Рыцари иоанниты. Мальтийские рыцари. Возрождение в Британии под Именем Почетного Ордена Святого Иоанна Иерусалимского

Администрация (Adminsitration) Ордена состоит из восьми Бейлифов(Bailiffs), отвечающих за конкретные направления деятельности Ордена:
  1. Главный Командор (Grand Commander), который вместе с Казначеем (Treasurer), управляет общим имуществом, осуществляет контроль над ревизионным комитетом (Accounts committee), действует как Начальник Артиллерии (Master of the Artillery) и назначает некоторых священников.
  2. Маршал (Marshal), позже Главный Маршал (Grand Marshal), который действует, как начальник военного штаба и занимается всеми военными вопросами.
  3. Госпитальер (Hospitaller) или Главный Госпитальер (Grand Hospitaller), который управляет работой госпиталей и больниц.
  4. Драпиер (Drapier), с 1539 года Главный Опекун (Grand Conservator), который отвечает за снабжение вооруженных сил Ордена и ответствечает за техническое обслуживание некоторых формирований.
  5. Адмирал (Admiral), или Главный Адмирал (Grand Admiral), должность, появившаяся когда Орден оставил Святую Землю и который командует галерами.
  6. Туркопольер (Turcopolier или Turcopilier), который командует туркополями (Turcopoles), т.е. наемными солдатами из местного населения в Палестине и на Родосе и Мальте, и отвечает за береговую охрану.
  7. Главный Канцлер (Grand Chancellor), который подписывает все распоряжения правительства, ставит официальные печати и контролирует выполнение всех указов и декретов.
  8. Главный Бейлиф (Grand Bailiff) с 1428 года, ответственный на Родосе за защиту защиты замка святого Петра (Castle of Saint Peter) и позже острова Гоцо (Gozo).
Кроме главной резиденции на острове Родос Орден располагал обширными земельными владениями в разных странах. Эти владения объединялись по территориальному признаку в Ланжисы (Langues), т.е. отделения. Иногда это слово переводится как "Языки", т.к. деление осуществлялось по национальному признаку. Позднее термин Kанжис был заменен на Главное Приорство (Grand Priories). Таких ланжисов первоначально было четыре (французское, испанское, германское и итальянское). Позднее, а по некоторым данным одновремено с первыми появилось еще три -Прованс(Provence), Авиньон (Auvergne) и Англия. Еще позднее испанский ланжис был разделен на два -Арагон (Aragon) и Кастилию (Castile). Всего получилось восемь ланжисов. Тогда же родилась легенда о происхождении восьмиконечного креста, как символа Ордена - восемь концов говорят о восьми ланжисах.

Каждый из ланжисов контролировал один из восьми высших руководителей ордена:

  • Прованс (Provence) - Главный Командор (Grand Commander),
  • Авиньон (Auvergne) - Маршал (Marshal),
  • Франция - Госпитальер (Hospitaller),
  • Италия - Адмирал (Admiral),
  • Арагон (Aragon) - Драпиер (Drapier) (позже Главный Опекун(Grand Conservator)),
  • Англия - Туркопольер (Turcopilier),
  • Германия - Главный бейлиф (Grand Bailiff) (пост, изобретенный, чтобы удовлетворить Немцев),
  • Кастилия (Castille)-Португалия - Главный Канцлер (Grand Chancellor).
Каждое из восьми ланжисов имело свое представительство на острове (как они позже делали это и на Мальте), называемое Ауберг (Auberge), в котором размещался руководитель ланжиса, именуемый Конвентальный Байлиф (Conventual Bailiff).

Орден иоаннитов (госпитальеров)

Христианские паломники приходили в Святую землю истощенными путешествием; многие заболевали и оставались без призрения. Тотчас после того, как Иерусалим был взят крестоносцами (1099), несколько французских рыцарей соединились, чтобы основать странноприимный дом, в котором могли бы находить приют паломники. Они образовали духовную конгрегацию, члены которой обязывались посвящать себя уходу за бедными и больными, жить хлебом и водой и носить простое платье, «как бедные, их господа». Эти рыцари жили милостыней, которую рассылаемые ими люди собирали во всех христианских странах и которую они потом складывали в комнате для больных. Их госпиталь назывался «Странноприимным домом иерусалимского госпиталя» или госпиталем св. Иоанна. Позже он изменил свой характер. Кроме рыцарей, здесь были и послушники, то есть слуги, ходившие за больными. В больнице находило приют до 2 тысяч больных, и ежедневно раздавалась милостыня; рассказывают даже, что мусульманский султан Саладин переоделся нищим, чтобы ознакомиться с благотворительной деятельностью госпитальеров. Этот духовно-рыцарский орден сохранил свое название госпитальеров святого Иоанна (или иоаннитов) и свою печать, на которой был изображен простертый на ложе больной с крестом в головах и светильником в ногах. Но рыцари, вступавшие в орден иоаннитов, образовали военное сообщество, задачей которого была борьба с неверными.

В число госпитальеров допускались уже только рыцари благородного происхождения или побочные сыновья князей; каждый новый член должен был приносить с собой полное вооружение или вносить в арсенал ордена 2 тысячи турских су. Во всех государствах Сирии князья предоставили госпитальерам право строить замки вне городов и укрепленные дома – в городах. Главные поселения духовно-рыцарского ордена иоаннитов находились в областях Антиохии и Триполи, вокруг Тивериадского озера и на египетской границе. Его Маркабский замок, построенный в 1186 г., занимал всю площадь плоскогорья, круто спускавшегося в долину, имел церковь и деревню, в нем находился гарнизон в тысячу человек и припасы на 5 лет; здесь нашел убежище епископ Валении. Во всех странах Европы госпитальеры приобрели владения; в XIII в. они имели, по преданию, 19 тысяч обителей. В каждой из них жило несколько рыцарей с командором; многие деревни, носящие имя святого Иоанна (Saint-Jean), – древние госпитальерские командорства.

Вход во дворец великих магистров ордена Иоаннитов на острове Родос

Орден тамплиеров (храмовников)

Прежде чем этот духовно-рыцарский орден изменил свой характер, несколько рыцарей, которым наскучил уход за больными, захотели найти занятие, более соответствовавшее бы их вкусам. В 1123 г. восемь французских рыцарей составили братство, члены которого обязались сопровождать паломников по дороге в Иерусалим, чтобы защищать их против неверных; великим магистром ордена они избрали Гуго de Payens. Король Балдуин предоставил им часть своего дворца, так называемый Temple (буквально – «Храм»), построенный на месте древнего Соломонова храма ; они приняли название Бедных братьев Иерусалимского храма, или тамплиеров (букв. – «храмовников»). Знаменитый святой того времени, Бернард Клервоский , покровительствовал им и принимал участие в составлении их устава, который частью воспроизводил цистерцианский устав. Устав духовно-рыцарского ордена тамплиеров был утвержден на соборе в Труа (1128). Орден состоял из членов троякого рода; монашеские обеты бедности, послушания и целомудрия были обязательны для всех. Рыцарями были у тамплиеров люди благородного происхождения; они одни могли быть начальниками монастырей и занимать должности в ордене. Служителями были богатые горожане, которые отдали свое имущество ордену и занимали место либо оруженосцев, либо управителей; они руководили финансовыми делами ордена тамплиеров; береговой командор, который наблюдал за посадкой на корабли и за высадкой богомольцев, был служителем. Священники исполняли духовные обязанности в ордене. Папы, которые покровительствовали тамплиерам, позволили им иметь собственные капеллы и кладбища и выбирать себе священников для отправления божественной службы в их монастырях. Они постановили, что все духовные лица, находящиеся на службе ордена, должны подчиняться не своему епископу, а великому магистру тамплиеров (булла 1162 г.). Таким образом, духовно-рыцарский орден тамплиеров сделался в недрах Римской церкви независимой церковью, подчиненной одному только папе. Светские князья, особенно французские, из уважения к этим рыцарям, которые посвящали себя беспрерывной крестовой войне, делали им крупные подарки. Позже орден владел 10 тысячами обителей в Европе, флотом, банками и такой богатой казной, что мог предложить за остров Кипр 100 тысяч золотых.

Вооружение и эмблема духовно-рыцарского ордена тамплиеров

Как госпитальеры, так и тамплиеры были французскими орденами. Когда немцы начали являться в Святую землю в большем количестве, они также почувствовали необходимость иметь странноприимный дом, в котором говорили бы на их языке. В Иерусалиме существовало убежище для немецких паломников, но оно зависело от ордена госпитальеров. Во время осады крестоносцами Сен-Жан д"Акры (1189) несколько немцев собрали своих больных на одном судне, пришедшем в негодность. Немецкие князья дали им средства для основания больницы, которая и была организована в 1197 г. по образцу больницы св. Иоанна. Членами нового ордена были немецкие рыцари, которые обязывались одновременно и ходить за больными, и воевать с неверными. Они приняли наименование Братьев немецкого дома, а позже их стали чаще называть рыцарями Тевтонского ордена. Во время пребывания в Палестине императора Фридриха II они приобрели поместья и построили себе близ Сен-Жан д"Акры Монфортский замок (1229), который оставался центром ордена до 1271 г.

Герман фон Зальца - гроссмейстер Тевтонского ордена, перенесший в начале XIII века его местопребывание из Палестины в Прибалтику

Общие черты духовно-рыцарских орденов

Все эти три духовно-рыцарских ордена были религиозными братствами и принимали обычные три обета бедности, целомудрия и послушания. Каждый орден был организован по образцу клюнийского или цистерцианского. Генеральный капитул (то есть собрание должностных лиц и глав обителей, входивших в состав ордена) управлял всем орденом. Отдельные монастыри были как бы угодьями, которые управлялись за счет ордена. Но эти монахи были вместе с тем и рыцарями: их миссией была война. Они были все без исключения благородного происхождения, а их вождями часто бывали крупные сеньоры . Глава духовно-рыцарского ордена назывался не аббатом, а великим магистром, глава монастыря не приором, а командором. Их одежда была наполовину монашеская, наполовину – военная: они носили рыцарские доспехи и сверху плащ. У госпитальеров плащ был черного цвета, крест – белого; у тамплиеров – плащ белого, крест красного цвета; у рыцарей Тевтонского ордена плащ белого, крест черного цвета. Каждый орден со своей казной, своими поместьями, крепостями и воинами представлял собой как бы маленькое государство.

Госпитальеры

Подобно другим рыцарским орденам, Мальтийский орден появился в период Крестовых походов за освобождение Гроба Господня. «Первые рыцарские ордена, -- отмечали историки XIX века, -- возникли как чистейшее воплощение средневекового духа в соединении монашеского и рыцарского идеалов, во времена, когда битва с исламом становилась реальностью.

Дух Крестовых походов был главным образом военный и религиозный, поэтому он породил монашествующее рыцарство». На протяжении своей долгой истории орден вынужденно менял местонахождение, а братья часто назывались по географическому признаку («рыцари Кипра», «рыцари Родоса», «рыцари Мальты»), оставаясь всегда при этом иоаннитами или, госпитальерами .

Существование Мальтийского ордена разделяется на 5 основных этапов: начальный период в Иерусалиме -- 1198-1291 годы; поселение на Кипре -- 1291-1310 годы; пребывание на Родосе -- 1310-1522 годы; пребывание на Мальте -- 1522--1798 годы; пребывание в России -- 1798-- 1817 годы; смутное время -- с 1817 года до наших дней в Риме на Кондотти.

Кроме этих дат, историки выделяли несколько промежуточных периодов, когда орден не имел постоянного места обитания. Братство выполняло свои функции, не теряя прежнего статуса, тем не менее, своей основной задачей считало расселение или завоевание определенного района.

В IV веке в Палестину устремились благочестивые христиане из Европы, желая поклониться святым реликвиям и местам, где, согласно Библии, провел свои последние дни Иисус Христос.

Для одних такое путешествие было результатом религиозного рвения, для других -- покаянием и очищением от грехов. Не выдержав всех трудностей длительного перехода, многие пилигримы добирались до Иерусалима тяжелобольными.

Богомольцы прибывали огромными толпами; многим требовалось лечение, уход, и нередко христианское погребение. Заботу о них брали на себя небольшие гостеприимные дома и монастыри. Впоследствии эти учреждения преобразовали в странноприимные дома (госпитали), устроенные специально для паломников, поток которых в Иерусалим увеличивался с каждым годом. Паломничество не прекратилось в период арабского господства, так как мусульмане терпимо относились к религиозным рвениям европейцев .

Примерно в 1048--1070 годах купец по имени Мауро, прибывший из итальянского города Амальфи, получил от египетского калифа Боменсора разрешение на открытие госпиталя в Иерусалиме.

Странноприимный дом, располагавшийся «на расстоянии всего лишь полета камня от гроба Господня», был посвящен святому Иоанну Элеймону, патриарху Александрийскому, жившему в VII веке. Странники называли этот дом госпиталем Иоанна Милостивого. Известный хронист писал: «Греческое имя святого Иоанна латиняне переиначили на Иоанна Лемонье («милостивый»); от него якобы пошло название иоаннитов. Впоследствии их покровителем стал святой Иоанн Иерусалимский (Креститель)» .

Небольшое братство, ухаживающее за больными и ранеными паломниками, постепенно увеличивалось, а сам госпиталь вскоре превратился в монастырь с больницами, церковью и часовней. Первым настоятелем госпиталя был Жерар де Торн, который провел множество преобразований, повлиявших на дальнейшее существование монашеского союза. По его инициативе братья получили более весомого небесного покровителя - Иоанна Иерусалимского -- и стали называться госпитальерами (иоаннитами).

Под руководством Жерара де Торна монахи построили церковь во имя святого Иоанна Крестителя и большое здание госпиталя. Новый дом состоял из двух отдельных корпусов: для мужчин и для женщин. В церкви Святого Иоанна торжественно отмечался день рождества покровителя. Пример Жерара де Торна вдохновил многих рыцарей, с радостью принимавших монашеский обет безбрачия, нестяжания и послушания. Кроме того, братья 7 раз в сутки читали молитвы, много занимались физическим и умственным трудом. Клятва «бедных братьев госпиталя святого Иоанна» содержала такие слова: «Служить рабами и слугами своим господам и повелителям, каковыми являются все слабые и больные» .

Когда начались Крестовые походы, деятельность обитателей госпиталя Святого Иоанна было трудно переоценить. Большую роль братья сыграли в развитии католического богословия, организации и укреплении католической церкви и папства, отстаивая его притязания на господство в Европе.

Однажды странноприимный дом иоаннитов посетил первый иерусалимский король, Готфрид Бульонский. Герцог был восхищен идеей и обещал содействовать в развитии братства. В подтверждение своих слов он подарил госпитальерам деревню Сальсола, расположенную недалеко от Иерусалима. В тот день рыцари из свиты короля - Раймунд де Пюи, Дюдон де Компс, Конон де Монтегю и Гастус - остались в братстве, приняв монашеский обет .

В 1099 году иоанниты получили возможность официально зафиксировать свою деятельность, учредив орден. Первым руководителем иоаннитов стал Жерар де Торн, вменивший каждому брату постоянно носить длинное черное платье с нашитым на нем восьмиконечным крестом. Если вначале монахи-госпитальеры ограничивались уходом за больными и ранеными, то с первой половины XII века они начали участвовать в войне. В этом состояло главное отличие духовно-рыцарских орденов от обычных монашеских (августинцы, бенедиктинцы, францисканцы), где принимали только обет бедности, послушания и целомудрия. Иоанниты, кроме того, давали клятву бороться с «неверными». В то время случалось, что иные монахи «опоясывались мечом по рясе», а некоторые рыцари надевали монашескую рясу поверх доспехов .

«Аскетический идеал оказывал влияние не только на церковные слои, - писал один знаменитый историк, -- он воздействовал и на мирян, и от слияния его с идеалом рыцарства получилась своеобразная форма - рыцарские ордена. Не будучи еще аскетическим и не сливаясь еще с монашеским, рыцарский идеал был уже идеалом христианским. Рыцари были, по мысли идеологов, защитниками слабых и безоружных, вдов и сирот, защитниками христианства против «неверных» и еретиков. Миссия защиты паломников в Святую землю, помощи больным или бедным, защиты гроба Господня от «неверных» вытекала из идеала христианского рыцарства. Благодаря господству аскетического миросозерцания она сочеталась с принесением монашеских обетов».

В 1104 году Балдуин I подтвердил привилегии госпитальеров как военно-духовного ордена. Он выделил монахам-рыцарям участок земли, создав прецедент приобретения собственности в других европейских странах.

В 1113 году иоаннитов взял под свое покровительство папа Пасхалий II, утвердивший название «братство госпиталя Святого Иоанна». Понтифик обеспечил право свободно избирать своих руководителей, не опасаясь вмешательства светских или церковных властей, а также право обращаться по всем вопросам непосредственно к Папе Римскому.

Жерар де Торн скончался в 1120 году, освободив место Раймонду де Пюи, герою Иерусалимского штурма, происходившему из древнего дворянского рода Дофинеи. С того времени глава ордена стал именоваться великим магистром. В целях военной защиты паломников на дорогах Палестины члены ордена разделились на три класса: рыцарей, капелланов и оруженосцев. Самый высший ранг включал в себя рыцарей, которые должны были иметь благородное происхождение и выполнять как воинские, так и другие обязанности. Капелланы отвечали за религиозную деятельность братства. Оруженосцы представляли собой служащих, призванных обслуживать представителей более высоких рангов .

В первый год своего правления великий магистр утвердил первый устав ордена, названный «Правила ордена Святого Иоанна Иерусалимского». С момента утверждения устава папой каждый брат обязывался свято хранить три обета: целомудрия, послушания и добровольной нищеты без собственнического стяжательства. Монах «стоял твердо за веру христианскую, всегда придерживался справедливости, обиженным помогал, угнетенных защищал и освобождал, язычников, «неверных» и магометан гнал, заботился о вдовах и сиротах».

Согласно новым правилам, в орден не принимался «всякий, кто обременен долгами, вписанный в другой орден или обязанный супружеством, либо гражданскими долгами». По поводу облачения в уставе сказано о «кавалерской, черной со знамением белого креста на левой стороне» одежде. Для войны предусматривалось платье «червонного цвета с белым крестом» .

На красном стяге ордена госпитальеров, утвержденном Папой Иннокентием II, был вышит белый восьмиконечный крест. На орденской печати изображался лежащий больной с крестом в изголовье и со свечой в ногах. Основным принципом деятельности считалось служение религиозным и духовным идеалам, выдвинутым основателями монашеского братства.

Рыцарем мог стать только потомственный дворянин. Поощрялось включение в члены ордена сестер-послушниц; не принимались дети торговцев или банкиров.

Черная суконная одежда госпитальеров шилась, по примеру хламиды Иоанна Крестителя, из грубой верблюжьей шерсти. Узкие рукава платья символизировали отречение от светской жизни, а белый полотняный восьмиконечный крест на груди -- целомудрие. Четыре направления креста олицетворяли главные христианские добродетели: благоразумие, справедливость, силу духа и воздержание. Восемь окончаний означали земные блага, обещанные Христом всем праведникам в Нагорной проповеди. В 1153 году указом Папы Анастасия IV братья разделились на рыцарей, одетых в красную монашеско-военную форму с черным плащ-накидкой, и оруженосцев .

В первые десятилетия своего существования иоанниты, подобно большинству монашеских орденов, являлись составной частью строгой церковной иерархии. И хотя по своей правовой природе они были религиозным объединением, тем не менее, имелись отличия от других орденов. Самое главное - госпитальеры жили не в христианской стране, а за ее пределами, на территории, находящейся под господством мусульманских правителей.

Твердая иерархия ордена иоаннитов, существовавшая несколько веков, была утверждена Папой Римским только в 1259 году. В соответствии с буллой члены братства делились на рыцарей, священников и братьев-госпитальеров. Дальнейшие привилегии предоставляли папы Адриан IV, Александр III, Иннокентий III. Папа Климент IV присвоил руководителю ордена титул великого магистра святого госпиталя иерусалимского и настоятеля рати Христовой. Со временем, превратившись в мощный военный союз, орден стал называться «Рыцари-госпитальеры ордена Святого Иоанна Иерусалимского» .

За 30 лет управления Раймонда де Пюи задачи братства намного переросли прежние масштабы деятельности. По мере умножения славы и заслуг к иоаннитам присоединялось все больше благородных аристократов и рыцарей со всей Европы.

Не прекращалась самоотверженная и кровопролитная борьба с сарацинами, которые на протяжении нескольких веков пытались расширить свои границы и выйти в Европейское Средиземноморье.

Главной заслугой первого великого магистра стала независимость ордена, а также общепризнанное право иметь армию и вести военные действия.

Римские папы охотно давали привилегии иоаннитам, вначале исключив их из подчинения местной светской и духовной власти, затем, наградив их правом собирать церковную десятину в свою пользу. Орденские священники отчитывались только перед своим капитулом и великим магистром.

Деятельность по обеспечению обороны личных владений началась в 1136 году, когда граф Раймунд Триполийский поручил иоаннитам защиту крепости Бет Джибелин, прикрывавшую подступы к Аскалону .

Рыцари успешно справились с задачей, и Раймунд передал им еще несколько своих замков. Через несколько лет около тысячи братьев занимались обороной более 50 крепостей в Леванте. Оплотом на севере Палестины и самой знаменитой цитаделью ордена госпитальеров был замок Крак де Шевалье. В том же краю находилась мощная крепость Маргат, а на юге-- Бельвер и Бет Джибелин. Неприступные замки иоаннитов традиционно имели вторую линию укреплений и возвышались над местностью, позволяя контролировать всю окрестную территорию. Арабский историк поэтично сравнивал крепость Бельвер с орлиным гнездом.

Крак де Шевалье перешла в собственность ордена в 1144 году по решению Раймунда II Триполийского. Замок располагался на склоне Ливанских гор, был защищен мощными двойными стенами с высокими башнями и окружен рвом, пробитым в скалах.

На территории крепости находились жилые здания, казармы для двух тысяч солдат, палата великого магистра, амбары для зерна, мельница, пекарня, маслобойня, конюшни. По широкой стене был проложен акведук, по которому в город постоянно поступала питьевая вода. До 1271 года Крак де Шевалье выдержал двенадцать осад, но в 1271 году был захвачен войсками султана Бейбарса .

Замок Маргат был передан госпитальерам графом Раймундом III Триполийским в 1186 году. Эта крепость с двойными стенами и большими башнями располагалась к югу - от Антиохии, в 35 километрах от моря, и была построена из скального базальта. Внутри находилось большое подземное водохранилище. Запасы продовольствия позволяли тысячному гарнизону выдержать пятилетнюю осаду. Долгое время крепость Маргат была одной из главных резиденций руководителя ордена. Именно здесь братья приняли знаменитые маргатские уставы, в которых рыцари стали подразделяться по национальному признаку .

Маргат пал в 1285 году, после жесточайшего сражения с мамелюками от величественной крепости остались только развалины. Замок Бет Джибелин был разрушен в 1187 году, а Бельвер -- в 1189 году, после штурма войсками Саладина.

В начале июня 1306 года 35 рыцарей и 500 пехотинцев, приплывших на шести кораблях, высадились на Родосе. Великий магистр Фуке де Вилларе сразу отметил удобное положение двух великолепных гаваней: Порто дель Манд-раччио на северной оконечности острова и Порто-Меркон-тильо - на южной. Иоанниты окончательно завоевали Родос и соседние острова в 1309 году, после многочисленных боев с турками и сарацинами. Через год папа Климент V одобрил действия Фуке де Вилларе, утвердив титул суверен Родоса и начав строительство новой резиденции.

Вскоре на острове открылся большой странноприимный дом, были построены новые оборонительные сооружения, великолепный дворец правителя, склады, школы, а главное, создан мощный флот. Более двух столетий корабли ордена в качестве морского конвоя патрулировали Средиземноморье, защищая торговые суда от турецких корсаров, благодаря чему рыцарей стали заслуженно называть морским щитом Европы.

Флот иоаннитов объединял в себе лучшие достижения мирового мореплавания. Большие, не зависящие от ветра галеры с обшивной броней и 50 гребцами в двух рядах были грозной силой для врага. Экипаж состоял из нескольких рыцарей, 50 матросов и 200 солдат. Головным броненосцем по праву считался самый большой корабль -- «Святая Анна», построенный в начале XV века. Иоанниты воевали с турками, с мамелюками, совершая рейды в Сирию и Ливан, непременно применяя в сражениях знаменитый «греческий огонь» .

В 1310 году родосский флот разбил турецкую флотилию в бою недалеко от острова Аморгос, повторив успех близ острова Хиос. В 1320 году 80 турецких кораблей затонули около Родоса, разбитые 30 судами рыцарей. Непобедимый флот ордена принимал участие во взятии крепости Смирна, принадлежавшей турецкому эмиру Умур-паше, в морских боях за остров Имроз, в разгроме египетского флота и во взятии Александрии. Иоанниты хорошо владели тактикой набегов на укрепленные города Леванта, Малой Азии и Египта. Постоянные войны только усиливали военную мощь орденского флота.

На Родосе окончательно сложилась структура ордена как военно-духовной организации. Орден рыцарей госпиталя Святого Иоанна был полностью независимым от любой власти и поэтому стал называться суверенным (державным). Орден обладал многими светскими правами -- такими, как возможность обмениваться послами и заключать договоры с другими государствами. Все правила, должности и обряды представлялись в специальном «Уложении о разделении и постановлениях».

Распределение должностей по «Столпам языков» предусматривало соблюдение следующих условий.

1. «Рыцари по справедливости», занимающие все должности в ордене, должны были иметь восемь поколений благородной крови. От немцев требовалось предъявить доказательства происхождения до 16-го поколения, от испанцев и итальянцев -- до 4-го.

2. «Рыцари по милости» принимались в виде исключения за военные подвиги без доказательства своего дворянского происхождения. Для них допускалось отсутствие чистоты крови.

3. «Рыцари благочестия», не обязанные давать монашеские обеты, появились в ордене намного позже .

Первые пять лет, рыцари жили в орденском общежитии, питаясь за общим столом. Ежедневный рацион включал в себя 400 граммов мяса, кружку вина и 6 хлебцев. В праздник мясо заменяли рыбой и яйцами. Парадные и обыденные одеяния были установлены еще Жераром де Торном, но Папа Александр IV внес несколько изменений. Так, братья-рыцари носили красную военную рясу с белым полотняным крестом и черный орденский плащ, перед битвой надевая малиновую бархатную накидку с белым шелковым крестом на груди. Остальные монахи в мирное время ходили в черной рясе, а во время войны -- в черном плаще.

В дополнение к белому кресту на одежде рыцарям полагался серебряный крест той же формы -- сначала на четках, а затем на груди. Ношение серебряных крестов было официально установлено орденским капитулом только в 1631 году. Впоследствии знаки из драгоценного металла заменили крестами с белой эмалью, украшенные лилиями по углам. Высшим сановникам полагались большие золотые кресты, которые носились на черной ленте (на золотой цепи). Братья-служащие носили кирасу рыцаря. Так называли полукрест без двух верхних углов .

«Внешним отличием кавалеров святого Иоанна Иерусалимского, -- писал автор одной из хроник, -- кроме двух полотняных крестов, был золотой восьмиконечный, покрытый белой эмалью крест на черной муаровой ленте или на золотой цепи. Над крестом, носимым на шее, была золотая корона, а над ней, уже на ленте, золотое же изображение военной арматуры». Основным знаком ордена, определяющим принадлежность к нему, был белый полотняный крест на месте сердца и на левой стороне плаща.

В XIV веке орден сделался настолько многочисленным, что великий магистр предложил разделить его (по национальному признаку) на части, так называемые нации (языки). В начальном варианте было 8 наций для рыцарей Прованса, Оверни, Франции, Италии, Арагонии с Каталонией и Наваррой, Кастилии с Португалией, Германии и Англии с Ирландией и Шотландией. Родосским рыцарем мог стать лишь член одной из этих наций, каждая из которых состояла из приоратов, великих приоратов, бальяжей и командорств (комтурств). Европейские подразделения отчисляли в орденскую казну часть своих доходов .

Первыми владениями за пределами Палестины стали приорство Сен-Жиль в Провансе и несколько командорств, расположенных в Шампани и Аквитании. В начале XIV века функционировало 30 приорств во Франции, Испании, Португалии, Италии, Англии, Ирландии, Германии, Чехии, Венгрии и даже в далекой Польше. Земли в национальных братствах сдавались в аренду лицам, обязавшимся ежегодно платить налоги за пользование землей.

Приораты состояли из командорств и объединялись в судебные округа (бальяжи). Судьи (бальи) могли быть капитульскими, монастырскими и «бальи по милости» (почетными). Управляющие командорств именовались наставниками (командорами). Они распоряжались недвижимым имуществом ордена и являлись руководителями воспитательных учреждений. Эти должности давались за особые заслуги. Командоры подчинялись великим приорам, приорам и провинциалам .

Руководитель ордена великий магистр -- избирался пожизненно; выборы проходили в течение трех дней после смерти предшественника. Глава имел решающий голос по всем вопросам, осуществлял все назначения на должности и присваивал почетные звания. При условии открытой вакансии великий магистр выделял владение (магистральное командорство) наиболее выдающемуся рыцарю, получая налоги в личное распоряжение.

Верховную власть осуществлял священный капитул, собиравшийся великим магистром один раз в 3 года. Капитулу подчинялся постоянный совет, состоявший из верховного руководителя, восьми столпов, провинциальных приоров и капитульских бальи. Восемь главных сановников ордена (пилиеры, или столпы наций) выбирались из монастырских бальи. Великий магистр руководил советом и капитулом совместно с правителями (столпами) наций Прованса, Оверни, Франции, Арагона, Кастилии, Италии, Англии, Германии.

Почетную должность казначея занимал великий командор (столп Прованса), являвшийся одновременно первым помощником великого магистра. Выбор именно этой французской провинции обусловлен мнением о провансальском происхождении Герарда -- основателя ордена.

· Великий госпитальер (гостеприимник) -- столп Франции -- нес ответственность за госпитали, в частности за лекарей, надлежащий уход и приобретение медикаментов.

· Великий консеватор (драпиер) -- столп Арагона -- был интендантом, осуществляющим контроль за ежегодными выплатами рыцарям на их личные нужды.

· Великий канцлер -- столп Кастилии -- отвечал за иностранные дела, подготавливал соглашения, декреты, решения правителей, подписывал их вместе с великим магистром. Кроме того, он руководил государственным архивом.

· Великий адмирал -- столп Италии - командовал офицерами и рядовым составом экипажей, наемниками, служащими на кораблях. Он осуществлял надзор за всем судами флота, но снабжение вооруженных сил осуществлял с Великим командором.

· Великий маршал -- столп Оверни -- командовал пехотой, был председателем третейского суда, разрешавшим разногласия между рыцарями.

· Туркополиер -- столп Англии -- командовал кавалерией, караульными войсками и вспомогательными силами ордена.

· Великий бальи -- столп Германии -- отвечал за строительство и сохранность оборонительных сооружений, обеспечение армии боеприпасами и продовольствием.

· Главный санитар (инфермерарий) появился в XV веке и считался наиболее почетной должностью .

Разделение высших постов между представителями различных наций позволяло достичь концентрации сил в нужной ситуации, что способствовало усилению ордена, его процветанию и независимости от светских князей.

В 1448 году Папа Николай V признал полную юрисдикцию ордена над его территорией, независимость от Папы Римского в вопросах управления и финансах. Понтифик подтвердил право обмена посольствами с другими государствами, международно-правовую свободу договоров и действий, право чеканить монету и взимать налоги. Более того, великий магистр стал независимым, свободным князем с огромным набором соответствующих привилегий и почестей. Эти права подтверждались Папами Пием II и Иннокентием VIII.

В усилении влияния ордена значительную роль сыграли господство на Родосе, постоянно демонстрировавшее его двойственную природу: братство одновременно было международной светской и религиозной организацией. Это обстоятельство изначально определяло особое положение, которое орден сохранил до настоящего времени. Во многом, подчиняясь папе, рыцари были совершенно самостоятельны в политических и светских вопросах.

Несмотря на ликвидацию орденов тамплиеров и госпитальеров, другие духовно-рыцарские ордена продолжают свою активную военную деятельность. В то самое время, когда во Франции шел суд над тамплиерами, госпитальерами, вытесненные из Палестины, переносят свою штаб-квартиру на о. Родос. С этого времени начинается двухсотлетний период их активных боевых действий в защиту острова. С потерей Родоса в 1522 году штаб-квартира ордена переносится на о. Мальту, после чего орден получает название Мальтийского. Все это время, вплоть до XVIII века орден госпитальеров продолжает оставаться могущественной и весьма активной военной организацией. Более того, он является главным военным форпостом в борьбе христианских государств с Османской империей. В рядах госпитальеров служат опытные, закаленные в боях воины. Орден располагает мощным военным флотом, который ведет активные боевые операции против турок на всем Средиземноморье.

Эта живучесть ордена не может не вызывать удивления у историка. В то время как Тевтонский орден и испанские духовно-рыцарские ордена в XVI веке претерпевают коренные преобразования, госпитальеры не только формально сохраняют свой устав, но и деле продолжают традиции Крестоносного движения. У меня нет возможности описывать всю историю Мальтийского ордена, хотя она очень интересна и многогранна. Мы коснемся только той истории, которая связывает Мальтийский орден с историей России и именем императора Павла I. Век просвещения и появление масонства оказали влияние и на Мальтийский орден. Эти новые веяния усилили недовольство рыцарей старым режимом. Магистры все чаще ссорились с епископами, папскими инквизиторами и представителями мальтийского населения и клира. Прекрасно управляемые поместья и леса трех французских провинций поставляли половину иностранных доходов ордена, что обеспечивало французам первые места в администрации. По мере того как военные функции ордена сводились к нулю, а доходы таяли, орден пытался принимать отчаянные меры- союзы с американцами, русскими и англичанами, основание эфиопской компании, создание польского приорств, покупку поместий в Канаде, приобретение Корсики, в 1651 году орден купил три острова в Карибском море, но уже в 1665 году должен был их продать.

В 1775 году на Мальте вспыхнуло восстание под руководством местного мальтийского духовенства, которое было поддержано сельским населением, доведенным до нищеты дурным управлением.

Великий магистр Роган (1775-1797) прилагал все усилия для того, чтобы поднять угасший воинский дух в ордене, усовершенствовать администрацию и суд, увеличить доходы. В 1776 году он в последний раз созвал высшее законодательное учреждение ордена - генеральный капитул, которым в 1779 году был издан кодекс законов Мальтийского ордена. Но старания Рогана пропали даром. В 1792 году Национальная ассамблея Франции конфисковала французское имущество ордена, а 12 июня 1798 года Мальта без боя сдалась Наполеону. Из бывших тогда на острове трехсот тридцати братьев двести были французами, и многие из них были готовы к сопротивлению, но госпитальеры испанцы отказались сражаться, твердого военного руководства не было, а магистр побоялся предпринимать какие - либо решительные меры, опасаясь народных беспорядков.

После сдачи острова рыцари обвинили магистра Фердинанда фон Гомпеша в измене и сместили его с должности. 16 декабря того же года великим магистром был избран российский император Павел, и резиденция ордена была перенесена в Санкт-Петербург, после чего в Кронштадте начали снаряжать флот для возвращения Мальты. Однако после смерти Павла Александр отказался от звания великого магистра, а потом и вовсе упразднил орден на российской земле. Постепенно орден стал терять свои земли и в других странах, и в 1834 году капитул ордена был перенесен в Рим. С тех пор судьба Мальтийского ордена тесно связана с историей папского престола.

С потерей о. Мальты госпитальерами завершается фактически и история крестоносного движения. Крестовые походы уходят в прошлое вместе со Старым режимом - европейской системой королевского правления, - на разрушение которого и была направлена Великая французская революция. Символично то, что госпитальеров с Мальты изгоняет не кто-нибудь, а именно Наполеон Бонапарт - будущий французский император, который правил, опираясь уже не на дворянство и духовенство, а на совершенно новые Национальные структуры, созданные в ходе Французской революции.

Орден Госпитальеров (Иоаннитов)
(Alliance de Chevalerie des Hospitaliers de Saint Jean de Jerusalem)

(Краткий исторический очерк)
Часть 1.

Этот Орден является, пожалуй, старейшим из известных двенадцати монашеско-рыцарских Орденов средневековья.

Из этой дюжины наиболее заметный след в истории средневековья вообще, и в частности, в истории Крестовых Походов оставили три - госпитальеры, тамплиеры и тевтоны. Орден Тамплиеров прекратил свое существование в первой половине XIV века, два других существуют и по настоящее время, хотя и не играют теперь сколько-нибудь заметной политической и военно-политической роли. Они выродились в благотворительные общественные организации, т.е. вернулись к тому состоянию, с которого начинались.

Этот Орден известен под рядом названий и к тому же с течением времени его названия менялись.

У нас в России он известен под следующими названиями:
*Странноприимный Дом Иерусалимского Госпиталя;
*Орден св.Иоанна Александрийского;
*Орден св.Иоанна Крестителя;
*Орден св.Иоанна Иерусалимского;
*Орден Святого Иоанна;
*Мальтийский Орден;
*Орден Госпитальеров;
*Орден Иоаннитов.

На французском языке известно название:
*Alliance de Chevalerie des Hospitaliers de Saint Jean de Jerusalem -Рыцарский Госпитальный Союз Cвятого Жана Иерусалимского.

На английском языке известны названия:
*Religious Military Order of the Roman Catholic Church -Религиозный УВоенный Орден Римской Католической Церкви;
*Order of Saint John -Орден Святого Джона;
*Sovereign Military Hospitaller Order of Malta -Суверенный Военный Госпитальный Мальтийский Орден;
*Sovereign Military Hospitaller Order of Saint John of Jerusalem, of Rhodes and of Malta - Независимый Военный Госпитальный Орден Святого Джона Иерусалимского Родосский и Мальтийский;
*The Chivalric Alliance of Hospitallers of Saint John of Jerusalem - Рыцарский Госпитальный Союз святого Джона Иерусалимского;
*The Order of St.John of Jerusalem -Орден Св.Джона Иерусалимского;
*The Order of the Knights of Malta -Орден Мальтийских рыцарей;
*Sovereign Military Order -Суверенный Военный Орден.

Известна также аббревиатура S.M.H.O.M. - S overeign M ilitary H ospitaller O rder of M alta.

Название Sovereign Military Order of Saint John of Jerusalem, of Rhodes and Malta (Суверенный Орден Святого Джона Иерусалимского, Родосский и Мальтийский) было включено в название Ордена в 1936 году. Слово Hospitaller (Госпитальный) было принято в XIX веке и добавлено к ранее существовавшему наименованию. Слово Sovereign (Суверенный) было добавлено после потери Мальты в 1800 году, чтобы отразить автономный экстратерриториальный принцип; слова Military (Военный) и of Malta (Мальтийский) не отражают современное значение, но отражают его исторические и рыцарские традиции.

Руководители Ордена именовались:

* до лета 1099г. -Ректор (Rector);
*лето 1099 - 1489 - Основатель и Директор (Founder and Director) только Джерард, последующие - Магистр (Magistery);
*1489 -1805 - Гранд Магистр (Grand Magistery);
*1805-28.3.1879 - Лейтенант магистра (Lieutenant Magistery);
*28.3.1879-н.вр. -Гранд Магистр (Grand Magistery);

От автора. В нашей литературе больше принято именовать руководителей Орденов "Гроссмейстер" или "Великий магистр" вместо "Гранд Магистр". Это уже больше филологический спор и принципиального значения не имеет.

Орденом в разное время руководили (список неполный):
*1070 (1080?,1099 ?) -1120 - Gerard Beatified (Джерард Благословенный);
*1120-1160 - Raymond du Puy (Раймонд де Пюи);
*?-1217-? -Гарен де Монтегю;
* ? -1309-?- Fulk de Villaret (Фальк де Вилларэ);
*?-1441-? -de Lastic (де Ластик);
*? -1476-? -Helion Villeneuve (Гелион Вильнёв)
*? - 1481 - Pierre d"Aubusson (Пьер д"Обюссон);
*1481 -1534 -Philippe Villiers l"Isle Адам (Филипп Вилье де Лиль Адам);
*1534-? Хуан де Хоменес;
*1557-1568 - Jean Parisot de la Valette (Жан Паризо де ла Валетт) ;
*1568-1572 -Пьетро дель Монте;
*1572-1582 -Jean de la Cassiere (Жан де Ла-Кассиер);
*?-1603 -Алоф де Виньякур;
*?-1657 -Lascaris (Ласкарис);
*1657-? -Martin de Redin (Мартин де Редин);
*?-1685-? -Карафа;
*1697-1720 -Раймунд де Рокафуль;
?-? -Pinto de Fonseca (Пинто де Фонсека);
*?-1797 - Emmanuel de Rohan (Эммануил де Роган);
*1797-1798 -Ferdinand von Hompesch (Фердинанд фон Гомпеш)
*1798-1801 -Павел Петрович Романов (Голштейн-Готторпский);
*1803-1805 -Giovanni-Battista Tommasi (Джованни Батист Томасси);
*15.6.1805-17.6.1805 -Innico-Maria Guevara-Suardo (Инницо-Мария Гевара-Сардо);
*17.6.1805-5.12.1805 -Giuseppe Caracciolo (Джузеппе Карацциоло)
*5.12.1805-1814 -Innico-Maria Guevara-Suardo (Инницо-Мария Гевара-Сардо);
*1814-1821 -Andrea di Giovanni e Centelles (Андреа ди Джованни и Центеллес);
*1821-1834 -Antonio Busca a Milanese (Антонио Буска а Миланезе);
*1834-1846 -Carlo Candida (Карло Кандида);
*1846-1865 -Philip von Colloredo (Филлип фон Коллоредо);
*1865-1872 -Alessandro Borgia (Александр Борджиа);
*1872-1905 -Giovanni-Battista Ceschi a Santa Croce (Джованни-Батиста Чечи а Санта Кроче);
*1905-1931 -Galeazzo von Thun und Hohenstein (Галеаццо фон Тун унд фон Гогенштейн);
*1907-1931 -фактически за болезнью Галеаццо Орденом управлял лейтенант гроссмейстера -Pio Franchi de" Cavalieri (Пио Франчи де"Кавальери);
*1931-1951 -Ludovico Chigi Albani della Rovere (Людовик Чиги Албани делла Ровере);
*1951-1955 -Antonio Hercolani-Fava-Simonetti (Антонио Герчолани -Фава- Симонетти).(Имел титул лейтенанта гроссмейстера);
*1955-1962 -Ernesto Paterno Castello di Carcaci (Эрнесто Патерно Кастелло ди Карачи);(Имел титул лейтенанта гроссмейстера);
*1962-1988 -Angelo Mojana di Cologna (Ангело Моджана ди Колона);
*1988-настоящее время -Andrew Bertie (Андреа Бертье).

Неизвестно время правления гроссмейстера Дидье де Сен-Жайль (XIV-XV век).

Отличительным признаком госпитальеров является белый восьмиконечный крест, известный также под названием "мальтийский крест" на черном плаще. Позднее, примерно с середины XII века белый восьмиконечный крест носится на груди на красном супервесте (суконный жилет, повторяющий покрой металлической кирасы и носящийся поверх кирасы или вместо нее).

На рисунке справа офицер Кавалергардского полка Русской Армии 1800 года в красном супервесте с белым мальтийским крестом ("гвардия, приданная Великому Магистру"). Российский император Павел I в 1798-1801 годах являлся Grand Master Мальтийского Ордена.

К началу средневековья, Иерусалим стал главным местом паломничества христиан, хотя трудности, с которыми сталкивались путешественники, шедшие через страну постоянно находящуюся в неразберихе, разделенyю войнами и ссорящимися местными вождями, в сочетании с долгим путешествием через море, переполненное пиратами и мародерами, делал это предприятие чрезвычайно опасным.

А на Святой Земле почти не было христианских организаций, способных обеспечить ночлег, медицинскую помощь, питание пилигримам, которых, к тому же часто захватывали местные жители с целью получения выкупа.

Относительно точного времени рождения Ордена в разных исторических источниках приводятся разные даты. По некоторым источникам в 1070 году (за 25 лет до Первого Крестового Похода) знатный рыцарь Герард (Джерард?) основал при уже существовавшем Странноприимном Доме в Иерусалиме священное братство, взявшее на себя заботы о христианских паломниках. По другой версии этог произошло в 1080 году и основатель не был рыцарем..

Историк Guy Stair Sainty сегодняшний официальный историограф Тевтонского Ордена утверждает, что большинство историков сходятся на том, что некий Gerard Beatified (Джерард Благословенный) родом из города Martigues что во французской провинции Прованс в момент взятия крестоносцами Иерусалима 15 июля 1099 года уже являлся ректором (Rector) или мастером (Master) Госпиталя в Иерусалиме.

От автора. Термин "госпиталь", который понимается сегодня всеми как военная больница или больница для раненных на войне, и понимается только как чисто медицинское учреждение, в те времена означал значительно более широкое понятие. Латинское слово "gospital" переводится, как "гость". Можно сказать, что Госпиталь того времени -это гостиница или приют, где путник может получить весь комплекс услуг, в которых он нуждается (ночлег, питание, лечение, отдых, защиту, безопасность, религиозные требы), причем в значительной мере бесплатно.

В период правления Джерарда Госпиталь являлся сугубо мирной организацией. Число мест в госпитале достигало 2 тыс. Использовались методы передовой тогда арабской медицины. Он создал первые Уставы Госпиталя, что для того времени, характерного отстутствием каких либо правил и установлений, было просто удивительно.

На вырезке из плана Иерусалима красным показан Госпиталь.

Госпиталь располагался возле Церкви Святого Джона Баптиста (Church of Saint John the Baptist) и недалеко от Церкви Гроба Господня (Church of the Holy Sepulcher) и Аббатства Санты Марии Латинской (Abbey of Santa Maria Latina).

Госпиталь был организован в двух отделениях - одно для мужчин посвященное Святому Иоанну (Saint John), другое (для женщин) посвященное Марии Магдалине (Mary Magdalen) и оба отделения находились первоначально под властью Аббатства Санты Марии Латинской (Abbot of Santa Maria Latina).

Помощь оказывалась раненным и больным любого вероисповедания, что приносило Госпиталю много доходов от благодарных пациентов и позволило Госпиталю стать независимым от Бенедиктинского Аббатства (Benedictine Abbot), вскоре после взятия крестоносцами города. С обретением независимости Госпиталь отказался от поклонения Святому Бенедикту (Saint Benedict) в пользу Святого Августина (Saint Augustine).

В 1107 году тогдашний христианский король Иерусалима Болдуин I официально утвердил монашеское Братство (Brotherhood) и закрепил за ним землю, на которой располагался Госпиталь.

На снимке панорама современного Иерусалима с видом на церковь Гроба Господня и места, где располагался Госпиталь.

Под руководством Джерарда братья сформировали себя в религиозное братство, принимая торжественные клятвы бедности, целомудрия и повиновения.

Чтобы символизировать свой отказ от всего мирского, они выбрали униформой простую одежду и белый крест, который позже стал восьмиконечным как символ восьми блаженств.

Буллой Postulatio Voluntatis от 5 февраля 1113, Римский папа Пасхалий II (Pope Pascal II) одобрил их устав, за исключением упоминаний о любых военных режимах работы.

Эта булла гласила:
" Нашему Почтенному Сыну Джерарду, основателю и Директору Иерусалимского Госпиталя (His Venerable Son Gerard, Founder and Director of the Hospital of Jerusalem) и его всем законным последователям и продолжателям....,
Ты просил нас, чтобы Госпиталь, который Ты основал в городе Иерусалиме, около церкви Святого Джона Баптиста, должен быть укреплен по полномочию Папского престола и усилен защитой Апостола Святого Петра (Apostle Saint Peter), .. .......
Мы соглашаемся с твоими просьбами с отеческим милосердием, и мы подтверждаем по полномочию этого существующего декрета, этот Храм (House of God), этот Госпиталь (Hospital), повинуется Апостольскому Глазу, и защищен Святым Петром.....,
что Вы - действительный администратор и директор этого госпиталя, и мы желаем, чтобы, в случае вашей смерти, никто не мог быть помещен во главе его уловкой или интригой и что уважаемые братья могут избирать по воле Бога.......,
мы подтверждаем навсегда, и для Вас и ваших наследников...
все преимущества, привилегии и имущество, которое это теперь имеется в Азии и Европе и которое может быть приобретено в будущем, освобождается от любых налогов." .

В последующие годы под эгидой Братства (Brotherhood) были основаны госпитали для паломников в Европе, в основном, в портовых городах Сант-Гилесе (Saint-Gilles), Асти (Asti), Пизе (Pisa), Бари (Bari), Отранто (Otranto), Таранто (Taranto) и Мессине (Messina). В этих госпиталях паломники могли приготовиться к паломничеству, дожидаться корабля и приготовиться к долгому и опасному путешествию через Средиземное море, а также отдохнуть после паломничества перед возвращением домой.

Джерард умер в 1120 году и день его смерти до сих пор числится в календаре Мальтийского Ордена.

Но еще до смерти Джерарда к Братству присоединяется группа рыцарей крестоносцев во главе с неким Раймондом де Пюи (Raymond du Puy) родом из Прованса. (который позднее стал после Джерарда вторым руководителем Госпиталя)

Не вполне точно известно, когда Братство стало заниматься функцией военной защищиты Гроба Господня (Holy Sepulcher) и бороться c неверными везде, где обнаружит. Примерно считается, что между 1126 и 1140 годами.

Первая военная задача, выполняемая новыми братьями рыцарями была физическая защита паломников шедших от Яффы (Jaffa) до Иерусалима (Jerusalem) от постоянно беспокоящих их бандитов. Очень быстро задача разрослась до обязанности очищать окрестности от разбойников и вообще от неверных.

С этого времени и до времени падения Мальты Мастера (Masters) или Гроссмейстеры (Grand Masters) (с 1489), были, и религиозными руководителями (Religious Superiors) и военными командирами рыцарей (Military Commanders of the knights).

Таким образом, между 1126 и 1140 годами Братство все больше становится военно-религиозной организацией, хотя функции призрения слабых и больных паломников сохранялись.

В это же период наименование организации "Братство" (Brotherhood) заменяется на "Орден" (("Ordo" (Order)), как это уже было принято в военно-религиозных сообществах в Европе.

Точных сведений относительно происхождения первых рыцарей-госпитальеров не имеется. Вполне очевидно, что подавляющее их большинство было французами, т.к. основная масса крестоносцев Первого Крестового Похода была из Франции и Раймонд де Пюи также был французом. Однако, большинство госпиталей Ордена в Европе размещались в южной Италии, а большая часть пожертвований шла из Испании. Поэтому есть все основания полагать, что среди рыцарей-госпитальеров имелось немало итальянцев и испанцев.

В 1137 году Римский папа Иннокентий II утвердил правило, согласно которому, ранее вступивший в Орден брат не имел права самостоятельно снять с себя обет, Для этого требовалось согласие всех остальных братьев.

Вступавшие в орден принимали три обычных монашеских обета - безбрачие, бедность и повиновение

Первоначально не требовалось никаких доказательств своего благородного происхождения, чтобы стать рыцарем-госпитальером. Само наличие дорогостоящего оружия, защитных доспехов, боевого коня уже указывало на благородство. Нередко для выполнения военных задач привлекались временно и не состоящие в братстве рыцари. Однако к 1206 году члены Ордена уже делились на классы, к первому из которых принадлежали только рыцари. Руководящий состав мог избираться только из их числа. Ко второму классу принадлежали орденские священники, так называемые "служащая братия"(сержанты), сотрудники госпиталей, к третьему классу обслуживающий персонал. Последний класс обетов монашества не давал. В бою участвовали рыцари и сержанты.
Кроме братьев ряд привилегий и защиту Ордена получали также так называемые "собратья" (confratres) и "дарители" (donati), т.е. те, кто помогал Ордену или непосредственным участием в боевых действиях или же материально. Этой системы в других Орденах не было

Орден очень быстро становился мощной военно-монашеской организацией. Его военная мощь уже в 1136 году побудила корорля Иерусалима передать госпитальерам крепость Бетгемлин (Bethgibelin), важный стратегический пункт на южной границе, прикрывющий порт Ашкалон. Госпитальеры за свой счет укрепили и расширили крепость.

Чем объяснить возникновение и очень быстрое развитие военно-монашеских Орденов в начале XII века, и ордена госпитальеров. в частности?

Дело в том. что монархи и крупные феодалы того времени были хорошими воинами, зачастую неплохими военачальниками, но вовсе никакими администраторами. Можно сказать, что все они были просто разбойниками в королевских мантиях. Завоевывать территории и крепости они умели, грабить их тоже. Но XII век был веком становления государственности. Общественное развитие требовало стабильных границ, законов, стабильности страны. И только военно-монашеские Ордена с их тщательно разработанными уставами и членами, научившимися их исполнять, связанными единой целью, не имеющими своих собственных своекорыстных интересов, скрепленных дисциплиной и имеющие в руках постоянное обученное и сплоченное войско могли быть и были на деле очагами, зародышами возникновения государств.

Именно это привлекало к Орденам и королей, видевших в этих организациях свою опору, и состоятельных людей, ищущих прочной защиты от произвола крупных феодалов, и католическую церковь, видящую в Орденах средство укрепления власти паспкого престола.

Госпитальеры, будучи хорошими администраторами, привлекали к работе выдающихся строителей. медиков, архитекторов, оружейников того времени, создавали сеть укрепленных пунктов по границам королевства, организовали своего рода пограничную службу, препятствуя проникновению в страну мусульманских отрядов.

Между 1142 и 1144 годами госпитальеры приобрели пять графств в округе Триполи, суверенное княжество на севере королевства. Всего к этому времени в руках госпитальеров находилосб уже около 50 укрепленных замков. включая такие важные крепости Крак де Шевалье ((Krak des Chevaliers (Crac)) и Маргат (Margat). Руины этих замков и поныне высятся на господствующих высотах над долинами, напоминая о временах Крестовых Походов и власти христианства над этими землями.

На снимке выше руины орденского замка Крак де Шевалье.

На снимке справа руины орденского замка Маргат.

Рыцари Ордена, понимая свое могущество, были не очень щепетильны с церковными властями. Они просто-напросто вытеснили из центра Иерусалима аббатство Санты Марии Латинской и заняли, ранее принадлежавшие аббатству здания.

Госпитальеры принимали активное участие во Втором Крестовом Походе, внося а ряды крестоносцев элементы порядка, организованности что помогло одержать ряд побед.Однако, поход закончился провалом.

В довольно таки продолжительный полувековой промежуток времени между окончанием второго Крестового похода (1148) и началом третьего Крестового похода (1189) история северной Африки богата событиями борьбы между христианами и мусульманами. Здесь было все - и свирепая жестокость и тех и других, и заключения союзов, и предательство и успешные штурмы городов как с одной стороны, так и с другой. Во всех этих событиях госпитальеры принимают самое активное участие В 1177 госпитальеры вместе с тамплиерами участвуют в битве при Аскалоне и вносят существенный вклад в победу христиан. Мусульмане во главе с Атабеком Нуретдином сумели организовать отпор крестоносцам. В 1154 году он овладел Дамаском и начал наступление на Иерусалимское королевство.

В 1187 году Саладин вторгается в Иерусалимское королевство и осаждает Тивериаду. Он захватывает город.

В течение нескольких недель все крепости королевства пали. Затем наступила очередь и самого Иерусалима и Тира. К этому времени раздоры между тамплиерами и госпитальерами, включая военные стычки и серьезные бои, привели к ослаблению обеих Орденов, взаимной неприязни и недоверию. Настоящей обороны Иерусалима организовано не было и город пал.

В 1189 году начинается Третий Крестовый поход. К 1191 году после двухлетней осады крестоносцам удается овладеть крепостью Сен-Жан д`Акр (Акра).

15 июля 1199 года, т.е. в самом начале Четвертого Крестового похода крестоносцам удается вновь овладеть Иерусалимом.

В первой половине - середине XIII века госпитальеры являются основной военной силой христиан в Палестине и сдерживают натиск мусульман. Они принимают участие в V, VI, VII Крестовых походах. В 1244 году в конце VI Крестового Похода в битве под Газой госпитальеры терпят серьезнейшее поражение. В плен попадает магистр и много рыцарей.

Но в 1249 году госпитальеры принимают участие в VII Крестовом Походе. И снова неудача - проигрыш битвы при Мансуре, в ходе которой в плен попадают магистр и 25 высших руководителей Ордена.

Крестоносцев преследует одна неудача за другой. Госпитальеры становятся арьергардом последних Крестовых Походов. Они продолжают удерживать свои крепости, даже когда другие крестоносцы уже покидают Палестину.

Крак де Шевалье они удерживают до 1271 года, Маргат до 1285 года. Когда пал Иерусалим в 1187 году, госпитальеры перенесли свою резиденцию в Акру (Сен Жак д`Акр). Но в 1291 году пришлось оставить и последний оплот христианства в Палестине. Раненый магистр Ордена Иоаннитов, прикрывавших эвакуацию горожан и посадку их на корабли взошел на борт корабля последним.

Так закончилась эпоха Крестовых Походов, а с нею и эпоха расцвета и величия военно-монашеских орденов. Орденам предстояло искать свою нишу в новых исторических условиях.
Тевтоны отсрочат свое падение тем, что переключатся на христианизацию Прибалтики.
Тамплиеры так и не найдут своего места в Европе и будут в 1307 году разгромлены опасавшимися за свою власть французским королем Франциском Красивым и Папой римским Клементом V.
Госпитальеры, разместившись сначала на острове Кипр, а затем перебравшись на остров Родос продлят свое активное существование морскими операциями на Средиземном море против пиратов.

Но об этом в Части 2.

Литература

1.Guy Stair Sainty.THE SOVEREIGN MILITARY HOSPITALLER ORDER OF MALTA (Сайт www.chivalricorders.org/orders/smom/crusades.htm)
2.Э.Лаввис, А.Рамбо. Эпоха крестовых походов. Русич. Смоленск. 2001г.
3.М.Ткач, Н.Какабидзе. Тайны рыцарских Орденов. Рипол Классик. Москва. 2002г.
4.Мячин А.Н и др. Сто великих битв. ВЕЧЕ. Москва. 1998г.

Просмотров