Закономерности и правила эволюции. Эволюционный процесс. Этапы эволюции Этапы эволюции животных

краткое содержание других презентаций

«Олимпиады по биологии» - Тип питания. Молекула. Белки. Изучение предпочтительного выбора брачного партнера. Максимальное количество баллов. Кодовый триплет. Среднее количество баллов. Роль кислорода. Как классифицируют мутации по воздействию на клетки. Двуокись углерода. Растения. Образование карбгемоглобина. Миграция группы. Методика подготовки к олимпиадам. Пища. Расщепление. Количество баллов. Годичное кольцо. Набор хромосом.

«Задания ЕГЭ по биологии» - Генотипы родителей. Отличие понятий «этнические общности» и «расы». Максимальный балл. Признаки доминантные. Гаплоидный набор хромосом. Мимикрия. Генотипы потомства. Элементы ответа. Определите массу белка. Тип защитного приспособления от врагов. Участие функциональных групп в биосферном круговороте веществ. Формирование пищевого комка в ротовой полости. Подсчитаем количество нуклеотидов в ДНК. Активный путь.

«ГИА по биологии» - Распределение отметок по пятибалльной шкале. Рекомендации. Распределение заданий по сложности в 2013 г. Основное общее образование. Биология как наука. Структура и содержание стандарта по биологии. Контрольные измерительные материалы 2013 г. Государственная итоговая аттестация. Гистограмма распределения баллов. Гистограмма распределения первичных баллов. Человек и его здоровье. Недостатки. Признаки живых организмов.

«Билет по биологии» - Клетка. Роль белков в организме. Ряд отличий. Единица строения и жизнедеятельности организмов. Органоида. Пармелия. АТФ. Лишайники. Роль белков. Безжизненные местообитания.

«Экзаменационные билеты по биологии» - Итоговые государственные экзамены. Энергетический обмен. Общие свойства организма человека. Нуклеиновые кислоты. Основы биотехнологии. Методика формирования и развития понятий. Знания выпускников. Рекомендации по проведению итоговой государственной аттестации. Закономерности эволюции. Клеточная теория. Комплексные педагогические проекты. Комплексные экзаменационные билеты. Реализация наследственной информации в клетке.

«Подготовка к олимпиадам по биологии» - Расчленённость наземной экосистемы. Взаимосвязанная совокупность популяций. Лопатка. Процесс синтеза РНК. Методика подготовки к олимпиадам и интеллектуальным турнирам по биологии. Формирование умений работать с тестовыми заданиями. Область цитоплазмы. Формирование умений учащихся. Общие методические рекомендации. Поперечный срез. Установите долю особей с рецессивным признаком. Коммулятивный эффект.

Установите последовательность этапов двойного оплодотворения у покрытосеменных растений.

1) проникновение спермиев в зародышевый мешок

2) перенос пыльцы на рыльце пестика

3) слияние ядра одного спермия с ядром яйцеклетки, другого спермия - со вторичным ядром зародышевого мешка

4) образование диплоидной зиготы и триплоидной клетки

5) прорастание пыльцевой трубки в семязачаток

Пояснение.

Пыльца попадает на рыльце пестика, прорастает в пыльцевую трубку, спермии попадают в зародышевый мешок, оплодотворяют яйцеклетку и диплоидную клетку, образуется зигота и триплоидная клетка.

Ответ: 25134.

Ответ: 25134

Раздел: Царство Растения

Установите последовательность расположения слоев на распиле дерева, начиная с наружного.

3) сердцевина

4) древесина

Пояснение.

В стволе дерева слои располагаются так: пробка - луб - камбий - древесина - сердцевина.

Ответ: 51243.

Ответ: 51243

Раздел: Царство Растения

Кристина Зинько 24.01.2017 19:01

Учебнике Пасечника биология 6 класс стр 126: " Под кожицей и пробкой находятся клетки коры... Внутренний слой коры называют лубом". В пояснении написано, что кора - наружный слой, а пробка находится под ней. Пожалуйста, объясните.

Наталья Евгеньевна Баштанник

Древесная кора - комплекс высокоспециализированных клеток и тканей, располагающихся с внешней стороны от камбия и выполняющих защитную и проводящую функции.

Кора неоднородна по своему составу. Она состоит из двух слоев: внутреннего - луба и наружного - корки.

Внешняя кора (корка) защищает луб и древесину от резких колебаний температуры, испарения влаги и механических повреждении. Корка состоит в основном из пробки - защитного слоя, разованного пробковыми клетками. Пробковые клетки имеют Ризматическую форму и плотно прилегают друг к другу радиальными рядами. Оболочки пробковых клеток не имеют пор и пропитаны особым химически стойким веществом - суберином, делающим их непроницаемыми для газов и воды. В полостях клеток содержится только воздух. Для пропуска воздуха в толщу древесины служат рыхлые участки в коре - чечевички.

Снаружи кора покрыта отмершей тканью с глубокими трещинами и бороздами, разрывами и чешуйками.

Основными элементами луба, выполняющими проводящую функцию, являются ситовидные трубки и волокна.

Установите последовательность этапов развития печеночного сосальщика, начиная с оплодотворенного яйца.

1) Выведение оплодотворенных яиц из организма червя в кишечник крупного рогатого скота, а затем наружу.

2) Прикрепление личинок к водным растениям и превращение их в цисты.

3) Вылупление из яиц в воде микроскопических личинок, покрытых ресничками.

4) Попадание цист в кишечник крупного рогатого скота.

5) Внедрение личинок в организм улиток, рост и размножение личинок в этом организме.

6) Выход личинок из организма промежуточного хозяина в воду.

Пояснение.

Яйца печеночного сосальщика попадают в воду и в тело промежуточного хозяина малого прудовика, где происходит их развитие, затем они выходят в воду, прикрепляются к растениям и вновь попадают в организм КРС.

Ответ: 135624.

Ответ: 135624

Раздел: Царство Животные

Установите последовательность возникновения малярии.

1) Разрушение эритроцитов крови

2) Рост и бесполое размножение плазмодия

3) Проникновение плазмодия в печень

4) Проникновение плазмодия в кровь человека

5) Укус комара

7) Половое размножение плазмодия

8) Лихорадка

Ответ: 54321867.

Примечание Натальи Баштанник (Новочеркасск)

Ответ: 54321867

Раздел: Царство Животные

Установите последовательность эволюционных процессов, происходивших
на Земле, в хронологическом порядке. Запишите в таблицу
соответствующую последовательность цифр.

1) выход организмов на сушу
2) возникновение фотосинтеза
3) формирование озонового экрана
4) абиогенный синтез органических веществ
5) появление клеточных форм жизни

Решение:

Давайте построим эволюционную последовательность. Что из всего вышеперечисленного происходило раньше всего? Конечно же, раньше всего живого было неживое, то есть абиогенный синтез органических веществ. Далее появились клеточные формы жизни. Клеточные формы жизни стали синтезировать органические вещества благодаря солнечному свету, то есть возник процесс фотосинтеза. В процессе фотосинтеза выделялся кислород. А из атомов кислорода сформировался озоновый слой. Озоновый слой — это своего рода защитная оболочка нашей планеты. Поэтому формирование озонового слоя сделало возможным выход организмов на сушу.

Ответ: 45231

Досрочный вариант ЕГЭ 2017 г. – задание №19

Установите последовательность стадий развития печёночного сосальщика, начиная с выделения яиц окончательным хозяином во внешнюю среду. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.
1) образование цисты
2) внедрение личинки в тело малого прудовика
3) размножение личинки
4) выход личинки из яиц в воде
5) прикрепление хвостатой личинки к водным предметам
6) выход личинки из тела малого прудовика

Решение:

Давайте установим последовательность стадий развития печёночного сосальщика. Что из всего вышеперечисленного происходило раньше всего? Конечно же, раньше всего выход личинки из яиц в воде. Далее внедрение личинки в тело малого прудовика(промежуточный хозяин) . Далее образуется циста. Затем вылупляются личинки, которые начинают размножаться. Позже взрослая личинка выходит из тела малого прудовика и прикрепляется к водным предметам.

Определите последовтаельность процессов, характерных для географического видообразования.

№1

    Формирование популяции с новым генофоном.

    Появление географической преграды между популяциями.

    Естественный отбор особей с приспособленными к данным условиям признаками.

    Появление особей с новыми признаками в изолированной популяции.

№2

последовательность стадий развития папоротника, начиная с прорастания споры

1. Образование гамет.

2. оплодотворение и образование зиготы

3. Развитие взрослого растения (спорофит)

4. образование заростка.

№3

последовательность при фагоцитозе

1. поступление меномеров в цитоплазму.

2. захват клеточной мембраной питательных веществ.

3. гидролиз полимеров до мономеров.

4. образование фагоцитозного пузырька внутки клетки.

5. слияние фагоцитозного пузырька с мизосомой

№4

последовательность формирования ароморфозов

1. возникновение легких

2. образование головного и спиного мозга

3. образование хорды

4. возникновение 4-х камерного сердца.

№5

последовательность в эволюции появления растений

1. псилофиты

2. многоклеточные водоросли

3. покрытосеменные

4. одноклеточные водоросли

5. папоротникообразные

№6

последовательность этапов эволюции растений

1. возникновение псилофитов

2. появление многоклеточных водорослей

4. возникновение папоротниковидных

5. возникновение покрытосеменных

6. появление одноклеточных водорослей.

№7

1. возникновение территориальной изоляции между популяциями одного вида.

2. расширение или расчленение ареала вида

3. появление мутаций в изолированных популяциях

4. сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в конкретных условиях среды

5. утрата особями разных популяций способности скрещиваться

№8

последовательность процессов при зарастании скал

1. голые скалы

2. зарастание мхами

3. заселение лишайниками

4. образование тонкого слоя почвы

5. формирование травянистого сообщества.

№9

последовательность процессов в интерфазе

1. на одной из цепей ДНК синтезируется и РНК

2. участок молекулы ДНК под воздействием ферментов расщепляется на 2 цепи.

3. и-РНК перемещается в цитоплазму

4. на и-РНК, служащей матрицей, происходят синтез белка.

№10

последовательность при митозе:

1. хромосомы располагаются по экватору клетки

2. хроматиды расходятся к полюсам клетки

3. образуются две дочерние клетки.

4. хромосомы спирализируются, каждая состоит из 2-х хроматид.

№11

хронологическая последовательность таксонов в систематике человека, начиная с наиболее крупного

1. семейство Гоминиды

2. Отряд Приматы

3. Тип Хордовые

4. род Человек

5. класс Млекопитающие

№12

хронологическая последовательность антропогенеза

1. человек умелый

2. человек прямопроходящий

3. дриопитен

4. человек разумный

№13

последовательность эволюционных процессов на Земле

1. возникновение прокариот

2. образование коацерватов в воде

3. возникновение эукариот

4. выход организмов на сушу

5. появление многоклеточных организмов

№14

последовательность процессов при возникновении жизни

1. возникновение ядра в клетке

2. образование коацерватов

3. образование наружной мембраны в первичной клетке

4. образование органических соединений.

№15

последовательность этапов географического видообразования

1. появление мутаций в изолированных популяциях

2. возникновение территориальной изоляции между популяциями одного вида

3. сохранение естественным отбором особей с признаками, полезными в новых условиях

4. утрата особями разных популяций способности скрещиваться.

№16

последовательность развития папоротников, начиная со взрослого организма

1. развитие на нижней стороне заростка от ♀ и ♂ гамет

2. образование на нижней стороне листа папоротников спорангиев со спорами.

3. передвижение сперматозоидов к яйцеклетке с помощью воды и оплодотворение.

4. прорастание споры и развитие из нее маленькой зеленой пластинки – заростка.

5. развитие из зиготы зародыша, который превращается во взрослое растение папоротника.

№17

последовательность развития шляпочных грибов, начиная с высыпания спор:

1. образование на грибнице плодового тела

2. созревание в шляпке спор

3. образование мицелия

4. прорастание спор.

Ответы

Последовательность:

№1: 2,4,3,1

№2: 4,1,2,3

№3: 2,4,5,3,1

№4: 3,2,4,1

№5: 4,2,1,5,6,3

№6: 6,2,1,4,3,5

№7: 2,1,3,4,5

№8: 1,3,4,2,5

№9: 2,1,3,4

№10: 4,1,2,3

№11: 3,5,2,1,4

№12: 3,1,2,4

№13: 2,1,3,5,4

№14: 4,2,3,1

№15:2,1,3,4

№16: 4,1,3,5,2

Биологическая эволюция подразумевает под собой естественное развитие живых организмов, которое сопровождается изменениями в генетическом составе популяций, а также повышением адаптивных свойств, появлением новых видов и вымиранием старых. Все эти факторы со временем меняют как экосистему, так и биосферу в целом.

Основная теория

Существует несколько версий, объясняющих механизмы, на которых строится эволюционный процесс. Большинство ученых сейчас являются приверженцами основанной на слиянии популяционной генетики и дарвинизма. Синтетическая теория объясняет связь между генетическими мутациями, то есть материалом эволюции, и естественным отбором (механизмом эволюции). Эволюционный процесс в рамках этой теории является процессом изменения частот аллелей различных генов в видовых популяциях на протяжении жизни нескольких поколений.

Закономерности и правила эволюции

Эволюция является Любой организм, который путем накопления положительных мутаций смог приспособиться к новым условиям, при возврате в прежнюю среду должен будет заново пройти путь адаптации. Более того, никакой биологический вид не может быть полностью устоявшимся, сам Чарльз Дарвин писал, что даже если среда обитания станет такой же, как раньше, то эволюционировавший вид не сможет вернуться к своему прежнему состоянию. То есть животные смогут адаптироваться к возврату старых условий, однако не "старыми" способами.

Это легко можно проследить на примере с дельфинами. Внутреннее строение их плавников (наряду с китовыми) сохраняет признаки конечностей млекопитающих. Мутации обновляют генофонд поколения, поэтому никогда не повторяются. Несмотря на то, что дельфины и киты изменили среду обитания, а пятипалые конечности - на плавники, они по-прежнему остаются млекопитающими. Так же, как и пресмыкающиеся произошли от земноводных на определенном этапе, но, даже вернувшись в прежнюю среду, они не смогут дать начало земноводным.

Еще один пример этого правила эволюции: вечнозеленый кустарник иглица. На ее стебле расположены блестящие, крупные и толстые листья, которые на самом деле являются видоизмененными ветвями. Истинные листья чешуевидны и располагаются в центре этих "стеблей". Из пазухи чешуйки ранней весной появляется цветок, из которого в дальнейшем разовьется плод. Иглица избавилась от листьев в процессе эволюции, в результате чего смогла приспособиться к засухе, однако потом вновь попала в водную среду, но вместо настоящей листвы появились видоизмененные стебли.

Неоднородность

Правила эволюции гласят, что процесс весьма неоднороден и не определяется астрономическим временем. Например, существуют животные, просуществовавшие в неизменном виде сотни миллионов лет. Это гаттерия и саблехвост - живые ископаемые. Но бывает, что видообразование и видоизменение происходит очень быстро. За последние 800 тысяч лет в Австралии и на Филиппинах возникли новые виды грызунов, а озеро Байкал за последние 20 миллионов лет обогатилось на 240 видов раков, которые подразделяются на 34 новых рода. Возникновение или изменение вида не зависит от времени как такового, но определяется отсутствием приспособленности и количеством поколений. То есть, чем быстрее размножается вид, тем выше темп эволюции.

Замкнутые системы

Такие процессы, как эволюция, и мутации, могут проходить гораздо быстрее. Это случается, если условия среды неустойчивы. Однако в глубоководных океанах, пещерных водах, островах и других изолированных территориях эволюция, естественный отбор и видообразование происходят очень медленно. Именно этим объясняется то, что кистеперые рыбы столько миллионов лет остаются неизменны.

Проследить зависимость эволюции от скорости естественного отбора довольно просто на насекомых. В тридцатых годах прошлого века от вредителей стали использовать ядовитые препараты, однако уже спустя несколько лет появились виды, адаптировавшиеся к действию препарата. Эти формы заняли доминирующее положение и быстро распространились по планете.

Для лечения многих заболеваний часто применялись сильные антибиотики - пенициллин, стрептомицин, грамицидин. Правила эволюции вступили в силу: уже в сороковых годах ученые отметили появление микроорганизмов, устойчивых к этим препаратам.

Закономерности

Существует три основных направления эволюции: конвергенция, дивергенция и параллелизм. Во время дивергенции наблюдается постепенное расхождение внутривидовых признаков, что со временем приводит к новым группировкам особей. По мере того как различия по строению и способу добычи пищи становятся все более явными, группировки начинают расходиться по другим территориям. Если одна область занимается животными, одинаковыми в потребностях к пище, то со временем, когда запас пищи станет меньше, им придется покинуть участок и приспосабливаться к иным условиям. Если же на одной территории существуют виды с разными потребностями, конкуренция между ними гораздо меньше.

Яркий пример того, как происходит эволюционный процесс дивергенции, - это 7 видов оленей, родственных между собой: это северный олень, марал, лось, пятнистый олень, лань, кабарга и косуля.

Виды, обладающие большой степенью дивергентности, имеют возможность оставить большое потомство и меньше конкурировать между собой. Когда расхождение признаков укрепляется, популяция разделяется на подвиды, которые, вследствие естественного отбора, могут со временем превратиться в отдельные виды.

Общность

Конвергенцией же называется эволюция живых систем, в результате которой у неродственных видов появляются общие признаки. Примером конвергенции является сходство формы тела у дельфинов (млекопитающие), акул (рыбы) и ихтиозавров (пресмыкающиеся). Это результат существования в одной и той же среде обитания и одинаковых условиях жизни. Лазающая агама и хамелеон тоже неродственны, но весьма схожи внешне. Крылья также являются примером конвергенции. У летучих мышей и птиц они возникли путем изменения передних конечностей, а вот у бабочки это наросты тела. Конвергенции весьма распространены среди видового разнообразия планеты.

Параллелизм

Этот термин произошел от греческого "parallelos", что значит "рядом идущий", и этот перевод хорошо объясняет его значение. Параллелизмом называют процесс независимого приобретения похожих черт строения среди близкородственных генетических групп, происходящий благодаря наличию особенностей, доставшихся от общих предков. Этот тип эволюции широко распространен в природе. Примером его служит появление ласт как приспособлений к водной среде, которые у моржей, ушастых тюленей и настоящих тюленей сформировались параллельно. Также среди многих крылатых насекомых произошел переход передних крыльев в надкрылья. У кистеперых рыб есть признаки земноводных, а зверозубых ящериц имеются признаки млекопитающих. Наличие параллелизма свидетельствует не только о единстве но и о сходных условиях существования.

Просмотров