Русский парусный флот. Учебные парусные суда россии. Линейный корабль «ингерманланд»

Линейный корабль - это парусное военное судно из дерева с водоизмещением до 6 тыс. тонн. Они имели до 135 орудий на бортах, расположенных в несколько рядов, и до 800 человек экипажа. Эти корабли использовались в боях на море с применением так называемой линейной тактики боя в 17-19-м веках.

Появление линейных кораблей

Название «корабль линейный» известно со времен парусного флота. Во время многопалубники выстраивались в одну линию для того, чтобы дать залп всех орудий по противнику. Именно одновременный огонь со всех бортовых пушек наносил врагу существенный урон. Вскоре такая тактика боя стала называться линейной. Постройка в линию кораблей во время морских боев впервые стала использоваться английскими и испанскими флотами в начале 17-го века.

Прародителями линейных кораблей являются галеоны с тяжелым вооружением, карраки. Первое упоминание о них появилось в Европе в начале 17-го века. Эти модели линейных кораблей были намного легче и короче галеонов. Такие качества позволяли им быстрее маневрировать, то есть выстраиваться в линию бортом к противнику. Построиться нужно было таким способом, чтобы нос следующего корабля обязательно был направлен в корму предыдущего. Почему не боялись выставлять борта кораблей под вражеские атаки? Потому что многослойные деревянные бока были надежной защитой корабля от ядер противника.

Процесс становления линейных кораблей

В скором времени появился многопалубный линейный корабль парусный, который более чем на 250 лет стал основным средством ведения войны на море. Прогресс не стоял на месте, благодаря новейшим методикам расчета корпусов стало возможным прорезать пушечные порты в несколько ярусов еще в самом начале сооружения. Таким образом, можно было рассчитать силу корабля еще до того, как он будет спущен на воду. В середине 17-го века возникло четкое разграничение по классам:

  1. Старые двухпалубные. Это корабли, у которых палубы располагаются одна над другой. Они заставлены 50 пушками, стреляющими по противнику через окна в бортах корабля. Данные плавучие средства не обладали достаточной силой для ведения линейного боя и в основном применялись в качестве эскорта конвоев.
  2. Двухпалубные линейные корабли с количеством пушек от 64 до 90 представляли основную часть флота.
  3. Трех- или четырехпалубные корабли, имеющие 98-144 боевых орудия, исполняли роль флагманов. Флот, содержащий 10-25 таких кораблей, мог контролировать торговые линии и в случае военных действие перекрывать их для противника.

Отличия линейных кораблей от других

Парусное оснащение у фрегатов и линейных кораблей одинаковое - трехмачтовое. На каждом обязательно присутствовали прямые паруса. Но все же фрегат и корабль линейный имеют некоторые отличия. Первый обладает только одной закрытой батареей, а линейные корабли несколькими. Кроме того, у последних количество пушек гораздо больше, также это касается и высоты бортов. Но фрегаты более маневренные и могут действовать даже на мелководье.

От галеона корабль линейный отличается прямыми парусами. Кроме этого, у последнего нет прямоугольной башни на корме и гальюна на носу. Линейный корабль превосходит галеон и в скорости, и в маневренности, также в артиллерийском бою. Последний более приспособлен для абордажного боя. Помимо всего прочего, они очень часто использовались для перевозки войск и грузов.

Появление линейных кораблей в России

До правления Петра I в России таких конструкций не было. Первый российский корабль линейный именовался как «Гото Предестинация». К двадцатым годам 18-го века в состав Российского Императорского флота входило уже 36 таких судов. В начале это были полные копии западных моделей, но к концу правления Петра I, линейные российские корабли стали иметь свои отличительные черты. Они были намного короче, имели меньшую усадку, которая негативно влияла на мореходность. Данные корабли очень хорошо подходили к условиям Азовского, а затем и Балтийского морей. Непосредственное участие в проектировке и постройке принимал сам император. Свое название - Российский Императорский флот носил военно-морской флот России с 22 октября 1721 года по 16 апреля 1917 года. Морскими офицерами могли служить только выходцы из дворян, а матросами на кораблях - рекруты из простого народа. Срок службы на флоте для них был пожизненным.

Линейный корабль «Двенадцать апостолов»

«12 апостолов» был заложен в 1838 году и спущен на воду в 1841 году в городе Николаеве. Это корабль со 120 пушками на борту. Всего в существовало 3 судна такого типа. Данные корабли отличались не только своим изяществом и красотой форм, они не имели равных в бою среди парусников. Линейный корабль «12 апостолов» был первым в составе Российского Императорского флота, который имел на вооружении новые бомбические пушки.

Судьба корабля сложилась таким образом, что ему не удалось участвовать ни в одном бою Черноморского флота. Его корпус остался цел и не получил ни одной пробоины. Но этот корабль стал образцовым учебным центром, он обеспечивал оборону российских фортов и крепостей на западе Кавказа. Кроме того, корабль занимался перевозкой сухопутного десанта и уходил в длительные плавания на 3-4 месяца. Впоследствии судно было затоплено.

Причины, по которым линейные корабли утратили свою значимость

Положение деревянных линейных кораблей как основной силы на море пошатнулось из-за развития артиллерии. Тяжелые бомбические орудия с легкостью пробивали деревянный борт бомбами, начиненными порохом, тем самым нанося кораблю серьезные повреждения и вызывая пожары. Если раньше артиллерия не представляла большой угрозы корпусам судов, то бомбические орудия могли пускать на дно линейные корабли России всего лишь несколькими десятками попаданий. С этого времени возник вопрос о защите конструкций броней из металла.

В 1848 году изобрели винтовой движитель и относительно мощные паровые машины, поэтому деревянные парусники медленно стали уходить со сцены. Некоторые корабли были переоборудованы и снабжены паровыми агрегатами. Также было выпущено несколько крупных судов с парусами, их по привычке называли линейными.

Линейные Императорского флота

В 1907 году появился новый класс судов, в России они назывались линейными, или сокращенно - линкорами. Это бронированные артиллерийские военные корабли. Их водоизмещение составляло от 20 до 65 тыс. тонн. Если сравнить линейные корабли 18 века и линкоры, последние имеют длину от 150 до 250 м. На вооружении у них орудие калибра от 280 до 460 мм. Экипаж линкора - от 1500 до 2800 человек. Применялся корабль для уничтожения противника в составе боевого соединения и артиллерийской поддержки сухопутных операций. Свое название кораблям было дано не столько в память о линейных суднах, сколько по причине того, что им нужно было возродить тактику линейного боя.

Парусный флот представляет собой группу кораблей, передвигающихся с помощью паруса. Как правило, применение флота сопровождалось сразу же с появлением самих кораблей, которые пригодны для длительных экспедиций или морских сражений.

Краткая история парусников

Первые парусные корабли появились в последние годы античности. Они состояли из примитивных парусно-гребневых суден и могли развивать скорость выше ветра. Полноценным флотом группу таких кораблей назвать нельзя, т.к. каждый действовал в сражениях самостоятельно, а исход битвы решался в основном количеством. Основной техникой противостояния были таран, навал и абордаж. Большие парусно-гребневые корабли оснащались дополнительными орудиями: камнеметом (преимущественно для взятия прибрежных крепостей), гарпуном и греческим огнем.

В 12 — 13 веках появляются корабли, несущие на борту боевые орудия. Однако они получили развитие в сторону личной мощи. Судна типа Каракка могли в одиночку сражаться против небольшой группы кораблей, а также проводить рейдерские операции.

Если же вести речь о полноценном парусном корабле, впервые он был построен в Британской империи в 16 веке. Он носил имя Great Harry («Ве-ли-кий Гар-ри»). Первый военный парусник России спущен на воду в 1668 году. Он не относился к конкретному типу и носил имя «Орел».

Судно «Ве-ли-кий Гар-ри»

Регулярный военно-морской флот из парусников появляется в начале 17 века в западных державах. В подавляющем преимуществе это были колониальные империи — Британия, Португалия, Испания и Франция. Спустя 100-летие практически во всей Европе сформировался полноценный флот, который в дальнейшем играл ключевую роль в экспансионистских компаниях. Также боевыми кораблями овладели многие преступники — пираты.


Эра парусников 17 века

С открытием паровой машины крупные линейные корабли парусного флота еще некоторое время существовали, но парус уже не служил основной силой движения корабля. Он использовался в качестве дополнительного средства плавания на случай поломки котла или для экономии топлива при сильном ветре. Парусные судна были полностью вытеснены и броненосцами. Парусник с незащищенной мачтой не имел шансов против бронированного корабля. Стоит отметить, что в 60-х годах 19 века нарезной артиллерии еще не было и дредноуты были практически непотопляемы.

Классификация парусных суден

Спрос на корабли шел с учетом выполняемых им задач — для экспедиций или венных действий. Во втором случае от судна требовалось достигать конкретных тактических целей, что привело к развитию разных типов кораблей. Основными характеристиками любой боевой морской единицы были: водоизмещение, число артиллерийских орудий и мачт. В конечном итоге сформировалась классификация кораблей по рангам:

  • К первым трем относились только линейные корабли;
  • 4 — 5 ранга были фрегаты;
  • 6 — 7 ранга остальные более мелкие суда (бриги, тендеры, корветы).

Одновременно с развитием основных боевых единиц формировались дополнительные корабли, которые должны были решать вспомогательные задачи для достижения стратегических целей на поле боя.

В основном это были:

  • Брандеры. Судно с взрывчаткой на борту для поджога вражеского корабля. Они получили развитие благодаря простой подготовке. Брандеры не строили и они, фактически, не являются самостоятельным классом судна. Решение об их применении часто применялось уже в ходе боев, я для подготовки использовалось вышедшее из строя судно, которое не может вести бой, но еще способно плыть. Особый эффект был, если вражеский кораблю был в плотном строю с другими или находился в бухте.
  • Бомбардирские корабли. По своим возможностям не отличался от основных болевых кораблей — крупное 3-мачтовое судно с арторудиями. Он имел низкие борта и предназначался для обстрела береговой инфраструктуры (бухты, доки, укрепления). В морском бою также мог эффективно проявить себя, но из-за своих бортов становился легкой мишенью.
  • Транспортные судна. Среди них также были разные типы кораблей для конкретных задач (клиперы, шлюпы, пакетботы и др.)

Стоит отметить, что грузовые суда среди кораблей парусного флота колониальных держав практически отсутствовал. Грузы хранились на основных кораблях, а если нужда в транспортном корабле все же появлялась, они нанимались у частных лиц.

Основные боевые парусные корабли

Военно-морской флот в эпоху Ренессанса играл важную роль для любого государства, а его мощь определяла мировую политику того времени. Развитие кораблей продолжалось два столетия прежде, чем они получили четкую классификацию. Основными военными кораблями парусного флота были:

  • Бригантина. 2-мачтовое судно с прямой фок-мачтой и косой грот-мачтой. Появилось в 17 веке и использовалось для разведывательных операций. На борту размещалось 6 — 8 пушек.
  • Бриг. 2-мачтовый корабль 7-го ранга с водоизмещением до 400 т. Являлся основным разведывательным посыльным судном во всех флотах мира. Также на борту имел от 8 до 24 пушек, которые использовались для отстрела при уходе от погони. Появился в качестве более практичного и простого варианта бригантин, однако не вытеснил их полностью.
  • Галион. Самое крупное судно времен 15 — 17 веков. Могла включать от 2 до 4 мачт, а водоизмещение составляло до 1600 т. Галионы были господствующими суднами в сражениях до появления линкоров.
  • Каравелла. 3 — 4 мачтовое универсальное судно водоизмещением до 450 т. Более широкое применение получило в экспедициях. Хорошая мореходность достигается благодаря разносторонним мачтам и надстройками на носу и корме. Несмотря на высокий борт, каравеллы были только однопалубными суднами. В боях часто служили грузовым судном, способным отстреливаться от небольших кораблей и при абордаже.
  • Каракка. Крупное 3-мачтовое судно ранних времен. Имело водоизмещение до 2000 т. и 30 — 40 пушек на борту. Корабль мог перевезти большое число пассажиров, до 1300 человек. Каракка хорошо зарекомендовала себя в 13 — 16 веках в качестве мощного судна, способного в одиночку дать отпор. Однако с формированием флотов и появлением крупных кораблей они утратили свое значение.
  • Корвет. 2 — 3 мачтовое судно с водоизмещением до 600 т для решения тактических задач. Появился в 18 веке и один из двух (наряду с фрегатом) классов кораблей, сохранившихся до наших дней. Использовался для крейсерской охоты или уничтожения одиночных целей, реже для разведки. Оснащался открытой или закрытой артбатареей с десятками орудий.
  • Линейный корабль. Крупнейшее 3-мачтовое судно с тремя артиллерийскими палубами (в основном с закрытыми батареями). По стандарту линкорами считались судна водоизмещением до 5000 т., однако известно в истории много кораблей этого типа и до 8000 т. Вся батарея могла включать до 130 пар орудий, расположенных вдоль бортов. Использовались в основном для борьбы с такими же крупными кораблями и обстрела береговой линии. Линкоры одни из немногих боевых парусников, которые служили в морских силах до начала 20 века.
  • Флейт. 3-мачтовый транспортный парусник. Водоизмещение было произвольным, но зачастую не превышало 800 т. Имели до 6 пушек и отличались высокой маневренностью. Часто использовались корсарами для грабежей. В России первые флейты появились в Балтийском флоте в 17 веке.
  • Фрегат. 3-мачтовое судно с водоизмещением до 3500 т. Следующий по мощности после линкора и имел на борту до 60 пар пушек. Использовался в качестве крупного корабля поддержки на всей линии фронта или выполнения коммуникационных задач (охрана торговых кораблей). Являлся основной боевым кораблем парусного флота Российской империи.
  • Шлюп. 3-мачтовый корабль с низкими бортами. Имел водоизмещение до 900 т. и 16 — 32 арторудия. Служил в качестве дальнего разведывательного или экспедиционного судна. Шлюпы были популярны в 17 — 19 веках среди российских экспедиторов для кругосветных путешествий.
  • Шнява. Небольшой парусник с 2 прямыми мачтами, получивший распространенность в скандинавском регионе. В России активно использовались Петром I для разведывательных операций перед сражениями. Водоизмещение до 150 т., а число орудий колебалось от 2 до 18.
  • Шхуна. Судно с произвольным, в основном крупным водоизмещением. Могло включать до 16 орудий и распространялось в составе парусного флота Российской империи. Боевые шхуны были исключительно 2-мачтовыми, а посыльные судна имели произвольное число мачт.

В отдельных странах были уникальные типы боевых суден, которые не получили распространение. Например, португальские корабли, сравнимые по водоизмещению с фрегатом, но имевшие несколько орудийных палуб, назывались крейсерами, хотя такой тип закрепился уже за более современными кораблями.

Крупные корабли российского парусного флота

Первые упоминания о российских парусниках можно найти в «Повести временных лет», которая рассказывает о походе князя Олега в Византию на кораблях. Российский парусный флот формируется уже Петром I. Строительство первых кораблей шло по подобию европейских. Первое крупное сражение отечественного флота отмечается со Шведами в Северной войне. В дальнейшем военно-морские силы начинают только расти.


Крупный корабли Балтийского флота

Крупнейшими военными парусниками в России (как и в мире) были линейные корабли. Первые линкоры были заложены в приладожской верфи, у которой не было опыта в строительстве больших кораблей, в результате чего судна получили слабую мореходность и маневренность. Список парусных линейных кораблей российского императорского флота, которые стали первыми в строю на Балтике:

  • Рига,
  • Выборг,
  • Пернов,

Все три корабля спущены на воду в 1710 году и классифицировались как линейные корабли 4 ранга. На бортах размещались 50 орудий разного калибра. Экипаж судна составлял 330 человек. Парусные корабли в российском флоте также утратили свое значение с развитием паровых машин и броненосцев, однако еще использовались для разведывательных операций вплоть до времен гражданской войны.

Предлагается к прочтению:

27 марта 1854 года после сокрушительной победы русского флота над турецким у порта Синоп, названной в западной прессе «синопской резней», Англия и Франция объявили войну России. Так вместе со вторым этапом Крымской войны начался закат эпохи русских парусных судов.

Накануне

"Смотр Черноморского флота в 1849 году" - картина Ивана Айвазовского, написанная в 1886 году

К началу Крымской войны даже на фоне более современных английских кораблей военно-морские силы Российской империи представляли собой значительную силу. В них входили Черноморский и Балтийский флоты, а также четыре небольшие флотилии – Беломорская, Каспийская, Камчатская и Аральская. Это было ни много ни мало 40 линейных кораблей, 15 фрегатов, 24 корвета и брига вместе с 16 пароходофрегатами – кораблями, оснащёнными помимо парусов ещё и паровым двигателем. Всё это дополнялось отличной выучкой личного состава, про подготовку которого не без восхищения отзывались даже враги. Так, датский морской министр накануне Балтийских сражений на вопрос английского адмирала Ч. Непира о состоянии русского флота ответил:

О, они маневрируют прекрасно, всегда ходят на очень малых интервалах.

Но если Балтийский флот в то время считался «лицом» императорского флота и больше внимания уделял подготовке к смотрам, нежели к боевым действиям, то Черноморский флот из-за своей близости с Портой находился в постоянной боевой готовности. Бывший под управлением выдающихся адмиралов того времени – Нахимова, Корнилова, Истомина, – он существенно превосходил по силе своего главного противника – Османскую империю. На его вооружении было 7 пароходофрегатов, 16 корветов и бригов, 6 парусных фрегатов, 14 парусных линейных кораблей и более сотни мелких судов против 70 турецких военных кораблей.

Русские парусники середины XIX века славились своим вооружением и быстроходностью – 120-пушечные корабли «Великий князь Константин», «Париж» и «Двенадцать апостолов» не знали себе равных. Поэтому у Николая I были серьёзные основания надеяться на успех в Крымской войне, не вступи в войну Англия и Франция. Совместный флот союзников Турции в два раза превосходил русский по количеству линейных кораблей и почти в десять раз по количеству паровых винтовых кораблей. Против последних оказались бесполезными и богатейший опыт легендарных адмиралов, и отменная выручка личного состава.

Паровой двигатель против парусов


Пароходофрегат «Декарт» у Севастополя

В чём же был секрет пароходов и почему их до сих пор не было на вооружении русской армии? Обычно это объясняют отсталостью отечественного судостроения в сравнении с английским или французским, к которой нас привели затянувшееся крепостное право и, как следствие, экономическая отсталость. Это верно лишь отчасти. На самом деле первое российское судно с паровым двигателем – барка «Елизавета» – было спущено на воду ещё в 1815 году в Петербурге, всего лишь через 7 лет после того, как первый удачный пароход «Клермонт», созданный Робертом Фултоном, был испытан в США. К 1840 году в России курсировало уже около сотни пароходов, которые в основном принадлежали частным компаниям. У них были огромные преимущества перед парусниками: для их управления требовалась меньшая команда, что позволяло владельцам транспортных компаний сэкономить, они могли спокойно подниматься по течению крупных рек, не должны были стоять на рейде в ожидании буксира, а главное, не зависели от погоды, способные спокойно маневрировать при любом ветре.

Но, несмотря на все эти очевидные плюсы, военно-морское командование Российской Империи не торопилось обзаводиться военными пароходами. Успех, сопровождавший русский парусный флот ещё со времён Петра, не давал спокойно взглянуть в лицо прогрессу. Многие царские министры и адмиралы были уверены, что парусный флот не просто остаётся боеспособным, но и значительно выигрывает перед новыми паровыми машинами. Кроме того, парусные суда выглядели куда более эффектно, нежели пароходы или пароходофрегаты, которые были на вооружении России с 1838 года, но не принимали участия в боевых действиях вплоть до 5 ноября 1853 года, когда русский пароходофрегат «Владимир» захватил в плен турецкий пароход «Перваз-Бахри». Во время сражения оба судна шли против ветра, чем показали явное преимущество паровых судов перед парусными.

Последняя победа


Синопское сражение

Но перед окончательным падением парусный флот ждала последняя, но блестящая победа. В октябре 1853 года в Севастополе стало известно, что противник намеревается совершить набег на плохо защищённые кавказские порты и собирает силу в Синопе. На перехват отправились 6 линейных кораблей и 2 фрегата против 7 турецких фрегатов, 3 корветов, 2 пароходов и 4 транспортных судов, которых поддерживали шесть береговых батарей.

Замысел адмирала Нахимова состоял в том, чтобы быстро ввести корабли в Синопский рейд и с короткой дистанции атаковать врага сразу всеми линейными кораблями. Два оставшихся фрегата были оставлены охранять выход из бухты, чтобы не дать турецким кораблям вырваться из окружения. Для каждого судна были заранее избраны цели. От дальнейшей детализации атаки Нахимов отказался, отдав следующий приказ: «Я предоставляю каждому совершенно независимо действовать по усмотрению своему, но непременно исполнять свой долг».

Утром 18 ноября русские суда снялись с якоря и в две колоны по три линейных корабля в каждой ринулись на Синопский рейд. Несмотря на ожесточённый огонь со стороны противника, они без единого выстрела прибыли на назначенные места, и лишь потом открыли ответный огонь, в том числе из «секретного оружия» – бомбических пушек, стрелявших разрывными снарядами, которые на тот момент были на вооружении только у русского флота. Результат дал о себе знать почти сразу – уже через полчаса первый турецкий флагманский корабль «Авни-Дллах», по которому вела огонь 120-пушечная «Императрица Мария», выбросило на мель. За следующие три часа были уничтожены оставшиеся 14 судов и все береговые батареи. Удалось скрыться лишь пароходу «Таиф» под командованием английского офицера, советника турецкого флота Слейда. Парусные фрегаты не смогли тягаться с паровым двигателем.

За время синопского сражения турецкий флот потерял свою основную силу: из 16 турецких кораблей, стоявших у Синопа, 15 было уничтожено и более 3000 человек убито и ранено. Русская эскадра не потеряла ни одного корабля, из личного состава было убито 38 человек. Этой блистательной победой русского флота завершилась многовековая эпоха парусных гигантов. Правительство Англии и Франции, на вооружении у которых были пароходные суда, бросили вызов России.

Гибель

Линейный корабль «Три Святителя»

В сентябре 1854 года англо-французские войска подошли к берегам Крыма. Главной целью был захват Севастополя. Флот противника состоял из 34 линейных кораблей, 55 фрегатов, 50 колесных и винтовых пароходов, в то время как у Черноморского флота было лишь 50 судов, среди которых только 11 колёсных пароходов, уступавших в возможностях маневрирования и скорости винтовым. Прямое столкновение обернулось бы гибелью для всех русских кораблей и взятием города. Поэтому, чтобы хоть как-то затруднить противнику подход к Севастополю, Корнилов отдал приказ о затоплении между Константинопольской и Александровской батареей двух фрегатов и пяти старых линейных кораблей, в том числе и героя синопского сражения – «Три Святителя»: «Вы пробовали неприятельские пароходы и видели корабли его, не нуждающиеся в парусах. Он привёл двойное число таких, чтоб наступать на нас с моря; нам надобно отказаться от любимой мысли – разразить врага на воде».

Оставшимся кораблям почти целый год удавалось удачно сдерживать наступление противника. Особую роль сыграл отряд пароходофрегатов капитана 2-го ранга Г. И. Бутакова. Не уступая врагу в скорости и маневрировании, он совершал неоднократные вылазки из Севастопольского рейда, нападая на неприятельские пароходы.

Но численное превосходство врага, который к тому же не был отрезан от своего подкрепления, сыграло свою роль. 28–30 августа для защиты Северной бухты затопили последние суда: линейные корабли «Париж», «Храбрый», «Великий Князь Владимир», «Чесма», «Императрица Мария», «Ягудиил», корвет «Калипсо», фрегат «Кулевчи», несколько бригов, транспорт «Гагры» и все пароходофрегаты. Их экипажи, отправившиеся защищать Севастополь на бастионах, давали укреплениям имена своих погибших кораблей. Так, Чесменским, Ростиславским, Язоновским и другими редутами, завершилась история черноморского парусного флота.

На Балтике

Великий князь Константин Николаевич

Англичане, впрочем, не хотели ограничиваться взятием Севастополя и ряда других черноморских городов. Их планы пролегали куда дальше – на Север, к Балтике, к Петербургу. Весной 1854 года в Балтийское море были направлены значительные силы противника: английская эскадра адмирала Непира в составе 30 винтовых, 6 парусных линейных кораблей и более 26 пароходов, а также парусная французская эскадра под командованием адмирала А. Ф. Парсеваль-Дешена.

Балтийский флот Российской империи практически не уступал англо-французскому ни по количеству кораблей, ни по уровню подготовки комендоров. Но у страха глаза велики. Неудачи черноморского флота и слухи о несокрушимости врага мешали трезво оценить ситуацию. Верховное командование в лице великого князя Константина Николаевича отказалось от наступления, предпочтя занять оборонительную позицию. В результате была упущена единственная возможность разбить англичан до прихода французской эскадры. В дальнейшем две дивизии Балтийского флота, между которыми до конца боевых действий не было единого командования, были обречены на полнейшую пассивность в боевых действиях. До конца кампаний 1854–1855 годов балтийский флот оставался безучастным свидетелем событий, избегая атаки даже на малые группы противника.

Крымская война не только завершилась практически полным разгромом русского парусного флота, но и показала бесспорное превосходство пароходов над парусами. Уже через год после войны, в 1857 году, была утверждена судостроительная программа, по которой последний флот Российской империи – Балтийский практически полностью переходил на винтовые корабли. Эпоха великих парусных судов ушла в прошлое, уступив место паровому флоту.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «ИНГЕРМАНЛАНД»

Этот 64-пушечный линейный корабль принято считать квинтэссенцией кораблестроения эпохи Петра I. К моменту его закладки в России уже накопили значительный опыт постройки, но количество орудий на линейных кораблях не превышало 60. При постройке «Ингерманланда» этот рубеж преодолели - на него установили 64 пушки.

Корабль проектировал лично Пётр I, который внедрил в его конструкции ряд новинок: отсутствие традиционной для более ранних кораблей высокой кормы, усовершенствованная конструкция киля, фок- и грот-мачты с третьим рядом прямых парусов (фор- и грот-брамсели).

Корабль заложили в 1712 году. Имя он получил в честь недавно отвоёванной у Швеции Ингерманландии, на землях которой расположился Санкт-Петербург. Непосредственным руководителем постройки был принятый Петром на службу в Россию британский корабельный мастер Ричард Козенц.

«Ингерманланд» стал первым российским кораблём, показавшим высокую скорость и хорошие мореходные качества. Корабль настолько понравился государю, что он в течение нескольких лет держал на нём свой флаг. Так было в 1716 году, когда Пётр I лично возглавил объединённую англо-голландско-датско-русскую эскадру в экспедиции к острову Борнхольм, а также в 1719 году, когда Балтийский флот подошёл непосредственно к Стокгольму.

В память о славных походах государь приказал: «Хранить [«Ингерманланд»] для памяти». С 1725 года корабль в море уже не выходил, его корпус постепенно прогнил и стал заполняться водой, в результате чего в 1738 году «Ингерманланд» сел на мель в Кронштадтской гавани. Вскоре его разобрали на дрова.

Отлично проработанная Петром I конструкция с небольшими изменениями повторялась в русском флоте практически до конца XVIII века.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «СВЯТОЙ ПАВЕЛ»

84-пушечный линейный корабль «Святой Павел» заложили в Николаеве в 1791 году. Чертежи разработал корабельный инженер Семён Афанасьев по распоряжению Григория Потёмкина. В 1795 году корабль перешёл в Севастополь. С 30 апреля по 3 мая 1798 года вместе с линейными кораблями «Захарий и Елизавета», «Святой Пётр», «Святая Троица» и «Богоявление Господне» участвовал в проводимых по указанию Павла I сравнительных испытаниях, но показал далеко не лучший результат. Однако именно «Святой Павел» вошёл в военно-морского искусства, так как на нём держал свой флаг знаменитый флотоводец Фёдор Ушаков в период штурма крепости Корфу в 1799 году.

Россия в то время входила в коалицию европейских стран, воевавших с Францией, поэтому в Средиземное море направилась черноморская эскадра из шести линейных кораблей, семи фрегатов и трёх бригов с десантом на борту под командованием уже прославившегося к тому времени своими победами над турками Ф.Ф. Ушакова. После прохода проливов к ней присоединились теперь уже союзные турецкие силы в составе четырёх линейных кораблей и шести фрегатов.
Вскоре адмирал приступил к освобождению занятых Францией Ионических островов. Главным опорным пунктом противника на них являлась считавшаяся неприступной крепость Корфу, вооружённая 650 орудиями и гарнизоном в 3000 военнослужащих. Запасы продовольствия позволяли выдержать полугодовую осаду.

Операцию против Корфу Ф.Ф. Ушаков решил начать стремительной атакой прикрывавшего вход в гавань острова Видо, которым русский десант при поддержке корабельной артиллерии овладел в течение нескольких часов. Не давая французам передышки, второй десант молниеносно захватил два форта непосредственно на Корфу, что серьёзно деморализовало противника. 20 февраля 1799 года на борту «Святого Павла» был подписан акт о капитуляции французской крепости. Столь мастерские действия Фёдора Ушакова заслужили восторженный отзыв великого Александра Суворова, написавшего: «Ура! Русскому флоту! Я теперь говорю самому себе: зачем я не был при Корфу хотя мичманом?». Благодарные за освобождение жители острова преподнесли адмиралу украшенную бриллиантами золотую шпагу.

25 июля «Святой Павел» ушёл из Корфу в итальянскую Мессину для совместных действий с британским флотом, а 26 октября следующего года вернулся в Севастополь.

ЛИНЕЙНЫЙ КОРАБЛЬ «АЗОВ»

74-пушечный линейный корабль «Азов» заложили в октябре 1825 года на Соломбальской верфи в Архангельске. Официально строителем корабля считался знаменитый мастер Андрей Курочкин, но к тому времени он уже был пожилым человеком, и фактически работами руководил также впоследствии прославившийся Василий Ершов. Проект оказался настолько хорош, что по нему на русских верфях в 1826–1836 годах построили 15 однотипных кораблей.
Ещё до завершения постройки командиром «Азова» назначили известного русского мореплавателя, первооткрывателя Антарктиды и будущего командующего Черноморским флотом, капитана 1-го ранга Михаила Лазарева. В состав экипажа зачислили и будущих героев обороны Севастополя: лейтенанта Павла Нахимова, мичмана Владимира Корнилова и гардемарина Владимира Истомина.

В августе-сентябре 1826 года корабль перешёл из Архангельска в Кронштадт и вскоре в составе объединённой англо-французско-русской эскадры отправился в Средиземное море для оказания помощи Греции в борьбе с турецкими завоевателями. 20 октября 1827 года состоялось Наваринское сражение, в ходе которого «Азов» вёл бой против пяти неприятельских кораблей. Героический экипаж потопил три фрегата, один корвет и вынудил турецкого флагмана «Мухарем-бей» выброситься на берег.

Но победа далась недёшево. В ходе боя на «Азове» оказались перебиты все мачты и стеньги, в корпусе насчитали 153 пробоины (из них семь - ниже ватерлинии). Потери экипажа составили 24 человека убитыми и 67 ранеными.

Указом императора Николая I от 17 (29 декабря) 1827 года впервые в истории русского флота «Азову» был пожалован кормовой адмиральский Георгиевский флаг «в честь достохвальных деяний начальников, мужества и неустрашимости офицеров и храбрости нижних чинов». Также предписывалось всегда иметь в составе флота корабль «Память Азова». Подлинный флаг «Азова» в настоящее время находится в экспозиции Центрального военно-морского музея.

КРЕЙСЕР «ВАРЯГ»

Бронепалубный крейсер 1-го ранга «Варяг» построили в Филадельфии на верфи «Крамп и сыновья». В 1901 году на корабле подняли Андреевский флаг. Крейсер получился исключительно красивым и поражал современников совершенством пропорций. Кроме этого, при его строительстве применили множество технических новинок: большинство механизмов, включая даже тестомешалки в пекарне, получили электрические приводы, практически во всех служебных помещениях установили телефонные аппараты. Для снижения пожароопасности всю мебель изготовили из металла. «Варяг» мог развивать достаточно высокую для своего класса скорость 24 узла.

Вскоре после вступления в строй крейсер перешёл в Порт-Артур. С начала января 1904 года он вместе с канонерской лодкой «Кореец» находился в нейтральном корейском порту Чемульпо в распоряжении российского посольства в Сеуле. 8 февраля японская эскадра под командованием контр-адмирала Сотокити Уриу блокировала порт и приступила к высадке десанта. На следующий день командир «Варяга» Всеволод Руднев получил от японцев ультиматум покинуть порт, в противном случае они угрожали атаковать русские корабли прямо на рейде. Русские приняли решение выйти в море и попытаться с боем прорваться в Порт-Артур. Однако, проходя тесным фарватером, «Варяг» не мог использовать своего главного преимущества - скорости.

Бой продолжался около часа. Японцы выпустили по русским кораблям в общей сложности 419 снарядов. Потери экипажа «Варяга» составили 130 человек, в том числе 33 убитыми. К концу боя крейсер практически полностью исчерпал возможности к сопротивлению из-за выхода из строя значительного количества орудий, повреждения рулевых приводов и наличия нескольких подводных пробоин, которые не было возможности исправить собственными силами. Экипаж свезли на нейтральные корабли, а крейсер, чтобы избежать захвата японцами, затопили, открыв кингстоны. Восхищённое подвигом русских моряков, японское правительство открыло в Сеуле музей памяти героев «Варяга» и наградило В.Ф. Руднева орденом Восходящего солнца. Вернувшиеся в Россию члены экипажа «Варяга» и «Корейца» встретили триумфальный приём.

В 1905 году японцы подняли «Варяг» и ввели его в состав своего флота под именем «Сойя». В 1916 году его выкупила Россия, включив в состав флотилии Северного Ледовитого океана. В феврале 1917 года «Варяг» ушёл на ремонт в Великобританию. После отказа советского правительства платить по царским долгам британцы конфисковали корабль и продали его на слом. При буксировке на разделку в 1925 году «Варяг» затонул в Ирландском море.

ЭСМИНЕЦ «НОВИК»

«Новик» был спроектирован и построен на средства «Особого комитета по усилению флота на добровольные пожертвования». Он стал первым эсминцем российской постройки, оснащённым паротурбинной силовой установкой с котлами высокого давления на жидком топливе.

На ходовых испытаниях 21 августа 1913 года корабль достиг рекордной скорости в 37,3 узла. Другой отличительной особенностью «Новика» явилось мощное артиллерийское и торпедное вооружение из четырёх 102-мм скорострельных пушек Обуховского завода и такого же количества двухтрубных торпедных аппаратов.

Характеристики «Новика» оказались столь удачны, что по слегка изменённым проектам в России заложили 53 корабля этого типа. К началу Первой мировой войны они считались лучшими в своём классе.

4 августа 1915 года «Новик» вступил в бой с двумя новейшими германскими эсминцами V-99 и V-100. Меткий огонь комендоров эсминца нанёс немецким кораблям серьёзные повреждения, причём V-99 подорвался на минах, выбросился на берег и через два часа был взорван командой. Сам «Новик» в этом бою не пострадал и потерь в личном составе не имел.

Многие эсминцы этого типа продолжили службу и в советском флоте, приняв активное участие в Великой Отечественной войне. 26 августа 1941 года «Новик», находясь в охранении крейсера «Киров», подорвался на мине и затонул.


В 1800 г. распалась антифранцузская коалиция, в которую входила и Турция. Более того, последняя стала даже вынашивать план заключения союза с Наполеоном. В этой обстановке Россия вынуждена была еще больше укреплять свои позиции на Черном и Средиземном морях. Возросло значение созданной Ф.Ф. Ушаковым Республики Ионических островов. Она должна была стать центром оказания помощи национально-освободительному движению балканских народов и базой для действия русского флота и сухопутных войск на Средиземном театре боевых действий.
Однако после поражения русско-австрийской армии под Аустерлицем в ноябре 1805 г., оказавшись перед угрозой вторжения Наполеона в Россию, Александр I отдал приказ вернуть из Средиземноморья все русские войска, оставив лишь небольшие силы на о-ве Корфу. Приказ царя пришел с большим опозданием: лишь в марте 1806 г., когда Сенявин уже развернул активные боевые действия против французов в Адриатике и добился значительных успехов. Свое повеление об оставлении Средиземноморья царь вскоре отменил, и Вторая Архипелагская экспедиция русского флота продолжалась. Несмотря на отсутствие регулярного снабжения, и надежной связи с Россией, в условиях резких изменений военно-политической обстановки, русские средиземноморские эскадры сумели помешать Наполеону захватить Балканский полуостров.

В боевых действиях против турок силами Д.Н.Сенявина удалось одержать ряд ярких побед. Особенно результативными для русских моряков были Дарданелльское и Афонское сражения. В последнем из них, произошедшем 19 июня 1807 г., турки потеряли треть своих кораблей, около 1000 человек убитыми и ранеными, более 700 человек сдались в плен. Русская эскадра не потеряла ни одного корабля.

Поражение на море явилось главным фактором, который вынудил Турцию пойти на перемирие с Россией. С 1805 по 1818 гг. Россия непрерывно вела войны, в основном на сухопутных направлениях. В ходе Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов 1813-1814 гг. флот почти не использовался. Его деятельность ограничивалась перевозками войск, незначительными действиями на приморских флангах армии, блокированием, совместно с англичанами, побережья Голландии и Франции.

В 1803-1813 и 1826-1827 гг. прошли две войны с Персией. Действия русских войск в Восточном Закавказье поддерживались Каспийской флотилией, базировавшейся на Астрахань. Персидским войскам, вторгшимся на территорию Талы-Шинского и Карабахского ханств, было нанесено поражение. По мирному договору 1828 г. к России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства, а также часть Каспийского побережья до р. Астары. Россия получила право держать военные суда на Каспийском море.

В начале XIX в. во главе флота стоял адмирал П.В.Чичагов, который в отличие от своего отца, талантливого адмирала В.Я. Чичагова, не блистал большим умом, считая флот "обременительной роскошью для государства". При его преемниках адмиралах И.И. Траверсе и фон Моллере флот пришел в еще больший упадок. Ввиду отказа Турции предоставить Греции автономию Россия, Англия и Франция в 1827 г. решили провести совместную военно-морскую демонстрацию у турецких берегов. К Архипелагу была послана с Балтики эскадра в составе 4 линейных кораблей, 4 фрегатов, корвета и 4 бригов. Ею командовал контр-адмирал Л.П. Гейден. Соединившись с английской эскадрой вице-адмирала Э. Кондрингтона и французской контр-адмирала Де-Реньи у о-ва Занте, корабли подошли к Наваринской бухте. 8(20) октября 1827 г. здесь произошло сражение с объединенным турецко-египетским флотом, которым командовал Мухаррембей. Русско-англо-французская эскадра имела 26 кораблей при 1298 орудиях, у турок и египтян было 66 кораблей и 2224 орудия. Линейные корабли русских находились в центре боя. Умелыми и решительными действиями они уничтожили основную часть неприятельского флота. Особенно отличился корабль "Азов" под командованием капитана 1 ранга М.П. Лазарева , за что впервые в русском флоте был удостоен Георгиевского флага. Мужественно и с высоким боевым мастерством сражались англичане и французы. В результате четырехчасового боя был уничтожен весь турецко-египетский флот, погибло 7000 человек. Разгром турок в Наваринском сражении существенно ослабил военное могущество Турции, но вопроса о независимости Греции не решил. Борьба греков продолжалась.

Новая война России с Турцией началась в апреле 1828 г. наступлением русской армии на двух направлениях - на Балканы и Эрзурум. Черноморский флот призван был оказать содействие сухопутным войскам в овладении вражескими крепостями. В результате месячной осады Анапы, поддержанной огнем кораблей черноморской эскадры вице-адмирала А.С. Грейга, гарнизон крепости капитулировал. Такая же судьба постигла крепость Варну, где русскими взято в плен свыше 9 тыс. турок, захвачено около 300 орудий, много боеприпасов. В феврале 1829 г. пала крепость Сизополь.

Наступая на Балканах, русская армия заняла Адриаполь и стала угрожать Константинополю. Черноморский флот высадил пять десантов на побережье противника. В конце августа 1829 г. русские войска достигли берегов Эгейского моря, в котором действовала балтийская эскадра вице-адмирала Л.П. Гейдена. Военные поражения в сражениях вынудили Турцию пойти на заключение мирного договора, по которому к России отошло устье Дуная с островами, восточное побережье Черного моря. Турция признала присоединение к России Грузии, Имеретии, Мегрелии, Гурии. Греция получила широкую автономию.

Несмотря на начавшуюся эру парового флота, темп строительства парусных кораблей в России не спадает. В состав Черноморского флота входят парусные линейные корабли, прототипом которых был хорошо зарекомендовавший себя в плаваниях 84-пушечный корабль "Силистрия".

Первый русский винтовой фрегат "Архимед"
1848 г.

Особенно интенсивно пополняется корабельный состав при адмирале М.П. Лазареве, назначенным главным командиром Черноморского флота и портов. На вооружение кораблей принимаются более современные 68-фунтовые бомбические пушки.

Впервые в России строятся и вступают в строй 120-пушечные линейные корабли "Двенадцать апостолов" (Николаев) и "Россия" (Петербург). Они являлись одними из самых мощных и быстроходных парусных судов своего времени. На Александровском заводе Петербурга по проекту инженер-генерала К.А. Шильдера строится металлическая подводная лодка, снабженная оригинальной оптической трубой, предшественницей современного перископа.

В Крымскую войну 1853-1855 гг. Черноморский флот вступил, имея в своем составе 14 линейных кораблей, 6 фрегатов, 4 корвета, 12 бригов, 7 пароходо-фрегатов, построенных на иностранных верфях, и десятки других кораблей и судов. В составе Балтийского флота к началу войны было 26 линейных кораблей, 14 фрегатов, 2 корвета, 6 бригов, 9 пароходо-фрегатов и более 100 малых парусных и гребных судов.

Разгром турецкой эскадры в Синопском сражении черноморской эскадрой под командованием вице-адмирала П.С. Нахимова , держащего флаг на линейном корабле "Императрица Мария", и героическая оборона Севастополя вошли в историю Российского флота особенно яркими, как героическими, так и трагическими, страницами. В последнем крупном сражении эпохи парусного флота турки потеряли 7 фрегатов, 3 корвета, пароход и 4 транспорта. Из 4500 человек, составлявших экипаж турецкой эскадры, погибло 3000 человек. Много турок было взято в плен, в их числе командующий эскадрой адмирал Осман-паша. Эскадра Нахимова не потеряла ни одного корабля, выбыло из строя 37 убитых и 229 раненых.

Тем не менее, Россия в Крымской войне потерпела поражение. Англо-французский флот, вошедший в Черное море в качестве союзного турецкому, состоял главным образом из паровых кораблей. Русский парусный флот был не в состоянии противостоять противнику, которому удалось овладеть Севастополем, Евпаторией, Керчью, Кинбурном.

Россия понесла в войне незначительные территориальные потери. Занятые союзниками города России возвратили. Однако участь русского флота оказалась тяжелой. Парижским мирным договором 18 марта 1856 г. России запрещалось иметь на Черном море военный флот. Юг страны стал беззащитным от вражеского нападения с моря (унизительные статьи этого договора Россия отвергла только в 1871 г., что было подтверждено Лондонской конференцией). И все же флот жил.


"Герцог Эдинбургский"
1877 г.

В 1863-1864 гг. Россией была осуществлена военная акция помощи Северным штатам США, ведших гражданскую войну с конфедератами, защищавшими интересы рабовладельческого Юга страны. С этой целью летом 1863 г. к берегам Америки были посланы две эскадры русского флота - Атлантическая и Тихоокеанская. В составе первой, отправившейся из Кронштадта в Нью-Йорк под командованием контр-адмирала С.С. Лесовского, входило 3 фрегата, 2 корвета и клипер. Вторую, дальневосточную, состоящую из 4 корветов и 2 клиперов, направлявшуюся в Сан-Франциско, возглавил контр-адмирал А.А. Попов. Снаряжение и переход эскадр осуществлялись в строжайшей тайне, и поход кораблей не был замечен англо-французской коалицией.

В конце сентября эскадры прибыли в Америку. Они встретили достойный прием в Северных Штатах. За девять месяцев корабли посетили многие американские порты, крейсировали в водах Карибского моря и Мексиканского залива, заходили на Кубу и в Гондурас, на Ямайку и Бермудские острова, в Гонолулу и Ситку. Пребывание русских эскадр у берегов Америки способствовало победе северян, укреплению международных позиций США и дальнейшему русско-американскому сближению. "Андреевский крест сплетает свои складки со звездами и полосами", - гласили заголовки американских газет. Угроза вступления Англии и Франции в войну против России из-за "польского вопроса" миновала. В июле-августе 1864 г. эскадры С.С. Лесовского и А.А. Попова возвратились в Россию.

Александр II высоко оценил деятельность Российского флота в Америке, а в обнародованном рескрипте, не стесняясь мнения мировой общественности, назвал Польшу страной, "находящейся под гнетом крамолы и пагубным влиянием иноземных возмутителей". Престиж России, поколебленный польским восстанием, быстро возрос. Американская экспедиция русских эскадр явилась классическим примером влияния морской силы на мирное решение международных вопросов.

Просмотров