Представление о боге в буддизме. О религии без бога Ключевые особенности понятия Бога-Абсолюта

Буддизм является древнейшей из пяти мировых религий и зародился он примерно на пятьсот лет ранее христианства. По статистике сегодня каждый седьмой человек является буддистом. Однако хоть он и относится к религии, просвещённые на протяжении веков до сих пор спорят относить ли буддизм к религии. Чему он учит? К чему ведёт? И какова природа самого Будды? Ответив на эти вопросы каждый решит сам для себя чем является вера в Будду, учением или религией.

Буддизм возник на севере Индии две с половиной тысячи лет назад, где жил и проповедовал мудрец по имени Сиддхартха Гаутама из рода Шакья. Конечно же тогда не было буддизма и такого понятия как Будда, они появились значительно позднее. Учение называлось «Дхарма», означающее на санскрите «природа всего сущего», то есть постижения всего таким каким есть в реальном времени. В «Дхарме» содержится 84 тысячи поучений, ведущих адепта от страданий обыденной жизни к Освобождению и Просветлению через постижение истинной реальности.

«Источник света есть в каждом человеке, но его закрывает множество покрывал символизирующих заблуждения и искажения несущие эти заблуждения. И задача каждого срывать эти покрывала одно за одним, для беспрепятственного проникновения чистого, ничем не искажённого света».

Такое количество поучений объясняется тем, что как в случае болезни есть для каждой болезни, и более того для каждого человека, своё лекарство. Так и для каждого человека и случая подходят разные способы обучения и совершенства.

Буддизм самая не религиозная мировая религия, в которой нет бога-судьи карающего за проступки, а всё в жизни людей и других форм жизни подчинено причинам и следствиям: то, что человек чувствует, думает, говорит и делает сегодня, оставляет отпечаток в подсознании. И потом в последствии эти впечатления созревают и воплощаются в благоприятные или трудные события и обстоятельства и нет смысла управлять этим процессом, так как всё управляется однажды созданным законом причины и следствия, что на санскрите звучит как, всем известная, «карма». Буддизм больше основывается на личном опыте, а не вере. Отсюда нет момента создания мира и его первопричины, а рождаются, развиваются и исчезают бесчисленные вселенные по естественным законам с безначальных времён.

Буддизм и свобода

Появившись в Индии, буддизм был воспринят как мировоззрение, несущее свободу и равенство. Древнеиндийское общество до возникновения буддизма было строго разделено по кастовому признаку. Лишь представителям высшего сословия - брахманам - было позволено напрямую обращаться к богам, а люди низшей касты - шудры - не могли даже прикасаться к священным текстам. Индуистская ведическая система оценивала человека по его сословной принадлежности и полагала, что даже личные качества определяются происхождением.
Буддизм утверждает, что для человека важнее его личные качества и дела, а не происхождение. Буддисты заявили, что каждый человек, где и кем бы он ни родился, обладает природой Будды, то есть может развиваться и постичь природу ума.
Известен случай, когда один из учеников Будды попросил воды у женщины низкой касты. Она была потрясена тем, что монах не брезгует взять у нее воду, и решила, что он не понял, с кем имеет дело. Женщина начала объяснять ему, кто она такая, а ученик Будды просто сказал ей: «Я же попросил тебя дать мне воды, а не рассказать, из какой ты касты». Буддизм отверг идею божественной данности каст. Он открыл двери в свою общину (Сангху) для всех людей, независимо от сословия, пола, национальности, и провозгласил, что Освобождение могут обрести все, кто наделен мудростью и состраданием.
Свободомыслие буддизма проявилось и в том, что он помогал людям не зависеть от богов и других сверхъестественных существ. Будда выглядел достаточно провокационным для своих современников. Он признавал, что боги существуют, но не приписывал им важной роли в человеческой жизни. Отрицая единого творца как первопричину мира, он заявил, что индуистские боги - просто еще один класс существ. Они тоже страдают, рождаются и умирают. Они (как и все остальные) заслуживают сочувствия, но не могут быть объектом поклонения.

Без особого восторга буддизм относился и к проявлениям сверхъестественных способностей. Однажды Будда встретил аскета, который рассказал, что благодаря долгой практике аскетизма он развил такую силу, что теперь может ходить по воде. Будда удивился: «И стоило ради этого так мучить себя? Ведь лодочник взял бы за переправу всего один грош!»
В теистической культуре, где люди верят в бога или богов как в верховную силу, поучения Будды сложно было принять и закоренелому духовенству, и определенной части правящего класса. Но Будду очень уважали, несмотря на его критику теизма и кастовой системы. Со временем среди его последователей появилось довольно много бывших священнослужителей и князей, которые, преодолев предрассудки, свободно учились вместе с неприкасаемыми.

Буддизм – древнейшая мировая религия, входит в три самые распространенные мировые религии наряду с христианством и мусульманством.

В буддизме нет конкретного личностного бога или божеств, как Иисуса Христа в христианстве, Аллаха в исламе или Ягве в иудаизме, которым поклоняются. Буддизм проповедует освобождение человека от жизненной суеты, «колеса страданий и страстей» и достижение блаженства души – нирваны . Названа религия в честь ее пророка, учителя Будды , который был человеком, но затем вознесся и достиг нирваны.

Распространен культ поклонения статуям Будды . Буддистские храмы по всему миру можно узнать по яркому разноцветью их убранства и фасада. Хотя сам Будда не только не требовал поклонения себе, статуй и молитв своей персоне, но и отрицал это, считая себя не спасителем. Но простым человеком, просто достигшим осознания великих вещей и передающим их людям. Само имя «Будда», которое взял себе Учитель, означает «прозревший» либо «просветленный».

Буддизм как минимум на половину тысячелетия старше христианства и уж точно заметно старше ислама.

Буддисты верят в переселение душ (реинкарнацию) . Эту веру они заимствовали из близкой религии – индуизма. Человеческая жизнь, как верят они, не кончается со смертью, а человек живет снова, в ином теле, возможно, не человека. Может, ему доведется родиться снова принцем, а может – нищим неходячим калекой. Может, пчелой или осой, облезлым ослом, а возможно – домашней кошкой короля.

Считается, что сам Будда, прежде чем родиться и вырасти Великим Учителем, прошел много жизней: побывал и пастухом, и каменщиком, и артистом. Испытания в этих жизнях дали ему опыт, нужный для того, чтобы просвещать людей и нести им свет.

Буддизм проповедует мирную жизнь без насилия, запрещает убийство, проповедует равенство всех людей от рождения независимо от происхождения и богатства. В отличие от другой крупной религии мира, индуизма, где люди от рождения делятся на высшие и низшие касты. Не зря очень спокойный и миролюбивый человек, «пребывающий в созерцании мира», часто заслуживает прозвище «буддист».

Искусство буддизма часто проявляется в создании статуй и статуэток Будды Просветленного. Самая высокая статуя в мире, рекордсмен Книги Рекордов Гиннеса – это как раз статуя Будды.

Среди обрядов буддизма распространен институт монашества. Буддистские монахи проживают в монастырях, дают обет безбрачия. Их можно узнать по бритым головам и ярко-оранжевым одеяниям. Монастыри буддистов – это центры книжной культуры буддизма, восточной медицины, иногда даже спортивные центры и центры боевых искусств. Мировой глава буддистов, что следит за соблюдением обрядов и канонов религии – Далай-лама .

Буддизм в России исторически распространен в некоторых областях Восточной Сибири, в Республике Тыва, в Бурятии, на Алтае. Здесь это – традиционный культ религии. Известен сибирский лама Итигэлов, почитающийся буддистами святым – его мощи после смерти остаются нетленными уже несколько десятилетий. Верующие буддисты считают, что лама не умер, а на время покинул свое тело, он когда-нибудь проснется и заговорит с людьми о той мудрости, которую познал, когда пребывал вне тела.

Все ниже приведенное я счел нужным написать, так как многие пишушие о религиях или атеизме (посмотрите, какие разгорелись страсти на сайте гайдпарка между верующими и атеистами!) забывают или не знают, что существует религия без Бога – буддизм (правда, этот настоящий буддизм, по уверению Ошо, умер вместе с Гаутамой Буддой, так как в дальнейшем священнослужители пошли на компромисс с желаниями народа: дали народу то, что он хотел, то есть то же, что и остальные религии - в конечном счете утешение через идеи Бога, совершенства, бесконечности, которые вместо того, чтобы дискредитировать идею человеческого эго, еще больше ее приукрашивают).

Как писал в своей книге Ошо (Ошо "Будда: его жизнь и учение. - М.: ООО "Издательство АСТ". : ООО "Издательство "Астрель"; 2004. - 144 с. : ил.), "...все системы, основанные на вере, ядовиты, все эти системы - препятствия.
Он не верующий. Но он и не атеист, потому что он говорит, что некоторые люди верят в Бога, другие не верят, но все они верующие. Его неверие так глубоко, что даже те, кто говорит, что Бога не существует, и верят в это, неприемлемы для него. Он говорит, что недостаточно утверждать, что Бога нет. Если вы мыслите как ребенок, вы найдете себе другой источник Бога" (стр. 123) (т.е. другого утешителя).
"Первое - он отрицает Бога.
Второе - он отрицает рай, небеса. Он говорит: рай - ничто
и ное, как неудовлетворенные сексуальные желания, неудовлетворенное желание перен е стись в другую жизнь, жизнь вовне, жизнь после смерти. И, кажется, он а б солютно прав. Если вы найдете описание рая в исламе, христианстве, иудаизме, вы совершенно четко поймете, что он имеет в виду. То, что остается невыполненным здесь, вы переносите на другую жизнь. Но желания остаются те же!" (стр. 122).

"Христианский, мусульманский, иудейский или индуистский рай - все они ничто иное, как неосуществленные, перенесенные желания, подавленные желания, разбитые мечты. Конечно, в этом человек находит утешение:"Вам не удалось осуществить их здесь или там. Рано или поздно вы придете к Богу. Все, что вам нужно будет делать, - продолжать молиться ему, кланяться перед каким-то образом или идеей, или идеалом и продолжать радовать его." (стр. 123).
"Награда, естественно, ожидает вас после смерти, потому что даже самые хитрые священники не могут обмануть вас в этой жизни - даже они не могут. Они знают, что желание остается неосуществленным, поэтому им нужно было изобрести загробную жизнь. Никто не знает, есть ли она, но люди продолжают очень легко обманываться"(стр. 123).
"Будда не обещает вам никакого рая, он не верит в рай. Так же как не верит в вечное блаженство на небесах. Точнее, в блаженство он верит, но это не вера как таковая. Когда потеряны все эдемы и оставлены все желания, вдруг выясняется, что блаженство заложено внутри нас. И для того, чтобы достичь этого блаженства, не нужно абсолю т но ничего: никаких добродетелей и аскетических условий жизни, никаких жертв" .

"Единственное, что требуется, - осознание истинного положения вещей. Путь Будды - есть путь осознания" (стр. 128).
"Будда не верит нив Бога, ни в душу, ни в рай. В чем же состоит его учение? Его учение - это жизненный путь, а не вера. Его учение очень научно, очень эмпирично, очень практично. Он - не философ и не метафизик... Будда говорит: ты можешь изменить свою жизнь - тебе не нужна для этого вера. На самом деле вера - препятствие на пути к серьезным изменениям. Начни свой путь с избавления от верований и суеверий, от метафизики и от различных догм. Начни свой путь абсолютно обнаженным и чистым. Никакой теологии, никакой идеологии. Начни его с пустоты! Только так ты сможешь приблизиться к истине" (стр. 129).

Сам Будда говорил, что все его учение можно свести к одной фразе: ни при каких обстоятельствах ни к чему не привязывайся.
Будда открыл 4 "благородные истины": 1 ) жизнь есть страдание, 2 ) существует причина страдания - желание, 3 ) возможно прекращение страданий, 4 ) существует путь (так называемый восьмеричный путь), ведущий к окончанию страданий.
Т.о., путь Будды - это не путь слепо верующего (в Бога) или слепо неверующего (т.е. слепого атеиста), это путь сомневающегося, проверяющего все на своем опыте, т.е. это есть научный путь познания истины.
"Самый надежный путь к непривязанности лежит через изучение, наблюдение и понимание с
о бственных привязанностей. В стремлении отпустить привязанности есть некая фальш ь . Часто такое стремление отражает желание человека закрыть глаза на реальное положение вещей. Задача же нашей практики - непредвзято наблюдать за происходящим" (стр. 134 книги Розенберга Ларри Секреты медитативного дыхания. - М.: Издательский дом "София", 2006. - 256 с.)

"Просветление никак не связано с понятиями "я" и "мое"; оно выше иллюзии, будто тебе известно, кто ты. В нашем мире поз и титивный самообраз считается преимуществом, но с буддийской точки зрения мудрость заключается в том, чтобы вообще отказаться от любых образов. Самооценка становится источником многих страданий... Медитативная практика состоит в том, чтобы освободиться от любых представлений о себе. Тогда можно делать то же самое, что все остальные люди: есть рис, пить чай и при этом оставаться поистине свободным, искренним и непринужденным" (стр. 80-81 книги Розенберг Ларри. Секреты медитативного дыхания. - М.: ООО Издательский дом "София", 2006. - 256 с.).

Буддизм не отрицает богов, а понимает их немного иначе. По отношению к Маре, в данном случае, можно использовать как слово "бог", так и "демон". Это проблема перевода и тождества понятий. История искушения Иисуса в пустыне чем-то похожа на историю искушения Будды Марой (Будда жил раньше Иисуса) и здесь важнее ролевое значение, чем то, какой статус имел искуситель. Боги-демоны в буддизме могут быть олицетворением разных человеческих страстей, страхов и пороков. Жизнеописание одного из почитаемых тибетцами будд - Падмасамбхавы, содержит много историй о том, как он обращал в буддизм разных грозных демонов, после чего они стали защитниками дхармы (они называются дхармапалы).

Дхарма (дхамма), буддийское учение рассматривает мир не как сущности, а как процессы и их проявления.

Любое слово и наименование, стоящие за ними психические процессы, любое явление или принцип, воспринимаемое разумом как сущность - рассматривается как обусловленная причинами динамика (для восприятия Бога требуется как минимум ум, развитый мозг, образ в уме, вобравший в себя ряд воспринятых человеком качеств или явлений, и сам язык со всей его историей и структурой, подобранное имя..)

Дхамма учит грамотности и глубине понимания психических процессов самим исследователем. То есть как химия или физкультура не может отрицать или опровергать существование Б., так Божественное не предмет буддийского исследования. Буддийское учение - о качестве инструментария разума, и ваше дело, насколько качественно вы его применяете.

Буддизм сам по себе не отрицает богов, он как бы "не об этом". Помимо предыдущих верных ответов хочется добавить, что, так как буддизм зародился в Индии, то он в какой то мере принял в себя пантеон индуистских богов - буддисты верили что эти боги существуют, но скорее не считали нужным им поклонятся, ежели кто желал поклонятся богам и быть буддистом - противоречия тут не было. Придя в тибет, буддизм принял пантеон местных богов и демонов, то же было в Китае и Японии. С точки зрения дхармы боги - такие же пребывающие в сансаре существа, которые живут долго но тоже смертны и когда нибудь переводятся в людей или даже животных, ну либо достигнут нирваны. Кстати, будда - тот кто фактически мог уйти в нирвану но остался прожить человеческую жизнь, дабы помочь другим живым существам, то есть в какой то мере он стоит выше богов, хоть и не обладает сверхъестественной силой.

Буддизм- религия без бога, но в истории Будды (Седхарты) всё же присутствуют боги (например Мара-Бог желаний).Почему так?

Буддизм это религия. Ей свойственны легенды, культ личности, массовость. Будда был философом и не был буддистом. Мара, о нем рассказал Будда, люди не видевшие его и не понимающие слова Будды, сделали его Богом в своих легендах о Будде. Этот вопрос имеет два ответа:

1. Мара-Бог, это попытка объяснить "нечто" с пересказанного.

2. Хотите узнать кто такой Мара, повторите путь Будды. Опуститесь в глубь своего сознания, разберитесь в себе, пропускайте все испытываемые чувства через фильтр сознания и вы обязательно повстречаетесь с Мара. После встречи с ним, вы ответите на вопрос кто такой Мара, Бог или демон, является ли он ими.

Буддизм очень много перенял из брахманизма. Да и сам буддизм зародился уже после смерти Будды. Философия Будды сильно отличается от буддийского фольклора.

Ответить

Просмотров