Другие войска и их предназначения. Виды и рода войск вооруженных сил российской федерации, их состав и предназначение. Полномочия Совета Федерации и Государственной Думы в области обороны

Урок 40

СУХОПУТНЫЕ ВОЙСКА, ИХ СОСТАВ И ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ. ВООРУЖЕНИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА СУХОПУТНЫХ ВОЙСК

    Работа над новым материалом.

Сухопутные войска – вид Вооружённых Сил Российской Федерации, предназначенный для прикрытия государственной границы, отражения ударов агрессора, удержания занимаемой территории, разгрома группировок войск и овладения территорией противника.

Сухопутные войска (СВ), оснащённые различными видами военной техники и оружия, включают в себя органы военного управления, мотострелковые, танковые войска, ракетные войска и артиллерию, войска противовоздушной обороны (ПВО), являющиеся родами войск, а также специальные войска (соединения и части разведки, связи, инженерные, ядерно-технические, технического обеспечения, автомобильные и охраны тыла), воинские части и учреждения тыла, другие воинские части, учреждения, предприятия и организации.

Мотострелковые войска предназначены для ведения боевых действий самостоятельно и совместно с другими родами войск и специальными войсками. Они способны действовать в условиях применения как обычных средств поражения, так и ядерного оружия.

Мотострелковые войска могут прорывать подготовленную оборону противника, развивать наступление с высоким темпом и на большую глубину, совместно с другими родами войск уничтожать противника, закреплять и удерживать захваченную местность.

Танковые войска составляют главную ударную силу Сухопутных войск. Обладают большой устойчивостью к поражающим факторам ядерного оружия, используются преимущественно на главных направлениях в обороне и наступлении.

Танковые войска способны наиболее полно использовать результаты огневых ударов и в короткие сроки достигать конечных целей боя и операции.

Ракетные войска и артиллерия являются основным средством ядерного и огневого поражения противника во фронтовой, армейской (корпусной) операциях и общевойсковом бою.

Ракетные войска Сухопутных войск включают в себя соединения и воинские части оперативно-тактических ракет фронтового и армейского подчинения и тактических ракет армейского и дивизионного подчинения.

Артиллерия включает в себя соединения и воинские части гаубичной, пушечной, реактивной, противотанковой артиллерии, миномётов, противотанковых управляемых ракет и артиллерийской разведки.

Войска противовоздушной обороны Сухопутных войск (ПВО СВ) предназначены для прикрытия группировки войск, объектов и их тыла от ударов противника с воздуха. Они способны самостоятельно и во взаимодействии с силами и средствами ВВС уничтожать самолёты и беспилотные средства воздушного нападения противника, вести борьбу с воздушными десантами противника на маршрутах их полёта и во время выброски, вести радиолокационную разведку и оповещать войска об угрозе воздушного нападения.

Стрелковое вооружение Сухопутных войск

5,45-мм автомат Калашникова АК74М (вклейка, фото 2)

Предназначен для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника. Имеет стандартный узел крепления (планка) для ночных приборов прицеливания.

7,62-мм модернизированный пулемёт Калашникова ПКМ (вклейка, фото 3)

Предназначен для уничтожения живой силы и поражения огневых средств противника. Прицел механический, открытого типа. Стволы сменные.

7,62-мм снайперская винтовка Драгунова СВД (вклейка, фото 4)

Предназначена для уничтожения различных появляющихся, движущихся, открытых и замаскированных одиночных целей.

В комплект винтовки входит снайперский оптический прицел, дополнительно может комплектоваться ночным прицелом, позволяющим вести стрельбу в сумерках и ночью. Для ведения рукопашного боя к винтовке Драгунова присоединяется штык-нож.

12,7-мм пулемёт НСВ-12,7 (вклейка, фото 5)

Пулемёт НСВ-12,7 предназначен для борьбы с групповыми целями, легкобронированными транспортными средствами, огневыми точками и низколетящими воздушными целями. Спусковой механизм позволяет вести только автоматический огонь короткими (4-6 выстрелов), длинными (10-15 выстрелов) очередями и непрерывно.

Ствол быстросменяемый.

30-мм автоматический станковый гранатомёт АГС-17 «Пламя» (вклейка, фото 6)

Предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника, расположенных вне укрытий, в открытых окопах (траншеях) и за естественными складками местности (в лощинах, оврагах, на обратных скатах высот).

Нарезной ствол гранатомёта быстросъёмный.

Гранатомёт имеет ударно-спусковой механизм, позволяющий вести одиночный и автоматический непрерывный огонь.

Стрельба из автоматического гранатомёта АГС-17 ведётся по настильной или навесной траектории короткими очередями (до 5 выстрелов) и длинными (до 10 выстрелов), а также непрерывно.

Гранатомёт снабжён оптическим прицелом с 2,7-кратным увеличением.

Для стрельбы АГС-17 устанавливается на треножный станок, который имеет секторные механизмы горизонтального и вертикального наведения, гильзоотражатель, механизм точного горизонтирования.

9-мм пистолет Макарова ПМ (вклейка, фото 7)

Пистолет предназначен для поражения противника на коротких расстояниях.

Бронетанковое вооружение и техника Сухопутных войск

Танк Т-90С (вклейка, фото 8)

Танк предназначен для комплектования танковых и мотострелковых частей и соединений, а также разведывательных подразделений и частей ВМФ, действующих в приморской полосе, для успешного прорыва обороны противника, развития тактического успеха в оперативных и стратегических операциях, разгрома противника после использования ядерных ударов, увеличения размаха операции и достижения целей в сравнительно короткое время, а также для повышения активности и устойчивости обороны в тактическом и оперативном масштабах.

Бронетранспортёр БТР-90 (вклейка, фото 9)

Предназначен для перевозки мотострелковых подразделений к полю боя, их огневой поддержки при спешивании, перевозки оружия и военных грузов на поле боя.

Бронетранспортёр может быть использован в качестве базового шасси для создания различных образцов вооружения и военной техники разных родов войск.

Боевая машина пехоты БМП-3 (вклейка, фото 10)

Боевая машина пехоты предназначена для транспортирования личного состава подразделений, поражения и подавления танкоопасной живой силы противника, уничтожения его противотанковых и противопехотных средств, отражения атак танков, вертолётов и низколетящих самолётов.

Боевая машина десанта БМД-3 (вклейка, фото 11)

Предназначена для ведения боевых действий в составе парашютно-десантных и десантно-штурмовых подразделений во всех условиях их боевого применения.

Другие войска, их состав и предназначение

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Другие войска, их состав и предназначение
Рубрика (тематическая категория) Военное дело

Вооружение и военная техника

Сегодня на вооружении сухопутных войск состоят танки Т-72, Т-80, Т-90; боевые машины пехоты БМП-1, БМП-2, БМП-3; боевые машины десанта БМД-1, БМД-2, БМД-3; бронетранспортёры БТР-70, БТР-80; бронеавтомобили ГАЗ-2975 ʼʼТигрʼʼ, итальянские Iveco LMV; самоходная и буксируемая ствольная артиллерия; реактивные системы залпового огня БМ-21, 9К57, 9К58, ТОС-1; тактические ракетные комплексы Точка и Искандер; системы противовоздушной обороны Бук, Тор, Панцирь-С1, С-300, С-400.

На вооружении Военно-Воздушных Сил состоят истребители МиГ-25, МиГ-29, МиГ-31, Су-27, Су-30; фронтовые бомбардировщики Су-24 и Су-34; штурмовики Су-25; дальние и стратегические бомбардировщики-ракетоносцы Ту-22М3, Ту-95, Ту-160. В военно-транспортной авиации используются самолёты Ан-22, Ан-70, Ан-72, Ан-124, Ил-76. Используются специальные самолёты: воздушный танкер Ил-78, воздушные командные пункты Ил-80 и Ил-96-300ПУ, самолёты дальнего радиолокационного обнаружения А-50. На вооружении ВВС имеются также боевые вертолёты Ми-8, Ми-24 различных модификаций,Ми-35М, Ми-28Н, Ка-50, Ка-52; а также зенитные ракетные системы С-300 и С-400. Готовятся к принятию на вооружение многоцелœевые истребители Су-35С и Т-50 (заводской индекс).

В составе Военно-Морского Флота имеется один авианесущий крейсер проекта 1143.5, ракетные крейсера проекта 1144 и проекта 1164, эскадренные миноносцы-большие противолодочные корабли проекта 1155, проекта 956, корветы проекта 20380, проекта 1124, морские и базовые тральщики, десантные корабли проекта 775. В составе подводных сил имеются многоцелœевые торпедные корабли проекта 971, проекта 945, проекта 671, проекта 877; подводные ракетоносцы проекта 949, ракетные крейсера стратегического назначения проектов 667БДРМ, 667БДР, 941, а также готовится к принятию на вооружение РПКСН проекта 955.

Россия обладает самым крупным в мире запасом ядерного оружия и второй после США по численности группировкой стратегических носителœей ядерного оружия. К началу 2011 года в составе стратегических ядерных сил находилось 611 ʼʼразвёрнутыхʼʼ стратегических носителœей, способных нести 2679 ядерных боезарядов. В арсеналах на долговременном хранении в 2009 году находилось около 16 тысяч боезарядов. Развёрнутые стратегические ядерные силы распределœены в так называемую ядерную триаду: для его доставки используются межконтинœентальные баллистические ракеты, баллистические ракеты подводных лодок и стратегические бомбардировщики. Первый элемент триады сосредоточен в РВСН, где на вооружении состоят ракетные комплексы Р-36М,УР-100Н, РТ-2ПМ, РТ-2ПМ2 и РС-24.

Морские стратегические силы представлены ракетами Р-29Р, Р-29РМ, [[Р-29РМУ2, носителями которых служат ракетные подводные крейсера стратегического назначения проектов 667БДР ʼʼКальмарʼʼ, 667БДРМ ʼʼДельфинʼʼ. Готовятся к принятию на вооружение ракета Р-30 и РПКСН проекта 955 ʼʼБорейʼʼ. Стратегическая авиация представлена самолётами Ту-95МС и Ту-160, вооружёнными крылатыми ракетами Х-55.

Нестратегические ядерные силы представлены тактическим ракетным вооружением, артиллерийскими снарядами, корректируемыми и свободнопадающими авиабомбами, торпедами, глубинными бомбами.

Комплектование Вооруженных Сил личным составом осуществляется:

‣‣‣ военнослужащими – путем призыва и добровольного поступления граждан на военную службу;

‣‣‣ гражданским персоналом – путем приема на работу в военные организации на должности, подлежащие замещению гражданскими специалистами.

В соответствии с Федеральным законом ʼʼОб оборонеʼʼ к другим войскам относятся:

‣‣‣ пограничные войска Российской Федерации;

‣‣‣ внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации;

‣‣‣ желœезнодорожные войска Российской Федерации;

‣‣‣ войска гражданской обороны.

Пограничные войска предназначены для охраны государственной границы РФ на суше, морях, реках, озерах и иных водоемах. Руководство пограничными войсками осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Структурно эти войска состоят из пограничных округов, отдельных соединœений, специальных частей (подразделœений) и учебных заведений.

Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ предназначены для охраны государственных объектов и выполнения других служебно-боевых задач, возложенных на МВД РФ.

Исторически предшественниками внутренних войск были войска внутренней охраны Республики, войска внутренней службы и войска Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Термин ʼʼвнутренние войскаʼʼ появился в 1921 ᴦ. для обозначения частей ВЧК, несущих службу во внутренних районах страны, в отличие от пограничных войск. Во время Великой Отечественной войны они охраняли тылы фронтов и армий, несли гарнизонную службу в освобожденных районах, участвовали в обезвреживании агентуры противника.

Желœезнодорожные войска (в настоящее время входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации) предназначены для восстановления, строительства, эксплуатации и технического прикрытия желœезных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок. Организационно они состоят из соединœений и различных специализированных частей. В мирные годы они выполняют работы по реконструкции существующих и сооружению новых желœезных дороᴦ.

Войска гражданской обороны – воинские формирования, специально предназначенные для решения задач по ликвидации последствий ЧС. На вооружении войск гражданской обороны находится специальная техника, а также боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим войск гражданской обороны выдаются удостоверения, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки.

Войска гражданской обороны в мирное время выполняют задачи по ликвидации последствий стихийных бедствий, эпидемий, крупных аварий, катастроф, ставящих под угрозу здоровье населœения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Другие войска совместно с Вооруженными Силами должны быть готовы к отражению нападения агрессора, ведению активных наступательных и оборанительных действий при любом варианте развязывания и хода войны или вооруженного конфликта͵ в условиях применения современных и перспективных средств поражения.

Другие войска, их состав и предназначение - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Другие войска, их состав и предназначение" 2017, 2018.

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» к другим войскам относятся:- пограничные войска Российской Федерации;- внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации;- железнодорожные войска Российской Федерации;- войска гражданской обороны.

Пограничные войска предназначены для охраны государственной границы РФ на суше, морях, реках, озерах и иных водоемах

Руководство пограничными войсками осуществляет Федеральная служба безопасности Российской Федерации. Структурно эти войска состоят из пограничных округов, отдельных соединений, специальных частей (подразделений) и учебных заведений. Погранимчные войскам (пограничная охрана, пограничная стража и т. д.) -- государственная организация, воинское формирование, предназначенное для охраны внешних границ государства на суше или воде, а также для поддержания соответствующего режима в пограничной зоне.

К основным обязанностям пограничных войск относятся:

обеспечение правил содержания государственной границы;

пресечение незаконного изменения прохождения государственной границы на местности;

отражение вооружённого вторжения;

контроль соблюдения гражданами и организациями режима государственной границы, пограничной зоны, пропуска через государственную границу;

осуществление пропуска через границу физических лиц и грузов согласно законодательству;

оказание в необходимых случаях поддержки таможенной службе, войскам ПВО, органам государственной безопасности;

выявление и задержание нарушителей пограничного режима, пресечение попыток незаконного пересечения государственной границы;

обеспечение выполнения международных обязательств государства по вопросам режима и охраны границы.

До августовского путча Пограничные войска входили в состав КГБ СССР. 4 декабря 1991 последним Законом СССР - "О реорганизации органов государственной безопасности" - утверждено разделение КГБ СССР на Межреспубликанскую службу безопасности, Центральную службу разведки и Комитет по охране государственной границы СССР. Руководители трех новых структур назначены еще 6 ноября 1991 года. Председателем Комитета по охране государственной границы СССР - главнокомандующим пограничными войсками СССР стал Илья КАЛИНИЧЕНКО. 3 декабря 1991 утверждено Временное положение о Комитете.

30 декабря 1991 Совет глав государств - участников СНГ назначил И.Я.Калиниченко командующим пограничными войсками. Комитет по охране государственной границы СССР продолжал существовать, и после исчезновения СССР.

Законом РФ "Об оперативно-розыскной деятельности в РФ" от 13 марта 1992 утвержден закрытый перечень органов, которые вправе осуществлять такую деятельность: органы внутренних дел; Министерства безопасности; пограничной охраны; СВР; оперативные подразделения ГУО.

Пограничные войска Российской Федерации образованы 12 июня 1992 года указом Президента N620 на базе Комитета по охране государственной границы СССР (упразднен указом Президента России 28 октября 1992). Погранвойска включены в состав Министерства безопасности. 15 июня 1992 назначен заместитель Министра безопасности Российской Федерации - командующий Пограничными войсками Российской Федерации ШЛЯХТИН Владимир Иванович. В августе 1993 года его сменил генерал-полковник А.И.Николаев (ныне - генерал армии).

Закон РФ "О государственной границе Российской Федерации" принят 1 апреля 1993. В нем особо упомянуты три ведомства: МИД, решающий внешнеполитические и визовые вопросы; Министерство безопасности, осуществляющее управление пограничными войсками; Министерство обороны, охраняющее границу в воздухе и под водой.

После расформирования МБ 30 декабря 1993 года неопубликованным указом 2318 создана Федеральная пограничная служба - Главное командование Пограничных войск Российской Федерации (ФПС - Главкомат) в качестве самостоятельного федерального органа исполнительной власти.

Указом 2245 от 30 декабря 1994 года ФПС - Главкомат переименован в Федеральную пограничную службу Российской Федерации (ФПС России).

Существование ФПС предусмотрено Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" (4730-I от 1 апреля 1993) с изменениями, внесенными федеральным законом 23-фз от 10 августа 1994. Положение о ФПС утверждено указом 232 от 2 марта 1995

Основные статистические данные о границе и пограничных войсках приведены в статье А.Николаева в "Независимом военном обозрении", приложении к "Независимой газете" за 12 сентября 1996. Протяженность границ России - 60932км (из них сухопутные границы - 14,5 тыс. км). Пограничными стали 45 из 89 субъектов РФ.

Указом 732 от 19 июля 1997 внесены изменения в Положение о ФПС, одновременно утверждены Структура и состав органов и войск ФПС. В структуру вошли 4 категории органов (органы пограничного контроля, орган внешней разведки, оперативные органы, органы пограничной стражи); 6 пограничных округов (Дальневосточный, Забайкальский, Кавказский особый, Северо-Восточный, Северо-Западный, Тихоокеанский), 3 внутренних (Арктическая, Западная, Калининградская) и 5 зарубежных (в Киргизии, Таджикистане, Беларуси, Казахстане, Туркменистане) пограничных групп, Региональное управление ФПС в Челябинске; 8 военных образовательных учреждений; а также неперечисленные лечебно-оздоровительные учреждения, ремонтные заводы и части тылового, технического и других видов обеспечения.

Указом 950 от 29 августа 1997 на ФПС возложена охрана биологическких ресурсов теерриториального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Передача органов рыбоохраны из Минсельхозпрода в ФПС возложена на Правительство.

С распадом СССР в 1991 году Пограничные войска претерпели ряд существенных изменений. С 1994 года -- это самостоятельная структура, именуемая с 2001 года Пограничной службой Российской Федерации. Она наделена правом законодательной инициативы, координирующими полномочиями в деятельности субъектов охраны границы и подведомственна Президенту России. Общая протяженность Государственной границы Российской Федерации составляет 6 миллионов 103 тысячи 129 километров. Из них почти 39 тысяч километров -- морская, около 8 тысяч километров -- речная и озерная и более 14 тысяч километров -- сухопутная граница. В охране рубежей Отечества принимают участие 10 региональных управлений, в составе которых более 80 пограничных отрядов, более 950 застав. Ежесуточно на службу заступают 11 тысяч пограничных нарядов. Около 400 контрольно-пропускных пунктов несут службу совместно с Главным таможенным комитетом России. В состав Пограничной службы России входят также Пограничная группа в Республике Таджикистан и Оперативные группы в Республике Армения, Республике Беларусь, Республике Кыргызстан, Республике Казахстан. В общей сложности задачу по охране и защите рубежей Российской Федерации выполняют около 200 000 пограничников.

На вооружении частей и подразделений Пограничной службы России, охраняющих сухопутные рубежи, находятся современное оружие, боевая, автомобильная и специальная техника. Сухопутную границу охраняет самая многочисленная часть системы войск и органов Пограничной службы России. Авиация Пограничной службы России выполняет задачи по охране Государственной границы и исключительной экономической зоны. Осуществляет она их во взаимодействии с органами морской пограничной охраны. На морскую охрану возложены задачи охраны биоресурсов в морских пограничных пространствах России и осуществление государственного контроля в этой сфере, организация борьбы с контрабандой, незаконной миграцией, участие в совместных с зарубежными структурами акциях по борьбе с международной преступностью, терроризмом и пиратством. В повседневной жизни Пограничной службы России особое место занимают так называемые «горячие точки» -- регионы, где велись и ведутся боевые действия. Многочисленными примерами мужественных, самоотверженных действий по охране границы отмечена служебно-боевая деятельность пограничников на Северном Кавказе, где ведется широкомасштабная контртеррористическая операция.

Почти ежедневно российские пограничники вступают в боевые столкновения, пресекают попытки афганских боевиков и их наемников проникнуть и закрепиться на территории Таджикистана.

На таджикско-афганском рубеже пограничники России ценой невероятных усилий, а порой и жизни солдат и офицеров сдерживают потоки наркотиков и оружия от их проникновения на территорию стран Содружества Независимых Государств (СНГ) и Европы. Многие пограничники за время боевых действий в «горячих точках» награждены орденами и медалями, а 17 из них удостоены звания Героя Российской Федерации: Сергей Сущенко, Вячеслав Токарев, Валерий Стовба, Олег Хмелев, Олег Козлов, Николай Смирнов, Игорь Будай, Владимир Елизаров, Андрей Мерзликин, Юрий Ставицкий, Василий Тарасов, Сергей Борин, Сергей Медведев, Сергей Липовой, Игорь Филькин, Сергей Евланов, Леонид Константинов.

Одним из серьезных очагов нестабильности на данном этапе стало постсоветское пространство. На месте однородного в политическом, идеологическом, отчасти экономическом и культурном планах огромной страны, отгороженной от внешнего мира “железным занавесом”, возникло сразу 15 новых государств, процесс становления которых продолжается. Издержки данного процесса, такие как почти повсеместное ухудшение социально-экономической ситуации, недостаточная эффективность государственной власти, рост этнонационалистических и этносепаратистских настроений, этнические и территориальные конфликты, активизация экстремистских сил и организованной преступности и т.п. создают серьезные проблемы в сфере обеспечения безопасности не только на самом постсоветском пространстве, но и далеко за его пределами. Ввиду тесной политической, экономической, этнокультурной взаимозависимости территорий бывшего СССР данные проблемы зачастую имеют трансграничный характер, что во многих случаях требует тесной координации действий всех заинтересованных сторон.

В таких условиях особое значение приобретает вопрос безопасности новых приграничных территорий России. В настоящее время, значительная часть последних остается не только не оформленными в соответствии со своим статусом (что предусматривает демаркацию, установление пограничного и таможенного режима, позволяющего контролировать ситуацию в пограничной зоне), но и до конца не делимитированными. Такая ситуация уже наносит серьезный ущерб интересам государства, входящих в его состав административных регионов, других заинтересованных сторон. Реалии нынешнего периода, связанные с окончанием “холодной войны” при повышении значимости нетрадиционных вызовов, также как и ограниченные ресурсные возможности постсоветских государств настоятельно требуют:

выработки новой политики обеспечения безопасности границ;

политики, которая, в целях обеспечения эффективности, может предполагать не только меры, предпринимаемые одним государством или сопредельными сторонами (в частности, в рамках развития приграничного сотрудничества), но и участие других заинтересованных стран и международных организаций, таких как СНГ, ОБСЕ, ЕС, и других, объединение усилий которых, несмотря на существующие разногласия, в некоторых случаях представляется необходимым.

Наиболее показателен в этом плане пример Центральной Азии, государства которой подвергаются нападению трансграничных экстремистских группировок, получающих подпитку от региональной наркомафии, чей годовой оборот, по некоторым оценкам, составляет более 40 млрд. долл., что многократно превышает годовой бюджет всех центральноазиатских государств вместе взятых. Учитывая, что стабильность границ и их способность служить фильтром в отношении трансграничных потоков является важным условием как национальной, так и региональной безопасности, тема предлагаемого курса имеет серьезную важность и высокую актуальность.

Ключевыми для “нового приграничья” России проблемами остаются прозрачность рубежей между бывшими советскими республиками и сохраняющаяся во многих случаях неопределенность статуса границ. В предшествующий период эти границы рассматривались как формальные разделительные линии, проведенные для удобства административного управления, локальные изменения которых в ряде случаев могли решаться на местном уровне, исходя из хозяйственных нужд. Превращение этих линий в важнейший атрибут государственного суверенитета потребовало четкой фиксации территориальных рамок действия последнего и становления обеспечивающего данный суверенитет пограничного режима.


Сложная социально-экономическая ситуация и в ряде случаев неблагоприятная политическая конъюнктура мешают, однако, найти эффективное решение данных проблем, чреватых конфликтами между сопредельными государствами, усилением интенсивности угрожающей национальной безопасности нелегальной трансграничной активности (терроризм и организованная преступность, наркоторговля, другая контрабанда, неконтролируемая миграция и т.п.).

В этих условиях прозрачность (или полупрозрачность) постсоветских границ играет неоднозначную роль. Этот феномен особенно характерен для переходного периода, для которого свойственен процесс либо ликвидации внутренних рубежей интеграционного образования (например, ЕС) с одновременным укреплением его внешних границ, либо, напротив, дезинтеграция такого образования с постепенным оформлением границ внутренних и ослаблением внешних (СНГ).

В первые годы после перестройки рассматривались две точки зрения на охрану границ. Первая - выводить российские пограничные войска из бывших советских республик, которые стали независимыми. Другая точка зрения предполагала осуществление "стратегии двух границ", то есть защита национальных интересов бывших советских республик, которые в настоящее время являются государствами - участниками СНГ, на внешних границах этих государств, и защита интересов России на собственной границе. Именно эта стратегия и реализуется сегодня.

Не последнюю роль в выборе между двумя этими позициями сыграло и сознание угрозы массированного поступления в Россию наркотиков. Например, динамика конфискации контрабандных наркотиков на российских границах к середине 90-х годов свидетельствовала, что, если в 1994 году на границах России было конфисковано 1486 килограммов наркотиков, из них на таджикском участке - 259, на кыргызском - 6,6, то в следующем году на таджикском участке изъято 1690 килограммов (75% общего объема наркотрафика), а на кыргызском участке - 277,7. В 1996 году пограничники ГФПС Российской Федерации в Республике Таджикистан изъяли 2150, в 1997 - 2217 килограммов наркотиков афганского происхождения.

В любом случае для такого рода пограничных зон характерны фрагментарность пограничного контроля; достаточно либеральный правовой режим, регламентирующий пребывание граждан одной страны на территории соседнего государства; социокультурный фон (язык, общее культурное наследие и пр.), благодаря которому представители сопредельной страны в какой-то мере воспринимаются как “свои” и т.п. Последнее создает благоприятные условия для сохранения прежних экономических, политических, социальных и культурных связей, развития трансграничного сотрудничества, которое, как показывает опыт стран ЕС и Северной Америки, может стать важным подспорьем в деле обеспечения региональной безопасности. Однако в условиях постсоветского пространства ограниченная материальная и ресурсная база для такого сотрудничества существенно понижает его эффективность, а несогласованность или недостаточная действенность политики обеспечения безопасности (в т.ч. безопасности внешних границ) стран СНГ, усиливает потребность в тщательной фильтрации трансграничных потоков, подталкивая административные структуры РФ к разработке пограничной политики с явным акцентом на административно-силовую барьеризацию границ. Проблема определения приоритетов стратегии пограничной политики на нынешнем этапе - это, помимо прочего, проблема закладывания фундаментальных внешнеполитических ориентиров на долгий период.

Другие войска, их состав и предназначение. Другие войска не входят в состав Вооруженных Сил РФ, но вместе с ними выполняют задачи по обороне страны и обеспечению безопасности личности, общества и государства от ЧС мирного и военного времени. К этим войскам относятся: пограничные войска ФСБ России, внутренние войска МВД России, железнодорожные войска, войска гражданской обороны МЧС России.

Пограничные войска ФСБ РФ предназначены для обеспечения безопасности личности, общества и государства, защиты и охраны Государственной границы РФ, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа страны, а также природных ресурсов. Основными задачами пограничных войск являются: защита и охрана государственной границы РФ и обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима границы; охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ и их природных ресурсов с целью их сохранения и рационального использования, а также для защиты морской среды, экономических и иных законных интересов России.

Внутренние войска МВД РФ обеспечивают безопасность личности, общества и государства а также защиту прав и свобод граждан от преступных и иных противоправных посягательств. К основным задачам этих войск относятся: предотвращение и пресечение вооруженных конфликтов и действий, направленных против целостности государства; разоружение незаконных формирований; соблюдение режима чрезвычайного положения; усиление охраны общественного порядка там, где это необходимо; обеспечение нормального функционирования всех государственных структур и органов власти; охрана важных государственных объектов, специальных грузов и т. д. Одна из важнейших задач внутренних войск состоит в том, чтобы совместно с Вооруженными Силами по единому замыслу и плану участвовать в территориальной обороне страны.

Железнодорожные войска предназначены для строительства в мирное и военное время новых железных дорог и для повышения живучести, пропускной способности действующих железных дорог, восстановления железных дорог, разрушенных в результате стихийных бедствий, а также для выполнения задач, предусмотренных международными договорами РФ. На железнодорожные войска возложено решение следующих задач: строительство железных дорог на стратегических направлениях, а также восстановление, техническое прикрытие и заграждение этих дорог; проведение капитального и среднего ремонта железнодорожных путей; организация взаимодействия различных сил и средств в части технического прикрытия и восстановления железнодорожных коммуникаций при решении задач обороны страны; подготовка кадров для ведения восстановительных работ; обеспечение накопления и хранения мобилизационного резерва восстановительных материалов и конструкций; организация и проведение испытаний парков наплавных железнодорожных мостов.

Войска гражданской обороны выполняют задачи, связанные с гражданской обороной населения и территорий, предупреждением ЧС. В мирное время такими задачами являются: участие в мероприятиях, направленных на предупреждение ЧС, обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ЧС и в результате военных действий; проведение работ по локализации и ликвидации угроз уже возникших ЧС, эвакуация населения, материальных и культурных ценностей из опасных зон в безопасные районы; доставка и обеспечение сохранности грузов, перевозимых в зоны ЧС в качестве гуманитарной помощи; оказание медицинской помощи пострадавшему населению, обеспечение его продуктами питания, водой и средствами первой необходимости; борьба с пожарами, в том числе с крупными лесными, торфяными и др.

Войска гражданской обороны В военное время эти войска решают задачи, связанные с выполнением мероприятий по защите и выживанию гражданского населения: строительство укрытий; проведение мероприятий по световой и другим видам маскировки; обеспечение ввода сил гражданской обороны в очаги поражения, зоны заражения и катастрофического затопления; борьба с пожарами, возникающими при ведении боевых действий или вследствие этих действий; обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиационному, химическому, биологическому и иному заражению; поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении боевых действий или вследствие этих действий; участие в срочном восстановлении функционирования необходимых коммунальных объектов и других элементов системы жизнеобеспечения населения и инфраструктуры тыла аэродромов, дорог, переправ и т. д

Войска гражданской обороны состоят из: отдельных спасательных бригад, отдельных механизированных полков и батальонов, отдельных батальонов, вертолетных отрядов рот специальной защиты. В них также входят аварийно-спасательные, инженерные, механизированные пожарные, медицинские, водопроводные, пиротехнические подразделения, подразделения радиационной и химической защиты и др. Соединения и части гражданской обороны расположены в тех регионах и местах, где высока вероятность возникновения ЧС природного и техногенного характера. Особенности регионов учтены в структуре и составе этих соединений и частей. В сейсмоопасных регионах больше механизированных подразделений, в районах, подверженных наводнениям, преобладают понтонно -переправочные силы и средства. В местах с большим количеством радиационно или химически опасных производственных объектов находится больше частей и подразделений, специально подготовленных для выполнения задач в условиях аварий на этих объектах.

Мчс России Департаменты Пожарно-спасательных сил, специальной пожарной охраны и сил гражданской обороны Гражданской защиты Территориальной политики Инвестиций и капитального строительства Надзорной деятельности Тыла и вооружения Организационно-мобилизационный Финансово-экономический Международной деятельности Административный Кадровой политики

Мчс России Управления Научно-техническое Государственная инспекция по маломерным судам Организации программно-целевого планирования Медико-психологического обеспечения Авиации и авиационно-спасательных технологий Федеральной поддержки территорий Информации Защиты информации и обеспечения безопасности спасательных работ Контрольно-ревизионное Правовое Военизированных горноспасательных частей

Мчс России Территориальные органы Региональные центры: Северо-Западный Центральный Южный Северо-Кавказский Приволжский Уральский Сибирский Дальневосточный *83 Главных управления МЧС России по субъектам Российской Федерации (отдельно - Главное управление МЧС России по г. Москве)

Реформа войск гражданской обороны МЧС России В России на базе соединений, воинских частей и организаций войск гражданской обороны (ГО) будут созданы спасательные воинские формирования МЧС России. Президент РФ подписал Указ от 30 сентября 2011 г. N 1265, которым утверждены положение об указанных формированиях, их структура и состав. Согласно указу формирования являются составной частью сил ГО. Они предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие последних, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера (в том числе за пределами России). В мирное время формирования применяются главой МЧС России, в военное время - на основании распоряжения Президента РФ. Штатная численность военнослужащих формирований составит 7 230 человек, гражданского персонала - 17 220 человек.

Спасательные воинские формирования МЧС РФ 3225 -я Центральная база материально-технического снабжения МЧС России, г. Москва 294 -й Центр по проведению спасательных операций особого риска «Лидер» (войсковая часть 35489), п. Мосрентген Ленинского района Московской области Центр обеспечения пунктов управления (войсковая часть 73407), Рузского района Московской области 149 -й Телекоммуникационный центр Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Москва 179 Спасательный центр, г. Ногинск, Московской области Специальный центр специальной связи и информационной безопасности Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, г. Москва Вертолётная база (войсковая часть 42663), п. Сокол Суздальского района Владимирской области Авиационно-спасательный центр (войсковая часть 57272), г. Жуковский ул. Наркомвод д. 8, Московской области 346 -й Краснознамённый спасательный центр МЧС России (войсковая часть 01630), г. Колпино (г. Санкт-Петербург) 996 -й Спасательный центр (войсковая часть 11349), п. Кураково Ленинского района Тульской области 495 -й Спасательный центр (войсковая часть 11350), п. Ковалёвка Аксайского района Ростовской области 1001 -й Спасательный центр (войсковая часть 73403), 443065, г. Самара, Долотный переулок, д. 19 653 -й Спасательный Центр (войсковая часть 52987), р. п. Коченёво Новосибирской области 1043 -й Спасательный центр (войсковая часть 44138), п. Раздольный Елизовского р-на Камчатского края 1042 -й Спасательный центр (войсковая часть 52985), с. Анастасьевка Хабаровского района Хабаровского края

Силы и средства МЧС России Поисково-спасательная служба МЧС России – ФГУ Госакваспас МЧС России – ФГУ Государственный центральный аэромобильный спасательный отряд МЧС России Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный центр управления в кризисных ситуациях» (ФГБУ НЦУКС) Центры управления в кризисных ситуациях МЧС России субъектов РФ (ЦУКСы) Федеральная противопожарная служба – Государственный пожарный надзор МЧС России Спасательные воинские формирования МЧС России (бывшие войска гражданской обороны МЧС России) Государственная инспекция по маломерным судам Центр экстренной психологической помощи МЧС России ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности» МЧС России Военизированные горноспасательные части Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН)

Авиация МЧС России была образована 10 мая 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 457 «О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России» . За время своего существования, авиация МЧС России приняла участие почти в 400 спасательных операциях как в России, так и за рубежом. Авиация МЧС имеет в своем составе базу аэродромно-технического и материального обеспечения на аэродроме «Раменское» и региональные подразделения. На 2011 г. авиация Министерства насчитывает 53 воздушных судна - 18 самолетов и 35 вертолетов. Самолетный парк состоит из воздушных пунктов управления на базе самолетов Ил-62 М и Як-42 Д, транспортно-десантных Ил-76 ТД, транспортных самолетов короткого взлета и посадки Ан-74 П, многоцелевых самолетов Ан-3 Т и противопожарных Бе-200 ЧС. Вертолетный парк включает вертолеты Ми-8 и Ка-32, легкие аварийно-спасательные вертолеты Бо 105 и БК-117, а также тяжелые многоцелевые вертолеты Ми-26 Т.

Высшие учебные заведения МЧС России Академия гражданской защиты МЧС России Академия Государственной противопожарной службы МЧС России Санкт-Петербургский университет Государственной противопожарной службы МЧС России Ивановский институт Государственной противопожарной службы МЧС России Воронежский институт Государственной противопожарной службы МЧС России Уральский институт Государственной противопожарной службы МЧС России

В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» к другим войскам относятся:

Пограничные войска Российской Федерации;

Внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации;

Железнодорожные войска Российской Федерации;

Войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации;

войска Гражданской обороны.

Пограничные войска предназначены для охраны Государственной границы РФ на суше, море, реках, озерах и иных водоемах. Непосредственное руководство Пограничными войсками осуществляет Федеральная пограничная служба. Структурно Пограничные войска состоят из пограничных округов, отдельных соединений, специальных частей (подразделений) и учебных заведений.

Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ предназначаются для охраны государственных объектов и выполнения других задач, возложенных на МВД РФ.

Исторически предшественниками Внутренних войск были Войска внутренней охраны Республики, Войска внутренней службы и Войска Всероссийской чрезвычайной комиссии (ВЧК). Термин «внутренние войска» появился в 1921 г. для обозначения частей ВЧК, несущих службу во внутренних районах страны, в отличие от пограничных войск. В Великую Отечественную войну они охраняли тылы фронтов и армий, несли гарнизонную службу в освобожденных районах, участвовали в обезвреживании агентуры противника.

Железнодорожные войска - специальные войска. Они предназначены для восстановления, строительства, эксплуатации, заграждения и технического прикрытия железных дорог, используемых для обеспечения воинских перевозок.

Организационно Железнодорожные войска состоят из соеди­нений и различных специализированных частей. Они были созда­ны в период гражданской войны, а в мирные годы выполняли работы по реконструкции существующих и сооружению новых железных дорог.

За годы Великой Отечественной войны Железнодорожными войсками совместно со специальными формированиями Нарко­мата путей сообщения было восстановлено около 120 тыс. км же­лезных дорог.

Войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте РФ предназначены для обеспечения информационной безопасности.

Войска Гражданской обороны - воинские формирования, специально предназначенные для решения задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. На вооружении войск Гражданской обороны находятся специальная техника и боевое ручное стрелковое и холодное оружие. Военнослужащим войск Гражданской обороны выдаются удостоверения, подтверждающие их статус, и международные отличительные знаки.

Деятельность войск Гражданской обороны осуществляется с момента объявления состояния войны, фактического начала во­енных действий или введения Президентом Российской Федера­ции военного положения на территории страны или в отдельных ее местностях.

Войска Гражданской обороны в мирное время осуществляют свою деятельность при стихийных бедствиях, эпидемиях, крупных авариях, катастрофах, ставящих под угрозу здоровье населения и требующих проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

1 августа 1998 г. Президентом РФ был подписан основополагающий документ «Основы (концепция) государственной политики Российской Федерации по военному строительству на период до 2005 года», в котором изложены принципиальные положения политики России по военному строительству на указанный период.

В «Основах» дано определение положения военной организации Российской Федерации, которая включает: Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач в области обороны страны и безопасности государства военными методами, а также органы управления ими.

Решение этих задач будут осуществлять:

Министерство обороны (при сохранении его головной роли) - в части обеспечения обороны страны, защиты и охраны Государственной границы РФ в воздушном пространстве и надводной среде, а также ее защиты военными методами на суше и море;

Министерство внутренних дел - в части пресечения, локализации и нейтрализации внутренних конфликтов на территории РФ;

Федеральная служба безопасности - в части решения задач борьбы с терроризмом и политическим экстремизмом, разведывательной деятельностью специальных служб и организаций иностранных государств;

Федеральная пограничная служба - в части охраны Государственной границы РФ на суше, море, реках, озерах и иных водоемах;

Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) - в части решения задач гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

Федеральная служба Железнодорожных войск - в части обеспечения технического прикрытия и восстановления железнодорожных коммуникаций в целях обороны страны. (Техническое прикрытие путей сообщения - это комплекс мероприятий по обеспечению живучести путей сообщения и их восстановлению в случае разрушений.);

Федеральное агентство правительственной связи и информации при Президенте РФ - в части обеспечения информационной безопасности.

В рамках совершенствования оргструктуры Внутренних войск МВД предусмотрено преобразование их в Федеральную гвардию. В мирное время с Внутренних войск будут сняты функции по охране объектов на коммуникациях и конвоированию. Округа Внутренних войск будут упразднены. Вместо них будут созданы региональные командования (управления) Федеральной гвардии. Комплектование Федеральной гвардии предполагается производить исключительно на контрактной основе. Состав и структура Федеральной пограничной службы РФ будут приведены в соответствие с задачами охраны Государственной границы РФ и преобразованием пограничных округов в региональные управления, а Пограничных войск в пограничную охрану. Предусмотрено наращивание усилий по созданию органов пограничной охраны на участках, где войсковая охрана Государ­ственной границы РФ нецелесообразна.

Просмотров