Импичмент в конституционном праве означает. Что такое Импичмент? Значение слова Импичмент в политическом словаре. Что такое импичмент президента

Хотя такие процессы, как современный импичмент, существовали в разных странах, наиболее часто этот термин используется в отношении англо-американской процедуры в англоязычном мире. Английская практика импичмента началась в 14 или 15 в. Обычная процедура состояла в подтверждении обвинений Палатой общин с проведением предварительного следствия или без него. В собственном смысле термин «импичмент» означал процедуру привлечения высших должностных лиц государства к парламентскому суду для того, чтобы лишить их полномочий, и относился лишь к этой части процесса. За ней следовал суд, который проводила Палата лордов.

Последний английский импичмент проводился против лорда Мелвилла в 1806. Как средство привлечения к политической ответственности импичмент вышел из употребления после учреждения современной системы ответственного правительства.

Американская практика следует английской процедуре. Федеральная конституция установила, что любое гражданское должностное лицо может быть подвергнуто импичменту Палатой представителей за «серьезные преступления и правонарушения», хотя ранее было признано, что должностные лица законодательных органов не подлежат импичменту. Военные должностные лица, подлежащие суду военных трибуналов, не могут подвергаться импичменту. После импичмента проводится судебное разбирательство в Сенате, где для осуждения требуется получить большинство в две трети голосов, а приговор ограничен отстранением от должности, а также лишением права занимать государственный пост. Импичмент не является препятствием для преследования в гражданских судах, и помилование должностному лицу, осужденному после импичмента, не гарантируется. Самый знаменитый федеральный импичмент был вынесен в 1868 Палатой представителей президенту США Эндрю Джонсону. Однако Сенату не удалось его осудить. Всего федеральные импичменты проходили 13 раз, наиболее часто – против представителей судебной власти. Из 13 должностных лиц, подвергнутых импичменту, осуждены были лишь четверо, причем все – судьи. В 1974 Судебный комитет Палаты представителей одобрил импичмент президента Ричарда Никсона, но прежде чем Палата в полном составе смогла его рассмотреть, президент ушел в отставку. Угроза импичмента была также у Б.Клинтона после скандала с Моникой Левински. 19 декабря 1998 Палата представителей проголосовала «за» то, чтобы инициировать импичмент президента. Дело было передано в Сенат. 12 февраля 1999 Сенат проголосовал «против». Таким образом процедура импичмента была прекращена.

Конституции штатов предусматривают примерно такие же процедуры импичмента с некоторыми вариациями. Импичменты в штатах были немногочисленны и применялись для отстранения должностных лиц различного ранга – от мирового судьи до губернатора.

Импичмент в Российской Федерации.

В российской истории в 1990-е много раз ставился вопрос об импичменте президента Бориса Ельцина, однако ни разу не было набрано достаточное количество голосов, что небезосновательно позволяет предположить, что в реальности механизм досрочной законной смены власти в стране практически невыполним.

В Статье 93 Конституции РФ заложено два основных момента. Первый момент - основания отрешения Президента от должности определены слишком узко. Они включают в себя государственную измену, или тяжкое преступление. Таким образом, если Президент совершил преступление, но нетяжкое, то он может остаться в своей должности. Второй момент - вопрос должен быть рассмотрен трехмесячный период, что сильно сужает сроки рассмотрения вопроса. Если президент, например, совершил государственную измену, то по этой статье, тем не менее, он может остаться в должности, если истекли 3 месяца, в течение которых вопрос должен был быть рассмотрен и решен.

15 мая 1999 Государственной думой был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий президента РФ Б.Ельцина. В 1998 была начата процедура импичмента. Она основывалась на 5 обвинениях, в числе которых были распад Советского Союза; расстрел парламента в октябре 1993; развязывание войны в Чечне; развал Вооруженных Сил и геноцид российского народа. Впервые был образован Комитет по импичменту. Однако в ходе голосования ни по одному из пунктов обвинения не было набрано две трети голосов депутатов.

Вместе с тем, региональные парламенты несколько раз выносили импичменты вызвавшим у них недоверие губернаторам (например, двукратно – губернатору Алтайского края Михаилу Евдокимову).

ПРИЛОЖЕНИЕ

Импичмент в Российской Федерации. Выдержки из конституции РФ.

Статья 93 Конституции РФ

1. Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

2. Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

3. Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

© AP Photo / Eraldo Peres


© AP Photo / Eraldo Peres

26 мая 2015 года парламент Мадагаскара . Парламентарии обвинили президента в непрофессионализме и нарушении конституции страны. За отставку Радзаунаримампианина проголосовал 121 из 151 членов Национальной ассамблеи (парламента) Мадагаскара. 13 июня Конституционный суд Мадагаскара отклонил требование парламента об отставке президента .

В начале июля 2012 года парламент Румынии . За отстранение его от должности проголосовали 258 из 432 депутатов, против — 114. Инициатором процедуры отстранения правоцентриста Бэсеску от должности стала оппозиционная левоцентристская коалиция, которая подготовила подробный доклад о его деятельности за последние два года пребывания на посту главы государства и обвинила политика в нарушении конституции.

В стране прошел референдум по вопросу импичмента президента, в ходе которого за отстранение главы государства от должности выступили более 87% избирателей. Однако итоги референдума были признаны недействительными, так как процент явки составил около 46%, тогда как для того, чтобы референдум был признан состоявшимся, в нем должны принять участие не менее половины населения, имеющего право голоса. Конституционный суд Румынии принял решение о признании референдума об импичменте президенту страны Трояну Бэсеску несостоявшимся.

В апреле 2007 года также парламент Румынии . Депутаты от левой оппозиции обвинили Бэсеску в нарушении конституции и проявлении "тоталитарных наклонностей": злоупотреблении властью, в том числе в прослушивании телефонных разговоров членов правительства, коррупции и нанесении ущерба имиджу Румынии на международной арене. Дело дошло до референдума, в котором, по данным Центрального избирательного бюро Румынии, участвовали немногим более 30% из более 18 миллионов граждан, имеющих право голоса. Из них 74% проголосовали против импичмента. Это не помешало Бэсеску в декабре 2009 года победить на президентских выборах.

22 июня 2012 года Сенат Парагвая президенту страны Фернандо Луго по обвинению в неподобающем исполнении своих обязанностей. Поводом к рассмотрению дела послужило столкновение полиции и крестьян в районе города Куругуату, в департаменте Канендию на юго-востоке страны. В результате инцидента погибли 17 человек. , против — 4.

В апреле 2007 года после президентских и парламентских выборов Нигерии, которые прошли 21 апреля, партии, несогласные с итогами голосования, действующему президенту Нигерии Олусегуну Обасанджо, называя его главным виновником срыва всенародных выборов в стране. При этом власти Нигерии объявили выборы состоявшимися. Предвыборная кампания и выборы с самого начала носили скандальный характер и получили массу нареканий со стороны наблюдателей и сторонников нигерийской оппозиции. Накануне стало известно имя будущего президента республики — кандидата от правящей партии НДП Умару Ярадуа, опередившего по числу голосов своих ближайших соперников более чем в два раза.

В августе 2002 года нижняя палата парламента Нигерии также потребовала отставки президента Олусегуна Обасанджо, дав ему на это две недели. В противном случае парламентарии обещали начать процедуру импичмента. Однако Обасанджо отверг призыв к отставке.

6 апреля 2004 года парламент Литвы . Парламентарии сочли его виновным по трем пунктам обвинения — предоставление гражданства в порядке исключения спонсору его предвыборной кампании российскому бизнесмену Юрию Борисову, не обеспечение условий охраны госсекретности и превышение должностных полномочий. Участие в тайном голосовании приняли 115 депутатов сейма из 137. Счетная комиссия получила 114 бюллетеней, из которых 103 признаны действительными.

12 марта 2004 года Национальным собранием Южной Кореи было , которого оппозиция обвинила в коррупции и нелегальной поддержке проправительственной партии в преддверии парламентских выборов.14 мая 2004 года Конституционный суд Южной Кореи отклонил импичмент президента страны Но Му Хена. Судьи решили, что решение парламента об отстранении от власти президента страны было неправомочным, полномочия Но Му Хена были восстановлены.

В августе 2003 года верховный суд Замбии закончил разбирательство по искам оппозиции с требованием признать недействительными результаты выборов 2001 года и объявить импичмент действующему президенту страны Леви Мванавасу и отклонил их, как необоснованные. Мванаваса обвинил предыдущего президента Фредерика Чилубу и его окружение в коррупции и неправильном использовании государственных средств за период нахождения у власти.

В 2001 году парламент Индонезии единогласно проголосовал за импичмент президента Вахида Абдуррахмана. Он не справился с экономическими трудностями в стране, восстановил против себя различные политические и религиозные группировки, включая армию. Попытки Вахида Абдуррахмана остаться у власти не получили поддержки населения страны.

13 ноября 2000 года нижняя палата филиппинского парламента проголосовала за импичмент президенту страны Джозефу Эстраде. Его обвиняли в получении многомиллионных взяток от преступных синдикатов, занимающихся рэкетом и игорным бизнесом. В январе 2001 года процесс импичмента Джозефа Эстрады зашел в тупик — прокуратуре, расследующей финансовые операции президента не дали доступа к его счетам. Это вызвало массовые выступления оппозиции в Маниле.

20 января 2001 года Джозеф Эстрада ушел в отставку .

В феврале 1997 года парламент Эквадора объявил президента страны Абдалу Букарама "умственно неспособным" управлять государством и отстранил его от власти . Абдала Букарам бежал в Панаму, которая предоставила ему политическое убежище.

29 сентября 1992 года нижняя палата конгресса Бразилии начала процедуру импичмента президента Фернанду Колор ди Мелу . При голосовании 441 голосами за и 38 против он был лишен своего поста. 29 декабря 1992 года, непосредственно перед голосованием в Сенате, Фернанду Колор ди Мелу подал в отставку. Тем не менее, голосование было проведено, Колор лишен своего поста и права в течение восьми лет заниматься политикой.

США

В 1998 году процедуре импичмента был подвергнут 42-й президент США Билл Клинтон . Политический после появления в СМИ информации о связи президента с молодой сотрудницей Белого дома Моникой Левински. Клинтон обвинялся в ложных показаниях суду и в создании препятствий правосудию.

В декабре 1998 года палата представителей вынесла решение об импичменте; в феврале 1999 года, после долгого разбирательства в сенате, с Клинтона были сняты все обвинения.

В конце марта 1993 года Съезд народных депутатов Российской Федерации попытался отстранить президента РФ Бориса Ельцина от власти и начать процедуру импичмента в связи с его телеобращением 20 марта, но депутаты не собрали необходимые две трети голосов. Неудача импичмента заставила съезд согласиться на референдум, который был назначен на 25 апреля. В результате референдума, президент (как и съезд) сохранил свои полномочия.

В сентябре 1993 года , после того как Ельцин указом № 1400 предписал Верховному Совету и Съезду прервать осуществление своих функций, Верховный Совет, в свою очередь, объявил указ конституционным переворотом, Конституционный суд признал его основой для отрешения президента от должности. Верховный

Совет принял постановление о прекращении президентских полномочий. Х чрезвычайный (внеочередной) Съезд народных депутатов принял решение о прекращении полномочий президента Ельцина. Однако в ходе событий сентября — октября 1993 года Ельцину удалось сохранить фактическую власть над страной.

В 1998 году в третий раз была начата процедура импичмента против Бориса Ельцина. Она основывалась на пяти обвинениях, в числе которых были распад Советского Союза; расстрел парламента в октябре 1993 года; развязывание войны в Чечне; развал Вооруженных Сил и геноцид российского народа. Впервые был образован Комитет по импичменту. 15 мая 1999 года Государственной думой был рассмотрен вопрос о досрочном прекращении полномочий президента РФ Ельцина. Однако в ходе голосования ни по одному из пунктов обвинения не было набрано две трети голосов депутатов.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Конституцией РФ предусмотрена возможность досрочного отрешения Президента РФ от должности за совершения преступления, именуемая в международной практике процедурой импичмента .

Институт импичмента закреплен в конституциях многих стран, но он практически не применялся (например, в США за 200 лет были предприняты три безрезультатные, с юридической точки зрения, процедуры импичмента президента - в 1865, 1974 и 1999 гг.). В РФ дважды предпринимались тоже безрезультатные попытки импичмента - в 1993 и 1999 гг. В 2004 г. подвергся импичменту и был досрочно смещен с поста президент Литвы.

Процедура импичмента в РФ предусматривает 3 стадии:

Выдвижение Госдумой обвинения против Президента РФ - начало процедуры;

Заключения Верховного Суда РФ и Конституционного Суда РФ;

Отрешение президента от должности Советом Федерации.

Обвинение выдвигается Госдумой ФС РФ большинством в 2/3 голосов по инициативе не менее 1/3 депутатов и при наличии заключения специальной образованной Госдумой комиссии; президент обвиняется в совершении государственной измены или иного тяжкого преступления;

Верховный Суд РФ дает заключение о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления, а Конституционный Суд РФ - о соблюдении порядка выдвижения обвинения;

Совет Федерации ФС РФ принимает решение об отрешении Президента РФ от должности квалифицированным большинством голосов - 2/3 голосов от общего состава в 3-месячный срок после выдвижения Госдумой обвинения; импичмент считается отклоненным, если решение не принято в 3-месячный срок или за отрешение проголосовало менее 2/3 членов Совета федерации; в ином случае Президент РФ прекращает полномочия с момента принятия Советом Федерации соответствующего решения.

В случае досрочного прекращения Президентом РФ полномочий по любому основанию исполнение его обязанностей возлагается на Председателя Правительства РФ. Исполняющий обязанности Президента РФ не имеет права роспуска Госдумы.

Выборы нового Президента РФ проводятся в 3-месячный срок.

Законодательная власть в Российской Федерации

Половина депутатов (225) избирается по одномандатным округам (территория России делится на 225 примерно одинаковых по численности избирателей округов (и не менее одного округа в одном субъекте федерации), от которых избирается один депутат, - мажоритарная система;

Другая половина (225) депутатских мандатов распределяется между партиями (блоками партий) пропорционально числу поданных голосов - округом становится вся страна: чем больше голосов избирателей отдано за партию, тем больше депутатских мест она получит.

Во время выборов избиратель получает 2 бюллетеня : первый с именами кандидатов от округа, где он проживает; второй с названиями партий (блоков), участвующих в выборах стране в целом. Избиратель может голосовать только за одно кандидата в мажоритарном округе и только за одну партию (блок) по пропорциональному (общефедеральному) округу.

Право избирать депутатов Госдумы имеют граждане РФ, достигшие на день выборов 18 лет. Право быть избранными депутатом Госдумы имеют граждане РФ, достигшие 21 года.

Не имеют избирательного права лица, признанные судом недееспособными, и лица, по приговору суда отбывающие уголовное наказание в виде лишения свободы.

Законодательство о выборах депутатов Госдумы не отличается стабильностью. За 10 лет существования Госдумы каждые новые выборы (1993, 1995, 1999 ГГ.) проводились по новому закону о выборах, который принимался непосредственно «под» очередные выборы и менял правила их проведения. С 2007г. планируется избирать Госдуму только по пропорциональной системе (по партийным спискам) - соответствующие законопроекты уже внесены в парламент.

В мажоритарном округе избранным считается кандидат:

При условии, что в выборах приняло участие более 25% избирателей, зарегистрированных в округе (соблюден кворум);

За победившего кандидата подано больше голосов, чем "против всех".

К распределению депутатских мандатов (всего 225) в общефедеральном (пропорциональном) округе допускаются зарегистрированные федеральные списки, которые:

Если списки, получившие 5 и более процентов голосов, вместе набрали 50 и менее процентов голосов по общефедеральному округу, то к распределению мандатов допускаются также списки, набравшие менее 5% голосов, пока списки, допущенные к распределению мандатов, в сумме не наберут более 50% голосов;

Если менее чем за 3 списка кандидатов, каждый из которых получил 5 и более процентов голосов, подано в совокупности более 50% голосов, а остальные списки получили менее 5% голосов, к распределению мандатов допускаются списки, каждый из которых получил 5 и более процентов, а также в порядке убывания поданных голосов списки, набравшие менее 5% голосов, до того как общее число списков, допущенных к распределению, не достигнет 3.

Допущенные к распределению мандатов списки получают количество мандатов, пропорциональное итоговому результату в соответствии с очередностью кандидатов в списках.

Центризбирком признает выборы по общефедеральному округу не состоявшимися, если:

Ни один список не наберет 5 и более процентов голосов избирателей, пришедших на выборы;

В выборах примет участие менее 25% зарегистрированных избирателей;

Основной функцией Федерального Собрания является функция законодательства. Статья 104 Конституции РФ содержит перечень субъектов законодательной инициативы: Президент РФ, Совет Федерации, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы, Правительство РФ, представительные органы субъектов РФ, а также Конституционный, Верховный, Высший Арбитражный суды. Вместе с тем, никто, кроме Федерального Собрания РФ, не имеет права принимать федеральные законы. Из двух палат парламента именно Государственная дума играет основополагающую роль в законодательном процессе.

Законодательный процесс - это установленный законами и регламентами порядок, этапы, процедуры прохождения закона от проекта до опубликования и вступления в силу, а так же взаимодействие всех участков законотворчества (рис.5.2).

4-й этап. Одобрение закона
Президент Российской Федерации в течении четырнадцати дней подписывает закон и обнародует его
5-й этап. Предписание и обнародование законов

Рис. 5.2. Стадии законодательного процесса

1 этап - законодательная инициатива . Она определяется как совокупность форм, процедур, операций, сопровождающих и обеспечивающих внесение в Государственную Думу проектов законов.

2 этап - рассмотрение законопроекта Государственной Думой. Регламентом Государственной Думы определен порядок рассмотрения законопроекта. Он осуществляется в три чтения, в ходе которых обсуждается концепция, оцениваются положения, отдельные статьи законопроекта, определяется необходимость принятия, вносятся поправки и т. п.

3 этап - принятие закона Государственной Думой. Согласно Конституции РФ и регламенту Государственной Думы федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов (450). В течении 5 дней передаются в Совет Федерации.

Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течении четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации.

Заключительный этап законодательного процесса - промульгация состоит в том, что принятый палатами парламента федеральный закон в течении 5 дней направляется главе государства, подписывается им, после чего публикуется. Подписывая закон, глава государства констатирует, что закон принят парламентом должным образом и подлежит исполнению; если в течении 14 дней Президент отклонит этот закон, обе палаты вновь рассматривают его, и, если он будет одобрен при повторном рассмотрении не менее чем 2/3 от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом в течение 7 дней и обнародованию.

Конституция РФ предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания РФ - Госдумы.

Президент РФ вправе распустить Госдуму в случаях:

Трехкратного отклонения Госдумой кандидатур, предложенных Президентом РФ на должность Председателя Правительства Российской Федерации;

Двукратного в течение 3 месяцев вынесения Госдумой вотума недоверия Правительству РФ при несогласии Президента РФ принять отставку Правительства РФ;

Вынесения Госдумой недоверия Правительству РФ, если вопрос о доверии был вынесен по инициативе Правительства РФ.

Роспуск Государственной Думы невозможен :

В течение одного года со дня ее избрания;

В течение 6 месяцев до окончания полномочий Президента РФ;

С момента выдвижения Госдумой обвинения против Президента РФ;

В период действия в РФ военного или чрезвычайного положения.

Импичмент в переводе с английского обозначает «недоверие, сомнение». Президент – первое лицо в государстве. Если он не справляется со своими обязанностями, парламент или другой орган власти в праве выдвинуть ему «вотум недоверия».

Что такое импичмент президента?

Этот термин «перекочевал» в Конституционное законодательство Росси из США. Что значит импичмент президента в разных странах? Это – процедура привлечения к правовой ответственности и последующего отстранения от своей должности высшего государственного лица. Действия совершаются по схеме:

  1. «Виновнику» предъявляется обвинение в судебно наказуемых деяниях.
  2. Формирование заключения происходит в нижней палате Законодательного органа.
  3. Судебный вердикт выносится верхней палатой.

Причины для импичмента президента

Если в Российской Федерации основной причиной процесса становится измена государству, то в Америке и других западных странах этот список значительно больше. Высокая должность обязывает к соблюдению правовых и конституционных норм, предельной честности, обнародованию информации, имеющей государственную важность. Импичмент - это отстранение от полномочий президента, нарушающего установленный порядок и не справляющегося со своими должностными обязанностями. Основные причины начала судебного процесса:

  1. Государственная измена (например, в США под этим понятием подразумеваются военные действия против Америки, поддержка врагов, присоединение к их рядам).
  2. Тяжкие преступные деяния иного рода: взяточничество; попрание гражданских прав, указанных в Конституции, лжесвидетельство, препятствие правосудию; утаивание информации, имеющей государственную важность.
  3. Невозможность исполнения прямых обязанностей по состоянию здоровья.

Кто может огласить импичмент?

В России процесс инициируется Государственной Думой, в США – Палатой представителей. Заявление поступает в юридический комитет, формулирующей «положения импичмента». Если за них проголосует большинство членов Палаты представителей (США) или 2/3 депутатов Госдумы (Россия), то делу дается дальнейший ход. Кто объявляет импичмент президенту в конце судебных заседаний? Сенат (США) или Совет Федерации (Россия) рассматривают показания свидетелей. Верховный судья председательствует по делу об импичменте. Он же и обнародует принятое заключение.

Как объявлять импичмент президенту?

Совет Федерации (Россия) или Сенат (США) выносит окончательный приговор. В тех странах, где Конституцией не предусмотрена процедура отстранения от обязанностей президента, проводится всенародный референдум. На 1 этапе голосования должно быть собрано не менее 1% голосов избирателей, ранее голосовавших за утверждение кандидата в должности высшего руководящего лица. На 2 этапе количество голосов должно составлять не менее 20%. На последнем этапе число проголосовавших за импичмент президента должно быть более 50%.

Основные этапы процедуры импичмента

В России процедура импичмента совершалась 3 раза: дважды в 1993 году и в 1999 году. Порядок его проведения был заимствован США у Великобритании, а Россией – у Америки. Под судебный прессинг 3 раза попадал российский президент Борис Ельцин, американцы – Ричард М. Николсон, Эндрю Джонсон, Билл Клинтон, бразильянка Дилма Роуссефф (судебный процесс был завершен 31 августа 2016 года).

Импичмент – что это такое с точки зрения закона? В Российской Федерации процесс регулируется ст. 93:

  1. Государственная Дума выдвигает обвинительное заключение в измене государству или других тяжких преступлениях.
  2. Верховный Суд выносит решение о присутствии признаков и мотивов преступления.
  3. Конституционный Суд России регулирует соблюдение порядка, установленного при выдвижении обвинительного вердикта.
  4. Оглашается заключение об отстранении президента от занимаемой должности – его выносит Совет Федерации.

Импичмент - что это в США, и по какой схеме он происходит? Процесс осуществляется в 2 этапа:

  • 1 этап - обвинительный приговор выдвигается представителями Палаты;
  • 2 этап – заключение выносится Сенатом.

impedivi - «воспрепятствовал, пресёк») - процедура судебного обвинения, в том числе и уголовного, лиц муниципального или государственного исполнения, чиновников, вплоть до главы государства, с возможным последующим их отстранением от должности. Обвинение в процессе импичмента, как правило, уличает лицо в актах, совершённых незаконно, то есть в сознательном правонарушении, независимо от злоупотребления должностными полномочиями.

История

Белоруссия

19 ноября 1996 г. в Конституционный суд поступило обращение от группы депутатов Верховного Совета Республики Беларусь о начале процедуры отстранения от должности президента Республики Беларусь Александра Лукашенко в связи с систематическим нарушением им норм Конституции и законов Республики Беларусь , однако импичмент не состоялся .

Лихтенштейн

В отличие от большинства других стран, в конституции Лихтенштейна процедура отстранения от власти князя инициируется гражданами и проводится через всенародный референдум .

Россия

В России по Конституции, принятой в 1993 году , процедура во многом схожа с американской: отрешение Президента Российской Федерации от должности производит Совет Федерации двумя третями голосов по представлению Государственной думы .

В России процедура импичмента (отрешения от должности) инициировалась трижды, один раз - согласно действующей Конституции. Во всех случаях объектом становился первый президент - Борис Ельцин .

В первый раз вопрос об импичменте встал в марте 1993 года по инициативе Верховного Совета и Съезда народных депутатов России . Хотя действовавшая на тот момент (с изменениями) Конституция РСФСР 1978 года позволяла Съезду народных депутатов самостоятельно решать «любой вопрос, находящийся в ведении Российской Федерации», в результате переговоров между Верховным Советом и президентом вопрос о полномочиях был вынесен на всенародный референдум , в ходе которого одновременно решался вопрос и о доверии Съезду. В результате народного волеизъявления большинство участников референдума проголосовало в поддержку президента и за досрочное переизбрание народных депутатов России. Однако число голосов, набранное за переизбрание Съезда народных депутатов России, было менее 50% от общего числа избирателей (явка составила около 2/3 от этого числа). В связи с этим, до конца лета 1993 года изменений в деятельности исполнительной и законодательной власти не произошло.

Во второй раз вопрос об импичменте встал в сентябре 1993 года, после указа президента о прекращении действия Съезда и Верховного Совета. Решение об импичменте было принято депутатами, собравшимися на так называемый X Съезд, законность которого, однако, не была признана исполнительной властью. Конфликт был разрешён вооружённым путём в ходе событий 3-4 октября .

В третий раз вопрос об импичменте рассматривался в 1998-1999 годах. Президент Ельцин обвинялся Государственной думой по четырём пунктам: развал СССР , развязывание войны в Чечне , ослабление обороноспособности и безопасности России, роспуск Верховного Совета в 1993 году . Факультативно рассматривался вопрос о «геноциде российского народа». В Государственной думе была создана специальная парламентская комиссия по рассмотрению вопроса об импичменте во главе с членом фракции КПРФ Вадимом Филимоновым (председатель), Виктором Илюхиным (КПРФ) и Еленой Мизулиной («Яблоко ») (заместители председателя). В результате голосования ни одно из обвинений не получило поддержки квалифицированного большинства депутатов (для выдвижения обвинения по вопросу о войне в Чечне не хватило 17 голосов), и процедура была прекращена.

США

Импичмент, согласно отделу IV статьи II Конституции США , предусматривает привлечение к ответственности путём отстранения от должности федеральных служащих, в том числе президента, если «они будут признаны виновными в измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях и проступках» .

Исключительной прерогативой формулировать и выдвигать обвинение обладает Палата представителей. Здесь должно быть проведено голосование за то, чтобы передать вопрос на рассмотрение юридического комитета Палаты представителей, где проводится расследование обвинений. Если основания для импичмента обнаружены, готовится фактическое обвинительное заключение, которое после утверждения комитетом направляется на рассмотрение Палаты представителей полного состава, где для его утверждения требуется простое большинство голосов .

Если Палата представителей поддержит предложение, следующим шагом должно стать утверждение импичмента в верхней палате Конгресса - Сенате. Обвинения передаются в Сенат Конгресса, где процедура превращается в судебный процесс, на котором Палата представителей фактически выступает стороной обвинения, а сенаторы выполняют роль членов суда присяжных. Чтобы импичмент состоялся, необходимо не менее двух третей голосов сенаторов (не менее 67) .

Процедура применима для отрешения Президента США, ряда федеральных должностных лиц и судей (единственное исключение из принципа несменяемости судей). Дополнительно к отрешению от должности Сенатом может быть назначено наказание, затрагивающее запрет на занятие должностей на федеральной службе США (включая даже неоплачиваемые почётные должности).

Первый случай импичмента в американской истории произошёл в 1797 году , когда в сговоре с британцами был обвинён сенатор из Теннесси , Уильям Блаунт .

За всю историю США три президента были представлены к импичменту Палатой представителей , но оправданы потом Сенатом, где обвинение не набрало необходимые 2/3 голосов: Эндрю Джонсон в (дело о незаконной отставке военного министра) и

Просмотров