Этапы закрепощения крестьян вкл. Закрепощение крестьян: этапы, причины и последствия. Две теории происхождения крепостничества в России

На протяжении веков влияние на положение крестьянства оказывали многие факторы и события. Закрепощение крестьян можно разбить на четыре основных этапа, от первых указов, легализующих крепостничество, и вплоть до его отмены.

Первый этап (конец XV - конец VXI вв.) - Юрьев день

Из-за роста господских повинностей крестьяне всё чаще уходят от помещиков на другие земли. Власть государя еще не настолько велика для введения жёстких запретов. Но необходимость сохранить лояльность дворянства требует принятия мер. Поэтому в 1473 году издает Судебник, согласно которому уход от помещика теперь возможен только после окончания пахатных работ, 26 ноября, в течение недели до Юрьева дня и недели после, при условии выплаты «пожилого».

В 1581 году на фоне тяжелых разорений страны царь Иван 4 Грозный издает Указ о введении «заповедных лет», временно запрещающий крестьянам уходить даже в Юрьев день.

Второй этап (конец XVI в. — 1649 г.) — Соборное уложение

В эпоху Смутного времени удержать крестьян от бегства становится все труднее. В 1597 г. издается указ о введении 5-летнего срока сыска беглых крестьян. В последующие годы срок «урочных лет» увеличивается. В обязанности местных администраций входит сыск беглых и дознание, которому подвергаются все пришлые крестьяне.

Соборное Уложение 1649 года окончательно признаёт крестьян собственностью землевладельцев. Крепостнический статус утверждается как наследственный - дети отца-крепостного и свободные люди, вступающие в брак с крепостными, также становятся крепостными. «Урочные лета», объявленные Иваном Грозным, отменяются: в силу вступает указ о бессрочном сыске беглых.

Третий этап (середина XVII - конец XVIII вв.) — полное укрепление крепостничества

Самый тяжелый этап закрепощения крестьян. Помещики получают полное право распоряжаться крепостными: продавать, подвергать телесным наказаниям (нередко приводящим к гибели крестьян), без суда ссылать на каторгу или в Сибирь. К этому времени крепостные фактически ничем не отличаются от чернокожих рабов на плантациях Нового Света.

Четвертый этап (конец XVIII вв. — 1861 г.) — разложение и отмена крепостного права

К началу этого периода становится всё более очевидной упадочность крепостнической системы. Развитие либеральных идей среди дворянства приводит к формированию негативного отношения передовой его части к явлению крепостничества. Понимание неэффективности и позорности самого явления крепостной зависимости постепенно укрепляется и на самом верху. Попытки изменить существующее положение предпринимает , затем Александр 1. Но лишь спустя полвека Александр 2 издает Манифест, дающий крепостным право распоряжаться своей свободой, по своему усмотрению менять виды деятельности и переходить в другие сословия.

  • Крепостничество в России распределялось по территориям неравномерно. Известно, что на западных территориях процент крепостных был значительно выше, чем в других районах. В то время как в Сибири и Поморье крепостного права как такового не было.
  • Извечная вера простого народа в «доброго царя» послужила причиной того, что содержанию Манифеста Александра II многие крестьяне не поверили. Почти сразу после оглашения возникли многочисленные слухи о том, что текст истинного Манифеста от них скрыли, а зачитали подложный: свободу получали сами крестьяне, но их земли оставались в собственности у барина. Крестьянин же являлся пользователем и стать владельцем мог, только выкупив свой надел у помещика.
  • Генетически сформировавшаяся психология крепостных порой приводила к тому, что после реформы крестьяне отказывались от воли просто потому, что не знали, что с нею делать: «Здесь мой дом. Куда я пойду?» Известно, что добросердечные человеческие отношения с барином и ранее зачастую тоже вызывали нежелание бывших крепостных покидать его. Например, воспетая Александром Сергеевичем Пушкиным няня, Арина Родионовна, тоже будучи крепостной и получив свободу, отказалась уходить от своих господ, которых любила всей душой.

Процесс закрепощения крестьян

Изначально прикрепление крестьян к земле не было безусловным. Они могли вернуть свободу продав свою вотчину пришлому крестьянину, что широко практиковалось. Продавший не подлежал возврату феодалу и считался лично свободным. Также свободу могли получить крестьяне в случае разрастания семьи, когда вотчина не могла уже прокормить всех ее членов, тогда часть семьи уходила в другое место. Процесс закрепощения крестьян, юридически обоснованного, начался с издания в 1447 году Казимиром Ягелончиком Привилея, по которому крестьяне, прожившие на земле феодала 10 лет, становились "непохожими", старожилами. Старожительство стало основой для поиска и возврата в свои вотчины беглых крестьян. Данный процесс стал вполне логичным продолжением процесса развития и роста феодальных владений. Чем крупнее становились имения феодалов, тем менее могла обеспечить их нужды и потребности челядь невольная в силу своей малочисленности. Кроме того, в связи с ростом и расширением городов, а также увеличением территории государства, возрастали потребности в зерне и других сельскохозяйственных продуктах. Именно поэтому феодалы стремились максимально удешевить, а по возможности и вовсе обесценить рабочую силу, дабы увеличить прибыльность своего производства и расширить площади обрабатываемых земель.

Руководствуясь подобными соображениями, а также исходя из факта сокращения великокняжецкого домена в результате частых войн, поставивших великого князя в зависимость от феодалов и вынудив его раздать им часть своих земель чтобы сохранить в лице феодалов опору своей власти, Сигизмунд II Август вмешался в процесс крестьянского землеустройства. В 1557 году он объявил о проведении реформы, вошедшей в историю под названием "волочной померы". В результате все земли государства были поделены на ровные наделы, волоки, размером 21,3 гектара каждый. Лучшие, более урожайные участки, были отданы под княжеские имения, где крестьяне должны были отработать "панщину". Каждое крестьянское хозяйство закреплялось за частью волоки и терял право перехода к другому господину. Фактически крестьянин становился крепостным. Исходя из волоки определялся круг повинностей. Они были различны для тяглых и осадных крестьян. Так тяглые крестьяне должны были отработать за каждую волоку два дня в неделю в имении и заплатить натуральную подать зерном, сеном, домашней птицей и так далее. Осадные (чиншевые) крестьяне платили чинш от 66 до 106 грошей в год. После государственных имений волочная помера была проведена в имениях феодалов. Результатом проведения реформы стало создание фальварочно-панщинных хозяйств, включавших в себя более тысячи крестьянских подворий. Фольварки предсталяли собой комплексы жилых и хозяйственных построек окруженных огородами, пахотными землями, лесами и другими территориями с постройками и без. Главным отличием фольварка был факт производства продукции на продажу, а не для собственных нужд феодала и его семьи. Данные изменения повысили прибыльность хозяйских имений и привели к окончательному закрепощению крестьян. Также из-за унификации повинностей исчезла необходимость крестьянских побегов в поисках лучшей жизни. Все земли, имущество и сами крестьяне стали собственностью феодалов или государства, в зависимости от того на чьей земле они проживали. После принятия статутов Великого княжества Литовского крепостное право получило окончательное юридическое оформление и преобрело наиболее жесткие формы. Крестьян стало возможно продавать, менять, отдавать в залог, как всю семью, так и отдельных ее членов. Такая система просуществовала почти триста лет. В результате свыше 40 % всего земельного фонда оказалось в руках феодалов, среди которых большинство составили католики литовского происхождения.

В XIV - XVI веках происходит рост и развитие городов и увеличение их населения. Города были центрами ремесленности и торговли. По своим размерам они в основном были небольшими - несколько улиц на 200-300 дворов. Росли также поселки городского типа - городки (местечки). И те, и другие возникали как на государственных, так и на частных землях. Все городки принадлежали феодалам и около 40 % городов также были в частных руках. Жители данных поселений исполняли повинности в пользу своего феодала. Одновременно с частными существовали и государственные города, население которых считалось свободным. В XVI веке в этих городах появились владения вельможных и духовных феодалов вместе с зависимыми людьми. Частные владения составили обособленную часть города и не подчинялись городскому самоуправлению.

С ростом и развитием городов их жители стремились избавиться от феодальной зависимости и получить свободу. Зависимость мешала развитию промыслов и торговли. Поэтому с конца XIV века литовские князья стали дарить городам право на самоуправление, так называемое магдебургское право, по которому отработочные повинности заменялись единым денежным налогом для всех жителей города. Население городов увеличивалось за счет беглых крестьян, а также ремесленников, переселенных в город феодалами. Большую часть их многонационального населения составляли ремесленники и торговцы, называемые мещанами. Кроме того имелась некоторое количество жителей, составивших городские низы - плебс, а также нищие-наемники. Население городов и местечек также занималось сельским хозяйством, для обеспечения собственных нужд.

Таким образом, различия между классами в феодальном обществе проявилась в сословном разделении и сопровождалась установлением особого юридического места для каждого класса. Представители класса феодалов вошли в привилегированное сословие - шляхту. Необходимо отметить неоднородность данного сословия. В его состав вошли также некоторые представители других социальных групп. Например, некоторые лично свободные люди, имеющие небольшие наделы земли и ведущие собственное хозяйство, либо арендующие землю у феодала и служащие у него в качестве лесников, конюхов и так далее. Этих людей нельзя отнести к классу феодалов.

Сословные права шляхты передавались по наследству потомкам-мужчинам от потомственных шляхтичей, а также дочерям, но не их детям, если дочь выходила замуж не за шляхтича. Женщины простого сословия, выходя замуж за шляхтича, становились шляхтянками пожизненно, даже в случае повторных замужеств с мужчинами простого сословия. Также шляхетство можно было получить от великого князя, либо за мужество в бою. Давалось оно и усыновленным через суд детям.

Лишались шляхетских прав за преступления, либо при занятии шляхтича торговлей или ремеслом.

Начало юридическому оформлению прав шляхетского сословия положили общеземские привилеи (грамоты) 1387, 1413, 1432 и 1447 годов, которыми изначально были закреплены права и привилегии шляхтичей католического вероисповедания, а затем в 1432 году некоторые политические и имущественные права были закреплены и за православной шляхтой. Им были дарованы практически неограниченные привилегии: все шляхтичи независимо от своего экономического и политического положения могли владеть землей в неограниченном размере на правах собственности, привлекались к ответственности только через суд, могли занимать должности в государственном аппарате и участвовать в формировании государственных и судебных органов, пользовались правом личной и имущественной неприкосновенности, освобождались от налогов и повинностей, кроме выплаты налога на военные нужды, а также некоторыми другими.

Католическое и православное духовенство в Великом княжестве Литовском

Еще одним привилегированным сословием на территории государства было духовенство, как католическое, так и православное. Оно обладало практически теми же правами, что и шляхта, за исключением одного - его сословные привилегии не передавались по наследству. По экономическому положению оно не было однородным: его верхушка (митрополиты, епископы и другие) примыкала к крупным светским феодалам, а низы относились к мещанам и лично свободным состоятельным крестьянам. Благодаря подобному разделению духовенство занимало особое положение в социальной структуре общества.

В непривилегированном классе крестьян также наблюдалось сословное деление. Например, бояре, мещане, крестьяне-данники. Исходя из сословной принадлежности определялся круг повинностей, налогов, а также подсудность и ответственность.

Вследствие процесса развития и укрепления Великого княжества Литовского усовершенствовался феодальный общественный строй и приобретала свои окончательные формы его иерархия.

Первый эта п (конец XV - конец XVI вв.) Процесс закрепощения крестьян в России был достаточно длительным. Еще в эпоху Древней Руси часть сельского населения теряла личную свободу и превращалась в смердов и холопов. В условиях раздробленности крестьяне могли покидать землю на которой жили и переходить к другому землевладельцу.

Судебники. Судебник 1497 г. упорядочил это право, подтвердив право владельческих крестьян после выплаты "пожилого" на возможность "выхода" в Юрьев день (день Святого Георгия) осенний (неделя до 26 ноября и неделя после).

В другое время крестьяне и не переходили на другие земли - мешала занятость сельскохозяйственными работами, осенняя и весенняя распутица, морозы. Но фиксация законом определенного краткого срока перехода свидетельствовала, с одной стороны, о стремлении феодалов и государства ограничить право крестьян, а с другой, об их слабости и неспособности закрепить крестьян за личностью определенного феодала. Кроме того, данное право заставляло землевладельцев считаться с интересами крестьян, что благотворно сказывалось на социально-экономическом развитии страны. Эта норма содержалась и в новом Судебнике 1550 г.

Однако в 1581 г., в условиях крайнего разорения страны и бегства населения, Иван IV ввел "заповедные годы", запрещавшие крестьянский выход на территориях, наиболее пострадавших от бедствий. Эта мера была чрезвычайной и временной, "вплоть до царева указа".

Второй этап. (конец ХVI в. - 1649 г)

Указ о повсеместном закрепощении. В 1592 (или в 1593 г.), т.е. в эпоху правления Бориса Годунова, вышел указ (текст которого не сохранился), запрещавший выход уже по всей стране и без каких-либо временных ограничений. Введение режима заповедных лет позволило начать составление писцовых книг (т.е. провести перепись населения, создавшую условия для прикрепления крестьян к месту их жительства и их возвращения в случае бегства и дальнейшей поимки старым хозяевам). В этом же году "обелялась" (т.е. освобождалась от налогов) барская запашка, что стимулировало служилых людей к увеличению ее площади.

"Урочные годы". На писцовые книги ориентировались составители указа 1597 г., установившие т.н. "урочные годы" (срок сыска беглых крестьян, определенный сначала в пять лет). По истечению пятилетнего срока бежавшие крестьяне подлежали закрепощению на новых местах, что отвечало интересам крупных землевладельцев, а также дворян южных и юго-западных уездов, куда направлялись основные потоки беглых. Спор из-за рабочих рук между дворянами центра и южных окраин стал одной из причин потрясений начала XVII в.

Окончательное закрепощение. На втором этапе закрепостительного процесса шла острая борьба между различными группировками землевладельцев и крестьянами по вопросу о сроке сыска беглых, пока Соборное уложение 1649 г. не отменило "урочные годы", ввело бессрочный сыск, объявило "вечную и потомственную крепость" крестьян. Так завершилось юридическое оформление крепостного права

На третьем этапе (с середины XVII в. до конца XVIII в.) крепостное право развивалось по восходящей линии. Например, по закону 1675 г. владельческих крестьян можно было уже продавать без земли. Во многом под влиянием социокультурного раскола, вызванного реформами Петра 1, крестьяне стали терять остатки своих прав и по своему социальному и правовому статусу приблизились к рабам, к ним относились как к "говорящей скотине". От рабов крепостные отличались лишь наличием собственного хозяйства на земле помещика. В XVIII в. помещики получили полное право распоряжаться личностью и имуществом крестьян, в том числе ссылать их без суда в Сибирь и на каторгу.

На четвертом этапе (конец XVIII в. - 1861 г.) крепостнические отношения вступили в стадию своего разложения. Государство начало проводить меры, несколько ограничившие произвол помещиков, к тому же крепостничество в результате распространения гуманных и либеральных идей было осуждено передовой частью русского дворянства.

В итоге, в силу различных причин оно было отменено Манифестом Александра II в феврале 1861 г.

Правление Федора Иоанновича. Формирование предпосылок Смуты.

Годы с 1598 по 1613 известны в исторической литературе под названием эпохи Смутного времени или времени нашествия самозванцев. Царь Федор Иоаннович, последний из оставшихся в живых сыновей Ивана Грозного, умер 7 января 1598 года бездетным. Его смертью закончилась династия Рюриковичей, правивших Русью более 700 лет. На российский престол 22 февраля 1598 года взошел представитель боярского рода, Борис Фёдорович Годунов, родной брат царицы Ирины Фёдоровны, жены царя Федора Иоанновича.

Смута – глубокий духовный, экономический, социальный, и внешнеполитический кризис, постигший Россию в конце 16 – начале 17 в. Совпал с династическим кризисом и борьбой боярских группировок за власть, поставившей страну на грань катастрофы. Основными признаками смуты считают бесцарствие (безвластие), самозванство, гражданскую войну и интервенцию. По мнению ряда историков, Смутное время можно считать первой гражданской войной в истории России.

Современники говорили о Смуте как о времени «шатости», «нестроения», «смущения умов», которые вызвали кровавые столкновения и конфликты. Термин «смута» использовался в обиходной речи 17 в., делопроизводстве московских приказов.

Предпосылками Смуты стали следствия опричнины и Ливонской войны 1558 – 1583гг.: разорение экономики, рост социального напряжения.

Причины Смуты как эпохи безвластия, согласно историографии 19 – начала 20 в., коренятся в пресечении династии Рюриковичей и вмешательстве сопредельных государств (особенно объединенной Литвы и Польши, отчего период иногда именовался «литовское или московское разорение») в дела Московского царства. Совокупность этих событий привела к появлению на русском престоле авантюристов и самозванцев, притязаний на трон с казаков, беглых крестьян и холопов. Церковная историография 19 – начала 20 в. считала Смуту периодом духовного кризиса общества, видя причины в искажении нравственных и моральных ценностей.

Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом, вызванным убийством царем Иваном IV Грозным своего старшего сына Ивана, приходом к власти его брата Федора Ивановича и смертью их младшего сводного брата Дмитрия (по убеждению многих, зарезанного приспешниками фактического правителя страны Бориса Годунова). Престол лишился последнего наследника из династии Рюриковичей.

Смерть бездетного царя Федора Ивановича (1598) позволила прийти к власти Борису Годунову (1598–1605), правившему энергично и мудро, но неспособному пресечь интриги недовольных бояр.

Принятый в дореволюционной историографии термин "Смутное время", относившийся к бурным событиям начала XVII в., был решительно отвергнут в советской науке как "дворянско-буржуазный" и заменен длинным и даже несколько бюрократическим названием: "Крестьянская война и иностранная интервенция в России". Сегодня термин "Смутное время" постепенно возвращается: видимо, потому, что он не только соответствует словоупотреблению эпохи, но и достаточно точно отражает историческую действительность.

Среди значений слова "смута", приводимых В.И. Далем, мы встречаем "восстанье, мятеж... общее неповиновение, раздор меж народом и властью[источник 9]. Однако в современном языке в прилагательном "смутный" ощущается иное значение – неясный, неотчетливый. И в самом деле, начало XVII в. и впрямь Смутное время: все в движении, все колеблется, размыты контуры людей и событий, с невероятной быстротой меняются цари, нередко в разных частях страны и даже в соседних городах признают в одно и то же время власть разных государей, люди подчас молниеносно меняют свою политическую ориентацию: то вчерашние союзники расходятся по враждебным лагерям, то вчерашние враги действуют сообща… Смутное время – сложнейшее переплетение разнообразных противоречий – сословных и национальных, внутриклассовых и межклассовых… И хотя была и иностранная интервенция, невозможно свести лишь к ней все многообразие событий этого бурного и поистине Смутного времени.

Естественно, такой динамичный период был на редкость богат не только яркими событиями, но и разнообразными альтернативами развития. В дни всенародных потрясений случайности могут сыграть существенную роль в направлении хода истории. Увы, Смутное время оказалось временем утраченных возможностей, когда не осуществились те альтернативы, которые сулили более благоприятный для страны ход событий.

Цель курсовой работы – раскрыть и как можно полнее отразить сущность Смутного времени.

1. Рассмотреть причины и предпосылки Смутного времени.

2. Проанализировать правление претендентов на российский престол и возможные альтернативы развития России.

3. Рассмотреть итоги и последствия Смуты.

Крепостным правом принято называть высшую степень неполной собственности феодала на работника, чаще всего, крестьянина. Крепостное право находило юридическое выражение в прикреплении крестьянина к земле; праве феодала отчуждать крестьян без земли; крайнем ограничении гражданской дееспособности крестьянина (право феодала на часть наследства крестьянина и на выморочное имущество, право телесных наказаний; отсутствие у крестьян право самостоятельно приобретать и отчуждать имущество, особенно недвижимое, распоряжаться наследством, выступать в суде и т.д.).

Процесс закрепощения в России был длительным и прошел несколько этапов. Первый этап: конец XV - конец XVI вв. Еще в эпоху Древней Руси часть сельского населения теряла личную свободу и превращалась в смердов и холопов. В условиях раздробленности крестьяне могли покидать землю, на которой жили, и переходить к другому землевладельцу. Характерный для России XV-XVI вв. рост феодального землевладения, особенно поместного, сопровождался прикреплением крестьян к земле. Сильнее других были закрепощены крестьяне-старожильцы, т. е. семьи, длительное время проживавшие на землях феодальных собственников.

С середины XV в. для крестьян отдельных вотчин устанавливается ограничение права выхода неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). В числе попавших под действие этого правила были крестьяне-серебреники северных уездов, попавшие в зависимость за долги. Срок выхода был подтвержден ст. 57 Судебника 1497 г. Ивана III в качестве общегосударственной нормы. Судебник также устанавливал размер выходной пошлины - пожилого. Судебник 1550 г. Ивана IV предусматривал увеличение пожилого и введение дополнительной пошлины – «за повоз».

В 1592-1593 гг. правительство впервые прибегло к объявлению «заповедных лет», т.е. временному запрещению выхода. С 1597 г. временный запрет стал бессрочным и был установлен 5-летний срок сыска беглых - «урочные лета». В 1607 г. был издан указ, впервые установивший санкции за прием и укрывательство беглых - штраф в пользу государства и «пожилое» старому владельцу беглого. Основную массу дворянства устраивали продолжительные сроки сыска беглых крестьян, однако крупные землевладельцы страны, а также дворяне южных окраин, куда шел большой приток беглых, были заинтересованы в коротких сроках сыска. На протяжении всей 1-й половины XVII в. дворяне подавали коллективные челобитные об удлинении урочных лет. В 1642 г. был установлен 10-летний срок сыска беглых и 15-летний – для сыска вывезенных.

Окончательное закрепощение крестьян принято связывать со сводом законов - Соборным уложением 1649 г. , принятым в правление царя Алексея Михайловича. Оно провозгласило бессрочность сыска, т.е. возврату подлежали все крестьяне, бежавшие от своих владельцев после писцовых книг 1626 г. или переписных книг 1646-1647 гг. Имущество крестьянина Соборным уложением признавалось собственностью помещика. Крепостные крестьяне стали юридически бесправными.


Но и после 1649 г. устанавливались новые сроки и основания для сыска, касавшиеся крестьян, бежавших на окраины: в районы по Засечной черте, в Сибирь и на Дон. В связи с этим была издана целая серия указов с 1653 по 1700 гг.

В дальнейшем крепостное право развивалось по восходящей линии. Крестьяне потеряли остатки своих прав, например, по закону 1675 г. их можно было продавать без земли. В XVIII в. помещики получили полное право распоряжаться их личностью и имуществом, в том числе ссылать без суда в Сибирь и на каторгу. Крестьяне по своему социальному и правовому статусу приблизились к рабам. Крепостничество привело к утверждению крайне неэффективной формы феодальных отношений, консервирующей отсталость русского общества. Крепостническая эксплуатация лишала непосредственных производителей заинтересованности в результатах своего труда, подрывала как крестьянское, так и помещичье хозяйства. Усугубив социальный раскол общества, крепостное право вызвало массовые народные выступления, потрясшие Россию в XVII в. («бунташный век ») и XVIII в.

· Привилей Казимира 1447 г. Запрет феодалам принимать беглых крестьян.

· Судебник Казимира 1468 г. Наказание за помощь беглым крестьянам.

· 1-й Статут ВКЛ 1529 г. Разрешение возвращения беглых крестьян в течение 10 лет. 10-летний «срок давности». Крестьянин, проживший более 10 лет на земле шляхтича, становился его собственностью.

· Аграрная реформа 1557 г. Закрепление крестьян за волоками.

· 2-й Статут ВКЛ 1566 г. Подтверждение 10-летнего «срока давности».

· 3-й Статут ВКЛ 1588 г. Установление 20-летнего «срока давности». Запрет перехода похожих крестьян от одного феодала к другому без отработок и выплат.

Аграрная реформа 1557 г. Сигизмунда II Августа («устава на волоки», «волочная помера»). Началась на западе, в восточных волостях завершена во второй половине ХVII в. В качестве ведущей формы феодального хозяйства была утверждена фольварочно-барщинная система, просуществовавшая до середины ХIХ в. До реформы у крестьян были разные наделы: дымы, службы, дворища, жеребья. В соответствии с реформой вводилась земельная мера – волока (19,5 десятины или 21, 36 га). Волоки закреплялись за крестьянами и признавались единицей обложения повинностями. Вводился обязательный трехпольный севооборот.

Унии с Польским королевством

Кревская уния 1385 г. Династическая уния. Брак Ягайло и Ядвиги. Инкорпорация ВКЛ в Польскую корону «на все времена». Ягайло – польский король с 1386 г. Принятие католичества. Удельные князья ВКЛ теряли самостоятельность и становились вассалами Польши.

1386–1392 гг. – гражданская междоусобная война между сторонниками Ягайло, Польши, католичества и сторонниками самостоятельности ВКЛ, православия (лидеры – Витовт, Андрей Ольгердович из Полоцка).

Результат: Островское соглашение 1392 г. Автономия ВКЛ под властью польского короля. Витовт – великий князь литовский. Ликвидация удельного княжения, введение наместничества.

Виленско-Радомская уния 1401 г. Союз ВКЛ и Польши против агрессии крестоносцев.



1409–1411 гг. – Великая война с Тевтонским (Немецким) орденом.

15 июля 1410 г. Грюнвальдская битва. Разгром войска Тевтонского ордена под командованием великого магистра Ульриха фон Юнгингена (более 30 тыс.) объединенным славянским войском под командованием Ягайло (40 тыс.: 50 польских хоругвей, 40 хоругвей ВКЛ, русская дружина из Новгорода Великого, отряд из Чехии под руководством Яна Жижки, татарская конница).

Городельская уния 1413 г. Подтверждение объединения ВКЛ и Польши. Городельский привилей 1413 г. предоставил занимать высшие государственные должности только феодалам католического вероисповедания. Уравнивание в правах литовских феодалов-католиков с польскими. На ВКЛ распространялось административно-территориальное деление Польши: воеводства–поветы–волости.

1432–1436 гг. – гражданская война. Во главе православных, сторонников автономии ВКЛ Свидригайло Ольгердович. Во главе католиков, сторонников сближения с Польшей Сигизмунд Кейстутович. 1435 г. – поражение Свидригайло под Вилькамиром. 1440 г. – в результате заговора убит Сигизмунд. Партия пролитовской ориентации способствовала объявлению великим князем брата польского короля Казимира Ягайловича.

1508 г. – мятеж Михаила Глинского против власти Сигизмунда I под лозунгом защиты православного населения. Центром стал Туров. Глинский использовал поддержку со стороны московского князя Василия III.

Войны с Московским государством

Борьба с набегами крымских татар

Концепции происхождения белорусского этноса

Ø Балтская (В. Седов)

Ø Кривичская (Н. Погодин, В. Ластовский)

Ø Кривичско-дреговичско-радимичская (Е. Карский, В. Пичета, М. Довнар-Запольский)

Ø Славяно-балтская (Н. Пилипенко)

Ø Финно-угорская (И. Ласков)

Ø Польская (Л. Галембовский, А. Рыпинский)

Ø Великорусская, западно-русская, древнерусская (М. Коялович)

Самоназвания жителей белорусских земель

Литвины – жители Верхнего Понёманья (Гродненщина). Политическое название (политноним) подданных ВКЛ.

Русские – православные в отличие от литовцев-язычников и поляков-католиков (латинов).

Русины – жители Подвинья и Поднепровья (Витебщина, Могилевщина) в ХIV–ХV вв.

Белорусцы – жители Подвинья и Поднепровья (Витебщина, Могилевщина) в конце ХVI–ХVII вв.

Полешуки – жители Полесья (Брестчина и Гомельщина).

Рукописные книги и летописи

ХIV в. – Лавришевское евангелие. Друцкое евангелие.

ХV в. – Жировичское евангелие.

ХV в. – Летописец великих князей литовских. Написан неизвестным автором в Смоленске. Изложена история ВКЛ от даты смерти Гедимина до конца ХIV в.

ХV в. – Белорусско-литовская летопись 1446 г. В основе лежит Смоленская летопись. Описываются события с IХ до середины ХV в. Последняя запись датируется 1446 г. Подробно рассказывается о княжении Витовта.

Конец ХV в. – Радзивилловская летопись. Содержит 618 миниатюр. Энциклопедия событий Киевской Руси и Полоцкого княжества.

Первые европейские книгопечатники

Книгоиздательская деятельность

Просмотров