Системно-деятельностный подход. Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации фгос основного общего образования инициирующих детское действие

Cлайд 1

Системно-деятельностный подход в образовательном процессе как методологическая основа реализации ФГОС основного общего образования Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Иркутска лицей №3 Тематический педсовет 21 февраля 2012 года О.А. Овчинникова, зам. директора по НМР

Cлайд 2

Задача Рассмотреть технологию деятельностного метода как основу формирования учебной деятельности в стандартах нового поколения *

Cлайд 3

Основная педагогическая задача – создание и организация условий, инициирующих детское действие Как учить? обновление средств обучения Ради чего учить? ценности образования Чему учить? обновление содержания Системно-деятельностный подход Вектор смещения акцентов нового стандарта Основной результат – развитие личности ребенка на основе универсальных учебных действий формирование универсальных способов действий *

Cлайд 4

КАК ПОЛУЧИТЬ НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ? Традиционный взгляд: Основная задача школы - дать хорошие прочные ЗНАНИЯ ФГОС Смена образовательной парадигмы. Вместо передачи суммы знаний – РАЗВИТИЕ личности учащегося на основе освоения способов деятельности *

Cлайд 5

Требует ли ЖИЗНЬ новой работы с содержанием образования? Количество информации в мире каждые 10 лет удваивается Требуется умение отбирать главное в море информации ЭТОМУ ПРОТИВОРЕЧИТ ТРАДИЦИОННОЕ МАССОВОЕ ВОСПРИЯТИЕ: все, что есть в учебнике, надо учить от корки до корки, выполнять все задания Функции мобильного телефона Набор товаров в магазине Поиск в Интернете вакансий, досуга, сведений и т.д. Инструкция к новой технике *

Cлайд 6

Системно-деятельностный подход нацелен на развитие личности Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю Китайская мудрость Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет Уильям А. Уорд *

Cлайд 7

Основные виды универсальных учебных действий Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные *

Cлайд 8

Системно-деятельностный подход способствует формированию ключевых компетентностей учащихся *

Cлайд 9

Системно-деятельностный подход предполагает воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества; переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования; ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД); признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса; учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения; *

Cлайд 10

Системно-деятельностный подход предполагает обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования; разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов; гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, что создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися знаний, умений, компетенций, видов, способов деятельности. *

Cлайд 11

Меня учат Я учусь! Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности

Cлайд 12

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании Принцип деятельности Принцип непрерывности Принцип целостности Принцип минимакса Принцип психологической комфортности Система дидактических принципов Принцип вариативности Принцип творчества *

Cлайд 13

Традиционное обучение Инновационное обучение (СДП) Цель обучения – усвоение знаний, умений, навыков Цель школьного обучения – научить учиться Изолированное от жизни изучение системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета Включение содержания обучения в контекст решения учащимися жизненных задач Ориентация на учебно-предметное содержание школьных предметов Понимание учения как процесса образования и порождения смыслов Стихийная учебная деятельность ученика Стратегия целенаправленной организации учебной деятельности Индивидуальная форма усвоения знаний Признание решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения

Cлайд 14

Деятельностный подход на уроках Участие в проектной деятельности, владение приёмами исследовательской деятельности Вовлечение обучающихся в игровую, оценочно-дискуссионную, рефлексивную, проектную деятельность Моделирование и анализ жизненных ситуаций на занятиях Использование активных и интерактивных методик *

Cлайд 15


Японская пословица

«Налови мне рыбы - и я буду сыт сегодня;

а научи меня ловить рыбу - так я буду сыт до конца жизни»


Традиционный подход - ориентирует на объём знаний

чем больше знаний приобрёл ученик, тем лучше, тем выше уровень его образованности.

Уровень образованности -

определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний.

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков как основной цели обучения на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действий.


Какие качества необходимы современному выпускнику?

  • глубокие и прочные знания
  • воспитанность
  • развитие интеллектуальных и творческих сил детей, их умения учиться, формировании способности к саморазвитию...

Необходимо помочь каждому ребенку стать счастливым:

найти свое место в жизни, приобрести верных друзей, построить семью, самореализоваться в выбранной профессии.


Сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание, диктовка против него детская забава…

А. Дистервег,

немецкий педагог-демократ XIX в.,

последователь Песталоцци


Результаты исследования немецких ученых:

Человек запоминает:

Только 10% того, что он читает;

  • 20% того, что слышит;
  • 30% того, что видит;
  • 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях;
  • 80% при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем;
  • и лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.

Китайская народная мудрость:

«Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю»

«Скажи мне, я забуду; покажи мне и я запомню; дай мне действовать самому, и я научусь.»


Ученые – основоположники теории

Л.С. Выготский

А.Н. Леонтьев

Д.Б. Эльконин

П.Я. Гальперин

В.В. Давыдов


служит основой реализации основной образовательной программы начального общего образования и предполагает ориентацию на достижение основного результата – развитие личности обучающегося на основе универсальных учебных действий познания и освоения мира, признание решающей роли содержания образования и способов организации образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного и социального развития обучающихся.

Основные идеи

системно-деятельностного подхода

ПРОЦЕСС УЧЕНИЯ - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом.

Новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие.


Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.


Системный подход - универсальный инструмент познавательной деятельности: как система может быть рассмотрено любое явление, хотя, разумеется, не всякий объект научного анализа в этом нуждается. Системный подход выступает как средство формирования целостного мировоззрения, в котором человек чувствует неразрывную связь со всем окружающим миром.


Суть системного подхода

Информация, полученная на основе системного подхода, обладает двумя принципиально важными свойствами:

во-первых, исследователю поступает лишь информация необходимая ,

во-вторых, - информация, достаточная для решения поставленной задачи.


Технология деятельностного метода обучения.

Метод обучения, при котором ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.


Идея деятельности и идея системности тесно связаны.

Обеспечивают:

  • формирование готовности личности к саморазвитию и непрерывному образованию;
  • проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования;
  • активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • построение образовательного процесса с

учётом индивидуальных возрастных,

психологических и физиологических

особенностей обучающихся.


Системно-деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника

Слайд 1

Системно – деятельностный подход как основа Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования
Ушакова О.Б. методист МБОУ ДПО (ПК) «Центр развития образования г. о. Самара» 2013 г. 2011г.

Слайд 2

Нормативные документы
ФГОС начального общего образования утвержден приказом от 6 октября 2009 года №373 (зарегистрирован Минюстом России 22.12. 2009 г. №15785) ФГОС основного общего образования утвержден приказом от 17 декабря 2010 года №1897 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011 г. №19644) ФГОС среднего (полного) общего образования утвержден приказом от 17 мя 2012г. № 413 (зарегистрирован Минюстом России 7 июня 2012г. № 24480)

Слайд 3

П Р И К А З « 26 » ноября 2010 г.Москва № 1241 Регистрационный № 19707 от 04 февраля 2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

Слайд 4

П Р И К А З « 22 » сентября 2011 г.Москва № 2357 Регистрационный № 22540 от 12 декабря 2011 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС)

Слайд 5

П Р И К А З «…. »декабря 2012 г.Москва № …… Регистрационный № …... от … февраля 2013 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

Слайд 6


Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности.
Личностным,включающим -готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, - сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, - системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.
НОО
ООО

Слайд 7

Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО
Метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
Метапредметным, включающим - освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
НОО
НОО
НОО
ООО

Слайд 8

Требования к результатам освоения ООП НОО И ООО
Предметным, включающим - освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Предметным, включающим -освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
НОО
ООО

Слайд 9


Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А.)

Слайд 10

Методологическое сопровождение ФГОС
Фундаментальное ядро содержания общего образования (под редакцией В.В.Козлова, А. М. Кондакова)

Слайд 11

Системно- деятельностный подход к развивающему образованию – основа ФГОС НОО и ООО
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. Системный подход разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки - Б.Г.Ананьевым, Б.Ф.Ломовым и целым рядом исследователей. Деятельностный подход разрабатывали- Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,Л.В.Занков, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, П.Я.Гальперин и многие другие исследователи. Системно - деятельностный подход является результатом объединения этих подходов. Именно он стал основой для разработки новых стандартов.

Слайд 12

Другие подходы к развивающему обучению и инновациям в современной школе
Компетентностный подход Проблемно ориентированное развивающее образование Личностно ориентированное развивающее образование Смысловая педагогика вариативного развивающего образования Контекстный подход («Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли» Пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова.)

Слайд 13

Системный подход
Рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы.

Слайд 14

Деятельностный подход
Деятельностный подход исходит из положения о том, что психологические способности человека есть результат преобразования внешней предметной деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.

Слайд 15


Подход основывается на теоретических положениях концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей онтогенетического возрастного развития детей и подростков.

Слайд 16


Л.С Выгодский сделал вывод о том, что обучение ведет за собой развитие. Обучение, «ведущее за собой развитие», должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка; его содержанием должна быть система научных понятий. В основе усвоения системы научных понятий, определяющих развитие учащихся, лежит организация учебных действий. Генезис знаний определяется формированием действия и его применения для решения задач. Как указывал В.В.Давыдов, первичная форма существования теоретического знания - это способ действия.

Слайд 17

Некоторые теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина
В концепции Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова было обосновано положение, согласно которому содержание образования проектирует определенный тип мышления – эмпирический или теоретический в зависимости от содержания обучения (эмпирические или научные понятия).

Слайд 18

Некоторые теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина
Согласно теории планомерного, поэтапного формирования умственных действий и понятий (П.Я Гальперин и Н.Ф.Талызина)предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач.

Слайд 19

Некоторые теоретические положения концепции Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, П.Я.Гальперина
Шесть этапов интериоризации действия 1 этап создания мотивационной основы действия 2 этап становление схемы ориентировочной основы действия (алгоритм) 3 этап формирование действия в материальной (материализованной) форме 4 этап происходит преобразование действия из материальной формы во внешнеречевой 5 этап действие во внешней речи, «про себя» 6 этап действие в скрытой речи в форме собственно умственного действия

Слайд 20

Культурно-исторический системно - деятельностный подход
Таким образом, личностное, социальное, познавательное развитие учащихся определяется характером организации их деятельности, в первую очередь учебной.

Слайд 21

Деятельность
Деятельность - специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное изменение и преобразование действительности. Всякая деятельность включает в себя цель, средство, результат и сам процесс деятельности, и, следовательно, неотъемлемой характеристикой деятельности является ее осознанность. (психологический словарь)

Слайд 22

Структура деятельности (1 вариант визуального представления)
Деятельность
Мотивы
Цели
Способы и приемы (действия)
Близкие, дальние, личные, общественные
Близкие, дальние, личные, общественные
Внешние, предметные
Внутренние, умственные
интериоризация
экстериоризация
операции
1
2
3,4

Слайд 23

Структура деятельности (2 вариант визуального представления)
Потребность
Цель
Действия, операции
Мотив
Результат
Рефлексия

Слайд 24


Познавательные и учебные мотивы; Учебная цель; Учебная задача; Учебные действия и операции (ориентировка в материале, преобразование материала, контроль и оценка и др.)

Слайд 25

Компоненты учебной деятельности
В мотивах учебных действий конкретизируется потребность учебной деятельности. Цель - это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый учеником. Учебная задача - разрыв в практическом действии, который может быть преодолен отыскиванием способа действия. Решать учебно – познавательную и учебно – практическую задачу – преобразовывать, действовать с учебным материалом в определенной или неопределенной ситуации для достижения цели.

Слайд 26

Компоненты учебной деятельности
1) Действия в рамках предметной области. 2) Общеучебные действия. 3) Новое понятие - Универсальные учебные действия С помощью учебных действий решаются учебные задачи.

Слайд 27

От стихийности учебной деятельности ученика
К ее целенаправленной организации и планомерному формированию, созданию индивидуальных образовательных траекторий
Организация учебной деятельности обучающегося

Слайд 30

От индивидуальной формы усвоения знаний

К признанию решающей роли учебного сотрудничества в достижении целей обучения
Форма организации обучения

Слайд 31

Системно - деятельностный подход обусловливает изменение общей парадигмы образования
"…В отечественной психолого-педагогической науке глубоко разработана деятельностная парадигма образования, постулирующая в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.»

Слайд 32

Реализация системно – деятельностного подхода повышает эффективность образования по следующим показателям:
придание результатам образования социально и личностно значимого характера; более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися, возможность их самостоятельного движения в изучаемой области; возможность дифференцированного обучения с сохранением единой структуры теоретических знаний; существенное повышение мотивации и интереса к учению; обеспечение условий для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Слайд 33

Таким образом, системно-деятельностный подход наиболее полно на сегодняшний день описывает основные психологические условия и механизмы процесса учения, структуру учебной деятельности учащихся, адекватную современным приоритетам российского модернизиующегося образования. Следование этой теории при формировании содержания общего образования предполагает в частности, анализ видов ведущей деятельности, выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки. При этом такие популярные в последние годы в образовании подходы, как компетентностный, личностно-ориентированный и др., не только не противоречат, но отчасти и "поглощаются", сочетаются с системно-деятельностный подходом к проектированию, организации и оценке результатов образования.

Ермолова Ольга Георгиевна
Презентация «Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении»

Системно-деятельностный подход в условиях введения ФГОС в дошкольном отделении .

Согласно ФГОС , основным подходом в современном образовании является , который нацелен на развитие личности.

Слайд № 2

Однажды ученики спросили Мастера, можно ли за пару мелких монет накормить голодную семью.

Можно, - ответил Мастер.

Но, как? - удивились ученики, - Ведь за пару монет можно купить только несколько мелких рыбин.

Мастер усмехнулся и сказал :

Если дать голодному человеку кусок рыбы - он съест и будет опять голодным. А если вручить удочку - сможет ловить рыбу и обеспечит пропитание себе и своей семье на долгое время.

(Старинная Китайская притча)

Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю.

Китайская мудрость

Сегодня образование призвано дать ребенку не готовые знания, а знания деятельные, которые могут быть приобретены только в ходе активного взаимодействия с окружающим миром.

Слайд № 3

Единственный путь, ведущий к знанию, – это деятельность.

На дошкольное образование возлагаются особые надежды, потому что везде в мире признано, что дошкольный возраст – это золотой возраст развития личности и что именно те навыки, те основы деятельности, которые закладываются в этом возрасте, остаются с ребёнком, с человеком на всю жизнь.

Цель дошкольного образования на современном этапе – непрерывное накопление ребенком культурного опыта деятельности и общения в процессе активного взаимодействия с окружающей средой, другими детьми и взрослыми при решении задач и проблем (познавательных, нравственных, эстетических, социальных и других) в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, что должно стать основой формирования у него целостной картины мира, готовности к саморазвитию и успешной самореализации на всех этапах жизни.

Любая деятельность дает бесценный опыт и формирует у ребенка важные умения : умение ставить перед собой цель, находить пути ее достижения, умение планировать свою деятельность и реализовывать план, достигать результата, адекватно его оценивать, справляться с возникающими трудностями. Знания, полученные в процессе деятельности, ребенок может потом легко применять на практике, что обеспечит в дальнейшем успешность его обучения в школе.

Именно в действии порождается знание.

Слайд № 4

Дошкольник – это прежде всего деятель, стремящийся познать и преобразовать мир.

Наше дошкольное отделение работает по программе «Детство»

Деятельностная природа дошкольника подчеркнута в девизе нашей программы :

«Чувствовать-Познавать-Творить» .

Эти слова определяют три взаимосвязанные линии развития ребенка.

Слайд № 5

Основная цель системно - деятельностного подхода в обучении : научить не знаниям, а работе.

«Золотые правила»

Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса

Веди ребенка от собственного опыта к общественному

Будь не «НАД» , а «РЯДОМ»

Радуйся вопросу, но отвечать не спеши

Учи анализировать каждый этап работы

Критикуя, стимулируй активность ребенка

Слайд № 6

Полноценное развитие ребенка должно осуществляться в интересных, значимых для него видах деятельности, и предполагающим организацию педагогом образовательного процесса как предоставление ребенку всего разнообразия присущих ему видов деятельности, а так же из понимания деятельности как активной (субъектной) позиции ребенка, действующего по собственной воле и желанию

В стандарте дошкольного образования выделяют 9 видов деятельности.

Дети приобретают опыт в таких видах деятельности, как

Слайд № 7

Двигательной (овладение основными движениями) . Осуществляется как на занятиях, так и на прогулке, свободное от занятий времени. Подвижные игры-самые любимые у многих детей.

Музыкальной (восприятие и понимание смысла музыкальных произведений, пение, музыкально-ритмические движения, игры на детских музыкальных инструментах).

В дошкольном отделении проходят занятия по хореографии.

Слайд № 8

Игровой, включая сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, режиссерские игры

Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.

Слайды № 9-11

Хочется поподробнее остановиться на Ландшафтном игровом столе, целью которого является формирование у детей целостной картины мира.

Дети воспроизводят в игровой форме повседневные действия и события, создают разнообразные ландшафты : лес, водоём или городскую улицу.

Организовывают различные сюжетные игры : «Мой дом» , «Моя семья» , «Ферма» , Правила дорожного движения, направленные на формирование представлений об окружающем мире.

Во время игры детям приходится взаимодействовать друг с другом, поэтому необходимы правила игры, которые дети придумывают сами или с помощью воспитателя.

В процессе игры дети общаются, разговаривают, а значит развивают свою речь и коммуникативные навыки, узнают новое о себе и других людях.

Слайд № 12

Коммуникативной (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками) .

Это общение начинается как только ребенок переступает порог дошкольного отделения и проходит в течение всего дня, кроме того воспитатели занимаются формированием словаря воспитанника с использованием ребусов, различных дидактических игр.

Слайд № 13

Познавательно-исследовательской (исследование объектов окружающего мира и экспериментирование с ними)

Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогащают яркими образами окружающего мира. В ходе опытной деятельности («Воздух-невидимка» , наблюдения за водой, в работе с песком) дети учились наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно-следственную связь, соблюдать правила безопасности.

Из носителя готовых знаний воспитатель превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих воспитанников, что влияет на изменение и психологического климата в группе, поощряется самостоятельность, творчество.

Слайд №14

Конструировании из разного материала, включая конструкторы, бумагу, природный и другой материал.

Слайд № 15

Элементарной трудовой деятельности и самообслуживании.

С первых дней поступления в дошкольное отделение ребёнок начинает осваивать элементарные действия по самообслуживанию. К сожалению, сейчас многие дети, приходя к нам, не могут их осуществлять.

Всему этому приходится учиться у нас.

Слайд №16

Восприятии художественной литературы.

Работа с литературными произведениями

Слайд № 17

Изобразительной (рисование, лепка, рисование) .

Слайд № 18

Организованная образовательная деятельность

реализуется через организацию различных видов детской деятельности и их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения Образовательной Программы и решения конкретных образовательных задач.

Слайд № 19

Системно-деятельностный подход к организации воспитательно-образовательного процесса предполагает использование таких форм взаимодействия взрослого и ребенка в процессе воспитания и образования, которые должны обеспечивать всестороннее развитие ребенка в активной деятельности. Это игровые развивающие ситуации, проблемные ситуации, ситуационные задачи, игры с моделированием, игры-путешествия, игры-эксперименты, игры-этюды, творческие игры, проектная деятельность, сочинительская деятельность, коллекционирование, викторины, культурно-досуговая деятельность.

Слайды № 20-22

Квест -это приключение, как правило, игровое, во время которого участнику или участникам нужно пройти череду препятствий для достижения какой-либо цели.

Слайды № 23-24

Дети с большим интересом принимают участие в сценках, которые являются неотъемлемой частью всех утренников.

Слайды № 25-29

Слайд № 30

Анализ результатов деятельности

Не спрашивать у детей : понравилось или нет.

Спросить надо : «Зачем вы все это сделали?» , чтоб понять, осознал ли ребенок цель.

В моделировании содержания образования в рамках системно-деятельностного подхода принимают участие все педагоги и специалисты дошкольного отделения : воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре, педагог дополнительного образования.

Слайд № 31

Методологические подходы к организации занятий с детьми :

Ребенок занимает активную позицию на занятии : он – то слушающий, то - наблюдающий, то – действующий;

На занятии главенствует дух открытия;

Обязательно происходит движение;

Очередной вид деятельности воспитатель начинает с постановки задачи в общем виде;

Не принимаются ответы детей без обоснования их мнения и не остаётся без внимания ни один ответ;

В процессе руководства детской деятельностью приемлем лишь демократический стиль общения;

Воспитатели поддерживают у детей ощущение успешности.

Гармонично выстроенная в дошкольном отделении предметно-пространственная среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта. Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением.

Таким образом, системно-деятельностный подход , реализующийся в практике работы педагогов дошкольного отделения , дает возможность детям не быть в роли пассивных слушателей, которым выдается готовая информация. Дети включаются в самостоятельный поиск, в результате которого происходит открытие нового знания и приобретение новых умений. Действия детей мотивируются игровой развивающей ситуацией, предложенной воспитателем, которая позволяет дошкольникам определить свою «детскую» цель деятельности и идти к ее выполнению.

Системно-деятельностный подход приносит , несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям.

1 слайд

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ г. МОСКВЫ СЕВЕРО - ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 281 МОСКВА 2010 год 29 декабря 2010 год Подготовила: Ухваренок Т.А

2 слайд

Системный подход - это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

3 слайд

представить цели образования в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности на основании таким образом построенных целей обосновать не только способы действий, которые должны быть сформированы в учебном процессе, но и содержание обучения в их взаимосвязи выделить основные результаты обучения и воспитания как достижения личностного, социального, коммуникативного и познавательного развития учащихся Системно - деятельностный подход может использоваться на каждой ступени общего образования:

4 слайд

В основе НОВОГО СТАНДАРТА ОБРАЗОВАНИЯ лежит системно-деятельностный подход, который предполагает: 1) воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам гражданского общества, толерантности, диалога культур и т.д

5 слайд

2) развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования

6 слайд

3) признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся

7 слайд

4) учет особенностей ребенка. индивидуальных возрастных психологических физиологических

8 слайд

5) обеспечение преемственности дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования. Дошкольное образование Начальное образование Основное и среднее (полное) общее образование

9 слайд

6) Разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося обеспечивающих рост: ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО МОТИВОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СО СВЕРСТНИКАМИ и ВЗРОСЛЫМИ В ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

10 слайд

7) гарантированность достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования, что и создаст основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

11 слайд

Основная задача школы - дать хорошие прочные знания. Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности

12 слайд

Подробно описать новый результат в виде конкретных задач: Зачем учить? (ЦЕЛЬ) 2. Подобрать средства получения нового результата, ответить на вопросы: Чему учить? (изменение СОДЕРЖАНИЯ) 3. Как учить? (изменение МЕТОДИКИ)

13 слайд

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться!) способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии

14 слайд

Овладение системой учебных действий с изучаемым учебным материалом Способность к решению учебно-познавательных и учебно-практических задач Оценивается В образовательном процессе реализуется

15 слайд

Базовые технологии: * Информационные и коммуникативные технологии (коммуникация – общение) * Технология, основанная на создании учебной ситуации (решение задач, практически значимых для изучения окружающего мира)

16 слайд

* Технология, основанная на реализации проектной деятельности. * Технология, основанная на уровневой дифференциации обучения.

Просмотров