Картины чижевского. Картины А. Чижевского. Международная конференция памяти А.Л. Чижевского началась с возложения цветов к памятнику ученому

21 декабря 2019 г. в Доме-музее А.Л. Чижевского прошел вечер памяти Александра Леонидовича Чижевского, дяди учёного Аркадия Васильевича Чижевского и дочери К. Э. Циолковского Марии Константиновны. В вечере, помимо сотрудников дома-музея Л.Т. Энгельгардт (на фото — третья справа) и Л.Н. Морозовой (крайняя справа), приняли участие правнучка К.Э. Циолковского, заведующая Мемориальным Домом-музеем К.Э. Циолковского, Елена Алексеевна …

Международная конференция памяти А.Л. Чижевского началась с возложения цветов к памятнику ученому


Сохранение творческого наследия Александра Чижевского и развитие его идей – эти темы обсуждают 20 ноября в Калуге. В областном центре проходит вторая международная научно-практическая конференция, посвященная великому учёному. Началась она с церемонии возложения цветов к памятнику Чижевскому. Сотрудница ИЗМИРАН, одна из учредителей фонда «Гелиос», кандидат физико-математических наук Ольга Валерьевна Хабарова на конференции в Калуге. Подробнее…

ПРОГРАММА II МЕЖДУНАРОДНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ, посвященной развитию идей А.Л.ЧИЖЕВСКОГО


20-21 ноября 2019 г. в г. Калуге состоится II Международная научно-практическая конференция, посвященная сохранению творческого наследия и развитию идей А.Л. Чижевского. Открытие форума состоится 20 ноября в 11.00 в Доме-музее А.Л. Чижевского (Калуга, ул. Московская, д.62). Подробнее… Программа конференции

Знаете ли Вы, что такое мысленный эксперимент, gedanken experiment?
Это несуществующая практика, потусторонний опыт, воображение того, чего нет на самом деле. Мысленные эксперименты подобны снам наяву. Они рождают чудовищ. В отличие от физического эксперимента, который является опытной проверкой гипотез, "мысленный эксперимент" фокуснически подменяет экспериментальную проверку желаемыми, не проверенными на практике выводами, манипулируя логикообразными построениями, реально нарушающими саму логику путем использования недоказанных посылок в качестве доказанных, то есть путем подмены. Таким образом, основной задачей заявителей "мысленных экспериментов" является обман слушателя или читателя путем замены настоящего физического эксперимента его "куклой" - фиктивными рассуждениями под честное слово без самой физической проверки.
Заполнение физики воображаемыми, "мысленными экспериментами" привело к возникновению абсурдной сюрреалистической, спутанно-запутанной картины мира. Настоящий исследователь должен отличать такие "фантики" от настоящих ценностей.

Релятивисты и позитивисты утверждают, что "мысленный эксперимент" весьма полезный интрумент для проверки теорий (также возникающих в нашем уме) на непротиворечивость. В этом они обманывают людей, так как любая проверка может осуществляться только независимым от объекта проверки источником. Сам заявитель гипотезы не может быть проверкой своего же заявления, так как причина самого этого заявления есть отсутствие видимых для заявителя противоречий в заявлении.

Это мы видим на примере СТО и ОТО, превратившихся в своеобразный вид религии, управляющей наукой и общественным мнением. Никакое количество фактов, противоречащих им, не может преодолеть формулу Эйнштейна: "Если факт не соответствует теории - измените факт" (В другом варианте " - Факт не соответствует теории? - Тем хуже для факта").

Максимально, на что может претендовать "мысленный эксперимент" - это только на внутреннюю непротиворечивость гипотезы в рамках собственной, часто отнюдь не истинной логики заявителя. Соответсвие практике это не проверяет. Настоящая проверка может состояться только в действительном физическом эксперименте.

Эксперимент на то и эксперимент, что он есть не изощрение мысли, а проверка мысли. Непротиворечивая внутри себя мысль не может сама себя проверить. Это доказано Куртом Гёделем.

Многогранный талант Александра Леонидовича Чижевского проявился и в живописи.
Чижевский создал около 2000 живописных произведений (в основном пейзажи) в самой разнообразной технике: от масла и темперы до гуаши, рисунков цветными карандашами, пастели, акварели.
Сохранилась лишь малая часть его живописных работ - около 400 акварелей, рисунков цветными карандашами, в основном периода 40-х - 50-х годов.
Самые ранние картины, написанные маслом на холсте, относятся к 1914 году и написаны в окрестностях Александровки - имения бабушки А.П. Невиандт на Брянщине.
Несколько картин, написанных также масляными красками, датированы 1937 и 1939 г., в период его отдыха на подмосковной даче Кратово.
Следующая серия (одиннадцать) уже акварельных рисунков выполнена Чижевским летом 1941 года в Щелыково Костромской области в Доме отдыха актеров Малого театра.
Главная же часть акварелей (их более 150) написана Чижевским в период его заключения и пребывания в Ивдельлаге Свердловской области, в Кучино под Москвой, в Долинском и Спасском отделениях Карлага, а также во время ссылки в Караганде. Последняя картина датирована 1957 годом.

А.Л.Чижевский за мольбертом. Калуга. 1915 г.

А.Л.Чижевский около картины "Калужский базар". Калуга. 1915 г.

А.Л.Чижевский за мольбертом. Кратово. Подмосковье. 1939 г.

А.Л.Чижевский на фоне своих картин в своей квартире на "Звездном бульваре ". 1960 г.

А.Л.Чижевский на фоне своих картин. Караганда.

Дождливый день. Акв., 1947 г.

Грозное небо. Акв. 1946 г.

Вечер. Караганда. Акв. 1952 г.

Стихия осени. Акв. 1945 г.

Тает. Акв., бел. 1946 г.

Холодное солнце. Акв. 1948 г.

Вечер после дождя. Акв., цв. кар. 1945 г.

Журавли улетают. Акв. 1941 г.

Весенняя феерия. Акв. 1945 г.

Лесное озеро. Акв. 1953 г.

Что мы знаем об Александре Леонидовиче Чижевском? В первую очередь приходит на ум Люстра Чижевского. Но это лишь вершина айсберга - Александр Леонидович был пионером космической биологии, провел 16 лет в ГУЛАГе, писал стихи, эссе, картины. Как сам он говорил о себе: "В науке я прослыл поэтом, среди поэтов я ученый".

Сейчас в Музее космонавтики проходит выставка "Л.А. Чижевский - ученый, художник, поэт". Представлены его картины, стихотворения, рассказывается о его нелегком жизненном пути.

В науке я прослыл поэтом,
Среди поэтов – я учёный,
Увы, не верю я при этом
Моей фортуне золочёной.

Мой путь поэта безызвестен,
Натуралиста путь тревожен,
А мне один покой лишь лестен,
Но он как раз и невозможен.

Хотел бы я ходить за плугом,
Солить грибы, сажать картошку,
По вечерам с давнишним другом
Сражаться в карты понемножку.

Обзавестись бы мне семьёю,
Поняв, что дважды два – четыре,
И жить меж небом и землею
В труде, довольствии и мире.

Жить гению в цепях не надлежит,
Великое равняется свободе,
И движется вне граней и орбит,
Не подчиняясь людям, ни природе.

Великое без Солнца не цветёт:
Происходя от солнечных истоков,
Живой огонь снопом из груди бьёт
Мыслителей, художников, пророков.

Без воздуха и смертному не жить,
А гению бывает мало неба:
Он целый мир готов в себе вместить,
Он, сын Земли, причастный к силе Феба

Немного любит тот, кто любит меру,
Рассчитывает каждый поцелуй,
Кто страсти пыл готов принять на веру,
Но не коснись, не требуй, не тоскуй.

Как осторожен тот, кто мало любит,
Соизмеряет ласки и слова.
Пародия любви его осудит:
Он лжёт любви и любит ли едва?

Любовь – вне меры: пламень вдохновенный
Охватит душу и сожжёт дотла.
Но как измерить глубину Вселенной?
Но как зажечь потухшие тела?

Всё приму от этой жизни страшной -
Все насилья, муки, скорби, зло,
День сегодняшний, как день вчерашний, -
Скоротечной жизни помело.

Одного лишь принимать не стану:
За решёткою темницы - тьму,
И пока дышать не перестану
Не приму неволи - не приму.

Просмотров