Уничтожение боевых кораблей союзников. Постройка и испытания

15 января 1914 года на Королевской верфи в Девенпорте был заложен военный линейный корабль типа «Ривендж», а в ноябре 1914 года новый линкор, но уже под названием «Ройял Оук» спустили на воду. В мае 1916 года он занял предназначенное ему место в строю кораблей британского военно-морского флота.
В ходе строительства проект переделывали несколько раз, но изменения коснулись главным образом системы нагрева паровых котлов силовой установки.
После доработки проекта котлы перевели с угольно-нефтяного разогрева на чисто нефтяной.
Значительный выигрыш в весе топлива находящегося на борту было решено использовать для усиления артиллерийского вооружения и в боезапас главного калибра линкора добавили по 20 снарядов на каждый ствол, вместо 80-ти снарядов каждая пушка теперь получала по 100 единиц.
Длина «Ройял Оук» составляла 189 метров при ширине 27 метров. Осадка корабля была около 9-ти метров. Полное водоизмещение – 33 500 тонн. Крейсерская скорость – 20 узлов.
Вооружение линкора состояло из четырех сдвоенных 16-тидюймовых орудий, по два на носу и корме. В центре корабля – на корме и в носовой части – было установлено 8 зенитных пушек для отражения воздушных атак. Хотя авиация противника еще не была достаточно развита и не представляла собой реальную угрозу, тем не менее, зенитная артиллерия уже была создана английскими вооруженными силами.
На «Ройял Оук» даже были установлены приборы для управления зенитным огнем, которые в разы повышали точность стрельбы по воздушным целям. Помимо этого, линкор получил дополнительную броневую защиту для артиллерийских погребов и машинных отделений. Листы нецементированной броневой стали были уложены поверх имевшихся. Таким образом, военный корабль был значительно усилен в плане защищенности от авиабомб.

К осени 1939 года английский броненосец королевских вооруженных сил, после окончания всех усовершенствований стал лучшим боевым кораблем флота ее величества, королевы Великобритании. Однако славному кораблю была уготована бесславная гибель на якорной стоянке.

14 октября 1939 года, подводная немецкая лодка U-47 незамеченной вошла в акваторию военного рейда Скапа-Флоу. Командир субмарины лейтенант Гюнтер Прин сразу узнал линкор «Ройял Оук». На борту U-47 было четыре торпеды. Подлодка встала под прямым углом к борту линкора и две торпеды пошли на цель. Одна из торпед взорвалась пробив нижнюю часть корпуса корабля в носовой части, у самого форштевня.

Последовал еще один залп и обе торпеды еще раз поразили «Ройял Оук». Спустя некоторое время взорвались орудийные боекомплекты линкора. Корабль был обречен. Спустя 20 минут он перевернулся и затонул. Из состава экипажа линкора погибли 883 человека.
-----
Если нужно отделить несколько сообщений от одной темы и сделать из этого другую, обращайтесь, это всё достижимо.
История - это политика, которую уже нельзя исправить. Политика - это история, которую еще можно исправить. / Karl Sigmund Graf von Hohenwart /

Допущенный промах Дениц решил сохранить в строжайшем секрете: после его разговора с Лемпом из судового журнала исчезли все уличавшие лодку записи. Но рано или поздно все тайное становится явным. Официальный Лондон вполне справедливо обвинил Германию в том, что она в первый же день боевых действий нарушила соглашение 1930 года, запрещавшее военным кораблям уничтожать гражданские суда без предварительного задержания и досмотра. Несмотря на то, что Германское правительство упорно отрицало причастность своего флота к потоплению пассажирского судна, англичане не сомневались - немцы развернули неограниченную подводную войну. В действительности это произошло несколько позже, через пару месяцев, когда на морские коммуникации противника вышла тройка подводных лодок Прина, Шепке и Кречмера...

Планы нанесения удара по неприступной бухте Скапа-Флоу - главной военно-морской базе англичан - немецкое командование вынашивало долго и бережно. Ненависть немцев к этой базе была вполне объяснима: именно Скапа-Флоу стала братской могилой кораблей германского флота, затопленного после первой мировой войны. Взять реванш предстояло немецкой подлодке "U-47" под командованием капитан-лейтенанта Гюнтера Прина, которой предписывалось скрытно проникнуть в бухту и потопить стоящие на рейде корабли.

Задача Прина была не из легких. Пролив Керк, единственно пригодный для прорыва вражеских подлодок в Скапа-Флоу, надежно перекрыли корпуса двух лежавших на дне стареньких брандеров. Англичане специально затопили их в самых узких местах и без того тесного фарватера. Собираясь проникнуть в Скапа-Флоу, Прин ждал очередного прилива, иначе лодка подвергалась риску сесть на мель. Действовать в бухте предстояло оперативно, не дожидаясь, пока скорость приливного течения возрастет настолько, что помешает лодке быстро выйти в открытое море и избавиться от возможного преследования.

Ночь, на которую была намечена операция, выдалась светлой, но Прин решил ни на йоту не отступать от своего плана. С началом прилива "U-47" благополучно проскользнула в рейд, слегка задев рулями одно из затолденных судов. Субмарина довольно долго бороздила бухту в поисках кораблей противника, пока Прин не заметил британский эсминец, дежуривший в северной части базы у пролива Холм. Взяв курс на север, командир "U-47" наконец обнаружил то, что искал. У причальной стенки стояли два военных корабля. Вспышки северного сияния то и дело освещали их массивные силуэты.

В одном из кораблей противника Прин мгновенно узнал английский линкор "Ройал Оук", другой оказался авианосцем "Пегасус" старой довоенной постройки. Лодка всплыла в крейсерское положение и пустила по целям пару торпед. В свете северной ночи Прин отчетливо разглядел, как одна из них пробила носовую часть "Пегасуса".

Удивительно, но прозвучавший взрыв не смутил спокойствия Скапа-Флоу - никакой реакции англичан на появление "гостя" не последавало. Это заставило командира "U-47" усомниться в успехе недавней торпедной атаки. Прин опасался, что, услышав взрыв из бухты, и все же отважился на повторный залп. Решение командира субмарины было тем более смелым, что новому залпу должна была предшествовать двадцатиминутная перезарядка порожних торпедных аппаратов. Все время, пока торпедисты колдовали над боезапасом, "U-47", рискуя быть обнаруженной, находилась в надводном положении, чтобы после перезарядки немедленно пойти на сближение с линейным кораблем. Свой последний шанс Прин использовал до конца: обе торпеды были выпущены с минимальной дистанции и поразили "Ройал Оук".

Линкор начал быстро погружаться в воду, а на берегу все пришло в движение. Англичане не могли предположить, что в бухте орудует немецкая подводная лодка, и искали противника в воздухе. Били зенитные орудия, метались по небу лучи прожекторов, а тем временем лодка возвращалась в пролив Керк.

На обратном пути "U-47" чуть не натолкнулась на английский эсминец, охранявший вход в пролив. Прин ничего не оставалось, как вести субмарину прежним курсом в надежде проскочить мимо противника. "U-47" несказанно повезло. В самый критический момент, когда расстояние между кораблями сократилось до минимума, эсминец резко отвернул в сторону - очевидно, собрался прочесать бухту. Капитан-лейтенант Прин без помех вывел подводный корабль в открытое море...

К началу военных действий против Англии, Гюнтер Прин имел десятилетний стаж подводника. Лодка "U-47" перешла под его начало еще в мирное время, а потом командир знал свой корабль наизусть и успел хорошо сработаться с экипажем.

13 октября 1939г. лодка Прина проникла в главную военно-морскую базу англичан Скапа-Флоу и уничтожила линейный корабль "Ройал Оук". Для британского правительства это было большим ударом. Достаточно сказать, что гибель линкора стала отдельным предметом обсуждения в нижней палате английского парламента, после того как 2 ноября 1939г. Черчилль представил вниманию парламентариев пространный доклад о противоборстве в Скапа-Флоу казалось тем более досадным, что накануне британское адмиратейство решило выставить дополнительные заграждения в проливе Керк. Командование английских ВМС собиралось затопить здесь еще одно большое старое судно, выкупив его у владельца. Однако государственное казначейство не спешило выделять для этих целей кругленькую сумму. Английским адмиралам пришлось походить по инстанциям, доказывая необходимость усиления защиты Скапа-Флоу. В конце концов казначейство все-таки раскошелилось, но было уже поздно. Старое судно неторопливо вышло из лондонского порта в Керк как раз в тот день, когда Прин успешно атаковал "Ройал Оук".

Конец 1939 года оказался для "U-47" исключительно ударным. Только за один поход в ноябре-декабре подлодка капитан-лейтенанта Прина отправила ко дну три вражеских транспорта общим тоннажем 31тыс.т. Вместе с тем плохое качество боезапаса принесло ряд разочарований. Напрасно Прин каждый раз старательно выверял позицию длч атаки. Шесть торпед, выпущенных лодкой по британским кораблям, попросту не взорвались.

В апреле 1940 года весь действующий подводный флот Германии был спешно переброшен в район Нарвика. Этот отдаленный норвежский порт, снабжавший Германию железной рудой, являлся одинаково лакомым кусочком для немцев и союхных англо-французских войск. Случилось так, что десантным отрядам Дитля удалось высадиться в Нарвике не день раньше, чем англичанам. Немецкие субмарины должны были помешать британским надводным кораблям с контрдесантом на борту прорваться к норвежскому побережью. Занять оборонительный рубеж у Нарвика предстояло и лодке "U-47" под командованием капитана-лейтенанта Прина. У берегов Норвегии германский подводный флот потерпел полное фиаско. В ходе операции немецкие подлодки предприняли не менее пяти попыток потопить мощный английский линкор "Уорспайт", но ни одна из них не увенчалась успехом. Пожалуй, было бы ошибкой полностью винить в этом торпедные расчеты немецких субмарин. Неудачи немецких подлодок в северных фьордах отчасти объяснялись недостатками германского торпедного оружия. Недавно принятые на вооружение торпеды с магнитным взрывателем срабатывали то слишком рано, то слишком поздно, а иногда и вовсе отказывались взрываться под килем вражеского корабля или значительно отклонялись от заданного курса. Основная причина странного поведения магнитных торпед крылась в том, что англичане, для которых не был секретом принцип действия нового оружия, периодически размагничивали свои корабли. Хромало и качество изготовления магнитных взрывателей. Не догадываясь об этом, Прин совершенно безрезультатно выпустил семь торпед по британским военным транспортам, которые в это время спокойно занимались высадкой десанда на побережье Вогс-фьорда. Каково же было удивление командира "U-47", когда в перископ ему удалось рассмотреть след движения одной из торпед - она шла, как ей хотелось.

После захвата Азорских островов американцы создали специальные базы ВВС для действий против немецких подлодок, что вынудило Германию увести большинство своих субмарин в открытую часть Атлантики. Торговые суда, огибавшие берега Африки на пути в Англию, как правило, пополняли запасы топливо во Фритауне. Капитаны судов считали этот район относительно безопасным, а потому зачастую выходили из Фритауна без охранения. Однако именно здесь их поджидали немецкие лодки. Если же торговым судам удавалось прорваться через первую линию подлодок, то, выйдя в Северную Атлантику, они неизбежно становились жертвами знаменитой 7-й флотилии (порт Сен-Назер), в состав которой одно время входила и субмарина "U-47". Боевую рубку лодки Гюнтера Прина украшало изображение взбешенного быка. Со временем такую эмблему стали носить почти все корабли 7-й флотилии.

В марте 1941 года почти одновременно погибли три лучшие немецкие подлодки под командованием Шепке, Кречмера и Прина, что отнюдь не было случайным совпадением. К тому времени англичане значительно усилили противолодочную оборону своих конвоев. Пять-десять эсминцев, которые Англия получила от Соединенных штатов в обмен на 99-летнюю арентду нескольких британских военно-морских баз, сыграли в этом не последнюю роль. Кроме того, охранение британских конвоев пополнилось многочисленными самолетами морской авиации, которые патрулировали район на большом расстоянии от транспортов, обеспечивая безопасность перехода.

Атака английского конвоя 8 марта 1941г. стала для капитан-лейтенанта Прина последней. Перед боем командир "U-47" отослал в штаб флота радиограмму, в которой докладывалось о численности конвоя противника и составе его охранения. На этом связь с подлодкой оборвалась навсегда. Как следовало из последнего донесения Прина, в охранении конвоя участвовал английский бомбардировщик. Именно на его счет немцы долгое время относили гибель подводной лодки "U-47". Лишь после войны выяснилось, что легендарная субмарина была уничтожена глубинными бомбами, сброшенными британским эскортным миноносцем "Вулверин".

Загадка Скапа-Флоу Корганов Александр

XI Гибель линкора «Ройал Оук»

Гибель линкора «Ройал Оук»

Воспоминания кэптена Р. Ф. Николса (Королевские ВМС).

Когда в августе 1939 года «Ройал Оук» пришел в Скапа-Флоу, я отметил, что система обороны с моря не выглядит столь же надежной, как в годы Первой мировой войны, однако был слишком занят, чтобы вникать в этот вопрос, к тому же это не входило в круг моих обязанностей. За местную оборону гавани перед главнокомандующим отвечал старший морской начальник.

Главной задачей было обучить команду, среди которой было много резервистов, как жить на корабле и сражаться на нем в современных условиях. Угроза атаки с воздуха, ночью или днем, в гавани или в море, многим была в диковинку и поэтому считалась одной из главных проблем. Радиолокация находилась в зачаточном состоянии, и радар на «Ройал Оук» установлен не был.

13-го октября 1939 года «Ройал Оук» стоял на якоре в полумиле от восточного берега Флоу, поскольку высокий берег обеспечивал защиту от воздушного нападения с этого направления. Старый авианосец «Пегасус» стоял на якоре приблизительно в 7 кабельтовых (1400 ярдов) по пеленгу 340° от нас. «Айрон Дьюк», несколько эсминцев, плавбаза и т. д., стояли на якоре в западной части залива Флоу, приблизительно в восьми милях от нас, с противоположной стороны островов Кава и Фара. «Рипалс» стоял на якоре совсем близко от нас день или два, но 13-го около 16.00 он ушел, и «Пегасус» занял его место.

Той ночью мы, как обычно, затемнили корабль и находились в готовности к атаке с воздуха. Я лег спать примерно в 22.30, но в четыре минуты первого был разбужен сильным ударом по корпусу корабля. Набросив шинель, я вышел на палубу, но никто не смог объяснить мне, что случилось. Я отдал приказание поднять пары и вызвать команды на дрифтер «Дэйзи II» и дежурный катер (оба плавсредства находились у борта под нижним выстрелом).

Наблюдалось слабое полярное сияние, позволявшее различать контур берега на фоне неба и людей, ходивших по палубе, правда, недостаточно отчетливо, чтобы распознать их. Пройдя вперед до полубака, я заметил, что стопор Блейка на якорь-цепи правого борта был отдан, и та, сорвавшись со стопоров, очевидно, ушла за борт. Возможно, проблема скрывалась в районе цепного ящика… внизу я встретил командира и старшего механика. У всех возникло впечатление, что взрыв произошел в хранилище огнеопасных материалов, и матрос в защитной маске готовился спуститься туда, чтобы разобраться на месте.

Затем, ровно через тринадцать минут после первого взрыва, прогремели еще три ужасающих взрыва позади нас по правому борту. Каждый взрыв сильно потряс корабль, освещение полностью вышло из строя, и сразу же образовался крен примерно двадцать пять градусов. Я абсолютно не сомневался ни в том, что произошло, ни в том, что последует за этим. Но как же лодка смогла преодолеть заграждения? В дополнение к тяжелым повреждениям, вызванным торпедами, было большое количество открытых иллюминаторов, прикрытых светомаскировочными (вентиляционными) щитками. (На них было получено разрешение от главнокомандующего). Было ясно, что по правому борту все они оказались под водой, и задраить их под нарастающим напором хлынувшей воды не представлялось возможным.

Из-за отсутствия электропитания было невозможно спустить на воду спасательные барказы, а нарастающий крен делал это все более трудным и в отношении шлюпок, особенно в темноте. Дрифтер «Дэйзи II», стоявший у борта слева по корме, служил неким утешением, поскольку имел достаточно большую вместимость.

Практически в кромешной темноте командир и я, с помощью многих других членов команды извлекли те спасательные средства, что смогли обнаружить, но спустя всего восемь минут после взрывов торпед второго залпа, «Ройал Оук» опрокинулся и затонул.

Примерно через полтора часа те, кто находился на спасательном плоту Керли, были подобраны одной из шлюпок с «Пегасуса» и погружены в роскошь горячей ванны, где смогли избавиться от мазута и переодеться в чистую одежду, не считая соответствующих напитков, которыми наши спасители нас столь великодушно обеспечили.

Я решительно заявляю, что ни один корабль в Скапа-Флоу, кроме «Ройал Оук», не пострадал от торпед Прина. И, кроме того, в ночь с 13 на 14 октября 1939 года там не было никаких линейных крейсеров.

«Ройал Оук» торпедирован! Снимок из английского фильма, в котором этот линкор заранее «сыграл» свою будущую судьбу.

Из книги В прицеле свастика автора Каберов Игорь Александрович

ТРУДНЫЙ ЧАС ЛИНКОРА «МАРАТ» Машина Широбокова отремонтирована. Ее передают нам. Техники собрались возле самолета. Все как бы чего-то ждут. Так и кажется, что сейчас придет сюда Володя. Придет, застенчиво улыбнется, сядет в кабину. Но подходит командир эскадрильи капитан

Из книги Александр Невский автора Пашуто Валерий Петрович

Гибель отца Когда во Владимире Александру сказали, что татарские гонцы привезли Ярославу проезжую грамоту в какой-то Сарай и что отец направил юного сына Константина с дарами ко двору монгольского царя, в доселе неведомый даже вездесущим новгородским купцам Каракорум,

Из книги Шекспир автора Аникст Александр Абрамович

Гибель Эссекса Звезда Эссекса, достигнув зенита в 1596 году, стала после этого постепенно закатываться. Началось с того, что Елизавета была недовольна размерами добычи, захваченной в Кадиксе. По подсчетам оказалось, что стоимость ее не превышала тринадцати тысяч фунтов

Из книги Бабочка автора Шаррьер Анри

Гибель Карбонери Моего друга Матье Карбонери убили вчера ударом ножа в сердце. Это подлое убийство совершилось в тот момент, когда Матье находился в душевой, и лицо его было покрыто мыльной пеной. Убил его армянин, сутенер.С разрешения коменданта я участвовал в церемонии

Из книги За нами Москва. Записки офицера. автора Момыш-улы Баурджан

Гибель генерала Мы отступали. Днем воевали, ночью уходили от рубежа к рубежу.Шли боевые дни, шли боевые ночи. Теперь ясно, что подчас враг преувеличивал наши способности к сопротивлению, а мы переоценивали его пробивную силу. В тактических звеньях иногда царила сплошная

Из книги Прошлое с нами (Книга вторая) автора Петров Василий Степанович

Гибель товарища Глубокой ночью мы повернули на северо-восток и спустя полтора часа вошли в подсолнухи.Рассеивая снопы света, прошла машина на Исковцы.Дождь льет снова. Я зря выбросил каску. Вода струится по лицу и течет за ворот. Не согревают ни одежда, ни грязные

Из книги «Гнуснейшие из гнусных». Записки адъютанта генерала Андерса автора Климковский Ежи

ГИБЕЛЬ СИКОРСКОГО После отдыха в Ливане Сикорский полетел в Каир, откуда должен был направиться уже в Лондон. В основном все было сделано и урегулировано. Только вопрос об Андерсе не был решен со всей ясностью и определенностью. Предстояла реорганизация командования

Из книги Амундсен автора Дьяконов Михаил Алексеевич

Из книги Шолохов автора Осипов Валентин Осипович

Гибель матери Шолохову порой удавалось побывать в Николаевской слободе. И однажды они с Марией Петровной приняли решение возвращаться в Вёшки.Тут проявился Сталин. «Собираемся в дорогу, - рассказывал мне Михаил Александрович, - смотрю, подъехала эмка, выходит

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

Гибель Зои В последнее время письма от Зои были очень грустные, я чувствовала, что все мужество ее покинуло, что все настоящее и будущее ей кажется беспросветным. В одном из них она написала мне: «Только что я окончила читать Достоевского „Преступление и наказание“,

Из книги Стальные гробы рейха автора Курушин Михаил Юрьевич

ГИБЕЛЬ «АТЕНИИ» В конце августа 1939 года погода в Северной Атлантике явно не баловала. Казалось, сама природа выразила протест против неумолимо надвигавшейся войны, терзая штормами морские просторы.Вот уже несколько суток U-30 крейсировала в неспокойных атлантических

Из книги Война на море. Внимание рейдеры! автора Маршалль Вильгельм

Успех и гибель линкора «Бисмарк» Вскоре в борьбу на коммуникациях противника включился и только что отстроенный немецкий линкор «Бисмарк». В сопровождении тяжелого крейсера «Принц Ойген» и 3 эсминцев линкор вышел из Готенхафена. Соединением командовал сам адмирал

Из книги Листы дневника. Том 2 автора Рерих Николай Константинович

Еще гибель Ранней весной 1907 года мы с Еленой Ивановной поехали в Финляндию искать дачу на лето. Выехали еще в холодный день, в шубах, но в Выборге потеплело, хотя еще ездили на санях. Наняли угрюмого финна на рыженькой лошадке и весело поехали куда-то за город по данному

Из книги Павел Мочалов автора Соболев Юрий Васильевич

Из книги Леонид Быков. Аты-баты… автора Тендора Наталья Ярославовна

Гибель Ты ушел туда, откуда не приходят - Так близка была тебе чужая боль… В нашем равнодушном хороводе Ты избрал последнюю гастроль… Из передачи Леонида Филатова «Чтобы помнили…» Чтобы понять, почему погиб Леонид Быков, надо знать, как он жил, – считала его дочь и

Из книги Виктор Цой автора Житинский Александр Николаевич

1990 Гибель Мы подошли к трагической развязке нашего сюжета, коим является жизнь и творчество Виктора Цоя.Мне довелось последний раз увидеть Витю и даже коротко поговорить с ним 22 июня 1990 года в Москве, на следующий день после его дня рождения.Мы с женою приехали в Москву по

HMS Royal Oak (1862)

Исторические данные

Общие данные

ЭУ

Бронирование

Вооружение

  • 24 х 201-мм 68-pounder
  • 11 х 178-мм RML 7 inch 6,5 ton Mk I.

Проектирование

На момент закладки HMS Royal Oak был одним из двухдечных деревянных линейных кораблей типа Bulwark. Первоначальный проект предусматривал установку тридцати шести 68-фунтовых гладкоствольных пушек. Для установки нового вооружения на единственной палубе корабль был разрезан по мидель-шпангоуту и в корпус была установлена вставка длиной 6,4 м с пятью шпангоутами . Переоборудованы были и оконечности корпуса: в носовой части был установлен прямой форштевень , а кормовая часть получила элиптическую форму с нависающем подзором . Для улучшения обтекаемости обводы оконечностей имели схожую форму, в результате чего HMS Royal Oak получил прозвище «double-enders» (рус. двухконечный ).

При проектировании было решено использовать схему бронирования, примененную на французских броненосцах типа La Gloire. Это позволяло защитить слабые деревянные борта и обеспечить полную защиту батареи. Защита бортов была наиболее важна для кораблей с деревянным корпусом, так как они не имели разделения на отсеки.

В связи с тем, что для усиления брони была использована дубовая подложка, последняя имела переменную толщину, что позволило сделать борта гладкими и улучшить мореходные качества .

Когда корабль проектировался как линейный, машинно-котельное отделение располагалось в середине корпуса. Из за необходимости удлинения корпуса паровая машина и котлы было решено оставить на прежнем месте, а гребной вал удлинить. Винт имел возможность подъема в коробчатую раму, которая закрывалась специальными люками.

Постройка и испытания

Спуск на воду HMS Royal Oak. Чатем, 1862 год.

Среди линейных кораблей типа Bulwark HMS Royal Oak был заложен одним из последних, поэтому его переделка в броненосец была произведена быстрее, чем шести других модернизируемых кораблей того же типа.

В ходе постройки первоначальный вариант вооружения пушками единого калибра был отклонен в связи с появлением нарезных орудий Армстронга . В результате вооружение стало смешанным и состояло из нарезных и гладкоствольных орудий. Стоимость постройки составила 245537£.

На испытаниях корабль продемонстрировал склонность к дифференту на нос. После надстройки высокого полубака корабль на волне стал глубоко зарываться форштевнем , из-за чего носовую пороховую яму пришлось перенести ближе к корме.

На мерной миле HMS Royal Oak смог показать скорость 12,5 узла при 56 об/мин. Винт был выполнен подъемным, но во время испытаний разница в скорости с поднятым винтом и просто разъединенным от паровой машины была небольшой. Поднимать винт было нежелательно еще и из за риска заливания водой подъемной рамы, люки которой не могли удержать потоки воды даже при слабой волне.

Под парусами HMS Royal Oak установил рекорд скорости среди броненосных кораблей 9 февраля 1864 года, пройдя от Гибралтара до Мальты со скоростью 13,5 узла. Крен при этом достигал 18-20°. Этот рекорд так и не был побит, кроме того, данный случай стал единственным в британской истории случаем, когда скорость броненосца под парусами оказалась выше скорости под паровой машиной.

Низко расположенный центр тяжести корабля стал причиной большой амплитуды бортовой качки, хотя она были меньше, чем у броненосцев типа Prince Consort , имевших схожую конструкцию. Качка стала проблемой использования артиллерии, хотя по другим мореходным качествам корабль получил хорошие отзывы. Он хорошо управлялся вне зависимости от погоды как под парусами, так и под машиной, обладал хорошим ходом и значительным резервом по парусному вооружению.

Описание конструкции

Корпус

Модель корпуса HMS Royal Oak

При модернизации верхняя палуба была полностью снята и вместо нее по железным бимсам и пиллерсам настелена новая, состоявшая из 100-мм дубовых досок и 12-мм железных листов.

Бронирование

Схема бронирования и вооружения HMS Royal Oak

HMS Royal Oak стал первым британским кораблем с полным бронированием батарей, борта нижней палубы и бронепоясом по ватерлинии . Верхняя палуба была защищена 12-мм железными листами, которые были усилены 100-мм дубовыми досками. Листами были обшиты борта от отметки 1,8 м над ватерлинией до верхней палубы, полностью закрывая артиллерийскую палубу и орудийные порты. На расстоянии 12 м от штевней толщина бронирования уменьшалась до 75 мм. В дополнение к железным листам борта были усилены дубовой подложкой толщиной 0,7 под листами и 0,8 м ниже них, поэтому кромка брони не выделялась на фоне обшивки корпуса, благодаря чему борта имели гладкую поверхность.

Энергетическая установка и ходовые качества

На корабле была установлена одновальная паровая машина установка производства компании Maudslay, Sons and Field . Паровая машина с горизонтально-возвратным шатуном имела два цилиндра диаметром 2083 мм, ход поршня составлял 1219 мм. Питание паром давлением до 1,4 атм осуществлялось от шести прямоугольных котлов. При полной мощности 800 л. с. и 60 об/мин подъемный гребной винт диаметром 5791 мм позволял развивать скорость до 12,5 узла . При полном запасе угля в 550 тонн дальность плавания составляла 2200 миль экономичным ходом в 5 узлов.

Котлы были разделены на две группы, три перед паровой машины и три позади нее, для лучшей защищенности от попаданий вражеских снарядов топки котлов были обращены внутрь корпуса.

Вспомогательное оборудование

Командный пункт управления огнем HMS Royal Oak

Площадь парусов после переоборудования составляла 2322 м 2 . Управление рулем могло осуществляться с трех постов: на квартердеке был установлен тройной штурвал , а на главной и нижней палубе у офицерской кают-компании - сдвоенный.

Экипаж и обитаемость

На фальшборте квартердека был оборудован легкий мостик , боевая рубка не предусматривалась, но был пост управления артиллерийским огнем, выполненный в виде бронированной башенки.

Вооружение

Главный калибр

68-фунтовое дульнозарядное морское орудие

На момент постройки на HMS Royal Oak было установлено 11 нарезных орудий RML 7 inch 6,5 ton Mk I и 24 68-фунтовых гладкоствольных пушек. Это делало его одним из самых вооруженных британских кораблей. 68-фунтовые 201-мм орудия имели дальность стрельбы 2900 м при угле возвышения ствола 12°. Три седьмидюймовых орудия были установлены на верхней палубе, все остальные семидюймовые и 68-фунтовые - на орудийной палубе. Два носовых орудия на верхней палубе выполняли роль погонных, одно кормовое являлось ретирадным. 178-мм орудия Армстронга использовали шрапнельные, фугасные или бронебойные снаряды весом 48,5-49,9 кг, дальность стрельбы которыми составляла 3700 м. В 1867 году вооружение было модернизировано.

Скапа-Флоу на Оркнейских островах. В двух мировых войнах эта обширная глубоководная гавань была северной базой Британского военно-морского флота. Ее считали неприступной, но в холодную октябрьскую ночь 1939 года немецкая подводная лодка вошла в гавань и выпустила четыре торпеды по линейному кораблю «HMS Royal Oak». У экипажа не было шансов на спасение.

Скапа-Флоу естественная гавань площадью 360 кв. километров на Оркнейских островах. Полвека она была северной базой военно-морских сил Великобритании, неприступная крепость самого сильного флота в мире. Кроме того эта гавань была якорной стоянкой британского военного флота во время Первой мировой войны. Это была идеальная позиция для блокады Германии. Отсюда Британия могла контролировать воды между Шотландией и Норвегией, не давая германскому флоту использовать для прохода Северное море, подрывая экономику Германии. Гавань выбрали за огромные размеры. На рейде крупнейший военный флот мира мог проводить учения и держать свои корабли на позиции наиболее выгодной для экономической войны с Германией. Но моряки ненавидели это место, они называли ее краем света. Здесь было холодно, ветрено и не было чем заняться.

В сентябре 1939 года флот Скапа-Флоу в очередной раз готовился выйти на линию фронта. Германия атаковала Польшу, а на море стали происходить стычки Британии с врагом. Все взоры были обращены на флот.

Рейд Скапа-Флоу был хорошо известен командирам немецких подлодок. Семь входов в гавань охраняли противолодочные сети, патрульные корабли, прожекторы и орудия. Часть узких проливов была перекрыта блокшивами - затопленными старыми судами. В Первую Мировую войну две подлодки пытались проникнут в Скапа-Флоу и обе были потеряны.

8 октября 1939 года Гюнтер Прин на U-47 отплыл из порта Киль в северной Германии. В это время в 600 милях на запад могучий британских ВМС «HMS Royal Oak» патрулировал пролив острова Фейр между Оркнейскими и Шотландскими островами.

линкор «HMS Royal Oak»

Этот 200-метровый гигант водоизмещением 26 тысяч тонн был ветераном Ютландского сражения, крупнейший морской битвы Первой Мировой войны. Но к 1939 году линкор не был прежней могучей силой. Огневая мощь корабля впечатляла, на нем было восемь 15-дюймовых орудий, которые могли потопить любое судно Германии. Но линкор не мог догнать немецкие корабли, так как его скорость хода составляла 21 узел, а системы обороны предназначались для боя на короткой дистанции. Одним словом корабль устарел, особенно в скорости. Из 1149 членов экипажа линкора «HMS Royal Oak», 163 человека были 15-летние юнги. Это старая традиция военно-морского флота. Юнги всегда служили на британском флоте. Молодых офицеров и матросов брали на корабли, обучали морскому делу и к возрасту выпускников школы они становились серьезными профессионалами.

10 октября линкор «HMS Royal Oak» вернулся в Скапа-Флоу. Чувствуя себя в безопасности, все вернулись к обычным делам. Так было три дня спустя, пока когда к Оркнейским островам не подошла немецкая субмарина. Лодка залегла в Северном море к востоку от Оркнейских островов на глубине 90 метров. Командир отдал приказ принимать пищу и готовить субмарину к бою. С наступлением темноты U-47 всплыла и направилась в Скапа-Флоу. Гюнтеру Прину предстояло войти в историю и решить судьбу сотен британских моряков. Он собирался предпринять один из самых отважных подводных рейдов Второй Мировой войны, его целью была атака на британский флот. Ни одна подлодка еще не проникала в эти воды. Немцы обнаружили слабое место в обороне. В одном из проливов шириной 500 м и глубиной всего 10 м во время прилива, скорость течения достигала 10 узлов. Кроме того пролив был перекрыт тремя блокшивами. Но в нем оставались небольшие проходы, а другой обороны не было - ни прожекторов, ни дозорных.

Вскоре субмарина взяла курс на 40-метровый проход между северным блокшивом и берегом. Лодка должна была идти очень медленно над водой, выбирая путь по сложному фарватеру. Борясь с наступающим приливом, команда удерживала скорость направления подлодки. Внезапно раздался грохот. Лодка зацепилась за якорную цепь блокшива. Ей пришлось дать «полный назад» и субмарине удалось вырваться. Но к ужасу всей команды боевую рубку осветил луч с берега. Это были фары автомобиля, который скоро свернул - наверно водитель спешил поднять тревогу. Но поворачивать было поздно. Оставаясь на поверхности U-47 пробиралась через гавань. Дозорные осматривали горизонт, но они не видели кораблей. Британцам повезло, за несколько дней до этого большим кораблям флота приказано было рассредоточиться на случай воздушного налета.

На борту линкора «HMS Royal Oak» был типичный вечер. В Скапафлоу он был один. К несчастью, его обнаружила немецкая подлодка. Вскоре с субмарины было выпущено четыре торпеды с расстояния 3000 метров: одна не вышла, две прошли мимо и лишь одна задела нос линкора. В начале Второй мировой войны немецкий флот считал, что у них лучшие в мире торпеды, но они не прошли испытания. В результате они были недостаточно точны, плохо держали глубину и часто проходили мимо. Командир развернул U-47 и выстрелил из кормового торпедного аппарата - снова мимо. Теперь он спешил укрыться в Керсаунд, ожидая противостояния. Но на «HMS Royal Oak» никто даже не понял, что их атакуют, и лодка вскоре вернулась для новой попытки. На этот раз Гюнтер Прин подошел на 2700 метров, выпустил три торпеды. В 01:16 одна за другой они попали в цель. Третий взрыв оказался самым мощным, и корабль накренился на правый борт. Торпеды оставили огромные пробоины в правом борту линкора ниже ватерлинии. Пока матросы выбирались из гамаков, загорелись пороховые склады, пламя охватило корабль с ужасающими последствиями. Линкор накренился и свет погас. Сотни людей, оставшиеся внизу, оказались в темноте. Лишь треть экипажа линкора удалось выбраться на палубу. Корабль продолжал крениться. Люди пытались выбраться на борт. Вода была ледяная, у многих были сильные ожоги, море было покрыто топливом, душившим людей.

гибель линкора «HMS Royal Oak» фото

расположения затонувшего корабля в настоящее время

Линкор «HMS Royal Oak» затонул всего за 13 минут. Сотни людей погибли запертые в трюме, сотни других боролись за жизнь в темной ледяной воде. Но сигнал тревоги так и не прозвучал, за несколько минут до поражения корабль лишился электричества. Не было даже время выпустить сигнальные ракеты. Через полчаса линкор лежал на дне. Из 1219 членов экипажа погибло 833 человека. Из 163 юнг - 126.

На утро весь день британские эсминцы забрасывали глубинными бомбами призрачные подлодки, но U-47 давно скрылась, и преодолев сильное течение ушла в открытое море.

Вскоре Прин и его экипаж вернулись в Германию, где их встречали как героев. Это был впечатляющий успех - пробраться в логово британского флота, потопить крупный линкор и безнаказанно уйти. Гитлер был доволен, он даже прислал самолет, чтобы доставить команду подлодки в Берлин, где их встречали восторженные толпы.

По возвращению немецкой подлодки на базу, заработала пропагандистская машина нацистов. Выступал Гитлер, вручая медали. Был снят и показан кинофильм, написаны и опубликованы воспоминания. В 1939 году нацистская Германия нуждалась в героях, она развязала войну, в которой большинство не надеялось победить, и любой, кто совершил выдающийся поступок, становился знаменитостью.

В Британии события той ночи постепенно реконструировались по рассказам выживших и статям из немецкой прессы. Тысячи людей оплакивали потерю мужей, отцов и сыновей. И в Адмиралтействе начался поиск ответов на вопрос - почему оборона Скапа-Флоу оказалась не эффективной. Вскоре следственная комиссия нашла 11 маршрутов, по которым вражеская субмарина могла пройти в гавань мимо противолодочных сетей и по проливам лишь частично перекрытыми блокшивами. Комиссия установила, что местные офицеры предупреждали о недостатках Скапа-Флоу, но при подготовке к войне это не сочли приоритетом. Только после объявления войны Адмиралтейство приказало принять дополнительные меры. Парадоксально, но два судна направленные в качестве блокшивов были затоплены подлодками, а третье должны были затопить там, где прошла U-47, но судно прибыло через несколько часов после гибели линкора «HMS Royal Oak».

От выводов следственной комиссии пострадал лишь один человек - адмирал Уилфред Френч командующий Оркнейскими и Шотландскими островами. Он занял свой пост за неделю до объявления войны. Он просил 15 патрульных кораблей, чтобы обеспечить безопасность гавани, но во время гибели линкора их было лишь два. Он стал «козлом отпущения», его отправили в запас, а фактически уволили. Скапа-Флоу укрепили новыми орудиями, сетями, дозорными и патрульными судами и с огромными расходами восточные проливы навсегда были перекрыты бетонными дамбами, которые назвали барьерами Черчилля в честь первого лорда адмиралтейства.

Гибель линкора «HMS Royal Oak» стало самой большой потерей юнг в истории военно-морского флота. Но у флота не было времени на скорбь. Вторая Мировая война перешла в самую опасную фазу, и флот был строго намерен сыграть свою роль.

Гюнтер Прин потопивший 31 корабль не дожил до конца войны, шансы были против него, как и против всех немецких подводников. Через 15 месяцев после гибели «HMS Royal Oak» U-47 атаковало конвой в Северной Атлантике, где ее потопил глубоководной бомбой эсминец «HMS Wolverine». Прин оставил свои мемуары о своем знаменитом походе, которые после войны были опубликованы в Британии под названием «Мой путь в Скапа-Флоу». К удивлению всех кто там был, он писал, что он торпедировал два корабля. Расхождений с известными фактами было так много, что некоторые пришли к выводу, что Прин просто не был в гавани. За этим последовал всплеск теории о заговоре. Говорили, что линкор «HMS Royal Oak» взорвали вражеские агенты. Что же касается мемуаров, они были написаны литературным подельщиком, который приукрасил правду, чтобы вызвать у юных нацистов желание подрожать герою подводнику.

Из 833 погибших на линкоре были найдены тела лишь 26. Их доставили на остров Хой и похоронили на кладбище моряков, в 40 км от места гибели корабля. Сегодня останки линкора в Скапа-Флоу официальная братская могила, лежащая на глубине 30 метров. Каждый год водолазы ВМС Великобритании проводят уникальную церемонию, поднимая над останками линкора белый вымпел в память о 833 моряках, морских пехотинцев и мальчиков погибших в ту холодную октябрьскую ночь.

Просмотров