Понятие предельный возраст пребывания на военной службе. Предельный возраст пребывания на военной службе. Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе". Причины поправок в законе

Статья 1

Внести в Федеральный закон от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 13, ст. 1475; 2010, N 11, ст. 1176) следующие изменения:

1) в статье 49:

а) пункт 1 изложить в следующей редакции:

"1. Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:

Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала - 65 лет;

генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала - 60 лет;

полковника, капитана 1 ранга - 55 лет;

военнослужащего, имеющего иное воинское звание, - 50 лет.";

б) пункт 3 изложить в следующей редакции:

"3. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, может заключаться новый контракт о прохождении военной службы в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы:

имеющими воинское звание Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала, - до достижения ими возраста 70 лет;

имеющими иное воинское звание, - до достижения ими возраста 65 лет.";

2) пункт 1 статьи 53 изложить в следующей редакции:

"1. Граждане, пребывающие в запасе, подразделяются на три разряда:

Статья 2

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.

2. Военнослужащие, заключившие новый контракт о прохождении военной службы на неопределенный срок (до наступления предельного возраста пребывания на военной службе) в соответствии с подпунктом "а" пункта 5 статьи 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и военнослужащие, заключившие новый контракт о прохождении военной службы до наступления предельного возраста пребывания на военной службе в соответствии с пунктом 6 статьи 38 указанного Федерального закона до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, установленного пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе уволиться с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе.

3. Военнослужащие, достигшие предельного возраста пребывания на военной службе и заключившие новый контракт о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 3 статьи 49 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе уволиться с военной службы по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, установленного пунктом 1 статьи 49 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации В. Путин

Профессия военнослужащего на сегодняшний день является достаточно популярной среди граждан России, так как предусматривает ряд преимуществ.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Действующее законодательство достаточно строго регулирует обязанности людей, которые устроились на службу в вооруженные силы, и, в частности, определяет предельно допустимый возраст, в котором человек может занимать те или иные должности.

По этой причине многие интересуются тем, какой сейчас установлен предельный возраст пребывания на военной службе.

Важные моменты

От того, насколько человек долго служит в вооруженных силах, будет непосредственно зависеть перечень предоставленных ему преимуществ:

  • в соответствии с в дальнейшем определяется сумма заработной платы гражданина, то есть чем дольше он посвящает себя защите родины, тем более высокой будет его оплата труда;
  • определенные звания могут быть получены только после того, как человек достигнет соответствующего возраста;
  • если человек преимущественное большинство своих лет отдал службе в армии, он получает хорошую пенсию.

Все вопросы, затрагивающие возрастные ограничения, установленные для военнослужащих, прописаны в статье 49 Федерального закона №53. В частности, там говорится о том, когда именно военнослужащий имеет право уйти на заслуженный отдых и начать получать от государства положенные ему пенсионные выплаты.

Такие ограничения распространяются не только на рядовой состав армии, но также и на руководителей, которые занимаются научной или политической работой. Более того, в соответствии с действующим законодательством при достижении определенного возраста человек обязан уйти на пенсию, то есть его руководство не может принять никакого другого решения, помимо увольнения.

Закон, в соответствии с которым регулируется воинская обязанность и порядок несения службы родине, принимался одновременно с воинским законодательством, и, в частности, было определено, что временные рамки представляют собой один из наиболее важных факторов в процессе формирования армейского состава.

Не секрет, что военные всегда должны иметь хорошую физическую подготовку и отличаться крепким здоровьем, однако на практике с течением возраста все эти качества существенно ухудшаются, из-за чего нормальное исполнение обязанностей становится в принципе невозможным.

Многие преклонные контрактники заслуживают звание полковника или даже генерала, занимая различные руководящие должности, предусматривающие большую ответственности, в связи с чем просто нельзя допускать, чтобы такая большая ответственность лежала на сотруднике, не имеющем возможность исполнять их по причине неудовлетворительного состояния здоровья. Именно для того, чтобы регулировать переход людей на пенсию, было принято решение о введении нового закона, утверждающего предельный возраст, в котором человек может находиться на военной службе.

Что говорит закон

Как говорилось выше, предельно допустимый возраст, в котором человек может находиться на воинской службе, прописан в статье 49 Федерального закона №53, который был принят 28 марта 1998 года.

Помимо этого, различные правовые нормы, устанавливающие ограничения на пребывание в составе вооруженных сил различных граждан, присутствуют также в Положении №1237, принятом 16 сентября 1999 года, которым регулируется порядок прохождения воинской службы.

Данное положение, помимо всего прочего, координирует различные вопросы, связанные с оформлением контрактов с гражданами, желающими стать военнослужащими, и, в частности, там указываются различные нюансы подписания таких соглашений с теми лицами, чей возраст близок к предельному.

Последние изменения

До того, как были внесены последние корректировки в действующее законодательство, военнослужащие покидали свои должности на пять лет раньше, то есть самые высокие чины должны были увольняться уже по достижению возраста 60 лет.

Внесенные корректировки затронули не всех военнослужащих, и, к примеру, лица, исполняющие свои обязанности в СВР или ФСБ, должны покинуть пост в 45 лет.

Однако данное правило действует на протяжении довольно продолжительного промежутка времени, в связи с чем уже сейчас обсуждается возможное поднятие этой планки до 50 лет. Во всех остальных случаях предельно допустимый возраст пребывания на воинской службе не перетерпел никаких изменений.

На практике изменения, внесенные в закон, регулирующий воинское исполнение обязанностей этих лиц, основываются на недостаточно точных представлениях воинской службы.

Ранее средние параметры у мужчин были существенно меньше по сравнению с теми, что присутствуют на сегодняшний день, что было достигнуто благодаря развитию медицины, в связи с чем вряд ли можно говорить о том, что командующий после достижения возраста в 50 лет уже не сможет качественно выполнять взятые на себя обязательства.

В данном случае принимается во внимание также тот факт, что пожилые военные отличаются богатым опытом и огромным багажом знаний, связанных с грамотной организацией воинской службы. Опытные сотрудники корректно исполняют свои обязанности, а также могут качественно подготовить новое поколение, которое будет потом защищать родину.

Причины ограничения

Ключевая причина, по которой было принято решение о введении возрастных ограничений, заключается именно в физиологических особенностях человека.

Конечно, хорошая теоретическая подготовка, широкий опыт, а также доскональное знание тактики ведения боевых действий являются несомненными преимуществами для любого военнослужащего, однако с наступлением преклонного возраста у человека сохраняется все меньше сил и энергии, а для военного достаточная физическая подготовка является обязательной.

Если бы этот закон не был введен, военнослужащие могли бы долго не уходить на пенсию, что обернулось бы целым рядом серьезных проблем.

Предельный возраст

В соответствии с действующим законодательством возраст, до которого гражданин может занимать свою должность в вооруженных силах, непосредственно зависит от его чина.

В 2014 году предельно допустимый возраст, до которого человек мог исполнять воинские обязанности, был увеличен на пять лет для всего кадрового состава, причем затронуло это не только флот и армию, но также служащих, которые работают в других силовых ведомствах или находятся в запасе.

Таким образом, теперь предельно допустимый возраст исполнения воинской службы выглядит следующим образом:

Учитывая, что на практике в преимущественном большинстве случаев военнослужащие не сильно торопятся с тем, чтобы уйти в отставку, и вместо этого предпочитают просто увеличивать собственный срок службы, лица, занимающие одну из должностей в высшем офицерском составе, находятся на данный момент в самом лучшем положении. В то же время определенные проблемы, несомненно, затронут представителей нижних офицерских чинов, солдат и сержантов, так как они должны лишиться своих погон уже после того, как им исполнится 50 лет.

Офицеры, которые не захотят продолжать свою военную карьеру и решат свернуть с этого пути еще до того, как достигнут предельно допустимого возраста для службы, никоим образом не почувствуют указанных выше изменений в действующем законодательстве, так как на сегодняшний день точно так же, как и раньше, можно будет уволиться на пенсию до указанного возраста, если на то есть уважительные причины.

Рост предельно допустимого возраста затронул также граждан, которые находятся в запасе. Теперь при возникновении такой необходимости прапорщики и рядовые могут быть призваны обратно для прохождения воинской службы до того момента, как им исполнится 35, 45 или 50 лет в зависимости от того, какую они имеют воинскую специальность. В то же время низшие офицеры запаса могут быть призваны до 50, 55 и 60 лет.

Резервные подполковники, майоры, а также капитаны 2 или 3 рангов могут призываться до 55, 60 и 65 лет в зависимости от того, какой у них имеется разряд. Полковников и капитанов 1 ранга призывают до 60 и 65 лет, в то время как высшие офицеры могут служить до 65 и 70 лет.

Будет ли увеличение

В процессе проведения прямой линии в 2017 году президенту задавали вопрос о том, планируется ли увеличение предельного возраста воинской службы. Глава государства уточнил, что в ближайшем времени можно вынести положительное решение в отношении офицерского состава, но при этом для начала следует принять во внимание все преимущества и недостатки такого решения.

Также Путин подчеркнул, что вне зависимости от обстоятельств никто не будет пересматривать срок службы граждан, которые пришли в вооруженные или по призыву, но вот в отношении офицеров нужно будет рассматривать возможные решения, так как преимущественное их большинство желает оставаться на службе больше положенного срока.

Произошли ли какие-то организационные выводы в Министерстве обороны — на данный момент ничего неизвестно, то есть вполне возможно, что в дальнейшем в принципе не будет никаких действий в этом направлении.

Особенности для женщин

Представительницам слабого поля на сегодняшний день дается возможность составить серьезную конкуренцию мужчинам практически в любых военных специальностях. С точки зрения действующего законодательства, каждая женщина представляет собой полноценный субъект военного дела, в связи с чем им предоставляются такие же права, как и контрактникам-мужчинам.

Единственным исключением в данном случае являются какие-либо семейные обстоятельства, связанные с рождением или воспитанием ребенка, а также выполнением работ в условиях повышенного риска или тяжелых физических нагрузок.

Также на практике, несмотря на заявленное отсутствие какой-либо дискриминации по половым признакам, действующим законодательством предусматривается еще одно достаточно существенное различие – предельно допустимый возраст, в котором женщины могут выполнять воинские обязанности.

В статье 49.2 Федерального закона, которым регулируется военная служба, говорится о том, что представительницы слабого пола могут служить до 45 лет, в то время как новая правка не включает в себя каких-либо норм об увеличении возрастных ограничений, в связи с чем прежний закон продолжает быть без изменений.

Что делать при достижении

Как говорилось выше, если человек достиг предельно допустимого возраста, предусмотренного для выполнения воинских обязанностей, это еще не говорит о том, что его в обязательном порядке должны увольнять с занимаемой должности. Если он заявляет, что готов служить дальше, с ним могут повторно оформить контракт.

В указанном законе не говорится об обязательной необходимости полного увольнения гражданина после того, как он достигнет требуемого возраста. В том случае, если человек готов дальше нести свои служебные обязанности, руководитель имеет право переоформить с ним контракт на срок от одного до десяти лет.

В данном случае резолюция об оформлении нового контракта, а также сроке его действия должна оформляться следующими лицами:

  • верховный главнокомандующий (президент), если речь идет о продлении контракта для высшего офицерского состава и лиц, которые приравнены к ним;
  • руководящий состав федерального органа исполнительной власти той области, в которой военнослужащий будет исполнять свои обязанности, если речь идет о капитанах 1 ранга, полковниках или тех должностях, которые приравнены по своим правам к указанным званиям;
  • должностные лица, имеющие соответствующие полномочия для назначения военнослужащих на их должности, если человек имел звание капитана 2 ранга, подполковника или ниже.

Для принятия положительной резолюции с целью оформления обновленного контракта недостаточно просто желания самого военнослужащего о дальнейшем выполнении своих обязанностей.

В данном случае уполномоченные лица должны принимать не только практические качества этого сотрудника, но и его состояние здоровья, в связи с чем может быть принято решение об отправке человека на прохождение дополнительной аттестации военно-врачебной комиссией.

Мнение врачей об этом человеке в конечном итоге должно стать основанием для уполномоченного лица, ответственного за принятие решения, для подписания контракта не менее, чем за четыре месяца до конца установленного срока службы заинтересованного гражданина.

Размеры пенсий

Если военнослужащий находился на занимаемой им должности более 20 лет, положенные ему пенсионные выплаты будут соответствовать половине того дохода, который он имел во время службы. Это распространяется также на тех граждан, которые имеют общий стаж более 25 лет, если более половины от этого срока они прослужили в МВД или в военной сфере.

Если срок службы человека составляет более двадцати лет, то в таком случае за каждый последующий год будет начисляться еще дополнительно по 3% от указанной суммы. Если же стаж смешанный — только по 1%.

Сами же пенсионные выплаты будут включать в себя несколько элементов, таких как:

  • должностной оклад;
  • оклад, назначенный по званию;
  • прибавки, начисленные за выслугу лет;
  • индексационные выплаты;
  • компенсации.

Денежное довольствие не предусматривает включение надбавок, положенных за прохождение службы в каких-либо отдаленных территориях, высокогорных местностях или же особых условиях. Действующее законодательство устанавливает, что данная сумма не может составлять менее, чем 100% от основной части пенсии, положенной по достижению соответствующего возраста.

Базовые показатели устанавливаются определенными нормативными актами и указаниями Правительства. Даже в том случае, если была полностью отработана выслуга лет, военнослужащий имеет право на то, чтобы получать пенсию по старости.

Военносужащие имеют право на то, чтобы получать пенсию по старости и по выслуге лет. Уполномоченные сотрудники Пенсионного фонда в процессе проведения расчетов суммы пособия, Положенного по достижению требуемого возраста, не принимают во внимание то время работы, которое человек провел на воинской службе.

Если же она проходила в особых условиях, будет использоваться льготный вариант начисления пенсионных выплат, и, к примеру, если человек принимал непосредственное участие в боевых действиях, каждый месяц ему будет рассчитан за три. Это относится и к службе на Северном Кавказе.

Действующее законодательство предусматривает еще ряд других ситуаций, при которых начисление пенсии осуществляется по особым правилам. Льготы присутствуют у всех граждан, которые выполняли свои служебные обязанности в условиях неблагоприятного климата (например, на Крайнем Севере), в связи с чем каждый военнослужащий имеет зачастую уникальный размер пенсии, отличающийся от других.

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

КонсультантПлюс: примечание.

Об увольнении военнослужащих, достигших предельного возраста пребывания на военной службе, см. статью 2 Федерального закона от 02.04.2014 N 64-ФЗ.

1. Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:

1 в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 64-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

2.1. Для военнослужащих, проходящих военную службу в органах, другими федеральными законами может быть установлен иной, чем предусмотренный настоящей статьей, пребывания на военной службе. Содержащиеся в таких федеральных законах положения о предельном возрасте пребывания на военной службе применяются в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

(п. 2.1 введен Федеральным законом от 23.06.2014 N 159-ФЗ)

КонсультантПлюс: примечание.

Военнослужащие, достигшие предельного возраста пребывания на военной службе и заключившие новый контракт о прохождении военной службы в соответствии с пунктом 3 статьи 49 данного документа до дня вступления в силу Федерального закона от 02.04.2014 N 64-ФЗ, вправе уволиться с военной службы по возрасту — по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, установленного данного документа в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 02.04.2014 N 64-ФЗ (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 02.04.2014 N 64-ФЗ).

(п. 3 в ред. Федерального закона от 02.04.2014 N 64-ФЗ)

(см. текст в предыдущей)

Статья 49. Предельный возраст пребывания на военной службе

Предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается для:

Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала — 65 лет;

генерал-лейтенанта, вице-адмирала, генерал-майора, контр-адмирала — 60 лет;

полковника, капитана 1 ранга — 55 лет;

военнослужащего, имеющего иное воинское звание, — 50 лет.

2. Для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет.

2.1. Для военнослужащих, проходящих военную службу в органах, другими федеральными законами может быть установлен иной, чем предусмотренный настоящей статьей, предельный возраст пребывания на военной службе. Содержащиеся в таких федеральных законах положения о предельном возрасте пребывания на военной службе применяются в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, за исключением положений пунктов 1 и 2 настоящей статьи, а также в иных случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. С военнослужащими, достигшими предельного возраста пребывания на военной службе, может заключаться новый контракт о прохождении военной службы в порядке, определяемом Положением о порядке прохождения военной службы:

имеющими воинское звание Маршала Российской Федерации, генерала армии, адмирала флота, генерал-полковника, адмирала, — до достижения ими возраста 70 лет;

имеющими иное воинское звание, — до достижения ими возраста 65 лет.

Статья 18. Социальная поддержка сотрудников органов федеральной службы безопасности

(см. текст в предыдущей

Военнослужащим органов федеральной службы безопасности из числа высококвалифицированных специалистов в выслугу лет для назначения пенсии и исчисления процентной надбавки за выслугу лет может засчитываться стаж их трудовой деятельности до зачисления на военную службу в порядке, определяемом руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.

(в ред. Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Время выполнения сотрудниками органов федеральной службы безопасности специальных заданий в специальных службах и организациях иностранных государств, в преступных группах подлежит зачету в выслугу лет в льготном исчислении для назначения пенсии, присвоения воинского звания и исчисления процентной надбавки за выслугу лет в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Гражданскому персоналу органов федеральной службы безопасности должностные оклады (тарифные ставки) устанавливаются с увеличением на 25 процентов за работу в органах федеральной службы безопасности.

(часть третья в ред. Федерального закона от 07.05.2002 N 49-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Часть четвертая исключена. — Федеральный закон от 07.05.2002 N 49-ФЗ.

(см. текст в предыдущей

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности при исполнении служебных обязанностей в сельской местности пользуются правом проезда на попутном транспорте (за исключением личного) при предъявлении служебного удостоверения.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Военнослужащие органов федеральной службы безопасности, обеспечивающие безопасность объектов транспорта, имеют право проезда в поездах, на речных, морских и воздушных судах в пределах обслуживаемых объектов без приобретения проездных документов исключительно при выполнении служебных обязанностей, связанных с обеспечением безопасности указанных объектов.

(часть пятая в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Сотрудникам органов федеральной службы безопасности, использующим в служебных целях личный транспорт, выплачивается денежная компенсация в порядке и размере, устанавливаемых Правительством Российской Федерации.

Военнослужащим органов федеральной службы безопасности установка телефонов по месту жительства осуществляется по действующим тарифам в срок, не превышающий одного года со дня подачи заявления.

(в ред. Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ)

(см. текст в предыдущей

Части восьмая — девятая утратили силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей

Время нахождения военнослужащих органов федеральной службы безопасности на излечении в связи с полученными ими при исполнении служебных обязанностей ранениями, контузиями или увечьями не ограничивается только при наличии неоспоримых данных о возможности восстановления способности к несению военной службы.

Часть одиннадцатая утратила силу. — Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ.

(см. текст в предыдущей

Гражданский персонал органов федеральной службы безопасности, а также дети в возрасте до 18 лет лиц из числа гражданского персонала имеют право на медицинскую помощь в военно-медицинских организациях органов федеральной службы безопасности, осуществляемую за счет средств, выделяемых из федерального бюджета на содержание органов федеральной службы безопасности.

Военнослужащие подлежат увольнению по основаниям, предусмотренным в ст. 51 ФЗ № 53 от 28 мар. 1998 года “О воинской…” (далее – Закон).

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Среди прочих оснований, Законом предусматривается увольнение при достижении определенного возраста.

Законодательство

Законодательное регулирование осуществляется:

Нормативный акт В отношении каких категорий регламентирует предельный возраст
Закон Военнослужащих
ФЗ № 40 от 3 апр. 1995 года “О федеральной…” (далее – ФЗ № 40) Сотрудников ФСБ
ФЗ № 342 от 30 нояб. 2011 года “О службе…” Сотрудников МВД
ФЗ № 141 от 23 мая 2016 года “О службе…” Сотрудников ГПС и МЧС
ФЗ № 79 от 27 июля 2004 года “О государственной…” Гражданских служащих

Определения

Увольнение по достижению предельного возраста – процедура аннулирования контракта с военнослужащим или трудового договора с гражданским служащим по причине достижения работником определенного возраста, предусмотренного соответствующим федеральным законом.

Основная информация

Специальные ФЗ устанавливают положения о возрасте граждан, по достижению которого расторгаются трудовые отношения.

В основном, предельный возраст зависит от специального воинского звания. К примеру, ст. 16.1. ФЗ № 40 устанавливает предельный возраст для работников ФСБ:

Принципы трудоустройства

На основании ч. 1 ст. 2 Закона, военная служба признается особой разновидностью федеральной государственной службы.

А это значит, что субъекты РФ не вправе устанавливать свои условия, сроки, место и порядок несения воинской службы. Все это определяется на федеральном уровне.

Основные принципы трудоустройства военнослужащих:

  • право на заключение контракта дается не только гражданам РФ, но и иностранцам, удовлетворяющим всем остальным требованиям (ч. 1 ст. 32 Закона);
  • гражданин, выбирающий службу по контракту, вправе выбрать род войскового формирования (на военнослужащих-срочников требование не распространяется);
  • после заключения контракта военного могут перевести в другую местность или иной род войск в порядке, установленным ст. 44 Закона и Указом Президента РФ № 1237 от 16 сен. 1999 года “Вопросы…” (далее – Указ);
  • в отношении каждого военного при достижении определенной выслуги лет, наступлении инвалидности или иных пенсионных оснований, рассматривается вопрос о назначении пенсии в соответствии с Законом РФ № 4468-1 от 12 фев. 1993 года “О пенсионном…” .

Расторжение трудовых отношений

Расторжение трудовых правоотношений осуществляется в порядке, предусмотренным 7-м Разделом Закона (ст. 50 – ст. 51.1.).

Основные нюансы:

  • высших офицеров увольняет Президент РФ, остальных – в порядке, установленным Указом;
  • порядок увольнения по достижению предельного возраста предусматривает оправление в отставку, в иных случаях – в запас или с постановкой на воинский учет;
  • контракт может расторгаться в том числе и досрочно (ч. 3 ст. 51 Закона – например, по семейным обстоятельствам или при признании ВВК ограниченно годным).

Основания

В ст. 51 Закона указаны основания, при возникновении которых осуществляется увольнение:

  • достижение максимального возраста пребывания на военной службе;
  • истечение срока контракта или срока срочной службы;
  • присвоение военному в рамках ВВК категории годности “Д” или “В”;
  • лишение воинского звания в порядке, определенным ст. 48 Закона;
  • в связи с утратой доверия;
  • при вступлении в юридическую силу судебного вердикта о назначении военному наказания в форме лишения свободы (в том числе, и условно) за умышленное деяние;
  • в случае отчисления из военной образовательной организации или образовательной организации, в которой есть военная кафедра (ст. 20, ст. 20.2. Закона);
  • в случае вступления в силу судебного вердикта о лишении военного занимать определенные должности;
  • избрание военного депутатом Госдумы или депутатом законодательного органа субъекта РФ;
  • прекращение гражданства России и приобретение иностранного.

Сроки

Помимо общих оснований, существуют еще и причины, при появлении которых осуществляется досрочное увольнение:

  • ОШМ (организационно-штатные мероприятия);
  • переход с воинской службы в ОВД, Росгвардию, ГПС, учреждение уголовно-исполнительной системы;
  • в связи с неисполнением требований заключенного контракта;
  • при отказе в допуске к гос. тайне;
  • при вступлении в силу судебного вердикта об условном осуждении за преступление, совершенное по неосторожности;
  • при непрохождении испытательного срока в порядке, предусмотренным ст. 34.1. Закона;
  • при несоблюдении требований, указанных в ч. 7 ст. 10 и ст. 27.1. ФЗ № 76 от 27 мая 1998 “О статусе…” (например, при осуществлении военным предпринимательской деятельности, при получении дохода от публикаций и выступлений, если таковые непосредственно связаны с воинской службой);
  • в связи с переводом на федеральную гражданскую службу;
  • при отказе от прохождения обязательных химико-токсикологических исследований на наличие наркотических веществ в организме.

На основании п. 12 ст. 34 Указа, увольнение по тем основаниям, по которым не требуется обязательного истребования согласия на увольнение, производится командованием соответствующей воинской части без рапорта военнослужащего.

Иные основания, при которых согласие на увольнение требуется, предполагают предоставление рапорта.

Так, в силу п. 3 ст. 34 Указа, военный, который достиг предельного возраста, при его желании заключить новый договор в порядке, предусмотренным ч. 3 ст. 49 Закона, должен подать рапорт по команде должностного лица, решающего кадровые вопросы, не позднее, чем за 6 мес. до прошествия срока действующего контракта.

Ниже можно ознакомиться с образцом рапорта:

Увольнение по достижению предельного возраста

Ч. 1 ст. 49 Закона регламентирует предельный возраст, в зависимости от воинского звания:

Исключения

Военному предоставлено право на заключение нового договора уже по достижении вышеуказанного возраста, вплоть до достижения:

Какие существуют выплаты

Военный при увольнении по возрасту имеет право претендовать на:

  • единовременное пособие;
  • материальную помощь;
  • премиальные выплаты;
  • выплаты при признании негодным по результатам ВВК.

Единовременное пособие

На основании ч. 3 ст. 3 ФЗ № 306 от 7 нояб. 2011 года “О денежном…” (далее – ФЗ № 306), размер единовременной выплаты зависит от выслуги лет по контракту:

  • если меньше 20 лет, выплачивается пособие в размере 2 окладов;
  • если свыше 20 лет – в сумме 7 окладов.

В соответствии с ч. 5 этой же статьи, если военный был удостоен государственной награды РФ в период несения службы, размер пособия увеличивается еще на 1 оклад.

В ч. 4 этой же статьи указаны основания для невыплаты пособия, в частности, при увольнении:

  • по приговору суда о лишении свободы;
  • при лишении воинского звания;
  • в связи с отчислением из военной образовательной организации и др.

Другие выплаты

Если во время расторжения контракта военный замещал определенную должность, и ему была начислена премия, она будет выплачена вместе с денежным довольствием за текущий месяц службы.

Размеры премий и порядок их выплаты регламентируются положениями Приказа Минобороны № 2700 от 30 дек. 2011 года “Об утверждении…” .

На основании п. 77 настоящего Приказа, размер премии не может быть более 3 окладов.

Контрактникам, в основном, премия выплачивается в размере не более 25 % от оклада в какой-либо определенный месяц (в том числе, и в месяц увольнения).

Материальная помощь

Военным оказывается ежегодная материальная помощь, размер которой не может быть выше должностного оклада, назначаемого за звание и должность.

Для получения помощи подается рапорт на имя командира с соответствующим ходатайством. Если в текущем году уже была получена мат. помощь, при увольнении она выплачиваться не будет.

Признали негодным

В случае признания ВВК негодным к несению воинской службы, производится увольнение по основанию, определенному в п. “в” ч. 1 ст. 51 Закона.

При этом начисляются указанные выплаты:

  • невыплаченное к моменту признания денежное довольствие в порядке, утвержденным ст. 2 ФЗ № 306;
  • компенсация за неиспользованный отпуск;
  • оплата больничных листов;
  • пособие в размере 2 или 7 окладов – в зависимости от выслуги лет по контракту;
  • премия (если она была начислена);
  • мат. помощь (если она еще не была выплачена в текущем году).

Армия – тыл и защита страны, обеспечивающая спокойствие граждан и уверенность в завтрашнем дне. Государство проявляет повышенный интерес к защитникам Родины, регулируя с помощью законодательства все аспекты существования современной армии. Военное дело имеет крепкую правовую основу, предусматривающую все, вплоть до мелочей. Какой предельный возраст пребывания на военной службе? Данная статья посвящена этому важному для каждого контрактника вопросу.

Понятие предельного возраста службы

Чем дольше служат военнослужащие, тем больше им предоставляется возможностей и льгот.

  • Выслуга лет влияет на заработную плату – чем больше военный стаж, тем выше зарплата.
  • Многие звания доступны лишь после пересечения определенного возрастного рубежа.
  • Чем дольше срок службы, тем выше пенсия.

Законодательством предусмотрены возрастные ограничения для выхода на пенсию и для занятия определенной должности. Понятие подобных пределов применяется для военнослужащих, а также для руководителей, занимающихся политической и научной деятельностью. Имеется в виду крайний возраст, до наступления которого возможно продолжение службы. По истечению этого срока военнослужащий должен выйти на пенсию или, в случае несогласия, подлежит увольнению.

Значение предельного возраста

Законопроект об ограничении возраста для военных был сформирован почти одновременно с воинским законодательством. Предел играет важную роль в формировании состава современной армии. Физическая подготовка и крепкое здоровье имеют большое значение для военнослужащего. Однако с возрастом, как бы ни старался защитник Отечества, эти ценные качества заметно снижаются, не лучшим образом сказываясь на исполняемых обязанностях.

Обычно пожилые контрактники дослуживаются до высоких званий – полковники, командиры, генералы и так далее. Руководящие должности предполагают высокую ответственность и особенно важны для формирования армии. Поэтому недопустимо, чтобы подобные обязанности лежали на военнослужащем, не способном их исполнять по причине ослабленного здоровья или плохой физической подготовки. Для контроля своевременного ухода пенсионеров правительством был введен закон, который предусматривает предельный возраст пребывания на военной службе.

Причины подобного ограничения

Основной причиной, подтолкнувшей правительство принять решение об официальном введении ограничений, послужили физиологические особенности человеческого организма. Накопленный годами опыт, высокая теоретическая подготовка, тактика ведения боя – неоспоримые преимущества высоких чинов. Однако старость забирает силы и энергию самого крепкого воина, а ведь плохая физическая форма недопустима для защитника Родины.

Твердость характера и упорство, которые присущи каждому военному высокого ранга, служат еще одной причиной для того, чтобы строго ограничить предельный возраст пребывания на военной службе. Далеко не каждый готов оставить свой личный состав, смириться с возрастом, признать неизбежную старость. Если бы закона не было, обладатели погон не покидали бы свой пост своевременно.

Предельный возраст пребывания на военной службе

В 2014 году в Федеральный закон о службе контрактников были внесены изменения. В соответствии с новыми правилами, достижение предельного возраста пребывания на военной службе для высших чинов наступает в 65 лет. К таковым относятся:

  • маршал РФ;
  • адмирал;
  • генерал;
  • генерал-полковник.

Представители средних управляющих званий могут занимать свою должность вплоть до 60 лет:

  • генерал-лейтенант;
  • генерал-майор;
  • вице-адмирал;
  • контр-адмирал.

Полковники, а также капитаны первого ранга вправе остаться на службе до 55 лет, военнослужащие остальных воинских званий – лишь до 50 лет. Для контрактников, которые проходят службу в органах, могут назначаться иные возрастные ограничения.

Изменения воинского законодательства

До вступления в силу поправок в Федеральном законе, касающемся военной службы, предельный возраст был ниже на пять лет, то есть самые высшие чины не могли занимать должность после достижения шестидесятилетнего возраста.

Однако изменения коснулись не всех защитников Родины. Например, предельный возраст пребывания на военной службе ФСБ и СВР до сих пор составляет 45 лет, как и раньше. Продление ограничений до 50 лет только обсуждается. Женщин-военнослужащих изменения также не коснулись, и возраст окончания службы остался прежним – 45 лет.

Причины поправок в законе

В первую очередь правка в законодательстве связана с несколько искаженным представлением о современной действительности. Раньше средний возраст мужчин исчислялся гораздо меньшим показателем, чем сейчас, во времена развитой и доступной медицины. В то, что пятидесятилетний командующий не способен исполнять свои обязанности, верится с трудом.

Немаловажен и тот факт, что пожилые военнослужащие обладают богатым багажом бесценных знаний и опыта. Отлично подготовленные обладатели погон не только исполняют свои прямые обязанности, но и обучают молодое поколение, повышая уровень теоретической и практической подготовленности армии.

Продление срока службы

В Федеральном законодательстве появилась еще одна важная поправка. После того как контрактник пересек возрастной рубеж, указанный в законодательстве, он вправе прослужить еще некоторое время. Возможное продление предельного возраста пребывания на военной службе составляет пять лет. Подобная привилегия полагается только высшим управляющим чинам. Одного желания при этом недостаточно – для подписания нового контракта необходимо соблюдение определенных требований:

  • согласование с ответственными органами государственной службы;
  • успешное прохождение аттестации;
  • высшее звание своего подразделения.

Во время аттестации выявляется уровень физической и теоретической подготовки. Как правило, у пожилых военных вызывает затруднение первый пункт. Если тестирование не пройдено, то продление контракта невозможно.

Женщины-военнослужащие

Представительницы слабого пола сегодня составляют здоровую конкуренцию мужчинам во многих военных специальностях. Их стрессоустойчивость, высокая работоспособность, дисциплинированность и ответственность позволяют признать, что современная армия невозможна без женщин. С точки зрения законодательства, дамы являются полноценным субъектом военного дела и обладают равными правами с контрактниками мужского пола. Исключением являются семейные обязательства женщины, связанные с рождением и воспитанием детей, а также работы с высоким риском и тяжелыми физическими нагрузками.

Тем не менее, несмотря на формальное отсутствие дискриминации по половым признакам, имеется еще одно различие – предельный возраст пребывания на военной службе женщин. В статье 49.2 Федерального закона, посвященного военной службе, сказано о том, что представительницы прекрасного пола могут служить до сорока пяти лет. В новой правке ничего не сказано про увеличение возрастных ограничений для женщин, и прежний закон остается для них без изменений.

Просмотров