Геология — наука о Земле. Как называется наука о Земле? Они стоят перед наукой о земле

В последнее время я стал слышать множество слов, начинающихся с приставки «-гео» . Как оказалось, эту приставку имеют большинство современных наук, исследующих наш мир. Решив всё-таки узнать, сколько их, я заглянул в домашнюю энциклопедию. И этих наук оказалось действительно много: лично я насчитал более двадцати штук! О некоторых из них я сейчас расскажу.

Какие же науки изучают Землю

На сегодняшний день множество наук занимаются изучением нашей планеты, её космических областей . И одной из ведущих является геология . Она, в основном, занимается описанием поверхностных слоёв земной коры, изучением их состава, внутренней структурой и происхождением .


Геологическая наука объединяет внутри себя множество дисциплин, которые просто не способны существовать отдельно друг от друга:

  • геохимия . Занимается исследованием химическим элементов в самых разных частях литосферы;
  • минералогия . Имеет связь с физикой, изучает происхождение, состав и внутреннюю кристаллическую структуру минералов;
  • тектоника . Ищет связи между движениями твёрдых слоёв Земли.
  • геоморфология . Изучает рельеф, его формы и разнообразие. Особенно интересуется процессами, влияющими на него.

Также стоит назвать вулканологию , палеонтологию и многие другие науки, изучающие глубины нашей планеты.


Помимо этого, существует ещё множество разделов геологии, молодых и старых.

Другие науки изучающие Землю

Как уже говорилось выше, нашу планету изучает масса отдельных наук и их отраслей. Сейчас хотелось бы перечислить некоторые наиболее интересные науки, которые не являются отраслями геологии:

  • география . Одно её название вызывает у нас воспоминания о школьных уроках;
  • геодезия . Рассчитывает законы, по которым движется наша планета;
  • геммология . Наука, специализирующаяся на исследовании самоцветов;
  • гидрология . Изучает естественные воды и их связь с другими оболочками Земли;
  • метеорология . Проще говоря, наука о погоде.

Сравнительно молодой является геоинформатика , она создаёт информационные программы, которые облегчают современные геологические исследования. Она сильно помогает, например, работе геостатистики .


Плюс многие другие самостоятельные науки о нашей планете. Стоит ещё раз отметить, что они все, так или иначе, связаны друг с другом и делятся между собой данными, помогая взаимной работе.

Окружающий мир (4 «__» класс)

ВАРИАНТ 1

ФАМИЛИЯ, ИМЯ


  1. Как называется наука о Земле? Обведи нужную букву.
а) астрономия;

б) география;

в) история;

г) экология.
2. В каком ряду перечислены только те органы тела человека, которые

относятся к органам опоры и движения?

1) трахея, лёгкие, пищевод

2) рёбра, позвоночник, мышцы

3) печень, желудок, вены

4) сердце, артерии, головной мозг

«Лето здесь очень жаркое и засушливое. Поверхность земли днём может

нагреваться до 70°. Многие животные и растения приспособились к этим

условиям. Например, корни верблюжьей колючки проникают на глубину

почти 20 м и оттуда добывают воду».

Запиши в ответе название природной зоны.

Ответ:______________________________________________________

4. Установи соответствие между датами и событиями. Для каждой даты

подбери историческое событие. Соедини стрелками.

5. Продолжи предложение.

Причиной смены дня и ночи на нашей планете является постоянное

вращение Земли ____________________________________________.
6. Запиши, о каком полезном ископаемом идёт речь в тексте.

__________________________________________________________________________________

«Это твёрдое горючее вещество чёрного цвета. Образовалось данное

полезное ископаемое из остатков древних растений, причём сначала

образовался торф, а уже затем это более плотное вещество. Добывают его

в шахтах и карьерах и используют как топливо».
7. Какие из указанных полезных ископаемых используют в качестве

топлива?

1) каменный уголь и природный газ

2) железную руду и медный колчедан

3) алюминиевую руду и кварцевый песок

4) известняк и чёрный гранит

8. Выбери верное утверждение об образе жизни древних славян. Обведи номер ответа.

1) Древние славяне носили одежду из белого хлопка.

2) Основным строительным материалом у древних славян было дерево.

3) Древние славяне готовили пищу в больших стальных котлах.

4) Древние славяне вели кочевой образ жизни, следуя за табунами

9. Плодородие почвы определяется содержанием в ней:

1) песка и золы

2) воздуха

4) перегноя

10. Ниже приведены названия животных и растения:

пищевая цепь:
11. Установи соответствие между животными и той природной зоной, в

которой они обитают. Для каждого животного из первого столбца выбери природную зону из второго столбца.

ЖИВОТНЫЕ ПРИРОДНАЯ ЗОНА

А) белая сова 1)тундра

Б) суслик 2)степь

Г) лемминг
12. Кто открыл первый музей в России – Кунсткамеру? Обведи нужную букву.

а) Пётр Первый;

б) Иван Грозный;

в) Екатерина Вторая.

Окружающий мир (4 класс)

ВАРИАНТ 2

ФАМИЛИЯ, ИМЯ _______________________________________________


  1. Как называется наука о небесных телах? Обведи нужную букву.
а) история;

б) география;

в) экология;

г) астрономия.

2. Какие органы выводят из организма человека ненужные и вредные

вещества?

1) почки и кожа

2) лёгкие и печень

3) кости и мышцы

4) сердце и кровеносные сосуды

3. О какой природной зоне идёт речь в тексте?

«Южнее зоны лесов тепла ещё больше, но осадков выпадает мало. Из-за

недостатка влаги деревья здесь почти не растут. Летом бывают сильные

ветры – суховеи. Почвы здесь очень плодородны, поэтому повсюду

раскинулись сады и распаханы поля».

2) пустыня

3) зона лесов

4) зона степей

4. Определи, в каком порядке в течение года проходят Государственные

праздники России.

1. День весны и труда

2. День Защитника Отечества

3. День Победы

Запиши в ответ цифры, которыми обозначены праздники, в том порядке,

в котором проходят соответствующие праздники.

Ответ:________________________________

5. Плодородие почвы определяется содержанием в ней:

4) перегноя

«Апостол», первая печатная книга на Руси. В каком веке появилось на

Руси книгопечатание? Обведи номер ответа.

1) в XIV веке

2) в XV веке

3) в XVI веке

4) в XVII веке

7. Выбери из списка названия двух органов чувств человека и обведи

цифры, которыми они обозначены.

5) Желудок

6) Позвоночник

8. Ниже приведены названия животных и растения:

Вставь названия трёх живых организмов в схему так, чтобы получилась

пищевая цепь:

9. Допиши предложения.


  • Русь выплачивала Золотой Орде ________________________.

  • Князья должны были ездить за разрешением на владение княжествами к ___________________________________________________.
10. С какими иноземными захватчиками пришлось сражаться Руси в XIII (13) веке? Вычеркни неверное.

  • С немцами, испанцами, монголо-татарами, шведами.
11. Чем занимались древние славяне? Подчеркни.

охотой вязанием

собирательством рыболовством

плаваньем издательством книг

бортничеством земледелием

12. Укажи, в каком порядке на флаге Российской Федерации располагаются цветные полосы. Впиши название цвета с соответствующей полосой на флаге.


Красный, синий, белый.

Дата выполнения:_____________________________

Науки о Земле включают комплекс наук, изучающих Землю, ее геосферы, их природные свойства, население и результаты его хозяйственной деятельности. В число наук о Земле входят:

  1. естественные науки, такие как геология, физическая география и др.;
  2. общественные науки, такие как география населения, экономическая география и др.

Любая из наук о Земле делится на общую и региональную.

Общая наука изучает закономерности, присущие всем объектам, изучаемым этой наукой. Региональная наука изучает особенности этих объектов, на какой – либо определенной территории.

Как известно, биология это комплекс знаний о жизни и совокупность научных дисциплин, изучающих живое. Биология исследует многообразие существующих и вымерших живых существ, их строение, функции, происхождение, эволюцию, распространение и индивидуальное развитие, связи друг с другом, между сообществами и неживой природой.

Биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех её проявлениях и свойствах, таких как обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие и т.д. Поскольку эти закономерности подробно рассматриваются другими дисциплинами, в данном учебном пособии приведены только краткие сведения.

Список наук о Земле включает в себя обширный перечень естественно – научных дисциплин (таблица 1).

Таблица 1


Большую значимость в изучении наук о Земле представляет картография, и ее продукты в виде тематических карт, таких как природные, климатические, геологические, тектонические, народы мира, природные зоны и др.

Важная роль в изучении наук о Земле и качественном усвоении необходимой информации преподносится через видеофильмы научно – познавательной тематики начиная от формирования Вселенной и галактик, их эволюции, до появления жизни на Земле и перспективы её дальнейшего развития.

Данные науки и методы наук о Земле — совокупность принципов, подходов и методов, используемых науками о Земле для ее изучения и познания. Ниже представленные науки наиболее глубоко подходят к изучению Земли и методов ее познания.

Биология — одна из естественных наук о жизни и совокупность научных дисциплин, изучающих живое. Биология изучает все аспекты жизни, в частности, структуру, функционирование, рост, происхождение, эволюцию и распределение живых организмов на Земле. Биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах: обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т.д.

География — система физико-географических, экономико-географических и социально-географических дисциплин, изучающих географическую оболочку Земли, природно-территориальные, территориально-производственные и социально-территориальны комплексы, их взаимосвязь и составляющие их компоненты.

  • География — единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)
  • География — свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов N-ской области)

Геодезия — система наук об определении формы и размеров Земли и об измерениях на земной поверхности для отображения ее на планах и картах, исследующая гравитационное поле Земли, а так же, геодезия — это отрасль производства, связанная с измерениями на местности.
Геология — комплекс наук о составе, строении, истории развития земной коры и размещении в ней полезных ископаемых. Геология включает: стратиграфию, тектонику, региональную геологию, вулканологию, минералогию, петрографию, литологию, геохимию.
Геофизика — комплекс наук о Земле, изучающих внутреннее строение, физические свойства и процессы, происходящие в ее геосферах. Соответственно в составе геофизики выделяют физику твердой Земли, физику атмосферы, гидрофизику. Геофизика в широком смысле изучает физику твердой Земли.
Геохимия — наука о химическом составе Земли и планет, законах распределения элементов и изотопов, законы их поведения, сочетания и миграции в природных процессах, процессах формирования горных пород, почв и природных вод.
Почвоведение — наука о почве. Почвоведение изучает происхождение, развитие, строение, состав, свойства, географическое распространение и рациональное использование почв. Она входит в состав естествознания.
Картография — наука, включающая теорию, методику и технические приемы создания и использования географических карт, глобусов, карт Луны, планет, звездного неба и т.д. Объектами картографии являются Земля, небесные тела, звёздное небо и Вселенная. Наиболее популярными плодами картографии являются образно-знаковые модели пространства в виде: плоских карт, рельефных и объёмных карт, 3D карт, голографических карт, глобусов и панорамных карт. Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах или в виде изображения на экране.
Экология — наука о составе, структуре, свойствах, функциональных особенностях и эволюции систем различного уровня, популяционных экосистем и биосферы. Наука об отношениях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой.

По материалам Википедии ©

Первое, что приходит на ум, когда речь заходит про науку о Земле - это география. Действительно, она является древнейшей наукой, изучающей нашу планету в широком смысле этого слова, включая жизнь ее главного обитателя - человека. Но современная наука о Земле имеет массу разветвлений и спецификаций, таких как геология, геодезия, океанография, сейсмология, вулканология и так далее. Список не маленький, и этому нужно посвятить отдельную статью. Но основой всех этих наук является география.

Истоки

Мать современных наук о Земле, география, изучает моря и океаны, материки и острова, климат, природные ископаемые, животный мир, птиц, населяющих нашу планету, и живущего на ней человека - где и в какой численности он расселяется, какие национальности существуют, как складывается экономическая жизнь его социума. Поэтому когда стоит вопрос: «Как называется наука о Земле?», смело можно говорить - география. Все остальные дисциплины в этой области произошли от нее.

Цели и средства

Важнейшей задачей этой науки является выяснение пригодности различных участков нашей планеты для проживания человека. Главным помощником географа являются карты. Глядя на них, можно увидеть участки разных цветов, обозначающих моря, океаны, реки, горы, ледники, пустыни, глубины почв, растительность, плотность населения и многие другие географические величины и понятия.

Землеописание - вот как называется наука о Земле в переводе с древнегреческого.

Те места на карте, которые окрашены в голубой, белый, бежевый и коричневый цвет указывают на малозаселенные районы. Селится человек предпочитает в тех местах, которые окрашены на карте в зеленый и желтый цвет. Безусловно, ведь эти места на карте обозначают земельные угодья, приспособленные для ведения сельского хозяйства (леса, равнины), а значит, для жизнеобеспечения населения.

Варианты

Несмотря на то, что география лежит в основе, часто на вопрос: «Как называется наука о Земле?», дают ответ: «Геология». Почему? Само слово произошло от «гео», что означает земля и «логос» - знание (слово, учение). А, география - это «гео» (земля) и «графос» (письмо).

Значит, география описывает Землю, а геология - изучает ее.

Все дисциплины, изучающие Землю, относятся к естественным наукам. Их число велико. Есть совсем молодые, а есть и древние. Все они изучают оболочки земной поверхности, природные системы и объединены в категорию наук о Земле.

Немного истории

Расцвет классического землеведения - это эпоха XV-XVII вв., которая получила название Великой в сфере географических открытий. После последовал период освоения новых и малоизученных территорий развитыми державами. В те времена все знатные монархи и богатые купцы отлично знали, как называется наука о Земле, которая имела очень важное значение для развития государств и обогащения. Безусловно - это география. Они лично советовались с учеными-географами по поводу планов будущих экспедиций, щедро финансируя их путешествия и рассчитывая окупить все расходы с лихвой.

За короткий исторический период главная наука о Земле и человеке, сделала столько открытий, что на карте мира появились большие части океанических пространств и земель, где обитает человек.

В те времена география была представлена, как свод разнообразнейших сведений о нашей планете. Она указывала местоположения объектов, отвечала на вопросы «что это?». Но даже тогда, в VIII веке, белыми пятнами на всех картах оставались Антарктида и Арктика, а также Австралия и многие внутренние материковые районы.

Постепенно европейцами были открыты и заселены Северная, Южная Америка, стали известны внутренние районы Азии, Африки, Австралии и другие районы мира.

В результате были заложены важнейшие предпосылки для нового этапа в развитии материальной культуры человеческого общества. При этом весьма значительную роль играла географическая наука — главная наука о Земле того времени.

Сегодня можно поступить на учебу в институт наук о Земле и получить профессию географа. Стратегическая цель этого заведения - развитие фундаментальных и прикладных наук в области географии, а также повышение уровня квалификации готовых специалистов. Вся работа института направлена на содействие развитию экономики, научно-образовательной и культурной среды государства, участие в решении задач по сохранению и преумножению природных ресурсов, их рационального использования, мониторинга, сохранения уникальных ландшафтов, качества окружающей среды, выполнения инженерных изысканий.

Просмотров