Урок по обществознанию на тему «Охранять природу–значит охранять жизнь. Презентация для образовательно - воспитательного курса "уроки гражданственности донбасса" на тему "охранять природу-значит охранять жизнь" Сторонники сотрудничества с природой утвержд

Издательство: Просвещение 2015 год.

Тип: Учебник

В четырнадцать лет школьник получает паспорт, а это говорит о том, что он становится совершеннолетним, трудоспособным жителем своего государства. Следовательно, в этом возрасте учащийся, может самостоятельно подписывать различные контракты. Но прежде чем, предпринимать какие – либо действия, необходимо еще хорошо знать свои полномочия и обязанности. В этот период человек несет уже полную ответственность за свои поступки, поэтому очень важно соблюдать законы, знать и уважать их, уметь защищать свои права. Учебник Боголюбова "Обществознание для 7 класса" предоставит основные темы, изучив их, школьник станет полноценным и востребованным гражданином своего общества. Ему предстоит принимать рациональные решения, обучиться секретам профессионального успеха, обладать умением прогнозировать процветание своего дела, только тогда можно создать свой бизнес. Ребенок поймет, что беречь и охранять природу - значит сохранить свою жизнь. Именно об этом пойдет речь на уроках данного направления на седьмой год обучения.

Столкнувшись с трудностями во время выполнения домашки, ученик может применить ГДЗ по обществознанию автор Боголюбов Л.Н. 7 класс . Готовые ответы , которые находятся в сборнике, позволят семикласснику разобраться во всех тонкостях самоорганизации и правосознания, управлять своим настроением, соответствующим образом научат воспринимать поведение других окружающих людей. С помощью онлайн решебника родители смогут помочь своему ребенку разобрать более сложные для него задания, не тратя времени на поиски информации.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Макрофера 1. «Донбасс – мой родной край» Микросфера «Я – житель Донбасса» Тема 4. Охранять природу – значит охранять жизнь

2 слайд

Описание слайда:

ЦЕЛИ: Выявить особенности природы и ее взаимосвязей с человеком в нашем крае. Продолжить экологическое воспитание учащихся.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Умение выявлять особенности природы и взаимосвязей с человеком в нашем крае; давать их аргументированную характеристику.

5 слайд

Описание слайда:

ОТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ К ПРИРОДЕ: Сторонники мнения господства над природой: Человек – царь природы. Человек может распоряжаться природными богатствами как захочется. Природа враждебна человеку, поэтому ее надо постоянно покорять.

6 слайд

Описание слайда:

ОТНОШЕНИЕ ЛЮДЕЙ К ПРИРОДЕ: Сторонники мнения сотрудничества с природой: Человек – часть природы. Природа дает человеку свои богатства. Человек должен изучать законы природы. Природа – дом для человечества.

7 слайд

Описание слайда:

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ МОРАЛЬ: Каждому человеку необходимо научиться поступать так, чтобы не навредить окружающей среде.

8 слайд

Описание слайда:

ЗАДАНИЕ № 1 Утверждение, что природа враждебна и равнодушна к людям, свойственна сторонникам: 1)сотрудничества с природой; 2)господства над природой; 3)уважения к природе; 4)морального отношения к природе;

9 слайд

Описание слайда:

ЗАДАНИЕ № 2 Главный смысл экологической морали: 1)не навредить окружающей среде; 2)удовлетворить потребности человека; 3)получить от жизни удовольствие; 4)создать комфортный образ жизни;

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

12 слайд

Описание слайда:

«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ» Мораль – это правила доброго поведения. Давайте теперь подумаем, распространяются ли правила морали на отношение человека к природе. Вот, например, если вы сделали что-то плохое другому человеку, мораль вас осуждает, говорит, что вы совершили злой поступок. А если вы сделаете что-то вредное природе, можно ли сказать, что вы сотворили зло? Можно ли назвать ваш поступок аморальным, безнравственным?

13 слайд

Описание слайда:

«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ» Возможно, у вас уже готов ответ, однако не торопитесь. Вопрос не такой простой, как кажется. Дело в том, что люди издавна по-разному относятся к природе. Есть сторонники господства над природой. Они считают, что человек – царь и властелин природы и может распоряжаться её богатствами, как ему заблагорассудится. А ещё они любят повторять, что природа враждебна и равнодушна к людям. Чтобы она служила человеку, её нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя, а моральные правила существуют только для людей и на природу не распространяются.

14 слайд

Описание слайда:

«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ» Но есть и другие люди – сторонники сотрудничества с природой. Они считают человека частью природы и не согласны с тем, что природа враждебна и равнодушна к людям. Всё как раз наоборот, считают они: природа щедро и бескорыстно отдаёт людям всё, что имеет. Нужно только потрудиться лучше понять законы природы и не нарушать их, иначе природа может и наказать. Сторонники сотрудничества уверены, что моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой.

15 слайд

Описание слайда:

«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ» Возьмём главное правило морали – золотое правило – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Сторонники сотрудничества с природой утверждают, что в наше время, когда возникли тяжёлые экологические проблемы, вызванные неразумной хозяйственной деятельностью человека, нужно научиться по-новому относиться к природе. Поэтому золотое правило морали следует дополнить, включить в него и отношение к природе. Тогда получится, что не только к людям, но и к природе нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы она относилась к тебе.

16 слайд

Описание слайда:

«ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ» Всё очень просто и ясно: хочешь, чтобы не было экологических катастроф, научись относиться к природе по-человечески, ответственно. Не научишься – быть страшной беде. Такое новое отношение к природе стали называть экологической моралью. Главный смысл экологической морали – научиться поступать так, чтобы не навредить окружающей среде, не делать ей зла.

17 слайд

Описание слайда:

ТРИ ГЛАВНЫХ ПРАВИЛА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ МОРАЛИ Я лично несу ответственность за сохранение природы. Я не причиню зла живому – цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку. Я помогу любой жизни, которой могу помочь, - цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.

18 слайд

Описание слайда:

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК Альберт Швейцер (1875 – 1965) – выдающийся философ и врач, немец по происхождению, хотя жил и трудился не только в Германии, но и во Франции. Это был человек очень одарённый и трудолюбивый, умевший работать по 20 часов в сутки, а спать по 3-4 часа. Удивительный был у него характер. С самого раннего возраста Альберт стремился к добрым поступкам. Однажды друг позвал его стрелять птиц из рогатки. Предложение показалось Альберту отвратительным, но он пошёл, чтобы друг не стал смеяться над ним. И вот когда они уже залегли вблизи дерева с беззаботно поющими птицами, раздался звон церковных колоколов. Альберт воспринял этот звон, как голос с неба. Он решительно выбросил рогатку и вспугнул птиц, чтобы спасти их. Так он исполнил моральное правило «не убивай», применил его по отношению к живым существам.

19 слайд

Описание слайда:

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК Окончив учёбу в университете, благодаря трудолюбию и упорству Швейцер довольно быстро добился признания, стал известным в Европе философом и музыкантом. И вдруг он резко изменил свою жизнь. Однажды в газете он прочитал призыв о помощи, в котором говорилось, что в далёкой Африке очень нужны врачи. И Швейцер решил уехать туда. Но для этого надо было стать врачом. И он, будучи уже взрослым человеком, поступил на медицинский факультет. А выучившись, уехал в Африку. Там, в маленьком местечке Ламбарене, он на свои деньги построил больницу и до конца своей жизни лечил больных.

20 слайд

Описание слайда:

ЖИЛ НА СВЕТЕ ЧЕЛОВЕК Но Швейцер не мог оставаться только врачом. Поздними вечерами, когда уходил последний больной, садился он писать свои труды по философии и работал почти до утра. Именно здесь, в Африке, он стал задумываться о новой экологической морали. Главную мысль своего учения он выразил буквально тремя словами – благоговение перед жизнью. Причём перед любой жизнью, не только перед человеческой. Убить цветок, считал философ, - всё равно что убить человека. Поэтому человек поступает действительно морально только тогда, когда помогает любой жизни и старается не причинять вреда всему живому.

21 слайд

Описание слайда:

ОТВЕТЬ НА ВОПРОСЫ: -Какие особенности характера Швейцера вы можете отметить? -Почему он решил изменить свою жизнь и уехал в Африку? -В чём состоит главная мысль его учения?

22 слайд

Описание слайда:

ВОЗДЕЙСТВИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ПРИРОДУ: ·Знаменитый писатель Валентин Распутин считает, что самым громким словом, даже громче войны и стихии, стало слово экология. «Удивительно, - говорит писатель, - но на всех языках мира оно звучит одинаково. И выражает одно и то же – понимание вселенской беды, никогда прежде не существовавшей в подобных масштабах и тяжести…» Откуда же пришла эта беда? И почему она стала вселенской?

23 слайд

Описание слайда:

ЧТО ТАКОЕ ЭКОЛОГИЯ? Экология - наука об отношения в природе растительных и животных организмов между собой и со средой. Экологический кризис связан с неразумным отношением человека к природе, её загрязнением и уничтожением. Экология социальная - область науки, изучающая отношения между человеческим обществом и окружающей средой.

24 слайд

Описание слайда:

СТРАНИЧКА ИСТОРИИ: С появлением человека именно он (человек) начинает оказывать решающее влияние на судьбу многих живых существ Земли. И это влияние может быть не только положительным. Вряд ли охота, собирательство, основные занятия первобытного человека, были экологически вредными. К тому же людей на Земле было тогда не больше, чем сегодня жителей одного только города среднего масштаба. Но со временем отношения человека с природой стали меняться.

25 слайд

Описание слайда:

СТРАНИЧКА ИСТОРИИ: Вспоминая историю развития хозяйственной деятельности человека, следовало бы сказать об открытии огня, о возникновении земледелия, скотоводства, о переходе к осёдлому образу жизни и т. д. – говоря, о развитии производящего хозяйства, а также о способности человека к творчеству, благодаря которому он создал и будет создавать что-то новое, чего в природе нет, - «вторую природу»: машины, города, заводы, электростанции, а также науку, искусство.

26 слайд

Описание слайда:

27 слайд

Описание слайда:

БЕЗЦЕННЫЙ ДАР ИЛИ НЕИСЧЕРПАЕМАЯ КЛАДОВАЯ? К сожалению, мы не можем утверждать, что все люди всегда ведут себя ответственно. Даже вы не раз себя так вели. Давайте нарисуем портрет безответственного человека. Его можно узнать по поведению. Он эгоист и редко проявляет заботу о других, а к судьбе природы вообще равнодушен. Природа для него существует только для того, что бы взять у неё что-нибудь. Может он и не злой и не подлый, но он легкомысленный. Да и умом не богат.

28 слайд

Описание слайда:

БЕЗЦЕННЫЙ ДАР ИЛИ НЕИСЧЕРПАЕМАЯ КЛАДОВАЯ? Современные учёные-экологи считают, что человек, увлечённый бурной хозяйственной деятельностью, не заметил, как стал разрушать и губить природу. Великие научные и технические открытия вскружили ему голову. Он вдруг решил, что окончательно победил природу, стал её царём и властелином. С жадностью завоевателя набросился человек на природные богатства, которые представлялись ему неисчерпаемыми: безжалостно вырубал и сегодня продолжает вырубать леса, выкачивать сколько угодно нефти и газа, доставать из недр Земли несметное количество полезных ископаемых, использовать любое количество пресной воды и т. д

29 слайд

Описание слайда:

БЕЗЦЕННЫЙ ДАР ИЛИ НЕИСЧЕРПАЕМАЯ КЛАДОВАЯ? При этом из разнообразного сырья, которое добывается ежегодно в мире, на пользу человеку идёт лишь малая толика. Представьте себе, что мама испекла большой пирог с изюмом, а вы выковыряли из него только одну изюминку, а остальное выбросили. Ужас! А разве не ужас, что из всего добываемого сырья в конечный продукт перерабатывается только 1-2% первоначальной массы, остальные 98-99% идут в отходы. И так каждый год!

30 слайд

Описание слайда:

БЕЗЦЕННЫЙ ДАР ИЛИ НЕИСЧЕРПАЕМАЯ КЛАДОВАЯ? А что сотворил человек с животным миром! Вот, например, выдели ли вы когда-нибудь морскую корову? Не видели. И не увидите никогда. А ведь это было замечательное животное, обитавшее в северной части Тихого океана. Длиной в 10 метров и весом в 4 тонны, характером оно отличалось безобидным и доверчивым. Человек истребил его из-за мяса, жира и кожи. Такая же печальная судьба у зебры квагги, голубой лошадиной антилопы и сотен, сотен других животных и птиц. Так появилась «чёрная книга» - в ней перечислены животные, которых никогда мы больше не увидим, а ведь это тоже был бесценный дар природы!

31 слайд

Описание слайда:

БЕЗЦЕННЫЙ ДАР ИЛИ НЕИСЧЕРПАЕМАЯ КЛАДОВАЯ? Конечно, человеку необходимо иметь сырьё. Но современная наука предупреждает: следует помнить о великом экологическом правиле: нельзя требовать у природы больше, чем она способна дать. Значит, чтобы не наделать беды, нужно изучать законы природы. Например, надо учитывать, что все природные богатства (их ещё называют словом «ресурсы») делятся на две группы – исчерпаемые, т. е. такие, которые в будущем могут быть «вычерпаны» до конца, и неисчерпаемые.

32 слайд

Урок по обществознанию на тему «Охранять природу – значит охранять жизнь»

Цель: познакомиться с экологической моралью, золотым правилом морали; изучить биографию Альберта Швейцера.

Предмет: обществознание.

Составитель: учитель обществознания

Дата проведения:

I. Повторение пройденного материала.

1. Беседа. Прочите «Поэтическое слово». Как бы вы озаглавили эти поэтические строки?

2. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Рассказ с элементами беседы.

Экологическая мораль

Вы уже знаете, что мораль – это правила доброго поведения. Давайте теперь подумаем, распространяются ли правила морали на отношение человека к природе. Вот, например, если вы сделали что-то плохое другому человеку, мораль вас осуждает, говорит, что вы совершили злой поступок. А если вы сделаете что-то вредное природе, можно ли сказать, что вы сотворили зло? Можно ли назвать ваш поступок аморальным, безнравственным?

Возможно, у вас уже готов ответ, однако не торопитесь. Вопрос не такой простой, как кажется.

Дело в том, что люди издавна по-разному относятся к природе. Есть сторонники господства над природой. Они считают, что человек – царь и властелин природы и может распоряжаться её богатствами, как ему заблагорассудится. А ещё они любят повторять, что природа враждебна и равнодушна к людям. Чтобы она служила человеку, её нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя, а моральные правила существуют только для людей и на природу не распространяются.

Но есть и другие люди – сторонники сотрудничества с природой. Они считают человека частью природы и не согласны с тем, что природа враждебна и равнодушна к людям. Всё как раз наоборот, считают они: природа щедро и бескорыстно отдаёт людям всё, что имеет. Нужно только потрудиться лучше понять законы природы и не нарушать их, иначе природа может и наказать.

Сторонники сотрудничества уверены, что моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой.

Возьмём главное правило морали – золотое правило – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе. Сторонники сотрудничества с природой утверждают, что в наше время, когда возникли тяжёлые экологические проблемы, вызванные неразумной хозяйственной деятельностью человека, нужно научиться по-новому относиться к природе. Поэтому золотое правило морали следует дополнить, включить в него и отношение к природе. Тогда получится, что не только к людям, но и к природе нужно относиться так, как ты хочешь, чтобы она относилась к тебе.

Всё очень просто и ясно: хочешь, чтобы не было экологических катастроф, научись относиться к природе по-человечески, ответственно. Не научишься – быть страшной беде.

Такое новое отношение к природе стали называть экологической моралью. Главный смысл экологической морали – научиться поступать так, чтобы не навредить окружающей среде, не делать ей зла.

Три главных правила экологической морали:

1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.

2. Я не причиню зла живому – цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.

3. Я помогу любой жизни, которой могу помочь, - цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.

Жил на свете человек

Альберт Швейцер (1875 – 1965) – выдающийся философ и врач, немец по происхождению, хотя жил и трудился не только в Германии, но и во Франции. Это был человек очень одарённый и трудолюбивый, умевший работать по 20 часов в сутки, а спать по 3-4 часа.

Удивительный был у него характер. С самого раннего возраста Альберт стремился к добрым поступкам. Однажды друг позвал его стрелять птиц из рогатки. Предложение показалось Альберту отвратительным, но он пошёл, чтобы друг не стал смеяться над ним. И вот когда они уже залегли вблизи дерева с беззаботно поющими птицами, раздался звон церковных колоколов. Альберт воспринял этот звон, как голос с неба. Он решительно выбросил рогатку и вспугнул птиц, чтобы спасти их. Так он исполнил моральное правило «не убивай», применил его по отношению к живым существам.

Окончив учёбу в университете, благодаря трудолюбию и упорству Швейцер довольно быстро добился признания, стал известным в Европе философом и музыкантом. И вдруг он резко изменил свою жизнь.

Однажды в газете он прочитал призыв о помощи, в котором говорилось, что в далёкой Африке очень нужны врачи. И Швейцер решил уехать туда. Но для этого надо было стать врачом. И он, будучи уже взрослым человеком, поступил на медицинский факультет. А выучившись, уехал в Африку. Там, в маленьком местечке Ламбарене, он на свои деньги построил больницу и до конца своей жизни лечил больных.

Но Швейцер не мог оставаться только врачом. Поздними вечерами, когда уходил последний больной, садился он писать свои труды по философии и работал почти до утра. Именно здесь, в Африке, он стал задумываться о новой экологической морали. Главную мысль своего учения он выразил буквально тремя словами – благоговение перед жизнью. Причём перед любой жизнью, не только перед человеческой. Убить цветок, считал философ, - всё равно что убить человека. Поэтому человек поступает действительно морально только тогда, когда помогает любой жизни и старается не причинять вреда всему живому.

Какие особенности характера Швейцера вы можете отметить? Почему он решил изменить свою жизнь и уехал в Африку? В чём состоит главная мысль его учения?

Прочитайте «Поэтическое слово» («О вежливости »).

Какое отношение к природе считает правильным английский поэт – автор этих строк?

III. Итог урока.

Вопросы самоконтроля:

Какое отношение к природе выбираешь лично ты? Объясни, почему.

Как будет звучать золотое правило морали, если его дополнить отношением к природе?

В чём состоит главный смысл экологической морали? Вспомни три главных правила экологической морали.

Выполнить задания раздела «В классе и дома».

Оценивание ответов учащихся.

Квас Анна, 9 класс

Вы уже знаете, что мораль

Скачать:

Предварительный просмотр:

Экологическая мораль или правила доброго поведения

Вы уже знаете, что мораль – это правила доброго поведения. Давайте теперь подумаем, распространяются ли правила морали на отношение человека к природе. Вот, например, если мы сделали что-то плохое другому человеку, мораль нас осуждает, говорит, что мы совершили злой поступок. А если мы сделаем что-то вредное природе, можно ли сказать, что мы сотворили зло? Можно ли назвать наш поступок аморальным, безнравственным?

Возможно, у вас уже готов ответ, однако не торопитесь. Вопрос не такой простой, как кажется.

Дело в том, что люди издавна по-разному относятся к природе. Есть сторонники господства над природой .

Они считают, что человек – царь и властелин природы и может распоряжаться её богатствами, как ему заблагорассудится. А ещё они любят повторять, что природа враждебна и равнодушна к людям. Чтобы она служила человеку, её нужно постоянно покорять, заставлять работать на себя, а моральные правила существуют только для людей и на природу не распространяются.

Но есть и другие люди – сторонники сотрудничества с природой . Они считают человека частью природы и не согласны с тем, что природа враждебна и равнодушна к людям. Всё как раз наоборот, считают они: природа щедро и бескорыстно отдаёт людям всё, что имеет. Нужно только потрудиться лучше понять законы природы и не нарушать их, иначе природа может и наказать.

Сторонники сотрудничества уверены, что моральные правила должны распространяться на отношения человека с природой.

Возьмём главное правило морали – золотое правило – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы они относились к тебе . Сторонники сотрудничества с природой утверждают, что в наше время, когда возникли тяжёлые экологические проблемы, вызванные неразумной хозяйственной деятельностью человека, нужно научиться по-новому относиться к природе. Поэтому золотое правило морали следует дополнить, включить в него и отношение к природе. Тогда получится, что не только к людям, но и к природе нужно относиться так, как вы хотите, чтобы она относилась к вам.

Всё очень просто и ясно: хочешь, чтобы не было экологических катастроф, научись относиться к природе по-человечески, ответственно. Не научишься – быть страшной беде.

Такое новое отношение к природе стали называть экологической моралью. Главный смысл экологической морали – научиться поступать так, чтобы не навредить окружающей среде, не делать ей зла.

Три главных правила экологической морали:

1. Я лично несу ответственность за сохранение природы.

2 . Я не причиню зла живому – цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.

3. Я помогу любой жизни, которой могу помочь, - цветку, дереву, птице, животному. И, конечно, человеку.

Предшествующие экоэтике этические учения исходили из предпосылок, что при всей активности человека, природа, ее системы остаются неизменными; действия, направленные на нечеловеческий мир, должны оставаться этически нейтральными; вся традиционная этика была, в основном, антропоцентрична.

С усилением хозяйственной деятельности в Древней Греции в общественном сознании происходил процесс отделения богов от природы. Деятельность человека все больше приобретала характер утилитарного пользования. Возникает поиск норм человеческого поведения в мире самого человека. Соответственно, в классический период античной культуры стало складываться новое отношение к природе. В позднеантичную эпоху римляне продемонстрировали способность использовать ресурсы природы в своих интересах. Они рассматривали природную среду так, как если бы она была одной из захваченных ими провинций.

В миропредставлениях восточных мудрецов природа оказывается громадным животным, наделенным собственной волей и развитой нервной системой. Под влиянием этих воззрений известный японский специалист по молекулярной биологии Д. Икеда выдвинул идею, что рано или поздно вся Земля должна быть признана сверхорганизмом. Согласно буддизму - все в одном, один во всем. Древнекитайское общество поощряло наблюдательное отношение к природе. Человек в таком обществе старался проникнуть как можно глубже в суть естественного мира и использовать в природе источники энергии, до минимума сводя своё вмешательство в природные механизмы.

Реализация принципа «у-вэй» (невмешательства) оставляет вещи в покое, позволяет природе идти своим путём, извлекает пользу из природы вещей без их изменения, даёт знания о том, как обойтись без вмешательства. Термин «у-вэй» - великое правило даосизма, пронизывающее восточное миропонимание.

В религиозной японской традиции «синто» нет нравственных заповедей, норм праведного поведения или предостережения против грехов. Синто был порождён обожествлением природы. Особенностью традиционного отношения к природе в Японии является концепция «Человек – дитя природы». Японский термин «природа» («содзэм») означает «быть, как это есть» или «гармонировать со средой». Японцы никогда не противопоставляли себя природе. Именно синтоистская вера воспитала в них чуткость к природе, умение наслаждаться её бесконечной переменчивостью, радоваться её многоликой красоте.

В Средние века духовная жизнь определялась библейскими нормативами. Они призывали человека жить в самоотречении, дабы попасть в рай. Основными чертами отношения человека к природе, которое присуще иудео-христианской традиции, являются противопоставление духа человека его телу, представлению о том, что Бог санкционировал господство человека над всеми живыми существами.

В современном мире природные факторы имеют ценность лишь в контексте прогрессивного развития человечества. Объектом моральной оценки и регуляции является не природа сама по себе, а отношение к ней.

Экологическая этика изучает нравственное отношение человека к природе с целью гуманизации и гармонизации в системе отношений «человек - природа», «общество - природа». Основное свойство, присущее экологической этике, связано с тем, что приоритетной в ней остается забота о природных условиях существования будущих поколений.

Экологическая этика ставит вопрос, обращая внимание по существу на мировоззренческую проблему. Какой смысл существования человека во Вселенной и Вселенной в человеке? Конкретным преломлением этой фундаментальной мировоззренческой проблемы являются вопросы: должны ли принципы экологической этики основываться на признании внутренней ценности природных систем? Или объектом моральной оценки и регуляции является не природа сама по себе, а отношение к ней?

Недавно такая постановка вопроса показалась бы надуманной, поскольку каждому было ясно, что природа дана человеку в естественном виде, она существовала задолго до возникновения самого человека и продолжает существовать независимо от него. Однако в наши дни считается, что в систему социальных ценностей должны быть включены не только явления общественной жизни, но и природные явления, составляющие естественную среду жизни общества.

Прежний антропоцентризм исчерпал себя, в силу своей односторонности стал серьезной помехой на пути преодоления экологических трудностей человечества, так как если человек по-прежнему будет сосредотачивать внимание на себе самом и своих потребностях, то разрушаемая им природа будет мстить человеку за недостаточное внимание к ее нуждам.

Список литературы

1. Бганба-Церера В.Р. Экологическая этика. - М.: Мысль, 1998.

2.Бганба В.Р. Социальная экология. - М.: Высшая школа, 2004.

3. Бганба-Церера В.Р. Становление экологической этики. – М.: СК «Сфера», 1992.

5. Василенко Л.И. Отношение к природе как нравственная проблема // Экология: Пути выживания и развития человечества. - М.: Мир, 1998

6. Гирусов Э.В., Мамедов ИМ. Экологическая культура. Культура: теории и проблемы. – М.: Проспект, 2002.

Просмотров