Зачем мне изучать икт в образовании. Плюсы» и «минусы» применения информационно-коммуникационных технологий в образовании. Тенденции развития информатизации образования

Современные ИКТ и их роль в системе образования

Информатизация сегодня рассматривается как один из основных путей модернизации системы образования. Это связано не только с развитием техники и технологий, но и, прежде всего, с переменами, которые вызваны развитием информационного общества, в котором основной ценностью становится информация и умение работать с ней. Соответственно, одной из главных задач современной системы образования является разработка проектов и программ, способствующих формированию человека современного общества. Основной целью педагогических коллективов является создание условий для выявления и развития способностей каждого ребенка, формирования личности, имеющей прочные базовые знания и способной адаптироваться к условиям современной жизни. Информатизацию образования следует рассматривать как одно из важных средств достижения поставленной цели. При этом имеется в виду решение ряда последовательных задач: техническое оснащение, создание дидактических средств, разработка новых технологий обучения и т. д., определяющих этапы процесса модернизации.

Развитие информационных технологий и средств телекоммуникаций создает основу для осуществления научных и образовательных программ на качественно новом уровне. Создание скоростных телекоммуникаций и разработка технологий реального времени дает возможность реализации моделей распределенной образовательной среды, построенной на технологиях удаленного доступа к информационным ресурсам и компьютерных средствах общения.30

Несмотря на дефицит телекоммуникационных ресурсов, уже сейчас эти технологии прочно вошли в практику образовательных учреждений. Электронную почту, которая десять лет назад казалась значительным прогрессом в развитии коммуникационных технологий, сменили on-line технологии. А уникальные лабораторные экспериментальные и вычислительные комплексы стали доступны благодаря средствам автоматизации и компьютерным технологиям управления на расстоянии.

Преимущества таких технологий очевидны. Они позволяют объединять материальные и вычислительные ресурсы образовательных и научных центров для решения сложных задач, привлекать ведущих специалистов и создавать распределенные научные лаборатории, организовывать оперативный доступ к ресурсам коллективного пользования и совместное проведение вычислительных и лабораторных экспериментов, осуществлять совместные научные проекты и образовательные программы.

Важным качеством современных информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является их универсальность, они могут быть основой в организации любой деятельности, связанной с информационным обменом , основой в создании общего информационного пространства.31

Информационные технологии возникают как средство разрешения противоречия между накапливающимися во всё возрастающих объемах знаниями, с одной стороны, и возможностями и масштабами их социального использования, с другой стороны. Отсюда и двоякая роль ИКТ: с одной стороны, это средство преобразования знаний в информационный ресурс общества, а с другой – средство реализации социальных технологий и преобразования их в социально-информационные технологии, которые уже могут непосредственно использоваться в системах государственного управления и общественного самоуправления.

Обозначим основные дидактические требования, предъявляемые к информационно-коммуникационным технологиям в образовании с целью повышения эффективности их применения в образовательном процессе:

· мотивированность в использовании различных дидактических материалов;

· четкое определение роли, места, назначения и времени использования электронных образовательных ресурсов и компьютерных средств обучения;

· ведущая роль преподавателя в проведении занятий;

· введение в технологию только таких компонентов, которые гарантируют качество обучения;

· соответствие методики компьютерного обучения общей стратегии проведения учебного занятия;

· учет того, что введение в комплект учебных средств электронных образовательных ресурсов, компьютерных обучающих программ требует пересмотра всех компонентов системы и изменения общей методики обучения;

· обеспечение высокой степени индивидуализации обучения;

· обеспечение устойчивой обратной связи в обучении и др.

Применение общедидактических принципов обучения и реализация обозначенных требований к использованию в образовательном процессе ИКТ будет способствовать повышению качества подготовки. В силу этого следует рассматривать их в контексте целей образования и научного осмысления практики образовательной деятельности, исходя из принципов целесообразности и эффективности использования ИКТ в учебном процессе.

ИКТ расширяют возможности образовательной среды, как разнообразными программными средствами, так и методами развития креативности обучаемых. К числу таких программных средств относятся моделирующие программы, поисковые, интеллектуальные обучающие, экспертные системы, программы для проведения деловых игр . Фактически во всех современных электронных учебниках делается акцент на развитие творческого мышления. С этой целью в них предлагаются задания эвристического, творческого характера, ставятся вопросы, на которые невозможно дать однозначный ответ и т. д. Коммуникационные технологии позволяют по-новому реализовывать методы, активизирующие творческую активность. Обучаемые могут включиться в дискуссии, которые проводятся не только в аудитории или классе, но и виртуально, например на сайтах периодических изданий, учебных центров. В выполнении совместных творческих проектов могут участвовать учащиеся различных учебных заведений.

Использование лабораторного оборудования позволяет организовать в реальном времени постановку демонстрационного эксперимента, усиливающего понимание материала и его усвоение. Применение спутниковых технологий позволяет перейти на более высокую ступеньку использования в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий.

Применение ИКТ в системе образования актуализирует их коммуникативную составляющую. Проникновение компьютерных телекоммуникаций в сферу образования инициировало развитие новых образовательных технологий, когда техническая составляющая образовательного процесса приводит к сущностному изменению образования. Развитие компьютерных телекоммуникаций в образовании инициировало появление новых образовательных практик, что в свою очередь способствовало трансформации образовательной системы в целом. Границы образовательной сферы, локализованные институциональными, временными и пространственными рамками были значительно расширены за счет внедрения телекоммуникационных технологий в образовательный процесс.

Модели обучения, в которых используют информационно-коммуникационные технологии, можно охарактеризовать следующим образом:

· Модель изучения. Изучение и освоение компьютера, пользовательского интерфейса, программы. Освоение орудий труда, инструментария.

· Модель существования. Программные среды моделирования. Игры, тренажеры, Интернет.

· Модель управления собственной информацией. Формирование и накопление информационных материалов в смысле накопления, организации их хранения, обновления и т. д.

· Модель управления технологическим процессом. Управление лабораторными опытами.

· Модель творчества. Компьютер как инструмент познания и творчества.

· Модель общения. Дистанционное общение, обучение и образование.

· Модель просмотра. Удовлетворение собственного любопытства,

· Модель добывания информации. Поиск информации при использовании электронных энциклопедий и путеводителей.

· Модель опосредованного взаимодействия. Участие в проектах необязательно предполагает непосредственное использование компьютера.

Типология информационно-коммуникационных технологий,

используемых в образовании

Технологии представления информации. Информатизация начальной ступени образования. Информатизация естественнонаучного образования

За достаточно короткую историю информатики уже создано огромное количество различных информационных технологий, и с освоением многих из них, необходимых и полезных, современный человек практически постоянно запаздывает в различных видах своей деятельности. Зачастую такова участь и профессионалов в области ИКТ, успевающих осваивать их только в своей узкопрофессиональной сфере. Для того чтобы не чувствовать себя беспомощным в современном информационном мире, необходимо постоянно «подпитывать» себя изучением все новых технологий.

1) технологии представления информации (мультимедиа, гипертекст, виртуальная реальность);

2) технологии структурирования информации и систем искусственного интеллекта (базы данных и знаний, экспертно-обучающие системы);

3) коммуникационные технологии (сети разных уровней, телекоммуникации).

Рассмотрим каждое направление в отдельности.

Технологии представления информации

Информационный ресурс – накопленные за всю историю человечества знания – до сих пор в основном сохранялся в пассивной форме, в виде печатной продукции. С появлением ин­формационных технологий на базе современных компьютеров как новых средств работы с информацией появилась возможность перевести информацию из пассивной формы в активно функционирующий ресурс на основе таких технологий, как, например, технологии мультимедиа и гипертекста (гипермедиа).

Мультимедиа – быстро развивающаяся современная информационная технология, позволяющая объединить информацию разных типов, таких, как текст, звук, графическое изображение, анимация (мультипликация) и видеоизображение. В результате обеспечивается такое представление информации, при котором человек воспринимает ее сразу несколькими органами чувств одновременно в сочетании с использованием больших объемов информации, быстрым доступом и интерактивными возможностями работы с ней, что предопределяет качественно новые возможности повышения эффективности образования при, например, создании учебных материалов совершенно нового типа.

Другой технологией этого направления является технология гипертекста. Гипертекст – это специальным образом структурированный текст, расположенный нелинейным образом, в виде отдельных фрагментов, которые связаны друг с другом посредством ссылок, в результате текст располагается как бы в виде ветвящегося дерева. Ссылки делают процесс цитирования каких-либо источников текста чрезвычайно простым. При этом речь идет не о цитировании в обычном смысле, принятом для книг и журналов на бумажных носителях, а о возможности тут же одним движением компьютерной мыши получить полный текст источника. В результате вообще меняется сам способ изложения текстов, пропадает необходимость в цитатах в обычном смысле, а в тексте остаются только ссылки, позволяющие сразу же получить нужное пояснение к нему, информация получается как бы свернутой во времени и пространстве.

В сочетании с гипертекстом мультимедиа образуют средства гипермедиа (hypermedia – сверхсреда). В данном случае гипертексты содержат не только текстовую, но и различную визуальную и звуковую информацию. Носителем гипермедийной информации обычно является специальный оптический компакт-диск, позволяющий хранить большие объемы структурированной разнотипной информации, считывание которой происходит посредством лазера.

Использование технологии гипермедиа в учебном процессе позволяет повысить эффективность обучения за счет стимуляции у обучаемого наибольшего количества ощущений, возможности моделирования различных объектов, явлений и процессов и интерактивного управления ими, формирования у обучаемых навыков работы с различными типами информации и ее свободной манипуляцией, возможности разворачивания и сворачивания ветвей информации в пространстве и времени, что предполагает реализацию широкого спектра обучающих воздействий.

Практическая реализация систем гипермедиа привела к появлению электронных книг, которые условно можно разделить на четыре класса: энциклопедические, информационные, обучающие, экзаменующие.

Электронный учебник - это программно-методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно или при частичном участии преподавателя осваивать учебный курс или его раздел средствами ИКТ. Каждый электронный учебник обычно имеет информационную (содержательную), тренирующую (упражнения на закрепление полученных знаний) и тестирующую (настраиваемый банк вопросов, непосредственно модуль тестирования, экспертный модуль для анализа и оценки) части.

Сложность практического использования электронных книг и учебников вызвана в основном их предназначением для самостоятельного обучения. Они содержат большое количество разветвленной дополнительной информации, и каждый ученик выбирает собственный маршрут изучения материала, поэтому они не всегда вписываются в канву традиционного классно-урочного учебного процесса.

Несмотря на сложности разработки и реализации, все более широкое распространение в образовательных целях получает новая технология неконтактного информационного взаимодействия – виртуальная реальность, создающая иллюзию непосредственного вхождения и присутствия в реальном заэкранном мире с помощью комплексных мультимедиа-операционных сред и специальных устройств. Эта развивающаяся технология представляется принципиально иной, будущей ступенью развития средств гипермедиа. Контакт пользователя с системой виртуальной реальности осуществляется с помощью очков-телемониторов и специального устройства – джойстринга, создающего эффект обратной силовой связи и обеспечивающего общение жестами с помощью интерфейс-перчатки.

Реализация технологии виртуальной реальности в образовательных целях способствует формированию опыта деятельности по имитированию, проектированию, моделированию объектов, явлений и процессов предметного мира; развитию наглядно-образного, теоретического мышления, что позволяет обучаемому изучать не только объекты и явления окружающей нас реальной действительности, но и те, которые в реальности невоспроизводимы или сложно воспроизводимы (космические полеты на другие планеты, новые хирургические операции, наблюдения за сложными природными явлениями и т. д.).

Познание виртуального мира, внутрь которого попадает человек в процессе работы с системой, развивает воображение, абстрактное мышление, помогает понять и осознать сущность самых уникальных явлений и процессов. Основными трудностями внедрения технологии виртуальной реальности являются сложность и высокая стоимость инструментальных программных средств для создания компьютерных программных продуктов, а также необходимость использования дорогостоящего оборудования.

Информационные технологии (ИТ, от англ. information technology, IT) - широкий класс дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, а также создания данных, в том числе, с применением вычислительной техники.

В последнее время под информационными технологиями чаще всего понимают компьютерные технологии. В частности, ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, защиты, обработки, передачи и получения информации. Специалистов по компьютерной технике и программированию часто называют ИТ-специалистами.

Согласно определению, принятому ЮНЕСКО, ИТ - это комплекс взаимосвязанных научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы. Сами ИТ требуют сложной подготовки, больших первоначальных затрат и наукоемкой техники. Их внедрение должно начинаться с создания математического обеспечения, формирования информационных потоков в системах подготовки специалистов.

Основные черты современных ИТ:

хранение больших объёмов информации на машинных носителях;

передача информации на значительные расстояния в ограниченное время.

https://pandia.ru/text/78/231/images/image002_52.gif" alt="Современные ИКТ и их роль в образовании" width="521" height="210">

Выступление на м/о

учителя истории

Спартаковской ЗОШ

В наши дни самым ценным ресурсом является информация, а самым невосполнимым - время, которого у современного человека катастрофически не хватает. Безусловно, повышенный темп жизни, учащенный пульс времени оказывает колоссальное влияние на воспитание и образование подрастающего поколения. Современному учителю необходимо четко понимать, что дети, которых ему предстоит учить, родились и пришли в школу уже в XXI веке, а значит, росли и формировались в совершенно ином информационном пространстве, нежели поколения ребят 80х - 90х годов. Понятно, что любимым развлечением, неотъемлемой приметой жизни школьника, а иногда, к сожалению, и лучшим другом становится компьютер.

Век компьютерных технологий набирает обороты и уже, пожалуй, нет ни одной области человеческой деятельности, где они не нашли бы свое применение. Для современного учителя немыслимо отстать от своих учеников, поэтому постоянно приходится упорно учиться, идти в ногу со временем, осваивать новые технологии, методы и формы преподавания. Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Поэтому с 2005 года я работаю над проблемой комплексного использования информационно-коммуникационных технологий в преподавании русского языка и литературы.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения, стимулируют самостоятельную работу учащихся, формируют опыт ответственного выбора и ответственной деятельности. Возникла необходимость в , построенной на основе современных информационных технологий, реализующей принципы личностно ориентированного образования.

Данная проблема возникла не сама по себе. Условием ее возникновения стал невысокий уровень сформированности информационной и коммуникативной компетентности школьников, огромный поток негативной информации, отрицательно влияющей на формирование личности ученика, а также неумение находить, обрабатывать и использовать нужную, полезную информацию. В связи с этим мною была поставлена цель - развитие информационной и коммуникативной компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы.

Актуальность поставленной цели обусловлена широчайшей востребованностью целых областей профессиональной деятельности, основанных на сформированности основных ИКТ компетенций. Конечно, ответственность за их формирование лежит на современной школе. Это одно из условий успешной социализации наших будущих выпускников. Но в связи с этим возникает другая проблема- проблема нравственности и гуманности информации, сохранения самобытности человеческой личности. Уроки русского языка и литературы как нельзя лучше формируют новое мышление школьников, при котором проблемы этики, морали и права не затмевались бы мощным потоком негативной информации.

Система работы современного учителя, на мой взгляд, должна быть обусловлена требованиями к условиям реализации образовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами.

Согласно «Стратегии развития образования Российской Федерации до 2020 года» основной стратегической целью развития образования является создание условий для формирования личности, способной обеспечить устойчивое повышение качества жизни путем поддержания .

ИКТ в современном образовательном процессе

Внедрение современных технологий в образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся.
Новые информационные технологии и программные средства способны помочь учителю более эффективно решать следующие задачи:
  • стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;
  • организация индивидуального обучения школьников;
  • наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.
Целью такой работы является достижение системности использования средств ИКТ, доступности к полному набору современных образовательных технологий и обучающих средств, предназначенных для преподавания русского языка и литературы в соответствии с федеральным компонентом государственных образовательных стандартов основного общего и среднего (полного) общего образования.

Какие задачи предстоит решить для реализации поставленной цели:

  • повышение эффективности процесса формирования самостоятельного приобретения и переноса знаний, сотрудничества и коммуникации, решения проблем и самоорганизации, рефлексии и ценностно-смысловых ориентаций;
  • формирование и оценка ИКТ компетентности обучающихся;
  • совершенствование ИКТ компетентности и методической подготовки учителя;
  • совершенствование технологий применения ИКТ в учебном процессе;
  • систематизация программно-методических материалов Интернет-ресурсов и их синхронизация со школьным базовым курсом русского языка;
  • создание новых компьютерных программных продуктов;
  • включение школы во всероссийскую образовательную среду путем обобщения и распространения опыта работы школы.
На данном этапе работы над заявленной темой я исхожу из материально-технического оснащения нашей школы. На сегодняшний день ГБОУ СОШ 139 имеет полностью оборудованные новейшими техническими средствами с возможностью выхода в Интернет классы начальной школы. В распоряжении ОУ один мобильный класс, один лингафонный кабинет, два кабинета информатики. Ученики среднего звена имеют возможность доступа из каждого кабинета в школьную локальную сеть, в сеть Интернет, Имеющийся потенциал начал использоваться в учебном процессе. Учащиеся обучались основам компьютерной грамотности, получили навыки пользователей. В начальной школе введён в систему дополнительного образования кружок компьютерного пользователя. На данный период 98% обучающихся средней и старшей школы имеют подключение к сети Интернет с домашнего компьютера или с помощью других мобильных устройств. Все это позволяет реализовать поставленные цели не только на уроках русского языка и литературы, но и во внеурочной деятельности учителя-словесника.

На своих занятиях я использую различные . Оговорюсь, что ИКТ не вытеснили из образовательной среды учебник . Учебник - наиболее привычный инструмент и помощник ребенку и педагогу, который можно листать, ощущать, общаться с ним, как с человеком, но ИКТ-технологии - дополнительные возможности учения. Поэтому ИКТ и учебник - единое целое . С помощью ИКТ интенсифицируется информационное взаимодействие между субъектами информационно-коммуникативной предметной среды, результатом является формирование более эффективной модели обучения. Применение ИКТ- технологий на уроке необходимо - это требование времени, которое разнообразит урок, позволяет увеличить его плотность, активизировать работу учащихся.

ИКТ на уроках русского языка и литературы

Какие доступные современному учителю русского языка и литературы ИКТ-технологии помогают сделать процесс обучения и воспитания детей более эффективным?

Во-первых, это технология телекоммуникаций - совокупность приемов, методов, способов обработки, информационного обмена, транспортировки, транслирования информации, представленной в любом виде (символьная, текстовая, графическая, аудио- видеоинформация) с использованием современных средств связи, обеспечивающих информационное взаимодействие пользователей. Например, учащиеся по электронной почте присылают учителю файлы для проверки. Особенно это удобно на этапе подготовки проектов, когда приходится редактировать ученические работы, давать рекомендации и т.д. Также возможно осуществлять связь с учениками-родителями через сервис Skype. К данной технологии примыкает технология дистанционного контроля. К примеру, ученики делают скриншоты выполненных дома онлайн-тестов и высылают их на почту учителю. Технология телекоммуникаций дала возможность учителю показать своих учеников на всероссийском и международном уровнях. Так, в первом полугодии 2012-2013 учебного года 30 моих учеников приняли участие в четырех всероссийских конкурсах сочинений («Наша гордость», «Учителями славится Россия», «Уж небо осенью дышало», «Три желания»), а также в III Всероссийской интернет-олимпиаде по русскому языку. Итоги мероприятия порадовали: 18 дипломов победителей и сертификаты участия всем остальным. Данный вид работы существенно увеличивает интерес к предмету, стимулирует учащихся, повышает их мотивацию.

Во-вторых, это технология компьютерной визуализации учебной информации об изучаемом объекте. Не представляю уроки литературы без визуального сопровождения. Современному школьнику, который так далек от русской классической литературы, просто необходимо просматривать отрывки талантливых экранизаций произведений А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, М.Ю.Лермонтова, И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, Ф.М.Достоевского и др. Это позволяет почувствовать дух изучаемой эпохи, увидеть костюм, услышать живую речь, что способствует расширению представлений и воспитанию читательского таланта школьника. Не секрет, что современному ученику читать зачастую некогда или вовсе не хочется. И тут приходят на помощь современные технологии. Помню, как после вводного урока по роману И.А. Гончарова «Обломов» и просмотра ключевых сцен из фильма «Несколько дней из жизни И.И.Обломова», 10 класс, очарованной Обломовым в исполнении Олега Табакова, с упоением зачитывался романом, хотя книга сначала показалась ребятам скучной. Таких примеров множество. Ребенок не только видит и воспринимает, он переживает эмоции. , писал: "Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика". И технология визуализации здесь незаменима.

В-третьих, технология интерактивного диалога . Это взаимодействие пользователя с программной системой, характеризующееся (в отличие от диалогового, предполагающего обмен текстовыми командами, запросами и ответами, приглашениями) реализацией более развитых средств ведения диалога. При этом обеспечивается возможность выбора вариантов содержания учебного материала, режима работы с ним. Интерактивный режим взаимодействия пользователя с программной системой характерен тем, что каждый его запрос вызывает ответное действие от системы и, наоборот, реплика последней требует реакции пользователя. Работа в мобильном компьютерном классе. На каждом компьютере установлена программа-тренажер. Учащиеся индивидуально решают орфографические задачи на разные правила. Так, например, программа-тренажер по русскому языку «Фраза» - незаменимый помощник учителя-словесника в отработке орфографических и пунктуационных навыков. Интерактивность, повышение интереса к орфографической работе, моментальная оценка всех учащихся, развитие предметной, ИКТ, коммуникативной компетенций, экономия времени - вот только некоторые преимущества использования данной технологии на уроке русского языка.

Незаменима на уроках закрепления и контроля технология тестового педагогического контроля . В сети появилось огромное количество электронных образовательных ресурсов, которые представляют собой разветвленную систему онлайн-тестирований по каждой изучаемой теме. Данная ИКТ-технология является отличным средством для реализации технологии разноуровневого обучения. У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному, реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации учения. Слабым учащимся можно предложить традиционную контрольную работу. Материал в ней представлен менее объемный, структурированный, единообразный. Сильные ученики могут сориентироваться в разноуровневых тестах, выполнить за урок несколько видов работы, получить несколько отметок. Конечно, подобные уроки требуют дополнительного технического оснащения. Так, мы работаем в мобильном компьютерном классе с выходом в интернет через школьный wi-fi. Несомненными плюсами данной технологии является ситуация успеха, когда объем и уровень сложности материала соответствует индивидуальным особенностям каждого обучающегося, повышается накопляемость отметок, реализуется личностно ориентированный подход.

Разнообразить уроки объяснения нового материала или повторения позволяет технология работы с гипертекстом . Это технология обработки информации, обладающая методом организации данных, который характеризуется следующим: в иерархическую базу данных помещены участки обычного текста (объекты) с возможными иллюстрациями; между объектами установлены именованные связи, являющиеся указателями; на экране компьютера помещается участок текста, где объекту соответствует визуальная пометка, которой могут служить специально выделенные в тексте слова и окна, содержащие всю или часть информации о данном объекте; эта информация, в свою очередь, может содержать текст, в котором имеются слова, относящиеся к тем или иным объектам, и указатели на другие объекты. Замечательный учебный материал представлен на портале «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов», где по каждой теме имеются гипертекстовые определения, интерактивные таблицы и схемы. Данная технология позволяет в полной мере реализовать общедидактические принципы наглядности и последовательности, а также установить тесную связь с предыдущим учебным материалом и метапредметные связи.

Технология КСО (коллективного способа обучения). Данная технология включает все четыре формы: коллективную, групповую, парную и индивидуальную. Преимуществом КСО является такая его организация, при которой обучение осуществляется путем общения в динамических парах, когда каждый учит каждого. Данную технологию мне нравится использовать не только на уроках объяснения нового материала или закрепления, но и на уроках анализа контрольных работ, диктантов, сжатых и подробных изложений, сочинений, когда класс должен быстро и качественно выполнить работу над ошибками, оформить записи в тетради в соответствии с едиными требованиями. Учащиеся работают не только фронтально или индивидуально с учителем, но и в парах. Организовать успешную работу мне также помогают технические средства обучения. На доску с помощью проектора выводится образ одной-двух работ, сделанных документ-камерой. Учитель прямо в работе демонстрирует образцы выделения орфо-грамм и пунктограмм. Преимуществами данной технологии являются визуализация, качество выполнения работы над ошибками, экономия времени. Обычно учащиеся с большим интересом работают редакторами своих контрольных работ и работ напарника, охотно подают именно свою тетрадь для общего просмотра и разбора. Документ-камера становится неотъемлемым инструментом, помогающим организовать коллективные формы работы на уроке русского языка.

Никаких сомнений не вызывает, что технология проектного обучения уже давно заняла свое место в системе преподавания многих учителей и не является новой. Тем не менее преимущества ее очевидны: работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. Я тоже использую проектные технологии, но обязательно с поддержкой ИКТ. Выходным продуктом любого такого проекта должен быть цифровой образовательный ресурс, который можно потом использовать любому участнику образовательного процесса не только в Санкт-Петербурге, но и по всей России. Поэтому результаты своей проектной деятельности мы публикуем в сети. Остановлюсь подробнее на последних успешно реализованных проектах.

В марте 2012 года в нашей школе состоялась конференция учащихся «Этимология - происхождение слов» , приуроченная к Дню науки и творчества. Учащиеся 7 класса подготовили научные презентации по этимологии. Также успешно реализован учебный проект для десятиклассников «Деепричастие как…» , который опубликован на моем сайте. Воспользовавшись материалами этого сайта, на уроках русского языка по теме «Деепричастие» можно организовать диагностику, объяснение нового материала в ключе технологии проблемного обучения, осуществить промежуточный и итоговый контроль знаний, а также разработать и осуществить на основе данного свой учебный проект.

Интересный проект «Петербург Достоевского: по следам героев романа «Преступление и наказание» мы реализовали с десятиклассниками в апреле 2012 года. Мы читали роман прямо на улицах центральной части Петербурга, в районе Сенной площади и канала Грибоедова, традиционно именуемой Петербургом Достоевского, и пытались проследить пути, по которым ходили главные герои, считали шаги по маршруту от дома Раскольникова до места, где он совершил убийство старухи-процентщицы, заходили во дворы-колодцы и.т.д. В итоге получился большой альбом цифровых фотографий, из которого ребята сделали в социальной сети заочную экскурсию. Под каждой фотографией появился либо отрывок из романа, либо информация о том месте, которое изображено на фото. Теперь по Петербургу Достоевского смогут прогуляться все желающие. Знаю, что мои коллеги из других городов на уроках по роману «Преступление и наказание» активно пользовались материалом этой виртуальной фотоэкскурсии.

В октябре-ноябре 2012 года воплощены в жизнь два масштабных проекта: «Летний сад» и «Царскосельский императорский лицей в литературе и культуре». Подробнее остановлюсь на втором. Цель проекта: формирование и развитие навыков самостоятельного поиска, отбора, анализа и представления информации учащимися в рамках проекта. На подготовительном этапе учитель русского языка и литературы Вохин Д.Н. и учитель истории и культуры Санкт - Петербурга Ерошенко О.Л. провели в 8 классе уроки согласно календарно - тематическому планированию на темы «А.С. Пушкин. Жизнь и творчество» и «Санкт - Петербург - центр российского образования в начале XIX века». На этих уроках выстраивалось целеполагание: школьники сами осуществляли постановку учебной задачи, а именно - создание цифрового продукта, который станет наглядно-демонстративным материалом для показа на уроке в младших классах. Устанавливались сроки, сообщалось о системе оценивания проекта и таким образом у детей вырабатывалась мотивация для активного участия в проекте.
Так как проект метапредметный, ученики получили отметки сразу по нескольким предметам: литературе, истории и культуре Санкт - Петербурга, истории, русскому языку, географии, информатике.

Учителя в ходе работы над проектом выступали в роли фасилисаторов , т.е. только помогали детям решать поставленные перед ними задачи. Ученикам самим интересно подготовить в конечном итоге урок с поддержкой ИКТ.

При этом формулировалась центральная проблема всего проекта: «Какое влияние оказал Царскосельский лицей на русскую культуру?» Воспитательная ценность проекта заключается в формировании нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания: воспитание патриотизма, уважения к истории своей страны, своего города, своего народа.

Затем мы осуществили выезд в город Пушкин с целью посещения Царскосельского лицея. Во время экскурсии учащиеся записывали необходимую информацию, осуществляли фото- и видеосъемку.

По возвращении с экскурсии проводилась обработка собранного материала, расшифровывались аудиофайлы, создавался фотоотчёт (лучшие снимки отбирались в отдельную папку). Затем школьники подыскивали дополнительную информацию, а также музыкальное сопровождение, которое будет необходимо при создании собственной виртуальной экскурсии в Царское село.

Параллельно с этим я обучал консультантов (3 человека) работе с программой Windows Movie Maker, а те, в свою очередь, помогали остальным ребятам освоить эту программу.
Продуктом поискового этапа стали видеоэкскурсии, созданные несколькими творческими группами учащихся. В этих видеоэкскурсиях в доступной и интересной форме представлены сведения, собранные в процессе работы над проектом.

Затем под руководством учителей восьмиклассники приготовили для младших классов интегрированный урок обмена опытом на заданную тему.

В ходе работы над данным проектом ребята научились:

1. Осуществлять фиксацию изображений и звуков в ходе экскурсии в Царское село.
2. Выбирать технические средства ИКТ для фиксации изображений и звуков в соответствии с поставленной целью.
3. Проводить обработку цифровых фотографий с использованием возможностей специальных компьютерных инструментов.
4. Осуществлять видеосъёмку и проводить монтаж отснятого материала.
5. Осуществлять редактирование, форматирование и структурирование текста.
6. Создавать текст на основе расшифровки аудиозаписей.
7. Формировать собственное информационное пространство: создавать системы папок и размещать в них нужные информационные источники.
8. Использовать различные приёмы поиска информации и анализировать его результаты.
9. Создавать видеопрезентации в программе Windows Movie Maker.

В декабре в интернете, на портале YOUTUBE, проходило голосование за лучшую видеоэкскурсию. Затем на торжественной линейке в конце 2 четверти были награждены победители. Ознакомиться с материалами проекта также можно на сайте школы.

Преимущества ИКТ

Перед вами, конечно, далеко не весь перечень ИКТ-технологий, но и этого вполне достаточно, чтобы осознать, насколько велика их положительная роль в современном образовании. Чем ИКТ-технологии так хороши для учителя? Они дают экономию времени на уроке, глубину погружения в материал, повышенную мотивацию обучения, интегративный подход в обучении, возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов; возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся, т.к. ученики становятся активными участниками урока не только на этапе его проведения, но и при подготовке, на этапе формирования структуры урока или проекта; привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников, получивших достаточный уровень знаний по предмету, чтобы самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, научившихся учиться, самостоятельно добывать необходимую информацию.

Чем ИКТ-технологии так полезны для учащегося? Они приобретают навыки целенаправленно находить информацию и систематизировать ее по заданным признакам; видеть информацию в целом, а не фрагментарно, выделять главное в информационном сообщении. ИКТ делает занятия интересными и развивает мотивацию; предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков; учащиеся начинают понимать более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала; позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям. Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе. Современные технологии способствуют повышению познавательного интереса к предмету, содействуют росту успеваемости учащихся по предмету; позволяют учащимся проявить себя в новой роли; формируют навыки самостоятельной продуктивной деятельности; способствуют созданию ситуации успеха для каждого ученика.

ИКТ работает на конкретного ребенка. Ученик берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Несомненно, что ИКТ относятся к развивающимся технологиям, и должны шире внедряться в процесс обучения .

Все это помогло вовлечь учащихся в работу по предмету, сделать обучение интересным, продуктивным. Я знаю, что русский язык и литературу ребята выбирают как любимые предметы. В 4 четверти 2011/2012 учебного года проведено анкетирование учащихся 5, 8, 9 и 10 классов на предмет удовлетворённости учебным процессом и взаимоотношениями с учителями. Учащимся была предложена анкета, содержащая 10 утверждений. Необходимо было отметить утверждения, с которыми они согласны. Результаты анкетирования были представлены в виде диаграмм по каждому учителю.

Конечно, подобная работа требует дополнительной подготовки и не заканчивается в школе. Современному учителю многое приходится готовить дома, самостоятельно осваивать то новое, что постоянно привносят в образование ИКТ, но потраченное время стоит того. Как приятно слышать от детей после звонка, что они не заметили, как пролетело время урока, а значит, им было интересно, значит, урок надолго запомнится, и все, что на нем происходило, прочно отложится в памяти. Главное - желание учителя, внутренняя потребность повышать свой профессиональный уровень. Для меня современный профессиональный учитель - это человек, готовый к самостоятельному освоению различных программных средств и ресурсов; умеющий создавать свои образовательные ресурсы и проекты, охотно распространяющий свой педагогический опыт.

Мое педагогическое кредо: «Обучать-значит вдвойне учиться». Жозеф Жобер. Учусь я постоянно. Мои ученики - мои верные помощники. В этом мне очень повезло.

В последние десятилетия значительное развитие в России приобрела идея технологизации и информатизации учебного процесса как важного средства совершенствования образовательной системы и обеспечения прогресса общества в целом.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании - это совокупность методов, устройств и процессов, используемых для сбора, обработки и распространения информации и использования их в образовательном процессе.

Реализация различных видов занятий с применением ИКТ в обучении позволили сформулировать педагогические условия их использования: достаточный уровень информационной компетентности преподавателя и студентов; умение представить содержание учебного предмета соответственно выбранной форме занятия; наличие соответствующей материально-технической базы; моделирование образовательной среды, адекватно отражающей содержание, и представленной обучающими ресурсами сети Интернет и мультимедийными средствами. Несмотря на то, что стремительное развитие мультимедиа, и Интернет вызвало большой интерес у педагогов к компьютерному обучению, обеспечение качества и эффективность обучения с использованием ИКТ остается на недостаточно высоком уровне.

Постоянно идет обновление существующего программного обеспечения; совершенствуется компьютерная техника и информационно-коммуникационные технологии в образовании. Такая ситуация ставит преподавателей вузов и учителей школ в позицию специалистов, постоянно осваивающих новый материал и параллельно адаптирующих эту новую информацию для студентов и школьников. Естественно, что к такой сложной деятельности целесообразно готовить не только студентов в педагогических колледжах и вузах, но и уже работающих учителей и работников вузов.

Рассмотрим возможности использования информационно-коммуникационных технологий в основных видах деятельности преподавателя - учебной, методической, научной..
ИКТ используются в различных видах учебной деятельности преподавателя вуза (лекциях, практических занятиях, учебно-тренировочных играх; руководстве проектной деятельностью студентов, курсовыми и дипломными проектами) и учителя (уроках различных типов, факультативных занятиях, консультациях, руководстве учебными проектами, самостоятельной деятельностью учащихся).

В современном образовательном учреждении педагог, который использует в процессе чтения лекций, проведения уроков. мультимедиа-проектор, электронную доску и компьютер, имеет выход в Интернет, обладает качественным преимуществом перед коллегами, работающими только в рамках привычной «меловой технологии. При этом необходимо учитывать:

Уровень подготовленности и образованность учащихся, для которых читается такая лекция (университет, педагогический колледж, лицей);
- профессиональную направленность учащихся (гуманитарная, естественно-научная);
- специфику учебной дисциплины;
- особенности конкретной темы;
- технические возможности для использования компьютерной техники в аудитории.

Не всякий учебный материал подходит для такой формы проведения учебных занятий, однако ее элементы возможны в любых случаях. Нами разработаны и использованы при чтении лекций-визуализаций по педагогическим дисциплинам:

Модель Web-сайта преподавателя кафедры педагогики («Педагогика», «Новые информационные технологии в образовании»;
- презентации: «Высшее образование в мире» («Педагогика», «Психология и педагогика»), «Компьютерные обучающие программы» («Новые информационные технологии в образовании»), «Эмоции» («Психология и педагогика», «Общая психология») и др.;
- пакеты компьютерных файлов подготовленных самостоятельно: «Методы обучения» («Педагогика»), «Деловые игры» («Педагогика высшей школы»);
- пакеты файлов, скачанных из сети Интернет и систематизированные по темам: «Основные образовательные порталы и сайты как в русскоязычной, так и англоязычной составляющей Сети», «Виртуальные библиотеки», «Подготовка к единому государственному экзамену», «Школьный курс математики и Интернет» («Педагогика», «Новые информационные технологии в образовании», «Методика преподавания английского языка»).

На занятиях данного типа используются также материалы, скачанные из сети Интернет и представленные в виде текстов и рисунков.
Особое значение мы придаем использованию метода проектов в учебно-познавательной деятельности учащихся с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. В качестве теоретической основы разработки проектов различного типа использовались основополагающие работы Е.С.Полат. Если телекоммуникационные проекты достаточно широко, как показывают материалы научных конференций по проблемам информатизации образования, используются школьными педагогами, значительно меньше - вузовскими преподавателями специальных дисциплин, то по вопросам педагогического образования, психологии и педагогики - исключительно редко.

Проектная деятельность осуществляется по определенной схеме, начиная с четкого обоснования выбора темы проекта и заканчивая его практическим воплощением. Учащимися разрабатываются структура проекта по определенному сценарию: цель проекта, задачи, план реализации проекта, ожидаемый результат. Так, например, по теме исследования обучаемыми: разрабатывается макет буклета (с использованием программы Microsoft Publisher); подготавливается презентация для защиты проекта (с использованием программы Microsoft PowerPoint), создается веб-сайт (с использованием программ Microsoft Publisher либо Microsoft Word) с использованием интернет-ресурсов по проблеме проекта.

Для того, чтобы успешно применять ИКТ в методической работе (как учебно-методической, так и научно-методической направленности) преподаватель должен быть хорошо осведомлен о различных видах информационно- коммуникационных технологий и уметь практически применять некоторые из них, уметь организовывать учебно-познавательную деятельность студентов и школьников в новых условиях.

Преподаватель должен иметь определенную систему знаний, умений и опыта творческой деятельности.
Знания: основных видов ИКТ, перспектив их развития и существующих проблем; возможностей сети Интернет и образовательных возможностей основных видов телекоммуникаций (E-mail, в том числе рассылок образовательной направленности; Web-форумов, электронных конференций, чат-конференций и др.); основных образовательных сайтов как отечественных, так и зарубежных (краткая характеристика содержания ресурсов, дидактические возможности и т.п.); различных подходов к построению типологии мультимедийных обучающих программ, наиболее популярных в мировой практике типов программ, классификаций программ по функциональному признаку (наиболее распространенных в нашей стране), характеристик отдельных типов обучающих программ; средств оценки образовательных сайтов в сети Интернет, обучающих программ и критериев их качества; различных видов дистанционного обучения на базе НИТ; основных сайтов ВУЗов (как в русскоязычных, так и англоязычных), осуществляющих дистанционное обучение (краткая характеристика содержания ресурсов, дидактические возможности); форм и методов организации учебно-познавательной деятельности в условиях использования НИТ; возможностей использования в образовательных целях пакета программ Microsoft Office, Microsoft Publisher, Fine Reader, программ-переводчиков и др.

Основные умения: использования пакета программ Microsoft Office, программы Microsoft Publisher, программы Fine Reader, программ-переводчиков и др.; использования Internet для коммуникаций и сбора информации, необходимой в образовании; оценивать достоверность информации, приобретенной через ресурсы Сети, синтезировать эти данные, приобретаемые через Internet, в значимое целое; использование различных поисковых систем и каталогов; работать с различными видами телекоммуникаций.

Опыт творческой деятельности, состоящий: в анализе информации о возможностях различных видов новых информационных технологий, в разработке моделей образовательных сайтов по предмету специализации, сайтов учебного заведения в сети Интернет (с использованием программы Microsoft Publisher); в подготовке докладов к электронным научно-методическим и методическим конференциям в сети Интернет.

Разработка дистанционных курсов для размещения их в сети Интернет в настоящее время является актуальной для многих вузов и школ. Созданы информационные обучающие среды, для создания сетевых (дистанционных) курсов и использования их в учебном процессе. Наибольшую сложность составляет подготовка соответствующих дидактических материалов для данных курсов. Это новый аспект методической работы не только преподавателей вузов, но и школьных учителей.

Повышение уровня методической работы педагога как высшей, так и средней школы, предполагает постоянное повышение квалификации. Повышение квалификации преподавателей осуществляется в различных формах: через систему повышения квалификации преподавателей, осуществляемая Институтами развития образования, через работу методических объединений и кафедр в школах, через дистанционные курсы с использованием сети Интернет.

В настоящее время необходимыми умениями для методической работы преподавателя вуза и школы: умение находить нужную научно-методическую и учебно-методическую информацию в сети Интернет, выставлять результаты научно-методической и учебно-методической работы на сайтах педагогической направленности, электронных педагогических журналах, электронных конференциях. Это особенно важно в современных условиях, так как некоторые научно-методические и научно-практические конференции доступны только через Интернет. Преподаватель имеет возможность не только прочитать содержание учебников, учебно-методических пособий по предмету, который он преподает, но и скачать соответствующие файлы на свой компьютер, распечатать нужные главы и отдельные методические рекомендации при подготовке к различным видам учебно-познавательной деятельности учащихся.

Научная работа преподавателя школы и вуза в новых условиях деятельности также имеет некоторую специфику. Рассмотрим некоторые ее элементы:

Ознакомление с информацией в сети Интернет о всех научных конференциях, которые будут по проблеме исследования проходить, как в нашей стране, так и за рубежом;
- анализ научных данных, представленной в сети Интернет по теме научной работы преподавателя (как в русскоязычной, так и англоязычной составляющей Сети);
- участие в электронных научных конференциях (подготовка докладов к электронным конференциям для размещения их в сети Интернет; использование электронной почты для «посылки» доклада, тезисов доклада на научную конференцию, проводимую в классическом варианте);
- подготовка макетов (в электронном виде) методических рекомендаций, учебно-методических пособий, монографий;
- использование пакетов программ для статистической обработки экспериментальных данных научных исследований и т.д.;
- проведение научных исследований по проблемам информатизации образования; оформление их в виде диссертационных исследований и защита кандидатских диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук по специальностям: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования; 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (информатика, уровень общего образования, уровень высшего образования).

В настоящее время достаточно распространено обучение преподавателей школ, преподавателей колледжей и вузов в аспирантуре (без отрыва от профессиональной деятельности). Так, под руководством автора данной статьи выполнены диссертационные исследования по проблемам информатизации образования и защищены кандидатские диссертации в 2005 году на темы: «Организация творческой деятельности учащихся лицея средствами информационно-коммуникационных технологий», «Формирование готовности студентов педагогического колледжа к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности», «Формирование готовности учителей к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности средствами системы поддерживающего обучения», «Совершенствование информационной подготовки учителей средних общеобразовательных школ в условиях региональной системы повышения квалификации».

Использование информационно-коммуникационных технологий в различных видах деятельности преподавателя способствует повышению эффективности учебного процесса, повышению уровня их методической и научно-исследовательской работы.

Литература:

1. Кручинина Г.А. Возможности программ Microsoft PowerPoint и Microsoft Publisher в работе преподавателя вуза / Современные проблемы науки, образования и производства. Материалы межвузовской научно-практической конференции (2-4 октября 2003 г.) - Н Новгород: УРАО, 2003. С.60-62
2. Кручинина Г.А. Метод проектов в контекстном обучении в условиях информатизации образования / Проблемы теории и практики в подготовке современного специалиста. Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 1.Н. Новгород, Изд-во НГЛУ им. Н.А.Добролюбова, 2003. С. 113-123
3. Кручинина Г.А. Методическая работа преподавателя в условиях использования новых информационных технологий обучения / Проблемы теории и практики в подготовке современного специалиста. Межвузовский сборник научных трудов. - Н. Новгород, Изд-во НГЛУ, 2003. С. 126 - 136 .
4. Кручинина Г.А. Педагогическая концепция образовательного сайта / Сучаснi педагогiчнi технологii в сферi освiти. Сбiрка наукових праць. Випуск I. Мелiтополь.: МДПУ, 2001. С. 122-127.
5. Кручинина Г.А. Формирование готовности студентов педагогических специальностей к использованию новых информационных технологий в образовании и педагогической науке / Вестник Нижегородского государственного университета им. Н.И.Лобачевского. Серия: Инновации в образовании. Выпуск 1(2). Н.Новгород: Изд-во ННГУ, 2001. С.151 - 175.
6. Кручинина Г.А., Исакова С.Н. Совершенствование лекционной формы обучения в условиях информатизации учебного процесса / Проблемы профессиональной подготовки специалистов в условиях непрерывного многоуровневого образования. Труды Межвузовской научно-практической конференции преподавателей, студентов, аспирантов, соискателей и специалистов (19 декабря 2003 г.). - Н.Новгород: ВГИПА, 2003. С. 115 - 117.
7. Кручинина Г.А.Использование учебно-методического пакета: «Педагогика: новые информационные технологии в учебном процессе» в системе подготовки студентов к педагогической деятельности / Подготовка педагога в условиях модернизации образования. Материалы региональной научно-практической конференции (18-19 марта 2003 года). - Н. Новгород: Изд-во НГПУ, 2003. С. 176 - 179
8. Полат Е.С. Метод проектов. Internet - http://users.kaluga.ru/school6/school /polat.htm
9. Исакова С.Н. Формирование готовности студентов педагогического колледжа к использованию информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности». Автореф. дис…канд. пед. наук. Н.Новгород, 2005. - 26 с.
10. Канянина Т.И. Организация творческой деятельности учащихся лицея средствами информационно-коммуникационных технологий. Автореф. дис… канд. пед.наук. Н.Новгород, 2005. - 24 с.
11. Шевцова Л.А. Формирование готовности учителей к использованию новых информационных технологий в профессиональной деятельности средствами системы поддерживающего обучения. Автореф. дис… канд. пед.наук. Н.Новгород, 2005. -26 с.
12. Чеченина С.И. Совершенствование информационной подготовки учителей средних общеобразовательных школ в условиях региональной системы повышения квалификации. Автореф. дис…канд. пед. .наук. Н.Новгород, 2005. - 27 с.

информационный образование российский педагог

Понятие информационных и коммуникационных технологий

Процессы информатизации современного общества и тесно связанные с ними процессы информатизации всех форм образовательной деятельности характеризуются процессами совершенствования и массового распространения современных информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Подобные технологии активно применяются для передачи информации и обеспечения взаимодействия преподавателя и обучаемого в современных системах открытого и дистанционного образования. Современный преподаватель должен не только обладать знаниями в области ИКТ, но и быть специалистом по их применению в своей профессиональной деятельности.

Слово «технология» имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерных знаний для решения практических задач. В таком случае информационными и телекоммуникационными технологиями можно считать такие технологии, которые направлены на обработку и преобразование информации.

Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) - это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации. Важнейшим современным устройствами ИКТ являются компьютер, снабженный соответствующим программным обеспечением и средства телекоммуникаций вместе с размещенной на них информацией.

Средства ИКТ, применяемые в образовании

Основным средством ИКТ для информационной среды любой системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением. Основными категориями программных средств являются системные программы, прикладные программы и инструментальные средства для разработки программного обеспечения. К системным программам, в первую очередь, относятся операционные системы, обеспечивающие взаимодействие всех других программ с оборудованием и взаимодействие пользователя персонального компьютера с программами. В эту категорию также включают служебные или сервисные программы. К прикладным программам относят программное обеспечение, которое является инструментарием информационных технологий - технологий работы с текстами, графикой, табличными данными и т.д.

В современных системах образования широкое распространение получили универсальные офисные прикладные программы и средства ИКТ: текстовые процессоры, электронные таблицы, программы подготовки презентаций, системы управления базами данных, органайзеры, графические пакеты и т.п.

С появлением компьютерных сетей и других, аналогичных им средств ИКТ образование приобрело новое качество, связанное в первую очередь с возможностью оперативно получать информацию из любой точки земного шара. Через глобальную компьютерную сеть Инернет возможен мгновенный доступ к мировым информационным ресурсам (электронным библиотекам, базам данных, хранилищам файлов, и т.д.). В самом популярном ресурсе Интернет - всемирной паутине WWW опубликовано порядка двух миллиардов мультимедийных документов.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат. Разработаны специальные программы для общения в реальном режиме времени, позволяющие после установления связи передавать текст, вводимый с клавиатуры, а также звук, изображение и любые файлы. Эти программы позволяют организовать совместную работу удаленных пользователей с программой, запущенной на локальном компьютере.

С появлением новых алгоритмов сжатия данных доступное для передачи по компьютерной сети качество звука существенно повысилось и стало приближаться к качеству звука в обычных телефонных сетях. Как следствие, весьма активно стало развиваться относительно новое средство ИКТ - Интернет-телефония. С помощью специального оборудования и программного обеспечения через Интернет можно проводить аудио и видеоконференции.

Для обеспечения эффективного поиска информации в телекоммуникационных сетях существуют автоматизированные поисковые средства, цель которых - собирать данные об информационных ресурсах глобальной компьютерной сети и предоставлять пользователям услугу быстрого поиска. С помощью поисковых систем можно искать документы всемирной паутины, мультимедийные файлы и программное обеспечение, адресную информацию об организациях и людях.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

Существует несколько основных классов информационных и телекоммуникационных технологий, значимых с точки зрения систем открытого и дистанционного образования. Одними из таких технологий являются видеозаписи и телевидение. Видеопленки и соответствующие средства ИКТ позволяют огромному числу студентов прослушивать лекции лучших преподавателей. Видеокассеты с лекциями могут быть использованы как в специальных видеоклассах, так и в домашних условиях. Примечательно, что в американских и европейских курсах обучения основной материал излагается в печатных издания и на видеокассетах.

Телевидение, как одна из наиболее распространенных ИКТ, играет очень большую роль в жизни людей: практически в каждой семье есть хотя бы один телевизор. Обучающие телепрограммы широко используются по всему миру и являются ярким примером дистанционного обучения. Благодаря телевидению, появляется возможность транслировать лекции для широкой аудитории в целях повышения общего развития данной аудитории без последующего контроля усвоения знаний, а также возможность впоследствии проверять знания при помощи специальных тестов и экзаменов.

Мощной технологией, позволяющей хранить и передавать основной объем изучаемого материала, являются образовательные электронные издания, как распространяемые в компьютерных сетях, так и записанные на CD-ROM. Индивидуальная работа с ними дает глубокое усвоение и понимание материала. Эти технологии позволяют, при соответствующей доработке, приспособить существующие курсы к индивидуальному пользованию, предоставляют возможности для самообучения и самопроверки полученных знаний. В отличие от традиционной книги, образовательные электронные издания позволяют подавать материал в динамичной графической форме.

ВВЕДЕНИЕ

Двадцать первый век - век высоких компьютерных технологий. Современный учащийся живет в мире электронной культуры. Меняется роль преподавателя в информационной культуре он должен стать координатором информационного потока. Преподаватель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически и технически готов использовать информационные технологии в преподавании. Любой этап лекции или практического занятия можно оживить внедрением новых технических средств.

Включение информационных технологий в учебный процесс позволяет преподавателю организовать разные формы учебно-познавательной деятельности на занятиях, сделать активной и целенаправленной самостоятельную работу учащихся. Компьютер может использоваться на всех этапах: как при подготовке лекции, так и в процессе обучения: при объяснении (введении) нового материала, закреплении, повторении и контроле.

Информационные технологии можно рассматривать как средство доступа к учебной информации, обеспечивающее возможности поиска, сбора и работы с источником, в том числе в сети Интернет, а также средство доставки и хранения информации. Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты.

ПОНЯТИЕ И ЗНАЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Информационная технология (ИТ) (также -- информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) -- это процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления.

Преимущества использования средств ИКТ в образовании

Информационные и коммуникационные технологии открывают реальные перспективы для совершенствования системы образования, а именно: широкое внедрение средств ИКТ для наглядного, динамичного представления учебной информации с использованием видеоизображений, звука и удаленного доступа к информационным ресурсам? непрерывность и преемственность компьютерного обучения на всех уровнях формах образования - дневное, заочное и дистанционное - за счет компьютерной поддержки всех предметов и дисциплин учебного процесса? создание научно и методически обоснованной системы образования на основе новых информационных технологий.

Преимуществами использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением:

информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности?

компьютер позволяет существенно повысить мотивацию студентов к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных решений задач?

ИКТ вовлекают учащихся в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности?

использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений?

ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности учащихся, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом?

Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.

Недостатки использования средств ИКТ

Однако, при применении ИКТ в образовании возникают ряд недостатков

учреждение образование должно иметь в наличии не обходимое оборудование, для проведения занятий с ИКТ, приобретение которого обходиться не дорого;

преподаватели должны обладать соответствующими умениями, для возможности преподавать и создавать лекционный материал с использованием ИКТ;

настройка техники может оказаться опасной;

наличие программного обеспечения(ПО), в случаи платного ПО необходима лицензия на его использование.

Также возникают этические проблемы:

применение ИКТ в различных областях человеческой деятельности влечет за собой создание нформационно­ориентированного общества. Таким образом, обучая навыкам работы с компьютерами, преподаватели готовят к жизни в условиях нового общества.

доступность ИКТ, которая состоит из собственно доступности и комфортности. Повышение доступности было достигнуто, благодаря различным изменениям в компьютерных системах, прежде всего развитию персональных компьютеров и компьютерных сетей. Комфорт достигается применением графического интерфейса и функциональных стандартов.

оценка эффективности ИКТ в образовании, которая включает с одной стороны целесообразность применения технологии, с другой - способы её использования

Классификация ИКТ

Информационная технология обучения предполагает использование наряду с компьютерной техникой специализированные программные средства. Программное средство учебного назначения - это программное средство, в котором воссоздается некоторая предметная область, где реализуется технология ее изучения, создаются условия для осуществления различных видов учебной деятельности. Такие программные средства, функционально поддерживающие различные виды учебного процесса, получили называние педагогических программных средств.

В настоящее время существует большое количество различных классификаций и типологий педагогических программных средств.

По методическому назначению педагогическими программными средствами могут выступать:

Компьютерные учебники (лекции);

Программы-тренажеры (самоучители);

Контролирующие (тестовые оболочки);

Информационно-справочные (энциклопедии);

Имитационные;

Моделирующие;

Демонстрационные (слайд- или видео-фильмы);

Учебно-игровые;

Досуговые (компьютерные игры: аркадные, квесты, стратегии, ролевые, логические, спортивные и др. типы).

Просмотров