Межличностные отношения.

Тема: Межличностные отношения

Цель урока: Формирование начальных обществоведческих знаний, представлений о проблемах взаимоотношений человека с другими людьми

Задачи урока:

Образовательные:

1. Раскрыть основное содержание понятия «межличностные отношения» через выявление их специфики: эмоциональной основы, взаимного характера, зависимости от способа их осуществления

2. На конкретных примерах показать многообразие видов межличностных отношений и проблемы взаимоотношений между людьми.

3. Научить различать виды межличностных отношений и осмыслить личный опыт участия в различных видах межличностных отношений .

Развивающие:

1. Развивать внимание, память, мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение, осуществлять самоконтроль.

2. Развивать самостоятельность, инициативность, умение высказывать оценочные суждения, осуществлять поиск нужной информации.

Воспитательные:

1. Воспитывать культуру межличностных отношений.

2. Воспитывать толерантность, ответственность.

3. Воспитывать уважение к любому человеку через раскрытие значения межличностных отношений для психологического комфорта.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Знание понятий «межличностные отношения», «симпатия», «антипатия», «стереотип»; научатся определять, в чем состоят особенности межличностных отношений, виды; анализировать взаимоотношения людей на конкретных примерах.

Получат возможность научиться формулировать собственную точку зрения; осуществлять поиск нужной информации.

Познавательные: 1. Научатся осуществлять поиск аргументов для решения учебной задачи с использованием учебной литературы.

2. Осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации о чувствах, эмоциях – важных составляющих в межличностных отношениях.

3. Использовать схемы для решения учебных задач по выявлению видов межличностных отношений.

4.Анализировать, сравнивать, межличностные отношения на конкретных примерах.

5. « Читать» информацию, представленную в тексте, в иллюстрации.

6. Устанавливать причинно-следственные связи в становлении межличностных отношений.

Регулятивные: 1. Удерживают цель деятельности до получения результата.

2. Умеют планировать решение учебной задачи по заданной инструкции.

3. Оценивать и корректировать собственную работу.

4. Осуществляют сличение результата с заданным эталоном и вносят коррективы в случае расхождения.

5. Выделяют и осознают, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные: взаимодействуют в ходе работы в парах, ведут диалог, принимают другое мнение и позицию, допускают существование различных точек зрения.

1. Оценивают усвоенное содержание по межличностному взаимодействию, исходя из социальных и личностных ценностей, для личностного морального выбора.

2.Адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности.

3. Выражают положительное отношение к процессу познания.

4. Используют приобретенные знания в практической деятельности при нравственной оценки конкретных поступков людей.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Образовательная технология: технология обучения на основе создания «учебных ситуаций».

Форма обучения : индивидуальная, фронтальная, работа в парах, групповая работа.

Оборудование: Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова Обществознание. 6кл., М.: Просвещение, 2014 Л.Ф. Иванова, Я.В. Хотеенкова Обществознание.6кл: рабочая тетрадь, – М.: Просвещение, 2014, презентация к уроку «Межличностные отношения», интерактивная доска, мультимедиа проектор, компьютер, документ – камера, раздаточный материал для работы в парах (Приложение 1), группах (три набора элементов геометрической фигуры «Прямоугольник»), текст притчи (Приложение 2), тест для самопроверки (Приложение3)

Ключевые понятия: межличностные отношения, дружба, товарищество, знакомство, приятельство, симпатия, антипатия, стереотип.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

    Лист оценивания

желаю хорошего настроения, положительных результатов, приятного общения.

1.Проверка Д\ЗТест с картинкой

Вывесить на доске

Выставить в ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ балл

2. Задание. Рассмотрите пожалуйста изображение.

Что объединяет эти картинки (совместной деятельности людей в различных ситуациях.)

О чем пойдет речь на уроке? (об отношениях между людьми.)

СЛАЙД 1

3.Тему урока: «Межличностные отношения». СЛАЙД 2

СЛАЙД 3 Цели

Создает учебную ситуацию

Задание : У хозяина есть верный пес.

Могут ли возникнуть межличностные отношения между хозяином и его собакой?

Слайд Задание: В автобус зашел пассажир.

Можно ли назвать межличностными отношения между кондуктором в автобусе и случайным пассажиром, когда тот берет билет?

Проверим свое предположение теоретическими суждениями.

(работа с учебником) стр 50-51 1 абз и стр 108

Дайте понятие, что называем «межличностными отношениями»? (межличностные отношения- взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения)

П/З Может ли человек обойтись без межличностных отношений? Сложно ли общаться?

Напомните, что такое Межличностные отношения

Обоюдный характер отношений подчеркивается словом «взаимо»

Каждая группа Напишите слова, которые начинаются со слово «взаимо»

ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

этапы формирования межличностных отношений : взаимовосприятие, взаимопонимание, взаимодействие

На слайде слова с примерами подобрать примеры к словам. Самопроверка ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ

5. Создает учебную ситуацию. Работа в группах

Задание: На листочках написаны разные чувства, которые испытывает человек. Подберите и приклейте и каждая группа добавит в этот список по одному чувству. Каждая группа добавляет по одному чувству.

1группа. Поберите положительные чувства

2группа. Поберите отрицательные чувства.

3 группа Поберите чувства, которые сближают людей

4 группа Поберите чувства, которые отдалялюдей

    Удовольствие;

    Радость;

    Блаженство;

    Зависть;

    Восторг;

    Горе;

    Восхищение;

    Обида

    Гнев;

    Гордость;

    Доверие;

    Уважение

    Благодарность;

    Любовь.

    Тоска;

Вывешиваем на доске

Вывод

Назовите чувства, которые сближают людей. Они вызывают симпатию в отношениях. Прикрепить на доску

Чувства, которые разъединяют людей. Они вызывают антипатию в отношениях. Прикрепить на доску

(самомопроверка) в ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ себе количество баллов равное количеству слов.

Что влияет на межличностные отношения?

Создание учебной ситуации. Демонстрирует фрагмент из мультфильма по сказке Г.Х. Андерсена «Снежная королева».

Задание: Посмотрите фрагмент из мультфильма. Назовите героев мультфильма?

Дайте характеристику им.

Какие чувства вызывает девочка- разбойница?

Продолжает демонстрацию мультфильма.

Посмотрите следующий фрагмент.

А теперь какие чувства вызывает девочка- разбойница?

Создание учебной ситуации

Часто межличностным отношениям мешают стереотипы.

Отношения между людьми многообразны и это позволяет говорить о разных видах этих взаимоотношений Давайте познакомимся с видами межличностных отношений

Прочитайте текст на стр. 52-5 3ВИДЫ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

1 гр объясняет Что такое знакомство (Знакомые, те люди, которые тебя узнают, с которыми ты при встрече беседуешь на общие темы)

2гр. Приятельство (взаимная тяга, стремление к контакту, к общению)

3гр. товарищество (Деловые связи, общая цель, средства и результаты общей деятельности)

4 гр. дружба (разделить беду, умножить радость, обрести опору и завоевать доверие)

Слайд У вас в рабочих листах в задание № 4 приведены примеры межличностных отношений различного уровне; распределите их Выписать номера Примеров

1 гр. Приятельство

2гр. знакомство

3гр. дружба

4 гр. товарищество

СЛАЙД

ВЗАИМОПРОВЕРКА ЛИСТ ОЦЕНивания

Учебная ситуация

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ИГРА «Собери фигуру»

Условия игры: создаются по желанию три группы по 4 человека. Знакомит с инструкцией: без слов, не выхватывая элементы фигуры у партнера, составить за 1 мин. прямоугольник.

Рефлексия: Чего вам не хватило, чтобы выполнить условия игры?

ПРИТЧА . Газизову.

Один мулла хвастался, что с любым человеком без слов найдет общий язык. Как-то в дороге ему представился случай продемонстрировать это своим спутникам. Встретившемуся на пути пастуху он показал указательный палец. Пастух аналогично показал ему два пальца. Далее мулла показал пастуху растопыренную ладонь с пятью пальцами. На что пастух в ответ показал ему кулак. - Вот видите – воскликнул мулла – мы прекрасно поняли друг друга. Я ему показал палец, спрашивая «Признаешь ли Аллаха, единственного творца нашего?», а он, показав два пальца, ответил «и его, и Пророка его, Мухаммеда тоже». Далее показав пять пальцев, я спросил: «А соблюдаешь ли требование пять раз на дню читать намаз?», а он, показав кулак, ответил: «Я крепко придерживаюсь канонов Ислама». Спутники решили узнать, так ли действительно все понял пастух. Пастух отвечал: - Он мне показал палец и я подумал, что он хочет выколоть мне глаз. На что я ему ответил, что выколю ему оба глаза. Потом он показал ладонь, видимо говоря, что ударит меня по лицу. А я ответил, что тоже дам ему кулаком по голове. Я его прекрасно понял.

Как вы поняли смысл этой притчи

П/З Может ли человек обойтись без межличностных отношений.

Учитель предлагает выполнить ТЕСТ , сделать самопроверку по образцу. ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ. Активность на уроке

Посчитайте все баллы. Выставить себе оценку СЛАЙД.

СЛАЙД РЕФЛЕКСИЯ

Вопрос 1. Может ли человек обойтись без межличностных отношений? Обоснуй свою позицию.

Против Человек не может обойтись без общества, ему нужно поддерживать связь с другими людьми. Самое яркое проявление этой связи – общение в коллективе.

Вопрос 2. Заполни таблицу «Уровни межличностных отношений». Отметь плюсами те виды отношений, в которых ты участвуешь.

Уровни отношений Пример отношений Я являюсь участником

Знакомство знакомство с новым учеником +

Приятельство общение между людьми по интересам +

Товарищество взаимопомощь на работе, в школе +

Дружба включает и товарищество и приятельство +

Какие из них, по-вашему, самые важные для человека? Почему?

Наиболее важными являются дружба и товарищество. Дружба - личные бескорыстные взаимоотношения между людьми, основанные на любви, доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях. Обязательными признаками дружбы являются взаимность, доверие и терпение.

Вопрос 3. Всем известно, что есть люди, которые вызывают у каждого из нас симпатию (нравятся), и есть те, кто вызывает антипатию (неприятны). Впиши в таблицу черты характера человека симпатичного и неприятного, на твой взгляд, обоснуй свой выбор.

Хорошие черты: отзывчивость, опрятность, дружелюбность, ум.

Плохие черты: высокомерность, хитрость, непостоянство.

Вопрос 4. Реши кроссворд. Если все ответы будут верными, то тебе удастся найти в нём всё уровни межличностных отношений.

По вертикали:

1. взаимоотношения. 2. помощь. 3. дружба. 4. ложь. 5. сочувствие. 6. общение. 7. товарищество.

По горизонтали:

8. знакомство. 9. симпатия. 10. приятельство. 11. антипатия. 12. доверие.

Вопрос 5. Ниже приводится список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к межличностным отношениям.

Подчеркни термин, который «выпадает» из этого перечня.

Взаимность, товарищество, взаимопомощь, приятельство, знакомство, язык общения.

Вопрос 6. Заполни сравнительную таблицу «Деловые и личные отношения».

Сходство в уровнях отношений – знакомство, приятельство, товарищество.

Различия в личных отношениях люди делятся друг с другом информацией по интересам, общаются на свободные темы, а в деловых отношениях они общаются о работе, производственных планах, используют деловой язык.

Вопрос 7. Ниже приведены примеры межличностных отношений различного уровня; распредели их в соответствующие колонки таблицы.

1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.

2. Галина и Полина, встречаясь, обмениваются новостями.

3. Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу.

4. Сидор и Александр всегда готовы прийти друг другу на выручку.

5. Глеб и Фёдор - одноклассники.

6. Мария и Клавдия сидят за одной партой.

7. Диана и Марина вместе идут домой после уроков.

8. Лариса и Артём делают уроки вместе.

9. Нина и Зина отдыхали вместе в летнем лагере.

10. Никита и Платон обмениваются марками.

11. Юлия и Яна вместе проводят свободное время.

Знакомство – 1, 9. Приятельство – 6, 7, 10 . Товарищество – 2,3,5,8. Дружба – 4,11.

Вопрос 8*. Напиши короткий рассказ по одной из следующих тем:

3. Основа межличностных отношений.

Общение – это процесс межличностного взаимодействия, порождаемый потребностями взаимодействующих субъектов и направленный на удовлетворение этих потребностей. Цель общения – это то, ради чего у живого существа возникает данный вид активности. У животных это может быть, например, предупреждение об опасности. У человека целей общения гораздо больше. И если у животных цели общения обычно связаны с удовлетворением биологических потребностей, то у человека они представляют собой средство удовлетворения многих разнообразных потребностей: социальных, культурных, познавательных, творческих, эстетических, потребностей интеллектуального роста и нравственного развития и др.

Рабочий материал ориентирован на использование учебника Л.Н. Боголюбова, Н.Ф. Виноградовой, Н.И. Горецкой и др. Обществознание. 6 класс учебн. для общеобр. учреждений – Просвещение, 2013.

Урок. Практикум по теме «Человек среди людей»

Тип урока: обобщение и систематизация знаний

Цели:

  • обобщить знания учащихся о специфике, видах, проявлениях межличностных отношений, многообразии малых групп, в которые входит личность, групповых нормах и санкциях, роли лидера в группе, значении, формах и средствах общения, причинах, стадиях межличностных конфликтов и возможности их конструктивного разрешения.
  • способствовать осмыслению личного опыта участия в различных видах межличностных отношений, продуктивного общения со сверстниками и людьми других возрастов, использования различных стратегий разрешения конфликтов в малых группах.
  • создавать условия для осознания необходимости толерантного, уважительного отношения к другим людям, практического освоения конструктивных форм общения, повышения конфликтной компетентности.
  • совершенствовать личностные, коммуникационные универсальные учебные действия,
  • коррекция памяти на основе упражнений в воспроизведении.

Оборудование : карточки с заданиями, Презентация.

Основные понятия: межличностные отношения, группа, общение, конфликт, межличностный конфликт.

Ход урока

I. Организационный момент.

На уроке слушайте, думайте, говорите внятно, отвечайте грамотно.

План:

  • Будем называть слова.
  • Будем отвечать на вопросы.
  • Будем выполнять задания.

Речевая разминка.

II. Постановка цели и задач урока.

  • Определите тему урока. Для этого отгадайте, какие слова здесь зашифрованы.

Тема: Человек среди людей.

  • Откройте учебник на стр. 3. «Оглавление».
  • Где Вы ещё видите такое же название? (Ответ: название Главы II ).
  • Как Вы думаете, мы с Вами изучили эту главу или нет? (Ответ: да )
  • Значит, какова цель нашего урока?

Цель: обобщить знания по разделу «Человек среди людей».

III. Актуализация по теме.

Использование технологии РКМ «Понятийное колесо». Свое название она получила из–за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова – ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.

План:

  1. Межличностные отношения.
  2. Человек в группе.
  3. Общение.
  4. Конфликты в межличностных отношениях.

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Задание 1. Правильно произнеси слова, расставляя ударение.

Личность, межличностные отношения, группа, общение, конфликт, межличностный конфликт.

Работа сопровождается показом Презентации.

  1. Межличностные отношения.
  • Что такое межличностные отношения?

Межличностные отношения – это связь человека с окружающими людьми. (Слайд)

      • Может ли человек обойтись без межличностных отношений?
      • Какие виды межличностных отношений Вы знаете? (Слайд)



Задание 2. Ниже приведены примеры межличностных отноше­ний различного уровня; распредели их в соответствую­щие колонки таблицы.

  • У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваютсяпри встрече.
  • Галина и Полина, встречаясь, обмениваются ново­стями.
  • Евгений и Матвей играют в одной команде по во­лейболу.
  • Сидор и Александр всегда готовы прийти друг дру­гу на выручку.
  • Глеб и Фёдор - одноклассники.
  • Мария и Клавдия сидят за одной партой.
  • Диана и Марина вместе идут домой после уроков.
  • Лариса и Артём делают уроки вместе.
  • Нина и Зина отдыхали вместе в летнем лагере.
  • Никита и Платон обмениваются марками.
  • Юлия и Яна вместе проводят свободное время.
            • Участниками, каких отношений являетесь Вы?
            • Какие стили межличностных отношений Вы знаете? (Слайд)



Задание 3.
Определите стили межличностных отношений (личные или официальные):

а) друзья отправились вместе в кино _________________________________________________

б) учителя обсудили методы воспитания своих учеников на педагогическом совете ________________

в) мама с дочерью обсуждали, как они будут отдыхать на праздничных каникулах_________________

г) ученица 6-го класса советовалась с библиотекарем о том, какую литературу лучше почитать________________________________________________________________________

д) двое друзей отправились на прогулку в ближайший парк, во время гулянья поссорились и начали драться___________________________________________________________________

е) президенты двух стран встречались для ведения международных переговоров ___________

ж) учитель дополнительно занимался со своим учеником математикой ____________________

з) родители вместе со своим ребенком поехали отдыхать к морю_________________________

и) учитель вызвал родителей в школу для разговора о поведении их ребенка ______________________

к) девочка в магазине обратилась к продавцу-консультанту за помощью ___________________

Задание 3 . Прочитайте Ситуацию и ответьте на вопрос: Какие правила общения использовала Наташа?

Однажды во дворе многоэтажного дома шестилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут На­таша! А вас?» Мужчина ответил. Девочка продолжила: «У вас найдётся две минутки, чтобы поговорить со мной?» «Конечно», - ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она очень любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, то поняла, что стала калекой».

Тут Наташа вынула из-за спины сломанную куклу.

«Вот она. Я вижу, что вы добрый, помогите, пожалуй­ста, моей кукле».

Взрослый человек был очень занят, но он не мог огор­чить этого маленького гения общения. Назавтра в услов­ленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем- нибудь помочь вам?» - спросила она.

            • Какие правила общения использовала Наташа?
            • Давайте вспомним правила общения.

2. Группа .

            • Что такое ГРУППА?

ГРУППА — ограниченная в размерах общность людей. (Слайд)

            • Какие группы людей ты знаешь? (Слайд)
            • Участником, каких групп одновременно ты являешься? (Слайд)


  1. Общение .
  • Перечислите виды общения.


Задание 4. Перед тобой список средств, используемых в общении. Распредели их по столбцам таблицы.

            • взгляд,
            • рассказ,
            • мимика,
            • жесты,
            • поза,
            • походка,
            • танец,
            • прикосновение,
            • комплимент,
            • цветы,
            • песня,
            • подарок,
            • движения,
            • поздравление в стихотворной форме.

4. Конфликт

Задание 5. Представьте, что Вам уже более сорока лет. У Вас не все ладится с работой, есть проблемы со здоровьем. Подумайте, как бы Вы повели себя в следу­ющих обстоятельствах:

а) под Вашими окнами каждый вечер десять горлас­тых мальчишек, сменяя друг друга, играют в футбол;

б) Ваш сын или дочь ежедневно по три часа сидит у телевизора, не радуя Вас своими успехами в учебе;

в) Вы ведете урок, а в классе стоит постоянный шум, и у большинства учеников на лицах написано: я делаю Вам подарок своим присутствием;

г) Вы приходите домой после работы очень устав­шим, а никто из Ваших близких не пошевелился, чтобы убрать квартиру или помыть посуду.

            • Что может возникнуть между Вами и этими людьми? (Ответ: конфликт)

Задание 6. Используй приведённый ниже алгоритм анализа конфликта и разбери одну из ситуаций, перечисленных выше.

Проверь себя

1.Вставь пропущенное слово:

  • ____________________________ - это совокупность качеств. Которые человек приобретает в процессе жизни общества.

2.Если человека характеризуют с точки зрения его неповторимых качеств, уникальных признаков, присущих только ему, то используют понятие:

1) индивидуальность

2) личность

3) организм

4) индивид

3. Верны ли суждения?

А. Личностью человек становится только в обществе.

Б. Личностью рождаются.

1.Верно только А

2.Верно только Б

3.Верно А и Б

4.Нет верных суждений

4.Игра, учеба. Труд, общение – это виды______________________

5.Осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания жизнедеятельности его организма и развития его личности

1)Интерес

2)Потребность

3)Привычка

4)Карьера



ВЗАИМОПРОВЕРКА

Ключ к тесту:

1. Личность

4. Деятельности



Тема урока



  • Узнать что такое межличностные отношения, определять виды межличностных отношений.


Проблема

Может ли человек обойтись без межличностных отношений?

Приведите аргументы за и против.



Эпиграф

Близкое общение - вот откуда берут начало нежнейшая дружба и сильнейшая ненависть.

А. Ривароль





– взаимосвязи между людьми в процессе совместной деятельности и общения.



  • Взаимодействие
  • Взаимовосприятие
  • Взаимопонимание


Чувства – основа межличностных отношений



  • Симпатия – это внутреннее расположение, привлекательность.
  • Стереотип – обобщённое и упрощённое представление об особенностях людей, принадлежащих к той или иной группе
  • Антипатия отношения прямо противоположные симпатии.


Какие новые понятия вы встретили в тексте?

Чувства, которые условно могут быть отнесены к позитивным, чаще всего вызывают симпатию в отношениях между людьми. А отрицательные - антипатию. Мешают межличностным отношениям стереотипы.



Виды межличностных отношений:

5. Любовь















Задание по группам :

Ниже приведены примеры межличностных отношений. Определите их вид.

1. У Таисии есть соседка Альбина. Они здороваются при встрече.

2. Галина и Полина, встречаясь, обмениваются новостями.

3. Евгений и Матвей играют в одной команде по волейболу.

4. Семен и Саша всегда готовы прийти друг другу на помощь.



Словесный портрет друга

Каким должен быть настоящий друг?



«Золотое правило нравственности»

Не делай другому того, чего не хотел бы, чтобы делали тебе.



Три важных момента, которые я узнал на уроке?

Что из того о чем я узнал мне пригодится?

Чтобы еще хотели узнать?



  • Ответить на вопросы рубрики «проверим себя» (стр.56)
  • Прокомментировать памятку «Учимся взаимодействовать с окружающими» (стр.58)
  • 2) рисунок на тему «Межличностные отношения»

Просмотров