Заполнить таблицу стержневая и мочковатая корневые системы. Виды корней и типы корневых систем. Контрольные работы по ботанике

ПлохоОтлично

Сообщение цели урока

В этом процессе выделяется кислород. Пища, приготовленная листьями, в конечном итоге хранится в разных частях растения в виде крахмала. Откуда мы знаем, что лист подготовил крахмал и не получил его от другой части растения? Чтобы проверить это, вышеуказанную активность можно повторить с небольшой разницей.

Контрольные работы по ботанике

Поместите горшечное растение с зелеными листьями, в темную комнату на день или два. Теперь полностью покрыть часть листа растения черной бумагой и оставить растение на солнце в течение дня. Удалите лист, покрытый черной бумагой, и повторите тест на крахмал.

Цель: Сформировать понятие о корне, как о вегетативном органе растения, о видах корней, о типах корневых систем.

Задачи
Образовательные
- Изучить виды корней;
- Узнать о разнообразии корневых систем, особенностях их строения и образования;
- Дать представление о функциях корня;
- Раскрыть значение знаний о развитии корневых систем для растениеводов;

Развивающие
- Развивать навыки работы с биологическими терминами, учебником и практические умения по распознаванию и определению корней и корневые системы.

Какая часть листа показывает наличие крахмала? Помогает ли это нам понять, что листья производят крахмал в присутствии солнечного света? Мы видим, что ствол снабжает листья водой. Лист использует воду для приготовления пищи. Листья также теряют воду через транспирацию. Как стебель и листья получают воду? Вот где корни приходят!

Какая часть растения находится в почве? Давайте узнаем больше об этой части из следующих действий. Вам потребуются два горшка, почва, хурпи, лезвие или ножницы и вода. Эта деятельность должна проводиться группами из 4-5 студентов.

Оба растения регулярно поливаются, но один из них без корней, не так ли? Помогает ли эта деятельность понять важную функцию корня?

Воспитательные
-воспитывать умение правильного поведения на уроке;
-воспитывать умение работать в паре.

Методы и приёмы:

1. словесные (эвристическая беседа; работа с учебником);

2. наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ);

3. практические (использование инструктивных карточек, лабораторная работа).

Виды корневых систем



Легко ли отделить вату от корней? В Деятельности 6 мы не могли легко вытащить растения из почвы, верно? Корни помогают крепко удерживать растение в почве. Говорят, что они прикрепляют растение к почве. Вы видели, что есть разные виды стеблей и листьев. У корней также есть разнообразие?

  • Изучите рисунок 16 и тщательно.
  • Теперь взгляните на корни грамм-растений, которые вы вытащили из ваты.
  • Они выглядят как корни, показанные на рисунке 16, или рисунки на фиг. 16?
Как насчет корней растения кукурузы? Напишите «грамм» или «кукурузу» в пустых местах на рисунке после сопоставления корней с цифрами.

Средства обучения:

1. учебно-материальные (принадлежности для опытов, компьютер, экран);

2. дидактико-методические (биологический эксперимент, дидактический материал: тесты, схемы, таблицы);

3. психолого-педагогические (тесты, дидактические игры).

Оборудование:

Демонстрационное – комнатные растения, таблица “Строение корня”, “Типы корневых систем”, компьютер, экран.

Каким образом корни грамма и кукурузы похожи? В каком смысле они различны? Кажется, есть два разных типа корней, не так ли? Существуют ли другие типы корней?

Вы заметили, что живое растение и тип корней растения связаны очень интересным образом? В Таблице 2 вы можете сопоставлять тип жил листьев и тип корней для некоторых растений, которые вы изучали во всех действиях до сих пор?

Таблица 2 Типы корней и типов растительности листьев

Если он хочет знать, какие корни есть у растения, ему не нужно его вытаскивать. Он просто должен смотреть на свои листья. Мы узнали, что корни поглощают воду и минералы из почвы, а стебель ведет их к листьям и другим частям растения. Эта пища проходит через стебель и хранится в разных частях растения. Мы едим некоторые из них как корни, такие как морковь, редис, сладкий картофель, репа и тапиока. Мы также едим многие другие части растения, где хранится пища.

Лабораторное - проростки фасоли, гороха, тыквы с развитыми корнями (на каждый стол), луковицы с корнями, гербарий “Типы корневых систем”.

Тип урока: комбинированный.
Структура урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся.
3. Формирование новых знаний.
4. Формирование умений.
5. Закрепление знаний
6. Задание на дом.

Согласны ли вы с тем, что стебель похож на двухстороннюю улицу? Запишите, что идет вверх по стебле и что спускается, на рис. В следующем разделе мы рассмотрим структуру цветка. На рисунке 19 показаны три ветви розы. Какой из них поможет вам лучше всего распознать растение?

Рис 19 Роза: безлистная ветка ветка с листьями ветка с листьями и цветами. Какой цвет вы использовали для цветка на рисунке 1? Вы когда-нибудь видели цветы на растениях травы, пшеницы, кукурузы, манго или гуавы? Если вы видите цветы на этих растениях, они ярко окрашены?

Давайте внимательно изучим несколько цветов. Вы будете учиться в высших классах, что они не одинокие цветы, а группы цветов. Нам потребовался бы один бутон и два свежих цвета каждый, из любой из следующих - фарфора, фарфоровая роза, горчица, бринжал, леди, гульмохур. Также лезвие, стеклянный предмет или лист бумаги, увеличительное стекло и вода.

Ход урока

Этапы урока Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный момент.

2.Актуализация знаний учащихся.

3.Формирование новых знаний.

4.Формирование умений.

5. Закрепление знаний

6. Итог урока

7. Домашнее задание

Здравствуйте ребята! (Проверка готовности класса к уроку. Инструктаж по проведению урока).
Кто дежурный в классе?



Теперь ответьте на следующие вопросы. Каковы цвета лепестков и чашелистиков? Сколько лепестков имеет ваш цветок? Связаны ли они друг с другом или разделены ли они? У цветов со связанными чашелистиками есть отдельные лепестки или они соединены вместе? Составьте таблицу, основанную на наблюдениях всего класса. Добавьте наблюдения в эту таблицу, от поездки до места, где есть растения с цветами. Заполните последние два столбца после того, как вы пройдете весь раздел.

Таблица 3 Наблюдения за цветами

Чтобы ясно видеть внутренние части цветка, вы должны разрезать его, если его лепестки соединены. Рисунок 21 Цветок в форме колокола. Удалите чашелистики и лепестки, чтобы увидеть остальную часть деталей. Изучите рисунок 22, сравните свой цветок с иллюстрацией и определите тычинки и пестик в своем цветке.

Начинаем наш урок.

Сейчас повторим изученный материал
Задания для успевающих учащихся:
1.На доске нарисовать схему строения однодольного и двудольного растения. Сравнить их. Ответить на вопрос: «В чем преимущества семени перед спорой?».
2.Карточка- задание.
Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка. Сделайте вывод.

Он показывает различные виды тычинок, присутствующих в разных цветах. Можете ли вы распознать обе части тычинок в своем цветке? Сколько тычинок есть в вашем цветке? Нарисуйте одну тычину и назовите ее части. Самая внутренняя часть цветка называется пестиком. Если вы не видите его полностью, удалите оставшиеся тычинки. Определите части пестика с помощью рис.

Нарисуйте аккуратную, обозначенную диаграмму пестика вашего цветка.

В своей поездке попробуйте узнать имена как можно большего количества цветов, спросив садовника или любого другого человека. Помните, чтобы не травить больше цветов, чем вам нужно. На основании того, что вы заполнили в таблице 3, ответьте на следующие вопросы.

2. На доске выполнен рисунок:

Отметить основные части семени.
Во время выполнения задания на доске учитель предлагает классу послушать рассказ и найти в нем ошибки.

Рассказ с биологическими ошибками.
Мне нравятся уроки биологии. Особенно люблю работать с микроскопом. Недавно мы узнали о строении семян однодольных, двудольных и трехдольных растений. Нелегко даются знания, но я все поняла, знаю, например, что любое семя состоит из кожуры и питательных веществ. Все семена имеют эндосперм, из которого развивается новое растение. Еще я узнала, что однодольные семена у таких растений, как фасоль, тыква, а двудольные семена - у пшеницы, кукурузы.
Как все это интересно! И, главное, я хорошо во всем разобралась, как вы только что услышали!

У всех цветов есть чашелистики, лепестки, тычинки и пестики? Есть цветы, у которых их нет? Есть ли цветы, у которых есть части, кроме этих? Вы нашли цветы, у которых есть похожие на седалины и лепестки? Вы нашли цветы, в которых количество чашелистиков отличается от числа лепестков?

Согласны ли вы с тем, что структура цветка не всегда одинакова? Число чашелистиков, лепестков, тычинок и пестиков также может быть разным в разных цветах. Иногда некоторые из этих частей могут даже отсутствовать! Мы изучили некоторые особенности и функции листьев, стеблей и корней. Мы изучили структуру разных цветов. Мы узнаем о функции цветов в высших классах. Мы также узнаем о плодах в высших классах.

Вопрос: «Какой орган появляется при прорастании семени?»

Сегодня мы с вами будем говорить о корне.
И → Тема нашего сегодняшнего урока: «Виды корней и типы корневых систем». Слайд 1
Что конкретно мы должны сегодня узнать?
Что такое корень, строение и функции корня. Слайд 2
А еще в конце урока мы ответим с Вами на вопрос: может ли растение обойтись без корня?

Растения обычно сгруппированы в травы, кустарники, деревья и альпинисты на основе их высоты, стеблей и ветвей. Листья выделяют водяной пар в процессе транспирации. Зеленые листья делают пищу в процессе фотосинтеза с использованием двуокиси углерода и воды в присутствии солнечного света. Корни поглощают воду и минералы из почвы и крепко закрепляют растение в почве. Корни состоят в основном из двух типов: корень корня и волокнистые корни. Растения с листьями с сетчатым жилкованием имеют крановые корни, а растения с листьями с параллельным жилкованием имеют волокнистые корни. Ствол ведет воду от корней к листьям и пищу из листьев в другие части растения. Частицы цветка - чашелистики, лепестки, тычинки и пестик. Если чашелистики цветка соединены вместе, его лепестки также соединены вместе. Если лепестки цветка соединены вместе, то пестик присоединяется к лепестку. Для каждого листа, который вы хотите изучить, выщипывайте его и оберните его влажной тряпкой и отведите домой. С вашей коллекцией листьев, вставленной в книгу, вы можете стать довольно опытным в отношении листьев! Имена частей растений скрыты в этой сетке. Найдите их, двигаясь вверх, вниз или даже по диагонали вперед, а также назад. Повеселись!

  • Шток несет листья, цветы и фрукты.
  • Лист обычно имеет черешок и пластинку.
  • Схема вен на листе называется жилкой.
  • Он может быть сетчатым или параллельным.
  • Исправьте следующие утверждения и перепишите их в своем ноутбуке.
  • Стебель поглощает воду и минералы из почвы.
  • Листья держат растение вертикально.
  • Корни ведут воду к листьям.
  • Число лепестков и чашелистиков в цветке всегда одинаково.
  • Теперь положите свой лист в газету и поместите в нее тяжелую книгу.
  • Вы также можете положить его под матрас или сундук!
  • Выньте лист через неделю.
  • Вставьте его на бумагу и напишите стихотворение или рассказ об этом.
Теперь, когда вы построили гидропонную систему, вы, безусловно, захотите выращивать в ней растения.

Послушайте стихотворение. Слайд 3

Мы в букет собрали маки жаркие,
Много незабудок голубых.
А потом цветов нам стало жалко,
Снова в землю посадили их.
Только ничего не получается:
От любого ветерка качаются! Почему осыпались и вянут?
Без корней расти и жить не станут!
Как ни тонок, неприметен
Под землею корешок, но не может жить на свете
Без него любой цветок!
В.Жак.

Хотя выращивание растений в гидропонной системе довольно легко сделать, есть еще несколько вещей, которые вам понадобятся, помимо гидропонной системы, а также некоторые вещи, которые вы должны знать, чтобы успешно развивать ваши растения. Вот некоторые вещи, которые вам понадобятся, и вы хотите знать.

Питательные вещества для гидропонных систем. Гидропонные питательные вещества отличаются от питательных веществ для выращивания растений в почве. Питательные вещества почвы не содержат всех микроэлементов, необходимых растениям. Они не потому, что микроэлементы в почве очень многочисленны, поэтому не добавляются питательные вещества, предназначенные для выращиваемых почв растений. Вам понадобятся питательные вещества, предназначенные для выращивания растений в гидропонных системах. На рынке есть много брендов и типов, и большинство из них просто по цене.

Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?

Слайд 3,4
Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно? Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана? Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепкие. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать. А ведь корней у каждого растения очень много и они идут далеко вглубь и вширь. Слайд 5,6
Различают три вида корней: главные, придаточные, боковые. При прорастании семени первым делом развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни. Слайд 8,9
Все корни одного растения образуют корневую систему (учитель укрепляет на магнитной доске таблички новыми терминами).

Хотя жидкие удобрения, как правило, проще в использовании, сухие удобрения намного дешевле в использовании потому что вы не платите за доставку всей этой воды в жидкие удобрения в магазины. Для получения дополнительной информации о поиске экономичных гидропонных питательных веществ и гидропонных питательных веществ в целом посетите эту страницу: Питательные вещества для гидропонных систем.

Почему и когда нужно тестировать и регулировать рН в гидропонике. Растения могут поглощать только питательные вещества в вашем гидропоническом питательном растворе, если рН этого питательного раствора находится в пределах диапазона, который могут использовать растения. Если рН выходит за пределы этого диапазона, он не будет удовлетворен вашим питательным раствором, растения все равно будут страдать от недоедания. Вы также должны ежедневно тестировать рН, пока не узнаете, как это может измениться.

Главный корень-корень развивающийся из корешка зародыша семени.
Боковые корни-корни, являющиеся разветвлениями главного корня.
Придаточные корни-корни образующиеся на листьях и стеблях.

В зависимости от местных условий корневые системы растений располагаются по-разному. На равнине корни обычно растут в глубину. У горных растений проникают в трещины, расширяют их и разрушают скалы. В песчаной пустыне вместо земли песок, но и к этим условиям приспособились растения. У кустарника джузгуна корни тянутся вдоль поверхности песков на 20 метров. Как бы не бушевала буря, корневая система держит растение как якорь. Слайд 10

А еще корень ищет в почве и доставляет растению необходимые вещества. У верблюжьей колючки в пустыне корни уходят на глубину до 15 метров, достигая грунтовых вод.

Но рекорд глубины принадлежит корням вяза- 110 метров. Слайд 11

Так какова же роль корней в жизни растений? Слайд 12,

Корневые системы разных растений различаются по внешнему строению. Посмотрите на таблицу "Типы корневых систем". В чем состоят эти различия? Слайд 13

Если хорошо выделен центральный корень, а от него отходят более мелкие - это стержневая корневая система.

Стержневая корневая система.

Если главный корень незаметен среди других - это мочковатая корневая система.

Мочковатая корневая система

Стержневую корневую систему имеют большинство двудольных растений, например щавель, морковь, свекла и др.

Мочковатая корневая система характерна для однодольных растений - пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.

При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т.е. присыпают землей нижнюю часть стебля.
Зачем это делают?

У корней растений есть еще одна очень интересная особенность: они могут принимать различные формы. В таких случаях мы говорим о видоизменениях корней. Изменение внешнего вида корня связано обычно с выполнением им какой-либо дополнительной (необычной) функции. Слайд 14,15,16

1. Корнеплоды

2. Корневые клубни(батат)

3. Корни-прицепки (плющ)

4. Дыхательные корни

5.Воздушные корни

5. М И КО Р И З А

На корнях растений сем. Бобовые образуются вздутия, в которых развиваются азотфиксирующие бактерии.
Они вступают в симбиоз (взаимовыгодное сожительство) с корнями, обеспечивая растение азотом

А сейчас полученные знания вы закрепите в ходе лабораторной работы. Слайд 17

Лабораторная работа: “Типы корневых систем. Строение стержневой и мочковатой корневых систем”.

Цель: исследовать строение и развитие стержневых и мочковатых корневых систем.

Оборудование: проростки семян фасоли, гороха, гербарии растений со стержневой и мочковатой корневыми системами, луковицы с корнями.

Задания.
Рассмотрите проросшие семена фасоли, гороха, тыквы. Какой корень вы видите?
Рассмотрите корневые системы различных растений. Найдите стержневые и мочковатые корневые системы.
Сравните корневые системы. Сделайте вывод о сходствах и различиях стержневой и мочковатой корневых систем.

Осуществляется в виде небольшого тестирования. Проверяются знания и понимание изученного на уроке.
Слайд 18

1 вариант.

1.Решите, правильно или неправильно то или иное утверждение. Выпишите номера правильных утверждений.

1. У одуванчика корневая система стержневая.

2. Главный корень развивается из корешка зародыша.

3. У лука, тюльпана хорошо заметен главный корень.

4. Всё, что у растения находится в почве, - это корни.

5. Придаточные корни образуются не только на стеблях, но и на листьях некоторых растений.

6. У пшеницы корневая система мочковатая.

2. Закончите предложения.

1. Через корень растение получает из почвы … и ….

2. Если главный корень не развивается или не отличается от многочисленных других корней, то корневая система называется….

3. Все корни растения составляют его ….

4. На главном корне и придаточных корнях развиваются … корни.

Затем учитель собирает тесты. Каждый ученик получает индивидуальную оценку.

Вопрос всем:
Почему многие виды растений стали редкими, а некоторые виды полностью исчезли?
Почему необходимо бережно относиться к природе.

Итак, что мы сегодня изучили на уроке?

Как мы это изучали?

Вернемся поставленному вопросу в начале урока: может ли растение жить без корня? Почему?

Согласны ли Вы с тем, что «Как ни тонок, неприметен под землёю корешок, но не может жить на свете без него любой цветок»?
(Выставление оценок активным в течение урока учащимся)

Слайд 19 «Домашнее задание»
Теперь у вас есть все нужные знания, и я предлагаю вам повторить домашнее задание по параграфу 19 и проверите свои знания, выполнив задания после параграфа. Выполнить упражнение в рабочих тетрадях.Для тех, кто хорошо понял тему урока и заинтересовался ею, я предлагаю составить рассказ с ошибками о строении и функциях корня.

Дежурный ученик отчитывается перед учителем и классом о отсутствующих учениках.

К доске выходит один ученик. Работает со схемой.

Ответ учеников.

Зародыш: почка 1
стебелек 2
корешок 3
семенная кожура
семядоли

Исправляются ошибки
-трехдольные;
- однодольные семена у таких растений, как фасоль, тыква, а двудольные семена - у пшеницы, кукурузы.

Учащиеся отвечают, что первый орган – это корень

Записывают дату и тему урока в классных тетрадях

Ученики высказывают свои соображения

Очень трудно…….

Учащиеся в рабочих тетрадях выполняют схематический рисунок корневой системы и подписывают на нем виды корней.

Отвечают:
а) укрепляют,
б) размножение,
в) почвенное питание,
г) запасание питательных веществ.

Ученики высказывают свои соображения.

Учащиеся в тетради зарисовывают схемы корневых систем и приводят свои примеры растений с различными типами корневых систем.

Чтобы выросли придаточные корни.

Оформляют лабораторную работу в тетрадях.

Заполняют таблицу

Корневая система

Воду, минеральные вещества

Мочковатая

Корневую систем

Боковые

Сегодня на уроке мы изучили понятие «корень», строение и функции корня.

Смотрели презентацию, заполняли таблицу, выполняли задания и т.д.
Отвечают

Запись в дневнике

Тема: Виды корней и типы корневых систем.

Цель: Сформировать у учащихся представление о развитии корня из зародышевого корешка; изучить особенности строения корневых систем двудольных и однодольных растений. Сформировать умение определять тип корневой системы растений, распознавать двудольные и однодольные растения по типу корневой системы. Воспитание биологического мышления, бережного отношения к природе, интереса к предмету.

Оборудование: гербарий «Типы корневых систем», таблица «Строение стержневой и мочковатой корневых систем».

Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация знаний учащихся.
  3. Формирование новых знаний.
  4. Формирование умений.
  5. Задание на дом.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Проверка готовности класса к уроку. Сообщение темы, целей и задач урока. Инструктаж по проведению урока

  1. Актуализация знаний учащихся.

Задания для успевающих учащихся:

  1. На доске нарисовать схему строения однодольного и двудольного растения. Сравнить их. Ответить на вопрос: «В чем преимущества семени перед спорой?».
  2. Карточка- задание.

Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка. Сделайте вывод.

Задания для слабоуспевающих:

  1. Терминологический диктант (на доске написаны термины, дать им определения).
  • эндосперм
  • микропиле
  • зерновка
  • однодольное растение
  • зародыш.
  1. На доске выполнен рисунок:

Отметить основные части семени.

Во время выполнения задания на доске учитель предлагает классу послушать рассказ и найти в нем ошибки.

Рассказ с биологическими ошибками.

Мне нравятся уроки биологии. Особенно люблю работать с микроскопом. Недавно мы узнали о строении семян однодольных, двудольных и трехдольных растений. Нелегко даются знания, но я все поняла, знаю, например, что любое семя состоит из кожуры и питательных веществ. Все семена имеют эндосперм, из которого развивается новое растение. Еще я узнала, что однодольные семена у таких растений, как фасоль, тыква, а двудольные семена — у пшеницы, кукурузы.

Как все это интересно! И, главное, я хорошо во всем разобралась, как вы только что услышали!

  1. Формирование новых знаний.

Учитель. Послушайте стихотворение.

Мы в букет собрали маки жаркие,

Много незабудок голубых.

А потом цветов нам стало жалко,

Снова в землю посадили их.

Только ничего не получается:

От любого ветерка качаются!

Почему осыпались и вянут?

Без корней расти и жить не станут!

Как ни тонок, неприметен

Под землею корешок, но не может жить на свете

Без него любой цветок!

Как вы думаете, почему растение не может жить без корня?

Учитель. Когда дует сильный ветер, попробуйте удержать за ручку зонтик. Трудно? Какая же сила нужна, чтобы дуб или липу с толстыми стволами и ветвями удержать на месте при ветре или урагане? Сила могучего великана? Этой силой обладают корни. Словно стальные канаты натянуты они во все стороны и держат растение. Корни очень крепкие. Попытайтесь разорвать тонкий корешок. Нелегко это сделать. А ведь корней у каждого растения очень много и они идут далеко вглубь и вширь.

Различают три вида корней: главные, придаточные, боковые. При прорастании семени первым делом развивается зародышевый корешок. Он превращается в главный корень. Корни, образующиеся на стеблях, а у некоторых растений и на листьях, называют придаточными. От главного и придаточных корней отходят боковые корни.

Все корни одного растения образуют корневую систему (учитель укрепляет на магнитной доске таблички новыми терминами).

(Учащиеся в рабочих тетрадях выполняют схематический рисунок корневой системы и подписывают на нем виды корней.)

Учитель. В зависимости от местных условий корневые системы растений располагаются по-разному. На равнине корни обычно растут в глубину. У горных растений проникают в трещины, расширяют их и разрушают скалы. В песчаной пустыне вместо земли песок, но и к этим условиям приспособились растения. У кустарника джузгуна корни тянутся вдоль поверхности песков на 20 метров. Как бы не бушевала буря, корневая система держит растение как якорь.

А еще корень ищет в почве и доставляет растению необходимые вещества. У врблюжьей колючки в пустыне корни уходят на глубину до 15 метров, достигая грунтовых вод. Но рекорд глубины принадлежит корням вяза- 110 метров.

так какова же роль корней в жизни растений?

Ученик. Корни закрепляют растение в почве, снабжают его водой и минеральными солями, проникая на большую глубину.

(Учащиеся раскрывают функции корней на примерах.)

Учитель. Корневые системы разных растений различаются по внешнему строению. Посмотрите на таблицу «Типы корневых систем». В чем состоят эти различия?

(Ученики высказывают свои соображения.)

Учитель. Если хорошо выделен центральный корень, а от него отходят более мелкие — это стержневая корневая система. Если главный корень незаметен среди других — это мочковатая корневая система.

Стержневую корневую систему имеют большинство двудольных растений, например щавель, морковь, свекла и др.

мочковатая корневая система характерна для однодольных растений — пшеницы, ячменя, лука, чеснока и др.

(Учащиеся в тетради зарисовывают схемы корневых систем и приводят свои примеры растений с различными типами корневых систем.)

Учитель. При выращивании кукурузы, картофеля, капусты, томатов и других растений широко применяют окучивание, т.е. присыпают землей нижнюю часть стебля.

Зачем это делают?

(Учащиеся высказывают свои соображения.)

  1. Формирование умений.

Лабораторная работа.

Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы.

Цель: научиться определять виды корней и тип корневой системы, используя гербарные материалы.

Задания: 1. Рассмотрите корневые системы предложенных вами растений. Чем они различаются?

2.Прочитайте в учебнике, какие корневые системы называют стержневыми, какие мочковатыми.

  1. Отберите растения со стержневой корневой системой.
  2. Отберите растения с мочковатой корневой системой.
  3. Заполните таблицу.
Название растения Тип корневой системы Особенности строения

корневой системы.

  1. По строению корневой системы определите, какие растения однодольные, какие двудольные.

2) Выполните в рабочей тетради задания № 62, № 64.

  1. Задание на дом:

(учащиеся сами выбирают, какие задания выполнять, в соответствии со своими способностями и возможностями).

  1. Выучить параграф 19; ответить на вопросы на стр. 91;
  2. Заполнить таблицу:
  1. Составьте ложный биологический рассказ о видах и типах корневых систем.

Просмотров