Структура рабочей программы в доу по фгос. Рабочая программа воспитателя по фгос до. Рабочая программа педагога доо

Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС

1. Титульный лист (Приложение 1).

2. Структура рабочей программы. (Приложение 2).

Приложение 1

Образец

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад «Аленка»

ПРИНЯТО:

С учетом мнения педагогического совета

Протокол № __, от __.__.20__г.

Утверждаю:

Заведующая ДОУ_______Фамилия И.О.

Приказ № __, от __.__.20__г.

Рабочая программа совместной деятельности педагога

с детьми _ -_ лет, …….. группа «…….»

составлена на основе Основной общеобразовательной программы «МБДОУ «ЦРР – ДС «Название»

Срок реализации программы: 1 учебный год, с 1 сентября 20__ - 31 мая 20__

ФИО, должность

ФИО, должность

г.Эн, 2015г.

Приложение 2

Образец

Примерные разделы рабочей программы

1. Титульный лист.

2. Содержание.

3. Целевой раздел:

Пояснительная записка

Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми (далее Рабочая программа) разработана в соответствии с ООП МБДОУ «ЦРР – ДС «Название». В соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Рабочая программа обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-коммуникативному, познавательному. Речевому и художественно-эстетическому.

Используются парциальные программы:

- « ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой ; |

- «Юный эколог» С.Н. Николаевой;

- …;

- …;

Цель и задачи (из ООП).

Реализуемая программа строится на принципах и подходах (из ООП).

Содержание психолого-педагогической работы (из ООП).

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

Особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально-культурные и другие).

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей _____ группы.

Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров).

4. Содержательный раздел:

Учебный план реализации ООП ДО в группе, в виде таблицы.

Основная часть

Вариативная часть

Парциальные программы и т.п.

Часть ДОУ: особенности организации образовательного процесса в группе (климатические, демографические, национально-культурные и другие).

1) Климатические особенности: при организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона, время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т.п.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т.д.

Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание НОД);

2. летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня).

2) Демографические особенности:

Анализ социального статуса семей выявил, что в группе воспитываются дети из полных (___%), из неполных (___%) и многодетных (___%) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (___%) и средним профессиональным (___%) образованием.

3) Национально-культурные особенности:

Основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

Основной контингент воспитанников проживает в условиях города (лишь ___ ребенок в селе).

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями родного края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная информация реализуется через целевые (интерактивные) прогулки, беседы, сказки, проекты в разделе программы «Мой город» 1 раз в неделю.

Формы, способы, методы и средства реализации программы в группе (согласно учебному плану )

Направления развития

Виды детской деятельности

Раздел

Количество НОД в неделю

Формы образовательной деятельности

Обязательная часть

Коммуникативная деятельность

Безопасность

Игровая

Элементарная трудовая (не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22)

Мин.

(__ НОД)

ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины

Сюжетно-ролевые, дидактические и др.

Поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ

Познавательное развитие

Конструирование

Логика

Сенсорика

ФЭМП

Природный мир

Экспериментирование с материалами

Мин. (_ НОД)

Конструирование из бумаги, природного и иного материала

Беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины

Дидактические и развивающие игры, реализация проектов, викторины

Речевое развитие

Коммуникация

Развитие звуковой и интонационной культуры

Формирование звуковой аналитико-синтаксической активности как предпосылки обучения грамоте

Лексика и грамматика

Связная речь

Чтение художественной литературы

Мин.

(_ НОД

Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций

Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов,

Продуктивная

Художественный и ручной труд

Изобразительное искусство

Лепка

Мин.

(_ НОД)

Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка.

Музыкальная деятельность

Музыка

Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения

Театрализованная игра, театрализация

Физическое развитие

Двигательная

Физическая культура

Мин.

(__ НОД)

Подвижные игры, упражнения, основные виды движения, общеразвивающие упражнения

ИТОГО

Часть, формируемая участниками образовательного процесса

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная деятельность

Психогимнастика

Писхокоррекционная деятельность

«Традиции родного кра»

прописать

Познавательное развитие

Позновательно-исследовательская

«Неизведанное рядом»

прописать

Речевое развитие

Коммуникация

Логоритмика

«Чисторечие»

прописать

Художественно-эстетическое развитие

Продуктивная Музыкальная деятельность

Театрализация

«Веселые нотки»

Досуговые мероприятия

прописать

Физическое развитие

Двигательная

Минутки пробуждения

Динамический час

Горизонтальный пластический балет «Пластик-шоу»

Оздоровительные паузы «Зеленый огонек здоровья»

прописать

ИТОГО

- Примерное годовое планирование.

- Перспективное календарно-тематическое планирование (НОД и совместная деятельность)

Вариант 1

_ неделя (_ - _ месяц) «тема»

Области

НОД

Совместная деятельность

Создание условий для самостоятельной деятельности

Планируемые результаты

Социально-коммуникативное развитие

Социализация

Познавательное развитие

Конструирование

ФЭМП (сенсорика)

Природный мир

Речевое развитие

Речевое развитие

Художественно-эстетическое развитие

ИЗО:

Лепка

Рисование

Аппликация

Музыкальное (по плану музыкального руководителя

Театрализация (совместный план)

Физическое развитие

Физическая культура (по плану инструктора по ФК)

ЗОЖ (ОБЖ)

Вариант 2

Развернутое календарно-тематические планирование непосредственно образовательной деятельности

Месяц НОЯБРЬ

Тематическая неделя № _ 9 _ «Наша страна»

Дни недели/НОД

Тема НОД

Цель

Планируемые результаты

Понедельник:

Социалиация

Физическая культура

Вторник

ФЭМП

Музыкальная культура

Среда

Развитие речи

Физическая культура

Четверг

Рисование

Музыкальная культура

Пятница

Природный мир

Физическая культура

5. Организационный раздел

Оформление предметно-пространственной среды.

Режим дня, структура НОД (расписание занятий, двигательный режим, схема закаливания детей.

Перечень методических пособий (для реализации основной части и части ДОУ).

Режим дня (на холодный и теплый период года), структура НОД.

Перечень методических пособий, обеспечивающих реализацию образовательной деятельности в группе

Направление развития

Методические пособия

Наглядно – дидактические пособия

Рабочие тетради

Физическое развитие

Познавательное развитие

Речевое развитие

Социально-коммуникативное развитие

Художественно-эстетическое развитие

Структура рабочей программы педагога ДОУ по ФГОС

1. Титульный лист

Титульный лист – это своего рода "визитная карточка" программы. Поэтому, как и в визитной карточке, тут должна быть указана только самая необходимая информация:

наименование образовательного учреждения;

где, когда и кем утверждена данная программа (в правом верхнем углу – утверждает заведующая ДОУ (дата, подпись, номер приказа, в левом верхнем углу – ПРИНЯТО педагогическим советом учреждения, номер протокола) ;

полное название программы (например, Рабочая программа совместной деятельности педагога с детьми 3-4 лет, младшая группа.);

составлена на основе примерной программы (название программы)

срок реализации программы (учебный год);

название города;

год разработки программы.

Прописывается содержание рабочей программы и указываются страницы.

3. Целевой раздел:

1) Пояснительная записка

Рабочая программа по развитию детей …. группы разработана в соответствии с ООП «Детского сада № », в соответствии с введением в действие ФГОС ДО.

Рабочая программа по развитию детей старшей группы обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от __ до __ лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социальнокоммуникативному, познавательному, речевому и художественно – эстетическому.

Используются парциальные программы:

«Юный эколог» С. Н. Николаева или др.

Реализуемая программа строится на принципе личностно–развивающего и гуманистического характера взаимодействия взрослого с детьми.

Д анная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:

Конституция РФ, ст. 43, 72.

Конвенция о правах ребенка (1989 г.) .

Закон РФ «Об образовании».

Типовое положение о ДОУ.

СанПиН 2.4.1.3049-13

Устав ДОУ.

ФГОС ДО.

Цель и задачи основной образовательной программы ДОУ (из примерной программы, т. е. «От рождения до школы»):

Создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника.

Задачи (обязательная часть):

1. Забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка.

2. Создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству.

3. Максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности

4. Творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса.

5. Вариативность использования образовательного материала, позволяющего развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка.

6. Уважительное отношение к результатам детского творчества.

7. Единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи.

8. Соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности, исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Задачи (часть ДОУ):

Принципы и подходы в организации образовательного процесса:

1. Соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.

2. Сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).

3. Соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности (позволяет решать поставленные цели и задачи на необходимом и достаточном материале, максимально приближаясь к разумному «минимуму»).

4. Обеспечивает единство воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.

5. Строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

6. Основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса.

7. Предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования.

8. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)

9. Строится на принципе культуросообразности. Учитывает национальные ценности и традиции в образовании.

Значимые для разработки и реализации рабочей программы характеристики.

Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей ___группы Например, Все дети группы владеют в совершенстве навыками самообслуживания, соблюдают правила личной гигиены. У большинства детей развита мелкая моторика. Дети группы любознательны, проявляют высокую познавательную активность, любят слушать книги.

В игровой деятельности дети самостоятельно распределяют роли и строят свое поведение, придерживаясь игровой роли.

Продолжается совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. В изобразительной деятельности могут изображать предметы круглой, овальной, прямоугольной формы. 60 % детей знают цвета и оттенки. Наши дети владеют некоторыми техниками нетрадиционного рисования и т. п.

- Планируемые результаты освоения Программы (в виде целевых ориентиров)

У чебный план реализации ООП ДО в старшей группе по Программе «От рождения до школы»:

1) Физическое развитие – Двигательная деятельность - Формы образовательной деятельности: Подвижные игры, игровые упражнения, физкультурные занятия, спортивные игры, физкультурные праздники - Продолжительность и количество НОД

– в неделю 75 мин. (3 НОД) .

2) Познавательное развитие - а) Познавательно-исследовательская деятельность - Формы образовательной деятельности: ФЭМП, ФЦКМ, беседы, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, коллекционирование, реализация проектов, викторины. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 40 мин. (2 НОД)

- б) Конструирование - Формы образовательной деятельности: Конструирование из бумаги, природного и иного материала - Продолжительность и количество НОД - в неделю 10 мин. (0, 5 НОД) .

3) Речевое развитие – Развитие речи - Формы образовательной деятельности: Беседы, викторины, дидактические игры, рассматривание картин и иллюстраций, - Продолжительность и количество НОД – в неделю 20 мин. (1 НОД) .

4) Социально - коммуникативное развитие – а) Коммуникативная деятельность -

Формы образовательной деятельности: ОБЖ, игровые проблемные ситуации, беседы, викторины. - Продолжительность и количество НОД - в неделю 10 мин. (0.5 НОД) .

б) Самообслуживание и элементарный бытовой труд - Формы образовательной деятельности: поручения, дежурство, игры, беседы, ХБТ. - Продолжительность и количество НОД - Ежедневно в режимные моменты, не более 20 мин. (согласно СанПин, п. 12.22) .

в) Игровая деятельность - Формы образовательной деятельности: Сюжетно-ролевые, дидактические и др. - Продолжительность и количество НОД - в режимные моменты.

5) Художественно - эстетическое развитие - а) изобразительная деятельность -

Формы образовательной деятельности: Рисование, лепка, аппликация. Коллаж. Проект. Ознакомление с художниками. Выставка. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 70 мин. (3 НОД) .

б) Восприятие художественной литературы и фольклора - Формы образовательной деятельности: Беседы, слушание худ. произведений, чтение, разучивание стихов, Театрализованная игра. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 25 мин. (1 НОД) .

в) музыкальная деятельность - Формы образовательной деятельности: Слушание, импровизация, исполнение, музыкально-подвижные игры, досуги, праздники и развлечения. - Продолжительность и количество НОД – в неделю 50 мин. (2 НОД) .

6) Вариативная часть - парциальные программы и т. п.

Ч асть ДОУ: Особенности организации образовательного процесса в группе

(климатические, демографические, национально - культурные и другие) 1) Климатические особенности :

При организации образовательного процесса учитываются климатические особенности региона. Татарстан – средняя полоса России: время начала и окончания тех или иных сезонных явлений (листопад, таяние снега и т. д.) и интенсивность их протекания; состав флоры и фауны; длительность светового дня; погодные условия и т. д.

Основными чертами климата являются: холодная зима и сухое жаркое лето.

В режим дня группы ежедневно включены бодрящая гимнастика, упражнения для профилактики плоскостопия, дыхательная гимнастика. В холодное время года удлиняется пребывание детей на открытом воздухе. В теплое время года – жизнедеятельность детей, преимущественно, организуется на открытом воздухе.

Исходя из климатических особенностей региона, график образовательного процесса составляется в соответствии с выделением двух периодов:

1. холодный период: учебный год (сентябрь-май, составляется определенный режим дня и расписание непосредственно образовательной деятельности;

2. летний период (июнь-август, для которого составляется другой режим дня.

2) Демографические особенности :

Анализ социального статуса семей выявил, что в дошкольном учреждении воспитываются дети из полных (___ %, из неполных (___ %) и многодетных (___ %) семей. Основной состав родителей – среднеобеспеченные, с высшим (___ %) и средним профессиональным (___%) образованием.

3) Национально – культурные особенности :

Этнический состав воспитанников группы: русские, татары, но основной контингент – дети из русскоязычных семей. Обучение и воспитание в ДОУ осуществляется на русском языке.

Основной контингент воспитанников проживает в условиях города (лишь ___ ребенок в селе).

Реализация регионального компонента осуществляется через знакомство с национально-культурными особенностями родного края. Знакомясь с родным краем, его достопримечательностями, ребенок учится осознавать себя, живущим в определенный временной период, в определенных этнокультурных условиях. Данная

информация реализуется через целевые прогулки, беседы, проекты в разделе Программы «Мой город» 1 раз в неделю.

Рабочая программа педагога ДОУ с учётом

Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования

(старшая группа, 5-6 лет).

Составлена на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования (название программы)

Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей,

Рабочая программа предназначена для детей 5-6 лет (старшая группа) и

рассчитана на 36 недель, что соответствует комплексно-тематическому планированию по программе (название программы)

Рабочая программа является «открытой» и предусматривает вариативность,

интеграцию, изменения и дополнения по мере профессиональной необходимости.

3 Перспективное планирование по образовательным областям

4 Пример региональной модели перспективного планирования

5 Коррекционная работа. Работа с родителями.

6 Система мониторинга

7 Результаты освоения программы

8 Учебно-методическое сопровождение

9 Список литературы

Пояснительная записка

Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности дошкольника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-

исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения.

1. способствовать природному процессу умственного и физического развития детей через организацию игровой, коммуникативной, познавательно-

исследовательской, трудовой, двигательной, чтению художественной литературы,

музыкально-художественной, продуктивной деятельности;

2. обеспечить психолого-педагогическое сопровождение работы по освоению образовательных областей;

3. реализовать формы организации совместной взросло-детской (партнерской деятельности) в ходе непосредственной образовательной деятельности (НОД),

самостоятельной деятельности (СД), режимных моментах, работе с родителями.

Для достижения целей программы первостепенное значение имеют следующие факторы:

забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном всестороннем развитии каждого ребенка;

создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволяет растить их общительными, добрыми,

любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

максимальное использование разнообразных видов детской деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности

творческая организация (креативность) воспитательно-образовательного процесса;

вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

уважительное отношение к результатам детского творчества;

единство подходов к воспитанию детей в условиях дошкольного образовательного учреждения и семьи;

соблюдение в работе детского сада и начальной школы преемственности,

исключающей умственные и физические перегрузки в содержании образования детей дошкольного возраста, обеспечивая отсутствие давления предметного обучения.

Возрастные особенности развития детей 5- 6 лет (старшая группа)

Ребенок 5-6 лет может регулировать поведение на основе усвоенных норм и правил, своих этических представлений, а не в ответ на требования других людей.

Эмоционально переживает несоблюдение норм и правил и несоответствие поведения своим этическим представлениям. Без контроля со стороны взрослого, не отвлекаясь,

может выполнять трудовые обязанности, доводить до конца малопривлекательную работу, наводить порядок в комнате. Поведение становится более сдержанным.

Дружно играет, сдерживает агрессивные реакции, делится, справедливо распределяет роли, помогает во взаимодействии с друзьями.

2013/14 учебный год ознамено­вался для всех педагогов ДОУ России вступлением в силу таких законодательных актов, которые опреде­лили принципиально новое понимание сущности взаимодействия всех участ­ников образовательного процесса, в частности приоритет активного вклю­чения родителей в непосредственную
образовательную деятельность с детьми и создание условий для гармоничного развития ребенка, то есть развивающей среды.

С другой стороны, наступила необходимость корректирования со­держания планирования образова­тельной деятельности в ДОУ, то есть приведение в соответствие с требо­ваниями ФГОС ДО всей документации педагогов. Если с образовательной программой детского сада вопросов по структуре и наполнению нет (четко прописано в разделе 2 ФГОС ДО), то с рабочей программой педагога возникает немало вопросов, которые достаточно легко разрешить при ана­лизе новых законодательных актов.

Рабочая программа в ДОУ - это документ, отражающий специфику об­разовательной деятельности конкрет­ной группы или конкретного педагога (воспитателя, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, музыкального ра­ботника, руководителя физического воспитания, педагога дополнительного образования, педагога-психолога).

От­сюда следует, что рабочая программа не может быть универсальной на все возрастные группы на все года, покольку набор детей из года в год имеет свои особенности, каждая группа имеет свою специфику развивающей
среды, каждый педагог имеет свои профессиональные интересы.

Рабочая программа ДОУ - это конкретизация работы педагога на данный возраст детей и/или на данную специфику детей (группы компенсирующей, комбини­рованной, оздоровительной и другой направленности).

Поэтому во всех возрастных группах, включая первую младшую, рабочую программу разраба­тывают оба воспитателя. Специалисты ДОУ также должны иметь свою рабо­чую программу, которую обязательно согласовывают с образовательной программой детского сада и рабочей программой воспитателей группы. Сле­дует отметить, что требование наличия рабочих программ - не новшество для педагогов-психологов и педагогов дополнительного образования, кото­рым предстоит только незначительно скорректировать содержание в новых формулировках и сделать акцент на активных методах работы с родителями.

В связи с тем что нет жестко регла­ментированной структуры рабочих про­грамм педагогов, можно предложить с опорой на содержание ФГОС ДО и СанПиН такую последовательность ее структурных компонентов.

1) Титульный лист : полное название учреждения, утверждено (дата педаго­гического совета, номер протокола), согласовано (подпись заведующего, дата), название рабочей програм­мы с указанием возраста детей, наравленность группы, учебный год, авторы-составители (должность, ФИО полностью).

3) Пояснительная записка : цель рабочей программы, задачи по образо­вательным областям (на год/по кварта­лам/по месяцам, как принято в конкрет­ном ДОУ), характеристика детей (указать конкретные особенности детей в группе по всем образовательным областям).

4) Расписание образовательной деятельности в группе (в формули­ровках ФГОС ДО и не превышая предельно допустимую нагрузку согласно СанПиН).

6) Развивающая среда группы : перечислить

  • все игры, пособия по всем образовательным областям;
  • художественные произведения (автор,название, источник) для восприятия детьми согласно комплексно-тематического планирования.

7) Методическое обеспечение реализации рабочей программы : перечислить демонстрационный материал, составить список литературы, используемой для подготовки образовательного процесса в группе.

8) Система работы с родителями : период, содержание, форма работы.

9) Планируемые результаты освоения программы воспитанниками (по всем образовательным областям в формулировках согласно ФГОС ДО пункты 2.6 и 4.6 и в соответствии с поставленными задачами в рабочей программе).

Анализ вышеизложенного показывает, что большая часть из перечисленного уже есть в группах ДОУ в том или ином виде. Педагогам необходимо скоррек­тировать то, что было разработано за 4 года функционирования ФГТ, и струк­турировать имеющиеся методические разработки в виде рабочей программы.

Опыт написания рабочих программ коллегами-педагогами показывает, что временная затратность относительно небольшая и составляет 1 час ме­тодической работы в день в течение 2-4 недель (всего 10-20 часов на подготовку рабочей программы группы) в зависимости от уровня владения ком­пьютерной грамотностью, что является основным компонентом Профессио­нального стандарта педагога.

Объем рабочих программ педагогов и специалистов, как правило, не превышает 20 листов , за исключением музыкальных работников и инструкторов физического воспитания, которые определяют со­держание работы по всем группам, с которыми непосредственно работают.

Таким образом, рабочая программа является необходимым документом всех педагогов ДОУ и должна быть доступна для ознакомления родителям воспитанников.

Примеры оформления структурных компонентов рабочей программы

Грибанова Анна Леонидовна
Должность и место работы: воспитатель, МБДОУ №44 «Детский сад комбинированного вида», г. Кемерово.
Описание материала: Предлагаю вашему вниманию рекомендации по написанию, оформлению и разработке рабочей программы. Данный материал может пригодиться руководителям ДОО при составлении положения о рабочие программе педагога, старшим воспитателям при написании основной рабочей программы ДОО, воспитателям при разработке собственных программ.
Содержание рабочей программы воспитателя
В настоящее время в системе дошкольного образования происходят глобальные изменения. Они связаны с тем, что в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» система дошкольного образования стала первой ступенью системы образования России. Это повлекло принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), который определяет - какой должна быть программа дошкольного образовательного учреждения, какие условия нужны для её реализации. Рабочая программа педагога – разрабатывается педагогом на основе образовательной программы ДОУ. Структура и содержание рабочей программы разрабатывается с учетом требований и стандартов, утвержденных на федеральном уровне (в нашем случае в соответствии с ФГОС дошкольного образования, который действует с 01.01.2014 года). Рабочая программа является нормативным документом и утверждается руководителем дошкольного учреждения. Одной программы достаточна на группу одного возраста, каждому воспитателя писать ее не целесообразно, соавторами программы могут выступать: руководители, 2 воспитатели, специалисты ДОО, творческая группа.
Примерная структура образовательной программы (законы дают нам частичную свободу в планировании образовательного процесса)
1. Титульный лист , где указывается:
Название образовательного учреждения
Кем и когда принята и утверждена программа (номера протоколов и дата)
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
МБДОУ
Протокол № от 2016 года

УТВЕРЖДЕНО
Заведующий
МБДОУ №
Ф.И.О.
_____________
Приказ №___ от «___»_______2016
Название рабочей программы (возраст детей, учебный год)
Составители программы (ФИО, должность, категория)
Город и год разработки программы
2. Содержание программы (оглавление)
3. Сама программа
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка (с указанием актуальности программы, целей, задач, участников программы, сроки реализации)
1.2. Нормативные документы на основе чего разработана программа
Конституция РФ, ст. 43, 72.
Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.).
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 октября 2011 г. N 2562 г. Москва "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении".
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима дошкольных образовательных учреждений. СанПин 2.4.1.3049-13
Устав ДОУ.
ФГОС ДО.
1.3. Основные характеристики особенностей развития детей данной группы (Возрастные особенности)
1.4. Список детей с указанием даты рождения и возраста на 1.09.2016
1.5. Психологические и индивидуальные особенности детей данной группы (характеристика на коллектив группы, а не на каждого ребенка)
1.6. Социальный паспорт группы на 01.09.2016 (сведения о родителях)
2. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении
2.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ (на холодный и теплый период)
2.2. Система закаливающих мероприятий
2.3. Систему оздоровительных мероприятий
2.4. Организацию двигательного режима
2.5. Расписание организованной образовательной деятельности (сетка занятий)
2.6. Циклограмма образовательной деятельности на неделю или день (по требованию руководства)

3. Содержательный раздел
3.1 . Перспективно-тематическое планирование на год (в данный раздел можно включить «Роботу с родителями» если вы не выносите отдельным планом)
Тема недели Цель Пополнение развивающей среды

3.2. Образовательная область «Познавательное развитие»
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Познавательное развитие»
3.3. Образовательная область «Речевое развитие»
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Речевое развитие»
3.4. Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Календарно – тематическое планирование по образовательной области «Художественно – эстетическое развитие»
3.5. Образовательная область «Физическое развитие»
Календарно-тематическое планирование по образовательной области «Физическое развитие»
3.6. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Перспективное - тематическое планирование по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
4. Планируемые результаты освоения Программы
В данном разделе описываются базисные знания, умения и навыки, уровень развития, которыми должны овладеть воспитанники в процессе реализации конкретной образовательной области.

5. Система мониторинга
В процессе мониторинга исследуются физические, интеллектуальные и личностные качества ребенка путем наблюдений, бесед, экспертных оценок и др. Обязательным требованием к построению системы мониторинга является сочетание низкоформализованных (наблюдение, беседа, опрос, анализ продуктов деятельности и др.) и высокоформализованных (тестов и др.) методов, обеспечивающее объективность и точность получаемых данных.
Мониторинг образовательного процесса (Приложение № 1)
Мониторинг образовательного процесса (мониторинг освоения образовательной программы) проводится педагогами детского сада (воспитателями и специалистами). Он основывается на анализе достижения детьми промежуточных результатов.
Мониторинг детского развития (Приложение № 2)
Мониторинг детского развития (мониторинг развития интегративных качеств) осуществляется педагогами (воспитателями, другими специалистами) и медицинским работником (врач-педиатр). Основная задача данного вида мониторинга – выявить индивидуальные особенности развития каждого ребенка и наметить при необходимости индивидуальный маршрут образовательной работы для максимального раскрытия потенциала детской личности.

6. Перспективное планирование по взаимодействию с родителями
4. Список литературы
В списке литературы указываются все программы, методические издания и учебные пособия, использованные для разработки Рабочей программы и используемые в процессе ее реализации. Список строится в алфавитном порядке с указанием города и названия издательства, года выпуска литературы. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТ 7.1-2003.
В списке материально-технического оснащения перечисляются:
Печатные пособия.
Технические средства обучения и средства ИКТ.
Цифровые и электронные образовательные ресурсы.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование.
Игровой и дидактический материал.
Демонстрационные пособия.
Музыкальные инструменты и т.д.

5. Приложение
Приложения разрабатываются в зависимости от желаний и потребностей педагога. Это могут быть:
- описание игр и упражнений;
- картотеки (прогулок, утренней гимнастики и т.д.);
- сценарии групповых мероприятий;
- сценарии мастер-классов для педагогов и родителей;
- сценарии различных форм взаимодействия с родителями;
- визуальные средства информации (материалы наглядной пропаганды, буклеты, памятки) и др.

Требования к оформлению образовательной программы устанавливается в положении ДОО о разработке рабочей программы.
Примерные требования к оформлению рабочих программ:
Текст набирается в редакторе Wordfor Windows шрифтом Times New Roman, кегль 14, таблицы заполняются кегль 12,
межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,5 см, поля со всех сторон 2 см.
Готовая программа прошивается (брошюруется), страницы нумеруются.
Титульный лист считается первым, не подлежит нумерации, также как и листы приложения.
Список литературы строится в алфавитном порядке, допускается оформление списка литературы по основным разделам каждой образовательной области.
Программа утверждается ежегодно в начале учебного года (до первого сентября текущего года) приказом руководителя дошкольного образовательного учреждения (печатью на титульном листе).
Педагог оставляет за собой право незначительной правки программы по ходу реализации работы.
Вариативная часть рабочей программы пишется и брошюруется отдельно, тесно переплетается с основной программой только в еженедельном планировании, которое целесообразно вложить в приложение.

Просмотров