Галицко-Волынское княжество: географическое положение. Образование Галицко-Волынского княжества. Объединение галицкого и волынского княжеств Внешнеполитическое положение галицко волынского княжества

ВЛАДИМИРО-СУЗДАЛЬСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Владимиро-Суздальское княжество расценивается как классический образец русского княжества периода феодальной раздробленности. К этому есть ряд оснований. Во-первых , оно занимало огромную территорию северо-восточных земель – от Северной Двины до Оки и от истоков Волги до впадения Оки в Волгу. На территории княжества возникла Москва, ставшая со временем столицей великого государства.

Во-вторых, именно во Владимиро-Суздальское княжество перешел из Киева великокняжеский титул. Все владимиро-суздальские князья, потомки Мономаха – от Юрия Долгорукого (1125–1157 гг.) до Даниила Московского (1276–1303 гг.) – носили великокняжеский титул. Это ставило Владимиро-Суздальское княжество в особое центральное положение по сравнению с другими русскими княжествами периода феодальной раздробленности.

В-третьих, во Владимир была перенесена митрополичья кафедра. После разорения Батыем Киева в 1240 г. на смену митрополиту греку Иосифу константинопольский патриарх поставил в 1246 г. в качестве главы русской православной церкви русского по происхождению митрополита Кирилла. В своих разъездах по епархиям Кирилл явно отдавал предпочтение Северо-Восточной Руси. А уже следующий за ним митрополит Максим в 1299 г., «не терпя насилья татарского», покинул митрополию в Киеве. В 1300 г. он уже окончательно «седе в Володимере и со всем клиром своим». Максим первым из митрополитов присвоил себе титул митрополита «Всея Руси».

Отметим, что на территории княжества находятся Ростов Великий и Суздаль – два древнейших русских города, первый из которых упоминается в летописи в 862 г., второй –в 1024 г. Эти важные северо-восточные русские центры издревле давались великими киевскими князьями в уделы своим сыновьям. Первоначально и княжество называлось Ростово-Суздальским. Владимир Мономах в 1108 г. основал город Владимир на Клязьме, вошедший в состав Ростово-Суздальского княжества, великокняжеский престол в котором занимал старший сын Владимира – Юрий Долгорукий. После смерти Юрия Долгорукого его сын Андрей Боголюбский (1157–1174 гг.) перенес столицу из Ростова во Владимир. С тех пор и берет свое начало Владимиро-Суздальское княжество.

Следует сказать, что Владимиро-Суздальское княжество недолгое время сохраняло единство и целостность. Вскоре после своего возвышения при великом князе Всеволоде Юрьевиче Большое Гнездо (1176–1212 гг.) оно начало дробиться на мелкие княжества. В начале XIII в. от него отделилось Ростовское княжество, в 70-х гг. того же века при младшем сыне Александра Ярославича Невского Данииле самостоятельным стало Московское княжество.

Экономическое состояние Владимиро-Суздальского княжества достигло своего расцвета во второй половине XII–начале XIII вв. при великих князьях Андрее Боголюбском и Всеволоде Большое Гнездо. Его могущество символизировали два великолепных храма, воздвигнутых во Владимире во второй половине XII в., – Успенский и Дмитриевский соборы, а также церковь Покрова на Нерли, построенная на восточных подступах к Владимиру. Воздвижение подобных архитектурных сооружений было возможно лишь при наличии хорошо налаженного хозяйства.

Русские люди, переселявшиеся с юга, размещались на земле, которую издавна заселяли финские племена. Однако русские не вытесняли древнее население края, в основном мирно уживались с ним. Дело облегчалось тем, что у финских племен не было своих городов, а славяне строили города-крепости. Всего в XII–начале XIII вв. было возведено около ста городов, ставших центрами более высокой культуры .

Структура класса феодалов во Владимиро-Суздальском княжестве мало отличалась от киевской . Однако здесь появляется новая категория мелких феодалов – так называемые «дети боярские ».

В XII в. появляется и новый термин «дворяне» – низшая часть военно-служивого сословия. В XIV в. они получали за службу землю (поместья) и стали называться «помещики». К господствующему классу относилось также духовенство.

Политическая система Владимиро-Суздальского княжества представляла собой раннефеодальную монархию с крепкой великокняжеской властью . Так, уже первый ростово-суздальский князь Юрий Долгорукий характеризуется как сильный монарх, сумевший покорить в 1154 г. Киев, где он посадил на престол своего сына Андрея Боголюбского, сбежавшего, правда, оттуда через год. В 1169 г. Андрей Боголюбский вновь завоевал Киев, но не остался на киевском престоле, а вернулся во Владимир, где сумел подчинить ростовских бояр, за что получил в русских летописях характеристику «самовластца» Владимиро-Суздальской земли. Его княжение продолжалось до 1174 г.

Как отмечалось ранее, после смерти в 1212 г. Всеволода Большое Гнездо, в 1176 г. занявшего Владимиро-Суздальский престол, княжество стало дробиться на ряд более мелких, однако владимирский престол на протяжении XIII–XIV вв. все же традиционно расценивался как великокняжеский, первейший престол даже в пору монголо-татарского ига.

Великие князья Владимирские опирались в своей деятельности на дружину , при помощи которой создавалось военное могущество княжества. Из дружины, как и в киевские времена, формировался совет при князе. В него входили и представители духовенства, а после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир – сам митрополит. Совет сосредоточивал бразды правления всем Владимиро-Суздальским княжеством, в него входили наместники-дружинники , управлявшие городами.

Великокняжеским дворцом управлял дворецкий , или «дворский», который являлся вторым по значению лицом в государственном аппарате.

Ипатьевская летопись упоминает о тиунах, мечниках и детских , которые тоже относились к числу княжеских чиновников. Очевидно, что Владимиро-Суздальское княжество унаследовало от Киевской Руси дворцово-вотчинную систему управления . Местное управление было сосредоточено в руках наместников, посаженных в городах, и волостелей – в сельской местности. Органы управления вершили также суд в подведомственных землях.

До перенесения митрополичьей кафедры во Владимир во Владимиро-Суздальском княжестве было несколько епархий, возглавлявшихся архиепископами или епископами. Кандидаты в епископы избирались на соборах высшего духовенства при участии великого князя и посвящались в сан митрополитами. Епархии делились на округа во главе с церковными десятниками. Низшую единицу церковной организации составляли приходы во главе со священниками. К «черному» духовенству принадлежали монахи и монахини во главе с настоятелями монастырей. Монастыри часто основывались князьями.

Источники права

К сожалению, до нас не дошли источники права Владимиро-Суздальского княжества, но нет сомнения, что в нем действовали общенациональные законодательные своды Киевской Руси . Правовая система состояла из источников светского права и церковно-правовых источников. Важнейшим источником права оставалась «Русская Правда», которая дошла до нас в большом числе списков, составленных во Владимиро-Суздальском княжестве в XIII–XIV вв., что свидетельствует о ее широком распространении в Северно-Восточной Руси.

Действовали и общерусские уставы первых христианских князей – «Устав князя Владимира о десятинах, церковных судах и людях церковных», «Устав князя Ярослава о церковных судах». Они дошли также в большом числе списков, составленных во Владимиро-Суздальском княжестве. Вероятно, великие князья владимирские конкретизировали общие положения этих уставов применительно к конкретным епархиям, но нет сомнения, что их общие положения были незыблемыми. Особое значение они приобрели после перенесения митрополичьей кафедры во Владимир.

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО

Юго-западные княжества Руси – Владимиро-Волынское и Галицкое, объединившие земли дулебов, тиверцев, хорватов, бужан, вошли в состав Киевской Руси в конце X в. при Владимире Святославиче. Однако политика великих киевских князей относительно Волыни и Галичины не находила поддержки среди местной земельной знати, и уже с конца XI в. началась борьба за обособление этих земель , хотя Волынская земля традиционно имела тесные связи с Киевом.

У Волыни до середины XII в. не было собственной династии князей . Ею, как правило, непосредственно правили из Киева или иногда киевские ставленники.

Формирование Галицкого княжества началось во второй половине XI в. Этот процесс связан с деятельностью основателя галицкой династии князя Ростислава Владимировича, внука Ярослава Мудрого. Расцвет Галицкого княжества приходится на время правления Ярослава Осмомысла (1153–1187 гг.), который оказывал решительный отпор наседавшим на него венграм и полякам и вел ожесточенную борьбу против боярства. Со смертью его сына Владимира Ярославича династия Ростиславичей прекратила свое существование.

В 1199 г . владимиро-волынский князь Роман Мстиславич овладел Галицким княжеством и объединил галицкие и волынские земли в единое Галицко-Волынское княжество. Центром его был Галич, затем – Холм, а с 1272 г. – Львов. Победные походы дружин Романа на Литву, Польшу, Венгрию и половцев создали ему и княжеству высокий международный авторитет. После смерти Романа (1205 г.) западные земли Руси вновь вступили в полосу смут и княжеско-боярских междоусобиц. Наибольшей остроты борьба феодальных группировок западных земель Руси достигла при малолетних сыновьях Романа Мстиславича – Данииле и Васильке. Галицко-Волынское княжество распалось на уделы – Галицкий, Звенигородский и Владимирский (с центрами в гг. Галич, Звенигородка и Владимир-Волынский) . Это дало возможность Венгрии, где при дворе короля Андрея II воспитывался юный Даниил, постоянно вмешиваться в галицко-волынские дела, а вскоре и оккупировать западнорусские земли. Боярская оппозиция не была такой организованной и зрелой, чтобы превратить Галицкую землю в боярскую республику, но имела достаточно сил, чтобы организовывать бесконечные заговоры и бунты против князей.

Незадолго до нашествия орд Батыя Даниил Романович сумел преодолеть оппозицию со стороны могущественных галицких и волынских бояр и в 1238 г. с триумфом вступил в Галич. В борьбе против феодальной оппозиции власть опиралась на дружину, городские верхи и служилых феодалов . Народные массы решительно поддерживали объединительную политику Даниила. В 1239 г. галицко-волынское войско овладело Киевом, но успех был кратковременным.

Надеясь создать при помощи отца антиордынскую коалицию в европейском масштабе, Даниил Романович согласился принять предложенную ему королевскую корону. Коронация состоялась в 1253 г. во время походов на литовских ятвягов в небольшом городе Дорогичине вблизи западной границы княжества. Римская курия также обратила внимание на Галичину и Волынь, надеясь распространить на этих землях католичество.

В 1264 г. Даниил Романович умер в Холме. После его смерти начался упадок Галицко-Волынского княжества, распавшегося на четыре удела. В XIV в. Галицию захватила Польша, а Волынь – Литва. После Люблинской унии 1569 г. галицкие и волынские земли вошли в состав единого многонационального польско-литовского государства – Речи Посполитой.

Особенностью общественного устройства Галицко-Волынского княжества являлось то, что там создалась многочисленная группа бояр, в руках которой сосредоточились почти все земельные владения. Однако процесс образования крупного феодального землевладения проходил не везде одинаково. В Галичине его рост опережал образование княжеского домена. На Волыни, наоборот, наряду с боярским значительное развитие получило домениальное землевладение. Объясняется это тем, что именно в Галичине раньше, чем в Волыни, созрели экономические и политические предпосылки более быстрого роста крупного феодального землевладения. Княжеский домен начал складываться тогда, когда преобладающая часть общинных земель была захвачена боярами и для княжеских владений круг свободных земель был ограничен. К тому же галицкие князья, стремясь заручиться поддержкой местных феодалов, раздавали им часть своих земель и тем самым уменьшали княжеский домен.

Наиболее важную роль среди феодалов Галицко-Волынского княжества играло галицкое боярство – «мужи Галицкие». Они владели крупными вотчинами и зависимыми крестьянами. В источниках XII в. предки галицких бояр выступают в качестве «княжих мужей». Сила этого боярства, расширявшего пределы своих владений и ведшего крупную торговлю, непрерывно возрастала. Внутри боярства шла постоянная борьба за земли, за власть. Уже в XII в. «мужи Галицкие» выступают против любых попыток ограничения их прав в пользу княжеской власти и растущих городов .

Еще одну группу составляли служилые феодалы , источниками земельных владений которых были княжеские пожалования, конфискованные и перераспределяемые князьями боярские земли, а также самочинные захваты общинных земель. В подавляющем большинстве случаев они владели землей условно, пока служили, т.е. за службу и под условием службы. Служилые феодалы поставляли князю войско, состоявшее из феодально-зависимых крестьян. На них и опирались галицкие князья в борьбе с боярством.

К господствующему классу Галицко-Волынского княжества принадлежала и крупная церковная знать в лице архиепископов, епископов, игуменов монастырей и других, которые тоже владели обширными землями и крестьянами. Церкви и монастыри приобретали в основном земельные владения за счет пожалований и дарений князей. Нередко они, подобно князьям и боярам, захватывали общинные земли, а крестьян превращали в монастырских или церковных феодально-зависимых людей.

Основную массу сельского населения в Галицко-Волынском княжестве составляли крестьяне. И свободные, и зависимые крестьяне именовались смердами. Преобладающей формой крестьянского владения землей было общинное, позднее получившее название «дворище». Постепенно община распалась на индивидуальные дворы.

Процесс образования крупного земельного владения и формирования класса феодалов сопровождался усилением феодальной зависимости крестьян и появлением феодальной ренты. Отработочная рента в XI–XII вв. постепенно сменяется рентой продуктами. Размеры феодальных повинностей устанавливались феодалами по своему усмотрению.

Жестокая эксплуатация крестьян усиливала классовую борьбу, которая нередко принимала форму народных восстаний против феодалов. Таким массовым выступлением крестьян было, например, восстание в 1159 г. при Ярославе Осмомысле.

Холопство в Галицко-Волынском княжестве сохранилось, но число холопов сократилось, многие из них были посажены на землю и слились с крестьянами.

В Галицко-Волынском княжестве насчитывалось свыше 80 городов, в том числе крупнейшие – Берестье (позднее Брест), Владимир (позднее Владимир-Волынский), Галич, Львов, Луцк, Перемышль, Холм.

Самой многочисленной группой городского населения были ремесленники . В городах располагались ювелирные, гончарные, кузнечные и стеклоделательные мастерские. Они работали как на заказчика, так и на рынок, внутренний или внешний. Большие доходы приносила соляная торговля. Будучи крупным торгово-промышленным центром, Галич быстро приобрел также значение культурного центра. В нем создавались известная Галицко-Волынская летопись и другие письменные памятники XII–XIII вв.

Особенностью Галицко-Волынского княжества было то, что оно долгое время не делилось на уделы и то, что власть, по существу, находилась в руках крупного боярства .

Таким образом , поскольку галицко-волынские князья не обладали широкой экономической и социальной базой, их власть была непрочна .

Вместе с тем, она передавалась по наследству . Место умершего отца занимал старший из сыновей, которого остальные его братья должны были «чтити во отцово место». Значительным политическим влиянием при сыновьях пользовалась вдова-мать. Но, несмотря на систему вассальной зависимости, на которой строились отношения между членами княжеского домена, каждое княжеское владение политически было в значительной мере самостоятельным.

Галицкое боярство играло крупнейшую роль в политической жизни страны . Оно распоряжалось даже княжеским столом – приглашало и смещало князей. История Галицко-Волынского княжества полна примерами, когда князья, потерявшие поддержку боярства, вынуждены были покидать свои княжества. Характерны и формы борьбы бояр с неугодными князьями. Против них они приглашали венгров и поляков, предавали смерти неугодных князей (так были повешены князья Игоревичи в 1208 г.), удаляли их из Галичины. Известен такой факт, когда боярин Володислав Кормильчич, не принадлежавший к династии, провозгласил себя в 1231 г. князем. Нередко во главе боярских мятежей, направленных против князя, стояли и представители духовной знати. В такой обстановке основной опорой князей были средние и мелкие феодалы, а также городские верхи.

Галицко-волынские князья все же обладали определенными административными, военными, судебными и законодательными полномочиями . В частности, они назначали должностных лиц в городах и волостях, наделяя их земельными владениями под условием службы, формально являлись главнокомандующими всех вооруженных сил. В то же время каждый боярин имел свое военное ополчение, а поскольку полки галицких бояр часто превосходили численностью княжеские, в случае разногласий бояре могли спорить с князем, применяя военную силу.

Верховная судебная власть князей при разногласиях с боярами переходила к боярской верхушке . Наконец, князья издавали грамоты, касающиеся различных вопросов управления, но они часто не признавались боярами.

Бояре осуществляли свою власть с помощью совета бояр . В его состав входили крупнейшие землевладельцы, епископы и лица, занимавшие высшие государственные должности. Состав, права, компетенция совета не были определены . Боярский совет созывался, как правило, по инициативе самого боярства.

Князь не имел права созвать совет по своему желанию, не мог издать ни одного государственного акта без его согласия. Совет ревностно охранял интересы боярства, вмешиваясь даже в семейные дела князя. Таким образом, этот орган, не являясь формально высшим органом власти, фактически управлял княжеством . Поскольку в состав совета входили бояре, занимавшие крупнейшие административные должности, ему фактически подчинялся весь государственный аппарат управления.

Галицко-волынские князья время от времени при чрезвычайных обстоятельствах в целях упрочения своей власти созывали вече, но оно не имело особого влияния. На нем могли присутствовать мелкие купцы и ремесленники, однако решающую роль играла верхушка феодалов.

Галицко-волынские князья принимали участие в общерусских феодальных съездах. Изредка созывались съезды феодалов, касавшиеся только Галицко-Волынского княжества. Так, в первой половине XII в. состоялся съезд феодалов в городе Шарце для решения вопроса о междоусобицах из-за волостей между сыновьями перемышльского князя Володаря Ростиславом и Владимирком.

Примечательно, что в Галицко-Волынском княжестве раньше, чем в других русских землях, возникло дворцово-вотчинное управление . В системе этого управления значительную роль играл дворский, или дворецкий. Он ведал в основном всеми вопросами, касающимися двора князя, ему поручалось командование отдельными полками, во время военных действий он охранял жизнь князя.

Среди дворцовых чинов упоминаются печатник, стольник, чашничий, сокольничий, ловчий, конюший и др . Печатник ведал княжеской канцелярией, был хранителем княжеской казны, которая вместе с тем являлась и княжеским архивом. В его руках находилась княжеская печать. Стольник ведал столом князя, прислуживал ему во время еды, отвечал за качество стола. Чашничи й заведовал бортными лесами, погребами и всем, что относилось к снабжению княжеского стола напитками. В ведении сокольничего находилась соколиная и птичья охота. Ловчий ведал охотой на зверя. Главная функция конюшего сводилась к обслуживанию княжеской конницы. Под управлением этих должностных лиц действовали многочисленные княжеские ключники. Должности дворецкого, печатника, стольника, конюшего и других постепенно превращались в дворцовые чины .

Территория Галицко-Волынского княжества первоначально делилась на тысячи и сотни. По мере того как тысяцкие и сотские со своим управленческим аппаратом постепенно входили в состав дворцово-вотчинного аппарата князя, вместо них возникали должности воевод и волостелей. Соответственно территория княжества была разделена на воеводства и волости. В общинах избирались старосты, которые ведали административными и мелкими судебными делами.

В города назначались и посылались непосредственно князем посадники . Они не только обладали административной и военной властью, но и выполняли судебные функции и собирали дани и пошлины с населения.

Система права Галицко-Волынского княжества мало чем отличалась от правовых систем, существовавших в других русских землях периода феодальной раздробленности. Нормы «Русской Правды», только несколько измененные, продолжали действовать и здесь. Галицко-волынские князья издавали и свои собственные правовые акты. Среди них ценным источником, характеризующим экономические связи Галицкого княжества с чешскими, венгерскими и другими купцами, является Грамота князя Ивана Ростиславича Берладника 1134 г., которая устанавливала ряд льгот для иноземных купцов. Около 1287 г. было издано Рукописание князя Владимира Васильковича, касающееся норм наследственного права во Владимиро-Волынском княжестве. В документе говорится о передаче князем Владимиром права эксплуатации феодально-зависимого населения наследникам и управлении селами и городами. Около 1289 г. была издана Уставная грамота волынского князя Мстислава Данииловича, характеризующая повинности, ложившиеся на плечи феодально-зависимого населения Юго-Западной Руси.

Галицко-Волынское Княжество

С древнейших времен область Галицко-Волынской Руси известна под общим названием «Червенских Городов». Это собственно Галиция с городами: Перемышлем, Звенигородом, Требовлем, Галичем, Берладь и другими, а также Волынь с городами: Владимиром-Волынским, Луцком, Брестом, Белзом, Дорогочином и другими.

На «Червенские Города» еще во время Владимира Святого претендовали поляки и они находились под постоянной угрозой захвата или вторжения со стороны Польши.

При разделении Руси на уделы Ярослав Мудрый отделил Галицкие «червенские города» от Волынских и отдал их в удел своему внуку Ростиславу – сыну умершего еще при жизни Ярослава его сына Владимира.

Во время княжеской междоусобицы после смерти Ярослава Мудрого Ростислав был изгнан из Галиции и умер в изгнании в Крыму, оставивши трех сыновей, которым только в 1087 году удалось вернуться на княжение в Галицкую Русь.

На съезде князей в Любече в 1097 году Галицкая Русь была признана «вотчиной», то-есть наследственным владением потомков Ростислава, которые и сохранили над ней власть в течение целого столетия, давши двух выдающихся князей: Владимира I и Ярослава (Осмомысла), его сына.

В правление этих двух князей, длившееся 62 года (1125– 1187) Галицкая Русь росла и крепла экономически и политически и туда устремлялась много переселенцев из Приднепровья, страдавшего от “постоянных княжеских междоусобиц и набегов половцев. Под влиянием западных соседей – Венгрии и Польши, с которыми Галицкая Русь находилась в тесных торговых и культурных сношениях, там сложился социальный строй во многом отличный от остальной Руси. Характерной чертой этого строя было очень сильное значение боярства, бравшего пример с западно– европейских феодалов и стремившегося ограничить власть князя и влиять на государственные дела. Борьбу с этими, стремлениями бояр и Владимир I и Ярослав Осмомысл вели довольно успешно и твердой рукой правили своим княжеством, имея всегда поддержку от начинавшей усиливаться северо-западной Руси, Владимиро-Суздальского княжества. Ярослав Осмомысл был женат на дочери Суздальского князя Юрия Долгорукого.

Умирая, Ярослав Осмомысл разделил свое княжество между двумя сыновьями: законным – Владимиром (II) и внебрачным – Олегом. Между ними вскоре началась борьба, из которой при поддержке бояр победителем вышел Владимир, изгнавший Олега.

Но вскоре самому Владимиру II пришлось бежать от самовольных бояр. Бежал он за помощью к венгерскому королю Беле III. Вместо помощи Бела III посадил Владимира в тюрьму, вторгся в Галицкую Русь и посадил там на княжение своего сына Андрея, предоставив боярам огромные права. Население, как передает летопись, страдало от жупантов венгров и самоволия бояр, но было бессильна свергнуть их власть.

Только через два года, в 1189 году, удалось бежавшему из Венгрии Владимиру вернуться на княжение. Польша недовольная тем, что Галицкая Русь фактически, превратилась в венгерскую провинцию, вторглась туда, изгнала венгра Андрея и вернула престол Владимиру, который и княжил там до своей смерти (1198 г.). Владимир II умер бездетным. С ним прекратилась династическая ветвь Ростиславовичей и встал вопрос о занятии княжеского престола Галицкой Руси.

Претендентом на него являлся князь соседней Волыни – Роман Мстиславович, тоже прямой потомок Мономаха, как и вымершая ветвь Ростиславовичей. Но против него была сильная оппозиция галицкого боярства, боявшегося, что этот волевой, твердого характера князь урежет их права, как это было в Волынском княжестве. Только при поддержке поляков, боявшихся что Галицкая Русь опять попадет к венграм, Роману Мстиславовичу удалось занять Галицкий престол и тем положить начало объединению Галицкой и Волынской Руси в одно большое государство с наследственной властью Pомановичей.

Имея в своем распоряжении верные ему и надежные стды Влыни, Роман мог не считаться с оппозицией боярства и твердой рукой взять бразды правления объединенными княжествами. Сразу же ему пришлось столкнуться со своим собственным тестем, киевским князем Рюриком, недовольным объединением двух княжеств. В вооруженном столкновении Рюрик был разбит и бежал к половцам, с помощью которых ему удалось захватить в 1203 году Киев и произвести в нем страшные опустошения и резню. Однако, скоро он и его союзники – половцы были разбиты войсками Романа Мстиславовича, после чего Рюрик был насильственно пострижен в монахи. Характерно что Роман не пожелал занять и киевский престол, а вернулся в свое объединенное княжество. Притягательность для князей Киева, как великокняжеской столицы тогда уже потеряла свою силу, а владение им, не принося никаких выгод, налагало обязательство защиты Киевского княжества от постоянных набегов кочевников.

В результате объединения двух густо населенных княжеств, куда к тому же непрестанно прибывали новые переселенцы с востока, и успешной борьбы с Киевом, князь Роман стал сильнейшим князем на Руси. Польский историк В. Кадлубек пишет: “князь Роман поднялся так высоко, что правил почти всеми землями и князьями Руси”. А новгородская летопись называет его “Государем всея Руси”.

Начало правления Романа совпало с крупнейшими историческими событиями, в Европе. На рубеже 12-го и 13-го столетия под натиском крестоносцев, вдохновляемых папой римским, пала Византия и в 1204-м году вместо нее была создана “Латинская Империя”, просуществовавшая более полувека (до 1261 г.) Добившись успеха в борьбе с Византией, бывшем оплотом православия, католицизм не остановился на этом. Его внимание привлекала православная Русь, которую он стремился уже тогда (как и теперь) окатоличить. Первым препятствием в его продвижении на восток была православная Галицко-Волынская Русь, соседями которой были сугубо католические Польша и Венгрия.

Стремительное усиление государства Романа Мстиславовича порождало надежды, что оно сможет стать не только самым воинственным и авторитетным княжеством Руси, но и формальным ее объединителем, как некогда Киев. Если бы это случилось – католицизм бы потерял всякую надежду распространиться на восток, а Польша и Венгрия получили бы могущественного, во много раз сильнейшего их соседа в лице объединенной Руси. Государственные интересы Венгрии и Польши и интересы католицизма диктовали всячески препятствовать, как объединению всей Руси, так и усилению ее Галицко-Волынской части. Ибо только разъединенная и ослабленная огромная Русь могла стать их добычей. Учитывая это, Рим и Польша с Венгрией обращают особое внимание на сильное государство князя Романа и планомерно начинают против ннго агрессию. С одной стороны – подстрекаемая Римом, Польша ведет против Романа вооруженную борьбу; с другой – Римский папа предлагает Роману королевскую корону, принятие которой было бы символическим признанием власти папы. Рим и Польша имели надежных союзников в лице части галицкого боярства, сильно тяготевшего к Западу с его феодальным строем, дававшим огромные права боярам.

Счиатя почву для “сотрудничества” с Римом подготовленной, папа присылает в 1206-м году в Галич особое посольство с предложением князю Роману признать главенство папы, обещая за это королевскую корону и “помощь меча св. Петра”, как сказали римские послы. Князь Роман не только категорически, но и очень резко отклонил это предложение.

Летописец делает предположение, что гибель князя Романа eсть результат измены бояр, недовольных твердым курсом политикаи князя в вопросах внутренней и внешней политики, а также в вопросе религиозном.

Смута после смерти княза Романа

После смерти князя Романа формально власть переходит к его вдове, как опекунше над малолетними детьми. Фактически же все захватывает кучка боярской олигархии, во главе с знатным боярским родом Кормиличей. Чувствуя себя беспомощной перед алчной и властной боярской кликой вдова князя Романа обращается за покровительством к королю Венгрии, который охотно на это соглашается и с 1206 года вводит в свой титул: “Король Галича и Владимира”. Последствия этого добавления к титулу сказались много столетий спустя: в 1772 году, при разделе Польского государства между Австрией, Пруссией и Россией, Австрия получила Галицию. Австрийский император тогда был и “Короле Венгрии”, и как таковой был признан Россией и Пруссией “законным” наследником Галицкой Руси.

Но покровительство венгерского короля не смогло обуздать самоволия галицких бояр, которые вынудили вдову князя Романа бежать с детьми в Венгрию, а на освободившийся княжеский престол пригласили Северских князей – трех братьев Игоревичей, расчитывая, что они не будут посягать на “боярские свободы”. В своем расчете бояре жестоко ошиблись. Игоревичи, привыкшие у себя в Северском княжестве смотреть на бояр как на послушных сотрудников, не потерпели своеволия Галицких бояр и беспощадно с ними расправлялись: более 500 бояр было казнено, их дочери выданы замуж за простолюдинов (как говорит летопись “рабов”), а остальные приведены в повиновение или бежали в Венгрию.

Король венгерский опять вмешивается в дела Галицкой Руси, приходит туда с войском и восстанавливает власть детей Романа Мстиславовича. В 1211-м году девятилетний его старший сын Даниил провозглашается князем, а его мать-регентшей. Игоревичи были повешены. Уцелевших бояр такое решение вопроса не удовлетворяет и вскоре они разными интригами и склоками вьнуждают вдову князя Романа с детьми снова бежать, а князем провозглашают вождя боярской партии – Кормилича. Это был единственный случай в истории Руси, когда на престол село лицо не принадлежащее к правящей с основания государства династии.

Обеспокоенные боярской анархией в Галицкой Руси, Польша и Венгрия, сговариваются насчет ее дальнейшей судьбы. Малолетнего сына венгерского короля Коломана сочетают браком с малолетней же дочерью польского короля – Саломеей и провозглашают их Королем и Королевой Галицкой Руси, которая таким образом подпадает под влияние агрессивного католицизма с одной стороны и нарождающегося польского шовинизма с другой. Галицкой Руси грозит полное поглощение католицизмом и польским национализмом, то есть, исчезновение ее как составной части Великой Руси, хотя и раздираемой княжеской анархией, но все же сохранившей верность единству Руси и, неразрывно связанному с Русью,– православию.

В ее дела вмешивается далекий новгородский князь Мстислав, выдавший свою дочь замуж за изгнанного боярами князя Даниила. При поддержке всего населения Галицкой Руси, Мстислав изгоняет “короля и королеву” Коломана и Саломею, и в 1221 году сам себя провозглашает Галицким князем и кончает 16-летнюю смуту. После его смерти (1228 г.) молодой князь Даниил Романович занимает княжеский престол и открывает новую страницу истории Галицко-Волынского Княжества.

Князь Даниил и его княжение

Как уже упомянуто, в первой половине 13-го столетия произошли события исключительной важности и исторического значения. Падение мощной Византии под двойным ударом крестоносцев и мусульманской агрессии; полный упадок величайшего в Европе государства – Киевской Руси; татарское нашествие, проникшее далеко в Европу; особая активность католической церкви, инспирировавшей как Крестовые Походы на Византию так и агрессию на востоке Европы. Все эти события произошли в первое полустолетие 13-го века и в корне изменили соотношение сил. В этом полустолетии пришлось княжить Даниилу Романовичу в Галицко– Волынском княжестве. Он, еще юношей, принимал участие в знаменитой битве на реке Калке в 1223-м году, в которой только что появившиеся из Азии татары разгромили соединенные силы многочисленных русских князей. Позднее, в семнадцатилетний период от битвы на реке Калке до нашествия Батыя, Даниил ведет непрерывную борьбу за объединение и восстановление ослабленного во время боярской смуты Галицко-Волынского княжества, отражая поползновения Польши и Венгрии вмешиваться в его дела. Борьба эта заканчивается полным успехом, и к половине 30-х годов, Даниил становится таким же сильным и авторитетным князем, каким был его отец – князь Роман. Широкие массы населения всемерно поддерживают Даниила, видя в нем носителя и водворителя порядка и справедливости и защитника от своеволия и бесчинств бояр и иностранцев. В столкновении с Киевом Даниил одерживает решительную победу, но, захвативши захиревший и разоренный Киев, не остается в нем, а назначает своего наместника.

Но Даниилу не удалось ни объединить Русь, к чему он стремился, ни на долгое время оберечь от врагов свое княжество. В 1240-ом году на Русь двинулись полчища татар под предводительством хана Батыя. 6-го декабря 1240 года, после отчаяеного сопротивления, татарами был взят Киев, сожжен, разорен, а почти все население или было вырезано или взято в рабство. Из Киева Батый двинулся на запад в Галицко-Волынскую Русь, все опустошая и разоряя на своем пути. Город Галич был разрушен до основания, а население почти поголовно вырезано. Князь Даниил в это время находился в Венгрии, куда он направился в поисках союзников для борьбы с татарами, но никакой реальной помощи на западе он не получил.

Видя безвыходность положения, после долгих колебаний, Даниил, по примеру других русских князей, отправился в Орду с изъявлением подчинения и покорности хану. Хан отнесся к нему милостиво и дал ярлык на управление его Галицкого княжества, что дало ему возможность все свои силы и энергию употребить на восстановление раззоренного нашествием края. Оставивши невосстановленной свою столицу Галич, Даниил построил и укрепил новую столицу – Холм, а также восстановил многие разрушенные города и основал новые, в том числе Львов, названный по имени его старшего сына – Льва.

Понимая невозможность собственными силами бороться с татарами, Даниил искал союзников на Западе, прежде всего в Венгрии, Польше и у крестоносцев. Но, вдохновленный католической церковью, Запад, вместо помощи повел агрессию на русские земли с целью распространения католичества и подчинения Риму. Именно в годы татарского нашествия, вероятно не случайно, происходили и нападения Запада на единственно уцелевший от татар Новгород, который, не будь этих нападений, смог бы помочь в борьбе против татар. Только благодаря военному таланту новгородского князя Александра Невского (двоюродного брата Даниила Романовича) и жертвенности новгородцев удалось отбить эти нападения и нанести агрессорам поражения: шведам на Неве, а крестоносцам на льду Чудского озера (Ледовое побоище 1242-го года).

Рим понимал тяжелое положение князя Даниила и решился его использовать для распространения своего влияния на его княжество. Ему была обещана всемерная поддержка католических государств и королевский титул, если он сагласится принять корону от папы Римского. После долгих колебаний Даниил на это согласился. Но, зная отталкивание народа от католицизма, Даниил короновался не пышно в своей новой столице – Холме, а тихо и скромно в небольшом городе Дорогичине.

Даниил, после коронования, в надежде на обещанную помощь Запада, предпринял поход для освобождения от татарских гарнизонов Новгород-Волынского (Водзвягель) и Киева, но никакой помощи не получил. Вместо помощи пришлось бороться с литовцами, напавшими на его владения. Поход был прекращен. Но он вызвал быструю реакцию татар: в 1259 г. их многочисленное войско под командой Бурундая вторглось в Волынско-Галицкую Русь и заставило Даниила срыть все укрепленные им города и наложило на него большую контрибуцию.

Ни от папы римского, ни от послушных ему католических соседних государств, Даниил никакой помощи не получил и вынужден был беспрекословно подчиниться всем требованиям татар. Возмущенный вероломством Запада, Даниил рвет с ним всякие связи, отказывается от полученного от папы королевского титула и делает ставку на сосуществование с татарами, что ему и удается ценой немалых унижений и материальных жертв.

Надломленный неудачами, Даниил умирает в 1264-м году, только на один год переживши своего двоюродного брата – Александра Невского, который так блестяще отразил западную агрессию на Неве, и Чудском озере.

После смерти Даниила и его брата Василия, с которым он дружно и совместно управлял Голицко-Волынской Русью, их сыновья Лев и Владимир раздельно, но также дружно, как их отцы владели Лев – Галицкой, а Владимир Волынской Русью. С татарами они не только не ссорились, но и прибегали иногда к их помощи в борьбе с западными соседями. Так была отбита у Венгрии Прикарпатская Русь, а у Польши Люблинская земля.

После их смерти вся Галицко-Волынская Русь, без всяких междоусобиц была опять объединена под властью одного князя – Юрия Львовича (сына Льва), который стал называть себя “Королем Руси", хотя его дед от этого титула отказался.

Живя между татарским молотом и западно-католической наковальней, отрезанный от остальной Руси, Юрий понимал невозможность какой либо общерусской политики и старался жить в мире как с татарами, так и с поляками и венграми и заботился о благоустроении своего княжества, куда все больше и больше начинало проникать католическое влияние. Поэтому для укрепления православия он выхлопотал у Константинопольского патриарха посвящение митрополита для Галицко-Волынской Руси (1303г.).

Киевский митрополит, считавшийся митрополитом “всея Руси” еще в 1299-м году, оставил Киев и переселился в отдаленный Владимир на Клязьме, в Суздальской Руси. Но, новопоставленный митрополит (галичанин родом – игумен Петр) не задержался долго в своей Галицко-Волынской митрополии и переселился во Владимир Суздальский, а потом в Москву. Этот галичанин был первым московским митрополитом и своим высоким авторитетом много содействовал ее возвышению.

Два сына Юрия Первого – Анрей и Лев Второй, не смогли ладить с татарами и оба погибли в борьбе с ними в 1323-м году. С их смертью превратилась мужская линия Романовичей и встал вопрос о замещении княжеского престола. Согласно установившейся еще со времени Ярослава Мудрого практике – престол должен бы был перейти к одному из князей потомков Мономаха, но международная обстановка тогда была такова, что боярской партии удалось посадить на престол, полуокруженной сильными Польшей и Литвой Галицко-Волынской Руси, поляка, сына Мазовецкого князя Трейдена, женатого на сестре Андрея и Льва II-го – Марии.

Этот новый князь, по имени Болеслав (Тройденович) при занятии княжеского престола формально перешел в православие и даже переменил свое имя на Юрия. Но вскоре Юрий II вернулся в католичество и, будучи князем православной русской земли, начал оскорблять религиозные и национальные чувства своих подданных, а себя окружил поляками-католиками. Своим поведением он оттолкнул от себя даже те боярские круги, которые содействовали его призванию на княжение. Вся Галицко-Волынская Русь возненавидела своего князя. В 1340-м году он был отравлен, а по всему княжеству прокатилась волна антипольских и антикатолических погромов, сопровождавшихся большими жестокостями.

Со смертью Юрия Второго Тройденовича, вернее, с его призванием к власти, от единой Киевской Руси на многие столетия отрывается ее юго-западная часть, попадая в орбиту агрессоров Запада – католической Польши и Литвы, Галицко-Волынская Русь делается предметом споров и борьбы между предъявлявших на нее права – Венгрией, Польшей и Литвой. 37 лет ведется эта борьба и заканчивается только в 1387-м году тем, что Галиция отходит к Польше, Волынь к Литве, а Прикарпатская Русь к Венгрии. С мнением и желанием самого населения разделяемого княжества его расгели не считались, стараясь только национально обезличить и разными выгодами окатоличить и привлечь на свою сторону его высшие господствующие классы.

Агрессия Запада по отношению к Руси, отбитая Александром Невским на северо-западных ее рубежах, увенчалась успехом на ее западных и юго-западных границах.

Здесь уместно будет упомянуть, что впоследствии эта агрессия по отношению к Московской части Руси, а позднее по отношению к России неоднократно возобновлялась и закончилась, надо полагать, навсегда только с окончанием Второй Мировой войны. Достаточно только вспомнить польско-литовскую агрессию 17-го века, когда была занята даже Москва, вторжение шведов в 1708-9 году, нашествие французов в 1812 г., нападение англичан и французов в 1854 г. и два немецких вторжения в течение текущего столетия.

Объективное изучение взаимоотношений России и Запада дало основание известному историку нашего времени Тойнби сказать: “на протяжении всей своей истории Россия на Запад никогда не нападала, а только от него оборонялась”.

На этом мы заканчиваем краткое изложение судеб Галицко-Волынской Руси, начиная от выделения Галицкой Руси в удел внуку Ярослава Мудрого – Ростиславу (1052 г.), и закрепления этого удела в наследственное владение Ростиславовичей съездом князей в Любече (1097 г.), и кончая разделом Галицко-Волынского княжества между западными агрессорами (1387 г.).

Находясь под татарским игом, раздробленная и разобщенная, остальная Русь не имела возможности отстоять Галицию и Волынь, свои исконные русские земли, а потом постепенно начала ее забывать, занятая другими проблемами: борьбой с татарами, борьбой за выход к Балтийскому и Черному морям, и своим распространением на восток.

Но не забыл народ порабощенного Галицко-Волынского княжества свое народное единство и сохранил его на протяжении многих веков раздельной жизни. Не дал себя ни окатоличить, ни ополячить, к чему стремилась Польша. Огромную решающую роль в успехе этого народного сопротивления сыграла православие, ставшее неотделимым от русскости.

И чем сильнее было давление католичества и польского национального шовинизма, тем сильнее становился отпор широких народных масс. В конце 16-го века он вылился в вооруженную борьбу возглавляемую украинским казачеством и приведшую в наше время к национальному освобождению Руси от иностранной власти и внедрению, пытавшуюся расчленить Русь Польшу, в ее этнографические границы. Насколько сильно было стремление к народному единству и насколько было глубоко ощущение у населения отторгнутых частей Руси своей русскости, красноречиво свидетельствуют новейшие данные по этому вопросу. Во время переписи в Польше в 1931-м году производилась она и в Галиции, входившей тогда в состав Польши. На вопрос о национальности 1.196.855 галичан ответили, что они “русские”, а 1.675.870 назвали себя “украинцами”. Не надо забывать, что “украинцев” тогда фаворизировала польская администрация, а украинские сепаратисты имели в своих руках все ключевые позиции в общественной и культурной жизни не польского населения Галиции. Приведенные выше данные были даны в статьях С. Медведицкого и карпаторусских газетах в США и никогда самостийниками не были опровергнуты, ибо трудно опровергать факты, взятые из оффициальных польских данных о переписи.

Второй пример. Как уже упоминалось, в 1937-м году в 3акарпатской Руси, находившейся тогда в составе Чехословакии, под влиянием украинской сепаратистической пропаганды встал на очередь вопрос – на каком языке – русском или украинском вести преподавание в школах. Произведенный плебисцит дал следующие результаты: за преподавание на русском языке – 86%; на украинском – 14%.

Приведенные выше данные красноречиво свидетельствуют о необычайной национальной стойкости населения этой части единой когда-то Киевской Руси. Несмотря на денационализацию и окатоличевание своих высших классов, усиленную польскую колонизацию, принудительное введение унии, несмотря на пропаганду украинского сепаратизма-шовинизма широкие народные массы сохранили ощущение и своей руccкости и единства с остальной Русью. Династическое и культурное единство Галицко-Волынской Руси с остальной Pусью старательно замалчивается и запутывается украинской сепаратистической историографией, которая имеет чисто политическую цель доказать, что “москали” и “украинцы” – чужие и чуждые народы. Но обмануть можно только или неосведомленных иностранцев или тех, кто кроме произведений историков “школы Грушевского” ничего не читал и принимает утверждения сепаратистических историков – “парторгов” на веру.

При сколько-нибудь внимательном, вдумчивом и добросовестном отношении к историческим событиям с полной несомненностью можно доказать единство Галицко-Волынской Руси с остальной Русью.

Прежде всего династическое единство. Не династическое родство или связи, а именно единство, что в те времена значило очень много. Не надо забывать, что удельная система существовала, хотя и часто нарушалась. А, согласно этой системе, каждый князь был временным и должен был быть готов к перемещению в связи со смертью какого либо из князей разросшейся династии. И действительно мы знаем множество случаев перемещения князей из княжеств северо-западной Руси на княжение в юго-западную Русь и наоборот. И Ярослав Мудрый и Владимир Мономах и, основатель Галицко-Волынской ветви, Роман Мстиславович прежде чем попасть на юго-запад, княжили на северо-востоке. Меняя княжество они ехали не в чужую страну, не к чужому народу, а только меняли, так сказать, административные посты на территории одного и того же своего народа. Кроме того частые браки между дальними родственниками – потомками Игоря, Святослава и Владимира Святого еще больше сближали князей северно– и южно-русских. Даниил Галицкий, например, был двоюродным братом Александра Невского, следовательно, внуком основателя Московской династической линии Всеволода Большое Гнездо и дядей первого московского князя Даниила, отца Ивана Калиты.

Еще большее значение чем единство династическое имело единство религии и, неотделимой в то время от религии, культурной жизни вообще. И северо-западная Русь и Русь юго-западная были православными, а вся культурная жизнь сосредоточивалась главным образом в православных монастырях и культура распространялась через православное духовенство. На всю Русь был один Митрополит – в Киеве и он носил титул митрополита “всея Руси”. И когда в 1299 году Киевский митрополит переехал из захиревшего Киева и Приднепровья в Суздальскую Русь – тем самым туда был перенесен и религиозно-культурный центр всей Руси. Культурный язык – древне-русский язык – был единым и общим для всей Руси, в чем каждый легко может убедиться читая летописи, которые сохранились до наших дней. Большинство летописей сохранилось на северо-востоке, неизмеримо меньше на югозападе и совсем не сохранилось в Приднепровье – центре нынешней Украины. Объяснить это явление не трудно, зная, что Приднепровье к концу 13-го века опустело, юго-запад был под постоянной агрессией католицизма и полонизма, а северо-восток религиозно-культурно развивался совершенно беспрепятственно ибо татары в дела религиозные не вмешивались.

Единство династическое и религиозно-культурное, а, следовательно, и народное всей Руси неопровержимо доказывает совершенно неоспоримые исторические документы и говорить при их наличии, что “москали” – великороссы и “украинцы” – малороссы есть чужие и чуждые друг другу народы можно только или совершенно не зная историю Руси, или сознательно ее искажая. В споре, кто является наследником государственности и культуры Киевского государства, на что претендуют и великороссы и украинские сепаратисты, можно отчетливо различать несколько моментов.

Приднепровье – политический и культурный центр бывшего Киевского Государства, в настоящее время населяют украинцы или малароссы – дело, не в названии – и оспаривать это никто не собирается. Но это вовсе не может служить доказательством преемственности культуры и государственности, существовавшей на этой территории до ее заселения теми, кто на ней живет в настоящее время. И, наоборот великороссы, на территории Украины не живущие, сохранили и былины эпохи Киевского Государства, и летописи, и преемственность от Киевской религиозно-культурной иерархии, и преемственность политической власти (династия), включая и ее символ – Шапку Мономаха. Всего этого не могут предъявить украинские претенденты, ибо на Приднепровье они являются не возвратившимися беженцами – вывыселенцами, а новыми беженцами – переселенцами из западных и северо-западных окраин бывшего Киевского Государства, никогда на Приднепровьи не жившие. Отсюда и оторванность их народного эпоса от Киевской Руси, отсюда и их бытовые и лингвистические различия с великороссами.

Несомнено, что существовавшие диалектические различия в разных частях Киевской Руси за многие столетия раздельной жизни и внешнего влияния усилились и, в конечном результате, привели к образованию великорусского и украинского языков. Ушедшие на северо-восток жители Приднепровья эпохи Киевской Руси, ассимилируя финские и тюркско-татрские племена, приняли от них не мало лингвистических и бытовых особенностей и имели свой самобытный путь развития народного языка и культуры. Пришедшие на Приднепровье несколько веков спустя переселенцы – беженцы с запада и с северо-запада, принесли с собой языковые и культурные особенности тех окраин Киевской Руси, откуда они пришли. А на путь развития их народного языка и быта оказал огромное влияние Запад, под властью которого они находились многие столетия, будучи совершенно оторваны от общения с северо-восточной Русью. Но лингвистические и бытовые различия украинцев и великорусов, которые несомненно существуют и наличие которых никто не оспаривает, вовсе не являются доказательством того, что эти два, друг другу “чужие” и “чуждые”, народа, как утверждают украинские сепаратисты. История, не извращенная, а добросовестно изучаемая, с полной категоричностью и доказательностью говорит, что это две ветви одного народа, выросшие из общего корня Руси. Ветви эти, близкие теперь, твердо хранящие в глубинах народного сознания ощущение своего единства, были неизмеримо ближе 600 лет тому назад, когда исторические события оторвали юго-западную Русь (Галицко-Волынское княжество) от остальной Руси и отдали ее под власть агрессивного католицизма и польского шовинизма.

Но, как показали последующие события, им не удалось эту часть Руси ни ополячить, ни окатоличить. Как только пали цепи католическо-польского рабства, Галицко-Волынская Русь показала свое общерусское лицо.

Заканчивая на этом краткий очерк трехсотлетнего существования Галицко-Волынского княжества, – конец 11-го – конец 14-го веков, мы даем главнейшие хронологические данные этого периода.

Хронологическая таблица Важнейших событий ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЙ РУСИ за три века ее существования (1052-1386 гг.)

Ростиславовичи (1054-1198 гг.)

1054 – Получение Ростиславом (внуком Ярослава Мудрого) Галицких– “Червенских городов”.

1097 – Придание съездом князей в Любече Галицкой Руси “вотчины” Ростиславовичей.

1125 – 1153 – Княжение Владимира – объединение всех Галицких уделов.

1153 – 1187 – Княжение Ярослава Владимировича – “Осмомысла”. Дальнейшее усиление Галицкий Руси.

1187 – 1189 – Борьба между “новыми” Ярослава. Вмешательство венгров. Иx изгнание.

1189 – 1198 Княжение Владимира Второго. Его тесная связь с Владимирско-Суздальской Русью

Романовичи (1199-1323)

1199 – Князь Волынский Роман Мстиславович объединяет Галицкое и Волынское княжества.

1205 – 1221 – Смерть князя Романа. Начало смут. Вмешательство Венгрии и Польши.

1221 – 1228 – Княжение Мстислава (Новгородского) с зятем Даниилом Романовичем. В 1228 г. смерть Мстислава.

1228 – 1264 – Княжение Даниила Романовича. В 1253 г. коронование королем

1239 – 1240 Нашествие татар. Разорение Киева и Галицкой Руси.

1259 – Второе нашествие татар – Бурундай.

1264 – Смерть Даниила Галицкого.

1264 – 1301 – Лев I Данилович – Сосуществование с татарами.

1301 – 1308 – Юрий I, сын Льва I. – Учреждение митрополии Галицко-Водынской Руси.

1308 – 1323 – Княжение сыновей Юрия I, Андрея и Льва II и их гибель в 1323 г.

1323 – 1340 – Болеслав Тройденович (Юрий II) – сын Мазовецкого князя.

1340 – 1387 – Смута. Падение и раздел Галицко-Волынской Руси.

Из книги Добрый дедушка Сталин. Правдивые рассказы из жизни вождя автора Богомолов Алексей Алексеевич

Путь в Волынское Древний Кремль сверкает позолотой, Не шелохнут веткой тополя. В Боровицкие высокие ворота Выезжает Сталин из Кремля. Вся Москва - великая, родная Расцвела под небом голубым. И по всей столице Сталин проезжает По широким улицам прямым. (Из песни «Песня

Из книги Неизвращенная история Украины-Руси Том I автора Дикий Андрей

Галицко-Волынское Княжество С древнейших времен область Галицко-Волынской Руси известна под общим названием «Червенских Городов». Это собственно Галиция с городами: Перемышлем, Звенигородом, Требовлем, Галичем, Берладь и другими, а также Волынь с городами:

Из книги Украина: история автора Субтельный Орест

3. ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО Распад огромных, наскоро сбитых политических образований вроде Киевской Руси - типичное явление истории средних веков. Так, на Западе расцвету Киева предшествовало довольно короткое существование империи Каролингов, созданной Карлом

Из книги Древняя русская история до монгольского ига. Том 1 автора Погодин Михаил Петрович

ВЛАДИМИРО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО Владимир именем показывает свое основание великим князем Владимиром Святым.Он находился в стране древлян, имевших еще, сколько известно, города Вручий (Овруч) и Коростен.По Ярославову делению Владимирское княжество получил пятый сын,

Из книги Отечественная история: конспект лекций автора Кулагина Галина Михайловна

2.2. Характеристика основных удельных центров (Владимиро-Суздальская земля, Великий Новгород, Галицко-Волынское княжество) Важную роль в политической жизни Руси играла Владимиро-Суздальская земля, которая отделилась от Киева в 30-х гг. XII в. Она была расположена на

Из книги Ханы и князья. Золотая Орда и русские княжества автора Мизун Юрий Гаврилович

ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО В начале это были два княжества – Галицкое и Волынское. Впоследствии они были объединены. Галицкая земля – это современная Молдавия и Северная Буковина. Границы Галицкой земли проходили следующим образом. На юге граница доходила до

Из книги Хронология российской истории автора Конт Франсис

Волынское, Галицкое и Киевское княжества 1153–1187 (повторно)В Галиции правит Ярослав Владимирович Осмомысл (Галицкий) - единственный из князей Юго-Западной Руси, кому удается подчинить себе бояр.1173, 1180–1181, 1194–1201, 1203–1204Рюрик Ростиславич - князь, а затем великий князь

Из книги История Украины с древнейших времен до наших дней автора Семененко Валерий Иванович

Галицко-Волынское княжество Прикарпатский регион, где существовала, как утверждал Константин Багрянородный, Большая Белая Хорватия, номинально принадлежал к Руси времен Олега, затем перешел под протекторат Моравии. После смерти Владимира I им завладел польский король

автора Коллектив авторов

Волынское и Галицкое княжества В конце X и в первой половине XI в. административным центром земель Волыни и Прикарпатья был Владимир, именуемым в летописях только в форме Володимир. Как представляется, его название - аргумент в пользу сохранившейся с древних времен

Из книги История Украины. Научно-популярные очерки автора Коллектив авторов

Галицко-Волынское княжество в конце XIII - первых десятилетиях XIV в После смерти Даниила Галицкого его сын Шварн Данилович на краткое время объединил Галицкое княжество с Литвой. Лев Данилович (умер в 1301 г.), к которому перешли по наследству Львов и Перемышль, а после

Из книги Битва при Синих Водах автора Сорока Юрій

Галицко–Волынское княжество в преддверии нашествия Батыя Князь Роман Мстиславич и его роль в усилении княжества Как уже было сказано, децентрализация власти в западных регионах Киевской Руси началась задолго до появления воинов хана Батыя под стенами Киева. Сразу

Из книги История России с древнейших времен до конца XVII века автора Сахаров Андрей Николаевич

§ 3. Галицко-Волынское княжество Галицко-Волынское княжество сформировалось на основе земель бывшего Владимиро-Волынского княжества, которое располагалось на западных и юго-западных границах Руси. В XI – XII вв. во Владимире-Волынском правили второстепенные князья,

Из книги Пропавшая грамота. Неизвращенная история Украины-Руси автора Дикий Андрей

Галицко-Волынское княжество С древнейших времен область Галицко-Волынской Руси известна под общим названием «Червенских городов». Это собственно Галиция с городами: Перемышлем, Звенигородом, Требовлем, Галичем, Берладь и другими, а также Волынь с городами:

Из книги История Украинской ССР в десяти томах. Том первый автора Коллектив авторов

5. ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО Территория. Волынь была сравнительно небольшой западной окраиной Древнерусского государства. Зависимость ее от Киева, а позже и от Галича привела к тому, что определить более или менее стабильные границы этой земли очень трудно. На востоке рубеж

Из книги История России IX–XVIII вв. автора Моряков Владимир Иванович

2. Галицко-Волынское княжество Галицко-волынская земля, с мягким климатом, степным пространством, перемежающимся с реками, широкие долины которых были покрыты тучными черноземами и лесными массивами преимущественно из дуба и березы, была центром высокоразвитого

Из книги История государства и права Украины: Учеб, пособие автора Музыченко Петр Павлович

Глава 3 ГАЛИЦКО-ВОЛЫНСКОЕ КНЯЖЕСТВО - ПРОДОЛЖЕНИЕ ТРАДИЦИИ РУССКО-УКРАИНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ (первая пол. XIII - вторая пол. XIV в.) 3.1. Общий исторический обзор Распад Киевской Руси был закономерным результатом ее экономического и политического развития. Его причины

В конце 12 века произошло значимое историческое событие: территории Галицкого и Волынского отдельных княжеств были объединены в единое Галицко-Волынское княжество. В результате такого воссоединения возникло самое большое древнерусское государство династии Рюриковичей. Объединить воедино два самостоятельные княжества смог мудрый правитель – князь Роман Мстиславович.

Сначала он, воспользовавшись междоусобицами, занял Галич, а после смерти Владимира Ярославича он ловко соединил эти территории. Общие культурные традиции, а также общие враги (в лице поляков, золотоордынцев и венгров) также способствовали воссоединению этих земель. Просуществовало княжество более 200 лет, а его мудрого правителя впоследствии назвали «самодержец всея Руси».

Особенность географического расположения княжества была в выгодном территориальном размещении. Расположилось государство на плодородных черноземах Юго-Западной Руси. Соседствовало княжество с Литвой – с северной стороны; с Золотой Ордой – с южной стороны; с Киевским, а также Турово-Пинским княжествами – с восточной стороны; с Польским королевством – по западным границах. А величественные Карпаты служили природной границей с Венгрией.

Природные условия в государстве были великолепными: роскошная и живописная природа, огромное количество чистых водоемов. На юге княжество омывал величественный Дунай, а на востоке – полноводные реки Стырь и Припять.

Точных сведений о количестве населения не существует. К сожалению, до нас не дошли достоверные списки. Известно только, что княжеские подданные регулярно проводили перепись населения на подконтрольных им территориях. Регулярный прирост населения обеспечивался переселением на территорию княжества жителей завоеванных земель.

Жители украинских степей также регулярно переселялись на территорию государства в поиске защиты от постоянных набегов на степь монголо-татар. Основополагающую часть населения составляли восточные славяне. Но были также и небольшие поселения поляков, ятвяг, литовцев, пруссов и татар.

Важно! При больших городах отдельно существовали также купеческие и ремесленные поселения немцев, евреев.

Характеристика государства

Выгодное географическое расположение способствовало быстрому развитию государства. Характеристика Волынского княжества была бы неполной без описания его самых крупных городов.

Согласно древним летописям, всего в княжестве их было около 80. Самые крупные города:

  1. Львов – этот древний прекрасный город даже на современном этапе представляет собой культурную столицу Украины. Назван город был в честь сына Данила Галицкого – Льва.
  2. Владимир-Волынский – большой и красивый город, выгодное географическое расположение которого способствовало тому, что еще в 13–14 веках там сформировалась крупная еврейская община. Трагическая судьба постигла город во время Второй мировой войны, когда немцы уничтожили в этом городе 25 тысяч населения.
  3. Галич – это также роскошный древний город, который стал первой столицей Галицкого государства.

Политический строй

Управление в Волынском княжестве заслуживает особого внимания. Политика государства до сих пор вызывает особый интерес и предмет дискуссий у историков. Официальная историческая наука склоняется к версии, что реальная власть была сосредоточена в руках знатных бояр. Именно такая знать принимала самые ответственные решения в государстве. На общих советах они решали, кого из всех претендентов посадить на княжеский престол, а у кого забрать власть. И даже если князь самостоятельно принимал решение, то все равно его должны были одобрить бояре, они также могли и обжаловать его.

Орган власти, в который входили знатные бояре, именовался советом. Составляли совет также и епископы и крупные землевладельцы. Общественный строй был феодальным. Общество делилось на пять слоев, между которыми было разительные отличия.

Таблица покажет наглядно общественные слои.

Название Собственность
мужи Вотчинники, крупные землевладельцы
феодалы Владели землей до тех пор, пока находились на службе у князя
церковная знать В их распоряжении были большие земельные угодья, а также крестьяне. Землей их одаривал князь. В этой категории населения были исключительно образованные люди
ремесленники Владели гончарными, ювелирными и т.д. мастерскими. Жили исключительно в больших городах. Продукция, которую они производили, поставлялась на внутренний и внешний рынок
смерды (крестьяне) Самая многочисленная категория населения. В их собственности не было ничего. Они обрабатывали земли феодалов, и платили постоянную дань (натуральный налог государству), жили отдельными общинами

Основным законом в государстве была Русская Правда Ярослава Мудрого.

Полезное видео: история Галицко Волынского княжества

Экономические особенности

Экономика в Галицко-Волынских землях была достаточно развитой. Базировалась она в основном на натуральном сельском хозяйстве. Дворища имели свои самодостаточные угодья, владели собственными пашнями, лугами, лесами и сеножатями, а также местами для охоты и ловли рыбы.

Самыми популярными злаковыми культурами были жито и овес, пшеница и ячмень не пользовались особой популярностью. Из животноводства самым популярным было коневодство, а также овцеводство и свиноводство. Самым популярным промыслом было солеварение. Множество лесов способствовало развитию деревообработке и строительства.

Развитым было также гончарное, ювелирное, кузнечное и оружейное дело. Торговое дело особо не развивалось, непопулярности торговли способствовало отсутствие выхода к морю и к речным портам. Внутренняя торговля велась в основном по большим городам.

Войско

Военное дело играло ключевую роль в существовании государственного строя. Постоянные войны и междоусобицы способствовали развитию войска.

Войско разделялось на две части:

  • дружины,
  • воины.

Дружинники составляли княжеское войско, формировалась дружина исключительно из боярских сословий. Обязанностью всех знатных бояр было безоговорочное участие в военных походах. Притом каждый боярин должен был при этом отправляться в поход с конницей и подданными. Их количество могло достигать и 1000. Простые бояре должны были отправляться в поход с двумя сопровождающими: оружейника и лучника.

Отдельную княжескую гвардию составляли совсем молодые бояре. Они постоянно находились возле князя.

Простые же вои были своего рода народным ополчением. В отличие от дружинников, их участие в воинских походах было не так востребовано.

Культурные традиции

На территории княжества сформировалась достаточно самобытная культура, истоки которой опирались как на древнерусские культурные традиции, так и на заимствованные у соседних государств.

Культурными центрами были большие монастыри по городах. Они же были и основными центрами просвещения. Культурная жизнь в основном сосредотачивалась в Волыни, во Владимире, а также в Галиче. Именно по этим городам сосредотачивались библиотеки, в них была развита письменность.

Изысканной архитектурой славились православные храмы и монастыри. На волынских землях чтили приднепровские архитектурные традиции. В Галицкой земле использовали в основном романские архитектурные стили и направления, позаимствованные в основном из Венгрии, Чехии и Польши.

Важно! Именно галицкая архитектура отличалась особым разнообразием. Для отделки сооружений использовался изысканный белый камень. Стены облицовывали керамическими рельефными плитками, на которых изображали растительный мир, географические орнаменты, а также широко использовалась воинская тематика.

12 век ознаменовался особым расцветом архитектуры края. Именно в это время был построен величественный Успенский собор в городе Галиче. Этот могущественный собор по размерам лишь немного уступал Софии Киевской. Построен он был при правлении Ярослава Осмомысла и символизировал могущество княжества. При раскопках фундамента собора был обнаружен саркофаг с останками самого князя.

Из других архитектурных памятников отметим наиболее значительные:

  • Грандиозная церковь Святого Пантелеймона сохранилась и до наших дней. Она находится в селе Крылос в Ивано-Франковской области.
  • Город Холм стал достаточно большим архитектурным центром уже в 13 веке. К сожалению, до наших дней не сохранилось ни одно архитектурное сооружение в Холме.
  • Величественный Успенский собор в городе Владимире сохранился и до наших дней. Построен собор был по приказу Мстислава Изяславича еще в 1160 году.
  • Совершенно новый тип сооружений, которые носили оборонительный характер, появились на Волыни в 13 веке. Это были огромные башни-донжоны, которые строились из кирпича или камня.

Полезное видео: Галицко-Волынское княжество

Вывод

Галицко-волынское княжество представляло собой мощное и экономически развитое государство с величественной архитектурой и устоявшимися культурными традициями. Власть в этом княжестве была сосредоточена в руках князя и знатных бояр.

Вконтакте

Юго-западная Русь

§ 32. Княжества Волынское и Галицкое; их соединение

Одновременно с тем, как на северо-востоке Руси вырастало и крепло Суздальское княжество, на юго-западных окраинах Русской земли стали развиваться и богатеть земли Волынская и Галицкая , соединившиеся около 1200 г. в одно сильное княжество.

Земля Волынская с главным городом Владимиром Волынским занимала места по правому берегу Западного Буга и через верховья Припяти простиралась до Южного Буга. Свое название она получила от древнего города Волыня и племени волынян (бужан, дулебов), ее населявшего. С глубокой древности она была подчинена киевским князьям. С середины же XII в. в ней образуется своя княжеская линия – старших Мономаховичей. Знаменитый князь Изяслав Мстиславич (§18) основался на Волыни и отсюда добывал Киев. Отсюда же искал Киева и сын его Мстислав Изяславич . Таким образом, волынские князья, подобно своим братьям и дядям, младшим суздальским Мономаховичам, приобрели себе на Волыни постоянную «отчину» и желали присоединить к ней старый Киев. Сын Мстислава Изяславича Роман Мстиславич был особенно удачлив: ему после долгой борьбы не только удалось овладеть Киевом, где он стал держать подручных ему князей, но удалось приобрести и соседнее с Волынью Галицкое княжество.

Галицкое княжество состояло из двух частей: гористой и равнинной. Гористая часть была расположена на восточных склонах Карпат и главным городом имела Галич на р. Днестре. Равнинная часть простиралась на север, к Западному Бугу, и носила название «Червенских городов», по имени древнего города Червеня с его пригородами. Как далекая окраина Русской земли Галицкая земля не была привлекательна для князей. На Червенские города имели притязания поляки и не раз их отбирали от Руси. Карпатские нагорья были недалеки от враждебных угров; близко оттуда была и беспокойная степь. Поэтому в Червенские города киевские князья посылали молодых князей, которым не было части в других местах Руси. В конце XI в., постановлением Любечского съезда, там были помещены правнуки Ярослава Мудрого, изгои Василько и Володарь.

С тех пор Галицкая окраина превратилась в особое княжество. Сын Володаря Володимирко (ум. 1152) соединил все его города под своей единодержавной властью и сделал столицею княжества Галич. Он расширил границы своих владений, привлекал к себе новых поселенцев, селил на своих землях пленных, взятых в войнах с Киевом и утрами. В отношении своего княжества он играл ту же роль, какую играл Юрий Долгорукий в Суздальском краю: он был первым его устроителем. Лукавый и жестокий, Володимирко не оставил по себе доброй памяти. Как пример лукавства и лживости Володимирка летописец приводит его ответ одному послу, когда тот напомнил князю о святости крестного целования. «И что ми имать сотворити сии крест малый?» – с усмешкою сказал Володимирко. Начатое им дело объединений и усиления Галицкого княжества продолжал его сын Ярослав (прозванный Осмомыслом ). В его долгое княжение (1152–1187) Галич достиг большого внешнего могущества. Прилив поселенцев в Галицкий край шел тогда не только с востока, из Руси, но и с запада, из Венгрии и Польши. Плодородие края манило туда население, положение Галича между Западной Европою и Русью способствовало развитию его торговли и процветанию городов. Талантливый Ярослав умело воспользовался благоприятными обстоятельствами и поднял свое княжество на большую высоту. «Слово о полку Игореве» справедливо ставит Ярослава по значению рядом со Всеволодом Большим Гнездом . Они были в то время сильнейшими князьями на Руси .

После смерти Ярослава Осмомысла в Галиче начались смуты и в них прекратился род галицких князей. Галицким княжением овладел волынский князь Роман Мстиславич (1199), и, таким образом, Волынь и Галич соединились в одно значительное государство. Хотя смуты продолжались и после смерти Романа (1205), однако его государство не распалось, а достигло еще большего могущества в княжение сына Романа князя Данииле Романовича (§37).

Как на северо-востоке, в Суздальской Руси , возвышение княжеского могущества совершалось в зависимости от быстрого заселения края русскими поселенцами, так и на юго-западе волынские и галицкие князья стали сильны и влиятельны благодаря тому, что их земли стали наполняться приходцами с разных сторон. Но положение князей галицко-волынских было труднее и опаснее положения князей суздальских. Во-первых, Волынь и Галич имели своими соседями не слабых инородцев (как это было в Суздале), а сильные и воинственные народности: угров, поляков и литовцев. Сверх того, недалеки были и степные враги Руси – половцы. Поэтому князья волынские и галицкие должны были всегда думать о защите своих владений с севера и запада, от королей угорских и польских, а не только с юга – от половцев . Кроме того, в своих политических предприятиях эти князья привыкли сами пользоваться помощью тех же угров, литвы и поляков, если с ними в ту минуту не воевали. Таким образом, иноземные силы неизбежно вмешивались в волынско-галицкие дела и при случае готовы были захватить эти княжества в свою власть (что, как увидим, позднее им и удалось). Во-вторых, общественная жизнь на Волыни, и в особенности в Галиче, сложилась так, что рядом с княжеским единодержавием там возникла сильная аристократия в виде княжеского боярства, старшей дружины, которая вместе с князьями уничтожила значение городских вечевых собраний, а затем стала оказывать влияние и на самих князей. Даже такие умные и талантливые князья, как Ярослав Осмомысл и Роман, должны были считаться с боярским самоволием. Князь Роман пытался сломить боярство открытым гонением, говоря, что «пчел не передавить – меда не есть». Однако боярство не было истреблено Романом и после Романа приняло самое деятельное участие в смутах, наравне с внешними врагами ослабляя силу Галицкой и Волынской земли.

Образовалось в 1199 году в результате объединения потомком - Романом Мстиславичем Владимиро-Волынской земли и города Галич. Во время , Галицко-Волынское княжество входило в число самых развитых и крупных княжеств. В его составе насчитывалось около 9-ти земель и несколько территорий современных областей.

Князья Галицко-Волынского княжества активно вели внешнюю политику в центральной и восточной Европе. Главными конкурентами, находящимися по соседству с княжеством были Польское и Венгерское королевства, половцы, а ближе к середине 13 века еще и с .

Взаимные отношения с Польшей, Венгрией и Литвой

Галицко-Волынское государство с центром в Галиче оказалось во власти Польши и Венгрии после смерти Романа Мстиславича в 1214 году. Однако уже в 1238 - 1264 г.г. Галицко-Волынское княжество вновь обретает силы и независимость благодаря Мстиславу Удалому и сыну Романа Мстиславича - Даниилу.

Общественный строй Галицко-Волынского княжества

Главной особенностью общественного строя княжества было то, что практически все земельные владения там находились во власти многочисленной группы боярства. Важную роль играли вотчинники, они боролись с несправедливой, по их мнению, княжеской властью, пытавшейся ограничить их права в свою пользу. К другой группе относились служивые феодалы. Чаще всего они владели землей лишь то время, пока находились на службе. Они обеспечивали князю войско, которое состояло из зависимых от них крестьян. Это являлось опорой в борьбе с боярством для галицких князей.

Наверху феодальной лестницы располагалась церковная знать. Они владели просторными землями и крестьянами. Основной частью сельского населения Галицко-Волынского княжества были крестьяне. На территории княжества располагалось более 80 различных городов. Большую часть городского населения составляли ремесленники. Здесь имелось множество мастерских, а производимая ими продукция, шла на внутренние и внешние рынки. Также неплохие доходы приносила соляная торговля.

Государственный строй Галицко-Волынского княжества

Несмотря на власть крупного боярства, Галицко-Волынское княжество дольше остальных русских земель сохраняло свое единство. Галицкое боярство было во главе, решало, кто будет сидеть за княжеским столом, а кого следует сместить. Они вели свою власть при помощи боярского совета, в составе которого были крупные землевладельцы, епископы и люди высших государственных должностей. Из-за того, что в совете были бояре можно с уверенностью сказать, что в его власти находился весь государственный аппарат управления.

Князья Галицко-Волынского княжества иногда созывали , но особого влияния у них не было, так как здесь была дворцово-вотчинная система управления.

Правовая система княжества практически ничем не отличалась от системы других русских земель . Действие нормы (с небольшими изменениями) также распространялось на территории Галицко-Волынского княжества. Князья издали ряд нормативных актов, которые достойны упоминания, это:

  • Уставная грамота Ивана Берладника (1134г.);
  • Рукопись князя Владимира Васильковича;
  • Уставная грамота Мстислава Данииловича (1289г.).

Предпосылки распада Галицко-Волынского княжества

Находясь в феодальной зависимости от Золотой Орды, отношения между ней и Галицко-Волынским княжеством резко усугубились, сыновья Даниила вели , это повлекло за собой ослабление княжества. Распад Галицко-Волынского княжества произошел из-за усилившегося на него влияния Польши и Литвы, а также в связи с одновременной кончиной Льва и Андрея Юрьевичей в 1323 году. В 1339 году Галицкое княжество было полностью захвачено Польшей, а в 1382 году Польша и Литва поделили между собой Волынь.

Просмотров