Лаборатория на марсе. Что внутри марсохода Curiosity. На Марсе найдены следы органических веществ

6 августа 2012 назад марсоход Curiosity после восьмимесячного путешествия . Аппарат преодолел 567 миллионов километров по пути к Красной планете.

За это время марсоход Curiosity сделал открытия, которые указывают на существование благоприятных условий для жизни микробов миллиарды лет назад, сделал бесчисленное количество работ разными инструментами, сверлил, стрелял лазером, фотографировал, отправил на Землю 468 926 снимков.

Снимки марсохода Curiosity и новости с Красной планеты за последние несколько лет.

2. С дальнего расстояния поверхность Марса выглядит рыжевато-красной из-за красной пыли, которая содержится в атмосфере. Вблизи цвет - желтовато-коричневый с примесью золотистого, бурого, рыжевато-коричневого и даже зеленого, в зависимости от цвета минералов планеты. В древности люди с легкостью отличали Марс от других планет, а также ассоциировали его с войной и слагали всевозможные легенды. Египтяне называли Марс «Хар Дечер», что означало «красный». (Фото JPL-Caltech | MSSS | NASA):

3. Марсоход Curiosity очень любит делать селфи. Как он это делает, ведь снять его со стороны некому?

У марсохода четыре цветных камеры, все они отличаются разным набором оптики, но только одна из них подходит для . У автоматической руки под названием MAHLI 5 степеней свободы, что дает камере значительную гибкость и позволяет «облететь» марсианский ровер со всех сторон. Движением этой руки-камеры управляет специалист с Земли. Главная задача – следовать определенной последовательности перемещения автоматической руки, чтобы камера могла сделать достаточное количество снимков для последующей склейки панорамы. Сценарий подготовки каждого такого селфи отрабатывают сначала на Земле на специальном тестовом модуле, который носит название Мэгги. (Фото NASA):

4. Марсианский закат, 15 апреля 2015. В полдень небо Марса жёлто-оранжевое. Причина таких отличий от цветовой гаммы земного неба - свойства тонкой, разреженной, содержащей взвешенную пыль атмосферы Марса. На Марсе рэлеевское рассеяние лучей (которое на Земле и является причиной голубого цвета неба) играет незначительную роль, эффект его слаб, но проявляется в виде голубого свечения при восходе и закате Солнца, когда свет проходит более толстый слой воздуха. (Фото JPL-Caltech | MSSS | Texas A&M Univ via Getty | NASA):

5. Колеса марсохода 9 сентября 2012 года. (Фото JPL-Caltech | Malin Space Science Systems | NASA):

6. А это снимок 18 апреля 2016. Видно, как износилась “обувка” у трудяги. С августа 2012 года по январь прошлого года марсоход Curiosity прошёл 15.26 км. (Фото JPL-Caltech MSSS | NASA):

7. Продолжаем смотреть снимки марсохода Curiosity. Дюна Намиб - область с темным песком, состоящая из дюн на северо-западе от горы Шарп. (Фото JPL-Caltech | NASA):

8. Две трети поверхности Марса занимают светлые области, получившие название материков, около трети - тёмные участки, называемые морями. А это подножие горы Шарп.

Шарп - марсианская гора, находящаяся в кратере Гейл. Высота горы составляет около 5 километров. На Марсе же находится и самая высокая гор в Солнечной системе - потухший вулкан Олимп высотой 26 км. Диаметр Олимпа - около 540 км. (Фото JPL-Caltech | MSSS | NASA):

9. Фотография с орбитального аппарата, здесь и марсоход виден. (Фото JPL-Caltech | Univ. of Arizona | NASA):

10. Как сформировался этот необычный холм Иресон на Марсе? Его история стала предметом исследований. Его форма и двухцветная структура делают его одним из самых необычных холмов, около которых проезжал автоматический марсоход. Он достигает высоты около 5 метров, а размер его основания - около 15 метров. (Фото JPL-Caltech | MSSS | NASA0:

11. Так выглядят “следы” марсохода на Марсе. (Фото JPL-Caltech | NASA):

12. Полушария Марса довольно сильно различаются по характеру поверхности. В южном полушарии поверхность находится на 1-2 км выше среднего уровня и густо усеяна кратерами. Эта часть Марса напоминает лунные материки. На севере большая часть поверхности находится ниже среднего уровня, здесь мало кратеров и основную часть занимают относительно гладкие равнины, вероятно, образовавшиеся в результате затопления лавой и эрозии. (Фото JPL-Caltech | MSSS | NASA):

13. Еще одно мастерское селфи. (Фот JPL-Caltech | MSSS | NASA):

14. На переднем плане, примерно в трех километрах от ровера, находится длинный хребет, изобилующий оксидом железа. (Фото JPL-Caltech | MSSS | NASA):

15. Взгляд на путь, который проделал марсоход, 9 февраля 2014. (Фото JPL-Caltech | MSSS | NASA):

16. Отверстие, которое пробурил марсоход Curiosity. Такой цвет породы под красной поверхностью сразу не очевиден. Дрель марсохода способна делать в камне отверстия диаметром 1.6 см и глубиной 5 см. Добытые манипулятором образцы могут также исследоваться приборами SAM и CheMin, расположенными в передней части корпуса ровера. (Фото JPL-Caltech | MSSS | NASA):

17. Еще одно селфи, самое свежее, сделанное 23 января 2018. (Фото NASA | JPL-Caltech | MSSS):

Марсоход «Кьюриосити» (с англ. «Любопытство») приземлился в рамках миссии NASA Mars Science Laboratory в 2012 году на Марс. Марсоход представляет собой автономную химическую лабораторию в несколько раз больше и тяжелее предыдущих марсоходов «Спирит» и «Оппортьюнити». Задача аппарата -за несколько месяцев пройти от 5 до 20 километров и провести полноценный анализ марсианских почв и компонентов атмосферы. Для выполнения контролируемой и более точной посадки использовались вспомогательные ракетные двигатели. За несколько лет своей работы марсоход предоставил много интересных данных и сделал множество живописных снимков Красной планеты.

Специалисты, изучающие феномен НЛО, подозревают американское аэрокосмическое агентство NASA в обмане века. На одном из снимков, недавно полученном с поверхности Красной планеты марсоходом « » в объектив камеры попал какой-то странный летающий объект. По форме он напоминает летящего орла. Неужели NASA действительно нас обманывает, или у кого-то просто очень сильное воображение?

После мягкой посадки масса марсохода составляла 899 кг, из них 80 кг составляла масса научного оборудования.

«Кьюриосити» превосходит своих предшественников, марсоходы и , по размерам. Их длина составляла 1,5 метра и массу 174 кг (на научную аппаратуру приходилось лишь 6,8 кг), Длина марсохода «Кьюриосити» составляет 3 метра, высота с установленной мачтой 2,1 метра и ширина 2,7 метра.

Передвижение

На поверхности планеты марсоход способен преодолеть препятствия высотой до 75 сантиметров, при этом на твёрдой ровной поверхности скорость ровера доходит до 144 метров в час. На пересечённой местности скорость ровера доходит до 90 метров в час, средняя скорость, марсохода составляет 30 метров в час.

Источник питания Curiosity

Питание марсохода обеспечивает радиоизотопный термоэлектрический генератор (РИТЭГ), такая технология успешно применялась в спускаемых аппаратах и .

РИТЭГ вырабатывает электроэнергию в результате естественного распада изотопа плутония-238. Выделяющееся при этом тепло преобразуется в электроэнергию, также тепло используется для подогрева оборудования. Это обеспечивает экономию электроэнергии, которая будет использована для передвижения ровера и функционирования его инструментов. Диоксид плутония находится в 32 керамических гранулах, каждая имеет размер примерно в 2 сантиметра.

Генератор марсохода «Кьюриосити» принадлежит к последним поколениям РИТЭГов, он создан в компании Boeing, и носит название «Multi-Mission Radioisotope Thermoelectric Generator» или MMRTG. Хотя в его основе лежит классическая технология РИТЭГов, он создан более более гибким и компактным. Он производит 125 Вт электрической энергии (что составляет 0,16 лошадиной силы), перерабатывая приблизительно 2 кВт тепловой. Со временем мощность генератора будет снижаться, но за 14 лет (минимальный срок службы) его выходная мощность понизится только до 100 Вт. За каждый марсианский день MMRTG производит 2,5 кВт·ч, что значительно превышает результаты энергоустановок роверов «Спирит» и «Оппортьюнити» - лишь 0,6 кВт.

Система отвода тепла (HRS)

Температура в регионе, в котором работает «Кьюриосити», изменяется от +30 до −127 °C. Система, отводящая тепло, перегоняет жидкость по трубам, проложенным в корпусе MSL, общей длиной 60 метров, чтобы отдельные элементы марсохода находились в оптимальном температурном режиме. Другие способы обогрева внутренних компонентов ровера заключаются в использовании тепла, выделенного приборами, также излишков тепла от РИТЭГа. При необходимости HRS также может охлаждать компоненты системы. Установленный в марсоходе криогенный теплообменник, производства израильской компании Ricor Cryogenic and Vacuum Systems, сохраняет температуру в различных отсеках аппарата на уровне в −173 °C.

Компьютер Curiosity

Марсоход находится под управлением двух одинаковых бортовых компьютеров «Rover Compute Element» (RCE) с процессором RAD750 с частотой 200 МГц; с установленной радиационностойкой памятью. Каждый компьютер оснащен 256 килобайтами EEPROM, 256 мегабайтами DRAM, и 2 гигабайтами флэш-памяти. Такое количество в разы превышает 3 мегабайта EEPROM, 128 мегабайт DRAM и 256 мегабайт флэш-памяти, которые имели марсоходы «Спирит» и «Оппортьюнити».

Система работает под управлением многозадачной ОСРВ VxWorks .

Компьютер руководит работой марсохода: например, он может изменить температуру в нужном компоненте, Он управляет фотографированием, вождением ровера, отправкой отчётов о техническом состоянии. Команды на компьютер марсохода передаются из центра управления на Земле.

Процессор RAD750 - преемник процессора RAD6000, использовавшегося в миссии Mars Exploration Rover. Он может выполнить до 400 миллионов операций в секунду, а RAD6000 только до 35 миллионов. Один из бортовых компьютеров является резервным и примет управление в случае неисправности основного компьютера.

Марсоход оснащен инерциальным измерительным устройством (Inertial Measurement Unit), фиксирующем местоположение аппарата, оно применяется как инструмент для навигации.

Связь

«Кьюриосити» оснащен двумя системами связи. Первая состоит из передатчика и приёмника X-диапазона, которые позволяют марсоходу связаться непосредственно с Землёй, со скоростью до 32 кбит/с. Диапазон второй ДМВ (UHF), в ее основе лежит программно-определяемая радиосистема Electra-Lite, разработанная в JPL специально для космических аппаратов, в том числе, для связи с искусственными марсианскими спутниками. Хотя «Кьюриосити» может связаться с Землёй напрямую, основная часть данных ретранслируется спутниками, обладающими бóльшей пропускной способностью из-за бо́льшего диаметра антенн и большей мощности передатчиков. Скорости обмена данными между «Кьюриосити» и каждым из орбитальных аппаратов может доходить до 2 Мбит/с () и 256 кбит/с (), каждый спутник поддерживать связь с «Кьюриосити» в течение 8 минут в день. Также орбитальные аппараты обладают заметно большим временным окном для связи с Землёй.

Телеметрию при посадке могли отслеживать все три спутника, находящиеся на орбите Марса: «Марс Одиссей», «Марсианский разведывательный спутник» и . «Марс Одиссей» служил ретранслятором для передачи телеметрии на Землю в потоковом режиме с задержкой в 13 минут 46 секунд.

Манипулятор Curiosity

Марсоход оснащен трёхсуставным манипулятором длиной 2,1 метра, на котором установлены 5 приборов, их общая масса составляет около 30 кг. На конце манипулятора расположена крестовидная башня-турель (turret) с инструментами, способная поворачиваться на 350 градусов, Диаметр турели с набором инструментов составляет примерно 60 см, при движении марсохода манипулятор складывается.

Два прибора турели являются контактными (in-situ) инструментами, это APXS и MAHLI. Остальные приборы отвечают за добычу и приготовление образцов для исследования, это ударная дрель, щётка и механизм для зачерпывания и просеивания образцов масиансконго грунта. Дрель оснащена 2 запасными бурами, она делает в камне отверстия диаметром 1,6 сантиметра и глубиной 5 сантиметров. Полученные манипулятором материалы также исследуются приборами SAM и CheMin, установленными в передней части марсохода.

Разница между земной и марсианской (38 % земной) силой тяжести приводит к различной степени деформации массивного манипулятора, что компенсируется специальным программном обеспечением.

Мобильность марсохода

Как и в предыдущих миссиях, Mars Exploration Rovers и Mars Pathfinder, научное оборудование в «Кьюриосити» находится на платформу с шестью колёсами, каждое из которых оснащено своим электродвигателем. В рулении участвуют два передних и два задних колеса, что позволяет роверу развернуться на 360 градусов, оставаясь на месте. Размер колес «Кьюриосити» значительно превосходит те, что применялись в предыдущих миссиях. Конструкция колеса помогает роверу поддерживать тягу, если он застрянет в песках, также колёса аппарата оставляют след, в котором с помощью кода Морзе в виде отверстий зашифрованы буквы JPL (Jet Propulsion Laboratory).

Бортовые камеры позволяют марсоходу распознавать регулярные отпечатки колёс и определять пройденное расстояние.

NASA запустила к Красной планете очередной марсоход. В отличие от проектов, связанных с этой планетой в нашей стране, американским исследователям удается довольно успешно осуществлять такие миссии. Напомним, российский аналог Curiosity – Фобос-Грунт потерпел фиаско из-за ошибки в программном обеспечении при выходе на околоземную орбиту.

Задачи миссии Curiosity. Curiosity это не просто марсоход. Проект осуществляется в рамках миссии Mars Science Laboratory и является платформой, на которой установлено множество научного оборудования, которое готовилось для решения нескольких задач.

Первая задача, которая стоит перед Curiosity, не оригинальна – поиск жизни на этой суровой планете. Для этого марсоходу нового поколения нужно будет обнаружить и изучить природу органических углеродных соединений. Найти такие вещества как водород, азот, фосфор, кислород, углерод и серу. Наличие таких веществ позволяет предположить о предпосылках зарождения жизни.

Кроме того, на Curiosity возлагают и другие задачи. Марсоход с помощью своего оборудования должен будет передать сведения о климате и геологии планеты, а так же провести подготовку к высадке человека.

Характеристики марсохода Curiosity. Curiosity имеет 3 метра в длину и 2,7 метра в ширину. Он оснащен шестью 51-см колесами. Каждое колесо работает от автономного электродвигателя. Передние и задние колеса помогут марсоходу повернуть в нужное направление. Благодаря особой конструкции и оптимальному диаметру, Curiosity способен преодолевать препятствие высотой 75 см и разгоняться до 90 метров в час.

Питание марсохода осуществляется за счет миниреактора. Заложенного в него плутония-238 хватит на 14 лет работы. От солнечных батарей решили отказаться из-за проблемы большого запыления атмосферы Марса.

Полет и посадка марсохода Curiosity. В качестве места посадки марсохода Curiosity был выбран кратер Гейла. Довольно ровное место, которое не должно преподнести проблемы.

На геостационарную орбиту марсоход вывела двухступенчатая ракета Atlantis-5 541. Откуда станция проследует до Марса. И тут начнется очень интересный момент – посадка Curiosity.

Атмосфера Марса довольна сложна. Ее плотные слои не позволяют посадочным двигателям корректировать этот процесс. Из-за чего была разработана довольно интересная технология, которая должна обойти эти трудности.

Во время входа в атмосферу Curiosity будет находиться в сложенном виде внутри специальной защитной капсулы. От высоких температур при вхождении в плотные слои атмосферы на большой скорости ее будет защищать специальное покрытие из углеродных волокон, пропитанных фенолформальдегидной смолой.

В плотной атмосфере Марса скорость аппарата снизится с 6 км/c до двукратной скорости звука. Сбрасываемые балласты откорректируют положение капсулы. Теплозащитное “покрывало” отстрелится и при скорости 470 м/c раскроется сверхзвуковой парашют.

При прохождении высоты 3,7 км над планетой, должна запуститься фотокамера, установленная в нижней части марсохода. Она снимет поверхность планеты, кадры высокой точности помогут избежать проблем с тем местом, куда Curiosity должен сесть.

Все это время парашют выполнял функцию тормоза, и на высоте 1,8 км над Красной планетой, марсоход отделяется от спускаемой установки, и дальнейшее снижение будет происходить при помощи платформы, которая снабжена посадочными двигателями.

Двигатели с переменной тягой корректируют положение платформы. В этот момент Curiosity должен успеть разложиться и подготовиться к посадке. Для того, чтоб этот процесс получился довольно плавным, была придумана еще одна технология – “летучий кран”.

“Летучий кран” это 3 троса, которые плавно опустят марсоход к поверхности планеты в то время как, платформа будет парить на высоте 7,5 метров.

Оборудование марсохода Curiosity. На марсоходе Curiosity установлено большое количество научного оборудования. Среди них есть и прибор, который разработали российские специалисты. Марсоход оснащен роботизированной рукой, которая довольно чувствительна. В нее вмонтированы бур, лопатка и другое оборудование, которое позволит собирать грунт и образцы пород.

На марсоходе установлено 10 приборов о некоторых из них, мы расскажем ниже.

MastCam – это камера, расположенная на высокой мачте над марсоходом. Она является глазами операторов, которые получая картинку на Земле, будут управлять аппаратом.

SAM – это масс-спектрометр, лазерный спектрометр и газовый хроматограф “в одном флаконе”, которые позволяют вести анализ проб грунта. Именно SAM должен найти органические соединения, азот, кислород и водород.

Роботизированная рука должна доставлять пробы в специальное место, на марсоходе, где их будет исследовать прибор SAM.

CheMin – еще один прибор для анализа пород. Он определяет химические и минеральные соединения.

CheCam – это самое интересное оборудование на борту марсохода Curiositi. Если говорить по-простому, то это лазер, которые способен растопить образцы грунта или скальных пород на расстоянии 9 метров от марсохода и исследовав пары, должен определить их структуру.

APXS – спектрометр который облучая образцы рентгеновским излучением и альфа-частицами сможет идентифицировать их. APXS располагается на роботизированной руке марсохода.

DAN – прибор разработанный нашими соотечественниками. Он способен определить наличие воды или льда даже на небольшой глубине под поверхностью планеты.

RAD – определит наличие радиоактивного излучения на планете.

REMS – чувствительная метеостанция на борту Curiosity.

Марсоход Curiosity это амбициозный проект человечества, который выведет нас на новый уровень изучения Марса. Посадка и изучение Красной планетой этим аппаратом, поможет ответить на два вопроса, которые давно не дают покоя человечеству: есть ли жизнь на Марсе и возможно ли колонизировать эту планету в ближайшем будущем.

Автопортрет «Кьюриосити»

Марсианская научная лаборатория (МНЛ) (Mars Science Laboratory , сокр. MSL ), «Марс сайенс лэборатори» - миссия НАСА , в ходе выполнения которой на был успешно доставлен и эксплуатируется третьего поколения «Кьюриосити» (Curiosity , - любопытство, любознательность ). Марсоход представляет собой автономную химическую лабораторию в несколько раз больше и тяжелее предыдущих марсоходов «Спирит» и «Оппортьюнити». Аппарат должен будет за несколько месяцев пройти от 5 до20 километров и провести полноценный анализ марсианских почв и компонентов атмосферы. Для выполнения контролируемой и более точной посадки использовались вспомогательные ракетные двигатели.

Запуск «Кьюриосити» к Марсу состоялся 26 ноября 2011 года, мягкая посадка на поверхность Марса - 6 августа 2012 года. Предполагаемый срок службы на Марсе - один марсианский год (686 земных суток).

MSL - часть долговременной программы НАСА по исследованию Марса роботизированными зондами Mars Exploration Program. В проекте, помимо НАСА, участвуют также Калифорнийский технологический институт и Лаборатория реактивного движения. Руководитель проекта - Дуг Маккистион (Doug McCuistion), сотрудник НАСА из отдела изучения других планет.Полная стоимость проекта MSL составляет примерно 2,5 миллиарда долларов.

Специалисты американского космического агентства НАСА решили отправить марсоход в кратер Гейла. В огромной воронке хорошо просматриваются глубинные слои марсианского грунта, раскрывающие геологическую историю красной планеты.

Название «Кьюриосити» было выбрано в 2009 году среди вариантов, предложенных школьниками, путём голосования в сети Интернет. Среди других вариантов были Adventure («Приключение»), Amelia , Journey («Путешествие»),Perception («Восприятие»), Pursuit («Стремление»), Sunrise («Восход»), Vision («Ви́дение»), Wonder («Чудо»).

История

Космический аппарат в собранном виде.

В апреле 2004 года НАСА начало отбор предложений по оснащению нового марсохода научным оборудованием, и 14 декабря 2004 года было принято решение об отборе восьми предложений. В конце того же года началась разработка и испытания составных частей системы, включая разработку однокомпонентного двигателя производства компании Aerojet, который способен выдавать тягу в диапазоне от 15 до 100 % от максимальной при постоянном давлении наддува.

Создание всех компонентов марсохода было завершено к ноябрю 2008 года, причём большая часть инструментов и программного обеспечения MSL продолжало испытываться. Перерасход бюджета миссии составил около 400 миллионов долларов. В следующем месяце НАСА отложило запуск MSL на конец 2011 года из-за недостатка времени для испытаний.

С 23 по 29 марта 2009 года на сайте НАСА проводилось голосование по выбору названия для марсохода, на выбор было дано 9 слов. 27 мая 2009 года победителем было объявлено слово «Кьюриосити». Оно было предложено шестиклассницей из Канзаса Кларой Ма.

Марсоход был запущен ракетой “Атлас-5” с мыса Канаверал 26 ноября 2011 года. 11 января 2012 года был проведён специальный манёвр, который эксперты называют «самым важным» для марсохода. В результате совершённого манёвра аппарат взял курс, который привёл его в оптимальную точку для десантирования на поверхность Марса.

28 июля 2012 года была проведена четвёртая небольшая коррекция траектории, двигатели включили всего на шесть секунд. Операция прошла настолько успешно, что финальная коррекция, изначально намеченная на 3 августа, не потребовалась.

Посадка произошла успешно 6 августа 2012 года, в 05:17 UTC. Радиосигнал, сообщающий об успешной посадке марсохода на поверхность Марса, достиг в 05:32 UTC.

Задачи и цели миссии

29 июня 2010 года инженеры из Лаборатории Реактивного Движения собрали «Кьюриосити» в большом чистом помещении, в рамках подготовки к запуску марсохода в конце 2011 года.

MSL имеет четыре основных цели:

  • установить, существовали ли когда-либо условия, подходящие для существования жизни на Марсе;
  • получить подробные сведения о климате Марса;
  • получить подробные сведения о геологии Марса;
  • провести подготовку к высадке человека на Марсе.

Для достижения этих целей перед MSL поставлено шесть основных задач:

  • определить минералогический состав марсианских почв и припочвенных геологических материалов;
  • попытаться обнаружить следы возможного протекания биологических процессов - по элементам, являющимся основой жизни, какой она известна землянам: (углерод, водород, азот, кислород, фосфор, серу);
  • установить процессы, в которых формировались марсианские камни и почвы;
  • оценить процесс эволюции марсианской атмосферы в долгосрочном периоде;
  • определить текущее состояние, распределение и круговорот воды и углекислого газа;
  • установить спектр радиоактивного излучения поверхности Марса.

Также в рамках исследований измерялось воздействие космической радиации на компоненты во время перелёта к Марсу. Эти данные помогут оценить уровни радиации, ожидающие людей в пилотируемой экспедиции на Марс.

Состав

Перелётный
модуль
Модуль управляет траекторией Mars Science Laboratory во время полёта с Земли на Марс. Также включает в себя компоненты для поддержки связи во время полёта и регулирования температуры. Перед входом в атмосферу Марса происходит разделение перелетного модуля и спускаемого аппарата.
Тыльная часть
капсулы
Капсула необходима для спуска через атмосферу. Она защищает марсоход от влияния космического пространства и перегрузок во время входа в атмосферу Марса. В тыльной части находится контейнер для парашюта. Рядом с контейнером установлено несколько антенн связи.
«Небесный кран» После того, как теплозащитный экран и тыльная часть капсула выполнят свою задачу, они расстыковываются, тем самым освобождая путь для спуска аппарата и позволяя радару определить место посадки. После расстыковки кран обеспечивает точный и плавный спуск марсохода на поверхность Марса, который достигается за счёт использования реактивных двигателей и контролируется с помощью радиолокатора на марсоходе.
Марсоход «Кьюриосити» Марсоход под названием «Кьюриосити», содержит все научные приборы, а также важные системы связи и энергоснабжения. Во время полёта шасси складывается для экономии места.
Лобовая часть
капсулы с
теплозащитным экраном
Теплозащитный экран защищает марсоход от крайне высокой температуры, воздействующей на спускаемый аппарат при торможении в атмосфере Марса.
Спускаемый аппарат Масса спускаемого аппарата (изображён в сборе с перелётным модулем) составляет 3,3 тонны. Спускаемый аппарат служит для контролируемого безопасного снижения марсохода при торможении в марсианской атмосфере и мягкой посадки марсохода на поверхность.

Технология полёта и посадки

Перелётный модуль готов к испытанию. Обратите внимание на часть капсулы снизу, в этой части находится радиолокатор, а на самом верху - солнечные батареи.

Траекторию движения Mars Science Laboratory от Земли до Марса контролировал перелётный модуль, соединённый с капсулой. Силовым элементом конструкции перелётного модуля была кольцевая ферма диаметром 4 метра, из алюминиевого сплава, укреплённая несколькими стабилизирующими стойками. На поверхности перелётного модуля были установлены 12 панелей , подключённых к системе энергоснабжения. К концу полёта, перед входом капсулы в атмосферу Марса, они вырабатывали около 1 кВт электрической энергии с КПД порядка 28,5 %. Для проведения энергоемких операций были предусмотрены литий-ионные аккумуляторы. Кроме того, система электропитания перелётного модуля, батареи спускаемого модуля и энергосистема «Кьюриосити» имели взаимные соединения, что позволяло перенаправить потоки энергии в случае возникновения неисправностей.

Ориентация космического аппарата в пространстве определялась при помощи звёздного датчика и одного из двух солнечных датчиков. Звёздный датчик наблюдал за несколькими выбранными для навигации звёздами; солнечный датчик использовал в качестве опорной точки . Эта система была спроектирована с резервированием для повышения надёжности миссии. Для коррекции траектории применялись 8 двигателей, работающих на гидразине, запас которого содержался в двух сферических титановых баках.

Просмотров