Концепция школьного химического образования. Проблемы и тенденции общего химического образования. III. Проблемы школьного химического образования

В учебном году организацию обучения химии рекомендуем осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами федерального и регионального уровня:

1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М. Творческий центр,2007.

2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённая приказом Министра образования № 000 от 01.01.2001г.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 01.01.2001года.

С целью подготовки учащихся к изучению нового учебного предмета «Химия» в 8 классе, создания познавательной мотивации, формирования предметных знаний, умений и навыков, ознакомления со становлением и развитием науки химии, интеграции знаний по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия» по инициативе администрации ОУ в 7 классе может преподаваться пропедевтический курс химии. Для реализации пропедевтического курса могут быть использованы пособия для учащихся (, и др., 2007) и учителя (, и др., 2007)

Химия – особая учебная дисциплина, при изучении которой наряду с теоретическими знаниями формируются также экспериментальные и расчётные умения и навыки. Поэтому необходимо обратить особое внимание на выполнение практической части программы (демонстрационный и ученический эксперимент), особенно при изучении химии на базовом уровне в 10 и 11классе, демонстрационный эксперимент должен присутствовать на каждом уроке, рекомендуется использование домашнего эксперимента. В современных условиях учителя стремятся перевести реальную работу с веществами на виртуальный уровень. Это приводит к отчуждению детей то реальных веществ, от химических манипуляций. На мониторе компьютера они видят условные цвета, не ощущают запаха, не учатся пользоваться посудой и приборами, т. к. не держат их в руках, а просто нажимают кнопки. Обучение должно вести детей от живого вещества к компьютерной модели.

Приоритетное значение в обучении химии приобретают методы, обеспечивающие возможность самореализации личности. Для подростка важен мотив самоутверждения, поэтому учителю необходимо организовать деятельность так, чтобы учащийся мог самостоятельно выполнить посильное задание или сумел разобраться в тексте учебника. При этом важно каким способом он приобрёл знания и умения, сопровождалось ли их приобретение личностным развитием.

С методами обучения тесно связано и обучение познанию в условиях быстрого обновления естественно-научной информации. Методически правильно применять такой способ обучения, чтобы конкретный предмет познания был бы актуальным для самих учащихся. Тогда в процессе познания, например свойств вещества, у учащихся возникнут вопросы, требующие объяснения, теоретического обобщения, касающиеся строения вещества. Для решения этой задачи важны знания и умения, относящиеся к методу моделирования. В процессе обучения химии учащиеся приобретают опыт творческой деятельности. Определённую систему методов необходимо использовать при формировании у учащихся общих учебных умений, навыков и способов деятельности.

Меняются подходы и к современному уроку химии (, 2009). При работе в профильных классах, где химия является непрофильной дисциплиной, обучение строится на основе учёта интересов, склонностей и особенностей обучающихся. Повысить интерес к предмету можно усилением прикладного характера содержания, его практической значимости. С целью углубления знаний учащиеся выбирают элективные курсы, которые являются обязательной составляющей профильного обучения и предпрофильной подготовки (см. приложение № 2)

Необходимо упомянуть и о современных ИКТ, они должны быть на уроке и при подготовке к уроку, но это только средства, инструменты. Предлагаем ознакомиться с химическими образовательными сайтами, материалы которых может использовать учитель (см. приложение № 3).

С введением ЕГЭ в школьную практику важное значение приобретает совершенствование методики контроля учебных достижений выпускников. Формы контроля могут быть самыми разнообразными в зависимости от конкретных целей и специфики изученного материала. Вместе с тем, целесообразно уже в ходе текущего контроля использовать задания, аналогичные тем, которые представлены в экзаменационной работе ЕГЭ и нацелены на проверку сформированности умений применять знания. Целесообразно шире использовать практикоориентированные задания и задания на комплексное применение знаний из различных разделов курса.

Проведение государственной итоговой аттестации в новой форме в 9 классе в ряде регионов позволило выявить определённые пробелы в знаниях выпускников основной школы по следующим разделам: «Первоначальные химические понятия», «Химические свойства простых и сложных веществ», «Общие сведения об органических веществах», а также невысокий уровень владения знаниями, получаемыми в ходе химического эксперимента.

Методическую помощь учителю могут оказать следующие материалы, размещённые на сайте ФИПИ (http://www. *****) :

1. Методическое письмо «Об использовании результатов ЕГЭ 2009г. в преподавании химии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования»

2. Методическое письмо «Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2009г в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях»

3. Документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации и ЕГЭ по химии.

4. Учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом.

Одним из важных аспектов деятельности учителя является организация работы с одаренными детьми. Предлагаем учителю Методические рекомендации по организации работы с одарёнными детьми (на примере учебных дисциплин естественно-математического цикла), представленные на сайте ipk. ***** в Центре профессионального развития педагогов, отделе естественно-математического образования, которые могут стать теоретической основой для целенаправленной работы педагога с учащимися.

Дорогие читатели, преподаватели химии!

Выдержки из текста проектов концепций содержания образования* мы публикуем для обсуждения с вами. Интересно узнать ваше отношение к этой проблеме.
Присылайте к нам в редакцию свои впечатления и мнения о концепциях.
Все материалы, присланные в редакцию в ближайшее время, по мере возможности будут опубликованы.
(Текст концепций дается в оригинале, без редакторской правки.)

В подготовке проектов концепций приняли участие:

Образовательная область «естествознание» – В.В.Лунин, О.В.Архангельская, С.С.Бердоносов, А.А.Каверина, С.В.Суматохин, Г.М.Чернобельская, Р.Г.Иванова, В.В.Давыдов, З.С.Ковалева, Л.С.Понтак, Ю.И.Дик, В.А.Коровин, А.Н.Мансуров, И.И.Нурминский, В.А.Орлов, Л.С.Хижнякова, А.Ю.Пентин, Г.С.Калинова, И.Н.Пономарева, В.С.Кумченко, В.И.Сивоглазов, Т.В.Иванова, А.А.Каменский, В.З.Резникова, Т.С.Сухова, Т.М.Ефимова.

Концепция естественнонаучного образования

Введение

Естественнонаучное образование является одним из компонентов подготовки подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Наряду с гуманитарным, социально-экономическим, математическим и технологическим компонентами образования оно обеспечивает всестороннее развитие личности ребенка за время его обучения и воспитания в школе.

В разные годы естественнонаучное образование реализовывалось изучением различных учебных дисциплин, в числе которых были физика, химия и биология. С начала ХХ в. объем и содержание естественнонаучной образовательной области в школах России претерпели значительные изменения как из-за развития самих естественнонаучных дисциплин, так и в связи с меняющимися запросами общества.

Бурное развитие физики выдвинуло ее в число фундаментальных наук, являющихся основой современного естествознания.

В последние десятилетия интенсивно развивается химия, используя весь арсенал теоретических и экспериментальных физических методов. Благодаря новым возможностям, открытым физикой и химией, мощный импульс в своем развитии получила биология, ставшая в конце ХХ столетия одним из лидеров научного естествознания.

Под влиянием физики испытывает значительный прогресс астрономия, превратившись из наблюдательной науки в экспериментальную. Интенсивно развиваются новые научные направления, возникшие на стыке нескольких наук: астрофизика, радиоастрономия, космонавтика, физическая химия, химическая физика, биологическая химия, бионика, экология.

Успехи естественных наук в области фундаментальных исследований столь велики, что существенно меняются представления людей, далеких от науки, на окружающий мир. Ряд научных принципов, разработанных в основном в результате физических исследований, приобретает значение философских, общенаучных категорий.

Под влиянием науки стремительно меняются технологическая база общества, условия жизни огромного числа людей. Изобретения ХХ в., современные технологии, ставшие возможными благодаря успехам естественных наук, неузнаваемо изменили облик современной цивилизации. Развитие машиностроения, автомобилестроения, робототехники, строительной техники, материаловедения, авиации, космической техники, ракетостроения, энергетики, биотехнологий, металлургии, химического производства, генной инженерии, средств связи, радиотехники и телевидения, электроники связано в первую очередь с успехами фундаментальных исследований в области естественных наук.

Достижения естественных наук, их влияние на жизнь людей не могли не сказаться на структуре и содержании школьного естественнонаучного образования в развитых странах. В настоящее время к образовательной области «естествознание» относятся следующие учебные дисциплины: физика, химия, биология, экология, астрономия, физическая география, естествознание. В различное время объем и место в учебных планах каждой из перечисленных дисциплин менялись в зависимости от запросов общества. В нашей стране в последние годы вследствие процесса реформирования школьного образования произошло не только существенное сокращение числа часов, отводимых на изучение естественнонаучных дисциплин, но и такое их перераспределение, при котором уровень изучения фундаментальных учебных естественнонаучных дисциплин существенно понизился. Так, например, сокращение учебных часов в 1998/99 уч. г., отводимых на изучение естественнонаучных дисциплин, по сравнению с 1968/69 уч. г. составило 20%, число лабораторных работ по физике сократилось за это время почти в три раза, более чем в три раза уменьшилось число часов, отводимых на проведение физического практикума, сократилось учебное время, отводимое на решение физических задач.

В результате сокращения числа часов на изучение естественнонаучных дисциплин и увеличения объема научного содержания этих дисциплин возросла перегрузка учащихся, а качество обучения снизилось.

Практически исчезла система материально-технического обеспечения учебного процесса учебными пособиями и оборудованием, доступными по цене образовательным учреждениям. Количество учебных пособий и оборудования, приобретаемых в школах России за последние 5 лет, сократилось в 6 раз. Следствием этого процесса явилось резкое увеличение числа школ, не оснащенных предметными кабинетами.

Снижение уровня преподавания естественнонаучных дисциплин в школах России представляется особенно тревожным из-за того, что изучение этих дисциплин открывает большие возможности для интеллектуального развития учащихся. Изучение различных природных объектов, их состава, строения, свойств, функций, законов развития формирует у школьников умения осуществлять различные умственные действия, такие, как сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, моделирование, индукцию, дедукцию, структурирование, обобщение, высказывание предположений, гипотез, содержательных суждений и пр.

Развивая мыслительные способности учащихся, естественнонаучные дисциплины совершенствуют умения школьников учиться. Умения работать с книгой, слушать объяснения учителя, выявляя в них главное, экспериментировать – чрезвычайно важны для рационализации учебного труда школьников, уменьшения их учебной нагрузки.

Естественнонаучное образование служит делу воспитания учащихся. Приобретение школьниками научных знаний о природных процессах и явлениях, различных уровнях организации материи, многообразии взаимодействий природных объектов и систем формируют в сознании учащихся единую научную картину окружающего нас мира, в котором место и роль человека становятся более понятными.

Уменьшение доли естественнонаучных дисциплин в системе школьного обучения приводит к снижению образовательного и воспитательного потенциала школы.

Одним из возможных путей частичного решения сложнейшего комплекса проблем естественнонаучного образования в современной российской школе является переход системы общего среднего образования страны на 12-летнее обучение с увеличением срока обязательного обучения в основной школе до 10 лет.

Очевидными преимуществами перехода на 12-летнюю систему общего среднего образования являются следующие: увеличение срока основного образования на один год, и как следствие этого – уменьшение перегрузки учащихся, увеличение времени на выполнение экспериментальных заданий по дисциплинам естественнонаучного цикла, усиление практической подготовки учащихся, осуществление перехода от линейных курсов к концентрическим, усиление дифференцированного подхода к обучению в средней школе.

Переход на 12-летнее школьное образование требует предварительной проработки основных принципов и подходов к осуществлению преподавания естественнонаучных дисциплин; понимания целей обучения предмету, временной последовательности изучения учебного материала; разработки содержания предметного обучения, необходимых нормативных документов, в частности концепции естественнонаучного образования 12-летней школы.

Под концепцией естественнонаучного образования будем понимать документ, определяющий цели образования по естественнонаучным дисциплинам, принципы реализации естественнонаучного образования, его содержание и структуру, методы достижения поставленных целей.

Цели естественнонаучного образования в 12-летней школе

Цели образования в российской школе законодательно определены Законом РФ «Об образовании», где отмечается, что образование должно быть ориентировано: на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; на развитие гражданского общества; на укрепление и совершенствование правового государства.

Естественнонаучное образование как составная часть общего основного и среднего образования вносит свой вклад в достижение общей цели деятельности школы, обеспечивая усвоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие их мыслительных и творческих способностей, вырабатывая научное мировоззрение.

Формирование естественнонаучной картины мира достигается при условии, что изучение естественнонаучных дисциплин является прежде всего средством, обеспечивающим развитие познавательных способностей личности, расширение ее интеллектуальных возможностей, знакомство с той частью человеческой культуры, которая во многом определяет лицо современной цивилизации.

В процессе преподавания естественнонаучных дисциплин не нужно забывать, что каждая из них является только частью знаний человека о природе, что научные идеи – одна из составляющих человеческой культуры и что, познав законы природы, можно многое создать, но и многое уничтожить, в том числе и жизнь на Земле. Гуманистический и экологический аспекты должны стать неотъемлемыми составляющими естественнонаучного образования в школе и найти отражение в его целях и содержании.

Исходя из сказанного, цели естественнонаучного образования могут быть сформулированы следующим образом:

формирование всесторонне развитой личности;

развитие личностных качеств, способствующих обеспечению самоопределения личности, созданию условий для ее самореализации, готовности к совершенствованию, продолжению образования, развитию гражданского общества, укреплению и совершенствованию правового государства;

усвоение основ учебных дисциплин образовательной области «естествознание» школьной образовательной программы;

изучение основных составляющих естественнонаучной картины мира;

изучение прикладного компонента естественных наук, обеспечивающего подготовку учащихся к выполнению ориентировочной и конструктивной деятельности в окружающем мире;

усвоение основных представлений о научном методе исследований и его месте в системе общечеловеческих культурных ценностей;

формирование и развитие познавательных способностей у школьников.

Достижение этих целей должно осуществляться с учетом возрастных особенностей школьников.

Каждая из сформулированных целей раскрывается и детализируется на последующих этапах разработки нормативной и учебно-методической документации.

Принцины естественнонаучного образования в 12-летней школе

Цели естественнонаучного образования реализуются в конкретном учебно-воспитательном процессе на основе определенных дидактических принципов, образующих систему своеобразных правил отбора при определении структуры естественнонаучного образования и отборе содержания учебного материала.

К основным дидактическим положениям, определяющим естественнонаучное образование, можно отнести следующие принципы: научности, фундаментальности, доступности, непрерывности, историчности, целостности и системности естественнонаучного образования.

Принцип научности имеет важное методологическое значение для отбора учебного материала, его применение обеспечивает приоритетный выбор различных методик обучения, ставит заслон антинаучным и лженаучным теориям, получившим, к сожалению, в последнее время широкое распространение в средствах массовой информации.

Принцип фундаментальности ориентирует на изучение и усвоение учащимися основных, базовых научных теорий, понятий, моделей и принципов, результатов фундаментальных исследований, имеющих общенаучное значение, являющихся достоянием человеческой культуры, является основой для генерализации учебных знаний.

Принцип доступности подчеркивает необходимость на всех этапах школьного образования учитывать возможности школьника в восприятии, обработке и усвоении учебной информации. Многочисленные примеры пренебрежения этим принципом при создании учебной литературы и наглядных пособий заставляет вновь и вновь возвращаться к необходимости его применения.

Принцип непрерывности постулирует простую истину, проверенную многолетним опытом преподавания: для усвоения знаний по предмету к нему необходимо обращаться на протяжении всего срока обучения. Перерыв в обучении приводит к быстрому забыванию предмета в силу психологических особенностей детей.

Принцип историчности реализует гуманитарную составляющую научного образования, подчеркивая преемственность развития науки на различных этапах ее развития, показывает роль отдельных ученых в становлении и развитии науки.

Принцип целостности и системности естественнонаучного образования служит основой для реализации межпредметных связей, создания единого методологического подхода к рассмотрению природных процессов и явлений с точки зрения различных естественных наук.

Принципы естественнонаучного образования, образовательные и общепедагогические цели обучения, предусматривающие формирование разносторонне развитой личности ребенка, максимальное раскрытие его творческого потенциала, позволяют сделать вполне определенные выводы относительно структуры и содержания образовательных программ, реализующих естественнонаучное образование в 12-летней школе.

Структура естественнонаучного образования 12-летней школы

При 12-летнем обучении на реализацию программы начального общего образования отводится 4 года, на получение основного общего образования – 6 лет, на получение среднего (полного) общего образования – 2 года. Структура образовательной области «естествознание» в школе должна соответствовать структуре общего образования.

Учитывая возрастные особенности школьников, основные педагогические закономерности процесса обучения, исторические традиции российской школы, принципы естественнонаучного образования, изучение естественнонаучных дисциплин в 12-летней школе предлагается проводить на трех этапах обучения.

На первом этапе, пропедевтическом, в начальной школе школьники знакомятся с основными явлениями окружающего мира, изучая курс «окружающий мир». Затем в первых двух классах основной школы (в 5-х, 6-х классах) продолжается их знакомство с основными естественнонаучными явлениями природы и такими элементарными приемами научного метода исследования, как наблюдения, описание увиденного, выполнение измерений, выявление закономерностей, проведение эксперимента и предсказание его результатов. Достижение поставленных целей возможно как в рамках интегрированного курса «естествознание», так и с помощью курсов, предусматривающих предварительную предметную специализацию по физике, химии или биологии, когда начальные научные приемы и навыки формируются у школьников на примере конкретной науки.

На втором этапе в 7–10-м классе основной школы изучаются систематические курсы физики, химии, биологии, обязательные для всех учащихся.

На третьем этапе, в средней школе, в 11-х и 12-х классах изучаются дифференцированные курсы физики, химии, биологии, экологии, астрономии в зависимости от профиля образования, гуманитарного, общеобразовательного, естественнонаучного, выбранного учащимися и их родителями.

Предлагается следующее распределение учебных часов по годам обучения:

1. «Окружающий мир»: I–IV (2–2–2–2)/(62–62–62–62).
2. «Естествознание»: V–VI (2–2)/(68–68).
3. «Физика»: VII–X (2–2–3–3)/(68–68–102–102),
«Химия»: VIII–X (2–2–2–2)/(68–68–68),
«Биология»: VII–X (2–2–2–2)/(68–68–68–68).
Гуманитарный профиль :
4. «Физика»: XI–ХII (2–2)/(68–68),
«Химия»: XI–XII (2–2)/(68–68),
«Биология»: XI–XII (2–2)/(68–68).
Общеобразовательный профиль :
«Физика»: ХI–XII (4–4)/(136–136),
«Химия»: ХI–ХII (4–4)/(136–136),
«Биология»: XI–XII (4–4)/(136–136).
Естественнонаучный профиль :
«Физика»: ХI–XII (6–6)/(204–204),
«Химия»: XI–XII (6–6)/(204–204),
«Биология»: XI–ХII (6–6)/(204–204),
«Экология»: XI–ХII (2–2)/(68–68).

Изучение физической географии обеспечивается в рамках учебной дисциплины «география», входящей в социально-экономическую образовательную область, а изучение астрономии и экологии предполагается проводить за счет регионального или школьного компонента учебного плана.

Предлагаемая структура изучения естественнонаучных дисциплин максимальным образом обеспечивает методическую преемственность процесса их преподавания в школах России, уменьшает перегрузку учащихся в основной школе, удовлетворяет принципам целостности и системности естественнонаучного образования.

Цели образования во многом определяют его содержание. В соответствии с законом содержание образования должно обеспечивать: формирование у обучаемого адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира, адекватный мировому уровень общей и профессиональной культуры общества; интеграцию личности в системе мировой и национальных культур; формирование человека – гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества.

В соответствии с принципом непрерывности естественнонаучного образования изучение естественнонаучных дисциплин в 12-летней школе осуществляется на протяжении всех 12 лет обучения в виде трех концентров: пропедевтическом – в начальной и в основной школах, систематическом – в основной школе, дифференцированном – в средней школе, причем в средней школе их изучение проводится с учетом индивидуальных интересов учащихся.

На пропедевтическом этапе с учетом особенностей познавательной деятельности детей и подростков реализуются идеи интеграции при изучении курсов «окружающий мир» и «естествознание». У учащихся начинает формироваться понятие целостного мира, представление о разных по масштабу природных системах: от атомов до планет, от клетки до биосистемы, от местности до географической оболочки. Они начинают понимать роль человека как обитателя планеты Земля. Знакомясь с объектами природы, учащиеся приобретают понятия о методах познания мира, совершенствуя как общеучебные, так и интеллектуальные умения. На этом этапе воспитывается интерес к естественнонаучным знаниям, закладываются элементы экологической культуры, приобретаются гигиенические знания.

Подготовка учащихся на первом этапе служит надежной базой и основой мотивации для осознанного восприятия систематических курсов на втором этапе обучения в основной школе.

Учитывая, что учащиеся, закончившие основную школу, могут в дальнейшем не изучать естественнонаучные дисциплины, учебные курсы этих дисциплин в основной школе должны быть относительно завершенными, обеспечивая базовое образование по предмету. Отсюда следует, что содержание курсов естественнонаучных дисциплин для основной школы должно в доступной для учащихся форме отражать все основные разделы современной науки. При этом большое внимание должно быть обращено на методологическую роль науки, на изучение основ научного метода исследования окружающего мира, выявление роли человека в процессе познания природы, на гуманитарную роль естественных наук, достижения которых используются человеком для познания и такого экологически обоснованного преобразования окружающего мира, при котором не разрушаются природные системы, не наносится вред человеку, сохраняется органический мир во всем его разнообразии, создаются условия для неограниченно долгого природопользования.

При изучении физики, химии, биологии или экологии, как и любой другой науки, нужно постоянно обращать внимание на гуманную роль науки. Нужно помнить, что наука так же, как и искусство, важнейшая составляющая культуры человечества и не может применяться против человека, служить средством его угнетения или порабощения.

В процессе изучения учебных дисциплин естественнонаучной образовательной области следует подчеркивать мировоззренческую роль естественных наук в развитии человеческой культуры. С помощью естественных наук человек строит картины мира, помогающие ему оптимальным способом ориентироваться в этом мире.

Содержание курсов естественнонаучных дисциплин в средней школе зависит от выбранного направления образования. Предлагается при дифференцированном обучении в средней школе рассматривать три уровня содержания естественнонаучного образования: уровень «А», уровень «Б» и уровень «В». Вариативность среднего образования может осуществляться в зависимости от конкретных условий методом дифференцирования содержания образования или методом дифференцирования требований, предъявляемых к учащимся.

Изучение естественнонаучных дисциплин в 11-х, 12-х классах с гуманитарным профилем обучения (уровень «А») осуществляется с целью формирования естественнонаучной картины мира, используя научный метод познания окружающего мира.

Под естественнонаучной картиной мира понимается целостный образ окружающего мира, осознаваемый человеком в виде совокупности определенных наиболее существенных признаков – атрибутов, образующих базис знаний о естественнонаучной картине мира.

Изучение естественнонаучных дисциплин в 11-х, 12-х классах с общеобразовательным профилем обучения (уровень «Б») осуществляется с целью подготовки школьников к выполнению ориентировочной, конструктивной деятельности в условиях стремительно меняющегося внешнего мира.

Изучение естественнонаучных дисциплин в 11-х, 12-х классах с естественнонаучным профилем обучения (уровень «В») осуществляется с целью подготовки определенным образом мотивированных школьников и одаренных детей к профессиональной научной деятельности в конкретной научной области.

Методы естественнонаучного образования 12-летней школы

Достижение целей естественнонаучного образования реализуется адекватными методами обучения, соответствующими идеологии развивающего обучения, методологии деятельностного подхода, личностно ориентированной педагогики, превращающих образование в сферу формирования личности учащихся, освоения ими способов мышления и различных видов деятельности.

Научный метод, лежащий в основе естественных наук, продемонстрировал за последние три столетия столь высокую эффективность в создании новых знаний и развитии технологий, что знакомство с его основами стало необходимым признаком образованности любого современного человека.

Овладение основами научного метода в условиях реализации школьной образовательной программы предполагает широкое применение методов учебного эксперимента, исследовательского, проблемного, разнообразных активных методов обучения.

Естественные науки, используя научный метод, позволяют построить непротиворечивую и достаточно ясную картину окружающего мира, используя сравнительно небольшое число основных понятий, моделей, законов, теорий, структурных элементов и фундаментальных взаимодействий.

Изучение основ естественных наук, естественнонаучной картины мира в их историческом развитии с использованием большого числа демонстрационных опытов, формирующих образные представления о природных явлениях, использование проблемного стиля изложения учебного материала, проведение самостоятельных научных исследований, написание реферативных работ на актуальные темы позволяют пробудить познавательный интерес, развить мыслительные способности, создать прочный фундамент для самостоятельного выбора сферы будущей деятельности или продолжения образования учащихся.

Значительного улучшения требует экспериментальная, прикладная подготовка учащихся, что самым непосредственным образом связано с укреплением материально-технической базы школы, оснащением ее современным учебным оборудованием, техническими средствами обучения.

Заключение

Система образования является важнейшим компонентом социальной структуры общества. Внимание общества к обновлению, совершенствованию и развитию системы образования – верный признак прогресса самого общества. К сожалению, кризисные явления в нашей стране отрицательно сказались на системе естественнонаучного образования, что привело, в частности, к резкому снижению технической оснащенности учебного процесса по учебным дисциплинам естественнонаучной образовательной области. Переход на 12-летнее образование в нашей стране возможно только при условии восстановления необходимого уровня финансирования системы образования, достойной оплаты труда преподавателей, повышения в общественном сознании роли учителя и образования каждого гражданина страны.

Реализация концепции естественнонаучного образования осуществляется в процессе преподавания отдельных учебных дисциплин – составляющих образовательной области «естествознание». Концепции каждой такой естественнонаучной дисциплины кроме общих свойств имеют свои характерные особенности, рассмотрение которых удобно провести отдельно.

Концепция химического образования

Введение

Система химического образования в российской школе имеет давние традиции. За многие годы сложилась структура курса химии в целом, определилось его конкретное содержание, хотя последнее неоднократно менялось с учетом задач, которые ставились перед общеобразовательной школой на разных этапах ее развития. В результате многолетнего совершенствования содержания курса в основу его изучения была положена естественная система неорганических и органических веществ, которые рассматриваются на базе важнейших понятий, законов и теорий химии.

Определились главные направления совершенствования методов преподавания химии, призванных обеспечить активное учение, развитие общеучебных умений и навыков учащихся, объективный контроль их достижений.

Потенциал, накопленный в системе школьного химического образования, позволял в определенной мере решать как общепедагогические задачи, так и задачи обеспечения осознанного и прочного усвоения учащимися основ химии.

Глубокие социальные преобразования, происходящие в нашей стране, потребовали кардинального изменения приоритетов школы, переориентации ее целей и задач на удовлетворение интересов и потребностей каждой отдельной личности, а не только общества в целом.

Ведущие принципы новой государственной политики в области образования были закреплены в Законе Российской Федерации «Об образовании». Их реализация нашла выражение в создании различных типов общеобразовательных учреждений, предоставлении школам и учителям права работать по разным (в том числе авторским) программам, выбирать учебники и строить учебный процесс в соответствии с интересами учащихся и творческим потенциалом самого учителя.

Однако в своем развитии современная российская школа столкнулась с целым рядом серьезных трудностей, которые отрицательно сказались на состоянии естественнонаучного образования. С одной стороны, причиной их возникновения стали сложные социально-политические условия в стране. Это привело, в частности, к значительному ослаблению экономической базы школы. В своем большинстве школы оказались неукомплектованными техническими средствами и учебным оборудованием, нарушилась система обеспечения их учебниками и учебно-методическими пособиями. Падение престижа естественнонаучного образования обусловило снижение интереса к изучению предметов этого цикла в школе.

С другой стороны, эти трудности были обусловлены негативными явлениями в самой системе образования. Прежде всего это постепенное сокращение учебного времени, отводимого на изучение естественнонаучных предметов, при сохранении прежнего объема содержания, что повлекло за собой стойкое увеличение учебной нагрузки школьников. Серьезные трудности создала также задержка с утверждением государственного стандарта основного общего образования и его внедрением в практику массовой школы.

В результате организация преподавания естественнонаучных предметов (в том числе химии) в существующей ныне российской школе вошла в серьезное противоречие с теми задачами, которые поставлены перед ней на современном этапе развития общества.

При условии улучшения экономического положения школы возможность выхода из создавшейся ситуации открывает планируемый переход российской системы образования на мировой стандарт продолжительности обучения в средней школе (12 лет). Проработка всего комплекса проблем, возникающих в связи с изменением структуры школы, делает необходимым для каждой предметной области пересмотр целей и содержания образования.

Образовательная область «химия» была и остается одной из базовых областей в структуре содержания основного общего и среднего (полного) образования. Развитие химического образования должно осуществляться на основе ведущих принципов государственной политики в области образования: его демократизации, дифференциации и гуманизации, а также положительных традиций и практического опыта отечественной школы.

Реализация принципов демократизации и дифференциации обеспечивает доступность общего химического образования для всех учащихся, возможность выбора ими профиля обучения, т. е. определенного уровня теоретической и практической подготовки по химии. Гуманизация химического образования предполагает раскрытие связей между химическими знаниями и повседневной жизнью человека, проблемами, возникающими перед ним в различных ситуациях, обеспечение условий для саморазвития личности в процессе обучения и формирования опыта творческой деятельности.

Гуманизация химического образования включает также формирование ответственного отношения к природе и обществу, реалистического взгляда на природу и место человека в ней, культуры мышления и поведения, воспитание убеждений в необходимости заботы о своем здоровье, сбережения природных ресурсов и сохранения окружающей среды. Тем самым будут созданы условия для реализации идеи культуросообразной школы и гармоничного развития личности средствами учебного предмета химии.

1. Цели и задачи школьного химического образования

Химия как наука относится к основополагающим областям естествознания.

Представления человечества о химической форме движения материи находят свое отражение в общей естественнонаучной картине мира, которая является фундаментом современной цивилизации. Химия изучает превращения, состав, строение, свойства и практическое использование веществ. Эти знания помогают понять связи между структурой и свойствами сложных систем, разобраться в процессах, носящих вероятностный характер, увидеть проявление в природе законов сохранения и т. п. Приобретая эти знания, которые составляют основу химического образования, школьники получают возможность ознакомиться с современными научными взглядами.

Изучение химии в школе является основой для формирования ряда мировоззренческих идей:

– материальное единство всех веществ окружающего мира;
– обусловленность свойств веществ их составом и строением;
– познаваемость химических явлений.

Химическое научное знание является фундаментом промышленного производства веществ с заданными физическими, химическими и биологическими свойствами, использования химических процессов для увеличения энерговооруженности человечества и облегчения труда людей.

Разнообразные химические процессы составляют основу многочисленных производств: химической и нефтехимической отраслей промышленности, черной и цветной металлургии, переработки горючих ископаемых, индустрии строительных материалов, пищевой, фармацевтической отраслей промышленности и т. д. Продукты химии используются во всех отраслях промышленного и сельскохозяйственного производства, в технике, находят широкое применение в быту.

Следовательно, изучение химии, как и других естественных наук, не только способствует познанию природы, но и вооружает человека знаниями, необходимыми для практической деятельности, в том числе для развития материального производства.

В современном мире человек взаимодействует с огромным множеством веществ природного и антропогенного происхождения. Это взаимодействие отражает сложный комплекс отношений в системах «человек – вещество» и «вещество – материал – практическая деятельность». Практическая деятельность людей давно превратилась в фактор, по своим масштабам воздействия на природу соизмеримый с эволюцией самой природы. В такой ситуации, когда различные вещества все больше проникают во все области человеческой деятельности, ценность химических знаний и навыков обращения с веществами постоянно возрастает. Неумелое обращение с веществами может нанести большой вред не только тому, кто непосредственно соприкасается с ними, но и обществу в целом, а также окружающей среде.

Важную роль в формировании навыков безопасного обращения с веществами при обучении химии призван сыграть эксперимент в доступной для каждой возрастной группы учащихся форме. Эксперимент при обучении химии выступает как один из важнейших методов познания свойств различных веществ. Постановка познавательных проблем и их решение в ходе эксперимента повышает мотивацию изучения химии учащимися.

В школьную практику следует шире вводить выполнение эксперимента с использованием некоторых препаратов бытовой химии, применяющихся в повседневной жизни. Лабораторные опыты и практические занятия дают возможность учащимся изучать свойства веществ, знакомиться с закономерностями химических реакций. Вместе с тем это позволяет показать учащимся, что химия – экспериментальная наука, что ее содержание связано с постановкой, проведением и анализом результатов эксперимента.

Воспитание у учащихся интереса к химии, самостоятельности и критичности мышления, трудолюбия и добросовестности должны служить разнообразные методы и формы организации индивидуальной и коллективной учебной деятельности. Наряду с развитием индивидуальных склонностей и способностей учащихся широкое распространение должны найти разнообразные формы организации коллективной учебной деятельности. Стимулирование самостоятельной поисковой деятельности школьников посредством постепенного усложнения заданий от репродуктивных до творческих призвано обеспечить развитие индивидуальных склонностей и способностей учащихся.

Важными составными частями системы школьного химического образования по-прежнему должны оставаться факультативные курсы, кружки и другие формы внеурочной работы. Реализуя дифференцированный подход к обучению, они обеспечивают условия для формирования устойчивого интереса школьников к химии, развития их творческих способностей, готовят учащихся к выбору профиля дальнейшего обучения в старших классах.

Таким образом, анализ современных тенденций развития химической науки, ее прикладных отраслей и связанных с ними проблем, а также специфики учебно-воспитательного процесса показывает, что изучение химии в школе, ориентированное на перспективу развития общества, имеет целью формирование личности, обладающей знаниями основ химической науки как фундамента современного естествознания, убежденной в материальном единстве мира веществ и объективности химических явлений, понимающей необходимость сбережения природы – основы жизни на Земле, готовой трудиться и умеющей организовать свой труд. В соответствии с поставленной целью задачами химического образования являются:

  • развитие личности обучающихся: их мышления, трудолюбия, аккуратности и собранности; формирование у них опыта творческой деятельности;
  • формирование системы химических знаний (важнейших фактов, понятий, законов, теорий и языка науки) как компонента естественнонаучной картины мира;
  • формирование представлений о методах познания, характерных для естественных наук, – экспериментальном и теоретическом;
  • выработка у школьников понимания общественной потребности в развитии химии, формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;
  • формирование экологической культуры школьников, грамотного поведения и навыков безопасного обращения с веществами в повседневной жизни.

Химическое образование является неотъемлемой составной частью всего естественнонаучного образования на всех ступенях школы.

Содержание школьного химического образования представляет собой систему, функционально полную с точки зрения решения задач обучения, воспитания и развития учащихся. Система включает знания о веществе, химической реакции, об использовании веществ и химических превращений, о возникающих при этом экологических проблемах и путях их решения, представления о развитии химических знаний, объективной необходимости такого развития.

Обновление структуры и целей школьного химического образования при переходе на 12-летнее обучение предполагает пересмотр подходов к отбору его содержания: отбор должен проводиться на основе ведущих принципов государственной политики в области образования с учетом психологических и интеллектуальных возможностей учащихся на каждом возрастном этапе. При этом принципиально важной становится реализация преемственности обучения.

На первых этапах изучения химии основное внимание должно быть уделено ознакомлению учащихся с интересными фактами, результатами экспериментов. Накопление знаний должно происходить на основе наблюдений, рассуждений, преимущественно индуктивным методом. С переходом учащихся в старшие классы целесообразно усиливать теоретическую часть курса, которая должна соответствовать современному уровню развития науки. Материал должен быть доступным для понимания и усвоения всеми учащимися. Роль дедуктивного способа приобретения знаний постепенно возрастает.

Предлагаемые подходы к отбору содержания химического образования и предшествующий опыт структурирования позволяют выделить три этапа изучения химии в двенадцатилетней школе: пропедевтический, основной и профильный.

1. Пропедевтический этап получения химических знаний – I–IV классы начальной школы и V–VII классы основной 10-летней школы.

На этом этапе первоначальные элементы химических знаний вводятся при изучении:

– курсов «природоведение» или «окружающий мир» (I–IV кл.), «естествознание» (V–VI кл.);
– систематических курсов биологии, географии и физики (V–VII кл.);
– пропедевтического курса химии («Введение в химию» (VII кл.).

Изучение пропедевтического курса может осуществляться за счет использования регионального или школьного компонентов базисного учебного плана.

Знания, получаемые на этом этапе обучения, служат решению задачи формирования у школьников первоначального целостного представления о мире. В результате пропедевтической подготовки по химии учащиеся должны получить представление о составе и свойствах некоторых веществ, а также первоначальные сведения о химических элементах, символах химических элементов, химических формулах, простых и сложных веществах, химических явлениях, реакциях соединения и разложения. Знакомство учащихся с этими вопросами на начальных этапах обучения позволит в систематическом общеобразовательном курсе химии обоснованно перейти к рассмотрению свойств веществ и химических явлений в свете учения о строении вещества.

2. Основной этап школьного химического образования – VIII–X классы основной 10-летней школы.

Химические знания на этом этапе формируются при изучении обязательного для всех типов общеобразовательных учреждений систематического курса химии (VIII–X кл.) и являются основой для продолжения химического образования в старших (XI–XII) классах средней (полной) школы. Нормативный объем этого курса в соответствии с федеральным базисным учебным планом составляет 2 ч в неделю в каждом классе.

Обязательное обучение химии в 10-летней основной школе должно быть систематическим, относительно завершенным и обеспечивать обучающимся химическое образование, необходимое для жизни, а также для выбора способов продолжения образования в целях профессионального самоопределения в дальнейшем.

На этом этапе изучаются основы общей, неорганической и органической химии.

Содержание химического образования на его основном этапе призвано обеспечить формирование у учащихся представлений о многообразии веществ, зависимости свойств веществ от их строения, материальном единстве и генетической взаимосвязи органических и неорганических веществ, роли химии в познании явлений жизни, развитии материального производства, решении экологических проблем. Это позволит раскрыть общеобразовательное значение химии, ее гуманистическую направленность, дать больше практических сведений об использовании химических знаний в повседневной жизни, в труде.

Практическую направленность курсов усиливает систематическое использование демонстрационного и лабораторного эксперимента, который формирует умения проводить несложные химические опыты, «химическую культуру» обращения с веществами и материалами.

3. Профильный этап изучения химии – XI–XII классы средней (полной) школы.

В средней (полной) школе в наибольшей мере реализуются принципы демократизации и дифференциации образования.

Учащиеся получают право выбрать один из предлагаемых профилей обучения: общеобразовательный, гуманитарный, естественнонаучный (физико-математический, биолого-химический, технический и др.). Профильное обучение предполагает обеспечение условий, необходимых не только для допрофессиональной подготовки учащихся к труду в определенной сфере, но и для повышения уровня их общего образования.

Изучение химии на этом этапе может осуществляться в рамках систематических курсов, включающих инвариантное ядро содержания, но отличающихся по объему и глубине изложения материала, а также прикладной направленности. Инвариантное ядро содержания обеспечивает общеобразовательную подготовку учащихся. Объем и глубина изложения материала определяют уровень курса: общеобразовательный (А), повышенный (Б) и углубленный (В). На изучение этих курсов должно отводиться соответственно: 2 ч в неделю (А), 4 ч в неделю (Б), до 6 ч в неделю (В). В соответствии со спецификой учебно-воспитательных задач в школах (классах) того или иного профиля инвариантное ядро содержания дополняется вариативной составляющей. Ее содержание представлено модулями, которые могут включать как теоретический, так и прикладной материал. Прикладной материал этих модулей раскрывает связь химии с различными сферами человеческой деятельности: «химия и валеология», «химия и медицина», «химия и экономика», «химия и культура», «химия в сельском хозяйстве», «химия в промышленности», «химия и физические законы» и др.

Курсы химии уровня А, которые будут изучаться в классах общеобразовательного и гуманитарного профилей, должны обеспечить освоение всеми учащимися минимума химических знаний, необходимого для того, чтобы выпускник 12-летней школы был в состоянии ориентироваться в общественно значимых проблемах, связанных с химией. Курс химии для школ гуманитарного профиля должен быть в значительной мере культурологическим, раскрывающим роль химии как элемента человеческой культуры. Общеобразовательный уровень (А) по химии может быть обеспечен также в рамках интегрированного курса типа «естествознание» для 11-х, 12-х классов.

Для курсов химии уровней Б и В приоритетными являются задачи подготовки учащихся к продолжению образования в средних специальных и высших учебных заведениях, а также допрофессиональной подготовки к труду.

Эти задачи в значительной мере определяют содержание и структуру курсов для школ и классов технического профиля.

Модули, включаемые в состав этих курсов, должны раскрывать основные направления использования химии и химической технологии в различных областях производственной деятельности: в строительстве, машиностроении, сельском хозяйстве и т. д. Ввиду большого разнообразия специальностей, которые требуют знания химии, проблематика модулей варьируется в зависимости от производственного окружения и возможностей школы.

В школах (классах) биолого-химического профиля содержание курсов химии должно быть ориентировано на обеспечение подготовки учащихся к продолжению образования в высших учебных заведениях по специальностям, связанным с химией.

Наиболее высокий уровень химической подготовки школьников может быть обеспечен в том случае, когда система обучения химии включает наряду с углубленным курсом (уровень С) спецкурсы по выбору учащихся. Такими спецкурсами могут быть: «Основы химического анализа», «Химия высокомолекулярных соединений», «Дисперсные системы и поверхностные явления», «Основы биохимии» и др.

Данная концепция намечает основные направления развития химического образования. Отдельные ее положения будут уточняться и конкретизироваться по мере решения проблемы обеспечения преподавания химии в 12-летней школе.


Соединения, коллоидные растворы, энтальпия и энтропия) Инновации введение новых понятий в школьный курс; (комплексные соединения, квантовые числа, комплексные сокращение часов на изучение химии; концентрическое построение предмета и создание обобщающего курса; место теоретических вопросов в новых учебниках.


Результаты Сокращение часов на изучение химии Специфика химической науки требует углубления и большого времени изучения. Закономерности работы памяти не позволяют усваивать материал при одночасовом курсе. Inf время, сутки


Введение новых понятий в школьный курс эффект: срубили сук, на котором базируется высшая школа. При уменьшении часов усвоение учащимися традиционного объёма материала затруднено. Вновь введённые понятия ещё больше затрудняют усвоение. Составители государственных стандартов 2004 года по химии рассчитывали на облегчение обучения студентов, но получили обратный




Теоретические вопросы в новых учебниках. Без фундамента из необходимых понятий нельзя построить здание теоретических знаний. Логика и последовательность учебного материала связана с принципом историзма. Принцип историзма показывает в какой последовательности разум человека может постигать знание об окружающем мире. В самом распространённом учебнике теоретический материал (строение приближен к самому началу изучения химии. атома, периодический закон Д.И.Менделеева, химическая связь)


Введение профильной школы. Учащиеся профильных классов, теряют возможность выбрать специальности, которые связаны с химией (медицина, сельское хозяйство, металлургия, экология, фармацевтика и ряд других). Выбор профиля возможен, если учащиеся знают предметы, между. которыми они выбирают.


Несовершенство учебников Логика изложения Смешение понятий с терминами (перечисление в одном параграфе терминов, вместо формирования понятий). Формализм знаний. Основания. Определение, состав, номенклатура, классификация и структурные формулы. Кислоты. Определение, состав, номенклатура, классификация и структурные формулы. Соли. Определение, состав, номенклатура, классификация и структурные формулы. Оксиды. Определение, состав, номенклатура, классификация и структурные формулы. противоречие законам мышления и психологии усвоения знаний; простая информативность: перечисление свойств и уравнений; отсутствие движения материала.


Фактические ошибки «Абсолютная атомная масса» «Молярная масса эквивалента» 8г/моль О 2 M. (О 2) = 32г/моль; M (О) = 16 г/моль; 1,5·10 молекул О 2 - 0,25 моль 23 1 моль - 6·10 частиц 23 В 8 г содержится: 3·10 атомов О - 0,5 моль 23 Масса и другие измеряемые физические величины не могут быть абсолютными, так как измерения всегда ведутся относительно выбранного эталона «Индекс показывает число атомов в формуле»; которых такие же, как и у данного вещества». «Молекулы – это наименьшие частицы многих веществ, состав и свойства




BaCl + H 2 SO 4 = Cl(SO 4) 2 + BaH 2 2MgCO 3 + 2HCl = 2MgClO 2 + H 2 O + C 2MgCO 3 + 2HCl = MgCClO 2 + 4H 2 O NHCl + NaH 2 O = NaCl + N(OH) 2 KOH + H 2 SO 4 = KH 2 + HOSO 4 KOH + H 2 SO 4 = KOHSO 4 BaO + N 2 O 5 = BaN 2 O 5 KOH + P 2 O 5 = P(OH) 5 + H 2 O Al 2 O 3 + 6KOH = 2Al(OH) 3 + 3K 2 O + O 2 Cr(OH) 3 + 2NaOH = Cr(O Na 2) 3 + H 2 O Cr(OH) 3 + NaOH = Cr(OH) 4 + Na 2Al 2 O 3 + 4KOH = 4Al + 3O 2 И даже так Al + Cu = Au + Cl Ошибки абитуриентов и первокурсников




Государственные образовательные стандарты Формирование компетентностей. Деятельностный подход. Учебно-познавательная деятельность должна являться генетическим истоком знания учащегося. Учащийся самостоятельно открывает знание для себя, а не черпает его из объяснения учителя. Компоненты учебника Содержание параграфов чему учить? как учить? Дидактические материалы


«Деятельностный подход в построении образовательного стандарта позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и действий, которые, в свою очередь, должны быть положены в основу отбора и структурирования содержания образования" формирования универсальных способов учебных и познавательных


4. Убрать лишние предметы из школьного курса. 2. Заменить концентрическое построение программ и учебников на линейное. 3. Предоставить школьникам равные возможности получения полноценого среднего образования, ликвидировав профили. 5. Перейти на новую технологию обучения: объяснительный метод заменить на деятельностный подход. 1. Необходимо составить программу, в которой будет предписан примерный порядок изучения предмета, исключая «экстремисткий подход».

Все еще со школьной скамьи помнят Рудзитиса и Фельдмана или Цветкова, изданные более 30-ти лет назад. Конечно, они переиздавалась: бумага стала лучше, цвета ярче, картинок больше. Из учебников убрали такие разделы, как «химическая промышленность Советского Союза», «основные специальности, востребованные на сернокислотном производстве» и прочие следы эпохи СССР. Убрать-то убрали, а добавили ли что-нибудь? К сожалению, нет. Содержание учебников осталось тем же самым. Таким образом, наши дети учатся по тем же учебникам, по которым учились мы и наши родители. Неужели в химии с тех пор ничего не изменилось?

Разумеется, химия ушла далеко вперед. Поэтому, ясное дело, необходимы новые учебные программы, новые учебники. И действительно, новые учебники появляются с умопомрачительной быстротой. Вот только содержание этих учебников, в большинстве случаев, не превосходит, а то и уступает по объему материала учебникам 70-80-х годов. И с каждым годом учебники по химии все сокращаются и упрощаются, а химия медленно, но верно из серьезной естественной науки превращается в ненавязчивую «сказку о веществах».

Открыв учебник по химии для 11 класса общеобразовательной школы, первую химическую формулу вы увидите лишь на сотой странице...

Немаловажен и тот факт, что большинство школьных программ основывается, в целом, на знаниях, полученных в XVIII-XIX веках. И если общехимические представления с тех пор не претерпели существенных изменений, то такие основополагающие разделы как «Строение материи» или «Органическая химия» находятся на качественно ином уровне.

Многие задаются вопросом, что же случилось с некогда лучшей в мире советской образовательной системой? В плане химического образования ответ весьма прост. Она безнадежно устарела. Любой современный европейский учебник по химии содержит представления о спектральном анализе (основном методе изучения химических соединений) или реакциях кросс-сочетания (за которые была вручена последняя Нобелевская премия по химии). Российский школьник даже слов таких не слышит на уроке химии. Это приводит к росту и без того гигантского разрыва между программами среднего и высшего химического образования. Поэтому так велик процент отчисленных с первого курса технических вузов - многие не способны за 4 месяца до первой зимней сессии преодолеть «пропасть» между школой и вузом.

Спасений остается немного - либо отдать ребенка в спецшколу (число которых весьма ограниченно), либо нанять репетитора. Только в этом случае у ребенка появляется возможность не только поступить на бюджетное место в вуз, но и закрепиться там.

Как же пытаются решить эту проблему в Министерстве образования? А никак. Они ее только усугубляют. Самым мощным ударом по химическому образованию (и не только химическому) в России стал Единый Государственный Экзамен. Раньше для поступления в вуз нужно было долго и усиленно готовится к вступительным экзаменам. Экзамены эти составляли преподаватели вуза, с учетом требований, которые они будут предъявлять к будущим первокурсникам, несколько сглаживая тем самым разрыв между школой и вузом. Ну, а такой вид проверки знаний как устный экзамен или собеседование в принципе незаменим, потому как является наилучшим способом адекватной оценки знаний учащегося. Теперь же достаточно наставить галочек в бланке ЕГЭ, уровень которого нельзя назвать даже базовым, получить сертификат и поступить в любой химический, медицинский или любой другой профильный вуз. Поскольку результаты ЕГЭ можно послать в большое количество вузов, конкурс в них резко вырос, а в силу низкого уровня ЕГЭ вероятность поступления в вуз выпускника с блестящими знаниями точно такая же, как у выпускника, еле осилившего элементарный курс химии. То есть врачами с равными шансами могут стать и трудолюбивый и любознательный отличник, и ленивый троечник. Однако, вуз, приняв по ЕГЭ троечников, некоторым отличникам будет вынужден в приеме отказать.

Другим «орудием борьбы» Минобразования с химией являются учебные планы. Количество часов, отводимых на химию в учебном плане для 10-11-х классов, постоянно сокращается и составляет сейчас не более 2-х часов в неделю. При этом на парламентском уровне ведется обсуждение учебных программ по истории и обществознанию, и количество отводимых на них часов растет. Однако парламентарии, видимо, не понимают, что общество нуждается не только в юристах, экономистах или менеджерах (которых в последнее время имеется с избытком), но и в грамотных врачах, инженерах, ученых. Юрист не вылечит вас, если вы заболели, политолог не построит вам дом, а менеджер не имеет ни малейшего понятия о получении и свойствах пластмасс, красителей, лекарств и других жизненно важных веществ и материалов. Знать свои права, свою историю, безусловно, нужно, но, может быть, знание естественных наук не менее важно? Откуда возьмутся в России хорошие специалисты в области медицины, химии или техники без должной подготовки в школьные годы?..

Ромашов Л.В.

+Методика преподавания химии

Шадрина Татьяна Владимировна .

15 лекций (30 часов), 14 практических занятий (28 часов).

Литература :

    Д.М. Кирюшкин, В.С. Полосин, «Методика обучения химии», 1970 г.

    Н.Е. Кузнецова, «Методика преподаваний химии», 1984 г.

    Г.М. Чернобельская, «Основы методики обучения химии», 1987 г.

    Г.М. Чернобельская, «Методика обучения химии в средней школе», 2000 г.

    О.С. Зайцев, «Методика обучения химии, теоретические и прикладные аспекты», 1999 г.

    Журнал «Химия в школе».

    Газета «Первое сентября» (приложение «Химия»).

Лекция №1

Мпх как наука и как учебная дисциплина

МПХ – наука об образовании, воспитании и развитии учащихся в процессе изучения химии.

Обучение – осуществляемый преподавателем и обучаемым двухсторонний процесс передачи и усвоения знаний.

Преподавание – деятельность преподавателя в процессе обучения.

Учение – деятельность обучаемого.

Каждая функция изучается своей наукой, но в процессе изучении химии все эти системы взаимодействуют между собой и возникает общая целостная картина.

МПХ – наука, находящаяся на стыке химических и психолого-педагогических наук и возникающая, как синтетическая система.

Проблемы:

    Определение целей, задач, стоящих перед учителем химии при обучении (для чего учить).

    Определение содержания учебного предмета в соответствии с поставленными целями и дидактическими требованиями (чему учить).

    Разработка адекватных содержанию методов средств форм обучения (как учить).

    Изучение процесса усвоения предмета учащимися.

Краткие исторические сведения о развитии МПХ, как науки.

Становление МПХ как науки связано с деятельностью Ломоносова, Менделеева, Бутлерова. Деятельность Ломоносова протекала в середине XVIII века – период становления химической науки в России. Ломоносов был первым профессором химии в России.

1748 г. – Ломоносов создал первую научную лабораторию в России.

1752 г. – Ломоносов прочитал первую лекцию.

Ломоносов считал, что при обучении химии нужно использовать методы химической науки, в частности эксперимент. Для проведения экспериментов у него был выделен лаборант. Ломоносов придавал большое значении применения математических и физических методов при изучении химии, также большое значение придавал риторике.

Большая роль в разработке передовых педагогических идей принадлежит Менделееву. Менделеев большое значение уделял вопросам преподавания химии. Он пытался систематизировать разрозненные факты о химических элементах и их соединениях, чтобы дать сложную систему изложения курса химии, результатом этого стал периодический закон. Менделеев отмечал, что в процессе обучения химии необходимо знакомить с основными фактами и законами, раскрывать значении важнейших выводов для понимания природы веществ и процессов, раскрывать роль химии в сельском хозяйстве и промышленности, формировать материалистическое мировоззрение, формировать умение пользоваться химическим экспериментом, подготовка к практической деятельности.

Значительное влияние на развитие химического образования оказал Бутлеров. Методические взгляды Бутлерова изложены в книге «Основные понятия в химии». Бутлеров считал, что начинать изучение органической химии нужно с и известных учащимся веществ – сахара и уксусной кислоты. Бутлеров считал, что в основу изложения курса органической химии должен быть положен структурный принцип. Важнейшее положение теории строения были внесены в его педагогический труд «Введение полному изучению органической химии».

Современный этап развития МПХ характеризуется тем, что химия была включена в, как образовательный предмет в учебные планы средних и общеобразовательных школ. Этот период связан с именами таких ученых: Верховский, Сазонов, Крапивин, Кирюшкин, Полосин, Чернобельская.

МПХ прошла путь поиска оптимальной организации учебного процесса. Этот путь не закончился до сих пор.

После революции 1917 года, пытаясь уйти от муштры и зубрежки в царской школе пришли к другой крайности: учебный процесс начал утрачивать свою точность. От этих новаций достаточно быстро отказались.

25 августа ЦК ВКП(б) в постановлении «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе». Главной организационной формой учебного процесса был назван урок. Химия окончательно стала самостоятельным учебным предметом.

В настоящее время советская школа вступила в очередную новую фазу, которая ориентирована на усиление воспитательной функции в школе, усиление трудовой направленности, изучение и использование микропроцессорной техники, усиление внимания к мировоззренческой стороне образования, вооружение учащимися прочными знаниями основ наук.

Просмотров