Полный пересказ война и мир по главам. Основное повествование ведется о

Первый том романа «Война и мир» описывает события 1805 года. В нем Толстой задает систему координат всего произведения через противопоставление военной и мирной жизни. Первая часть тома включает описания жизни героев в Москве, Петербурге и Лысых Горах. Вторая – военные действия в Австрии и Шенграбенское сражение. Третья часть разделена на «мирные» и, следующие за ними, «военные» главы, завершающиеся центральным и наиболее ярким эпизодом всего тома – битвой под Аустерлицем.

Для ознакомления с ключевыми событиями произведения, рекомендуем прочитать онлайн краткое содержание 1 тома «Война и мир» по частям и главам.

Серым цветом выделены важные цитаты, это поможет понять лучше суть первого тома романа.

Среднее время чтения страницы: 12 минут.

Часть 1

Глава 1

События первой части первого тома «Война и мир» происходят в 1805 году в Петербурге. Фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны Анна Павловна Шерер, не смотря на свой грипп, принимает у себя гостей. Одним из первых гостей она встречает князя Василия Курагина. Их разговор постепенно от обсуждения ужасающих действий Антихриста-Наполеона и светских сплетен переходит к темам задушевным. Анна Павловна говорит князю, что неплохо бы женить его сына Анатоля – «беспокойного дурака» . Женщина тут же предлагает подходящую кандидатуру – свою родственницу княжну Болконскую, живущую со скупым, но богатым отцом.

Глава 2

К Шерер съезжаются многие видные люди Петербурга: князь Василий Курагин, его дочь, прекрасная Элен, известная как самая обворожительная женщина в Петербурге, его сын Ипполит, жена Князя Болконского – беременная молодая княгиня Лиза, и другие.

Появляется и Пьер Безухов – «массивный, толстый молодой человек со стриженою головой, в очках» с наблюдательным, умным и естественным взглядом. Пьер был незаконным сын графа Безухого, находившегося при смерти в Москве. Юноша недавно вернулся из-за границы и впервые был в обществе.

Глава 3

Анна Павловна внимательно следит за атмосферой вечера, что раскрывает в ней женщину, умеющую держаться в свете, умело «сервируя» редких гостей более частым посетителям как «что-то сверхъестественно утонченное». Автор подробно описывает очарование Элен, подчеркивая белизну ее полных плеч и внешнюю красоту, лишенную кокетства.

Глава 4

В гостиную входит Андрей Болконский – муж княгини Лизы. Анна Павловна тут же спрашивает у него о его намерении отправиться на войну, уточняя, где в это время будет находиться его жена. Андрей ответил, что собирается отправить ее в деревню к отцу.

Болконский рад видеть Пьера, сообщая юноше, что тот может приезжать к ним в гости, когда хочет, не спрашивая заранее об этом.

Князь Василий и Элен собираются уезжать. Пьер не скрывает восхищения проходящей мимо него девушки, поэтому князь просит Анну Павловну научить юношу вести себя в обществе.

Глава 5

На выходе к князю Василию подошла пожилая дама – Друбецкая Анна Михайловна, до этого сидевшая с тетушкой фрейлины. Женщина, пытаясь использовать былой шарм, просит, чтобы мужчина устроил ее сына Бориса в гвардию.

Во время разговора о политике Пьер высказывается о революции, как о великом деле, идя наперекор другим гостям, которые считают действия Наполеона ужасающими. Юноша не смог до конца отстоять свое мнение, но его поддержал Андрей Болконский.

Главы 6-9

Пьер у Болконских. Андрей предлагает не определившемуся в карьере Пьеру попробовать себя в военной службе, но Пьер считает войну против Наполеона, величайшего человека, неразумным делом. Пьер спрашивает, зачем Болконский идет на войну, на что тот отвечает: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!» .

В откровенном разговоре, Андрей говорит Пьеру, чтобы тот никогда не женился, пока окончательно не узнает свою будущую жену: «А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам» . Он очень жалеет, что женился, хотя Лиза и прекрасная женщина. Болконский считает, что стремительный взлет Наполеона случился только благодаря тому, что Наполеон не связан женщиной. Пьера поражает сказанное Андреем, ведь князь является для него неким прототипом идеала.

Покинув Андрея, Пьер едет кутить к Курагиным.

Главы 10-13

Москва. Ростовы празднуют именины матери и младшей дочери – двух Наталий. Женщины сплетничают о болезни графа Безухова и поведении его сына Пьера. Юноша ввязался в дурную компанию: последний его кутеж привел к тому, что Пьера выслали из Петербурга в Москву. Женщины гадают, кто станет наследником богатства Безухова: Пьер или прямой наследник графа – князь Василий.

Старый граф Ростов говорит, что Николай, их старший сын, собирается бросить университет и родителей, решив идти с другом воевать. Николай отвечает, что действительно чувствует тягу к военной службе.

Наташа («черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками»), случайно увидев поцелуй Сони (племянницы графа) и Николая, зовет Бориса (сына Друбецкой) и сама целует его. Борис признается девочке в любви, и они договариваются о свадьбе, когда ей исполнится 16.

Главы 14-15

Вера, увидев воркующих Соню с Николаем и Наташу с Борисом, отчитывает, что дурно бегать за молодым человеком, старается всячески задеть молодых людей. Это всех огорчает, и они уходят, но Вера остается довольна.

Анна Михайловна Друбецкая рассказывает Ростовой, что князь Василий устроил ее сына в гвардию, но у нее нет денег даже на обмундирование для сына. Друбецкая надеется лишь на милость крестного отца Бориса – графа Кирилла Владимировича Безухова и решает сейчас же его навесить. Анна Михайловна просит сына «будь мил, как ты умеешь быть» по отношению к графу, но он считает, что это будет подобно унижению.

Глава 16

Пьер выслан за дебош из Петербурга – он с Курагиным и Долоховым, взяв медведя, поехали к актрисам, а когда появился квартальный, чтобы их успокоить, юноша участвовал в связывании квартального с медведем. Пьер несколько дней как живет в доме у отца, в Москве, до конца не понимая, зачем он там находится и насколько тяжело состояние Безухова. Все три княжны (племянницы Безухова) не рады приезду Пьера. Прибывший вскоре к графу князь Василий предупреждает Пьера, что если он будет себя вести здесь так же дурно, как и в Петербурге, то кончит очень плохо.

Собираясь передать приглашение от Ростовых на именины, Борис заходит к Пьеру и застает того за детским занятием: юноша со шпагой представляет себя Наполеоном. Пьер не сразу узнает Бориса, по ошибке принимая его за сына Ростовых. Во время разговора Борис уверяет его, что не претендует (хотя и является крестником старого Безухова) на богатство графа и даже готов отказаться от возможного наследства. Пьер считает Бориса удивительным человеком и надеется, что они познакомятся ближе.

Глава 17

Ростова, огорченная проблемами подруги, попросила у мужа 500 рублей и, когда Анна Михайловна вернулась, отдает ей деньги.

Главы 18-20

Праздник у Ростовых. Пока ожидают крестную Наташи – Марью Дмитриевну Ахросимову – резкую и прямолинейную женщину, в кабинете Ростова двоюродный брат графини Шиншин и эгоистичный гвардейский офицер Берг спорят о преимущества и выгоде службы в кавалерии перед пехотой. Шиншин подшучивает над Бергом.

Пьер приехал перед самым обедом, чувствует себя неловко, садится посередине гостиной, мешая гостям ходить, от стеснения не может вести беседу, постоянно словно кого-то высматривая в толпе. В это время все оценивают, как такой увалень мог участвовать в затее с медведем, о которой судачили сплетники.

За обедом мужчины говорили о войне с Наполеоном и о манифесте которым эту войну объявили. Полковник утверждает, что только благодаря войне можно сохранить безопасность империи, Шиншин не согласен, тогда полковник обращается за поддержкой к Николаю Ростову. Юноша соглашается с мнением, что «русские должны умирать или побеждать» , но понимает всю неловкость своей реплики.

Главы 21-24

У графа Безухова случился шестой удар, после которого доктора объявили, что надежды к выздоровлению больше нет – скорее всего, больной умрет ночью. Начались приготовления к соборованию (одно из семи таинств, дарующее прощение грехов, если больной уже не в состоянии исповедаться).

Князь Василий узнает от княжны Екатерины Семеновны, что письмо, в котором граф просит усыновить Пьера, находится в мозаиковом портфеле у графа под подушкой.

Пьер и Анна Михайловна приезжают в дом Безухова. Направляясь в комнату к умирающему, Пьер не понимает, зачем он туда идет и стоит либо вообще появляться в покоях отца. Во время соборования графа Василий и Екатерина незаметно забирают портфель с бумагами. Видя умирающего Безухова, Пьер наконец понял, насколько отец близок к смерти.

В приемной Анна Михайловна замечает, что княжна что-то прячет и пытается отобрать портфель у Екатерины. В разгар ссоры средняя княжна сообщила, что граф умер. Все огорчены смертью Безухова. На следующее утро Анна Михайловна говорит Пьеру, что его отец обещал помочь Борису и она надеется на исполнение воли графа.

Главы 25-28

Имение Николая Андреевича Болконского – человека строгого, считающего основными человеческими пороками «праздность и суеверие» располагалось в Лысых Горах. Он сам воспитывал дочь Марью и со всем окружающими был требовательно-резок, поэтому его все боялись и слушались.

Андрей Болконский с женой Лизой приезжают в имение к Николаю Болконскому. Андрей, рассказывает отцу о грядущей военной кампании, в ответ встречает явное недовольство. Старший Болконский против желания России участвовать в войне. Он считает, что Бонапарт – «ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых» . Андрей не соглашается с отцом, ведь Наполеон – его идеал. Разозлившись на упрямство сына, старый князь кричит ему, чтобы ступал к своему Бонапарту.

Андрей собирается к отъезду. Мужчину мучают смешанные чувства. Марья, сестра Андрея, просит брата надеть «старинный образок спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы» и благословляет его образом.

Андрей просит старого князя позаботиться о жене Лизе. Николай Андреевич, хотя и кажется строгим, предает рекомендательное письмо Кутузову. При этом, прощаясь с сыном, он расстраивается. Холодно попрощавшись с Лизой, Андрей уезжает.

Часть 2

Глава 1

Начало второй части первого тома датируется осенью 1805 года, русские войска находятся у крепости Браунау, где размещается главная квартира главнокомандующего Кутузова. К Кутузову приезжает член гофкригсрата (придворного военного совета Австрии) из Вены с требованием присоединить русскую армию с австрийскими войсками под предводительством Фердинанда и Мака. Кутузов считает подобное соединение невыгодным для русской армии, находящейся в плачевном состоянии после похода к Браунау.

Кутузов приказывает подготовить солдат к осмотру в походном обмундировании. Во время длительного похода солдаты изрядно износились, их обувь была разбита. Один из солдат был одет в отличной от всех шинели – это был разжалованный (за историю с медведем) Долохов. Генерал кричит на мужчину, чтобы тот немедленно переоделся, но Долохов отвечает, что «обязан исполнять приказания, но не обязан переносить оскорбления» . Генералу приходится попросить его переодеться.

Главы 2-7

Приходит известие о поражении австрийской армии (союзника Российской Империи) под предводительством генерала Мака. Узнав об этом, Болконский невольно рад, что самонадеянные австрийцы посрамлены и вскоре он сможет проявить себя в бою.

В Павлоградском полку служит Николай Ростов, юнкер гусарского полка, живя у немецкого крестьянина (милого мужчины, с которым они всегда радостно здороваются без особых на то причин) с эскадронным командиром Васькой Денисовым. В один из день у Денисова пропадают деньги. Ростов выясняет, что вором оказался поручик Телянин и разоблачает его при других офицерах. Это приводит к ссоре Николая с полковым командиром. Офицеры советуют Ростову извиниться, ведь иначе пострадает честь полка. Николай все понимает, однако, как мальчишка, не может, и Телянина исключают из полка.

Главы 8-9

«Кутузов отступил к Вене, уничтожая за собой мосты на реках Инне (в Браунау) и Трауне (в Линце). 23-го октября русские войска переходили реку Энс» . Французы начинают обстрел моста, и начальник арьергарда (тыловая часть войска) приказывает пожечь мост. Ростов, смотря на пылающий мост, думает о жизни: «И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни - всё слилось в одно болезненно-тревожное впечатление» .

Армия Кутузова переходит на левый берег Дуная, сделав реку естественной преградой на пути французов.

Главы 10-13

Андрей Болконский останавливается в Брюнне у знакомого дипломата Билибина, который знакомит его с другими русскими дипломатами – «своим» кругом.

Болконский возвращается обратно к армии. Войска беспорядочно и поспешно отступают, по дороге разбросаны мешавшие повозки, офицеры бесцельно ездят по дороге. Наблюдая за этим неорганизованным действом, Болконский думает: «Вот оно, милое, православное воинство» . Его раздражает, что все вокруг так не похоже на его мечты о великом подвиге, который он должен совершить.

В штабе главнокомандующего беспокойство и тревога, так как не ясно, нужно отступать или сражаться. Кутузов отправляет Багратиона и отряд к Кремсу, чтобы те задержали наступление французских войск.

Главы 14-16

Кутузов получает известие, что положение русской армии безвыходное и посылает Багратиона с четырехтысячным авангардом к Голлабрунну для удерживая французов между Веной и Цнаймом. Сам же направляет войско к Цнайму.

Французский маршал Мюрат предлагает Кутузову перемирие. Главнокомандующий соглашается, ведь это шанс спасти русскую армию, продвинув во время перемирия войска к Цнайму. Однако Наполеон раскрывает замыслы Кутузова и приказывает разорвать перемирие. Бонапарт отправляется к войску Багратиона, чтобы разбить его и всю русскую армию.

Настояв на своем переводе в отряд Багратиона, князь Андрей является к главнокомандующему. Осматривая войска, Болконский замечает, что чем дальше от границы с французами, тем более расслаблены солдаты. Князь делает зарисовку плана расположения русских и французских войск.

Главы 17-19

Шенграбенское сражение. Болконский чувствует особое оживление, которое также читалось на лицах солдат и офицеров: «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» .

Багратион находится на правом фланге. Начинается близкое сражение, первые раненые. Багратион, желая поднять боевой дух солдат, спустившись с коня, сам ведет их в атаку.

Ростов, находясь на фронте, радовался, что сейчас окажется в сражении, но почти сразу убивают его лошадь. Оказавшись на земле, он не может выстрелить во француза и просто бросает в противника пистолетом. Раненый в руку Николай Ростов убежал к кустам «не с тем чувством сомнения и борьбы, с каким он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом» .

Главы 20-21

Российская пехота застигнута врасплох французами в лесу. Полковой командир бесполезно пытается остановить разбегающихся в разные стороны солдат. Внезапно французов оттесняет рота Тимохина, оказавшаяся незамеченной врагом.
Капитану Тушину («небольшому сутуловатому офицеру» с негероической внешностью), руководящему войском на переднем фланге, приказывают немедленно отступать. Начальство и адъютанты упрекают его, хотя офицер показал себя смелым и разумным командующим.

По дороге подбирают раненых, в том числе и Николая Ростова. Лежа на повозке, «он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом и заботою семьи» . «И зачем я пошел сюда!» – думал он.

Часть 3

Глава 1

В третьей части первого тома Пьер получает наследство отца. Князь Василий собирается женить Пьера на своей дочери Элен, так как считает это брак выгодным, прежде всего для себя, ведь юноша теперь очень богат. Князь устраивает Пьера камер-юнкером и настаивает на том, чтобы юноша отправлялся с ним в Петербург. Пьер останавливается у Курагиных. Общество, родственники и знакомые полностью изменили свое отношение к Пьеру после получения им наследства графа, теперь его слова и действия все находили милыми.

На вечере у Шеррер Пьер и Элен остаются наедине, беседуя. Юноша очарован мраморной красотой и прелестным телом девушки. Возвратившись домой, Безухов долго думает об Элен, мечтая, «как она будет его женой, как она может полюбить его» , хотя и мысли его неоднозначны: «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа. Что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное» .

Глава 2

Несмотря на свое решение уехать от Курагиных, Пьер долгое время живет у них. В «свете» все более связывают молодых людей как будущих супругов.

В день именин Элен они остаются наедине. Пьер сильно нервничает, однако, взяв себя в руки, признается девушке в любви. Через полтора месяца молодые повенчались и переехали в заново «отделанный» дом Безуховых.

Главы 3-5

В Лысые Горы приезжают князь Василий с сыном Анатолем. Старому Болконскому не нравится Василий, поэтому он не рад гостям. Марья, собираясь знакомиться с Анатолем, очень волнуется, опасаясь, что он ей не понравится, но Лиза ее успокаивает.

Марья очарована красотой и мужественностью Анатоля. Мужчина же совершенно не думает о девушке, ему более интересна хорошенькая француженка компаньонка Бурьен. Старому князю очень трудно дать разрешение на свадьбу, ведь для него расставание с Марьей немыслимо, но он все же расспрашивает Анатоля, изучая его.

После вечера Марья думает об Анатоле, но узнав, что Бурьен влюблена в Анатоля, отказывается выйти за него замуж. «Мое призвание другое», - думала Марья – «Мое призвание - быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования» .

Главы 6-7

Николай Ростов приезжает к Борису Друбецкому в гвардейский лагерь, находящийся рядом, за деньгами и письмами от родных. Друзья очень рады видеть друг друга и обсуждают военные дела. Николай, сильно приукрашивая, рассказывает, как участвовал в сражении и был ранен. К ним присоединяется Андрей Болконский, Николай при нем говорит, что штабные, отсиживаясь в тылу, «получают награды, ничего не делая» . Андрей корректно осаживает его прыть. На обратной дороге Николая терзают смешанные чувства по отношению к Болконскому.

Главы 8-10

Императоры Франц и Александр I проводят смотр австрийских и российских войск. Николай Ростов находится в первых рядах русской армии. Увидев императора Александра, проезжающего мимо и приветствующего войско, юноша ощущает любовь, обожание и восторг по отношению к государю. За участие в Шенграбенском сражении Николая награждают Георгиевским крестом и производят в корнеты.

Русские одержали победу в Вишау, захватив эскадрон французов. Ростов вновь снова встречается с императором. Восхищенный государем, Николай мечтает умереть за него. Подобные настроение были у многих перед Аустерлицким сражением.

Борис Друбецкой отправляется к Болконскому в Ольмюц. Юноша становится свидетелем того, насколько зависят его командиры от воли других, более важных людей в штатском: «Вот эти-то люди решают судьбы народов» – говорит ему Андрей. «Бориса волновала мысль о той близости к высшей власти, в которой он в эту минуту чувствовал себя. Он сознавал себя здесь в соприкосновении с теми пружинами, которые руководили всеми теми громадными движениями масс, которых он в своем полку чувствовал себя маленькою, покорною и ничтожной» частью» .

Главы 11-12

Французский парламентер Савари передает предложение о встрече Александра с Наполеоном. Император, отказав в личном свидании, отправляет к Бонапарту Долгорукого. Вернувшись, Долгорукий говорит, что после встречи с Бонапартом убедился: Наполеон более всего опасается генерального сражения.

Обсуждение о необходимости начать сражение под Аустерлицем. Кутузов предлагает пока подождать, но все недовольны этим решением. После обсуждения Андрей спрашивает мнение Кутузова о грядущем сражении, главнокомандующий считает, что русских ожидает поражение.

Заседание военного совета. Полным распорядителем будущего сражения назначен Вейротер: «он был, как запряженная лошадь, разбежавшаяся с возом под гору. Он ли вез, или его гнало, он не знал» , «имел вид жалкий, измученный, растерянный и вместе с тем самонадеянный и гордый» . Кутузов засыпает во время заседания. Вейротер читает диспозицию (расположение войск перед боем) Аустерлицкого сражения. Ланжерон утверждает, что диспозиция слишком сложная и ее будет трудно осуществить. Андрей хотел высказать свой план, но Кутузов, проснувшись, прерывает заседание, говоря, что ничего менять не будут. Ночью Болконский думает о том, что на все готов ради славы и должен проявить себя в сражении: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно» .

Главы 13-17

Начало Аустерлицкого сражения. В 5 утра началось движение русских колонн. Стоял сильный туман и дым от костров, за которыми не было видно окружающих и направления. В движении происходит беспорядок. По причине смещения австрийцев вправо произошла сильная путаница.

Кутузов становится во главе 4-й колонны и ведет ее. Главнокомандующий мрачен, так как сразу увидел путаницу в движении войска. Перед битвой император спрашивает у Кутузова, почему сражение еще не началось, на что старый главнокомандующий отвечает: «Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном Лугу» . Перед началом сражения Болконский твердо уверен, что «нынче был день его Тулона» . Сквозь рассеивающийся туман русские видят французские войска намного ближе, чем ожидали, разбивают строй и бегут от противника. Кутузов приказывает остановить их и князь Андрей, держа в руках знамя, бежит вперед, ведя за собою батальон.

На правом фланге, которым командует Багратион, в 9 часов еще ничего не начинается, поэтому командующий посылает Ростова к главнокомандующим за распоряжением начать военные действия, хотя и знает, что это бессмысленно – расстояние слишком большое. Ростов, продвигаясь по российскому фронту, не верит, что враг уже практически у них в тылу.

Около деревни Праца Ростов находит лишь расстроенные толпы русских. За деревней Гостиерадек Ростов наконец увидел государя, но не решился к нему подойти. В это время капитан Толь, увидев бледного Александра, помогает ему перейти канаву, за что император жмет ему руку. Ростов сожалеет о своей нерешительности и едет к штабу Кутузова.

В пятом часу в Аустерлицком сражении русские проиграли по всем пунктам. Русские отступают. На плотине, Аугеста их настигает артиллерийская канонада французов. Солдаты пытаются продвинуться, идя по мертвым. Долохов прыгает с плотины на лед, за ним бегут другие, но лед не выдерживает, все тонут.

Глава 19

На Праценской горе лежит раненый Болконский, истекая кровью и сам того не замечая тихо стонет, к вечеру впадает в забытье. Очнувшись от жгучей боли, он вновь почувствовал себя живым, думая о высоком аустерлицком небе и о том, что «ничего, ничего не знал до сих пор» .

Внезапно слышится топот приближающихся французов, среди них и Наполеон. Бонапарт хвалит своих воинов, смотря на убитых и раненых. Увидев Болконского, он говорит, что его смерть прекрасна, тогда как для Андрея все это не имело значения: «Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками» . Бонапарт замечает, что Болконский жив и приказывает отнести его в перевязочный пункт.

Весте с другими ранеными мужчина остается на попечении местного населения. В бреду ему видятся тихие картины жизни и счастье в Лысых Горах, которое разрушает маленький Наполеон. Доктор утверждает, что бред Болконского завершится скорее смертью, чем выздоровлением.

Итоги первого тома

Даже в кратком пересказе первого тома «Войны и мира» противопоставление войны и мира прослеживается не только на структурном уровне романа, но и через события. Так, «мирные» разделы происходят исключительно в России, «военные» – в Европе, при этом в «мирных» главах мы встречаемся с войной персонажей между собой (борьба за наследство Безухова»), а в «военных» – миром (дружеские отношения между немецким крестьянином и Николаем). Финал первого тома – Аустерлицкая битва – поражение не только русско-австрийской армии, но и конец веры героев в высшую идею войны.

Тест по первому тому

Прочтённое краткое содержание запомнится лучше, если вы попытаетесь ответить на все вопросы этого теста:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 18598.

Произведение «Война и мир» предлагается к прочтению ученикам, прошедшим в 10 класс. На уроках литературы учитель должен объяснить, какое социальное значение имеет данный роман.

Случается так, что ребенку не хватает времени на полное освоение произведения, или же взрослый пропустил школьный момент, хочет наверстать упущенное. Для этого существуют краткие пересказы, дающие полную картину происходящего.

Все произведение делится на такие разделы:

  • Первый том – 3 части, 65 глав.
  • Второй том – 5 частей, 98 глав.
  • Третий том – 3 части, 96 глав.
  • Четвертый том – 4 части, 84 главы.
  • Эпилог – 2 части, 28 глав.

Том 1

В романе описываются действия и события двух основных семей: графов Ростовых и князей Болконских. Каждое семейство имеет детей, которые по мере продвижения повествования взрослеют на глазах у читателя. Кроме этого, Толстой снабдил произведение множеством второстепенных персонажей, помогающих полностью раскрыть образы главных действующих лиц.

Обратите внимание! Роман описывает сообщество русских сословий в период войн против Наполеона, поэтому знание истории перед прочтением произведения приветствуется.

Краткое содержание первого тома Война и мир содержит такие ключевые моменты:

С самого начала первой части Толстой знакомит нас с действующими героями и показывает их жизнь и быт довоенного периода. Почти все остальные части показаны войнами.

Том 2

Если первый том показывает переплетение военных, мирных событий, то второй том заслуженно считается самым мирным. Тут читатель не найдет описания войны, битвы или сражения.

Роман Война и мир — краткое содержание по главам второго тома первой части представлено ниже:

  • Действие развивается в начале 1806 года, когда Николай Ростов приезжает домой в Москву. Упоминаются чувства Сони к графу, однако он воспринимает их как ребячество.
  • Описывается праздничный обед, куда приглашены практически все главные персонажи. За ужином герои обсуждают появление Багратиона.
  • Описывается дуэль между Пьером Безуховым и Федором Долоховым, а также выяснение отношений между первым и его женой.
  • В Лысые горы приходит оповещение о смерти князя Андрея Болконского после сражения, также сообщается, что тело обнаружено не было.
  • Наташа посещает свой первый бал, танцуя с Денисовым.

Вторая часть раздела описывает такие события как принятие Пьера Безухова в масоны, их братство, знакомство Элен с Борисом Друбецким, его частое пребывание в доме хозяйки, решение князя Андрея никогда более не служить.

Позже, Безухов по дороге в Петербург посещает Болконского, у них происходит разговор с философскими размышлениями на разные темы. Конец представлен условиями подписания Тильзитского мира.

Важно! Чтобы полностью проникнуться романом необходимо прочитать выдержки, цитаты главных героев, передающие атмосферу того времени.

Третья часть рассказывает читателю о нападении Наполеона на Австрию, поездке князя Андрея к сыну, а позже к Ростовым; приезд князя Андрея в Петербург, время правления Александра.

Увлечение князя личностью Сперанского, восхождение Пьера в лидеры масонства, описывается новогодний бал, переживания Наташи по поводу Бориса. Кроме того, описание помолвки Ростовой и Андрея, их поведение, болезнь старого князя.

Том 3

Данный раздел охватывает события 1812 года, а именно битву с французскими войсками, взятие Наполеоном Москвы, Бородинское сражение. Здесь военные перипетии тесно связаны с мирной жизнью персонажей и коренным образом меняют их мировоззрение.

Ключевыми действиями можно назвать следующие:

  • Пребывание русского императора Александра в Вильне, неготовность России к войне.
  • Переговоры с Наполеоном.
  • Начало войны.
  • Московская жизнь Ростовых, поведение, переживания Наташи.
  • Чувства между Ростовой и Безуховым.
  • Военный поход с полком князя Андрея.
  • Смерть старого князя Болконского.
  • Князь Андрей получает смертельное ранение, а Наташа заботится о нем.
  • Ростовы уезжают из Москвы.

Таким образом, можно сделать вывод, что третий том является кульминационным, именно здесь отображены ключевые моменты истории русского народа.

Том 4

Данный раздел охватывает действие романа во второй половине 1812 года. Здесь присутствует побег французов, Татарутинская битва, кадры партизанской войны. Первая и четвертая часть являются спокойными, вторая, третья – военными.

Обратите внимание! Л.Н. Толстой старался описать не только ход военных действий, но переживания персонажей по этому поводу, а также влияние сражения на их личное мировоззрение.

Главные моменты четвертого тома представлены ниже:

Эпилог

Эпилог заключает в себе три основные темы: история, семья и общефилософские рассуждения. Вроде бы история уже завершена, но автор дает понять читателю основные моменты, которым учит роман.

Важно! Без прочтения эпилога трудно понять дальнейшую судьбу героев.

Основное повествование ведется о:

  • Мирных событиях 1819-1820 годов.
  • Жизни героев в Москве, Петербурге и Лысых Горах.
  • Автор рассуждает о значимости отдельных исторических личностей в мировой истории, истории России.
  • Свадьбу Марьи и Николая Ростова.

Действия происходят спустя 7 лет после основных событий романа. В заключении, автор представляет собственные историко-философские размышления, подводя итог хитросплетенным событиям мировой и военной жизни России.

    Похожие записи

«Война и мир»

(Роман-эпопея)

Пересказ

Том I

Часть первая

Петербург 1805 г. Великосветский вечер у Анны Павлов­ны Шерер, фрейлины и приближенной императрицы Марии Федоровны. Разговор во время всего приема ведется исключи­тельно на французском языке. Тон задают хозяйка и чиновный князь Василий Курагин, который был значительным лицом при дворе. Это человек, полностью живущий по правилам све­та, презиравший всех и вся, кроме своей собственной персоны. Разговор о Наполеоне, этом убийце и злодее, его революции. План Анны Павловны — женить младшего сына Василия — Анатоля, «беспокойного» дурака — на своей родственнице, богатой княжне Марье Болконской, которая, по слухам, была несчастлива, живя вместе с отцом. Отцом Марьи является ста­рый князь Болконский, который очень богат и скуп.

Гости Шерер — высшая знать Петербурга. Дочь князя Василия красавица Элен, которая была в шифре и бальном платье, его сын Ипполит. Маленькая княгиня Лиза Болкон­ская, ездившая лишь на небольшие вечера по причине сво­ей беременности. Но, несмотря на свое положение, княгиня чувствовала себя в этом обществе прекрасно. Отличительной чертой Лизы является верхняя «с чуть черневшимися усика­ми» губка, которая была коротка, а потому слегка прикры­вала верхние зубы, отчего княгиня была похожа на белочку. Эмигрант — француз виконт Мортемар, аббат Морио. Обряд приветствования тетушки хозяйки. Тетушка — маленькая, никому не нужная и никому не интересная старушка — вежливо приветствовала всех, кто к ней подходил, говорила о здоровье императрицы. Гости, исполнив обряд, отходили от старушки с чувством глубокого облегчения, «чтоб уж весь вечер ни разу не подойти к ней». Появление на вечере Пьера Безухова. Это был массивный, даже толстый молодой чело­век, незаконнорожденный сын знаменитого екатерининско­го вельможи, графа Безухова, который находился сейчас при смерти в Москве. Пьер отличался от всех, находившихся в гостиной, умным, робким, наблюдательным и естествен­ным взглядом. По мнению людей высшего света, Пьер был человеком, не умеющим жить.

Сравнение вечера у Анны Павловны с работой прядиль­ной мастерской, а самой Анны Павловны с хозяйкой этой ма­стерской, которая, «посадив работников по местам, прохажи­вается по заведению, замечая неподвижность или непривыч­ный, скрипящий, слишком громкий звук веретена, торопливо идет, сдерживает или пускает его в надлежащий ход. Портрет Элен: это красивая женщина, в которой нет и доли кокетства, ей даже «как будто совестно было за свою красоту». Портрет­ный штрих, который подчеркивается в Элен, — это ее мрамор­ные плечи. Князь Василий просит Анну Павловну образумить Пьера, научив его вести себя в светской жизни.

Княгиня Анна Михайловна Друбедкая, пожилая дама, которая сидела прежде с тетушкой, просит князя Василия по­хлопотать перед царем о переводе ее сына Бориса в гвардию.

Характеристика Пьера Безухова. Это был неуклюжий, чуть выше обыкновенного роста, широкий, с огромными руками человек. Он был рассеян, но в то же время доброду­шен, прост и скромен. Он постоянно улыбался своей улыб­кой, которая как бы говорила: «Мнения мнениями, а вы ви­дите, какой я добрый и славный малый».

Пьер у Болконских. Семейная сцена между маленькой княгиней и князем Андреем по поводу его отъезда на войну. Лиза не хочет, чтобы князь Андрей шел на войну, она счита­ет, что здесь он занимает прекрасное положение: он адъютант у дяди. Она предлагает ему устроить его карьеру еще лучше. Даже в семейном кругу княгиня разговаривает капризно­игривым тоном, которым она разговаривала в гостиной Анны Павловны. Ужин Пьера Безухова с князем Андреем. Рассу­ждения Андрея Болконского о себе, о женитьбе и женщинах света. Князь Андрей советует Пьеру не жениться до старости, чтобы не потерять «что в тебе есть хорошего и высокого». Же­нитьба, по его мнению, — это заколдованный круг, из которо­го не выбраться. А светские женщины — «эгоизм, тщеславие, тупоумие, ничтожество во всем».

Москва. Княгиня Анна Михайловна Друбецкая в доме у Ростовых. Граф и графиня Ростовы. Графиня — женщина лет сорока пяти, с восточным типом лица, у которой было двенадцать детей. Граф — человек, любящий и умеющий пожить, разговаривавший со всеми гостями одинаково и на русском языке. Прием поздравительных визитов по поводу именин у Ростовых двух Наталий — матери и дочери. Ви­зит матери и дочери Курагиных. Разговор о главной город­ской новости — болезни старого графа Безухова и его не­законном сыне, которого выслали из Петербурга, о судьбе огромного наследства, которое останется после смерти ста­рика Безухова. Пьера выслали в Москву, а Долохов раз­жалован в солдаты за хулиганство. Они привезли с собой к актрисам медведя. Приехала полиция унимать разбуше­вавшихся молодых людей. Так они поймали квартального, привязали его спиной к медведю и пустили плавать в Мой­ку. Пьер теперь в Москве, в доме своего отца. Граф Кирилл Владимирович имел много незаконных детей, но Пьер был его любимцем. Все гадают, кому достанется наследство: Пьеру или князю Василию, который является наследником имения Безухова по жене.

Глава VIII.

Молодежь дома Ростовых: Наташа, Николай — сту­дент, старший сын графа и графини, Петя — меньшой сын, Соня — пятнадцатилетняя племянница графа и Борис Дру­бецкой — офицер, сын княгини Анны Михайловны, — в го­стиной. Сюда вбегает группа молодых людей под предводи­тельством Наташи Ростовой. Наташа — некрасивая, с боль­шим ртом, черноглазая. Она была в том возрасте, «когда де­вочка уже не ребенок, а ребенок еще не девушка». История куклы Мими. Борис рассказал, что знал эту Мими еще мо­лодою девицею, но за пять лет она состарилась, и у нее по всему черепу треснула голова. Эта история очень рассмеши­ла всю молодежь и, больше не имея возможности сдержи­вать смех, они убежали из гостиной. Здесь остались только Соня и Николай.

В гостиной. Племянница графа Соня. Это маленькая миниатюрная брюнетка, с длинными ресницами и мягким

взглядом. У нее черные волосы, заплетенные в косу, желто­ватый оттенок кожи. Движения ее были мягкими, гибки­ми, нежными, повадки хитрыми, но сдержанными, чем она напоминала кошечку. Влюблена в Николая. Разговор графа с гостьей о поступлении Николая на военную службу. Ни­колай бросает университет, считая, что у него есть призва­ние к военной службе, но родители не хотят его отпускать. Разговор заходит о воспитании. Граф рассказывает, что они с графиней баловали Наташу, ничего ей не запрещали. По­этому, добавляет графиня, Наташа ничего не скрывает от матери. Вера. Это старшая дочь Ростовых, красивая, неглу­пая, училась прекрасно, голос великолепный, но почему-то всегда была не к месту.

Наташа Ростова прячется в цветочной, надеясь здесь до­ждаться Бориса, но становится свидетельницей сцены рев­ности между Соней и Николаем. Сцена ревности: Соня при­ревновала Николая к Жюли Карагиной. Николай говорит, что любит только Соню. Поцелуй Николая и Сони. Наташа вызывает Бориса в цветочную. Ее предложение Борису по­целовать куклу. Наташа целует Бориса. Разговор о любви между ними. Борис говорит, что любит Наташу, и он сде­лает предложение, но надо ждать еще четыре года. Они до­говариваются, что, когда Наташе исполнится 16 лет, Борис попросит ее руки. Наташа счастлива.

Влюбленные пары в диванной: Соня с Николаем и Ната­ша с Борисом. Соня сидела близко к Николаю, который пе­реписывал ей стихи, в первый раз им сочиненные. Наташа и Борис сидели у окна, разговаривали, но замолчали, когда вошла Вера. Ссора с Верой. Вера, разозленная счастьем моло­дых, всячески старается их задеть, говоря Наташе неприят­ные вещи. Наташа обижается, Вера остается довольной и не считает себя виноватой. Разговор двух подруг детства: гра­финя Ростова жалуется на расстройство состояния, княги­ня Анна Михайловна Друбецкая рассказывает об устройстве своего сына в гвардию и жалуется на свои денежные обстоя-

тельства — ей не на что обмундировать Бориса. Княгине тре­бовалось для этого 500 рублей, а у нее было всего 25. Ее на­дежды на наследство графа Безухова, так как Борис являет­ся его крестником. Анна Михайловна собирается ехать к Без­ухову, Ростова говорит, чтобы та позвала на именины Пьера.

Анна Михайловна Друбецкая с сыном Борисом едут на­вестить больного графа Безухова. По дороге Анна Михай­ловна говорит сыну, чтобы тот помнил, что от графа Безу­хова зависит его будущая судьба. Их встреча там с князем Василием Курагиным. Князь Василий Сергеевич совсем не рад видеть в доме графа Друбецкую, так как «боялся най­ти в ней соперницу по завещанию графа Безухова», и жела­ет, чтобы она поскорее ушла. Но Анна Михайловна, благо­даря своему умению, остается в доме. В доме графа все ждут только худшего, графу с каждым часом становиться хуже. Анна Михайловна решает ходить за больным. Бориса Дру­бецкая посылает проведать Пьера.

Глава XIII.

Пьер Безухов приехал в Москву несколько дней назад и, как всегда это делал, остановился в доме своего отца. Его приезд воспринимается в штыки княжнами, которых было три. Особенно недружелюбно относится к Пьеру старшая сестра — «чистоплотная, с длинною талией, строгая деви­ца». Приход к Пьеру в комнату Бориса Друбецкого, разго­вор и объяснение между ними. Пьер видел в последний раз Бориса четырнадцатилетним мальчиком, а потому не сра­зу узнает его. Борис приглашает Пьера на именины к Ро­стовым. Кроме того, Борис уверяет Пьера, что ни он, ни его мать не имеют никакого интереса к наследству графа Без­ухова. По крайней мере он, Борис, даже не примет ниче­го, если Кирилл Владимирович ему что-либо оставит. Пьер польщен таким пылким заявлением этого милого, умно­го и твердого, по мнению Пьера, молодого человека. Он со­бирается поближе познакомиться с Борисом. Возвращение матери и сына Друбецких к Ростовым, их разговор о заве­щании графа Безухова. Борис сомневается, что граф Безу-

хов оставит что-нибудь им. Анна Михайловна только вос­клицает в ответ: «Как он плох!»

Графиня Ростова просит у мужа 500 рублей. Граф не спрашивает ее, зачем нужны такие деньги, дает ей требую­щуюся сумму. По возвращении Друбецкой отдает их на об­мундирование Бориса. Слезы обеих. Плакали они о том, что они дружны, что их молодость прошла, что они теперь заня­ты таким низким предметом, как деньги.

У Ростовых перед именинным обедом. Ожидание крест­ной Наташи, Марьи Дмитриевны Ахросимовой, дамы, «зна­менитой не богатством, не почестями, но прямотой ума и откровенною простотой общения». В это время в кабинете Ростова шел разговор о войне. Разговор Шиншина с Бергом в кабинете графа. Шиншин — старый холостяк, штатский, с морщинистым, желчным и бритым худым лицом. Берг — свежий, розовый гвардейский офицер, «безупречно вымы­тый, застегнутый и причесанный». Разговор этого молодого человека всегда касался только его одного или чего-то име­ющего к нему отношения. В остальных случаях он молчал, предпочитая слушать. Берг доказывает Шиншину выгоды службы в пехоте. Ведь только там можно сделать себе со­стояние, да еще и посылать деньги родителям. Пьер Безухов в гостиной Ростовых. Он приехал перед самым обедом и чув­ствовал себя у Ростовых неловко. Его стараются разговорить, но от стеснения он не может вымолвить ни слова. Приезд Ахросимовой. Она дарит Наташе яхонтовые сережки. Гости идут к столу. За столом они размещаются по двум сторонам. На одном конце графиня, Анна Михайловна и другие гостьи. А на другом — граф с гостями. Пьер и за обедом продолжает чувствовать неловкость, много есть и пьет. Обед.

Разговор за обедом о манифесте и о войне с Бонапар­том. Полковник рассказывает, что в Петербурге вышел ма­нифест об объявлении войны, который он сам видел. Завя-

зался спор о том, следует ли России вступать в войну. Мне­ния разделились за и против. Реплика Николая Ростова в поддержку мнения, что Россия должна вступать в войну, о том, что «русские должны умирать или побеждать». Ша­лость Наташи. Наташа поспорила с младшим братом Петей, что спросит у матери через весь стол, какое пирожное будет. Ее выходка была принята хорошо. Все смеялись смелости и ловкости этой маленькой девочки.

Глава XVII.

Пение молодежи. Гости вернулись в гостиную, стали просить спеть что-нибудь Наташу и Николая. Наташа не находит в гостиной Сони. Соня была в коридоре на сундуке. Слезы Сони по поводу ее любви к Николаю и его стихов, на­писанных ей. Ее объяснения с Наташей. Соня плакала из-за того, что Николай уезжает на войну, а также из-за того, что Николай является ее кузеном и брак их невозможен. А по­тому Николай женится на Жюли Карагиной. Наташа успо­каивает Соню, говорит, что все будет хорошо, потому что Николай троюродный брат Сони, а такие браки разрешены. Соня успокаивается, они с Наташей возвращаются в гости­ную. Наташа, Борис, Соня и Николай поют «Ключ». Тан­цы. Пьер приглашает Наташу танцевать. Она горда и счаст­лива тем, что «танцевала с большим, с приехавшим из-за границы». Граф Илья Андреевич Ростов с Марьей Дмитри­евной Ахросимовой танцуют «Данилу Купора», любимый танец графа. Он танцуют так, что все стоят очарованные простотой и незамысловатостью русского народного танца.

Глава XVIII.

В доме графа Безухова. С графом сделался шестой удар. Приготовление к соборованию. Разговоры присутствую­щих. Все сомневаются, что после шестого удара граф оста­нется жив. Опять возникает вопрос, кому останется все иму­щество. Тайные сговоры князя Василия с княжной Катишь о сокрытии завещания графа. Князь говорит Катерине Семе­новне, что сейчас самое время подумать о будущем, о том, что он, и она, и ее сестры являются единственными наслед­никами Безухова. Князь Василий опасается того завещания, которое граф написал прошлой зимой и в котором все остав­ляет Пьеру. Кроме того, он вспоминает о письме, которое Ки­рилл Владимирович писал государю об усыновлении Пьера. И если так и будет, Пьер, как законный сын, получит все. За­тем князь Василий уже прямо предлагает княжне найти за­вещание и письмо и уничтожить их. Княжна говорит, что все бумаги хранятся у графа в мозаиковом портфеле.

Возвращение Пьера Безухова домой вместе с Анной Ми­хайловной Друбецкой. Старый граф потребовал, чтобы ему позвали Пьера. Но Пьер сомневается, нужно ли ему появ­ляться у отца. Анна Михайловна уговаривает его все же пой­ти, ведь это его отец и он при смерти. Пьер в приемной ком­нате умирающего отца, пожелавшего его видеть. Обращение с ним присутствующих. Князь Василий с некоторым страхом смотрит на Пьера, остальные, бывшие в гостиной, с любо­пытством рассматривают Пьера. Все указывают на него гла­зами, кто со страхом, кто с подобострастием. Пьер чувствует себя неловко и старается вести себя правильно, как принято в обществе. Все проходят в комнату умирающего.

Пьер у больного отца. Граф Безухов. Граф лежал на длинном вольтеровском кресле. У него была седая грива волос, широкий лоб, крупные морщины на красно-желтом лице. Рядом стояли духовные лица. Все стояли молча и мо­лились. Только князь Василий и старшая княжна медленно пошли в глубь комнаты к высокой кровати графа. Затем на некоторое время они скрываются в дальней комнате, но по­том опять возвращаются к больному. Пьер все это замечает, но не придает их действиям никакого значения. Соборова­ние. Старого графа переносят на кровать. Граф на минуту очнулся, но потом опять впал в забытье. Пьер плачет и вы­ходит из комнаты.

Пьер и Анна Михайловна заходят в приемную, где си­дят князь Василий Курагин и княжна Катишь и о чем-то

переговариваются. Как только Пьер входит, княжна что-то прячет. Анна Михайловна тоже замечает, что тут что-то не так. Происходят спор и борьба из-за портфеля с завещани­ем. Друбецкая старается отобрать у княжны портфель, в ко­тором лежит завещание умирающего. В завещании граф все оставляет Пьеру. Старшая княжна уверяет Друбецкую, что это старая ненужная бумажка, но та не сдается. Случайно княжна отпускает портфель, Анна Михайловна, подхва­тив его, уходит в спальню. Смерть Безухова. На другое утро Анна Михайловна сообщает Пьеру, что отец оставил, скорее всего, все ему и просит не забыть о Борисе. Из ее уст вся Мо­сква узнает о поступке князя Василия и княжны Катишь и об убитом горем Пьере.

Глава XXII.

Имение Болконских Лысые Горы. Старый князь Ни­колай Андреевич Болконский — генерал-аншеф, который был сослан при Павле в деревню и жил там теперь безвыезд­но с дочерью княжной Марьей. Был занят то писанием ме­муаров, то высшей математикой, то работой в саду. Глав­ное в его жизни — это порядок, а потому князь был резок, требователен. Он был невысокого роста, «с маленькими су­хими ручками и серыми висячими бровями», имел умные и молодые блестящие глаза, всегда ходил в напудренном парике. На всех наводил страх, особенно на свою дочь. Его дочь — княжна Марья. Это девушка с болезненным, некра­сивым лицом. Как ее отец любил порядок, так она порядок не любила.

Глава XXIII.

Приезд в Лысые Горы князя Андрея Болконского с же­ной. Несмотря на приезд сына, старый князь не пожелал изменить своим привычкам, он обычно спал в это время. Их встреча с княжной Марьей и ее компаньонкой францу­женкой Бурьен. Бурьен казалась обезумевшей от счастья, а Марья вся залилась слезами, увидев брата. Лиза болтала без умолку, но княжна Марья только молча, с любовью смо­трела на Андрея. Ее волновал вопрос, едет ли князь Андрей на войну. Он дает положительный ответ. Встреча старого

князя с сыном и их разговор о войне и политике. Старый князь пустил сына на свою половину во время одевания. Князь Андрей заходит туда с тем выражением лица, кото­рое у него было только тогда, когда он разговаривал с Пье­ром. Андрей рассказывает отцу план военной кампании против Наполеона. Старый князь слушает с явным неудо­вольствием. Он не одобряет ни войну, ни желание России вступать в нее.

Глава XXIV.

Обед в Лысых Горах. Во время обеда старый князь из­учает маленькую княжну, задавая ей всякие вопросы. Сна­чала она кажется смущенной, но когда князь спрашивает ее о родных и друзьях, она оживляется и начинает болтать не умолкая. Князь, составив себе о ней мнение, отворачивается от нее, начиная разговор с другими. Спор старого князя с сы­ном о Суворове и Бонапарте. По мнению старого князя, На­полеон — «ничтожный французишка, имевший успех толь­ко потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых». На что Андрей отвечает, что Бонапарт — великий полководец. В ходе спора никто не поменял своего мнения. Сгоряча ста­рый князь кричит Андрею, чтобы тот убирался к своему Бо­напарту. После обеда маленькая княгиня, со страхом погля­дывавшая на отца мужа, говорит, что боится его.

Сборы князя Андрея к отъезду в армию. Перед отъездом князь Андрей испытывает смешанные чувства: «страшно ли ему было идти на войну, грустно ли бросить Жену, — мо­жет быть, и то и другое…» Его прощальная беседа с сестрой. Во время разговора Андрей жалеет сестру, которой нелегко приходится с отцом. Но княжна Марья, которая благогове­ет перед отцом, запрещает так ему говорить. Марья просит Андрея выполнить одну ее просьбу: надеть «старинный об­разок спасителя с черным ликом в серебряной ризе на сере­бряной цепочке мелкой работы». Княжна Марья благослов­ляет брата образом. Прощание князя Андрея с отцом, же­ной и сестрой. Князь Андрей просит отца позаботиться о его жене, о ее родах. Старый князь дает сыну письмо к Миха-

илу Илларионовичу Кутузову, в котором просит последне­го, чтобы тот князя Андрея «в хорошие места употреблял и долго адъютантом не держал». Старый князь старался держаться, но чувства взяли свое и «что-то дрогнуло в ниж­ней части лица старого князя». С женой Андрей попрощал­ся холодно. Отъезд Андрея.

5 (100%) 1 vote


На этой странице искали:

  • война и мир краткое содержание 1 том
  • война и мир 1 том краткое содержание
  • война и мир краткое содержание по главам том 1
  • война и мир 1 том 1 часть краткое содержание по главам
  • война и мир том 1 краткое содержание по главам

Княгиню и князя Болконских, виконта Мортемара, аббата Морио, Пьера Безухова , княгиню Друбецкую и многих других.

На вечере ведутся светские разговоры, но основной темой является казнь герцога Энгиенского и политический настрой Наполеона . Все гости во главе с хозяйкой вечера ругают и не понимают Наполеона, только Пьер Безухов и Андрей Болконский называют его великим человеком, восхищаются им и поддерживают его поступки. Завязывается спор, но князь Ипполит рассказывает анекдот, и меняет тему разговоров.

Вскоре вечер заканчивается и все разъезжаются по домам, только Пьер едет в гости к Болконским. Пьер недавно вернулся из-за границы, поэтому они обсуждают службу, Безухов ещё не определился с выбором. Андрей рассказывает, что хочет славы и почестей, поэтому собирается в армию. Его жена в это время будет жить в деревне, чем она очень недовольна, ведь Лиза беременна, поэтому практически не выходит в свет, только посещает небольшие вечера, а в деревне лишится и этих развлечений, тем более добавятся переживания за мужа. Лиза понимает, что Андрей её больше не любит, и расплакавшись выбегает из комнаты. Болконского раздражают такие разговоры, он признаётся Пьеру, что сделал ошибку, взяв Лизу в жёны, и советует никогда не жениться, а также перестать вести разгульный образ жизни. Пьер обещает исправиться: перестать играть в карты и заняться делом, но не держит слово и сразу от Болконских едет к Анатолю Курагину , где собралась шумная компания.

Анна Михайловна Друбецкая едет в гости в Москву, к своим родственникам Ростовым. Её сын годами жил и воспитывался в этой семье, поэтому она сразу рассказывает о том, что Бориса перевели прапорщиком в армию, а также рассказывает про последний скандал: Долохов , Курагин и Безухов связали вместе надзирателя и медведя и отпустили их плавать в речку.

У Ростовых идёт праздник: у графини и её младшей дочери именины. Наташе всего 12 лет, но она уже влюблена в Бориса. Он принимает её детские заигрывания, говорит, что тоже любит её, но будет просить её руки только через четыре года, когда её исполнится 16 лет. Пьер тоже ненадолго приезжает на праздник и впервые знакомится с Наташей, которая производит на него огромное впечатление.

В это время в доме графа Безухова большое горе: старый граф при смерти. Все родственники пытаются выкрасть портфель с завещанием, в котором граф отдаёт своё наследство своему внебрачному сыну Пьеру, но Друбецкая вместе с Пьером вовремя приезжают проститься с умирающим и Анна Михайловна мешает краже и всё наследство и титул переходят к Пьеру.
Андрей Болконский вместе с женой приехал в имение отца, где их радушно встретила княжна Марья . Князь был не против того, что Андрей уходит на войну и все разговоры у них сводились на военные темы. Для Лизы был приготовлен отдельный дом, где ей нужно было дожидаться рождения ребёнка и возвращения мужа.

Часть 2

В октябре этого же года русские полки занимают города и окрестности эрцгерцогства Австрийского, а рядом с крепостью Браунау квартируется­ главнокомандующий Кутузов со своей армией. Главнокомандующий при осмотре обмундирования у солдат остаётся очень не доволен его состоянием, особенно обувью, и из - за этого не хочет, чтоб русская армия принимала участие в сражении. После смотра солдат Кутузов направляется вместе с Андреем Болконским изучать карты и бумаги. Князь Андрей Болконский служит адъютантом у Кутузова, за время, проведённое в армии, он очень возмужал и стал более ответственным и решительным. Ему очень нравится служба и он заинтересован в успехе кампании. Кутузов вспоминает победу генерала Мака и предполагает, что помощь русской армии уже не нужна австрийцам. Но тут появляется Мак и сообщает, что под Ульмом австрийцы разбиты и сдали всю свою армию. Андрей понимает, что теперь русской армии будет очень тяжело и что Бонапарт намного умнее и сильнее, чем казалось вначале.

В Павлоградском гусарском полку под командованием ротмистра Василия Денисова служит юнкером Николай Ростов , который живёт в одной комнате со своим командиром. Однажды утром у Денисова пропадает кошелёк с деньгами, и Николай знает, что его украл Телятин, он заставляет его признаться в краже и вернуть деньги. Ростову от этого было так неприятно, что он бросил Телятину свой кошелёк. Но поступок Телятина бросает тень на весь полк и командиры просят Ростова извиниться, он соглашается, а Телятина быстро списывают по болезни. Вскоре Николай проходит первое боевое крещение: армия отступает к Вене и гусары переправляются через реку Энс и поджигают после себя мост. Французская армия наступает, силы неравные, у русских не хватает продовольствия, австрийские войска отделяются и Кутузов может надеяться только на свои силы. План который был составлен провалился, Вену защитить стало уже не возможно и Кутузов стремится к одной цели: сохранить армию и соединиться с войсками, которые идут из России.

28 октября Кутузов оказывается на левом берегу Дуная, тем самым добившись очень маленькой победы при сражении с французами. Князь Андрей отправляется в Брюнн к австрийскому двору сообщить о победе. По дороге он встречает обозы с ранеными и очень переживает, что пострадало столько людей. Приехав в Брюнн и предоставив военному министру все бумаги, Андрей ждёт расспросов о сражении, но встречает полное равнодушие и это сильно омрачает его радость о первой победе. Разочарованный Андрей уезжает искать армию, так как никто толком не знает о её местоположении. Навстречу ему постоянно попадалась бегущая армия: огромные силы французов обратили русских в бегство. Наконец он находит Кутузова вместе с Багратионом и австрийским генералом Вейротером. Кутузов отправляет авангард Багратиона задержать французскую армию, это было единственной возможностью выиграть время и дать солдатам отдохнуть и подготовиться к сражению. Мюрат встретив Багратиона, подумал, что это вся русская армия и предложил заключить мирное соглашение на три дня.

Французы напали внезапно, когда русские совсем не ожидали нападения, поэтому приказы отдавались не согласованно, из - за чего в русских рядах началась полная неразбериха. Начался бой, капитан Тушин открыл огонь, потому что адъютант Жерков не доставил распоряжение Багратиона, чтоб батарея Тушина срочно отступила за овраг. Багратион слез с коня и пошёл впереди солдат, французы начали палить из пушек. Эскадрон, в котором служил Ростов оказал перед лицом неприятеля, гусары начали атаку. Под Николаем подстрелили лошадь и он увидел приближающих французов, он так испугался, что кинул в них свой пистолет и бросился бежать. Пока бежал до кустов, где сидели русские стрелки, его ранили в руку. Про батарею Тушина вспомнили, только услышав залпы орудий, и Андрей поехал к нему с приказом об отступлении. Князь увидел разгромленную батарею и помог Тушину выбраться и укрыться в овраге. Болконский говорит Багратиону, что только­ действия Тушина обеспечили им успех в сражении. На следующий день армия Багратиона присоединилась к Кутузову.

Часть 3

Князь Василий добивается чтоб Пьера Безухова назначили камер - юнкером, и забирает его в Петербург. Курагин хочет женить Пьера на своей дочери и для достижения этой цели берёт его под своё покровительство. Он потихоньку обкрадывает графа, притворяясь заинтересованным его делами. Пьер живёт в его доме, на всех балах и приёмах его сопровождает красавица Элен, и Пьер понимает, что любит её, но не может решиться сделать ей предложение, тогда вмешивается князь и вопрос с помолвкой решается без участия Пьера. Через полтора месяца Элен стала его женой и хозяйкой огромного отремонтированного заново дома.

Выгодно выдав замуж свою дочь, князь решает устроить обеспеченную жизнь сыну, женив его на дочери князя Болконского. Вместе с Анатолем он едет в Лысые Горы свататься к княжне Марье. Лиза и мадемуазель Бурье пытаются нарядить Марью, чтоб она предстала перед женихом в более выгодном свете, но от нарядов она красивее не становиться. Анатоль ей понравился и она согласилась принять его предложение, но неожиданно в саду увидела, как её жених заигрывает с мадемуазель Бурье и ответила отказом, хотя мечтала о браке и детях.

Николай Ростов приезжает в Измайловский полк, в котором служит Борис Друбецкой, чтоб повидаться с ним и забрать письма и деньги, присланные из дома. Борису он рассказывает, что за участие в Шенграбенском сражении ему присвоили звание корнета и наградили Георгиевским крестом. Хвастается своим ранением и описывает свою смелость и отвагу, умалчивая о своём постыдном побеге от французов.

12 ноября все готовились к смотру русских и австрийских войск. На парад приехал император Александр и на военном совете было решено начинать следующее сражение. На следующий день началась битва, в которой русские одержали блестящую победу и взяли в плен отряд французских кавалеристов. Армия радовалась победе, все решили, что Наполеон не так уж и силён и следующие несколько дней составляли план боевых действий, готовясь к следующему сильному нападению.

Сражение началось не так, как было задумано: Наполеон оказался совсем близко и его армия была лучше подготовлена. Кутузов плакал от досады, ведь он был уверен в победе, а вышло всё наоборот: к вечеру сражение было проиграно.

Андрей Болконский был ранен на поле боя, он лежал со знаменем в руках и ждал помощи, но вместо русских к нему подъехали французы во главе с Наполеоном. Они заметили, что Андрей жив и отправили его в госпиталь, где уже находились раненые русские солдаты. Позже Наполеон посетил их и хвалил за храбрость, но Андрей постоянно проваливался в забытье, в котором он наслаждался тихой и спокойной жизнью в имении своего отца.

К Анне Павловне Шерер на вечер приехал князь Василий. Они поговорили немного о политике и войне в Европе, и перешли на тему семейной жизни князя. Он жаловался ей, что его сын, Анатоль Курагин, очень много повесничает и его нужно женить. Анна Павловна предложила дочь князя Болконского, живущего в деревне и обладающего большим состоянием.

Стали подъезжать гости. Весь свет тех лет. Гости при входе совершали обряд приветствия с какой-то тётушкой, ни проявляя к ней никакого интереса. Приехали великолепная Элен и Ипполит, дочь и сын князя Василия. Подъехали Болконские: Лиза, находившаяся в положении, и ее муж Андрей. За ними приехал Пьер, незаконный сын умирающего графа Безухова.

Анна Павловна встречала всех и направляла их куда нужно, говоря пару фраз в тему. Так она ходила весь вечер и направляла темы разговора в нужное русло, представляя их в виде вращающихся веретен.

Все гости разбились на небольшие кучки, и в каждой такой кучке шёл свой разговор, которым управляла иногда появляющаяся Анна Павловна. В одной из таких кучек, Виконт рассказывал интересную историю про Бонапарта, в другой говорили про красоту Элен и тому подобное. Князя Андрея спросили, куда он собирается дальше? Он ответил, что уходит на войну, а свою жену отправляет в деревню к отцу. К нему подошел Пьер, и они разговорились. Оказалось, что они старые друзья.

Когда князь Василий хотел уже уехать с Элен на другой вечер, около дверей его остановила княгиня Друбецкая. Она начала говорить про своего сына, Бориса, и просила князя помочь ему в армии. Князь Василий помнил, что первыми успехами по службе он был обязан отцу Друбецкой, поэтому он согласился порекомендовать Бориса к Кутузову в адъютанты. После отъезда князя Василия и Элен, разговор снова зашел о Наполеоне. Виконт рассказывал про французского императора, но в беседу влез Пьер. Он начал спорить с виконтом и в конце концов, дело ничем не кончилось – их прервала Анна Павловна. Но тут Ипполит решил рассказать анекдот, но не успев даже начать, рассмеялся и это сгладило накалённую обстановку.

Гости начали разъезжаться. Ипполит не отходил от Лизы, даже в присутствие мужа. Он шептал ей что-то на ушко и помогал одеваться. Вместе с Болконскими уехал и Пьер, попрощавшийся перед этим с Анной Павловной. Когда они приехали домой, Андрей заговорил с Пьером по поводу того, что тот собирается делать дальше. Но Пьер, проживавший с 9 лет за границей и только недавно вернувшийся, не мог ни на что решиться. В ответ он спросил Андрея, зачем тот идет на войну? Князь Андрей смог сказать только, что жизнь, которую он здесь ведет ему не по нутру.

В комнату вошла Лиза, и Пьер с Андреев прервали свой разговор. Они начала говорить, что Андрей переменился с их свадьбы и стал другим. Она просила не оставлять её одну в деревне без её друзей. Но Андрею не нравился этот разговор, и он позвал Пьера ужинать. За столом Андрей говорил про то, что его жизнь уже кончена и отговаривал Пьера жениться, пока тот не станет ветхим стариком. Но Пьер видел в князе молодого и здорового человека с сильной волей и не понимал, почему он про себя так думает. Во время разговора Андрей попросил Пьера больше не участвовать в выходках Анатоля Курагина, у которого тот жил.

Пьер вышел в 2 часа ночи от Болконских и направился прямо к Курагину. Он решил, что обещание - это пустое, и его можно нарушить. У Анатоля было полно народу, и они затевали какое-то пари. Как только Пьер зашёл в дом, его сразу же напоили и попросили разбить пари. Семёновский офицер Долохов спорил с англичанином Стивенсом, что он сможет выпить бутылку вина, сидя на окне 3 этажа. Пьер разбил пари и Долохов полез. Он почти упал, но сумел удержать равновесие, и выпил всю бутылку. Пьер тоже хотел было полезть, но его отговорили.

Князь Василий исполнил свое обещание, и Бориса перевели в Семеновский полк. Сам Боренька в это время был дома у Ростовых, на именинах матери и дочери. Мать, Наталья, встречала гостей вместе с графом. Но такое скучное дело ей скоро надоело. Начался разговор о проделках Пьера, Курагина и Долохова. Оказалось, что они привязали к медведю квартального и заставили медведя плавать, а вместе с ним и квартального. За эту выходку Долохова разжаловали, Пьера сослали в Москву, а Анатоля выслали из Петербурга. Эта новость не могла не повеселить графа Ростова, но графиня остановила его. Также говорили, что князь Василий приехал в Москву к умирающему князю Безухову.

Послышался смех и в комнату вбежали дочь Ростовых, Наташа. Она подбежала к матери и, обняв её, весело рассмеялась. Гости также рассмеялись. За Наташей прибежала вся молодежь: Борис, старший сын Ростовых - Николай, племянница графа – Соня, и младший сын – Петруша. Все они весело посмеялись и ушли в другую комнату.

Гости продолжили разговор. Они говорили про молодежь: как воспитывать, как с ними общаться. Графиня Ростова сказала, что Наташу, она балует, а старшую, Веру, держала в строгости. Вера, сидевшая рядом, улыбнулась, но улыбка не была ей совсем к лицу. Гости разъехались, обещая приехать к обеду.

Наташа выбежала в гостиную и спряталась за цветком. За ней вошли Николай и Соня. Они поцеловались. Наташа тихо выбралась и встретила Бориса. Она тихонько обняла его и поцеловала. Но он сказал ей, что нужно немного потерпеть и он будет просить её руки. Всего 4 года. Они взялись за руки, и пошли в диванную.

В гостиной остались трое: Наталья, мать-Ростова, Вера и Анна Михайловна. Мать попросила Веру удалиться. Она пошла в диванную, в которой были остальные дети. Вера отобрала чернильницу и Николая, который переписывал стихи, и сказала Наташе, чтобы та не бегала. Дети ушли в детскую, оставив Веру, смотревшую в зеркало, одну.

Анна Михайловна жаловалась Ростовой, что у неё нет денег на обмундировку Бориса. Немного поговорив, она собралась и поехала к Безухову, просить денег, потому что он был крестником Бориса.

Анна Михайловна вместе с Борисом приехала к графу Безухову, но её не пустили. Она попросила еще раз сообщить, что приехала графиня Друбецкая с сыном и тогда их пропустили. Она увидела князя Василия и разговорилась с ним по поводу здоровья Безухова и его дел. Но князь был настроен скептически, он боялся, что она может претендовать на наследство умирающего. Но она разуверила его. Пришла княжон, племянниц графа, ухаживающих за больным. Она сказал, что улучшений не предвидеться. Бориса отправили к Пьеру, пригласить его к Ростовым на ужин.

История с медведем оказалась правдой, и за это Пьер был выслан в Москву и приехал к отцу. Он спросил у племянниц-княжон можно ли к отцу, но они ему отказали. Через несколько дней приехал князь Василий и Пьер всё время оставался у себя.

Когда к нему зашел Борис, он ходил по комнате и пронзал невидимого врага шпагой. Пьер не узнал Бориса и принял его за Николая Ростова, но после объяснения всё встало на свои места. Пьер хотел было поговорить с ним о политике, но Борис сразу заявил, что он не разбирается в ней. Друбецкой после минутного молчания заявил, что он не желает богатства умирающего и приехал только с матерью. Пьер был поражен подобной прямотой, но в тоже время был доволен решительностью молодого человека. Борис снова пригласил его к Ростовым и, перекинувшись с Пьером парой фраз, ушел. Он увидел мать, выходившую от старого графа. Она что-то причитала про его здоровье. Они уехали.

Графиня Ростова позвала мужа и попросила у него денег. Он позвал Митеньку, заведующего по делам, и приказал принести ему 700 рублей. Когда Анна Михайловна приехала от Безухова, она была опечалена. Она сообщила Ростовой, что граф совсем плох. Мать-Ростова приоткрыла платок с деньгами и сказала, что это на одежду Борису. Анна Михайловна и Наталья обнялись и заплакали, из-за того что были старыми подругами и помогали друг другу.

Гости собрались и ждали одну Марью Дмитриевну. Она не была очень богата, но обладала большими почестями и прямотой ума и характера. Гости ходили по залу и помаленьку вели разговоры. Прямо перед обедом приехал Пьер и уселся в центр стола, закрыв проход другим гостям. За ним приехала и Марья Дмитриевна. Она подозвала к себе Пьера и отчитала его за проделку с медведем. Все сели за стол.

За столом мужчины обсуждали вопросы войны: сражаться ли русским или остаться дома? Но Марья Дмитриевна угомонила их разгоравшийся спор. Неожиданно Наташа спросила у матери, когда подадут пирожное? Шалость не осталась в стороне, и все гости дружно смеялись и веселились.

Раздвинули столы для бостона, и взрослые ушли играть в карты. Молодежь собралась около клавикорды, и собирались что-то петь. Наташа хотела начать, но, заметив, что Сони нет, она вышла из комнаты. Соня сидела на сундуке и плакала. Радостная Наташа тоже расплакалась, и они сидели вдвоем и плакали. Оказалось, что Вера увидела стихи Николая к Соне и пригрозила ей, что всё расскажет матери. Наташа успокоила Соню, и они весело пошли к гостям.

Наташа прибежала к Пьеру и позвала его танцевать. Они прошли в общий зал и сели, дожидаясь. Наташа была счастлива, что будет танцевать с взрослым. Она приняла самую светскую позу и разговаривала с Пьером, пока все на неё смотрели.

Старички начали выходить из-за карт. Отец Ростов услышал знакомую мелодию начал танцевать с Марией Дмитриевной. Она почти не двигалась, зато граф плясал очень много. Он был хороший танцор. Он говорил музыкантам играть быстрее и сам начинал вертеться шустрее и шустрее. С последним звуком зал наполнился рукоплесканиями.

В это же время у Безухова случился шестой удар. Ему становилось все хуже. С ним приезжали прощаться важные государственные люди. Князь Василий нашел одну из княжон и начал говорить с ней о завещании графа. Он говорил о том, что все богатство записано на Пьера и они ничего не получат. Княжна сначала не поверила, но, услышав некоторые факты, она поняла, что деньги ей не достанутся. Князь спрашивал, видела ли она мозаичный портфель в котором было завещание. В нем было и письмо государю, чтобы тот признал Пьера законным сыном графа Безухова.

К дому старого графа подъехала карета с Пьеро и Анной Михайловной. Она повела его задним ходом в дом. Они быстро проходили комнаты. В одной из них Пьер увидел шептавшихся князя Василия и старшую из княжон. На их лице Пьер увидел страх и смятение, когда к ним неожиданно вошли. Анна Михайловна повела его дальше к покоям графа. Там собралось очень много разных княжон, князей, слуг и докторов. Пьер спросил о здоровье отца, на что ему рассказали про случившийся удар. Пьер почувствовал новое ощущение: все вокруг стали обходиться с ним более учтиво и уважительно. Началось соборование, и все вошли в комнату.

Все были в комнате графа и молились. Потом перенесли графа в другую постель. Он увидел Пьера и поманил его к себе взглядом. Пьер нерешительно сел у отца. Граф прохрипел, и его перевернули на другой бок, но рука его осталась на той стороне тела, и он не мог ей пошевелить. Пьер увидел это и понял, как близок отец к смерти.

Все вышли из комнаты. Пьер последовал за Анной Михайловной. В комнате он увидел, как она о чем-то спорила с княжной. Они держали мозаиковый портфель и спорили. Князь Василий разнял их, сказав, что он всё берет на себя. Зашла средняя княжна и сказала, что граф умирает. Все пошли к старику. Он умер. Пьер лег спать на диван, подложив под голову руку, а Анна Михайловна уехала к Ростовым, где рассказала о прощании отца с сыном.

В Лысых Горах, куда должны были приехать Болконские: Лиза с Андреем, все шло своим ходом. Николай Андреевич, отец Андрея, был в отставке, и воспитывал свою дочь дома сам. Он не выезжал в город, но к нему часто приезжали.

Княжна пришла к отцу на урок геометрии. Он передал ей письмо от Жюли Карагиной и сказал, что прочтёт последующее 3 письмо. Он начал учить её геометрии, но она ничего не понимала. Нет, она была не глупой, но вблизи отца, она не могла спокойно думать. Он начинал кричать на неё, и она начинала все больше путаться. Наконец, он отпустил её.

Придя в свою комнату, княжна принялась читать письмо. В нем писалось о смерти графа Безухова и переходе всего наследства Пьеру, о истории с князем Василием и сестрами-княжнами, о том, что Анатоля Курагина хотят сватать к ней и прочем. Дочитав, княжна принялась писать ответ. Она говорила, что не верит слухам про Безухова и думает, про Пьера очень хорошо, что князь Василий должен приехать к ним, но о женитьбе не было ни слова, и о приезде брата, Андрея.

Приехали Андрей с Лизой. Они не пошли к Николаю Андреевичу, т.к. он спал, и будить его, было нельзя раньше времени. Они отправились к княжне Марье. Она в это время играла на клавикордах вместе с мадмуазель Бурьен. Увидев Лизу, они начали обниматься, целоваться и смеяться. Девушки завели разговор про делишки в Петербурге, а потом перешли на личное. Андрей побыв с ними, отправился к отцу. Николай Андреевич одевался в тот момент, когда к нему вошел Андрей. Они говорили про военные дела и тактику русских в предстоящей войне.

В назначенный час все направились в столовую. На стенах висело геологическое древо, и князь Андрей пошутил по его поводу. Но сестра не поняла шутки, и хотела было вступить в спор, но пришел Николай Андреевич и все сели за стол. Николай Андреевич подозвал невестку к себе и стал расспрашивать её обо всем. Та, немного по смущавшись, начала бойко рассказывать про жизнь в городе. Князь, не много послушав её, отвернулся к архитектору, который также сидел за столом. Он снова начал говорить с Андреем о войну и планы Наполеона. Они разгорячились, но, вскоре успокоившись, стали обсуждать тактику движения войск.

До отъезда Андрея оставалось мало времени. Он собирал вещи, когда к нему пришла сестра. Они говорили про отца и Лизу. Маша взяв обещание с князя надела ему образок. Он пошел в комнату к жене. Она сидела за работой. Он спросил всё ли хорошо и поцеловал её. Потом он пошел к отцу. Тот писал письмо. Андрей, немного смущаясь, попросил его, когда Лиза будет рожать позвать акушера из города. Николай Андреевич пообещал. После он встал, дал письмо Андрею и сказал, что это Кутузову. Пожал сыну руку. Отец с сыном простились, и Андрей вышел из комнаты. Там его встретила Лиза и, упав ему на плечо, обняла его. Он усадил её в кресло и уехал.

Просмотров