Актуальные проекты школьников по экологии. «Экошкола»: проект по экологическому воспитанию школьников. природоохранных акции на тему

  1. Обоснование актуальности проекта

Социально-политические и экономические проблемы современного общества привели школу к пересмотру ряда педагогических позиций, к переосмыслению некоторых сторон научно-теоретической и практической системы воспитания: не отказываясь от прежних достижений в этой области, мы вынуждены вносить изменения в воспитательный процесс. В Концепции общего экологического образования современное общее экологическое образование рассматривается как гуманитарно-естественнонаучное образование, направленное на формирование у учащихся основ экологической образованности – экологического мышления и опыта экологически ориентированных рефлексивно-оценочных и проектных действий, деятельностных средств вхождения в мир экологической культуры и общественных ценностей, самоопределения в них, оценки своих возможностей по участию в решении экологических проблем, исполнения своих правовых и нравственных обязанностей в области охраны окружающей среды, здоровья человека, нерасточительного потребления природных ресурсов.

Стратегической направленностью общего экологического образования является социализация обучаемых, ориентация в системе нравственных категорий экологической этики, приобщение к познавательной культуре эколого-информационного общества, в котором информация становится новым экологическим фактором, освоение экосистемной познавательной модели, воспитание экологической ответственности, формирование готовности действовать и жить в быстро меняющихся условиях, накопление личного опыта применения полученных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях в целях обеспечения экологической безопасности, здоровья, качества окружающей среды и экологического качества жизни.

В соответствии с Концепцией развития школы центральное место в воспитательной системе занимает формирование у учащихся экологической культуры.

В школе накопилась определенная система воспитания. Накоплен положительный опыт работы по экологическому воспитанию учащихся, совместной деятельности педагогов школы и родителей, сложилась система дополнительного образования на базе школы. Есть необходимость приведения накопительного, положительного опыта в стройную систему, которая позволит сделать процесс воспитания непрерывным, а значит и более эффективным.
Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Проект экологического воспитания школьников очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением. Проект призван объединить все воспитательные структуры школы, обеспечивающие развитие детей, предусмотрев методическое обеспечение ее выполнения, а также преемственность в воспитании учащихся.

  1. Проблема, на решение которой направлен проект

Современная сложная экологическая ситуация в мире, возрастающие масштабы антропогенных воздействий на окружающую природную среду поставили человечество на грань выживания. Экологический кризис обусловлен не только достижениями научно-технического прогресса, но и кризисом нравственности личности, связанной с потерей духовных ценностных ориентиров в отношении природы. В этой связи коренные изменения претерпевает область образования, системообразующим фактором обновления в которой становится экологическое воспитание, направленное на формирование экологической культуры – важнейшего качества личности современного человека.

В новом Федеральном государственном общеобразовательном стандарте общего образования подчеркнуто, что механизмом перехода к новой модели экологического образования выступает системно-деятельностная парадигма образования, предусматривающая целенаправленное развитие разных сфер личности учащегося посредством освоения им универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных), как средства реализации общеразвивающей и общекультурной направленности экологического образования.

Знания создают прочную мировоззренческую основу в развитии культуры личности, но личностную значимость они приобретают лишь в процессе деятельности, в ходе их практического применения. Только в деятельности рождаются переживания, переводящие знания в экологические убеждения, при наличии которых возникает ответственность по отношению к природе, здоровью людей и в целом к социоприродной среде.

Таким образом, можно обозначить эффективный механизм формирования ключевых компетенций у школьников: экологическое образование –> формирование ключевых компетенций –> экологическая культура.

3 .Анализ исходной ситуации

Переход от позиции стороннего наблюдате­ля к позиции непосредственного участника всех природных процессов.

Это комплекс мероприятий, который включает в себя:

введение экологии в учебный план школы;

проведение интегрированных уроков по разным предметам;

разработка отдельных экологических подтем в разных курсах;

проведение внеклассных мероприятий;

социально-значимых и исследовательских проектов;

участие в муниципальных, региональных и всероссийских экологических конкурсах по экологии.

  1. Целеполагание

Цель проекта : ф ормирование у школьников целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе через экологизацию образовательного процесса, воспитать бережное отношение к природе, к окружающим людям¸ к собственному здоровью и формирование поля компетенции каждого ребёнка, позволяющего быть успешным, помочь самоопределению каждого ребёнка.

Задачи проекта:

  • Наполнить образовательное пространство событиями и мероприятиями экологической направленности.
  • Предоставить детям модели реальных вариантов самореализации — места экологического образа жизни.
  • Донести до детей важность качественного выполнения любой работы и важность компетентности в вопросе, за который он ответственен, как основополагающего начала бережного отношения к природе, к ресурсам, к людям.
  • Дать возможность прочувствовать радость от участия в общественно-значимой (экологической) деятельности (радость отдачи, а не потребления)
  • Сформировать и развить в детях коммуникативные навыки, умение работать в команде для достижения конкретных целей, расширить кругозор сельских детей, повысить их социальную активность.

Основные направления проекта :

  1. Деятельность пришкольного участка
  2. Экодесант (очистка берега реки, субботники)
  3. Образовательная деятельность
  4. Просветительская деятельность

5 Деятельность школьного экологического общества

6 Экология здоровья

Основная идея проекта :

Экологическое мировоззрение – суть бережное, вдумчивое и ответственное отношение к окружающему миру, к людям к своему здоровью. Это осознанность и чистота помыслов. Осознание человеком себя как части природы, части социума, осознание своей ответственности перед ними за свою жизнедеятельность определяет гармоничное взаимодействие каждого со всем сущим вокруг.

Всё это помогает ребёнку:

  1. быть настроенным на отдачу (Я счастлив дать миру…)
  2. чувствовать уверенность в своих силах сотворить (Я могу…)
  3. самоопределиться, т.е. определить для себя своё место в жизни, дело, которое ему по душе. (Я знаю, зачем я здесь…)

Активная деятельность школы в сфере экологии создаёт для ребёнка образовательное пространство, которое:

  • с самого начала даёт ребёнку возможность участвовать в значимых проектах (делах) с конкретными задачами и явными результатами, понятными ребёнку.
  • являет собой образец среды обитания, (в данном случае мы говорим о школьном пространстве, которое мы формируем и местах проведения школьных мероприятий, которые мы выбираем) качественно сделанной и продуманной, способствующей формированию экологического мировоззрения, заинтересованности ребёнка, его познавательной активности. Закладывает эталон качества и чистоты чего бы то ни было на подсознательном уровне.
  • позволяет ребёнку взаимодействовать с широким кругом взрослых и сверстников из различных благополучных социальных групп, понимающих важность бережного отношения к природе, к людям, к физическому здоровью.

В проекте Федерального государственного общеобразовательного стандарта общего образования нового (второго) поколения (ФГОС) вводится четкое различие двух фрагментов единого фундаментального ядра содержания образования – предметного и метапредметного (деятельностного). Предметное содержание может реализовываться через экологизацию содержания школьного образования.

Экологизация образовательного процесса – переход от позиции стороннего наблюдате­ля к позиции непосредственного участника всех природных процессов.

  1. Предполагаемые результаты работы по проекту:
  • Образовательные:
    • эмоционально-ценностное отношение к экологической среде школы и поселка;
    • возрастание познавательного интереса учащихся к общим законам природы, человеческого бытия, стремление приобрести универсальное образование и обширные экологические знания, ориентированные на практику;
    • активизации познавательной деятельности учащихся;
    • вовлечение учащихся в практическую деятельность;
    • формирование в каждом ребенке творческой деятельности личности с развитым самосознанием;
    • привлечение детей к социально-значимой деятельности, проектам, исследованиям.
  • Педагогические:
    • использование новых технологий образовательного процесса, способствующих формированию системных знаний, экологического мышления, решению проблемных экологических вопросов;
    • повышение научного уровня экологического образования, слияние обучения и воспитания в единый процесс, профориентации и трудовому воспитанию;
    • взаимодействие участников проекта служит формированию гуманизации образовательного процесса;

Для достижения поставленной цели и результата, ставятся следующие задачи :

  • воспитание экологической культуры и экологического сознания школьников;
  • активизация практической деятельности школьников экологической направленности;
  • организация систематических контактов учащихся с окружающей природной средой, прежде всего за счет весенних и осенних экологических практикумов в предметах естественного цикла в основной и полной средней школе;
  • формирование у школьников представления об активном и здоровом образе жизни;
  • содействие нравственному, эстетическому и трудовому воспитанию школьников.
  • усилить роль дополнительного экологического образования, научно-исследовательской деятельности учащихся в окружающей среде;
  • вовлечение всех групп учащихся в проектную деятельность, направленную на решение экологических проблем местного социума

Для реализации необходимо научно-методическое и организационно- управленческое сопровождение обеспечивающие и предполагающие следующие направления :

  • изменение планов учебно-воспитательной работы в направлении усиления экологического компонента (педагогические советы, производственные совещания, методические объединения и т.д.);
  • введение основ экологического образования;
  • совершенствование и апробация новых педагогических методик и программ экологической направленности;
  • организовать курс лекций для учащихся, учителей и родителей по экологической этике и глобальным проблемам окружающей среды;
  • осуществить отбор и подготовку одаренных школьников для участия в олимпиадах, конкурсах;
  • разработать программы внеурочной и внешкольной деятельности учащихся (экологические тропы, экскурсии, школьные олимпиады, ролевые игры, эколого-краеведческая работа).
  1. Структура и содержание проекта

Структура программы определена механизмом включения в школьные предметы отдельных разделов по экологии, а также проведение интегрированных уроков.

Система экологического воспитания и образования в школе

Учебный процесс Воспитательная работа Дополнительное образование
ü Научный уровень информации

ü Системность излагаемой информации

ü Интеграция предметных знаний

ü Экологизация теоретического учебного материала

ü Практические работы, проектная деятельность учащихся

Ø Тематические недели

Ø Конференции, конкурсы, праздники, выставки поделочных работ, фото викторины

Ø Просветительская работа с учениками и родителями

Ø Практическая работа на территории школы и села: субботники, высадка саженцев.

v Экскурсии

v Научно-исследовательская деятельность

v Научно-исследовательская и познавательная деятельность

Реализация предметного и метапредметного экологического содержания может осуществляться через разработку модели экологического образования, построенной на основе преемственности усложняющихся модельных экологических ситуаций региона с учетом ведущей деятельности и психических особенностей каждого возраста.

Преемственность содержания экологического образования

Ступень обучения Задачи Ключевые понятия Ведущий вид деятельности
Начальная школа Формирование опыта эмоционально-ценностных сопереживаний проблемных экологических ситуаций, оперирования нравственными категориями, мотивации к действиям в интересах здоровья человека и безопасности жизни. Правила экологической безопасности.

Экологическая культура. Связь здоровья человека и здоровья природы. Предосторожность. Бережное (экономное) отношение к любым природным ресурсам.

Забота об окружающей среде.

Работа с необходимой информацией

«учусь экологическому мышлению».

Основная школа Становление экосистемной познавательной модели, рефлексивно-оценочных умений, экологического стиля мышления. Устойчивое развитие. Экологическая безопасность. Ресурсосбережение. Нерасточительное потребление. Предосторожность. Социальное партнерство. Самопознание и саморегуляция

«учусь управлять собой или моя экологическая культура».

Средняя школа Выбор профессии Экологическое право.

Право человека на благоприятную среду и обязанности по ее сохранению.

Подходы к экологизации образования:

— Естественнонаучный — обучение через знания по предметам: природоведение, география, биология,

— Натуралистический — изучение природы в природе; в основе его стремление преодолеть отрыв от природы, дать не только знание, но и углубить понимание природы.

— Этический — пропагандирует нормы поведения, наносящие наименьший ущерб природе (экономия воды, вторичное использование ресурсов).

— Этнический — стремление использовать опыт этносов, для которых свойственно бесконфликтное сосуществование с природой.

— Гуманистический — решение экологических проблем невозможно без мира во всем мире, соблюдения прав человека.

Занятия по основам экологических знаний, реализуя системно — деятельностный и культурно-исторический подходы, должны строиться с учетом основных принципов:

  • междисциплинарности экологического знания, которое базируются на комплексном подходе к развитию человека, общества, природы.
  • Педоцентрического принципа, который предполагает отбор наиболее актуальных знаний для учащихся разных типов образовательных учреждений, необходимых для индивидуального личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому ученику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
  • Культурологического принципа, направленного на воспитание ценностей в соответствии нормами и особенностями национальной культуры, с учётом традиций своего края.
  • Краеведческого принципа, связанного с изучением культурно-исторического наследия малой Родины.

План занятия по основам экологических знаний должен содержать конкретизацию задач, ценностей, содержания, планируемых результатов, а также форм воспитания и социализации обучающихся с учетом условий образовательного учреждения по формированию целостной образовательной среды и целостного пространства мировоззренческой направленности экологического образования и образования в интересах устойчивого развития, интегрированного в урочную, внеурочную, внеклассную и внешкольную деятельность.

Виды деятельности школы

по экологическому образованию и воспитанию

Урочная деятельность Внеурочная деятельность Внеклассная и внешкольная деятельность
1.Предметы Базисного учебного плана (БУП).

2.Предметы вариативной части БУП

(часть плана, формируемая участниками образователь-

ного процесса).

Эколого-ориентированные курсы и другие, построенные по типу модулей, и выбираются педагогами в различной комбинации

Экологические практикумы для учащихся разных классов путем сочетания учебных занятий в лабораторных условиях и в окружающей среде. Чаще всего по содержанию они ориентированы на изучение и оценку экологического состояния своей местности (школьный экологический мониторинг)

Экологическая исследовательская и проектная деятельность

Этнокалендарь (классные часы, праздники «День заповедников и национальных парков», «День Земли», «Всемирный день воды», «Всемирный день окружающей среды» и др.)

Встречи с представителями природоохранных структур. Озеленение класса, школьной территории

Объединения по интересам

Школьные экологические и природоохранные объединения,

кружки: «Юный эколог» «Экология в филологии», Школьный экологический театр

Общешкольные мероприятия

Конкурсы рисунков, плакатов «Берегите лес от пожара», «Защитим реки и озера», «Защити сосны и ели перед Новым годом» и т.д. Праздники «День птиц», «Урожая» «День Земли», «Праздник Леса» и другие

Выставки творческих работ

Внешкольные виды деятельности

Эколого-образовательные акции и движения, десанты

Проектирование и уход за ландшафтом

Практическое участие в природоохранных мероприятиях, в пропаганде идей здорового и безопасного образа жизни и Устойчивого развития

Экскурсии, прогулки, туристические походы и путешествия по родному краю, участие в природоохранительной деятельности (в школе и на пришкольном участке, экологических акциях, высадка растений, создание цветочных клумб, очистка доступных территорий от мусора, подкормка птиц и т. д.)

При разработке занятий по основам экологических знаний следует познакомиться с:

— Указами Президента Российской Федерации «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития»(1996), «О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию» (1996);

— Экологической доктриной Российской Федерации (2002);

Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (10.01.2002);

— Стратегией национальной безопасности Российской Федерации (2009);

— Концепцией общего экологического образования для устойчивого развития (2010);

Планирование работы по экологизации образовательного процесса осуществляется ежегодно, в течение учебного года планы корректируются и изменяются по мере необходимости.

  1. Участники Проекта .

Участниками Программы являются:

  • Учащиеся 1-4 классов, которые изучают экологию в рамках предмета «Окружающий мир», «Русский язык», «Литературное чтение». Ученики начальной школы являются членами детской общественной организации «Бригантина», основным направлением деятельности которой является экологическое направление. Руководит работой детской организации педагог организатор.
  • Учащиеся 5 класса изучают экологию в рамках элективного курса «Юный исследователь».
  • Учащиеся 5-11 классов изучают экологию в рамках предметов «Обществознание», «География», «Биология», Информатика.
  • Учащиеся 5-9 классов должны быть охвачены кружковой деятельности экологической направленности.
  • Учащиеся 10-11 класса охватываются производственной деятельностью экологической направленности.
  • Родители учащихся приобщаются к экологической культуре на родительских собраниях, через школьный пресс-центр, в рамках проведения совместных с родителями экологических акций.
  • Учителя-предметники школы, которые получают необходимую информацию о проблемах экологического образования и воспитания, повышают свою экологическую культуру посредством семинаров, педсоветов, методических совещаний.

Ожидаемые конечные результаты Проекта:

  • Повышение общей экологической культуры учащихся, учителей и родителей
  • Улучшение экологической ситуации вокруг школы и в микрайоне.
  • Превращение школы в районный центр экологического просвещения и воспитания.

Оценка результативности проекта

Показателями результативности проекта могут служить:

  • Количество и качество детских творческих, проектных и исследовательских работ
  • Участие школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
  • Динамика участия школьников в экологических олимпиадах и конкурсах
  • Практическая включенность детей в экологическую деятельность школы

Оценка результативности

  • Мониторинг (входящий, ежегодный и итоговый в течение года)
  • Рейтинговая система
  • Самооценка и рефлексия (отзывы детей, рефлексии)
  • Разные формы оценивания (метопредметные тестовые задания)

Цель: расширить область познаний окружающего природного мира нашей местности. Задачи: -Воспитывать экологическую культуру младших школьников; -Расширить область знаний об экологических проблемах родного края и привлекать к ним внимание подрастающего поколения. -Развивать умение работать с полученной информацией: обрабатывать, классифицировать и презентовать ее.


Вот экология - модное слово, Раньше природа не знала такого, Банки, бутылки в кусты не бросали, В реку отходы и нефть не сливали. Наша планета пока-что жива, Но без защиты погибнет она! Если ты хочешь, чтоб мир стал зеленым, Не вырубайте березы и клены!








Исследовательский фартук Леса Зеленограда- влияют на всю экосистему города Свойства леса: здоровье, отдых людей. Источник разнообразного сырья (ягоды, грибы, древесина) Влияние леса на все виды биосферы (люди, животные, растения) Виды лесов: хвойные, березняки, сосняки, осинники, ельники Функция леса: главный источник кислорода, он регулирует водный и почвенный баланс






Было стало Был живописный пруд, где любили отдыхать местные жители, на берегах которого вили гнёзда редкие птицы нашей местности(чибисы), теперь его нет, т.к. берега завалены мусором, его не чистят, пруд превратился в большую грязную лужу. Такая же история произошла и с речушкой в деревне Каменка.




Загадка Я в берете ярко-красном, В серой курточке атласной, Я деревьям всем приятель, А зовут меня все… жуков в день Куда подевались дятлы- санитары леса?


Опрос среди населения Мы проведи опрос 50-ти человек разного возраста. Вопрос был такой: Кто и когда видел и слышал дятлов в живой природе. Люди от 40 лет и старше хорошо знакомы с этой птицей, знают, как она выгляди. Люди от 27 до 40 лет реже встречались с ней и некоторые люди не встречали в лесу дятлов. Но самый низкий процент опрошенных был у учащихся начальной школы, больше половины детей ни когда не видели и не слышали стука дятлов. Численность дятлов уменьшилась и это тоже повлияло на распространение жуков- вредителей.


Мы видим, что птицы уже не могут полностью справиться с этой проблемой. Поэтому на помощь природе приходит человек. Только вырубка больных деревьев может остановить массовое распространение этих жуков. Мы узнали, что в этом году вырублено 6500 деревьев, а посажено 4500, из которых многие саженцы не прижились. Значит: вырубают деревьев больше чем сажают.



17 Выводы: 1. Научились собирать, классифицировать и анализировать полученную информацию, а также презентовать продукт своего труда. 2. В результате нашей работы мы пришли к пониманию того, что ничего в природе не бывает лишним и все взаимосвязано; 3. Мы хотим привлечь как можно больше людей к решению экологических проблем нашего района;

Экологическое образование и воспитание - чрезвычайно актуальная проблема современности. Ведь небрежное и даже жестокое отношение к природе всегда начинается с недостатка экологического образования и воспитания. Познавательные, исследовательские и творческие проекты, представленные в этом разделе, призваны восполнить эти пробелы, научить любить и понимать природу, сформировать у детей основы экологической культуры.

Тематика проектов разнообразна: от изучения ярких представителей флоры и фауны до самостоятельного выращивания растений и планомерного наблюдения за их ростом. Воспитываем в детях добрые чувства, любознательность, эстетическое восприятие, связанные с красотой природы; умение реализовать свои впечатления в трудовой деятельности.

Экологические проекты - комплексный подход к воспитанию культурных в экологическом отношении людей.

Содержится в разделах:
Включает в себя разделы:

Показаны публикации 1-10 из 2911 .
Все разделы | Проекты по экологии

Проект по экологическому воспитанию «Земля - Наш общий дом» для детей средне-старшего дошкольного возраста с ОНР РАЗРАБОТАЛИ : воспитатель – Макарова И.В, учитель-логопед – Смирнова С.Н. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА : В настоящее время губительное воздействие человеческой деятельности на природу приобрело поистине катастрофические масштабы. Причина в деятельности человека в природе. Часто...

Социально-экологический проект для детей старшей группы «Тропинки доброты» Социально-экологический проект для детей старшей группы (5–6 лет) «Тропинки доброты» https ://kuznecova-hh-egords6.edumsko.ru/folders/post/1819437 Берегите землю! Берегите землю. Берегите Жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинках солнечные блики. На...

Проекты по экологии - Экологический проект «Вот она какая, белая береза»

Публикация «Экологический проект «Вот она какая, белая...» Введение. Актуальность проблемы. Воспитание экологически грамотного человека одна из актуальных проблем нашего времени. Если мы не научим детей любить и беречь природу, во что может превратиться наш город, наша страна, наша планета. Осознание ценности растений (в данном случае...

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Проект по экологии «Сохраним природу» для детей старшей группы ПРОЕКТ «Сохраним природу» «Если бы каждый человек на клочке земли своей сделал все, что он может, как прекрасна была бы Земля наша» А.П. Чехов Актуальность выбранной темы несомненна: экологическая грамотность сегодня является необходимым условием сохранения окружающей среды и...


Конспект НОД по экспериментальной деятельности в средней группе «Берегите землю» (в рамках экологического проекта) Цель:Создание условий для экспериментальной деятельности детей;развитие познавательной деятельности детей. Задачи: Образовательные: 1. Познакомить детей со...

Проект по экологии «Невидимка нужен всем» Воспитатель: Полякова Л.А. Тип проекта: информационно-исследовательский. Длительность: 6 месяцев, ноябрь-апрель. Участники проекта: Воспитатели, родители, дети подготовительной группы (возраст 5-6 лет. Образовательная область: Познание....

Проекты по экологии - Экологический мини-проект в средней группе «Огород на участке»


Природа – это самая лучшая из книг, написанная на особом языке, этот язык надо изучать. (Н. Г. Гарин-Михайловский) Наблюдая за явлениями и объектами природы, ребенок обогащает свой чувственный опыт, на котором и основывается его дальнейшее творчество. Чем глубже ребенок познает...

Глядя на некоторые модели стиральных машин, настенных кондиционеров, пылесосов, системных блоков для ПК и многих других устройств, можно смело утверждать, что будущее уже наступило.

Эксперты считают, что к 2050 году количество пластика в океанах превысит количество рыб. Из-за грозящих миру катастроф стремительно возрастает роль экологических проектов и стартапов.

Инвестиции от 1 000 000 руб.

Франшиза ультрасовременных парикмахерских «Стрижка-SHOP». Любая стрижка 250 рублей! Открой свою парикмахерскую с уникальной концепцией и доходом от 150 000 рублей в месяц!

Бизнес-идея №6044

Сервис Doctella позволяет медицинским учреждениям быстро создавать свои мобильные приложения с помощью готовых шаблонов, подобранных специально для сферы здравоохранения.

Бизнес-идея №6043

В китайском городе Гуйян работает чайный магазин, на работу в котором трудоустраивают только глухих сотрудников. Проблем со слухом не имеет лишь один кассир.

Стартап Crowbar из Голландии нашел оригинальный способ сбора окурков. Обязанности решили возложить на ворон, которые выбрасывают их в автоматы в обмен на еду.

Дизайнерский коллектив Supercyclers подает пример того, как нужно действовать во времена стремительного расширения мусорных островов в мировом океане: перерабатывать пластмассу в стильную...

Инвестиции от 1 890 000 руб.

"FORWARD" - франшиза настоящих патриотов! Российский спортивный бренд №1! 12 лет успешного бизнеса. Более 65 магазинов по всей России.

Ульи Local Bee Hive - это искусственно созданные пчелиные ульи, созданные для процветания пчел в городских условиях, которые придутся по душе пчеловодам-любителям, не имеющим воз...

Креативщики из Y&R Russia создали винные бутылки с комиксом, который иллюстрирует последствия безответственного употребления алкоголя. Креативщи...

Во многих уголках планеты стали активно появляться прачечные для бездомных. Теперь опыт австралийских и американских волонтеров решили повторить и в Санкт-Петербурге. ...

Индийская компания EnviGreen разработала пакеты из биоразлагаемого пластика. Создатели уверяют, что материал на 100% органичен и даже если съесть пакет, он полностью переварится, не причин...

Инвестиции от 900 000 руб.

Откройте флоат-студию по франшизе Grand Float: 35 партнеров по России; 1,2 млн руб. инвестиций; 200 000 руб./мес. прибыли; окупаемость уже через 11 месяцев

Дизайнер Дэвид Давод разработал проект дрона-трансформера Linnaeus, который позволяет следить за состоянием растений и деревьев с земли и с воздуха. Дизайнер Дэвид Да...

Власти китайского Шэньчжэня планируют превратить старое городское шоссе в мультимодальную транспортную систему, предназначенную для передвижения транспортных средств будущего....

Дизайнер Ши Дянь Чан и Син Сиэнг Лин придумали мобильное заграждение для дорожных рабочих, позволяющее уменьшать шум от работы отбойного молотка, переправляя звуковые волны наверх....

Студия Duffy London разработала микроприюты для ликвидации последствий стихийных бедствий. Внутрь умещается два взрослых человека, а собрать укрытие можно с помощью отвертки. ...

Инвестиции от 180 000 руб.

Оборудование для соляных комнат под ключ от производителя (компания "Аэромед")

Мобильный комплект для соляной пещеры на базе аппарата «ГалоВита» с набором аксессуаров. Идеально подходит для проведения сеансов галогигиены на территории ваших клиентов.

Новый российский бренд одежды представил линейку экологических толстовок. Все изделия сшиты из ткани, состоящей из переработанных пластиковых бутылок. Новый российски...

Какую выгоду можно извлечь из старых автомобильных покрышек кроме создания лебедей и клумб? Африканские умельцы изготавливают из б/у шин еще и обувь, которая продается местному населению и...

Корейская компания Enomad разработала портативное устройство, которое способно вырабатывать электроэнергию для зарядки гаджетов с помощью проточной воды. Габариты «гидроэлектростанции...

Компания Fiddler предлагает американцам сэкономить 50% на счетах за электроэнергию и на половину сократить свой «углеродный след» с помощью ветра. Американская...

Инвестиции от 500 000 руб.

Цель франшизы Иван чайного бизнеса - помощь в развитии Иван чайной отрасли, и создание экономики для людей живущих на Земле.

Подростковая проектная деятельность – это такая деятельность, в основе которой лежит активизация творческой, познавательной и практической составляющих, в результате которой школьник производит продукт, обладающий субъективной (иногда объективной) новизной.

Изменение социальной позиции подростка, его стремление занять определенное место в жизни находят отражение в резко повышенной потребности оценить самого себя как полезного для общества.

Любая деятельность человека состоит из следующих элементов: потребность, мотив, цель, задачи, действия, операции.

Деятельность учащихся можно рассматривать в 2 этапа: трудовую и учебную. На трудовом этапе происходит становление деятельности, а на втором – приобретённые знания, умения и навыки выступают средством выполнения деятельности, а также учащиеся здесь получают новые знания.

В процессе выполнения творческих проектов – целенаправленная проектная деятельность имеет прямым и главным результатом изменение самого субъекта.

Современный этап развития образования в нашей стране можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно ориентированному подходу, отражающему концепцию гуманистической педагогики, культуросообразному типу обучения.

Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования у детей критического мышления, их умения работать с информацией.

Поворот к новому подходу в обучении связан с изменившимся общественно-экономическими условиями и с новыми задачами в системе образования. Современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его мышления, чувства ответственности. Ученик становится центральной фигурой, а его деятельность приобретает активный, познавательный характер.

Переход на другой метод в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий. Использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения. Именно поэтому я обратилась к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, который является сегодня достаточно современным.

Вот уже несколько лет я применяю творческие проекты во внеклассной деятельности с учащимися по вопросам экологии. Учитываю общеизвестные принципы экологического образования: междисциплинарность, интегративность, непрерывность, краеведческий подход к изучению и решению экологических проблем, единство интеллектуального восприятия окружающей среды.

При проведении занятий использую различные формы экологического обучения:

  1. Решение проблем – постановка перед детьми реальных жизненных ситуаций для последующего их разрешения.
  2. Моделирование – введение ученика в ситуации реального опыта.
  3. Экспертиза – изучение части материала, исследование.
  4. Мониторинг – наблюдение за живыми объектами.
  5. Работа с научно-популярной литературой.
  6. Практическая работа – использование знаний, умений и навыков учащимися для разработки собственного проекта.

Именно работа над проектами является основной формой организации экологически ориентированной деятельности школьников на внеклассных занятиях по экологии.

В ходе выполнения проектов ученик сам учится формулировать проблему, выдвигать и обосновывать причины ее возникновения, разрабатывать и проводить эксперимент, делать выводы и предложения по решению того или иного вопроса. Моя роль как учителя строится на принципах сотрудничества и включает: консультирование учащихся (групп) на всех этапах проектов; привлечение родителей, общественных организаций (больница, метеостанция, ООО «Северный», администрация села) к проектной деятельности детей; участие в организации презентации и общественной экспертизы результатов проектной деятельности детей.

На вводных занятиях кружка я знакомлю учащихся с понятием «проект», с технологией проектирования, обсуждаем алгоритм проектирования.

Творческое проектирование осуществляется в процессе коллективной творческой деятельности. Учащиеся, работая в малых группах, анализируют литературу, выявляют проблемы, противоречия и предлагают решения на уровне гипотезы. Распределение ролей между членами малой группы обеспечивает слаженную работу и хороший конечный результат, так как, во-первых, каждый учащийся отвечает за определенную часть и всю работу в целом; во-вторых, материал при обсуждении рассматривается под разным углом зрения; в-третьих, члены малой группы учатся деловому общению, взаимодействию.

Тему проектов учащиеся выбирают сами, исходя из тех проблем, на их взгляд наиболее актуальных, требуют немедленного решения. Вот несколько тем проектов, которые предложили для решения сами учащиеся:

  1. «Село без свалок».
  2. «Здоровье человека и окружающая среда».
  3. «Озеленение села».
  4. «Урожай растим мы сами».

В качестве примера приведу проект «Село без свалок», реализованный учащимися 6-8 классов, посещающих внеклассные занятия в течение одного учебного года.

Работа начинается с обсуждения алгоритма проектирования.

Алгоритм проектирования:

– актуальность проекта, постановка цели, задач;
– анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;
– создание новой системы, свободной от проблем исходной системы;
– оценка проекта (практическая проверка);
– последствие – устранение недостатков в проекте, оформление.

Актуальность, постановка цели, задач.

Актуальность. На территории нашего села ежегодно появляются новые свалки, кучи мусора, состоящие из бытовых отходов, которые негативно влияют на окружающую среду. Мусор выбрасывают местные жители и в ближайший от села лес, где когда-то были прекрасные ягодные и грибные места, текут лесные ручьи. Такие участки леса уже нельзя назвать естественной экосистемой. Бытовые отходы отрицательно влияют на состояние почв, воздуха, подземных и поверхностных вод, изменяются климатические условия (температура, влажность, что приводит к обострению экологической ситуации), животные все реже посещают такие участки леса. Привычные места отдыха превращаются в опасную зону и для человека. Человечество в процессе жизнедеятельности безусловно влияет на различные экологические системы. Примерами таких, чаще всего опасных, воздействий является осушение болот, вырубание лесов, уничтожение озонового слоя, поворот течения рек, сброс отходов в окружающую среду. Этим самым человек разрушает сложившиеся связи в устойчивой системе, что может привести к её дестабилизации, то есть к экологической катастрофе. Ниже мы рассмотрим одну из проблем влияния человека на окружающую среду – проблему бытовых отходов.

Цель: изучение влияния бытовых отходов на окружающую природу и жизнь человека.

  1. Показать разнообразие бытового и строительного мусора, встречающегося на сельских свалках; его влияние на окружающую среду.
  2. Определить проблемы утилизации мусора;
  3. Как решить проблему мусорных свалок в нашем селе
  4. Социологическое исследование населения;

Объект: загрязнения окружающей среды бытовым мусором

Предмет: мусорные («партизанские») свалки в селе

Проблема: увеличение количества мусора в окрестностях села Мутный Материк может привести в ухудшению здоровья и жизни населения и к отрицательному влиянию на окружающую природу.

Наша школа находится на окраине села. Рядом со школой начинается лес, который мы посещаем во время экскурсий, ходим в походы на лыжах, летом -за грибами и ягодами. И очень печально видеть, как то там, то здесь появляются «партизанские» свалки, хотя действует сельская санкционированная свалка, хорошо оборудованные дороги к ней позволяют вывозить мусор на любом виде транспорта.

На первом этапе нашего проекта всем было дано задание собрать как можно больше информации о мусорных свалках, их вредном воздействии на среду обитания всего живого. Активны были все, материала оказалось много, каждый подготовил небольшое выступление. Небольшие выдержки я приведу для примера:

««Армии самых страшных врагов» собираются в полной тишине, и никто не следит за их опасной силой. Эти места называются свалками, имя этих врагов– отходы. Отходы. Это всё то, что человек вываливает на планету в результате своей жизнедеятельности. Это выхлопные газы автомобилей, промышленные и бытовые нечистоты, льющиеся в реки; дым и газы из труб.

Мы с детства привыкли, что чистота – залог здоровья! И нам трудно представить, во что превратились бы наши города, если бы мусор не вывозился ежедневно.

Ежегодно каждый человек в развитом государстве выбрасывает 10 кг мусора.

На каждого жителя Российского города ежегодно приходится 100–400 кг мусора.

Специалисты подсчитали, что если мусор не уничтожать, то через 10–15 лет он покроет нашу планету слоем толщиной 5м. Только площадь в Москве = 40 га (ежегодно) под свалки, крупнейшая в мире городская свалка – в г.Нью-Йорке, круглосуточно 22 тыс.т мусора ежедневно.

Пример: Для разложения стеклянной бутылки, требуется 200 лет, бумага – 2-3 года, изделия из ткани – 2–3 года, деревянные изделия – несколько десятков лет, консервная банка – более 90 лет, полиэтиленовый пакет – более 200лет,пластмасса – 500 лет.

Но есть выход: создание заводов по переработке мусора. В Москве их 3.

Около Гамбурга – завод (сырьё– мусор из города) является электростанцией – даёт энергию и пар.

Во Франции среди жилых кварталов, мусоросжигательный завод – для экономии энергии и топлива.

Безвозвратно гибнут тысячи живых организмов, чья жизнь в сложном переплетении и соседстве друг с другом связана с жизнью лесов. А вместе с их уничтожением и гибнут их обитатели. За последние 300 лет по вине человека вымерло около 150 видов животных.

Статистика такова: в начале прошлого века исчезал один вид животных в год. Сейчас один вид исчезает ежедневно. В Европе под угрозой исчезновения 2/3 птиц, 1/3 бабочек, более половины земноводных и рептилий. Похожее положение с растениями. Потеря генетического фонда живой природы – потеря громадная, потеря навсегда».

Мы убедились, что биосфера серьёзно больна. Её поразило вмешательство человека– люди! Давно пора понять, что не природе нужна наша защита. Это нам необходимо её покровительство: чистый воздух – чтобы дышать, кристальная вода – чтобы пить, вся Природа – чтобы жить.

На следующем этапе учащиеся поделились как они могут решить данную проблему, какие использовать методы и подходы. Для эффективного изучения данной проблемы участники проекта разделились на группы: гидрологи – будут изучать состав воды (по готовым анализам из Санэпидем станции г.Усинска); социологи – проведут опрос населения и проанализируют состояние здоровья наших школьников по итогам ежегодных медосмотров, «паспортисты» – займутся паспортизацией свалок и проведут практическую работу «Бытовые отходы нашей семьи».

В каждой группе ребята равномерно распределили роли, каждый отвечал за свою часть работы.

Группа «паспортистов» подсчитали количество небольших мусорных свалок, размером 2–10 квадратных метров. В нашем селе и на окраине их 10. За селом, на заброшенном поле находится большая мусорная свалка, размером около 20 кв. метров, куда много лет население вывозили мусор. Через эту свалку протекал ручей, впадая в реку Печора, вся грязь попадала в реку. Ежегодно эту свалку чистили, но несознательные люди сваливали мусор около дороги. . Вода контактирует с мусором, а потом попадает в речку, в которой купаются, берут воду для домашних нужд, в том числе для питья.

Что бы определить состав мусора участники проекта посетили 8 из 10 свалок и заполнили «паспорт» на каждую (Приложение 3 )

Проведение паспортизации свалок позволило выяснить, что большую часть мусора составляют предметы из пластмассы (70%) , на втором месте стеклянные и жестяные предметы (25%), и на третьем месте деревянные и бумажные (5%).

Наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду – это рециркуляция (повторное использование) отходов.

В результате обсуждения ребята предложили наиболее эффективный путь борьбы с нарастающим количеством отходов, попадающих в окружающую среду – это рециркуляция (повторное использование) отходов. Красочно оформили плакат– листовку для школьного пресс-центра, где обнародовали итоги паспортизации свалок и как можно использовать мусор с пользой – часть отходов из пластмассы использовать для обустройства цветника, создать различные поделки, кормушки для птиц и т.д.; стеклотару по возможности сдать в приемный пункт; одежду в хорошем состоянии, которая уже не носится, отдать нуждающимся; книги, журналы сдать в библиотеку; старые игрушки отдать в детский сад.

Каждый участник проекта выполнил практическую работу «Бытовые отходы нашей семьи» (Приложение 1 ), результаты получились следующими: за неделю в каждой семье накапливается примерно от 5 до 10 кг отходов. На первом месте оказались пищевые отходы, на втором пластмасса, на третьем стекло.

Гидрологи сравнили анализы питьевой воды за 4 года и выяснили, что исследованные пробы воды не соответствуют СанПИНу. Окисляемость воды превышает норму в 2 раза, показатели азота превышают норму тоже в 2 раза (3,07 мг/л), железо превышает в 5 раз (1,56 мг/л). Некачественная вода – это показатель экологического неблагополучия, свалки вблизи колонок, колодцев, ручьев оказывают отрицательное влияние на состав воды – это отражается и на здоровье населения. Данные медосмотров школьников за 3 года подтверждает, что больных детей становиться больше. Так например, детей с кожными заболеваниями увеличилось в двое, с желудочно-кишечными заболеваниями выросло в три раза, больных с органами дыхания увеличилось на 6 человек.

На 3 этапе проекта все проведенные исследования мы совместно обсудили, дополнили выводами предложениями. После обсуждений мы выбрали из большого количества предложений, наиболее приемлемые и выдвинули пути решения:

Пути решения проблем мусорного загрязнения:

  1. Выбор оптимального места для полигона по утилизации бытовых отходов (общая свалка должна находится за пределами села, не в водоносной зоне).
  2. Ликвидация мусора на несанкционированных свалках в пределах села и его окрестностях (силами молодежи и подростков)
  3. Контроль со стороны Администрации села за процессом вывоза мусора населением в установленное место.
  4. Установка штрафов за нарушения.
  5. Установить контейнеров или прицепов под мусор и регулярный его вывоз.
  6. Вывесить плакаты с природоохранной темой в лесу, в местах возможного появления свалок (силами школьников).

С целью пропаганды экологических знаний для учащихся 5–6 классов была проведена экологическая игра «Экодром» (Приложение 4 ).

На 4 этапе учащиеся окончательно оформили свои результаты проектных исследований в виде презентации, с которой успешно выступили на школьной практической конференции. (Приложение 5 ).

Заключение

В ходе выполнения проектной деятельности учащиеся испытывали трудности при оценивании проекта, поэтому мы приглашаем на такие обсуждения специалистов разных областей, например медработника участковой больницы, санфельшера, управляющего лесхозом и др., учителей-предметников, просим их проконсультировать по тем или иным вопросам.

Тем не менее, проектная форма всегда вызывает у детей интерес, потому что благодаря такой деятельности они могут проявить свою самостоятельность и потребность в самореализации. Они никогда не останутся равнодушными к проблемам окружающих их людей, природы.

Условия жизни и цивилизованные изменения формируют у современных подростков потребности, установки, ожидания и интересы. В ходе проектной деятельности они получают определенный опыт и навыки работы, которые им пригодятся на реальных рабочих местах.

Итоги проектной деятельности учащихся я широко применяю на уроках географии и биологии.

Паспортизация свалок

Акция «Зеленый лес»

Вторая жизнь бытовых отходов (кормушки для птиц)

Литература:

  1. Безрукова В.С
. Проективная педагогика. – Екатеринбург.: Деловая книга, 1996. – 344 с.
  • Загвязинский В.И., Поташник М.М
  • . Как учителю подготовить и провести эксперимент. – М.: Педагогическое сообщество России, 2004.
  • Дахин А.Н
  • . Эффективность педагогического моделирования.
  • Джонс Дж. К
  • . Методы проектирования. / Изд. Второе, дополнительное. Пер. с англ. Бурмистровой Т.П., Фриденберга И.В. Под редакцией д-ра психол. наук Венды В.Ф., канд. психол. наук Мунипова В.М. / – М.: Мир, 1986. – 326 с.
  • Журналы «Биология в школе», №3, 5, 6. 2007.
  • «Сельская школа», «Школьные технологии»2008-2010.
  • «Народное образование»№2 2005, №4 2005.
  • Просмотров