Родительское собрание в подготовительной группе: «Прощай, детский сад! Родительское собрание-практикум в подготовительной группе Необычное итоговое родительское собрание в подготовительной группе

Конспект итогового родительского собрания в подготовительной группе

Тушмакова Наталья Николаевна, воспитатель, д/с № 203 "Алиса" АНО ДО "Планета детства "Лада" г. Тольятти.
Описание: Данный материал могут использовать воспитатели подготовительных групп для проведения итоговых родительских собраний.
Цель: вовлечение родителей в процесс подготовки будущих первоклассников к школе.
Задачи:
- подведение итогов работы группы за год;
- награждение родителей за активное участие в жизни группы и детского сада;
- знакомство родителей с критериями готовности детей к школе контексте ФГОС.

Конспект родительского собрания

Повестка дня:
1. Приветствие, просмотр презентации «Из жизни группы»
2. Отчет о расходовании денежных средств на приобретение канцтоваров, развивающих игр и пособий для детей (выступает председатель родительского совета Панасюк Н.Н.)
3. Подготовка к организации выпускного праздника для детей (выступает член родительского совета Аббасова В.К.)
4. Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС (выступает воспитатель Тушмакова Н.Н.).
5. Наши достижения, награждение семей за успехи в воспитании (участвуют оба воспитателя).
6. Как преодолеть страх перед школой (выступает воспитатель Сидорова О.Г.).

1. Заканчивается учебный год. Наши дети стали взрослее, многое узнали, многому научились, окрепла наша дружная семья. Хочется, чтобы расставание было приятным и запоминающимся. Давайте ещё раз вспомним, каким был этот учебный год в нашей группе (просмотр фото-презентации из жизни группы).
2. Слово предоставляется председателю совета родителей Панасюк Наталье Николаевне.
3. Слово предоставляется члену родительского совета Аббасовой Валерии Константиновне.
4. Многих родителей заботит проблема перехода детей из детского сада в школу. Родители заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинают готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции?
В рамках закона об образовании вышел «Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования", коротко – ФГОС, и он вступил в силу с 1 января 2014 г.
Почему вдруг ученые взялись за разработку стандарта дошкольного образования? Потому что впервые в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования - такого не было никогда, т.е. раньше дошкольный возраст рассматривался как одной из ступеней для подготовки детей к школе. Сейчас дошкольный возраст сам по себе ценен. Сущность изменения касается модели образовательного процесса. Из неё напрочь нужно искоренить учебную модель. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие - стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступного для их возраста деятельности - игры.
Изменения касаются также позиции взрослого. Взрослый взаимодействует, но взаимодействие рассматривается не в формальном контексте, а в сущностном (партнёрство). Взрослый взаимодействует с детьми: вместе ставит цели, вместе действует по достижению этих целей и вместе оценивает тот продукт, что получился на выходе.
Главным стало по новому закону психологическая подготовка детей к школе, которая включает:
- интеллектуальную готовность;
- мотивационную готовность;
- эмоционально-волевую готовность;

Конспект родительского собрания сторится на выступление воспитателей, психолога и учителей начальных классов. Главная задача этого собрания рассказать родителям, о периоде адаптации ребенка к школе. Конспект включает в себя памятки для родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания в подготовительной группе в конце учебного года.

Приглашенные:

Щепетнова Е.Н. - педагог-психолог

Лоленко Л.И. - учитель начальных классов МБОУ "СОШ № 34"

Самова Я.О. - учитель начальных классов МБОУ "НОШ № 31"

ПОВЕСТКА ДНЯ:

1. Беседа с родителями о результатах учебного года.

2. Психологическая готовность детей к школе.

3. Как воспитать в ребенке самостоятельность.

4. Как подготовить детей к письму.

5. Как помочь ребенку адаптироваться в школе .

  1. По ПЕРВОМУ ВОПРОСУ повестки дня: «Беседа с родителями о результатах учебного года»

СЛУШАЛИ: Новикову Н. В., воспитателя.

Наталья Владимировна побеседовала с родителями о результатах учебного года, подвила итоги работы воспитателей и узких специалистов. Вот и заканчивается последний год пребывания наших детей в детском саду. Завершается этап развития, именуемый дошкольным детством. Скоро перед детьми распахнёт двери школа, и начнётся новый период в их жизни. За время проведенное в детском саду дети приобрели не мало. Прежде всего, они стали более закаленными, физически развитыми. Дети овладели основными культурными средствами, хорошо владеют устной речью так же у них хорошо развита крупная и мелкая моторика рук. Имеют первичные представления о себе, о своей семье, в которой живут.

Но многие родители считают, что если их ребёнок умеет читать, писать и считать, значит, он готов к учёбе, и никаких проблем со школой у них не возникнет. Каково же их удивление, когда успехов у ребёнка в школе нет, а есть только жалобы педагога, нелюбовь ребёнка к учителю и нежелание посещать школу. Оптимального ответа на вопрос: «Что делать?» нет, так как все дети разные и причины их трудностей в школе различные. Но есть общие подходы к тому, что должен знать и уметь ребёнок, который идёт в 1 класс, а также то, что должны знать родители.

Успех ребёнка в школе зависит от: психологической готовности ребёнка к школе – это, прежде всего желание получать знания.

Решили:

Вести целенаправленную работу: детский сад и семья – по подготовки и адаптации ребёнка к школе.

Срок исполнения: постоянно.

II. По ВТОРОМУ ВОПРОСУ повестки дня: «О психологической готовности детей к школе»

СЛУШАЛИ: Щепетнову Елену Николаевну педагога-психолога.

Елена Николаевна, рассказала родителям что психологическая готовность к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания и обучения ребенка в детском саду и в семье.

Поэтому первым условием успешного обучения в начальной школе являются наличие у ребенка соответствующих мотивов, отношение к обучению как важному делу, стойкое желание учиться в школе.

Важным показателем готовности к школе является интеллектуальная готовность. Долгое время под интеллектуальным развитием ребенка понимали наличие определенных умений и знаний. Сегодня интеллектуальная готовность понимается как достаточный уровень развития высших психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, речи.

Социальная готовность предполагает сформированность у ребенка таких качеств, которые помогут ему установить взаимоотношения с новым коллективом взрослых и сверстников. В детском саду общению детей друг с другом уделяется большое внимание, они учатся дружить, общаться, мириться. Но также очень важно, какое внимание этому вопросу уделяют родители, в каких условиях семейного общения живет ребенок, какое место в семье занимает, приветствуют родители общение своего ребенка со сверстниками во дворе или изолируют от него, как оценивают его поведение.

Таким образом, психологическая готовность к школе представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений развития ребенка:

Мотивационная готовность;

Волевая готовность;

Интеллектуальная готовность;

Социальная готовность.

Педагог-психолог предложил родителям сравнить собственные, записанные в начале собрания представления о готовности к школе, с полученной информацией, оценить, насколько родительские представления соответствуют научным.

Елена Николаевна, рассказала как определяется психологическая готовность к школе у детей. Провела тестирование среди родителей, чтобы определить их готовность к тому, что их ребенок пойдет в первый класс. Познакомила родителей с памяткой "Как преодолеть страх перед школой". (памятку получил каждый родитель).

ВЫСТУПИЛА: Базарова Л.Д. родитель

Любовь Дмитриевна, поделилась опытом, так как она уже сталкивалась с данной проблеме при подготовке старшего сына к школе.

Решили:

Руководствоваться памятки необходимо, чтобы избежать различных стрессовых ситуаций у детей.

Ответственный: родители и педагог -психолог

Срок исполнения: постоянно.

III. По ТРЕТЬЕМУ ВОПРОСУ повестки дня: «Как воспитать в ребенке самостоятельность»

СЛУШАЛИ: Жашкову М.А., воспитателя.

Мария Анатольевна предложила несколько советов родителям будущих первоклассников (к своему докладу подготовила памятки для каждого родителя):

Серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться прежде всего на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться, воспитании в детях самостоятельности, интереса к школе, доброжелательного отношения к окружающим, уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами.

Чем же характеризуется самостоятельный ребенок? Самостоятельность старшего дошкольника проявляется в его умении и стремлении действовать без помощи взрослого, в готовности искать ответы на возникающие вопросы. Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества. Самостоятельный ребенок - это прежде всего ребенок, который в результате опыта успешной деятельности, подкрепленной одобрением окружающих, чувствует себя уверенно. Вся ситуация школьного обучения (новые требования к поведению и деятельности ученика, новые права, обязанности, отношения) основывается на том, что за годы дошкольного детства у ребенка сформировались основы самостоятельности, элементы саморегуляции, организованности. Умение относительно самостоятельно решать доступные задачи составляет предпосылки социальной зрелости, необходимой в школе. Опыт показывает, что первоклассник, у которого не развито это качество, испытывает в школе серьезные нервно-психические перегрузки. Новая обстановка, новые требования вызывают у него чувство тревоги и неуверенности в себе. Привычка к постоянной опеке взрослого, исполнительская модель поведения, сложившаяся у такого ребенка в дошкольном детстве, мешают ему войти в общий ритм работы класса, делают его беспомощным при выполнении заданий. Непродуманная тактика воспитания, стремление взрослого, даже из самых лучших побуждений, постоянно опекать и помогать ребенку в элементарных делах заранее создают серьезные трудности для его обучения. Адаптация к школе таких детей значительно затягивается.

Ознакомила родителей и раздала памятки на тему: «Как воспитать у ребенка самостоятельность» (памятка прилагается)

Решили:

  1. Прислушаться к советам воспитателя и выполнять их.

Ответственный: родители и воспитатели

Срок исполнения: постоянно.

По ЧЕТВЁРВОМУ ВОПРОСУ повестки дня: «О подготовки детей к письму»

СЛУШАЛИ: Лоленко Л. И., учителя начальных классов МБОУ "СОШ № 34"

Людмила Ивановна познакомила родителей с упражнениями направленными на подготовку детей к письму.

Рассказала, что подготовка детей к письму начинается задолго до поступления ребенка в школу. Она предполагает развитие у детей:

Мелкой моторики пальцев рук (с этой целью необходимо учить детей выполнению разнообразных практических дел, созданию поделок с помощью различных инструментов, в процессе чего развиваются такие качества, как точность произвольных движений руки, глазомер, аккуратность, внимание, сосредоточенность);

Пространственной ориентации, в частности, на листе бумаги, а также в общих направлениях движения (слева направо, сверху вниз, вперед-назад и т.д.);

Чувства ритма, умения согласовывать темп и ритм движений, слово и жест;

Изобразительных и графических умений в процессе изобразительной деятельности, а также с помощью графических упражнений.

Какие же упражнения необходимы дошкольнику для подготовки к письму?

Это прежде всего все виды изобразительной деятельности. Особое значение имеет декоративное рисование - рисование орнаментов, узоров. При этом ребенок практически осваивает изображение различных элементов узора, приемы расположения элементов на плоскости, учится правильно определять направление линий и движение руки, развивает глазомер.

Положительное влияние на подготовку руки к письму оказывает раскрашивание. С этой целью можно использовать готовые альбомы-раскраски. При выполнении таких заданий дома необходимо обращать внимание ребенка на то, чтобы изображение было закрашено достаточно тщательно, ровно и аккуратно.

Помогает развитию графических умений выполнение различных заданий, связанных со штриховкой. Штриховка выполняется под руководством взрослого. Мама или папа показывают, как рисовать штрихи, контролируют параллельность линий, их направление, расстояние между ними. Для упражнений в штриховке можно использовать готовые трафареты с изображением предметов.

Широко используются различные графические упражнения в тетради в клетку: обведение клеток, составление узоров, вписывание в квадрат различных изображений: овалов, линий, крючков, треугольников.

Людмила Ивановна подготовила для каждого родителя "Правила работы с рабочими тетрадями дома".

Решили :

Необходимо увеличить количество занятий направленных на развитие мелкой моторики рук, обеспечить детей различными пособиями и раскрасками на оставшийся период.

Ответственный: родители и воспитатели

Срок исполнения: постоянно

За – 28 человек, против – нет

По ПЯТОМУ ВОПРОСУ повестки дня: «Как помочь ребенку адаптироваться в школе»

СЛУШАЛИ: Самову Я.О. , учителя начальных классов МБОУ "НОШ" № 31.

Яна Олеговна, рассказала родителя что наиболее трудным для дошкольника является период адаптации к школе, который сильно зависит от его индивидуальных особенностей. Впечатлительные, эмоциональные, застенчивые дети нуждаются в особых условиях, часто в эту категорию попадают и домашние дети, которые привыкли быть в центре внимания любящих их взрослых. Родителям надо быть готовыми к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. При этом они должны быть терпеливы и спокойны, временные неудачи еще не указывают на будущее отставание. Ребенок хочет видеть уверенность, что он не одинок в новых условиях, у него есть мудрые взрослые, которые его поймут и помогут. Как правило, поступая в школу, все дети хотят учиться, т. е. у них сформирована мотивация на учение, которую необходимо сохранить и постепенно перевести в познавательную активность (познание окружающего мира и самого себя).

Решили:

  1. Прислушаться к советам учителя и выполнять их.

Ответственный: родители.

Срок исполнения: постоянно

ПРИЛОЖЕНИЕ

Как преодолеть страх перед школой

(памятка для родителей)

1. Никогда не запугивайте ребенка школой, даже невольно. Нельзя говорить: «Ты плохо считаешь, как же ты будешь учиться?», «Ты не умеешь себя вести, таких детей в школу не берут», «Не будешь стараться, в школе будут одни двойки» и т.д.

2. Читайте ребенку художественную литературу о школьной жизни, смотрите и обсуждайте вместе мультфильмы, кино о школе.

3. Формируйте у ребенка позитивное отношение к школе, атрибутам школьной жизни, знакомым первоклашкам.

4. Не возлагайте непосильных, необоснованных надежд на то, что ребенок будет в школе лучшим учеником, превосходящим своих одноклассников.

5. Старайтесь больше времени проводить с ребенком, общайтесь с ним на равных, тем самым давая понять, что он уже достаточно взрослый.

6. Чаще хвалите своего ребенка, пусть даже за небольшие достижения. Формируйте, таким образом, ситуацию успеха, укрепляйте его веру в собственные силы и возможности.

Как воспитать у ребенка самостоятельность

(памятка для родителей)

1. Постоянно обогащать знания и умения детей.

2. Создавать условия, побуждающие ребенка активно использовать имеющиеся знания и навыки.

3. Воспитывать интерес к самостоятельным действиям, регулярно предлагая новые задания.

4. Постоянно менять тактику руководства деятельностью ребенка: от прямых приемов (показ, объяснение) переходить к косвенным (совет, напоминание).

5. Поддерживать желание преодолевать трудности, доводить дело до конца.

6. Ориентировать ребенка на получение хорошего результата.

7. Постоянно расширять область самостоятельности ребенка. Раскрывать перед ним новые возможности, показывать рост его достижений, связывать растущую самостоятельность с задачами будущего школьного обучения.

8. Поддерживать у ребенка чувство радости и гордости за собственные успешные действия.

Правила работы с рабочими тетрадями дома

1) Постоянно контролируйте позу ребенка. Ребенок не должен горбиться, наваливаться грудью на стол, подкладывать под себя ногу и т.д.

2) Мебель должна соответствовать росту ребенка, свет - падать слева.

3) Следите за тем, как ребенок держит ручку или карандаш. Часто бывает, что ребенок держит карандаш «щепотью», собрав пальцы «горсточкой» или сжав руку в кулак.

4) Кисть и локоть не должны зависать над столом.

5) Ребенок не должен нажимать на карандаш слишком сильно или слишком слабо.

6) Время работы с тетрадями не должно превышать 7-10 мин.


Татьяна Зуйкина

Цель : создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе .

Задачи :

Подвести итоги работы группы за год ;

Познакомить родителей с критериями готовности детей к школе.

Ход собрания.

Первый воспитатель.

Дорогие родители , мы очень рады видеть вас. Начинаем наше собрание . Дошкольное детство - короткий, но важный уникальный период жизни человека. Скоро наши дети пойдут в школу. И каждый из Вас хотел бы, чтобы его ребёнок был, как можно лучше подготовлен к этому событию . Поступление ребёнка в первый класс – это всегда переломный момент в его жизни. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений.

Что отвечают дети, когда их спрашиваете : «Чем занимались в детском саду?» (Варианты ответов – рисовали, лепили, пели, считали, танцевали, играли) .

Игра - основной вид деятельности дошкольников. В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества : волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. В педагогическом процессе игра находится в тесном взаимодействии с другими видами детской деятельности. Если в младших группах игра является основной формой обучения, то в подготовительной группе , значительно увеличивается роль самого процесса обучения на занятиях. Перспектива обучения в школе становится желанной для детей. Им хочется стать школьниками.

Однако игра не утрачивает для них своей привлекательности, изменяется лишь ее содержание, характер. Детей интересуют игры более сложные, требующие интеллектуальной активности. Привлекают их также игры спортивного характера, в которых содержится элемент соревнования.

За этот учебный год, играя, мы научились : самостоятельно следить за своим внешним видом, опрятностью, выполнять гигиенические процедуры и правила ЗОЖ. Стремиться к общению со сверстниками, к уважению и положительной оценке со стороны партнера по общению. Развивали мелкую моторику (мозаика, резиночки, пазлы, конструктор, дети стали лучше рисовать, вырезать, используя разные техники. Ребята научились договариваться друг с другом, сформировался дружный коллектив. Математические представления сводятся к ознакомлению числового ряда до 20 и больше, научились различать разные геометрические фигуры, формы, измерять длину объектов; умеют делить слова на слоги, имеют представление о частях суток.

Показ занятия.

Второй воспитатель.

Многие родители озабочены вопросами , связанными с поступлением дошкольника в школу. Начало обучения в школе – новый этап в жизни ребёнка (да и родителей тоже , безусловно, требующий определенного уровня готовности к этому качественно новому этапу в жизни и совершенно новому виду деятельности – учебной. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определенный уровень знаний, умений, навыков ребёнка, что конечно тоже важно. Самое главное при переходе на качественно новую ступень - психологическая готовность к учебной деятельности. И, прежде всего сформированности желания учится (мотивационная готовность) . Но и это ещё не всё. Существует огромная пропасть между «хочу в школу» и «надо учиться работать» , без осознания этого «надо» ребёнок не сможет хорошо учиться, даже если перед школой он умеет хорошо читать, писать, считать и так далее. Подготавливая ребёнка к школе , необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию.

Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы . Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть : к новому педагогу; к новому коллективу; к новым требованиям; к повседневным обязанностям.

Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения .

Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.

Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку.

Не подгоняйте с утра , не дергайте по пустякам.

Пожелайте ребенку удачи, подбодрите - у него впереди трудный день.

После школы, не обрушивайте на ребенка тысячу вопросов, дайте расслабиться.

Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Всегда нелишне выслушать "обе стороны" и не торопиться с выводами.

После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил.

Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные "переменки", лучше, если они будут подвижными.

Во время приготовления уроков дайте возможность ребенку работать самому.

Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, Если что - то не получается, посоветуйтесь с учителем.

Будьте внимательны к жалобам ребенка.

Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.

Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

Приучайте ребёнка к самостоятельности.

Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Не забывайте, уважаемые родители , что детство-это удивительное время в жизни каждого человека – оно не заканчивается с поступлением в школу. Уделяйте достаточно времени для игр, укрепляйте здоровье детей, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваше внимание, любовь и забота нужны ребенку больше всего.

Родители должны помнить одну простую истину : образование может сделать ребёнка умным, но счастливым делает его только душевное общение с близкими и любимыми людьми – семьёй. Родители могут создать такую обстановку, которая не только подготовит ребёнка к успешной учёбе, но и позволит занять ему достойное место среди первоклассников, чувствовать себя в школе уверенно.

Как мы жили в этом году, предлагаем узнать из фотографий.

Просмотр фотографий :

Игровой уголок.



На прививку.

Настольные игры.


Развитие мелкой моторики.


Музыкальный детский оркестр.


Прогулка.



Пробуждающая гимнастика.


Татьяна Афанасьева
Итоговое родительское собрание в подготовительной к школе группе «На пороге школы»

Тема : «На пороге школы

Цель :

вовлечение родителей в процесс подготовки будущих первоклассников к школе .

Задачи :

Подведение итогов работы группы за год ;

Награждение родителей за активное участие в жизни группы и детского сада ;

Знакомство родителей с критериями готовности детей к школе контексте ФГОС .

Повестка дня родительского собрания

1. Приветствие, просмотр презентации «Из жизни группы » (воспитатель Афанасьева ТИ.) .

2. Подготовка к выпускному празднику (член родительского совета Кузнецова ИС )

3. Готовность дошкольника к школе в контексте ФГОС (воспитатель Афанасьева ТИ.) .

4. Наши достижения, награждение семей за успехи в воспитании (участвуют оба воспитателя) .

5. Как преодолеть страх перед школой (воспитатель Дворяк СМ.) .

6. Проведение инструктажа по безопасности детей в летний период (воспитатель Дворяк СМ)

7. Заглянуть в будущее.» (воспитатель Афанасьева ТИ.) .

8. Чаепитие.

Слушали :

1. Приветствие воспитателей.

Заканчивается учебный год. Наши дети стали взрослее, многое узнали, многому научились, окрепла наша дружная семья.

Хочется, чтобы расставание было приятным и запоминающимся. Давайте ещё раз вспомним, каким был этот учебный год

в нашей группе (просмотр фото-презентации из жизни группы ) .

2. Для освещения второго вопроса слово было предоставлено члену совета родителей Кузнецовой ИС , которая осветила

основные проблемные вопросы, которые необходимо было решить коллективно.

3. С третьим вопросом выступала Афанасьева ТИ : «Многих родителей заботит проблема перехода детей из детского сада в школу . Родители заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинают готовить его

к поступлению в школу . Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо ,

получая при этом только положительные эмоции?

«Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ", коротко – ФГОС, вступил в силу

с 1 января 2014 г. Почему вдруг ученые взялись за разработку стандарта дошкольного образования ? Потому что впервые

в истории нашей культуры дошкольное детство стало особым самоценным уровнем образования. Сейчас дошкольный

возраст сам по себе ценен. Сущность изменения касается модели образовательного процесса. Из неё напрочь нужно искоренить учебную модель. Детей дошкольного возраста нужно не учить, а развивать. Развитие - стоит во главе угла. Развивать нужно посредством доступного для их возраста деятельности - игры. Изменения касаются также позиции взрослого. Взрослый взаимодействует. Взрослый взаимодействует с детьми : вместе ставит цели, вместе действует по достижению этих целей и

вместе оценивает тот продукт, что получился на выходе. Задача детского сада не научить читать и писать к моменту

поступления в школу , а развивать желание ребенка познавать новое. Воспитатель - не учитель, все знания ребенок

приобретает играя. Конечно, игра – ведущий вид деятельности в саду, но не единственный. Есть еще экспериментирование, наблюдение, беседы, рассматривание иллюстраций, лепка, аппликация, музыкальная и трудовая деятельность и многое другое.

Психологическая подготовка детей к школе :

Интеллектуальную готовность;

Мотивационную готовность;

Эмоционально-волевую готовность;

Коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии.

Мотивационная готовность. Иными словами, ребенок должен ориентироваться во времени, пространстве и

подразумевает наличие у него желания принять новую социальную роль - роль школьника .

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе .

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка способностей :

Ставить перед собой цель,

Принять решение о начале деятельности,

Наметить план действий,

Выполнить его, проявив определенные усилия,

Оценить результат своей деятельности,

А также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения , установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями играет большую

роль в формировании этого вида готовности к школе .

Вот портрет дошкольника , готового к обучению в школе по ФГОСАМ :

Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками. У ребенка сформированы физические

качества и потребность в двигательной активности. Соблюдает элементарные правила ЗОЖ.

Любознательный. Интересуется новым и неизвестным. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Способен самостоятельно действовать в различных видах детской деятельности.

Эмоционально-отзывчивый. Сопереживает персонажам сказок, историй, рассказов. Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, музыкальные и художественные произведения, мир природы.

Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок использует вербальные

и невербальные средства общения, владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми.

Способный управлять своим поведением и планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Поведение ребенка преимущественно определяется не сиюминутными желаниями и потребностями, а требованиями со стороны взрослых и первичными ценностными представлениями о том «что такое хорошо и что такое плохо» . Ребенок способен планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели.

Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту) . Ребенок может применять самостоятельно усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач, поставленных как взрослым, так и им самим. Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его в рисунке, постройке, рассказе.

Таким образом, в портрете выпускника отражаются качества личности ребенка и степень их сформированности, а не знания

умения и навыки, как было раньше.

Но самое главное - и это прописано в законе об образовании, что первым и главным в воспитательно-образовательном

процессе для детей являетесь вы, родители , а мы, воспитатели, можем оказать помощь в воспитании, и всегда рады,

когда вы к нам обращаетесь.

4. В награждении семей за успехи в воспитании участвовали оба воспитателя : «Мы были рядом, мы были вместе.

Наблюдали, как растут дети, помогали друг другу, сотрудничали и дружили, учились друг у друга, отмечали праздники,

участвовали в конкурсах, радовались достижениям детей и вместе переживали неудачи.

Каждый ребенок в нашей группе особенный , у каждого есть свои таланты и способности. Познакомьтесь с галереей «Наши достижения» («Наше портфолио» , отмечают заслуги в спорте, в изодеятельности, музыке, танцах и др. Обязательно необходимо отметить каждого ребенка.)

Воспитатель награждает родителей благодарственными письмами и грамотами. Важно, чтобы каждая семья получила награду

5. Следующий вопрос был раскрыт Дворяк СМ, которая отметила, что серьезное отношение семьи к подготовке ребенка к школе должно основываться , прежде всего, на стремлении сформировать у ребенка желание многое узнать и многому научиться,

воспитание в детях самостоятельности, интереса к школе , уверенности в себе, отсутствии боязни высказывать свои мысли и задавать вопросы, проявлять активность в общении с педагогами : «Совсем скоро прозвенит первый звонок, и ваши дети пойдут в первый класс. Вы взволнованы и обеспокоены, ведь этот день все ближе и ближе. Как сложатся отношения ребенка в новом коллективе? Как встретит его учитель? Какие изменения произойдут в привычном распорядке жизни вашей семьи? Все эти

вопросы тревожат родителей . От решения этих проблем не уйти, но решать вы их будете по мере поступления. А впереди у вас прекрасное солнечное лето. Время отдыха, укрепления здоровья, закаливания, путешествий, интересных событий.

Проведите это последнее «вольное» лето с удовольствием!»

Формируйте у ребенка больше позитивных ожиданий от встречи со школой , положительный настрой - залог успешной адаптации ребенка к школе . Используйте благоприятные природные факторы - солнце, воздух и воду - для укрепления организма будущего школьника . Лето длится три месяца. Многие родители считают , что успеют за это время наверстать упущенное - научить ребенка читать, считать и т. д. Не повторяйте этих ошибок. Летом ребенок должен отдыхать. А закреплять полученные в детском саду навыки гораздо интереснее на примере окружающей природы.

6. Заглянуть в будущее.

При наблюдении за детьми, мы подметили их склонность к определенному роду занятий, и решили узнать, кем же станут ваши дети в будущем.

(воспитатель надевает шляпу звездочета, берет свиток в руки)

Я великий звездочет,

Знаю судьбы наперед.

Вам поведаю сейчас,

В будущем, что ожидает вас.

(Разворачивает свиток.)

Давид стал очень важным!

Свой супермаркет имеет даже.

Здесь фрукты, игрушки и все, что хотите!

Не верите? Сами сюда загляните.

Эмилия в Париже на конкурсе танцев

Сразила изяществом всех иностранцев!

Стал архитектором лучшим Роман.

Его небоскребы стремятся к небесам.

Комплекс спортивный и даже роддом

В короткие сроки построил он.

Очень ловко и красиво

Подстрижет вас всем на диво.

Супер – стилистка Эвелина!

Известным художником стала Даша наша,

Шедевры ее хранят аж в Эрмитаже!

Ой, посмотрите, наш детский сад,

Юля выводит деток гулять.

Стала она воспитателем лучшим,

Дети её очень любят и слушают.

Наш Тимофей, подумайте только,

Стал крупной фигурой, он занят на стройке!

Высока, стройна, как ель,

Наша Даша - супермодель!

Театр Большой едет к нам на гастроли,

И прима Алена - в главной роли!

Очень смелый, просто герой,

Дима с огнем вступает в бой!

Он лучший пожарный, об этом все знают!

И президент ему орден вручает!

Работает в банке Дима Дервоед,

Кредиты и вклады - под строгим контролем.

Он стал управляющим целого банка,

Зарплату домой отправляет на танке!

В дальние дали летит самолет

Дима Софонов машину ведет.

Сережа Ильин - на работе пример.

Очень талантливый он инженер,

Вечер, включен телевизор, и Ева

Новости все нам с экрана поведает.

Очень изящна, красива, нарядна.

Диктором стала она популярным.

Крупным ученым стал Макс- ему

Премию Нобелевскую одному

За достижения в науке вручают

Умнее людей на Земле не бывает.

В школе работает наша Веруша,

Учителем стала она самым лучшим!

Стал укротителем хищников Илья :

Тигры и львы у него, словно мышки,

Ходят по кругу, катают собак,

Слушают Илюшу и не рычат.

Стала спортсменкой великою Катя.

Прославила нашу страну на весь мир.

Золото и серебро побед

Вручает ей спорткомитет!

Время летит так незаметно,

Станут большими людьми ваши детки.

Но все как один, когда годы пройдут,

Своих малышей сюда приведут.

Не забывайте, уважаемые родители , что детство-это удивительное время в жизни каждого человека – оно не заканчивается с поступлением в школу . Уделяйте достаточно времени для игр, укрепляйте здоровье детей, проводите больше времени вместе. Ведь именно сейчас ваши внимание, любовь и забота нужны ребенку больше всего.

Провожая вас в школу , мы не говорим вам : «Прощайте!» . Мы говорим : «До свидания, до скорых встреч!» Возможно, в ближайшем будущем кому-то из вас мы сможем сказать : «Добро пожаловать!» , когда вы приведете к нам своих младших детей. Ну а пока время не стоит на месте, мы приглашаем вас на первый в жизни выпускной бал!

(Родители получают красиво оформленные приглашения на выпускной.)

Решения родительского собрания :

Соблюдать правила безопасности в летний период;

Дома создавать условия для учебы и отдыха ребёнка, соблюдать режим дня.

Готовиться к школе , опираясь на рекомендации педагогов.

Цели : формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания своих детей.

План проведения

  • Приветствие «Перекличка».
  • Вступительное слово психолога (актуальность проблемы).
  • Раскрытие психологом компонентов готовности к школе.
  • Игры с родителями: «Запрещённое движение», «Зеркало»
  • Портрет ребёнка, не готового к школьному обучению
  • Самодиагностика рисунков детей «Каким я вижу себя учеником?»
  • Решение проблемных ситуаций
  • «Открытое письмо родителям».
  • Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Ход собрания:

— Здравствуйте, уважаемые родители! Нам приятно видеть вас, и мы благодарим вас за то, что нашли возможность прийти на наше мероприятие. Наша сегодняшняя встреча посвящена обсуждению проблемы перехода детей из детского сада в школу. Мы, родители, заинтересованы в школьных успехах своего ребёнка, поэтому как можно раньше начинаем готовить его к поступлению в школу. Что надо сделать, чтобы ребёнок пошёл в школу подготовленным и учился хорошо, получая при этом только положительные эмоции – цель сегодняшнего разговора. Но вначале поприветствуем друг друга.

Приветствие родителей «Перекличка».

Педагог-психолог, используя сведения о детях, спрашивает у родителей: «Есть ли у нас родители мальчика, …. Родители прослушивают рассказ о ребёнке и догадываются, о ком идёт речь.

Упражнение «Экзамен для родителей».

Родителям предлагается сравнить, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника. Для этого им нужно ответить на ряд вопросов, ответы на которые пишут на «билетиках».

Примерные вопросы:

  • Какие занятии проводятся в детском саду? Какие предметы будет изучать ребёнок в 1 классе?
  • Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в 1-м классе?
  • Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? Длительность урока в школе?
  • Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? Сколько учителей будет обучать ребёнка в 1-м классе?
  • интеллектуальную готовность;
  • мотивационную готовность;
  • эмоционально-волевую готовность;
  • коммуникативную готовность.

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес

К 6–7-и годам ребенок должен знать:

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка - это мама отца или матери.

Мотивационная готовность…

Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль - роль школьника.

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба - это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

  • способностей ставить перед собой цель,
  • принять решение о начале деятельности,
  • наметить план действий,
  • выполнить его, проявив определенные усилия,
  • оценить результат своей деятельности,
  • а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные. Например, игра «Зеркало», «Запрещённое число», «Да и нет».

Не ругайте ребёнка за ошибку, а разберитесь в её причине.

Структура головного мозга, отвечающая за произвольность поведения, формируется к 7 годам, поэтому ваши требования должны быть адекватными его возрасту.

Не исказите веру ребёнка в себя как в будущего школьника ни страхом, ни «розовой» водичкой облегчённых ожиданий.

Относитесь к ребёнку, как к себе, мы ценим себя по тому, что можем и умеем, так как всё знать невозможно.

Коммуникативная готовность.

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

«Портрет» первоклассника, не готового к школе:

  • чрезмерная игривость;
  • недостаточная самостоятельность;
  • импульсивность, бесконтрольность поведения, гиперактивность;
  • неумение общаться со сверстниками;
  • трудность контактов с незнакомыми взрослыми (стойкое нежелание контактировать) или, наоборот, непонимание своего статуса;
  • неумение сосредоточиться на задании, трудность восприятия словесной или иной инструкции;
  • низкий уровень знаний об окружающем мире, неумение сделать обобщение, классифицировать, выделить сходство, различие;
  • плохое развитие тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координации (неумение выполнять различные графические задания, манипулировать мелкими предметами);
  • недостаточное развитие произвольной памяти;
  • задержка речевого развития (это может быть и неправильное произношение, и бедный словарный запас, и неумение выразить свои мысли и т. п.).

Как помочь ребенку подготовиться к школе?

Особенно внимательно необходимо готовится к школе, если:

  • беременность и роды протекали с осложнениями;
  • ребёнок перенёс родовую травму или родился недоношенным;
  • ребёнок страдает желудочно-кишечными заболеваниями, энурезом, подвержен частым простудам, есть нарушение сна;
  • ребёнок с трудом находит контакт со сверстниками, эмоционально не устойчив;
  • вы замечаете двигательную заторможенность или гиперактивность.

На что надо обратить внимание…

1. Выбор школы.
Если ребёнок в детстве часто болел, если ему трудно долгое время удерживать внимание на чём-то одном, если вы видите, что он морально не готов стать первоклассником — посоветуйтесь с психологом, какой класс для обучения выбрать, нагрузка в первый год учёбы должна быть посильной для ребёнка.

2. Самостоятельность.
Ребёнок должен уметь ухаживать за собой, самостоятельно раздеваться и одеваться. Очень важно приучить ребёнка к гигиене.

Научите малыша убирать своё рабочее место, бережно относиться к вещам.

Чтобы ребёнок быстрее смог адаптироваться в школе, он должен быть достаточно самостоятельным. Постарайтесь меньше опекать его, дайте ему возможность принимать самостоятельные решения и отвечать за них.

Поручите ему какие-нибудь домашние дела, он научился выполнять свою работу без помощи взрослых. Старшие дошкольники могут накрывать на стол, мыть посуду, чистить свою одежду и обувь, присматривать за младшими детьми, кормить рыб, птиц, котёнка, поливать цветы. Родители не должны делать то, что дети забыли или не захотели выполнять. Практика показывает, если дети до поступления в школу имели дома посильные для них обязанности, они легче справлялись с учебной деятельностью.

Итак, наша единая задача заключается в создании условий для успешной подготовки к обучению детей в школе. Для того, чтобы понять, какая помощь нужна ребёнку, важно знать, с какими трудностями он сталкивается, какие у него проблемы. Возможно, какие-то свои маленькие тайны ваши дети вам откроют в письмах, которые они написали для вас, уважаемые родители. И может быть, именно это письмо поможет вам понять своего ребёнка, вникнуть в его трудности и порадоваться его достижениями.

«Открытое письмо родителям».

Каждый родитель получает «открытое письмо» своего ребёнка.

Письмо начинается так:

  • Больше всего в школе мне понравится…
  • Мне не понравится, если на уроках…
  • Когда я делаю домашние задания, мои родители…
  • Я очень хочу, чтобы мои родители…
  • Я думаю, что в 1-м классе…

В ывод. Возможно, прочитав письма своих детей, вы смогли по-иному взглянуть на их трудности, почувствовали их проблемы. Собственно, о них мы уже говорили сегодня. Но самое главное, чтобы ребёнок чувствовал поддержку родителей и понимание.

Правила детского общежития

  • Не отнимай чужого, но и не всё своё отдавай
  • Попросили – дай, пытаются отнять – старайся защищаться
  • Не дерись без обиды
  • Не обижайся без дела
  • Сам ни к кому не приставай
  • Зовут играть иди, не зовут – попросись. Это не стыдно.
  • Не дразни, не канючь, не выпрашивай ничего. Никого два раза ни о чём не проси
  • Из-за отметок не плачь. Будь гордым. С учителем за отметки не спорь. И на учителя на отметки не обижайся. Делай уроки, а какие будут отметки, такие и будут.
  • Не ябедничай за спиной у товарищей
  • Не будь грязнулей, дети грязнуль не любят, не будь и чистюлей, дети не любят и чистюль.
  • Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай водиться, давай вместе пойдём домой
  • И не выставляйся. Ты не лучше всех, ты не хуже всех, ты мой любимый
  • Иди в школу, и пусть она тебе будет в радость, и я буду ждать и думать о тебе
  • Дорогу переходи внимательно, не торопись.

Ответы на вопросы

Какие пособия лучше выбирать для подготовки к школе?

Ответ: мы советуем выбирать авторские пособия, оформленные рисунками, с крупным шрифтом, понятно изложенными заданиями по развитию памяти, внимания, головоломками, весёлыми задачками. На выполнение задания давайте ребёнку определённое время, научите его контролировать время с помощью песочных часов.

Сколько времени следует уделять подготовке к школе дома?

Ответ: не более 20-30 минут. Если вы видите, что ребёнок устал, нет настроения заниматься дальше, переключите деятельность на игровую, позвольте ребёнку заниматься самостоятельно.

Если ребёнок категорически отказывается заниматься дома?

Ответ: давайте ребёнку небольшой объём занятий, не более 5 минут. Все занятия проводите в игровой форме. Отвечайте на вопросы печатными буквами

Если ребёнок постоянно требует новых заданий и готов заниматься долго.

Ответ: если ребёнок не чувствует усталость, не расстраивается от того, что что-не получается. Воспринимает учёбу, как привлекательное задание – строгих границ для занятий ставить не следует.

Формулы вербального (словесного) общения, которыми может овладеть ребёнок к концу дошкольного возраста

Приветствие. Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер, рад тебя или Вас видеть, привет

Прощание. До свидания, спокойной ночи,до завтра, счастливого пути, доброй ночи.

Извинение. Извините, пожалуйста; простите, пожалуйста; прошу прощения.

Обращение. Скажите, пожалуйста; будьте добры, могли бы вы; вас не затруднит.

Знакомство. Давайте познакомимся, меня зовут.. познакомьтесь, это…

Взрослые, помните!

Подражая взрослым, дети легко усваивают правила вежливости.

Статья размещена в авторской редакции.

Просмотров