Современные методы изучения природы. Научные методы изучения природы — Гипермаркет знаний

Урок естествознания в 5-м классе по теме "Методы изучения природы"
Цели урока

Образовательные:


  • расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы;

  • обеспечить образовательные потребности каждого ребенка с учетом его склонностей, возможностей и интереса.
Развивающие:

  • развивать умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи между организмами и окружающей природой;

  • развивать умения сравнивать, обосновывать свою точку зрения;

  • развивать в детях способность к логическому мышлению;

  • формировать интерес к экспериментальной и исследовательской работе;

  • развивать творческую активность, внимательность.
Воспитательные:

  • воспитывать умения работать в группах;

  • прививать практические навыки коммуникативного общения;

  • научить применять теоретические знания на практике;

  • совершенствовать навыки работы с лабораторным оборудованием.
Задачи урока:

  • организовать групповую работу учащихся от постановки учебной задачи до конечного результата;

  • содействовать формированию представления о причинно-следственных связей явлений, о познаваемости мира и этическому воспитанию учащихся;

  • познакомить учащихся с методами изучения природы, их использование в практической деятельности.
Тип урока: комбинированный.

Структура урока:

Организация начала урока.

Подготовка учащихся к активной учебно-педагогической деятельности на основном этапе урока.

Изучение нового материала урока.

Закрепление полученных знаний на уроке.

Подведение итогов урока.

Ход урока

1. Организация начала урока.

Приветствие; определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку; готовность наглядных пособий, доски.

Раскрытие общей цели урока.

2. Актуализация опорных знаний (повторение).

Презентация «Естественные науки»:

Знаешь ли ты науки о природе?

Без этой науки трудно добыть полезные ископаемые, так как она изучает месторождения полезных минералов? Какая эта наука? Геология

Если исключить эту науку из обихода человека, то невозможно было бы проехать в автомобиле, полетать на самолете, не было бы холодильника, подъемного крана, компьютера? Физика

Как работает сердце человека, как устроен лист растения, почему выделяют кислород растения, почему в нашем лесу не водятся обезьяны. Ответ на вопрос даст наука… Биология

Почему вымирают коалы в Китае, почему опасно загрязнять Мировой океан, как сберечь нашу Землю от катастрофы. Этими проблемами занимается наука… Экология

Сколько на Земле океанов. С какими государствами граничит наша страна, климат каждого материка известен науке… География

Графит – стержень карандаша и алмаз – резец стекла. Это вещества, состоящие из одного элемента. Какая наука доказала их родство? Химия

Обсерватория. Телескоп. Ежедневные наблюдения за небесными светилами. Люди какой профессии трудятся здесь? Астрономия

Какая наука главнее?

Прошу мне ответить без всякой заминки

Ракета сложней или проще травинки?

Вы скажете сразу: Ракета сложнее,

Она и нужнее, Она и важнее.

Она состоит из миллиона деталей!

Её миллион человек собирали.

Тогда вам услышать, быть может, в новинку,

Что сделать нельзя полевую травинку.

Верней, для травинки найдутся детали,

Но вы соберете травинку едва ли.

Вам даже не сделать пустячной соринку –

Кусочка от этой Зеленой травинки.

Выходит, травинка сложней, чем ракета.

Как просто все это!

Как сложно все это!


Всюду жизнь

Сизый селезень в озере воду крылом расплеснет,

Серебристым дождем брызнет стайка рыбешек,

И комар завопит из прозрачных тенет,

Паучок упадет, как зеленый горошек.

Меж таинственных, кряжистых ив да осин

Ключевой ручеек моет ноги в смороде.

Тянет спиртом от сваленных бурей лесин,

Пляшут весело мошки в хмельном хороводе.

Всюду жизнь! Но умеем ли мы наблюдать?

Как жестоки порой наши вольные руки.

Где, вы, души, готовые петь и рыдать

Над невзрачным цветком в век могучей науки?
3. Изучение нового материала урока.

Беседа у чителя с учащимися , в ходе которой актуализируются знания о методах познания природы, полученные ребятами в предшествующих классах.

Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев и песню кузнечика, журчание веселого ручья, шорох снежинок, завывание вьюги за окном, ласковый плеск волны и торжественную тишину ночи, - услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку природы.

Вопрос:

Что такое природа?

Вопрос:

Чему научился человек у природы?

Какие способы изучения природы вам знакомы?

Ответы учащихся.

Как важно и интересно изучать природу. Но необходимо знать, как это правильно делать.

Рассказ учителя с элементами беседы о наблюдении как одном из способов изучения природы, об использовании наблюдений в практической деятельности человека.

Наблюдение - это один их самых доступных методов изучения природы, но для его проведения необходимо и желание, и терпение, и умение.

Метод наблюдения широко используется при изучении и космических и земных тел, живых организмов.

Наблюдения позволяют изучать различные свойства тел и веществ, из которых состоят, а также изменения, происходящие с ними.

Английский учений Ч.Дарвин, гуляя по саду, обратил внимание на обычного дождевого червя, многие люди до этого видели таких червей, но у них больше не возникало иных мыслей, кроме как об использовании их в качестве наживки при ловле рыбы. Дарвин стал наблюдать за поведением и образом жизни червя. Ему удалось обнаружить, что дождевые черви разрыхляют почву, тем самым улучшают ее плодородие.

Вопрос:

Ребята, приведите примеры ваших наблюдений за живыми организмами, неживыми телами природы, явлениями природы.

А как использует человек наблюдения в своей повседневной практической деятельности?

Ответы учащихся.

Наши деды и прадеды наблюдали за небесными телами, атмосферой, растениями, животными и делали соответствующие выводы, которые дошли к нам через века в виде примет, предсказаний, устанавливались сроки сельскохозяйственных работ.

Знания, полученные при проведении одних наблюдений, используют затем в других наблюдениях. Например, в ходе наблюдений установили, что клесты, белки, дятлы питаются семенами шишек ели, но делают они это по-разному. Затем по шишкам можно определить, какие животные питались в том или ином месте.

Вопрос:

Какие приборы помогают человеку вести наблюдения?

Ответы учащихся.

Рассказ учителя с элементами беседы об эксперименте как способе изучения природы, при котором в лаборатории воспроизводятся природные явления, о значении эксперимента в практической деятельности человека.

На основе данных, полученных при наблюдениях, ученые делают научные предположения, которые затем проверяются в эксперименте.

С помощью экспериментов выясняются особенности процессов, протекающих в живых и неживых телах. В эксперименте то или иное явление можно повторить несколько раз, изучить при различных условиях.

С помощью опытов изучают поведение животных. Перелетные птицы в своих длительных перелетах ориентируются по Солнцу, звездам. Изменяя направление солнечных лучей, с помощью зеркальца, ученые смогли изменить траекторию движения полета.

Вопрос:

Какие приборы необходимы для проведения эксперимента?

Ответы учащихся.

Беседа, в ходе которой систематизируются и обобщаются знания учащихся об измерении как методе изучения природы, его значении и использовании человеком, о приборах и инструментах, с помощью которых проводится измерение.

Часто наблюдения и эксперименты дополняются измерениями.

Так были получены данные о размерах Земли, океанов, морей, длине рек, определено число планет входящих в Солнечную систему, и их спутников.

Вопрос:

Какие измерения проводятся при изучении природы?

Какие измерительные приборы вам известны?

Ответы учащихся.

4. Закрепление полученных знаний на уроке.

Обсуждение заданий в рубрике "Подумайте" на странице 20 учебника.

Самостоятельное выполнение задания на странице 20 учебника. Взаимопроверка.

5.Домашнее задание (по выбору): Народная мудрость гласит «Скажи мне и я забуду. Покажи мне и я запомню. Дай мне самому действовать, и я смогу». Следуя этой мудрости, вам представлены лабораторные работы, которые вы будете выполнять дома. Они помогут вам еще ближе познакомиться с методами изучения природы.

Пусть у вас все получится, не бойтесь ошибаться, кто ошибается - тот работает, кто работает – тот мыслит, кто мыслит – тот творит».

- лабораторная работа «Органические вещества семени»;

- закладка семян на проращивание;

- измерения длины листьев комнатного растения .

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ОРГАНИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА СЕМЕНИ».


Задания

Наблюдения, выводы

1. Добавьте к небольшому количеству пшеничной муки воды и сделайте комочек теста.

Как изменилось тесто?

2. Заверните в марлю комочек теста, опустите в стакан с водой и промойте его.

Как изменилась вода в стакане?

3. Капните 1-2 капли раствора йода в стакан с чистой водой.

Как изменился цвет воды?

4. Капните 1-2 капли йода в стакан с водой, в который опускали тесто.

Как изменился цвет содержимого стакана? Какой можно сделать вывод?

5. Положите семя подсолнечника между двумя листьями белой бумаги; сильно подавите на семя тупым концом карандаша.

Что произошло с бумагой? Какой можно сделать вывод?


Задание. Заложи на проращивание семена с целью выяснить условия, необходимые для их прорастания. Начиная с третьего дня, подсчитывай количество проросших семян в каждом стакане и записывай в соответствующую графу таблицы. Если семена не начали прорастать, ставь прочерк. Следи, чтобы за все время наблюдения семена были обеспечены условиями, показанными в таблице.


Дни

Обеспечение семян условиями

1 влага тепло, воздух

2 воздух тепло

3 влага тепло

3-й

4-й

5-й

6-й

7-й

Вывод: __________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________

ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «ЗАКЛАДКА СЕМЯН НА ПРОРАЩИВАНИЕ».
Задание.

1. Измерьте длину листьев любого комнатного растения и запишите данные в тетрадь.

2. Подсчитайте количество листьев одинаковой длины. Заполните таблицу

Определите, какая длина встречается наиболее часто _____________________, редко ________________________.

Первым этапом физического исследования является наблюдение.

Наблюдение - это восприятие природы с целью получения первичных данных для даль­нейшего анализа.

Если результаты наблюдений повторяются, то исследователь делает выводы. Приведем при­мер такого вывода: вода (жидкость), помещенная в морозильную камеру, через некоторое время обязательно превратится в лед (станет твердой).

Однако далеко не всегда выводы, полученные при помощи наблюдений, являются истинными. Посмотрите, например, на рис. 1.8. Синий отрезок кажется длиннее, чем красный. Вы можете взглянуть на рисунок несколько раз, предло­жить это сделать друзьям - и тем не менее вы­вод останется прежним. Если же после этого вы измерите длину отрезков линейкой, то убедитесь в том, что их длина совершенно одинакова.

Чтобы не делать подобных ошибочных вы­водов, ученые пользуются более сложными ви­дами исследований, которые называются опы­тами, или экспериментами.


Рис. 1.9. Любое предсказание теории должно быть подтвержде­но опытом

Эксперимент - это исследование физического явления в условиях, находящихся под контро­лем ученого, с целью более глубокого изучения этого явления (рис. 1.9).

Опыты (эксперименты) обычно сопровож­даются различными измерениями. Ученые употребляют выражение «экспериментальные исследования», когда говорят о серии последовательных опытов, направленных на изучение данного физического явления. Простейшие виды экспериментальных исследований - лабораторные работы - вы будете выполнять самостоятельно при изучении физики.

2. Определяем основные этапы физических исследований

Для того чтобы перейти к эксперимен­тальным исследованиям - более сложным, чем простые наблюдения, у исследователя должно возникнуть сомнение в истинности результа­тов исследования («не верю своим глазам!»).

В случае с отрезками (см. рис. 1.8) мы под­сказали вам готовый ответ. Ho если бы вы пока­зали этот рисунок родителям, кто-либо из них обязательно заподозрил бы подвох и сказал: «А не обман ли это зрения? Ведь отрезки могут быть и одинаковыми!» Иначе говоря, ваш собе­седник высказал бы гипотезу (предположение) об ошибочности простых наблюдений. И только после проведенного вами экспериментального исследования (измерения отрезков с помощью линейки), то есть после экспериментальной проверки гипотезы, вы установили истину: оба отрезка имеют одинаковую длину.

Случай с отрезками не требует длительных исследований , но иногда поиски истины длят­ся столетиями. Так, наблюдая за падением различных тел, ученые Древней Греции сдела­ли вывод о том, что более тяжелые предметы падают на землю быстрее, чем легкие. Спустя две тысячи лет, в XVI столетии, выдающийся итальянский ученый Галилео Галилей (1564- 1642) усомнился в справедливости выводов древних греков и выдвинул гипотезу о том, что более медленное падение легкого тела объясня­ется сопротивлением воздуха (рис. 1.10). Ины­ми словами, если тела падают с одинаковой высоты, не встречая сопротивления воздуха, то, независимо от массы этих тел, они одновре­менно достигнут поверхности земли.


Рис. 1.10 Если бы не было со­противления воздуха, то дельфин и мяч достигли бы поверхности воды одновременно


Рис. 1.11. Пизанская башня, на которой Галилей проводил свои эксперименты


Рис. 1.12. Ньютон поместил золотую монету и птичье перо в стеклянную трубку и разместил ее вертикально, предоставляя телам возможность начать падение одновременно. Из-за сопротивления воздуха перо «безнадежно отстало» (о). Потом ученый выкачал воздух из трубки с помощью изобретенных к тому времени насосов (б). В последнем эксперименте два тела достигли дна трубки одновременно.


Рис. 1.13. Гигантские ускорители заряженных частиц используются для изучения структуры материи


Рис. 1.14. Этапы познания в фи­зических исследованиях

Для подтверждения своей догадки Галилей провел исследования, использовав для них знаменитую Пизанскую башню (рис. 1.11, с. 13). С вершины этого сооружения он бросал мушкетную пулю и пушечное ядро, на движение которых, как мы сегодня знаем, сопротивление воздуха влияет незначительно. Результаты экспериментов подтвердили гипотезу ученого - оба предмета достигали земли практически одновременно.

Более точные эксперименты (рис. 1.12) были проведены знаменитым английским ученым Исааком Ньютоном (1643-1727). Ho Ньютон не ограничился подтверждением выводов Галилея. Проанализировав полученные данные и сделав необходимые вычисления (сейчас такую работу мы называем теоретическими исследования­ми), ученый предположил, что падение пред­метов на поверхность Земли и вращение планет Солнечной системы вокруг Солнца подчиняют­ся одному закону. Чтобы обосновать это утверж­дение, Ньютон снова обратился к математике. В результате ученый открыл закон всемирного тяготения - создал новое знание.

После Галилея и Ньютона основными ме­тодами получения новых знаний стали тео­ретические и экспериментальные методы. Современные экспериментальные исследования невозможно представить без специально сконструированных сложных приборов. Не­которые из них имеют массу в десятки тысяч тонн и размеры в несколько километров (рис. 1.13). В разработке новых теорий принимают участие сотни ученых, для теоретических расчетов применяются сверхмощные компьютеры . Однако даже в наши дни основные этапы получения новых знаний остаются неизменными.

  • Подводим итоги

Основными методами физических исследований являются теоретичес­кий и экспериментальный. Последовательность этапов физических исследо­ваний можно представить в виде спирали, состоящей из повторяющихся элементов (рис. 1.14). Попробуем совершить восхождение по этой спирали.

Нижний элемент показывает, что на определенном этапе ученые уже имеют определенный уровень знаний (знание). При помощи наблюде­ний и рассуждений исследователи убеждаются в необходимости его усовершенствования, проводят теоретические исследования, выдвигают гипотезу и подтверждают (или опровергают) ее путем экспериментальной проверки. Результатом становится новое знание.

  • Контрольные вопросы

1. Что такое наблюдение?

2. Приведите примеры физических явле­ний, сведения о которых вы получили из собственных наблюдений.

3. Чем опыт отличается от наблюдения?

4. Кем и как была под­тверждена гипотеза Галилея о том, что более медленное падение легко­го тела объясняется сопротивлением воздуха?

5. Назовите основные методы физических исследований.

6. Какие этапы проходят ученые, осуществляя физические исследования?

  • Упражнения

1. Какую роль играют экспериментальные и теоретические исследова­ния при установлении физических законов?

2. В науке важно различать следующие понятия:

а) повседневно наблюдаемое явление;
б) экспериментальный факт;
в) гипотезу;
г) закон природы.

3. Укажите, к какому из вышеуказанных понятий относятся дан­ные ниже утверджения:

а) все тела падают на землю;
б) возможно, разница в скорости падения тел разной массы объяс­няется сопротивлением воздуха;
в) в вакууме все тела падают с высоты за одно и то же время.

  • Экспериментальное задание

Пронаблюдайте какое-либо явление, опишите его и проанализи­руйте.

Физика и техника в Украине

Ученый с мировым именем - Борис Евгеньевич Патон - родился в 1918 году в Киеве. Славу ему принесли исследования в области электродуговой сварки и создание сварочных автома­тов, которые используются в различных отраслях промышлен­ности и строительства. Талант ученого достиг расцвета в пери­од работы в Институте электросварки, директором которого он стал в 1953 году. Начиная с этого времени Б. Е. Патон возглавил исследования, в результате которых было создано совершенно новое направление в современной металлургии, получившее признание во всем мире. Электрошлаковый процесс, созданный под руководством ученого, повсеместно применяется для улуч­шения качества нержавеющих сталей.

В 1958 году ученый был избран действительным членом Академии наук Украины, а с 1962 года является ее бессменным президентом.

Физика. 7 класс: Учебник / Ф. Я. Божинова, Н. М. Кирюхин, Е. А. Кирюхина. - X.: Издательство «Ранок», 2007. - 192 с.: ил.

Содержание урока конспект урока и опорный каркас презентация урока интерактивные технологии акселеративные методы обучения Практика тесты, тестирование онлайн задачи и упражнения домашние задания практикумы и тренинги вопросы для дискуссий в классе Иллюстрации видео- и аудиоматериалы фотографии, картинки графики, таблицы, схемы комиксы, притчи, поговорки, кроссворды, анекдоты, приколы, цитаты Дополнения рефераты шпаргалки фишки для любознательных статьи (МАН) литература основная и дополнительная словарь терминов Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике замена устаревших знаний новыми Только для учителей календарные планы учебные программы методические рекомендации

Наблюдение - это целенаправленное восприятие предметов и явлений природы, в процессе, которого выделяют общие и отличительные признаки, устанавливают закономерность и на основе этого делают определения, выводы и обобщения.

В процессе наблюдения у учащихся формируются умения наблюдательности (умения видеть, подмечать, объяснять явления природы). Наблюдения способствуют умственному развитию младших школьников, т.к. увиденное в природе или в классе вызывает у детей стремление не только запомнить явление, но и объяснить его. Дети анализируют, сопоставляют, сравнивают известные факты, делают обобщения и выводы, что способствует развитию памяти, логического мышления и тесно связанной с ними речи.

Наблюдение есть научный метод, с помощью которого учащиеся готовятся к проведению наиболее сложных научных исследований - постановке и проведению опытов.

В процессе наблюдения за объектами и процессами природы необходимо выявить их существенные признаки, что является важнейшей ступенью в формировании понятий.

Приемам наблюдения необходимо научить всех учащихся. Это требование предъявляется в первую очередь к учителю начальных классов. Младшие школьники должны уметь наблюдать за предметами и объектами и выделять в них общие и отличительные признаки, за явлениями природы и фиксировать их изменения, за работой приборов, машин и механизмов и объяснять способы их действий.

Следует различать наблюдения научные и учебные. В научных наблюдениях результат заранее не известен, а в учебных - учащиеся приходят "к открытию" уже известного. Но путь познания в том и другом случае осуществляется по одинаковому "сценарию" с учетом, разумеется, возраста наблюдателей и сложности поставленных задач

Отличается учебное наблюдение и от созерцания, так как при созерцании, отсутствует заранее намеченный план восприятия и нет состава аналитической мыслительной деятельности по изучению наблюдаемого объекта. Продуктом созерцания становится целостное, преимущественно эмоционально образное восприятие объекта созерцания. При наблюдении обычно выделяют существенные и варьирующие признаки наблюдаемого явления.



Целью учебного наблюдения может быть простое накопление каких-либо фактов, всестороннее чувственное восприятие или исследование объекта наблюдения и вскрытие закономерностей.

Для достижения этих целей необходима предварительная работа по подготовке наблюдений. Она в основном сводится к следующему:

1. Познакомить учащихся с объектом и целью наблюдения.

2. Разработать и записать в рабочей тетради план наблюдения.

4. Предъявить образы описаний и выводов.

Наблюдать можно не только объекты и явления в естественной среде, но и их отражения и изображения в различных средствах обучения: картинах, фотографиях, объемных моделях, слайдах, кинофильмах. Демонстрация учебных фильмов и диафильмов выполняет функции методов в том случае, если соблюдаются соответствующие требования: содержание фильмов должно быть связано с темой и целями урока; до урока фильм просматривается учителем и делается анализ его содержания; заранее составляется задание для учащихся.

При подведении итогов показа фильма учитель может использовать не только экранную информацию, но и знания, полученные при изучении демонстрационных объектов. Такая работа позволяет выявить взаимосвязи в объектах, явлениях и процессах, что особенно важно для формирования научно-материалистического миропонимания, для развития познавательной активности и мыслительной деятельности школьников.

Наблюдение в природе должно быть организовано и проводиться в соответствии с учебно-воспитательными задачами. Поэтому учителю необходимо заранее готовить учащихся к наблюдению, составлять для них задания о последовательности наблюдения. На первых прогулках в природу детей захватывает многочисленное количество впечатлений, разнообразие объектов, их красота и неизвестность. Роль учителя заключается в том, чтобы поддержать, сохранить эти первые наиболее яркие впечатления и на их основе научить детей видеть красоту и разнообразие природы.

В начальной школе могут быть наблюдения за изменениями в живой природе в разное время года, за растениями на лугу, за изменением положения Солнца на небосводе в течение дня. Организуя, например, наблюдение за изменением растений осенью, учитель организует экскурсию в парк, лесной массив или на школьный двор и ставит перед учащимися цель: изучить по плану, какие изменения происходят с растениями осенью. План составляют заранее и вручают школьникам.

Младшие школьники при выполнении наблюдений овладевают приемами их ведения и фиксирования результатов, пользования приборами и инструментами: термометром, гномоном, вертикальным угломером и т.д. Однако обстоятельное описание процесса наблюдения им еще мало доступно. Поэтому при подведении итогов работы целесообразно использовать диалоговый метод - беседу.

По организационным формам наблюдения бывают индивидуальные (длительные и кратковременные), групповые (длительные и кратковременные) и фронтальные. В свою очередь, кратковременные наблюдения имеют название эпизодические. К ним относятся разовые наблюдения. Это, например, наблюдения за строением оврага, поведением птиц и пр. Чаще всего они проводятся на уроке, во время экскурсий, в уголке живой природы. В отличие от кратковременных наблюдений, длительные проводятся во внеурочное время. К длительным относят наблюдения за погодой, за сезонными изменениями в природе, за высотой Солнца над линией горизонта и экологический мониторинг. Возможности для наблюдений неисчерпаемы, так как на каждом уроке или экскурсии, дома и т.д. учитель может дать задание для наблюдений.

В 4 классе школьников следует приобщать к ведению дневников фенологических наблюдений. Для фенологических наблюдений берут объекты, изучаемые на уроках природоведения. Это культурные растения, имеющие большое народнохозяйственное значение, дикорастущие растения и дикие животные, а также объекты неживой природы. Важное место в фенологических наблюдениях занимают практические работы по выращиванию растений.

Итоги фенологических наблюдений проводятся регулярно, один раз в неделю, что позволяет учителю осуществлять контроль за формированием у школьников умений наблюдать, подмечать самые характерные особенности в изучаемых объектах. Проверка дневников фенологических наблюдений позволяет учителю оценить прилежание школьников, их самостоятельность, аккуратность, ответственность и трудолюбие при выполнении заданий.

Итак, каждый вид наблюдения очень важен в процессе обучения, каждый из них требует тщательной подготовительной работы, но именно наблюдения готовят учащихся к более сложному этапу - проведению опытов.

Главным методом расширения и уточнения сенсорного опыта является наблюдение. Наблюдения могут являться частью экскурсии или главным методом опыта, поиска, исследования. В соответствии с целью и этапом обучения можно использовать следующие типы наблюдений:

Предваряющие изучение нового материала. Цель таких наблюдений – накопление конкретных фактов об изучаемом предмете или явлении;

Сопутствующие процессу изучения нового материала. Цель таких наблюдений – уточнение, обобщение чувственного опыта, сбор дополнительных характеристик объекта окружающего мира;

Завершающие процесс изучения учебного материала. Цель подобного рода наблюдений – закрепить приобретенные знания, соотнести их с реальной ситуацией, осуществить контроль за правильным обобщением полученных представлений.

По месту проведения наблюдения можно разделить на следующие группы.

1.Наблюдения из окна. Прежде всего, это фиксация состояния погоды, признаков периода времени года (начало, середина, конец сезона); изменения объектов неживой, живой природы, труда человека, которые постоянно находятся в зоне видения из окна (например, строительство дома, работа в цветнике, поведение малышей на игровой площадке и т.д.)

2. Наблюдения в естественных природных и социальных условиях: рассматривание объектов природы в разных условиях жизни (сезон, среда обитания, сообщество), наблюдение труда людей разных профессий, праздников, традиций, музейных экспозиций и др.

3. Наблюдения в условиях, социально созданных человеком (уголок природы, теплица, парник, школьный кабинет биологии, труда и др.): рассматривание объектов уголка живой природы, фиксация их движений, особенностей питания, поведения. Наблюдения за ростом и развитием растений. Наблюдение процесса труда людей разных профессий.

4. В современном образовательном процессе в начальной школе широко используется телевидение, Интернет, видеопрограммы. Поэтому выделяют отдельную группу наблюдений с использованием мультимедийных средств. Специально организованный просмотр теле- и видеофильмов позволяет детям наблюдать такие явления природы и общения, которые в обыденной жизни увидеть практически невозможно. Например, период развития растения «от семени до семени», который протекает длительное время, в телефильме представлен в течение нескольких минут. «Сжатое» время позволяет представить жизнь человека от рождения до старости, побывать в давно прошедшей эпохе и т.д.

Организуя различные наблюдения, необходимо выполнять определенные правила.

Правило первое. Четко сформулировать перед учащимися общую задачу наблюдения и более конкретные частные задачи.

Правило второе. Создать условия для более результативного наблюдения.

Правило третье. Необходимо наметить план и способы наблюдения, заранее продумать вопросы, которые можно задать детям. Очень важно предусмотреть вопросы самих школьников, которые могут возникнуть у них во время наблюдения.

Правило четвертое. Кроме непосредственного рассматривания объекта, которое проходит на основе зрительного восприятия, нужно продумать использование других анализаторов - слух, вкус, обоняние.

Правило пятое: необходимо заранее продумать продуктивную деятельность, которая будет предложена детям во время наблюдения. Это, прежде всего выполнение разнообразных зарисовок, сбор природного материала для дальнейшей художественной деятельности учащихся.

Во всех классах необязательны ежедневные индивидуальные наблюдения за погодой. В первом классе эти наблюдения могут быть довольно эпизодичными. Важно, чтобы дети на основании наблюдений могли объяснить, как они понимают, что такое погода, что погода бывает разнообразной, какой именно, доказать эти положения конкретными примерами на основе личных наблюдений. Эта работа позволяет учителю на доступном материале развивать в ребенке умение аргументировать свои высказывания.

Во втором классе дети также наблюдают разную погоду. В каждое время года таких наблюдений может быть около десяти. Для наблюдений можно выбрать дни с резкими изменениями в характере погоды. Эти наблюдения фиксируются в специальных таблицах в рабочих тетрадях. Для этого используются общеизвестные условные знаки. Авторы некоторых вариативных курсов помещают эти знаки в дополнительных к учебникам учебных пособиях. Как правило, предлагаемые условные знаки являются знаковыми моделями происходящих в природе изменений. Поэтому советуем знакомить детей с условными знаками после того, как уже наблюдали явление или предмет. Такой подход способствует пониманию условного знака, а не формальному его запоминанию.

В третьем и четвертом классах наблюдения за погодой в рабочих тетрадях можно фиксировать лишь в дни экскурсий. Но при желании это можно делать чаще в специальных тетрадях или на вклеенных в рабочую тетрадь листах. Наблюдения за другими изменениями в неживой природе, а также за жизнью растений, животных, за трудом людей фиксируются в рабочих тетрадях в соответствии с заданиями.

Люди с древнейших времен стремились к изучению и объяснению объектов и явлений окружающего их мира и использовали для этого различные методы изучения природы. 5 класс средней школы — это тот возраст, когда пытливость ребенка сочетается с серьезностью юного исследователя.

Наука о природе

Естествознание — это особенная область человеческой деятельности. Целью ее является приобретение новых сведений об окружающем мире и накопление знаний.

Что значит изучать природу?

Изучать природу — это значит изучать все, рядом с чем мы живем, все, что нас окружает: растения, птиц, животных, человека, погоду, климат, землю, небо, космос, воду, почву, города, страны.

В каком классе начинают познавать методы изучения природы?

Метод — это весь спектр систематизированных мероприятий, необходимых для достижения желаемого результата.

Познавать окружающий мир малыши начинают с рождения (тянут в рот незнакомые предметы, ощупывают, облизывают, кусают), в детском садике ведутся занятия по познанию мира. В начальной школе уже немного затрагиваются методы изучения природы. 5 класс — это начало более серьезного, более детального, более научного изучения естественных наук.

Природоведение: методы изучения природы

На протяжении всей истории человечества люди изучали то, что их окружает, и в процессе этого делали удивительные, неожиданные открытия.

Науки, изучающие природу, объединяет слово "естествознание". Слово это раскладывается на две основы: "естество" и "знание". В современное естествознание входят следующие области научного знания:

  • физика;
  • химия;
  • география;
  • астрономия;
  • экология;
  • геология;
  • астрофизика;
  • биология.

Методы изучения природы:

  • наблюдение;
  • эксперименты и опыты;
  • измерение.

Наблюдение

Основным самым простым и доступным, а потому наиболее распространенным методом изучения природы является наблюдение. В нем человеку помогают все органы чувств: зрение, слух, обоняние, осязание.

Наблюдение может быть прямым и косвенным. В первом случае за поведением объекта наблюдают непосредственно, во втором информация суммируется на основании физических признаков закончившихся действий.

При помощи наблюдения можно изучить типичное поведение какого-либо вида животного в естественных для него условиях или влияние определенных погодных условий на рост, цветение или плодоношение определенного вида растения, кроме того, можно изучить расположение и движение небесных тел и космических объектов.

В стародавние времена обобщение и сопоставление наблюдений складывалось в так называемые приметы:

  • Жаворонки прилетают к теплу.
  • Кот на полу спит — жди тепла.
  • Облака плывут высоко — ожидается хорошая погода.
  • Увидел воробья, барахтающегося в песке — скоро соберется дождь.
  • Березы перед дождливым летом дают много сока.
  • Высоко летящие гуси — к половодью.
  • Золотистый или розовый закат — к ясной погоде.
  • Накануне непогоды кровососущие насекомые наедаются вдоволь, муравьи поглубже прячут коконы с детьми и запечатывают выходы из муравейника, гаснут светляки, а стрекозы хаотично мечутся, сбившись в стайки.
  • Деревья и другие растения накануне грозы крепче пахнут.
  • Лягушки громко квакают к ясной и жаркой погоде.

Чтобы сделать полезный вывод из прямых или косвенных наблюдений, нужно добросовестно обработать и тщательно проанализировать полученные данные.

Обработка и анализ —это обобщение, объяснение, суммирование, сопоставление и сравнение наблюдаемых явлений и фактов. Сначала производится анализ отдельных наблюдений (изменение количества выпавших осадков, температуры, давления, облачности, скорости ветра, качества), после этого их результаты обобщаются и сравниваются.

При наблюдении часто используются лупа, микроскоп, бинокль, телескоп.

Эксперименты и опыты

Для подтверждения научных фактов часто требуются определенные условия, причем не всегда получается дождаться этих условий естественным путем, и тогда на помощь нам приходит научный эксперимент, в ходе которого требуемые условия воспроизводятся искусственно.

Итак, эксперименты (или опыты) проводятся учеными в лабораторных условиях. В ходе такого рода исследований экспериментатор сам воспроизводит различные условия или же природные явления. Например, с помощью такого способа исследования можно выяснить, что происходит с предметом в процессе нагревания или, наоборот, охлаждения или замораживания.

Измерения

И в ходе наблюдений, и во время экспериментов, исследователям приходится проводить различного рода измерения. Измеряют температуру, влажность, давление, скорость, продолжительность, силу, площадь, емкость, мощность, объем, массу. Измерения производят при помощи специальных инструментов. Это:

  • термометр;
  • весы;
  • телескоп;
  • микроскоп;
  • флюгер;
  • гигрометр;
  • барометр;
  • вольтметр;
  • амперметр;
  • силомер;
  • метеоспутник;
  • тонометр;
  • лактометр;
  • глюкометр;
  • облакометр;
  • метеозонд;
  • рулетка;
  • нивелир;
  • компас;
  • транспортир;
  • линейка;
  • портновский метр;
  • мерный цилиндр;
  • мензурка;
  • секундомер;
  • часы;
  • ростомер.

Кстати, измерениями занимается особая отрасль науки — метрология.

Подведение итогов наблюдений, экспериментов и опытов

Когда обработка наблюдений, экспериментов или опытов закончена, их результаты фиксируют в виде:

  • текстов;
  • таблиц;
  • схем;
  • графиков;
  • диаграмм.

В отчете записывают цель и задачи, средства и методы, перечисляют всех участников исследований, фиксируют данные об условиях, далее — полученные результаты с подробным описанием и подтверждением фактическими данными.

Различия методов

Основным различием наблюдения и эксперимента является то, что первый метод описывает явление, а второй объясняет его.

Итак, мы познакомились с несколькими методами изучения природы: наблюдением, экспериментом и измерением.

Просмотров