Перспективный план кружка по логическому мышлению. Занимательная логика. Формы работы с детьми
« Логика »
Руководитель кружка : И.В. Пожидаева
Вид программы – развивающая
– постоянный
Используемые методы :
- практические (игровые );
- развития ;
- исследования ;
- экспериментирование ;
- моделирование ;
- воссоздание ;
- преобразование ;
- конструирование .
Форма реализации программы : регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка « Логика ».
Развивающая среда :
Палочки для моделирования . Обучающие настольно - печатные игры .
.
.
.
Простые карандаши .
Набор цветных карандашей . .
Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада .
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к. полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности, но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности, которые закреплены в словах. Математическая грамотность, развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе.
Навыки, умения, приобретенные ребенком в дошкольный период, будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления, способность «действовать в уме». Ребенку, не овладевшему приемами логического мышления, труднее будет решать задачи, выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил. В результате может пострадать здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению. В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений, развитие умений математического конструирования, на расширение знаний о величине, форме, размере предметов.
Цели и задачи
Цель : овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка «Логика».
Задачи :
1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками).
2. Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора.
3. Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей.
4. Ребенок должен уметь, не отвлекаясь, в течение 5 минут выполнять задание.
5. Ребенок должен уметь складывать пирамидку (чашечки, вкладывая их друг в друга) без посторонней помощи.
6. Ребенок должен уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок.
7. Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов
(корова, лошадь, коза -домашние животные; зима, лето, весна - времена года). Находить лишний предмет в каждой группе. Находить пару каждому предмету.
8. Ребенок должен уметь отвечать на такие вопросы как: Можно ли летом кататься на санках? Почему? Зачем зимой одевают теплые куртки? Для чего нужны окна и двери в доме? И т.д.
9. Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова: стакан полный
Стакан пустой, дерево высокое – дерево низкое, идти медленно – идти быстро, пояс узкий – пояс широкий, ребенок голодный - ребенок сытый, чай холодный – чай горячий и т.д.
10. Ребенок должен уметь запоминать пары слов, после прочтения взрослым: стакан-вода, девочка-мальчик, собака-кошка и т.д.
Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы, объяснять, что не так и почему.
Программа кружка построена на основе основных принципов, которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего:
1. Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс.
2. Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности. У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности
3. Принцип творчества (креативности) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей, приобретение ими собственного опыта творческой деятельности.
Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий.
В работе используются следующие технологии обучения:
здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз, шеи, позвоночника);
проблемное обучение (использование упражнений, позволяющих найти самостоятельный путь решения);
технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию);
Ожидаемые результаты
В :
выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам;
сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности (выделять свойства предметов, находить предметы схожие и различные по внешним признакам); ориентироваться в пространстве, различать предметы, находящиеся справа, слева, вверху, внизу;
разбивать множество на подмножества, характеризующиеся общим свойством;
сопоставлять части и целое для предметов и действий; называть главную функцию (назначение) предметов; расставлять события в правильной последовательности;
выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий;
применять какое- либо действие по отношению к разным предметам; описывать простой порядок действий для достижения заданной цели;
находить ошибки в неправильной последовательности простых
действий;
проводить аналогию между разными предметами;
запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
работать в парах, подгруппах; проявлять доброжелательное отношения
к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости.
Учебно – тематический план обучения .
Наименование темы программ | Количество часов |
|
п \ п | ||
День рождения колобка | ||
Кубик – рубик | ||
В гостях у Гнома. | ||
Волшебные палочки. | ||
Загадки осени. | ||
Учимся рассуждать. | ||
Поиск закономерностей. | ||
Сказочный лабиринт. | ||
Кот в сапогах. | ||
Лесные животные. | ||
Учимся сравнивать. | ||
Веселый счет. | ||
Собираем картинки. | ||
Ориентирование в пространстве. | ||
Геометрическое конструирование. | ||
Чудесные превращения (геометрические | ||
Витаминка путешествует. | ||
Мы - изобретатели. | ||
Логические цепочки. | ||
Вверх или вниз. | ||
Ученый кот. | ||
Путешествие на поезде. | ||
Незнайкины помощники. | ||
Овощи и фрукты. | ||
Пчелка Майя. | ||
Животные из Африки. | ||
Загадки - шутки. | ||
Сказочный лабиринт. | ||
Цвета радуги. | ||
Раз ромашка, два ромашка (веселый счет). | ||
Поможем Золушке одеться. | ||
Строим из цветных фигур. | ||
Почемучка. | ||
Загадки и ребусы. | ||
Итоговое занятие «Все мы умеем». |
Всего : 35 часов .
1. Считалки .
.
2. Математические загадки .
5.
3. Графическое рисование .
Развитие мелкой моторики рук , работа с трафаретами . Объекты природы ; предметы быта ; строения и машины .
4. Числа и цифры .
Цифры в стихах и сказках . Числа в пределах 5. Сравнение чисел в пределах 5.
5. 5. 5. Математические стихи - шутки .
– шуток . 6. Ребусы . Головоломки .
Ребусы – числа , дополнение картинок , нахождение логической пары . , , собирание пазлов .
7. Геометрические фигуры .
Цвета радуги . Их очередность . Прямая линия .
. 8. Сравнение величин .
Понятия « меньше », « больше », « тяжелее », « легче », « длиннее », « короче », « выше », « ниже ». Поиск противоположностей , поиск сходств и различий на картинках .
9. Задания с палочками .
, мозаика . Задания на добавление , изъятие палочек . .
10. Задачи в стихах .
Задачи на сложение , увеличение , 5.
11. Решение топологических задач . Лабиринт .
Строительство лабиринтов , выход из лабиринтов . Действия с числами .
Сравнение чисел . Решение задач . Магический квадрат .
12. .
Треугольник . Условия его построения . . . . Работа с трафаретами .
13. .
Ориентирование на плоскости . . Понятия : « следует за », « предшествует », « выше », « ниже », « стоит между » и т . д .
14. Математика в сказках .
15. .
Физкультминутки , пальчиковая гимнастика , игры со шнуровкой .
16. .
: мебель , посуда , транспорт , овощи , фрукты и т . п .
17. Упражнения для развития речи
, логические цепочки .
18. Итоговое занятие .
.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Программа кружка дополнительного образования « Логика »
Руководитель кружка : И.В. Пожидаева
Информационная часть программы
Вид программы – развивающая
Состав обучающихся воспитанников – постоянный
Используемые методы :
- практические (игровые );
- развития ;
- исследования ;
- экспериментирование ;
- моделирование ;
- воссоздание ;
- преобразование ;
- конструирование .
Форма реализации программы : регламентированная образовательная деятельность в рамках кружка « Логика ».
Развивающая среда :
Палочки для моделирования . Обучающие настольно - печатные игры .
Мелкие конструкторы и строительный материал с набором образцов .
Геометрические мозаики и головоломки .
Задания из тетради на печатной основе для самостоятельной и коллективной работы .
Простые карандаши .
Набор цветных карандашей . Шаблон с геометрическими фигурами .
Условия реализации программы – естественная для ребенка среда жизнедеятельности в режиме детского сада .
Словесно - логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления . Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс , т . к . полноценное развитие логического мышления требует не только высокой активности умственной деятельности , но и обобщенных знаний об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности , которые закреплены в словах . Математическая грамотность , развитое логическое мышление – это залог успешного обучения выпускника детского сада в школе .
Навыки , умения , приобретенные ребенком в дошкольный период , будут служить фундаментом для получения знаний и развития способностей в старшем возрасте – в школе . И важнейшим среди этих навыков является навык логического мышления , способность « действовать в уме ». Ребенку , не овладевшему приемами логического мышления , труднее будет решать задачи , выполнение упражнений потребует больших затрат времени и сил . В результате может пострадать здоровье ребенка , ослабнет или вовсе угаснет интерес к учению . В программу включены игровые и занимательные задания на развитие пространственных представлений , развитие умений математического конструирования , на расширение знаний о величине , форме , размере предметов .
Цели и задачи
Цель : овладение детьми дошкольного возраста на элементарном уровне приемами логического мышления через систему занятий познавательной направленности кружка « Логика ».
Задачи :
1. Ребенок должен уметь находить отличия и сходства между двумя картинками (или между двумя игрушками ).
- Ребенок должен уметь складывать по образцу постройки из конструктора .
- Ребенок должен уметь складывать разрезанную картинку из 2-4 частей .
- Ребенок должен уметь , не отвлекаясь , в течение 5 минут выполнять задание .
- Ребенок должен уметь складывать пирамидку (чашечки , вкладывая их друг в друга ) без посторонней помощи .
- Ребенок должен уметь вкладывать в отверстия недостающие фрагменты картинок .
- Ребенок должен уметь называть обобщающим словом группу предметов
(корова , лошадь , коза - домашние животные ; зима , лето , весна - времена года ). Находить лишний предмет в каждой группе . Находить пару каждому предмету .
- Ребенок должен уметь отвечать на такие вопросы как : Можно ли летом кататься на санках ? Почему ? Зачем зимой одевают теплые куртки ? Для чего нужны окна и двери в доме ? И т . д .
- Ребенок должен уметь подбирать противоположные слова : стакан полный
- стакан пустой , дерево высокое – дерево низкое , идти медленно – идти быстро , пояс узкий – пояс широкий , ребенок голодный - ребенок сытый , чай холодный – чай горячий и т . д .
- Ребенок должен уметь запоминать пары слов , после прочтения взрослым : стакан - вода , девочка - мальчик , собака - кошка и т . д .
Ребенок должен уметь видеть на картинке неправильно изображенные предметы , объяснять , что не так и почему .
Программа кружка построена на основе основных принципов , которые решают современные образовательные задачи с учетом запросов будущего :
- Принцип деятельности включает ребенка в познавательный процесс .
- Принцип целостного представления о мире в деятельном подходе тесно связан с дидактическим принципом научности . У детей формируется личностное отношение к полученным знаниям и умение применять их в своей практической деятельности
- Принцип творчества (креативности ) предполагает максимальную ориентацию на творческое начало в деятельности детей , приобретение ими собственного опыта творческой деятельности .
Эффективность занятий кружка достигается через использование современных образовательных технологий .
- работе используются следующие технологии обучения :
здоровьесберегающие технологии (физкультминутки во время занятий на укрепление мышц глаз , шеи , позвоночника );
проблемное обучение (использование упражнений , позволяющих найти самостоятельный путь решения );
технологии личностно – ориентированного подхода (дети получают задания соответственно своему индивидуальному развитию );
ИКТ .
Ожидаемые результаты
- результате проведения занятий кружка дети будут уметь :
выделять свойства предметов , ;
сравнивать , классифицировать , обобщать , систематизировать предм еты окружающей действительности (выделять свойства предметов , находить предметы схожие и различные по внешним признакам ); ориентироваться в пространстве , различать предметы , находящиеся справа , слева , вверху , внизу ;
разбивать множество на подмножества , характеризующиеся общим свойством ;
сопоставлять части и целое для предметов и действий ; называть главную функцию (назначение ) предметов ; расставлять события в правильной последовательности ;
выполнять перечисляемую или изображенную последовательность действий ;
применять какое - либо действие по отношению к разным предметам ; описывать простой порядок действий для достижения заданной цели ;
находить ошибки в неправильной последовательности простых
действий ;
проводить аналогию между разными предметами ;
запоминать , воспроизводить усвоенный материал , доказывать , рассуждать .
работать в парах , подгруппах ; проявлять доброжелательное отношения
- сверстнику , выслушать , помогать по необходимости .
Учебно – тематический план обучения .
Наименование темы программ | Количество часов |
|
п \ п | ||
День рождения колобка | ||
Кубик – рубик | ||
В гостях у Гнома . | ||
Волшебные палочки . | ||
Загадки осени . | ||
Учимся рассуждать . | ||
Поиск закономерностей . | ||
Сказочный лабиринт . | ||
Кот в сапогах . | ||
Лесные животные . | ||
Учимся сравнивать . | ||
Веселый счет . | ||
Собираем картинки . | ||
Ориентирование в пространстве . | ||
Геометрическое конструирование . | ||
Чудесные превращения (геометрические | ||
фигуры ). | ||
Витаминка путешествует . | ||
Мы - изобретатели . | ||
Логические цепочки . | ||
Вверх или вниз . | ||
Ученый кот . | ||
Путешествие на поезде . | ||
Незнайкины помощники . | ||
Овощи и фрукты . | ||
Пчелка Майя . | ||
Животные из Африки . | ||
Загадки - шутки . | ||
Сказочный лабиринт . | ||
Цвета радуги . | ||
Раз ромашка , два ромашка ( веселый счет ). | ||
Поможем Золушке одеться . | ||
Строим из цветных фигур . | ||
Почемучка . | ||
Загадки и ребусы . | ||
Итоговое занятие « Все мы умеем ». |
Всего : 35 часов .
1. Считалки .
Считалки с математическим содержанием .
2. Математические загадки .
Математические загадки с числами в пределах 5.
3. Графическое рисование .
Развитие мелкой моторики рук , работа с трафаретами . Объекты природы ; предметы быта ; строения и машины .
4. Числа и цифры .
Цифры в стихах и сказках . Числа в пределах 5. Сравнение чисел в пределах 5.
Действия с числами в пределах 5. Решение задач с числами в пределах 5. 5. Математические стихи - шутки .
Способы разгадывания математических стихов – шуток . 6. Ребусы . Головоломки .
Ребусы – числа , дополнение картинок , нахождение логической пары . Головоломки с разными предметами , игры на исключение четвертого лишнего , собирание пазлов .
7. Геометрические фигуры .
Цвета радуги . Их очередность . Прямая линия .
Замкнутые и незамкнутые кривые линии . 8. Сравнение величин .
Понятия « меньше », « больше », « тяжелее », « легче », « длиннее », « короче », « выше », « ниже ». Поиск противоположностей , поиск сходств и различий на картинках .
9. Задания с палочками .
Составление геометрических фигур , мозаика . Задания на добавление , изъятие палочек . Построение фигур по образцу и словесному описанию .
10. Задачи в стихах .
Задачи на сложение , увеличение , уменьшение числа не несколько единиц в пределах 5.
11. Решение топологических задач . Лабиринт .
Строительство лабиринтов , выход из лабиринтов . Действия с числами .
Сравнение чисел . Решение задач . Магический квадрат .
12. Геометрическое конструирование .
Треугольник . Условия его построения . Простейшее конструирование по образцу . Конструирование по контурному объекту . Конструирование по представлению . Работа с трафаретами .
13. Решение задач на развитие пространственных представлений .
Ориентирование на плоскости . Ориентирование в пространстве . Понятия : « следует за », « предшествует », « выше », « ниже », « стоит между » и т . д .
14. Математика в сказках .
15. Упражнения для отдыха и развития мелкой моторики .
Физкультминутки , пальчиковая гимнастика , игры со шнуровкой .
16. Задания на расширение кругозора и словарного запаса детей .
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями : мебель , посуда , транспорт , овощи , фрукты и т . п .
17. Упражнения для развития речи
Придумывание историй по картинкам , логические цепочки .
18. Итоговое занятие .
Инсценированное представление с математическими героями .
Разделы: Работа с дошкольниками
Современный окружающий ребенка мир носит
постоянно изменяющийся, динамический характер.
Система образования должна способствовать тому,
чтобы ребенок получил такие знания, умения и
навыки, которые позволили бы ему успешно
адаптироваться к новым условиям социума.
Сегодня существует большое количество
образовательных программ для детского сада, и
учреждения имеют возможность выбрать ту, которая
отвечает их требованиям и интересам. В последнее
время актуальным является экологическое
направление, художественно-эстетическое и
интеллектуальное.
Уделяя внимание развитию сенсорных,
познавательных, математических и других
способностей детей, развитие логического
мышления отодвигается на второй план. В арсенале
воспитателей, педагогов-психологов не так много
методического и практического материала,
позволяющего углубленно работать над развитием
определенных способностей. Кроме того, последнее
время акценты делались на работу с детьми,
имеющими трудности в усвоении программы. Дети же,
имеющие высокий уровень познавательных
способностей, оставались без должного внимания.
Разработанная программа позволит устранить этот
недостаток.
Словесно-логическое мышление является высшей
стадией развития детского мышления. Достижение
этой стадии – длительный и сложный процесс, т.к.
полноценное развитие логического мышления
требует не только высокой активности умственной
деятельности, но и обобщенных знаний об общих и
существенных признаках предметов и явлений
действительности, которые закреплены в словах.
Не следует ждать, когда ребенку исполнится 14 лет,
и он достигнет стадии формально-логических
операций, когда его мышление приобретет черты,
характерные для мыслительных действий взрослых.
Начинать развитие логического мышления следует
значительно раньше.
Но зачем логика маленькому дошкольнику? По
мнению Л.А.Венгера «для пятилетних детей одних
внешних свойств вещей явно недостаточно. Они
вполне готовы к тому, чтобы постепенно
знакомиться не только с внешними, но и с
внутренними, скрытыми свойствами и отношениями,
лежащими в основе научных знаний о мире… Все это
принесет пользу умственному развитию ребенка
только в том случае, если обучение будет
направлено на развитие умственных способностей,
тех способностей в области восприятия,
образного мышления, воображения,
которые
основываются на усвоении образцов внешних
свойств вещей и их разновидностей…»
Навыки, умения, приобретенные ребенком в
дошкольный период, будут служить фундаментом для
получения знаний и развития способностей в
старшем возрасте – в школе. И важнейшим среди
этих навыков является навык логического
мышления, способность «действовать в уме».
Ребенку, не овладевшему приемами логического
мышления, труднее будет решать задачи,
выполнение упражнений потребует больших затрат
времени и сил. В результате может пострадать
здоровье ребенка, ослабнет или вовсе угаснет
интерес к учению.
Овладев логическими операциями, ребенок будет
более внимательным, научится мыслить ясно и
четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться
на сути проблемы. Учиться станет легче, а значит,
и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут
приносить радость и удовлетворение.
В данной программе показано как через
специальные игры и упражнения можно
сформировать умение детей самостоятельно
устанавливать логические отношения в окружающей
действительности. Работая с дошкольниками над
развитием познавательных процессов, приходишь к
выводу, что одним из необходимых условий их
успешного развития и обучения является
системность, т.е. система специальных игр и
упражнений с последовательно развивающимся и
усложняющимся содержанием, с дидактическими
задачами, игровыми действиями и правилами.
Отдельно взятые игры и упражнения могут быть
очень интересны, но, используя их вне системы,
нельзя достичь желаемого обучающего и
развивающего результата.
Цель программы – овладение детьми на элементарном уровне приемами логического мышления.
Задачи:
- Обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.
- Учить детей ориентироваться в пространстве.
- Развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.
- Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
Ожидаемый результат – овладение детьми среднего дошкольного возраста приемами логического мышления.
Способ проверки результатов работы: обобщающие занятия после каждого раздела и 2 диагностики (промежуточная (январь) и итоговая (май)) уровня усвоения операций логического мышления.
Критерии диагностики:
- Умение детей сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать предметы окружающей действительности.
- Умение ориентироваться в пространстве, различать право-лево, верх и низ.
- Умение детей запоминать, воспроизводить усвоенный материал, доказывать, рассуждать.
- Умение детей работать в парах, микрогруппах; проявление доброжелательного отношения к сверстнику, умение его выслушать, помочь при необходимости.
Программа предназначена для работы с детьми 4-5 лет, которые по результатам педагогической диагностики имеют уровень развития мышления не ниже среднего .
Критерии оценки усвоения программы:
Высокий уровень: Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Средний уровень: Ребенок владеет такими логическими операциями, как сравнение, обобщение, классификация, систематизация. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов, но не всегда видит все их существенные признаки. Умеет объединять предметы в группы, но испытывает трудности в самостоятельном распределении их по группам, т.к. не всегда оперирует обобщающими понятиями. Деление целого на части и наоборот вызывает затруднения, но с помощью взрослого справляется с заданиями. Ребенок не всегда видит закономерности в явлениях, но способен составить описательный рассказ о них. Затрудняется самостоятельно делать умозаключения. Ребенок имеет достаточный словарный запас. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. Ребенок чаще всего внимателен, наблюдателен, но не усидчив. Умеет работать в паре, но испытывает трудности при работе в микрогруппах.
Сроки реализации программы – учебный год.
Режим занятий – 1 занятие в неделю во второй половине дня после дневного сна продолжительностью 20 минут.
Количество детей – 10 человек.
Формы и приемы работы:
- игра;
- самостоятельная деятельность детей;
- игра-путешествие;
- рассматривание;
- чтение художественной литературы.
Для достижения ожидаемого результата целесообразнее придерживаться определенной структуры занятий , например:
- Разминка.
- Основное содержание занятия – изучение нового материала.
- Физминутка, пальчиковая гимнастика.
- Закрепление нового материала.
- Развивающая игра, рисование, шнуровка.
Разминка в виде загадки, знакомства со
сказочным персонажем позволяет активизировать
внимание детей, поднять их настроение, помогает
настроить на продуктивную деятельность.
Основное содержание занятия представляет собой
совокупность игр и упражнений, направленных на
решение поставленных задач данного занятия.
Физминутки и пальчиковая гимнастика позволяют
детям расслабиться, переключиться с одного вида
деятельности на другой, способствуют развитию
крупной и мелкой моторики.
Закрепление нового материала дает педагогу
возможность оценить степень овладения детьми
новым знанием.
Развивающая игра, рисование в конце занятия
являются своеобразной рефлексией, логическим
окончанием проделанной работы и служат стимулом
для ее продолжения.
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будем обучать на занятии):
Анализ – синтез
. Цель – учить детей делить
целое на части, устанавливать между ними связь;
учить мысленно соединять в единое целое части
предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары
(кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение
картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к
платью). Поиск противоположностей (легкий –
тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами
различной сложности. Выкладывание картинок из
счетных палочек и геометрических фигур.
Сравнение
. Цель – учить мысленно
устанавливать сходства и различия предметов по
существенным признакам; развивать внимание,
восприятие детей. Совершенствовать ориентировку
в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой
– маленький, длинный – короткий, низкий –
высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше –
ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же»,
«самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих
картинках.
Ограничение
. Цель – учить выделять один или
несколько предметов из группы по определенным
признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только
красные флажки», «найди все некруглые предметы»
и т.п. Исключение четвертого лишнего.
Обобщение
. Цель – учить мысленно
объединять предметы в группу по их свойствам.
Способствовать обогащению словарного запаса,
расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими
понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи,
фрукты и т.п.
Систематизация
. Цель – учить выявлять
закономерности; расширять словарный запас детей;
учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты
(подобрать недостающую деталь, картинку).
Составление рассказа по серии картинок,
выстраивание картинок в логической
последовательности.
Классификация . Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
Умозаключения
. Цель – учить при помощи
суждений делать заключение. Способствовать
расширению бытовых знаний детей. Развивать
воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и
отрицательного в явлениях (например, когда идет
дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо
то, что под дождем человек может промокнуть,
простудиться и заболеть). Оценка верности тех или
иных суждений («ветер дует, потому что деревья
качаются». Верно?). Решение логических задач.
Перспективное планирование занятий
Раздел, тема занятия |
Кол-во |
Цель, задачи |
Материал |
Сравнение
«В гостях у
зайчика» |
– учить детей мысленно устанавливать
сходства и различия предметов по существенным
признакам; |
– игрушка-заяц, Незнайка, Кот в сапогах, – д/и «Найди отличия», – фигурные макароны, – трафареты (цветок, сапог) – счетные палочки, флажки альбомы, карандаши (на все занятия) – игры-шнуровки |
|
Обобщение
«Витаминка
путешествует» |
–
учить детей
мысленно объединять и предметы в группы по их
свойствам; |
– изображения фруктов, овощей,
домашних и диких животных, транспорта, посуды, |
|
Ограничение
«В гостях у лисы» |
–
учить детей
выделять один или несколько предметов из группы
по определенным признакам; |
– игрушка-лиса, |
|
Промежуточная диагностика | – оценить уровень владения детьми логическими операциями (сравнение, ограничение, обобщение) | С.Д.Забрамная, О.В.Боровик
«Психолого-педагогическое обследование детей»,
«Психолого-педагогическая диагностика развития
детей раннего и дошкольного возраста» под ред.
Е.А.Стребелевой; «Скоро в школу» для детей 4-7 лет (наглядный и диагностический материал). |
|
Анализ-синтез
«Ёжик-портной» |
1 |
–
учить детей
делить целое на части, устанавливать между ними
связь; |
– игрушка-ёжик, |
Систематизация
«Ученый Кот» |
–
учить детей
выявлять закономерности; |
– игрушка-кот, мышка |
|
Классификация
«Пчелка Майя» |
– учить детей мысленно распределять
предметы по группам по их свойствам; |
– изображение пчелки, |
|
Умозаключения
«Да, но…» |
1 |
–
учить детей при
помощи суждений делать умозаключения, |
– изображение осьминога, птиц, Логика
(человечек из геометрических фигур) |
Диагностика | – оценить уровень развития логического мышления детей 4-5 лет | – «Скоро в школу» для детей 4-7 лет
(наглядный и диагностический материал); –С.Д.Забрамная, О.В.Боровик «Психолого-педагогическое обследование детей»; «Психолого-педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста» под ред. Е.А.Стребелевой |
Методическое обеспечение программы
Игры и упражнения на развитие логического
мышления являются средством достижения
заявленной цели программы.
Чтобы приучить ребенка к умственному труду
необходимо сделать его интересным,
занимательным.
Занимательность умственного труда достигается
разными методами, среди которых на особом месте
стоит дидактическая игра, содержащая в себе
наибольшие возможности для развития умственной
деятельности детей, для развития
самостоятельности и активности их мышления. В
игровой форме сам процесс мышления протекает
быстрее, активнее, т.к. игра – вид деятельности,
присущий этому возрасту. В игре ребенок
преодолевает трудности умственной работы легко,
не замечая, что его учат.
Роль игры – научить ребенка выполнять
поставленную перед ним задачу, действовать по
правилам, стремиться к результату, играть
самостоятельно или со сверстниками.
Классификация игр:
1. Предметные игры:
– дидактические;
– развивающие (имеющие несколько уровней
сложности);
– игры на развитие пространственного
воображения (игры со строительным материалом);
– игры со счетными палочками (развивают не
только тонкие движения рук и пространственные
представления, но и творческое воображение,
представления о форме, количестве, цвете).
2. Словесные игры:
– загадки;
– логические задачи.
3. Пальчиковые игры и игры-шнуровки (активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности).
Литература .
- Васильева Н.Н. Развивающие игры для дошкольников. Ярославль, 1997.
- Венгер Л.А., Венгер А.Л. Домашняя школа мышления (для пятилетних детей). М., 1984.// www.pedlib.ru
- Гурьянова Ю. Математические игры и головоломки для детей 2-5 лет. М., 2008.
- Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников. М., 2008.
- Копытов Н. Задачи на развитие логики. М., 1998.
- Мухина В.С. Возрастная психология. М., 1998.
- Немов Р.С. Психология. Книга 1. М., 2001.
- Светлова И. Логика. М., 2007.
Надежда Белова
Программа дополнительного образования по развитию логического мышления дошкольников «Логическая азбука»
Ценность дошкольного возраста в развитии личности – неоспоримый факт.
Несомненно, очень важно развивать у детей представления об окружающем мире, учить конкретным умениям : читать, считать, измерять, вычислять. Но не менее важно, развивать у ребёнка мыслительную деятельность.
Современные исследования показывают, что развитие логики в дошкольном возрасте оказывает значительное влияние на речь ребенка, развивает культуру мышления . Дети старшего дошкольного возраста могут и должны уметь самостоятельно познавать мир : получать, анализировать и синтезировать информацию, сравнивать окружающие предметы и явления, делать выводы и выявлять закономерности, обобщать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия.
На развитие вышеизложенных качеств и направлена данная программа .
Целью программы является формирование и развитие основных способов мыслительной деятельности.
1. Всесторонне развивать психические процессы : мышление , восприятие, память, внимание, воображение , речь
2. Развивать наглядно- образное и наглядно-действенное мышление
3. Способствовать развитию умственных действий : анализ, синтез, сравнение, обобщение
4. Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, на их основе классифицировать, группировать и т. д.
5. Подводить к умению задавать вопросы, рассуждать, доказывать свой ответ
6. Формировать навыки ассоциативно-образного мышления
7. Развивать самосознание , уверенность, групповую сплоченность
Дидактические игры и упражнения являются ценным средством воспитания умственной активности детей. Они активизируют психические процессы, вызывают интерес к процессу познания и что очень важно, облегчают процесс усвоения знаний.
В дидактических играх и упражнениях детей привлекают необычность постановки задачи (догадайся, найди, сравни и т. д.) и способ её подачи (помоги герою) .
Реализуя задачи, очень важно соблюдать принципы освоения программы - успех ребенка в самом начале обучения – обязательное условие рождения интереса к знаниям.
1- принцип : Начинать занятия с посильных для детей задач.
Поэтому начинаем с наиболее лёгких и простых упражнений, таких как «Подбери пару» (различие в цвете, форме, размере, классификация предметов по общему и по отдельному признаку. Темы берутся различные : ягоды-деревья-цветы, овощи-фрукты, птицы-рыбы-звери и другие. (с мячом)
С каждым этапом игры усложняются.
2 - принцип : Обеспечивать самостоятельность в поиске решений поставленной задачи.
Не следует показывать ребенку, как надо выполнять задание. Лучше задать наводящие вопросы, предложить несколько вариантов ответов или вернуться к более легкому подобному заданию. Самостоятельное правильно найденное решение – основа формирования уверенности в себе.
3 - принцип : Предоставлять возможность получения заслуженных поощрений за успех, за то, что ребёнок сумел показать знания.
Заслуженные поощрения формируют адекватную самооценку ребенка, и большинство детей понимают, адекватна оценка или нет.
4 - принцип : На каждом этапе обучения новому способу мыслительной деятельности оказывать необходимую меру помощи. Это также необходимо для придания ребенку уверенности в собственных силах.
Существует много способов оказать ребенку действенную помощь.
1. На начальном этапе обучения – «делай как я» . Ребенок осваивает способы действия.
2. Второй этап «Я начну, а ты продолжи» - ребенок способы действий усвоил, но применять в новых условиях еще не может.
3. Третий этап – «Делай сам, я помогу» . Ребенок усвоил способы действия, умеет применять, но в задания вводятся усложнения, над которыми он размышляет и затрудняется выполнить.
4. Четвертый этап – этап, когда ребенок уже достаточно хорошо может размышлять , делать выводы, доказывать их и т. д. Ребенок может самостоятельно решать сложные, для его возраста, задания. Здесь ему необходима только психологическая помощь . Это мера эмоционального настроя на успех. «Ты все можешь сделать сам. У тебя получится» . Все меры помощи уместны на каждом возрастном этапе.
5 - принцип : Соблюдение этапов овладения способами мыслительных операций.
Освоение признаков предметов
Классификация, обобщение
Сравнение
Анализ и синтез
Конкретизация
двигаться вперед можно только тогда, когда ребенок без труда справляется с заданиями этапа. Следует возвращаться к заданиям вызывающим затруднения.
6 – и главный принцип : Обучение в игре, в деятельности.
Игра в дошкольном возрасте занимает основное место. Поэтому все задания, упражнения игровые.
Используя дидактические игры и упражнения по развитию логического мышления , следует особо тщательно соблюдать выше приведённые правила, так как неуспех ведёт к снижению интереса и нежеланию работать, а главное - снижает веру ребёнка в собственные силы.
Использую такие игры и упражнения :
1. «Кто лишний?» , «Чего не хватает у предмета?» - на развитие зрительно-мыслительного анализа.
2. «Найди отличия» , «Найди ошибку» - на развитие концентрации внимания, наблюдательности.
3. «Подбери по смыслу» - на развитие логического мышления .
4. «Отрицание» , «Подбери по контуру» - на развитие избирательности зрительного восприятия.
5. «Подбери узор» , «Собери бусы» - на развитие умений детей устанавливать закономерности и продолжать ряд.
Когда дети справляются с такими заданиями, им предлагаются более сложные игры.
1. «Похож- не похож» - на умение находить признаки сходства и различия между двумя предметами (мяч-яблоко)
2. «Логические цепочки » - на умение располагать предметы в порядке возрастания или убывания.
3. «Логический поезд » - на умение находить в отличающихся друг от друга объектах общих свойств, качеств, признаков и продолжать логический ряд .
4. «Плохо - хорошо» - на умение находить в одном объекте и хорошее, и плохое.
5. Нахождение ресурсов системы, т. е. как по-новому можно использовать определённый объект.
6. Хитрые задачки, лабиринты, головоломки со счётными палочками и т. д.
Качество развития мыслительной деятельности зависит от уровня развития всех анализаторов . Поэтому в своей работе использую такие игры :
1. «Что изменилось?» , «Чего не стало?» , - на развитие зрительной памяти .
2. «Учимся запоминать» , «Угадай, кто позвал?» , - развитие слуховой памяти .
3. «На что похоже?» , «Забавные превращения» - развитие воображения , фантазии, образной памяти .
4. «Чудесный мешочек» - умение узнавать на ощупь различные геометрические фигуры, природные и искусственные объекты.
5. «Узнай по запаху или на вкус» - умение различать запахи и вкусы, определять их принадлежность к тому или иному объекту.
Большое внимание уделяется словесным упражнениям : «Скажи наоборот» , «Закончи предложение» , «Подбери слово» , «Так бывает или нет?» . Активизируя мышление , эти и подобные упражнения воздействуют на эмоции детей : ребёнок испытывает радость, удовлетворение от удачно найденного решения, одобрения воспитателем, а главное - от самостоятельности в решении задачи. Например, детям предъявляем текст :
Осёл, поднимаясь в гору, встретил муравья и спросил его : «Высокая ли трава на горе?» -«Да, на горе трава высокая и густая, как лес» -ответил муравей. Поднявшись на гору, осёл не смог ущипнуть ни одной травинки. Тогда осёл подумал : «Почему муравей меня обманул?»
Вопросы : Обманул ли муравей осла? Какая трава росла на горе на самом деле? Почему муравей сказал, что трава на горе густая и высокая, как лес?
Такие упражнения развивают у детей абстрактно- логическое мышление в степени понимания явного и скрытого смысла рассказа, а самое главное, учат детей рассуждать, доказывать.
Самыми трудными, но более интересными, являются задачи на поиск признака отличия одной группы фигур от другой. Такие задачи способствуют умению осуществлять последовательные мыслительные операции. Например : «Каких фигур больше - красных или больших? Квадратов или маленьких? Красных или синих?»
Большое место в развитии логического мышления занимают игры - ТРИЗ на основе литературных текстов, цель которых, снижение шаблонности мышления . Решая задачи, встающие перед персонажами, дети учатся рассуждать, нестандартно мыслить, гуманно разрешать проблемы.
Нередко дети задают вопросы, ответить на которые трудно, учитывая особенности их мышления . Здесь на помощь приходят детские энциклопедии, художественная литература, и конечно же эксперименты. Так, например, сначала я предлагаю детям послушать небольшой текст : «Серёжа нашёл на берегу, какой - то шарик и бросил его в воду. Шарик утонул. Сережа сказал маме : «Я думал, что шарик деревянный, а он, оказывается, не деревянный…» Мама спросила : «Как ты догадался, что шарик не деревянный?»
Вопрос : Как ты думаешь, что ответил Серёжа?
Дети высказывают свои предположения на основе слухового восприятия, а потом мы проводим опыт с деревянным и металлическим шариками. И уже на наглядной основе дети подтверждают или опровергают свои выводы.
Во время прогулок мы устанавливаем с детьми ассоциативные цепочки между разнообразными объектами и явлениями. Например, такие вопросы, как : Что было бы, если бы? Верно ли сказано : «Ветер дует, потому что деревья качаются?» или «На улице лужи, потому что мы надели сапоги? и т. д. - помогают детям устанавливать причинно - следственные связи между явлениями природы.
Чаще всего в ответ на детский вопрос «Почему?» озадачиваю ребёнка вопросом на вопрос : «А как ты думаешь?» - тем самым, предоставляя ему возможность самому порассуждать.
Развитие логического мышления невозможно без развития мелкой моторики . Все вы слышали выражение «Ум ребёнка на кончиках его пальцев» . Поэтому в своей работе использую пальчиковые гимнастики, а так же такие упражнения, как : «Проведи дорожку» , «Заштрихуй» , «Соедини по точкам» ,«Графический диктант» , «Продолжи узор» и др. По моим наблюдениям, развитие логического мышления в дошкольном возрасте , значительно повышает качество речевого развития детей : обогащает и расширяет словарный запас, формирует умение рассуждать, анализировать, доказывать, делать выводы. А это является важным показателем для успешного обучения в школе.
При помощи поэтапных, специально подобранных занятий , у детей складываются предпосылки таких качеств ума, как самостоятельность, гибкость и пытливость. Возникают попытки объяснить явления и процессы.
Казалось бы, в дошкольном возрасте рано начинать развивать у детей умение логически мыслить . Исходя из опыта, я считаю не рано. Ведь все мы знаем, что 80% развития головного мозга проходит до 7 лет, 20% на всю оставшуюся жизнь и, как правило, в школе уже бывает поздно. Работая с детьми по данной программе , я смею утверждать, что развитие логического мышления в дошкольном возрасте значительно повышает качество речевого развития детей , обогащает и расширяет словарный запас. Дети не боятся высказать свое мнение, допустить ошибку в своем высказывании.
И главный вывод из всего мною сказанного : целенаправленное развитие логического мышления в дошкольном возрасте необходимо .
Бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение
«Детский сад № 330 комбинированного вида»
Программа
по дополнительному образованию
для детей дошкольного возраста
«Юный интеллектуал» (Математика + логика)
Воспитатель:
Братухина Л.С.
г.Омск
Пояснительная записка
Эффективное развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста - одна из актуальных задач современности. Дети с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
В интеллектуальном развитии ребенка большую роль играет математика. Она оттачивает ум, развивает гибкость мышления, учит логике. Свой первый математический опыт ребенок приобретает в разнообразных видах повседневной деятельности.
Логико-математическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления.
Овладев логическими операциями, старший дошкольник станет более внимательным, научится мыслить ясно и четко, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться станет легче, а значит, и процесс учебы, и сама школьная жизнь будут приносить радость и удовлетворение. Для более качественного и быстрого процесса обучения старшего дошкольника логическим операциям и нужны дидактические игры и упражнения.
Формирование логических приемов является важным фактором, непосредственно способствующим развитию процесса мышления старшего дошкольника. Практически все психологические исследования, посвященные анализу способов и условий развития мышления ребенка, единодушны в том, что методическое руководство этим процессом не только возможно, но и является высокоэффективным, т. е. при организации специальной работы по формированию и развитию логических приемов мышления наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.
Цель программы :
1. Развитие логического мышления детей дошкольного возраста на элементарном уровне через приемы сравнения, обобщения, классификации, систематизации и смыслового соотнесения.
2. Способствовать формированию и развитию у дошкольников простейших логических структур мышления через специально организованные занятия.
Задачи программы:
Обучающие:
развивать умственные способности детей через овладение действиями замещения и наглядного моделирования;
учить составлять группу из отдельных предметов, разделять их по характерным признакам и назначению;
учить классифицировать предметы по различным основаниям;
учить сравнивать предметы и образы;
учить соотносить схематическое изображение с реальными предметами;
развивать быстроту мышления;
побуждать делать самостоятельные выводы;
учить развернуто отвечать на вопросы, делать умозаключения;
учить устанавливать причинно-следственные связи.
Развивающие:
развитие мыслительных умений - сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, абстрагировать, кодировать и декодировать информацию;
усвоение элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;
развитие познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения;
развитие творческих способностей.
развитие способности группировать предметы по цвету и величине;
развитие умения различать и называть в процессе моделирования
геометрические фигуры, силуэты, предметы и другие.
закреплять умение устанавливать соответствие между количеством предметов и цифрой.
составление геометрических фигур из палочек и преобразование их. Рисование фигур, символические изображения из геометрических фигур в тетради в клетку.
Воспитательные:
возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия друг с другом при освоении математических понятий.
воспитание и развитие ответственности, настойчивости, в преодолении трудностей, координацию движений глаз и мелкой моторики рук, действий самоконтроля и самооценки.
Тип программы: программа «Юный математик» является программой познавательно-исследовательской направленности, которая составлена на основе программы К.В. Шевелёва «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников»
Принципы, лежащие в основе программы:
принцип интеграции образовательных областей в соответствие с возрастными возможностями и особенностями детей;
формирование математических представлений на основе перцептивных действий детей, накопления чувственного опыта и его осмысления;
использование разнообразного и разнопланового дидактического материала, позволяющего обобщить понятия «число», «множество», «форма»;
стимулирование активной речевой деятельности детей, речевое сопровождение перцептивных действий;
возможность сочетания самостоятельной деятельности детей и их разнообразного взаимодействия при освоении математических понятий;
Ожидаемые результаты:
Развитие у детей старшего дошкольного возраст их интеллектуально – творческих способностей через освоение логико-математических представлений (свойства, отношения, связи, зависимости) и способы познания (сравнение, упорядочивание, группировка, сериация, классификация). Ребенок владеет основными логическими операциями. Умеет мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам. Способен объединять и распределять предметы по группам. Свободно оперирует обобщающими понятиями. Умеет мысленно делить целое на части и из частей формировать целое, устанавливая между ними связь. Ребенок находит закономерности в явлениях, умеет их описывать. Может при помощи суждений делать умозаключения. Способен ориентироваться в пространстве и на листе бумаги. У ребенка достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний. Он наблюдателен, внимателен, усидчив, заинтересован в результатах своей работы. Владеет навыками сотрудничества, умеет работать в паре и микрогруппе.
Программа «Юный математик» будет реализоваться в рамках математического кружка для детей 4-7лет по группам. 1 группа - средняя (4- 5 лет) 2 группа – старшая группа(5-6 лет) 3 группа – подготовительная (6 – 7лет) Программа рассчитана на один год. Для успешного освоения программы занятия, численность детей в группе кружка 10 человек. Продолжительность занятия составляет 20 – 35 мин. Занятия проводятся 8 раз в месяц с октября по май.
РАСПИСАНИЕ НОД
Условия реализации программы:
наличие материально – технического обеспечения;
систематичность посещения кружка «Юный математик»
Формы и методы
В процессе деятельности используются различные формы: традиционные, комбинированные и практические занятия, игры, конкурсы, и другие.
Деятельность проводится:
фронтально (одновременная работа со всеми детьми)
индивидуально-фронтально (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы)
подгруппами (организация работы в микрогруппе)
индивидуально (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).
Методы:
Для развития познавательных способностей и познавательных интересов у дошкольников педагоги используют следующие методы:
элементарный анализ (установление причинно- следственных связей);
сравнение;
метод моделирования и конструирования;
метод вопросов;
метод повторения;
решение логических задач;
экспериментирование и опыты
Среди приёмов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:
Индивидуализация и активизация обучения;
Игры и игровые ситуации.
Занятия с дошкольниками к кружке проводятся в игровой форме, так как ведущим видом деятельности дошкольников является – игра. Руководствуясь одним из принципов Федерального государственного образовательного стандарта - реализация программы происходит, используя различные формы, специфичные для детей данной возрастной группы и прежде всего в форме игры.
Игра с элементами обучения, интересная ребенку, поможет в развитии познавательных способностей дошкольника. Такой игрой являются дидактическая игра.
Дидактические игры по формированию математических представлений и развитию логических операций используемые в программе можно разделить на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры путешествия во времени 3. Игры на ориентировку в пространстве 4. Игры с геометрическими фигурами 5. Игры на логическое мышление
Техническое оснащение занятий
Оборудование:
Мольберт
Плакаты
Демонстрационные карты схемы
Индивидуальные карты схемы
CD и аудио материал
Магнитофон
Интеграция образовательных областей:
«Познавательное развитие»: развитие познавательных способностей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение) и операций мышления; учить устанавливать причинно-следственные связи, развитие произвольности. Закреплять знания детей об осторожном обращении с объектами живой и неживой природы.
«Речевое развитие»: поощрять желание задавать вопросы, логически выстраивая своё суждение. Продолжать развивать и активизировать словарный запас детей. Чтение и обсуждение с детьми художественных произведений, созвучных с темой НОД кружка.
«Физическое развитие»: осуществлять контроль за выработкой правильной осанки. Обеспечивать в помещении нормальный температурный режим, регулярное проветривание; формировать умение соблюдать элементарные правила игр, ориентироваться в пространстве.
«Социально-коммуникативное развитие»: обеспечивать условия для дальнейшего нравственного воспитания детей. Формировать доброжелательное отношение друг к другу и окружающим. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений (приготовить материал к НОД, расставить столы, раздать рабочие тетради).
«Художественно-эстетическое развитие»: закреплять умение раскрашивать заданный предмет, картинку, логическую раскраску по контуру, ровно нанося штрихи, развивать мелкую моторику. Формировать эмоциональную отзывчивость на музыкальное произведение, используемое на физминутках.
Учебно -- тематический план
Тема | Количество занятий | Время |
||||||||||
Теоретическое | Практическое |
|||||||||||
Перспективный план (4 – 5 лет)
Перспективный план (5- 6 лет)
Перспективный план (6 -7 лет)
3- 4 занятие - Число 20 Числовой отрезок 0 – 20 - Порядковый счет - «Схематизация» - Палочки Кьюзенера | Знакомство с образованием числа 20. Упражнение в написании цифры 20. Закрепление порядкого счета Развивать умение выявлять и абстрагировать свойства, умение «читать схему», закреплять навыки порядкового счета | « ФЭМП у дошкольников 6 - 7лет», « Развивающие задания», «Считаю до 20» Шевелев К.В Палочки Кьюзенера |
Методическое обеспечение программы кружка «Юный математик»
1. К.В. Шевелев Программа «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников» - М.; Ювента, 2012г. 2. К.В. Шевелев «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 4- 5 лет » М.; Ювента, 2013г
3.К.В. Шевелев « Считаю до 10». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М.; Ювента, 2013г.
4. К.В. Шевелев «Путешествие в мир логики» Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет - М.; Ювента, 2015г 5. К.В. Шевелев «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 5 – 6 лет» М.; Ювента, 2013г
6. К.В. Шевелев «Думаю, считаю, сравниваю» Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет - М.; Ювента, 2013г 7. К.В. Шевелев «Формирование математических способностей» Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет - М.; Ювента, 2014г 8. К.В. Шевелев «Логика, сравнение, счет» Рабочая тетрадь для детей 5- 6 лет - М.; Ювента, 2016г 9.К.В. Шевелев «Конспекты познавательной деятельности по ФЭМП у дошкольников 5 – 6 лет» Ювента, 2013г 10. К.В. Шевелев «Я считаю до 20» Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет - М.; Ювента, 2013г 11. К.В. Шевелев «Развивающие задания» Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет - М.; Ювента, 2016г 12.Гришечкина Н. В., 365 лучших развивающих игр для детей 5-7 лет на каждый день. - Ярославль, Академия развития, 2010г.
13. Е.В.Колесникова «Я решаю логические задачи: Математика для детей 5-7 лет» - М.:ТЦ Сфера, 2015 г.
14. З.А.Михайлова, Е.А.Носова «Логико – математическое развитие дошкольников: игры с логическими блоками Дьенеша и цветными палочками Кьюизенера» СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО ПРЕСС» 2015г. -128с. 15. В. Воскобович, Т. Харько . Игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста 3-7 лет «Сказочные лабиринты игры - М., 2003