Летчик александр иванович покрышкин. Легендарный советский военачальник маршал авиации А.И.Покрышкин Летчик а покрышкин

Александр Иванович Покрышкин (1913 - 1985) - легендарный лётчик-ас, трижды Герой Советского Союза), маршал авиации. Его полеты сопровождались паническими сообщениями фашистов: «Ахтунг, ахтунг, Покрышкин в воздухе». Мало кто знает, что признанный герой восходил на вершину заслуженной славы по неимоверно сложным путям. Его семья в 30-е годы подверглась репрессиям, отец покончил жизнь самоубийством, а завистники писали на него рапорты, пытаясь устранить со своего пути. Неизвестные факты биографии открылись спустя годы, после рассекречивания некоторых архивных документов.

Александр Покрышкин – сибиряк. Он родился в небольшой деревне под Новониколаевском (ныне Новосибирск) в простой семье бывшего крестьянина. Примечательно, что мальчик появился на свет в год стремительного взлета русской авиации: в августе в Киеве поручик Петр Нестеров закручивает первую в мире «мертвую петлю». Но тогда никто не мог предположить, какое будущее ждет простого крестьянского сына.

Отец и мать Александра - Иван Покрышкин и Ксения Мосунова родились в 1885 году в Вятской губернии. На исходе XIX века разразился голод из-за неурожая. Покрышкины и Мосуновы снялись с насиженных мест и отправились искать счастья в Сибирь. Поначалу попытались осесть в Томском уезде, но холодный климат и болотистая местность не позволила им заняться земледелием. В 1902 году семья Покрышкиных перебирается в стремительно растущий Новониколаевск. Юный Иван осваивает нужные для строящегося города профессии - каменщика, кровельщика, печника.

Потом – революция и тяжелые годы военного коммунизма. В середине 20-х годов в страну пришел НЭП. Ксения Степановна получила патент на право занятия галантерейной деятельностью, но мелкая торговля не давала серьезных средств к существованию.

К концу 20-х годов «частник» объявляется чуждым элементом и, несмотря на сомнительные успехи в предпринимательской деятельности, семья Покрышкиных попала «под каток». Посыпались несчастья. Умер старший сын, а остальные дети оказались под угрозой, так как лишение избирательных прав – серьезное наказание в те времена.

Из документов Госархива Новосибирской области явствует, что «И. П. Покрышкин, 44 лет, лишен избирательных прав за торговлю в 1924–26 гг. галантереей по патенту 1-го разряда с оборотом 3300 рублей».

Иван неоднократно писал заявления в краевую комиссию с просьбой восстановить справедливость: «Торговать мне приходится по отсутствию здоровья… занимаюсь кустарным ремеслом у себя дома без всякой наемной силы и помощников, на что имею справку от фининспектора… как торговлей, так и эксплуатацией не занимаюсь, социальное мое положение - инвалид 3-й группы, имею дом только для семьи, квартир не сдаю… детей 6 душ. Жена на моем иждивении, занимается по хозяйству…».

Ему отказывали раз за разом. Смерть старшего сына, постоянная нужда подкосили Ивана, и 15 декабря 1934 года он покончил жизнь самоубийством. Письмо из горсовета в райсовет гласит: «Покрышкин И. П. умер (повесился) 15 декабря 1934 года. Дело возвращаем на предмет исключения Покрышкина И. П. из списка лиц, лишенных избирательных прав…».

Впоследствии Александр Покрышкин тщательно скрывал судьбу своих родителей, чтобы его не лишили надежды стать летчиком как сына «лишенцев».

Покрышкин рос в неблагополучном районе, в ужасах послереволюционный лет своей мальчишеской жизнью. Он много читал, интересовался техникой. Ровесники прозвали его «Сашка-инженер» за необычные для их среды стремления. В своей книге «Познать себя в бою» Покрышкин пишет: «...двенадцатилетним мальчишкой я впервые увидел прилетевший агитсамолет. Потрогал его крылья и мысленно сказал себе: «Буду делать все, но стану только летчиком».

Между тем в небе над Новосибирском самолеты постоянно совершали испытательные полеты и Александр, наблюдая за ними, все мечтал об авиации. Он стал посещать планерный кружок, и вскоре стал его руководителем. В 1932 году его послали как лучшего комсомольца на учебу в военно-авиационную школу в Пермь. Там его ждало разочарование - летное отделение в училище было закрыто, и его зачислили в отряд авиатехников.

Четыре года Покрышкин прослужил техником, но постоянно мечтал быть за штурвалом самолета. Он написал 44 рапорта командиру с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз получал отказ. Александр не сдавался и, готовя себя к профессии летчика, настойчиво учился, изучал историю полетов и военную историю, физиологию и начертательную геометрию.

В 1938 году, втайне от своего начальника, во время очередного отпуска, за семнадцать дней он освоил двухгодовую программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на "отлично" сдал экзамен. Вскоре стал слушателем Качинской военной авиационной школы.

Летчики в те годы были элитой страны, и в училище шел строгий отбор. В 1939 году, практически перед окончанием, руководству стало известно, что Покрышкин - из семьи «лишенцев». Отличник Александр отделался тогда строгим выговором по комсомольской линии за сокрытие «социального прошлого родителей». Через год он с отличием окончил школу. Его мечта сбылась.

Лейтенант А. И. Покрышкин был распределён на должность лётчика в 55-й истребительный авиационный полк, входивший в состав ВВС Одесского военного округа.

Уже во время учебных полетов юный Покрышкин вел себя необычно. Он пилотировал самолет очень энергично и говорил: «Пусть слабаки стреляют на двести метров, а я буду стрелять на сто и меньше!». Конечно, это приводило к конфликтам, но сибиряки – народ упрямый, и Покрышкин гнул свою линию.

Началась война. 23 июня в небе Молдавии Покрышкин сбивает свой первый самолет, но…это был лёгкий бомбардировщик Су-2, то есть наш. Покрышкин принял его за вражеский по недоразумению. Его пилот выжил, но штурман был убит.

Спустя много лет, когда летчик И. И. Пстыго учился в Академии Генерального штаба, он рассказал об этом случае своим однокурсникам. В группе оказался «виновник торжества» - трижды Герой Советского Союза Александр Покрышкин. Он попросил Пстыго повторить рассказ. Тот пересказал снова.

«Это был я», - смущённо и расстроено заявил Покрышкин.

«Шутишь, Саша?»

«Да какое там „шутишь»! В начале войны я действительно сбил Су-2. Был со мной такой страшный случай, не знал самолёты Сухого, ведь они появились в частях перед самой войной, а вид у них совсем необычный - подумал, что фашист…»

26 июня 1941 года Покрышкин одержал свою первую настоящую победу, сбив во время разведки истребитель Мессершмитт Bf.109. 3 июля, уже имея несколько побед, он попадает под зенитный огонь над рекой Прут. Истребитель плашмя упал в лес. Когда Александр очнулся, понял, что сильно повреждена нога. С трудом выбрался из самолета, а потом четыре дня, опираясь на палку, пробирался к своим. К тому времени его уже считали погибшим.

В санчасти Александр начинает вести тетрадь «Тактика истребителей в бою». Уже осенью командир полка В. П. Иванов поручает именно ему вводить в строй молодых летчиков.

Покрышкин еще не раз участвовал в «пляске смерти» и был близок к гибели. Однажды пулемётная пуля прошла через его сиденье с правой стороны, повредив плечевой ремень, отрикошетила от левой стороны и поцарапала подбородок.

Несмотря на геройский послужной список, множество воздушных побед, в 1942 году у Покрышкина разразился скандал с новым командиром полка Н. В. Исаевым. Тот категорически не принимал тактику истребительной авиации, разработанную Покрышкиным. Исаева поддержали некоторые офицеры соседнего полка и однажды с ними произошел конфликт в столовой. Они сфабриковали дело против героя, и тот был снят с должности и исключён из партии. Дело рассматривал военный трибунал в Баку. За Покрышкина заступился комиссар полка, и это спасло боевого лётчика. Дело было прекращено, летчик-ас был восстановлен в партии и в должности.

1943 год стал «звёздным часом» Покрышкина - в этом году он сбил лично 38 самолётов врага. К концу 1943 года за Покрышкиным числится 53 самолёта противника.

Вскоре Покрышкин стал командиром гвардейского истребительного авиаполка. Новая должность не позволяла ему так же часто, как раньше, летать на боевые задания. В июне 1944 года Покрышкин получил звание полковника и принял командование 9-й гвардейской авиадивизией.

Согласно официальной статистике, за годы войны Покрышкин совершил 650 вылетов, провёл 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 - в группе.

Некоторые историки считают, что побед было меньше. Другие критикуют этих историков за предвзятость. Сам А. И. Покрышкин однажды в частной беседе с В. М. Молотовым сказал, что сбил около 90 самолётов противника, но искать подтверждение этих побед бессмысленно. Александр Иванович говорил, что эти не посчитанные самолёты всё равно пойдут в общий счёт Победы. Кроме того, Покрышкин нередко отдавал сбитые им самолёты на счета подчинённых (в основном, ведомых), стимулируя таким образом летчиков на новые подвиги.

В ноябре 1949 года на центральной площади Новосибирска был открыт бронзовый бюст земляку - трижды Герою Советского Союза Александру Покрышкину. На открытие пришло пол-Новосибирска. Вся огромная площадь перед оперным театром была заполнена. Сначала выступали все местные начальники, потом слово взял герой торжества. Многим запомнились его слова: «За все, что я достиг в небе и на земле, огромная благодарность моим землякам. Родной Новосибирск дал мне путевку в небо».

Говорят, в момент, когда с памятника сдернули покрывало, небо вдруг прояснилось, выглянуло солнце, и ввысь взмыли десятки голубей. Так голубятники, зная, что Покрышкин неравнодушен к этой птице, приветствовали своего героя. Несколько обескураженный Александр Иванович не растерялся и залихватски засвистел...

Земляки не забыли своего героя, и в 2000 году именем маршала Покрышкина была названа новая станция Новосибирского метрополитена, есть улица маршала Покрышкина и площадь Покрышкина, аллея Покрышкина. Имя Александра Покрышкина носит самолёт МЧС России, его именем названа малая планета № 3348.

Александр Иванович Покрышкин — выдающий советский летчик-ас, трижды Герой Советского Союза. Его талант непревзойденного мастера воздушного боя наиболее полно раскрылся в годы Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.

Он родился 6 марта 1913 г. в г. Новониколаевске (ныне — г. Новосибирск) в семье рабочего-каменщика. В 15 лет после окончания 7 классов школы начал свою трудовую деятельность. Получил профессию слесаря-инструментальщика. С июня 1932 г. в рядах Рабоче-Крестьянской Красной Армии (РККА). В 1933 г. окончил 3-ю Пермскую школу авиационных техников, в 1934-м — Курсы усовершенствования технического состава ВВС РККА имени К.Е. Ворошилова в г. Ленинграде.


Выпускник Пермской школы авиационных техников Александр Покрышкин

Службу начал техником авиационного звена связи 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского военного округа. В это же время постигал азы летного искусства в Краснодарском аэроклубе. В 1939 г. с отличием окончил 1-ю Качинскую военную авиационную школу пилотов имени А.Ф. Мясникова. В качестве младшего летчика его направляют для дальнейшего прохождения службы в 55-й истребительный авиаполк (иап) ВВС Одесского военного округа. Одним из первых он освоил новый истребитель МиГ-3, поступивший на вооружение полка в апреле-мае 1941 г.

Начало Великой Отечественной войны застало старшего лейтенанта А.И. Покрышкина в должности заместителя командира эскадрильи 55 иап ВВС Южного фронта. Уже 23 июня 1941 г. он открывает счет своим будущим многочисленным победам, уничтожив в воздушном бою в районе р. Прут вражеский истребитель Me-109. В течение последующих месяцев в полосе действия Южного фронта отважный летчик сбивает еще несколько самолетов противника, активно участвует в штурмовках вражеских войск и ведении воздушной разведки.


А.С. Закалюк. Бой А. Покрышкина в районе Запорожья. 1941 г.

В этот период, по воспоминаниям его сослуживцев, началось формирование будущего воздушного мастера. Все свои наблюдения и размышления он заносил в особую тетрадь, озаглавив ее «Тактика истребителей в бою». Позднее ее первичные наброски приобретают аналитическую направленность в оценке успехов и неудач воздушных боев с личным участием А.И. Покрышкина и его боевых товарищей. На основе накопленного опыта Александр Иванович разработал много новых тактических приемов истребителей, получивших широкое распространение в советской авиации в годы войны. Он один из первых в ВВС Красной Армии стал практиковать «свободную охоту» на неприятельские самолеты, умело используя тактику прославленных германских воздушных асов против них же самих. В горниле боев и сражений рождалась знаменитая «покрышкинская» наука побеждать.


Страница тетради «Тактика истребителей в бою»

К концу 1941 г. кавалер высшей государственной награды страны — ордена Ленина старший лейтенант А.И. Покрышкин совершил 190 боевых вылетов и был признан одним из лучших воздушных разведчиков в авиационном полку.

В марте 1942 г. командованием авиаполка капитан А.И. Покрышкин первый раз представляется к званию Героя Советского Союза. В его наградном листе было отмечено, что «за время военных действий имеет 288 боевых вылетов, из них: на штурмовку войск противника — 63; на разведку войск противника — 133; на сопровождение своих бомбардировщиков — 19; на прикрытие своих войск — 29; на перехват самолетов противника — 36; на разведку со штурмовкой — 8». К сожалению, обстоятельства сложились так, что высокая награда обошла героя.

Своей первой медали «Золотая Звезда» командир эскадрильи 16-го гвардейского авиаполка (216-я смешанная авиационная дивизия, 4-я Воздушная армия, Северо-Кавказский фронт) гвардии капитан А.И. Покрышкин удостоился 24 мая 1943 г. за многочисленные победы в небе над Кубанью. Во время ожесточенных воздушных сражений в полной мере проявляется его незаурядный талант летчика-истребителя — новатора тактики воздушного боя.


Командир эскадрильи Герой Советского Союза гвардии майор А.И. Покрышкин. Лето 1943 г.

Он первым широко стал использовать боевой порядок под названием «Кубанская этажерка» и способствовал его внедрению во всех подразделениях истребительной авиации ВВС КА. Им также были апробированы новые приемы воздушного боя: «ножницы», «соколиный удар», «клещи», «качели», «бои на вертикалях». Выступая активным сторонником наступательного боя, Александр Иванович постоянно руководствуется краткой формулой боя: «Высота, скорость, маневр, огонь» и всегда выходит победителем.

К маю 1943 г. А.И. Покрышкин выполнил 363 боевых вылета, уничтожив только по официальным данным 30 самолетов противника (реально воздушных побед было значительно больше).

Особое внимание Александр Иванович уделял подготовке летных кадров, их боевой выучке. 30 летчиков, прошедших «школу А.И. Покрышкина», стали Героями Советского Союза, а 3 из них — дважды.

24 августа 1943 г. его грудь украсилась второй медалью «Золотая Звезда». Советское государство высоко оценило умелое руководство подчиненным личным составом, личное мужество и героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. К этому времени за плечами гвардии майора А.И. Покрышкина было 455 боевых вылетов, многочисленные воздушные бои на юге Украины.

В 1943 г. его признают одним из самых результативных советских летчиков-истребителей. Это о нем президент США Франклин Рузвельт восхищенно скажет: «Покрышкин, несомненно, самый выдающийся летчик Второй мировой войны».

В феврале следующего года командующий ВВС КА маршал авиации А.А. Новиков предлагает гвардии подполковнику А.И. Покрышкину возглавить структуру боевой подготовки истребительной авиации (ИА) ВВС. Перед ним открывается перспектива быстрого карьерного роста. Однако Александр Иванович отказывается от заманчивого предложения с просьбой продолжить службу в родном гвардейском полку.

В марте 1944 г. его назначают командиром 16-го гвардейского авиаполка 4-го Украинского фронта, в составе которого он воевал с первых дней войны. Уже в июле того же года дважды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин вступает в должность командира 9-й гвардейской Мариупольской авиационной дивизии с присвоением очередного воинского звания. В составе 2-го, а затем 1-го Украинских фронтов дивизия под его командованием участвует в воздушном сражении по уничтожению Бродской группировки противника на Ясском направлении. Несмотря на все запреты и массу неотложных дел, прославленный комдив не раз находил время на боевые схватки с врагом в воздухе. В течение года он записывает на свой счет еще 7 уничтоженных вражеских самолетов.

19 августа 1944 г. за 550 боевых вылетов и участие к маю 1944 г. в 137 воздушных боях, в которых лично сбил 53 самолета противника, гвардии полковник А.И. Покрышкин первым в СССР удостоен третьей медали «Золотая Звезда» Героя.


Бюст трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина на родине в Новосибирске. Скульптор — М.Г. Манизер, архитектор — И.Г. Лангбард

В ходе Львовско-Сандомирской наступательной операции части 9-й авиадивизии прикрывали от ударов вражеской авиации соединения 3-й танковой армии. За образцовое выполнение заданий командования в боях при прорыве обороны немцев на львовском направлении дивизия была награждена орденом Богдана Хмельницкого 2-й степени. В Сандомирско-Силезской, Нижнесилезской и Верхнесилезской наступательных операциях её части в составе 6-го гвардейского истребительного авиационного корпуса 2-й воздушной армии успешно выполняли боевые задания по прикрытию войск 3-й гвардейской танковой армии, 5-й гвардейской и 52-й армий. За образцовое выполнение заданий командования в боях при форсировании р. Одер юго-восточнее Бреслау (Вроцлав) дивизия была награждена орденом Красного Знамени.

На завершающем этапе войны её части успешно действовали в Берлинской и Пражской наступательных операциях. За овладение г. Виттенбергом дивизия была награждена орденом Ленина, а за отличия в боях за Берлин ей было присвоено наименование «Берлинская». Всего летчики 9-й гвардейской истребительной авиадивизии в годы Великой Отечественной войны уничтожили 1147 вражеских самолетов, а полковник А.И. Покрышкин выполнил более 600 боевых вылетов, принял участие в 156 воздушных боях, официально сбил 53 вражеских самолета лично и 6 - в составе группы.

24 июня 1945 г. полковник А.И. Покрышкин участвует в знаменитом Параде Победы на Красной площади. Ему как прославленному герою доверяют нести штандарт 1-го Украинского фронта.


Б. Мухин. Сталинские соколы. Плакат. 1947 г.

После окончания в 1948 г. Военной академии имени М.В. Фрунзе (с золотой медалью) получает назначение в Войска противовоздушной обороны (ПВО) страны. Он успешно осваивает реактивную технику. Среди первых поднимается в небо на турбореактивном истребителе МиГ-9, поступившем на вооружение ВВС и ИА Войск ПВО страны.


Слушатели Военной академии имени М.В. Фрунзе. Рядом с А.И. Покрышкиным в учебной аудитории дважды Герой Советского Союза В.Д. Лавриненков

С января 1949-го по июнь 1951 г. он — заместитель командира 33-го (в июне 1949 г. переименован в 88-й) истребительного авиакорпуса ПВО. В 1951-1955 гг. — командир этого же соединения. В августе 1953 г. ему присваивают звание генерал-майора авиации. В феврале 1955 г. возглавляет истребительную авиацию Северо-Кавказской армии ПВО. Потом очередная учеба — слушатель авиационного факультета Высшей военной академии имени К.Е. Ворошилова (ныне - Военная академия Генерального штаба ВС РФ). Ее А.И. Покрышкин окончил в 1957 г. с отличием.

В январе следующего года вступает в должность командующего 52-й воздушной армией ПВО Московского военного округа. В феврале ему присваивают очередное воинское звание — генерал-лейтенант авиации. В августе следующего года приказом Министра обороны СССР № 01393 А.И. Покрышкин назначен командующим 8-й армией ПВО — заместителем командующего войсками Киевского военного округа по противовоздушной обороне. Под его руководством объединение достигает высоких результатов в боевой и политической подготовке, с успехом решает сложные учебно-боевые задачи.

Как и в годы Великой Отечественной войны, Александр Иванович в должности командующего армией при решении стоящих задач проявлял завидную настойчивость, творчество и инициативу. В числе первых командармов в Войсках ПВО страны он освоил полеты практически на всех типах советских истребителей 1950-х — начала 1960-х гг.

В июле 1968 г. генерал-полковник авиации А.И. Покрышкин назначен на должность заместителя главнокомандующего — члена Военного совета Войск ПВО страны. В следующем 1969 г., успешно защитив диссертацию по применению сетевого планирования в Войсках противовоздушной обороны, стал кандидатом военных наук.


Заместитель главнокомандующего Войсками ПВО страны генерал-полковник авиации А.И. Покрышкин

24 декабря 1971 г. VII Всесоюзный съезд Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОССАФ) единодушно избрает А.И. Покрышкина председателем центрального комитета (ЦК) общества. Приказом Министра обороны СССР № 012 от 8 января 1972 г. он прикомандирован к ДОСААФ с оставлением на действительной военной службе. 16 декабря того же года за выдающиеся заслуги перед Отечеством ему присвоено высокое воинское звание «маршал авиации».


Маршал авиации А.И. Покрышкин

За годы работы Александра Ивановича во всесоюзном обществе сложилось много интересных форм патриотического воспитания советской молодежи, направленных в первую очередь на формирование высоких гражданских позиций подрастающего поколения, подготовки его к военной службе. Творческий подход к ведению оборонно-массовой работы среди молодежи привел к значительному увеличению числа обучающих призывников, повысил уровень их подготовки по 35 военно-учетным специальностям.

Однако в 1981 г. в связи с ухудшением здоровья маршал авиации А.И. Покрышкин был вынужден сложить с себя полномочия председателя ЦК ДОСААФ. 11 ноября 1981 г. приказом Министра обороны № 01067 он включен в состав Группы генеральных инспекторов Министерства обороны СССР в качестве военного инспектора-советника.


Учетно-послужная карточка маршала авиации А.И. Покрышкина

Активно участвовал Александр Иванович и в общественно-политической жизни страны, являлся депутатом Верховного Совета СССР 2-10 созывов, членом Президиума Верховного Совета СССР 9-го созыва.

Награждён 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 4 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 2-й ст., орденом Отечественной войны 1-й ст., 2 орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й ст., медалями, а также иностранными орденами и медалями.

Творческое наследие прославленного аса представлено рядом трудов, в которых нашли отражение славный боевой путь советского маршала и его боевых товарищей, взгляды и размышления на применение истребительной авиации в войне. В золотой фонд отечественной военной литературы вошли книги А.И. Покрышкина: «На истребителе» (Новосибирск, 1944), «Крылья истребителя» (Москва, 1948), «Небо войны» (Москва, 1956-1975), выдержавшая пять изданий, «Твоя почетная обязанность» (Москва, 1976), «Познать себя в бою», изданная посмертно (а впоследствии и переизданная) в 1986 г.

В 1999 г. свет увидел еще один уникальный труд — «Тактика истребительной авиации», работу над которым Александр Иванович начал в годы войны, но не успел завершить. Рукопись книги была любезно предоставлена его супругой — Марией Кузьминичной Покрышкиной и подготовлена к изданию представителями Новосибирского фонда А.И. Покрышкина.


Варианты атак немецких самолетов разных типов. Покрышкин А.И. Тактика истребительной авиации. — Новосибирск, Издательский дом «Сибирская горница», 1999

Скончался прославленный маршал 13 ноября 1985 г., похоронен с воинскими почестями на Новодевичьем кладбище. Отечество свято чтит светлую память о нем. Имя маршала авиации А.И. Покрышкина увековечено в названиях улиц и площадей, учебных заведений, в памятниках и мемориальных досках Москвы, Ржева, Калининграда, Краснодара, Новосибирска, Новокузнецка и других городов России и ближнего зарубежья. Его именем названа малая планета № 3348, открытая советским астрономом Н.И. Черных, остров на Дальнем Востоке, новая станция Новосибирского метрополитена.


Памятник маршалу авиации А.И. Покрышкину в г. Новосибирске. Скульптор — народный художник России М. Переяславец, архитектор - Ю. Бурика

Материал подготовлен Научно-исследовательским институтом (военной истории) Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации

Лётные лики

А.И. Покрышкин - советский лётчик-ас, второй по результативности (после Ивана Кожедуба) пилот-истребитель среди лётчиков стран антигитлеровской коалиции во Второй мировой. Первый Трижды Герой Советского Союза. Маршал авиации (1972).
/По правде: по числу его побед и сбитых самолётов противника у исследователй накопились воросы/

Родился в Новониколаевске (Новосибирске) 6 /19 марта 1913 го в семье фабричного рабочего-переселенца. (6 марта всегда называл своим днём рождения сам легендарный лётчик, хотя на самом деле его следовало бы перенести по новому стилю на 19 марта.) Несмотря на то, что семья имела ограниченный достаток, и район был не самый благополучный, Покрышкин с детства много времени уделял учёбе.

Увлёкся авиацией в возрасте 12 лет, наблюдая полёты первых самолётов. В 1928-м, после окончания семилетней школы он пошёл работать на стройку. В 1930-м, несмотря на протесты отца, Александр покинул дом и поступил в местное техучилище, где проучился полтора года. Затем добровольно ушёл в армию, был направлен в авиашколу. В период прохождения Покрышкиным учёбы училище поменяло профиль, и Александр был вынужден доучиваться на авиамеханика; его официальные запросы о переводе на лётное отделение получали отказы. Выпустившись в 1933-м из Пермской военно-технической школы, он быстро рос в должности. В декабре 1934-го Покрышкин стал старшим авиатехником авиазвена 74-й стрелковой дивизии. Он оставался в этой должности до ноября 1938-го. В течение этого периода Покрышкин предложил несколько улучшений к пулемёту ШКАС и к ряду других элементов вооружения.

В 1936 - 1938-х Покрышкин обучался в Краснодарском аэроклубе. Во время отпуска зимой 1938-го втайне от начальства прошёл годовую программу гражданского пилота за 17 дней, что автоматически делало его годным к поступлению в Качинскую лётную школу. Выпустился с высшими оценками в 1939-м, и в звании лейтенанта был распределён в 55-й ИАП, дислоцировавшийся в районе города Бельцы поблизости от советско-румынской границы. За два месяца до начала войны полк был перевооружен на новейшие тогда МиГ-3.

МиГ-3 А.И.Покрышкина, 55-й ИАП, лето 1941 г.

Стремясь достигнуть максимальных высот в освоении самолёта, Покрышкин все силы и знания отдавал совершенствованию своего боевого и лётного мастерства. Например, вначале он плохо стрелял по "конусу" но постоянные тренировки вывели его в ряд лучших снайперов полка. Учитывая то обстоятельство, что лётчики в воздухе хуже выполняли правые развороты избегая их, он намеренно тренировался именно в резких манёврах в правую сторону Вообще резкому маневрированию в схватках Покрышкин уделял большое внимание, и, чтобы выдерживать значительные перегрузки в полёте, он усиленно занимался спортом. В перерывах между тренировками Покрышкин даже подсчитал, сколько времени уходит на изменение положения истребителя с момента воздействия лётчиком на ручки управления - в бою всё представлялось важным.

Свой первый самолёт Покрышкин сбил 22 июня 1941 года - к сожалению, это был советский ближний бомбардировщик Су-2, приземлившийся на фюзеляж в поле. Хаос первого дня войны спас будущего аса, и он отделался только крупным нагоняем. На следующий день в разведывательном вылете он одержал победу над немецким Bf.109, но, засмотревшись на падающий самолёт, тут же сам был подбит и едва дотянул до аэродрома. Командование высоко оценило донесения лётчика, и его все чаще стали посылать на разведку. Несмотря на строгие указания, Покрышкин постоянно ввязывался в бой, считая зазорным возвращаться с полным боекомплектом. Однажды он прилетел назад с разбитым козырьком фонаря кабины - пуля хвостового стрелка Ju.88 попала прямо в прицел и лётчик чудом избежал гибели.

Пролетая над Прутом, Покрышкин атаковал понтонный мост, был сбит осколками зенитного снаряда и, парашютируя истребителем, упал прямо на лес, потеряв сознание. Очнувшись, он трое суток добирался через линию фронта до своего аэродрома, где его уже вычеркнули из списков живых. Вновь включившись в боевые действия, летая на штурмовку вражеских позиций и сопровождение бомбардировщиков, Покрышкин всё чаще стал задумываться о методах воздушных схваток, занося свои мысли в дневник под названием "Тактика истребителей в бою".

5 октября пара Покрышкина во время выполнения разведывательного полёта была внезапно атакована четверкой Bf.109. Лишившись ведомого, лётчик в одиночку сумел сбить один истребитель противника и на подбитом самолёте попытался выйти из боя. Три оставшихся "Мессершмитта" бросились в погоню, один за другим расстреливая беззащитный МиГ...

После тяжелых сражений 1941-го 55-й ИАП был отведён в тыл на переформирование и вскоре был переименован в 16-й гвардейский истребительный авиаполк. Пополненная новыми самолётами Як-1, эта часть снова попала на фронт в июне следующего гола В течение шести месяцев Покрышкин одержал на "Яке" не менее семи побед. Среди сбитых вражеских самолётов были два Ju.88 и четыре Bf.109.

Боевые самолёты А.И. Покрышкина

Но это так сказать традиционная версия. Хотя в последнее время многие исследователи стали говорить о меньшем количестве побед аса в начальный период войны... Весной 1943-го полк получил новую матчасть - американские истребители Р-39 "Аэрокобра". На этих машинах лётчики 16-го ГИАП попали в эпицентр воздушных сражений - на Кубань. Именно здесь проявились недюжинные способности А. Покрышкина как лётчика-истребителя. Он первым широко использовал боевой порядок под названием "Кубанская этажерка" и способствовал его внедрению во все подразделения истребительной авиации СССР.

По официальным данным, Покрышкин сбил в небе Кубани 16 вражеских самолётов, но фактически, как гоаорят некоторые исследователи, это число было гораздо больше. Только 12 апреля в районе станицы Крымской он уничтожил в воздухе 4 Bf.109, а 28 апреля в одном бою сбил пять немецких "лаптежников" Ju.87. Во время патрулирования советский ас никогда не летал по прямой, чтобы не терять скорость в небольшой зоне. Его истребитель передвигался волнообразно, по траектории наклонного эллипса.

24 мая Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза. К этому времени на его счету оказалось уже 25 сбитых самолётов противника. Через три месяца он был награжден второй Золотой Звездой. Сражаясь с люфтваффе на юге Украины, Покрышкин записал на свой счет еще 18 "Юнкерсов", включая два высотных разведчика. В ноябре 1943-го, используя подвесные баки, он устроил охоту за Ju.52, действующими на воздушных коммуникациях над Чёрным морем. За четыре вылета в условиях переменчивой морской погоды он отправил на дно пять трехмоторных транспортников.

В мае 1944-го Покрышкина назначили командиром 9-й гвардейской авиадивизии, но, несмотря на высокую должность, он не прекратил боевых вылетов, одержав до конца года очередные семь побед. Боевая деятельность самого известного аса СССР завершилась в Берлине. Всего за годы войны он совершил 650 вылетов, провел 156 воздушных боев, сбил 59 вражеских самолётов лично и 6 - в группе (Михаил Быков в своих исследованиях указывает на 46 личных и 6 групповых побед лётчика. В военно-исторической и мемуарной литературе встречаются предположения о значительно бОльшем количестве фактически одержанных побед - 72, 90, более 100 ) .

Знаменитая "Сотка" Александра Покрышкина, 1944 г.

После войны осваивал реактивную технику. Одним из первых начал летать на МиГ-9. В совершенстве овладел и другими типами реактивных истребителей. Покрышкин вступил в трения с сыном Сталина Василием, отказавшись служить в ВВС Московского военного округа. В итоге этого полковник Покрышкин, назначенный на генеральскую должность ещё в 1944-м и имевший в своём подчинении генералов, сам стал генерал-майором авиации только после смерти Сталина, в августе 1953-го. Из-за этого же Покрышкину пришлось перейти в войска ПВО страны, где он командовал различными авиасоединениями. Поскольку путь в Военно-воздушную академию ему был заказан, он в 1948 году окончил Военную академию имени Фрунзе. В 1957-м окончил Военную академию Генерального штаба.

В 1960-х защитил диссертацию по применению сетевого планирования в войсках ПВО. Наверное, этот напряжённый аналитический труд помог ему перенести тяжесть расставания с небом. Командование своеобразно "оценило" новации, обобщённые в диссертации, наградив за них... сослуживца Покрышкина, имевшего о работе весьма общее представление.

В 1961 - 1968-х командовал 8-й отдельной армией ПВО, являясь одновременно заместителем командующего войсками Киевского военного округа по войскам ПВО. В 1968 - 72-х - заместитель главнокомандующего войсками ПВО страны.

В 1972 - 1981-х - председатель ДОСААФ.

Трижды Герой Советского Союза А.И. Покрышкин награжден шестью орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, четырьмя орденами Красного Знамени, двумя орденами Суворова II степени, орденом Отечественной войны I степени, двумя орденами Красной Звезды, орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, 11 иностранными орденами, многими медалями. За этими наградами - высокое признание благодарной Родины.

Умер А.И. Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве. Одна из улиц юго-запада столицы носит его имя. В 1993-м получила название «Покрышкин» малая планета. В Новосибирске открыта станция метро «Покрышкинская». Там же, на родине трижды Героя, установлен его бронзовый бюст. На западе России, в Калининградской области, несут боевое дежурство лётчики родного для великого аса гвардейского истребительного ордена Александра Невского авиаполка имени маршала Александра Покрышкина... Память о трижды Герое увековечена в России, на Украине и в Казахстане.

Александр Иванович Покрышкин родился 6 марта (по старому стилю 21 февраля) 1913 года в городе Новониколаевске (ныне ‑ Новосибирск) в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал слесарем на заводе. С 1930 по 1932 год был учащимся школы ФЗУ "Сибкомбайнстроя" по специальности слесарь‑инструментальщик.


В 1932 году Покрышкин стал курсантом 3‑й Военной школы авиатехников. После отличного окончания авиашколы его направили в Ленинград (ныне Санкт‑Петербург) на курсы усовершенствования авиатехников. В конце 1934 года он получил назначение на должность старшего авиатехника авиазвена 74‑й Таманской стрелковой дивизии, дислоцирующейся в Краснодаре. Четыре года Покрышкин прослужил техником, затем старшим техником, мечтая освоить профессию летчика. Для этого он настойчиво изучал историю полетов и военную историю, физику и математику, физиологию и начертательную геометрию. Покрышкин написал за эти годы 39 рапортов командирам с просьбой отпустить его в летное училище, однако каждый раз он получал отказ. Тогда в сентябре 1938 года, во время очередного отпуска, за семнадцать дней он освоил двухгодовую программу Краснодарского аэроклуба и экстерном на "отлично" сдал экзамен. В свой 40‑й рапорт он подложил аттестат об окончании аэроклуба и уже в ноябре 1938 года стал слушателем Качинской военной авиационной школы. Через год он с отличием окончил школу, став летчиком.


В декабре 1939 года Покрышкин получил должность младшего летчика 55‑го истребительного авиационного полка Одесского военного округа. За два месяца до начала Великой Отечественной войны истребительный авиационный полк, в котором он служил, прошел перевооружение с бипланов И‑15 и И‑153 на МиГ‑3. Покрышкин в числе первых начал освоение этой машины.

В 1941 году старший лейтенант Покрышкин назначен заместителем командира эскадрильи. На фронтах Великой Отечественной войны с первого дня. До осени 1942 года летал на МиГ‑3, И‑16, Як‑1. Весной 1943 года, после перевооружения полка на американские самолеты P‑39 "Аэрокобра", отличился во время боев на Кубани. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 мая 1943 года за 354 боевых вылетов, 54 воздушных боев, 13 лично и 6 в группе сбитых самолетов противника командиру эскадрильи 16‑го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии капитану Александру Покрышкину было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

Второй медали "Золотая Звезда" Покрышкин был удостоен 24 августа 1943 года за 455 боевых вылетов и 30 лично сбитых самолетов противника. К 20 декабря 1943 года исполняющий обязанности командира 16‑го Гвардейского истребительного авиационного полка Гвардии подполковник Александр Покрышкин совершил 550 боевых вылетов, в 137 воздушных боях сбил 50 самолетов противника. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года за образцовое выполнение боевых заданий командования и геройские подвиги на фронте борьбы с немецко‑фашистскими захватчиками был удостоен (впервые в истории страны) третьей медали "Золотая Звезда".

В мае 1944 года Покрышкин был назначен командиром 9‑й Гвардейской истребительной авиационной дивизии, которой командовал до конца войны. Всего совершил более 650 боевых вылетов, в 156 воздушных боях сбил лично 46 и в группе - 6 самолетов противника. Войну закончил в звании гвардии полковника. Во время парада Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве нёс Знамя фронта.

В 1948 году Покрышкин окончил Военную академию имени М.В. Фрунзе (ныне Общевойсковая академия Вооруженных Сил Российской Федерации), а в 1957 году - Военную академию Генерального штаба. Служил в войсках ПВО страны, почти четверть века занимал в них ответственные должности, в 1968‑1971 годах был заместителем главнокомандующего Войск ПВО СССР. В августе 1953 года Александр Покрышкин получил первое генеральское звание, а в 1972 году - звание маршала авиации. С 1972 по 1981 год был председателем ЦК ДОСААФ СССР.

Александр Покрышкин избирался депутатом Верховного Совета СССР 2‑10 созывов от Новосибирской области. В 1979‑1984 годах он был членом Президиума Верховного Совета СССР. Кандидат в члены ЦК КПСС с 1976 года.

В списке боевых наград Покрышкина, кроме трех "Золотых Звезд", 17 орденов СССР: шесть орденов Ленина, орден Октябрьской революции, четыре ордена Красного Знамени, два - Суворова 2‑ой степени, орден Отечественной войны 1 степени, два ордена Красной Звезды, орден "За службу Родине в ВС" 3 степени, медали.

Особое место среди многих иностранных наград Покрышкина занимает золотая медаль "За боевые заслуги" США от имени президента Франклина Рузвельта.

Скончался Покрышкин 13 ноября 1985 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1993 году малая планета номер 3348 получила имя "Покрышкин ". В 1995 году в Новосибирске был открыт музей Александра Ивановича Покрышкина. В 2000 году в Новосибирске была открыта станция метро "Покрышкинская". В 2005 году на площади Маркса в Новосибирске был установлен памятник Покрышкину.

Памятник летчику установлен в городе Краснодаре. Его именем названы улицы в городах России и Украины.

В конце декабря 2012 года стало известно, что в 2013 году в Новосибирской области появится медаль в честь маршала авиации Александра Покрышкина. Медаль будет вручаться за активное участие в военно‑патриотическом воспитании, личный вклад в поддержание боевой готовности, за вклад в увековечивание памяти воинов‑сибиряков, развитие авиации и космонавтики.



Александр Покрышкин был женат. Со своей женой Марией он познакомился на фронте в 1942 году. Супруги вырастили двоих детей - сына Александра и дочь Светлану.

Александр Иванович Покрышкин родился 19 марта 1913 года в Новосибирске (в то время – Новониколаевск) в семье рабочего. С самого детства юный Саша имел большую тягу к знаниям, особенно к авиации. Но после окончания школы в 1928 году, по желанию родителей, пошел работать на стройку

Два года спустя молодой Александр Покрышкин покинул родительский дом и поступил в техническое училище Новониколаевска, по окончании которого получил специальность слесаря – лекальщика. Далее в образовательной и трудовой биографии будущего летчика значились институт сельскохозяйственного машиностроения и работа слесарем-инструментальщиком на заводе «Сибкомбинатстрой».

В 1931 году Александр вступил в комсомол, а еще через год в Красную Армию, где наконец-то начал осуществлять свои мечты о небе. В качестве добровольца был направлен в авиационную школу в Перми, которую он окончил в 1933 году. Зимой 1934 г. Александр Покрышкин уже служил в 74-й стрелковой дивизии Северо-Кавказского округа в качестве старшего техника авиазвена. На этой должности им был предложен ряд улучшений для пулемета ШКАС, а также для других элементов вооружения.

В период обучения в Краснодарском аэроклубе (1936-38 гг), Покрышкин тайно от начальства прошел курс годовой программы гражданского пилотирования всего за 17 дней. Талантливого молодого человека заметили и допустили к поступлению в летную школу г. Качина, а затем в качинскую Краснознаменную авиационную школу имени Мясникова. После выхода из ее стен с отличными показателями по всем предметам, Покрышкин Александр Иванович был распределен на должность младшего летчика 55-го истребительного авиаполка.

Великую Отечественную войну он встретил будучи заместителем командира эскадрильи на Южном фронте. Аэродром Покрышкина подвергся воздушной атаке в самый первый день войны – 22 июня 1941 года. Через четыре дня после этой даты Александр Иванович пополнил свою боевую биографию первым подвигом – сбил немецкий истребитель Мессершмидт Bf 109. После второго удачного поражения противника 3 июля, Покрышкин был подбит фашистским зенитным орудием и отброшен за линию фронта. Четыре дня ему пришлось пробираться в свою часть.

А. Покрышкин в годы Великой Отечественной

Самые первые месяцы войны показали Покрышкину всю отсталость тактики советских ВВС, решив исправить это дело, Александр Иванович начал записывать идеи по ее улучшению в личную записную книжку. Смелый и выносливый летчик часто совершал вылеты в самых тяжелых обстоятельствах. В 1941 г. был награжден орденом Ленина, за бесстрашный полет на МиГ-з в плохие погодные условия, после того, как двое других летчиков разбились, пытаясь взлететь. Покрышкин не только взлетел, но и успешно определил местонахождение вражеских танков генерала фон Клейста. В дальнейшем он участвовал во многих оборонительных операциях: в Молдавии, Донбассе, Ростове и т.д. В августе 1942 г. был назначен командиром эскадрильи Северо-Кавказского фронта. В биографии героя есть и темная жизненная полоса. За критику устаревшей тактики воздушного боя Покрышкина лишили звания коммуниста и всех должностей и отдали под трибунал. Спасли героя заступничество полка и вышестоящих начальников.

В 1943 г. А.И.Покрышкин наконец-то реализовал себя как новатор воздушного боя. В боях на Кубани, выступая против самых сильных и прославленных вражеских авиасоединений, талантливый летчик применил собственные тактические приемы, известные сегодня как «кубанская этажерка» и «скоростные качели». Благодаря ему, советские ВВС стали использовать наземные радары и продвинутую систему контроля. В любых вылетах Покрышкин отводил себе самую трудную задачу – уничтожение ведущего вражеской колонны, так как, по его наблюдениям, это способствовало деморализации немецких летчиков.

А.И. Покрышкин был первым трижды Героем Советского Союза (24 апреля 1943 г; 24 августа 1943 г. и 19 августа 1944 г.)

С 1944 г. был переведен на небоевую работу в Главный штаб РККА для управления подготовкой новых пилотов. С того же года стал живым символом советской героической пропаганды. Его берегли и редко отпускали на вылеты.

Летом того же года Покрышкин Александр Иванович был удостоен звания полковника и принял командованием 9-й гвардейской авиадивизией. Свой последний фронтовой вылет совершил 30 апреля 1945 г. Принимал участие в параде Победы. Согласно официальной биографии, за годы войны он совершил 650 вылетов, участвовал в 156 воздушных боях, уничтожил 59 гитлеровских самолетов.

После окончания ВОВ военная биография героя СССР не закончилась. В 1957 г. Покрышкин закончил Высшую военную академию им. Ворошилова. В 1972 г. стал председателем Центрального комитета ДОСААФ, в 1981 г. - военным инспектором-советником Группы гениспекторов Минобороны СССР.

Биографии и подвиги Героев Советского Союза и кавалеров Советских орденов:

Просмотров