Из опыта работы учителя истории. Применение приёма сравнения на уроках истории. Из опыта работы учителя истории и обществознания «Петр I, царь и человек»

Самобобшение опыта
педагогической деятельности учителя истории и права
МОУ «Тогульская основная общеобразовательная школа»
Питкевич Л.П.

Образование высшее, квалификационная категория - высшая. Окончила Алтайский Государственный Университет в 1983 году, полученная специальность и квалификация - историк, преподаватель истории и обществоведения. Стаж педагогической работы по специальности- 30 лет. Награждена районными и краевыми грамотами, знаком «Почётный работник просвещения».
Модернизация российской школы затронула все элементы образовательной системы. Качественные изменения коснулись преподавания предмета «история». Широкие образовательные ресурсы дают возможность повысить интерес учащихся к предмету.
Образование для меня - это системная структура. Анализ её элементов, способов и форм взаимодействия, определение особенностей каждого элемента системы позволяет мне более точно планировать педагогический результат и эффективно управлять процессом движения к нему. Применяя новые технологии, я не забываю традиции, старые, проверенные годами и опытом приемы, методы и принципы обучения, которыми гордится Российская педагогическая наука.
В своей деятельности помогаю учащимся овладевать познавательным инструментарием истории, приёмами критического анализа различных источников информации (архив, музей, библиотека, интервью с живыми свидетелями событий, подходами к событиям с позиции историзма, навыками оценочной деятельности). Активизирую работу учащихся в процессе совместной познавательной, исследовательской, поисковой, творческой деятельности. Активно внедряю принципы развивающего обучения, направленные па развитие личности, формирование у учащихся активного подхода к процессу обучения, а именно:
умения самостоятельно работать с учебным материалом и приобретение собственного опыта творческой деятельности,
формирование целостного представления о мире, о месте и роли истории в системе наук.
успешность и результативность деятельности на каждом этапе урока.
развитие вариативного мышления, способность к систематическому выбору оптимального варианта,
создание в ученическом коллективе психосферы, которая обеспечивает каждому ученику психологический комфорт и оптимальный интеллектуальный режим, культурный уровень ученического труда,
снятие стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на уроке доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества,
создание условий для развития ученика: школьной, социальной адаптации, жизненной защищенности.
Обучение для меня - это активный процесс взаимодействия с учащимися, который стараюсь организовать так, чтобы:
- он полностью удовлетворял потребностям учащихся;
- доминирующими мотивами были мотивы познания окружающего мира, собственного совершенствования, развитие себя как гармонически развитой и социально зрелой личности.
Главной задачей в учении для себя считаю не только вооружить школьников историческими знаниями, по и строить свои уроки так, чтобы они побуждали учеников мыслить, рассуждать. Для этого строю уроки так. чтобы:
- включить каждого ученика в процесс учебной деятельности(с учетом своеобразия психики и личности, его индивидуальных особенностей, уровня подготовленности);
- постепенно осуществлять переход от простых знаний к более сложным:
постоянно обеспечивать контроль и руководство со стороны учителя;
включать в сферу познавательной деятельности учащихся всё разнообразие содержащихся в предаете знаний (учебники, карты, исторические документы, фотодокументы, статистические данные, справочники и научно- популярную литературу, материалы периодической печати, Интернет).
На своих уроках для мотивации познавательной деятельности стараюсь максимально привлечь детей, чтобы они сами принимали участие в целеполагании ближайшей своей деятельности, чтобы цели.задаваемые мной, становились их собственными, личными целями.
Включаю учеников в активную, творческую работу, использую при этом разнообразные формы познавательной деятельности:
- индивидуальную,
- фронтальную;
- групповую;
- парную;
- самостоятельную.
Стимулируя учебную познавательную деятельность, использую различные методы:
- познавательной игры:
- учебной дискуссии:
- поощрения:
- создание ситуации успеха;
- стимулирование долга и ответственности:
- создание ситуации новизны:
- формирование положительных эмоций.
В зависимости от дидактических целей процесса обучения использую:
- уроки усвоения новых знаний;
- уроки опенки и коррекции новых знаний, навыков, умений:
- урок игры;
- комбинированные уроки:
- семинары;
- уроки- лекции;
- зачёты в старших классах;
- урок-конкурс,
- «круглый стол».
Стараюсь разнообразить каждый этап урока. Для этого использую игровые моменты с малышами и старшими школьниками, опорные сигналы, логические схемы, проблемно - поисковые. проблемные, проектные, аналитические задания. На этапе проверки знаний использую:
- взаимоопрос,
- «блиц -турнир»,
- «снежный ком».
- опрос по цепочке.
- раздаточный иллюстративный материaл,
- хронологические, понятийные диктанты.
Чтобы объективнее создать представление об усвоении пройденной темы использую двух, трёхуровневые тесты. Это удачный и удобный вид контроля знаний. Тем самым снимаю проблему накопляемости оценок, систематизирую контроль и активизирую работу учащихся.
При изучении нового материала использую:
- проблемные диалоги. - театрализацию.
- видеоматериалы, - доклады учащихся.
- работа с карлой, - работа с исторической картиной.
Развивающее обучение даст возможность мне иметь реальные положительные результаты, раскрывается каждый ученик, достигается триединая задача урока. В ходе учебных занятий у детей возникает потребность оценивать результат, вырабатываются рефлексивные умения: оценка, взаимооценка, самооценка в парах, в группах, через распределение функций, работа команды в игре и вклад каждого ученика в игру. Использую в своей работе элементы таких прогрессивных подходов к организации учебного процесса, как модульное обучение и рейтинговая технология. Задания школьного курса носят творческий и проверочный характер по конкретной теме. Учащиеся знают и о заданиях, и об оценивании заранее. Это даёт возможность им самостоятельно выбрать и спланировать свою деятельность, исходя из личных предпочтений. Использую например такие творческие задания, как: «Моё генеалогическое древо», «Вещь, .передающаяся по наследству», «Исследование текста исторического источника». « Составление собственного толкового словаря», «Исследование в межшкольном музее « (описание жилища, обряды и праздники, сельскохозяйственные работы), «придумывание загадок».
Домашнее задание это особый этап. Даю задания только те, с которыми могут справиться дети, т.е. дифференцированно. Это и заполнение пропусков в тексте, и составление таблиц, схем, кроссвордов, написание эссе на заданную тему, поделка макетов (жилище, орудия труда, замок).
Все эти приёмы я использую для того, чтобы полнее и многограннее раскрыть способности ребёнка.
Разрабатываю тематическое и поурочное планирование, подбираю и группирую вопросы разного уровня сложности по конкретной теме. Для детей, имеющих справки ПМПК, использую программу восьмого вида.
Организую дополнительную работу с наиболее одарёнными детьми, увлекающимися историей. Руковожу работой краеведческого кружка «Память». Главной целью в этой деятельности считаю возможность приобщить школьников к научно - исследовательской работе. Добиваюсь выполнения следующих задач:
- выработка практических навыков у учащихся по сбору местного краеведческого материала;
- выявление и обработка семейных реликвий, текстовых и других документальных материалов;
- написание собственной истории семьи на фоне истории страны:
- активизация творческой самостоятельной деятельности учащихся:
- приобщение детей к героическим страницам истории родного села.
Постоянно сотрудничаю с межшкольным музеем и архивом. Учу детей пользоваться местными историческими документами, записывать и оформлять воспоминания очевидцев событий, односельчан. Результаты кружковой работы оформлены в виде альбома. Это совместная деятельность детей, родителей и учителя. Члены кружка выходят на экзамены с подготовленными рефератами по краеведению, истории села и района. Например: « Тогульский район в годы целины», «История образования в Тогульском районе», «Тогул в годы Великой Отечественной войны». «Гражданская война в Тогульском районе « и другие.
Накопленный дополнительный материал, собственные наработки по предмету систематизирую.
Мои труды не проходят даром. Успеваемость по предмету - 100%. Результаты экзаменов- 87% на «4» и «5» . 80% учащихся приняли участие в школьной олимпиаде. В районной олимпиаде по праву стали победителями в 2007 году Титов Юра и Джиоев Сослан, Масютин Алёша принял участие в районной олимпиаде по истории. Прослеживается рост качества знаний по предмету по сравнению с прошлым годом с 60% до 64%.
Активное участие принимаю в работе школьного и районного методических объединений учителей истории и обществознания. Систематически посещаю районные семинары. Выступаю с сообщениями из опыта своей работы перед коллегами на педагогических советах школы, на методобъедннениях, даю открытые уроки. В школе обобщён опыт моей работы по различным темам:например: «Технические средства на уроках истории», «Дифференцированный подход к обучению истории» и др. Посещаю уроки учителей - предметников с целью обмена опытом работы. Являюсь членом районной экспертной группы по истории.
Курсы повышения квалификации пройдены в 2004 году по теме «Современные тенденции в формировании содержания и методики преподавания предметов социогуманитарного цикла».
Использую современные образовательные технологии, в том числе, информационно- коммуникационные, в процессе обучения предмету и в воспитательной работе.
Постоянно являюсь классным руководителем. Для успешной воспитательной работы поддерживаю тесный контакт с родителями учащихся. В классе благоприятный психологический климат, атмосфера товарищества, толерантности, взаимопомощи.
Организовано и действует самоуправление. Ребята принимают активное участие в жизни образовательного учреждения, в районных конкурсах.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

МКОУ СОШ №5 с. Новоблагодарное Предгорного района Ставропольского края Павленко Галина Михайловна, учитель истории и обществознания из опыта работы « Использование нетрадиционных форм в преподавании истории на уроках и внеурочное время. Патриотическое и краеведческое воспитание школьников» Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. А. М. Горький

2 слайд

Описание слайда:

Анализируя свой опыт работы, я пришла к выводу, что методика учебной работы по – прежнему нацелена на получение знаний, но ограничивает возможности и способности учащихся проявить свою индивидуальность, «пережить» прошлое, как личностно-значимый процесс. Мой педагогический опыт работы по теме: « Использование нетрадиционных форм в преподавании истории на уроках и внеурочное время. Патриотическое и краеведческое воспитание школьников» - это результат поисков и размышлений, чтобы сделать обучение детей более светлым и радостным.

3 слайд

Описание слайда:

Сейчас идет модернизация содержания общего образования в соответствии с требованиями современности при сохранении традиций российской школы. В преподавании истории в школах мало уделяется проведению нетрадиционных форм урока. Проведение нетрадиционных уроков помогает: -приобретению коммуникативных навыков, умений, т.е. умений работать в разных группах, исполняя социальные роли; -извлекать необходимую информацию из текстов и литературы; -находить нужную информацию по заданной теме; -ставить задачи и организовывать собственную деятельность по их достижению без внешнего контроля и понуждения и т.д.

4 слайд

Описание слайда:

В настоящее время педагоги и ученые сходятся во мнениях: традиционные формы обучения истории устарели. Для завладения вниманием современных учащихся, надо прежде всего, удивить, заинтересовать. Сделать это совсем не просто.

5 слайд

Описание слайда:

Я изучала и отрабатывала несколько нестандартные форм ведения уроков: «урок – исследование», «урок- дискуссия», «интегрированный урок», « урок – экскурсия», «урок – игра». Наиболее ценными и интересными для исторического восприятия, активизирующими мыслительную деятельность, являются диспуты, уроки анализа первоисточников, «урок – игра» . В создании ярких образов и картин прошлого, ощущения духа эпохи, помогает работа с документами. Начиная с 5-го класса, я постепенно включаю ребят в эту непростую, но увлекательную деятельность, и если в 5-х – 6-х классах на уроках используется простой материал повествовательного и описательного характера, то в 7 – 9 классах ребята анализируют политические, программные документы.

6 слайд

Описание слайда:

На таких уроках ученики включаются в самостоятельный поиск истины, интеллектуальная энергия учеников находит выход в собственной активности, которая выражается в потребности разрешить тревожащие их вопросы. Разнообразие форм уроков повышает эмоциональную реакцию учащихся, способствует развитию познавательной активности театрализованные, игровые уроки, интеграция исторического материала с литературой, географией, музыкой. Овладение знаниями с использованием таких приемов требует от учащихся активности и волевых усилий, дает возможность воссоздать атмосферу определенного явления прошлого, представить себе его участников.

7 слайд

Описание слайда:

В младших классах (5-6) с успехом проходят уроки – игры, путешествия. Обязательное условие лишь одно – игра не развлечение. Она должна способствовать более глубокому усвоению изученного, эффективности обучения в целом. Не надо бояться игр. Следует лишь помнить, что дети играть любят и умеют, поэтому игры помогут и научат. В играх наиболее полно раскрываются фантазия, воображение детей. В процессе игрового обучения происходит живое отображение черт исторической реальности, обучение истории становится для учеников эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становится не обязанностью, а перерастает в увлечение

8 слайд

Описание слайда:

Поисковая, исследовательская, творческая деятельность учеников в современной школе невозможна без активного использования ИК технологий на уроках истории. Моя основная задача при обучении истории состоит не в том, чтобы сообщить как можно больший объем знаний, а в том, чтобы научить добывать их самостоятельно и творчески применять для получения новых знаний. С целью расширения информационного поля познавательной деятельности и использования разнообразных форм творческого педагогического процесса, овладеваю интернет - технологиями. Преобладающими видами учебной деятельности на уроках с использованием ИКТ являются игровая, познавательная и исследовательская. В связи с подключением школы к сети Интернет даю задания ученикам по поиску материала к написанию сообщений, докладов. Провожу анализ сетевых ресурсов, учу грамотно пользоваться информацией, содержащейся в Интернете.

9 слайд

Описание слайда:

Решая проблему патриотического воспитания как учитель истории и классный руководитель я ставлю перед собой вполне конкретные цели: 1. Воспитывать интерес к прошлому через изучение культуры, быта, знакомство с судьбами людей разных эпох; 2. Дать детям возможность увидеть Россию: красоту ее природы, памятники культуры, достопримечательности; 3. Организовывать участие детей в решении общественных проблем; 4. Формировать гражданскую позицию как понимание связи с людьми, живущими в обществе.

10 слайд

Описание слайда:

Работая с детьми, из года в год наблюдаю проблему, когда при изучении истории у части учеников за период учебы в школе складывается стереотип: история – это даты, события и деятели. На своем опыте я убедилась, что школьникам трудно запомнить исторический материал, который связан с чем-то далеким, незнакомым. Со временем я заметила, что рассказы об исторических событиях в родной местности вызывают жгучий интерес, и решила через изучение истории родного края, близкого и понятного детям, изучать историю России, проводя между ними параллели.

11 слайд

Описание слайда:

Местный материал стал неотъемлемой и обязательной частью изучения отечественной истории. Историческое краеведение – это не самостоятельный предмет школьного курса, а принцип обучения и воспитания на местном материале. Краеведческая работа проводится на уроках, занятиях кружка, во внеклассной и внешкольной работе. Основные особенности школьного краеведения на современном этапе – высокая идейность, общественно-полезная направленность, его поисково-исследовательский характер.

12 слайд

Описание слайда:

Местный материал, с одной стороны, - средство активизации познавательной деятельности учащихся и конкретизации общеисторических событий, а с другой – часть системы знаний по отечественной истории. Моя практика показывает, что использование краеведческого материала на уроках не только не вызывает перегрузки учащихся, а наоборот, значительно облегчает усвоение курса истории России, делает знания учащихся более прочными и глубокими. Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края я рассчитываю время его изучения.

13 слайд

Описание слайда:

Объем краеведческого материала в учебном процессе зависит от значимости местных исторических памятников и событий в истории страны, от исторически сложившихся условий развития края, его изученности. Прежде чем использовать краеведческий материал в учебном процессе, я определяю его место, связь и соотношение с общеисторическим материалом. В зависимости от содержания краеведческого материала, его значения для истории страны и края я рассчитываю время его изучения. Например, в 9 и 11 классах во время изучения тем, посвященных Великой Отечественной войне, целесообразно применять краеведческий материал в ходе изучения нового материала.

14 слайд

Описание слайда:

Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть схематичного, упрощенного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна. Учащиеся с увлечением встречаются с людьми, которым довелось жить в это тяжёлое время. Фишлер Лариса Николаевна В два года была вывезена из блокадного Ленинграда в месте с детским домом в Ярославскую область. Белашова Мария Васильевна В 11 лет находилась в концлагере с июля 1942г. по январь 1943г. в с. Семедесятском Хохольского района Воронежской области. Сазонова Нина Ивановна Ей было 4 года когда началась война. Всю войну провела в концлагере в Финляндии

15 слайд

Описание слайда:

Благодаря этому историческое прошлое как бы приближается к сознанию учащихся, становится для них реальной действительностью и, когда на уроке истории они сталкиваются с материалом и событиями им уже знакомыми, усвоение знаний происходит значительно лучше потому, что исторический материал ложится на уже подготовленную базу знаний. Мои ученики организовано работают в краеведческом кружке. Основные направления его деятельности состоят в подготовке сообщений, рефератов, докладов к урокам, связанных с историей района, поселка, в сборе информации об истории Ставропольского края, с. Новоблагодарного, в подготовке и проведении викторин и конкурсов по краеведческой тематике. Источниками изучения истории родного края для учащихся на уроках и во внеурочное время становятся воспоминания родных, домашние архивы, встречи с ветеранами и интересными людьми, посещение краеведческого музея.

16 слайд

Описание слайда:

Формы творческих работ учащихся различны: описание родословной, сочинения, исследовательские работы. Значительное место в моей работе занимает эпистолярное наследие: воспоминания очевидцев тех событий, людей, принимавших непосредственное участие в боевых действиях, и тех, кто трудился для победы. Эти источники представляют значительный интерес, поскольку, позволяют окунуться в атмосферу тех лет, прочувствовать и понять, какой ценой народу далась эта победа. Среди очевидцев событий – самые разные люди: представители командного состава армии и мирные жители, но, независимо от звания и возраста, их объединяло единое стремление к победе над врагом, что и определило «отечественный» характер этой войны. Наш земляк, ветеран ВОВ Чернышенко Василий Трофимович

17 слайд

Описание слайда:

Борисенко Екатерина в своей исследовательской работе размышляла: «Мне очень нравится заниматься поисковой работой. Я люблю сидеть в тишине в нашем классе, листать альбомы, читать фронтовые письма, смотреть старые пожелтевшие фотографии и документы. А сколько интересных встреч прошло здесь с ветеранами. К большому сожалению, с каждым годом всё меньше и меньше остаётся в живых наших Новоблагодарненских ветеранов, прошедших страшные дороги войны. Их осталось всего 12 человек. Да и многие из них не очень любили вспоминать о войне. Ведь для них, война – это не абстрактное понятие. Это воспоминание о тревоге, о страшных кровавых столкновениях с врагом, о мучительных переживаниях за близких в своём сердце. Война – это страшный сон стоявший перед глазами фронтовика как явь. Нельзя забыть того, как ходили в атаки с боевыми друзьями, как на глазах снаряд или мина в клочья разрывали твоего товарища».

18 слайд

Описание слайда:

Хотя результаты патриотического воспитания может показать только жизнь, первые выводы можно сделать уже сегодня. Главный результат на сегодняшний день – это интерес детей к краеведению, к изучению родного края. Для занятий краеведением не нужно больших затрат, не нужно длительных поездок и дорогостоящего оборудования. Достаточно внимательнее присмотреться к людям, живущим вокруг тебя, покопаться в подшивках старых газет, совершить небольшую пешую экскурсию по родному поселку. И тогда малая родина откроет массу тайн, массу таких фактов, которые вызовут любовь и уважение к родной земле, гордость за ее историю и культуру. И тогда станет ясно, что без малой родины история России была бы не полной, что вся великая держава состоит из множества таких маленьких неповторимых уголков. Тогда изменится само отношение к своей деревне, селу, городу.

19 слайд

Описание слайда:

Историческое и культурное прошлое страны неразрывно связано с подрастающим поколением, непосредственно влияет на его жизнь, помогает ему формировать собственную жизненную позицию. Уроки истории, организованные целенаправленно, с учетом вышеперечисленных подходов, играют важнейшую роль в формировании патриотического сознания школьников, переходящее в убеждения и становящееся качеством личности.

Из опыта работы учителя истории и обществознания - страница №1/1

Из опыта работы учителя истории и обществознания

Пфейфер В.В.

Знатоки юриспруденции - науки, олицетворяющей собой с давних пор представления о справедливом и несправедливом, во все времена занимали особое место в обществе, оказывая немалое влияние на судьбы людей.

Чем цивилизованнее становится общество, тем большую роль в жизни начинает играть право как совокупность общеобязательных правил поведения, способных обеспечивать организацию и порядок во взаимоотношениях между людьми. Сегодня очевидна необходимость правовой компетентности любого человека, которая открывает широкие возможности для лидерства и успешности в жизни.

Преподавание элективного курса в 10, 11 классах «Право. Основы правовой культуры» дает возможность старшеклассникам легко ориентироваться в отраслях права, учиться его практическому использованию. Для тех, кто хочет добиться успеха в жизни, найти престижную работу, научиться общению с разными людьми и решению разных проблем поможет информация, полученная на занятиях этого элективного курса. Я, как учитель должна так организовать занятия, чтобы учащиеся усвоили всю нужную информацию. Для этого обращаю внимание на выделенные в учебнике понятия и термины. Они будут важны для того, чтобы научить их понимать юридический язык, разбираться в правовых ситуациях, грамотно «читать» закон, анализировать юридические документы. Обращаю внимание на то, что правовые нормы могут меняться, дополняться и даже отменяться. Поэтому важно быть в курсе текущей политической и правовой жизни страны. Предлагаю старшеклассникам следить за сообщениями о новых законах, изменениями в стране, публикуемыми в средствах массовой информации. Важно научить их пользоваться информационными системами посредством компьютерных технологий, что позволит быстро находить необходимые юридические документы и знакомиться с их содержанием.

Подготовка ответов на вопросы после параграфа поможет им систематизировать юридические знания, развивать правовое мышление и память. Правовед должен быть внимателен при анализе ситуации, решая проблему, обязан аргументировать свою позицию, подтверждать конкретными фактами, поэтому особое внимание при выполнении домашнего задания необходимо уделять заданиям творческого характера. Во время работы в классе применяю следующие формы практических работ: анкетирование, психологические игры, составление словаря терминов по теории права, подготовка и составление кроссвордов по теме « Право», «Экстремальные ситуации», методы тестирования, решение практических задач, практическая работа.

Знакомство с распространенными в науке мнениями ученых по тем или иным проблемам юриспруденции даст возможность учащимся не считать их позиции неоспоримыми. Так как по определению сущности многих правовых понятий до сих пор ведутся дискуссии и высказываются разнообразные суждения.

Элективный курс «Право. Основы правовой культуры» призван формировать правовую культуру тех, кто знакомится с правилами поведения людей в различных сферах общественной жизни. Нет необходимости заучивать наизусть текст учебника или законы, важно научиться использовать их в правовой жизни.

Использование ИКТ при подготовке учащихся к ЕГЭ

Уже в течение нескольких лет учащиеся 11 классов сдают выпускные экзамены в форме ЕГЭ. Как сделать так, чтобы учащиеся чувствовали себя уверенно на такого рода экзаменах, смогли показать все, чему научились? Кроме того, в прошлом году мы вышли из режима эксперимента и дополнительные баллы к экзаменам по выбору не применялись. Поэтому на плечи учителя ложится огромная ответственность, так как от нашей работы зависит и оценка по предмету, и возможность получения аттестата, поступление в желанный ВУЗ на основе баллов по ЕГЭ.

Необходимо отметить, что обществознание и история являются предметами устными в отличии, например, от русского языка и математики, поэтому контроль знаний, умений и навыков здесь большей частью не предусматривает письменных ответов. Акцент делается на умения дискутировать, аргументировать свою точку зрения, рассуждать. Кроме того, учащееся порой затрудняются кратко и логично обосновать свою точку зрения в заданиях части «С». Данную проблему можно решить двумя путями: использование дополнительных занятий и использование новых педагогических технологий. У меня, как учителя появляется огромный простор для применения самых разных методов работы.

Методические приемы при подготовке к ЕГЭ использую со всеми стандартными средствами обучения: ТСО, наглядные средства обучения, блок-схема, раздаточный материал, опорные конспекты, различные исторические источники, компьютер, который уже давно вошел в жизнь нашего общества. Наступило время, когда без этой чудо-техники нельзя представить себе школу, компьютер стал привычным атрибутом, в том числе и на уроках истории.

Какое место должны занимать информационные технологии на уроках истории, какова роль учителя и ученика на таких уроках, можно ли в связи с этим говорить о новой методике преподавания истории в школе?

С использованием современного учебного оборудования самые обычные формы проведения уроков становятся более интересными и эффективными, например, обычную лекцию можно заменить слайд-лекцией, в старших классах эта форма, если используется во всей параллели, не только сэкономит время, но и подготавливает ребят для работы в больших аудиториях в дальнейшем. Слайд-лекция иллюстрируется яркими фотографиями, рисунками, схемами, их может быть столько, сколько требуется для всестороннего рассмотрения объекта. Но очень важно выстроить вопросы темы в логической последовательности, и здесь важна текстовая часть слайд-лекции. Делая записи в тетрадь, учащиеся опираются на текст слайдов, он как развернутый план отражает содержание, в нем выделены понятия, термины, определения, но объем в целом не велик. Все это делает работу учащихся менее утомительной, более привлекательной, и как следствие более эффективной.

Мультимедийная поддержка может быть использована в различных типах уроков и в разных его частях: в блоке целеполагания для определения учащимися цели и задач урока. Например, на уроке истории в десятом классе при изучении темы «Внутренняя политика Ивана Грозного» используется сюжет из фильма «Иван Грозный». При просмотре сюжета учащиеся самостоятельно формируют цель урока и ставят совместно с учителем задачи для ее реализации. Использование компьютера сэкономить массу времени, так как на уроках часто используется разнообразный текстовый материал: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, кратко сформулированные идеи, обобщающие выводы.

Систематическое использование компьютера на уроках приводит к целому ряду любопытных последствий:


  1. Повышение уровня использования наглядности на уроке.

  2. Повышение производительности труда.

  3. Учитель, использующий информационные технологии, вынужден уделять большое внимание подаче учебного материала, что положительным образом сказывается на уровне знаний.
Использование новых информационных технологий способно существенно углубить содержание материала, а применение нетрадиционных методик обучения может оказать заметное влияние на формирование практических умений и навыков учащихся в освоении исторического и обществоведческого материала. Одной из наиболее удобных форм использования инновационных технологий является применение на уроке компакт-дисков. Достоинствами этих дисков является наличие большого количества исторических карт, видео-фрагментов, таблиц, схем. Это позволяет воссоздать на уроке атмосферу исторической эпохи, повысить интерес учащихся к изучаемым историческим процессам, что в конечном итоге отражается в лучшую сторону на качестве знаний.

На уроках истории используется компьютерный учебник, который позволяет организовать систематическое изучение целого курса истории. Лекции, в которых использованы карты, например, описание военных действий Первой и особенно Второй мировых войн, позволяет представить изучаемые события в динамике, что достаточно сложно, мне как учителю, воспроизвести на настенной карте. Также считаю эффективным использование лекций, в которых даны диаграммы, схемы, формирующиеся постепенно по ходу изложения материала.

Хорошей подготовке учащихся к итоговой аттестации способствует использование такой технологии как здоровьесберегающей технологии. Поэтому одним из главных направлений здоровьесбережения является создание здорового климата на уроках и повышение интереса к предмету. Использование компьютера для тестирования учащихся дает возможность отдохнуть от шариковой ручки и размять пальцы рук. Большое внимание уделяется нормированию домашних заданий для недопущения перегрузок.

Кабинет истории насыщен зелеными растениями, и это положительно влияет на эмоционально-психологическое состояние учащихся и создает неповторимый микроклимат в помещении.

МБОУ «Яшкульская многопрофильная гимназия»

« Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории и обществознания»

(из опыта работы учителя истории и обществознания

Бериковой Надежды Бадаевны)

п.Яшкуль, 2014г.

Развитие творческих способностей есть один из способов мотивации учащихся в процессе обучения. Мы живем в век научно-технической революции, и жизнь во всех ее проявлениях становится разнообразнее и сложнее; она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых зада. Человеку с творческим складом ума легче не только сменить профессию, но и найти творческую изюминку в любом деле, увлечься любой работой и достичь высокой производительности труда. Изучая историю, ученик знакомится с различными формами творчества людей: научным, социальным, художественным, материальным, литературным и др. Историческое развитие – это всегда выбор альтернативы, варианта развития. Это обеспечивает возможность решения альтернативных исторических задач. В основе исторического образования лежат факты, которые подвергаются исследованию. Эта особенность позволяет решать исследовательские задачи. Большой вклад в развитие творческих способностей вносит локальная история и история повседневности, которые могут стать объектами ученических исследований. Об этом свидетельствуют исследовательские работы моих учащихся:: муниципальный конкурс: (2010-2011 уч.г.): Тюлюмджиев Савр - " Честный труд – дело его жизни" , Габунова И., Хван В. - «Учителя, надевшие шинели» (2 место), Гаряева А. – «Проблема подросткового суицида» (3место). Республиканский конкурс: (2009-2010 уч. г.) Мучкаева А., Леджинова Д. -«Петр I и Аюка-хан: два исторических портрета на фоне эпохи» (2 место). (2012-2013 уч.г.) – Абдрахманова Г. «Номто Очиров – выдающийся просветитель 20 века» (3место), Омгоров Д. «Человек не затеряется в истории» (3место), «Моя родословная» (2место), Штепина Т. «Воспоминания вновь всплывает» (5место), «В долгу у памяти» (2место). (2014-2015 уч.г.) Саликтаева И. - «Память о нем жива» (1место). Во Всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия 20 век» работа Омгорова Д. отмечена грамотой.

Вариантов организации обучения творчеству на материале истории является несколько: организация проблемного обучения на материале истории, организация работы с источником, обучение решению творческих задач, организация игрового обучения,
организация диалогового обучения.

Рассмотрим проблемный подход в обучении творчеству. В основе этого подхода лежат следующие основные идеи. Изложение является проблемным, если оно "всем своим содержанием и способом раскрытия ставит какой-то вопрос, требующий решения, но прямого решения не дает и побуждает учащихся искать ответ. В этом случае возникает проблемная ситуация. Она создается также при изложении различных мнений, с тем, чтобы учащиеся сами их разобрали, оценили, либо при указании на противоречие, конфликт, с тем чтобы учащиеся сами нашли пути его решения" (Н. Г. Дайри). Как же применяется проблемный метод обучения в моей педагогической практике? Так на уроке «Наш путь – стрелой татарской древней воли пронзил нам грудь». (А. Блок) в10 классе учащимся были предложен следующие проблемные ситуации:

Что же такое монгольское иго? (Различные точки зрения по поводу монголо - татарского ига)

Кто же напал на Русь, - монголы или татары?

Набег или нашествие?

Последствия монгольского ига.

Цель урока заключалась в знакомстве с различными точками зрения по поводу монголо-татарского ига, подтверждение или опровержение, формирование личной оценки на основе работы с источниками исторической информации. Для этого ребятам предстояло, работая в составе учебных групп, выполнить в течение урока задания в рабочих листах, используя для этого уже имеющие знания, сведения полученные в ходе урока, а также предложенные источники исторической информации. (1-ая группа находит факты, оценивающие монголо-татарское иго положительно, 2-ая группа – отрицательно)

Ценность проблемного подхода в изучении исторических событий подтвердилась на уроке тем, то учащиеся разобрали, оценили, имеющиеся противоречие, то явилось мотивацией для самостоятельного поиска ответа учащимися. Немаловажное значение на уроке имело эмоциональный отклик детей, так как мы чувствуем свою сопричастность к истории, ведь мы потомки Великого Потрясателя Вселенной.

В ходе урока учащиеся при разрешении проблемных вопросов на частично-поисковом и исследовательском уровнях пришли к следующим выводам:

Исторически обоснованно именно употребление выражений: монгольское нашествие, монгольское иго, монгольское государство.

Исторические документы свидетельствует об организации широкомасштабного и долговременного нашествия, а не молниеносного грабительского набега.

Монголо-татарское иго было и как любое иго оно было тяжело для завоеванной страны. Но и как в любом явлении в нем можно увидеть и положительное. Он позволило сохранить Руси свою духовную основу, территорию и саму государственность, оказав огромное влияние на все последующее ее развитие. В ходе оживленных дискуссий учащиеся внесли изменение в название урока: «Наш путь – стрелой монгольской древней воли пронзил нам грудь».

Урок – исследование в 11 классе «На пути к катастрофе: непреходящие уроки II мировой войны».

Цели урока:

Углубление и обобщение знаний учащихся, выработка собственной позиции в отношении проблемных моментов отечественной истории;

Формирование умения анализировать и обобщать факты.

Проблемные задания .

1.Существует мнение, что И. В. Сталин сам готовился нанести по Германии превентивный удар. Насколько, по вашему мнению, это было целесообразным и реальным для СССР начала 40-х гг.?

2.Как вы думаете можно ли ставить знак равенства между нападением Германии на Польшу 1 сентября 1939 г. и вводом советских войск на территории этой страны 17 сентября 1939 г?

3. Можно ли говорить об ответственности правительств, всех ведущих государств за ее возникновение? Различна ли мера этой ответственности?

4. Как вы понимаете, что такое историческая память? Меняется ли память, отношение к войне со сменой поколений?

На уроке, используя исторические документы и мемуарную литературу, учебники по истории, ребята попытались понять политическую ситуацию, сложившуюся в Европе конца 1930-х начала 1940-х гг. и выработать собственное отношение к событиям тех уже достаточно далеких лет. В ходе урока учащиеся пришли к следующим выводам:

Версия о намерении Советского Союза развязать в 1941 г. войну против гораздо более сильной Германии не может быть признана состоятельной.

В предвоенный период руководители СССР, Великобритании, Франции и США руководствовались исключительно интересами своих стран.

Усиление нейтральной России выгоднее усиления воюющей против их страны Германии.

Жизнь убеждает нас в том, что, каким будет взгляд нашего поколения на войну, таким и будет завтрашний день для всех нас. Стирая прошлое, мы можем стереть и будущее. Размышляя над услышаным, мы не просто впитываем эти знания, мы становимся другими, учимся рассматривать исторические события с разных точек зрения, оценивать и анализировать их. Так наше поколение становится ближе к прадедам, лучше их понимает.

А это очень важно: не осудить, не быть безразличным, а понять.

Обобщая свой опыт применения проблемного обучения пришла к следующим выводам:

Проблемное обучение можно использовать на различных этапах урока. Перед изучением нового материала ставлю интересные, неожиданные вопросы, на которые ученикам надо дать ответы в конце объяснения нового материала.

Можно проводить целые уроки изучения нового материала в форме проблемного изложения. Начиная изучение нового материала, выдвигаю проблему, предлагаю учебный материал и даю ориентиры для решения проблемы, сопровождая объяснение вопросами и заданиями поискового характера. На основе вновь изучаемого учащиеся решают проблему, как правило, давно уже решенную наукой. Но ученикам надо ее "переоткрыть" (например , определить прогрессивность реформ П.А. Столыпина)

В своей педагогической практике использую также сравнительно-исторический метод познания. Овладение СИМ позволяет развивать в целом познавательную активность школьников, обучает их рациональным приемам мышления, помогает учащимся увидеть изменения в историческом развитии и оценить их масштаб и значение. Успешность использования сравнительно-исторического метода в моей педагогической практике подтвердилось при проведении следующих уроков: Реформы 1861 и 1892гг. (сравнительный анализ отмены крепостного права в России и Калмыкии)-4 место в Республиканском конкурсе на лучшую методическую разработку урока по сравнительному граждановедению «Мозаика граждановедения.», Русско - Японская война 1904-1905 гг. (сравнительный анализ Русско-Японской и Крымской войн) - 3 место в Районном конкурсе. Учащиеся на таких уроках приобретают умения защищать свою позицию по предложенной ситуации, способность к критическому мышлению и умение решать вопрос по предложенным ситуациям.

Схематично виды сравнения можно представить так:

Среди многообразия новых педагогических технологий в системе образования, направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода, наиболее характерна проектная методика обучения, где широко используются: «Эго-фактор» («Я-фактор), предполагающий преломление всего обучения через личность учащегося, через его потребности и интересы. Одним из интенсивных методов социальной практики является проектная технология, осуществляемая как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Цели проектной работы я бы определила следующим образом:

Стимулирование познавательной самостоятельности учащихся;

Создание условий для реализации умений и компетентностей, связанных с планированием работы, от замысла до готового продукта;

Совершенствование коммуникативных умений в процессе групповой работы и публичного выступления на презентации.

Социальное проектирование может быть реализовано в гражданском образовании и воспитании различными путями. Основными из них может быть: урок, предметная внеурочная воспитательная работа, акция, система работы школы.Первой пробой сил в проектной технологии стало наше участие с проектом «Символы российской государственности в гражданском воспитании школьников» в 2004 г. Каждое государство имеет свои отличительные знаки – государственные символы. Знать и понимать их значение – долг каждого гражданина. Цель проекта: развитие познавательной деятельности учащихся, воспитание патриотизма, чувства уважения к истории России, гордости за ее героическое прошлое. Это совместный проект учащихся двух десятых классов. Кураторы проекта: Берикова Н.Б, Горяева Б.Б. Наиболее активными участниками проекта были: Бабаева Б, Исаева М, Басангова Б, Дюгидова Л, Босундаева Б. Ребята собрали информацию по данной проблеме: провели социологический опрос среди учащихся, родителей по поводу их отношения к государственной символике, узнали насколько важна эта информация для них, изучили СМИ по теме, как эта тема обсуждалась, освещалась на страницах газет, какова реакция властей и населения, встретились с представителями исполнительной власти, для получения официальной информации о претворении в жизнь Федерального закона о государственных символах России. Разработали свой вариант решения проблем. Практический результат: создание Дневника школьника Яшкульского района. Из дневника учащиеся могут почерпнуть сведения о предках калмыков ойратах, об истории создания Икицохуровского улуса, о ветеранах Великой Отечественной войны, о людях, внесших большой вклад в развитие района.

Успешная реализация проектной технологии во внеурочной деятельности способствовала разработке и осуществлению проектной технологии на уроках.

Тема урока: «Глобальные проблемы в современном мире» 11 «в» класс

Целью урока является работа над дальнейшим развитием у учащихся 11 класса ключевых компетенций: умение изучать, анализировать, сопоставлять, сравнивать, классифицировать, работать в группе. В ходе урока с элементами деловой игры учащиеся опираясь на знания, полученные на уроках ИКТ, географии, биологии, химии, а также СМИ самостоятельно охарактеризовали глобальные проблемы, определяли время их появления, классифицировали глобальные проблемы по группам: «человек-природа», «общество-общество» и «человек-общество» и намечают пути выхода из сложившейся ситуации.

Урок-игра «От Думы до Думы» Отечественный парламентаризм 11 класс

Задача урока смоделировать деятельность Государственной думы как представителя законодательного органа. Класс разделился на ведущих заседание «Государственной думы», экспертов, дающих заключение о важности и необходимости того или иного действия со стороны «Думы», остальные ученики – представляли «Думские фракции»: обсуждали «законопроекты», представляли политические программы своих партий, своих сторонников. В ходе ролевой игры, ребята получили опыт ведения парламентских дискуссий, умения отстаивать свою точку зрения, работать в группе, сотрудничать и быть толерантными.

Информационные технологии в преподавании истории – моя последняя идея-фикс. Нужно отметить, то представленные уроки подготовлены в виде компьютерной презентации в программе РОW ЕR POINT . Актуальность внедрения информационных технологий в педагогический процесс сегодня не подвергается сомнению. Наше время требует от педагога высокого профессионализма, оперативности в использовании новых знаний, новых технологий. В современном мире мультимедийные технологии занимают все более значительное место. На уроках истории при использовании этих технологий активизируется внимание учащихся, расширяется поле применения их творческого потенциала, в сознании обучающихся легче и четче формируется исторический образ, они более осознанно подходят к изучению истории человеческого общества. Это в свою очередь, способствует повышению интереса к учебе, лучшему запоминанию изучаемого материала, дает возможность для углубленного изучения того или иного исторического аспекта, расширяет творческие возможности учащихся и учителя.

Литература
1. Вяземский Е. Е., Стрелова О. Ю. Методические рекомендации учителю истории. Основы профессионального мастерства. Практическое пособие. М.: Владос, 2000.
2. Климушкина Л. Г. Новое в преподавании истории. Познавательно-исследовательский комплект: "Методика учебного исследования". Пермь, 1998.

3. Иванов В.В. Методология исторической науки. М. 1985. С.103

4. Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. М. 1982. 5. Запорожец Н.И. Развитие умений и навыков у учащихся в процессе преподавания истории.1978 г.

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»г.Щучье

Щучанский район

Клементьева Татьяна Сергеевна

Учитель истории и обществознания

«Использование технологии развития критического мышления на уроках истории и обществознания.»

Опыт работы

Теоретическая интерпретация опыта

В современных условиях модернизации исторического образования необходим переход на такие формы, методы, приемы организации учебного процесса, которые в большей степени помогут выпускнику войти в новое пространство, предполагающее умение применять знания в новых условиях, иметь широкий кругозор, уметь устанавливать конструктивные отношения с другими людьми.

Исходя их этих предпосылок, приоритетным направлением в своей педагогической деятельности я рассматриваю развитие критического мышления у школьников. И если говорить об историческом образовании, это - развитие у учащихся критического исторического мышления, т.е. способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии, оценки исторических событий и личностей, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Исследование по данной теме выявляет противоречия : между требованиями к подготовке учащихся и низкой мотивацией к обучению.

Современная школа не достаточно развивает способности, необходимые ее выпускникам для того, чтобы самостоятельно самоопределиться в социуме, принимать решения, быть активным и мобильным субъектом на рынке труда. Большими недостатками традиционной системы образования являются рожденные ею неумение и нежелание детей учиться, несформированность ценностного отношения к собственному развитию и образованию.

Правильная, рациональная организация учебной деятельности ученика, позволяет повысить уровень мотивации и качество подготовки.

Сегодня в образовательном процессе недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностнообразующий и социализирующий элемент.

Одной из современных образовательных технологий, применяемой в школе, является технология развития критического мышления (ТРКМ).

Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения критического мышления.

Что такое критическое мышление?

    Открытое мышление, развивающееся путем наложения новой информации на личный

    жизненный опыт;

    Мышление, анализирующее информацию с точки зрения логики и личностно-ориентированного подхода;

    Мышление анализирующее, оценивающее и проблематизирующее;

    Мышление рефлексивное.

Все они сводятся к тому, что критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.

Развитие критического мышления приводит к следующим результатам:

    Высокая мотивация учащихся к образовательному процессу.

    Возрастание мыслительных возможностей учащихся, гибкости мышления, его переключения с одного типа на другой.

    Развитие способности самостоятельно конструировать, строить понятия и оперировать ими

    Развитие умения анализировать полученную информацию.

Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия:

1– я стадия

2– я стадия

3– я стадия

Вызов:

– актуализация имеющихся знаний;
– пробуждение интереса к получению новой информации;
– постановка учеником собственных целей обучения.

Реализация смысла:

– получение новой информации;
– учащиеся соотносят старые знания с новыми.

Рефлексия:

– размышление, рождение нового знания;
– постановка учеником новых целей обучения.

Технология предлагает разнообразный набор приемов и методов работы с учебным текстом и рекомендации по их использованию на каждой из этих стадий. Новизна опыта заключается в практическом применении и выявлении результатов воздействия технологии развития критического мышления на личность ученика. Факторами успешности описываемого опыта, на наш взгляд, являются владение учителем методологией ТРКМ и современными педагогическим технологиями образования и воспитания учащихся. Большое значение имеет широкое использование в педагогической практике фактора человеческого общения, что способствует созданию ситуации успеха как для ученика, так и для учителя.

Научная основа опыта:

Технология критического мышления - это "изобретение" американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, на развитии у учащихся аналитического подхода к любому материалу. Эта технология рассчитана не на запоминание материала, а на постановку проблемы и поиск ее решения. Специалисты по психологии и смежным с ней наукам дали несколько понятий термина "критическое мышление", но все они довольно близки по смыслу. Так, например, по определению американского психолога Д. Халперн "критическое мышление - это использование когнитивных техник или стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого конечного результата».

"Критическое мышление - сложный процесс творческого интегрирования идей и возможностей, переосмысления и перестройки концепций и информации. Это активный и интерактивный процесс познания, происходящий одновременно на нескольких уровнях". Заговорили о целостной технологии развития критического мышления лишь в середине 90-х годов. Сторонников развития критического мышления учащихся достаточно много.

Критическое мышление означает не негативность суждений или критику, а разумное рас­смотрение разнообразия подходов с тем, чтобы выносить обоснованные суждения и решения. Ориентация на критическое мышление предполагает, что ничто не принимается на веру. Каж­дый ученик, невзирая на авторитеты, вырабатывает свое мнение в контексте учебной програм­мы.

Обобщённое описание (модель) системы работы:

Мой подход к технологии развития критического мышления носит стратегический характер. Это даёт мне возможность ориентировать весь учебно-воспитательный процесс, начиная с учебного года в целом и заканчивая каждым уроком, занятием или мероприятием, на развитие учащегося, его способности самостоятельно решать и предупреждать жизненные проблемы.

Пути достижения поставленной цели могут быть разными. Но я убеждена, что ни один из них не будет ничего значить, если учитель будет отдельно учить, отдельно воспитывать и отдельно внедрять в жизнь опыт учёбы и воспитания. Поэтому ТРКМ для меня представляет особую ценность, так как позволяет и развивать, и воспитывать, и беречь здоровье ребёнка.

Несколько лет работы по данной системе дают возможность наблюдать у моих учеников сформированность таких личностных качеств, как мышление, речь, творчество, эмоциональность, смысловая память, эффективное внимание, что позволяет мне воспитывать в ребятах самостоятельность, толерантность, уважение друг к другу, открытость, искренность, ответственность, вежливость, этикетность речи, культуру чувств и эмоций. Учёт особенностей аудитории, создание благоприятного психологического фона, использование приёмов, способствующих появлению и сохранению интереса к учебному материалу, создание условий для самовыражения, ситуации успеха, всё это вместе взятое формирует здоровьесберегающую среду.

В целом моя педагогическая система представляет собой совокупность урочной и внеурочной деятельности.

Делюсь опытом своей работы с коллегами школы, района, города и области. В 2014 году была участницей районных, а затем областных педагогических чтений, семинаров учителей истории, заседаний МО, РМО по следующей тематике: «Использование технологии критического мышления на уроках истории, обществознания». В прошлом учебном году обобщала свой опыт работы по теме «Системно- деятельностный подход на уроках истории и обществознания», на РМО учителей истории. В 2014 году участвовала в региональной научно-практической конференции с тезисами по теме «Применение электронного обучения с использованием технологии дистанционного обучения на уроках истории и обществознания». В 2012 году проводила мастер-класс для заместителей директоров по теме « Использование ИКТ на уроках истории, обществознания» .

Вся моя педагогическая деятельность основывается на определённых принципах и соответствующих им методах и приёмах, средствах и формах обучения и воспитания, о которых речь пойдёт далее.

Цели и задачи педагогического процесса

Вопрос о том, чему учить, пожалуй, основной для педагогики. История, одна из самых увлекательных наук, может превратиться в скучнейшее школьное занятие, если сводить его к заучиванию имён и дат. За этим мало увлекательным занятием пропадает самое главное в истории: захватывающая драма исторических событий и их сокровенная суть. Как сделать так, чтобы урок истории волшебным образом превратился из прогулки по кладбищу, где перед тобою – бесконечные ряды надгробий с именами, датами, в кинопанораму, где один сюжет интереснее другого? Для этого, на мой взгляд, нужно как можно чаще спрашивать на уроке: «А что ты думаешь по этому поводу?», « Как ты относишься к этому событию? К этому историческому деятелю?». При таком подходе в процесс образования включаются образное мышление, интуиция, творческое воображение, эмоции, чувства. Названные качества обогащают мировосприятие человека, делают процесс усвоения учебного материала целостным.

Основная цель моей педагогической системы – создание необходимых условий, как для формирования ключевых компетенций учащегося, так и для повышения уровня усвоения им учебного материала через развитие критического мышления. Прогнозируемым результатом достижения этой цели, на мой взгляд, будет повышение внутренней мотивации к учебной, познавательной деятельности; углубление уровня понимания и усвоения учебного материала.

Путь к достижению основной цели педагогического процесса лежит через более конкретное целеполагание и поэтапное решение стоящих в связи с этим задач:

Задачи, ориентированные на формирование осознанной мотивации;

Задачи, связанные с повышением уровня усвоения ЗУН;

Задачи, связанные с активизацией творческих способностей: видение и формулирование проблемы – выдвижение гипотезы – решение проблемной ситуации – анализ полученных результатов;

Задачи, ориентированные на развитие рефлексивной культуры учащихся.

Приёмы педагогической деятельности

Применяя технологию развития критического мышления на уроках истории и обществознания, я выделила следующие компоненты, используемые на моих уроках:

Стадия Вызов

На стадии вызова учащиеся строят прогнозы, создают свое видение изучаемого предмета или понятия, оперируют имеющимися в памяти представлениями, признаками, преобразовывают их.

Одной из технологий, используемых на стадии вызова, является технология “Понятийное колесо” . Свое название она получила из– за того, что в законченном виде действительно напоминает колесо, в центре которого пишется ключевое (изучаемое на уроке) понятие (тема), а вокруг него, соединенные лучами слова– ассоциации (словосочетания), которые предлагают дети.

Пример: урок обществознания в 8, 10 классе по теме: “Что такое общество”.

Цель урока: актуализировать имеющиеся знания об обществе; создать условия для формирования новых знаний об обществе и его типах.

Стадия вызова: учитель предлагает учащимся перечислить известные им типы обществ (синонимы, слова– ассоциации, словосочетания), изобразив их схемой. В дальнейшем работу на уроке можно строить, используя готовое понятийное колесо. Например, дать задание сгруппировать похожие понятия, а затем назвать признаки, по которым проводилось объединение. Так хаотичное, на первый взгляд, “колесо” выстраивается в стройную логическую схему урока.

Стратегия ЗХУ в лекционной форме .

Эта стратегия используется как для чтения, так и для прослушивания лекции. Ее форма отображает три стадии, по которым строится образовательный процесс: вызов, осмысление, рефлексия. Данную стратегию наиболее уместно использовать в том случае, когда лекция предваряет исследовательскую работу учащихся, когда она выполняет функцию установочной, предполагает дальнейшую самостоятельную работу.

Часто стратегия “ЗХУ” применяется с использованием одноименной таблицы:

З” Знаем

Х” Хотим узнать

У” Узнали

Пример: Урок истории в 9, 11– м классе по теме: “Причины и начало Первой мировой войны”.

Цель урока: Создать условия для усвоения нового материала о причинах и начале Первой мировой войны.

Фаза вызова.

    Актуализация знаний и смыслов . Заполняя графу “З” учащиеся составляют список знаний, обсуждают их и обобщают. В процессе обсуждения могут аргументировать свою точку зрения. Учитель уточняет и обобщает их высказывания.

    Пробуждение познавательного интереса. Заполняя графу “Хотим узнать”, учащиеся формулируют свои познавательные запросы, которые, соответственно, порождают мотивацию к их удовлетворению.

    Определение направления в изучении темы. Учащиеся самостоятельно определяют основные понятия и направления изучения темы, наполняя содержанием графу “Х”.


Фаза реализации смысла

    Активное восприятие информации. Слушая лекцию, учащиеся отбирают ту информацию, которая им была необходима для удовлетворения своих познавательных запросов, связанных с темой.

    Сопоставление нового и старого знания . Слушая лекцию, учащиеся могут корректировать знания в графе “З”.

Фаза рефлексии

В графу “У” учащиеся записывают новую для себя информацию, что способствует осознанию приобретенного знания.

Стратегия помогает систематизировать материал, развивает умение определять понятийный аппарат, связанный с темой, отражает процесс работы с информацией.

«З» знаем

Мировая война – война, в которой принимает участие много стран

Первую мировую войну начала Германия

Первая мировая война велась за колонии

Россия принимала участие в первой мировой войне

«Х» хотим узнать

Героев Первой мировой войны

Основные события Первой мировой войны

Какое оружие применялось в годы Первой мировой войны

Кто победил в войне

«У» узнали

Стадия Реализация смысла

Эта стадия предусматривает активную работу с разнообразными источниками нформации: таблицами, схемами, документами, картами, с учебником, учебным фильмом. На данной стадии применяется прием“Инсерт”

Этот прием является средством, позволяющим ученику отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он достаточно прост. Учеников надо познакомить с рядом маркировочных знаков и предложить им по мере чтения ставить их карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте или документе.

Пометки могут быть следующие:

– Знаком “галочка” (v) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился. При этом источник информации и степень достоверности ее не имеет значения.

– Знаком “плюс” (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встречается с прочитанным текстом.

– Знаком “минус” (–) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.

– Знаком “вопрос” (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. При использовании этой стратегии важно, чтобы отмеченные вопросы (?) не остались без ответа. После прочтения или прослушивания текста учащимся можно предложить заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста. Пример: Урок истории в 10 классе по теме “Великие географические открытия и их последствия”

Цель урока: создать условия для формирования знаний о Великих географических открытиях и их последствиях.

Прием “инсерт” на этом уроке использовался в двух фазах: реализации смысла и рефлексии. На стадии реализации смысла дети работали с текстом параграфа учебника, а на стадии рефлексии им было предложено заполнить соответствующую таблицу.

Значки

Ключевые слова

ü

Колумб открыл Америку, но думал, что открыл новый путь в Индию

Конкиста – завоевание

Колония – территория, потерявшая независимость

Думал, что Колумб открыл всю Америку, а он доплыл только до островов

Почему после Великих географических открытий упали цены на золото и выросли цены на все товары

Прием “Кластеры”

Кластеры или “грозди” – графический способ организации учебного материала. Кластеры – рисуночная форма, суть которой заключается в том, что в середине листа записывается основное слово (идея, тема), а по сторонам от него фиксируется информация, как– то с ним связанная. В центре – тема; вокруг нее – крупные смысловые единицы, соединяем их прямой линией с темой, у каждой смысловой единицы – свои черты, особенности.

Пример. Урок обществознания в 10 классе

Просмотров