Как американцы приморье бомбили. Как сша бомбили ссср Ракеты открыли счет

Lockheed F-80


8 октября 1950 г. в 16.17 по местному времени два истребителя ВВС США Локхид F-80C «Шутинг Стар» («Метеор») нарушили государственную границу СССР и, углубившись почти на 100 км, атаковали советский военный полевой аэродром Сухая Речка в 165 км от Владивостока, в Хасанском районе. В результате обстрела самолетами ВВС США на стоянке были повреждены семь самолетов советской эскадрильи, один сгорел полностью.


Американские очевидцы вспоминают

Однако житель Владивостока Владимир Михайлов нашел такого человека. Это непосредственный участник атаки — американский летчик Олтон Квонбек , который после 22 лет службы в ВВС работал в сенатском комитете по разведке и в ЦРУ, вышел на пенсию и теперь занимается сельским хозяйством на своей ферме в Мидделбурге.

Квонбек рассказал, что другой пилот — Аллен Дифендорф , отслужив 33 года в ВВС, скончался в 1996 г. Как рассказал Квонбек, расстрелянный русский аэродром — жертва ошибки. Низкие облака и неожиданно сильный ветер явились причиной того, что самолеты снесло к северо-востоку и пострадал не намеченный заранее американским руководством аэродром в порту Чхонджин (КНДР), а советский — Сухая Речка.

«Шла война в Корее. Советские метеорологические данные были засекречены, что лишило нас сведений о погоде в Сибири и на Дальнем Востоке , — вспоминал Квонбек. — Опознавательных знаков на земле не было видно, радионавигации не существовало. Расчеты делались только исходя из направления и силы ветра, и время полета до цели определяло необходимость снижения. Полет проходил над облаками на высоте более 11 тыс. метров. На высоте 3 тыс. метров в облаках я нашел прореху, мы ринулись в нее и обнаружили себя над широкой речной долиной... Я не знал точно, где мы... По пыльной дороге на запад шел грузовик ».

Американцы решили догнать грузовик и, преследуя машину, вышли на аэродром. Это было похоже на аэродром Чхонджин, который пилоты видели на крупномасштабной карте.

Blogspot.com


«Советские радары, должно быть, запеленговали нас на расстоянии около 100 миль от границы. Следив за нашим снижением, они, вероятно, потеряли нас в складках местности, когда мы спустились в долину реки. Была объявлена общая боевая тревога, но у русских не было самолетов или ракет, готовых отразить атаку. Это было в воскресенье после обеда. На аэродроме стояло много самолетов — мечта любого военного летчика. В два ряда были выстроены около 20 самолетов типа Р-39 и Р-63... На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Времени на принятие решений почти не было, топливо тоже было на исходе... Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал как я ». Удостоверившись, что цель поражена, «Метеоры» развернулись и улетели. На отходе от цели американцы взяли курс к базе и неожиданно увидели остров рядом с побережьем. «Ничего себе, — подумал я , — вспоминал Квонбек. — Рядом с Чхонджином нет острова... ».

Немного обеспокоившись и сверившись с картой, американцы решили, что нанесли удар по другому северокорейскому аэродрому. Вернувшись, летчики доложили, что разбомбили аэродром с самолетами. Специалисты проверили запись камеры самолета, и оказалось, что самолеты на аэродроме были американскими «Кингкобрами», поставлявшимися американцами русским по лендлизу. Камера показала, что самолеты на земле не вспыхнули — вероятно, не было топлива, значит, это точно был не военный аэродром северокорейцев и пилоты ошиблись.

Уже на следующий день, 9 октября, министр иностранных дел СССР Громыко выступил с официальным протестом в ООН. В ноте протеста инцидент именовался «вероломным нарушением советских границ», «провокационным актом». СССР потребовал, чтобы виновные понесли наказание.

Неделю в Кремле ломали голову: что это — начало третьей мировой, запугивание или действительно ошибка? Через 11 дней президент Трумэн выступил с обращением к ООН, в котором признал вину США и заявил, что «Правительство США желает публично выразить сожаление по поводу того, что американские вооруженные силы оказались замешанными в этом нарушении советской границы» и что Правительство США «готово предоставить средства для возмещения любого ущерба, нанесенного советской собственности». Он также заявил, что командир полка ВВС США на Дальнем Востоке освобожден от занимаемой должности, дисциплинарные меры приняты по отношению к пилотам: американские летчики были преданы военному трибуналу, отстранены от боевых действий и переведены в другие части.

Русские очевидцы вспоминают


Летом 1950 г. началась война в Корее между Севером и Югом. Юг поддерживали силы ООН во главе с американцами, а на стороне Севера выступали русские и китайцы.

Blogspot.com


В конце 1950 г. американцы заменили все свои F-51 на реактивные Локхид F-80С, ставшие основными истребителями-бомбардировщиками ВВС США в Корее. С 28 сентября по 1 октября 1950 г. F-80 перелетели из Японии на южнокорейскую авиабазу Тэгу. 49-я FBG (истребительно-бомбардировочная эскадрилья) стала первой на корейском полуострове частью, полностью вооруженной реактивными истребителями. В ноябре эта группа воевала в составе временного 6149-го крыла тактической поддержки, которое специально было создано 5 сентября. Ее девизом было «Защищаю и мщу».

8 ноября четыре одноместных F-80, оснащенные каждый шестью 12,7 мм пулеметами и боезапасом в 1800 патронов, 2 авиабомбами и 10 ракетами, вылетели с базы Тэгу на север…

Blogspot.com


«Выходной был. Все отдыхали на море, и тут они прилетели. Покружили, постреляли из пулеметов по самолетам и скрылись за сопками. Мне тогда уж 13-й год пошел », — вспоминал житель поселка Сухая Речка Григорий Больдусов, проживающий там до сих пор.

В конце 1950 г. в связи с войной в Корее в Приморье стали проводить учения с перебазированием частей на полевые аэродромы. Полевой аэродром Сухая Речка принадлежал авиации ТОФ. Здесь уже находились корректировщики По-2 отдельной авиаэскадрильи, предназначавшиеся для воздушного прикрытия и корректировки огня 130 мм флотских башенных батарей Хасанского сектора береговой обороны. По плану учений, сюда для временного размещения прибыли «Кингкобры» 821-го истребительного авиаполка 190-й истребительной авиадивизии. Все самолеты стояли на открытых стоянках вдоль взлетно-посадочной полосы, выстроенные в линейку, которая и подверглась штурмовой атаке американцев.

Blogspot.com


В момент атаки аэродрома командира полка полковника В.И. Савельева на аэродроме не было, он находился в наземных войсках с начальником штаба авиакорпуса, для организации взаимодействия на период учений. Вместо него на аэродроме оставался заместитель командира полка подполковник Н.С. Виноградов , который вместо того, чтобы дать сигнал на вылет дежурной 1-й аэроэскадрилье, высадил летчиков из самолетов.

Полковник Савельев и подполковник Виноградов были отданы под трибунал и судом офицерской чести были понижены в должности, за «слабое воспитание личного состава полка».

«После того как два американских «Метеора» прилетели и разбомбили наш полк на берегу Сухой речки, наше руководство приняло меры. Сразу же пришла 303-я авиационная дивизия, которая летала уже на реактивных «МИГах» в Подмосковье. И после этого случая срочно создали 64-й авиационный корпус и стали готовиться к перевооружению , — вспоминал летчик 821-го полка Николай Забелин . — После нападения также было введено боевое дежурство в полках. Этого с окончания Второй мировой войны не было. Сидели от зари до зари в кабинах и около. Возникло ощущение близкой войны… ».


Этот день в истории:

8 октября 1950 г. в 16.17 по местному времени два истребителя ВВС США Локхид F-80C "Шутинг Стар" ("Метеор") нарушили государственную границу СССР и, углубившись почти на 100 км, атаковали советский военный полевой аэродром Сухая Речка в 165 км от Владивостока, в Хасанском районе. В результате обстрела самолетами ВВС США на стоянке были повреждены семь самолетов советской эскадрильи, один сгорел полностью.

Той осенью уже вовсю громыхала война на Корейском полуострове. Залпы грохотали совсем рядом от нашей общей с корейцами государственной границы. К тому же американцы и их союзники не слишком-то церемонились с соблюдением международного права. Боевые самолеты вероятного противника совершали систематические полеты вблизи советских городов и военных баз. Хотя СССР официально в войне не участвовал, доходило дело и до вооруженных столкновений.

В ночь на 26 июня 1950 года в международных водах южнокорейские боевые корабли обстреляли кабельное судно «Пластун», входившее в состав 5-го ВМФ СССР (нынче - Тихоокеанский флот),в результате чего погиб командир судна капитан-лейтенант Колесников. Часть членов экипажа была ранена. Противник отошел только после того, как был открыт ответный огонь.

4 сентября того же года для наблюдения за действиями неопознанного эсминца, подошедшего на дистанцию 26 километров к порту Дальний (бывший Порт-Артур), по тревоге подняли в воздух экипаж советского самолета-разведчика А-20Ж «Бостон» старшего лейтенанта Константина Корпаева. Сопровождали его два наших истребителя. На подходе к цели советские самолеты были атакованы сразу 11-ю американскими истребителями. В итоге короткого воздушного боя «Бостон» загорелся и упал в океан. Все три члена его экипажа погибли.

Таков был военно-политический фон в то время на Дальнем Востоке. Неудивительно, что части и соединения советских Вооруженных сил в тех краях находились в постоянном напряжении. Тревоги, приказы о немедленном рассредоточении следовали один за другим. 7 октября 1950 года именно такой пришел в 821-й истребительный авиаполк 190-й истребительной авиадивизии, вооруженный старыми американскими поршневыми «Кингкобрами», полученными еще по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Летчикам предстояло срочно перелететь на полевой аэродром Тихоокеанского флота Сухая Речка в Хасанском районе Приморского края в 100 километрах от советско-корейской границы. К утру 8 октября все три эскадрильи полка уже стояли на новом месте. Дальше началось нечто почти невероятное.

В воскресенье в 16 часов 17 минут по местному времени над Сухой Речкой внезапно появились два реактивных самолета. На бреющем полете они прошли над аэродромом, потом развернулись и открыли огонь. Никто ничего и понять не успел, как шесть советских самолетов оказались повреждены, а один сгорел. О том, были ли в составе 821-го авиаполка убитые и раненные, в архивных документах нет ни слова. Но об этом – ниже.

Выяснилось, что штурмовали Сухую Речку американские истребители F-80 «Щутинг стар». Преследовать реактивные F-80 летчики 821-го авиаполка и не пытались. Да это было бы и невозможно на их поршневых «Кингкобрах».

9 октября СССР представил в ООН официальную ноту протеста. Правительство Советского Союза было сильно обеспокоено. Не могли понять – или это начало третей мировой войны, или ошибка пилотов.

20 октября президент США Гарри Трумэн, выступая в ООН, признал вину США и выразил сожаление, что американские вооруженные силы оказались замешенными в инциденте с нарушением границы СССР и нанесении ущерба советской собственности. Он заявил, что командир полка уволен, а летчики переданы суду военного трибунала, что нападение на территорию Советского Союза стало «результатом навигационной ошибки и плохого расчета» пилотов. А еще – что командир авиационного соединения, в которое входили F-80, смещен с должности, дисциплинарные взыскания наложены и на летчиков.

Несмотря на то, что инцидент казался исчерпанным, немедленно была перебазирована из Подмосковья на Дальний Восток 303-я авиационная дивизия, имевшая в своем составе реактивные «МИГ-15». В войсках ввели боевое дежурство. Обстановка в частях была тревожная.

Американцы продолжали отстаивать версию об ошибке пилотов вплоть до 1990г.

"Шла война в Корее. Советские метеорологические данные были засекречены, что лишило нас сведений о погоде в Сибири и на Дальнем Востоке, - вспоминал Квонбек, бывший сотрудник ЦРУ и сенатского комитета по разведке,а еще – бывший пилот одного из двух американских истребителей, штурмовавших аэродром Сухая Речка в 1950 году. - Опознавательных знаков на земле не было видно, радионавигации не существовало...На высоте 3 тыс. метров в облаках я нашел прореху, мы ринулись в нее и обнаружили себя над широкой речной долиной... Я не знал точно, где мы... По пыльной дороге на запад шел грузовик".

Американцы решили догнать грузовик и, преследуя машину, вышли на аэродром. Это было похоже на аэродром Чхонджин, который пилоты видели на крупномасштабной карте.

"Советские радары, должно быть, запеленговали нас на расстоянии около 100 миль от границы. Следив за нашим снижением, они, вероятно, потеряли нас в складках местности, когда мы спустились в долину реки. Была объявлена общая боевая тревога, но у русских не было самолетов или ракет, готовых отразить атаку.Это было в воскресенье после обеда. На аэродроме стояло много самолетов - мечта любого военного летчика. В два ряда были выстроены около 20 самолетов типа Р-39 и Р-63... На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Времени на принятие решений почти не было, топливо тоже было на исходе... Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал как я".

Удостоверившись, что цель поражена, "Метеоры" развернулись и улетели. На отходе от цели американцы взяли курс к базе и неожиданно увидели остров рядом с побережьем. "Ничего себе, - подумал я, - вспоминал Квонбек. - Рядом с Чхонджином нет острова...". Вернувшись, летчики доложили, что разбомбили аэродром с самолетами. Специалисты проверили запись камеры самолета, и оказалось, что самолеты на аэродроме были американскими "Кингкобрами", поставлявшимися американцами русским по лендлизу. Камера показала, что самолеты на земле не вспыхнули - вероятно, не было топлива, значит, это точно был не военный аэродром северокорейцев и пилоты ошиблись.

По мнению командовавшего в ту пору 64-м авиационным корпусом, ныне покойного, генерал-лейтенанта Георгия Лобова и бывшего летчика 821-го авиационного полка В. Забелина, никакой ошибки быть не могло. Американцы должны были прекрасно видеть, куда летят, и что бомбят. Это была явная провокация. По словам Забелина, «американцы прекрасно видели, куда летят. Пролетели 100 километров от нашей границы с Кореей. Они все прекрасно знали. Это придумали, что молодые летчики заблудились».Внушает сомнение в ошибке и дальнейший послужной список Олтона Квонбека. Он весьма успешен. Скорее всего, бомбардировка была проведена целенаправленно, и инцидент был чистой провокацией со стороны США.

Однако в любом случае это не единственная тайна тех событий. В архивных документах Министерства обороны и Министерства иностранных дел СССР говорится лишь о разбитых и поврежденных в результате внезапной штурмовки советских самолетах. И ни слова – о человеческих потерях.

Конечно, семь самолетов для сверхдержавы не великая потеря. Жертв же не было. Если верить официальному заявлению. Однако были, видимо, и они. По крайней мере, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году». Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка.

Странно, конечно, что могила безымянная. Странно, что про нее молчат военные архивы.

У нас и в Великую Отечественную павших закапывали где и как попало, не заботясь об отметке на карте. Вот седьмой десяток лет и бродят по местам боев поисковые отряды. И долго еще бродить будут...

А многие ли у нас слышали об этом....

Мало кто знает, что на самом деле в те годы заокеанские самолеты все же нанесли безнаказанный удар по советской территории. Случилось это на Дальнем Востоке в октябре 1950 года…

8 октября 1950 г. в 16.17 по местному времени два истребителя ВВС США Локхид F-80C "Шутинг Стар" ("Метеор") нарушили государственную границу СССР и, углубившись почти на 100 км, атаковали советский военный полевой аэродром Сухая Речка в 165 км от Владивостока, в Хасанском районе. В результате обстрела самолетами ВВС США на стоянке были повреждены семь самолетов советской эскадрильи, один сгорел полностью.
Той осенью уже вовсю громыхала война на Корейском полуострове. Залпы грохотали совсем рядом от нашей общей с корейцами государственной границы. К тому же американцы и их союзники не слишком-то церемонились с соблюдением международного права. Боевые самолеты вероятного противника совершали систематические полеты вблизи советских городов и военных баз. Хотя СССР официально в войне не участвовал, доходило дело и до вооруженных столкновений.
В ночь на 26 июня 1950 года в международных водах южнокорейские боевые корабли обстреляли кабельное судно «Пластун», входившее в состав 5-го ВМФ СССР (нынче - Тихоокеанский флот),в результате чего погиб командир судна капитан-лейтенант Колесников. Часть членов экипажа была ранена. Противник отошел только после того, как был открыт ответный огонь.
4 сентября того же года для наблюдения за действиями неопознанного эсминца, подошедшего на дистанцию 26 километров к порту Дальний (бывший Порт-Артур), по тревоге подняли в воздух экипаж советского самолета-разведчика А-20Ж «Бостон» старшего лейтенанта Константина Корпаева. Сопровождали его два наших истребителя. На подходе к цели советские самолеты были атакованы сразу 11-ю американскими истребителями. В итоге короткого воздушного боя «Бостон» загорелся и упал в океан. Все три члена его экипажа погибли.
Таков был военно-политический фон в то время на Дальнем Востоке. Неудивительно, что части и соединения советских Вооруженных сил в тех краях находились в постоянном напряжении. Тревоги, приказы о немедленном рассредоточении следовали один за другим. 7 октября 1950 года именно такой пришел в 821-й истребительный авиаполк 190-й истребительной авиадивизии, вооруженный старыми американскими поршневыми «Кингкобрами», полученными еще по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Летчикам предстояло срочно перелететь на полевой аэродром Тихоокеанского флота Сухая Речка в Хасанском районе Приморского края в 100 километрах от советско-корейской границы. К утру 8 октября все три эскадрильи полка уже стояли на новом месте. Дальше началось нечто почти невероятное.

В воскресенье в 16 часов 17 минут по местному времени над Сухой Речкой внезапно появились два реактивных самолета. На бреющем полете они прошли над аэродромом, потом развернулись и открыли огонь. Никто ничего и понять не успел, как шесть советских самолетов оказались повреждены, а один сгорел. О том, были ли в составе 821-го авиаполка убитые и раненные, в архивных документах нет ни слова. Но об этом – ниже.

Выяснилось, что штурмовали Сухую Речку американские истребители F-80 «Shooting Star». Преследовать реактивные F-80 летчики 821-го авиаполка и не пытались. Да это было бы и невозможно на их поршневых «Кингкобрах».
9 октября СССР представил в ООН официальную ноту протеста. Правительство Советского Союза было сильно обеспокоено. Не могли понять – или это начало третей мировой войны, или ошибка пилотов.

20 октября президент США Гарри Трумэн, выступая в ООН, признал вину США и выразил сожаление, что американские вооруженные силы оказались замешанными в инциденте с нарушением границы СССР и нанесении ущерба советской собственности. Он заявил, что командир полка уволен, а летчики переданы суду военного трибунала, что нападение на территорию Советского Союза стало «результатом навигационной ошибки и плохого расчета» пилотов. А еще – что командир авиационного соединения, в которое входили F-80, смещен с должности, дисциплинарные взыскания наложены и на летчиков.
Несмотря на то, что инцидент казался исчерпанным, немедленно была перебазирована из Подмосковья на Дальний Восток 303-я авиационная дивизия, имевшая в своем составе реактивные «МИГ-15». В войсках ввели боевое дежурство. Обстановка в частях была тревожная.

Американцы продолжали отстаивать версию об ошибке пилотов вплоть до 1990г.

"Шла война в Корее. Советские метеорологические данные были засекречены, что лишило нас сведений о погоде в Сибири и на Дальнем Востоке, - вспоминал Квонбек, бывший сотрудник ЦРУ и сенатского комитета по разведке,а еще – бывший пилот одного из двух американских истребителей, штурмовавших аэродром Сухая Речка в 1950 году. - Опознавательных знаков на земле не было видно, радионавигации не существовало...На высоте 3 тыс. метров в облаках я нашел прореху, мы ринулись в нее и обнаружили себя над широкой речной долиной... Я не знал точно, где мы... По пыльной дороге на запад шел грузовик".
Американцы решили догнать грузовик и, преследуя машину, вышли на аэродром. Это было похоже на аэродром Чхонджин, который пилоты видели на крупномасштабной карте.
"Советские радары, должно быть, запеленговали нас на расстоянии около 100 миль от границы. Следив за нашим снижением, они, вероятно, потеряли нас в складках местности, когда мы спустились в долину реки. Была объявлена общая боевая тревога, но у русских не было самолетов или ракет, готовых отразить атаку.Это было в воскресенье после обеда. На аэродроме стояло много самолетов - мечта любого военного летчика. В два ряда были выстроены около 20 самолетов типа Р-39 и Р-63... На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Времени на принятие решений почти не было, топливо тоже было на исходе... Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал как я".
Удостоверившись, что цель поражена, "Метеоры" развернулись и улетели. На отходе от цели американцы взяли курс к базе и неожиданно увидели остров рядом с побережьем. "Ничего себе, - подумал я, - вспоминал Квонбек. - Рядом с Чхонджином нет острова...". Вернувшись, летчики доложили, что разбомбили аэродром с самолетами. Специалисты проверили запись камеры самолета, и оказалось, что самолеты на аэродроме были американскими "Кингкобрами", поставлявшимися американцами русским по лендлизу. Камера показала, что самолеты на земле не вспыхнули - вероятно, не было топлива, значит, это точно был не военный аэродром северокорейцев и пилоты ошиблись.

По мнению командовавшего в ту пору 64-м авиационным корпусом, ныне покойного, генерал-лейтенанта Георгия Лобова и бывшего летчика 821-го авиационного полка В. Забелина, никакой ошибки быть не могло. Американцы должны были прекрасно видеть, куда летят, и что бомбят. Это была явная провокация. По словам Забелина, «американцы прекрасно видели, куда летят. Пролетели 100 километров от нашей границы с Кореей. Они все прекрасно знали. Это придумали, что молодые летчики заблудились».Внушает сомнение в ошибке и дальнейший послужной список Олтона Квонбека. Он весьма успешен. Скорее всего, бомбардировка была проведена целенаправленно, и инцидент был чистой провокацией со стороны США.

Однако в любом случае это не единственная тайна тех событий. В архивных документах Министерства обороны и Министерства иностранных дел СССР говорится лишь о разбитых и поврежденных в результате внезапной штурмовки советских самолетах. И ни слова – о человеческих потерях.
Конечно, семь самолетов для сверхдержавы не великая потеря. Жертв же не было. Если верить официальному заявлению. Однако были, видимо, и они. По крайней мере, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году». Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка.

Странно, конечно, что могила безымянная. Странно, что про нее молчат военные архивы.
У нас и в Великую Отечественную павших закапывали где и как попало, не заботясь об отметке на карте. Вот седьмой десяток лет и бродят по местам боев поисковые отряды. И долго еще бродить будут...

Мало кому известно, что 8 октября 1950 г. два истребителя-бомбардировщика ВВС США пересекли границу СССР, углубились на расстояние около ста километров, и нанесли удар по военному полевому аэродрому Сухая речка. 25 июня 1950г. начался военный конфликт между Северной и Южной Кореей. На стороне Северной Кореи воевали добровольческие части из КНР, финансовую поддержку и снабжение вооружением и военными советниками оказывал СССР. В состав группировки Южной Кореи входили американцы, Великобритания и ряд других стран, входивших в состав миротворческих сил ООН. Хотя официально Советский Союз в боевых действиях не участвовал, но не обошлось без вооруженных столкновений. 26 июня 1950г. южнокорейскими кораблями было обстреляно входившее в состав 5-го ВМФ судно «Пластун», в результате чего погиб командир судна капитан-лейтенант Колесников. Часть членов экипажа была ранена. Противник отошел только после того, как был открыт ответный огонь. 4 сентября 1950г. к порту Дальний подошел неопознанный эсминец. В воздух был поднят самолет-разведчик А-20Ж, в сопровождении двух истребителей. При подходе к цели их атаковали сразу 11 американских истребителей. А-20Ж был сбит и упал в море. Экипаж погиб. 8 октября 1950г. было воскресенье. Жители окрестных сел отдыхали на море, полевой аэродром Сухая речка жил по распорядку выходного дня. Для проведения учений на него перебазировали воздушные корректировщики По-2 и поршневые истребители «Кингкобры». Всего около 20 самолетов, которые стояли возле взлетной полосы стройной линией. В пятом часу вечера тишину мирного неба распорол звук реактивных двигателей. Два американских истребителя-бомбардировщика «Локхид» F-80С прошли над аэродромом и, сделав боевой разворот, атаковали стоящие на земле самолеты. Один из самолетов сгорел полностью, а семь были повреждены. По официальным данным, человеческих жертв не было. Преследовать реактивные самолеты на поршневых истребителях было нереально. 9 октября СССР представил в ООН официальную ноту протеста. Правительство Советского Союза было сильно обеспокоено. Не могли понять – или это начало третей мировой войны, или ошибка пилотов. 20 октября президент США Гарри Трумэн, выступая в ООН, признал вину США и выразил сожаление, что американские вооруженные силы оказались замешенными в инциденте с нарушением границы СССР и нанесении ущерба советской собственности. Он заявил, что командир полка уволен, а летчики переданы суду военного трибунала. Несмотря на то, что инцидент казался исчерпанным, немедленно была перебазирована из Подмосковья на Дальний Восток 303-я авиационная дивизия, имевшая в своем составе реактивные «МИГ-15». В войсках ввели боевое дежурство. Обстановка в частях была тревожная. По мнению бывшего летчика 821-го авиационного полка В. Забелина, никакой ошибки быть не могло. Американцы должны были прекрасно видеть, куда летят, и что бомбят. Это была явная провокация. Вспомнил Забелин и то, что и командира истребительного полка полковника Савельева, и его заместителя подполковника Виноградова после бомбардировки отдали под суд и понизили в должностях. За то, что не сумели дать отпор американцам. Американцы продолжали отстаивать версию об ошибке пилотов вплоть до 1990г. Один из пилотов бомбивших советский аэродром, Олтон Квонбек утверждал, что виной всему была низкая облачность и сильный ветер. По словам командовавшего в ту пору 64-м авиационным корпусом, ныне покойного, генерал-лейтенанта Георгия Лобова, никакой низкой облачности над аэродромом Сухая речка не было. Напротив, день был солнечным и безоблачным. Не могло быть и речи о потере американцами ориентировки. Если бы американцы ошиблись и потеряли ориентировку, то свою ошибку они должны были понять еще при подлете к тихоокеанскому побережью. По его очертаниям. Внушает сомнение в ошибке и дальнейший послужной список Олтона Квонбека. Он весьма успешен. Скорее всего, бомбардировка была проведена целенаправленно, и инцидент был чистой провокацией со стороны США. Конечно, семь самолетов для сверхдержавы не великая потеря. Жертв же не было. Если верить официальному заявлению. Только непонятно тогда, откуда взялся в Хасанском районе Приморского края памятник под номером 106, который значится как «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950г.» Она находится у села Перевозное. Это бывшая территория военного городка Сухая речка.

Почти полвека, пока шла так называемая «холодная война» между СССР и Западом, нас пугали американскими бомбами. И мало кто знает, что на самом деле в те годы заокеанские самолеты все же нанесли безнаказанный удар по советской территории. Случилось это на Дальнем Востоке 60 лет назад — в октябре 1950 года.

Той осенью уже вовсю громыхала война на Корейском полуострове. Залпы грохотали совсем рядом от нашей общей с корейцами государственной границы. К тому же американцы и их союзники не слишком-то церемонились с соблюдением международного права. Боевые самолеты вероятного противника совершали систематические полеты вблизи советских городов и военных баз. Хотя СССР официально в войне не участвовал, доходило дело и до вооруженных столкновений.

В ночь на 26 июня 1950 года в международных водах южнокорейские боевые корабли обстреляли кабельное судно «Пластун», входившее в состав 5-го ВМФ СССР (нынче — Тихоокеанский флот). Был смертельно ранен командир «Пластуна» капитан-лейтенант Колесников, ранены помощник командира лейтенант Ковалев, рулевой и сигнальщик. Корабли противника отошли лишь после того, как моряки «Пластуна» открыли ответный огонь из 45-миллиметровой пушки и крупнокалиберного пулемета ДШК.

4 сентября того же года для наблюдения за действиями неопознанного эсминца, подошедшего на дистанцию 26 километров к порту Дальний (бывший Порт-Артур), по тревоге подняли в воздух экипаж советского самолета-разведчика А-20Ж «Бостон» старшего лейтенанта Константина Корпаева. Сопровождали его два наших истребителя. На подходе к цели советские самолеты были атакованы сразу 11-ю американскими истребителями. В итоге короткого воздушного боя «Бостон» загорелся и упал в океан. Все три члена его экипажа погибли.

Таков был военно-политический фон в то время на Дальнем Востоке. Неудивительно, что части и соединения советских Вооруженных сил в тех краях находились в постоянном напряжении. Тревоги, приказы о немедленном рассредоточении следовали один за другим. 7 октября 1950 года именно такой пришел в 821-й истребительный авиаполк 190-й истребительной авиадивизии, вооруженный старыми американскими поршневыми «Кингкобрами», полученными еще по ленд-лизу в годы Великой Отечественной войны. Летчикам предстояло срочно перелететь на полевой аэродром Тихоокеанского флота Сухая Речка в Хасанском районе Приморского края в 100 километрах от советско-корейской границы. К утру 8 октября все три эскадрильи полка уже стояли на новом месте. Дальше началось нечто почти невероятное.

В воскресенье в 16 часов 17 минут по местному времени над Сухой Речкой внезапно появились два реактивных самолета. На бреющем полете они прошли над аэродромом, потом развернулись и открыли огонь. Никто ничего и понять не успел, как шесть советских самолетов оказались повреждены, а один сгорел. О том, были ли в составе 821-го авиаполка убитые и раненные, в архивных документах нет ни слова. Но об этом — ниже.

Выяснилось, что штурмовали Сухую Речку американские истребители F-80 «Щутинг стар». Преследовать реактивные F-80 летчики 821-го авиаполка и не пытались. Да это было бы и невозможно на их поршневых «Кингкобрах».

На другой день в Москве в кабинет первого заместителя министра иностранных дел Андрея Громыко был вызван советник-посланник посольства США в СССР У. Барбур. Ему была вручена нота протеста с требованием расследования опаснейшего инцидента и строгого наказания виновных в атаке на аэродром Сухая Речка. Еще через десять дней правительство Соединенных Штатов по этому же поводу направило официальное письмо Генеральному секретарю ООН. В нем оно сообщило, что нападение на территорию Советского Союза стало «результатом навигационной ошибки и плохого расчета» пилотов. А еще — что командир авиационного соединения, в которое входили F-80, смещен с должности, дисциплинарные взыскания наложены и на летчиков.

Участники этих событий с советской стороны считают, что ни о какой навигационной ошибке речь идти не могла. По их мнению, имела место чистейшая провокация. В этом уверен, например, бывший летчик 821-го авиаполка В. Забелин. По его словам, «американцы прекрасно видели, куда летят. Пролетели 100 километров от нашей границы с Кореей. Они все прекрасно знали. Это придумали, что молодые летчики заблудились».

Кроме того, Забелин вспоминал, что командир оскандалившегося истребительного полка полковник Савельев и его заместитель подполковник Виноградов , не сумевшие организовать отпор американцам, были отданы под суд и понижены в должностях. Для укрепления государственной границы из Подмосковья на Дальний Восток командование ВВС срочно перебросило 303-ю истребительную авиадивизию, вооруженную реактивными МиГ-15. Такие боевые машины с американцами могли биться на равных. Возможно, именно по этой причине F-80 больше в советском небе не появлялись. Хотя в продолжавшейся войне на Корейском полуострове «Шустинг стары» с МиГами сражались, и не раз.

Любопытно, что в Соединенных Штатах об этой истории вспомнили лишь, когда закончилась «холодная война» — в 1990 году. В «Вашингтон пост» появилась статья под названием «Моя короткая война с Россией». Ее автор — Олтон Квонбек , бывший сотрудник ЦРУ и сенатского комитета по разведке. А еще — бывший пилот одного из двух американских истребителей, штурмовавших аэродром Сухая Речка в 1950 году. Квонбек снова отстаивал версию о навигационной ошибке, которая, будто бы, привела к серьезнейшему международному инциденту, улаживать который пришлось даже ООН. Якобы виной всему низкая облачность и сильный ветер. В статье американского аса говорится: «Я не знал, где мы находимся. Через просвет в облаках я увидел, что мы находимся над рекой в долине, окруженной горами… По пыльной дороге на запад шел грузовик». Квонбек, по его словам, решил догнать автомашину. Она и привела к аэродрому. Автор статьи утверждает, что ему показалось, будто это северокорейский военный аэродром Чхонджин. «На аэродроме стояло много самолетов — мечта любого летчика, — продолжает он. — На темно-зеленых фюзеляжах были большие красные звезды с белым ободком. Время на принятие решения почти не было, топливо тоже было на исходе… Я зашел слева, выпустил несколько очередей, мой напарник Аллен Дифендорф делал, как я». «Для русских это было, как Перл-Харбор», — не отказал себе в сильном преувеличении Квонбек.

К сожалению, уже нет в живых одного из наших героев войны в Корее генерал-лейтенанта Георгия Лобова, командовавшего в ту пору 64-м авиационным корпусом. Но остались воспоминания генерала. В то, что американцы бомбили советский аэродром по ошибке, он не верил. По свидетельству Лобова, никакой низкой облачности над Сухой Речкой в тот день не было. Наоборот, светило яркое солнце, что исключало потерю ориентировки пилотами F-80. По данным советского генерала, очертания тихоокеанского побережья на подходе к цели были прекрасно различимы с воздуха, а они совсем не похожи на те, что вблизи корейского аэродрома Чхонджин. Это обстоятельство, а также послевоенный послужной список Олтона Квонбека, ставят под сомнение версию Вашингтона и искренность его извинений перед Советским Союзом.

Однако в любом случае это не единственная тайна тех событий. Как уже говорилось, в архивных документах Министерства обороны и Министерства иностранных дел СССР говорится лишь о разбитых и поврежденных в результате внезапной штурмовки советских самолетах. И ни слова — о человеческих потерях. Однако были, видимо, и они. По крайней мере, в списке памятников Хасанского района Приморского края под номером 106 значится «братская безымянная могила летчиков, погибших при отражении американских бомбардировщиков в 1950 году». Там же указано, что могила находится у села Перевозное, бывшей территории военного городка Сухая Речка.

Странно, конечно, что могила безымянная. Странно, что про нее молчат военные архивы. А может быть, дело в старой советской традиции? Главное — пересчитать разбитую технику. А мужиков бабы еще нарожают. У нас и в Великую Отечественную павших закапывали где и как попало, не заботясь об отметке на карте. Вот седьмой десяток лет и бродят по местам боев поисковые отряды. И долго еще бродить будут.

Просмотров