Кто был первым руководителем мпво ссср. Местная противовоздушная оборона (мпво). В то же время с началом великой отечественной войны вопросы мпво стали особенно

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1918-1932 гг.

Мирному населению на протяжении всей истории существования грозят различные опасности, в том числе связанные с боевыми действиями. За последние пять с половиной тысячелетий на земле прогремело около 15 тыс. войн, в которых погибли более 3,5 миллиардов человек. Средства поражения постоянно совершенствуются. Научно-технический прогресс привел к появлению оружия массового поражения: Развитие авиации сделало возможным нанесение поражения людям и объектам, а также доставку отравляющих веществ в глубокий тыл противника. Возникла необходимость в выполнении мероприятий и создании подразделений, осуществляющих непосредственную защиту населения.

Еще в годы Первой мировой войны (1914 -1918 гг.) в ходе военных действий начала применяться боевая авиация, способная наносить удары по населенным пунктам в тылу противника.

Первые мероприятия МПВО были осуществлены в Петрограде в марте 1918 г. после первой воздушной бомбардировки города немецкой авиацией. К участию в мероприятиях МПВО в годы гражданской войны привлекались жители ряда других крупных городов, когда возникала угроза воздушных налетов.

Опираясь на опыт гражданской войны и растущее военное значение авиации, Советское правительство, начиная с 1925 г. издало ряд постановлений, направленных на создание и укрепление противовоздушной обороны страны.

Например, постановление «О мерах противо-воздушной обороны при постройках в 500-километровой приграничной полосе», постановление, обязывающее проведение мероприятий по противовоздушной обороне на железных дорогах в пределах угрожаемой зоны, «Об организаций воздушно-химической обороны территории Союза ССР» и другие.

Территория страны была разделена на приграничную (угрожаемую) зону и тыл. Все города в приграничной зоне стали именоваться городами-пунктами ПВО. Общее руководство мероприятиями ПВО было возложено на Наркомат по военным и морским делам. В том же году были созданы специальные курсы по подготовке руководящих кадров воздушно-химической обороны для нужд гражданских наркоматов. Такие курсы были созданы в Москве, Ленинграде, Баку, Киеве и Минске.

Массовая подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите позволила создать к 1932 г. свыше 3 тыс. добровольных формирований МПВО. Более 3,5 миллиона человек было обеспечено противогазами; для укрытия населения в угрожаемой зоне было подготовлено несколько тысяч бомбоубежищ и газоубежищ. Проводились мероприятия по светомаскировке городов в угрожаемой зоне и по созданию быстродействующей системы оповещения населения об угрозе нападения.

Таким образом, необходимые организационные и материальные предпосылки для создания единой общегосударственной системы местной противовоздушной обороны в стране к 1932 г, были созданы. Между тем быстрый рост возможностей боевой авиации по нанесению ударов по объектам глубокого тыла потребовал дальнейшего совершенствования организации защиты населения и народного хозяйства.

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1932-1941 гг.

4 октября 1932 года Советом народных комиссаров СССР принято «Положение о противовоздушной обороне СССР», которым впервые определены мероприятия и средства непосредственной защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия авиации противника. Этим актом было положено начало создания МПВО, предназначенной для защиты населения от воздушного нападения противника. В связи с этим 4 октября 1932 года принято считать днем рождения МПВО – начальным этапом развития государственной системы защиты населения и территорий. Основными задачами МПВО являлись:

предупреждение населения об угрозе нападения с воздуха и оповещение о миновании угрозы;

осуществление маскировки населенных пунктов и объектов народного хозяйства от нападения с воздуха (особенно светомаскировки);

ликвидация последствий нападения с воздуха, в том числе и с применением отравляющих веществ;

подготовка бомбоубежищ и газоубежищ для населения;

организация первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим в результате нападения с воздуха;

оказание ветеринарной помощи пострадавшим животным;

поддержание общественного порядка и обеспечение соблюдения режима, установленного органами власти и МПВО в угрожаемых районах.

Выполнение всех этих задач предусматривалось силами и средствами местных органов власти и объектов народного хозяйства. Этим определялось и название данной системы противовоздушной обороны.

Штабы, службы и формирования МПВО создавались лишь в тех городах и на тех промышленных объектах, которые могли оказаться в радиусе действия авиации противника. В таких городах и на таких объектах мероприятия по противовоздушной обороне и противохимической защите проводились в полном объеме.

Для решения задач МПВО организовывались соответствующие силы - воинские части МПВО, которые подчинялись командованию военных округов, и добровольные формирования МПВО: в городских районах - участковые команды, на предприятиях - объектовые команды, при домоуправлениях -группы самозащиты. Формирования МПВО создавались из расчета: 15 человек от 100-300 рабочих и служащих - на предприятиях и в учреждениях и от 200-500 человек жителей -при домоуправлениях. Участковые команды состояли из различных специальных формирований, а группы самозащиты, как правило, из шести подразделений: медицинского, аварийно-восстановительного, противопожарной защиты, охраны порядка и наблюдения, дегазационного и обслуживания убежищ. Участковые команды и группы самозащиты подчинялись начальнику отделения милиции.

Подготовка кадров для МПВО осуществлялась на специальных курсах МПВО, а обучение населения - через учебную сеть общественных оборонных организаций.

С 1935 г. подготовка населения по противовоздушной обороне и противохимической защите приобретает еще более широкий размах, в частности были установлены нормативы сдачи на значок «Готов к ПВХО» (противовоздушной и противохимической обороне). Подготовка населения совершенствовалась в составе добровольных формирований МПВО.

В целях совершенствования форм распространения санитарно-оборонных знаний и навыков были введены нормативы комплекса «Готов к санитарной обороне» (ГСО) -для взрослых и «Будь готов к санитарной обороне» (БГСО)-для школьников.

Незадолго до начала Великой Отечественной войны 1941- 1945 гг. были завершены создание и подготовка различных служб МПВО: оповещения и связи, медико-санитарной, охраны порядка и безопасности, убежищ, транспортной, торговли и общественного питания, водоснабжения и канализации, восстановления зданий, дорог и мостов, светомаскировки.

Таким образом, к началу Великой Отечественной войны была проделана большая работа по подготовке населения и городов угрожаемой приграничной зоны к противовоздушной обороне и противохимической защите. Достаточно сказать, что все население угрожаемой зоны имело представление о способах защиты от средств нападения с воздуха.

Местная противовоздушая оборона (МПВО) 1941-1945 гг.

22 июня 1941 г. все штабы, службы и силы МПВО были приведены в боевую готовность. Первые же дни войны убедительно показали высокую готовность системы МПВО.

МПВО в годы войны стремительно набирала силу. Численность ее формирований превысила 6 млн. человек; участковые формирования были реорганизованы в городские воинские части МПВО, а число инженерно-противохимических воинских частей значительно возросло.

Силы МПВО успешно справились со своей задачей в годы войны. Они ликвидировали последствия более 30 тыс. налетов фашистской авиации, предотвратили в городах свыше 32 тыс. серьезных аварий на объектах народного хозяйства, обезвредили свыше 430 тыс. авиабомб и почти 2,5 млн. снарядов и мин. Усилиями формирований и частей МПВО было ликвидировано 90 тыс. загораний и пожаров. Словом, во взаимодействии с частями Вооруженных Сил МПВО внесла в годы войны существенный вклад в дело защиты населения и народного хозяйства от налетов фашистской авиации, в ряде случаев ее силы принимали участие и в отражении атак сухопутных частей противника на города.

Местная противовоздушная оборона (МПВО) 1945-1961 гг.

В послевоенный период, опираясь на богатый опыт Великой Отечественной войны, МПВО неуклонно продолжала совершенствоваться.

Появление в арсенале вооруженных сил США ядерного оружия и быстрое наращивание его запасов вынудило в 1956 г. вновь пересмотреть организацию МПВО. МПВО впервые была названа системой общегосударственных мероприятий, осуществляемых в целях защиты населения от современных средств поражения, создания условий, обеспечивающих надежность работы объектов народного хозяйства в условиях нападения с воздуха, и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ. Хотя ядерное оружие при этом не называлось, но основные усилия системы мероприятий МПВО были нацелены на организацию защиты именно от него.

На МПВО возлагалась ответственность за организацию подготовки всего населения страны по противовоздушной, противоатомной, противохимической и противобактериологической защите. Наиболее массовыми силами МПВО стали формирования республиканских, краевых, областных и районных служб МПВО - отряды, бригады, команды и т. д. В жилых массивах городов и поселков по-прежнему предусматривалось создание групп самозащиты.

Были пересмотрены также способы защиты населения и объектов народного хозяйства.

Гражданская оборона СССР 1961 – 1991

Роль и задачи гражданской обороны СССР

Гражданская оборона (ГО) представляет собой систему общегосударственных оборонных мероприятий, осуществляемых с целью защиты населения и народного хозяйства в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, повышения устойчивости функционирования объектов народного хозяйства, а также проведения спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий (катастроф) и в очагах поражения.

Для организации работ по ликвидации последствий стихийных, бедствий, аварий (катастроф), обеспечения постоянной готовности органов управления и сил для ведения этих работ, а также для осуществления контроля за разработкой и реализацией мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций в мирное время создаются Государственная комиссия Кабинета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС).

Работа КЧС организуется во взаимодействии с органами ГО, МВД, КГБ, военного командования и организациями государственного надзора и контроля. При них создается постоянный рабочий орган на базе штабов и служб ГО.

Решения КЧС во время чрезвычайных ситуаций являются обязательными для выполнения всеми организациями и предприятиями, расположенными на соответствующей территории.

МЧС и Гражданская оборона (современный период)

27 декабря 1990 года было принято постановление Совета министров РСФСР “Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций”.

В связи с необходимостью расширения полномочий российский корпус спасателей был преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, а затем был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С.К.Шойгу.

18 апреля правительство Российской Федерации приняло постановление №261 “О создании Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях”. РСЧС позволила объединить в единую систему органы управления, силы и средства всех государственных и местных властных структур, предприятий, учреждений и организаций, занимавшихся ранее решением проблем противодействия чрезвычайным ситуациям. Развернулась разработка нормативно-правовой базы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Впервые в отечественной истории деятельность в едином направлении была регламентирована законодательными актами государства.

Сформировалась разветвленная, достаточно эффективно функционирующая система управления, охватившая всю инфраструктуру страны. Благодаря рациональной региональной политике укрепилось взаимодействие между органами управления различных уровней.

История МВПО-ГО Москвы

Годы войны стали суровым испытанием для МПВО Москвы. После начала боевых действий началось развертывание сил и средств, усиливалась противопожарная защита, приводились в готовность медицинские учреждения.

Государственный Комитет Обороны (ГКО), учитывая особенности сложившейся обстановки, 5 июля 1941 года принимает Постановление «О реорганизации службы МПВО города Москвы». Общая численность личного состава частей и формирований МПВО Москвы составляла около 650 тыс. человек.

К концу 1941 года, ко времени наиболее массированных воздушных налетов противника на Москву, в городе было подготовлено 1029 газоубежищ, 6215 бомбоубежищ, 19500 землянок. 23,3 км линий метрополитена были приспособлены под убежища. Всего защитные сооружения позволяли укрыть до 1,6 млн. человек.

Всего в период с 21 июля 1941 год по апрель 1942 года немецкая авиация совершила 141 налет на Москву. В воздушных налетах было задействовано около 8600 самолетов. К городу удалось прорваться 234 самолетам. Силами ПВО было уничтожено 1392 самолета.

При налетах на столицу было сброшено 1610 фугасных бомб и более 100 тыс. зажигательных. В результате бомбовых ударов было разрушено 5,5 тыс. жилых домов, около 450 социально-бытовых и культурных учреждений, 169 предприятий местной промышленности. Пострадал 7041 человек, из них погибло 1356 человек. Почти полностью был разрушен театр им. Вахтангова, взрывами фугасных бомб были повреждены здания МГУ на Моховой, здание Большого театра. Четыре раза бомбили музей изобразительных искусств им. Пушкина. 16 фугасных и несколько сотен зажигательных бомб были сброшены на территорию Кремля.

Штаб МПВО города располагал 230 постами воздушного наблюдения, которые докладывали о действиях авиации противника в своих секторах.

Извещение о приближении самолетов противника к столице штаб МПВО г. Москвы получал от активных средств противовоздушной обороны через сеть воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). При необходимости передачи сигнала «Воздушная тревога» радиотрансляционная сеть и все сирены, установленные в городе, переходили в распоряжение командного пункта (КП) МПВО г. Москвы.

При объявлении сигнала воздушной тревоги, штабы МПВО районов немедленно докладывали на КП МПВО города сведения о готовности районных сил и средств МПВО.

Решением Исполкома Моссовета от 30 июня 1941 года было создано свыше 12 тыс. противопожарных формирований, насчитывающих в своем составе около 200 тыс. человек рабочих, служащих, домохозяек, школьников.

Во время налетов на крышах, чердаках и верхних этажах зданий выставлялись пожарные посты. Одновременно дежурило до 10 тыс. человек. Силами только военизированных формирований было обезврежено более 40 тыс. зажигательных бомб, потушено около 2 тыс. пожаров и возгораний.

Более 700 крупных пожаров ликвидировала ордена Ленина Краснознаменная противопожарная служба МПВО г. Москвы, которую возглавлял полковник Иван Николаевич Троицкий.

Пожарные команды МПВО Москвы отстояли от огня 203 промышленных предприятия, 384 крупных жилых домов, 179 учреждений культуры и здравоохранения. Были спасены Государственная библиотека им. В.И.Ленина, комплекс зданий МГУ, издательства газет «Правда», «Известия», завод «Динамо» и др.

Вражеская авиация редко рисковала появляться в московском небе в светлое время суток. Налеты в большинстве своем совершались ночью. Приказом по МПВО Москвы и Московской области № 1 от 22 июня 1941 года в столице и в области вводился режим полного затемнения. Центром, возглавлявшим разнообразную и сложную деятельность по обеспечению светомаскировки, был штаб МПВО Москвы. До войны Москву освещали 26 тыс. фонарей уличного освещения, на их отключение требовалось до полутора часов времени. Москва стала первым в СССР городом, решившим задачу централизованного управления наружным освещением. К началу войны все уличное освещение Москвы отключалось из одного пункта за несколько секунд.

Правопреемником системы Гражданской обороны Москвы является Главное управление МЧС России по г. Москве. Для обеспечения безопасности населения и территорий Москвы Главное управление имеет в своём подчинении более 100 пожарных частей, Государственное учреждение «Пожарно-спасательный центр», Московскую городскую поисково-спасательную службу в составе 23 поисково-спасательных станций, Государственное учреждение «Московский авиационный центр», Государственную инспекцию по маломерным судам, что насчитывает 161 формирование, а это около 24 000 чел., 2 900 ед. специальной техники. Ежедневно в круглосуточном режиме безопасность москвичей обеспечивают около 4 500 чел. и 2 000 ед. специальной техники.


День гражданской обороны МЧС России отмечается 4 октября. Всемирный день гражданской обороны отмечается ежегодно 1 марта.

История создания МПВО, ГО СССР, МЧС Российской Федерации

Местная противовоздушная оборона

В 1928 году Наркомом по военным и морским делам было утверждено первое Положении о противовоздушной обороне СССР, в котором сказано, что противовоздушная оборона имеет назначением защиту Союза ССР от воздушных нападений с использованием для этой цели сил и средств, принадлежащих как военным, так и гражданским ведомствам и соответствующим общественным оборонным организациям.

К 1932 году были созданы необходимые организационные и материальные предпосылки для создания единой общегосударственной системы местной противовоздушной обороны в стране.

4 октября 1932 года Советом Народных Комиссаров – Правительством станы было принято "Положение о противовоздушной обороне СССР". Этим документом были впервые определены мероприятия и средства защиты населения и территорий страны от воздушной опасности в зоне возможного действия вражеской авиации. Этот акт и положил начало создания МПВО (местная противовоздушная оборона).

Эта дата считается днем рождения Гражданской обороны, так как именно те функции, которые выполняла МПВО страны, в дальнейшем продолжала совершенствовать и развивать Гражданская оборона СССР.

Поскольку МПВО являлась составной частью всей системы противовоздушной обороны страны, общее руководство МПВО в стране осуществлялось Наркоматом по военным и морским делам. Помимо Воинских частей МПВО, подчиняющихся командованию военных округов, организовывались добровольные формирования МПВО. В городских районах это были участковые команды, на предприятиях - объектовые команды, при домоуправлениях - группы самозащиты.

Постановлением СНК СССР от 7 октября 1940 года руководство МПВО было передано Наркомату внутренних дел СССР, в составе которого было создано Главное управление МПВО. Постановлением СНК СССР от 2 июля 1941года введена всеобщая обязательная подготовка населения к противовоздушной обороне.

Гражданская оборона

15 июля 1961 года Постановлением Совета Министров СССР МПВО преобразована в гражданскую оборону, была введена должность начальника ГО и создана новая общегосударственная система: Гражданская оборона СССР. Было утверждено Положение о Гражданской обороне СССР. Общее руководство ГО СССР осуществлялось Советом Министров СССР, непосредственное руководство - Министерством обороны СССР, повседневное руководство - начальником ГО СССР, заместителем министра обороны СССР. Непосредственное руководство ГО в союзных и автономных республиках, краях, областях, городах, городских и сельских районах осуществляется председателями Советов народных депутатов, которые являются начальниками ГО.

В 1970-е годы были созданы новые виды формирований ГО повышенной готовности: сводные отряды и команды механизации работ, а затем и войска гражданской обороны.

В 1971 году руководство ГО возложено на заместителя Министра обороны СССР, а сама система передана в подчинение Министерству обороны. С этого момента начался расцвет как системы ГО, так и системы ДОСААФ. Проводилось множество мероприятий, была создана грандиозная материальная база, которая применяется и в настоящее время.

С 1987 года на Гражданскую оборону официально были возложены обязанности по защите населения и объектов народного хозяйства от последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, проведение спасательных и восстановительных работ. Встал вопрос о формировании единой государственной системы, обеспечивающей заблаговременную подготовку к действиям в экстремальных условиях по преодолению ситуаций чрезвычайного характера, вызванных крупными авариями, катастрофами и стихийными бедствиями. Такая постановка вопроса ни в коей мере не подразумевала подмену или наоборот замену системы гражданской обороны страны новой системой. Наоборот, предусматривалось более широкое использование возможностей системы Гражданской обороны в ходе преодоления различных чрезвычайных ситуаций.

27 декабря 1990 года было принято Постановление Совета министров РСФСР "Об образовании российского корпуса спасателей на правах государственного комитета РСФСР, а также формирование единой государственно-общественной системы прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций".

17 апреля 1991 года заместитель Председателя Госстроя РСФСР Сергей Шойгу был назначен председателем российского корпуса спасателей.

Постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 года российский корпус спасателей был преобразован в Госкомитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям, председателем которого 5 августа 1991 года был переназначен С. К.Шойгу.

19 ноября 1991 года Указом Президента РСФСР Б. Н. Ельцина №221 был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при президенте РСФСР (ГКЧС РСФСР), председателем которого был назначен С. К. Шойгу.

В 1991 году система ГО была включена в состав Государственного комитета РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Руководителем ГО России является Председатель Правительства Российской Федерации.

В мае 1993 года Россия вступила в Международную организацию гражданской обороны (МОГО).

10 января 1994 года Указом Президента Российской Федерации №66 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" ГКЧС России был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России).

Указом Президента Российской Федерации от 20 января 1994 г. №171 главой МЧС России назначен Шойгу С.К.

21 мая 2012 года Президент Российской Федерации Владимир Путин назначил Министром Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Владимира Пучкова.

Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, генерал-лейтенант запаса, кандидат технических наук. Действительный государственный советник Российской Федерации 1 класса (Указ Президента РФ от 24.05.2010 г. № 628).

День гражданской обороны МЧС России отмечается 4 октября. Всемирный день гражданской обороны отмечается ежегодно 1 марта.

Если тщательно изучить сравнительно непродолжительный период человеческой истории, например, всего пять последних тысячелетий, то выяснится, что из них мир на планете царил в совокупности менее трех веков.

Угрозы жизни человечества

Пятнадцать тысяч войн пережило человечество, и в каждой из них гибли не только отважные (или не очень) солдаты, но и обычные люди, никогда не державшие в руках оружия, дети, женщины и старики. При этом такие смерти чаще всего оказывались случайными, если не считать случаев целенаправленного геноцида. Кроме войн, бывали землетрясения, наводнения, эпидемии, массовые голодные моры и прочие несчастья. Затем, по мере развития науки, техники и технологий, настал черед и

Все вместе губительные факторы за указанный период унесли 3,5 миллиарда человеческих жизней. После появления (сначала только химического) стало ясно, что цивилизация медленно, но верно движется по пути, указанному Томасом Мальтусом, успешно защищая планету от перенаселения путем самоистребления.

Каждая страна стремится к защите своего народа от губительных факторов, в этом и состоит его главная функция. В 1932 году началась история развития гражданской обороны нашей Родины. Эта структура была призвана минимизировать последствия нападения враждебных стран на СССР.

Гражданин, вы отравлены!

Учения по защите от воздействий химического оружия проходили и до 1932 года. Одно из них, способствовавшее бегству подпольного миллионера, описано в знаменитой книге «Золотой теленок» писателей И. Ильфа и Е. Петрова. Вероятным врагом Страны Советов в то время были все капиталистические государства, обладавшие определенным запасом химического оружия, поэтому противогазы учили надевать быстро всех, от детей до людей преклонных лет, да и изобретали их в разных вариантах, даже для животных. В тридцатые годы внешняя угроза конкретизировалась, она приобрела конкретные очертания в лице фашистов. История создания гражданской обороны ведет отсчет с 4 октября 1932 года, когда нацисты в Германии еще не пришли к власти. Было ясно, что главную опасность для мирного населения представляют воздушные силы вражеской армии, которые, несомненно, в случае войны будут бомбить города. Война в Испании, начавшаяся через четыре года, подтвердила эти опасения.

Предвоенные команды МПВО

Мероприятия гражданской обороны в первые годы осуществлял орган, называвшийся местной противовоздушной обороной (МПВО). В функции организации, подчинявшейся Наркомату обороны, входили разработка и проведение мероприятий, призванных уменьшить урон, наносимый ВВС противника в случае военных действий. Приданными ей личным составом и техническими средствами эта структура должна была оповестить население о воздушной тревоге, дать ей отбой, обеспечить надежные убежища, ликвидировать последствия атаки вражеских самолетов и оказать помощь пострадавшим. Органам высшей власти (СНК) было ясно, что силами только вооруженных сил эти задачи выполнить невозможно, и если агрессия произойдет, то у Красной Армии будет другая главная цель, - разгром врага. Поддержание производственного и экономического потенциала и сохранение жизней советских людей должно стать всенародным делом. Поэтому в план гражданской обороны входило использование как воинских частей МПВО, подчинявшихся окружному командованию РККА, так и добровольческих формирований. На предприятиях были созданы команды для защиты объектов, при каждом жилуправлении функционировала своя группа самозащиты.

В подчинении НКВД

Чем сложнее становилась международная обстановка, тем тщательнее производилась организация гражданской обороны. В структуру были вовлечены миллионы советских людей, на каждое крупное производственное подразделение или полтысячи жильцов района в городской или сельской местности приходилось 15 добровольцев. Они обучались всем необходимым навыкам оказания медицинской помощи, наблюдения за воздушным пространством, а также грамотной организации бомбоубежищ и охране общественного порядка.

О том, насколько важным вопросом была для руководства СССР организация гражданской обороны, красноречиво говорит тот факт, что ГУ МПВО с 1940 года подчинялось всесильному Наркомату внутренних дел СССР. Усилия партии и правительства дали результаты. К 1941 году каждое предприятие или колхоз Советского Союза, все города и районы имели конкретный план гражданской обороны, согласно которому в случае войны предстояло действовать. Были проведены многочисленные учения ГО. Созданы многочисленные службы, призванные совместно с органами власти обеспечить врачебную помощь раненым, бесперебойную работу транспорта, торговли, продовольственного снабжения населения, связи и многого другого.

Вскоре полученные навыки пригодились…

Война

С июня 1941 года фронт проходил не только по переднему краю. Тыл трудился, не щадя сил, чтобы дать Красной Армии все необходимое. Немецкое командование понимало важность каждой фабрики, каждого завода для обороны СССР. И посылало эскадрильи бомбовозов, стремясь нанести наибольший урон производству.

История гражданской обороны во время Великой Отечественной войны заслуживает отдельного исследования как уникальный случай мобилизации всех сил общества для защиты своей страны. Зажигательные бомбы на крышах гасили люди всех возрастов, за светомаскировкой следил каждый житель дома, а случаи паники были крайне редки даже в самые тяжелые дни. Бойцы МПВО смогли предотвратить более 30 тысяч аварий и катастроф на предприятиях народного хозяйства, обезвредить сотни тысяч бомб, потушить 90 тысяч пожаров, пережив тридцать тысяч авианалетов. Эти усилия, равнозначные массовому подвигу, внесли важный вклад в дело общей Победы. Гражданская оборона СССР продемонстрировала высокую эффективность, достойную восхищения.

Послевоенная гражданская оборона

Атомное оружие появилось в 1945 году. И сразу же было применено. Советский Союз не был готов к новой угрозе и не обладал необходимым количеством убежищ, способных выдержать ядерный взрыв. Экономика страны переживала серьезные трудности, связанные с восстановлением промышленного потенциала и сельского хозяйства после урона, нанесенного боевыми действиями и оккупацией значительной части территории. Тем не менее новая проблема вызвала ответные действия. История гражданской обороны послевоенных лет продолжила традиции, заложенные в 30-е годы.

Наиболее насущной проблема защиты населения стала в середине XX века, после расширения номенклатуры средств доставки. Ядерное оружие теперь могли нести не только стратегические бомбардировщики, но и ракеты, как наземного, так и мобильного базирования. История создания гражданской обороны в СССР официально начинается в 1961 году, именно тогда служба получила это название взамен МПВО. Переименование было вполне целесообразным по причине расширения перечня функций структуры. Предмет "ГО" преподается в средних и специальных учебных заведениях, в школах ученики получают необходимые знания на занятиях по В 70-х годах формируются мобильные подразделения для выполнения обязанностей по защите населения. В подмосковной Балашихе открывается училище, готовящее офицеров ГО.

Гражданская оборона в США

В пятидесятые годы наша наука совершила стремительный прорыв, обогнав другие страны, считавшие себя передовыми в технологическом отношении. Это выражалось не только в космических успехах СССР, но и в оборонной области. На вооружении советских ВВС появились реактивные и турбовинтовые бомбардировщики Ту-95 и Ту-16, способные добираться до самых удаленных целей с высокой скоростью. Но самым страшным оружием были межконтинентальные ракеты, и лидерство СССР в вопросе их строительства в то время сомнению не подлежало. Америка утратила заокеанскую неуязвимость, над небоскребами и фермами замаячил призрак ядерного «гриба». История гражданской обороны США началась именно в пятидесятые годы, и сразу же приобрела общенациональный характер. Территория страны была поделена на десять округов, в каждом по несколько штатов. Над городами завыли сирены учебных тревог, школьники учились быстро прятаться под партами и бежать в убежище. Появилась целая индустрия, производящая бункеры снабженные системами жизнеобеспечения для всех желающих. Следует отметить стремление американских «коллег» активно перенимать советский опыт, как организационный, так и технический. Во время количество убежищ в США превышало аналогичный показатель в СССР, в случае конфликта спастись людей там могло больше, но ущерб, нанесенный ядерным ударом, все равно оставался совершенно неприемлемым.

Израиль

Нет такой второй страны, у которой была бы столь драматичная история создания гражданской обороны. Кратко ее можно описать двумя словами: «спасти всех». К сожалению, это получается не всегда, но непрерывные обстрелы территории государства Израиль ракетами «Скад» и обычными снарядами «Града», а также многочисленные террористические акты могли бы вызвать намного большее число жертв среди мирных жителей, если бы не эффективные меры, направленные на их защиту. Эффективность службы ГО позволила министру гражданской обороны в 2012 году даже сделать заявление о предполагаемом числе жертв среди населения в случае полномасштабной войны с Ираном и организацией ХАМАС одновременно. По его словам, количество погибших не превысило бы полутысячи человек. Некоторые эксперты полагают, что слова Матана Вильнаи несколько преувеличивают возможности возглавляемого им министерства, но тот факт, что гражданская оборона населения в Израиле организована хорошо, очевиден. При этом никто в этой ближневосточной стране не отрицает использование советского опыта при налаживании всей инфраструктуры ГО.

В демократической России

История гражданской обороны России началась в 1991 году, одновременно с созданием всех организационных, властных и силовых структур нового государства. Управление ГО вошло в образованный Госкомитет по и ликвидации последствий стихийных бедствий (ГКЧС), через три года преобразованный в Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС). Гражданская оборона стала частью задач, поставленных перед структурой. Их круг оказался широким.

В него вошли в первую очередь борьба со стихийными и техногенными последствиями экологических катастроф и аварий и проведение НАВР (неотложных аварийно-восстановительных работ). Также МЧС занимается подготовкой зон затопления или заражения к вводу специализированных подразделений, санобработкой населения, техники, зданий и сооружений, пиротехническими работами, обеспечением мер по эвакуации из опасных зон и территорий, восстановлением нарушенных коммуникаций (дорог, аэродромов, линий электроснабжения и связи и пр.). Предусмотрены и другие мероприятия гражданской обороны. Свои функции в случае необходимости Министерство по чрезвычайным ситуациям выполняет совместно с частями Вооруженных сил Российской Федерации.

В сентябре 2011 года вышел Указ Президента, согласно которому МО поручалось создание специальных войсковых формирований с целью оказания помощи населению в районах бедствия.

В настоящее время МЧС представляет собой мощную организацию федерального уровня, имеющую в своем распоряжении самое современное оснащение. Техническое обеспечение разнообразно, у министерства есть даже собственная авиация, насчитывающая более полусотни летательных аппаратов, в числе которых есть и небольшие вертолеты, и огромные самолеты, оборудованные для тушения масштабных лесных пожаров, и летающие госпитали.

На всех континентах и дома

Новейшая история гражданской обороны России постоянно пополняется славными страницами. Спасатели профессионально действуют не только в пределах родной страны, но и за рубежом. Самолеты МЧС доставляли в разные регионы планеты. Спасительные грузы получали пострадавшие от землетрясений, ураганов, наводнений и других стихийных бедствий. Неоценимую помощь оказывали спасатели и тем, кто пострадал от военных действий. После ужасающего урагана «Катрина», причинившего множество бед в 2005 году, история гражданской обороны пополнилась уникальным фактом. Впервые за всю историю российские спасатели действовали на территории США, оказывая помощь населению. Гуманитарные грузы были доставлены в Америку и тогда, когда разбушевалась «Сэнди» (2012), и во время торнадо, обрушившегося на Оклахому (2013).

Разумеется, и другие страны могут рассчитывать на помощь российских спасателей. Но главный приоритет нашей системы гражданской обороны - защита жизней и здоровья собственных сограждан. Среди операций, проведенных за последние два десятилетия, можно перечислить и действия в Чечне, и работу по ликвидации эпидемии чумы в Туве, и борьбу с терроризмом в Москве и других городах. А еще были авиакатастрофы, и пожар в Останкино, и и взрывы в метро. И наводнения в Крымске и на Дальнем Востоке. Сотни специалистов ликвидировали последствия катастрофы на Саяно-Шушенской ГЭС в 2009 году. А сегодня гуманитарные конвои идут в Луганскую и Донецкую области.

Все трудно перечислить. И везде на переднем крае - спасатели МЧС, наследники славы МПВО и войск гражданской обороны.

Осуществлявшихся местными органами власти под руководством военных организаций , направленных на защиту населения и народного хозяйства от нападения врага с воздуха и ликвидацию последствий осуществлённых ударов.

История

Необходимость защиты населения и объектов экономики от воздушных ударов впервые появилась в ходе Первой мировой войны 1914-1918 годов. С этой целью в России, Франции, Великобритании, Германии и других воюющих странах были разработаны и стали проводиться следующие мероприятия: светомаскировка, оповещение населения и доведение до него правил поведения в случае воздушного или химического нападения, оказание медицинской помощи, обеспечение средствами индивидуальной защиты, борьба с пожарами, оборудование укрытий и т.п. Эти мероприятия проводились в Лондоне, Ярмуте, Уэртинге, Париже, Реймсе, Дюнкерке, Вердене, Фрайбурге, Кельне, Киле, Софии, Петрограде, Одессе, Севастополе, Николаеве, Варшаве, Минске, Риге, Гродно, Белостоке, Бресте, Таллине и др. В СССР впервые мероприятия по защите населения от воздушного нападения были осуществлены 3 марта 1918 года во время отражения наступления германских войск на Петроград. Именно тогда Комитет революционной обороны в своем Воззвании к населению Петрограда и его окрестностей довел основные требования противовоздушной и противохимической защиты .

В 1920-1930-х годах службы местной противовоздушной обороны появились во многих странах Европы.

МПВО возникала в крупных городах, на важных объектах промышленности, транспорта, связи, в учреждениях, учебных заведениях, в жилом секторе. Строились убежища , население обучалось способам защиты от воздушного и химического нападения, готовились формирования спасательных и срочных аварийных работ.

Главное управление МПВО МВД СССР работу штабов МПВО городов, являющихся рабочим аппаратом горисполкомов, направляет через управления МПВО, отделы МПВО и отделения МПВО, созданные в составе МВД республик и УМВД краев и областей.

За инженерно-противохимическими частями войск ГУМПВО МВД СССР закреплены наиболее важные объекты, с задачей обеспечения на этих объектах работы по ликвидации нападений с воздуха.

Особенно широкий размах местная противовоздушная оборона приобрела в годы Великой Отечественной войны : части и формирования МПВО обезвреживали авиабомбы и артиллерийские снаряды , ликвидировали пожары и загорания, восстанавливали мосты, предотвращали аварии, оказывали медицинскую помощь.

В 1961 году МПВО была преобразована в гражданскую оборону - в связи с развитием оружия массового поражения .

Состав

01.09.1949 года

  • Главное управление местной противовоздушной обороны МВД СССР (ГУМПВО МВД СССР), являлось центральным органом управления МПВО, руководящим подготовкой территории СССР к местной противовоздушной обороне и направляющим деятельность всех министерств, ведомств и общественных организаций по выполнению задач противовоздушной обороны СССР.
  • инженерно-противохимические части войск ГУМПВО;
  • штабы МПВО городов;
  • штабы МПВО ответствующие службы министерств и ведомств Союза;

Общая численность войск МПВО МВД СССР - 5 205 человек личного состава, в том числе: офицерского состава 937 человек, сержантского и рядового состава 4 181 человек и

От МПВО к гражданской защите. Страницы из истории МПВО-ГО-РСЧС субъектов Российской Федерации / сост. , ; МЧС России. – М.: Ин-октаво, 2004. – 352 с., ил.

Усть-Зейский форпост

Общая характеристика и особенности региона.

В послевоенный период МПВО Амурской области продолжала развиваться и совершенствоваться. Значительные перемены начали происходить с сентября 1961 года, когда областной штаб МПВО был преобразован в штаб гражданской обороны. Первым его начальником стал полковник. Штабу было выделено отдельное помещение, что позволило в короткие сроки организовать и наладить должную работу по созданию на территории области стройной системы МПВО. , несомненно, является тот факт, что он вошел в деловой контакт с начальниками военных училищ. Сотрудничество с командованием училищ позволило в короткое время оснастить органы местного командования необходимыми учебными материалами, которые в то время были большой редкостью.

Огромное воздействие в деле совершенствования ГО явилось открытие в 1962 году областных курсов. Используя потенциал военных училищ, удалось в короткие сроки эти курсы «поставить на ноги».

В 1963 году были образованы курсы ГО в бывших городах-пунктах, что позволило в короткие сроки увеличить число подготовленных кадров для предприятий и коллективов Амурской области.

В 1977 году образован городской штаб ГО в Благовещенске, в 1979 - в Белогорске и Свободном. Как и в областном штабе ГО, руководителями здесь стали военнослужащие.

К этому времени областной штаб возглавил полковник. Бывший ракетчик, командир учебной части, этот человек оставил значимый след в деле совершенствования гражданской обороны на территории области, комплектовании штабов и курсов профессионалами. Это был уважаемый человек и в коридорах власти и на местах.

Активно строились капитальные убежища. К 1979 году их уже насчитывалось: в Благовещенске - 58 (начеловек), в Белогорске - 14 (на 5 709 человек), в Свободном - 7 (на 2 250 человек).

В это же время в области был создан 100 % мобилизационный запас второй группы средств индивидуальной защиты.

Становление областной подсистемы РСЧС

Активная подвижка в вопросах реорганизации гражданской обороны в области выпала на момент руководства областным штабом (позднее - управлением, затем - главным управлением) полковником В. Шульженко. Сама жизнь подталкивала нас к этому. В разгаре находились мероприятия по привлечению нас к решению задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Так, к осени 1993 г. на территории области большой бедой стали ртутные разливы.

Это произошло в конце ноября 1993 года, в областном центре по. Здесь, в подвале жилого дома, долгое время работал местный кустарь по добыче драгметалла. Произошло серьезное загрязнение грунта. Это стало достоянием общественности всей области, вмешались журналисты. Встал вопрос: кого привлечь к ликвидации ртутного загрязнения? Военные категорически отказались. Был выбран путь самостоятельного решения проблемы.

Из офицеров и служащих областного штаба была сформирована добровольная группа, которая в течение трех дней и ночей проводила демеркуризационные работы.

5 декабря того же года произошло обильное ртутное загрязнение в школе № 13 областного центра. Это загрязнение было ликвидировано нештатной группой в течение дней, после чего занятия в школе были продолжены. Глава администрации области Владимир Полеванов дал высокую оценку действиям группы и пошел навстречу предложению о создании штатной группы для ликвидации последствий такого рода чрезвычайных ситуаций. Так, с января 1994 года у нас стала функционировать штатная группа ликвидации последствий радиационного и химического заражения, она была одной из первых в Дальневосточном регионе.

Подобным образом у нас была создана нештатная пожарная команда, которая привлекалась для ликвидации лесных пожаров вблизи населенных пунктов. Так, эта команда во взаимодействии с благовещенским лесничеством отстояла населенные пункты Но­винка и Новотроицкое Благовещенского района.

Прошла серия крупных учений под личным руководством главы администрации области Владимира Полеванова, который очень много внимания уделял таким мероприятиям. Он был первым руководителем, который строго спрашивал с тех руководителей, которые продолжали работать по-старому.

В его бытность у нас появилось постановление, которое позволяло привлекать к ответственности руководителей и других должностных лиц за упущение в вопросах гражданской обороны. Этим документом в то вре­мя умело пользовались штабы ряда городов и районов области.

По крупицам шло наращивание защитных мероприятий, а вместе с ними и органов ГОЧС на территории области. Мы первыми в регионе создали оперативную группу из чис­ла офицеров и служащих областного штаба; осенью 1997 года проверяющие из Москвы дали высокую оценку работе группы.

К этому времени у нас уже была создана профессиональная поисково-спасательная группа, финансируемая из местного бюджета - первая в регионе.

В это же время впервые научно стали решать задачи по пропуску паводковых вод и ликвидации ледовых заторов, предпосылкой чему явилось подтопление села Крестовоздвиженка Константиновского района. В селе была затоплена одна из улиц. На место выехала оперативная группа во главе с начальником управления В. Шульженко. В результате упорного труда был пробит обводной канал и предотвращено дальнейшее затопление села. Об этом случае заговорила вся область. Возрос авторитет органов ГОЧС, авторитет наших ликвидаторов, которые провели ряд демеркуризационных работ во многих городах и районах области. Такой ход событий позволил принять закон Амурской области «О защите населения и территорий Амурской области от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Серьезным испытанием для области явилась весна 1999 и 2000 годов. Как и предполагали специалисты МЧС России, на территории области произошли массовые ледовые заторы.

В 1999 году из-за ледовых заторов было затоплено село Игнашино Скворцовского района, а в 2000-м - село Нововоскресеновка Шимановского района. И в том и в другом случае оперативные группы действовали профессионально. На месте лично работали прежний (Владимир Шульженко) и нынешний (Александр Витальевич Соловьев) начальники Главного управления ГОЧС области. Нынешний ледовый затор был сложнее и больше по размерам, чем предыдущий. Начальник Главного управления ГОЧС полковник Александр Соловьев, назначенный на эту должность лишь накануне описываемых событий, выдержал экзамен с честью. Ледовая обстановка была настолько серьезной, что на место событий прилетел глава администрации области Анатолий Николаевич Белоногов, личное участие которого способствовало скорейшему выполнению задачи.

Зимний отопительный сезон 2000 года принес много забот. Отопительная система города угольщиков Райчихинска оказалась на грани разморожения, был объявлен режим чрезвычайной ситуации. Вся полнота власти была передана в руки Главного управления ГОЧС, что, несомненно, дало свои резуль­таты, чрезвычайная ситуация была ликвидирована.

В настоящее время на территории области созданы штатные поисково-спасательные группы в городах Благовещенске, Свободном, а также механизированная группа в селе Константиновка Константиновского района на базе передвижной механизированной колонны (ПМК-112).

Многие главы муниципальных образований области уже высказали свою готовность создать аналогичные спасательные формирования на своих территориях. Это помимо имеющегося поисково-спасательного отряда Главного управления ГОЧС области, который насчитывает сегодня 14 человек. Таким образом Главное управление по делам ГОЧС области находится в постоянном поиске.

Главные усилия сегодня сосредоточиваются на проведении превентивных меропри­ятий. Этому в большой мере будет способствовать принятие закона Амурской области об ответственности руководителей и других должностных лиц за невыполнение мероприятий по ГОЧС на подведомственных им объектах и территориях.

Амурская территориальная подсистема РСЧС уже третий год подряд занимает пере­довые позиции в Дальневосточном регионе. Это говорит о многом. Вместе с тем у нас, как и у других главных управлений Дальневосточного региона, имеются определенные взгляды на вопросы совершенствования системы РСЧС, отвечающие веяниям времени.

На наш взгляд, требует дальнейшего совершенствования существующая законодательная база. Слишком прозрачны наши законы, особенно «О гражданской обороне», что дает некоторым руководителям возможность «искать лазейки», дабы не заниматься мероприятиями гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций.

Особенно большие издержки мы несем в вопросах сохранности коллективных средств защиты. Приватизационный период, который мы пережили, наложил отпечаток на их судьбу. Многие из них оказались бесхозными. Потребовалось время, чтобы снова все воспроизвести и поставить на правовую основу, что требовало дополнительного времени и больших моральных усилий. Приходилось прибегать к различного рода нетрадиционным методам и формам, чтобы все приобрело законную основу.

Большого напряжения требует создание поисково-спасательных формирований на профессиональной основе не только в категорированных городах, но и в других городах и районах области.

В настоящее время делаются наработки по созданию поисково-спасательных формирований в городах Зея и Тында. Особенно важно это для г. Зея. Наличие гидроузла обязывает пристально следить за состоянием защитных мероприятий, что, как известно, складывается из множества факторов, основной - наличие и подготовка профессиональных спасателей.

Создание необходимого количества поисково-спасательных формирований - важнейшая задача территориальной подсистемы РСЧС Амурской области.

Просмотров