Строение семян двудольных растений вывод. Строение семян яблони. Ботаника: школьный курс

Яблоня, описание которой будет в этой статье - одна из самых распространенных в России плодовых культур. Ее популярности способствует не только вкус и польза плодов, которые можно употреблять как непосредственно в пищу, так и в приготовлении различных блюд. Яблоня - дерево, которое удивительно красиво цветет в весенний период. Помимо обладает и семя яблони, содержащееся в плодах. Об этом также пойдет речь в статье.

Ботаника - наука о растительной жизни

Тем, кто желает узнать, что изучает ботаника, можно обратиться к школьному курсу биологии. Ботаника, если говорить простым языком, наука о растениях. Следовательно, всю необходимую информацию о плодовых культурах, в том числе и о яблоне, можно узнать из справочников и пособий по ботанике.

Все, что изучает ботаника - это строение растений, их жизнь, способы размножения. Также эта наука классифицирует растительные организмы по видам, что позволяет ей изучать эволюцию растений, их происхождение и многое другое. И конечно, яблони.

Яблоня: строение и описание

Яблоня, описание которой будет в этом разделе, представляет собой дерево, различающееся по высоте в зависимости от разновидности. Существуют растения, достигающие не более двух метров в длину, а есть и более длинные - до 15 метров. Яблоня имеет два вида ветвей - это ростовые, длинные ветви, и плодовые.

Ростовые ветви яблони не приносят плодов. Их функция понятна по названию - они отвечают за увеличение размера дерева. Плодовые ветви - короткие, их функция заключается в образовании цветов и яблок.

Яблони бывают как садовые, так и дикорастущие. Ветви дикорастущих деревьев снабжены колючками, живут такие деревья очень долго - более сотни лет, иногда достигая возраста 200-300 лет. У садовых деревьев шипов с колючками нет, и живут они немного поменьше - около ста лет, но не более того.


Листья у яблони либо гладкие, либо покрыты пушком с нижней стороны - в зависимости от сорта. Также от сорта зависит и окраска цветов - либо чисто белые, либо розовые, либо белые с розоватым оттенком и даже ярко-малиновые, почти красные. Цветы собираются в соцветия, опыляются перекрестно.

Следует отметить, что яблоня - дерево морозоустойчивое, выдерживает достаточно низкие температуры, достигающие до - 40 градусов. Эта особенность является одной из причин такой высокой популярности дерева в России.

внешний вид

Яблоня начинает плодоносить в среднем приблизительно на 4-5 год после посадки. Однако есть сорта, которые начинают приносить плоды и в первый год посадки, и через 12 лет.

Плоды яблони - яблоки, различаются в зависимости от сорта культуры по цвету и форме, а также по вкусу мякоти. По размеру яблоки бывают крупные и мелкие, по форме - круглые, овальные, конические и другие. Цвет - от зеленого до ярко-красного.


Строение яблока

Если посмотреть на яблоко в разрезе, то можно увидеть его внутреннее строение. Снаружи плод покрыт кожицей, защищающей плод от проникновения в него болезнетворных организмов и от потери жидкости. Также кожица принимает участие в процессе газообмена.

В самом центре яблока находятся семенные камеры - резервуары для хранения семечек.


Между кожурой и семенными камерами располагается мякоть плода - та самая, которую употребляют в пищу. Ее цвет, консистенция и вкус являются сортовым признаком. Бывают плоды с зеленоватой мякотью, белой, желтоватой, с розовыми вкраплениями. По консистенции - суховатые, рыхлые, или сочные и крепкие. При перезревании плода мякоть становится зернистой и сухой. Мякоть - очень ценный и полезный продукт, содержащий в себе много витаминов и клетчатку, способствующую хорошему пищеварению.

Также при осмотре яблока в продольном разрезе можно увидеть углубление, так называемую воронку. Из нее выходит плодоножка, с помощью которой яблоко прикреплено к ветке. С противоположной стороны плода тоже есть небольшое углубление, содержащее в себе чашелистики. Углубление так и называется - чашечная ямка, а чашелистиков в ней пять.

Строение яблочного семени

Семя яблони - двудольное, состоит из двух семядолей. яблони приблизительно такое же, как и у всех


Из чего состоит семя яблони? Как устроены семена яблони? Если представить строение семян яблони схематично, то оно состоит из корешка зародыша, над ним расположена первичная почка. Снаружи семечко покрыто семенной оболочкой. Основную массу семени занимают семядоли, покрытые тонкой пленкой - эндоспермом. Его функции у яблонь состоит в том, чтобы регулировать поступление жидкости в зародыш.

Помимо вышеуказанных органов, строение семян яблони включает в себя сосудистый пучок, халазу и микропиле.

Полезные свойства яблочного семени

Основная функция яблочного семени - это размножение, но для человека оно представляет пользу как источник многих необходимых для здоровья микроэлементов.

Пока не существует единой точки зрения, полезно ли употреблять в пищу яблочные семена.

Среди полезных качеств семян можно назвать то, что они богаты природным йодом, который легко усваивается человеком. Кроме йода, яблочные семена содержат витамин В17, используемый для профилактики онкологических заболеваний. Измельченные семена применяют в косметических целях при изготовлении масок и скрабов для лица - они обладают омолаживающим эффектом.

Также существует направление восточной медицины, заключающееся в том, чтобы прикладывать яблочные семечки к определенным местам на кистях рук или на стопах, чтобы благоприятно воздействовать на внутренние органы.

Что касается вредных свойств яблочного семени, то следует помнить, что оно содержит в себе гликозид амигдалина. При попадании в желудок из этого соединения образуется сильный яд - синильная кислота. Поэтому при употреблении яблочных семечек в большом количестве можно отравиться.


Можно ли вырастить яблоню из семени?

Яблоню можно получить либо от черенка или почки, либо вырастить из семени. Яблоня, пророщенная из семени, начинает приносить плоды через достаточно длительный промежуток времени, занимающий приблизительно 10-12 лет. Существует мнение, что из семечек можно вырастить только так называемый «дичок» с мелкими, кислыми плодами, но это не так. Интересный факт, что из семян одного яблока получаются яблони с разными свойствами и плодами, как дети из одной семьи - от одних родителей, но все разные. Самые лучшие экземпляры могут дать начало новым сортам, которые можно будет воспроизводить с помощью черенкования.

Как прорастить яблочное семя?

Для начала нужно убедиться, что яблоки, из которых будет извлекаться семя, привезены не из жарких стран, иначе саженцы замерзнут зимой. Желательно, чтобы это были плоды с местных деревьев. Затем нужно выбрать самые спелые яблоки, извлечь семена и на несколько дней поместить их в теплую жидкость.

Следующий шаг зависит от того, в какой почве и в каких условиях будут расти эти яблони. Если климат морозный, зимы суровые, то проросшие семена рекомендуется высаживать прямо в землю. Благодаря этому корневая система уйдет вглубь земли и не будет перемерзать. Но есть важное условие - грунтовые воды должны быть глубоко. Если же предполагается высаживание деревьев в болотистые земли, то семена предварительно нужно вырастить в горшках. При пересадке саженцев в открытый грунт корневая система немного повредится и не будет расти вглубь земли. Это не позволит растению загнить.

1. Заполните схему.

Вегетативные - корень, побег.

Генеративные - цветок, плод.
2. Выполните лабораторную работу "Строение семян двудольных растений" (см. с. 9 учебника). На рисунке подпишите части семени фасоли.

1 - стебелек
2 - почечка
3 - корешок
4 - семядоли
5 - семенная кожура.

3. Выполните лабораторную работу "Строение зерновки пшеницы" (см. с. 10 учебника). На рисунке подпишите части зерновки пшеницы.

1 - околоплодник
2 - эндосперм
3 - щиток
4 - почечка
5 - стебелек
6 - корешок
7 - зародыш.
Вывод: фасоль является двудольным растением, поэтому имеет 2 семядоли. Пшеница - это однодольное растение, имеет одну семядолю и эндосперм.

4. Заполните таблицу "Сравнение семян двудольных и однодольных растений".

Растения

Части семени

Части зародыша

Запас питательных веществ

фасоль

Зародыш, семенная кожура

Семядоли, корешок, стебелек, почечка

семядоли

пшеница

щиток, корешок, стебелек, почечка

эндосперм

миндаль

Зародыш, семенная кожура, остаток эндосперма

корешок, стебелек, почечка, семядоли

семядоли

лук

Зародыш, семенная кожура, эндосперм

эндосперм

ясень

Зародыш, семенная кожура, эндосперм

корешок, стебелек, конус нарастания, семядоли

эндосперм

частуха

Зародыш, семенная кожура

корешок, стебелек, почечка, семядоля

семядоля

5. Сравните части семени и проростка. Покажите стрелками на схеме, из каких частей семени развились соответствующие части проростка.

Вывод: Из почечки - листья, из стебелька - стебель, из корешка - корень, из семядолей - первые 2 листика. Вывод: из каждой части зародыша и семени развивается определенная часть растения.
6. Изучите строение семени яблони, тыквы или подсолнечника. Зарисуйте строение одного из семени. Проанализируйте строение изученного вами семени и сделайте вывод.

Семя тыквы состоит из зародыша, 2 семядолей, семенной кожуры. Эндосперма нет. Функцию запасания веществ выполняют семядоли. Тип семян у тыквы - семена двудольных без эндосперма.
7. Объясните, почему семенные растения наиболее распространены в природе.
Семенные растения имеют наиболее развитые приспособления для размножения - двойное оплодотворение, для которого не нужна вода, защита зародыша семенной кожурой, наличие для зародыша питательных веществ, заключенных в семядолях или эндосперме.

8. Рассмотрите рисунки. Укажите тип корневых систем изображенных растений.
Стержневая, мочковатая.

9. Выполнив лабораторную работу "Стержневая и мочковатая корневые системы" (см. с. 14 учебника), заполните таблицу.
Стержневая: выражен главный корень, есть боковые и придаточные корни. У свеклы, моркови.
Мочковатая: есть только боковые и придаточные корни. У пшеницы, лука.
Вывод - стержневая система характерна для двудольных растений, а мочковатая - для однодольных.

10. Какой агроприем изображен на рисунке? С какой целью его применяют? Есть ли у вас опыт его применения?
Это метод окучивания. Для улучшения роста боковых и придаточных корней, чтобы увеличить урожай клубней картофеля. Кроме того, чем больше корней, тем мощнее будет растение, и тем лучше будет развиваться его верхняя часть (применяют при выращивании капусты, томатов, кукурузы и т.д.)

11. Рассмотрите изображение продольного разреза молодого корня. Укажите, какие части корня обозначены цифрами.
1 - корневой чехлик,
2 - зона деления,
3 - зона роста,
4 - зона всасывания,
5 - зона проведения,
6 - корневые волоски.

12. Выполнив лабораторную работу "Корневой чехлик и корневые волоски" (см. с. 18 учебника), укажите, что обозначено цифрами.

1 - оболочка клетки волоска,
2 - цитоплазма,
3 - вакуоль и ядро,
4 - слущивающиеся клетки корневого чехлика.
Сравните строение клеток кожицы лука и корневого волоска, изображенных на рисунке. Соедините стрелками одинаковые части этих клеток.
У корневого чехлика и у клетки кожицы лука одинаковые части: тонкая оболочка, ядро, цитоплазма, но разную форму.
Вывод: все клетки растений имеют сходное строение в связи с выполняемыми ими функциями.

13. Заполните таблицу "Связь строение зон корня с выполняемыми функциями".
Корневой чехлик - покровная ткань, защищает корень, способствует его продвижению вглубь.
Зона деления - образовательная ткань, функция - деление клеток корня. Зона роста - образовательная ткань, функция - рост и растяжение клеток корня.
Зона всасывания - образовательная, покровная ткань; всасывание из почвы питательных веществ.
Зона проведения - покровная, проводящая, основная, механическая ткань; проведение вверх питательных веществ от корня к стеблю и листьям.
Вывод: все зоны корня имеют определенное строение в зависимости от выполняемых функций.

14. Рассмотрите рисунок. Какой агроприем на нем показан? С какой целью он применяется? Использовали ли вы его когда-то?
Метод пикировки. Отщипывается кончик главного корня, чтобы нарастало больше придаточных. Корневая система становится шире и мощнее, всасывает и проводит больше питательных веществ для растения.

15. Заполните таблицу "Видоизменения корней".
Корнеплоды - запас питательных веществ - морковь, репа, турнепс, редис, свекла;
Корневые клубни - запас питательных веществ, вегетативное размножение - георгина, чистяк;
Корни-прицепки - прикрепление к опоре для роста - плющ;
Воздушные корни - поглощение дождевой воды - у растений тропиков;
Дыхательные корни - поглощение воздуха дополнительно - ива ломкая, прибрежные растения.

16. Объясните с чем связано видоизменениеи корней у растений.
Видоизменения корней появились в процессе приспособления к условиям существование для выполнения дополнительных функций.

17. Закончите определение.
Побегом называют стебель с расположенными на нем листьями и почками.

18. Подпишите части побега, обозначенные на рисунках.
1 - верхушечная почка, 2 - боковая почка, 3 - междоузлие.

19. Выполнив лабораторную работу "Строение почек. Расположение почек на стебле" (см. с. 28 учебника), зарисуйте расположение почек на стебле.
Вегетативная слева 1 - почечная чешуя, 2 - зачаточные листья, 3 - конус нарастания, 4 - зачаточный побег. Генеративная справа 1 - почечная чешуя, 2 - зачаточные листья, 3 - зачаточный цветок, 4 зачаточный побег. Из генеративной почки разовьется цветок или соцветие, она круглее и толще.
Подпишите части почек на рисунке. Укажите, какая из вегетативная, а какая-генеративная.

20. Какие приспособления помогают почкам переносить неблагоприятные условия?

Почки покрыты толстой защитной чешуей, помогающей переносить морозы или засуху.

21. Закончите заполнение схем.
По строению: вегетативные и генеративные,
по расположению на стебле: верхушечные, боковые и пазушные.

Вегетативная почка имеет: чешую, зачаточные листья, зачаточный побег, конус нарастания.
Генеративная почка имеет: чешую, зачаточные листья, зачаточный побег, конус нарастания с зачаточным цветком.

22. Рассмотрите рисунок. Сравните строение почки и побега. Соедините стрелками соответствующие части почки и побега.
Из зачаточного побега - стебель, из зачаточных листьев - листья, из конуса нарастания - верхушечная почка, чешуя отпадет.

23. Рассмотрите рисунок. Подпишите, какие это листья по способу прикрепления и стеблю и каковы их части.

Лист черешковый:
1 - листовая пластинка,
2 - черешок,
3 - прилистники.
Лист сидячий:
1 - листовая пластинка,
4 - основание листовой пластинки (листовое влагалище).

24. Рассмотрите рисунок. Выпишите отдельно цифры, которомы обозначены простые и сложные листья.
Простые - 1, 4, 6, 8.
Сложные - 2, 3, 5, 7.

25. Рассмотрите рисунок. Определите, какой тип жилкования имеют эти листья.
Сетчатое. Параллельное. Дуговое.

26. Выполните лабораторную работу "Листья простые и сложные, их жилкование и листорасположение", заполните таблицу.

27. Подумайте, можно ли только по жилкованию листьев определить, какие это растение-однодольное или двудольное. Дайте обоснованный ответ.
Не совсем так. Параллельное и дуговое жилкование характерно в основном для однодольных, за исключением вороньего глаза, у которое сетчатое жилкование. У двудольных чаще всего жилкование сетчатое, но есть исключения, например подорожник с дуговым жилкованием.

28. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? Подпишите, что обозначено цифрами.
1 - замыкающая клетка,
2 - устьичная щель,
3 - хлоропласт,
4 - клетки кожицы.

29. Выполнив лабораторную работу «Строение кожицы листа», сделайте рисунки и подписи к ним.
Вывод: в клетках кожицы находятся устьица, при помощи которых у растения осуществляется дыхание и транспирация.

30. На рисунке изображен поперечный срез листа. Выполнив лабораторную работу «Клеточное строение листа», сделайте подписи к рисунку.
1 - кожица,
2 - сосуды,
3 - устьице,
4 - ситовидные трубки,
5 - волокна,
6 - клетки мякоти.

31. На рисунке изображены световой и теневой листья. Укажите их. Какие особенности строения характерны для каждого из них?
1 - световой 2 - теневой.

32. Укажите, какие растения представлены на рисунке и во что превращены их видоизмененные листья.
1 - Колючки кактуса
2 - Колючки барбариса
3 - Усики гороха
4 - Ловчий аппарат росянки

Чем обусловлены видоизменения листьев у этих растений?
Данные видоизменения листьев являются приспособлением для жизни в условия засухи (колючки кактуса испаряют меньше влаги), защитой от поедания (барбарис), поддерживают стебель в прямостоячем положении (горох), помогают ловить мелких насекомых насекомоядными растениями (росянка).

33. Рассмотрите рисунок. Укажите виды стеблей по направлению роста.
1 - прямостоячий,
2 - ползучий,
3 - лазающий,
4 - вьющийся.

34. На рисунке подпишите слои на стволе спиленного дерева.
1 - камбий,
2 - пробка,
3 - луб,
4 - древесина,
5 - сердцевина.

35. На рисунке рассмотрите поперечный срез ветки. Подпишите его основные части.
1 - годичные кольца
2 - камбий
3 - ситовидные трубки
4 - чечевичка
5 - кожица
6 - пробка
7 - луб
8 - сосуды и волокна
9 - древесина
10 - сердцевина.

36. Заполните таблицу.

37. Выполнив лабораторную работу "Внутреннее строение ветки дерева", сделайте подписи и рисунки к ним.

38. Выполнив лабораторную работу «Строение клубня», на рисунке соедините стрелками соответствующие части побега и клубня.
1 - пробка,
2 - луб,
3 - древесина,
4 - сердцевина.

Сравните поперечный срез клубня с поперечным срезом стебля. На рисунке подпишите соответствующие слои.
Вывод: клубень - это видоизмененный побег, его внутреннее строение соответствует внутреннему строению стебля и имеет аналогичные слои.

39. Выполните лабораторную работу «Строение луковицы». На рисунке подпишите ее основные части.
1 - наружная чешуя,
2 - видоизмененные листья,
3 - почки,
4 - донце,
5 - придаточные корни.
Вывод: луковица - это видоизмененный побег, так как имеет внутреннее строение, соответствующее почке.

40. Заполните таблицу «Функция видоизмененных побегов».
Корневище - запасание питательных веществ, вегетативное размножение.
Клубень - запасание питательных веществ, вегетативное размножение.
Луковица - запасание питательных веществ, вегетативное размножение, защита почек.
Колючки - защита от поедания животными.
Клубнелуковица - защита почек сухими чешуями, вегетативное размножение.

41. На рисунке подпишите названия частей цветка.
1 - рыльце пестика
2 - столбик
3 - завязь
4 - семязачатки
5 - цветоложе
6 - цветоножка
7 - чашелистик
8 - тычинка
9 - лепесток
10 - околоцветник

42. Сравните изображенные на рисунке цветки вишни и тюльпана. Подпишите их основные части. В чем сходство строения этих цветков? В чем различие?
1 - лепесток,
2 - тычинка,
3 - пестик,
4 - цветоножка.
Сходство: цветки обоеполые, правильные, с околоцветником и цветоножкой, венчик свободнолепесной.
Различие: у вишни тычинок много, у тюльпана кратно 3. У вишни двойной околоцветник, у тюльпана - простой. У вишни завязь нижняя, у тюльпана - верхняя.

43. Выполните лабораторную работу "Строение цветка". Зарисуйте части цветка и подпишите их названия.

44. Подумайте, на основании чего можно утверждать, что цветок-это видоизмененный побег. Дайте обоснованный ответ.
Цветок - видоизмененный побег, так как развивается из почки. Стеблевая часть у него представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики - видоизмененные листья.

45. Сравните изображенные на рисунке цветки капусты и виолы. В чем их различие?: Подпишите, как называют такие цветки.
Правильный - капуста, неправильный - виола. Через правильный цветок можно провести несколько плоскостей симметрии, через неправильный - одну.

46. Впишите пропущенные слова.
Обоеполыми
Тычиночный, пестик, пестичный.
Однодомным.
Двудомными.

47. Заполните таблицу "Особенности строения соцветий".
Кисть - простое; капуста, ландыш, черемуха.
Зонтик - простое; вишня, примула.
Головка - простое; клевер.
Колос - простое; подорожник.
Метелка - сложное; сирень, виноград.
Корзинка - сложное; астра, подсолнечник.
Щиток - сложное; рябина.
Сложный зонтик - сложное; морковь, петрушка.
Сложный колос- сложное; рожь, пшеница.

48. Выполните лабораторную работу "Соцветия".
Вывод: биологическое значение соцветий том, что мелкие и невзрачные цветки, собранные вместе, становятся заметными, дают больше пыльцы и лучше привлекают насекомых, которые переносят пыльцу с цветка на цветок.

49. Подумайте и напишите, почему растения с соцветиями широко распростронены в природе.
В виде соцветий у растений появляется шанс привлечь больше опылителей, образуется также больше пыльцы. Так в результате эволюции цветковые растения обеспечили себе более успешное размножение и расселение.

132. Укажите, какие части растения мы употребляем в пищу у разных сортов капусты.

133. Заполните таблицу.



134. Дайте определения понятий.
Яровая пшеница - высевают ранней весной, за лето она созревает.
Озимая пшеница - высевают осенью, она зимует, урожай приносит более высокий.
Твердая пшеница - эндосперм на четверть состоит из белка (клейковины), предпочитает южные районы.
Мягкая пшеница - эндосперм рыхлый, мучнистый, менее богатый белками, распространена повсеместно.

135. Решите кроссворд № 3.
По горизонтали:
1 — капуста,
3 — сорт,

4 — класс,
5 — колос,
6 — порядок,
9 — отдел,
11 — кольраби,
13 — подсолнечник,
14 — метёлка,
15 — соломина.

По вертикали:
1 — картофель,
2 — тюльпан,
7 — род,
8 — симбиоз,
10 — семейство,
12 — вид.

А1. Классификацию растений изучает наука
4) систематика растений

А2. Наименьшей единицей классификации растений является
1) вид

A3. Рябина относится к семейству
3) Розоцветные

А4. Соцветие корзинка встречается у растений семейства
4) Сложноцветные

А5. Плод стручок характерен для растений семейства
4) Крестоцветные

А6. Стебель соломина встречается у растений семейства
2) Злаковые

А7. Из перечисленных растений к семейству крестоцветных относится
3) брюква

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В


В1. Для большинства растений класса Однодольные характерны признаки
1) мочковатая корневая система
3) семя имеет 1 семядолю
5) параллельное или дуговое жилкование листьев

В2. Для большинства растений класса Двудольные характерны признаки
2) дуговое жилкование листьев
5) стержневая корневая система
6) сетчатое жилкование листьев

В3.Плод яблоко у
1) яблони
2) рябины
4) груши

B4. Цветки одиночные имеют
2) крокус
3) нарцисс
4) тюльпан


В5. Установите соответствие между признаками и растением, к которому они относятся.

136. Прочитайте текст § 31. Впишите в графы таблицы названия типичных представителей растений различных растительных сообществ.



137. Заполните таблицу «Наземная ярусность лесного сообщества».



139. На рисунке изображены различные этапы смены растительного сообщества, но художник перепутал их последовательность. Исправьте его ошибку, проставив под каждым этапом соответствующую цифру.



140. В крупных городах и промышленных центрах продолжительность жизни древесных пород в несколько раз меньше, чем в естественных условиях (лесах, горах и т. д.). Почему долголетие древесных пород сокращается?
В крупных городах растения ослаблены из-за загрязнения воздуха, воды и почвы. Они постоянно подвергаются воздействию вредных соединений от выбросов фабрик, заводов, транспорта, от продуктов гниения свалок. Из-за этого корни отмирают, листья высыхают и опадают. Кроме того, ослабленные растения легко заражаются микроорганизмами, грибами и вирусами, так как их иммунитет ослаблен.

141. Дайте определения понятий.
Заповедник - это особо охраняемая территория или акватория, полностью исключённая из хозяйственного использования в целях сохранения природных комплексов, охраны видов животных и растений, а также наблюдения за природными процессами
Заказник - это охраняемая природная территория, на которой под охраной находится не природный комплекс, а некоторые его части: только растения, только животные, либо их отдельные виды, либо отдельные историко-мемориальные или геологические объекты.
Ботанический сад - это территория, на которой с научно-исследовательской, просветительной и учебной целью культивируются, изучаются и демонстрируются коллекции живых растений разных частей света и различных климатических зон.

142. Решите кроссворд №4.
По горизонтали:
3 — растительность,
5 — заказник,
6 — фитоценоз,
7 — ярусность,
8 — симбиоз.

Выберите один правильный ответ из четырёх предложенных.

А1. Совокупность всех видов живых организмов, живущих совместно в одних и тех же условиях среды, называется
1) биоценозом

А2. Совокупность растений, произрастающих на определённой территории и способных существовать совместно друг с другом, называется
2) растительным сообществом

A3. Территория, на которой охраняются определённые виды растений и животных, называется
3) заказником

А4. Территория, на которой запрещена любая хозяйственная деятельность, называется
1) заповедником

А5. Совокупность растительных сообществ, существующих на определённой территории, называется
4) растительностью

А6. Разделение растительного сообщества на горизонтальные слои называется
4) зональностью

А7. Вид сожительства организмов в сообществе, приносящий пользу обоим организмам, называется
1) симбиозом

ЗАДАНИЯ ЧАСТИ В

Выберите три правильных ответа из шести предложенных.

В1. Смена растительных сообществ может происходить в результате
1) изменения климата
3) хозяйственной деятельности человека
4) жизнедеятельности самих растений

В2. Наиболее устойчивыми к загрязнению окружающей среды являются
2) тополь
3) берёза
6) лиственница

Установите соответствие между содержанием первого и второго столбцов.

В3.Установите, какие растения характерны для определённого типа растительного сообщества.

1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли невоору­женным глазом и с помощью лупы. В чем их сходство? Различия?

Набухшие семена значительно крупнее, семенная кожура мягче, хорошо виден рубчик.

2. Найдите на поверхности семян фасоли след прикрепле­ния к плоду - рубчик. С помощью лупы найдите микро­пиле - отверстие, через которое вода и воздух попадают внутрь семени.

3. Снимите семенную кожуру с набухшего семени фасоли. Найдите зародыш, состоящий из двух семядолей, зародышевых корешка, стебелька и почечки.

4. Зарисуйте семя фасоли и сделайте подписи к рисунку.

5. Рассмотрите сухие и набухшие зерновки пшеницы (ржи, кукурузы) невооруженным глазом и с помощью лупы. В чем их сходство?

Кукуруза: сохранилась форма, заметно место крепления к цветоносу.

В чем различие?

Размеры, набухшие зерновки имеют мягкую семенную кожуру.

6. Попытайтесь снять часть плодовой оболочки с сухой а набухшей зерновки препаровальной иглой. Почему она не снимается?

Околоплодник срастается с семенной кожурой.

7. Аккуратно разрежьте намоченную зерновку вдоль. С по­мощью лупы рассмотрите полученный продольный разрез.

Найдите эндосперм (запас питательных веществ), заро-дыш и семядолю (щиток). Сравните увиденное вами на по-перечном срезе с рисунком 85 учебного пособия.

8. Зарисуйте продольный разрез зерновки. Подпишите оболочку плода, эндосперм и части зародыша: щиток и за­родышевые корешок, стебелек и почечку.


9. Сравните строение семян фасоли и зерновки, заполнив таблицу.

Название частей семян Строение Значение
фасоли пшеницы (кукурузы)
Семенная кожура плотная, покрыта воском тонкая, сростание с околоплодником защитная функция
Эндосперм + запас питательных веществ
Зародыш: корешок + + зачаток нового организма
Зародыш: стебелёк +
Зародыш: почечка + +
Семядоля 2 семядоли 1 семядоля (щиток) запас питательных веществ (фасоль)

10. Сделайте вывод. Каковы особенности строения семян однодольных и двудольных? Найдите черты сходства и отличия.

Черты сходства: семена покрыты семенной кожурой, имеет запаса питательных веществ, содержат зародыш и семядоли.

Отличия: для однодольных характерно наличие одной семядоли, срастание околоплодника с семенной кожурой, наличие эндосперма; для двудольных характерно наличие двух семядоль, в которых запасаются питательные вещества, отсутствие эндосперма.

Каково значение семян в жизни растения?

Семена способствуют распространению растений.

12. Какие приспособления имеются у семян для защиты от неблагоприятных условий?

Семенная кожура, которая может быть покрыта воском, либо содержать вещества, задерживающие рост в неблагоприятных условиях.

13. Объясните пословицу «От худого семени не жди доброго племени».

«Худое» семя имеет малый запас питательных веществ, что уменьшает его шансы на прорастание.

1. Какие растения имеют семена?

Семенные растения - традиционно выделяемый отдел высших растений, образующих семена.

2. Какова роль семян в жизни растений?

В жизни растений семена играют очень важную роль: с помощью семян растения размножаются и расселяются по земной поверхности.

3. Какие преимущества имеют семена перед спорами?

Спора одноклеточная, а семя многоклеточное. Оно также имеет защитную плотную оболочку и запас питательных веществ. Благодаря этому повышается вероятность прорастания семени.

Выполните лабораторную работу, рассмотрев крупные семена фасоли.

Строение семян двудольных растений

1. Рассмотрите сухие и набухшие семена фасоли. Сравните их размеры и форму.

По форме набухшие и сухие семена похожи: с одной стороны оно имеют вогнутую поверхность. Размеры набухшего семени примерно в 1,5 раза превышают размеры сухого.

2. На вогнутой стороне семени найдите рубчик - место прикрепления семени к семяножке. (См. на рисунке)

3. Над рубчиком находится маленькое отверстие - микропиле (от греческих слов «микрос» - малый и «пиле» - ворота). Оно хорошо заметно у набухшего семени. Через микропиле в семя проникают воздух и вода.

4. Снимите блестящую плотную кожуру. Изучите зародыш. Найдите семядоли, зародышевые корешок, стебелёк, почечку.

6. Выясните, в какой части семени фасоли находятся питательные вещества.

Запас питательных веществ у фасоли находится в клетках зародыша, в основном в семядолях.

7. Пользуясь учебником, выясните, в каких частях семени запасают питательные вещества другие двудольные растения.

У тыквы зрелое семя состоит лишь из зародыша и семенной кожуры. У таких семян запас питательных веществ находится в клетках зародыша, в основном в семядолях (как и у фасоли). У яблони, миндаля зародыш ко времени созревания семени разрастается настолько, что вытесняет и поглощает эндосперм, от которого остаётся лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой.

Т.о. у двудольных растений запасные питательные вещества обычно находятся либо в самом зародыше, либо в эндосперме.

Лабораторная работа

Строение зерновки пшеницы

2. Препаровальной иглой попробуйте снять часть околоплодника с набухшей и сухой зерновок. Объясните, почему она не снимается.

Разделить околоплодник и семенную кожуру невозможно, т.к. они плотно срослись.

3. Рассмотрите в лупу разрезанную вдоль зерновку. Найдите эндосперм и зародыш. Пользуясь рисунком учебника, изучите строение зародыша.

4. Зарисуйте зерновку пшеницы и подпишите названия её частей.

5. Пользуясь учебником, выясните, какие особенности строения могут иметь семена других однодольных растений.

Семена других однодольных растений, например лука, ландыша, тоже имеют эндосперм, но он окружает зародыш, а не прилегает к нему с одной стороны, как у пшеницы и других злаков.

У частухи созревшие семена не имеют эндосперма. Подкововидное семя состоит из тонкой кожуры и зародыша, в семядоле которого сосредоточены все запасы, накопленные при созревании семени.

Вопросы

1. Какие растения называют двудольными, а какие - однодольными?

Растения, имеющие в зародыше семени две семядоли, называют двудольными. А те, у которых в зародыше одна семядоля, называют однодольными.

2. Каково строение семени фасоли?

У фасоли зрелое семя состоит из зародыша и семенной кожуры.

3. Где находится запас питательных веществ в семенах фасоли, ясеня, миндаля?

Запас питательных веществ семени ясеня находится в эндосперме. У миндаля и фасоли – в зародыше.

4. Какое строение имеет зерновка пшеницы?

Семя пшеницы одето золотисто-жёлтым кожистым околоплодником, который плотно сросся с семенной кожурой. Под ней находится эндосперм и зародыш.

5. Как расположен эндосперм у разных однодольных растений?

В семенах однодольных растений эндосперм может окружать зародыш (лук, ландыш), либо окружать зародыш с одной стороны (пшеница и другие злаки).

У частухи созревшие семена не имеют эндосперма.

6. Чем различаются зародыши двудольных и однодольных растений?

Двудольные имеют в зародыше две семядоли, а однодольные – одну.

Подумайте

Почему семенные растения наиболее распространены в природе?

Семенные растения имеют наиболее развитые приспособления для размножения – двойное оплодотворение, для которого не нужна вода, защита зародыша семенной кожурой, наличие для зародыша питательных веществ, заключенных в семядолях или эндосперме.

Задания

Рассмотрите семена яблони и тыквы и выясните, как они устроены. Зарисуйте строение семян, сделайте выводы. Результаты работы обсудите с остальными учащимися на следующем уроке.

Семя тыквы состоит из зародыша, 2 семядолей, семенной кожуры. Эндосперма нет. Функцию запасания веществ выполняют семядоли. У яблони семя также имеет 2 семядоли, зародыш, который ко времени созревания семени разрастается настолько, что вытесняет и поглощает эндосперм, от которого остаётся лишь небольшой слой клеток под семенной кожурой.

Задачи : изучить строение семени однодольного растения; прививать практические умения и навыки по распознаванию и определению семян; развивать понятие о строении семян.

Оборудование : семена фасоли, гороха, пшеницы, кукурузы набухшие и сухие, проростки фасоли и кукурузы, коллекции семян однодольных растений; лабораторное оборудование, таблицы.

Методические рекомендации . В процессе проверки знаний учитель предлагает учащимся зарисовать семя фасоли на доске. Расчленить набухшие семена других двудольных и объяснить их строение. Затем проводится беседа о результатах наблюдений за опытами, выясняющими условия, необходимые для прорастания семян. Учащиеся читают по дневнику записи об изменениях, замеченных в опытах.

Перед изучением нового материала учитель ставит задачи урока, изучить строение семени пшеницы и выяснить, почему пшеница относится к однодольным растениям. Учащиеся по рекомендации учителя рассматривают семена пшеницы и кукурузы, пытаются снять с них кожуру, выделить зародыш и найти семядоли. Такая несложная работа убеждает школьников, что у зерновки пшеницы и кукурузы кожура плохо снимается, она тонкая, пленчатая. Зерновка - это односемядольный плод, тонкая плодовая оболочка которого плотно прилегает к семенной, как бы срастается с ней. Кукуруза, овес, ячмень, просо, рожь имеют плод-зерновку и относятся к зерновым культурным растениям. (Демонстрируются хозяйственно-ценные зерновые культуры, особенно выращиваемые в данной области.) Проводится беседа о работах по выращиванию, сбору и сохранению урожая зерновых. Изучение особенностей строения зерновки проводится на примере пшеницы, при этом демонстрируются различные разновидности и сорта пшеницы. При сообщении учитель пользуется таблицей, рисунком учебника, выполняет рисунок на доске, а также использует рисунки, выполненные на карточках. Важно подчеркнуть, что зародыш по сравнению с эндоспермом крошечных размеров, но уже имеет зародышевый корешок, зародышевый стебелек, почечку. На таблице и рисунке следует показать, что между зародышем и эндоспермом находится мельчайшая пластинка - семядоля. Роль семядоли (щитка) заключается в транспортировании питательных веществ из эндосперма к зародышу. Углубление знаний об особенностях строения зерновки пшеницы и - сравнение ее с семенами других однодольных проводится при выполнении лабораторной работы.

Лабораторная работа. Строение семени однодольных растений

1) Рассмотрите форму и окраску зерновки пшеницы. Найдите хохолок, бороздку, эндосперм и зародыш. 2) Препаровальной иглой попробуйте снять часть плодовой оболочки с набухшей и сухой зерновки. Объясните, почему она не снимается. 3) Лезвием разрежьте зерновку пшеницы вдоль и рассмотрите в лупу эндосперм. Клетки эндосперма заполнены питательными веществами. Найдите зародыш и семядолю (щиток). 4) Сравните внешнее строение зерновок пшеницы и кукурузы. Что у них общего? 5) Зарисуйте зерновку пшеницы и надпишите: плодовая оболочка, бороздка, хохолок, эндосперм и зародыш. 6) Рассмотрите препарат продольного разреза зерновки пшеницы под микроскопом, сравните с рисунком. Найдите зародыш: семядолю, зародышевый корешок, зародышевый стебелек, почечку с листочками и щиток. Зарисуйте в тетради. 7) Сделайте вывод, чем отличается семя фасоли от зерновки пшеницы.

Для закрепления знаний учащимся предлагается выполнить самостоятельную работу по выявлению общих и отличительных признаков в строении семян. С этой целью они заполняют таблицу (из книги "Уроки ботаники" И. Г. Белова и В. А. Корчагиной).

Таблица из книги "Уроки ботаники" И. Г. Белова и В. А. Корчагиной

При подведении итогов урока выясняются знания школьников о строении семян. Учитель комментирует их умения сравнивать и находить общие и отличительные признаки семян однодольных и двудольных растений, умения пользоваться микроскопом при рассматривании готовых препаратов.

Задание на дом : записать в тетради примеры семян двудольных и однодольных растений; закончить работу с таблицей.

Во внеурочное время следует заложить опыты к 5-му уроку.

  1. В две банки насыпают одинаковое количество семян гороха и в две другие - пшеницы (опыт в двух вариантах). Семена увлажняют. Одну банку с горохом и пшеницей оставляют открытыми, две другие закрывают плотной пробкой. Семена находятся при температуре 20-22°С.
  2. В две банки насыпают уже наклюнувшиеся семена гороха или пшеницы. Одну закрывают плотной крышкой, а другую - крышкой с двумя отверстиями. В одно отверстие вставляют газоотводную трубку, погруженную в известковую воду, в другое - воронку для увлажнения и продувания воздуха. Опытом выясняют, какой газ выделяют семена при дыхании.
  3. Опыт закладывают так же, как и предыдущий, но в одно отверстие пробки вставляют термометр. Опытом выясняют, что прорастающие семена выделяют тепло.

Просмотров