Доклад: Дуальная система образования. Дуальное образование в германии

В Послании Федеральному собранию в декабре 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин поставил задачу: к 2020 году обеспечить обучение по 50-ти самым востребованным профессиям на основе мировых стандартов и на современном оборудовании.

На открытии заседания Российско-Германской рабочей группы по профессиональному образованию в рамках Деловой программы III Национального чемпионата профессионального мастерства по стандартам WorldSkills, которое состоялось 21 мая 2015 г., Наталия Золотарева, директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки Российской Федерации сказала: «В настоящее время разработан комплекс мер по развитию практико-ориентированного обучения, и все регионы, региональные торгово-промышленные палаты, ключевые российские предприятия приступили к его реализации».

Быстро развивающийся научный прогресс заставляет быстрее двигаться и экономические машины государства, и более инертные «помогающие части» - образование и юридическое обеспечение. Объективный вопрос остается неизменным: образование работает само на себя, на индивидуальное развитие личности молодого человека или в помощь экономике страны?

Ответ на этот вопрос меняется в зависимости от приоритетов в экономической политике государства. Если в начале XXI века главным было индивидуальное развитие личности каждого молодого человека, то сейчас доминирует необходимость экономики в квалифицированных кадрах для технологического обновления многих отраслей.

Решение кадровых вопросов является жизненно важным для реального сектора российской экономики. Этому уделяется большое значение в работе Агентства стратегических инициатив (АСИ). Екатерина Лошкарева, руководитель департамента мониторинга Национальной системы компетенций и квалификаций направления «Молодые профессионалы» АСИ, сообщила, что в настоящее время Агентством в сотрудничестве с профильными министерствами и объединениями работодателей обсуждается вопрос разработки регионального стандарта кадрового обеспечения экономического развития.

Инновативные преобразования российской экономики предусматривают создание максимально привлекательного климата для инвестиций – отечественных, а особенно зарубежных. Вопрос привлечения зарубежного капитала в экономику страны особенно остро стоит в период выхода из экономического кризиса.

Справка. По данным ИА REGNUM , рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России, составленный Агентством стратегических инициатив на июль 2015 года, возглавили следующие регионы: республика Татарстан, Калужская, Тульская, Белгородская, Тамбовская, Ульяновская, Костромская, Ростовская области, Краснодарский край, Чувашская республика, которые вошли в первую десятку рейтинга.

Но серьезнейший прорыв, по итогам первого года рейтинга, наблюдается в Москве, Санкт-Петербурге, Ленинградской и Владимирской области – регионах, имеющих рейтинг инвестиционной привлекательности 1А, что означает «высокий потенциал – минимальный риск». А кадровая составляющая является одним из ключевых критериев рейтинга инвестиционной привлекательности.

Наиболее привлекательными для инвесторов, по-прежнему, остаются сырьевой сектор, сфера промышленного производства и транспорт. В качестве драйверов будущего роста инвесторы также отмечают тяжелую промышленность, автомобилестроение, производство потребительских товаров и инфраструктуру.

При опросе германских экспертов, которые курируют инвестиции в российские предприятия, существует несколько причин, которые осложняют международные инвестиции. Одна из них - недостаточность квалифицированных кадров инженерного и среднего технического звена. Первое, на что смотрит инвестор - предложение на рынке труда и динамика этого предложения.

На некоторых предприятиях распространилась практика закрытия дефицита рабочих рук с помощью мигрантов. Выход из ситуации сомнительный: рабочие из-за рубежа редко обладают необходимой квалификацией, а у работодателей пропадает заинтересованность в улучшении технологического процесса и условий труда. Власти призывают бизнес не нанимать иностранцев, а активнее сотрудничать с местными учебными заведениями, развивать их материальную базу и активнее сотрудничать со студенческой молодежью.

Дуальное образование

В Европе разработана и успешно действует система «дуального образования», которая совмещает обучение теории в пределах образовательного учреждения и обучения на предприятии. Эта система отлична от привычной производственной практики, потому что она встроена в систему обучения: три дня в неделю - учеба в техникуме (практической академии) или вузе, два дня - на предприятии или наоборот. Германия является несомненным лидером в решении кадровых проблем в производстве, на государственном уровне эти задачи решаются уже на уровне профориентации школьников в средней ступени образования (в возрасте школьников 12-14 лет).

Нельзя сказать, чтобы эта тема для России была совсем новая. Так, например, медицинские вузы уже давно имеют учебные аудитории в клиниках, а клинические дисциплины преподаются прямо в больницах и госпиталях, не разделяя теорию и практику.

Участие предприятий в судьбе студентов (место для практики и создания дипломной работы, а далее вакантное место работы) тоже не революционное нечто, так работает целевое обучение, когда абитуриент сначала заключает договор с предприятием, а потом с любыми баллами поступает на техническую специальность и получает стипендию от предприятия и прочие преференции.

Уместно вспомнить советский период российского образования. Уже начиная с 1920 г., в России была сформирована сеть школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) для обеспечения рабочими кадрами возрождающейся промышленности и индустрии. Школы ФЗУ действовали при крупных предприятиях для подготовки квалифицированных рабочих и являлись основным типом профессионально-технической школы в СССР довоенной поры.

Не прекращаются споры о возврате в высшее образование института распределения и трехлетнего статуса «молодого специалиста», которые были характерны для образования советского времени.

Образование в России реформируется в соответствие с Болонской системой уже много лет, и многое достигнуто, но полезность усилий системы образования для экономического развития страны сомнительна – пополнение производственных предприятий молодыми квалифицированными кадрами остается проблематичным.

Сейчас, в период технологического преобразования и переоборудования производственных мощностей, на предприятиях на вес золота ценятся высококвалифицированные специалисты, которые могут работать на новейшем зарубежном оборудовании.

К сожалению, при трудоустройстве в первую очередь учитывается стаж. Не образование, а именно опыт практической работы, который у выпускника вуза нулевой. Вот и не могут устроиться многие выпускники по специальности.

Может быть, вопрос не в правильной профориентации и практико-ориентированном обучении, а в финансировании начинающего работника? Как известно, в первый год работы зарплата врачей в районных клиниках едва дотягивает до прожиточного уровня. У молодого инженера нагрузка по освоению нового оборудования и технологических процессов огромна, а зарплата совсем небольшая. Поэтому, видимо, мы и теряем армию выпускников, которые уходят «за рублем» в коммерческие структуры, а поработав года три по другой специальности, теряют те теоретические знания, что получили в университетах, и хотели бы, но уже не могут вернуться в профессию. Да и технологии за три года так сильно изменяются, что не догнать…

Российско-германский эксперимент

В настоящее время система дуального обучения является основной системой подготовки кадров в 60-ти странах, в том числе, в Германии, Австрии, Сербии, Словении, Македонии, Черногории, Швейцарии, в Нидерландах, Дании, Франции и некоторых странах Азии.

О запуске в России программ дуального образования в 2014 году договорились Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Российско-Германская внешнеторговая палата (РГВП). Это поможет создать оптимальную модель подготовки кадров по техническим специальностям, уверены инициаторы проекта.

Эксперимент, в котором участвуют 12 российских регионов, 106 учебных заведений и 114 предприятий, успешно реализуется в поле среднего профессионального образования и должен быть завершен к 2016 году.

Директор Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и дополнительного профессионального образования Министерства образования и науки РФ Наталия Золотарева отметила: «Это не означает, что завершится наша деятельность по внедрению элементов дуального обучения в Российской Федерации. Разработанный Департаментом комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 - 2020 годы, в качестве одного из направлений работы определяет последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения. Методические рекомендации 2015 года – это только отправная точка дальнейшей работы. Интерес к дуальной системе в российских регионах велик, и мы будем продолжать работу в рамках других инициатив. В частности, при модернизации региональных программ развития профессионального образования».

«Точное копирование германской системы не получится, – считает председатель правления Российско-Германской внешней торговой палаты Михаэль Хармс, - разные традиции и культура, но основные принципы построения системы можно взять за основу».

На практике и в Германии это осуществляется так: на солидной фирме предлагается два-три места для дуального обучения, на эти места фирма получает до трехсот резюме-запросов, (конкуренция, как видите, огромная - больше, чем в самых престижных российских вузах). Претендент должен иметь высокие оценки по выпускным экзаменам, приветствуется свободное владение несколькими языками. Фирма полностью оплачивает обучение и платит стипендию прошедшему отбор кандидату во время учебы.

Учась дуально, претендент сразу получает и среднее профессиональное образование, а затем высшее образование, обучаясь на производстве.

Длительность дуального обучения составляет три года. По завершении учебы студенты получают диплом бакалавра. Студенты-дуальщики учатся шесть дней: три рабочих дня они работают на фирме, два рабочих дня и субботу – учатся в вузе. В конце обучения они имеют великолепные шансы сразу получить рабочее место, что в странах Европы, которая хорошо знакома с безработицей, очень важно. Выпускников берут на данное предприятие, но строго в тот отдел, где они обучались. Инженер вряд ли попадет в экономический отдел предприятия. Так что речи о трех-четырех различных карьерах на протяжении жизни не идет. Универсальность такого обучения относительна. Но эта система не предусматривает варианты: «а вдруг я передумаю» или «вдруг я решу, что это не мое», тем не менее, работает эффективно.

Какая модель лучше

В мире существует несколько моделей дуального образования, и какая из них больше подходит российскому образованию – вопрос дискуссионный. Коллектив авторов во главе с Газалиевым А.М., в своей статье «Дуальное обучение на базе корпоративного университета («Высшее образование», N 4, 2015), выделяет как наиболее перспективную форму реализации дуального высшего технического образования, модель на основе корпоративного консорциума. В основе этого метода лежит распределенный учебный процесс: теоретическое обучение на основе интернет-технологий, который следует проводить в вечерней форме параллельно с получением практических навыков и умений на производстве днем. Такой подход позволяет сократить время обучения инженерного работника, разработан он в Карагандинском государственном Техническом университете, на базе которого создан инновационно-образовательный консорциум, объединяющий университет и 55 крупных промышленных предприятий.

Предложенная образовательная технология в качестве одного из возможных вариантов реализации дуального обучения, сочетает изучение теории с ее практическим применением на производстве. Возможность получения полноценного технического образования без увеличения сроков обучения имеет много плюсов, но есть в ней и свои минусы. Во-первых, это потребует изменения нормативных документов в сфере высшего образования. А во-вторых, такая программа рассчитана на супермотивированных студентов с высоким самосознанием, которые уже со школьной скамейки мечтают попасть на завод и в ускоренные сроки.

Техническое образование и в нормальном режиме очень сложно - одна высшая математика и сопромат чего стоят, а грызть эти дисциплины вечером после рабочего дня, даже при возможности использовать виртуальные лабораторно-практические комплексы столичных университетов, мало кто из студентов сможет или захочет, имея в перспективе очень скромную зарплату в первые годы работы. Вероятно, оценить объективно предложенный метод можно лишь при получении первого выпуска «ускоренных инженеров».

Санкт-Петербург – один из наиболее привлекательных для зарубежных инвесторов регион, экономика которого успешно «кластеризуется», то есть формируются объединения производственных предприятий, научных и образовательных учреждений, но не вокруг университета, как инновационно-образовательный консорциум в Карагандинской области, а вокруг определяющей экономику региона отрасли.

Будет ли внедряться дуальное образование в инженерно- технических вузах Санкт-Петербурга? Если будет, то в какой форме? Какие изменения законодательства в образовании это повлечет? Будет ли это востребовано абитуриентами?

Эти вопросы, несомненно, требуют активной дискуссии представителей образовательных учреждений, промышленных предприятий, представителей Правительства региона, а также экономических и юридических экспертов.

Елена Загальская

При котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте.
Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на конкретное количество специалистов, работодатели принимают участие в составлении учебной программы . Студенты проходят практику на предприятии без отрыва от учебы.
В дуальной системе обучения усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального симуляционного оборудования. Важнейший компонент - наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников .

Зарубежный опыт

Родоначальником системы дуального образования считается Германия . Опыт этой страны служит образцом для всего Европейского Союза . Немецкая система профессионального образования отличается развитым институтом наставничества, практикоориентированным обучением и активным участием бизнеса в подготовке кадров. Дуальное обучение в Германии введено в строгие законодательные рамки и осуществляется с помощью торгово-промышленных и ремесленных палат.

Российский опыт

Ярким примером дуального образования является система, заложенная в при его создании: с третьего-четвертого курса студенты привлекаются к исследовательской работе в научных организациях. Система хорошо зарекомендовала себя и позже была распространена на Новосибирский государственный университет .

Региональные проекты, направленные на развитие дуального образования

Некоторые регионы России уже начали реализовывать проекты, направленные на развитие системы дуального образования, до появления федеральной инициативы.
Одним из регионов-первопроходцев стала Калужская область . В частности, Калужский колледж информационных технологий и управления готовит специалистов вместе с немецкой компанией Volkswagen с 2010 года. Первые два года ученики изучают общеобразовательные дисциплины, в следующие два года теоретическая подготовка комбинируется с практикой на автозаводе.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В РФ

Что понимается под дуальным образованием?

«Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы», утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р, предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико-ориентированной (дуальной) модели обучения».

Существенные характеристики практико-ориентированного образования, отличающие его от всех других типов образования:

  • источник целеполагания - запрос экономической сферы (которая рассматривается как ядро «социальной практики», понимаемой в широком смысле) в квалифицированных кадрах определенного уровня и профиля квалификации;
  • развитые механизмы социального партнерства (включенность в деятельность профессиональных образовательных организаций представителей экономической сферы - непосредственных заказчиков, потребителей и благополучателей результатов практико-ориентированного образования);
  • первичность в образовательном процессе практических форм обучения, ориентированных, прежде всего на формирование конкретных, стандартных и стандартизируемых навыков и умений (в рамках реализации заданных профессиональных функций);
  • преимущественное использование в педагогическом процессе стандартных и технологичных форм, методик, методов и средств обучения.

Различают «узкий» и «широкий» смыслы понятия «дуальное образование (обучение)», сложившиеся в Российской Федерации.

В узком смысле, дуальное обучение - это форма организации и реализации образовательного процесса, которая подразумевает теоретическое обучение в образовательной организации, а практическое - в организации работодателя.

Дуальное обучение в узком смысле практически совпадает с формой организации практики на рабочем месте в рамках образовательной программы. Эта форма, как правило, подразумевает взаимодействие профессиональной образовательной организации с организацией работодателя и не ведет к изменениям системы профессионального образования на уровне всего субъекта Российской Федерации.

В широком смысле, дуальное образование - это инфраструктурная региональная модель, обеспечивающая взаимодействие систем: прогнозирования потребностей в кадрах, профессионального самоопределения, профессионального образования, оценки профессиональной квалификации, подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, включая наставников на производстве. Регулируются взаимоотношения сторон гибкой консенсусной, коллегиальной системой управления. Каждая система влияет на развитие другой и одна без другой не может существовать.

Именно целостностью и одновременно распределенностью функций участников обеспечивается эффективность дуальной модели обучения (образования).

Разработка (обновление) основной профессиональной образовательной программы должно осуществляться совместно представителями организаций-работодателей и профессиональных образовательных организаций. Разработка или обновление требует создания отдельных рабочих групп, тесно взаимодействующих друг с другом.

Важно соблюдать последовательность шагов алгоритма: от определения результатов освоения образовательной программы к процедурам оценивания и оценочным средствам, только потом - к формированию собственно содержания и структуры программы. Понимание целей (результатов) и способов их проверки дает возможность выстроить программу самым оптимальным способом. При этом формирование структуры программы (состав профессиональных модулей, учебных дисциплин) и ее содержания проводится по принципу «от обратного»: сначала определяются виды работ (практик), входящих в состав модулей, затем состав и содержание МДК по модулям, а затем уже состав и содержание дисциплин. Содержание профессионального модуля должно обеспечивать принцип синхронизации теории и практики, а содержание учебных дисциплин должно «поддерживать», подготавливать освоение модулей. В процессе формирования содержания программ профессиональных модулей и дисциплин происходит перераспределение учебного материала: все специальное, профессионально значимое входит в состав модулей, общепрофессиональные вопросы освещаются в содержании дисциплин. Важно понимать, что все содержание программы должно быть направлено на достижение целей обучения - освоения профессиональных и общих компетенций, определяющих квалификацию выпускников.

Соблюдение алгоритма дает возможность в процессе разработки образовательной программы совместной рабочей группе обсудить условия реализации программы, распределить зоны ответственности за реализацию отдельных элементов программы, что ведет к обоснованному целесообразному построению учебного плана и календарного учебного графика.

Приоритетное значение в построении основной профессиональной образовательной программы с использованием элементов дуальной формы обучения имеет достижение выпускниками квалификации, необходимой работодателю. Это цель сетевого взаимодействия сторон, для обеспечения которой с учетом особенностей производства определяется, какие необходимы педагогические кадры (включая работников предприятий), оборудование, инфраструктура для проведения практик, каким должен быть календарный учебный график, учебный план и содержание составляющих его дисциплин и профессиональных модулей.

Теоретические и практические задания для аттестации по профессиональному модулю, для оценки результатов обучения составляет совместная рабочая группа экспертов от профессиональной образовательной организации и организации работодателей.

Практическая часть экзамена может проходить в рамках производственной практики. При этом необходимо обеспечить экспертную оценку выполнения студентом определенного задания с оформлением соответствующего протокола, который войдет в состав портфолио студента. В экзаменационную комиссию входят представители профессиональной образовательной организации (именно она несет ответственность за организацию аттестации), представители организации работодателей. Желательно предусмотреть «эффект независимости» - включить в состав комиссии преподавателей, мастеров производственного обучения колледжа и наставников на производстве, которые не обучали именно этих студентов.

Подробнее см. . - Москва, 2015, С. 23-25

· Как организуется работа студентов над курсовыми работами и дипломными проектами?

Очевидно, принципиальным отличием является два аспекта. Первое - тематика курсовых, дипломных связана с конкретными технологическими, производственными процессами, видами работ конкретного предприятия и программами профессиональных модулей ОПОП. Тематика разрабатывается совместно профессиональной образовательной организацией и организацией работодателя.

Руководство курсовыми и дипломными работами осуществляется как преподавателями колледжа, так и работниками (наставниками) предприятий. Защита также проходит при комиссии, в состав которой входят представители обеих организаций, при этом должны быть приглашены независимые (не обучавшие и не руководившие работами, проектами) эксперты.

Все особенности организации этой работы закрепляются локальными нормативными правовыми актами образовательной организации.

При ответе на данный вопрос нужно обратить внимание на следующее: на предприятии должен быть создан учебный центр (производственно-учебное подразделение). В этом подразделении работают разные по своему функционалу и уровню педагогической подготовки сотрудники. Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников. Можно разделить наставников на тех, кто непосредственно обучает и тех, кто организовывает процесс обучения, взаимодействует с другими организациями, в том числе образовательными.

Наставник-организатор обучения на предприятии может проводить вводные занятия, практические занятия, аналогичные занятиям в колледже, с группой студентов (10-15), а затем они расходятся по рабочим местам, где у каждого из них есть свой наставник. Это идеальный вариант. Если это невозможно, то желательный вариант - 2-3 студента на одного наставника. При этом педагогическая и методическая подготовка таких наставников минимальна (базовая). С ними также взаимодействует наставник-организатор и помогает грамотно организовать обучение студентов.

· Какие существуют критерии отбора Наставников на предприятии и как мотивировать их к работе со студентами?

Поскольку на федеральном уровне нет документа, закрепляющего такие требования и меры, в каждом из пилотных регионов и на разных предприятиях эти вопросы решаются по-своему. В рамках проекта на основе обсуждения с экспертами-участниками проекта был подготовлен проект документа «Типовое положение о наставничестве», который дает ответ на данный вопрос с точки зрения лучших практик проекта «Подготовка рабочих кадров, соответствующих требованиям высокотехнологичных отраслей промышленности, на основе дуального образования».

Подробнее - см. . - Москва, 2015, С. 110-113

· Какое обучение (повышение квалификации) проходят наставники, преподаватели образовательного центра, мастера производственного обучения? Рекомендуемые программы.

Современный отечественный и зарубежный опыт дает возможность говорить о наличии типологии и классификации квалификации и компетенций наставников в соответствии с особенностями профессиональной деятельности, к которой они готовят своих учеников, как следствие - о различиях требований к уровню образования.

Деятельность наставника не ограничивается только подготовкой рабочих. Она необходима для техников и технологов, инженеров и т.д. Обучать возможно не только определенным действиям, операциям на рабочем месте, но и исследовательской, проектной, конструкторской деятельности.

Однако говоря о психолого-педагогической и методической составляющей подготовки наставника, можно выделить компетенции, в равной степени необходимые всем, как и педагогическим кадрам колледжей. Среди них: компетенции в области педагогического проектирования; создания практикоориентированной образовательной среды; сопровождения профессионального самоопределения студентов; формирования и оценивания компетенций; организации самостоятельной работы студентов; обеспечение индивидуальных образовательных траекторий обучающихся. В программе подготовки наставников можно выделить пять основных разделов:

  1. Профессиональное обучение: цель и средства ее достижения
  2. Оценивание результатов освоения профессиональной деятельности
  3. Проектирование профессионального обучения
  4. Организация и ведение профессионального обучения
  5. Документирование процесса и результатов деятельности мастера производственного обучения и наставника на производстве.

Работа над программой и учебно-методическим комплексом ведется в настоящее время Центром профессионального образования и систем квалификаций ФГАУ «ФИРО»

ДУАЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Зарипова Лилия Фасилевна

Преподаватель спец. дисциплин

ГАПОУ «Актанышский технологический техникум»

Извечная беда сначала советского, а позже российского профессионального образования - пропасть между теорией (ей щедро набиваются юные головы) и реальностью (с ней молодежь неминуемо сталкивается после выпускного вечера).

Ликвидировать разрыв между теорией и практикой приходится предприятию, для которого обеспеченность квалифицированными кадрами - вопрос жизни и смерти. Каждый решает этот вопрос по-своему. Где-то к новичкам прикрепляют наставников, вводят в должность, где-то разрабатывают и внедряют программы обучения и адаптации. И в результате через пару-тройку лет получают готового к работе и отлично знающего производство специалиста. Не слишком ли накладно - сначала несколько лет учить, а потом почти столько же доучивать и переучивать? Нельзя ли как-то поэффективнее и побыстрее?

Оказывается, можно. Дуальная система позволяет убить сразу двух зайцев, то есть совместить в учебном процессе и теоретическую, и практическую подготовку. Одновременно с учебой учащиеся осваивают избранную профессию непосредственно на производстве, то есть учатся сразу в двух местах: 1-2 дня в неделю в образовательном учреждении, остальные время - на предприятии.

Дуальная система обучения - форма подготовки кадров, которая комбинирует теоретическое обучение в колледже и практическое обучение на производственном предприятии.

Основной принцип дуальной системы обучения – это равная ответственность учебного заведения и предприятия за качество подготовки кадров.

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, обучающихся, государства:

Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, сократить расходы, предусмотренные на поиск и подбор работников, их переучивание и адаптацию;

Для обучающихся - это отличный шанс раньше приобрести самостоятельность, легче адаптироваться к взрослой жизни, к реальным производственным условиям и большая вероятность успешного трудоустройства по специальности после окончания обучения;

Для государства - эффективно решается задача подготовки квалифицированных кадров для экономики страны.

Опыт использования дуальной системы обучения показал следующие преимущества этой системы по сравнению с традиционной:

Дуальная система подготовки специалистов устраняет основной недостаток традиционных форм и методов обучения

Разрыв между теорией и практикой;

Дуальная система обучения работников создает высокую мотивацию получения знаний и приобретения навыков в работе, т.к. качество их знаний напрямую связано с выполнением служебных обязанностей на рабочих местах;

Заинтересованностью руководителей соответствующих учреждений в практическом обучении своего работника; - учебное заведение, работающее в тесном контакте с заказчиком, учитывает требования, предъявляемые к будущим специалистам в ходе обучения;

Дуальная система образования предусматривает сочетание обучения в учебном заведении с периодами производственной деятельности. Учебный процесс организуется следующим образом: параллельно с обычными занятиями в вузе, колледже или ином профессиональном учебном заведении (общеобразовательная подготовка) учащиеся ходят на работу на конкретное предприятие или фирму, где приобретают практический опыт (профессиональная подготовка).

Дуальная система отвечает интересам всех участвующих в ней сторон - предприятий, работников, государства. Для предприятия - это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору работников, их переучивании и адаптации.

Для молодых людей дуальное обучение - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания - работу, к которой хорошо подготовлены.

Для обучаемых дуальное образование, наряду с оптимальной передачей профессионального опыта, означает и совсем иную степень социализации: молодые люди проходят проверку и учатся утверждать свою позицию в производственных условиях и, тем самым, в ситуациях «реальной жизни».

В результате внедрения дуальной системы колледж разрабатывает программы, исходя из потребностей рынка в регионе, развивает свой потенциал, повышает квалификацию преподавательского состава, что в целом позволит повысить качество подготовки кадров в учебном заведении и приведет к росту конкурентоспособности колледжа.

Для предприятия дуальное образование - это возможность подготовить для себя кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, экономя на расходах на поиске и подборе работников, их переучивании и адаптации. К тому же есть возможность отобрать самых лучших учеников, ведь за годы обучения все их сильные и слабые стороны становятся очевидными. В свою очередь такой подход мотивирует учащихся учиться не для галочки.

Дуальная система предоставляет прекрасные возможности для управления собственной карьерой. Уровень обучения в ее рамках постоянно повышается. Ни одно среднее профессиональное образование не способно дать такое знание производства изнутри, как дуальное обучение, что делает его важной ступенькой на пути к успешной карьере.

В образовательных учреждениях должна быть разработана нормативно- правовая и учебно-методическая документация по системе дуального обучения, рассмотрены вопросы обучения персонала предприятия основам педагогического мастерства, а также прохождение производственных стажировок преподавателями колледжа на предприятиях в целях повышения квалификации.

Таким образом, можно сделать вывод, что дуальная форма обучения позволяет значительно укрепить практическую составляющую учебного процесса, сохраняя при этом уровень теоретической подготовки, обеспечивающий реализацию требований ФГОС СПО, помогает решить задачу подготовки специалистов, полностью готовых к выполнению конкретных трудовых функций, повышает профессиональную мобильность и конкурентоспособность выпускников на рынке труда.


Алексей Кобилев, Депутат Государственной Думы, автор законопроекта о “Дуальном образовании”

Рынок труда, пожалуй, один из самых динамично - развивающихся в нашей стране. Потому, что он первым вынужден реагировать на структурные изменения в экономике - предлагать новые специальности, потребности в которых не было еще вчера. Новые специальности требуют новых технологий производства, которых тоже еще не было. И, конечно, рынок труда в современной развитой стране требует трансформации системы образования. И здесь система не всегда успевает за веяниями жизни.

Можно ли сказать, что современное российское образование не такое уж современное? Косвенное подтверждение этому отображается в сухих цифрах статистики. Во-первых, с уверенностью можно констатировать очевидный тренд на рост безработицы среди молодежи. Если общие число незанятых в РФ составляет 5.5%, что является весьма неплохим показателем для развитых экономик, то процент 20-30 летних среди этого количества равен 35%. Эта тенденция наметилась с конца нулевых, тогда и начался рост доли нетрудоустроенных молодых людей.

Все дело в том, что, при приеме на работу в первую очередь учитывается стаж. Не образование, а именно опыт практической работы, который у выпускника ВУЗа нулевой. Вот и не могут устроиться многие выпускники по специальности. Это может подтвердить любой специалист по подбору кадров. И такая проблема действительно существует.

На нее обратил внимание и Президент. Так на одной из сессий ПМЭФ несколько лет назад он назвал обновление и повышение качества среднего и высшего профессионального образования и укрепление его связи с реальным образованием важнейшей задачей: "Во многих регионах уже активно и успешно занимаются развитием так называемого дуального образования, когда практика на конкретных предприятиях сочетается с теоретической подготовкой", - говорил Путин. Он отметил, что и инженерные, и рабочие профессии требуют высочайшей компетенции, в соответствии с этим РФ выстраивает систему современных профессиональных стандартов.

Термин “дуальное образование”, прозвучавший из уст главы государства в той речи до сих пор никак не закреплен на законодательном уровне. Меж тем “дуальное образование” - это такой вид образования, при котором теоретическая часть подготовки проходит на базе образовательной организации, а практическая - на рабочем месте. Предприятия делают заказ образовательным учреждениям на определенное количество специалистов, работодатели принимают участие и в составлении учебной программы, а учащиеся проходят практику на предприятии без отрыва от учебы.

В той своей речи Президент также отметил, что считает необходимым обобщить опыт, объединить наши усилия и выстроить целостную систему подготовки квалифицированных кадров с учетом лучших международных практик.

А у “международных практик” действительно есть чему поучиться. Так, родоначальником системы дуального образования считается Германия. Там задачи будущего трудоустройства молодежи решаются уже на уровне профориентации школьников в средней ступени образования (в возрасте школьников 12-14 лет).

В настоящее время система дуального обучения является основной системой подготовки кадров в 60-ти странах, в том числе, в Германии, Австрии, Сербии, Словении, Македонии, Черногории, Швейцарии, в Нидерландах, Дании, Франции и некоторых странах Азии.

Необходимо отметить, что в дуальной системе образования усиливается и качественно меняется роль работодателя. На территории предприятия создаются учебные рабочие места для студентов, которые могут отличаться от обычного рабочего места наличием виртуального симуляционного оборудования. Важнейший компонент - наличие подготовленных кадров, которые выступают в качестве наставников.

Плюсов у дуального образования не мало. Так для бизнеса это, прежде всего подготовка кадров под конкретные технологические процессы предприятий. А также сокращение сроков адаптации выпускников на предприятии, что прямо влияет на повышение производительности труда.

Для системы образования это возможность повысить качество профессионального образования и как следствие увеличить конкурентоспособность образовательной организации. Да и процент трудоустройства выпускников ощутимо повыситься.

Для будущих специалистов э то овладение профессиональными компетенциями и умениями для работы и трудовой деятельности уже во время обучения. Важно отметить, что все время, проведенное на предприятии в рамках обучения, будет оплачено. И конечно, гарантированное трудоустройство

Регионы тоже останутся в выигрыше. Потому что будет обеспечен баланс баланса спроса и предложения на рынке труда. В результате чего, инвестиционная привлекательности региона тоже повысится.

Нельзя сказать, что в России этому вопросу не уделялось бы никакого внимания. Так, о внедрении программ дуального образования в 2014 году договорились Агентство стратегических инициатив (АСИ) и Российско-Германская внешнеторговая палата (РГВП).

Эксперимент, в котором участвуют 15 российских регионов, 105 учебных заведений и 1005 предприятий, 20899 студентов, 5602 наставника, успешно реализуется в поле среднего профессионального образования и уже получил высокие оценки немецкой стороны. Так отметил положительную динамику развития немецкой практико-ориентированной системы подготовки кадров в РФ. Эксперты BIBB также отметили наличие в регионах нормативно-правовой базы, практико-ориентированных программ обучения, участие работодателей в образовательном процессе, независимую оценку уровня квалификации выпускников и возможности для их дальнейшего трудоустройства.

Дуальное образование, но на уровне старших классов, собираются постепенно внедрять в Москве. Так в Общественном совете при Департаменте образования Москвы родилась инициатива провести эксперимент на базе нескольких столичных школ под названием “Профнавигация 2.0. Полное погружение”. Его суть в том, что дети уже со старших классов будут полностью погружены в процесс выбора будущей профессии. И дело не ограничится только традиционными тестами. Это целая комплексная программа, которая полностью вовлекает ребенка в процесс построения карьеры. Она рассчитана на совместную работу разных ведомств и общественных организаций.

Такая инициатива как нельзя лучше перекликается с идеей дуального образования, потому что помимо экономической составляющей - подготовки квалифицированных кадров для нашей экономики, образование профориентированного формата несет в себе важную социальную функцию - дает молодежи альтернативу времяпрепровождения. Дает выбор между тем, чтобы готовиться к взрослой жизни или заниматься вещами, скажем так, мало связанными с этим. А это в последнее время стало особенно актуальным.

Но это все эксперименты. А чтобы система заработала на полную мощность необходимо закрепить это понятие на федеральном законодательном уровне. Потому что сейсчас термин «дуальное образование (обучение)» может использоваться профессиональными образовательными организациями, организациями работодателей при условии наличия нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации о проведении регионального эксперимента. Закрепление терминов «дуальное образование (обучение)», «дуальная модель» и т.п. на федеральном уровне приведет к существенным изменениям в системе среднего профессионального образования, прежде всего, принципов финансирования и формирования инфраструктуры, изменению степени ответственности и прав организаций работодателя при реализации образовательного процесса.

Можно долго перечислять плюсы введения системы дуального образования в нашей стране, но достаточно упомянуть о том, что Россия, несмотря на те временные сложности в области санкций, является неотъемлемой частью глобальной мировой экономики. А лидирующие государства в этой области свой выбор в пользу такого образования уже сделали.

Просмотров