1». Специально для выхода и пребывания в открытом Космосе в конструкции корабля была предусмотрена надувная камера - шлюз «Волга», а экипировка космонавтов состояла из принципиально нового скафандра «Беркут». По плану выход
А. А. Леонова за пределы «Восхода - 2» должен был состояться на втором витке орбитального полета.

Старт ракетоносителя произошел в запланированное время с космодрома «Байконур». Пролетая над Сахарой, инженер-космонавт стал готовиться к выходу из корабля. Намного позже Алексей Леонов то ли с иронией, то ли с усмешкой вспоминал все перипетии этого события.

Для того чтобы космонавт не улетел от космического корабля, став самостоятельным спутником Земли, система страховки была выполнена в виде пристегивающегося фала, прочность которого неоднократно проверялась в земных условиях. Но то ли по обычной русской безалаберности, то ли из-за волнения Алексей Архипович забыл пристегнуть фал к страховочной скобе «Восхода - 2», и лишь только дополнительная проверка, проведенная Павлом Беляевым, позволила заметить эту погрешность, которая могла вызвать – вплоть до утери космонавта.

Второй недостаток проявился в несоответствии жесткости скафандра настоящему космическому вакууму. Несмотря на многократные проверки на Земле, при возвращении внутрь корабля «одеяние» космонавта «надулось» сверх нормы, и при пролезании через люк А. Леонов вынужден был понижать давление внутри «Беркута» ниже положенного значения.

Просмотров