Влияние природы на развитие общества. Влияние природы на общество. Влияние природы на развитие общества Примером влияние природы развитие общества

Начнем с того исходного факта, что географическая среда есть и всегда будет одним из необходимых условий жизни общества в целом.

Географическая среда включает в себя:

1. Территорию, на которое обитает данное этническое или социально- политическое образование.

В понятие территории входят следующие компоненты:

А) Географическое положение (отдаленность местности от полюсов и экватора, нахождение на том или ином материке, острове). Ряд особенностей страны (климат, флора, фауна, почва) во многом зависит от ее географического положения.
б) Устройство поверхности, рельеф. Степень пересеченности местности, наличие горных возвышенностей и хребтов, их направление и высота, наличие равнин и низменностей, тип и характер береговой линии (если местность на берегу моря) – все это характеризует особенности рельефа.
в) Характер почвы – болотистые, подзолистые, черноземы, пески, кора выветривания и др.
г) Недра земли – особенности ее геологического строения, а также ископаемые богатства.

2. Климатические условия. Количество и качество лучистой энергии, получаемой данной территорией от Солнца, температура воздуха, ее суточный и сезонный ход, влажность воздуха, количество и характер атмосферных осадков и их распределение по сезонам, снеговая линия и ее высота, наличие вечной мерзлоты в почве, степень облачности, направление и сила ветров, типичность погод – основные элементы климата.

3. Водные ресурсы – моря, реки, озера, болота, минеральные источники, подземные воды. Для многих сторон жизни человека важен гидрографический режим воды: температура, соленость, замерзаемость, характер дна, направление и скорость течения, количество воды, водный баланс, количество и качество минеральных источников, тип болот и др.

4. Растительный и животный мир. Сюда относятся как организмы, постоянно живущие на данной территории (все растения, большинство животных, птиц, микроорганизмов), так и те, которые периодически мигрируют (птицы, рыбы, животные).

Таким образом, под географической средой понимается совокупность географического положения, устройства поверхности, почвенного покрова, ископаемых богатств, климата, водных ресурсов, растительного и животного мира на некоторой территории Земли, на которой живет и развивается определенное человеческое общество.

Единство общества и природы реализуется в двух отношениях:

1. генетическом (историческом). Человеческое общество, социальная форма движения материи возникло на базе развивающейся природы.
2. функциональном - существование общества невозможно вне постоянной связи с природой.

Выделяют 4 основные влияния природы на жизнь общества:

1) Биологическое;
2) Производственное;
3) Научное;
4) Эстетическое.

1) Биологическое влияние.

Необходимые предпосылки существования общества - природные условия (гео-графическая среда) и народонаселение. Причем полноценная жизнедеятельность людей возможна только в адекватных природных условиях. В реальности влияния погодных условий и магнитного поля Земли и Солнца на обострение ряда физических и психических недомоганий человека (общества) теперь уже никто не сомневается. И сообщения о температуре, давлении атмосферы, влажности и геомагнитной ситуации стали обязательными в сводках о прогнозе погоды.

Человек может существовать лишь в достаточно определенных рамках окружающей природной среды, соответствующих биологическим особенностям его организма. Он испытывает потребность в той экологической среде, в которой проходила эволюция человечества на протяжении всей его истории. Конечно, человек обладает возможностью приспосабливаться к изменяющимся (в известных пределах) условиям природной среды. Однако при всей мобильности, адаптационные возможности человеческого организма не беспредельны. Когда скорость изменения окружающей природной среды превышает приспособительные возможности организма человека, тогда наступают патологические явления, ведущие, в конечном счете, к гибели людей.

На протяжении всей предшествующей истории люди были убеждены, что воздухом, водой и почвой они обеспечены в достатке на все времена. Отрезвление наступило лишь несколько десятилетий назад, когда в связи с нарастанием угрозы экологического кризиса стал все острее ощущаться дефицит чистого воздуха, воды и почвы. Здоровая окружающая среда не менее значима, чем материальные и духовные потребности. В связи с этим, возникает потребность соотнесения темпов изменения окружающей среды с адаптационными возможностями человека, определения допустимых пределов их воздействия на биосферу.

2) Производственное влияние.

Издавна во взглядах на общество предлагались концепции, приписывающие естественным предпосылкам существования общества определяющую роль в истории. Уже в античности были заложены основы учения, получившего позднее название географический детерминизм. Так, Гиппократ полагал, что характер людей определяется особенностями климата. Аристотель утверждал: "Народы холодных стран Севера Европы обладает большим мужеством, но имеют мало разума и остроумия; поэтому они, хотя и остаются независимыми, но не имеют политической жизни и не сумеют господствовать над соседними народами. Народы жарких стран Южной Азии, хотя довольно умны, но не имеют мужества и поэтому вечно остаются в подчиненном положении и в неволе. Эллины же, живя в умеренном климате, обладают достоинством тех и других: мужеством и сильным умом, поэтому они независимы, охотно занимаются политической жизнью и в состоянии господствовать над други-ми”.

Географическое направление широкое распространение получает с начала ХУШ века. Эпоха географических открытий, развитие капитализма, необходимость использования природных ресурсов для развития экономики – все это обусловило интерес к географической среде.

Одним из крупных представителей географического детерминизма ХУШ века был Ш. Монтескье. В своей книге "О духе законов" он говорит о том, что географические факторы: климат, почва, рельеф местности влияют на нравы и склонности людей, а от них зависят общественный строй народа, его образ жизни, законы. Народы жарких стран робки, как старики, народы же холодных климатов отважны, как юноши. Там, где климат жаркий, там народ предается лени и изнеженности.

Плодородная почва порождает изнеженность и нежелание рисковать жизнью, парализует энергию. Чтобы заставить народ работать, необходим страх наказания, поэтому деспотии скорее складываются на юге, чем на севере. Бесплодная почва, напротив, благоприятствует свободе, так как живущие на ней люди должны сами добывать себе все, в чем отказы-вает им почва. Условия бесплодной почвы делают людей закаленными, воинственными, склонными отстаивать свою свободу. Монтескье полагал, что горы и острова - благоприятные условия для свободы, так как они преграждают завоевателям доступ в страну. Известную роль играет также величина государства. Малая республика может погибнуть от внешнего натиска; монархия, обладающая обычно большой территорией, наоборот, гораздо лучше сопротивляется внешнему врагу. Однако, Монтескье считал, что законы народа должны соответствовать не только гео-графическим факторам, но и экономическому положению, религии народа и его политическим убеждениям.

Географическое направление в социологии таило в себе возможность вывода о неравноценности и неравенстве рас и народов, о порабощенности народов жарких стран как естественном следствии климатических, природных условий. Сторонники географического детерминизма обычно выводят различия в хозяйстве, быту, нравах, религиозных верованиях из различия природных условий, в которых обитают народы. Говорилось, что народы, которые жили в жарком климате, не развили культуры до уровня, который есть в странах умеренного климата, так как им не надо много тру-диться, им не надо теплых построек, они обходятся несложной одеждой. В этих странах не развита промышленность. У людей - непостоянный характер, с переходами из одной крайности в другую. Наоборот, мол, у северян, которым приходится в суровом климате вести свою жизнь, напряженно делать и совершенствовать орудия труда - у них вырабатывается твердый характер, свойство неуклонно идти к намеченной цели. В умеренном климате, где тоже нужно постоянно трудиться, но где природа легче поддается усилиям общества, формируется сложная техника, раз-вивается культура. У народов этих стран - особый характер, отличающийся и от южан, и от северян. Говорилось, что климат Северной Африки или Центральной Азии создал жителей-кочевников, а климат Греции привел к скотоводству и земледелию.

Неоднократно встречались утверждения о том, что различия в географических условиях порождают различия в искусстве народов. Так, итальянцы создали веселые, жизнерадостные мелодии, германцы - ровную, сосредоточенную песню, норвежцы - угрюмую, сильную. У русских на Севере - заунывные и протяжные песни, на Юге поют залихватски, просторно.

Географическое направление получило продолжение в работах Л.И. Мечникова (1838-1888). Ученый стремился доказать, что географическая среда – решающая сила исторического прогресса, подчеркивая при этом особую роль водных путей сообщения. "С нашей точки зрения, основной причиной зарождения и развития цивилизации являются реки. Река, во всяком случае, является как бы выражением живого синтеза всей совокупности физико-географических условий и климата, и почв, и рельефа земной поверхности, и геологического строения данной области". Нужно заметить, что наши ученые не делали из географического детерминизма крайних выводов. Л.И. Мечников, в частности, говорил, что все люди, независимо от того, где находятся, способны создавать культурные ценности.

Географический детерминизм в целом подвергается критике. Основные недостатки его в следующем:

Он подходит к проблеме развития общества односторонне, видит движущие силы развития общества во внешних факторах, фактически преуменьшая или оставляя в стороне внутренние детерминанты общественного развития.
Естественные темпы изменения природных условий значительно медленнее, чем темпы эволюции общества. Утверждение факта, что почти не изменяющиеся явление - причина изменения другого явления, противоречит самому понятию причинности. К тому же, если согласиться с географическим детерминизмом, то, как объяснить, что практически одна и та же географическая среда в Англии вызвала к жизни ремесленный, затем мануфактурный, затем промышленный, затем постин-дустриальный периоды её жизни? Можно обратить внимание и на то, что США, Англия и Япония - развитые капиталистические страны с разной географической средой.
Географический детерминизм степень влияния природной среды на развитие общества рассматривает как нечто неизменное.
Географический детерминизм слабо учитывает обратное влияние человеческого общества на природу, не поднимаясь до всестороннего анализа проблемы взаимодействия общества и природы.

3) Научное влияние.

Компоненты географической среды в естественных условиях изменяются медленно. Их изменения происходят в значительно более быстром темпе в результате воздействия на них человеком.

Интерес к изучению природы усилился с развитием естествознания в эпоху Возрождения и начала Нового времени. Ф.Бэкон считал, что познание природы необходимо для благополучия общества. Складывается убеждение, что цель науки - познание природы и обеспечение господства над ней. Изменения в природе, которые являются результатом деятельности человека, все возрастают. Вырублены леса на больших пространствах и созданы пашни, построены плотины, каналы, горы прорыты туннелями, в недрах земли – шахты, построены сотни миллионов километров дорог и т.д. Каждое новое поколение вносит все новые изменения в географическую среду. Открытия в науке и технические новинки, так или иначе, отражаются на том или ином элементе географической среды или на всей географической среде в целом. Сегодня невозможно найти на Земле такое место, где природа осталась без изменений, внесенных в нее благодаря деятельности человека. Человек открывает все новые и новые возможности использования географической среды в своих целях.

Прогресс системы "общество - природа" определяется прогрессом общественного сознания: постоянным пополнением накапливаемых обществом знаний о природе, посредством познания, открытия индивидуальным сознанием законов развития природы, открытия приемов и методов использования этих законов в целях более полного удовлетворения потребностей человека и общества. Все знания накапливаются в форме научных теорий, производственных технологий, разнообразных продуктов производства (в форме продуктов деятельности всех поколений образующих общество индивидов, продуктов, которые отражают уровень и объем накопленных обществом знаний о природе).

4) Эстетическое влияние.

Географическая среда определенным образом влияет и на духовную жизнь общества. Как пример этому можно указать на фольклор, пейзажную живопись, танцы и т.д. различных народов различных стран.

Прочитаем информацию.

Природа - естественная среда обитания общества во всем бесконечном разнообразии своих проявлений, обладающая своими, не зависящими от воли и желаний человека, законами.

Общество – обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

Отличия общества от природы :

  • творит культуру
  • развивается под влиянием деятельности людей

Отличия природы от общества :

  • способна развиваться независимо от человека
  • обладает своими законами, которые не зависят от воли и желаний человека

Сходство общества и природы – являются динамическими системами.

Основные формы взаимодействия общества и природы :

  • природопользование – использование природных ресурсов в целях удовлетворения экономических и духовных потребностей человека.
  • охрана окружающей природной среды – сохранение от загрязнения, порчи, повреждения, истощения, разрушения объектов природы.
  • обеспечение экобезопасности – защищенность жизненно-важных интересов объектов безопасности (личности, предприятия, территории, региона и т.п.) от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.

Взаимодействие общества и природы рассматривается в двух направлениях:

1. воздействие (влияние) природы на общество:

  • способность природно-географических условий ускорять или замедлять темпы общественного развития
  • способность природно-климатических условий влиять на такие стороны общества, как экономика, политика, социальный строй
  • способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метеозависимость и т.д.)
  • способность дарить вдохновение творческим людям
  • разрушающее действие катаклизмов (землетрясения, наводнения, засуха и т.д.)

2. воздействие общества на природу:

  • истощение недр
  • загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами
  • уничтожение растительного и животного мира
  • вырубка лесов
  • применение атомной энергии как в военных, так и в мирных целях, наземные и подземные ядерные взрывы

Рассмотрим примеры.

Взаимодействие общества и природы

Влияние природы на общество

Организация ирригационных работ в масштабах всей страны способствовала формированию деспотических режимов, могущественных монархий.

Возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек.

Производство меди и никеля в Норильске полностью зависит от близлежащих газовых месторождений. Иссякнут они – и цена добытых металлов станет дороже.

Ремесла и торговля, развитие частной инициативы индивидуальных производителей привели к установлению в Греции республиканского правления.

Природа является источником вдохновения для людей, особенно творческих.

1.Художники-пейзажисты и их произведения: Иван Шишкин «Дождь в дубовом лесу», Валентин Серов «Открытое окно. Сирень», Исаак Левитан «Озеро. Русь», Илья Репин «Какой простор», Казимир Малевич «Пейзаж. Зима»

2.Луис Кастаньеда – известный современный кубинский фотограф в своих работах отображает гармонию окружающей его природы.

3.Русские писатели-натуралисты:

Виталий Бианки – черпал вдохновение из природных красот его дачи в Лебяжьем под Петербургом («Анютина утка», «Зеленый пруд», «Кто чем поет?», «Лесные домишки», «Хвосты», «Чей нос лучше» и др.)

Михаил Пришвин – рассказы, поэмы, романы и дневники писателя были результатом впечатлений от путешествий по природным местам России и зарубежных стран («В краю непуганых птиц» («Очерки Выговского края» - 1907 г., «У стен града невидимого» -1908 г.).

Влияние общества на природу

Почти повсеместно ухудшается качество вод и особенно в реках Западной Сибири, Оби и Иртыше, где нефтепродукты в 20 раз больше допустимой нормы.
Резко ухудшается вода в Волге, Днепре, Доне, Урале, Куре, Амуре, Сырдарье, Амударье и во многих других реках.

В далеком прошлом, примерно 8 тысяч лет назад, леса, растущие на
планете, занимали 6,2 миллиарда гектаров. Это были леса, созданные самой природой и еще не знавшие руки человека от этих лесов ныне осталось менее четверти – 1,3 миллиарда гектаров.

29 сентября 1957 г. на ПО «Маяк» произошла утечка радиоактивных отходов. Загрязнение атмосферы произошло в результате разноса ветром радиоактивной пыли с берегов и обнажившегося после засухи дна озера.

Выполним онлайн-задания.


Тесты по теме " "

Приглашаем к интеллектуально-игровой деятельности.

Интеллектуальные игры на форуме "Познай общество"

Интеллектуальные игры "Обществознание"

Используемая литература:

1.Обществознание: Учебник для 10 класса. Ч.1 – 3-е изд. / А.И.Кравченко. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

2.Обществознание: Учебник для 11 класса. – 5-е изд. / А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.

3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.

4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М. : АСТ: Астрель, 2008.

5.ЕГЭ 2010. Обществознание: репетитор / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, М.Ю.Брандт и др. – М. : Эксмо, 2010.

6. Обществознание. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / О.А.Чернышёва, Р.П.Пазин. – Ростов н/Д: Легион, 2009.

7. Обществознание. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания. 8 класс / С.В.Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.

9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.

Тест «Общество и природа»

1 вариант

1.

1) возникновение первых очагов цивилизации в долинах крупных рек;

2) создание древнейшего памятника писаного права – законов Хаммурапи;

3) строительство пирамид в Древнем Египте;

4) распад империи Карла Великого.

2. Отношения общества и природы характеризуются тем, что:

1) общество оказывает преимущественно отрицательное влияние на природу;

2) природа полностью определяет развитие общества;

3) общество не оказывает существенного влияния на природу;

4) природа и общество воздействуют друг на друга.

3.

А. Исторически общество «старше» природы.

Б. Общество выступает творцом культуры, своего рода «второй природы», как бы надстроенной над природой естественной.

4. Верны ли следующие суждения?

А. Природная среда оказывает значительное воздействие на современное общественное развитие.

Б. Общество влияет на естественную среду обитания человека.

1) Верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

5. Соотнесите понятия и их характерные признаки.

Признаки

Понятия

1) подчиняется только объективным законам развития;

А) общество;

2) является формой совместной жизнедеятельности людей;

Б) природа.

3) является естественной средой обитания людей;

4) является первичной по времени возникновения частью материального мира.

6. Как соотносятся между собой природа и общество:

1) и в природе, и в обществе действуют объективные законы развития;

2) общество на современном этапе полностью подчинило себе природу;

3) общество и человек совершенно беспомощны перед природными силами;

4) общество развивается, а природа неизменна, статична.

7. Примером взаимодействия общества и природы является:

1) в современных условиях;

2) изменение демографической структуры населения в связи с миграцией;

3) развитие сферы образовательных услуг;

4) рост городов в результате отделения ремесла от .

Тест «Общество и природа»

2 вариант

1. Примером влияния природных факторов на развитие общества является:

1) создание памятника древнерусского права – «Русской правды»;

2) совпадение территории расселения различных восточнославянских племен с бассейнами крупных рек;

3) введение «уроков» и «погостов» княгиней Ольгой;

4) деление дружины на старшую и младшую.

2. Отношения общества и природы характеризуются:

1) полным доминированием общества над природой;

2) неизменностью степени влияния общества на природу в процессе ;

3) зависимостью общественных процессов от природной среды;

4) поглощением природой общественных отношений.

3. Верны ли следующие суждения о взаимодействии общества и природы?

А. Развитие ресурсосберегающих технологий уменьшает вредные выбросы в атмосферу.

Б. Ежегодные разливы Нила способствовали образованию илистых плодородных почв.

1) Верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

4. Верны ли следующие суждения?

А. История различных стран и народов показывает, что общество активно влияет на естественную среду обитания, преобразовывает ее.

Б. История различных стран и народов показывает, что природные факторы оказывают на общественное развитие значительное влияние.

1) Верно только А; 2) верно только Б;

3) верны оба суждения; 4) оба суждения неверны.

5. Выберите позиции, характеризующие отношения между природой и обществом:

1) общество, обособившись от природы, утратило зависимость от нее;

2) природа и общество оказывают воздействие друг на друга;

3) в процессе своего развития человеческое общество преобразует часть природы, ставя ее на службу себе;

4) природные катаклизмы в современном мире серьезно угрожают человечеству;

5) общество в своем развитии создает угрозу окружающей среде;

6) общество и природа никак не связаны между собой.

6. Общество, в отличие от природы:

1) является развивающейся системой;

2) подчиняется объективным законам развития;

3) обладает способностью к самопознанию;

4) выступает в качестве естественной среды обитания людей.

7. Какой из приведенных примеров отражает взаимосвязь общества и природы:

1) изменение климата под воздействием вулканической деятельности;

2) влияние солнечной активности на физическое состояние человека;

3) рост производительности труда в результате усовершенствования средств производства;

4) улучшение агротехнических приемов возделывания почвы.

1.Какой из примеров иллюстрирует влияние природы на развитие общества?

а) организация биосферного заповедника
б) сел-хозяйственная специализация отдельных регионов

2. Верны ли суждение?
А. Общество неразрывно связано с природой.
Б. Общество- обособившаяся в процессе жизнедеятельности людей часть природы.
1) верно А
2) верно Б
3) обо верны
4) оба не верны

3. Какой из приведенных ниже понтий объединяет три других?
1) общество
2) природа
3) система
4) культура

4. Определение: "Развернутая в пространстве и развивающаяся во времени сфера бытия человека, среда и продукт жизнедеятельности людей" относится к понятию:
1) общество
2) нация
3) государство
4) страна

Ответы на вопрсы, Срочно ЗАрание спасибо!!!

1)Производство материальных благ, их обмен и распределение охватываются сферой общества
1) социальной
2) трудовой
3) экономической
4) технической ·
2. Социальной сущностью человека обусловлена его потребность в
1) дыхании
2) питании
3) самосохранении
4) самореализации ·
3. Володя хорошо учится, проявляет ответственность и самостоятельность в поступках. Он занимается в кружке авиамоделирования и в музыкальной школе по классу гитары. Все это характеризует Володю как
1) индивида
2) личность
3) ученика
4) товарища ·
4. Верны ли следующие суждения о взаимосвязи общества и природы?

А. Климатические условия влияют на развитие общества.
Б. Взаимодействие природы и общества носит противоречивый характер.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны ·
5. Что отличает искусство от других форм культуры?
1) стремление получить истинное знание
2) использование художественных образов
3) опора на представления о добре и зле
4) отражение окружающего мира ·
6. Верны ли следующие суждения о религии?

А. Религия опирается на представления людей о влиянии сверхъестественных сил на их жизнь.
Б. Религия устанавливает определенные правила поведения.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны ·
7. В стране Z признаются и защищаются равным образом различные формы собственности. В своей деятельности фирмы ориентируются на потребительский спрос. К какому типу хозяйственных систем можно отнести экономику страны Z?
1) плановому
2) рыночному
3) командному
4) традиционному ·
8. Вознаграждение, которое предприятие обязано выплачивать работникам за их труд, называют
1) прибылью
2) налогом
3) заработной платой
4) прожиточным минимумом ·
9. Цена торта 350 рублей. Какая функция денег проявляется в данном факте?
1) мера стоимости
2) средство платежа
3) средство обмена
4) мировые деньги ·
10. Верны ли следующие суждения о роли государства в условиях рыночной экономики?

А. Государство в условиях рынка является основным собственником факторов производства.
Б. Государство в условиях рынка осуществляет централизованное распределение товаров и услуг.

1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
11. Структура общества представлена социальными общностями и группами в многообразии их связей. Какая социальная группа выделена по профессиональному признаку?
1) пассажиры
2) демократы
3) горожане
4) инженеры
12. Немецкий гуманист писал: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители – пример ему». О какой роли семьи в жизни человека и общества говорят эти стихотворные строки?
1) организация совместного досуга
2) укрепление родственных связей
3) совместное ведение домашнего
13. Что является признаком любого государства?
1) взимание налогов и сборов
2) демократический режим
3) разделение властей
4) федеративное устройство
14.В стране Z есть король, который царствует, но не правит. Законодательная власть осуществляется парламентом, избираемым гражданами, исполнительная – правительством, формируемым по результатам парламентских выборов. Также действуют независимые судебные органы.
Какая форма правления сложилась в стране Z?
1) президентская республика
2) авторитарная республика
3) унитарная монархия
4) конституционная монархия
15.Верны ли следующие суждения о гражданском обществе?

А. Гражданское общество выражает частные неполитические интересы людей.
Б. Фундамент гражданского общества составляет рыночная экономика, основанная на разнообразии форм собственности.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
16.Юлия взяла в банке кредит на покупку земельного участка. Ее отношения с банком регулируются нормами права
1) трудового
2) гражданского
3) государственного
4) коммерческого
18.Ученые-обществоведы определяют общество как

1)весь мир в многообразии его форм
2)обособившуюся от природы часть мира
3)совокупность природных и социальных сил
19.Обмен информацией, мыслями, чувствами ученые обозначают понятием
1)обучение
2)творчество
3)общение
20.Саша хорошо учится и в общеобразовательной, и в музыкальной школе. Он помогает маме воспитывать младших сестренку и брата. Все это характеризует Сашу как
1)личность
2)индивида
3)сына

А 5. Общество как группу людей, объединившихся для совместной деятельности, можно определить как 1) феодальное 2) индустриальное 3) традиционное

4) дворянское

А6. Примером влияния природных факторов на развитие общества является

1) строительство пирамид в Древнем Египте

2) возникновение древнейших очагов цивилизации в долинах крупных рек

3) успехи земледелия вследствие строительства оросительных систем

4) загрязнение вод Мирового океана

А7. И общество, и природа

1) являются динамическими системами

2) создаются в процессе целенаправленной деятельности людей

3) развиваются независимо от сознания людей

4) носят характер закрытых систем

A8. Процесс приобщения к культуре, ценностям человеческого общества, знаниям о мире, накопленным предыдущими поколениями, называется

1) наукой 2) искусством 3) образованием 4) творчеством

Примером влияния природных факторов на развитие общества является:1)осушение болот вокруг Флоренции2)возникновение древнейших очагов цивилизации в долинах

крупных рек3)нашествие кочевников на территории земледельцев4)рост городов в средневековой Европе

Просмотров