Сущность и роль внешней политики. Ее взаимоотношения с политикой внутренней

Разумеется, революционные события во Франции с самого начала приковали к себе пристальное внимание всех крупных европейских держав, и, конечно, реакция европейских монархов была далеко не благосклонной. Революция, перевернувшая с ног на голову Францию, не могла не беспокоить остальную Европу, учитывая влияние, традиционно оказывавшееся Францией и событиями в ней происходившими на европейские умы и настроения. Кроме того, революция поставила под сомнение самое святое - нерушимость и неприкосновенность монархии - Людовик XVI был фактически лишен власти. С самого начала в целом было ясно, что все крупные европейские державы были едины в осуждении того, что происходило во Франции. Ведь революция не могла не всколыхнуть соседние страны - в Бельгии, находившейся под властью Габсбургов, начало развиваться национально-освободительное движение, впоследствии переросшее в революцию. То есть революция во Франции напрямую затрагивала интересы европейских монархов, дестабилизируя политическую ситуацию в сопредельных государствах. Помимо этого, у европейских держав были и другие интересы: Пруссия и Австрия стремились расширить свои территории за счет Эльзаса и приграничных с Бельгией французских земель соответственно. Тем не менее, до 1791 г. другие страны не вмешивались в происходившие в стране процессы. Переломным моментом стал Вареннский инцидент - неудачная попытка короля скрытно покинуть территорию Франции - приведший к усилению революционных настроений и создавший реальную угрозу для их дальнейшего распространения. Стоит отметить, что ради того, чтобы создать контрреволюционную коалицию европейские державы, в частности, Австрия и Пруссия сумели преодолеть многолетние противоречия - Австрия была согласна прекратить войну с Турцией. 27 августа 1791 г. австрийский император и прусский король в Пильнице подписывают декларацию, в которой говорится о том, что, учитывая положение Людовика XVI, при необходимости они примут все меры для того, чтобы оказать французскому королю помощь в "установлении основ монархического правления, одинаково соответствующего как правам государей, так и благополучию французской нации". Таким образом, мы видим, что и австрийцы и пруссаки со своей стороны считали должным всячески способствовать сохранению престола за королем и пресекать малейшую возможность распространения революционных идей за пределы Франции. При этом было ясно, что активное применение силы они видели как наиболее подходящий способ решения проблем. Договариваться с новой французской властью в Европе никто не собирался. При этом необходимо учитывать, что довольно значительная часть французской аристократии и двора, в том числе и король лично искренне надеялись на возможную интервенцию и подавление революции иностранными войсками. В связи с этим большой интерес представляет письмо Людовика XVI прусскому королю Фридриху Вильгельму II, написанное 3 декабря 1791 года. В нем французский монарх пишет о созыве европейского конгресса, "опирающегося на вооруженную силу". Однако и Англия, и Российская империя уклонились от активного участия в интервенции, таким образом, она должна была осуществляться силами Австрии и Пруссии. Развивая положения, закрепленные Пильницкой декларацией, 7 февраля 1792 г. они заключают договор о военном союзе против Франции. Таким образом, мы видим, что внешняя политика революционной Франции изначально лишалась возможности осуществляться в рамках дипломатических методов. Единодушная враждебная позиция Европы по отношению к революции изначально вынуждала Францию идти по пути войны. Хотя стоит отметить, что Национальное собрание, начиная с 1789 г. во внешней политике проявляло большую осторожность и отказалось от помощи Бельгии, где началась революция, и до самого своего роспуска осенью 1791 г. продолжало держаться миролюбивой линии во внешней политике.Основами внешней политики Франции провозглашались "всеобщий мир и принципы справедливости". В то же время стоит особого внимания эпизод с присоединением Авиньона, принадлежавшего Папе Римскому, 14 сентября 1791 г. Франция объявила, что это было сделано в соответствии с волеизъявлением французского населения Авиньона. Этот прецедент очень сильно усугубил и без того острую внешнеполитическую ситуацию, так как показывал, что революция может и будет распространяться вокруг Франции, при этом также может быть разыграна карта французского или франкоязычного населения других государств.

Ситуация осложнялась тем, что внешнеполитические полномочия были поделены между Национальным собранием и королем: собрание могло объявить войну или заключить мир только по представлению короля. Это двоевластие проявлялось и в других, сопряженных с внешней политикой сферах. В ноябре 1791 г. принимается декрет против эмигрантов, согласно которому все лица, не вернувшиеся во Францию до 1 января, будут объявлены изменниками родины. Однако король, который тогда еще обладал определенной властью, наложил вето на этот закон. Но тем не менее, мы можем заключить, что в стране действительно произошел раскол - революционная власть во всех эмигрантах видела предателей, готовых перейти на сторону захватчиков в случае интервенции. И в общем-то, еще раз обращаясь к письму короля, становится ясно, что эта угроза была вполне реальной. Ситуация была такова, что во внешней политике не было единого вектора: с одной стороны, она находилась в ведении Дипломатического комитета Национального собрания, с другой стороны, король мог и активно вел переговоры с европейскими монархами, следуя традициям и правилам династической дипломатии. Знаковой является речь Бриссо, представителя жирондистов, от 16 декабря 1791 г. В ней он призывает депутатов и народ к Франции к войне, которая бы укрепила завоеванную революцией свободу и очистила Францию от пережитков старого режима. За войну выступает и король, по уже известным причинам. Людовик XVI публично заявляет о своем согласии с позицией жирондистов. В то же время необходимо понимать, что настроения среди людей, находившихся тогда у власти, были далеко не однородны. Разброд во власти, случившийся в результате революции, привел к тому, что и во внешней политике не было единого направления. С одной стороны, жирондист Дюмурье, занимавший пост министра иностранных дел, одновременно и стремился к войне с Австрией, и декларировал отказ от войн и завоеваний, а с другой стороны, значительная часть революционеров, в том числе и М. Робеспьер активно выступали против войны, заявляя, что прежде чем бороться с возможной интервенцией, необходимо покончить с контрреволюцией внутри страны. Иначе, по его мнению, война грозила гибелью завоеваний революции и реставрацией монархии в ее дореволюционном виде. Более того, в декабре 1791 г. был принят особый декрет, согласно которому Франция отказывалась от ведения каких-либо завоевательных войн, которые могли бы быть направлены против свободы того или иного народа. В Пруссию и в Англию посылались дипломатические миссии с целью вывести хотя бы Пруссию из коалиции, но все они успеха не добились. То есть, можно заключить, что во внешней политике Франции того времени, несмотря на все официальные декларации, заявления и сформулированные четкие принципы, творился полный хаос, отсутствовала какая-либо четко выстроенная система взглядов.

Фактический временный политический союз между жирондистами и королем, который сформировал из этой партии в марте 1792 правительство, в общем-то определил неизбежность войны. Вполне возможно, что война бы еще началась не скоро, так как к тому моменту прошло уже полгода с подписания Пильницкой декларации, но ни Пруссия, ни Австрия активных действий не предпринимали. Франция сама сделала первый шаг и 20 апреля 1792 г. объявила войну королю Богемии и Венгрии, то есть австрийскому императору Францу I. Касательно данного вопроса, стоит отметить саму формулировку объявления войны. Война объявлялась не Австрии как государству, но ее правителю, что подчеркивало то, что французский народ и революционная власть не видят врага в австрийском народе. Это было по-настоящему новым, революционным явлением в международных отношениях того времени, хотя, конечно, сути объявления войны оно не меняло.

Для Франции война началась неудачно вследствие того, что значительная часть армии, а именно офицерство и командование, преимущественно состоявшее из дворян, настроенных против революции, стремилось избегать столкновений с прусскими и австрийскими войсками, отступая. При этом Законодательное собрание из-за своей разобщенности и зависимости от короля, имевшего право вето, было не способно ни организовать управление армией, ни принимать каких бы то ни было конкретных решений как во внутренней, так и во внешней политике. Усугублялось и экономическое положение. Все это привело к росту антиправительственных настроений. 5 июля 1792 г. Людовик XVI принимает обращение к европейским монархам, в котором говорится о том, что он намерен "всецело стоять на страже интересов Франции и использовать все данные ему Конституцией средства против врагов Франции". В то же время король продолжал оставаться в тесных сношениях с австрийским и прусским монархами и все так же надеялся на скорый исход войны в их пользу. Под общественным давлением Законодательной собрание 11 июля 1792 г. принимает декрет, объявляющий отечество в опасности, по которому в армию призывались все мужчины, способные держать в руках оружие. В данной ситуации даже противоборствующие партии якобинцев и жирондистов были едины в своем воззвании к народу.

В течение июля-августа 1792 г. события развивались с удивительной быстротой. Кордельеры и якобинцы, умело играя на антимонархических настроениях, активно утверждая образ короля-изменника, сумели в короткий срок привлечь на свою сторону значительную часть населения и даже создать в Париже отдельный новый орган власти - Коммуну. В то же время Законодательное собрание и жирондисты стремительно теряют все рычаги власти, действуют нерешительно и стараются спасти действовавший конституционный строй. 25 июля издается манифест герцога Брауншвейгского, в котором он заявлял о том, что во Франции будет восстановлена законная королевская власть, а бунтовщики будут покараны. Естественно, все это привело к новому взрыву, и 10 августа власть во Франции снова сменилась - король был свергнут, политическая инициатива оказалась в руках Коммуны. Все эти события никак не могли способствовать проведению какой-либо жесткой линии во внешней политике. По сути, о внешней политике как таковой и не представлялось возможным говорить - Франция уже в течение нескольких лет непрерывно сотрясается изнутри, с началом революции она оказалась в фактической международной изоляции, кроме того уже несколько месяцев продолжалась война, и военная ситуация также складывалась не в пользу Франции.

Открытая интервенция началась вскоре после свержения короля - 19 августа 1792 г. 2 сентября уже был взят Верден - перед австро-прусскими войсками открывалась прямая дорога на Париж. Великобритания отзывает из Парижа своего посла, из России изгоняется французский поверенный в делах, а Испания объявляет о своем намерении присоединиться к интервенции с юга. Таким образом, революционная Франция оказалась в плотном кольце враждебных государств, настроенных на то, чтобы силой восстановить в стране старый режим. В этой ситуации по Франции прокатилась волна казней политически ненадежных - в основном роялистов. В Париже была проведена ускоренная мобилизация всего способного воевать населения, и это позволило собрать армию, способную противостоять интервентам, которые, в свою очередь, недооценили французов. 20 сентября французы в битве при Вальми одержали победу над коалиционной армией. Вслед за этим последовало несколько громких побед французской армии, которая сумела даже выйти за пределы Франции и овладеть средним Рейном, вступить в Бельгию и Савойю.

Введение .

В системе международных отношений взаимосвя­зи между государствами осуществляются посредством проведения ими внешней политики как особого, спе­циального вида государственной деятельности. Она направлена на обеспечение суверенитета своей стра­ны как самостоятельного субъекта международного права, защиту ее национально-государственных инте­ресов. Содержание, результативность внешней поли­тики государства зависят от многих объективных и субъективных факторов, в ней проявляются сила или слабость страны, решаются ее ближайшие и перспек­тивные задачи на международной арене.

Главной целью внешней политики государства является обеспечение его национальной безопасности во всех ее проявлениях. Так было во все исторические времена. В наши дни связь внешней политики и наци­ональной безопасности государства приобрела новые черты. Современные особенности этой связи проявля­ются и в жизни Российской Федерации, во внешнепо­литической деятельности нашей страны.

1.Формирование внешней политики государства.

Внешняя политика представляет собой деятель­ность государства и других политических институтов общества по реализации национальных интересов страны в системе международных отношений. Главным субъектом внешней политики выступает государство. Через специально создаваемые органы - министер­ство иностранных дел, управления (департаменты) внешних сношений в ряде министерств и ведомств, другие правительственные учреждения - государство осуществляет внешнеполитическую деятельность на международной арене. В этой деятельности принима­ют непосредственное участие высшие должностные лица государства - монархи, президенты, главы пра­вительств, председатели парламентов. Они направля­ют внешнюю политику государств на решение стоящих перед ней задач, формулируют ее основные цели.

Однако действиями государственных органов и их руководителей не исчерпывается вся внешнеполити­ческая деятельность страны. Ею занимаются полити­ческие партии, различные общественно-политические движения, другие неправительственные организации. Они обмениваются делегациями с родственными дви­жениями и организациями других стран, проводят совместные конференции, симпозиумы, где отстаива­ют интересы своих народов, заключают различные соглашения, подготавливают двусторонние и много­сторонние встречи политических лидеров. Иногда бывает и так: два государства заинтересованы в ре­шении какой-то проблемы в их взаимоотношениях. Их руководители, прежде чем самим сесть за стол переговоров, организуют встречу делегаций на не­правительственном уровне с целью «прозондиро­вать» позицию другой стороны по данной проблеме, чтобы выработать ответные меры для предстоящих переговоров.

А. Объективные и субъективные факторы внешней политики.

Внешняя политика любого государства формируется и осуществляется под воздействием как объективных, так и субъективных факторов. Внешними объективными факторами являются: общее состояние международных отношений в данный период времени; стабильность или нестабильность политических и иных связей государства с другими державами, особенно с теми, которые оказывают наибольшее влияние на мировой политический климат; в целом положение своей страны в мировом сообществе (ее авторитет, постоянство, предсказуемость ее внешней политики, точность в выполне­нии международных договоров и обязательств). Внут­ренние объективные факторы внешней политики - это уровень материального производства в стране, ее эко­номическая мощь, самообеспеченность страны основ­ными материальными ресурсами; демографическая ситуация, степень производственной, технической под­готовки трудоспособного населения; состояние науки и техники, их восприимчивость к новым тенденциям на­учно-технического прогресса; характер и состояние социально-политических и национальных отношений в стране, мера законопослушности населения и т.д.

К субъективным факторам внешней политики государства в общем, плане относится сознательная дея­тельность, способности людей, разрабатывающих и осуществляющих основные направления политики го­сударства и общественных организаций на междуна­родной арене.

В современных условиях, как и в предыдущие времена, объективные факторы составляют базу для формирования и проведения внешней политики, обус­ловливают ее направленность и содержание. Вместе с тем, сегодня возрастает роль руководителей конкрет­ной внешнеполитической деятельности государства. Эта их роль нередко становится решающей в проведе­нии тех или иных мероприятий в сфере отношений с другими государствами. Конечно, с опорой на объек­тивно складывающуюся ситуацию как внешнего, так и внутреннего характера. В переговорных процессах важное значение приобретает уменье сторон, особен­но руководителей делегаций, вести диалог с партнером, аргументировано доказывать правоту своей по­зиции, идти накомпромисс, не теряя из виду своей главной цели.

Б. Основополагающие цели внешнеполитической деятельности.

Внешнеполитическая деятельность государств осу­ществляется посредством дипломатии - официальной деятельности глав государств, правительств и специ­альных органов внешних сношений по осуществлению целей и задач внешней политики государств, а также по защите интересов государства за границей 1 .

1 Слово «дипломатия» греческого происхождения. В Древней Греции оно обозначало дощечку с нанесенными на нее письмена­ми, выдававшуюся посланцам в другие государства в качестве ве­рительных грамот и документов, подтверждающих ихполномочия.

В прошлые века дипломатия служила инструмен­том навязывания воли более сильных держав слабым государствам, натравливания одного народа на другой и извлечение из их борьбы выгоды для своего государ­ства. Не изжиты полностью проявления такой дипло­матии в арсенале внешнеполитических средств неко­торых государств и в наши дни.

Каждое государство ставит перед своей внешней политикой определенные цели в соответствии с суще­ствующей международной ситуацией и внутренними возможностями страны. Цели государств различны. Они вытекают из конкретных национальных интере­сов государства и его положения в системе отноше­ний с другими странами.

Но можно выделить некоторые общие цели внеш­неполитической деятельности любого государства. Они существовали всегда, естественно, приобретая специ­фику в их достижении в разные исторические эпохи.

Во-первых, важнейшей целью внешней политики явля­ется обеспечение безопасности своего государства все­ми имеющимися в ее распоряжении средствами, но, прежде всего средствами дипломатическими.

Во-вто­рых, внешняя политика направлена на возможное в данных условиях увеличение экономического, научно-технического, военного и других потенциалов страны путем заключения различных взаимовыгодных догово­ров с другими государствами, проведения рациональной импортно-экспортной и инвестиционной политики на международной арене.

В-третьих, целью внешней политики государства является повышение его автори­тета, рост влияния на решение международных проблем.

В современном мире достижение этих целей каж­дым государством должно как никогда раньше осуще­ствляться с учетом соответствующих целей и интере­сов других государств - больших и малых. В против­ном случае внешнеполитическая деятельность даже крупной страны будет наталкиваться на сопротивле­ние мирового сообщества.

2.Механизм реализации внешней политики.

Внешняя политика - чрезвычайно широкое поле деятельности государственных и негосударственных (общественных) органов и организаций на междуна­родной арене. Она осуществляется в различных фор­мах и разнообразными средствами.

А. Основные формы внешней политики.

·Установление дипломатических отношений (или снижение уровня, приостановка, разрыв и даже объявление войны) с другими государствами;

·осуществление регулярного обмена информа­цией с другими государствами, политическими партиями, общественными организациями и движениями;

·подготовка и заключение двусторонних и мно­госторонних договоров и соглашений по различным вопросам с другими государствами, парти­ями, общественными организациями;

·обмен визитами государственных деятелей, политических лидеров разного уровня;

· открытие представительств при всемирных региональных международных организациях;

·членство во всемирных и региональных меж­дународных организациях, союзах и объедине­ниях;

·сотрудничество с дружественными зарубежны­ми политическими партиями и общественными движениями;

· блокирование (частичное или полное), препят­ствие деятельности на международной арене государств, политических партий, общественных организаций, торгово-промышленных объединений, проводящих конкурентную или враждебную данной стране внешнеполитическую и иную деятельность;

· обеспечение благоприятной внешнеполитической и военно – стратегической обстановки на случай локальных вооруженных конфликтов с участием своего государства, особенно на случай крупномасштабной войны .

В последние годы во внешней политике государств важное место занимают такие проблемы, как предотвращение ракетно-ядерной войны и обеспечение военно- политической стабильности в отношениях между народами и государствами, организация мер по предотвращению техногенных катастроф и определение мероприятий в целях ликвидации их последствий; борьба с голодом, новыми и рецидивами старых болезней; выработки путей и средств совместно с другими государствами по охране окружающей среды, ликвидации источников и последствий загрязнения воздушного пространства и вод Мирового океана .

Главным субъектом внешней политики выступает государство. Для ее организации и проведения в современных государствах существуют специальные органы. Это министерства иностранных дел (или внешних сношений) и, соответственно, парламентские комитеты по вопросам внешней политики. Посольства и представительства, в составе которых нередко работают специалисты по военным вопросам, вопросам экономического и культурного сотрудничества. Научные и культурные центры за рубежом, работающие по относительно самостоятельным программам, под контролем посольств и представительств; различные полуофициальные и официальные миссии и т.д.

Б. Принципы внешней политики государства.

Внешняя политика базируется на определенных принципах, представляющих собой ее исходные начала, руководящие основополагающие идеи, правила которыми руководствуются субъекты внешней политики при ее планировании и организации. Эти принципы носят глобальный, международный характер. Они должны соблюдаться всеми государствами независимо от их политического строя и уровня экономического развития. В наше время они должны быть положены в основу всей мировой политики.

Первым из этих принципов является принцип приоритета во внешней политике государства общечеловеческих ценностей и интересов. Современный мир представляет собой глобальную систему тесно взаимосвязанных между собою народов и государств. Все основные стороны международных отношений – экономическая, политическая, гуманитарная, военно-стратегическая и другие могут существовать, функционировать только в тесном контакте всех субъектов мировой политики. Современные экологические, продовольственные, энергетические проблемы, реальные пути борьбы с болезнями, против международного терроризм - все это возможно лишь на основе общих, совместных усилий народов Земли.

Только при соблюдении этого принци­па каждая отдельная страна может рассчитывать на индивидуальную безопасность, суверенитете мировом сообществе.

Следующий принцип внешней политики госу­дарств в современную эпоху - принцип мирного со­существования всех народов Земли, обеспечение их сотрудничества, добрососедства на взаимовыгодной основе.

Принцип мирного сосуществования - категория конкретно-историческая. Это значит, что он имел раз­личное содержание и назначение в разные периоды истории и для разных стран. Так, для нашей страны, с октября 1917 года и до второй мировой войны вопрос о мирном сосуществовании ограничивался взаимоот­ношением СССР с государствами капиталистического мира. Целью политики мирного сосуществования было отсрочить на возможно длительный период надвигав­шуюся военную катастрофу, особенно после прихода к власти Гитлера в Германии (1933г.).

После окончания второй мировой войны, с образо­ванием союза социалистических государств в Восточ­ной Европе и Юго-Восточной Азии, а также с началом серийного производства ракетно-ядерного оружия в ряде стран противоположных военно -политических блоков (НАТО и Варшавский Договор), вопрос о недо­пущении новой войны, о мирном сосуществовании государств с различными социально-политическими системами встал особенно остро. Были приняты ряд международных документов, в которых признавалась настоятельная необходимость соблюдения всеми госу­дарствами принципа мирного сосуществования при проведении ими внешней политики.

Мирное сосуществование предполагает:

1.Отказ от войны как средства решения спорных
межгосударственных вопросов, разрешение их
путем переговоров.

2.Равноправие, взаимопонимание и доверие между
государствами, учет ими интересов Друг друга.

3.Невмешательство во внутренние дела, признание
за каждым народом права самостоятельно решать
все вопросы своей страны.

4.Строгое уважение суверенитета и территориаль­ной целостности всех стран.

5.Развитие экономического и культурного сотрудни­чества на основе полного равенства и взаимной выгоды.

6.Добросовестное выполнение обязательств, вытекающих из общепризнанных принципов и норм меж­дународного права, из заключенных международных договоров.

Перечисленные положения (требования) принци­па мирного сосуществования сохраняют свою общече­ловеческую значимость и в современных условиях. Основанная на этом принципе внешняя политика го­сударств будет способствовать утверждению в между­народных отношениях политической стабильности, предсказуемости в «поведении» каждого государства, развитию доверия между народами. Только при этом условии человечество сегодня может выжить в бук­вальном смысле слова.

Рассмотренные выше оба принципа внешней по­литики государств отражают современное состояние мирового сообщества, где все страны и народы тесно взаимосвязаны друг с другом; мировые проблемы мо­гут решаться только их совместными усилиями.

Вместе с тем современный мир разделен на мно­жество государств, и каждое из них имеет собствен­ные интересы, которые оно стремится реализовать, в том числе средствами своей внешней политики.

Отсюда одним из основополагающих принципов внешней политики каждого государства является за­щита своих национально-государственных интересов, суверенитета как самостоятельного субъекта меж­дународного права.

Этот принцип весьма по-разному понимали в про­шлом и понимают сегодня правящие круги и лидеры отдельных государств. В не столь давние времена не­которые крупные державы, опираясь на свою мощь, прежде всего военную силу, стремились «доказать», что их интересы находятся в самых различных регио­нах мира и, что они силой будут реализовывать эти ин­тересы, не считаясь с интересами других народов. Это означало не что иное, как стремление к мировому гос­подству.

Известно, что идея мирового господства имела место в правительственных кругах Англии в XIX веке, когда она обладала действительно мощным военно-морским флотом и захватывала с его помощью одну колонию за другой в разных частях света. На памяти живущего ныне старшего поколения людей бредовая идея Гитлера и его сподвижников о возможности дос­тижения мирового господства Германией.

В послевоенные десятилетия идея преобладания в мире легла в основу внешней политики США. Чтобы обеспечить «американское руководство миром», Соеди­ненные Штаты объявляют зоной своих «жизненных интересов» самые различные регионы планеты, отсто­ящие географически от США порой на многие тысячи километров. Все это выходит далеко за рамки обычно­го внешнеполитического принципа государства - за­щиты своих национально-государственных интере­сов - и выступает уже как принцип обеспечения мирового господства за счет ущемления интересов других народов.

Таковы общие принципы внешней политики госу­дарств в современных условиях. Их соблюдение всеми странами мира должно носить императивный харак­тер. Только при этом условии могут быть обеспечены мир и стабильность на Земле.

Важное место в успешном проведении внешней политики любым государством занимает выработка ее общей концепции, а также планирование процесса всей внешнеполитической деятельности страны. Это планирование, как отмечается в некоторых изданиях политологической литературы, может состоять из не­скольких стадий. Во-первых, разрабатывается прогноз предполагаемого развития международной обстанов­ки в мире в целом, в отдельных регионах, где имеют место национальные интересы государства, а также отношений данной страны с некоторыми другими дер­жавами, с которыми она непосредственно граничит или связана традиционными отношениями, имеющи­ми исторический характер. Спрогнозировать внешнеполитическую ситуацию даже на ближайшую, и тем более отдаленную перспективу - дело чрезвычайно сложное. Оно может быть выполнено только хорошо подготовленными специалистами в этой области, име­ющими практический опыт внешнеполитической дея­тельности. Без всесторонне проработанного, глубоко продуманного прогноза внешняя политика государ­ства будет «блуждать в потемках», проводиться мето­дом «проб и ошибок», что обречет ее на неминуемый провал.

Во-вторых, оцениваются возможности своей стра­ны, ее материальные, культурные, демографические, морально-политические ресурсы, которые могут обес­печить результативное осуществление внешнеполити­ческого курса государства в существующих междуна­родных условиях. Не в последнюю очередь имеет зна­чение военная мощь государства, которая будет стоять за спиной дипломатии и потенциально влиять на ее успех.

В-третьих, определяются конкретные цели внеш­ней политики, ее приоритеты, перспективные на­правления по реализации национальных интересов страны. Важно, чтобы эти цели были реальными, вы­полнимыми при любых поворотах международной обстановки.

В-четвертых, разрабатывается комплексная про­грамма, система мер по реализации поставленных внешнеполитических целей. В этой программе сво­дятся воедино все мероприятия, как государственных органов, так и общественно-политических организа­ций, занимающихся внешнеполитической деятельно­стью. Программа рассчитывается или на определен­ный срок или для достижения каких-то конкретных целей .

Таким образом, внешняя политика государства во все времена представляла собой широкое поле деятель­ности его органов, специально создаваемых для ее проведения. Средствами внешней политики народы решали задачи по защите своих национальных инте­ресов, а некоторые государства и их лидеры этими средствами готовили агрессивные войны, захват чужих богатств и территорий. В современных условиях вне­шняя политика большинства государств мира направ­лена (должна быть направлена) на решение глобаль­ных проблем, недопущение вооруженных конфликтов, защиту интересов всего человеческого сообщества.

3. Современные приоритеты внешней политики России.

На протяжении веков наша страна проводила энергичную многосекторную внешнюю политику. Это обусловливалось размерами территории и уникальным геополитическим положением России. Расположенная на двух континентах и граничащая с множеством сопредельных государств, она всегда была вынуждена направлять свою внешнюю политику на решение це­лого комплекса задач в западном, восточном и южном направлениях.

В советский период истории наша страна в союзе с другими странами Восточной Европы и Юго-Восточ­ной Азии представляла собой мощную силу в экономи­ческом и особенно в военном отношении. На эту внут­реннюю ресурсную базу опиралась наша внешняя политика, что способствовало ее успехам.

К началу XXI века вокруг Российской Федерации сложилась новая международная обстановка. Страна осталась без союзников, ее экономический и военный потенциалы значительно снизились. Наряду с опреде­ленным укреплением международных позиций Россий­ской Федерации проявились и негативные тенденции. Не оправдались некоторые расчеты, связанные с фор­мированием новых равноправных, взаимовыгодных, партнерских отношений России с окружающим миром. Все это потребовало переосмысления общей стратегии и приоритетов российской внешней политики и воз­можностей ее ресурсного обеспечения.

Продолжают отрицательно сказываться на между­народном положении России последствия распада Советского Союза. И от Европы и от Азии Россию от­делили страны так называемого ближнего зарубежья - суверенные государства, бывшие союзные республи­ки СССР. Ограничился доступ России к незамерзаю­щим морям, многие порты остались «за границей». Часть русского населения - государствообразующей нации Российской Федерации- волею судеб оказалась на территории других государств (это 25 милли­онов человек). Государственные отношения России со странами ближнего зарубежья продолжают оставаться сложными. Экономическая потребность убеждает в необходимости восстановления и развития производ­ственных, культурных, политических связей между нашими странами - участницами Содружества Неза­висимых Государств, в этом направлении заключается немало договоров, соглашений. Но они, по признанию лидеров государств СНГ, не работают, остаются на бумаге.

В этих сложных международных условиях главные усилия российской внешней политики направляются на достижение следующих основных целей:

1. Обеспечение надежной безопасности страны, со­хранение и укрепление ее суверенитета и терри­ториальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, которые в наиболь­шей мере отвечают интересам Российской феде­рации.

2. Воздействие на общемировые процессы в целях формирования стабильного, справедливого и де­мократического миропорядка, строящегося на об­щепризнанных нормах международного права, включая, прежде всего принципы Устава ООН, на равноправных и партнерских отношениях между государствами.

3. Создание благоприятных внешних условий для поступательного развития России, подъема ее экономики, повышения уровня жизни населения, успешного проведения демократических преобра­зований, укрепления основ конституционного строя, соблюдения прав и свобод человека.

4.Формирование пояса добрососедства по периметру российских границ, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения потенциальных очагов напряженности и конфлик­тов прилегающих к Российской Федерации ре­гионов.

5.Поиск согласия и совпадающих интересов с зарубежными странами и межгосударственными объединениями в процессе решения задач, опре­деляемых национальными приоритетами России, строительство на этой основе системы партнерских и союзнических отношений, улучшающих условия и параметры международного взаимодействия.

6.Всесторонняя защита прав и интересов российских граждан и соотечественников за рубежом.

7.Содействие позитивному восприятию Российской
Федерации в мире, популяризации русского языка и культуры народов России в иностранных государствах.

Достижение этих целей будет способствовать со­хранению за Россией статуса великой державы. А что наша страна может и должна быть таковой - в этом мнении нет разногласий в среде российской полити­ческой элиты. Разногласия существуют в другом, - какими путями, средствами это сделать, какие пара­метры определяют положение того или иного государ­ства в системе международных отношений. Сегодня среди наших политиков есть два основных подхода по этому вопросу. Они анализируются в периодической печати, в ряде изданий политологической литературы. Суть этих подходов состоит в следующем.

Сторонники первого подхода утверждают, что ве­личие России должно утверждаться и поддерживаться путем укрепления своего военно-политического авторитета, противоборства с существующими международными силовыми центрами, создания собственного центра силы совместно со странами СНГ и другими государствами, преимущественно азиатскими. Таким образом, этот подход ориентирован на самоутвержде­ние России через усиление ее влияния на мировые по­литические процессы, повышение ее «силового» авто­ритета.

Другой подход к путям возвеличения России в современных условиях связан с решением ее внут­ренних проблем. Его сторонники видят этот путь, прежде всего в экономическом развитии страны, в увеличении ее доли в мировой экономике, повыше­нии конкурентоспособности наших товаров на миро­вом рынке, укреплении хозяйственных и торговых связей с другими государствами. Это объективно будет повышать престиж нашей страны, ее между­народный авторитет.

Оба подхода - и политический и экономичес­кий - не лишены оснований. Они реальны в нынеш­ней политической расстановке сил на мировой арене и в условиях глобализации современных мирохозяй­ственных связей. Но более результативным будет, видимо, путь, при котором соединятся и линия на повышение силового потенциала России на междуна­родной арене и линия на внутреннее, прежде всего экономическое, возрождение нашей страны, усиление ее экономического потенциала. Важное значение имеют также дальнейшее укрепление российской государственности, консолидация гражданского обще­ства, повышение материального уровня жизни людей. Все это будет расширять притягательную силу нашей страны.

В Концепции внешней политики Российской Фе­дерации, принятой в 2000 году и опубликованной в печати , определяются приоритеты нашей страны в решении глобальных проблем современности.

В области укрепления международной безопасно­сти Россия выступает за дальнейшее снижение роли фактора силы в международных отношениях при одновременном укреплении стратегической и региональ­ной стабильности. В этих целях Российская Федерация будет неукоснительно выполнять взятые на себя обя­зательства по действующим договорам и соглашениям в области ограничения и сокращения вооружений и участвовать в разработке и заключении новых догово­ренностей, отвечающих как ее национальным интере­сам, так и интересам безопасности других государств. В последние годы реальную опасность для мирового содружества представляют собой два фактора - меж­дународный терроризм и незаконный оборот наркоти­ков. Россия ставит перед собой как важнейшую внеш­неполитическую задачу бороться всеми средствами против этих зол, способных дестабилизировать обста­новку не только в отдельных государствах, но и в це­лых регионах.

В области международных экономических отно­шений главным приоритетом российской внешней политики является содействие развитию националь­ной экономики, которое в условиях глобализации не­мыслимо без широкого включения России в систему мирохозяйственных связей. Для достижения этой цели наше государство будет обеспечивать благопри­ятные внешние условия для формирования в стране экономики рыночного типа; способствовать формиро­ванию справедливой международной торговой систе­мы. Содействовать расширению отечественного экс­порта и рационализации импорта в страну; содейство­вать привлечению иностранных инвестиций в первую очередь в реальный сектор и приоритетные сферы российской экономики. Приводить обслуживание рос­сийского внешнего долга в соответствие с реальны­ми возможностями страны; формировать комплекс­ную систему российского законодательства и между­народную договорно-правовую базу в экономической сфере.

В области информационного сопровождения своей внешнеполитической деятельности важной задачей Россия считает доведение до широких кругов мировой общественности объективной и точной информации о ее позициях по основным международным проблемам, внешнеполитических инициативах и действиях Россий­ской Федерации. Также о достижениях российской культуры, науки, интеллектуального творчества, ши­рокое разъяснение за рубежом сути нашей внутрен­ней политики, происходящих в стране социальных процессов.

Наряду с приоритетами в области глобальных проблем современности, в Концепции внешней поли­тики Российской Федерации формулируются и раскры­ваются региональные приоритеты. Первым из них называется обеспечение многостороннего и двусто­роннего сотрудничества с государствами - участни­ками Содружества Независимых Государств.

Важнейшей составляющей этого сотрудничества является развитие стратегического партнерства, в ко­тором бы учитывались интересы национальной безо­пасности России, равно как и других государств СНГ, в том числе в рамках Договора о коллективной безо­пасности. Россия стремится наращивать совместные усилия по урегулированию конфликтов в государствах СНГ, развитию сотрудничества в военно-политической области и сфере безопасности, особенно в борьбе с международным терроризмом и экстремизмом. Своей внешнеполитической деятельностью Россия будет спо­собствовать развитию экономического сотрудничества со странами СНГ на основе взаимной выгоды.

Традиционным приоритетным направлением внеш­ней политики России является ее отношение с евро­пейскими государствами. Главная цель на этом направ­лении - создание стабильной системы общеевропейс­кой безопасности и сотрудничества.

Ключевое значение имеют отношения России с Европейским союзом (ЕС). Процессы, происходящие в ЕС, в растущей степени влияют на динамику ситуации в целом в Европе. Это: расширение самого союза за счет вступления в него новых государств, переход к единой валюте, реформирование общих политических и экономических институтов, становление общей внеш­ней политики стран Евросоюза и общей системы безо­пасности. Строя отношения с Европейским союзом в целом и отдельными странами - его членами, Россия Центральная и Южная Америка. Особое место в рос­сийской внешней политике занимает Ближний Вос­ток, включая зону Персидского залива и Северную Африку.

Таковы на сегодня приоритетные направления внешней политики Российской Федерации. При опре­делении их наша страна исходит из общей междуна­родной ситуации расстановки сил на мировой арене.

Заключение.

Одной из важнейших функций государства является его внешнеполитическая деятельность, осуществляемая специально создаваемыми для этого государственными органами.

Главная цель внешней политики государства – защита его национальных интересов на международной арене, содержание и направленность внешней политики государства зависит от его положения в системе международных отношений, а также от его возможностей ее ресурсного обеспечения внутри страны.

Средствами внешней и внутренней политики каждое государство обеспечивает свою национальную безопасность, которая представляет собой систему факторов, делающих данное государство независимым, самостоятельным в отношениях с другими государствами. В современном мире безопасность каждой страны может быть реальной только при наличии международной безопасности, доверительных отношений между государствами.

Что касается России, то особенности современной международной обстановки накладывают свой отпечаток на ее внешнеполитическую деятельность. После распада СССР внешняя политика нашей страны была переориентирована на новые приоритеты, изменилось содержание отношений России с другими государствами, сузился круг стран, поддерживающих российскую внешнюю политику. Поэтому в этих условиях Россия в своей внешней политике может исходить в основном из собственных ресурсов.

Таким образом, внешняя политика государства - это широкая, многосторонняя деятельность целого ряда субъектов политики как правительственного, так и неправительственного уровня. Она пронизыва­ет собою все сферы международных и межгосудар­ственных отношений: экономику, культуру, экологию, военное дело и направлена к единой цели - обеспе­чить развитие своей страны как независимого и пол­ноправного члена мирового сообщества.

Введение.

1.Формирование внешней политики государства………………2

а. Объективные и субъективные факторы внешней политики…………………………………………………………………..3

б. Основополагающие цели внешнеполитической деятельности………………………………………………………4

2. Механизм реализации внешней политики…………………….6

а. Основные формы осуществления внешней политики……..6

б. Принципы внешней политики…………………………………8

3.Современные приоритеты внешней политики России……..14

Заключение.

Список литературы.

Список литературы.

1.Политология. Энциклопедический словарь. М. –1993.

2.Политология. Курс лекций; под ред. Глотова С.А. Скворцова В.В. М. 1999г.

3.Воробьев К.А. Политология учебное пособие для вузов М. Академ. проект 2003г.

4.Лебедева М.М. Мировая политика. Учебник для вузов. М – Аспект. Пресс. 2003г.

5.Шейнис В. Национальные интересы и внешняя политика России. МЭ и МО – 2003 г.

6.Тихомиров Ю. Проблемы безопасности России в условиях глобализации. Власть 2004г.N 1.


См. политология: Энциклопедический словарь – с. 45; М.В. Прокопов. Политология: Курс лекций- М.2000- с.259. См. Политология: Энциклопедический словарь – с.46.

См. Политология: Энциклопедический словарь – с.46.

См. Политология: Курс лекций /Глотов С.А. Скворцов. И.П. Новиков В.В. и др. – С. 505.

В. Путин выступил в МИД РФ на совещании послов и постоянных представителей России. В ходе выступления глава государства отметил многообразие и сложность международных проблем. По его словам, «вызовы и угрозы, с которыми сталкивается Россия, требуют постоянного совершенствования нашего дипломатического инструментария в политической, экономической, гуманитарной и информационной сферах».

«Россия проводит независимую и самостоятельную внешнюю политику, стремится выстраивать открытое, честное взаимодействие со всеми государствами: и на западе, и на востоке, и на юге, и на севере; выступает за развитие взаимовыгодных конструктивных связей в самых разных областях. Причём мы никому не навязываем ни свою волю, ни свои ценности, твёрдо следуем нормам международного права, последовательно отстаиваем ключевую роль ООН, Совета Безопасности в решении глобальных и региональных проблем», - подчеркнул он.

Российский лидер отметил растущую в мире конфронтацию в международных отношениях.

«Положение дел в мире, как вы знаете, далеко от стабильного и становится всё менее предсказуемым, - сказал В. Путин. - Серьёзные изменения претерпевают все сферы международных отношений. Усиливается конкуренция и за влияние, и за ресурсы. При этом сталкиваются различные подходы к тому, как должны выстраиваться механизмы глобального управления в XXI веке, а кое-кто предпринимает попытки вообще отбросить в сторону любые правила и любые условности».

По словам В. Путина, всё это провоцирует новые очаги напряжённости, а риски в области безопасности в мире не только не ослабевают, но множатся и охватывают всё новые регионы. «Убеждён, избежать опасных срывов, неконтролируемого развития ситуации можно только на основе диалога и взаимодействия», - подчеркнул президент. По его мнению, международному сообществу «необходимо продвигаться к формированию более справедливого миропорядка, построенного на принципах единой и неделимой безопасности, и коллективной ответственности». «Именно сотрудничество, общая воля и готовность к выработке компромиссов должны стать ключом к решению любых, самых сложных проблем, в какой бы точке земного шара они не возникали», - сказал глава государства.

При этом он указал на «настойчивые попытки ряда партнёров сохранить монополию на геополитическое доминирование». По его словам, для этих целей используются подавление, ослабление, сталкивание конкурентов лбами, а также «усовершенствованные политические и экономические, финансовые, а сегодня уже и информационные рычаги». «Имею в виду вмешательство во внутренние дела других стран, провоцирование региональных конфликтов, экспорт так называемых цветных революций и т.д. В пособники иной раз берутся для проведения такой политики и террористы, и фундаменталисты, и крайние правые националисты, подчас даже откровенные неофашисты», - констатировал российский лидер.

В. Путин отметил, что яркий пример в этом плане - Украина, где «разожгли внутренний конфликт, цена которому - человеческие жертвы, разрушение хозяйственных связей, поток беженцев, в том числе в Россию». «Мы искренне желаем, чтобы урегулирование украинского кризиса было достигнуто как можно скорее, будем и далее сотрудничать с участниками и нормандского формата, и США, хотим видеть в Украине доброго соседа, предсказуемого, цивилизованного партнёра, живущего в мире в первую очередь с самими собой. Но для этого в Киеве должны, наконец, прийти к пониманию неизбежности прямого диалога с Донбассом, с Донецком и Луганском, необходимости выполнения своих обязательств по минскому комплексу мер, причём во всей их совокупности», - подчеркнул президент. В этой связи он назвал «недопустимым затягивание украинского кризиса и настойчивое желание обвинить в этом кого бы то ни было, прежде всего Россию». «Это приведёт к ухудшению и без того нездоровой ситуации на европейском континенте», - заключил глава государства.

Говоря о НАТО, президент заявил, что антироссийская направленность альянса «сегодня нарочито выпячивается». Блок, по словам В. Путина, не только ищет в поведении России подтверждение легитимности и целесообразности своего существования, но и предпринимает в отношении Москвы реальные конфронтационные шаги.

«Ушла мифическая иранская ядерная угроза, <…> которой оправдывали строительство противоракетной обороны, однако на востоке Европы вовсю продолжают возводить объекты противоракетной инфраструктуры. Мы ещё тогда, когда только зародилась эта идея, говорили, что это обман, фетиш, просто предлог. Так оно и есть на самом деле, - констатировал российский лидер. - Резко возросло число военных учений, в том числе на Чёрном и Балтийском морях. Нас постоянно обвиняют в том, что мы осуществляем какую-то военную активность. Где? На своей территории. А то, что у наших границ развивается, это нормально. В Польше, в Прибалтике размещаются силы быстрого реагирования, пополняются арсеналы наступательных вооружений. Всё это направлено на подрыв десятилетиями складывающегося военного паритета».

В. Путин подчеркнул, что Москва постоянно держит все эти процессы в поле зрения. «Мы знаем, как адекватно реагировать, и будем это делать, безусловно, в будущем. Но не собираемся поддаваться милитаристскому угару, а именно к этому, похоже, нас и стараются подтолкнуть, спровоцировать на затратную и бесперспективную гонку вооружений, сделать так, чтобы мы отвлекали силы и ресурсы от решения важнейших задач собственного социально-экономического развития. Этого не будет. Но не будет также и нашей слабости, мы всегда надёжно сможем себя защитить и гарантируем безопасность Российской Федерации и её граждан», - пообещал глава государства.

Затрагивая проблему террористической угрозы, президент констатировал, что она многократно усилилась и вышла на уровень главного вызова международной безопасности. По его словам, в эпицентре борьбы с терроризмом оказалась Сирия, где сейчас решается исход борьбы с террористической группировкой «Исламское государство» (запрещена в РФ). И хотя до окончательного урегулирования там очень далеко, только совместными усилиями можно успешно противостоять терроризму и другим вызовам, с которыми сталкивается человечество, подчеркнул президент. Российские военнослужащие по просьбе законного руководства Сирии сделали всё, чтобы отбросить терроризм и сохранить сирийское государство, заявил В. Путин.

Затрагивая российско-турецкие отношения, президент напомнил, что Анкара принесла извинения за сбитый российский бомбардировщик, с учётом этого Москва считает возможным налаживать отношения.

Говорил В. Путин и об отношениях с США, где в финальную стадию входит президентская избирательная кампания. «Мы, естественно, будем уважать выбор американского избирателя и готовы работать с любым будущим президентом. РФ заинтересована в плотном взаимодействии с США в международных делах. Но, безусловно, неприемлем подход той части американского истеблишмента, которая считает, что они сами решают, в каких вопросах с нами сотрудничать, а в каких наращивать на нас различного рода нажим, в том числе и санкционный. Мы за равноправное партнёрство с учётом интересов друг друга. Только на такой базе, на такой основе и будем работать», - подчеркнул В. Путин.

Что касается Brexit, то Россия будет внимательно следить за тем, «как далеко пойдут переговоры между Лондоном и Брюсселем, и каковы будут последствия для всей Европы, для нас». «Ясно, что травматический эффект от результатов референдума будет ощущаться довольно продолжительное время, - считает российский лидер. - И посмотрим, как принципы демократии у них там реализуются в практическом плане».

В. Путин сообщил, что в настоящий момент завершается подготовка обновлённой концепции внешней политики России, которая «ориентирует на активную работу по обеспечению международного мира и стабильности, утверждению справедливого и демократического миропорядка на основе Устава ООН». По словам главы государства, российская дипломатия должна и далее активно содействовать урегулированию имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряжённости и конфликтов. «В первую очередь, у наших границ, разумеется, укреплять суверенитет и территориальную целостность, отстаивать интересы нашей страны, - указал В. Путин. - Важно способствовать созданию атмосферы сотрудничества и добрососедства с другими странами, формировать благоприятные внешние условия для роста благосостояния наших граждан, динамичного развития России как правого демократического государства с социально ориентированной рыночной экономикой».

Напоследок В. Путин отметил необходимость «противостоять информационной монополии западных медиа, в том числе поддерживать всеми доступными методами российские СМИ, работающие за рубежом. «И, естественно, нельзя просто пропускать враньё в отношении России и допускать фальсификацию истории», - подчеркнул он.

Встреча продолжилась в закрытом режиме.

Согласно установившейся практике, совещания послов и постоянных представителей проводятся раз в два года. Сегодняшнее мероприятие - восьмое по счёту. На него были приглашены руководители Правительства, обеих палат Федерального Собрания, российских министерств и ведомств, участвующих в международной деятельности, представители научно-экспертного сообщества и отечественного бизнеса.

Официальным началом отсчета политики реформы и открытости в Китае считается 1978 год, в декабре которого состоялось поистине историческое событие - пленум ЦК КПК одиннадцатого созыва. В конце 70-х годов ХХ века страна оказалась перед труднейшими проблемами выборов пути дальнейшего развития. С 80-х годов ХХ века КНР умело действует в ряде треугольников двусторонних отношений. Китай гибко выстроился, во-первых, в тандем сверхдержав, во-вторых, в пространство Утрех мировФ, в третьих, трех достаточно различных частей развивающегося мира - Азии, Африки, Латинской Америки.

Китай проводит самостоятельную, независимую и мирную внешнюю политику. Ее миссия - сохранение мира на планете и содействие общему развитию. Китай желает вместе с народами всего мира сообща продвигать благородное дело мира и развития на планете. Для Китая характерна давняя принципиальная традиция нейтралитета. На рубеже XX-XXI веков Китай добился на этом пути немалых успехов. В принятом на XII съезде КПК в сентябре 1982 года новом Уставе записано, что партия будет Узащищать мир во всем миреФ на основе пяти принципов:

Х взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности;

Х взаимного ненападения;

Х невмешательства во внутренние дела друг друга,

Х равные и взаимовыгодные отношения;

Х мирное сосуществование с другими странами мира.

Позже, в 1984 году, Дэн Сяопин следующим образом определил основные направления внешней политики страны: УКитайскую внешнюю политику 80-х годов, а фактически и 90-х, вплоть до XXI века, которую можно сформулировать главным образом, в двух фразах: первая: борьба против гегемонизма и защита мира во всем мире, вторая: Китай всегда будет принадлежать к Утретьему мируФ, причем это основа нашей внешней политики. Мы говорили о своей вечной принадлежности к Утретьему мируФ в том смысле что Китай, который сейчас, разумеется, из-за своей бедности относится к странам Утретьего мираФ и живет с ними всеми единой судьбой, по-прежнему будет принадлежать к Утретьему мируФ и тогда, когда станет развитой страной, богатым и могучим государством. Китай никогда не будет претендовать на гегемонию, никогда не будет третировать других, но всегда будет стоять на стороне Утретьего мираФ.

Исходя из сказанного, КНР предлагаются следующие принципы внешнеполитической стратегии:

Х Соответствовать течению истории, отстаивать общие интересы всего человечества. Китай желает совместно с международным сообществом прилагать общие усилия к тому, чтобы активно содействовать многополярности мира, защищать гармоничное сосуществование различных сил и сохранять стабильность международного сообщества; активно стимулировать развитие экономической глобализации в направлении, благоприятствующем достижению общего процветания, стремиться к выгоде и избегать потерь, чтобы это приносило пользу всем странам мира, в частности развивающимся.

Х Создать справедливый и рациональный новый международный политический и экономический порядок. Все страны мира должны в политике уважать друг друга, сообща вести консультации и не вправе навязывать другим свою волю; в экономике должны осуществлять взаимное стимулирование и общее развитие и не увеличивать пропасть между бедными и богатыми; в культуре должны заимствовать друг у друга, совместно процветать и не вправе отвергать культуру других национальностей; в области безопасности должны взаимно доверять, сообща защищать, утверждать новый взгляд на безопасность, заключающийся во взаимном доверии, взаимной выгоде, равенстве и сотрудничестве, решать споры посредством диалога и сотрудничества и не применять силу или угрожать силой. Выступать против различного рода гегемонизма и политики силы. Китай никогда не прибегнет к гегемонизму и экспансии.

Х Защищать многообразие мира, выступать за демократизм в международных отношениях и многообразие форм развития. Мир богат и многообразен. Необходимо взаимно уважать различия культур, неоднородность социального строя и путей мирового развития, в процессе конкуренции учиться друг у друга и, несмотря на существующие различия, сообща развиваться. Дела различных стран должны решать сами народы, дела мира должны обсуждаться на равноправной основе.

Х Выступать против всех форм терроризма. Необходимо укреплять международное сотрудничество, совмещая при этом различные варианты, предупреждать террористическую деятельность и наносить удары по ней, всеми силами искоренять очаги терроризма.

Х Продолжать улучшать и развивать отношения с развитыми странами, делать основной упор на коренные интересы народов различных стран, несмотря на различия в социальном строе и идеологии, на основе пяти принципов мирного сосуществования расширять сферы слияния общих интересов, целесообразно преодолевать разногласия.

Х Продолжать укреплять добрососедство и дружбу, отстаивать добрососедство и партнерство с соседями, укреплять региональное сотрудничество, продвигать на новый уровень обмен и сотрудничество с сопредельными странами.

Х Продолжать укреплять сплоченность и сотрудничество с третьим миром, способствовать взаимному пониманию и доверию, усиливать взаимную помощь и поддержку, расширять сферы сотрудничества и повышать эффективность сотрудничества.

Х Продолжать активно участвовать в многосторонней внешнеполитической деятельности, развивать свою роль в ООН и других международных и региональных организациях, поддерживать развивающиеся страны в защите их собственных законных интересов.

Х Продолжать отстаивать принцип независимости и самостоятельности, полного равноправия, взаимного уважения и невмешательства в дела друг друга, развивать обмен и сотрудничество с политическими партиями и политическими организациями различных стран и регионов.

Х Продолжать широко развертывать народную дипломатию, расширять внешний культурный обмен, стимулировать дружбу между народами и продвигать развитие межгосударственных отношений. Принципы установления дипломатических отношений с зарубежными странами

На основе этих принципов Китай к концу 2002 года установил дипломатические отношения со 165 странами мира.

Аппарат и организации системы внешнеполитических связей

Основные органы и организации внешнеполитической службы Китая:

Министерство иностранных дел КНР Ц это оперативный орган правительства, ведающий межгосударственными отношениями, делами соотечественников, проживающих за рубежом, и выполнением консульских функций. Во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения созданы Канцелярии по иностранным делам, отвечающие за внешние связи в пределах своей компетенции и подчиняющиеся МИД. В особых административных районах созданы Управления уполномоченного МИД, ведающие делами, входящими в компетенцию Центрального правительства и касающимися правительства ОАР. Министр иностранных дел КНР - Ли Чжаосин; уполномоченный МИД в ОАР Сянган - Цзи Пэйдин, уполномоченный МИД в ОАР Аомэнь - Вань Юнсян.

Китайское народное общество дружбы с заграницей создано в мае 1954 года. Его миссия состоит в содействии развитию дружбы и взаимопонимания между китайским народом и народами различных стран мира. В качестве представителя китайского народа общество устанавливает связи с дружественными к Китаю организациями и деятелями различных стран, поддерживает взаимные контакты с ними. Общество является коренным фактором развития дружеских отношений китайского народа с народами всех стран мира и имеет свои филиалы во всех провинциях, автономных районах и городах центрального подчинения. Председатель общества - Чэнь Хаосу.

Китайское народное общество по изучению международных отношений создано в декабре 1949 года. Его миссия - изучение международных и внешнеполитических вопросов, международный обмен и развертывание народной дипломатии в интересах укрепления дружбы китайского народа с народами различных стран, содействия развитию отношений Китая с различными странами для вклада в дело мира во всем мире. Общество поддерживает широкие связи с политическими деятелями, дипломатами, видными общественными деятелями и учеными, а также с организациями по изучению международных проблем. Оно организует различные научные симпозиумы и дискуссии и активно участвует в них, ведет изучение и обмен мнениями по международным проблемам. Председатель общества - Мэй Чжаожун.

Вопросы и задания для работы с текстом параграфа

1. Какие страны и народы находились в составе Османской империи в конце XVII в.? Когда и как они оказались под властью османов?

В этот период Османская империя была одной из самых могущественных стран мира - многонациональное, многоязычное государство, простиравшееся от южных границ Священной Римской империи, окраин Вены, Королевства Венгрия и Речи Посполитой на севере, до Йемена и Эритреи на юге, от Алжира на западе, до Каспийского моря на востоке. В результате многочисленных завоеваний под её владычеством находилась бо́льшая часть Юго-Восточной Европы (Греция, Болгария, Румыния, Сербия, Хорватия, Албания), Западная Азия (Азербайджан, Армения, Грузия, Месопотамия, Палестина, Сирия, Западная Аравия) и Северная Африка (Алжир, Тунис, Египет). В начале XVII века империя состояла из 32 провинций и многочисленных вассальных государств (Трансильвания, Крымское ханство, Гетманщина и др.).

2. Почему Турция и Россия заключили Бахчисарайский мир?

Опасаясь наступления Турции и подвластного ей Крымского ханства, Россия попыталась укрепить свои позиции на Украине. В 1676 г. русские войска захватили бывшую столицу Богдана Хмельницкого Чигирин и вынудили гетмана Дорошенко сложить власть. Считая Правобережную Украину своей, турецкий султан направил на освобождение Чигирина большое войско, к которому добавилась также крымская конница. Прошло почти два года, прежде чем объединенным силам турок и крымцев удалось вновь занять казачью столицу. Однако в ходе боев она была сожжена дотла. Готовя новый поход на Австрию, турецкий султан пошел на заключение с Россией мирного договора, подписанного в Бахчисарае в 1681 г.

3. Можно ли назвать борьбу европейских стран с Османской империей религиозными войнами? Объясните свое мнение.

Война с Османской империей воспринималась как религиозная. В 1684 г. для окончательного изгнания турок из Европы по инициативе папы римского Иннокентия XI была создана Священная лига. В состав лиги вошли Священная Римская империя, Речь Посполитая и Венецианская республика. Главной задачей лиги виделось нанесение туркам военных поражений не только на Балканах, но и в Северном Причерноморье, а также на морских просторах.

Помимо военных столкновений, религиозные войны подразумевают идеологическую борьбу. Боевые действия против османов сопровождались информационной войной в европейской прессе. К примеру, европейские газеты распространяли полные угроз и оскорблений поддельные письма султана владыкам Европы. Другим видом агитационных материалов были поддельные знамения и пророчества, «достоверно свидетельствующие» о скором падении Османской империи. В «христианском лагере» наблюдались серьезные противоречия по внешнеполитическим и религиозным вопросам. В Священной лиге не желала участвовать католическая Франция и протестантсткие государства, лига не могла решить свои задачи без участия православной России.

4. Охарактеризуйте позицию, которую заняло Крымское ханство в конфликте между Священной лигой и Турцией.

Крымское ханство как вассал Османской империи обязано было проводить внешнюю политику, враждебную Московскому государству, однако крымские ханы часто выступали на русской стороне во время войн Москвы с Речью Посполитой, не желая чрезмерного усиления ни одной, ни другой стороны. Во второй половине XVII века разгорается конфликт между польским правительством и украинскими казаками, к тому времени представлявшими серьёзную военную силу. Гетман Хмельницкий пытался заручиться поддержкой Крыма в борьбе против поляков, но татары показали себя весьма ненадёжными союзниками, лавируя между противоборствующими сторонами. 27 апреля 1670 года между Московским царством и Крымским ханством был подписан мирный договор, в котором хан с оговорками признал включение Левобережной Украины в состав России. Крым должен был помочь казакам в войне с Польшей, а запорожцы в свою очередь - оказать помощь хану в освобождении от зависимости от Турции. Однако до союза дело не дошло. проект так и остался неосуществлённым.

5. Сформулируйте главные принципы внешней политики Франции второй половины XVII в. Почему первоначально она была успешной, а затем последовали неудачи?

Во второй половине 17 века Франция становится ведущей державой в Европе, и даже и в мире, сменив на этом месте Испанию. Франция становится самой многочисленным по населению. самым обширным по территории государством, обладает огромной постоянной армией (до 200 тыс. солдат), богатой казной. Такая сила, такие возможности определили принципы внешней политики: «государственного интереса»; «политического равновесия»; охраны «естественных границ»; права войны и мира; свободы морей; незыблемости международного договора. Государственный интерес – государство превыше всего и для его укрепления все средства хороши. Преимущественно католическая Франция напала на католическую Испанию и пользовалась при этом поддержкой протестантских стран (война за испанское наследство). Естественных границ - значит захватывать нужно то, что можно потом удержать. Считалось, что Франция должна вернуться в границы империи Карла Великого (война против Голландии). Воспользовавшись тем, что Австрия не могла оказать помощи Испании, Франции вела войны за испанские Нидерланды и пограничные земли в Германии. Первоначально ей это удавалось, но после поражения Турции и побед объединенного англо-голландского флота на морях. Франция не могла найти союзников, и ей пришлось вести войны по всему периметру своих границ.

6. Какие государства боролись за контроль над Балтийским морем в XVII в.? Какие союзы складывались в ходе этой борьбы?

В XVII в. за контроль над Балтийским морем боролись Швеция, Россия Речь Посполитая и Дания. К началу XVIII в. шведы контролировали практически все побережье Балтики. В России не забывали о необходимости возвращения утраченных ранее выходов в Балтийское море. Саксонский курфюрст Август II стремился стать королем Речи Посполитой и получить в управление Эстляндию и Лифляндию. Интересы Дании были сосредоточены на Голштейн-Готторпском герцогстве, которое контролировала Швеция. В сентябре 1699 г. был заключен договор между Саксонией и Данией, а в ноябре того же года – между Саксонией и Россией. Однако заключение этих договоренностей и образование Северного союза не означали прочного военного союза между ними. Швеция также предприняла шаги по поиску союзников в возможной войне, заключив союзные договоры с Англией и Голландией. В поддержку её сильной сухопутной армии выступил англо-голландский флот, который был в то время самым сильным в мире.

Работаем с картой

1. Покажите на карте территории, захваченные турками-османами в Европе. Какие страны находились в зависимости от Османской империи?

В результате многочисленных завоеваний под владычеством Османской империи находилась бо́льшая часть Юго-Восточной Европы (Греция, Болгария, Румыния, Сербия, Хорватия, Албания) и многочисленные вассальные государства (Трансильвания, Крымское ханство, Гетманщина и др.).

2. Найдите на карте территории, подвергавшиеся особенно сильным набегам крымских татар.

Примитивное скотоводческое хозяйство не могло обеспечить население необходимыми для поддержания жизни продуктами. Татарские походов и набеги разоряли Подолию, Буковину, Брацлавщину, Волынь. В ходе этих военных кампаний они доходили до Львова, Киева и Кракова. Отряды крымского хана стали разоряли окрестности Тулы, Серпухова, Каширы и других городов России. В 1635-1654 гг. была возведена система пограничных укреплений - Белгородская оборонительная черта. Непрерывный вал с частоколом начинался в Ахтырке (под Харьковом) и через Белгород, Козлов и Тамбов выходил к Симбирску на Волге, прикрывая русские земли. Поэтому интенсивность крымских набегов на Россию заметно уменьшилась.

3. Опираясь на карту, объясните, почему Россия смогла начать решительную борьбу с крымско-османской угрозой лишь после присоединения Левобережной Украины.

Россия смогла начать решительную борьбу с крымско-османской угрозой лишь после присоединения Левобережной Украины, получив необходимые опорные пункты.

4. Покажите на карте прибалтийские государства. Какие земли в Прибалтике потеряла Россия в начале XVII в.? К кому отошли эти земли?

В начале XVII в. в результате польско-шведской интервенции и русско-польской войны Россия потеряла земли по Финскому заливу (то есть была отрезана от Балтийского моря). Речь Посполитая захватила в свое владение северную часть Латвии (к северу от реки Даугавы) и Южную Эстонию, которая в период Ливонской войны была занята русскими войсками. Вся эта территория образовала особую провинцию под названием Задвинского герцогства. В 1581 г. под власть Польши перешла и Рига. К югу от Даугавы образовалось зависимое от Речи Посполитой Курземское и Земгальское (Курляндское) герцогство, доставшееся в наследственное ленное владение последнему магистру Ливонского ордена Готарду Кетлеру. Особую территорию составило Курляндское епископство, из которого впоследствии была образована автономная Пильтенская область, подчиненная непосредственно польскому королю. Северная Эстония была захвачена Швецией. Острова Сааремаа и Муху, захваченные Данией в ходе Ливонской войны, остались в ее владении до 1645 г., когда они в результате войны перешли к Швеции.

Думаем, сравниваем, размышляем

1. С помощью дополнительных источников соберите информацию о конфликте европейских государств с Османской империей в XVI–XVII вв. Напишите краткое эссе на эту тему.

Сильные военные и бюрократические структуры были ослаблены анархией в период правления слабовольных султанов. Турки постепенно отстали от европейцев в военном деле. Нововведение, сопровождающееся мощной экспансией, стало началом подавления растущего консерватизма верующих и интеллигентов. Но, несмотря на эти трудности, Османская империя продолжала оставаться главной экспансионистской державой, пока не потерпела поражение в битве за Вену в 1683 году, закончившей продвижение турок в Европе.

Открытие новых морских путей в Азию позволило европейцам избежать монополии Османской империи. С открытием португальцами в 1488 году мыса Доброй Надежды начался ряд османско-португальских войн в Индийском океане, продолжавшихся в течение всего XVI века. С экономической точки зрения, колоссальный приток серебра испанцам, вывозившим его из Нового Света, вызвал резкое обесценивание валюты Османской империи и безудержную инфляцию.

При Иване Грозном Московское царство захватило Поволжье и укрепилось на побережье Каспийского моря. В 1571 году крымский хан Девлет I Герай, при поддержке Османской империи, сжёг Москву. Но в 1572 году крымские татары потерпели поражение в битве при Молодях. Крымское ханство продолжило совершать набеги на Русь во время поздних налётов татаро-монголов на русские земли, и Восточная Европа продолжала оставаться под влиянием крымских татар до конца XVII века.

В 1571 году войска Священной лиги одержали победу над турками в морском сражении при Лепанто. Это событие стало символическим ударом по репутации непобедимой Османской империи. Турки потеряли много людей, потери флота были значительно ниже. Мощь османского флота быстро была восстановлена, и в 1573 году Порта склонила Венецию к подписанию мирного договора. Благодаря этому, турки укрепились в Северной Африке.

Габсбурги создали Военную Краину, защищавшую Габсбургскую монархию от турок. Ослабление кадровой политики Османской империи в войне с Габсбургской Австрией вызвало нехватку первой в вооружении в Тринадцатилетней войне. Это способствовало низкой дисциплине в армии и открытому неподчинению командованию. К 1600 году население империи достигло 30 000 000 человек, и нехватка земли вызвала ещё большее давление на Порту. При содействии визирей Кёпрюлю турки возвратили себе Трансильванию, в 1669 году захватили Крит и в 1676 году - Подолье.

В мае 1683 года огромная турецкая армия под командованием Кара Мустафа-паши осадила Вену. Турки медлили с последним штурмом и были разгромлены в Венской битве в сентябре этого же года войсками Габсбургов, немцев и поляков. Поражение в битве вынудило турок 26 января 1699 года подписать со Священной Лигой Карловицкий мир, закончивший Великую Турецкую войну. Турки уступили Лиге многие территории. С 1695 года османы вели контрнаступление в Венгрии, оно закончилось сокрушительным поражением в битве при Зенте 11 сентября 1697 года.

3. Составьте развернутый план на тему: «Россия и Речь Посполитая: от вековой вражды к союзу». Сделайте выводы.

1. Ливонская война 1558-1583 годов. Создание Речи Посполитой.

1.1. Вторжение русских войск в Ливонию (1558 г.). Взятие русскими войсками Нарвы, Дерпта, Полоцка.

1.2. Люблинская уния (1569 г.). Объединение Литвы и Польши.

1.3. Неудачная осада Ревеля русскими войсками (1577 г.), захват войсками Речи Посполитой Полоцка и осада Пскова.

1.4. Ям-Запольский (1582 г.) мир: потеря Россией всех завоеваний.

2. Восстания Косинского и Наливайко: становление украинского казачества как важной политической силы.

3. «Смутное время» в России и русско-польская война (1609–1618 гг.)

3.1. Помощь польских магнатов Лжедмитрию I и Лжедмитрию II.

3.2. Выборгский трактат (1609 г.) о союзе Речи Посполитой со Шведским королевством, захват Москвы и пленение В.Шуйского.

3.3. Второе народное ополчение и освобождение Москвы (1612 г.)

3.4. Деулинское перемирие (1618 г.), к Речи Посполитой отошли Смоленская, Стародубская и Черниговская земли.

4. Восстание Богдана Хмельницкого (1648–1654 гг.)

5. Переяславская рада и русско-польская война (1654–1667 гг.). Присоединение Россией Левобережной Украины и Киева, официальное признание возвращения Смоленска и Брянска по Андрусовскому перемирию (1667 г.)

6. «Вечный мир» (1682 г.): возможность для объединения России и Речи Посполитой против татаро-турецкой агрессии и основа союза в Северной войне (1700−1721 гг.)

Вывод: таким образом, взаимоотношения Речи Посполитой и России входили в систему международных отношений в Европе XVI–XVII вв. Они осложнялись взаимными территориальными и династическими претензиями, борьбой за влияние в Прибалтике и на Украине. Сближению двух государств способствовала необходимость совместной борьбы против Швеции и Османской империи.

4. Каковы были главные задачи внешней политики России в конце XVII в.? Ответ на этот вопрос подготовьте в форме записки посланника одной из стран Западной Европы, прибывшего из Москвы.

Поистине, ни одно дело в управлении государством не требует такой осмотрительности, как выбор лиц, назначаемых в посольство к иностранным государям или народам. Посланных в иноземные государства можно сравнить с жилами, находящимися в недрах земли, назначение которых - препровождать сообразно со слоями, через которые они проходят, в свою отчизну целебные или вредные для ее состава соки. Потому-то и его священное цесарское величество милостивым оком, с врожденным ему монаршим благодушием, измерял силы тех, которые изъявляли желание возложить на себя сие почетное бремя. Наконец его священное цесарское величество решил избрать достозамечательнейшего господина Христофора Игнатия, благородного господина Гвариента-Ралля, Священной Римской империи и королевства Угорского кавалера, действительного надворно-военного советника его цесарского величества. И действительно, не могло быть удачнее выбора. Дипломат этот, по многолетнему опыту, основательно знает свет, и ум его изощрен практикой в государственных делах. Большое значение придает сему мужу в глазах императора и то, что он весьма хорошо знает нравы и дух московского народа, потому что Гвариент еще прежде состоял при цесарском посольстве в Московии.

Его царское величество, приняв посла, сказал ему, что не худо было бы вывести корабли российские в Балтийское море, но прежде всего, следовало бы обеспечить себя относительно порта, иначе весь флот может сделаться игралищем ветров или же добычей неприятелей. Принимая во внимание сообщенные достоверные сведения о претерпеваемых народом недостатках, царское величество желает оказать своим благодеянием особенное одолжение приморским городам и положить прочные основания торговле. Посол получил также уведомление о счастливых успехах, увенчавших русское войско, о знатной победе над татарами. Несомненно, эта победа будет способствовать защите южных рубежей от Османской империи.

Просмотров