Когда труд приносит радость. Мы помним вас, ребята! Вы с Владимиром Николаевичем - коренные шахтинцы

ПИОНЕР ТРАГЕДИЙ

СОВЕТСКОГО АТОМНОГО ПОДПЛАВА



Судьбы кораблей сродни людским: одни складываются счастливо, другие, наоборот, трагично.
Именно трагическая судьба ожидала атомную подводную лодку «К-8». Она была третьей атомной лодкой, построенной на стапелях Северодвинска. Вступила в состав ВМФ в 1959 году.


45 лет назад, 12 апреля 1970 года, в Бискайском заливе погибла «К-8». Гибель АПЛ и 52 членов экипажа стали первой потерей советского атомного флота.
К тому времени на дне Атлантического океана уже лежали две американские АПЛ - «Трешер» и «Скорпион».
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1970 года за мужество и отвагу, проявленные при выполнении воинского долга, капитану 2-го ранга Бессонову Всеволоду Борисовичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.


Всю команду - и мёртвых, и живых представили к государственным наградам. Офицеров и мичманов, а также всех погибших - независимо от воинского звания наградили орденами Красной Звезды, оставшихся в живых матросов - медалью Ушакова.


Именами командира «К-8» В.Б. Бессонова и корабельного врача А.М. Соловья, отдавшего свой дыхательный аппарат прооперированному им незадолго до пожара старшине Юрию Ильченко, названы улицы посёлка Гремиха, погибшим морякам установлен памятник. Имя В.Б. Бессонова присвоено средней школе № 1 г. Льгова, Курской области. Там же ему установлен и памятник.


Правительство СССР лодку отказалось поднимать, даже после предложения американцев об оказании услуг. О ней никогда не было никаких заявлений. Умолчали. В те годы так было принято. Говорили только о хорошем, о победах. О катастрофах и чрезвычайных происшествиях во всеуслышание говорить было не принято, только специалисты знали о них и молчали. В лучшем случае на кухнях шепотом.
Жёнам о случившемся сообщали более чем лаконично: «Ваш муж, выполняя боевую задачу, погиб и захоронен в море». В политическом донесении в адрес московского начальства говорилось: «Весть о гибели мужей и отцов в семьях воспринята с пониманием. Горечь утраты переносится мужественно. Неправильных настроений, высказываний среди жителей посёлка нет…»

СКОЛЬКО ЦИНИЗМА В ЭТИХ СТРОКАХ!


Министр обороны Маршал Советского Союза А.А.Гречко встретился и беседовал с экипажем «К-8», оставшимся живым. Офицеры обратились к министру с просьбой составить из них основу нового экипажа для строящейся подводной лодки. Но командующий Северным флотом адмирал С.М. Лобов, тут же доложил, что большинство спасённых по медицинским показаниям не пригодны к службе на подводных лодках. Экипаж был расформирован. Вдовам помогли с жильём, выдали 50-рублёвые пенсии. На том всё и закончилось.
В настоящее время АПЛ с четырьмя ядерными торпедами на борту покоится на глубине порядка 4680 м в 490 км северо-западнее Испании.


И только после гибели «Курска», в октябре 2000 года, впервые по телевидению показали передачу о гибели «К-8», опубликовав данные об экипаже.
К-8 заложена в цехе судостроительного завода № 402 в Молотовске как крейсерская подводная лодка 9 сентября 1957 года. 2 марта 1958 года зачислена в списки ВМФ СССР.
Спущена на воду 31 мая 1959 года.


13 октября 1960 года, через полтора месяца после принятия подводной лодки на вооружение, в Баренцевом море произошла авария: в одном из реакторов разорвалась труба контура охлаждения, в результате чего произошла утечка теплоносителя. Экипаж был вынужден перейти на резервную систему охлаждения, чтобы предотвратить расплав активной зоны реактора. Тем не менее, произошёл выброс радиоактивного газа, в результате которого у троих членов экипажа были выявлены видимые признаки острой лучевой болезни, многие члены экипажа получили дозы от 1,8 до 2 Зиверт (180…200 бэр).
В дальнейшем, до капитального ремонта, связанного с заменой парогенератора на заводе «Звёздочка» в августе 1966 года - июле 1968 года, подобные разрывы имели место ещё дважды: 1 июня 1961 года, во время отработки задач боевой подготовки. Один человек комиссован с острой формой лучевой болезни. Часть личного состава получила различные дозы облучения; 8 октября 1961 года, во время отработки атаки группы кораблей на первенство ВМФ, вновь открылась течь из парогенератора.
Подводная лодка К-8, находившаяся на боевом дежурстве в Средиземном море была направлена в район Северной Атлантики для принятия участия в крупнейших за всю историю советского ВМФ учениях «Океан-70», в которых участвовали силы всех флотов СССР. Её задачей было обозначение подводных сил «противника», прорывающихся к берегам Советского Союза. Начало учений планировалось на 14 апреля, окончание - к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина - 22 апреля 1970 года.
Вечером 8 апреля 1970 года, когда К-8 находилась севернее Азорских островов, при всплытии с глубины 160 метров под перископ для сеанса радиосвязи возник пожар в рубке. Видя, что пламя вот-вот ворвётся в пост ГЭУ, офицеры: В. Г. Хаславский, А. С. Чудинов, А. В. Поликарпов, Г. В. Шостаковский и Г. Н. Чугунов наглухо задраили переборки, зная, что выхода наружу уже не будет. Погибая, они успели заглушить ядерные реакторы. Расчёт ГЭУ ценой своих жизней сделал главное - предотвратил возможность теплового взрыва.
Подводная лодка осталась без хода. Часть личного состава седьмого отсека погибла от удушения угарным газом. Остальные успели перейти в соседние кормовые отсеки. Пожар в кабельных трассах перекинулся ещё на несколько отсеков. Командир лодки Всеволод Бессонов принял решение всплыть в надводное положение. И уже через шесть минут лодка была на поверхности.


Мимо проходил сухогруз. Подали сигнал бедствия. Судно описало вокруг лодки дугу, но, поняв, что это атомная лодка, удалилось, скрывшись за горизонтом.
Экипаж продолжал героически бороться с пожаром на пределе своих возможностей. В центральном отсеке пытались потушить пожар общекорабельной системой пожаротушения, но не смогли. Некоторые начали терять сознание, тогда командир принял решение вывести людей из центрального отсека на мостик, и тушить пожар методом герметизации отсека.
К утру 9 апреля был отдраен кормовой люк, командир отдал приказ вывести на палубу личный состав из отсеков, где бушевал пожар.
Утром 10 апреля на горизонте показалось другое судно. Снова выпустили сигнальные ракеты. К терпящей бедствие лодке подошло болгарское грузовое судно «Авиор». Немедленно через Варну в Москву ушла радиограмма.
Капитан болгарского судна – гражданин СССР - Рем Смирнов рискуя судном и экипажем, находясь в штормовом районе, выполнил свой долг.


Болгарское правительство само определило уровень героизма своих моряков и советского капитана. С учетом секретности и таинственности событий апреля 1970-го и 100-летия Ленина, отдельным закрытым постановлением Президиума Народного Собрания Народной Республики Болгария Рем Смирнов был награжден высшим гражданским орденом «За гражданскую доблесть и заслуги» 1-й степени.


Рем Германович гордился наградой. Обратите внимание на то, что орденская книжка без фотографии. Вместо нее написано «Важи без снимка» или «Действительна без фотографии». Так поступали с награжденными по «закрытым указам. Да и сам Указ был приурочен к 9 сентября – Дню освобождения Болгарии, чтобы скрыть связь с событиями апреля.


Также Рем Смирнов был награжден боевой медалью «За заслуги перед Болгарской народной Армией. Медаль «За заслуги» под № 1 тоже о чем-то говорит. Вот только заслуги капитана не самым должным образом были оценены на Родине. А впрочем и неудивительно.


В район ктастрофы направлялось всё, что только можно. Корабли шли самым полным ходом, но расстояние было слишком большим, от ближайшего из кораблей – гидрографического судна «Харитон Лаптев» - до терпящей бедствие лодки лежало без малого 470 миль.
Уже к 10 апреля индивидуальные средства защиты были израсходованы, запас воздуха высокого давления был минимальным, а в седьмой и восьмой отсеки проникла забортная вода. Подводная лодка осталась без технических средств борьбы за живучесть и без средств поддержания плавучести.
Тем временем стала резко ухудшаться погода. Бискайский залив – место, печально известное морякам своими штормами, достигающими здесь небывалой силы.
Экипажу предстоял ещё и бой с разбушевавшейся стихией. К этому времени командир уже переправил шлюпками на борт «Авиора» две большие группы подводников.
Неоднократно кормовая часть лодки опускалась в воду, продували кормовую группу цистерн главного балласта, создавалась видимость возможности удержания ее на плаву.
Но спасти лодку было уже невозможно. Утром 12 апреля патрульным самолётам ВМФ США удалось обнаружить на том месте, где из последних сил боролась за жизнь К 8, только два нефтяных пятна.
Поиски людей продолжались ещё несколько суток, но успехом не увенчались.

Список погибших членов экипажа К-8:


1. капитан 2 ранга БЕССОНОВ Всеволод Борисович;
2. капитан 2 ранга ТКАЧЁВ Виктор Антонович;
3. капитан 3 ранга РУБЕКО Владимир Петрович;
4. капитан 3 ранга ХАСЛАВСКИЙ Валентин Григорьевич;
5. капитан-лейтенант КУЗНЕЧЕНКО Игорь Владимирович;
6. капитан-лейтенант ЛИСИН Анатолий Иванович;
7. капитан-лейтенант ПОЛИКАРПОВ Анатолий Васильевич;
8. капитан-лейтенант ЧУДИНОВ Александр Сергеевич;
9. капитан-лейтенант ЯСЬКО Н.Ф.;
10. капитан м/с СОЛОВЕЙ Арсений Мефодьевич;
11. старший лейтенант Гусев М.Б.;
12. старший лейтенант ЛАВРИНЕНКО Анатолий Николаевич;
13. старший лейтенант ПОЛЕТАЕВ Юрий Петрович;
14. старший лейтенант ЧУГУНОВ Геннадий Николаевич;
15. старший лейтенант ШМАКОВ Николай Васильевич;
16. старший лейтенант ШОСТАКОВСКИЙ Георгий Васильевич;
17. лейтенант ШАБАНОВ Владимир Александрович;
18. лейтенант ШЕВЦОВ Владимир Иванович;
19. мичман БЕЛЕЩЕНКОВ Анатолий Иванович;
20. мичман ДЕРЕВЯНКО Леонид Николаевич;
21. мичман ЕРМАКОВИЧ Павел Степанович;
22. мичман КУЛАКОВ Виктор Григорьевич;
23. мичман МАЕВСКИЙ Виктор Иванович;
24. мичман МАРТЫНОВ Леонид Федорович;
25. мичман ПЕТРОВ Евгений Александрович;
26. мичман УСТЕНКО Алексей Антонович;
27. главный старшина ДОБРЫНИН Вячеслав Иванович;
28. главный старшина ЛЕОНОВ Виталий Васильевич;
29. главный старшина САВОНИК Василий Васильевич;
30. старшина 1 статьи БУСАРЕВ Александр Сергеевич;
31. старшина 1 статьи ФЁДОРОВ Евгений Григорьевич;
32. старшина 1 статьи ЧЕКМАРЁВ Леонид Венедиктович;
33. старшина 2 статьи ГАТАУЛЛИН Рудольф Гатауллинович;
34. старший матрос АСТАХОВ Виктор Николаевич;
35. старший матрос БУРЦЕВ Николай Степанович;
36. старший матрос ИНАМУКОВ Башир Ильясович;
37. старший матрос КИРИН Александр Михайлович;
38. старший матрос КОЛЕСНИКОВ Валентин Александрович;
39. старший матрос КОМКОВ Николай Александрович;
40. старший матрос КУЛАКОВ Анатолий Александрович;
41. старший матрос МАШУТА Юрий Алексеевич;
42. старший матрос МИЩЕНКО Виктор Михайлович;
43. старший матрос ПАНЬКОВ Евгений Викторович;
44. старший матрос ДЕВЯТКИН Виктор Николаевич;
45. матрос КОРОВИН Николай Михайлович;
46. матрос КУЗОВКОВ Вячеслав Иванович;
47. матрос КУЛЬШ Александр Сергеевич;
48. матрос ПЕЧЕРСКИХ Юрий Филатович;
49. матрос САМСОНОВ Евгений Алексеевич;
50. матрос ФРЕШЕР Константин Густавович;
51. матрос ФРОЛОВ Владимир Федорович;
52. матрос ШИШАЕВ Александр Петрович.

После гибели атомохода долго еще работала государственная комиссия. Работала беспристрастно и скрупулезно, опрашивая каждого из спасенных членов экипажа, проводя множество следственных экспериментов. И пришла к выводу, что действия командира были грамотные, решительные и правильные.
Оглядываясь назад, понимаешь, что могло случиться, если бы моряки ценой собственной жизни не загасили реакторы. Разразилась бы катастрофа, не сравнимая ни с Хиросимой, ни с Чернобылем.
Это был подвиг, но для всего атомного флота и семей погибших – трагедия. Видимо, так распорядилась судьба, что эти понятия неразрывно связаны между собой. И к сожалению, Всевышний забирает раньше срока к себе только лучших…

Материал подготовил гвардии п/полковник запаса А. В. Вовк.

Мы помним вас, ребята!

Почти четверть века длилось молчание о трагедии в Бискайском заливе. Только в 1994 году удалось приподнять на страницах прессы завесу тайны военному журналисту Сергею Быстрову и автору этой книги. Первые же статьи вызвали множество писем от тех, кого судьба в те или иные годы сводила с К-8. Нельзя равнодушно читать эти строки. Вот лишь два письма.

Пишет вдова штурмана К-8 Галина Павловна Шмакова: «Прошло уже 23 года… Но трагические события апреля 1970 года снова заставили вернуть память в те годы. Столько лет разрозненные воспоминания терзали души таких, как я, вдов, родителей и родственников.

Моему мужу Николаю Шмакову - старшему лейтенанту, первому штурману, отправившемуся в первое и последнее автономное плавание, было всего 26 лет… Нашей дочери исполнилось всего 9 месяцев, когда мы расстались с мужем. И я никогда не могла подумать, представить, что встречи больше не будет…

Представить жизнь в северном гарнизоне не каждый может. Полярная ночь, ветра, отсутствие горячей воды, сложные жилищные условия, а для маленьких детей и нехватка молока - это не экзотика. Но вспоминая жизнь на Севере, я помню и другое - радость встреч, когда возвращался муж со службы, друзей тех лет… Были молодость и счастье! Кажется, что все это было только вчера.

Я помню, как плакала Лида Деревянко, когда до трагедии было еще далеко, говоря, что она чувствует, что „наши не вернутся, что-то случится“. Странное предчувствие. Я помню, как 12 апреля 1970 года в минуты гибели моего мужа я проснулась от страшного сна. Сон - я вижу через приоткрытую дверь свет в другой комнате, там ходит мой муж, что-то переставляет. А я ему говорю, чтобы он выключил свет и ложился в постель, - и странный холод пронзил меня в тот момент. Я проснулась. И с этой минуты меня не покидала тревога. В этот день наша дочь начала ходить самостоятельно. А этих минут так ждал ее отец! В этот день наши друзья, собравшись в квартире В. Подопригоры, говорили, успокаивая меня, что сон - это следствие моих мыслей и ожидания.

Из окон нашей квартиры были видны на причале огни подводных лодок. Каждый вечер я считала их. И накануне того страшного дня, через неделю после их гибели, я вдруг обнаружила лишние огни. Что это? Пришла лодка? Ведь мы еще ничего не знали. Мы готовились к радостной встрече. Оказалось, что это не лодка. А утром… Это страшно, когда тебе говорят: „Ваш муж, выполняя боевую задачу, погиб и захоронен в море“. Я не верила, не верила много лет!

Уезжая в Новосибирск, где жили его родственники, я надеялась, что произошла ошибка, что раз уж осталась в живых часть экипажа, то мой муж должен жить.

Я вечно помню его последние слова в письме, которое он прислал, как и большинство его товарищей, со Средиземного моря: „Галя, береги Женьку - нашу любовь, береги себя. А я уж по мере возможности тоже постараюсь, как все, сама же знаешь. В нашем альбоме выпускном по этому поводу есть хорошие слова Гаджиева: „Нигде нет и не может быть такого равенства перед лицом смерти, как среди экипажа подводной лодки, на которой либо все побеждают, либо все погибают“. А наш девиз тоже не должен меркнуть: „И в беде, и в радости, и в горе только чуточку прищурь глаза…“ И только так!“

Эти слова письма из глубины моря были напутствием на всю дальнейшую жизнь и действительно поддерживали всю жизнь. Сколько оказалось причастных к этой трагедии! Не счесть, ибо за фамилиями на обелиске - семьи, родственники, друзья. А приказ главкома был: спасать корабль, а потом людей!

Я благодарна друзьям, которые долго поддерживали меня письмами… Следы К-8 я искала всюду - в Балтийске, Владивостоке, Баку, Ессентуках, Москве, Ленинграде, на встречах с друзьями мужа. И вот спустя 23 года они появились в газете „Труд“. Очень тяжело читать и снова переживать те страшные минуты. Но спасибо С. Быстрову и Вл. Шигину, которые своими статьями заставили многих вспомнить о героизме экипажа К-8. Сколько сломанных жизней, разбитых надежд! Мужественный, смелый экипаж. 52 человека были. И их нет! Осталась память о них. Был открыт обелиск на Севере. Сколько же слез пролито многими, кто получил фотографии открытия обелиска и кто не был на открытии. Но почему? Почему не пригласили нас на это открытие? Я думаю, что каждый причастный к трагедии К-8 полетел бы в то время на Север.

Не знаю, как сложились судьбы у таких, как я. У меня появились новые друзья, которые спасли меня, поддерживали родственники, работа заставляла стойко держаться. Ведь на руках осталась маленькая дочь, которую надо было вырастить, воспитать, дать образование, а одной это сделать нелегко. Трудные годы, и нелегкими они были, я думаю, не только для меня. Сейчас я директор одной из новосибирских школ. Я благодарна и коллективу моих учителей, которые поддерживали меня в трудное время.

Но все ли сделало правительство, Министерство обороны? Ведь потеряны для страны молодые, умные, полные сил ребята! Кто восполнит горечь утраты женам, родителям, детям?»

Из письма бывшего члена экипажа К-8 старшины 1-й статьи запаса Петра Федоровича Величко: «Прочитал вашу статью… и был глубоко потрясен, что наша лодка погибла! Я прослужил на ней с 1961-го по 1964 год включительно, последние два года был старшиной команды машинистов спец-трюмных энергоустановок. Командир у нас был капитан 2-го ранга Андросов - очень умный, грамотный, наш человек и отец. До сих пор Вас вспоминаю добрым словом. Старшим помощником у нас тогда был Каширский, а до этого у нас же он был замполитом. Командиром дивизии был капитан 3-го ранга Ю. Белов, которого мы все уважали и любили, как человека и большого специалиста своего дела. Из старшинского состава я помню: Матросова, Рудь Володю, Сашу Грицацуева, Юру Федорова, Щербакова Анатолия, Подлатова, Васильева и Яшку-кока, остальных не помню, ведь прошло почти тридцать лет.

Так случилось, что перед самой демобилизацией меня послали на учение в море на подлодке К-11 аналогичного проекта, а когда мы пришли, то моих товарищей уже демобилизовали, и я не знаю их адресов до сих пор. После демобилизации мне пришлось поработать в НИИ атомных реакторов г. Мелекесса и на Камчатке ремонтировал две атомные лодки. Теперь мне 52 года. Два года как на пенсии. А снится она мне (подлодка) чуть ли не каждый день. Все трудности гражданской жизни кажутся мелочами по сравнению с теми, которые мы перенесли, когда служили на К-8.

Я несколько раз, будучи уже на гражданке, поздравлял экипаж К-8 с праздником нашим военным, но ответа не получал ни от кого и теперь из газеты узнал, что она почти через пять с половиной лет погибла. Честно признаюсь, я рыдал так, как не плакал над родителями. Как бы мне хотелось встретиться с товарищами, хотя бы с некоторыми из них, ведь у нас, конечно, есть что вспомнить… Мы давали подписку на 20 лет молчать, а теперь-то другое время! Прочитал в статье, что члены экипажа К-8 мечтают установить в Ленинградском соборе мраморную плиту с именами павших. Так неужели мы, которые демобилизовались раньше, останемся в стороне! Конечно, нет, я уверен, что все, прочитав статью, были ошеломлены этим событием… Когда моя жена Валя, прочитав газету „Комсомольская правда“, в которой сообщалось о встрече моряков-подводников с подлодки К-19 на Кузьминском кладбище в городе Москве, спросила: „Петя, тебя это, кажется, не касается?“ - я ответил: „Как это не касается! Мы же ее спасали! Тогда, во время моей службы, она тоже потерпела страшную аварию и нам ее удалось спасти и прибуксировать в базу“. Я поехал в Москву с сыном, хотя работал тогда на шахте. Но тогда со своего экипажа я никого не встретил… Помогите, пожалуйста, может, кто-нибудь еще ищет! Мой адрес: Ростовская область, город Шахты, 16, улица Сельская, дом 52, Величко П. Ф.».

Почти четверть века длилось забвение подвига моряков К-8.

Однако, несмотря на запреты и умолчания, все эти долгие годы ходили по рукам стихи самодеятельных поэтов, стихи, посвященные К-8.

Мы на той широте и на той долготе,

Только робко Атлантика лижет борта,

Но погода не та да и воды не те -

Тишина над водой, полный штиль - красота!

И тогда, словно смерч, налетел ураган.

И Атлантика вздыбилась, словно стена.

Как взбесившийся зверь, бушевал океан,

Все безумство на лодку обрушив сполна.

Грозно волны разинули жадные рты,

Будто дан им приказ: «Ничего не жалеть!»

Окаянная сила ломала хребты

Даже самых могучих стальных кораблей.

Но ползли, ползли океана валы,

А в пучине бездонной могильно темно.

Оголтелые ветры упрямы и злы,

И подводная лодка уходит на дно.

В небе желтой разлукой застыла луна,

И вода океана свинцово густа,

И над лодкой росла и росла глубина,

Прогибала шпангоуты тяжесть пласта.

От огромного горя немеют уста

И с надрывом стучат ошалело сердца.

Лишь моряцкая совесть кристально чиста:

Все погибли, но выполнили долг до конца.

В судьбах кораблей, как и в судьбах людей, бывает много совпадений. Однако в судьбе К-8 эти совпадения носят почти мистический характер. Таинственные незримые роковые нити связали ее с другой атомной подводной лодкой, чья судьба была столь же трагична…

Военно-морской флаг был поднят на третьей советской атомной субмарине К-8 31 декабря 1959 года, а всего двенадцатью днями раньше на противоположном берегу Атлантики флаг был поднят на американской атомной подводной лодке «Скорпион».

Прошло несколько лет, и вот однажды, выйдя в полигон для отработки курсовой задачи, К-8 обнаружила, что рядом с ней маневрирует неизвестная атомная лодка. Какое-то время обе лодки находились в пределах взаимного прослушивания друг друга гидроакустическими станциями, затем неизвестная лодка ушла. Когда же после возвращения в базу командир К-8 доложил об имевшем место гидроакустическом контакте, то ему сообщили, что, по данным агентурной разведки, «неизвестная подводная лодка» была атомной подводной лодкой ВМС США «Скорпион». Так судьбы двух атомоходов, пересекаясь на боевых курсах, оставили первый таинственный след.

В 1965 году К-8 выполняла стрельбу боевой торпедой, и та внезапно навелась на саму стрелявшую подводную лодку. От гибели К-8 тогда спасла лишь быстрота действий командира и экипажа. На этот раз «восьмерке» удалось перехитрить судьбу! Но это не удается сделать «Скорпиону»!

Спустя три года «Скорпион» уходит на свою первую боевую службу в Средиземное море. И хотя в период плавания по Средиземному морю на самом «Скорпионе» никаких происшествий не случилось, на душе американских подводников было тяжело. В это время невдалеке от них у побережья Тулона внезапно погибла со всем экипажем французская подводная лодка, унеся навечно в пучину и тайну своей гибели. Но на обратном пути «Скорпион» внезапно пропадает. Береговые акустические станции зафиксировали лишь страшный подводный взрыв. К месту предполагаемой катастрофы устремились спасательные суда, но все было напрасно: ни лодки, ни одного из полутора сотен членов экипажа спасти не удалось.

Прошли многие годы, пока Пентагон наконец не раскрыл тайны гибели американского атомохода. «Скорпион» убила его же собственная торпеда, которая внезапно развернулась в сторону подводной лодки, точно так же, как это было тремя годами раньше на К-8!

Через два года после гибели «Скорпиона» советский атомоход К-8 отправился в свой первый (и, как оказалось, последний) поход в Средиземное море. Едва советские подводники преодолели Гибралтар, как Средиземноморье потрясла катастрофа - у побережья Тулона таинственно гибнет французская подводная лодка «Эридис», того же проекта, что и погибшая два года назад «Сибилла». Поразительно, что обе французские субмарины пропали практически в одном и том же районе…

Как и «Скорпион», К-8 успешно выполнила свою задачу в Средиземном море. Когда же, выйдя в Атлантику, она достигла района гибели «Скорпиона», на ней произошел пожар, а после трех суток отчаянной борьбы подводная лодка гибнет, опустившись на океанское дно в каких-нибудь трехстах милях от американского атомохода. Зловещий рок, погубивший две атомные субмарины, словно удовлетворенный полученной жертвой, затаился на много лет, затаился, чтобы вновь явить людям таинственную связь времен и событий.

12 апреля 1989 года неподалеку от острова Медвежий потерпела аварию и затонула советская подводная лодка «Комсомолец». И тогда многие вновь вспомнили несчастливую К-8, а вспомнив, невольно вздрогнули: уж больно много было у той давней катастрофы совпадений с канувшим в пучину «Комсомольцем», совпадений как вполне объяснимых, так и тех, что нельзя объяснить ничем…

Трагедия «Комсомольца» произошла почти день в день гибели К-8. Много совпадений выявляется и дальше! Обе лодки потерпели аварию, возвращаясь с боевой службы. На обеих пожар начался в кормовых отсеках, на обеих экипажи, борясь за живучесть, отходили все дальше и дальше в носовые отсеки. В обоих случаях причиной гибели стала потеря продольной остойчивости вследствие затопления кормовых отсеков из-за попадания в них забортной воды через отверстия выгоревших от пожара сальников.

В обоих случаях командиры атомоходов погибли, до конца оставаясь на борту своих кораблей. В обоих случаях старшими на борту были люди в одинаковой должности - заместители командиров дивизий подводных лодок. В обоих случаях замкомдивы остались живы.

Но и это не все! На обоих атомоходах были подводники со схожими фамилиями: в обоих случаях одни спаслись, другие погибли. Так, спаслись бывший на К-8 старшина Колойда и бывший на «Комсомольце» капитан 1-го ранга Коляда, погибли бывший на К-8 старший лейтенант Шостаковский и бывший на «Комсомольце» лейтенант Шостак…

Фамилия Шостак вообще отмечена на отечественном флоте особой печатью трагичности. Первый обладатель ее, знаменитый ушаковский капитан 1-го ранга Иван Шостак, герой Средиземноморской кампании 1798–1800 годов, погиб неподалеку от Севастополя на линейном корабле «Тольская Богородица» в шторм. Шостаковский - фамилия замполита печально известного линкора «Новороссийск», перевернувшегося в Севастопольской бухте. Севастопольцами и выпускниками Севастопольского высшего военно-морского училища были и погибшие на К-8 и «Комсомольце» старший лейтенант Шостаковский и лейтенант Шостак. Что это? Совпадение или нечто иное?

В процессе работы над книгой автор советовался по поводу всех этих совпадений со многими моряками, писателями и журналистами. Все удивлялись, некоторые пытались отыскать какие-то свои «таинственные связи». Предпринял такую попытку и знакомый автору журналист Сергей Птичкин. И хотя автор книги не разделяет предложенную Птичкиным цифровую каббалистику, он все же счел необходимым познакомить читателей и с такой точкой зрения на таинственную связь судеб К-8 и «Комсомольца». Итак, С. Птичкин пишет: «…Самое удивительное - цифровая символика, в которой, словно в криптограмме, зашифрована страшная тайна… В послевоенный период у нас погибло 7 подводных лодок, из них три - атомные. К-8 был третьим по счету атомоходом, спущенным на воду в СССР, и судьбой ему уготовано было открыть трагический отсчет АПЛ, поглощенных морской стихией. А последняя лодка, седьмая по общему счету, - „Комсомолец“. Но ведь у этой лодки тоже был свой тактический номер, а именно К-278. Вдумайтесь в эти цифры! Двойка! Семерка! Восьмерка! К-8 - первая торпедная лодка - затонула в результате пожара, начавшегося 8 апреля в 7-м отсеке. А когда должен был случиться аналогичный пожар на следующей атомной торпедной подводной лодке?

Теперь-то мы знаем - трагедия произошла 7 апреля восемьдесят девятого и пожар начался в седьмом (!) отсеке… К-278… Вторая катастрофа после К-8, а дата ее в средней цифре…

Если сложить двойку и восьмерку, умножить сумму на среднюю цифру, то получится 70 - год гибели К-8. Если сложить первые две и перенести их сумму за восьмерку, то получим 89 - год гибели К-278 - „Комсомольца“…»

Вот что думает по поводу совпадений бывший главнокомандующий ВМФ СССР и России адмирал флота В. Н. Чернавин: «…Многое до странности повторилось в тех трагедиях - почти один к одному. Командиры обоих кораблей (как и их старшие начальники, находившиеся на борту) однозначно исключали возможность потери плавучести. (Потеря плавучести явилась полнейшей неожиданностью для обоих экипажей.) Первопричиной обеих катастроф стал пожар, но отнюдь не повреждения (типа пробоины) корпуса. Личный состав загодя, тщательно не готовился к тому, чтобы при необходимости покинуть корабль. Даже уцелевшие индивидуальные средства спасения не были использованы полностью, хотя объективности ради надо сказать, что и возможности вынести их на заливаемую водой верхнюю палубу почти не было.

Разные люди служили на тех двух лодках, различна была конструкция кораблей. Общее одно - роковая судьба, неизбывное горе матерей, отцов, жен, осиротевших детей… А еще - удивительный героизм и стойкость моряков, ставших примером для всех нас, ныне живущих…»

Возможно, что все множество совпадений, приведенных выше, кому-то покажется лишь цепью невероятных случайностей. К тому же вполне понятно, что во всех случаях возникновения пожаров и происшедших катастроф имелись вполне материальные причины, а компетентные комиссии дотошно разобрались во всех деталях. И все же порой приходит ощущение, что за всеми многочисленными морскими трагедиями сокрыта какая-то великая тайна Океана, тайна, которую человечеству еще не дано раскрыть…

Прошло совсем немного времени, и в Гремихе не осталось ни одного из тех, кто участвовал в последнем походе К-8, - офицеры и мичманы разъехались к новым местам службы, матросы уволились в запас. Вдовам, согласно специальному постановлению правительства, предоставили возможность выбрать для проживания любой из городов Советского Союза и обеспечили там жильем, назначили пенсии. Правда, и здесь не обошлось без «ложки дегтя». Жилье давали далеко не лучшее, а пенсии - мизерные. К слову сказать, вдове капитана 2-го ранга Бессонова квартиру в Ленинграде так и не дали, она получила ее от директора предприятия, где работала. Говорят, что он, сам бывший моряк, был потрясен, узнав, что вдова Героя Советского Союза вынуждена ютиться в каком-то углу, и тут же выделил ей жилье из своих фондов.

Прошли годы. Давно уже в Гремихском гарнизоне улицы носят имена Всеволода Бессонова и Арсения Соловья, давно высится на сопке памятник погибшим подводникам, запечатлевший спасение корабельным врачом больного моряка. И для нового поколения события далекого семидесятого года уже стали достоянием истории.

Судьба разбросала по всей стране и членов экипажа «восьмерки». Выросли дети. Время неумолимо, а потому труднее с каждым годом собираться ветеранам 12 апреля на традиционный вечер памяти в Ленинграде. Но ежегодно в день гибели своего корабля все они вновь собрались вместе, чтобы помянуть своих боевых друзей, тех, кто исполнил до конца свой долг перед Отечеством, пал, но не отступил, не струсил, оставшись до последних мгновений своей жизни верными присяге, долгу и чести. Долгие годы это приходилось делать неофициально у кого-нибудь на квартире. Слава Богу, теперь можно собираться открыто… Ежегодно старается побывать в далекой заснеженной Гремихе вдова капитана 3-го ранга Хаславского, другие вдовы. Верны подводному братству ветераны К-8 вице-адмирал Фалеев, капитан 2-го ранга в отставке Симаков, капитан 1-го ранга в отставке Поляков. Не так давно ушел из жизни прекрасный человек, очень помогший мне в написании этой книги, бывший командир электро-навигационной группы К-8 капитан 1-го ранга в отставке Петров. Увы, время неумолимо…

Вспомним еще раз поименно всех, погибших, но не оставивших своих боевых постов! Вспомним и поклонимся за то, что они были!

Капитан 2-го ранга БЕССОНОВ Всеволод Борисович

Капитан 2-го ранга ТКАЧЕВ Виктор Антонович

Капитан 3-го ранга РУБЕКО Владимир Петрович

Капитан 3-го ранга ХАСЛАВСКИЙ Валентин Григорьевич

Капитан-лейтенант ЛИСИН Анатолий Иванович

Капитан-лейтенант ПОЛИКАРПОВ Анатолий Васильевич

Капитан-лейтенант ЧУДИНОВ Александр Сергеевич

Капитан медслужбы СОЛОВЕЙ Арсений Мефодьевич

Капитан-лейтенант КУЗНЕЧЕНКО Игорь Владимирович

Капитан-лейтенант ЯСЬКО Николай Филиппович

Старший лейтенант ГУСЕВ Мстислав Васильевич

Старший лейтенант ЛАВРИНЕНКО Анатолий Николаевич

Старший лейтенант ПОЛЕТАЕВ Юрий Петрович

Старший лейтенант ШМАКОВ Николай Петрович

Старший лейтенант ШОСТАКОВСКИЙ Георгий Вячеславович

Старший лейтенант ЧУГУНОВ Геннадий Николаевич

Лейтенант ШАБАНОВ Владимир Александрович

Лейтенант ШЕВЦОВ Владимир Иванович

Мичман БЛЕЩЕНКОВ Анатолий Иванович

Мичман ДЕРЕВЯНКО Леонид Николаевич

Мичман ЕРМАКОВИЧ Павел Степанович

Мичман КУЛАКОВ Виктор Григорьевич

Мичман МАЕВСКИЙ Виктор Иванович

Мичман МАРТЫНОВ Леонид Федорович

Мичман ПЕТРОВ Евгений Александрович

Мичман УСТЕНКО Алексей Антонович

Главный старшина ДОБРЫНИН Вячеслав Иванович

Главный старшина ЛЕОНОВ Виталий Васильевич

Главный старшина САВОНИК Василий Васильевич

Старшина 1-й статьи БУСАРЕВ Александр Сергеевич

Старшина 1-й статьи ФЕДОРОВ Евгений Петрович

Старшина 1-й статьи ЧЕКМАРЕВ Леонид Бенедиктович

Старшина 2-й статьи ГАТАУЛИН Рудольф Гатоуллинович

Старший матрос АСТАХОВ Виктор Николаевич

Старший матрос БУРЦЕВ Николай Степанович

Старший матрос ИНАМУКОВ Башир Ильясович

Старший матрос КИРИН Александр Михайлович

Старший матрос КОЛЕСНИКОВ Валентин Александрович

Старший матрос КОМКОВ Николай Александрович

Старший матрос КУЛАКОВ Анатолий Александрович

Старший матрос МАШУТА Юрий Алексеевич

Старший матрос МИЩЕНКО Виктор Михайлович

Старший матрос ПАНЬКОВ Евгений Викторович

Матрос ДЕВЯТКИН Виктор Николаевич

Матрос КОРОВИН Николай Михайлович

Матрос КУЗОВКОВ Вячеслав Иванович

Из книги Военная контрразведка от «Смерша» до контртеррористических операций автора Бондаренко Александр Юльевич

«Мы помним своих героев» Эту беседу корреспондент «Красной звезды» провел с руководителем Департамента военной контрразведки ФСБ России генерал-полковником Александром Георгиевичем БЕЗВЕРХНИМ в канун празднования 60-летия легендарной военной контрразведки

Вчера мурманчане вместе со всей страной вспоминали о подвиге экипажа опытной глубоководной атомной подводной лодки «Комсомолец», которая затонула у острова Медвежий в результате пожара на борту.

А сегодня, 8 апреля, мы вспоминаем об экипаже атомной подводной лодки Северного флота «К-8», затонувшей 12 апреля 1970 года в Бискайском заливе в 300 милях к северо-западу от Испании (командир - капитан 2 ранга В.Б. Бессонов) в результате возникшего на субмарине пожара. На «К-8» погибло 52 военных моряка.

Подлодка «К-8» (проект 627а «Кит») вошла в состав Северного флота 31 августа 1960 года. За годы эксплуатации она прошла в надводном положении 1357 миль, а в подводном - 3168 миль, совершив 6 выходов.

8 апреля 1970 года при возвращении с боевой службы и учений «Океан» на 51 сутки автономного похода в Бискайском заливе на глубине 120 метров при скорости хода 10 узлов в 22.30 почти одновременно в III и VII отсеках возникли пожары. Лодка начала всплытие в надводное положение, увеличив ход до 16 узлов. В 22.36 лодка всплыла в надводное положение: волна 2 балла, ветер 3 балла. Через несколько минут сработала аварийная защита реакторов обоих бортов. Из-за выхода из строя силовой электросети лодка полностью лишилась хода, электроэнергии и средств связи. В ночь на 9 апреля из-за повышения температуры и загазованности IV и VI отсеков личный состав из них был переведен на мостик. В 2 часа ночи отдраили люк VIII отсека, из которого были выведены 4 человека и вынесено 15 человек, погибших от отравления окисью углерода.

К утру 9 апреля весь личный состав покинул кормовые отсеки. Во второй половине дня 9 апреля волнение увеличилось до 4 баллов, появились признаки нарастания дифферента на корму вследствие поступления воды в кормовые отсеки. На подошедшие корабли были переданы 73 члена экипажа «К-8». Оставшийся личный состав разместили в I и II отсеках и на мостике. Трехкратная попытка транспорта «Касимов» завести буксирный трос в штормовых условиях не увенчалась успехом. 8–10 апреля подлодка находилась в дрейфе, без хода и с израсходованным запасом воздуха высокого давления. Утром 10 апреля на лодку вышел болгарский теплоход «Авиор», через который сообщили об аварии в Москву. К этому времени погода резко ухудшилась, стало ясно, что в 7-й отсек поступает вода.

В итоге лодка потеряла запас плавучести и затонула в Бискайском заливе на глубине более 4500 метров, погибло 52 человека. Это стало первой потерей советского атомного флота. Командира корабля Всеволоду Бессонову присвоено звание Героя Советского Союза посмертно, погибшие члены экипажа закрытым приказом были награждены орденом Красного знамени, оставшиеся в живых - медалью Ушакова.

Вспомним погибших поименно:

Старший матрос АСТАХОВ Виктор Николаевич,

Капитан 2 ранга БЕССОНОВ Всеволод Борисович,

Мичман БЕЛЕЩЕНКОВ Анатолий Иванович,

Старший матрос БУРЦЕВ Николлай Степанович,

Старшина 1 статьи БУСАРЕВ Александр Сергеевич,

Старшина 2 статьи ГАТАУЛЛИН Рудольф Гатауллинович,

Старший лейтенант ГУСЕВ Мстислав Васильевич,

Матрос ДЕВЯТКИН Виктор Николаевич,

Мичман ДЕРЕВЯНКО Леонид Николаевич,

Главный старшина ДОБРЫНИН Вячеслав Иванович,

Мичман ЕРМАКОВИЧ Павел Степанович,

Старший матрос ИНАМУКОВ Башир Ильясович,

Старший матрос КИРИН Александр Михайлович,

Старший матрос КОЛЕСНИКОВ Валентин Александрович,

Старший матрос КОМКОВ Николай Александрович,

Матрос КОРОВИН Николай Михайлович,

Капитан-лейтенант КУЗНЕЧЕНКО Игорь Владимирович,

Матрос КУЗОВКОВ Вячеслав Иванович,

Старший матрос КУЛАКОВ Анатолий Александрович,

Мичман КУЛАКОВ Виктор Григорьевич,

Матрос КУЛЬШ Александр Сергеевич,

Старший лейтенант ЛАВРИНЕНКО Анатолий Николаевич,

Главный старшина ЛЕОНОВ Виталий Васильевич,

Капитан-лейтенант ЛИСИН Анатолий Иванович,

Мичман МАЕВСКИЙ Виктор Иванович,

Мичман МАРТЫНОВ Леонид Федорович,

Старший матрос МАШУТА Юрий Алексеевич,

Старший матрос МИЩЕНКО Виктор Михайлович,

Старший матрос ПАНЬКОВ Евгений Викторович,

Мичман ПЕТРОВ Евгений Александрович,

Матрос ПЕЧЕРСКИХ Юрий Филатович,

Старший лейтенант ПОЛЕТАЕВ Юрий Петрович,

Капитан-лейтенант ПОЛИКАРПОВ Анатолий Васильевич,

Капитан 3 ранга РУБЕКО Владимир Петрович,

Главный старшина САВОНИК Василий Васильевич,

Матрос САМСОНОВ Евгений Алексеевич,

Капитан медслужбы СОЛОВЕЙ Арсений Мефодиевич,

Капитан 2 ранга ТКАЧЕВ Виктор Антонович,

Мичман УСТЕНКО Алексей Антонович,

Старшина ФЕДОРОВ Евгений Григорьевич,

Матрос ФРЕШЕР Константин Густафович,

Матрос ФРОЛОВ Владимир Федорович,

Капитан 3 ранга ХАСЛАВСКИЙ Валентин Григорьевич,

Старшина ЧЕКМАРЕВ Леонид Венидиктович,

Старший лейтенант ЧУГУНОВ Геннадий Николаевич,

Капитан-лейтенант ЧУДИНОВ Александр Сергеевич,

Лейтенант ШАБАНОВ Владимир Александрович,

Лейтенант ШЕВЦОВ Владимир Иванович,

Матрос ШИШАЕВ Александр Петрович,

Старший лейтенант ШМАКОВ Николай Васильевич,

Старший лейтенант ШОСТАКОВСКИЙ Георгий Васильевич.

Именами капитана 2 ранга Всеволода Бессонова и начальника медслужбы лодки капитана Арсентия Мефодьевича Соловья, отдавшего свой ИДА больному матросу, названы улицы в Гремихе (ныне – ЗАТО город Островной), где базировался атомоход, там же погибшим морякам поставили памятник.

Судьбы многих кораблей очень схожи на людские. В одних она складывается счастливо,у других трагично.Трагическая судьба сложилась у одной из первых советских атомных лодок Северного Флота «К-8» Эта лодка близка мне,да и многим моим сослуживцам тем.что на ней в апреле 1970 года из 8-ми прикомандированных подводников с К-27 погибли в море Четверо. Четверо из 52-х погибших. О нем молчали десятилетия.Молчали и о героическом подвиге моряков атомохода.О погибших моряках родным и близким сообщили через две недели,ордена вручали «натихаря» женам,некоторым вообще вручили удостоверения без ордена.Зачем тратить метал на мертвых. Политотдел дивизии в адрес московского начальства писал «Весть о гибели мужей и отцов в семьях воспринята с пониманием. Горечь утраты переносится мужественно. Неправильных настроений, высказываний среди жителей посёлка нет…» Вдумайся ув.мой читатель сколько цинизма в этих строках! Установили Памятник.Громко,помпезно.На памятнике выбиты фамилии всех 52-х погибших, но только к этому памятнику сегодня уже и ходить некому, не то, что цветы положить. Американцы предложили поднять К-8,но за счет денег страны которую погибшие подводники защищали.Страна-Родина отказалась поднимать.Вот такая грустная морская подводная предыстория атомной подводной лодки К-8, погибшей в апреле 1970 года в Бискайском заливе.В связи с 45-летием гибели подводного корабля,вдовы офицеров,мичманов, родные моряков срочной службы ведут самостоятельно поиск семей погибших и оставшихся в живых моряков.Нашедшим вручают капсулы с морской водой,взятой с района где лежит атомная субмарина К-8 и моряки.Об этом я уже писал на своем блоге.Готовится к печальной дате издать книгу Памяти.На днях я получил письмо от дочери одного из погибших подводников,мичмана Ермакович Павла Степановича-Аллы Красавцевой.43 года прошло с момента гибели ее отца,мужа ее мамы, Раисы Демьяновны.А боль продолжает терзать сердце и душу за потерявшего дорогого человека…
Автор блога.
Здравствуйте Вячеслав! Вас беспокоит дочь мичмана Ермакович Павла Степановича погибшего на К-8. Папа на Вашей лодке К-27 не служил. Но все равно очень приятно.что его кто-то помнит. Спасибо за память! В 1967-1968 лодка К-8 находилась на капремонте в Северодвинске. Мама,Раиса Демьяновна, сказала,что в это время папа был в автономке на другой лодке.номера она не знает. После капремонта К-8 вернулись в Гремиху. Извините,за возможно

сумбурный рассказ мамы.Мама очень волнуется,ей сейчас 78 лет. За последние годы появилось много информации, до этого была "глухая стена" , а мама всю жизнь ждала и ждет своего Пашу. Мы в честь папы назвали сына Павликом Папа родился 1февраля 1933г. д.Гоцк Салигорский р-он Минской обл., Был призван в 1952г. Служил: в Полярном на корабле,Оленья Губа -дизельная лодка (номера мама не помнит),Западная Лица,Гремиха атомная лодка К-8 . После гибели мало кто о нас вспоминал,вдов погибших моряков. В военкомат, за 43 года после гибели папы, мама дважды обращалась, но там у них был один ответ,кто вашего мужа посылал, тот пусть и решает,ваши проблемы. Были у папы и друзья по флоту,по лодке.Не буду называть их фамилии,когда папа оставался вместе с командиром на гибнущем корабле, они давали слово поддерживать семью друга,быть рядом в первые тяжелые дни,но дружба оказалась липовой. За 43 года мы их больше не видели, даже короткой весточки не написали. Живые погибшим не друзья. Извините прорвалось. Так что в нашей семье мама: и за маму, и за папа, и за бабушек. и за дедушек. Я всегда поражаюсь, сколько в это маленькой, худенькой женщине силы,воли и мужества.нас двоих поднять, выучить и не потерять веру в добро.
Дочь Павла Ермакович- Алла Красавцева.
г.Таганрог,Россия
На фотографии-мичман апл К-8 Ермакович Павел Степанович.
Внизу -Павел с сослуживцами.
ПОКА МЫ ЖИВЫ,МЫ ПОМНИМ.

Энциклопедия отечественного подводного флота



Часть экипажа ПЛ К-8

Погибли 08-12.04.1970г. при выполнении задач боевой службы.

(52 человека)

Вечная память подводникам, погибшим при исполнении служебного долга перед Родиной!


1. Астахов Виктор Николаевич, старший матрос
2. Бессонов Всеволод Борисович, капитан 2-го ранга, командир АПЛ
3. Белещенков Анатолий Иванович, мичман
4. Бурцев Николай Степанович, старший матрос
5. Бусарев Александр Сергеевич, старшина 1-й статьи
6. Гатаулин Рудольф Гатауллинович, старшина 2-й статьи
7. Гусев Михаил Васильевич, старший инженер-лейтенант, командир турбинной группы
8. Девяткин Виктор Николаевич, матрос
9. Деревянко Леонид Николаевич, мичман
10. Добрынин Вячеслав Иванович, главный старшина
11. Ермакович Павел Степанович, мичман
12. Инамуков Башир Ильясович, старший матрос
13. Кирин Александ Михайлович, старший матрос
14. Колесников Валентин Александрович, старший матрос
15. Комков Николай Александрович, старший матрос
16. Коровин Николай Михайлович, матрос
17. Кулаков Анатолий Александрович, старший матрос
18. Кузнеченко Игорь Владимирович, инженер-капитан-лейтенант, командир электро-технической группы, 1939 г.р.
19. Кузовков Вячеслав Иванович, матрос
20. Кулаков Виктор Григорьевич, мичман, старший специалист СПС, 1945 г.р.
21. Кульш Александр Сергеевич, матрос
22. Лавриненко Анатолий Николаевич, старший инженер-лейтенант,начальник РТС - командир БЧ-4, 1944 г.р.
23. Леонов Виталий Васильевич, главный старшина
24. Лисин Анатолий Иванович, инженер-капитан-лейтенант
25. Маевский Виктор Иванович, мичман
26. Машута Юрий Алексеевич, старший матрос
27. Мищенко Виктор Михайлович, старший матрос
28. Мартынов Леонид Фёдорович, мичман
29. Паньков Евгений Викторович, старший матрос
30. Петров Евгений Александрович, мичман
31. Поликарпов Анатолий Васильевич, инженер-капитан-лейтенант
32. Полетаев Юрий Петрович, старший лейтенант
33. Печерских Юрий Филатович, матрос
34. Рубеко Владимир Петрович, инженер-капитан 3-го ранга, командир электро-технического дивизиона
35. Савоник Василий Васильевич, главный старшина
36. Самсонов Евгений Алексеевич, матрос
37. Соловей Арсений Мефедович, капитан медицинской службы, начальник медицинской службы
38. Ткачев Виктор Антонович, капитан 2-го ранга, старший помощник командира корабля
39. Устенко Алексей Антонович, мичман
40. Фёдоров Евгений Григорьевич, старшина 1-й статьи
41. Фрешер Константин Густавович, матрос
42. Фролов Владимир Фёдорович, матрос
43. Хаславский Валентин Григорьевич, инженер-капитан 3-го ранга, командир дивизиона движения
44. Чекмарев Леонид Венедиктович, старшина 1-й статьи
45. Чугунов Геннадий Николаевич, старший инженер-лейтенант, командир группы дистанционного управления, 1942 г.р.
46. Чудинов Александр Сергеевич, инженер капитан-лейтенант
47. Шабанов Владимир Александрович, лейтенант
48. Шевцов Владимир Иванович, инженер-лейтенант, командир группы дистанционного управления, 1946 г.р.
49. Шишаев Александр Петрович, матрос
50. Шмаков Николай Петрович, старший лейтенант, командир БЧ-1, 1945 г.р.
51. Шостаковский Григорий Васильевич, старший инженер-лейтенант, командир группы автоматики и телемеханики, 1944 г.р.
52. Ясько Николай Филиппович, инженер-капитан-лейтенант

Просмотров