Чем занимался болконский старший у себя дома. Урок по литературе на тему: "Семейный уклад жизни Болконских". Отношение к дочери

Один из главных образов романа «Война и мир» великого русского гуманиста Льва Николаевича Толстого - Андрей Болконский - является примером аристократа, обладателя самых лучших черт, которые только могут быть свойственны человеку. Нравственные искания Андрея Болконского и его отношения с другими персонажами только служат явственным доказательством того, что автору удалось воплотить в этом силу воли и реалистичность.

Общие сведения

Будучи сыном князя Болконского, Андрей многое от него унаследовал. В романе «Война и мир» он противопоставляется Пьеру Безухову, который более романтичен, хотя и обладает сложным нравом. Младший Болконский, работающий с полководцем Кутузовым, резко негативно относится к вятскому обществу. В своей душе он таит романтические чувства к Наташе Ростовой, чья поэтичность покорила героя. Вся его жизнь - это путь исканий и попыток найти мировоззрение простого народа.

Появление

Впервые этот герой появляется на страницах романа «Война и мир» уже в самом начале, а именно на вечере Анны Павловны Шерер. Его поведение явно свидетельствует о том, его не то что не прельщает, а в самом прямом смысле отталкивает, и он не находит здесь ничего приятного. Он совершенно не старается скрыть, насколько разочарован в этих манерных, лживых речах, и называет всех посетителей подобных собраний «глупым обществом». Образ князя Андрея Болконского является отображением человека, который разочарован в лжеморали и которому претит манера фальшивости, царящая в высших кругах.

Князя не прельщает подобное общение, но намного сильнее он разочарован тем, что без светских бесед и поверхностных людей не может обойтись его супруга - Лиза. Он здесь только ради нее, ведь сам чувствует себя чужим на этом празднике жизни.

Пьер Безухов

Единственным человеком, которого Андрей может считать своим другом, близким ему по духу, является Пьер Безухов. Только с Пьером он может быть откровенен и без всяких ужимок признается ему, что такая жизнь не для него, что ему не хватает остроты, что он не может полностью самореализоваться, используя заложенный в нем неиссякаемый источник жажды настоящей жизни.

Образ Андрея Болконского - это облик героя, не желающего оставаться в тени за спинами своих сослуживцев. Он хочет совершать серьезные поступки и принимать важные решения. Хотя у него есть возможность остаться в Петербурге и стать флигель-адъютантом, он желает намного большего. В преддверии серьезных сражений он отправляется в самое сердце боевых действий. Такое решение становится для князя лечением его длительного недовольства собой и попыткой достичь в жизни чего-то большего.

Служба

В армии князь ведет себя не совсем так, как поступили бы многие, если бы оказались на его месте. Он даже не думает о том, чтобы сразу получить высокую должность, пользуясь своим аристократическим происхождением. Он преднамеренно хочет начать свою службу с самых низких должностей в армии Кутузова.

В своих стремлениях князь Андрей Болконский резко отличается не только от представителей высшего общества, оказавшихся на войне, но и от обычных служащих, которые во что бы то ни стало желают заполучить вожделенный высокий пост. Их основная цель - регалии и признание, независимо от того, насколько они окажутся полезными и насколько храбро поведут себя в бою.

Не чуждо тщеславие и Болконскому, но выражается оно совершенно иначе. Князь Андрей Болконский ощущает, что он в какой-то мере ответственный за судьбу России и народа. Особенно на него повлияли Ульмское поражение и появление генерала Мака. В этот период в душе героя происходят важные перемены, которые скажутся на всей его будущей жизни. Он почувствовал себя «в своей тарелке» и понял, что именно в армии может реализовать свой мощный потенциал. С его лица исчезла скука, по всему его виду стало понятно, что князь полон энергии, которую желает направить на достижение своих целей, то есть на защиту российского народа.

Князь становится честолюбивым, он желает совершить подвиг, чтобы его имя было запечатлено в истории на многие века. Кутузов доволен своим служащим и считает его одним из лучших офицеров.

Жизнь Андрея Болконского в армии кардинально отличается от того «пресного» существования в кругу светских дам, которое он вел ранее. Он готов совершать поступки и не медлит с этим. Честь и отвагу продемонстрировал герой уже во время Шенграбенского сражения, когда он храбро объезжает позиции, несмотря на непреклонный безостановочный огонь неприятеля. Во время этой битвы младшему Болконскому довелось стать свидетелем героизма, проявленного артиллеристами Кроме этого, князь показал свою смелость, став на защиту капитана.

Аустерлицкая битва

Признание, честь и вечная память - вот самые основные цели, которые являются приоритетными для того, чтобы полностью раскрыть образ Андрея Болконского. Краткое содержание событий Аустерлицкой битвы только поможет понять, насколько важной она стала для князя. Это сражение было переломным моментом в нравственных исканиях и попытке совершить подвиг для младшего Болконского.

Он надеялся, что во время этой битвы ему повезет проявить все свое мужество и стать героем. Ему действительно удалось совершить подвиг во время сражения: когда прапорщик, несший знамя, пал, князь его поднял и повел батальон в атаку.

Однако не удалось Андрею стать героем в полной мере, ведь именно во время Аустерилицкого сражения было убито множество солдат, и русская армия перенесла ужаснейшие траты. Здесь князь понял, что его желание заполучить мировую славу - лишь иллюзия. После такого падения планы честолюбивого князя претерпевают кардинальные изменения. Он больше не восторгается образом великого Наполеона Бонапарта, теперь этот гениальный полководец становится для него лишь простым солдафоном. Это сражение и навеянные им рассуждения являются совершенно новым и одним из важнейших этапов исканий толстовского героя.

Возврат к светскому обществу

Значительные перемены в мировоззрении князя происходят по возвращении его в куда его отправили после серьезного ранения, полученного на поле боя. Образ Андрея Болконского становится более прагматичным, особенно после того, как новые события трагического характера происходят в его жизни. Вскоре после его возвращения в родовых муках умирает его жена, давшая жизнь сыну Николеньке, который впоследствии станет продолжателем духовных исканий своего отца.

Андрею кажется, что он виновен в случившемся, что причиной смерти его жены служат его поступки. Это состояние, близкое к депрессии, вместе с душевным расстройством, появившимся после поражения в наводит князя на мысль о том, что ему стоит отказаться от своих притязаний на военную славу, а вместе с тем прекратить какую-либо общественную деятельность.

Возрождение

Приезд Пьера Безухова в имение Болконского вносит радикальные изменения в жизнь князя. Он занимает активную позицию и начинает совершать множество преобразований в своих владениях: крестьян он делает вольными, барщину меняет на оброк, выписывает бабку-родильницу и оплачивает жалование священника, обучающего крестьянских детей.

Все это приносит ему массу положительных эмоций и удовлетворение. Хотя он и совершал это все «для себя», ему удалось сделать намного больше, чем Пьеру.

Наташа Ростова

Образ Андрея Болконского невозможно полноценно проанализировать, не упомянув о Наташе. Знакомство с этой юной девушкой оставляет неизгладимый отпечаток в душе князя. Ее энергия, искренность и непосредственность позволяют Андрею вновь почувствовать вкус к жизни и принимать участие в социальной деятельности.

Он решил приняться за составление государственных законов и поступил на службу к некому Сперанскому. Вскоре он глубоко разочаровывается в полезности такой деятельности и понимает, что его окружает сплошная фальшь. Однако после возвращения он снова видит Наташу и оживляется. У героев вспыхивают чувства, которые, казалось бы, должны закончиться счастливым браком. Однако на их пути появляется множество препятствий, и все заканчивается разрывом.

Бородино

Разочаровавшись во всем и во всех, князь отправляется в армию. Он вновь увлечен военными делами, и все большее отвращение в нем вызывают аристократы, жаждущие лишь славы и наживы. Он уверен в своей победе, но, увы, Толстой приготовил своему герою другой конец. Во время сражения Андрей был смертельно ранен и вскоре скончался.

Перед смертью на князя снизошло понимание сути жизни. Лежа на смертном одре, он осознал, что путеводной звездой каждого человека должны быть любовь и милосердие к ближнему своему. Он готов простить Наташу, предавшую его, и поверил в безграничную мудрость Творца. Образ Андрея Болконского воплощает в себе все самое лучшее и чистое, что должно быть в душе человека. Пройдя сложный, но короткий он все-таки понял то, что многим не удастся постичь и за целую вечность.

Будущий великий князь родился в 1111 г. в «чудском захолустье», как тогда называли Ростовскую область, обособившуюся в отдельное княжество. Андрей Юрьевич получил хорошее по тем временам воспитание и образование. Долгорукий доверил сыну управлять Владимиром, маленьким пригородом Суздаля.

Андрей княжил во Владимире долгие годы. Первые упоминания о владимирском князе в летописях появились в 1146 г., то есть Андрею было уже 35 лет. В этот год Юрий Долгорукий с мечом в руке сражался за киевский престол со своим двоюродным братом великим князем Изяславом Мстиславичем (1097–1154). Андрей со своей дружиной тоже принимал участие в сражениях на стороне отца. В рассказе летописца об этих событиях как раз и было найдено описание характера князя Андрея.

Его боевая удаль была примером для дружины. Андрей всегда был в самой гуще битвы. Он мог не заметить сбитого с головы шлема и продолжать разить противника направо и налево. Летописец отмечает редкое умение князя усмирять после сражения свой воинственный пыл и сразу превращаться в осторожного и благоразумного политика.

Несмотря на то что Андрей был славным бойцом, он не любил войну. После каждого сражения князь торопился заключить мир с побежденным противником. В летописи есть строки, раскрывающие одну из черт его характера: «У него всегда все было в полном порядке и наготове, каждую минуту он был настороже и не терял голову в возникшем вдруг переполохе». Эту черту Андрей унаследовал от своего деда, Владимира Мономаха. Кроме того, он был таким же набожным, как дед.

В 1149 г. Юрий Долгорукий сел на киевский престол, но борьба с двоюродным братом еще не окончилась. Изяслав Мстиславич, вернувшись со своей дружиной, вынудил его оставить город. Долгорукий очень болезненно переживал поражение, Андрей же никогда не понимал отца.

Сам он не стремился княжить в Киеве. Андрею было досадно наблюдать за тем, как его многочисленная родня постоянно враждует друг с другом в то время, когда русские города грабят половцы, а многие княжества полностью разорены.

Только после кончины Изяслава Мстиславича Юрий Долгорукий вторично и ненадолго сел на киевский престол, а Андрея посадил княжить в Вышгороде. Но тот не выдержал и тайно от отца уехал в близкий его сердцу Суздальский край.

Из Вышгорода Андрею удалось вывезти во Владимир чудотворную икону Божией Матери. Впоследствии эта икона, названная Владимирской Божией Матерью, стала главной святыней Суздальской земли. С ней связаны многие народные предания. Князь Андрей построил для иконы один из самых красивых православных храмов – церковь Успения Богородицы.

Во Владимире по указу набожного Андрея были возведены также два монастыря (Воскресенский и Спасский), другие православные храмы, а также, по примеру Киева, – Золотые и Серебряные ворота. Строительство богатых церквей во Владимире придавало этому городу особый статус и возвышало его над другими городами.

Андрею удалось привлечь во Владимир расторопных и предприимчивых купцов, талантливых мастеров и ремесленников. Население быстро росло. Из маленького суздальского пригорода Владимир очень скоро превратился в крупный населенный город, достойный стать столицей государства.

Юрий Долгорукий умер в 1157 г. Андрея Боголюбского позвали на княжение суздальцы и ростовцы. Андрею не хотелось делить власть с вече и старшими боярами, поэтому он уступил киевский престол своему двоюродному брату Ростиславу Мстиславичу (?–1167), а сам остался во Владимире и начал искать пути к самодержавному правлению над Русской землей.

Андрей решил не давать уделов сыновьям, тем самым он старался укрепить Владимирское княжество. Чтобы обрести неограниченную власть над государством, Боголюбский просто изгнал в Византию младших братьев и племянников, лишив их права наследования.

Он расширял новую столицу Руси и даже попытался перевести во Владимир центр русского духовенства. Но константинопольский патриарх категорически отказался посвятить в митрополиты ставленника русского князя.

Андрей Боголюбский придавал большое значение укреплению христианской веры и борьбе с иноверцами. Так, в 1164 г. он со своим войском впервые предпринял поход в Булгарское царство, где проповедовалась магометанская вера. В результате были захвачены знамена булгар, а князь изгнан. После этого походы на булгар стали вестись постоянно, и Андрей Боголюбский верил, что в священной борьбе ему помогала чудотворная икона.

После смерти киевского князя Ростислава Андрей дал согласие на великое княжение своего племянника Мстислава Изяславича (?–1170). Но вскоре тот совершил политическую ошибку, направив князем в Новгород своего юного сына Романа. Андрей Боголюбский был взбешен – киевский князь попытался самоуправничать без его согласия! Это неповиновение оказалось на руку Боголюбскому, ему представилась уникальная возможность принизить значение великого киевского княжения и стать во главе всех русских князей.

Он сумел быстро собрать суздальское ополчение, к которому присоединились одиннадцать князей, недовольных правлением Мстислава Изяславича. Два дня сражалось объединенное войско под стенами древнего Киева. На третий день город был взят штурмом. Войско Боголюбского варварски ограбило и разрушило город. Беззащитных жителей убивали, позабыв, что они те же русские люди. «Были тогда в Киеве на всех людях стон и туга, скорбь неутешная и слезы непрестанные», – записал летописец.

После победы Андрей все же не поехал в Киев на княжение. Киевским князем стал его младший брат Глеб (?–1171). Андрей Боголюбский принял титул великого князя и остался во Владимире. Это событие летописцы относят к 1169 г.

После падения Киева Андрею Боголюбскому удалось собрать под своей рукой всю Русскую землю. Только Господин Великий Новгород не захотел подчиниться ему. Тогда князь решил сделать с Новгородом то же, что и с Киевом. Зимой 1170 г. войско Боголюбского подошло под новгородские стены, чтобы подавить бунт. Но новгородцы с безумной храбростью сражались за свой город, за священные уставы предков, нарушенные князем Андреем. Они бились так неистово, что войско великого князя отступило.

Боголюбский не простил новгородцам поражения своего войска и решил действовать по-другому. Спустя год после битвы он перекрыл подвоз хлеба в Новгород и таким образом заставил непокорных признать свою власть. Новгородцы изгнали князя Романа и пришли на поклон к Боголюбскому. В это время в Киеве скоропостижно скончался Глеб.

Много пересудов было об этой смерти. Андрей и это обстоятельство использовал для укрепления своей власти. Чтобы избавиться от смоленских князей Ростиславичей, Боголюбский открыто заявил, что Глеб был убит и они скрывают убийц его брата.

Андрей выгнал Ростиславичей из Киева, однако они не смирились и разбили наголову посланное против них войско. Победа не помогла Киеву вернуть былое величие, город стал переходить из рук в руки и в конце концов подчинился владимирскому князю.

Вся деятельность великого князя Андрея Боголюбского была попыткой изменить политический строй в Русском государстве. Он шаг за шагом продолжал идти к единовластию. Вслед за братьями и племянниками Андрей изгнал с Суздальской земли больших отцовых бояр. Ошибкой Боголюбского стало то, что вместо них он окружил себя невежественной дворней.

Великий князь был «набожен и нищелюбив, недоверчив и строг». «Такой умник во всех делах, – говорит о нем летописец, – такой доблестный, князь Андрей погубил свой смысл невоздержанием», то есть недостатком самообладания.

Боголюбский принял страшную смерть в своей новой резиденции под Владимиром – Боголюбове. В 1174 г. он пал жертвой заговора, в котором участвовали родственники его жены, Кучковичи. В летописи сохранилось описание этого рокового события. Безоружного Боголюбского кололи мечами и копьями в его же спальне двадцать заговорщиков. Но самое страшное началось после убийства князя. Тело Андрея выбросили на улицу, а его приближенные разграбили дворец. Волна грабежей и насилия перекинулась сперва на все Боголюбово, а затем и на Владимир.

По словам историка В. О. Ключевского, «никогда на Руси ни одна княжеская смерть не сопровождалась такими постыдными явлениями». Князя не отпевали и не хоронили целых пять дней, а во Владимире все это время продолжался разгул черни.

На шестой день один из священников взял чудотворную икону Владимирской Божией Матери и стал с молитвами ходить с ней по городу. В этот же день Боголюбского похоронили в построенной по его указу соборной церкви Успения Богородицы.

С трагической смертью Андрея Боголюбского народные предания связывают некоторые географические названия окрестностей Владимира и Боголюбова. В одной из легенд говорится, что позднее схватили Кучковичей люди великого князя Всеволода III Большое Гнездо (1154–1212). Преступникам надрезали пятки и насыпали в раны мелко насеченного конского волоса, затем их волоком тащили из Владимира до Плавучего озера. Их посадили в просмоленные короба, наглухо закрыли и бросили в озеро.

Далее в легенде говорится, что со дна озера часто доносятся стоны убийц князя Андрея, особенно громкие крики слышны в очередную годовщину преступления. Дурной славе озера способствовало то, что оно быстро заторфировалось, и часто люди принимали за короба огромные торфяные кочки, плавающие в воде.

Неподалеку от Плавучего озера есть еще одно – Поганое. Согласно преданию, в нем утопили жену Андрея Боголюбского – княгиню Улиту, возглавившую заговор против мужа. Ей привязали на шею жернов и бросили в воду.

Русская православная церковь причислила принявшего мученическую смерть великого князя к лику святых. Его мощи позднее были перенесены в специальный придел храма. Память св. Андрея Боголюбского отмечается 4 июля.

Невозможно с уверенностью сказать, было ли его стремление к самодержавию осознанным и ответственным, или же оно стало обыкновенным проявлением властолюбия и самодурства. Несомненно одно – именно при Андрее Боголюбском перестала существовать Киевская и начала свою историю Владимиро-Суздальская Русь.

Роль семьи Болконских в произведении

Важную роль играет в романе «Война и мир» семья Болконских. С ними неразрывно связаны основные проблемы произведения великого писателя. В тексте прослеживаются истории нескольких семей. Основное внимание уделяется Болконским, Ростовым и Курагиных. Симпатии автора на стороне Ростовых и Болконских. Между ними большая разница Отношения между Ростовыми чувственные и эмоциональные. Болконскими руководит разум и целесообразность. Но именно в этих семьях воспитываются любимые герои Льва Николаевича Толстого. Члены семьи Болконских являются яркими представителями людей «мира и света». Их судьбы тесно переплетаются с жизненными путями остальных персонажей произведения. Они принимают активное участие в развитии сюжетной линии повествования. Психологические проблемы, вопросы нравственности, морали, семейных устоев находят отражение в изображении этих персонажей.

Характеристика отношений

Болконские относятся к древнему княжескому роду и проживают в имении Лысые горы, расположившемся неподалёку от столицы. Каждый из членов семьи – личность неординарная, наделённая сильным характером и недюжинными способностями.

Глава семьи

Старый князь Николай Андреевич, его сын Андрей Николаевич и княжна Марья Николаевна – члены семьи Болконских в романе «Война и мир».

Во главе семьи стоит старый князь Болконский. Это человек с сильным характером и устоявшимся мировоззрением. Успешная карьера военного, почести и уважение остались для него в далёком прошлом. На страницах книги мы видим старого человека, устранившегося от военной службы и государственных дел, уединившегося в своём имении. Несмотря на удары судьбы, он полон сил и энергии. День старого человека расписан по минутам. В его распорядке находится место как умственному, так и физическому труду. Николай Андреевич составляет планы военных кампаний, работает в столярной мастерской, занимается обустройством имения. Он находится в здравом уме и хорошей физической форме, не признаёт праздности для себя и заставляет жить по его правилам всех домочадцев. Особенно тяжело приходится дочери, которая вынуждена изучать естественные науки и терпеть тяжёлый нрав отца.

Гордый и непреклонный характер старого князя доставляет окружающим много неприятностей, а неподкупность, честность и ум вызывают уважение.

Князь Андрей

С Андреем Болконским мы знакомимся в первой главе произведения. Он появляется среди гостей светского салона Анны Павловны Шерер и сразу привлекает всеобщее внимание. Молодой человек выделяется на общем фоне не только внешностью, но и своим поведением. Мы понимаем, что окружающие люди вызывают в нём раздражение и даже злость. Ему неприятны фальшивые маски, ложь, лицемерие и пустые разговоры светского общества. Искренняя добрая улыбка появляется на лице героя только при виде Пьера Безухова. Андрей Болконский молод, красив, образован, но неудовлетворён своим существованием на этой земле. Он не любит свою красивую жену, недоволен карьерой. На протяжении развития сюжетной линии образ героя открывается перед читателем во всей своей глубине.

В начале романа Андрей, человек, мечтающий стать похожим на Наполеона. Поэтому принимает решение оставить беременную жену, наскучивший образ жизни и отправляется на военную службу. Он мечтает о героических поступках, славе и всенародной любви. Высокое небо Аустерлица изменяет его мировоззрение и корректирует планы на жизнь. Он постоянно ищет себя. Подвиги и тяжёлые ранения, любовь и предательства, разочарования и победы наполняют жизнь одного из любимых героев Толстого. В итоге молодой князь находит истинный смысл жизни в служении Отечеству, защите своей Родины. Судьба героя трагична. Он умирает от тяжёлого ранения, так и не воплотив своей мечты в жизнь.

Княжна Марья

Сестра Андрея Болконского, княжна Марья – один из самых ярких и трогательных образов повествования. Живя рядом со своим отцом, она терпелива и покорна. Мысли о муже, своей семье и детях кажутся ей несбыточными мечтами. Марья непривлекательна: «некрасивое слабое тело и худое лицо», неуверенна в себе и одинока. Замечательными в её облике были только «большие, глубокие, лучистые» глаза: «Своё предназначение она видит в служении господу. Глубока вера даёт силы, является отдушиной в её непростой жизненной ситуации. «Я не желаю другой жизни, да и не могу желать, потому что не знаю другой жизни», ̶ говорит о себе героиня.

Робкая и мягкая княжна Марья ко всем одинаково добра, искренна и духовно богата. Ради близких людей девушка готова на жертвы и решительные поступки. В финале романа мы видим героиню счастливой женой Николая Ростова и заботливой матерью. Судьба вознаграждает её за преданность, любовь и терпение.

Фамильные черты

В романе «Война и мир» дом Болконских – образец истинно аристократических устоев. В отношениях царит сдержанность, хотя все члены семьи искренне любят друг друга. Спартанский образ существования не позволяет проявлять свои чувства и переживания, хныкать, жаловаться на жизнь. Строгие правила поведения никому не позволено нарушать.

Болконские в романе «Война и мир» олицетворяют лучшие черты уходящего в историю дворянского сословия. Некогда представители этого класса были основой государства, посвящали свою жизнь служению, Отечеству, как и представители этой благородной фамилии.

У каждого из рода Болконских свои неповторимые черты характера. Но есть в них нечто общее, что объединяет этих людей. Их отличает фамильная гордость, честность, патриотизм, благородство, высокий интеллектуальный уровень развития. Предательству, подлости, трусости нет места в душах этих героев. Характеристика семьи Болконских складывается постепенно на протяжении всего повествования.

Замысел классика

Проверяя прочность семейных уз, писатель проводит своих героев через ряд испытаний: любовью, войной и светской жизнью. Представители рода Болконских благополучно справляются с трудностями благодаря поддержке родных людей.

По замыслу великого писателя, главы, посвящённые описанию жизни семьи Болконских, играют огромную роль в идейном содержании романа «Война и мир». Они люди «света», достойные глубокого уважения. Изображение семейного уклада любимых героев помогает классику отобразить «мысль семейную», построить своё произведение в жанре семейной хроники.

Тест по произведению

«Андрей Болконский путь исканий» - Август 1809 года. Вечер в салоне А. П. Шерер. Художник В. Серов. Духовный кризис. Первый бал Наташи Ростовой. Возвращение после ранения. «Душенька моя…Бог милостив…». Знакомство на балу. Князь Николай Андреевич Болконский. Последние мгновения жизни и смерть Андрея Болконского. «...Да, смерть - пробуждение».

«Петя Ростов «Война и мир»» - Анализ эпизода. Толстый маленький мальчик. Война в жизни человека. Эпиграф к уроку. Приезд Пети Ростова. Образ Пети Ростова. Петя Ростов в разведке с Долоховым. Характер Пети Ростова. Гибель Пети Ростова. Значение образа. Смерть. Петя Ростов перед боем.

««Война и мир» книга» - «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Русский человек. До конца жизни своей не мог понимать он ни добра, ни красоты. Какую цель преследуют Кутузов и Наполеон, вступая в войну. Выражение сознания торжественности наступающей минуты. Бунт богучаровских крестьян. Сцена встречи Пьера с обозом.

«Андрей Болконский» - Семья Болконских в романе Толстого «Война и мир». Проблемные вопросы: Все герои произведений русской литературы. Болконская Лиза. Княжна Марья. Содержание: Семья Болконских. Н. растет умным, впечатлительным и нервным мальчиком. Отец княжны Марьи и князя Андрея. Воспитывался вначале в доме деда, затем княжной Марьей.

«Лев Толстой «Война и мир»» - Андрей Болконский. Значение славы. Шёнграбенский бой. Помещичье землевладение. Наполеон – кумир эпохи. Старый князь Болконский. Николай Ростов. Толстой Лев Николаевич. Речь Каратаева. Духовные искания Пьера Безухова. Время Отчественной войны. Семья Ростовых. Духовные искания. Сражение. Наполеон Буонапарте.

«Шенграбенское сражение» - На батарее Тушина. Князь Андрей. Что думает о войне Пьер. Война и мир. Тушин. Сцепление эпизодов. Николай Ростов. Сложное, мучительное чувство раздвоенности. Русские победили при Шенграбене. Обратимся к тексту. Итоги смотра. Расскажите о плане Кутузова. Известие о войне. Первая картина войны. Никто не приказывал Тушину, куда и чем стрелять.

Всего в теме 39 презентаций

В книге два родителя и два сына Болконских. В произведении речь идет и о старого князя Болконского, его взаимоотношениях с сыном, и о князя Андрея в роли отца. Только в теме стоит видеть не просто семейную проблематику, связанную в книге Толстого также и с образами Ростовых, Курагиних, сюжетом «Эпилог», но и особый библейский отсвет. Тема Бога Отца и Бога Сына с особой силой звучит в «эпилоге», в эпизоде клятвы Нико-маленькую. Но сначала остановимся на описании двух старших Болконских. Князь Николай Андреевич — человек, безусловно, незаурядная, один из тех, кто в XVIII веке строил мощную российскую государственность, приближенный Екатерины II, генерал-аншеф, занимавший видное положение именно благодаря талантам, а не стремлению сделать карьеру. Он один из тех, кто служил Родине и никогда не прислуживался, о чем говорит его отставка и даже высылку при Павле.

В его образе отразились черты знатного и богатого деда Толстого по матери, генерала Волконского, гордеца, атеиста, о котором существует легенда, что он попал в немилость, отказавшись жениться на любовнице Павла, за что и был сослан сначала в далекий северный Грумант, а затем в свое имение под Тулой. Болконский — старинный княжеский род, Рюриковичи, аристократы. Они по праву гордятся своим древним родом и заслугами перед Родиной. Высокое понятие о чести, гордость, независимость, благородство и остроту ума старый князь передал по наследству и своему сыну. Оба пренебрегают выскочек, карьеристов типа Курагина, хотя единственное исключение Болконский, видимо, делал для старого графа Безухова, принадлежащего, видимо, к новой знати, к фаворитам Екатерины (прототипом его известной мере был граф Безбородко. Титулы этих «новых людей» были, как и их богатство, не родовыми, а подаренными. Дружба с Пьером, сыном старого Безухова, досталась князю Андрею, видимо, тоже по наследству от дружбы его отца с отцом Пьера. Надо еще отметить, что оба Болконских — разносторонние, одаренные люди, которым близки идеи гуманизма и просветительства, гуманно относятся они и к своим крепостных, несмотря на внешнюю строгость и требовательность к себе и окружающим. Княжна Марья знала, что крестьяне ее отца были зажиточными, что нужды мужиков в первую очередь учитывались отцом, и это побуждает ее заботиться о крестьянах при отъезде из имения за нашествия врага. При сравнении князя Андрея и его отца, однако, забывают, что их характеры изображены в развитии. Князь Андрей, конечно, шагнул гораздо дальше Николая Андреевича, к которому имеет уважение и которым восхищается (недаром он просит отца при своем отъезде на войну не оставлять внука). Отец Болконский верил в прогресс и будущее величие Родины, которой служил всеми силами. Болконський-сын — главный идеологический герой Толстого — скептически относится к государству и власти вообще. Высокая идея служения Родине, вдохновляла его отца, трансформируется у князя Андрея в идею служения миру, единения всех людей, идею всеобщей любви и объединения человечества с природой. Старый князь живет в России, а его сын чувствует себя гражданином, даже лучше сказать — частью Вселенной. Он делает подвиг, но не подвиг патриота. Это подвижничество апостола, и недаром Толстой наделяет его апостольским именем — Андрей, но имя это — синоним слова Россия, ведь апостол Андрей — заместитель России, предсказал славянам, населявших эти земли, большое будущее. Россия должна дать миру пример любви и непротивления, открыть новую эпоху единения всех людей, продолжая завет Христа.

Христианство в было шагом вперед в духовном развитии человечества, потому что признавало всех людей братьями во Христе, сыновьями единого Бога, не выделяло какой избранный народ. В этом толстовский апостол Андрей проклинает войну, не разделяя войны на справедливые и завоевательные. Война — это убийство, по мнению героя Толстого, а убийство всегда (на любой войне) противно Богу и закону любви. Во имя этих идей и принимает мученическую смерть толстовский апостол Андрей со своим полком, не сделал ни единого выстрела, но выстоял. Надо сказать, что старый князь, сначала чуть что скептически относился к этим апостольским, подвижнический устремлений своих детей — сына, в котором он с тревогой находит нечто большее, чем беззаветное служение Родине, и христианки-дочери, — под конец жизни, пожалуй, склонен признать их правоту. Сначала отец весьма суров к князю Андрею и княгини Марьи, в которых, при всей их преданности отцу, чувствуется какая-то духовная самостоятельность. Отец издевается над религиозности княгини, в синие же он вообще с тревогой и внутренним неприятием находит какие-то непонятные для себя духовные ресурсы и стремления. Отец, например, одобряет стремление князя Андрея к славе, его отъезд на войну в 1805 году, но объясняет это желанием «Бонапарта завоевать. Привив своему сыну нравственную чистоту и серьезное отношение к семье, старик Болконский, однако, не примет во внимание его чувства к Наташе, всячески пытаясь помешать новому браку сына. Да и переживания князя Андрея по поводу непонимания со стороны Лизы отец проницательно замечает, и сразу утешает сына тем, что «они все такие». Одним словом, с точки зрения старого князя, любви нет, есть только строгое исполнение долга. Для старого Болконского в князе Андрее слишком много живой жизни, духовной утонченности, стремления к идеалу.

Дочь же Болконский-отец и вовсе не хочет выдавать замуж, не веря в возможность счастья в браке, считая также, что для продолжения фамилии достаточно одного внука — ребенка князя Андрея и Лизы. Однако перед смертью обычная жесткость старого князя в отношении детей исчезает. Он просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно — у сына. Княжна Марья еще будет счастлива, а о сыне старый князь говорит перед смертью пророческие слова: «Погибла Россия!». Может быть, он только сейчас понял, что сын его принес в мир идею более великую, чем патриотизм и служение родине. Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский — Николенька. В «эпилоге» ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик не много провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского (чем был горд старый князь, наверняка расстроился бы, узнай он о разочаровании князя Андрея в государственной деятельности) . Умирающий Болконский оставляет своему сыну то вроде древнего зашифрованного завещания о «птиц небесных». Он не произносит этих евангельских слов вслух, но Толстой говорит, что сын князя все понял, даже больше, чем мог бы понять взрослым, умудренным жизненным опытом. В качестве «птицы небесного», что в Евангелии является символом души, не имея «образа и формы», но составляя одну сущность — любовь, приходит, как и обещал князь Андрей, Николеньки уже после своей смерти. Мальчику снится Отец — любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву по велению Отца (Отец — слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).

Так

браке, считая также, что для продолжения фамилии достаточно одного внука — ребенка князя Андрея и Лизы. Однако перед смертью обычная жесткость старого князя в отношении детей исчезает. Он просит прощения за искалеченную жизнь у дочери и заочно — у сына. Княжна Марья еще будет счастлива, а о сыне старый князь говорит перед смертью пророческие слова: «Погибла Россия!». Может быть, он только сейчас понял, что сын его принес в мир идею более великую, чем патриотизм и служение родине. Продолжать идеи своего отца будет другой Николай Болконский — Николенька. В «эпилоге» ему 15 лет. Шести лет он остался без отца. Да и до шести лет мальчик не много провел времени с ним. В первое семилетие жизни Николеньки его отец участвовал в двух войнах, надолго задержался за границей из-за болезни, много сил отдал преобразовательной деятельности в комиссии Сперанского (чем был горд старый князь, наверняка расстроился бы, узнай он о разочаровании князя Андрея в государственной деятельности) . Умирающий Болконский оставляет своему сыну то вроде древнего зашифрованного завещания о «птиц небесных». Он не произносит этих евангельских слов вслух, но Толстой говорит, что сын князя все понял, даже больше, чем мог бы понять взрослым, умудренным жизненным опытом. В качестве «птицы небесного», что в Евангелии является символом души, не имея «образа и формы», но составляя одну сущность — любовь, приходит, как и обещал князь Андрей, Николеньки уже после своей смерти. Мальчику снится Отец — любовь к людям, и Николенька дает клятву принести себя в жертву по велению Отца (Отец — слово, написанное, разумеется, не случайно с большой буквы).

Так «Война и мир» завершается темой Отца и Сына, темой апостольского служения Богу, темой единения людей. Толстой не дает внятных контуров христианской идеи, потому что Андрей у него — апостол новой, толстовской религии. Это очень подробно показано в книге Б. Бермана «Тайный Толстой». Но главное — тема Отца и Сына очень важна для русской литературы («Отцы и дети»). В «Войне и мире» развернута не как тема блудного сына, а как тема божественного служения Бога Сына Богу Отцу.

Просмотров