Объекты живой природы. Объекты живой природы Осенние явления природы

Ирина Дергунова
О природе для малышей с 2 до 3 лет

Что можно рассказать малышу о мире животных ?

Научить узнавать в натуре, на картинках, в игрушках домашних животных (кошку, собаку, корову, курицу и др.) и их детенышей и называть их.

Узнавать на картинке некоторых диких животных (медведя, зайца, лису и др.) и называть их.

Вместе с детьми наблюдать за птицами и подкармливать птиц в холодное время года.

Воспитывать бережное отношение к животным. Учить основам взаимодействия с природой (рассматривать растения и животных, не нанося им вред)

Помогите детям замечать красоту природы в разное время года !

Расскажите стихи, поговорите о весне, о лете, о растениях, животных- птицах, насекомых.

Наблюдая за объектами природы , используйте короткие стихотворения

Одуванчик.

На лужайке, где кусты,

Ярко-желтые цветы

С солнышком проснулись,

Сладко потянулись.

Удивились комары :

Нет цветов, одни шары,

Нежные, пушистые,

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Игры на природе» «Игры в течение дня» (часть 2) Консультация для родителей «Игры на природе» Ни для кого не секрет, что природа оказывает огромное влияние.

Картотека бесед для малышей 3–4 лет по ОБЖ «Как вести себя в незнакомых ситуациях?». Часть 1 №1–10 Номера и темы бесед: Беседа № 1. Тема: «Пожарная безопасность» Беседа № 2. Тема: «Огонь добрый и злой» Беседа № 3. Тема: «Профессия.

Картотека бесед для малышей 3–4 лет по ОБЖ «Как вести себя в незнакомых ситуациях?» Часть 2 Картотека бесед Для малышей 3-4 лет по ОБЖ «Как вести себя в незнакомых ситуациях?» Беседа № 11. Тема: «Как песок может стать опасным».

Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста 2–3 лет «Снеговик в гостях у малышей» Конспект образовательной деятельности с детьми раннего возраста (2-3года) «Снеговик в гостях у малышей» Воспитатель Андреева ИВ Программное.

Конспект занятия «Математика для малышей 4–5 лет» Память и внимание можно и нужно развивать – в разных играх, настольных и словесных. Можно расставить пять игрушек, попросить ребенка запомнить,.

Сценарий новогоднего праздника для младшей группы «Елка для малышей» новый год для младшей группы детский сад " Искорка " " Елка для малышей" Участники - Ведущая. Снегурочка. Дед Мороз. Зайчики. Снежинки.

Методическая разработка «Пластилинография для малышей от 2-х до 4-х лет» I. Теоретический аспект 1.1. Развивающее значение руки человека «Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняется не рука,.

Познавательный творческий проект «Пасхальные игры для малышей» для детей 2–3 лет Название проекта: «Пасхальные игры для малышей» Тип проекта: познавательный, творческий Продолжительность проекта: краткосрочный (две недели).

  • формирование и развитие интеллектуальных способностей учащихся начальных классов;
  • повышение общей осведомленности и образованности учащихся, их познавательной и творческой активности;
  • поиск и поддержка одаренных и талантливых детей;

Оборудование: “Цветик-семицветик”, жетоны семи цветов, 2 коробочки для жетонов, корм для птиц (2 набора), секундомер, карточки со стихотворениями, 2 листа чистой бумаги для записи названий семян, 2 ручки, 2 набора карточек с цифрами: 1,2,3, мешочек с жетонами.

Организационный момент. Команды под музыку выходят на сцену.

Ведущий. Добрый день, девочки, мальчики! Сегодня у нас игра “Путешествие в природу”. Число “7” является её символом. В каждой команде 7 человек, в игре 7 конкурсов. Задание каждого конкурса представлено на лепестках цветика-семицветика. Семёрка в древности была окружена большим почётом. Отголоски почитания этого числа дошли и до наших дней, когда мы употребляем в речи пословицы и поговорки типа “Семь бед - один ответ”, “На седьмом небе” и т. п.

“Семь” считали магическим и священным числом. Семь дней в неделе. Возможно, это объяснялось ещё и тем, что человек воспринимает окружающий мир (свет, звуки, запахи, вкус) через семь “отверстий” в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот).

Не случайно в радуге семь цветов и на свете семь чудес.

Нередко приписывают числу семь таинственную силу: знахари вручали больному семь разных лекарств, настоянных на семи травах, и советовали пить их семь дней.

Волшебное число “семь” широко использовалось в сказках, мифах.

(Команды-участницы занимают места за столиками.)

Ведущий. Ребята, перед вами цветик - семицветик. Но сегодня этот цветок не будет исполнять ваши желания, а будет давать вам задания. За каждое выполненное задание вы будете получать жетоны цвета лепестка.

После каждого конкурса будет следовать подведение итога.

Порядок выполнения конкурсных заданий определяете вы, вынимая по очереди из мешочка цветной жетон. (Белые лепестки с названиями конкурсов закрыты лепестками семи цветов. Участникам игры предоставляется поочередно доставать из мешка цветной жетон. Соответственно цвету жетона открывается лепесток семицветика).

1. Музыкальная пауза проводится по усмотрению ведущего. Например: “Все вы знаете, что есть танец маленьких утят, а вы попробуйте исполнить танец маленьких бегемотиков”.

2. Домашнее задание по подбору загадок даётся заранее. Каждой команде подготовить по две загадки: о животных, о растениях.

Ход игры

Зелёный лепесток. “Поразмыслим не спеша”

У каждой команды на столе лежат карточки с цифрами от 1 до 3. Свой ответ ребята показывают на карточках.

Вопросы 1 команде:

1 .Какая змея самая ядовитая?

Гремучая змея

- кобра

2. Почему дрожит мышка?

Оттого, что боится кошку

Чтобы проверить шкурку

- чтобы согреться

3. Почему у журавля один птенец?

- сильный убивает слабого

Откладывает всего одно яйцо

Вылупившийся птенец выбрасывает остальные яйца

Вопросы 2 команде:

1. Зачем зайцу большие уши?

Чтобы лучше слышать

Для торможения на поворотах

- чтобы не перегреться

2. Зачем страус голову в песок прячет?

От страха

Разыскивает пищу

3. Почему тюленёнок растёт как на “дрожжах”?

- много ест

Много спит

Мало двигается

Оранжевый лепесток. “Угадай-ка!” Домашнее задание

1-ая о животных

2-ая о растениях

Команды обмениваются загадками.

Загадки ведущего.

Загадка для первой команды.

Выросла травка

К пище приправка.

Её пожитки –

Душистые нитки. (Укроп)

Загадка для второй команды.

Ох и зол, хоть мал

В солнце стрелки выпускал

Мы сломаем стрелки –

Сделаем свистелки. (Лук)

За каждую угаданную загадку команда получает жетон оранжевого цвета.

Фиолетовый лепесток. “Птичьи секреты”

Ведущий. Наблюдать за птицами очень интересно, главное - притаиться и не спугнуть их. Если поставить в лесу кормушку и приходить с кормом каждый день (в одной и той же одежде), подходя днём за днём всё ближе и ближе, то можно приучить птиц не бояться вас и даже клевать зёрнышки прямо с рук. Попробуйте!

Вопросы 1 команде.

1. Какая лесная птица весной и осенью меняет цвет своего оперения? (Белая куропатка)

2. Что буквально означает выражение “как с гуся вода”? (Оперение гуся всегда покрыто жиром, поэтому вода не смачивает перья, а скатывается с них.)

Вопросы 2 команде.

1. Зачем скворцы и галки “катаются” верхом на коровах, овцах и лошадях?

(Скворцы и галки таскают шерсть для своих гнёзд и выклёвывают насекомых и их личинок из шерсти животных.)

2. Какие зёрна любят стрижи? (Стрижи зёрен не клюют, они питаются только насекомыми.)

Практическая работа.

В зимнее время корма для птиц в природе недостаточно, поэтому мы можем встретить птиц рядом с жильём человека. Мы должны помочь птицам. Кормушка наша пуста.

Чем кормятся птицы? Давайте посмотрим.

Дети рассматривают образцы семян, лежащих на столах в тарелочках.

Давайте составим список семян, которые любят птицы.

Красный лепесток. “Проблемный вопрос”

Ситуация 1.

Серёжа рассказал о том, что когда они гуляли с папой по лесу, то развели костёр и пекли картошку. Потом папа залил костёр из ручья, чтобы не было пожара, а банки и пакеты закопал.

Как убедить папу Серёжи в том, что в лесу костёр разжигать нельзя?

Ситуация 2.

Олег стоял у цветочной клумбы и бил прутиком по головкам цветов.

Что ты делаешь? - спросила старушка.

Пчёл прогоняю, они цветы жалят.

Старушка улыбнулась и подозвала к себе мальчика, что-то рассказала ему. После этого Олег выбросил прутик, удивлённо пожав плечами.

А я и не знал об этом.

Что рассказала Олегу старушка?

Жёлтый лепесток. “Тайны лесной тропинки”

Ведущий. Королева Зла наколдовала так, что при записи стихотворений писателей-классиков, мы пропустили некоторые слова, обозначающие названия деревьев. Какие это слова? Назовите автора стихотворения.

(Каждой команде предлагается на карточках по три отрывка из стихотворений.)

Стихотворения для 1 команды.

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку - сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася... (сосна)

Пусть сосны и... (ели)
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.

Улыбнулись сонные... (берёзки)
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.

Стихотворения для 2 команды.

Душистая (черёмуха)
С весною расцвела
И ветки золотистые,
Что кудри завила.

Мать и сын теперь на воле;
Видят холм в широком поле;
Море синее крутом,
... зелёный над холмом. (дуб)

На безлюдный простор
Побелевших полей
Смотрит весело лес
Из-под чёрных кудрей.
Словно рад он чему, -
И на ветках... (берёз)
Как алмазы, горят
Капли сдержанных слез.

Синий лепесток. “Поляна любителей книг”

Ведущий. Вот “Поляна любителей книг”. Давайте передохнём. Ребята, вы любите читать? Давайте проведём викторину.

Узнайте по описанию.

Задание 1 команде:

“Он только что выстриг себе заднюю половину туловища, что делал каждый день. Кудрявая шерсть на передней половине туловища была расчёсана, кисточка на конце хвоста перевязана чёрным бантом. На передней лапе серебряные часы”. (Артемон. А. Толстой “Золотой ключик, или приключения Буратино”.)

Задание 2 команде:

“Молодая рыжая собака - помесь таксы с дворняжкой, очень похожая мордой на лисицу”. (Каштанка. А. Чехов.)

Ведущий. Продолжаем нашу викторину. Подскажите, в кого превращались…

1 команде:

1. Князь Гвидон - в комара, муху, шмеля.

2. Одиннадцать братьев - в принцев из сказки Г.-X. Андерсена, “Дикие лебеди”,

2 команде:

1. Гадкий утёнок - в лебедя из сказки Г. -X. Андерсена.

2. Девочка Айога из нанайской сказки - в гусыню.

Зелёный листик. “От мухи до слона”. Игра со зрителями

Ведущий. Ребята, у вас есть возможность тоже заработать жетон, подарить его команде, за которую вы болеете.

Хоровая игра “От мухи до слона”.

Нужно назвать недостающие имена животных - самых известных литературных героев.

1. Муха (Цокотуха).

2. Пчела (Майя) - “Приключения пчелы Майи” В. Бонзельса.

3. Курочка (Ряба).

4. Уточка (Серая шейка) - из сказки Мамина-Сибиряка.

5. Черепаха (Тортила) - “Золотой ключик” А. Толстого.

6. Медведь (Балу) - “Маугли” Р. Киплинга.

7. Крыса (Шушара) - “Золотой ключик” А. Толстого.

Ведущий. Назовите сказки и пословицы, в названиях которых есть число семь.

Например. Семеро с ложкой - один с сошкой. Лук от семи недуг. Седьмая вода на киселе. За семь вёрст киселя хлебать. На седьмом небе. Семь чудес света. Семь бед - один ответ. Семь раз примерь, один раз отрежь. У семи нянек дитя без глазу.

Белый лепесток. Блиц турнир

Даётся 1 минута. За это время нужно как можно быстрее ответить на максимальное количество вопросов. За каждый правильный ответ - жетон.

Вопросы 1 команде:

1. Сколько лучей у снежинки? (Восемь)

2. Сколько ушей у трёх мышей? (Шесть)

3. Какой месяц идет после июня перед августом? (Июль)

4. Какая птица откладывает яйца в чужом гнезде? (Кукушка)

5. Лиственное дерево, у которого листья, как иголки? (Лиственница)

6. Какого цвета незабудки? (Голубые)

7. Какую птицу называют “белобока”? (Сорока)

8. Кто рисует зимой на окнах? (Мороз)

9. Дерево у которого белый ствол? (Берёза)

10. Самое высокое животное? (Жираф)

11. Кто в малине знает толк? Косолапый, бурый.. (Медведь)

12. Бел, а не сахар, ног нет, а идет? (Снег)

13. Когда ёж не колется? (Когда только родился)

14. Назовите какое растение говорит, где оно живёт? (Подорожник)

15. Какое дерево весной дятла поит? (Берёза)

16. Где у кузнечиков ухо? (На ноге)

17. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)

18. Где хранилась смерть Кощея Бессмертного? (В яйце)

19. На ком ехал Иван-царевич? (На волке)

20. Родилась в воде, живёт на земле? (Лягушка)

Вопросы 2 команде:

1. Назовите первый месяц зимы? (Декабрь)

2. Сколько морковок заяц может съесть натощак? (Одну)

3. Съела зайца и ловит второго чёрно-бурая злая.. (Лисица)

4. Как звали дедушку, который спас зайцев от наводнения? (Мазай)

5. Назовите последний месяц осени. (Ноябрь)

6. Какого цвета цветки мать-и-мачехи? (Жёлтые)

7. Птица с красной грудкой, которую можно увидеть зимой. (Снегирь)

8. Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застала. (Туча)

9. Яд каких животных используется человеком в медицинской практике? (Пчёлы, змеи, лягушки)

10. Зачем белке? хвост? (Рулить)

11. Что ест жаба зимой? (Ничего)

12. На ком совершила путешествие Дюймовочка в теплые края? (На ласточке)

13. В какой сказке девочка идет зимой в лес за подснежниками? (12 месяцев)

14. Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата)

15. Пингвин - птица или нет? (Птица)

16. Какая птица выше всех летает? (Орёл)

17. Какая птица в нашей стране самая маленькая? (Королёк)

18. Состояние реки, когда вода заливает большие территории? (Половодье)

19. Какой снег тает быстрее - чистый или грязный? (Грязный)

20. Самый чистоплотный зверёк? (Барсук)

Подведение итогов.

Ведущий. Дорогие ребята! Нам очень приятно было встретиться с вами, мы рады, что вы приняли участие в интеллектуальной игре “Путешествие в природу”. Надеемся, что вы ещё больше будете любить родную природу, проявлять к ней интерес, оберегать её. Наша игра показала, что вы много знаете.

Награждение победителей.

Ведущий. Спасибо за участие! До новых встреч.

Природой называется все то, что окружает нас и не создано при участии человека. Так, окружающие нас леса, горы, моря, звезды — это природа. А дома, книги, машины, космические корабли к природе не относятся.

В природе выделяют живые и неживые объекты. К живым принято относить все, что способно самостоятельно жить, развиваться, расти, питаться, размножаться. Это растения, животные, и, конечно, сам человек.

Признаки объектов живой природы

К главным признакам объектов живой природы относят способности организма совершать следующий жизненный цикл:

  • Рождение, рост и развитие. Так, из семечка вырастает целое дерево, младенец становится взрослым человеком.
  • Размножение. Объекты живой природы способны производить себе подобных.
  • Питание. Все живые существа нуждаются в пище: растения просят воды, животные питаются травой, растениями или другими животными.
  • Дыхание. Все живые организмы имеют органы дыхания: у человека и многих животных — это легкие, у рыб — жабры, у растений — клетки, поглощающие углекислый газ.
  • Движение. В отличие от большинства объектов неживой природы, живые организмы движутся: животные и человек передвигаются на ногах, лапах, растения поворачиваются вслед за солнцем, распускают цветы.
  • Умирание — это конечный цикл жизни организма. После того, как объект живой природы перестает поглощать пищу, дышать и двигаться, он умирает и переходит в разряд объектов неживой природы. Так, дерево — это объект живой природы, а вот срубленный ствол уже относится к неживой природе.

Все эти способности присущи только живым организмам. То есть, те объекты, которые растут, размножаются, питаются, дышат и относят к объектам живой природы.

В отличие от объектов живой природы, неживые неспособны к таким действиям. Например, луч Солнца, Луна, комета, песок, камень, скала, вода, снег — это объекты неживой природы. Несмотря на то, что многие из них способны двигаться (например, вода в реке), другие — растут (например, горы), эти объекты не размножаются, не питаются, у них нет органов дыхания.

Зато растения, которые, не движутся, способны к питанию и дыханию, а потому относятся к живой природе.

Объекты живой природы: примеры

В биологии выделяют следующие виды объектов живой природы:

Микроорганизмы — это древнейшие формы жизни на нашей планете. Первые микроорганизмы появились миллиарды лет тому назад. Микроорганизмы живут там. Где есть вода. Главная особенность их — невероятная жизнестойкость, так как микроорганизмы выживают практически при любых условиях. К объектам живой природы их относят потому, что они потребляют пищу (воду и питательные вещества) могут размножаться и расти. А с течением времени умирают.

К микроорганизмам относятся различные виды бактерий, вирусы, грибы.

Растения. Мир флоры на земле необычайно велик и многогранен. Начиная от одноклеточных водорослей вроде инфузории-туфельки или амебы и заканчивая гигантскими кедрами или баобабами, все растения относятся к объектам живой природы. Во-первых, они способны расти и размножаться. Во-вторых, все растения нуждаются в питании, часть которых получают из воды, часть — из почвы. В-третьих, растения двигаются: разворачивают и сворачивают листочки, сбрасывают листья и цветы, распускают бутоны, поворачиваются вслед за солнцем. В-четвертых, растения дышат, поглощая углекислый газ и выделяя кислород.

Однако стоит помнить, что после умирания растения переходят в класс объектов неживой природы.

Животные — еще одна разновидность объектов живой природы, наиболее многочисленная, так как сюда относятся самые разнообразные виды: млекопитающие, птицы, рыбы, земноводные, насекомые. Представители фауны также способны к размножению, они дышат и питаются, двигаются и растут, приспосабливаясь у условиям окружающей среды.

Человек — высшая ступень развития живого организма. Именно человеку присущи все способности объекта живой природы: человек рождается, растет, производит себе подобных, питается, дышит и, в конце концов, умирает.

Взаимодействие живой и неживой природы

Все объекты живой и неживой природы находятся в тесной взаимосвязи и оказывают влияние друг на друга. Так, Солнце — это объект неживой природы. Но без его тепла и энергии невозможно существование жизни. То же можно сказать и о воде, которая послужила источником зарождения жизни на нашей планете.

Все живые организмы дышат. А потому для выживания им необходим воздух, который является объектом неживой природы.

С помощью звезд и Солнца птицы ориентируются в полете, человек с их помощью определяет циклы для выращивания растений

В свою очередь, и живая природа оказывает влияние на объекты неживой природы. Так, человек, строя города, осушает болота и разрушает горы, растения, выделяя кислород, меняют структуру воздуха, некоторые виды животных роют норы, выбирая для своего жилища объект неживой природы — почву.

При этом нужно помнить, что неживая природа является первичной, основной. Все необходимое мы черпаем именно из неживой природы, оттуда мы получаем воду, воздух, тепло и энергию, без которых невозможна жизнь.

1. С помощью учебника допиши определения.

это все изменения происходящие в природе .

2) Термометр - это прибор для измерения температуры .

2. Отметьте (закрасьте табличку) зелёным цветом объекты природы, жёлтым цветом - явления природы. Составьте пары «объект - явление» (соедините таблички линиями).

3. Заполни таблицу (напиши не менее трёх примеров в каждом столбце). Если хочешь, запиши явления, которые могут происходить с объектами природы, перечисленными в таблице на с. 18.

4. Муравей Вопросик, как и в прошлом учебном году, нарисовал картинки. Он очень старался, но папа Серёжи и Нади сказал, что Муравьишка опять кое-что перепутал. Найди ошибки. Посчитай и запиши, сколько ошибок на каждой картинке. Докажи правильность своего решения

Ошибки на картинке «Лето»

  1. летом не идет снег
  2. летом не бывает ледохода
  3. летом не улетают птицы на юг
  4. летом не растут подснежники
  5. летом не желтеют листья на деревьях

Ошибки на картинке «Весна»

  1. весной не желтеют листья на деревьях
  2. весной снег тает и уже нет белоснежных сугробов.

5. Практическая работа «Учимся измерять температуру».

Цель работы: научиться измерять температуру воздуха, воды, тела человека.

Оборудование: термометры комнатный, уличный, водный, медицинский; стаканчик с тёплой водой, стаканчик с холодной водой.

Ход работы (по заданиям учебника).

Опыт 1.

  • Опускаем термометр в стакан с тёплой водой.

Опыт 2.

  • Опускаем термометр в стакан с холодной водой.

1) Подпишите части термометра.

2) Обозначьте стрелками, что происходит со столбиком жидкости в трубке термометра.

3) По результатам измерений заполните таблицу.

4) Отметьте (обведите линией) результат измерения температуры своего тела. Сделайте вывод.

Оценка выполненной работы (достигнута ли цель): да, цель достигнута
Презентация: сообщите классу о результатах работы, выслушайте и оцените другие сообщения.

6. Выполни упражнения.

1) Запиши числами:
десять градусов тепла - +10°С
десять градусов мороза - -10°С
ноль градусов - 0°С
шесть градусов выше нуля - +6°С
шесть градусов ниже нуля - — 6°С

2) Запиши словами:
+5° - пять градусов тепла
-7° - семь градусов мороза

7. Определи с помощью термометра и запиши температуру воздуха у себя дома, на улице.

Просмотров