Сколько было человек на Луне? Кто посещал Луну дважды? Люди на луне. Сколько человек ходило по Луне?

Вдействительности американцы на Луне не высаживались и вся программа "Аполлон" - это мистификация, задуманная с целью создания у США имиджа великого государства. Лектор показал американский фильм, который развенчивает легенду о высадке астронавтов на Луне. Особенно убедительными показались следующие противоречия.

Американский флаг на Луне, где нет атмосферы, полощется, как будто его овевают воздушные потоки.

Посмотрите на фотографию, якобы снятую астронавтами "Аполлона-11". Армстронг и Олдрин — одинакового роста, а тень одного из астронавтов раза в полтора длиннее, чем другого. Наверно, их освещали сверху прожектором, поэтому и получились тени разной длины, как от уличного фонаря. И кстати, кто снимал эту фотографию? Ведь в кадре оба астронавта сразу.

Много и других технических несоответствий: изображение в кадре не дергается, величина тени не совпадает с положением Солнца и проч. Лектор доказывал, что исторические кадры о прогулках астронавтов на Луне были сделаны в Голливуде, а угловые отражатели света, по которым уточнялись параметры лжедесанта, были просто сброшены с автоматических зондов. В 1969-1972 годах американцы 7 раз летали к Луне. За исключением аварийного полета "Аполлона-13" 6 экспедиций были успешными. Каждый раз один космонавт оставался на орбите, а двое высаживались на Луне. Каждый этап этих полетов зафиксирован буквально поминутно, сохранились подробнейшая документация и бортовые журналы. На Землю привезено более 380 кг лунной породы, сделано 13 тысяч фотографий, на Луне установлены сейсмограф и прочие приборы, проведены испытания техники, луномобиля и самоходки на аккумуляторном питании. Мало того, астронавты нашли и доставили на Землю фотокамеру с зонда, посетившего Луну за два года до человека. В лаборатории на этой фотокамере были обнаружены земные бактерии стрептококки, выжившие в открытом космосе. Эта находка оказалась важной для понимания фундаментальных законов выживания и распространения живой материи во Вселенной. В Америке спорят, побывали ли американцы на Луне. В принципе ничего удивительного, ведь и в Испании после возвращения Колумба тоже велись споры, что за новые континенты он открыл. Подобные споры неизбежны, пока новая земля не станет легкодоступной всем и каждому. Но на Луне пока побывала лишь дюжина человек. Несмотря на то, что в СССР не велась прямая трансляция первой прогулки по Луне Нейла Армстронга, наши и американские ученые тесно сотрудничали в обработке научных результатов экспедиций "Аполлон". СССР обладал богатым фотоархивом, который был составлен по результатам нескольких полетов аппаратов "Луна", а также образцами лунного грунта. Таким образом, американцам надо было договориться не только с Голливудом, но и с СССР, конкуренция с которым могла стать единственным аргументом в пользу мистификации. Надо добавить, что и Голливуд в то время даже не слышал о компьютерной графике и просто не обладал техникой, чтобы одурачить весь мир. Что касается следа астронавта Конрада, то, как разъяснили нам в Институте геохимии и аналитической химии РАН, где изучаются образцы лунного грунта, поскольку лунный реголит является очень рыхлой породой, отпечаток должен был остаться обязательно. На Луне нет воздуха, реголит там не пылит и не разлетается в стороны, как на Земле, где он под ногами сразу превращается в клубящуюся пыль. И флаг вел себя так, как ему и подобает. Хотя ветра на Луне нет и быть не может, любой материал (провода, кабели, шнуры), который разворачивали астронавты, в условиях низкой гравитации под действием дисбаланса сил несколько секунд извивался, а затем замирал. Наконец, странная статичность изображения объясняется тем, что астронавты не держали камеру в руках, как земные операторы, а устанавливали ее на штативах, привинченных к груди. Лунная программа США не могла быть спектаклем еще и потому, что за нее была заплачена очень высокая цена. Один из экипажей "Аполлона" погиб во время земной тренировки, экипаж "Аполлона-13", не добравшись до Луны, вернулся на Землю. Да и финансовые затраты НАСА на программу "Аполлон" в размере 25 млрд долларов подвергались неоднократной проверке многочисленными ревизионными комиссиями. Версия о том, что американцы не летали на Луну, — сенсация не первой свежести. Сейчас в Америке как на пивных дрожжах растет еще более экзотическая легенда. Оказывается (и тому есть документальные подтверждения), человек на Луне все-таки побывал. Но это был не американский человек. А советский! СССР посылал космонавтов на Луну, чтобы обслуживать свои многочисленные луноходы и приборы. Но СССР ничего не сообщал миру об этих экспедициях, потому что это были космонавты-смертники. На советскую родину возвратиться им было не суждено. Американские астронавты будто бы видели на Луне скелеты этих безымянных героев. По разъяснению специалистов из Института медико-биологических проблем РАН, где готовят к полету космонавтов, с трупом в скафандре на Луне будут происходить примерно такие же изменения, как со старой банкой консервов. На Луне нет бактерий гниения, и потому космонавт при всем желании не может превратиться в скелет.

Команда, состоящая из астронавтов Армстронга, Коллинза и Олдрина начала подготовку к космическому полету в рамках программы «Аполлон». Примечательно, что все участники экипажа являлись опытными летчиками-испытателями, все уже имели на своем счету космический полет, все одногодки (1930 г.), кроме того Олдрин и Армстронг принимали участие в Корейской войне.

В приоритете находился экипаж Фрэнка Бормана, однако 9-го января Фрэнк окончательно заявил, что больше не будет принимать участие в космических полетах, так как дал обещание своей жене и детям. В момент, когда стало ясно, что именно экипаж корабля «Аполлон-11» первым высадится на Луну, стали решать, кто первым ступит на поверхность спутника. Так как в большинстве полетов выход в открытый осуществлялся пилотом, а не командиром, предполагалось, что именно Эдвин Олдрин будет первым человеком на Луне. Но в силу конструкции люка лунного модуля, который открывался в сторону Олдрина, целесообразнее было первым выйти наружу Армстронгу. Если же выбор падет на Олдрина, то пилоту придется перебраться через люк и командира корабля, чтобы выйти наружу. Такие маневры не только займут много времени, но также могут повредить скафандр или приборы корабля.

16-го июля 1969-го года корабль «Аполлон-11» стартовал по направлению в космос. За событием наблюдало 5000 гостей Космического центра Кеннеди и еще несколько десятков тысяч жителей и туристов Флориды. Некоторые отели продавали билеты на просмотр данного события с подготовленных площадок и балконов. За стартом следили и 25 миллионов телезрителей.





Полет до Луны

После достижения второй космической скорости и достижения установленного курса на Луну, начались проводиться маневры по перестройки корабля, которые проводил пилот . Командный модуль «Колумбия» был отстыкован от третьей ступени, после чего отдален на 30 метров от всей структуры, и развернут на 180°. После этого «Колумбия» начал сближение с лунным модулем «Орел», и была проведена последующая стыковка. Третья же ступень отправилась в полет по гелиоцентрической орбите.

На второй день полета Белый дом объявил, что на борту «Аполлон-11» находятся медали, посвященные погибшим космонавтам Владимиру Комарову и Юрию Гагарину, которые были переданы вдовами космонавтов, и которые будут оставлены на поверхности Луны. Уже в первые два дня полета астронавты начали проводить телетрансляцию, для которой снимали внутреннее помещение корабля, где они обитали, а также космические виды в иллюминаторе.

На третий день Армстронг и Олдрин перешли на борт лунного модуля для проведения обследования и проверки его состояния, процесс транслировался на Землю. Неполадок установлено не было. Во время подготовки астронавтов ко сну, Армстронг внезапно связался с Космическим центром для запроса расстояния до третьей ступени ракеты-носителя. Дело в том, что астронавты заметили в иллюминаторах неопознанный периодически сверкающий объект. Скорее всего объект вращался и периодически отбивал солнечный свет. Вскоре последовал ответ от Хьюстона о том, что третья ступень движется на расстоянии в 11 тыс. км от «Аполлона-11», и не может быть увидена экипажем. Однако, все три астронавта четко видели загадочный объект, который, по их словам, был похож на букву «L», «открытый чемодан» или «открытую книгу». Точно определить происхождение объекта так и не удалось, но предполагается, что это была одна из деталей панель адаптера, находившегося в третьей ступени, в котором располагался лунный модуль во время запуска корабля.

Посадка на Луну

На четвертый день «Аполлон-11» вошел в гравитационное воздействие Луны, которое уже превышало гравитационную силу Земли. Корабль оказался на окололунной орбите. В это время было выполнено несколько снимков лунной поверхности, а также проведена видеосъемка. После выбора места посадки астронавты Армстронг и Олдрин вновь перешли в лунный модуль и на 13-м витке, над обратной стороной Луны, командный и лунный модуль отделились друг от друга. «Колумбия» продолжила движение по окололунной орбите вместе с Майклом Коллинзом, в то время как «Орел» начал спуск на Луну. Коллинз заметил с борта «Колумбии», что лунный модуль летит вверх ногами, на что Нил Армстронг ответил: «Кто-то из нас летит вверх ногами».

За 460 метров до посадки астронавт Армстронг заметил, что автопилот направил лунный модуль на край кратера, который был окружен множеством 2-3-хметровых валунов. По этой причине командир лунного модуля взял управления двигателями ориентации на себя и сменил траекторию корабля. Вскоре появилось уведомление о том, что осталось всего 8% топлива, позже – 5%, начался обратный отсчет. По истечении 94-х секунд у экипажа будет 20 секунд для посадки модуля, либо для прерывания посадки и последующего взлета.

В момент посадки модуля пульс астронавта Армстронга поднялся до 150-ти ударов в минуту. За 21 секунду до окончания топлива для посадки, лунный модуль «Орел» прилунился на поверхность спутника.

Пребывание на Луне

Прежде чем ступить на поверхность спутника, астронавты Армстронг и Олдрин два часа отрабатывали действия в случае экстренного взлета, и подготовили для этого все требуемые системы. Последующие экипажи «Аполлонов» не выполняли таких действий, так как уже было известно, что Луна необитаема и не несет никаких непредвиденных угроз астронавтам.

Далее Олдрин, будучи старейшиной пресвитерианской церкви решил провести краткую церковную службу путем выполнения таинства причастия. В этот момент была отключена прямая трансляция по радио во избежание разбирательств со стороны атеистов. Армстронг, который являлся атеистом, участие не принимал.

После открытия люка, первое что сделали астронавты – выбросили мешок с мусором на поверхность Луны. Далее Нил Армстронг включил телекамеру, расположенную на корпусе лунного модуля и начал спуск по лестнице. В момент соприкосновения ноги астронавта с поверхностью прозвучала известная фраза Армстронга: «Маленький шаг для человека, но гигантский для всего человечества». Астронавт провел первые наблюдения грунта Луны, начал съемку панорамы при помощи видеокамеры. Спустя 15 минут после выхода первого человека на Луну, начал спускаться на поверхность спутника и Олдрин. За время своего пребывания на Луне, экипаж снял широкоугольной камерой поверхность спутника, в рамках научного эксперимента установил лист фольги для улавливания неона, аргона и ионов гелия, установил флаг США, который не раскрылся полностью из-за того, что заело флагшток. Так как верхний слой грунта (реголит) Луны представляет собой мелкую пыль, а несколько глубже начинается твердый грунт, Армстронг с трудом воткнул флаг в реголит всего на 15-20 см.

Позже с астронавтами связался президент США – Ричард Никсон и телезрители могли наблюдать астронавтов в одной части экрана, а президента – в другой. В продолжении исследований, Олдрин оставил несколько следов в реголите и сделал ряд фотоснимков под различным углом, для дальнейшего изучения свойств грунта. Далее экипаж разместил комплекс научных инструментов, одним из которых являлся отражатель. При помощи этого прибора и луча, запускаемого с Земли в него, ученые в будущем могли рассчитывать расстояние от Земли до Луны. Так как командный модуль «Колумбия» уже некоторое время находился в зоне видимости астронавтов, последние начали подготовку к возвращению. Они разместили памятные медали других астронавтов на поверхности Луны и взошли на борт «Орла».

За 2 часа 31 мин 40 сек экипаж «Аполлона-11» собрал 21,55 кг образцов лунного грунта, максимальное удаление астронавта от лунного модуля составило 60 метров.









Взлет лунного модуля

Переодевшись, экипаж выбросил наружу обувь и другое снаряжение для уменьшения веса модуля. Баз Олдрин доложил в ЦУП, что кнопка запуска двигателей для взлета – сломана, вероятно один из астронавтов задел оборудование своим снаряжением. Было выявлено, что нажатие кнопки можно будет произвести при помощи фломастера, который был на борту лунного модуля. После приема пищи астронавты надели скафандры и начали разгерметизацию. Примечательно, что под их ногтями осталась лунная пыль, которую так и не удалось вычистить. Перед экипажем стояла задача выспаться перед взлетом, однако это было затруднительно по нескольким причинам: астронавты были в скафандрах, в кабине было мало места и холодно (+ 16°С), отвлекал шум работающих насосов модуля и свет Солнца, пробивающийся через занавески иллюминатора. И если Олдрин перерывами спал около двух часов, то Армстронг так и не уснул.

Спустя 21 час и 36 минут нахождения на Луне «Орел» начал взлет. Примечательно, что во время взлета Олдрин увидел в иллюминатор, что в результате работы реактивного двигателя установленный флаг упал. Через четыре с половиной часа после взлета, лунный и командный модули сблизились до 30-ти метров. После стыковки, астронавты Армстронг и Олдрин очистили свою одежду от реголита при помощи пылесоса, и перешли в командный модуль, где их ожидал Коллинз.

Возвращение на Землю

На седьмой день полета корабль «Аполлон-11» уже направлялся в сторону Земли. На следующий день корабль успешно приводнился в Тихом океане. Астронавтов встретили спасатели в биозащитных костюмах, передали им в спускаемый аппарат такие же костюмы, после чего астронавтов переправили на вертолете на борт авианосца «Хорнет». Примечательно, что после посадки экипаж направился сразу в карантинный фургон, во избежание распространения разного рода инфекций, которые астронавты могли привезти с Луны. Именно через стекло этого фургона экипаж общался с президентом. В карантинном фургоне астронавты были доставлены в Хьюстон, и провели в нем 20 дней.

Сборка Апполон-1)
В соответствии с программой «Аполлон» в период 1969 — 1972 гг. к Луне было направлено девять экспедиций. Шесть из них закончились высадкой двенадцати астронавтов на поверхность Луны на территории от Океана Бурь на западе до хребта Тавр на востоке.


(эмблема на скафандрах астранавтов с апполон 1)
Задачи двух первых экспедиций ограничивались полетами по селеноцентрическим орбитам, а высадка астронавтов на поверхность Луны в одной из экспедиций была отменена из-за взрыва кислородного бачка для топливных элементов и системы жизнеобеспечения, происшедшего через двое суток после старта с Земли. Поврежденный космический корабль «Аполлон-13» совершил облет Луны и благополучно вернулся на Землю.


астронавты апполон 1)
Подобно плаваниям в прошлом, предпринимаемым с единственной целью — сделать какое-либо открытие, лунные экспедиции также не являлись частью плана систематических исследований. Изучение Луны с помощью пилотируемых космических аппаратов было закончено после шестой успешной высадки астронавтов на ее поверхность с корабля «Аполлон-17» в декабре 1972 г.


(астронавт с апполон 17 на луне)
В послании конгрессу 25 мая 1961 г. президент Дж. Кеннеди заявил: «Я верю, что наша нация может взять на себя обязательство достичь поставленной цели — высадить человека на поверхность Луны и благополучно вернуть его на Землю в этом десятилетии». Эта декларация привела к оживлению медленно развертывающихся исследований космоса в США и активизации поддержки этих работ со стороны общественности и конгресса.
Спустя три недели после своего послания конгрессу президент Кеннеди призвал к ускорению работ для осуществления Соединенными Штатами задачи — первыми высадить человека на Луну.


(лунный пейзаж)
В 1958 г., когда только приступили к работам по программе «Меркурий», это была отдельная самостоятельная программа. Но в связи с появлением проекта высадки человека на Луну программа «Меркурий» стала рассматриваться как первый шаг на пути создания космического корабля для этой цели. Наиболее отработанной была вторая модель такого корабля «Джемини». Состоявший из двух отсеков, «Джемини», масса которого (3790 кг) вдвое превышала массу «Меркурия», мог вывести на орбиту экипаж из двух человек. В головном отсеке размещались астронавты, а также парашюты системы приземления, в хвостовом — двигательная установка, которая позволяла экипажу осуществлять маневры корабля в космическом пространстве. Непосредственно перед приземлением отсек экипажа отделялся от двигательного отсека. Возникающая при сверхзвуковых скоростях полета в атмосфере небольшая аэродинамическая подъемная сила, а также смещение центра масс аппарата позволяли удлинить траекторию спуска до 322 км.

(Сатурн-5 новый ракетоноситель для программы апполон)
В период с 23 марта 1965 г. по 11 ноября 1966 г. было осуществлено десять запусков космических кораблей «Джемини». Во время этих полетов астронавты учились работать в открытом космосе, выполнять маневры по сближению кораблей, осуществлять на орбите стыковку с ракетой «Аджена», проводить научные эксперименты. Астронавты майор Ф. Борман и капитан-лейтенант ВМФ Дж. Ловелл находились в полете на борту «Джемини-7» две недели (4 — 18 декабря 1965 г.). Полет продемонстрировал, что тренированный экипаж способен безболезненно перенести состояние невесомости в течение времени, требуемого для путешествия на Луну.


(Джемини 7)
Работы по программе «Джемини», оказавшейся промежуточным этапом между программами «Меркурий» и «Аполлон», позволяли провести тренировочные полеты в космос с целью отработки маневров, которые потребуются при встрече космических аппаратов на селеноцентрической орбите, являющейся необходимой операцией при осуществлении предложенного Дж. Хуболтом (специалистом из НАСА) способа доставки человека на Луну. Именно этот способ был принят специалистами НАСА в качестве основного в июне 1962 г. после того, как два других — прямой перелет с поверхности Земли на поверхность Луны, а также полет с промежуточной стыковкой на околоземной орбите — были отклонены.


(сборка апполона в цехе)
Способ доставки человека на Луну с расстыковкой и стыковкой космических аппаратов на селеноцентрической орбите оказался наиболее экономичным. При этом предполагалось, что на околоземной орбите никаких операций проводиться не будет и космический аппарат сразу будет выведен на селеноцентрическую орбиту. В то время как один из астронавтов будет оставаться в основном блоке, совершая полет вокруг Луны, два других астронавта в лунной кабине достигнут лунной поверхности. Закончив здесь все работы, астронавты во взлетной ступени лунной кабины вернутся на селеноцентрическую орбиту. Для возвращения на Землю они проведут сближение и стыковку с основным блоком корабля «Аполлон».


схема полета аполлон -17)
1 Старт ракеты-носителя «Сатурн-5» с КК «Аполлон».
2 Отделение САС.
3 Отделение ступени I (ракеты S -1С), включение двигателя ступени II.
4 Отделение ступени II (ракеты S-2), включение двигателя ступени III (ракеты S-4В), которая выводит КК «Аполлон» на низкую околоземную орбиту.
5 Промежуточная околоземная орбита.
6 Вывод корабля «Аполлон» на траекторию полета к Луне (повторное включение двигателя ступени III).
7 Отделение основного блока.
8 Перестроение основного блока.
9 Пристыковка основного блока к лунной кабине.
10 Отделение КК «Аполлон».
11 Коррекция траектории полета КК «Аполлон».
12 Вторая коррекция траектории полета корабля «Аполлон».
13 Ступень III (ракета S -4В) переводится на траекторию прямого попадания на поверхность Луны.
14 Последняя коррекция траектории.
15 Построение лунной орбиты. Параметры первых двух орбит: апоселений 316,6 км, периселений 94,4 км.
16 Построение более низкой орбиты КК «Аполлон» с параметрами: апоселений 109,2 км, периселений 27,7 км; два астронавта переходят в лунную кабину.
17 Разделение лунной кабины и основного блока на двенадцатом витке.
18 Включение двигателей лунной кабины для уменьшения скорости посадки.
19 Прилунение кабины.
20 Обращение на окололунной орбите основного блока КК «Аполлон».
21 Построение орбиты основного блока с параметрами: апоселений 130,2 км, периселений 100,5 км.
22 Старт взлетной ступени лунной кабины.
23 Сближение взлетной ступени с основным блоком.
24 Стыковка взлетной ступени с основным блоком.
25 Отделение взлетной ступени.
26 Взлетная ступень на пути к поверхности Луны.
27 Отделение автоматического спутника на селеноцентрической орбите.
28 Переход на траекторию полета к Земле.
29 Коррекция траектории.
30 Вторая коррекция траектории (в случае необходимости).
31 Последняя коррекция после разделения отсека экипажа и двигательного отсека.
32 Ориентация отсека экипажа при возвращении на Землю.
33 Спускаемый аппарат на высоте 122 км.
34 Пропадание сигнала при входе в атмосферу.
35 Приводнение.


(приводнение апполона)
Расчет массы, которая должна доставляться к Луне (50 т), показал, что мощности ракеты-носителя «Сатурн-5» будет достаточно для практического осуществления доставки человека на Луну с использованием операций на селеноцентрической орбите. В 1962 г. в Центре космических полетов им. Маршалла (Хантсвилл, шт. Алабама) успешно проводились работы по созданию семейства ракет-носителей «Сатурн».


(двигатели сатурн-5)
Разработка ракет-носителей «Сатурн» под руководством известного немецкого специалиста В. фон Брауна проводилась тем же коллективом конструкторов, который во время второй мировой войны работал над созданием боевых ракет в Пенемюнде. Работая после эмиграции из Германии в Америку по заданию Управления баллистических ракет армии США в арсенале «Редстоун» и в Центре им. Маршалла, Браун с сотрудниками разработали ракеты-носители «Юпитер-С» и «Редстоун».


9 ноября 1967 г. в Центре космических полетов им. Кеннеди состоялся запуск ракеты-носителя «Сатурн-5» с тремя ступенями и находящегося на самом верху космического корабля «Аполлон» массой 20,4 т. От незаглушенного рева двигателей находящиеся поблизости здания заколебались, как при землетрясении. В пяти километрах от стартового комплекса рухнула крыша павильона телевизионной компании «Колумбиа бродкастинг системе». Возникший грохот по уровню шума был сравним с извержением в 1883 г. вулкана Кракатау в Зондском проливе. Вызванная работой двигателей первой ступени воздушная ударная волна была зарегистрирована Геологической обсерваторией Ламон-Доэрти в Палисейдсе, шт. Нью-Йорк, расположенном в 1770 км от места старта.

(старт ракетоносителя сатурн с апполоном)
Все три ступени отработали нормально. Последняя ступень (S- 4В) вместе с кораблем «Аполлон» была выведена на околоземную орбиту высотой 185 км. Запущенный в космосе мощный двигатель последней ступени поднял орбиту ракеты и корабля до 17 210 км. Затем космический корабль «Аполлон» отделился от последней ступени ракеты-носителя и после включения своего маршевого двигателя увеличил высоту орбиты до 18 072 км. При повторном включении маршевого двигателя корабля «Аполлон» он начал входить в атмосферу Земли, моделируя условия возвращения корабля по окончании лунной экспедиции.

(выход на орбиту)
Осенью 1961 г. фирма «Норт америкен авиэйшн» получила заказ на разработку космического корабля «Аполлон». Как и «Джемини», корабль «Аполлон» состоял из двух отсеков: имевшего коническую форму отсека экипажа, где размещались астронавты, и имевшего цилиндрическую форму двигательного отсека, где находились основной двигатель, батареи топливных элементов и система терморегулирования. Как и в космическом корабле «Джемини», атмосфера была кислородной при давлении 0,35 ат.

Основной блок КК Аполлон)
1 Штырь стыковочного узла. 2 Теплозащитный чехол, надеваемый на отсек экипажа при запуске. 3 Герметизированная кабина космонавтов.
4 Гибкая юбка теплозащитного чехла на отсеке экипажа. 5 Двигатели ориентации по тангажу. 6 Двигатели ориентации по крену.
7 Панель для монтажа блока из четырех вспомогательных двигателей.
8 Баки с топливом для маршевого двигателя. 9 Успокоитель и расходомер. 10 Сопло маршевого двигателя. 11 Теплозащитный экран заднего днища. 12 Остронаправленная антенна диапазона S. 13 Радиатор системы терморегулирования. 14 Бачки с жидким кислородом и водородом. 15 Блок вспомогательных двигателей. 16 Двигатели ориентации по рысканию.

Для эффективного управления движением корабля «Аполлон» использовалась система ориентации и стабилизации, управляющая включением вспомогательных двигателей (скомпонованных в четыре блока по четыре двигателя в каждом и размещенных равномерно по периметру двигательного отсека), а также устанавливающая (путем поворотов и изменения положения в кардановом подвесе) в расчетное положение маршевый двигатель. С помощью этой системы были проведены следующие основные операции: перестыковка с лунной кабиной после выведения третьей ступенью ракеты-носителя основного блока корабля «Аполлон» на траекторию движения к Луне; коррекции траектории на трассе Земля — Луна, формирование селеноцентрической орбиты; посадка лунной кабины и последующий старт ее взлетной ступени с Луны и стыковка с основным блоком; выведение на траекторию полета к Земле; проведение коррекций траектории при возвращении на Землю; ориентация отсека экипажа после разделения с двигательным отсеком перед входом в атмосферу Земли. Лунный вариант корабля «Аполлон» (блок II) имел длину 10,4 м и массу 30,4 т. В его конической части с диаметром основания 3,9 м находился отсек, в котором размещались парашюты системы приземления. Лаз в стыковочном устройстве и штырь на вершине конуса обеспечивали возможность стыковки с лунной кабиной, в которой два астронавта отправлялись на поверхность Луны, а затем возвращались на селеноцентрическую орбиту. Двигательный отсек имел длину 7,4 м и диаметр 3,9 м, при возвращении на Землю перед входом в атмосферу он отстыковывался. Абляционный теплозащитный экран предохранял отсек экипажа от перегрева в атмосфере Земли при возвращении с Луны.

Ракета-носитель (Сатурн-5)
1 Система аварийного спасения (САС). 2 Отсек экипажа корабля «Аполлон».
3 Двигательный отсек корабля «Аполлон». 4 Лунная кабина корабля «Аполлон». 5 Луноход. 6 Отсек оборудования.
7 Третья ступень (ракета S-4В). 8 Двигатель J -2. 9 Вторая ступень (ракета J-2). 10 Пять двигателей J-2. 11 Первая ступень (ракета S-1С). 12 Пять двигателей F- 1 .

Блок I корабля «Аполлон», разработанный только для орбитального полета вокруг Земли, был выведен в космос 26 февраля 1966 г. «Сатурном-1В» для проведения суборбитального полета и приводнения в заданном районе Атлантического океана. Этот блок успешно приводнился на парашютах в Южной Атлантике. За исключением падения давления в топливных магистралях двигателя, который вначале заработал, потом прекратил работу, а через некоторое время опять заработал, неполадок не было, и руководители программы «Аполлон» были удовлетворены результатами.


(фотография с аполона на 3-ю ступерь ракетоносителя сатурн-5)
Первый пилотируемый орбитальный полет космического корабля «Аполлон» предполагалось провести в 1967 г., но трагический несчастный случай нарушил намеченную программу работ и отложил осуществление этого полета на год. Когда 27 января 1967 г. корабль «Аполлон» был уже смонтирован на ракете «Сатурн-1В» , неожиданно вспыхнувший на борту огонь воспламенил пластиковую обшивку кабины. Члены экипажа корабля, проводившие в это время проверку работы бортовых систем, задохнулись в густом дыму горящего пластика, прежде чем успели открыть люк.

(погибшие астронавты)
Погибли полковник ВВС В. Гриссом, совершивший полеты на кораблях «Меркурий» и «Джемини», подполковник ВВС Э. Уайт-II , первый американский астронавт, осуществивший выход в открытый космос во время полета на корабле «Джемини-4» , и капитан-лейтенант ВМФ Р. Чаффи, который готовился к своему первому полету.

11 октября 1968 г. после успешного испытательного полета непилотируемой связки «Аполлон» — «Сатурн-5» НАСА осуществило запуск первого пилотируемого корабля «Аполлон-7» . Полет, проходивший на околоземной орбите в течение 11 сут, в целом оказался успешным, хотя время от времени возникали отклонения от штатного режима. На борту «Аполлона-7» находились астронавты: капитан ВМФ У. Ширра, майор ВВС Д. Эйзел и гражданское лицо — исследователь У. Каннингем. Экипаж жаловался, что был перегружен экспериментами.


(фотография земли с апполона 7)
В начале осени 1968 г. стало очевидно, что НАСА намеревается во время следующего испытательного полета отправить корабль «Аполлон-8» к Луне. 21 декабря эта экспедиция началась. На борту корабля находились астронавты: полковник Ф. Борман, капитан Дж. Ловелл и подполковник У. Андерс. Во время этого полета в Центре управления в Хьюстоне возникло беспокойство, когда Борман почувствовал недомогание после прохождения космическим кораблем радиационных поясов Земли и магнитосферы. Однако его самочувствие быстро улучшилось.


(экипаж апполон
Попав в зону притяжения Луны, утром 24 декабря космический корабль «Аполлон-8» приблизился к ее поверхности на расстояние 112,6 км. После включения маршевого двигателя корабль перешел на селеноцентрическую орбиту высотой 111 км.
Экипаж корабля совершил десять оборотов вокруг Луны. В Центре управления полетом в Хьюстоне с тревогой ожидали момента подачи команды на включение маршевого двигателя для возвращения на Землю, так как в это время корабль находился за Луной.


(вид на восходящую землю на лунном горизонте с апполона
Наконец на борт корабля прошла команда, и «Аполлон-8» направился к Земле. На высоте 16 664 км над ее поверхностью отсек экипажа отделился от двигательного отсека и вошел в плотные слои атмосферы со скоростью 39 010 км/ч. 27 декабря отсек экипажа с астронавтами на борту приводнился в Тихом океане в 4,6 км от судна службы поиска «Йорктаун». Полная продолжительность полета составила 147 ч.

(эвакуация экипажа апполон
С 3 по 13 марта 1969 г. с целью дальнейшей отработки маневрирования перед стыковкой и стыковки с лунной кабиной на околоземную орбиту был запущен космический корабль «Аполлон-9». На его борту находились астронавты: полковник Джеймс Макдивитт, полковник Дэвид Скотт и Рассел Швейкарт. Затем эта лунная кабина кораблем «Аполлон- 10», полет которого проходил 18 — 26 мая, была доставлена на селеноцентрическую орбиту для отработки маневров на орбите.


(Отработка маневров на луне по расстыковке со спускаемым модулем)
22 мая находившиеся в кабине астронавты полковник Томас Стаффорд и капитан ВМФ Юджин Сернан приблизились к поверхности Луны на расстояние 15 км, а капитан ВМФ Джон Янг все это время оставался в орбитальном корабле, совершавшем полет вокруг Луны. После отделения от лунной кабины ее посадочной ступени Стаффорд и Сернан, находясь во взлетной ступени лунной кабины, осуществив ряд маневров, пристыковались к кораблю «Аполлон». Отделив затем взлетную ступень лунной кабины, астронавты благополучно вернулись на Землю.

(Они почти потрогали Луну, апполон 10)
После окончания этой экспедиции руководство НАСА объявило, что первая попытка высадить человека на поверхность Луны будет предпринята не ранее чем 16 июля 1969 г. при запуске космического корабля «Аполлон-11»

Лунная кабина


(сборка лунного модуля)
Разработанная для практического осуществления принятого в 1962 г. решения о том, что все операции с космическими кораблями будут проводиться на селеноцентрической орбите, лунная кабина (сначала ее называли экскурсионной лунной кабиной) представляла собой самостоятельный двухступенчатый космический корабль, разработанный фирмой «Груммен». Необычная форма этого космического корабля была продиктована условиями его эксплуатации в безвоздушном пространстве, поэтому не было необходимости придавать ему обтекаемую форму. Лунная кабина доставлялась на Луну в пристыкованном к отсеку экипажа корабля «Аполлон» состоянии, так что сопло двигателя ее посадочной ступени было направлено вперед по полету корабля. При такой компоновке этот двигатель в случае выхода из строя до момента возвращения на Землю маршевого двигателя корабля «Аполлон» мог быть использован для увода с селеноцентрической орбиты и приземления связки космических аппаратов «Аполлон» — лунная кабина. Отсутствие готового летного образца лунной кабины к моменту полета космического корабля «Аполлон-8» не позволило испытать ее в натурных условиях. Поэтому безопасность этого корабля полностью зависела от надежности работы маршевого двигателя корабля «Аполлон-8» .


(вид на лунный модуль с апполона 10)
Высота лунной кабины с выдвинутыми четырьмя опорами 6,98 м. Телескопические стойки шасси, складывающиеся во время космического полета, освобождаются при перерезании чеки с помощью пиротехнических устройств и развертываются под действием пружин. Для амортизации ударных нагрузок опорные стойки шасси заполнены сминаемым заполнителем сотовой конструкции из алюминиевого сплава.


(в ожидании стыковки с апполоном 10)
Для удержания лунной кабины (масса 14,7 т) на поверхности лунного грунта, который мог иметь различную твердость, конструкторы фирмы «Груммен» на каждой из четырех стоек предусмотрели тарельчатые опоры диаметром 95 см. На всех опорах (кроме одной) смонтированы щупы длиной 1,7 м, регистрирующие контакт с поверхностью Луны и подающие команду на выключение двигателя посадочной ступени. К одной из стоек была прикреплена лестница, по которой можно спуститься на лунную поверхность.


(фотография лунного модуля с апполон 11)
Трудности еще больше возросли при разработке лунной кабины космического корабля «Аполлон», которая должна была благополучно доставить на поверхность Луны двух астронавтов, для чего требовалось высокое искусство управления при приближении к месту посадки и во время самой посадки, совершаемой по вертолетному принципу. С учетом этих трудностей высказывались предположения, что лунные экспедиции должны быть сведены только к посадке и короткой прогулке по лунной поверхности, напоминающей стремительный набег. Практика показала, однако, что время пребывания на поверхности Луны последнего экипажа (по сравнению с первыми) увеличилось примерно в десять раз.

(Лунная кабина КК Аполлон)
1 Люк стыковочного узла отсека экипажа и лунной кабины. 2 Люк для входа в герметизированную кабину. 3 Две антенны метрового диапазона.
4 Бак окислителя для двигателей системы ориентации (N2O4).
5 Блок автоматики. 6 Бачок с водой. 7 Баллон с гелием для вытеснительной системы подачи топлива в двигатели системы ориентации. 8 Бак горючего (аэрозин-50) для двигателей системы ориентации. 9 Бак горючего (аэрозин-50) для основного двигателя взлетной ступени. 10 Блок двигателей системы ориентации. 11 Радиоизотопная энергетическая установка. 12 Телескопическая стойка посадочного шасси. 13 Тарельчатая опора посадочного шасси. 14 Поперечный элемент шасси. 15 Бак горючего (аэрозин-50) основного двигателя посадочной ступени (2 шт.). 16 Двигатель посадочной ступени с регулируемой тягой до 4530 кгс.
17 Бак с окислителем двигателя посадочной ступени (2 шт.). 18 Выдвижная антенна диапазона S (используется на поверхности Луны). 19 Посадочная ступень. 20 Лестница для спуска астронавтов на поверхность Луны.
21 Теплоизоляция. 22 Площадка с поручнями. 23 Основной двигатель взлетной ступени, тяга в вакууме 1590 кгс. 24 Автономная ранцевая система жизнеобеспечения. 25 Дефлекторы для отклонения истекающих газов из сопла. 26 Вентилятор для обеспечения циркуляции кислорода в кабине.
27 Проблесковый источник света. 28 Пульт управления лунной кабиной.
29 Антенна диапазона S, используемая во время полета. 30 Антенна радиолокатора, обеспечивающего встречу на орбите. 31 Поворотная антенна диапазона S.


(Лунный модуль на пути к цели)

Первое место посадки было выбрано на базальтовом основании Моря Спокойствия, расположенного к востоку от центра области лунных равнин. Нейл Армстронг (командир корабля) и полковник Эдвин Олдрин (пилот лунной кабины) совершили здесь посадку в лунной кабине «Орел» 20 июля 1969 г. в 20 ч 17 мин 43 с по Гринвичу (в 4 ч 17 мин 43 с после полудня по местному восточному дневному времени) и передали на Землю: «Хьюстон, говорит База Спокойствия, «Орел» сел». Армстронг опустил к рыхлому грунту трап и сказал: «Это небольшой шаг для человека, но огромный скачок для человечества».


(Первый человек на Луне)
Армстронг и Олдрин, используя космическую радиосвязь, разговаривали с президентом США. Они установили флаг Соединенных Штатов, изготовленный из жесткого материала, натянутого на проволочный каркас, поскольку на Луне нет ветра, который мог бы развевать этот флаг, установили отражатель лазерного излучения, сейсмометр для изучения толчков внутри Луны, развернули рулон из алюминиевой фольги для улавливания частиц солнечного ветра. Астронавты сделали много фотоснимков лунного ландшафта, включая скалы и равнину, собрали 22 кг образцов лунного грунта и камней, которые после возвращения на Землю должны были быть изучены в Лаборатории исследования Луны в Хьюстоне. Выйдя первым из лунной кабины и последним войдя в нее, Армстронг провел на Луне 2 ч 31 мин. Во время шестой экспедиции на Луну в декабре 1972 г. время пребывания экипажа на ее поверхности составило 22 ч 5 мин. Длина путешествия по Луне также возросла со 100 м, которые пешком прошли первые астронавты корабля «Аполлон-11», до 35 км, которые на электрическом автомобиле проехал экипаж «Аполлона-17».


(Лунный модуль, астронавт Дж. Ирвин и луноход)
После посадки на Луну корабля «Аполлон-11» началась целая серия полетов. С полета корабля «Аполлон- 12» , состоявшегося 14 — 24 ноября 1969 г., начались более интенсивные научные исследования Луны. 18 ноября 1969 г. летчики ВМФ Чарльз Конрад и Алан Бин совершили посадку в районе Океана Бурь, расположенном недалеко от экватора. Ричард Гордон оставался на селеноцентрической орбите в основном блоке корабля «Аполлон»


(Экспедиция апполон 12 на Луне)
Следующим 11 апреля 1970 г. стартовал «Аполлон-1 3», направлявшийся для посадки в район кратера Фра Мауро. Через двое суток после старта в двигательном отсеке основного блока произошел взрыв кислородного бачка для топливных элементов и системы жизнеобеспечения. Центр управления полетом в Хьюстоне приказал экипажу отменить посадку и, совершив облет Луны, возвращаться на Землю. Если бы в лунной кабине «Аполлона-13» не имелся резерв кислорода, члены экипажа Джеймс Ловелл, Джон Суиджерт и Фред Хейс из-за недостатка кислорода могли бы задохнуться. Скорректировав траекторию с помощью двигателя посадочной ступени корабля, астронавты совершили облет Луны и устремились к Земле. Используя лунную кабину в качестве «спасательной лодки», они сумели 17 апреля после расстыковки с ней перейти в спускаемый аппарат и благополучно приводниться.


(Блок апполона 13 из-за которого и произошла авария, на снимке видно место взрыва)
С 31 января по 9 февраля 1971 г. проходила экспедиция корабля «Аполлон-14» . Астронавты Алан Шепард и капитан Эдгар Митчелл посадили свою лунную кабину в районе кратера Фра Мауро, провели на поверхности Луны около 9 ч и собрали 44,5 кг образцов лунных пород. Они расставили научную аппаратуру АЛСЕП и установили отражатель лазерного излучения. Все это время майор Стюард Руса находился на селеноцентрической орбите на борту основного блока корабля «Аполлон-14» . С помощью телевизионных камер для телезрителей Земли проводился репортаж с места посадки лунной кабины. Можно было наблюдать, как Шепард вынул три мяча для игры в гольф и, пользуясь одним из инструментов с длинной ручкой в качестве клюшки, сделал одной рукой три удара.

(место гольф-площадки апполона 14)
Местом посадки «Аполлона-15» был выбран район борозды Гадлея в предгорьях Апеннин. За время экспедиции, проходившей с 26 июля по 7 августа 1971 г., экипаж корабля получил множество данных как на лунной поверхности, так и с селеноцентрической орбиты. Дэвиду Скотту и подполковнику Джеймсу Ирвину удалось посадить кабину у подножья лунных Апеннин. Третий астронавт Альфред Уорден оставался на селеноцентрической орбите в основном блоке.


(вид на апполон 15 из лунного модуля)
На луноходе Скотт и Ирвин исследовали склоны гор в течение 18 ч 36 мин и собрали 78,6 кг образцов горных пород и грунта. Они приступили к изучению глубокого узкого ущелья, называемого бороздой Гадлея, но вскоре поняли, что без специального альпинистского снаряжения им не одолеть его крутых склонов.


(Луноход с апполон 15)
Получив образцы лунных пород из «морей» (бассейны из базальта) и горной системы, специалисты НАСА выбрали местом посадки корабля «Аполлон-16» (16-27 апреля 1972 г.) плоскогорье в районе кратера Декарт — материковую часть поверхности, имевшую по наблюдениям с Земли более светлую окраску, где, как полагали, состав грунта и пород должен быть совсем иным, чем в более «темных» низинах. Джон Янг и Чарльз Дюк благополучно совершили посадку в лунной кабине, а капитан-лейтенант ВМФ Томас Маттингли остался на селеноцентрической орбите в основном блоке. Янг и Дюк провели на поверхности Луны (вне лунной кабины) 20 ч 14 мин и собрали 95,2 кг образцов. За три выхода они проехали на луноходе около 27 км.


(прогулка по луне астронавта Джон Янга)
Экспедиция на корабле «Аполлон -17» была последней экспедицией на Луну. За время шести посещений Луны было собрано 384,2 кг образцов породы и грунта. В процессе выполнения программы исследований был сделан ряд открытий, но наиболее важным являются следующие два. Во-первых, было установлено, что Луна стерильна, на ней не обнаружено никаких форм жизни. После полета корабля «Аполлон-14» ранее введенный трехнедельный карантин для экипажа был отменен. Во-вторых, было установлено, что Луна, подобно Земле, прошла через ряд периодов внутреннего разогрева. Она имеет поверхностный слой — кору, достаточно толстую по сравнению с радиусом Луны, мантию и ядро, состоящее, по мнению некоторых исследователей, из сульфида железа.


(последние поездки по Луне)
Хотя химический состав Луны и Земли достаточно близок, они существенно различаются в других отношениях, что подтверждает точку зрения ученых, отрицающих предположение, что Луна отделилась от Земли в процессе образования планет.


(одни из последних снимков с апполона 17)
В настоящее время в Соединенных Штатах не планируется продолжение исследований Луны с помощью пилотируемых космических аппаратов; предполагается осуществлять запуск лишь автоматических исследовательских аппаратов.
А. Леонов, А. Соколов "ПОСАДКА НА МАРС", "МЯГКАЯ ПОСАДКА НА МАРС". Итак комментарии условно разделились на следующие группы вопросов: 1. Посадка на Марс. 2. Возвращение...


  • В первой части шла речь о проблемах и опасностях межпланетного перелета. Однако человеку свойственно бросать вызов опасностям и искать пути решения проблем. Как уже говорилось, более полувека ведущи...

  • «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что еще вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня становится реальной задачей, а завтра — свершением. Нет преград человеческой мысли...

  • Американские ученые сумели "попасть" в находящийся на Луне "Луноход-1" лазерным лучом и принять отраженный сигнал. Подробности этой операции приведены в пресс-релизе Калифорнийск...

  • Разговор с академиком я начал с вопроса: — А есть ли сейчас смысл лететь на Марс? Николай ДОБРЮХА — 12.04.2010 Комсомольская правда Академик ответил так, словно вопрос этот не дае...

  • На написание этой статьи меня сподвигли многочисленные обсуждения в форумах и даже статьи в серьезных журналах, в которых я сталкивался со следующей позицией: «США активно разрабатывают...

  • Ученые обнаружили на снимках Луны, переданных орбитальным зондом Lunar Reconnaissance Orbiter (LRO), советский "Луноход-2", пишет ресурс Universe Today. На фотографиях хорошо з...

  • Как сообщает Associated Press, голландские специалисты провели анализ "лунного камня" - предмета, официально, через Госдепартамент, подаренного премьер-министру Нидерландов Виллему Дриз...

  • NASA представило новый космический аппарат, который в конце 2008 года отправится к Луне. CША не желают надолго уступать лидерство в лунной гонке ни Китаю, ни Японии, ни Индии, ни России. ...
  • МОСКВА, 20 июля - РИА Новости. Прославленный космонавт Алексей Леонов, лично готовившийся к участию в советской программе освоения Луны, опроверг многолетние слухи, что американские астронавты не были на Луне, а кадры, транслировавшиеся по телевидению во всем мире, якобы смонтированы в Голливуде.

    Об этом он рассказал в интервью РИА Новости в преддверии 40-летия отмечаемой 20 июля первой в истории человечества высадки астронавтов США Нейла Армстронга и Эдвина Олдрина на поверхность спутника Земли .

    Так были или не были американцы на луне?

    "Всерьез верить в то, что американцы не были на Луне, могут только абсолютно невежественные люди. И, к сожалению, вся эта нелепая эпопея о якобы сфабрикованных в Голливуде кадрах, началась именно с самих американцев. Кстати, первый человек, который начал распространять эти слухи, был посажен в тюрьму за клевету", - отметил в этой связи Алексей Леонов.

    Откуда пошли слухи?

    "А началось все с того, что когда на праздновании 80-летия знаменитого американского кинорежиссера Стенли Кубрика, создавшего по книге фантаста Артура Кларка свой блестящий фильм "Одиссея 2001 года" журналисты, встретившиеся с женой Кубрика, попросили рассказать о работе ее мужа над фильмом в студиях Голливуда. И она честно сообщила, что на Земле есть всего два реальных лунных модуля - один в музее, где никогда никаких съемок не велось, и даже запрещено ходить с фотоаппаратом, а другой находится в Голливуде, где для развития логики происходящего на экране и производились досъемки высадки американцев на Луну", - уточнил советский космонавт.

    Зачем применялась студийная досъемка?

    Алексей Леонов пояснил, что для того, чтобы зритель смог видеть на киноэкране развитие происходящего от начала до конца, в любом кино применяются элементы досъемки.

    "Нельзя же, например, было снять реальное открытие Нейлом Армстронгом люка спускаемого корабля на Луне - с поверхности это же просто некому было снять! По той же причине нельзя было снять и спуск Армстронга на Луну по лесенке из корабля. Вот эти моменты, действительно доснятые Кубриком в студиях Голливуда для развития логики происходящего, и положили начало многочисленным сплетням о том, что вся высадка якобы была смоделирована на съемочной площадке", - объяснил Алексей Леонов.

    Где начинается правда и заканчивается монтаж

    "Реальная съемка началась, когда Армстронг, впервые ступивший на Луну, немного освоился, установил остронаправленную антенну, через которую осуществлялась трансляция на Землю. Его напарник Базз Олдрин тогда уже тоже вышел из корабля на поверхность и начал снимать Армстронга, а тот в свою очередь снимал его перемещение по поверхности Луны", - уточнил космонавт.

    Почему американский флаг развевался в безвоздушном пространстве луны?

    "Приводят аргумент, что вот флаг американский на Луне развевался, а не должен бы. Флаг действительно не должен развеваться - ткань применялась с довольно жесткой армированной сеткой, полотнище было скручено в трубочку и заправлено в чехол. Астронавты взяли с собой гнездо, которое сначала вставили в лунные грунт, а затем воткнули в него древко флага, и уже потом сняли чехол. И вот когда сняли чехол, полотнище флага в условиях пониженной гравитации стало разворачиваться, а остаточная деформация пружинистой армированной сетки создала впечатление, что флаг полощется, как на ветру", - объяснил "феномен" Алексей Леонов.

    "Рассуждать же о том, что весь фильм был снят на Земле - просто нелепо и смешно. В США имелись все необходимые системы, которые отслеживали сам старт ракеты-носителя, разгон, коррекцию орбиты полета, облет Луны спускаемой капсулой и ее приземление", - заключил прославленный советский космонавт.

    К чему привела "лунная гонка" две космические сверхдержавы

    "Мое мнение - это самое лучшее соревнование в космосе, которое когда-либо осуществляло человечество. "Лунная гонка" между СССР и США - достижение высочайших вершин науки и техники", - считает Алексей Леонов.

    По его словам, после полета Юрия Гагарина президент США Кеннеди, выступая в Конгрессе, заявил, что американцы просто поздно подумали о том, какого триумфа можно достигнуть, запустив человека в космос, и поэтому русские триумфально стали первыми. В послании Кеннеди было четко обозначено: в течение десяти лет высадить человека на Луну и благополучно вернуть его обратно на Землю.

    "Это был очень верный шаг великого политика - он объединил и сплотил для достижения этой цели американскую нацию. Были задействованы также огромные по тем временам средства - 25 миллиардов долларов, на сегодняшний день, это, пожалуй, все пятьдесят миллиардов. Программа предусматривала облет Луны, затем полет Тома Стаффорда до точки зависания и выбора площадки под посадку на "Аполло-10". Отправка "Аполло-11" предусматривала уже непосредственную посадку Нэйла Армстронга и Бэзза Олдрина на Луну. Майкл Коллинз при этом оставался на орбите и ждал возвращения товарищей", - рассказал Алексей Леонов.

    Было сделано 18 кораблей типа "Аполло" для подготовки высадки на Луну - вся программа была реализована великолепно, кроме "Аполло-13" - с точки зрения инженерной ничего особенного там не произошло, просто вышел из строя, а точнее, взорвался один из топливных элементов, энергетика ослабла, и поэтому было принято решение не садиться на поверхность, а облететь Луну и вернуться на Землю.

    Алексей Леонов отметил, что в памяти американцев остались лишь первый облет Луны Фрэнком Борманом, затем посадка Армстронга и Олдрина на Луну и история с "Аполло-13". Эти достижения сплотили американскую нацию и заставили каждого человека сопереживать, ходить со "скрещенными пальцами" и молиться за своих героев. Последний полет серии "Аполло" также был чрезвычайно интересен: американские астронавты уже не просто ходили по Луне, а ездили по ее поверхности на специальном луномобиле, делали интересные съемки.

    На самом деле был пик холодной войны, и в этой обстановке американцы после успеха Юрия Гагарина просто обязаны были выиграть "лунную гонку". У СССР была тогда и своя лунная программа, и мы ее тоже реализовывали. К 1968 году она уже два года существовала, и были даже сформированы экипажи наших космонавтов для полета к Луне.

    О цензуре на достижения человечества

    "Запуски американцев в рамках лунной программы транслировались по телевидению, и только две страны в мире - СССР и коммунистический Китай - не стали передавать в эфир эти исторические кадры своим народам. Я и тогда считал, и теперь считаю - зря, мы просто обворовали свой народ, полет на Луну - достояние и достижение всего человечества. Американцы же смотрели старт Гагарина, выход в космос Леонова - почему советский народ не мог это видеть?!", - сокрушается Алексей Леонов.

    По его словам, ограниченная группа советских космических специалистов эти запуски смотрели по закрытому каналу.

    "У нас на Комсомольском проспекте была военная часть 32103, которая обеспечивала космическую трансляцию, так как ЦУПа в Королеве тогда еще не было. Видели мы, в отличие от всех остальных людей в СССР, и высадку Армстронга и Олдрина на Луну, транслировавшуюся США на весь мир. Американцы выставили на поверхности Луны телевизионную антенну, и все, что они там делали, передавали через телекамеру на Землю, было также сделано несколько повторов этих телеэфиров. Когда Армстронг встал на поверхность Луны, и все в США захлопали, мы здесь, в СССР, советские космонавты, тоже скрестили пальцы на удачу, и искренне желали ребятам успеха", - вспоминает советский космонавт.

    Как проходила реализация советской лунной программы

    "В 1962 году вышло постановление, подписанное лично Никитой Хрущевым, о создании космического корабля для облета Луны и применения для этого запуска ракеты-носителя "Протон" с разгонным блоком. В 1964 году Хрущев подписал программу о том, чтобы СССР осуществил в 1967 году облет, а в 1968 году - высадку на Луну и возвращение на Землю. А в 1966 году было уже постановление о формировании лунных экипажей - была сразу набрана группа для посадки на Луну", - напомнил Алексей Леонов.

    Первый этап облета спутника Земли должен был быть осуществлен с помощью выведения лунного модуля Л-1 ракетой-носителем "Протон", а второй этап - посадка и возвращение обратно - на гигантской и мощнейшей ракете Н-1, оснащенной тридцатью двигателями общей тягой 4,5 тысячи тонн при весе самой ракеты около 2 тысяч тонн. Однако даже после четырех пробных пусков эта сверхтяжелая ракета так и не полетела штатно, поэтому от нее пришлось в конечном итоге отказаться.

    Королев и глушко: антипатия двух гениев

    "Были и другие варианты, например, с использованием 600-тонного двигателя разработки гениального конструктора Валентина Глушко, однако Сергей Королев от него отказался, так как он работал на высокотоксичном гептиле. Хотя, на мой взгляд, не в этом была причина - просто два лидера, Королев и Глушко - не могли и не хотели работать вместе. В их отношениях были свои проблемы сугубо личного характера: Сергей Королев, например, знал, что Валентин Глушко в свое время написал на него донос, в результате которого он был осужден на десять лет. Выйдя на свободу Королев об этом узнал, а вот Глушко не знал, что он об этом знает", - рассказал Алексей Леонов.

    Маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества

    Корабль НАСА "Аполлон-11" 20 июля 1969 года с экипажем из трех астронавтов: командир Нейл Армстронг, пилот лунного модуля Эдвин Олдрин и пилот командного модуля Майкл Коллинз - стал первым, достигшим Луны, в космической гонке СССР и США. Американцы не преследовали исследовательских задач в этой экспедиции, цель ее была проста: совершить посадку на спутнике Земли и успешно вернуться.

    Корабль состоял из лунного модуля и командного, остававшегося в ходе миссии на орбите. Таким образом, из трех астронавтов побывали на Луне только двое: Армстронг и Олдрин. Им предстояло прилуниться, собрать образцы лунного грунта, сфотографироваться на спутнике Земли и установить несколько приборов. Однако главной идеологической составляющей путешествия все-таки стало водружение на луне американского флага и проведение сеанса видеосвязи с Землей.

    За запуском корабля наблюдали президент США Ричард Никсон и ученый-создатель германской ракетной техники Герман Оберт. На космодроме и смонтированных смотровых площадках за стартом наблюдали в общей сложности около миллиона человек, а телетрансляцию, по заявлениям американцев, смотрели во всем мире более миллиарда человек.

    "Аполлон-11" стартовал к луне 16 июля 1969 года в 13.32 по Гринвичу и вышел на лунную орбиту через 76 часов. Командный и лунный модули были расстыкованы примерно через 100 часов после старта. Несмотря на то, что НАСА предполагало посадку на поверхность Луны в автоматическом режиме, Армстронг, как командир экспедиции, принял решение сажать лунный модуль в полуавтоматическом режиме.

    Лунный модуль прилунился в Морю Спокойствия 20 июля в 20 часов 17 минут 42 секунды по Гринвичу. Армстронг спустился на поверхность Луны 21 июля 1969 года в 02 часа 56 минут 20 секунд по Гринвичу. Всем известна фраза, которую он произнес, ступив на Луну: "Это один маленький шаг для человека, но гигантский скачок для всего человечества".

    Через 15 минут на Луну вышел и Олдрин. Астронавты собрали необходимое количество материалов, разместили приборы и установили телевизионную камеру. После этого они в поле зрения камеры установили американский флаг и провели сеанс связи с президентом Никсоном. Астронавты оставили на Луне памятную табличку со словами: "Здесь люди с планеты Земля впервые ступили на Луну. Июль 1969 года новой эры. Мы пришли с миром от имени всего Человечества".

    Олдрин пробыл на Луне около полутора часов, Армстронг - два часа десять минут. На 125-м часу миссии и 22-м часу пребывания на Луне лунный модуль стартовал с поверхности спутника Земли. Экипаж приводнился на голубой планете примерно через 195 часов после начала миссии, вскоре астронавтов подобрал подоспевший авианосец.

    Просмотров