Образ данилы в сказке бажова каменный цветок. Трилогия про данилу-мастера. Опытный ремесленник и его юный ученик

Класс: 5

Что там, в этом темном глубоком колодце? Что можно почерпнуть из него? Для каких добытчиков он открыт?

Заглянуть на дно колодца мы и попробуем, анализируя трилогию –

“Каменный цветок”
“Горный мастер” и “Хрупкая веточка”.

Эти сказы являются своеобразным центром сборника “Малахитовая шкатулка”.

Именно в них и заключена необыкновенная глубина бажовских мыслей о прекрасном творческом труде, который создает из обычного ремесленника великого Мастера, его духовную и нравственную красоту, о единстве и гармонии его с Природой.

Знакомство с творчеством Бажова мне представляется очень важным для учащихся. Ведь здесь подняты проблемы Любви и Верности, Мастерства и Самопожертвования, Величия и Скромности.

И в данном контексте бажовский колодец до конца непостижим и неисчерпаем. И не иссякнет к нему поток добытчиков – читателей, таких же, как и мы, “добывающих” ответы на поставленные самой жизнью вопросы...

Первый урок

Начинается со вступительного слова учителя о Бажове, его сказах, воспоминаниях дочери Ариадны Бажовой – Гайдар и других современников. Называется урок “Мастер. Мудрец. Сказочник”.

Не случайно первым вспыхивает слово “Мастер”. Потому что Павел Петрович был тончайшим искусником Слова. Его “Малахитовая шкатулка” – кладец народной мудрости и писательского мастерства. Будто сама книга – самоцвет, шкатулка, наполненная драгоценностями словесного искусства.

Мариэтта Шагинян писала о Бажове: “Одареннейший мастер слова... Он сумел слить, сочетать свои наблюдения в прозрачную ткань искусства”. Бажов сам был олицетворением образа Мастера: старик, с высоким и почти неморщинистым лбом мудреца, с такими глубокими и проникновенными глазами, которые, казалось, видели все на свете и все понимали.

Певец Мастерства, он сам был замечательным Мастером в литературе.

Родился будущий писатель в семье мастера Cысертского завода в 1879 году. Рос Бажов в рабочей среде: “видел и познавал нравы и обычаи уральских горнорабочих, людей суровых и упорных в труде, смелых на выдумку”.

С детства он впитывал рассказы о талантливых мастерах, о тяжелейшем труде на руднике.

О Медной горе писатель узнал еще будучи ребенком от бабушки и отца, а когда увидел ее, то расстроился: горы как таковой не существовало, остались одни легенды.

Павел оканчивает Пермскую духовную семинарию. Становится учителем русского языка и литературы.

Он работал журналистом, редактором, занимался литературным трудом, руководил Свердловским отделением Союза писателей.

Ему было уже 57 лет, когда вдруг к нему пришла известность...

В 1939 г. в Свердловске вышел первый сборник сказов “Малахитовая шкатулка”. В нем было 14 сказов, а всего их написано 56.

В 1942 и 1944гг. “Малахитовая шкатулка”, заметно пополневшая, выходит в Москве в центральных издательствах.

Бажов стал Лауреатом Государственной премии, награжден Орденом Ленина за литературную работу.

В 1933 году “Малахитовая шкатулка” переведена на английский и вышла в Лондоне и Нью-Йорке, потом в Праге, в 1947- в Париже. Переведена на немецкий, венгерский, румынский, китайский, японский языки. Всего, по сведениям библиотеки им. Ленина, – на 100 языков мира.

Сам же Бажов оценивал свое творчество более чем скромно. На все похвалы в свой адрес он отвечал одинаково: “Говоря хорошие слова в адрес отдельного лица, не нужно забывать, что за ним стоит то огромное, что называется рабочим фольклором. Не нужно забывать, что я только исполнитель, а основной творец– рабочий”.

“От похвал в свой адрес он всегда ежился и старался их тот час же снять или шуткой, или, переведя разговор на другую тему”, – писала дочь Бажова.

В январе 1949 года торжественно был отмечен 70-летний юбилей Бажова. В зале Свердловской государственной филармонии собрались друзья, читатели. Много было торжественных и смешных подарков. Юбиляр растроган, благодарен, взволнован. Он благодарил своих близких, друзей, литераторов, журналистов, издателей и читателей за внимание к его работе и за помощь и вновь повторил то, что говорил всегда: “Это внимание, разумеется, не ко мне, а к тем безвестным творцам, материал которых дошел до меня и стал доступен читателю. Моя роль в этом второстепенна”...

Из книги Методические советы к учебной хрестоматии для 5 классов.

1. ВОСПОМИНАНИЯ Е. ПЕРМЯКА:

“Я познакомился с любезным, мягким, располагающим к себе человеком лет пятидесяти... Каштановая, шелковистая, хорошая борода...Блуза, подпоясанная широким ремнем. Рабочая кепка. Брюки, заправленные в сапоги. К тому же невысокий рост, маленькие ручки, маленькие ножки и большая красивая голова с высоким лбом. Его широко разрезанные глаза... светились бирюзой. Они излучали доброжелательность. Они были отечески, покровительственно насмешливы”.

2. КАК БАЖОВ ЧИТАЛ СКАЗЫ СВОИМ ЗЕМЛЯКАМ.

“Каждое слово – всхожее семя. Язык “Малахитовой шкатулки”– это их, не “стилизованный”, а родной язык, полученный с молоком матери, язык их дедов, язык их обихода.

Буря аплодисментов! Вопль и стон радости, когда победа оказывается за героем сказа, когда добро торжествует над злом.

Выступающий воспламеняет аудиторию. Аудитория взаимно воспламеняет выступающего. Когда этот контакт в Таборах достиг накала свечения, я увидел Бажова страстным, темпераментным мастером чтения (точнее, “сказывания). У старика блестят глаза. В голосе гневные, трагические или, наоборот, мягкие, певучие нотки.

– Отвел душеньку,– сказал Павел Петрович, когда кончился нескончаемый, многочасовой литературный вечер, начавшийся после полудня”.

3. ИЗ СТАТЬИ Б.ПОЛЕВОГО “О НЕРЖАВЕЮЩЕМ МАСТЕРСТВЕ”:

“Вместо могучего плечистого бородача встречает нас в полутьме прихожей небольшой сутуловатый старичок... Из мягкой рамки шелковистых седин смотрит открытое русского лицо. Бажов глядит на собеседника чуть исподлобья, из-за приспущенных бровей, но взгляд у него доброжелательный, ласковый. Когда он улыбается незаметной под усами улыбкой, к глазам сбегаются веселые и живые морщинки, и от них, как это ни странно, лицо как-то вдруг свежеет и будто бы даже молодеет”.

4. ВОСПОМИНАНИЯ АРИАДНЫ ПАВЛОВНЫ БАЖОВОЙ:

“Он умел радоваться чужим удачам. Я не помню, чтобы на протяжении 25 лет, что я знала отца, он о ком-нибудь говорил зло. Я не помню, чтобы он о ком-нибудь говорил недоброжелательно. С огорчением – да. Он совсем не смотрел на людей как на ангелов и умел им объяснить, чего они, с его точки зрения, стоят, но делал это всегда не обидно, с большим чувством такта”.

После выступления учителя можно спросить у ребят, что запомнилось им из рассказа о писателе или что нового о нем они узнали.

Главная книга Бажова “Малахитовая шкатулка” осталась незаконченной, писал с 1936 года и до последних дней жизни. Произведение написано в жанре литературного сказа.

В чем же заключается отличие сказа от сказки?

Обратите внимание, что сказ похож на сказку. Неслучайно, что это родственные слова.

Ответы детей:

– Я заметил, что сказы похожи и на рассказ, и на сказку.

– А еще здесь, как в сказке, происходят чудеса, а также есть герои – это обычные люди.

– В основе сказов – реальная жизнь, а не сказочная.

– Смотрим словарь Ожегова. Читаем определение сказа:

1) Народно-эпическое повествование;

2) Повествование, имитирующее речь рассказчика и ведущееся от его лица.

Делаем вывод.

  1. Герои – люди самые обыкновенные
  2. Фольклорная первооснова
  3. Рассказчик (из народа)
  4. Наличие волшебства (быль+вымысел)
  1. Сказочные герои
  2. В основе волшебство
  3. Всегда счастливый конец
  • Чем произведение похоже на сказку?
  • Чем отличается?

Домашнее задание:

  1. Рассказ о писателе
  2. Чтение “Каменного цветка”
  3. Индивидуальные задания для сильных учащихся:

а) рассказ о малахите, змеевике и других полезных ископаемых;
б) изучение словаря профессиональных и диалектных слов;
в) как раскрывается в сказе талантливость Данилы, его душа художника?

Второй урок

Начинается с устных сообщений о писателе, о полезных ископаемых.

Дети принесли образцы минералов, поделки и изделия из природного камня. Организуется выставка.

Теперь обмениваемся впечатлениями о прочитанном.

В сказах Бажова возникает и проходит перед нами целая галерея героев – это сама Хозяйка Медной горы, жадные и жестокие управляющие и господа. Но самыми главными персонажами являются люди труда, знающие и понимающие камень, рискующие своим здоровьем во имя достижения своей профессиональной цели.

– О чем рассказывает “Каменный цветок”?

– Каким вам представляется мастерство камнереза?

– Что вы узнали?

– Легко ли стать Мастером?

“У них – малахитчиков – дело мешкотное. Пустяковая ровно штука, а сколько он над ней сидит”.

Данилушке изначально был дан талант. Это интуитивно почувствовал Прокопьич (“худой-расхудой... а с лица чистенький... уставится глазам на картину какую... да и стоит...блаженный какой-то... и песни все незнакомые. Не то лес шумит, не то ручей журчит...

Какие качества отличают характер этого мальчика? (Упорство – с.67 “Данилушко дрожит весь, слезы капают, а молчит. Закусил губенку-то и укрепился”).

Наблюдательность – с.65 “Букашка по листочку ползла. Сама сизохонька, а из-под крылышек у ней желтенько выглядывает...”

Трудолюбие – с.73 “На каждый день Прокопьич Данилушке работу дает, а все забава”.с.76 “Работал Данилушка вовсе не тихо, а на диво ловко да скоро” с.77 (“Данилушка и работал без натуги”) -Как Бажов описывает трудный путь становления Мастера?

Что мучило Данилу? (Данило постепенно познавал силу камня, и в нем все больше и больше крепло стремление создать из неживого камня – живой цветок. Подобно тому, который может быть создан только самой природой. Мастер стремится к единению, к гармонии с Природой. И этот путь тяжел).

С.80 “Задумчивый стал, невеселый. Потерять не потерял, а найти не могу. Чаша мне покою не дает. Охота так ее сделать, чтобы камень полную силу имел. С.81 Чтобы полную силу камня самому поглядеть и людям показать”.

Здесь также обращаем внимание детей на особенный язык сказа.

(Работаем со словарем устаревших, диалектных и профессиональных слов).

– От чьего лица ведется повествование?

(из уст рассказчика-сказителя). Написан разговорным языком. В течение урока мы составляем с ребятами таблицу по материалу сказа.

“Каменный цветок” Образ Мастера (табл. № 1)

Текст
Образ Данилки-Недокормыша
Вывод
“Сиротка 12-лет” худой-расхудой, а с лица– чистенький. Лицо, глаза – зеркало души.
Блаженный какой-то и начнет наигрывать, и песни все незнакомые, не то лес шумит, не то ручей журчит. Умный, внимательный, наблюдательный. Образ Дурачка. Это состояние души мастера. В песнях – единство, гармония с Природой.
С.76 “ Ты показывал да рассказывал, а я примечал...” “Все тебе открою, не потаю..”. (Прокопьич) Способный, талантливый.

Старый Мастер раскрывает свои тайны.

“У них ведь – малахитчиков– дело мешкотное” (по Ожегову – кропотливое) Тяжелый. Изнурительный труд.
Работал Данило вовсе не тихо, а на диво ловко да скоро. С.77 “...работал без натуги” Мастерство Данило. Величие Мастера в его работах.
С.81 Чаша мне покою не дает. Охота так ее сделать, чтобы камень полную силу имел.
С.90 А только без цветка мне жизни нет Самоотверженность. Самоотречение
С.94 Хозяйка взяла его в горные Мастера

Данило узнает от бабки Вихорихи, что есть такой (с.68) каменный цветок, который на змеиный праздник цветет и необычайную силу имеет, но “несчастен тот человек, который каменный цветок увидит”, не обращает внимание на предупреждение старого Мастера: “Ты, милый Мастер, по этой половице не ходи! Из головы выбрось! А то попадешь к Хозяйке в горные Мастера!”

“Горный Мастер” (табл.№ 2)

С.94 “Никто его мертвым не видел, а для меня он и подавно живой”. Перед Катей проблема выбора – быть верной или забыть, как все. Ее считают умалишенной. Даже родственники предали. Верность. Преданность.
С.99 “Слезы на землю капают, а у самой ноги малахит обозначился” Помощь Данилы и весточка от него.
Как раз по моим мыслям. Вера в любовь
С. 103 “Дерево выступает, а на ветке птица сидит и внизу птица”, (рисунок) Птицы – это символ любви Данилы и Кати стремление друг к другу (древо жизни)
С. 108 Птица книзу полетела, крылья расправила, а снизу навстречу другая летит. Символ встречи
С. 109 Не надо мертвого камня, подавай живого Данилушку. Антитеза
С. 111 За твердость твою – вот тебе подарок (Хозяйка). Силой своей любви Катерина возвращает любимого из мира

Хозяйки. Любовь делает невозможное (Возвращение из царства мертвых)

Кажется, что Данилу ничто не может остановить в его стремлении создать необыкновенный каменный цветок: ни усталость, ни увещевания Прокопьича, ни предостережения старых Мастеров, ни слезы Катеньки.

– Как характеризует Данилу тот факт, что он готов всем пожертвовать ради цветка?

– Почему Данила разбивает свою чашу?

Как художник он приходит к убийственному выводу: он ничего не достиг, его работа несовершенна.

Он не может остановиться на полпути, он одержим мечтой достичь совершенства.

Поэтому он уходит в гору к Хозяйке.

Третий урок

Мы посвящаем сказу “ Горный мастер”.

Мы на этом уроке тоже составляем таблицу (см. табл. №2), но посвящаем ее уже другому образу – Кате. Она словно продолжает линию Данилы и помогает в осмыслении образа Мастера.

Данило исчезает, и для всех он умирает. Уходя в гору, он словно уходит в мир иной. Вернуться из-под земли нельзя, что и случалось со многими рабочими.

Что пришлось пережить Кате в борьбе за свою любовь? Как раскрывается ее характер? (Она отвергнута родней, осмеяна людьми, получила обидное прозвище “мертвякова невеста”, работает без устали день и ночь. Но она не сомневается ни минуты в том, что ее любимый жив, и это чувство помогает героине выжить, сохранив свою гордость и достоинство).

Какую весточку посылает Данило своей невесте? (“ у ног малахит обозначился”)

Какой рисунок был на бляшках, и как он меняется? Какой смысл вы усматриваете в этом? (Древо жизни, когда птицы– это символ любви, птицы летят навстречу друг к другу – символ скорой встречи. На первых – “узор редкостный. Будто из середины дерево выступает, а на ветке птица сидит и внизу тоже птица”. На вторых – “птица с дерева книзу полетела, крылья расправила, а внизу навстречу другая летит”.

Зачем Хозяйка Медной горы дважды открывала гору перед Катей? (Дала возможность удостовериться в том, что жених жив. Во второй – Хозяйка разглядывала девушку, чтобы решить, отдавать ли ей суженного).

Почему Данило решил не оставаться в горе? (Перед силой Катиной любви отступает даже смерть. Только сильное чувство способно вернуть из “ царства мертвых”. Она решительно борется за свою любовь и требует у могущественной Хозяйки: “Не надо мертвого камня, подавай живого Данилушку” (антитеза: мертвый -живой. И даже душа “каменной девки” дрогнула и отступила: “За твердость твою – вот тебе подарок: Возвращение любимого.

– Но возвратившись домой Данило все-таки продолжает задумываться. О чем? Как это его характеризует? (Мастер никогда не останавливается на достигнутом, всегда в душе есть неудовлетворенность уже сделанным и мечта о еще не воплощенном. Это и движет Мастером в его развитии).

– Почему сказ называется “Горный мастер”, хотя главная героиня – Катя? (Действительно, Катя – главное действующее лицо, но подчинено главному – любви к Данилушке)

Следующий сказ “Хрупкая веточка” повествует о том, что в семье камнерезов появляется сын Митя, продолжатель семейных традиций.

Причем в своем мастерстве он даже превосходит своего отца – Данилу. Он рождается с талантом “художника по камню”. И хотя жизнь и судьба его складываются весьма непросто и драматично, ничто не может его заставить разлюбить свое ремесло.

– Как автор передает мастерство Митеньки? (Его замечательные работы изготовлены из бросовых материалов, “шлака”. “В каждой ягодке ровно зернышки видно и листочки живые... Ну как есть настоящие”. Митя вдыхает жизнь в неживой камень, и он оживает, превращаясь в живые ягоды всем известных крыжовника, смородины. И хотя Митиного таланта достаточно, чтобы создавать шедевры и помощь Хозяйки ему не нужна, присутствие ее мы все же постоянно ощущаем (камни, оставленные на подоконнике).

Мы наблюдаем какую-то особенную незащищенность Мити: в детстве упал и стал горбатеньким, его новенькие сапожки навлекли гнев барина на всю семью. Его особая “приметность” выразилась и в его одаренности.

Но барин не оценил Митиного искусства. Его “Хрупкая веточка” не пришлась по вкусу.

Почему? Как вы думаете? (Для барина важно не мастерство, а стоимость камней. Не каждому дано увидеть чудо в обыденном. А Митя открыл секрет красоты).

– Итак. Что же объединяет все три сказа?

Сказы объединяет тема Мастера и мастерства, искусства и жизни, ремесленничества и служения искусству.

Любовь к искусству помогает человеку снести любые удары судьбы, и поэтому красота будет жить.

Темы творческих работ:

  • Сказ о красоте.
  • О мастерах и мастерстве.
  • В поисках красоты.
  • “И будут жить веками
  • В чудесном малахите строк...” (Е. Хоринская)
  • Трудом жив и славен человек.

Список используемой литературы.

  1. Бажов П.П. Медной горы Хозяйка. М.: Детская литература, 2005.
  2. Мастер, мудрец, сказочник. Воспоминания о П.Бажове. Сборник. М.: Советский писатель, 1978.
  3. Родионов А . На крыльях ремесла. М. : Современник, 1988.
  4. Скорино Л . Предисловие // Бажов П.П. Собрание сочинений в 3-х т. М., 1976. С. 24.

П.П. Бажов - уникальный писатель. Ведь известность пришла к нему на закате жизни, в возрасте шестидесяти лет. 1939 годом датируется его сборник «Малахитовая шкатулка». Признание Павлу Петровичу Бажову принесла уникальная авторская обработка уральских сказов. Данная статья представляет собой попытку написать для одного из них краткое содержание. «Каменный цветок» - сказ о взрослении и профессиональном становлении феноменального мастера по обработке самоцветов Данилы.

Уникальность писательского стиля Бажова

Павел Бажов, создавая этот шедевр, словно расплел по ниточке народный фольклор Урала, досконально его изучив, и сплел заново, соединив в нем стройность мастерского литературного изложения и самобытность колоритных диалектов удивительного края - каменного пояса, опоясывающего Россию.

Стройность структуры сказа подчеркивает его краткое содержание - «Каменный цветок» скомпонован автором идеально. В нем нет ничего лишнего, искусственно затягивающего протекание сюжета. Но вместе с тем, в нем удивительно полно ощущается исконный говор людей, населяющих эту землю. Авторский язык изложения Павла Петровича является его творческой находкой. Чем же достигается напевность и неповторимость писательского стиля Бажова? Во-первых, чаще всего он употребляет диалектизмы в уменьшительно-ласкательной форме («парнишка», «махонька», «старичонко»). Во-вторых, он ипользует в речи сугубо уральские словообразовательные диалектизмы («палец-от», «вот-де»). В-третьих, писатель не скупится на применение пословиц и поговорок.

Пастушок - Данилка Недокормыш

В данной статье, посвященной наиболее знаковому бажовскому сказу, мы предлагаем ваниманию читателей его краткое содержание. «Каменный цветок» знакомит нас с лучшим в деле обработки малахита пожилым мастером Прокопьичем, подыскивающим себе преемника. Один за одним отсылает он назад мальчишек, присланных ему барином «в науку», пока не появляется двенадцатилетний, «высоконький в ногах», кудрявенький, худенький, голубоглазый «парнишечко» Данилка Недокормыш. У того не оказалось способностей стать дворцовой прислугой, не мог он «вьюном виться» вокруг хозяина. Зато мог «день простоять» у картины, да был «тихоходом». Он был способен к творчеству, как свидетельствует краткое содержание. «Каменный цветок» повествует, что, работая пастухом, подросток «играть на рожке знатно научился!» В мелодии его угадывался и шум ручья, и голоса птичек…

Жестокое наказание. Лечение у Вихорихи

Да за игрой однажды не уследил он за «коровенками». Пас он их «у Ельничной», где было «самое волчье место», да и недосчитались несколько буренок. В наказание застегал его господский палач, озверевший от молчания Данилки под плетьми, до потери сознания, да бабушка Вихориха его выходила. Добрая бабушка знала все травы, и если бы дольше бы у нее был Данилушка, стал бы он, может быть, травником, и по другому написал бы Бажов П.П. «Каменный цветок».

Завязка сюжета происходит именно во время рассказа старухи Вихорихи. В ее монологе просматривается авторский вымысел самобытного уральского писателя. А рассказывает она Даниле, что кроме открытых цветущих растений есть еще и закрытые, тайные, колдовские: воровской в Иванов день, открывающий запоры его увидевшему, да каменный цветок, расцветающий у малахитовой скалы на змеиный праздник. И тот человек, кто второй цветок увидит, несчастным станет. Очевидно тогда - мечта увидеть эту неземную красоту из камня обуяла парня.

На учебу - к Прокопьичу

Заметил приказчик, что стал Данила прохаживаться, и хотя слабоват он еще был, отдал его в учебу Прокопьичу. Тот взглянул на исхудавшего с недуга парня да и пошел к помещику - просить, чтобы забрали. Крут был Прокопьич в своих науках, мог и леща доброго за нерадивость врезать ученику-неумехе. У мастеров это действительно тогда было в практике, и Бажов П.П. («Каменный цветок») просто описал, как было… Но помещик был непоколебимым. Учить… Вернулся ни с чем Прокопьич в свою мастерскую, глядь, а Данилка уже там и, согнувшись, не мигая, рассматривает кусок малахита, который он начал обрабатывать. Мастер удивился и спросил, что тот заметил. А Данилка ему отвечает, что неправильно сделан зарез: для того, чтобы обнажить уникальный узор этого камня, следовало бы начинать обработку с другой стороны… Расшумелся мастер, возмущаться стал в адрес выскочки, «сопляка»… Но это - лишь внешне, а сам-то подумал: «Так, так… Будет из тебя толк, парень…» Проснулся мастер посреди ночи, сколол малахит, где мальчонка сказал, - красота неземная… Подивился немало: «Ну и глазастый же!».

Забота Прокопьича о Данилке

О том, что полюбил сироту горемычную Прокопьич, за сына его принял, рассказывает нам сказка «Каменный цветок». Краткое содержание ее нам повествует, что не стал он сразу к ремеслу его приучать. Не по силам был Недокормышу тяжелый труд, а химикаты, используемые в «каменном ремесле», вполне могли подкосить его небогатырское здоровье. Дал время набрать силу, направил работу по дому делать, подкормил, приодел…

Однажды приказчик (о таких на Руси говорят - «крапивное семя») увидал Данилку, которого добрый мастер отпустил на пруд. Заметил приказчик, что окреп парень, что в новой одежде… Возникли у него вопросы… Не обманывает ли его мастер, взяв Данилку за сына? А как же - обучение ремеслу? Когда же выгода от его работы будет? И пошел он с Данилкой в мастерскую и вопросы стал задавать толковые: и по инструменту, и по материалам, и по обработке. Прокопьич обомлел… Ведь он не учил паренька вообще…

Приказчик удивляется умению парня

Однако краткое содержание рассказа «Каменный цветок» нам повествует, что ответил на все Данилка, все рассказал, все показал… Когда же ушел приказчик, онемевший до этого Прокопьич спросил Данилку: «Откуда же ты все это знаешь?» «Примечал», - отвечает ему «парнишечко». Даже слезы выступили на глазах растроганного старика, подумал: «Всему научу, ничего не скрою…» Однако с тех пор приказчик стал нести Данилке работу по малахиту: шкатулочки, бляшки всякие. Затем - резьбовые вещи: «подсвечнички», «листочки да лепесточки» всякие… А как изготовил парень ему змейку из малахита, известил приказчик барина: «Мастер у нас появился!»

Барин ценит мастеровых людей

Барин решил экзамен устроить Данилке. Во-первых, приказал, чтобы Прокопьич ему не пособлял. И написал своему приказчику: «Предоставь ему мастерскую со станком, но мастером его признаю, если чашу он мне выточит…» Даже Прокопьич такого не умел делать… Слыхано ли дело… Данилко долго думал: с чего начать. Однако приказчик не унимается, выслужиться перед помещиком желает, - рассказывает очень краткое содержание «Каменный цветок». А Данилка не стал таить свой талант, да и сделал чашу, словно живую... Жадный приказчик заставил Данилку сделать целых три таких изделия. Он понял, что Данилка может стать «золотой жилой», и впредь не собирался его щадить, замучил бы совсем работой. Да только барин умным оказался.

Он, проверив парня на мастерство, решил ему создать условия получше, чтобы работалось ему интересней. Оброком небольшим обложил, вернул к Прокопьичу (вдвоем сподручней творить). А еще прислал сложный чертеж хитромудрой чаши. И, не определив срока, приказал ее сделать (хоть пять лет пусть думают).

Путь мастера

Непривычна и самобытна сказка «Каменный цветок». Краткое содержание бажовского произведения, говоря восточным языком, это - путь мастера. Чем же отличается мастер от ремесленника? Ремесленник видит чертеж и умеет его воспроизводить в материале. А мастер понимает и представляет красоту, а затем воспроизводит ее. Вот и Данилка критически посмотрел на ту чашу: трудности много, а красоты - мало. Он спросил у приказчика разрешения по-своему сделать. Тот задумался, ведь барин просил точную копию... А потом ответил Данилке, чтобы тот сделал две чаши: копию и свою.

Вечеринка по поводу изготовления чаши барину

Сделал он сначала цветок по чертежу: все точно, выверено. По этому поводу и гулянку дома сделали. Пришла невеста Данилина, Катя Латемина, со своими родителями да мастера по камню. Смотрят, одобряют чашу. Если рассудить сказку на этом этапе ее повествования, то вроде бы все сложилось у Данилки и с профессией, и с личной жизнью… Однако краткое содержание книги «Каменный цветок» - как раз не о самоуспокоенности, а о высоком профессионализме, ищущем все новые пути выражения таланта.

Данилке не по сердцу такая работа, хочет он, чтобы листочки и цветы на чаше были словно живыми. С этой мыслью между работой он в полях пропадал, присматривался и, присмотревшись, замыслил свою чашу как куст дурмана делать. Зачах он от таких мыслей. И когда гости за столом услышали его слова о красоте камня, Данилку прервал старый-старый дедушка, в прошлом - горный мастер, учивший еще Прокопьича. Сказал он Данилке, чтоб тот не дурил, работал попроще, а то ведь и попасть можно в горные мастера Хозяйки Медной горы. Работают те на нее и творят вещи необычайной красоты.

Когда же Данилка спросил, чем же они, эти мастера, особенные, дедушка ответил, что они цветок каменный увидали и красоту уразумели… Запали речи сии в сердце парню.

Дурман-чаша

Женитьбу он отложил, потому что стал размышлять над чашей второй, задуманной в манере, имитирующей дурман-траву. Любящая невеста Катерина плакать стала…

Какое краткое содержание «Каменного цветка»? Пожалуй, оно заключается в том, что неисповедимы пути высокого творчества. Вот Данилка, например, черпал мотивы своих поделок в природе. Бродил по лесам да лугам и находил то, что его вдохновляло, спускался в медный рудник в Гумешках. А искал он обломок малахита, годящийся для изготовления чаши.

И вот однажды, когда парень, внимательно изучив очередной камень, разочарованно отошел в сторону, услышал он голос, советующий искать в другом месте - у Змеиной горки. Дважды был повторен мастеру этот совет. А когда оглянулся Данила назад, то увидел прозрачные, едва заметные, мимолетные очертания женщины какой-то.

Пошел на следующий день туда мастер и увидел «малахитину вывороченную». Идеально подходил для этот - и темнее цвет его книзу, и прожилки в нужных местах. Сразу и принялся истово за работу. Чудесно у него получилось отделать низ чаши. Получился на вид - природный куст дурмана. А вот когда чашку цветка точил, потеряла красоту чаша. Данилушко тут совсем сна лишился. «Как исправить?» - думает. Да взглянул на слезы Катюши и решил - жениться!

Встреча с Хозяйкой Медной горы

Уж наметили и свадьбу - в конце сентября, под В тот день змеи собираются на зимовку… Только решился Данилко пойти к Змеиной горке, чтоб увидеть Хозяйку Медной Горы. Только она могла помочь дурман-чашу осилить. Встреча произошла...

Первой заговорила эта сказочная женщина. Знать, уважала она этого мастера. Спросила, не вышла ли дурман-чаша? Парень подтвердил. Тогда она посоветовала ему - далее продолжать дерзать, творить что-то другое. Со своей стороны пообещала помощь: находить он будет камень по своим мыслям.

Но Данила стал просить показать ему каменный цветок. Отговаривала его Хозяйка Горы Медной, объясняла, что, хотя она никого не держит, но увидевший его к ней воротится. Однако мастер настаивал. И повела она его в свой каменный сад, где и листья, и цветы - все из камня. Привела она Данилу к кусту, где росли чудные колокольцы.

Попросил тогда мастер Хозяйку дать ему камень на изготовление таких колокольцев, однако женщина отказала ему, сказав, что поступила бы так, если бы сам Данила их придумал… Произнесла она это, и оказался мастер на прежнем месте - на Змеиной горке.

Затем пошел Данила к своей невесте на вечеринку, да не развеселился. Проводив Катю домой, он вернулся к Прокопьичу. А ночью, когда наставник спал, парень разбил свою дурман-чашу, плюнул в чашу господскую, да и ушел. Куда - неведомо. Одни говорили, что с ума сошел, другие - что пошел к Хозяйке Медной горы горным мастером работать.

На этой недомолвке и заканчивается повесть Бажова «Каменный цветок». Это - не просто недосказание, а своеобразный «мостик» к следующему сказу.

Вывод

Сказ Бажова «Каменный цветок» - глубоко народное произведение. Оно воспевает красоту и богатство уральской земли. Со знанием и любовью пишет Бажов о быте уральцев, их освоении недр родной земли. Созданный писателем образ Данилы-мастера стал широко известным и символичным. История о Хозяйке Медной горы нашла свое продолжение в дальнейших произведениях автора.

Малахитовую шкатулку, ларчик из красивейшего уральского камня, наполненный украшениями из других самоцветных камней, подарила на свадьбу рудобою Степану и его жене Насте Хозяйка Медной горы. Этот волшебный подарок имеет важный смысл для понимания не только одноимённого сказа, но и всей книги. Шкатулка из зелёного > камня, которую берегут и передают из поколения в поколение, напоминает о тяжёлом труде и упорстве добытчиков уральских подземных богатств, о большом искусстве народных мастеров, гранильщиков и камнерезов.

Творческий труд славных русских умельцев - основная тема творчества Бажова. Увидеть в камне душу и показать её может только настоящий мастер. Ярким примером тому служат герои бажовских сказов.

> рассказывает о творческих муках мастера по малахиту Данилы. Казалось бы, всем понравилась сделанная им на заказ чаша - >, а Данило недоволен: жизни в цветке нет. Хотелось ему, чтобы люди, глядя на его работу, забывали, что это искусно сделанная чаша, а любовались бы ею, как живым цветком. В этом видел Данило истинное мастерство резьбы по камню. Познал он и тайну камня, стремился подражать природе, но копия получилась гораздо хуже оригинала.

Конечно, парень был очень талантлив! Ещё ребёнком он интуитивно чувствовал красоту камня, помог Прокопьичу узор придумать. Работал быстро, с удовольствием, не зная ни сна, ни покоя. Но > - учеником Медной горы Хозяйки - мог стать только тот мастер, который познал красоту природы и имел фантазию, чтобы не копировать, а создавать своё произведение искусства. Должен родиться замысел, а потом уже подбирается камень. Об этом говорит Даниле Хозяйка горы: >. Вот поэтому и уничтожает мастер свою чашу, которая стала для него воплощением бескрылости, отсутствия поэтической фантазии, самостоятельной творческой мысли. Для Данилы в его изделиях важна не сложность, удивляющая других, а красота, которой будет радоваться сердце. Мастер одержим желанием понять секрет красоты, готов пожертвовать всем ради этого секрета.

После посещения каменного леса Хозяйки он чувствует себя >. Данило решил, что он ещё ничего не достиг, собственная работа, в которую он вкладывал столько сил и поисков, кажется ему ничтожной по сравнению с тем, что он видел в горе. Он разбивает свою неудачную чашу, будто уничтожает своё несовершенство. В барскую чашу он не вложил ни капли своих дум и чувств, и поэтому она недостойна даже того, чтобы быть разбитой рукой мастера. Именно каменный цветок Хозяйки Медной горы помог ему понять, в чём заключается истинная сила мастерства.

Продолжает историю династии камнерезов - Катя, героиня сказа >. Все помыслы, все мечты девушки были связаны с Данилой, который находился у Хозяйки Медной горы. Из-за него она терпела обиды и насмешки от земляков и даже от родных и близких. Из-за него она ушла к Прокопьичу, названому отцу Данилы. Чтобы хоть в мыслях быть ближе к любимому человеку, Катя стала изучать его ремесло: >. Данилушко будто посылал ей подходящие камни из Медной горы, а мысли о нём помогали девушке создавать простые, но изящные изделия. Катя смела и решительна в своих поступках, готова бороться за свою любовь: > - говорит оно Хозяйке Медной горы при встрече. Данило-мастер не в силах противостоять любви и жизни - они оказались сильнее камня, и он выбирает любовь. Образ Кати убеждает нас в мысли, что верность, терпение, смелость, любовь, доброта помогают людям пережить самые тяжёлые жизненные испытания, что красота не только в искусстве, но и в человеческих отношениях.

> - рассказ о жизни трудолюбивой и хозяйственной семье камнереза Данилы и Кати. В центре - образ Мити, который продолжает дело отца. Митя - достойный сын своих родителей. Все его любили: >. В учёбе сметлив был, хвалили его. А вот когда мастерству обучаться начал, тут-то и проявились его таланты. То, что Данило понял, побывав в >, передалось Мите по наследству. Он мастер с фантазией, с творческим >, ему удаётся достичь гармонии между замыслом и его воплощением в камне. Не случайно он работает с простым материалом: именно талантливый мастер превращает обычный камень в произведение искусства. Красота подвластна лишь настоящему художнику, который умеет в точности не только повторить живую натуру, но внести в эту натуру свой взгляд, выразить через неё мысль или чувство.

Митя сам открыл секрет красоты, сам понял, как сделать камень живым. Он-то и достиг наивысшего совершенства в работе с камнем.

Тема мастеров и мастерства, искусства и жизни, ремесленничества и служения искусству объединяет сказы Бажова. Его герои по-настоящему красивы душой: умеют и любят творить, способны самоотверженно любить и ждать, чисты и открыты сердцем добру и красоте.

Красив Средний Урал до самого горизонта уходят невысокие горы, покрытые густым хвойным лесом, кое-где голубеют оконца озер, яркой зеленью сверкают долины небольших речушек. В одной из таких долин раскинулся завод Полевской. Здесь и прошли детские годы Павла Бажова. Страстно влюбленный в родной край, П.П. Бажов исходил Урал вдоль и поперек. С охотничьим ружьем за плечами он забирался в самые глухие уголки, наведывался на забытые прииски и повсюду, где бы ни был, неутомимо записывал народные пословицы, побасенки, легенды... Особенно памятной для писателя была встреча со старым рабочим Василием Алексеевичем Хмелининым. Этот восьмидесятилетний старик знал великое множество сказок и побывальщин.

Василий Алексеевич Хмелинин стал прототипом героя бажовских сказов - деда Слышко, от лица которого писатель неизменно ведет рассказ. Свое имя дед Слышко получил за любовь к словечку «слышь», «слышь-ко».

Почти двадцать лет своей жизни отдал Павел Петрович Бажов собиранию уральских сказов, каждый из которых - подлинная жемчужина народной поэзии... Заслуга писателя в том, что он огранил, отшлифовал найденные им "камни", вложил их в чудесную словесную оправу. «…Я только исполнитель, - любил повторять Бажов, - а основной творец - рабочий».

Данила-мастер

У Данилы-мастера из сказа «Каменный цветок» был реальный прототип - камнерез Данила Зверев . В его честь названа улица в Екатеринбурге. Хотя реальный Данила Зверев не ходил в Медную гору к Хозяйке и не работал с малахитом, но он открыл Павлу Бажову фантастический мир камней-самоцветов. Поэтому герой сказа Бажова получил имя Данила.

Мастер на Урале - культурный герой, вроде богатыря для средней Руси. Образ мастера вобрал в себя четыре составляющие. Во-первых, мастер исповедует культ знаний. Эту черту уральские мастера унаследовали от иностранных инженеров, что работали на заводах Урала. И Данила из сказа тоже хотел узнать тайну красоты камня. Во-вторых, мастер - труженик. Поклонение труду на Урале появилось от беглых раскольников. В диких краях они могли спастись только неистовым трудом и обожествили его. И Данила трудится не покладая рук. В-третьих, мастер не выдумывает ничего нового, но доводит до совершенства то, что уже имеется. Эта черта - от провинциальности Урала. И Данила пытается создать совершенное творение.

Наконец, мастера связаны с язычеством. Такую связь они унаследовали от местных жителей, финно-угров. И Данила не молится, чтобы ему было откровение с неба, а за своей тайной идет к языческому божеству - Хозяйке Медной горы.

Вот таким чудесным мастером был и Степан - искусный резчик по малахиту герой сказа «Каменный цветок», Степан несколько лет проработал в подземном дворце Хозяйки Медной горы - владычицы всех потаенных сокровищ Урала. У нее он научился искусству постигать «душу» камня

Сказы Павла Бажова посвящены трудовому люду старого Урала. Простыми словами он рассказывает о тяжелой, подневольной жизни рудничных рабочих, добывающих железо и медь, малахит и драгоценные камни, о вдохновенном труде крепостных мастеров, сумевших вдохнуть жизнь в мертвый камень. Почти все, о чем пишет Бажов, было на самом деле. Не выдуманы им и герои. Так, чудесный резчик по камню Иванко Крылатко - никто иной, как известный мастер Иван Вушуев , замечательные работы которого можно видеть и сегодня в Кремле, в Оружейной палате.

Хозяйка Медной горы - хранительница драгоценных пород и камней, иногда предстает перед людьми в виде прекрасной женщины, а порой - в виде ящерицы в короне.

Хозяйка, жившая в Медной горе, происходит от образа Богини-матери. Богиня, по преданиям финно-угров, жила в горе, и там у нее было дерево, на котором висели души не рожденных еще людей, зверей и птиц. Богиня в русских поверьях превратилась в Хозяйку, а дерево - в Каменный цветок. Существует так же гипотеза, что это преломленный народным сознанием образ богини Венеры, знаком которой на протяжении нескольких десятков лет в XVIII веке клеймилась полевская медь. Образ Хозяйки горы стал олицетворением мощи, богатства и красоты недр Уральских гор, которые раскрываются полностью только перед лучшими рабочими и мастерами. Хозяйка Медной горы не только хранительница сокровищ, но и покровительница смелых, мужественных, творчески одаренных людей. Отношения Медной горы Хозяйки с людьми определяются особыми условиями, так называемыми запретами. Одним из них был запрет женщине спускаться в шахту, во владения Хозяйки. Другим - не жениться молодцу, который хочет обрести ее покровительство. Не случайно рабочие побаивались Хозяйку, избегали встреч с ней.

Великий Полоз - змей хранитель золота. Его фигура создавалась Бажовым на основе суеверий древних хантов и манси, уральских легендах и приметах горняков и рудознатцев. В его полновластном распоряжении находилось все золото. Он всячески старался не допустить человека до разработки золотоносных мест: «пужал», показываясь «в своем полном виде», «беспокойство всякое старателю производил», утягивая в землю инструмент или отводил золото. Мифологический змей имеет также многочисленных дочерей - Змеевки. С их помощью Полоз «спускал золото по рекам» и «проводил через камень». Отец золотокосой дочери по имени Золотой Волос.

Русский фольклорный образ Бабы-яги сложился к XV веку - как раз тогда, когда русские пришли на Урал и увидели жизнь финно-угров. У них была особая форма лесного святилища. Маленький домик на высоких столбах, окруженный частоколом. На частокол вывешивали черепа принесенных в жертву животных. В домике лежала резная деревянная кукла - вместилище души умершего. Кукла была одета в национальную одежду - шубу-ягу. А еще русские пришельцы узнали, что где-то на святилищах финно-угры прячут главного своего идола - Золотую Бабу. Чтобы русские в поисках Золотой Бабы не разорили святилища, местные жители убивали любого, кто доберется до тайного места. В русских пересказах Золотая Баба и домик на столбах слились воедино, и появилась страшная баба-в-яге, Баба-яга, которая живет в избушке на курьих ножках, убивает незваных гостей и фыркает: «Фу-фу-фу, русским духом пахнет!»

Бабка Синюшка - персонаж, родственный Бабе-Яге, персонификация болотного газа, который на Урале и называли «синюшкой». Старушка из сказа Бажова сидит на колодце, полном самоцветов, и душит тех, кто приходит за ее сокровищами. Синюшка - это родная сестра Бабы-яги, она появилась таким же образом. А колодец ее - затопленная грунтовыми водами копь, небольшой древний рудник финно-угров. Таких рудников было огромное количество в окрестностях Медной горы. На месте этого колодца сейчас стоит поселок Зюзелка Свердловской области.

Серебряное Копытце

Этот сказочный олешек сошел с неба, а копыта у него персидские. Финно-угры считали, что солнце по небу несет на рогах Великий Лось. Шаман мог призвать Лося спуститься на землю, но земля была скверна для священного зверя. Поэтому под копыта Лосю подкладывали серебряные блюда. На них сыпали дары - например, самоцветы.

А серебряные блюда появились на Урале от торговцев из Азии и Ближнего Востока. Там воцарился ислам, запрещающий изображения людей и животных, и все блюда с гравировками торговцы-персы обменяли жителям Урала на пушнину. Шаманы и приспособили блюда для Великого Лося. Подобная посуда лежит в музее города Чердынь. На блюдах - нацарапанные ножами шаманов рисунки поверх гравировок. Русские опять же перетолковали эти местные поверья по-своему, и Великий Лось превратился в оленя, который ударом серебряного копытца выбивает самоцветы.

Огневушка-Поскакушка

В русских поверьях Урала считалось, что, если развести костер над месторождением золота, в огне может появиться маленькая танцующая девчонка - Огневушка-Поскакушка. Она произошла от знаменитого идола - Золотой Бабы. Золотую Бабу местные жители называли Сорни-Най, в переводе - «золото-огонь». Вот и выстраивается цепочка смыслов: золото - огонь - женщина и рождается Огневушка-Поскакушка.

Земляная Кошка

Эта гигантская мифическая Кошка бродит под землей на золотых месторождениях реки Чусовой. Рядом с месторождениями - деревня Кунгурка, основанная выходцами из города Кунгура. А в Кунгуре есть знаменитая пещера, в которой, по преданию, живет Подземный Зверь Мамонт. Вот переселенцы и «перетянули» Мамонта за собой на Чусовую.

В русских же поверьях утверждается, что над месторождением золота можно увидеть привидение - рыжего кота. В народных сказках местный Мамонт скрестился с русским Золотым Котом, и появилась Земляная Кошка: живет в породах золота и огромная, как Зверь Мамонт.

Сочинение

ДАНИЛА - герой сказа П.П.Бажова «Каменный цветок» (1938). В основу этого философ-ско-поэтического произведения положены «тайные сказы» о Малахитнице, Хозяйке Медной горы и о ее колдовском каменном цветке, заимствованные из уральского фольклора. Сочетание фантастического и реального, характерное для народной сказовой традиции, подчеркивает драматизм столкновения действительности и идеала, обыденности и красоты. Данилку Недокормыша звали «блаженным». Ни в казачках господских, ни в подпасках оказался он «не гож», и тогда отдали его в обучение к мастеру Прокопьичу «по малахит-ному делу». Так он «вырос за работой» и стал лучшим мастером в своем деле. Но не увлекала его работа: «Трудности много, а красоты ровно и вовсе нет». Надумал Д. «полную силу камня самому поглядеть и людям показать». Вспомнил он рассказ старой ведуньи Вихори-хи о колдовском каменном цветке, приносящем несчастье человеку, увидевшему его, но и дарующем познание главной сути прекрасного. Бросился Д. в ноги Хозяйке Медной горы: «Покажи цветок!» Та просьбу выполнила, но «затуманился» Д. после того, как цветок увидел, «голову разломило». Бросил он свою невесту, названого отца Прокопьича, «ахнул ба-лодкой» и сгинул: Малахитница взяла его в «горные мастера». О дальнейшей судьбе Д. повествует автор в двух других сказах - «Горный мастер» (1939) и «Хрупкая веточка» (1940), вошедших в книгу «Малахитовая шкатулка». Интерпретации образа Д.-мастера традиционно связаны с проблемами духовной жизни творца, вечными поисками истины и гармонии, невозможностью конечного постижения тайны прекрасного.

Сказ экранизирован в 1946 г. режиссером А.Птушко; созданы опера К.В.Молчанова «Каменный цветок» (1950), балет С.С.Прокофьева «Сказ о каменном цветке» (1950). В партии Д. дебютировал на сцене Большого театра В.В.Васильев (1959).

Просмотров