Легенды о происхождении скифов. Легенды о Скифах. Легенды Крыма

Великая Богиня Табити - Веста — основное божество скифов. Предмет поклонения скифов - стихии. Табити-Веста у скифов считалась богиней огня и, как предполагают исследователи, животных. Она единственная, что фигурирует в их искусстве. Ей приносили клятвы. Она главенствовала при причащении, а так же помазании вождей.

Исследователь Ростовцев обнаружил, что на юге России ей поклонялись еще задолго до того, как появились здесь скифы. Статуэтки, изображавшие Богиню огня Табити-Весту, были широко распространены в бронзовом веке по всей территории, что лежит между Днепром и Уральскими горами. Найдено большое сходство между фигурками, обнаруженными на указанной территории, и изображениями божества, найденными в Эламе - государстве, что находилось на территории юго-западного Ирана, а так же в Вавилоне и Египте. Фигурки Великой Богини, найденные в Крыму, датируются не ранее IХ в.до н.э. Эта богиня изображалась стоящей с ребенком на руках. Она собой олицетворяла Богиню плодородия и материнства у скифов. Скифы считали ее своей защитницей.

Этот культ так же широко был распространен и на Кавказе. Там Табити-Веста почиталась как охранительница племен мореходов, которых греки называли аргонавтами. Эти народы, а скифы с Таманского полуострова в особенности, были возмущены вторжением на свои берега чужаков и находили необходимым приносить в жертву своей Великой Богине всех моряков с Ионии, которых только им удавалось взять в плен. И их искусстве она порой изображается в виде женщины-полузмеи, иногда стоящей, или сидящей между своими тотемными животными - вороном и собакой, а когда-то ведущей беседу с вождями, что ее сопровождают.

Если обратить внимание на то, что скандинавский бог Один так же имеет в качестве тотемных животных волка и ворона, то можно предположить, что на определенном этапе древнюю Богиню-Женщину мужчины не захотели иметь в качестве своего верховного Божества и заменили образ женский мужским. При этом многие детали веры перешли по наследству от Богини Весты к Богу-мужчине. Наверняка, если углубиться в изучение и сопоставление культов разных народов, многие детали станут перекликаться, и это поведает нам о едином источнике знаний. Но оставим это специалистам.

А скифы помимо Великой Женской Богини поклонялись еще Папию-Юпитеру, богу воздуха, Апи-Феллус, богине земли, Гейтосиру-Аполлону, богу солнца и Аргимпасе-Венере, богине луны.

Кроме названных божеств, царские скифы почитали бога воды Тамумаса-Нептуна и, как предполагает Геродот, приносили скот в жертву Марсу и Геркулесу. И им же еще и каждого сотого пленника.

По признанию Геродота, он удивлен был тем, что у скифов отсутствовали изображения богов, а так же храмы, им посвященные. Были лишь скромные акропли, и те найдены лишь в поздний период в скифских городах. Во всяком случае пока не удалось найти культовых мест или предметы, связанные с проведением религиозных церемоний.

Вместо храмов и святынь скифы расточали благовония. Они окуривали благовониями могилы умерших своих, и так глубоко почитали и заботились о захоронениях, что, подобно китайцам, готовы были даже жизнью платить, если это требовалось для сохранения покоя мертвых.

Однако, не смотря на это, всегда находилось немало охотников разграбить богатые скифские захоронения. И мало найдилось могил, которые не подверглись грабежам.


Мифологические образы в скифо-сарматской культуре

Изображения скифских божеств.

Поскольку скифы, видимо, не имели своей письменности, мы вынуждены обращаться к античным источникам, наиболее важным из которых является 4 книга "Истории" Геродота, где перечислены семь божеств скифского пантеона и изложены две версии легенды о происхождении скифов - единственного сохранившегося целиком скифского мифа. Вариант этого же мифа дан также Диодором Сицилийским. "В состав пантеона по данным Геродота входило семь божеств, что отражает древнюю индоиранскую традицию. На высшей ступени иерархии находится Табити, на средней - Папай и Апи, на низшей - Ойтосир (Гойтосир), Аргимпаса (Аргимпаса) и два божества, скифские имена которых Геродотом не названы. Все эти боги отождествлены у Геродота соответственно с Гестией, Зевсом и Геей, Аполлоном, Афродитой Уранией, Гераклом и Аресом. Согласно Геродоту, самое могущественное и многочисленное из скифских племен - т. н. скифы царские - поклонялось и Посейдону, который у них именовался Тагимасад (Тагимасад).

<...> Божества среднего и отчасти низшего уровня фигурируют и в т. н. легенде о происхождении скифов. Наиболее полно этот миф изложен Геродотом в первой версии. В необитаемой земле, позднее получившей название Скифия, от брака Зевса и дочери Борисфена (Днепра) рождается первый человек - Таргитай. Три его сына становятся родоначальниками различных частей скифского народа <...> При сыновьях Таргитая с неба падают золотые предметы - плуг с ярмом, секира и чаша. При попытке двух старших братьев приблизиться к ним золото воспламеняется, но с приближением младшего огонь гаснет, и Колаксай овладевает священными атрибутами. Это воспринимается как знамение. Колаксай и его потомство становятся владыками Скифии. Колаксай делит Скифию на три царства между своими сыновьями, причем в наибольшем из них хранится священное золото, которому скифские цари ежегодно приносят жертвы. С этими реликвиями связан, согласно Геродоту, какой-то ритуал, воспроизводимый на ежегодном скифском празднике: человек, заснувший с ними под открытым небом, менее чем через год неизбежно умирал.<...> По Диодору, супругой Зевса становится рожденная землей дева, имеющая ниже пояса змеиное тело. Среди потомков их сына Скифа названы братья - Пал и Нап <...> Иначе излагается этот миф во второй геродотовой и в эпиграфических версиях. Главное действующее лицо, отождествленное с Гераклом, приходит в Скифию после совершения ряда подвигов. По Геродоту, утомленный герой засыпает, и в это время у него пропадают лошади. Отправившись на поиски, Геракл обнаруживает пещеру, в которой обитает фантастическое существо - полуженщина-полузмея. Она сообщает, что лошади похищены ею, и соглашается вернуть их лишь при условии, что герой вступит с ней в брачную связь. От этого союза рождаются три сына - Агафирс, Гелон и Скиф, родоначальники одноименных народов, обитавших в Причерноморье. Геракл, уходя из Скифии, оставляет супруге один из двух своих луков и пояс с прикрепленной к нему чашей и ставит условие, чтобы по достижении сыновьями зрелости они попытались натянуть этот лук и опоясаться этим поясом. <...> Победителем в этом испытании становится младший брат Скиф, от которого ведут свой род. 1997. скифские цари." (Мифы народов мира. Т. 2, с. 446 - 447). Отождествление Колаксая с Гераклом указывает на то, что родоначальник скифских царей принадлежит к типу Культурного Героя.

Данные литературных источников может дополнить великолепное скифское искусство. Оно прошло несколько этапов своего развития. Д.С. Раевский дает следующую периодизацию скифского искусства: 1) эпоха великих походов в Переднюю Азию - 8 - 7 вв. до н. э.; 2) эпоха самостоятельного развития - 6 - 5 вв. до н. э.; 3) эпоха греческого влияния - с 5 в. до н. э.

Начальный период характеризуется появлением в искусстве скифов первых антропоморфных изображений (под влиянием ближневосточных цивилизаций). Это украшения ножен меча из Мельгуновского кургана - крылатые гении около деревьев (типично месопотамский сюжет) и келермесский серебряный ритон. Последний представляет для нас особенный интерес. Здесь изображен кентавр, несущий на плече дерево с привязанной к нему тушей оленя (ил. 36.а). Этот мотив присутствует в фольклоре современных ираноязычных осетин, где способность нести на плече самое большое дерево с тушей оленя выступает как показатель физической мощи героя. Поразительно, но аналогичный сюжет мы находим в искусстве этрусков в качестве украшения вазы (ил. 36.б). На келермесском ритоне с кентавром соседствует герой, борющийся со львом (Геракл?). На этрусской вазе также показан человек со стрелой, видимо атакующий с тыла двух- или трехголового пса (Цербера?), который в свою очередь то ли подает лапу кентавру, то ли нападает на него. Другого такого же кентавра сзади терзает лев. И келермесский и этрусский кентавры сходны даже в деталях.

Интересно, что некоторые этрусские фрески и з гробницы в Кампании (ил. 36.в) изображают крылатого сфинкса, терзаемого львом точно таким же образом. Здесь уместно вспомнить, что "Марес, праотец Авсонидов, которых Элиан, наряду со многими авторами, считал автохтонным, древнейшим народом Италии, был кентаврообразным существом (Этруски и Средиземноморье, 1990, 123). У италиков Марс, а точнее Мамерс (Мармар, Март) был очень значительным божеством. Судя по Игувинским таблицам 3 - 2 вв. до н. э. он изначально покровительствовал земледелию и ничего общего не имел с греческим Аресом. "С его культом был связан обычай ver sacrum ("священной весны"), засвидетельствованный у пиценов, френтанов, сидицинов, апулов, вестинов, пелигнов, марруцинов, марсов, умбров, вольсков, эквов и герников (Plin. Nat. host. 3 - 110; Strab. 5 - 4,2; Verg. Aen.7 - 750): во время грозившей опасности племя давало обет Мамерсу (Марсу) принести в жертву молодняк скота или младенцев для отвращения бедствия. Младенцев, в отличие от молодняка животных не убивали, а по достижении совершеннолетия выселяли за пределы территории племени. Их именовали сакранами (от ver sacrum), или мамертинцами (от имени Мамерса)" (Мифы народов мира, 1998. т. 1, с. 578). Выселившиеся таким образом молодые люди были, естественно, вынуждены мечом добывать себе место в жизни. То есть мы видим путь, следуя которым аграрное божество произрастания и плодовитости превратилось в военное. (Кстати, наемники-мамертинцы сыграли немалую роль в предримской истории Сицилии). Однако длительное время италики сохраняли изначальное понимание Мамерса как Бога Земных Сил. Самниты - главные противники Рима в Италии, чеканили монету, с изображением быка - священного животного Мамерса, попирающего ногами римскую волчицу. (Интересный пример инверсионного использования в политических целях популярнейшей иконографической схемы терзания травоядного хищником). Здесь сказалась память о том, что волк есть извечный противник Бога Земных Сил и приспешник Бога Грома. Римляне, как известно на первое место в своей идеологии поставили Юпитера, который хотя и был Богом Ясного Неба, но (подобно аналогичным божествам ряда средиземноморских народов - этрусскому Тину, греческому Зевсу) слился с Богом Грома в единый образ. Самниты, напротив, больше чтили Мамерса и шли в бой, одев шлемы с изображением рогов священного быка (вспомним ритуальные рогатые шлемы народов бронзового века, а также кельтов и древних германцев). Их в этой борьбе поддерживали кельты. Возможно, речь шла о двух различных путях развития древней Европы.

Этрусский вариант Мамерса назывался Марис, но, по-видимому, он не был рогат а представлялся в виде кентавра или сфинкса - древний образ, который предки этруссков - пеласги и тиррены вынесли из Восточного Средиземноморья. Возможно, это другой иконографический вариант Бога Земных Сил, что косвенно подтверждается греческим мифом о Хироне. Благочестивый кентавр Хирон был воспитателем многих героем (Тесея, Ясона, Диоскуров), бога врачевания Асклепия и другом Геракла и Прометея, находясь в оппозиции Зевсу (данная коллизия соответствует тесным отношениям Бога Земных Сил и Культурного Героя). Обращают на себя внимание и крылатые быкообразные существа с человеческими головами, представленные на "пропилеях Ксеркса". По мнению К. В. Тревер (которое поддерживается многими исследователями) здесь даны изображения Гопатшаха - полубога, покровителя крупного рогатого скота и легендарного царя древнеиранской мифологии (Тревер, 1940, т. 2). Образ кентавра-сфинкса скифы могли позаимствовать там же, где и предки этрусков и древних персов - в искусстве Передней Азии, во время великих переднеазиатских походов. Отсюда удивительное иконографическое сходство, легшее на общую индоевропейскую идеологическую основу.

После прекращения походов в Переднюю Азию, которое было вызвано созданием там великой персидской монархии, наступил период относительно независимого развития скифского искусства. Он характеризуется почти полным исчезновением антропоморфных изображений и замещением их "звериным стилем". Раевский считает, что это было связано с прекращением контактов с восточными цивилизациями, греческие же города на побережье Черного моря еще только возникали. Кроме того, звериные образы легче поддаются переосмыслению и приведению в соответствие со своей мифологической системой. (Раевский, 1985, 104-106). "...Животные в течение длительного времени служили некоей наглядной парадигмой, отношения между элементами которой, могли использоваться как определенная модель жизни человеческого общества и природы в целом (прежде всего в аспекте плодородия и цикличности)". (Мифы народов мира, 1998, т.1, 440). Согласно данным А. И. Шкурко, из 843 изображений 7-6 вв. до н. э. звериного стиля лесостепной зоны копытные (олень, горный козел, баран, лошадь) представлены 537 раз; хищные звери (преимущественно кошки) - 103 раза; птицы (в основном хищные) - 162 раза. (Шкурко, 1975, 9). То, что хищный зверь часто замещался хищной птицей связано с представлением о нахождении потустороннего мира одновременно в небе и под землей (Раевский, 1985). Эта мысль Раевского подкрепляет упоминавшиеся выше соображения А. Голана о том, что владыка подземного мира, имея облик хищного зверя, поднимался в небо к своей супруге, Великой Богини в образе орла. Как показывает настоящее исследование, и орел и зверь в более поздние времена связаны с Громовержцем.

"Заслуживает при этом внимания, что грифон в трактовке греко-скифского искусства - это существо сочетающее в себе черты хищной птицы и льва, т. е. зооморфных олицетворений обоих потусторонних миров - верхнего и нижнего<...> "этот" мир, мир смертных, символизируемый копытным противостоит "иному" миру, миру смерти в его различных ипостасях." (Раевский, 1985, 150). Следовательно, мы можем трактовать многочисленные изображения терзаний травоядных хищниками в скифском искусстве как отражение все той же коллизии борьбы Бога Земных Сил и Громовержца (сквозь черты последнего просвечивает древний образ властелина подземного мира).

Особую роль в произведениях звериного стиля играл олень (ил. 37.). "Олень с подогнутыми ногами, посвященной Великой Богине, получил самостоятельное значение, был осмыслен как изображение тотема скифов" (Членова, 1962, 195). Членова говорит о распространении оленьих мотивов далеко на восток с 6-5 вв. до н. э., связывая его со скифским влиянием, и отмечая, что в послескифскую эпоху изображения оленей вновь почти полностью исчезают на этом пространстве (см. там же, с, 194-195). Действительно, Минусинская котловина и Алтай дают интересный материал. В первом Пазырыкском кургане (алтайские степи), на одной из захороненных лошадей была маска, увенчанная оленьими рогами, сделанными из кожи. Конь сменил оленя, но представление о том, что последний должен сопровождать человека в загробный мир осталось. (Вспомним Голана). И тотемное значение оленя, и его роль проводника в загробный мир - все это чрезвычайно важно и подтверждает трактовку данного образа как воплощения Культурного Героя. По В. И. Абаеву, скифы толковали оленя как свое тотемное животное, чем и объясняется его популярность в искусстве. В. И. Абаев сопоставляет термин "саки" с осетинским "sag" - "олень" (от иранского Saka - "Развилка", "ветвь", "сук", "рог. Другая гипотеза, правда, связывает этноним саков (близких родичей скифов) с индоиранским "кшатра" - обозначение сословия воинов). Ярким примером оленного тотемизма служит саамская легенда о Мяндаше - человеко-олене. Следует вспомнить и об оленьих рогах Цернунна, и о хеттском "боге на олене" Рунда.

Любопытно, что на юго-восточном побережье Испании найдены каменные изваяния оленей, сделанные древними иберами, причем все в той же жертвенной позе - с подогнутыми ногами. (Там же найдены и изображения сфинксов - религия иберов принадлежала средиземноморскому кругу).

С конца 5 в. н. э. образ человека вновь появляется в скифском искусстве, достигая в 4 в. до н. э. широкого распространения (что Раевский правомерно связывает с возрастающим греческим влиянием - Раевский, 1985). Отметим, что в это же время расцвело антропоморфное искусство Фракии, а несколько ранее - Этрурии. Благотворное, в целом, воздействие Греции стало катализатором для выражения соседними варварскими народами собственных (но генетически родственных) идей. Впрочем, кое-что скифы просто заказывали у греков, как, например, электровый сосуд из кургана Куль-Обы (ил. 38.), или серебряный сосуд из Частых курганов (ил. 39.). Греческие мастера, несомненно, выполнили работу с глубоким знанием не только этнографии, но и мировоззрения скифов. Здесь мы возвращаемся к генеалогической легенде скифов об испытании, завещанном Гераклом своим сыновьям. "Существует гипотеза, что миф об этом испытании представлен на ритуальных сосудах из скифских курганов: на сосуде из Куль-Обы изображены последствия попытки каждого из братьев натянуть отцовский лук, а на сосуде из Частых курганов - вручение младшему из сыновей отцовского лука как символа власти и изгнание двух старших." (Мифы народов мира, 1998, т. 2, 448). Представляет интерес пластина из Сахновки, на которой показан, по мнению Д. С. Раевского, следующий - несохранившийся в записях эпизод мифа: братья Колаксая пьют из одного ритона и клянуться погубить его. (Раевский, 1977, 116). Знаменитый гребень из кургана Солоха, выполненный также греческими мастерами, в таком случае, демонстрирует финал легенды. Всадник вместе с пехотинцем (изгнанные братья) сражаются с одиноким скифом (Колаксай), под которым убит конь (там же, с. 117). Неизбежность гибели Колаксая Раевский выводит из следующих соображений. Во-первых, уже упоминавшийся уже скифский ритуал. "Представляется вполне оправданным, мнение М. И. Артамонова и Ж. Дюмезиля, что персонаж, который засыпает с золотыми реликвиями, и затем обрекается на скорую смерть, является лицом, замещающим в ритуале реального скифского царя. Следовательно, происходящие с ним события имитируют то, что было "вначале" - судьбу первого обладателя священного золота, Колаксая". (Там же, с. 111). (Здесь мы видим обряд, восходящий к подлинному ритуалу убиения священного царя, прекрасно описанный Дж. Фрэзером в его знаменитой "Золотой ветви". Здесь следует добавить, что сцена, изображенная на гребне, является как бы антропоморфным вариантом темы "терзания").

Во-вторых, Раевский проводит закономерную аналогию с сюжетом из персидского эпоса "Шахнамэ". (Там же, с. 115). Фаридун, основатель легендарной династии иранских царей, получил власть, убив трехголового тирана Заххака. Состарившись, он разделил царство - фактически мир, между тремя сыновьями. Салму достались Рум и запад, Туре - Чин и Туран. Младший Ирадж получил лучшую долю - Иран и Арабистан. Тогда старшие братья из зависти убили его (идеологическое обоснование вражды Ирана и Турана).

Здесь уместно вспомнить, что среднеперсидское "Фаридун" в более древней авестийской традиции звучало как "Траэтаона". А в первой геродотовой версии генеалогической легенды прародителем скифов был Таргитай. К тому же, греки могли исказить произношение скифского имени, которое в оригинале вероятно было более похоже на "Траэтаона".

Авестийский Траэтаона весьма близок к ведийскому Трите. (При этом в "Авесте" есть и собственный Трита - вследствии расщепления некогда единого образа. Этот Трита был великим целителем, изгнавшим из мира недуги. Он третьим выжал золотой сок хаомы - священного растения и у него родился могучий сын Керсаспа, "палиценосец", победивший множество драконов и демонов (Рак, 1998, 214 - 215). Ведийский же Трита древнее. Отдельные обрывки мифов дают интересные сведения об этом загадочном индийском божестве. Вот Трита, находясь на дне глубокого колодца, взывает о помощи. Или он берет на себя вину за убийство Индрой трехголового дракона Вишварупы. Полагают, что в более раннем варианте Вишварупу сразил сам Трита. Этому образу близок древнегреческий Тритон и особенно герой русских сказок Иван Третий (Иван Третьяк, Иван Водович), который победив трехглавого змея, оказывается в колодце - "ином мире" по вине братьев. (Мифы народов мира, 1998. т. 1, 530 - 531). Третий побеждает тройственного - древняя индоевропейская мифологема (ил. 40.). Она многое добавляет в нашем понимании мифологии Культурного Героя.

Не случайно и замещение Таргитая Гераклом во второй геродотовой версии. Геракл также побеждал трехглавых чудовищ - Цербера, трехтелого великана Гериона. Возможно, последнего герой сразил перед тем, как встретил Змееногую богиню. По крайней мере, согласно Геродоту, Геракл пришел к Апи, гоня быков Гериона.

Змееногая богиня с которой Геракл вступил в брак отождествляется с Апи скифского пантеона. То, что в первой версии Геродота она (под именем Борисфены становится женой Зевса - Папая и матерью Геракла, не должно удивлять. Инцестуозный отношения типичны для иранских мифологий (Мифы народов мира, 1998, т.2, 447). Но в более широком смысле они характерны для Великой Богини, скифским вариантом которой, несомненно, является Апи. Мы можем видеть ее змееногую фигуру на конском налобнике из кургана Большая Цимбалка (ил. 41.). И здесь опять нельзя не обратиться к этрускам. На их погребальных рельефах Великая богиня, под именем Скиллы, изображена с наиболее полным пониманием ее двойственной, небесно-земной природы - ноги-змеи и крылья птицы (ил. 42.).

Скифы почитали и другое великое женское божество - Табити. М. И. Артамонов отождествлял ее с Апи. Но у Геродота эти богини упомянуты раздельно, к тому же сравнены: первая с Гестией, вторая с Геей. "Эллинский мир сохранил указания как бы на два "варианта" почитания Гестии, скорее всего отражающие два хронологических этапа развития ее культа. В классическую эпоху богиня эта приобрела специализированный облик божества домашнего очага <...> Литературные же источники сохранили воспоминание о более ранней ступени развития, когда она выступала в качестве старшой среди богов, богини огня, различными функциями которой были роли божества домашнего очага, жертвенного огня (а, следовательно, и молитвы), и наконец олицетворения единства определенного социального организма." (Раевский, 1977, 90). Сцену на золотой бляшке из кургана Чертомлык (4 в. до н. э.) изображающую богиню с зеркалом и мужчину с ритоном как обряд бракосочетания смертного (царя) с богиней. (Там же, с. 98 - 101). Следует добавить, что точки зрения Артамонова и Раевского принципиально не противоречат друг другу и обе эти богини могут представлять две стороны Великой Богини - земную и небесную.

О божественном супруге Апи - Папае известно немногое. Его отождествление с Зевсом-Юпитером как будто говорит, что он был Богом Неба. Имя Папай большинством исследователей толкуется как "отец" и функция "отцовства" в широком понимании сближает его с такими персонажами, как индийский Дьяус, балтский Диевас, славянский Дий. Но он мог являться и Богом Земных Сил. В пользу этого свидетельствует происхождение от Папая Таргитая - Культурного героя скифов, а также то, что последние почитали особого бога, отождествляемого Геродотом с Аресом.

Скифскому Аресу посвящались огромные алтари-жертвенники из хвороста. На вершине такого алтаря водружался старинный железный меч-акинак, служивший символом божества. Ему приносили в жертву лошадей, рогатый скот и пленных. Меч как мы видели, был характерным оружием Бога Ясного Неба.

Мы рассмотрели скифское искусство согласно периодизации, предложенной Раевским. Но есть одна группа изображений, которая ей не подчиняется (и ученый сам об этом пишет - Раевский, 1985, 135). Это каменные идолы, устанавливаемые на вершине кургана. Они бывают двух видов: стоящие и как бы сидящие на коне (ил. 43.). Идолы изготовлялись с 7 в. до н. э. и данный процесс продолжался и тогда, когда в Скифии господствовал звериный стиль, полностью вытеснивший антропоморфные мотивы изо всех других сфер искусства. Существуют различные толкования этих изображений. Б. А. Рыбаков считает их изваяниями Гойтосира-Даждьбога. (Рыбаков, 1987, 68 - 70). Д. Берчу трактовал идолы юго-западной Скифии как проявления фракийской культуры, с которой связан культ божества-покровителя мертвых. Н. Б. Елагина полагала скифские идолы изображениями умершего царя с символами царской власти. (Елагина, 1959. с, 195). П. Н. Шульц говорил, что ранние изваяния показывали героя-прародителя с признаками мужской силы, средние - военачальника басилевса, поздние - портреты умершего как вместилище его жизненной силы. Наконец А. И. Тереножкин прямо называет скифских идолов изображениями Колаксая. (по Ольховский, Евдокимов, 1994). Все перечисленные суждения не противоречат друг другу и хорошо ложатся в предложенную в данной работе пятичленную схему.

Фанталов Алексей

КУЛЬТУРА ВАРВАРСКОЙ ЕВРОПЫ: ТИПОЛОГИЯ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ОБРАЗОВ

Специальность 24.00.01 - теория и история культуры

Диссертация на соискание ученой степени кандидата культурологии

(Памяти Ю. Кулаковского)

Б. ВАРПЕКЕ

Геродот приводит о происхождении скифов две различные легенды. По одной (кн. IV, гл. 5 – 7), это самое юное изо всех племен произошло от Таргитая, сына Зевса и дочери бога реки Борисфена. У него было три сына: Липоксай, Арпоксай и Колаксай, из которых, как всегда в сказках, в итоге царем оказался младший. От каждого из них будто бы ведут начало различные скифские племена. Но через несколько глав историк приводит рассказы самих скифов (гл. 8 – 10): будто Геракл, гоня быков царя Гериона, прибыл в места, впоследствии заселенные скифами, и здесь нашел в пещере деву змеиного облика, захватившую его коней. Она обещала вернуть их Гераклу только в том случае, если он согласится с ней сожительствовать. И от Геракла у нее родилось три сына: Агафирс, Гелон и Скиф. И из них, опять-таки по сказочному закону, достойным своего великого отца оказался только младший, и от него пошли все скифские цари.

В. Клингер в своем прекрасном исследовании «Сказочные мотивы в истории Геродота» (Киев. Унив. Изв. 1902, №11, стр. 103-109) обстоятельным разбором этой второй легенды доказал ее близость к сказкам древних и новых народов, а Ф. Мищенко в статье «О легендах о царских скифах у Геродота» (Журн. Мин. Нар. Просв. 1886, янв., 39-43) правильно противопоставил первой скифской легенде с чисто туземными именами греческое происхождение второй с Гераклом (гл. 8 – 10), и хотя первая объясняет происхождение всех скифов, а вторая, как заметил Ф.Мищенко (стр. 43), «касается только скифских владык, вовсе не относясь к тем скифским народам, которые почитались за рабов», однако ясно, что в итоге одна исключает другую, и поэтому уместно поставить вопрос о том, что заставило Геродота за первой легендой поместить еще вторую.

Для правильной оценки ее основного смысла, по-моему, надо исходить из образа Геракла. Его сделать родоначальником скифов могло стремление подчеркнуть их связь с дворянами. Ведь, что бы не возражал Ю.Белох (История Греции. Т. I, стр. 98, перевода М.Гершензона), Геракл c’est la personificftion de la race dorienne (Словарь Даремберга и Салио, т. III, стр. 80), но связь дворян с греческой колонизацией Скифии слишком слаба (Ю.Кулаковский. Прошлое Тавриды. Киев, 1914, стр. 6), чтобы ее стал особенно подчеркивать Геродот, хотя в своем родном Галикарнассе он и мог услышать это лестное для самолюбия дворян толкование. Но из сложного облика Геракла можно выбирать и другие черты, и здесь прежде всего припоминается стремление древних представить именно Геракла героем, повсеместно заменявшем прежнее варварство более культурными и человеческими условиями жизни. Так, Дионисий Галикарнасский говорит о нем (A.R. I 41): «если где было тягостное владычество, прискорбное для подчиненных, или город, кичившийся и оскорблявший соседей, или поселения людей с грубым образом жизни и беззаконным истреблением чужоземцев, Геракл это устранил, устанавливая законную царскую власть, согласный с нравственностью образа правления и жизни, благожелательные и соответствующие требованиям общежития нравы». Поэтому и Гораций (оды III, З.9) ставит в пример Августу Геркулеса, как повсеместного насадителя культуры и нравственности, а Лукреций прославлял Геракла наряду с Церерой и Дионисом, как освободителя человечества от первоначальной дикости.

Легенда заставляет Геракла сочетаться со змеевидной девой. Связь змеи с землей общеизвестна (В.Клингер. Животное в античном и современном суеверии. Киев, 1911, стр. 155-175), таким образом, этот брак, по сказочной символике, должен знаменовать победу принесенной в лице Геракла греками культуры над первичной туземной дикостью; она выставляет греков в благородном виде устроителей варварской Скифии.

Вместе с тем эта легенда вскрывает и другое намерение: известно, как усердно старались древние историографы из чисто политических видов подчеркнуть племенное родство италийцев с Грецией. Этому служила вся легенда о приходе Энея в Италию из-под Трои, восходящая еще к Стесихору и Гелланику, но затем под влиянием политических соображений получившая особое развитие.

Если эта легенда о троянском происхождении Рима связывала внутренними узами Грецию с новым государственным образованием на Западе, то той же цели служила и Геродотова легенда о Геракле - отце скифских царей, подводя под общее с греками происхождение и крупную восточную область. Вместе с тем такие легенды должны были очень облегчать дело греческой колонизации в Скифии, примиряя туземцев с пришельцами и устраняя хоть отчасти те трения и недовольства туземного населения, по поводу проникновения всего греческого в местную жизнь, которые привели, например, к гибели чересчур дружившего с греками скифского царя Скилы (Геродот. IV гл., 78-80).

Скифы жили в I тысячелетии до н.э. в степях к северу от Черного моря. Это был народ, говоривший на индоиранском языке, как и древние обитатели Приднепровья, в котором зарождалось восточное славянство. Вероятно, часть скифов со временем обратилась в славян.

Мифология скифов дошла до нас не полностью. Известно лишь несколько мифов и легенд, рассказанные Геродотом и некоторыми другими античными авторами. Некоторые легенды и значение имен удается установить с помощью сравнительно-исторического языкознания.

Скифские богини и боги

Скифы поклонялись семи богам, как и многие другие иранские народы. Верховной богиней у них почиталась Табити. Кроме него, в пантеон входили Папай, Апи, Ойтосир (Гойтосир), Аргимаспа, и еще 2 божества, имена которых не сохранились. Табити была богиней огня и домашнего очага. Ее называли "царицей скифов".

Скифский царьГеродот упоминал, что самое развитое скифское племя - "царские скифы" - поклонялись Посейдону, или Тагимасаду, как они его называли.

Геродот пересказал скифский миф, согласно котором Зевс женился на дочери реки Днепр. От этого брака родился первый человек - Таргитай. У него было три сына - Липоксай, Арпоксай и Колаксай, которые дали начало трем ветвям скифского народа.

При сыновьях Таргитая с неба упали золотые плуг с ярмом, секира и чаша, забрать которые удалось только Колаксаю. Он и стал правителем древней Скифии.

Легенда скифов

Скифская мифология: лучникГеродот рассказал еще одну легенду о скифах. В древнюю пору скифы ушли воевать в Мидию, и их не было дома много лет (сведения о походах скифов в Азию подтверждаются историками). Но когда они вернулись домой, они обнаружили перед собой целое войско, которое не хотело пускать их. Оказалось, что за время их отсутствия их жены вышли замуж за их бывших рабов и заново устроили свою жизнь.

Дети от этих браков решили не допустить возвращения бывших хозяев. Они вырыли широкий ров, вооружились и вступили со скифами в сражение.

Много дней продолжалось сражение, которое не приносило перевеса ни одной из сторон. Наконец, один из скифов сказал, что нелепо вести дальше это сражение с рабами - ведь так и скифы гибнут, и их собственность (рабы) уменьшается. "Пока мы выходим на битву с оружием, они считаю себя равными нам, но стоит нам взять в руки кнуты, и они сразу вспомнят о своем рабском происхождении".

Скифское издение из золотаНа следующий день скифы выступили в бой, вооруженные одними кнутами. Едва их противники услышали звук от ударов кнутов, как сразу вспомнили о своем происхождении, пришли в панику и разбежались. Так скифам удалось вернуть свою страну и свои дома.

Наследие скифов

Скифский звериный стиль: золотой оленьСкифы оставили после себя богатейшее культурное наследие. В погребальных курганах часто находят изделия из золота с изображением людей и животных. Стиль этих находок уникален - его именуют "звериным стилем". На изображениях обычно присутствуют бытовые и мифологические мотивы.

Новость отредактировал Core - 2-04-2011, 01:02


Материал предоставлен в авторской редакции

Скифские легенды

Легенды о походах в Египет


В I тысячелетии до н.э. среди живших на берегах Днепра скифов были широко распространены легенды о походах их далеких предков в Египет. Любопытно, что многие античные и средневековые авторы повествуют о них как о реальных исторических событиях.

Во времена бронзового века на Никопольщине и по всему югу Украины обитали племена культуры многоваликовой керамики. Они оставили большое количество поселений, расположенных в долинах рек, на высоких берегах или на возвышениях в поймах. На территории Никопольского района эта культура представлена погребениями в курганах, принадлежащих к курганной группе Малая Лаурка, а также возле поселка Шахтер, села Екатериновки и во многих других местах.

Находки погребений времен многоваликовой культуры

на территории Никопольского р-на (Днепропетровская обл.)

Техническое создание карты: Рудоманова Е.Е.

В ходе археологических исследований одного из самых больших поселений многоваликовцев было обнаружено вблизи села Бабино Верхнерогачикского района Херсонской области. На прибрежном участке надпойменной террасы реки Конки (притока Днепра) исследователями обнаружены остатки полуземлянок и глинобитных надземных жилищ. Последние строились из деревянных столбов, пустоты между которыми заполнялись глиняными вальками. На поселении Бабино ІІІ археологи нашли египетские пастовые бусы. Но возможны ли были контакты живших в середине ІІ тыс. до н.э. на юге Украины племен с Древним Египтом?

Ювелирные изделия и украшения древних египтян

Данная находка красноречиво свидетельствовала о наличии таких контактов. Египетские пастовые бусы и другие, происходящие из данного региона предметы, археологам удалось выявить и на поселениях позднесрубной культуры. Эту культуру многие историки напрямую отождествляют с предками скифов.

Погребения в срубах.

Раскопки Городцова В.А.

Жилище времен срубной культуры

Реконструкция Мерперта Н.Я.

В трудах античных историков, древнерусских летописях и христианской литературе содержатся многочисленные сообщения о войнах скифов (либо их предков) с Египтом и походах живших в наших степях народов «в землю Египетскую». По утверждению древних и средневековых авторов, эти войны и «хождения» имели место не просто в очень далекие, но даже в незапамятные времена. По свидетельству Помпея Трога: «Скифское племя всегда считалось самым древним, хотя между скифами и египтянами долго был спор о древности происхождения».

Египтяне хвастались, что от них произошли все народы, а скифы утверждали, что их предки кочевали по нашим просторным степям еще тогда, когда Египта не было и в помине. В пользу доказательства своего более древнего происхождения египтяне приводили следующие аргументы: «В начале мира, когда одни страны пылали от нестерпимой жары, а другие, как ваша Скифия, покрывались льдом от ужасного холода, в Египте был климат умеренный.

Долина Нила в древние времена

И если в других странах человек существовать не мог, пока не были найдены средства защиты от жары и холода, то в Египте были все условия для этого. Ни зимние холода, ни летний зной не причиняли страданий его обитателям, а плодородная почва давала обильное количество пищи».

Хозяйственные работы древних египтян

Скифы вовсе не признавали умеренность климата доказательством древности, уверяя, что насколько климат Скифии суровее египетского - настолько там выносливее тела и души. Внимательно выслушав доводы египтян, степные кочевники приводили свои доказательства: «Каждому ясно, что природа, распределив по странам жару и холод, сразу же создала живые существа и растения, способные переносить тот или иной климат. Ваши растения, например, любят много тепла и не терпят холода, а наши вполне переносят зиму.

Сбор урожая в Древнем Египте

Что касается плодородия ваших земель, то они не сразу стали плодородными. Потребовалось много веков и труд многих поколений для сооружения плотин и оросительных каналов, после чего ваши поля стали давать урожай. Египет мог, и может быть возделываем только при условиях заграждения Нила. И поэтому кажется последней страной в отношении древности обитателей, так как он и образован, по-видимому, позднее всех стран посредством царских плотин или иловых наносов Нила.

Орошение земли в Древнем Египте

Если в мире, как утверждают некоторые мудрецы, первоначально господствовал огонь, то наша Скифия, вследствие зимних холодов, первой остыла, и на ее территории появились первые люди. А Египет долго после этого оставался в огне. Да и доселе он не остыл, как следует, и страдает от жары…». Согласно Помпею Трогу: «Такими доказательствами скифы одержали верх над египтянами и всегда казались народом более древнего происхождения».

Скифский мудрец

Рисунок Торопа С.О.

Однако другие авторы, сообщающие о споре скифов с египтянами, описывают совсем иной финал данной истории. Спор о том, кто древнее, якобы перерос в спор кто сильнее. Разгневанный египетский фараон объявил Скифии войну. Он собрал большое войско и повел его на север, предварительно выслав к скифам послов. На его предложение сдаться без боя и признать египтян самым древним народом гордые кочевники ответили, что не станут дожидаться, когда к ним придет противник, а сами поспешат навстречу добыче.

Сбор налогов в Древнем Египте

Не успел фараон выслушать от своих послов дерзкий ответ скифов, как вдали показалось большое пыльное облако, и послышался топот сотен тысяч конских копыт. В страхе перед такой огромной армией египтяне бежали, а скифы «преследовали противников до самого Египта, и только болота не пустили их в эту южную богатую страну…».

Атака скифских всадников

Рисунок Торопа С.О.

Ряд античных авторов сообщают о войнах, которые вел против Скифии египетский фараон Сезострис. Данные события датируются между 1970 и 1849 гг. до н.э. Эти войны будто бы были успешными, а армия Сезостриса заходила в Северное Причерноморье! Под именем «Сезостриса» в античной литературе скрывается не один, а несколько фараонов Сенусертов. Известно, что их было трое, а правили они во времена Среднего Царства (ок. 2050 - ок. 1750 гг. до н.э.), в период наивысшего могущества Египта.

Тогда, при фараонах XI-XVII династий, произошло объединение страны и новое превращение Египта в крупное и сильное государство. Но насколько реален поход египтян на территорию современного юга Украины? Думаю, настолько же, как и поход персидского царя Дария в 512 г. до н.э. В факте скифо-персидской войны нет оснований сомневаться, поэтому и поход Сезостриса (одного их фараонов Сенусертов) не стоит считать мифическим.

Кстати, сами скифы сообщали Геродоту, описавшему одержанную степными кочевниками победу над персами, что их предки жили на берегах Днепра уже за тысячу лет до похода Дария, т.е. уже в середине II тыс. до н.э.

Скифское войско. VI в. до н.э.

Рисунок Торопа С.О.

Длительное время (ок. 1710 - ок. 1560 гг. до н.э.) Египет находился под властью гиксосов - народа, хорошо владевшего конным транспортом. Гиксосы познакомили египтян с колесницами на легких колесах (на спицах), запряженными лошадьми, ранее почти не известными в Египте. Любопытно, что о происхождении пришельцев с севера источники той эпохи не могли сказать ничего определенного. Осуществить такое завоевание тогда могли только народы, жившие на берегах Днепра и обладавшие развитым конным транспортом. Как известно, впервые лошадь была одомашнена в ІІІ тыс. до н.э, в степных районах современного юга Украины и России, а ее диким предком был тарпан.

Скифская повозка

Уже в ІІІ тысячелетии до н.э. племена ямной культуры передвигались по степным просторам на деревянных повозках. Остатки древнейших повозок обнаружены в кургане Сторожевая Могила возле Днепропетровска, в курганах вблизи совхоза «Аккермень» (Мелитопольский район), недалеко от села Софиевка (Новобугский район) и пгт. Новой Одессы (Николаевская область), а также во многих других местах.

Седло-подушка - изобретение скифов и киммерийцев. Первые стремена изображены на обнаруженной в Никопольском районе чертомлыкской амфоре, изготовленной в IV в. до н.э.

Колесо скифской телеги (реконструкция)

В 1234 г. до н.э., по свидетельству Павла Оросия, начались войны скифского царя Таная с Египтом. Танай - возможно, вымышленное имя, производное от слова «Танаис» (Дон). По сообщениям античных авторов, агрессия первоначально исходила не с севера, а с юга - скифы нанесли лишь ответный удар. В результате этих войн в дельте Нила появился город Танис (Танаис). По египетским сведениям, на долину Нила в то время напали «народы моря», которые, по утверждениям современников фараонов Мернептаха (1225-1215 гг. до н.э.) и Рамсеса III (1198-1166 гг. до н.э.), «всех превосходили твердостью духа и опытностью в военном деле». Лишь навербовав наемников из числа соседних народов (ливийцев и эфиопов), египтяне смогли отстоять свою независимость. Среди «народов моря» древние хроники часто называют неких «шарданов», основавших в малой Азии город Сарды и завоевавших часть Италии (остров Сардинию). Эти сообщения совместимы с рассказом русских летописей о братьях Скифе и Зардане, ходивших войной на «землю египетскую»: «Ходжаху же и на египетские страны, и воеваху, и многое храбърство показуще».

Земли Древнего Египта

И, наконец, по свидетельству Геродота, в VII в до н.э. скифы, достигнув Сирии, двинули свои войска на Египет, но фараон Псамметих, «выйдя к ним с дарами и просьбами, отклонил их от дальнейшего похода».

Памятники Древнего Египта

Увы, существуют непробиваемые скептики, которые склонны рассматривать приведенные выше источники лишь в качестве литературных, но отнюдь не исторических. На последние находки отечественными археологами предметов египетского происхождения, относящихся ко II тыс. до н.э., они из принципа не обращают никакого внимания, хотя таких находок на юго-востоке Украины становится все больше и больше. Возможно, их сумеют переубедить «следы» скифов и других живших в наших краях народов на египетской земле.

Работа в каменоломнях Древнего Египта

Взять хотя бы первые египетские монументальные постройки. Многие исследователи обратили внимание, что они очень выразительны. И более поздние образцы египетского искусства на них мало похожи. Так, архитектурный стиль храма, расположенного у гробницы фараона Джосера, совершенно необычен для Египта: имитация из камня деревянных столбов и сводчатой крыши.

Пирамида Джосера

Археологи до сих пор не могут найти прототипов подобных сооружений в этой южной стране, хотя им абсолютно известно, что дома столбовой конструкции - излюбленный тип строений для жителей степей. В III тыс. до н.э. такие дома встречаются в ямной культуре на территории современного юга Украины и России! С жилищами Ближнего Востока они, действительно, ничего общего не имеют, ибо предназначены для холодного климата.

Жилище племен ямной культуры. III тыс. до н.э.

Реконструкция

Племена ямной культуры можно смело назвать умелыми строителями. Свои долговременные поселения они окружали целой системой рвов и мощных каменных стен, высота которых превышала 2 м. При сооружении своих жилищ ямники впервые начали применять двухрядную кладку стен с перевязкой швов на земляном растворе - так называемую «кладку на грязи». Многие строительные приемы, хорошо известные еще древним жителям наших степей, применялись при сооружении традиционных жилищ украинцев и русских.

Расселение племен ямной культуры на территории Украины

Техническое создание карты: Стрелецкая М.В.

Как известно, традиционным жилищем украинцев были глинобитные или срубные дома, побеленные изнутри и снаружи, с глинобитным полом, четырехскатной соломенной или тростниковой крышей. Характерной классической русской избой называют срубный деревянный дом с духовой «русской» печью и двускатной крышей.

Русская изба и украинская хата

Более того, обнаружены и другие неоспоримые свидетельства «северного влияния»: «Бронзовые мечи северного типа, относящиеся к ранней истории Египта, которые находят в земле, черепа необычной формы, встречающиеся в некоторых погребениях и другие признаки, подтверждают существующее мнение о том, что фараоны первых династий вели свой род от чужеземных властителей. Блондинкой была, очевидно, супруга Хеопса. В ее гробнице нашли изображение матери царя - Хетепхерис. У нее белокурые волосы и светлые глаза… На восточной стороне погребальной камеры Тутанхамона изображена похоронная процессия. Мумия лежит в саркофаге на носилках с изображениями львов, саркофаг стоит в ковчеге, который придворные тащат на санях к гробнице. Сани в Египте? Вспоминается та гробница из Ура, которая старше на тысячу лет. И там были сани, и там лодки, львы и быки». (Церен Э. Библейские холмы. - Москва: Наука, 1966. - С. 383, 438). Но откуда могли появиться сани в этих жарких странах, где отродясь не было снега и холодной зимы?!

Золотая маска фараона Тутанхамона. XIV в. до н.э.

Конечно же, древние египтяне и жители Ура не ездили на санях - на них провожали усопших в последний путь. Это был похоронный обычай, позаимствованный у проживавших в наших степях народов.

Погребальная процессия. Мумию фараона везут на санях.

Изображение на древнеегипетском папирусе

Кстати, на Руси он сохранялся даже в средние века. Так, киевский князь Владимир Мономах (1053-1125 гг.), предчувствуя приближение смерти, пишет в своем «Поучении»: «Сидя уже на санях …».

Памятники Древнего Междуречья

В качестве доказательств контактов скифов и других, живших в наших степях народов с Древним Египтом можно привести встречающиеся в долине Нила изображения колесниц (очень похожих на те, что появились в Приднепровье на много веков раньше) и бородатых воинов, облаченных в одежду явно северного происхождения. Без сомнения, многочисленные контакты между столь отдаленными друг от друга цивилизациями имели место еще в «незапамятные времена». Именно, цивилизациями, ибо кочевавшие в наших степях племена никогда не были «варварами». Нередко они выступали в роли учителей и наставников! Конечно, не стоит полагать, что отношения древних народов складывались в одном направлении - они обменивались опытом и заимствовали передовые достижения друг друга. Ни одна известная цивилизация древности никогда не развивалась обособленно, варясь в собственном соку. Часто Египет, Шумер и другие страны Ближнего Востока получали очередной «толчок» из наших степей. Впрочем, и страны Средиземноморья тоже.

Расс еление племен культуры многоваликовой керамики на территории Украины.

Техническое создание карты: Стрелецкая М.В.

Так, в IV шахтовой гробнице Микен обнаружен псалий с шипами (элемент конского снаряжения), подобный тем, которые были широко распространены у племен культуры многоваликовой керамики.

Инвентарь всаднического погребения из кургана Малая Цимбалка:

1 - бронзовые наконечники стрел; 2 - костяные наконечники стрел;

3, 5 - бронзовые удила и псалии; 4 - лощеный сосуд

Кстати, на посуде многоваликовой и срубной культуры обнаружены схематические изображения колес и колесниц.

Реконструкция сбруи первого периода срубной культуры

Легенда о скифах-побратимах


Безусловно, лучше всего характер любого народа помогают раскрыть созданные им легенды и героические сказания. Одна из них дошла до нас благодаря древнегреческому писателю Лукиану (около 125-180 гг. н.э.), который записал ее со слов скифа Токсариса. Она повествует о двух скифских юношах - Дандамисе и Амезоке…

Лукиан (около 125-180 гг. н.э.)

На четвертый день, после того, как два юных скифа стали побратимами, на их лагерь, расположенный на берегу Танаиса (Дона), внезапно напали огромные полчища сарматов. Захватив богатую добычу и множество пленных, они двинулись на восток, за Танаис.

Сарматские воины с захваченной добычей

Рисунок Торопа С.О.

Среди пленных скифов был и Амезок. Узнав об этом, Дандамис кинулся в реку и поплыл к вражескому берегу. Когда его обнаружили сарматские воины, он громко крикнул: «Зарин!» (золото, выкуп). Тогда сарматы повели Дандамиса к своему царю, который спросил юношу о том, что он имеет и что хочет отдать за жизнь своего друга. Дандамис сказал, что у него кроме жизни ничего нет, но если царю захочется, он может отдать ее за своего побратима. Жестокий царь рассмеялся и ответил: «Твоя жизнь мне не нужна, но если ты хочешь вызволить своего побратима, отдай лишь часть того, что предлагаешь - глаза»…

Сарматский царь

Рисунок Торопа С.О.


Назад Дандамис возвращался с пустыми орбитами, крепко держась за освобожденного из сарматского плена товарища. Глядя им вслед, царь сарматов произнес: «Людей, подобных Дандамису, можно пленить, неожиданно напав на них, но каким же будет результат битвы с ними?». И отдал своему войску приказ об отступлении. Благодарный Дандамису за свое спасение Амезок, ослепил и себя. Они прожили еще много лет и еще при жизни вошли в легенду, которую рассказывали не только по всей Скифии, но и за ее пределами.

Дандамис и Амезок

Рисунок Торопа С.О.

Упомянутые в легенде сарматы были восточными соседями скифов. Гиппократ (V в. до н.э.) рассказывает об их расселении «вокруг озера Меотиды» (Азовского моря) в Европе, к западу от Танаиса (Дона), считавшегося в то время границей между Европой и Азии. В V-IV вв. до н.э. проникновение сарматов на запад происходило мирным путем и практически не сопровождалось серьезными конфликтами и грабительскими набегами.

Сарматский воин, вынимающий меч из ножен

Рисунок Торопа С.О.

Отношения скифов с сарматами попеременно носили то союзнический, то враждебный характер. Сарматы оказались одним из немногих народов, оказавших скифам помощь в отражении агрессии персидского царя Дария I (см. статью «Скифское войско»). Однако в середине III в. до н.э., согласно переданной Полиеном легенде, против скифов, осаждавших Херсонес, выступило войско сарматов. Массовый характер передвижение сарматов на запад приняло во II в. до н.э.

Скифы - древний народ, существовавший, согласно источникам, в VIII в. до н. э. - III в. н. э. и создавший своё государство на территории между нижним течением Дуная и Дона во времена своего могущества. Большая часть информации о скифах стала известна благодаря «отцу истории» Геродота (484 до н. э. - 425 до н. э.). Он детальнее всех описал историю, быт и обычаи этого народа.
Геродот рассказывает, что кочевые племена скифов жили в Азии. Когда масагеты вытеснили их оттуда, скифы перешли речку Аракс (вероятно - Волгу) и пришли в причерноморские степи, где в то время господствовали киммерийцы. Киммерийский народ был за отступление, но цари признали смерть на родной земле лучше, чем спасение бегством. Не желая отступать, вожаки киммерийских племён разделились на две части и мужественно пали между собой. Народ похоронил их под высокой могилой на берегу Днестра и отступил в Малую Азию. Геродот утверждает, что во время путешествия по Северному Причерноморью ему как будто показывали эту могилу.
Первые достоверно скифские памятники в Северном Причерноморье датируются VII в. до н. э. На VIII - VII столетия до н. э. приходятся первые упоминания о киммерийцах и скифах в ассирийских источниках. Наверное, скифы переселялись на берега Чёрного Моря несколькими волнами и сначала уживались здесь с киммерийцами, выступая с ними вместе и против государств Передней Азии. Позднее отношения между ними стали вражескими. В VII в. до н. э., преследуя вытесненных киммерийцев, скифы вторглись в Переднюю Азию, дойдя до Сирии, и египетский фараон Псамметих I был вынужден откупиться от дальнейшего их продвижения щедрыми подарками. Скифы правили там 28 лет. Конец их господству связан с медийским царём Киаксаром, который пригласил скифских вождей на банкет, где их перебил. Скифы были вынуждены возвратиться в Северное Причерноморье.
По легенде Геродота, которую он вместил в своей «Истории», во время возвращения скифов домой, их там ждало ещё одно тяжёлое испытание. После 28-летнего господства в Передней Азии, их встретило сильное войско, которое создали дети скифских женщин и рабов, которые на протяжении 28 лет оставались в Скифии. Узнав о возвращении скифов, юноши решили остановить их. Поскольку детей своих рабов скифы так же считали рабами, их ждала неволя. Произошло много битв, но скифы никак не могли одолеть противника. Тогда один скиф сказал, что надо оставить копья и луки и пусть каждый пойдёт на них со своим кнутом. Ведь пока они видели скифов вооружёнными, то считали себя равными им, то есть свободнорождёнными. Но когда они увидят скифов с кнутами вместо оружия, то поймут, что они их рабы, и, признавши это, уже не посмеют упираться. Геродот утверждает, что именно эта тактика и помогла скифам одолеть потомков рабов.
Возвратившись из Передней Азии, скифы со временем подчинили себе огромную территорию от Дона на востоке до Дуная на западе.
Скифы разделялись на несколько крупных племен. В низовье Буга обитали каллипиды, которых ещё называли эллино-скифами. К северу от них жили алазоны. Ещё дальше на север территорию между Днепром и Днестром заселяли скифы-пахари. Степь к западу и востоку и востоку от Днепра - территория кочевников. Там обитали скифы-кочевники и царские скифы. Последние занимали район левобережной степи до Азовского моря и Дона, а так же степной Крым. Царские скифы считали всех остальных скифов своими рабами. Скифам-кочевникам принадлежала больше западная часть степи.
Скифы были свободолюбивым и мудрым, но вместе с тем, и жестоким народом. Наиболее значимую роль в жизни скифского общества играла война. Арсенал оружия скифов состоял из мечей-акинаков, кинджалов, копий, дротиков, боевых топоров, пращи, лука. Особой славы во всём мире обрёл скифский лук: по дальнобойности, и убойной силе он не имел на то время себе равных. Не зря Геродот называет скифов «конными стрельцами из лука».
Как свидетельствуют грецкие историки, скифский воин пил кровь первого убитого им врага. Тех, кто не имел собственной жертвы, не допускали даже к праздничному столу. Богу войны Аресу сооружали своеобразные жертвенники в виде кучи хвороста. На её вершине как символ этого бога ставили меч и в жертву ему приносили каждого сотого пленного.
Для проживания скифы использовали большие кибитки, в которые они впрягали иногда по несколько пар волов. В кибитках жили женщины, дети и старики. Вся жизнь мужчин проходила на коне, не зря это животное было у скифов самым любимым.
Античных историков удивляла приспособленность скифов к среде своего обитания. Геродот рассказывает, как в условиях безлесья скифы научились готовить мясо. Ободравши шкуру с животного, они обчищали кости от мяса и кидали в котлы. Положив мясо в котлы, подпаливались кости и на них варили. А когда у них не было котла, тогда всё мясо клали в шкуры животных, подливали воду и снизу подпаливали кости. Таким образом получалось, что вол сам себя варит.
Скифы оставили после себя много своих памятников - курганов, где они хоронили своих царей и знатных людей. В данный момент, большинство из них исследовано. Благодаря раскопмам на кургане Толстая Могила (Днепропетровская область, Украина), которые проводились киевскими археологами во главе с Б.М. Мозолевским в 1971 году, мир узнал о настоящем сокровище - золотой пекторали. Пектораль - золотое украшение скифского царя. Её вес - 1150 гр., диаметр - 30,6 см. Всё произведение изготовлено из золота 958 пробы. В нагрудном знаке царской власти гармонично сочетается золотое плетение и литьё. Состоит она из трёх ярусов, изображающих бытовые сцены из жизни скифов, домашних и мифических животных. Согласно страховой оценке, стоимость пекторали составляет 186 миллионов долларов, она экспонируется в Киеве, в филиале на территории Лавры - в Музее исторических драгоценностей.
Геродот так описывает похоронные обычаи скифов. Когда у скифов умирает царь, то в Геррах - легендарном месте захоронения ихних царей, выкапывают большую четырёхугольную яму. Когда яма приготовлена, тело подымают на телегу, покрывают воском; затем разрезают желудок, очищают его и наполняют толчёным купером и разными семенами. После этого живот покойника зашивают и везут на телеге к другому племени. Жители каждого края, куда привозят тело царя, отрезают кусок своего уха, обстригают кругом волосы на голове, надрезают руку, раздерают лоб и нос и протыкают стрелами левую руку. Отсюда покойника везут дальше, в другие края своего царства. Сопровождают тело те, до кого его привозили раньше. После объезда всех земель они снова прибывают в Герры. Там тело на соломенных подстилках опускают в могилу, по обе стороны втыкают в землю копья, а сверху настелают доски и покрывают их матами из камыша. В свободном месте гробницы хоронят одну из наложниц царя, которую до этого душат, а так же разных слуг, коней и кладут золотые чаши. Потом все вместе насыпают над гробницей огромный горб.
Через год после похорон все собирались у его могилы, совершали тризну, после которой делали чучела из 50 убитых коней и такого же количества лучших царских слуг, розставляли их для охраны возле кургана и на этом кончали обряд.
Скифы строго придерживались своих вековых обычаев и обрядов. По этому поводу Геродот рассказывает историю про скифского философа Анахарсиса, которого греки признали седьмым мудрецом в мире (другие шесть - греки).
Путешевствуя по Греции, Анахарсис близко познакомился с грецкой философией и религией. Особенно ему понравился праздник Великой Богини, который греки отмечали на острове Кизик. Вернувшись в Скифию, Анахарсис забрался в Гилею (бывшие Днепровские плавни), где принёс жертву богине по обряду, увиденному у кизикинцев и устроил в её честь ночное празднование. Но кто-то донёс об это его брату, царю Савлию. Тот прибыл в лес и на месте убил Анахарсиса.
Возможно, речь шла о попытке Анахарсиса ввести в Скифии новый культ и новые социальные порядки. Но факт остаётся фактом: защищая свою землю от чужеземных влияний, скифы не останавливались не перед чем.
В VI в. до н. э. произошла так называемая скифско-перская война, ради описания которой Геродот отвёл так много места в своей «Истории».
В 514 г. до н. э. персидский царь Дарий I Гистасп вместе с огромным войском пересёк Босфор и двинулся на Скифию с целью покарать скифов за их переднеазийские походы. Неспособные противостоять армии Дария, скифы обратились за помощью к соседним племенам, среди которых дали согласие помочь племена будинов, гелонов и савроматов.
Скифы приняли тактику отступления и заманивания противника в глубь страны. Главными были царские скифы, которые разделили свои силы на три отряда. Основные силы возглавил царь Иданфирс.
Двигаясь вслед за скифами, войско Дария перешло за Дон. Но потом скифы внезапно направились на север и запад.
Уставши от бесперспективного преследования скифов, он послал к Иданфирсу гонца, чтобы он доложил, что пусть он уже не убегает, а признаёт Дария своим повелителем, «неся воду и землю». Иданфирс ответил, что Дарий пожалеет о том, что сказал и пусть ждёт других подарков, которых он заслуживает.
Тем временем персидское войско начало изнемогать от усталости, жажды и голода. Не решаясь стать с персами в открытом бою, скифы истощали их короткими схватками. Через некоторое время Иданфирс послал Дарию подарки, о которых говорил: птицу, мышь, жабу и пять стрел.
Дарий считал, что скифы признают над собой его власть и в знак этого подносят ему землю и воду, что означали мышь и жаба, сдаваясь вместе с конницей, на которую по скорости похожа птица, и всей армией, что означали стрелы. Но советник Дария Гобрий объяснил царю суть даров по-другому: «Когда вы, персы, не взлетите в небо, как птицы, или не зароетесь в землю, как мыши, или не поскачете в болото, как жабы, то не вернуться нам назад, поражёнными этими стрелами».
После этого Дарий решил возвратится со своим войском домой. Скифы же преследовали персов аж до самого Дуная.
Но существует мнение историков, что скифско-перской войны не могло было быть, так как нет никаких археологических доказательств на территории Северного Причерноморья, которые можно было бы отнести к этому событию. Возможно, вся война была ограничена локальными стычками на границе Скифии на западе. Но, тем не менее, за скифами с того времени утвердилась слава непобедимых.
Наибольшего могущества Скифия достигает в IV в. до н. э., когда могилы степовиков появляются даже на широте Киева. Именно в это время правил царь Атей, который объединил все скифские племена в единое государство. Его власть распространялась даже на задунайские земли, где испокон веков жили фракийцы. Но такое продвижение на запад обусловило конфликт между скифами и македонским государством. В 339 г. до н. э. македонский царь Филипп II, отец Александра Македонского, двинулся на них походом. В этой битве, в которой погиб 90-летний царь Атей, скифы потерпели поражение.
Но после этого скифы не раз противостояли македонцам. В 331 г. до н. э. они разгромили 30-тысячное войско наместника Александра Македонского во Фракии Зопириона, который попытался осуществить поход на Скифию, а в 292 г. до н. э. вместе с гетами нанесли поражение Лисимаху, который владел Фракией после смерти Александра Македонского. Однако могущество Скифии в это время заметно слабеет. На западе она теряет задунайские территории, на востоке не выдерживает столкновений с сарматами. В конце III - в начале II в. до н. э. территория Скифии ограничивается Крымским полуостровом и узкой линией Нижнего Поднепровья. Но ещё около четырёх столетий скифы остаются на исторической арене черноморского побережья грозной силой, которая с успехом противостояла и варварским племенам, и грекам-колонизаторам. Окончательное поражение в начале III в. н. э. им нанесли готы. С того времени Скифия перестаёт существовать как этническое и политическое образование. Античные авторы ещё долго будут давать имя «скиф» всем народам, которые волна за волной прокатывались южно-украинскими степями. Даже древнерусский летописец называет свою страну «Великая Скуфь». Такого долголетия не знало имя никакого древнего народа, живущего на территории Украины.

Просмотров