У каких растений листья остаются. Какое значение имеет листопад в жизни растений? Что дает растению это явление

>>Осенние явления в жизни растений

§ 6. Осенние явления в жизни растений

Осень - пора уборки урожая. Осенью у большинства растений, в том числе и многолетних, созревают плоды и семена . Листья многих деревьев и кустарников меняют окраску, а затем опадают - происходит листопад . Деревья и кустарники словно соперничают друг с другом в красоте пурпурной и золотисто-желтой листвы 14 . Но у некоторых растений остаются зелеными до заморозков, а после выпадения снега чернеют. Таковы, например, сирень, ольха, некоторые яблони и молодые тополя. Продолжительность листопада у разных растений неодинакова. Например, у березы листопад длится около двух месяцев, а липа сбрасывает листву за две недели.

Такие травянистые растения, как полные анютины глазки, сорняки пастушья сумка и дикая редька, мятлик однолетний, и некоторые другие продолжают цвести до глубокой осени.

Определенные явления в жизни растений (распускание листвы, цветение, плодоношение , листопад) повторяются из года в год. Сезонные периодические явления в жизни животных и растений изучает фенология. Постоянные фенологические наблюдения за растениями и животными родного края помогают установить особенности развития живой природы и определить сроки проведения сельскохозяйственных работ. Эти наблюдения доступны каждому; их надо вести регулярно и записывать в специальную тетрадь. Ботаники выясняют и оценивают природные запасы разных растений, в том числе редких охраняемых растений. Особое внимание обращают на те из них, которые обитают только на небольших территориях. В "службе слежения" активную помощь ботаникам могут оказать школьники.

1. Какие явления в жизни растений можно наблюдать осенью?
2. У каких деревьев и кустарников листья остаются зелеными до заморозков?
3. Какие растения цветут поздно осенью и где их можно найти?

> 1. Примите участие в посадках деревьев и кустарников.

2. Заведите календарь природы. Записывайте в него сезонные изменения в жизни окружающих вас растений.

3. В ближайшем лесу, парке или саду по заданию учителя наблюдайте за несколькими видами деревьев, кустарников и трав. Запишите, у каких растений и когда созрели плоды и семена. Изменилась ли окраска листьев и начался ли листопад?

Корчагина В. А., Биология: Растения, бактерии, грибы, лишайники: Учеб. для 6 кл. сред. шк. - 24-е изд. - М.: Просвещение, 2003. - 256 с.:ил.

Календарно-тематическое планирование по биологии, видео по биологии онлайн , Биология в школе скачать

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Цель: познакомить учащихся с разнообразием растений; с осенними явлениями и приспособлен-ностью растений к перезимовке; с различными методами биологических исследований и привить школьникам навыки поведения в природе.

Оборудование: презентация или иллюстрации по теме “Осень”, ветви деревьев, кустарников и травянистых растений, различные листья, разнообразные сухие и сочные плоды.

Ход экскурсии

I. Вступительная беседа, в процессе которой выясняется, какие представления имеют школьники о естественных и искусственных сообществах растений. Школьники перечисляют особенности искусственного сообщества, отмечая, что сад, парк, учебно – опытный участок – это культурные насаждения растений и приводят примеры естественных сообществ.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф.И. Тютчев)

1. Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?

2. Выявить признаки осени: неустойчивая погода, короткий световой день, понижение температуры воздуха, увеличение влажности и количества осадков, появления по утрам тумана, потемнение воды в реках и прудах, дружный отлет многих птиц, созревание плодов растений, раскрашенная листва на деревьях.

3. Выяснить причины осенних изменений в природе:

  • Что происходит с растениями осенью?
  • Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?
  • Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
  • Почему легко опадают желтые листья?
  • Какое значение имеет листопад?
  • Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?
  • Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?
  • Что произошло бы с кленом, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?
  • У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют? (Ольха, сирень, некоторые яблони, молодые тополя.)
  • У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
  • А что происходит с наземными частями травянистых растений?
  • А почки растений готовятся к зиме?
  • Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)

4. Определить биоценоз по рисунку или фотографии.

5. Составить характеристику биоценоза в осеннее время года.

III. Конкурс. Узнай меня.

1. Учитель показывает листья различных растений. Учащиеся называют растения.

2. На подносе набор с сочными и сухими плодами. Учащиеся получают задание: отделить сочные плоды от сухих. Чем сухие плоды отличаются от сочных? Чем отличается ягода от костянки? Назовите растения.

IV. Заключение.

Беседа о бережном отношении к природе.

Сейчас нам предстоит обсудить основные положения природоохранной памятки.

  1. Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.
  2. Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.
  3. Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!
  4. Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.
  5. Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.
  6. Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!
  7. Запрещено бросать ненужные предметы в воду.
  8. Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя. И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.

Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди
Все вычерпать до дна…
Нам жировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
М. Дудин

V. Подведение итогов экскурсии:

1. Kакие методы биологических исследований были использованы (наблюдение, описание, сравнение, эксперимент).

2. Kакие виды биоценозов узнали на экскурсии?

3. Значение осенних явлений в жизни растений и животных.

4. Вспомните пословицы, загадки, связанные с осенними явлениями.

“Если лист ничком ложится, когда опадает, – к урожаю на будущий год”.

“Если осенью листопад пройдет скоро, надо ждать крутой зимы”.

“Когда в заячье ухо лист дуба развернется, сей овес”.

“Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба”.

“Много рук, а нога одна”. (Дерево.)

“Сидит – зеленеет, летит – пожелтеет, упадет – почернеет”. (Лист.)

“Летом одевается, зимой раздевается”. (Растение.)

“Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает”. (Лес.)

“Зимой и летом одним цветом”. (Хвойный лес.)

“Есть дерево: свет наставляет, больных исцеляет”. (Береза.)

“Осенью в щель заберется, а весной проснется”. (Муха.)

Каждый класс формирует свою команду в количестве 5 человек. В течение вечера можно неоднократно проводить смену игроков.

Ведущий. Разрешите мне начать наш сегодняшний вечер, посвященный прекрасному времени года – осени.
Осень – пора листопада. Листья многих деревьев и кустарников меняют окраску. Словно соперничают друг с другом в красоте пурпурная и золотисто-желтая листва. Но у некоторых растений листья остаются зелеными до заморозков, а после выпадения снега чернеют. Продолжительность листопада у разных растений неодинакова. У березы листопад длится около двух месяцев, а липа сбрасывает листву за две недели.
Многие поэты в своих стихах воспевали красоту осенних лесов и полей.

Дрогнули листочки, закачались клены,
С золотистых веток полетела пыль…
Зашумели ветры, охнул лес зеленый,
Зашептался с эхом высохший ковыль…

(С.Есенин )

Осень – это и пора уборки урожая. Осенью у большинства растений созревают плоды и семена. А знаете ли вы загадки о плодах и семенах? Сейчас мы это проверим.

Разминка

Сидит дед, во сто шуб одет,
Кто его раздевает, тот слезы проливает.

Сам алый, сахарный,
Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз. )

На тычинке городок,
В нем семьсот воевод.

Сто одежек,
Да все без застежек.

(Капуста .)

Кругла, да не девка,
С хвостом, да не мышь.

Красна девица сидит в темнице,
А коса на улице.

(Морковь .)

Был ребенок – не знал пеленок.
Стал стариком – сто пеленок на нем.

(Кочан капусты. )

В деревянной колыбельке
Спит на веточке Емелька.

– Черная?
– Нет, красная.
А почему она белая?
А потому, что зеленая.

(Красная смородина.)

Стоит он задумчивый,
В желтом венце,
Темнеют веснушки
На круглом лице.

(Подсолнух. )

Носил мальчик
Зеленый кафтанчик,
Стал паном –
Обзавелся красным кафтаном.

(Помидор .)

Когда зелено – кушать велено,
Когда спелое – лежит целое.

(Огурец .)

В землю – зубочек,
Из земли – клубочек.

(Чеснок .)

Красна, а не калина,
Горька, а не осина,
Кругла, а не лукошко,
Хвост есть, а не кошка.

(Редис .)

Корни пучком, листья торчком,
Корни густые, листья пустые,
А стебель особый –
Найди, попробуй.

Определите деревья по их листьям

Каждой команде выдают листья 2–3 деревьев или кустарников. Необходимо правильно определить эти растения.

Варианты. Сирень, тополь, клен. Черемуха, калина, яблоня. Ясень, слива, вишня. Береза, малина, груша. Липа, ильм, смородина.

Конкурс эрудитов

1. У каких деревьев листья осенью желтеют? (Липа, тополь, береза, ясень .)
2. У каких деревьев и кустарников листья становятся красными? (Черемуха, клен, шиповник, калина, сирень.)
3. Какие травянистые растения продолжают цвести до глубокой осени? (Пастушья сумка, дикая редька, мятлик, клевер.)
4. Следует ли сжигать осенние листья? Свой ответ поясните. (Нет. На горение расходуется кислород. Из опавших листьев образуется перегной .)
5. Какие растения зимуют с зелеными листьями? (Хвойные деревья, брусника, клюква, земляника, клубника, клевер, чистотел .)

Поэтический конкурс

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась…

(А.С. Пушкин )

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса…

(А.С. Пушкин )

Октябрь уж наступил – уж роща отряхает
Последние листы с нагих своих ветвей;
Дохнул осенний хлад – дорога промерзает.
Журча еще бежит за мельницу ручей…

(А.С. Пушкин )

Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду,
Словно бабочек легкая стая
С замираньем летит на звезду.

Я сегодня влюблен в этот вечер,
Близок сердцу желтеющий дол
Отрок–ветер по самые плечи
Заголил на березке подол…

(С.Есенин )

Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком…

(С.Есенин ).

Решите задачу

В столбцы таблицы впишите названия деревьев

(Ольха, ясень, слива, сосна, груша .)

Пока команды решают задачу, болельщики исполняют песни об осени.

Ставка

Команды делают ставку выигранными жетонами на право отвечать на вопрос (у кого больше ставка, тот и отвечает). Если ответ неверный – жетоны забирают, если правильный – добавляют.

1. Какое значение имеет листопад в жизни растений? (Освобождение от вредных веществ, прекращение испарения влаги .)
2. Назовите хвойное растение, которое на зиму сбрасывает свою листву? (Лиственница .)
3. Какие птицы с наступлением холодов улетают в теплые страны? (Гуси, утки, журавли и т.д. )

Домашнее задание

Демонстрация осенней моды (с использованием даров природы).

Продолжительность жизни развившихся на побеге зеленых листьев у разных видов растений неодинаковая и колеблется от 2-3 недель до 20 и более лет. В целом нужно отметить, что листья многолетних растений по сравнению со стеблем и корнем обладают наименьшей длительностью жизни. Это, видимо, связано с тем, что ткани листа, сформировавшись, больше не обновляются, а с другой стороны, листья в течение своей сравнительно короткой жизни очень активно функционируют.

Различают виды растений листопадные и вечнозеленые . Первые характеризуются тем, что ежегодно в течение некоторого периода находятся в безлистном состоянии, и этот период обычно совпадает с неблагоприятно складывающимися условиями внешней среды. Например, большинство наших деревьев и кустарников не имеют листьев в зимнее время.

Вечнозеленые растения характеризуются наличием зеленых листьев в течение круглого года. Но это не значит, что лист у них сохраняется и функционирует вечно, в течение всей жизни особи. У вечнозеленых растений тоже имеется листопад, но с растения опадают более старые листья и всегда сохраняются листья, образовавшиеся в более поздние сроки.

Для влажных тропических лесов характерны вечнозеленые растения, хотя и среди них есть растения с листьями, сохраняющимися меньше года. Но за этот отрезок времени успевают неоднократно раскрыться почки и дать начало новым олиственным побегам. В тропических лесах обычны и растения с листьями, живущими в течение нескольких лет. Есть растения, которые, хотя и короткий отрезок времени в году, могут быть в безлистном состоянии.

У подмосковных вечнозеленых растений - ели и сосны - листья сохраняются в течение 5-7 (у ели) и 2-4 (у сосны) лет. Длительность жизни хвои ели более продолжительна у растений, произрастающих в районе Кольского полуострова и Приполярного Урала, где она достигает 12-16, а в некоторых случаях 18 (22) лет. Долго сохраняется хвоя у тянь-шаньской ели (Picea sсhгеnkiаnа F. et. М.) в Заилийском Алатау, где были обнаружены листья 26-28-летнего возраста. (По данным И. Г. Серебрякова (1952)).

Листопад - процесс биологический, обусловленный развитием растительного организма и его жизнедеятельностью. Листопаду предшествует старение листа: снижается интенсивность жизненных процессов, протекающих в его клетках (фотосинтеза, дыхания), уменьшается содержание рибонуклеиновой кислоты, азотных и калийных соединений. Гидролиз преобладает над синтезом веществ; в клетках накапливаются конечные продукты распада (например, кристаллы оксалата кальция). Наиболее ценные минеральные и пластические соединения уходят из листьев. Их отток обычно совпадает или с формированием и ростом новых органов, или с отложением запасных веществ в уже готовые запасающие ткани. В опытах удавалось продлить жизнь листьев, удаляя почки или другие образования на растении, куда могут поступать пластические и минеральные вещества из листьев. Переброска веществ к местам их повторного использования рассматривается как одна из причин старения и опадения листьев.

Таким образом, продолжительность жизни листа определяется процессами роста и развития растительного организма в целом.

У большинства деревьев и кустарников в период листопада листья меняют окраску и становятся желтыми или багряными. Их желтый цвет обусловлен пигментами пластид (каротином и ксантофиллом) и клеточного сока (флавонами).

Красновато-багряный цвет листьев обеспечивается накоплением в клеточном соке пигмента антоциана , который меняет свою окраску в зависимости от рН среды. В щелочной среде антоциан принимает голубовато-синюю окраску, а в кислой - розово-пурпуровую. У некоторых растений (ольха, сирень) листья сохраняют зеленый цвет до отмирания.

Помимо биохимических превращений, происходящих в листьях перед их опадением, наблюдаются и анатомические изменения в основании листа. Перпендикулярно продольной оси черешка близ стебля закладываются клетки отделительного слоя. Межклетное вещество, соединяющее эти клетки, ослизняется, и клетки отделяются друг от друга. На месте отделения листа со стороны стебля к этому времени формируются слои клеток, оболочки которых опробковевают. Образовавшийся слой пробки защищает внутренние ткани стебля на месте отделившегося листа.

После образования отделительного слоя и нарушения связи между клетками лист еще некоторое время продолжает оставаться на дереве благодаря проводящим пучкам, связывающим лист со стеблем. Но наступает момент нарушения и этой связи, и листья опадают.

Просмотров